Главная » Большой бухгалтерский словарь


15:06
Большой бухгалтерский словарь
ОТЧЕТНОСТЬ, ФИНАНСОВАЯ КОНСОЛИДИРОВАННАЯ - финансовая отчетность группы компаний (материнской и дочерних), представленной как единое предприятие. Такая отчетность составляется путем последовательного объединения статей финансовых отчетов материнской и дочерних компаний и исключения внутригрупповых операций.

ОТЧЕТНОСТЬ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ГРУППЫ, СВОДНАЯ (КОНСОЛИДИРОВАННАЯ) - сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс финансово-промышленной группы (ФПГ), осуществляемые центральной компанией и отражающие имущественное и финансовое положение финансово-промышленной группы, а также результаты ее инвестиционной деятельности. Принципы ведения сводной (консолидированной) отчетности следующие: показатели активов и пассивов бухгалтерских балансов участников ФПГ складываются; инвестиционная деятельность ФПГ отражается в целом; показатели бухгалтерского баланса и финансовые результаты, отражающие объемы реализации товаров (работ, услуг), обязательства и расчеты между центральной компанией и участниками ФПГ в отчетность не включаются; прибыль и убытки каждого участника ФПГ показываются в отчетности в развернутом виде; показатели бухгалтерской отчетности участников ФПГ включаются в отчетность с даты регистрации ФПГ; показатели финансово-хозяйственной деятельности банков и иных кредитных и страховых организаций, а также инвестиционных институтов (за исключением центральной компании) в отчетность не включаются. При наличии в составе ФПГ двух и более банковских или страховых организаций либо инвестиционных институтов составляется отдельная сводная (консолидированная) отчетность по видам деятельности этих организаций.

ОТЧЕТНОСТЬ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНОВ ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОХОДАМ - система показателей, используемых для контроля за поступлением платежей в бюджет, выявления причин отклонений от плана проведения мероприятий, направленных на выполнение плана государственных доходов.

ОТЧИСЛЕНИЯ - удержание или выделение из какой-нибудь суммы, отчисленная сумма.

ОТЧИСЛЕНИЯ, АМОРТИЗАЦИОННЫЕ - постепенное возмещение износа основных средств в стоимостном выражении путем использования накопленных А.о., которые учитываются в себестоимости продукции. А.о. направляются на полное (при замене технически устаревших объектов новыми) или частичное восстановление (при капитальном ремонте основных фондов). А.о. на полное восстановление должны покрывать не только физический, но и моральный износ основных фондов. Амортизация начисляется ежемесячно, при этом амортизацию по выбывшим объектам прекращают начислять начиная с первого числа следующего месяца, а по вновь вводимым начинают начислять с первого числа следующего месяца. Начисление амортизации осуществляется на объекты основных средств, находящиеся в ремонте, простое, незаконченные или не оформленные актами приемки, но фактически находящиеся в эксплуатации. Учет амортизации ведут по счету "Износ основных средств". Это пассивный счет, на котором открываются два субсчета: "Износ (амортизация) собственных основных средств", "Износ (амортизация) долгосрочно арендуемых основных средств". Ежемесячно по кредиту счета в дебет соответствующих счетов по учету издержек производства и обращения отражают сумму амортизационных отчислений, полученную по годовому расчету амортизации: "Основное производство"; "Вспомогательные производства"; "Общепроизводственные расходы"; "Общехозяйственные расходы"; "Обслуживающие производства и хозяйства"; "Коммерческие расходы"; "Издержки обращения". Накопление и расходование амортизационных отчислений в бухгалтерском учете отдельно не отражаются. А.о. расходуются на финансирование капитальных вложений и долгосрочные финансовые вложения.

ОТЧИСЛЕНИЯ, АМОРТИЗАЦИОННЫЕ АККУМУЛИРОВАННЫЕ - стоимость, уже списанная со стоимости объекта основного капитала, при учете но первоначальной стоимости за вычетом износа. Представляет собой сумму ежегодных амортизационных отчислений, произведенных с момента приобретения объекта основного капитала.

