Главная » Большой бухгалтерский словарь


14:05
Большой бухгалтерский словарь
АКЦЕПТОВАТЬ - принять счет к платежу, дать согласие на оплату счета поставщика. Покупатель не должен подтверждать банку свое согласие на покупку, только в случае отказа от акцепта он подает мотивированное заявление в банк в установленные сроки. В случае отсутствия такого заявления, счет считается акцептованным.

АКЦЕССИЯ - 1. юридическая принадлежность одной вещи к другой, в силу которой она одна не переходит без другой к новому собственнику; 2. приращение собственности (чаще в недвижимом имуществе); 3. присоединение к договору или соглашению.

АКЦИДЕНТНЫЙ - случайный, побочный, несущественный. В договорах и сделках случайные, несущественные условия принято называть акцидентными.

АКЦИЗЫ - вид косвенного налога, преимущественно на предметы массового потребления, а также услуги; включается в цену товаров или тарифы на услуги. Акцизами облагаются следующие товары (продукция): этиловый спирт из всех видов сырья (за исключением коньячного и спирта-сырца), спиртосодержащие растворы, алкогольная продукция, пиво, табачные изделия, ювелирные изделия, нефть (включая газовый конденсат), автомобильный бензин, легковые автомобили (за исключением автомобилей с ручным управлением), а также отдельные виды минерального сырья. Сборщиками А. фактически выступают те, кто или производят подакцизные товары, или оказывают облагаемые услуги. Ставки А. на товары бывают трех видов; 1) единые - для товаров, сорта которых внутри группы мало отличаются по качеству и ценам (соль, спички, сахар); 2) дифференцированные - для товаров, классифицируемых по различным качественным признакам: цвету, крепости и т.п. (вина, ткани и т. д.); 3) средние - для однородных товаров, сорта которых имеют разный уровень цен (табачные изделия). По способу взимания делятся на индивидуальные и универсальные. Индивидуальные А. устанавливаются на отдельные виды товаров и услуг и взимаются по твердым ставкам с единицы измерения товара (услуг). Универсальные А. взимаются с валового оборота. Учет расчетов с бюджетом по акцизам должен осуществляться на счете "Расчеты с бюджетом" по отдельному субсчету "Расчеты с бюджетом по акцизам". Сумма акциза, учтенная по счету реализации в составе выручки, отражается по дебету счета "Реализация продукции (работ, услуг)" и кредиту счета "Расчеты с бюджетом". Перечисление акциза в бюджет показывается по дебету счета "Расчеты с бюджетом" в корреспонденции со счетом "Расчетный счет". Фактическая себестоимость подакцизной продукции, не реализуемой на сторону и используемой для производства другой продукции, не облагаемой акцизами, отражается по кредиту счета "Полуфабрикаты собственного производства" или "Готовая продукция" в корреспонденции с дебетом счета "Основное производство". Одновременно по этой продукции исчисляется сумма акциза, которая отражается по кредиту счета "Расчеты с бюджетом", субсчет "Расчеты с бюджетом по акцизам", в корреспонденции с дебетом счета "Основное производство".

АКЦИЗЫ НА НЕФТЬ (ВКЛЮЧАЯ ГАЗОВЫЙ КОНДЕНСАТ), ЭКСПОРТИРУЕМУЮ С ТАМОЖЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ РФ - сбор, уплачиваемый непосредственно экспортерами или лицами ответственными за финансовое урегулирование грузовой таможенной декларации. Уплачивается по истечении 30 дней со дня оформления коносамента, приемо-сдаточного акта или железнодорожной накладной. Основой для исчисления акциза на нефть (включая газовый конденсат), экспортируемую с таможенной территории РФ, является объем товара, заявленный в графе "с брутто (кг)" таможенной декларации. Ставка акциза установлена в рублях за единицу объема.

АКЦИЗЫ, УНИВЕРСАЛЬНЫЕ - акцизы, взимаемые с валового оборота предприятий (налог с оборота); У.а. устанавливаются в процентах к стоимости товаров или услуг; вследствие простоты взимания обеспечивает быстрый рост поступлений в условиях инфляции в гос.казну. Существуют два метода взимания У.а.: однократный (оплачивается один раз в каком-либо звене производства или торговли) и многократный (оплачивается на каждой стадии продвижения товара к потребителю).

АКЦИИ - ценные бумаги, выпускаемые акционерным обществом, обладателям которых предоставляются все имущественные и личные права, связанные с обладанием акцией: а) право на получение дивидендов, в зависимости от размера прибыли корпорации; б) право на участие в управлении корпорацией путем голосования на собраниях; в) право на получение части имущества после ликвидации корпорации. Права реализуются в размере пропорциональном величине акций.

АКЦИИ, БЕЗНОМИНАЛЬНЫЕ - акции без объявленного номинала; выпускаются по цене, устанавливаемой советом директоров; выручка от реализации направляется в уставный капитал или в доход; на момент выпуска не обеспечены активами; как правило, на предъявителя.

АКЦИИ БЕЗ УКАЗАНИЯ НОМИНАЛЬНОЙ СТОИМОСТИ см. АКЦИИ, БЕЗНОМИНАЛЬНЫЕ.

АКЦИИ, БУХГАЛТЕРСКИЕ - акции, выпущенные компанией, полностью оплаченные акционерами, но позднее выкупленные компанией для дальнейшего использования в своих целях.

АКЦИИ В ОБРАЩЕНИИ - акции фирм, постоянно обращающиеся на фондовом рынке. Особое значение

среди них имеют "активные акции", обращающиеся в значительном количестве. "Активные акции", по которым определяют рыночную ситуацию, называются акциями-барометрами.