ОТЧИСЛЕНИЯ, ВАЛЮТНЫЕ - часть валютной выручки, которая должна продаваться предприятием в государственный валютный фонд по специальному курсу; процент В.о. и курс такой продажи устанавливается государством.

ОТЧИСЛЕНИЯ В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД - 1. обязательные отчисления за счет себестоимости в процентах от начисленной заработной платы во внебюджетный г

государственный Пенсионный фонд РФ; 2. отчисления из доходов физических лиц в негосударственные пенсионные фонды.

ОТЧИСЛЕНИЯ В РЕЗЕРВНЫЕ ФОНДЫ - статьи пассива баланса, образуемые в связи с обязательствами, возможными убытками или затратами, но не связанные с какими-либо конкретными сроками или размерами платежа. Обязательное резервирование вытекает из наличия сомнительных долгов, угрозы возникновения потерь из-за ненадежных операций, предстоящею ремонта, затрат на невыполненные вовремя вскрышные работы, а также различных услуг добровольного характера.

ОТЧИСЛЕНИЯ В ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ - обязательные отчисления за счет себестоимости в процентах от начисленной заработной платы во внебюджетный фонд обязательного медицинского страхования.

ОТЧИСЛЕНИЯ В ЦЕЛЕВЫЕ ФОНДЫ -1. статьи пассива баланса, которые следует или можно предусмотреть для финансирования будущих расходов. Обязательными являются резервные суммы под затраты на: невыполненный текущий ремонт, который следует выполнить в первые три месяца следующего года; невыполненные вскрышные работы, которые следует выполнить в течение ближайших 12 месяцев; гарантийные обязательства, не предусмотренные законодательными нормами. Возможно создание резервов под затраты на: невыполненные ремонтные работы, которые надлежит выполнить в течение 4 -12 месяцев; точно определенные цели (капитальный ремонт, конструкция и т. п.); 2. отчисления в специальные федеральные, местные фонды, использование которых носит целевой характер. К ним относятся: пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд медицинского страхования, дорожный фонд и т. д.

ОТЧИСЛЕНИЯ, ДЕГРЕССИВНЫЕ (РЕГРЕССИВНЫЕ) АМОРТИЗАЦИОННЫЕ - понижение процентной ставки амортизационных отчислений по группам оборудования и основных фондов или по иным критериям отбора основных фондов.

ОТЧИСЛЕНИЯ ИЗ СОБСТВЕННЫХ СРЕДСТВ -платежи из средств, находящихся в распоряжении предприятия.

ОТЧИСЛЕНИЯ НА ВОСПРОИЗВОДСТВО МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ - один из видов неналоговых платежей за пользование природными ресурсами. Отчисления производят пользователи недр, осуществляющие добычу всех видов полезных ископаемых, разведка которых произведена за счет государственных средств. Ставки этих отчислений определяются в процентах к стоимости фактически добытых полезных ископаемых. О.на в.м.-с.б. распределяются между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ. Часть отчислений, поступающих в бюджеты субъектов РФ может передаваться добывающим предприятиям, самостоятельно проводящим работы по геологическому изучению недр. О. на в.м.-с.б., аккумулируемые в бюджетах разного уровня и передаваемые предприятиям, используются строго по целевому назначению.

ОТЧИСЛЕНИЯ НА СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ платежи предприятий в бюджет социального страхования для выплаты пособий по временной нетрудоспособности др. Размер платежей определяется законодательными актами в процентах к начисленной заработной плате. Начисленные суммы отчислений на социальное страхование ежемесячно включаются в затраты производства - дебетуются счета "Основное производство", "Общепроизводственные расходы", "Общехозяйственные расходы" и др. и кредитуется счет "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению". На суммы, перечисленные органам социального страхования, дебетуют счет "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" и кредитуют счет "Расчетный счет".

ОТЧИСЛЕНИЯ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ - обязательные отчисления предприятий во внебюджетные социальные фонды. К ним относятся отчисления в пенсионный фонд, в фонд социального страхования, в фонд занятости и в фонды обязательного медицинского страхования. О.на с.и. производятся предприятиями за счет себестоимости продукции (т.е. относятся к затратам на производство) по нормам, установленным в законодательном порядке, в процентах к фактически начисленной сумме средств на оплату труда основного персонала.

ОТЧИСЛЕНИЯ ОТ ПЛАТЕЖЕЙ ПО ИМУЩЕСТВЕННОМУ СТРАХОВАНИЮ - специфическая часть расходов органов государственного страхования. Отчисления производятся: 1) на финансирование предупредительных мероприятий; 2) на проведение массово-разъяснительной работы; 3) для создания межреспубликанских запасов фондов страхования имущества.

ОТЧИСЛЕНИЯ ОТ ПРИБЫЛИ - одна из форм распределения прибыли; вид платежа из прибыли в бюджет.

ОТЧИСЛЕНИЯ, ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ПРОЦЕНТНЫЕ ЛИЦЕНЗИОННЫЕ (РОЯЛТИ) - отчисления в виде определенных фиксированных ставок (в процентах); выплачиваются лицензиатом через определенные согласованные промежутки времени (ежегодно, ежеквартально, ежемесячно или к определенной дате). Они исчисляются различными способами: со стоимости производимой по лицензии продукции, с суммы продаж лицензируемой продукции, с единицы выпускаемых или реализуемых изделий в виде процента к цене или себестоимости, на специально обусловленной базе (с установленной мощности запатентованного оборудования, с количества переработанного по запатентованному способу сырья, на базе стоимости переработки продукта, со стоимости или количества отдельных компонентов, потребляемых в процессе производства, и т.д.).

ОТЧУЖДЕНИЕ - возмездная (купля-продажа) или безвозмездная (дарение) передача имущества в собственность другого лица.

ОФИС - служебное помещение, кабинет.

ОФИС, ГОЛОВНОЙ - центральная контора юридического лица, из которой осуществляется управление отделениями.

ОФИС, ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫЙ - официальная штаб-квартира, указанная при регистрации в регистрационных документах фирмы, предприятия, акционерного общества для взаимодействия с государственными и местными органами власти в процессе своей коммерческой и другой деятельности. К такому взаимодействию относятся: уплата налогов, сборов, социальных отчислений, предоставление отчетности и т.п.

ОФОРМЛЕНИЕ - 1. придание чему-нибудь окончательной, установленной или необходимой формы; 2. зачисление куда-нибудь с соблюдением всех необходимых формальностей.

ОФОРМЛЕНИЕ БРАКА ПРОДУКЦИИ - процедура, при которой неисправимый, или окончательный брак оформляют актом о браке или ведомостью о браке с последующей отметкой в первичных документах по учету выработки. Исправимый брак актом или ведомостью о браке не оформляют. Если брак исправляет рабочий, допустивший его, то никакого дополнительного документа не составляют вообще; если брак исправляет другой рабочий, то составляют наряд на сдельную работу с пометкой об исправлении брака. Брак, возникший не по вине работника, оплачивается по пониженным расценкам. Месячная заработная плата работника в этом случае не может быть ниже 2/3 тарифной ставки установленного ему разряда (оклада). Брак, который произошел вследствие скрытого дефекта в обрабатываемых материалах, а также брак не по вине работника, обнаруженный после приемки изделия органами технического контроля, оплачивается работнику наравне с годными изделиями.

ОФОРМЛЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ, ПРАВИЛЬНОЕ - требование к бухгалтерской отчетности, связанное с соблюдением формальных принципов отчетности: составление ее на русском языке, в валюте Российской Федерации (в рублях), подписание руководителем организации и специалистом, ведущим бухгалтерский учет (главным бухгалтером и т. п.)