"АКЦИИ В ПОРТФЕЛЕ, СОБСТВЕННЫЕ" - статья пассива баланса компаний ряда стран, в которой отмечается процесс приобретения компанией собственных акций, и их стоимость по номиналу вычитается из акционерной собственности. Дивиденды на эти акции не включаются в доход.

АКЦИИ, ВЫПУЩЕННЫЕ - акции, разрешенные (объявленные) к выпуску и проданные подписчикам (акционерам); могут включать акции в портфеле корпорации-эмитента.

АКЦИИ, ВЫПУЩЕННЫЕ И ОБРАЩАЮЩИЕСЯ - та часть уставного акционерного капитала, которая распределена корпорацией среди инвесторов.

АКЦИИ, ЗОЛОТЫЕ - 1. акции с особым правом голоса, которое в определенных условиях в течение оговоренного при выпуске срока (обычно до 3-х лет) предоставляет ее владельцу налагать вето на решения собрания акционеров о внесении изменений в устав акционерного общества, о его реорганизации или ликвидации, о его участии в других предприятиях или объединении предприятий, о передаче в залог или аренду, продаже или отчуждении иными способами имущества, остающегося в собственности государства. З.а. - инструмент, позволяющий сохранить государственный контроль над акционерным обществом. Часть таких акций государство оставляет себе при проведении приватизации по решению правительства или Госкомимущества ряда предприятий оборонной промышленности или крупных монополистов: 2. акции золотодобывающих компаний, в основном ЮАР и Австралии.

АКЦИИ, ИМЕННЫЕ - акции, владелец которых указан на акции (сертификате) и занесено в реестр акционерного общества. Уступка прав по И.а. совершается посредством выдачи сертификата (акции) новому владельцу, либо посредством проставления передаточной надписи на документе, передачи документа и занесении обладателя в реестр общества.

АКЦИИ, КОНВЕРТИРУЕМЫЕ - акции, которые можно обменять на привилегированные или обычные акции по фиксированной цене в определенный срок. Условия конверсии, привилегии и срок их действия подробно указываются в проспекте. Большинство К.а. возвратно. Если истек срок конверсии, то такие акции становятся прямыми.

АКЦИИ, КУМУЛЯТИВНЫЕ - привилегированные акции, обладателям которых могут выплачиваться дивиденды, накопленные за ряд лет, в которых корпорация из-за плохого финансового состояния не могла их выплатить.

АКЦИИ НА ПРЕДЪЯВИТЕЛЯ - акции, правомочным владельцем которых является их предъявитель. Уступка прав по такой акции производится посредством фактической передачи документа. А.на п. могут выпускаться только при условии их полной оплаты.

АКЦИИ, ОБЫКНОВЕННЫЕ - акции, представляющие основные права на собственность корпорации; держатели обыкновенных акций имеют право выбирать совет директоров и влиять на ключевые вопросы, участвовать в доходах корпорации (в виде дивидендов), участвовать в активах и случае ликвидации корпорации на остаточных правах (после того как будут уплачены все долги и привилегированные акционеры получат свою долю).

АКЦИИ, ОБЫЧНЫЕ см. АКЦИИ, ОБЫКНОВЕННЫЕ.

АКЦИИ, ПОРТФЕЛЬНЫЕ - акции, находящиеся во владении у эмитента. Служат в качестве контрольного пакета акций; для регулирования рыночного курса акции;

средство вывоза капитала из страны; регулирования величины налога на прибыль эмитента и т. д.

АКЦИИ, ПРЕДЪЯВИТЕЛЬСКИЕ - акции без указания имени владельца, выпускаются в более мелких купюрах по сравнению с именными акциями, для привлечения широких кругов населения. П.а. могут быть только полностью оплаченные акции, они сравнительно легко переходят из рук в руки.

АКЦИИ, ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ - акции, дающие держателю префакций, преференции (привилегии), которых не имеют прочие совладельцы корпораций: преференция в отношении дивидендов. Практически держатели префакций не имеют права голоса, но в случае необъявления дивидендов держатели это право получают.

АКЦИИ, ПРИВИЛЕГИРОВАННЫЕ - акции, обладатель которых пользуется определенными привилегиями по сравнению с обладателем простых акций. Привилегии могут заключаться: а) в получении дивидендов фиксированного, гарантированного размера; б) в преимущественном получении остатков имущества корпорации в случае ликвидации; в праве выкупа акций эмитентом на льготных условиях и т. д. Привилегированные акции, как правило, безголосые, то есть без права их обладателя участвовать путем голосования в управлении делами фирмы. АКЦИИ, ПРОСТЫЕ см. АКЦИИ, ОБЫКНОВЕННЫЕ. АКЦИИ С ФИКСИРОВАННЫМ РАЗМЕРОМ ДОХОДА см. АКЦИИ, ПРИВИЛЕГИРОВАННЫЕ.

АКЦИИ, УЧРЕДИТЕЛЬСКИЕ - акции, распределяемые среди учредителей акционерных компаний и дающие им некоторые преимущества. Держатели У.а. имеют дополнительное количество голосов на общих собраниях акционеров; пользуются первоочередным правом на получение акций в случае их дополнительного выпуска; и играют главную роль в решении вопросов, связанных с деятельностью акционерных компаний.

АКЦИОНЕР - владелец акций, получающий прибыль по акциям в виде дивидендов. По отношению к акционерному обществу А. несет единственную обязанность - оплатить ту часть акционерного капитала, представленную акцией, на которую он подписался. Объем ответственности определяется прежде всего номинальной ценой акции. Другие обязанности А. могут быть оговорены специально в уставе акционерного общества.

АКЦИОНЕР, ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫЙ - лицо, имя и фамилия которого внесены в ведущуюся компанией-эмитентом книгу регистрации акций как законного владельца акции или пакета акций.

АКЦИОНЕР, ОСНОВНОЙ - акционер, имеющий крупный пакет акций компании (обычно более 10%); такие акционеры часто включаются в совет директоров.

АКЦИОНИРОВАНИЕ - процесс трансформации предприятия, собственником которого является либо государство, либо одно физическое лицо в акционерное общество, как правило, открытого типа.

АЛЕБА - отказ от акцепта.

АЛИЕНАЦИЯ - отчуждение, закладывание, продажа: право продажи, передачи.

АЛИМЕНТЫ - средства на содержание, которые обязаны предоставлять по закону одни лица другим (на несовершеннолетних, а также нетрудоспособным и нуждающимся) в силу существующих между ними брачных и семейных отношений. А. обычно удерживаются на основании исполнительных листов судов из заработной платы лиц, обязанных выплачивать средства на содержание других лиц. Полученные предприятиями исполнительные документы для взыскания алиментов регистрируются и не позднее следующего дня после их поступления передаются в бухгалтерию под расписку ответственному лицу, назначаемому приказом руководителя. Бухгалтерия регистрирует исполнительные документы в специальном журнале или карточке и хранит их наравне с ценными бумагами. Взыскание алиментов производится с начисленной суммы заработка (дохода), причитающегося лицу, уплачивающему алименты после удержания из этого заработка (дохода) налогов в соответствии с налоговым законодательством. Удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей производится со всех видов заработной платы (денежного вознаграждения, содержания) и дополнительного вознаграждения как по основному месту работы, так и за работу по совместительству, которые получают родители в денежной (национальной или иностранной валюте) и натуральной форме. Учет по алиментам ведут на счете по суммам, удержанным из заработной платы работников предприятия в пользу отдельных лиц на основании исполнительных документов или постановлений судебных органов. По каждому дебитору или кредитору открывается отдельный счет аналитического учета. Алименты, удержанные из заработной платы. проводят по дебету счета "Расчеты с персоналом по оплате труда" и кредиту счета "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". При выплате алиментов проводка производится по дебету счета "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и кредиту счета "Касса".

АЛЛЕГРИ - надпись, делавшаяся на пустом билете лотереи (лотерея, в которой розыгрыш производится немедленно после покупки билета).

АЛЛОКАТУРА - документ, выдаваемый налоговым инспектором в подтверждение того, что у плательщика имели место расходы, связанные с незавершенными сделками, ликвидацией и т.п. Используется в тех случаях, когда налоговое свидетельство требует подтверждения такого рода расходов для корректировки базы налогообложения.

АЛЛОНЖ - дополнительный лист бумаги, прикрепленный к векселю, на котором совершаются передаточные надписи, если на оборотной стороне векселя они не уменьшаются. Первую передаточную надпись на А. принято делать так, чтобы она начиналась на векселе, а заканчивалась на А. На нем может быть совершен также аваль.

АЛЬВИЗЕ, Петро де - представитель итальянской бухгалтерской науки первой половины XX в., ученик Ф.Бесты, автор концепции "Логисмологии" (1934) (см. ЛОГИСМОЛОГИЯ). Де Альвизе выделил восемь классификационных оснований для инвентаризаций: 1) по объему (полные, частичные); 2) по принадлежности (имущество на предприятии, вне предприятия); 3) по цели (вступительные, последующие, при передаче ценностей, ликвидационные); 4) по последовательности (от объекта к регистру, от регистра к объекту); 5) по субъекту (ординарные - инициатива собственника; экстраординарные - инициатива внешних органов: судебных финансовых и т. п.; 6) по использованию данных (информативные, доказательные - первые решают экономические, а вторые - юридические задачи); 7) по степени агрегирования (дифференцированные, интегрированные); 8) по форме описи (устные, письменные, на механических носителях). Де Альвизе не считал возможным рассматривать инвентаризацию вне собственника (физического иди юридического лица).

АЛЬФИЕРИ. В. (1863-1930) - представитель венецианской школы бухгалтерского учета, ученик Ф.Бесты. Разрабатывал проблемы учета сметы, основываясь при этом на принципе, что смета является выражением "предвидения экономической деятельности".

АМАНКО - недостаток, недочет.

АМБАЛАЖ - расход на покупку товаров.

А-МЕТА - 1. венчурная предпринимательская сделка, в которой стороны несут риск в равных долях; 2. сделка на условиях паритетной, равной оплаты.

АМНИСТИЯ - освобождение от наказания или замена назначенного судом наказания более мягким. Осуществляется по решению главы государства или высшим представителем органа власти.

АМНИСТИЯ, НАЛОГОВАЯ - освобождение лица, совершившего налоговое нарушение, от ответственности за это нарушение. Н.а. применяется в отношении лица, совершившего налоговое нарушение по небрежности и добровольно заявившего в налоговый орган о совершенном им нарушении и готовности принять все возможные меры по ликвидации последствии этого нарушения.

АМОРТИЗАЦИЯ - 1. перенесение стоимости постепенно снашивающихся основных фондов на стоимость вырабатываемой продукции: 2. целевое накопление денежных средств и их последующее применение для возмещения изношенных основных фондов. В странах с развитой рыночной экономикой государство, определяя порядок амортизационных отчислений, позволяет предпринимателю через ускоренную амортизацию уменьшить сумму прибыли, подлежащую налогообложению, и стимулирует тем самым быстрое внедрение новой техники и технологии; 3. постепенное погашение долга липом или организацией путем периодических взносов или выкупа обязательств: 4. признание долгового обязательства недействительным вследствие его утраты, кражи и т. д.