ОФОРМЛЕНИЕ ДОПЛАТ В СВЯЗИ С ОТКЛОНЕНИЯМИ ОТ НОРМАЛЬНЫХ УСЛОВИИ РАБОТЫ - составление первичных документов для расчета выплат рабочим в случае отклонений от нормальных условий работы и затрат, дополнительной работы. В этом случае оформляются два документа: наряд на сдельную работу - в случае выявления дополнительных технологических операций, и листок на доплату - в случае несоответствия фактических условии работы запланированным. Эти документы выписывает начальник цеха или нормировщик до начала работы с указанием номера основного документа (наряда, маршрутного листа), дополнительного времени и расценки и вручаются рабочему или бригадиру. Затем это дополнительное время включают в нормо-часы и используют или расчете процента выполнения норм выработки рабочего, а доплату включают в сдельный заработок. Суммы доплат так же, как и заработную плату, относят на себестоимость выполняемых работ, услуг и готовой продукции, что вызывает ее увеличение по сравнению с нормами. В бухгалтерии эти документы группируют за каждую пятидневку по причинам и виновникам для рассмотрения и анализа руководителя предприятия.

ОФОРМЛЕНИЕ ДОПЛАТ ПРИ СДЕЛЬНОЙ ФОРМЕ ОПЛАТЫ ТРУДА - составление первичных документов для расчета выплат рабочим. Размеры доплат и условия их выплаты организации устанавливают самостоятельно и фиксируют их в коллективном договоре. При этом размеры доплат не могут быть ниже установленных законодательством; простои не по вине рабочих - листком учета простоев, в котором указывают время начала, окончания и длительности простоя, причины и виновников простоя и причитающуюся рабочим за простой сумму оплаты. Простои по вине рабочих не оплачивают и документами не оформляют. Доплаты оформляют следующими документами: нарядом на сдельную работу, который обычно содержит какой-либо отличительный знак; листком на доплату, который выписывают на бригаду или отдельного рабочего, в нем указывают номер основного документа (наряда, ведомости и др.), к которому производится доплата, содержание дополнительной операции, причину и виновника доплат и расценку.

ОФОРМЛЕНИЕ И УЧЕТ НЕДОБРОКАЧЕСТВЕННЫХ ТОВАРОВ, ВОЗВРАЩЕННЫХ ПОКУПАТЕЛЯМИ И ОТПРАВЛЕННЫХ НА РЕПАССИРОВКУ - товары, на которые установлены гарантийные сроки и не выдержавшие их, обмениваются на новые изделия той же марки, либо такие же изделия другой марки с соответствующим перерасчетом, либо покупателю возвращается уплаченная им первоначальная сумма взноса, сумма погашенного кредита и уплаченная сумма процентов за кредит. Обмен или прием недоброкачественных товаров производится на основании заявления покупателя, справки мастерской гарантийного ремонта, представленной в двух экземплярах, паспорта (гарантийного талона) на товар. Прием от покупателей недоброкачественных товаров оформляется накладной в двух экземплярах, один из которых прикладывается к товарному отчету, другой вручается покупателю и является основанием для обмена товара или получения денежной суммы на сданный товар. Обмен недоброкачественных товаров, для которых не установлены гарантийные сроки (одежда, ткани, меха, ковры и др.), или получение денежной суммы за эти товары производится при предъявлении вместе с товаром товарного или кассового чека магазина и при наличии на товаре фабричного ярлыка. Обмен товара или возврат покупателю денег за товар, в котором установлены скрытыенедостатки, производится на основании акта бюро товарных экспертиз. Отгрузка товаров организации-изготовителю оформляется товарной накладной. На основании справки мастерской гарантийного ремонта, заявления покупателя, паспорта изделия предъявляется претензия поставщику. В сумму претензии включается стоимость товаров по покупным ценам, сумма штрафов и, кроме того, сумма убытков, причиненных такой поставкой без зачета неустойки (штрафа). Учет движения недоброкачественных товаров ведется по наименованиям и поставщикам (заводам-изготовителям) в карточках учета претензий.