АМОРТИЗАЦИЯ, АККУМУЛИРОВАННАЯ - 1. сумма амортизации средств, накопленная на данное число: эта сумма вычитается из величины первоначальной стоимости средств, и полученная разность представляет собой остаточную стоимость: 2. специальный бухгалтерский счет, показывающий накопленное уменьшение стоимости средств производства в результате амортизационных расходов: этот счет всегда имеет кредитовый баланс.

АМОРТИЗАЦИЯ АРЕНДОВАННОГО ИМУЩЕСТВА - амортизация имущества взятого в аренду. В зарубежной практике в сфере лизингового бизнеса, когда объект основного капитала берется в аренду на определенный срок и за определенную сумму денег, считается, что по окончании срока аренды этот объект уже не имеет стоимости. Обычно стоимость объекта основного капитала делится на количество лет аренды, а полученная в результате величина представляет собой ежегодный вычет из прибыли. Хотя указанный метод не всегда правильно отражает стоимость объекта основного капитала в каждый данный момент времени, в целом он позволяет справедливо распределить первоначальную стоимость по периодам.

АМОРТИЗАЦИЯ, БУХГАЛТЕРСКАЯ - величина амортизации в США основных активов, которая рассчитывается в соответствии с бухгалтерскими принципами, принятыми в данной компании, и отражается в балансе: отличается от величины амортизации, учитываемой при расчете налогооблагаемой прибыли и подготовке налоговой декларации.

АМОРТИЗАЦИЯ "ГУДВИЛЛА" - амортизация нематериальных активов. В зарубежной практике рекомендуют в качестве предпочтительного метод списания стоимости "гудвилла" в год его приобретения. При этом стоимость следует зачислить на счет резервов, а не на счет прибылей и убытков. Однако допускается и списание стоимости "гудвилла" на счет прибылей и убытков по частям в течение всего периода экономической жизни "гудвилла". Что касается собственных, не приобретенных нематериальных активов, если они вообще числятся на балансе, то их стоимость списывается одним из двух вышеназванных способов.

АМОРТИЗАЦИЯ, ДЕГРЕССИВНАЯ - амортизация, характеризующаяся снижением нормы амортизации в последующие периоды.

АМОРТИЗАЦИЯ ДОЛГА - оплата займов или облигаций посредством регулярных платежей, как правило, по долгосрочным кредитам. А.д. осуществляется на годовой основе. На некоторых облигациях (бонах) печатается график амортизации, отражающий возвращаемую сумму и процент.

АМОРТИЗАЦИЯ, ЗАМЕДЛЕННАЯ - метод, позволяющий организациям отклониться от установленных средних параметров воспроизводства основных фондов, уменьшить величину амортизационных отчислений и соответственно себестоимость продукции (услуг), увеличив сроки службы основных фондов по сравнению с нормативами. замедлив их замену. Право на З.а. (списание) основных фондов и порядок се проведения определяется Правительством России. При З.а. уменьшаются одновременно величины амортизационных отчислений и начисляемого износа основных фондов.

АМОРТИЗАЦИЯ МАЛОЦЕННЫХ И БЫСТРОИЗНАШИВАЮЩИХСЯ ПРЕДМЕТОВ - амортизация малоценных и быстроизнашивающихся предметов, переданных в производство или эксплуатацию, рассчитывается по их видам одним из следующих способов перенесении стоимости: линейный способ - исходя из фактической себестоимости предмета и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования: способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) - исходя из количества продукции (работ), производимой (выполняемой) с использованием предмета в отчетном периоде и соотношения фактической себестоимости предмета и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования: процентный способ - исходя из фактической себестоимости предмета и ставки в 50% или 100% при передаче предмета в производство или эксплуатацию. При этом в первом случае оставшиеся 50% начисляются при выбытии предмета из-за невозможного использования (непригодности) из производства или эксплуатации.

АМОРТИЗАЦИЯ, НАКОПЛЕННАЯ - сумма износа основных средств и нематериальных активов на дату составления баланса.

АМОРТИЗАЦИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ -начисление амортизации на стоимость нематериальных активов, используемых длительное время и в течение этого времени, стоимость их равномерно переносится на производственную продукцию, выполненные работы и оказанные услуги. Амортизационные отчисления исчисляются по нормам, установленным самой организацией, исходя из первоначальной стоимости нематериальных активов и срока их полезного использования (но не свыше срока деятельности организации). Срок полезного действия нематериальных активов определяется самой организацией: при затруднениях в установлении этого срока он принимается за 10 лет. По окончании срока полезного использования нематериальных активов износ по ним не начисляют.

"АМОРТИЗАЦИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ"- счет бухгалтерского учета, предназначенный для обобщения информации о накопленных амортизационных отчислениях по объектам нематериальных активов, принадлежащих предприятию на правах собственности и по которым проводится погашение стоимости. Величина амортизации по нематериальным активам исчисляется ежемесячно по нормам, рассчитанным, исходя из первоначальной стоимости и срока полезного использования их (но не более срока деятельности предприятия). По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования, нормы амортизации устанавливаются в расчете на десять лет (но не более срока деятельности предприятия). Начисленная сумма амортизации нематериальных активов относится в дебет счетов учета затрат на производство (издержек обращения) и кредит счета "Амортизация нематериальных активов". При выбытии нематериальных активов (продаже, списании, передаче безвозмездно и т. д.) сумма начисленной по ним амортизации списывается со счета "Амортизация нематериальных активов" в кредит счета "Реализация прочих активов".

АМОРТИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ (ОСНОВНЫХ ФОНДОВ) - процесс переноса стоимости постепенно изнашивающихся основных средств на изготовленную продукцию. Основные средства участвуют в процессе производства длительный период (не менее года), сохраняя свою натуральную форму, но постепенно изнашиваясь. Износ основных средств может быть физическим и моральным. А. о. с. (о. ф.) начисляется ежемесячно по установленным нормативам отчислении и включается в себестоимость продукции или издержки обращения. По российскому законодательству, предприятие может начислять ускоренную амортизацию.

АМОРТИЗАЦИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ см. ДИПЛЯЦИЯ.

АМОРТИЗАЦИЯ, ПРОГРЕССИВНАЯ см. АМОРТИЗАЦИЯ, УСКОРЕННАЯ.

АМОРТИЗАЦИЯ, РЕЗЕРВНАЯ - в зарубежной практике это сумма дополнительно начисленного износа, которая необходима в отдельные годы для компенсации того, что амортизационные фонды предыдущих лет создавались на основе оценок стоимостей, которые в настоящее время в результате инфляции устарели. В большинстве систем учета инфляции накопленная амортизация по этой причине должна увеличиваться, но Р. а. не будет соотноситься с прибылью текущего года, так как сумма относится к прошлым годам.

АМОРТИЗАЦИЯ, СВОБОДНАЯ - метод предоставления юридическим лицам налоговой скидки путем разрешения им списывать издержки средств производства из налогооблагаемых прибылей в любой пропорции и за любой период времени по их усмотрению. Это позволяет юридическим лицам гибко использовать наиболее удобные для них методы учета амортизации в зависимости от ожидаемого движения денежной наличности, предполагаемых прибылей и налогообложения.

АМОРТИЗАЦИЯ С СОКРАЩЕНИЕМ ОСТАТКА - в зарубежной практике это техника расчета амортизационных отчислений, обычно для машин, в результате которой ежегодные амортизационные отчисления сокращаются в течение срока службы актива. Фиксированная норма амортизации в процентах ежегодно начисляется на стоимость актива (первый год) или на неамортизированную стоимость. Этот метод пригоден для некоторых машин, расходы на ремонт и обслуживание которых в течение срока их службы увеличиваются. Расходы на амортизацию планируется постепенно снижать, так что общие годовые вычеты из прибыли на использование машин остаются более или менее постоянными.

АМОРТИЗАЦИЯ ССУДЫ - установление снижающих лимитов выплачиваемой части ссуды, в результате чего оставшаяся сумма уменьшается на величину погашения.

АМОРТИЗАЦИЯ, УСКОРЕННАЯ - износ, начисляемый более быстрыми темпами, чем если исходить из ожидаемого срока использования актива. Это чаще всего происходит в связи с налоговыми льготами, рассчитанными на поощрение капиталовложений. Для исчисления облагаемого дохода в таких случаях предприятиям позволено амортизировать определенные активы (например, энергосберегающие устройства или активы в регионах, отстающих в развитии) быстрее, чем обычно. Такая практика распространена во многих странах.

АМПЛИАЦИЯ - копия с расписки в принятии денег.

АМПЛИТУДА - отклонение от среднего значения периодического временного ряда до пика или впадины.

АНАЛИЗ - разбор, рассуждение, разложение на составные части.

АНАЛИЗ АУДИТОРСКОГО ОТЧЕТА - всесторонний разбор и оценка аудиторского отчета. Первая ступень анализа это получение и анализ аудиторского отчета. Аудиторский отчет составляет независимый аудитор, не заинтересованный материально или иным образом в положении компании, финансовые отчеты которой он проверяет. В отчете аудитора содержится заключение о точности финансовых отчетов и о том, составлены ли они в соответствии с общепринятыми бухгалтерскими принципами. Если финансовые отчеты не соответствуют общепринятым бухгалтерским принципам, аудитор вправе отказаться от выдачи заключения, а если он не может собрать достаточно информации или выполнить необходимые аудиторские процедуры, то аудитор составляет заключение с ограничениями. Аудитор может также дать отрицательное заключение, если финансовые отчеты не отражают точно, достоверно и в соответствии с общепринятыми бухгалтерскими принципами финансовое положение компании и результаты его изменения. Положительное заключение составляется при условии, что, по мнению аудитора, финансовые отчеты отражают финансовое положение компании и результаты его изменений точно, достоверно и в соответствии с бухгалтерскими принципами.

АНАЛИЗ БАЛАНСА - всесторонняя оценка баланса, счета прибыли и убытков, а также отчета о состоянии предприятия и приложений к отчету.

АНАЛИЗ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ - определение объема сбываемой продукции, при котором выручка покроет издержки за соответствующий период. А. б. часто представляется в форме графика, позволяющего определить уровни доходов и затрат при различных уровнях деловой активности в зависимости от объема производства или продаж; при этом можно рассчитать, показать на самом графике точку безубыточности как минимальный объем производства, при котором выручка от реализации продукции в точности равняется сумме постоянных затрат и переменных затрат, то есть точку, в которой полученный доход в точности покрывает затраты. На графике слева от точки безубыточности находится убыточная область, а справа - прибыльная.

АНАЛИЗ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ - один из компонентов финансово-экономического анализа деятельности предприятия, заключающийся в изучении абсолютных показателей, представленных в бухгалтерской отчетности. В процессе анализа определяются состав имущества предприятия, его финансовые вложения, источники формирования собственного капитала; оцениваются связи с поставщиками и покупателями, определяются размер и источники заемных средств, оцениваются объем выручки от реализации и размер прибыли. При этом следует сравнить фактические показатели отчетности с плановыми (сметными) и установить причины их несоответствия. Следует также учитывать различные факторы, в том числе достоверность бухгалтерской отчетности, использование различных методов учета (учетной политики) и т. д.