ОФОРМЛЕНИЕ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ - использование первичной учетной документации для учета проведения инвентаризации. Результаты контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций оформляются актом и регистрируются в книге учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций. На поврежденные или испорченные ценности составляют акты, в которых указывают характер и степень порчи, ее причины, лиц, виновных в порче ценностей. Результаты инвентаризации денежных средств и ценных бумаг оформляют актом без записи их в инвентаризационной описи. Оформленные инвентаризационные описи и акты сдают в бухгалтерию, где их проверяют, затем сравнивают фактическое наличие средств с данными бухгалтерского учета. Результаты сравнения записывают в сличительную ведомость. В ней указывают фактическое наличие средств по данным инвентаризации (количество и сумма), наличие средств по данным учета и результаты сравнения -излишек или недостача. В сличительной ведомости ценности записывают с указанием количества и суммы по группам, видам и сортам в соответствии с классификацией, принятой в учете. В сличительную ведомость записывают только те ценности, по которым выявлены излишки или недостачи, а остальные показывают в ведомости общей суммой. Суммы излишков и недостач товарно-материальных ценностей в сличительных ведомостях указываются в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете. Для оформления результатов инвентаризации могут применяться единые регистры, в которых объединены показатели инвентаризационных описей и сличительных ведомостей. На ценности, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки) составляются отдельные сличительные ведомости. Инвентаризационная комиссия обязана выявить причины недостач или излишков, обнаруженных при инвентаризации. Выводы, предложения и решения комиссии оформляются протоколом, утвержденным руководителем организации. После утверждения результаты инвентаризации отражаются в учете. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке: а) излишек имущества приходуется, и соответствующая сумма зачисляется на увеличение финансирования (фондов); б) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм - на счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании с них убытков, то убытки от недостачи имущества и его порчи списывают на уменьшение финансирования (фондов). По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильности проведения инвентаризации. Их следует проводить с участием членов инвентаризационных комиссий и материально ответственных лиц обязательно до открытия склада, кладовой, секции и т. п., где проводилась инвентаризация. В промежутках между инвентаризациями в организациях с большой номенклатурой ценностей могут проводиться выборочные инвентаризации материальных ценностей в местах их хранения и переработки. Контрольные проверки правильности проведения инвентаризаций и выборочные инвентаризации, проводимые в межинвентаризационный период, осуществляются инвентаризационными комиссиями по распоряжению руководителя организации.

ОФОРМЛЕНИЕ РАБОТ И ВЫПЛАТ ПО ДОГОВОРАМ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА, ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ - оформление работ и выплат осуществляется договором гражданско-правового характера (подряда, поручения, аренды, купли-продажи, контрактации, мены, комиссии, авторского договора и др.). Договор заключается между организацией и работниками, привлекаемыми со стороны для выполнения конкретных работ, которые организация не может выполнить своими силами. Договоры составляются в двух экземплярах: один из них выдается работнику-исполнителю, второй остается у организации. Необходимые реквизиты (наименование документа, организации, фамилия, имя, отчество руководителя организации (или другого должностного лица) и работника-исполнителя, их подписи, место и дата составления договора, его содержание, сроки выполнения работ, сумма и условия оплаты работ, порядок их приемки, печать организации). Договоры регистрируются в бухгалтерии или в отделе кадров. Выполненные по договорам работы оплачиваются по счету-заявлению исполнителя, форму которого также разрабатывает сама организация. В нем указываются содержание заявления. фамилия и инициалы руководителя, на чье имя подается заявление, ссылка на договор, фамилия, имя, отчество и паспортные данные заявителя, его подпись, дата, сведения о льготах по налогам. Основанием для оплаты работ по счету-заявлению служит резолюция руководителя организации.

ОФОРМЛЕНИЕ РЕГИСТРОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА - на всех регистрах указываются название месяца, в котором они заполняются, а в необходимых случаях и наименования синтетических счетов. В конце месяца регистры подписываются лицами, производящими записи. Все журналы-ордера подписываются, кроме того, главным (старшим) бухгалтером предприятия (организации) или уполномоченным им на то лицом. В регистрах, из которых необходимые показатели переносятся в Главную книгу или в другие регистры, делается соответствующая отметка.