АНАЛИЗ, ВЕРТИКАЛЬНЫЙ - один из методов финансового анализа, заключающийся в сопоставлении финансовых показателей за два или более года. В. а. помогает выявить различные отклонения, требующие изучения. Чтобы сделать верные выводы, важно показать как абсолютные, так и относительные изменения показателей. В. а. - выражение каждой статьи данного финансового отчета через процентное отношение к одной определенной базовой статье. В балансе в качестве базы используют совокупные активы, в отчете о доходах - доходы от основной деятельности, в отчете о движении наличных средств - чистый прирост наличных средств за отчетный период. С помощью вертикального анализа можно выявить основные тенденции и изменения в деятельности компании. Данные вертикального анализа можно сопоставить с аналогичными данными компаний-конкурентов и средними по отрасли показателями и выяснить положение компании среди других компаний отрасли; также можно показать соотношение текущих и долгосрочных активов, выявить изменение состава текущих активов по сравнению с предыдущим периодом; показать сколько затрат и издержек приходиться на каждую единицу дохода.

АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРОИЗВОДСТВА И СБЫТА - анализ намеченных контрольных показателей продаж, издержек и прибыли с целью установления, соответствует ли замысел товара и стратегия маркетинга целям фирмы.

АНАЛИЗ ВЫПОЛНИМОСТИ - исследование и учет ресурсов для выпуска новой продукции; в нем отражают затраты по организации производства, закупке сырья, эксплуатационные расходы, оценивают потребности в финансах; все это делается для того, чтобы составить мнение о целесообразности инвестиционного проекта.

АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ - метод сбора первичных данных, при котором документы используются в качестве главного источника информации.

АНАЛИЗ ЗАДАЧ - прием, используемый в управлении предприятием; процесс расчленения общей задачи на ряд составных, например при структурировании организации. Такое деление производится по объектам, исполнителям, фазам производства, уровням принятия решений, целям, поставленным перед предприятием и его подразделениями.

АНАЛИЗ ЗАТРАТ И РЕЗУЛЬТАТОВ - метод принятия решения о том, следует ли осуществлять данный проект, основанный на сопоставлении соответствующих оптимальных затрат и потенциальных результатов. Метод может использоваться при оценке частных инвестиционных проектов, в расчете затрат и поступлений и оценке чистой приведенной стоимости проекта, если результат является положительным числом, проект будет рентабельным. А. З. И р. часто используется и государственными органами в попытках оценить все социальные затраты и положительные результаты проекта.

АНАЛИЗ ИЗДЕРЖЕК - анализ, выявляющий возможности затрат на производство и сбыт.

АНАЛИЗ ИЗДЕРЖЕК И ВЫГОД - сопоставление издержек и выгод при принятии решения о том, следует ли направлять ресурсы и в каком количестве на строительство предприятия или на осуществление программы по производству определенного товара или услуги.

АНАЛИЗ КОЭФФИЦИЕНТОВ - измерение соотношения между двумя отдельными показателями. При финансовом анализе рассматривают обычно пять основных групп коэффициентов: 1 - измеряющих возможность погашения текущих обязательств; 2 - характеризующих движение (оборот) текущих активов; 3 - характеризующих собственный капитал; 4 - измеряющих результаты основной деятельности; 5 - характеризующих информацию на рынке. Чтобы сделать адекватные выводы и интерпретировать полученные коэффициенты, необходимо сделать следующие сопоставления: сравнить фактические коэффициенты текущего года с коэффициентами предыдущего года, а также с отдельными коэффициентами за 5-10 лет; сравнить фактические коэффициенты с нормативами, принятыми компанией; сравнить коэффициенты с показателями конкурентов, используя данные публикуемых финансовых отчетов; сравнить фактические коэффициенты с отраслевыми показателями. Коэффициенты можно сравнивать с показателями других компаний, действующих в той же отрасли, и с данными за несколько лет. Отдельно взятый коэффициент анализировать не имеет смысла. Это эффективный метод анализа финансового положения компании, но следует помнить о его пределах. Прежде всего, коэффициенты воспроизводят существовавшие ранее условия. Они основаны на фактических данных и потому отражают характеристики прошлых событий. Использование альтернативных методов учета может повлиять на значение коэффициентов (например, равномерная амортизация и метод двойного сокращения остатка). Изменение учетных оценок и методов могут повлиять на коэффициенты в том году, в котором эти изменения произошли. Направления деятельности компании могут быть разными, и ее сложно отнести к конкретной отрасли экономики, что усложняет процесс сопоставления. Коэффициент обычно рассчитывают по фактическим данным, что не отражает влияния колебаний цен и текущей рыночной стоимости. При анализе финансовых отчетов используют горизонтальный и вертикальный анализы и анализ коэффициентов.

АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВЫХ ЗАТРАТ - анализ стоимостной эффективности различных маркетинговых факторов (таких как ассортиментные группы, методы реализации, сбытовые территории, участники каналов сбыта, торговый персонал, рекламные средства и виды потребления), позволяющий определить, какие затраты эффективны, а какие нет, и внести соответствующие изменения.

АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ - анализ структуры кадров и их стимулирования, структура управления, наличных систем планирования и управления, стиля работы на разных уровнях фирмы, эффективности организационной структуры. Основная задача этого анализа - выяснение степени соответствия организационной структуры стратегическим задачам фирмы и возможности перестройки ее структуры в соответствующих направлениях.