ОФОРМЛЕНИЕ, ТАМОЖЕННОЕ - процедура помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим и завершения действия этого режима в соответствии с требованиями и положениями таможенного законодательства.

ОФШОР - центры офшорного бизнеса (режима), связанные с уменьшением или полным исключением налогообложения доходов иностранных лиц, создающих холдинги в этих центрах. Учреждения, находящиеся в центре О., пользуются территорией страны пребывания для проведения операций за ее пределами, но фактически не являются частью ее экономики. Интерес стран, создающих офшорные зоны, заключается в получении регистрационных сборов от размещающихся в них иностранных компаний, создании рабочих мест и т. п. Как правило, офшорные зоны создаются в небольших государствах с ограниченными ресурсами для собственного развития. В настоящее время наиболее развиты О. на Багамских островах, Кипре, Вануату, Мальте, Науру, в Либерии, Панаме, Ирландии, Лихтенштейне. Термином О. также называют компании международного права, действующие в безналоговых зонах.

ОХРАНА - комплекс организационных и технических мероприятий по ограничению доступа и защите территории, помещений, информации, средств и предметов производства, производимой продукции.

ОХРАНА ОБЪЕКТОВ ПРОМЫШЛЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ, ПРАВОВАЯ - гарантированная законом охрана права на изобретения, промышленные образцы, товарные марки, полезные модели, фирменные наименования и наименования места происхождения товара. Национальные законодательства, регулирующие отношения промышленной собственности, определяют условия возникновения права субъекта, объем права, условия и порядок защиты права субъекта на объект промышленной собственности. О.о.п.с.п. возникает либо вследствие регистрации объекта в централизованном порядке - конститутивная регистрация (Австрия, Бельгия, Германия, Греция, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Россия, Скандинавские страны, страны Латинской Америки и др.), либо в результате его фактического использования - декларативная регистрация (Великобритания, Индия, Пакистан, Сирия, США, Швейцария). Право субъекта на объект промышленной собственности является исключительным в рамках, установленных законом, и защищается определенными законом средствами.

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ - система мер, направленная на сохранение, восстановление, улучшение природной среды, включая искусственно созданную среду (города, водохранилища, каналы и др.). В качестве синонимов употребляются термины: "охрана природы", "охрана природной среды", "рациональное природопользование", "охрана экологии" и т.д.

ОХРАНА, ПОЖАРНАЯ - совокупность созданных в установленном порядке органов управления, сил и средств. в том числе противопожарных формирований, предназначенных для организации предупреждения пожаров и их тушения, проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ.

ОХРАНА ТРУДА - правовая защита работника от опасностей, возникающих для его здоровья на рабочем месте, а также связанных с экономическим превосходством работодателя. Сюда относятся правила, регулирующие рабочее время и другие условия труда. За соблюдение правил О.т. прежде всего отвечает работодатель.

ОЦЕНИВАНИЕ - 1. определение цены кого-либо-нибудь; 2. установление качества кого-либо-нибудь, степени, уровня чего-нибудь; 3. высказывание мнения, суждения о ценности или значении кого-либо-нибудь.

ОЦЕНИВАНИЕ АКТИВОВ - метод оценивания справедливой рыночной стоимости активов предприятия, который основан на восстановительной стоимости активов, скорректированной с учетом физического, функционального, экономического износа.

ОЦЕНИВАНИЕ ЦЕННЫХ БУМАГ - оценивание инвестиционных активов с точки зрения ожидаемых рисков и доходов.

ОЦЕНКА - 1. процедура определения цены, ценности; 2. мнение о ценности, уровне или значении; 3. отметка по балльной системе.

ОЦЕНКА АКТИВОВ И ПАССИВОВ ИНВЕСТИЦИОННОГО ФОНДА ПО РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ -суммарная оценка, которая заключается в оценке финансовых вложений и ценных бумаг, имеющих рыночную котировку, по их рыночной стоимости. В качестве рыночной стоимости ценных бумаг выступает средневзвешенная цена, по которой продаются ценные бумаги за последний, предшествующий дате проведения оценки месяц. В случае, если за указанный месяц торговли ценными бумагами не производилось, то в качестве даты для оценки принимается средневзвешенная продажная цена за последний месяц отчетного квартала, в течение которого осуществлялась торговля ценными бумагами. Ценные бумаги, не обращающиеся на фондовой бирже (биржах) и не имеющие рыночной котировки, оцениваются по рыночной стоимости только в случае, если их купля-продажа осуществляется не менее чем двумя (помимо эмитента) инвестиционными институтами, а количество купленных ими указанных ценных бумаг в течение квартала составило не менее 3% от общего объявленного объема их эмиссии и не менее установленной суммы. При этом сделки, по которым цены продаж отклонялись более чем на 10% от цен, сложившихся в инвестиционном институте, который продал наибольшее количество данных ценных бумаг за отчетный период, в расчет не принимаются. В качестве рыночной стоимости ценных бумаг в этом случае выступает средневзвешенная цена сделок по их приобретению за последний, предшествующий дате проведения оценки месяц. В случае, если за указанный месяц торговля ценными бумагами не производилась, то в качестве базы для оценки принимается средневзвешенная цена скупки за последний месяц отчетного квартала, в течение которого осуществлялось приобретение ценных бумаг.

ОЦЕНКА В ПЛАТЕЖНОМ БАЛАНСЕ, СТОИМОСТНАЯ - в платежном балансе операции фиксируются в рыночных ценах, то есть указывается сумма, которую готов заплатить покупатель продавцу, готовому продать товар/услуги за данную сумму, при этом обмен между двумя независимыми сторонами мотивирован исключительно коммерческими соображениями. Принято считать, что в большинстве случаев стоимостный показатель операции соответствует данным требованиям. В тех случаях, когда фактическая стоимость оказывается неизвестной (например, гуманитарная помощь из-за рубежа), производится расчет стоимости, основанный на ценах мирового рынка или оценке стоимости для поставщика.

ОЦЕНКА ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ ПО ОПТОВЫМ ЦЕНАМ РЕАЛИЗАЦИИ - вид оценки готовой продукции, который используется при устойчивых оптовых ценах. Этот вариант оценки продукции был самым распространенным, поскольку позволял сопоставлять оценку продукции в текущем учете и отчетности, что важно для контроля за правильным определением товарного выпуска. При значительном колебании уровня оптовых цен данный способ теряет свои преимущества.

ОЦЕНКА ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ ПО ПЛАНОВОЙ (НОРМАТИВНОЙ) ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СЕБЕСТОИМОСТИ - вид оценки готовой продукции, который выступает в качестве твердой учетной цены. Здесь необходим отдельный учет отклонений фактической производственной себестоимости продукции от плановой или нормативной. Данный способ обеспечивает единство оценки в планировании и учете. Если плановая или нормативная себестоимость продукции изменяется часто, то усложняется переоценка остатков готовой продукции. Если же оценивать продукцию по среднегодовой себестоимости, то она не соответствует оценке в месячных и квартальных планах.

ОЦЕНКА ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ ПО СВОБОДНЫМ РЫНОЧНЫМ ЦЕНАМ - этот вариант оценки применяется при учете товаров, реализуемых через розничную сеть. При использовании в учете оптовых цен, плановой себестоимости и рыночных цен необходимо по окончании месяца исчислять отклонение фактической производственной себестоимости продукции от стоимости ее по учетным ценам для распределения этого отклонения на отгруженную (реализованную) продукцию и остатки ее на складах. С этой целью составляют специальный расчет с использованием средневзвешенного процента отклонений фактической себестоимости продукции от стоимости ее по учетным ценам.