АНАЛИЗ ОТЧЕТА ОБ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ - совокупность аналитических методов, принятых для подготовки финансовых отчетов. Положение учетной политики и ее направления должны быть раскрыты в финансовых отчетах компании (в примечаниях или в сопроводительных документах). Кроме этого, обязательно должны быть отмечены: учетная политика, используемая в отрасли; международные бухгалтерские стандарты, впервые применяемые компанией; значительные изменения учетной политики.

АНАЛИЗ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ, ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ - анализ, в процессе которого определяется один из основных показателей оценки стоимости предприятия - ожидаемый чистый доход предприятия, а также анализируются такие факторы, как структура капитала, качество управления, квалификация рабочих и др., на основе анализа этих факторов эксперт-оценщик определяет внутреннюю стоимость предприятия (или внутреннюю стоимость акций этого предприятия).

АНАЛИЗ ПОГЛОЩЕНИЯ - анализ, проводимый при поглощении одной компании другой. При анализе часто возникают противоречивые мнения о том, как оценивать и использовать "гудвилл" поглощаемой компании.

АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОИЗВОДСТВЕННО-СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - анализ, направленный на выявление эффективности деятельности фирмы по каждому из направлений производства и сбыта. Конечная цель такого анализа - выяснение целесообразности изменения (или сохранения) стратегии по каждому из направлений. Основной критерий этого анализа - приведение показателей деятельности в соответствие целевым установкам фирмы (норме прибыли, темпу роста объема продажи).

АНАЛИЗ ПОЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ - направление анализа, ориентированное, прежде всего, на выявление сильных и слабых сторон предприятия с позиций конкуренции.

АНАЛИЗ ПОСТАВЩИКОВ - оценка поставщиков по таким показателям, как качество, обслуживание и цены.

АНАЛИЗ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ - анализ, направленный на изучение вкусов, дифференциацию структуры потребностей по группам потребителей, выявление неудовлетворенных потребностей, мотивов предпочтения потребителем тех или иных товаров.

АНАЛИЗ ПРИРОСТНОЙ ДОХОДНОСТИ - анализ соотношения приростных выручки и себестоимости.

АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ - один из методов экспертной оценки финансового состояния контролируемого объекта. Показатели рентабельности характеризуют относительную доходность, прибыльность затрат или капитала, измеряемую обычно в процентах. Рентабельность рассчитывается как отношение валовой прибыли контролируемого объекта за определенный период и затрат средств или капитала за тот же период.

АНАЛИЗ РЕСУРСОЕМКОСТИ ОБЪЕКТА - анализ структурных, абсолютных, относительных и удельных показателей, характеризующих расход ресурсов по стадиям жизненного цикла объекта с целью выявления факторов экономии ресурсов.

АНАЛИЗ, РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ - метод изучения сложившихся в прошлом тенденций технического, социального. экономического развития объекта для формирования стратегии его развития.

АНАЛИЗ СБЫТА - детальное изучение данных о сбыте с целью оценки пригодности маркетинговой стратегии.

АНАЛИЗ, СТОИМОСТНЫЙ - комплексный аналитико-методический анализ, направленный на то, чтобы в изделии были заложены только интересующие потребителя функции с необходимым ему уровнем качества и, соответственно, были исключены все излишние функции, увеличивающие затраты на разработку, производство, сбыт и эксплуатацию изделия. С.а. позволяет минимизировать затраты фирмы на изделие при разумных (для целевого рынка) уровнях его качественных характеристик, что, в свою очередь, позволяет существенно повысить конкурентоспособность товара.

АНАЛИЗ, ФИНАНСОВЫЙ - 1. анализ соответствия реальной экономической ситуации величины, состава и структуры денежных и квазиденежных фондов, денежных потоков, уровня и динамики цен, финансовых отношений между хозяйствующими субъектами, а также с регулирующими системами на рынке. На уровне государства - анализ создания, движения, распределения и перераспределения, использования финансовых ресурсов, движения денежных средств, денежного обращения; 2. анализ, направленный на получение комплексных оценок финансового состояния хозяйствующих субъектов, отраслей, территорий. Осуществляется путем разработки системы показателей исходя из направлений и содержания Ф.а. и выбора методов его проведения. Среди них можно выделить: метод балансовой увязки остатков и оборотов денежных средств; статистическую характеристику динамики финансовых показателей с использованием индексного метода и метода средних величин; метод группировок; структурную характеристику явлений; определение трендов развития финансовых явлений; анализ регрессионный, корреляционный и дисперсионный финансово-денежных отношений; графическую характеристику анализируемых явлений.

АНАЛИЗ, ФИНАНСОВЫЙ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ - финансовый анализ, предусматривающий изучение балансов, годовых отчетов, положения на бирже и перспектив развития в различных отраслях в контексте макроэкономики.

АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ АСПЕКТОВ - анализ, основная цель которого - выяснение способности фирмы финансировать существующие и намеченные на перспективу направления деятельности с учетом возможной перестройки "портфеля" направлений.

АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ ОТЧЕТОВ - обобщающее понятие, используемое для обозначения приемов, которые позволяют выявить существенные взаимосвязи в финансовых отчетах и облегчают сравнение показателей деятельности компании во времени и с другими компаниями; включает в себя горизонтальный анализ (от года к году), анализ тенденций (горизонтальный анализ, расширенный до нескольких лет), вертикальный анализ (показывает взаимосвязь частей финансовых отчетов как одного целого); анализ показателей: ликвидности организации, прибыльности (доходности, рентабельности), долгосрочной платежеспособности, а также показателей, связанных с состоянием рынка (например, с текущей рыночной ценой акций данной компании).

АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ СООТНОШЕНИЙ - анализ, проводимый по данным расчета соотношений между различными финансовыми показателями деятельности компании для определения рисков, тенденций изменения финансовой структуры компании, оценки ее кредитоспособности, выбора направлений и источников финансирования. Для анализа используются месячные, квартальные, полугодовые, годовые показатели.

АНАЛИЗ, ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТОИМОСТНОЙ -методология комплексного системного исследования функций объектов, направленная на обеспечение общественно необходимых потребительских свойств объектов при минимальных затратах на всех стадиях жизненного цикла.

АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - изучение и оценка использования всех видов хозяйственных ресурсов и результатов работы предприятий и организаций с целью повышения ее эффективности. В процессе А.х.д. раскрываются экономические и социальные факторы, влияющие на эффективность производства, что служит основой для выбора и обоснования управленческих решений.

АНАЛИЗ, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ - 1. метод исследования экономики как по всей совокупности протекающих в ней процессов, так и по каждому из них. Э.а. осуществляется с целью выявления основных тенденций и закономерностей развития экономики, их взаимосвязи и взаимовлияния: факторов, определивших те или иные результаты; основных пропорций и соотношений. Инструментами Э.а. являются балансовый и индексный методы; факторный анализ; методы группировок, сравнений, исчисления относительных величин; современные математико-статистические методы. Информационной базой Э.а. служат данные социально-экономической статистики. Э.а., осуществляемый на уровне отдельной фирмы, предприятия, называется обычно анализом хозяйственной деятельности; 2. многочисленные методы для оценки затрат и выгод, относительной прибыльности деятельности, прибыли на инвестированный капитал, величины чистой прибыли, которую имеет на данный период фирма, дивидендов на одну акцию внутри фирмы.

АНАЛИТИК - специалист, анализирующий положение группы компаний, сектора финансового рынка, валюты и дающий рекомендации.

АНАЛИТИК ПО ИНВЕСТИЦИЯМ - специалист, нанимаемый биржевыми брокерами, банками, страховыми компаниями, паевыми доверительными инвестиционными фондами, пенсионными фондами и т. д. для консультирования по вопросам осуществления инвестиций.

АНАСТАСИО, Никколо д' - представитель итальянской бухгалтерской мысли первой половины XIX в. Д'Анастасио выдвинул две важные мысли: I) учет - это регистрация прав и обязательств собственника и 2) в центре учетной системы стоит счет Капитала. Все факты хозяйственной жизни должны затрагивать этот счет. Например, оприходование товаров, поступивших от поставщиков, оформлялось проводками: дебет счета Товаров, кредит счета Капитала и дебет счета Капитала, кредит счета Поставщиков. Это объясняется тем, что кладовщик получает товары не от поставщика, а от собственника, которому поставщик продает их. Иногда эту систему называли четверной, ибо каждая операция требовала минимум четыре записи. Такой подход усиливал контрольное значение бухгалтерской регистрации, так как на одном счете и притом главном - Капитал - должны были получаться контрольные итоги, подтверждающие правильность разноски хозяйственных операций. Четверная бухгалтерия д'Анастасио предполагала учет движения ценностей между участниками хозяйственного процесса и смену их прав и обязательств. При этом любое движение, утверждал д'Анастасио, протекает из одного места в другое и имеет двойной эффект. Отсюда необходимость двойной записи. Счета - это "станции", созданные для отражения изменений правоотношений лиц, участвующих в хозяйственном процессе. Д'Анастасио оказал большое влияние на Ф. Виллу и очень большое -на Д. Чербони.

АНАТОЦИЗМ - взимание процентов на проценты, исчисление процентов не только с первоначальной суммы, но и с наросших за истекшее время процентов.

АНДЕРРАЙТЕР - 1. гарант, поручитель, берущий на себя обязательство разместить определенное количество вновь выпушенных акций, облигаций или ценных бумаг путем их покупки для последующей распродажи инвесторам: 2. в страховании - лицо, уполномоченное страховой компанией принимать на страхование (перестрахование) все виды риска. А. отвечает за формирование страхового (перестраховочного) портфеля.

АНДЕРРАЙТИНГ - 1. покупка ценных бумаг новых выпусков с целью их перепродажи; обычно осуществляется группой инвестиционных банков, которые для этой цели формируют синдикат (совместно гарантирующих и размещающих каждый новый выпуск); 2. оценка риска для целей страхования А., которую осуществляет андеррайтер; 3. заключение и выполнение условий договора страхования:4.страхование.

АННУИТАНТ - физическое лицо, которому выплачивается аннуитет.

АННУИТЕТ - 1. вид долгосрочного займа, по которому кредитор ежегодно получает определенный доход (ренту), устанавливаемый с расчетом на постепенное погашение капитальной суммы долга вместе с процентами по нему;

2. равновеликие платежи, которые производятся (получаются) в равные промежутки времени в течение датированного временного периода. К таким платежам относятся периодические погашения кредита по компенсационным соглашениям, создание амортизационного фонда, взносы по страхованию, выплаты долга и т. д.

АННУИТЕТ С ИНВЕСТИЦИОННЫМ ПЛАНОМ -аннуитет, при котором страхование объединяется с вложениемкапиталоввценныебумаги,и застрахованный получает фиксированный ежегодный доход, а также доход, приносимый ценными бумагами.

Ссылка на страницу: Большой бухгалтерский словарь
Теги: Большой бухгалтерский словарь
Просмотров: 191 | | Рейтинг: 0.0/0 Символов: 46552

ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам

Всего комментариев: 0
avatar


close