ОЦЕНКА ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ ПО ФАКТИЧЕСКОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СЕБЕСТОИМОСТИ -вид оценки готовой продукции, используемый в организациях с ограниченной номенклатурой производимой продукции. Стоимостная оценка готовой продукции определяется либо по производственной себестоимости в отчетном периоде, либо по сумме производственных издержек на единицу готовой продукции (как правило при единичном и мелкосерийном производстве, при ограниченной номенклатуре).

ОЦЕНКА ДОХОДНОСТИ ФИРМЫ, ОТНОСИТЕЛЬНАЯ - оценка, получаемая делением показателя рентабельности фирмы на средний показатель по отрасли.

ОЦЕНКА ЗАПАСОВ ПО МИНИМУМУ ИЗ ИХ СТОИМОСТИ И РЫНОЧНОЙ ЦЕНЫ - метод оценки запасов , предполагающий, что если стоимость замены(рыночная цена) запасов меньше, чем затраты на их приобретение, то в расчетах необходимо использовать первую из указанных величин.

ОЦЕНКА ЗАПАСОВ ПО СЕБЕСТОИМОСТИ ПЕРВЫХ ВО ВРЕМЕНИ ЗАКУПОК (ФИФО) - оценка запасов (другое название - метод "ФИФО", то есть первая партия на приход - первая в расход), при которой списание материалов осуществляется в порядке очередности их поступления независимо от того, какая партия материалов отпущена в производство, то есть сначала списывают материалы по цене (себестоимости) первой закупленной партии, затем по цене второй партии, и так далее в порядке очередности, пока не будет получен общий расход материалов за месяц.

ОЦЕНКА ЗАПАСОВ ПО СЕБЕСТОИМОСТИ ПОСЛЕДНИХ ВО ВРЕМЕНИ ЗАКУПОК (ЛИФО) - оценка запасов (другое название - метод "ЛИФО", то есть последняя партия на приход - первая в расход), при которой списываются материалы по себестоимости последней партии, затем по себестоимости предыдущей и так далее. Сумма разницы в стоимости приобретенных материальных ценностей, исчисленная в фактической себестоимости приобретения и учетных ценах, списывается в дебет или кредит счета "Отклонение в стоимости материалов" со счета "Заготовление и приобретение материалов". Материальные ценности, цена на которые в течение года снизилась, если они морально устарели, или частично потеряли свое первоначальное качество, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года по цене возможной реализации, когда она ниже первоначальной стоимости заготовления (приобретения), с отнесением разницы в ценах на результаты хозяйственной деятельности.

ОЦЕНКА ЗАПАСОВ ПО СРЕДНЕЙ СЕБЕСТОИМОСТИ - оценка запасов, при которой материальные ресурсы на предприятии в течение месяца списываются по учетным иенам, а в конце месяца учитываются отклонения фактической от учетной себестоимости. Стоимость израсходованных материалов рассчитывают по формуле: Р - Он+П - Ок, где Р - стоимость израсходованных материалов; Он, Ок - стоимость материалов на начало и конец отчетного периода; П - стоимость поступивших материалов.

ОЦЕНКА ЗАПАСОВ ПРИ ОТПУСКЕ В ПРОИЗВОДСТВО И ИНОМ ВЫБЫТИИ - при отпуске материально-производственных запасов в производство и ином выбытии их оценка производится организацией (кроме малоценных и быстроизнашивающихся предметов; товаров, учитываемых по продажной (розничной) стоимости) одним из следующих методов: по себестоимости каждой единицы; по средней себестоимости; по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (метод ФИФО); по себестоимости последних по времени приобретения материально-производственных запасов (метод ЛИФО). Применение одного из методов по конкретному наименованию производится в течение отчетного года. Материально-производственные запасы, используемые организацией в особом порядке (драгоценные металлы, драгоценные камни и т. п.), или запасы, которые не могут обычным образом заменять друг друга, могут оцениваться по себестоимости каждой единицы таких запасов. Организация может в пределах одной двадцатой установленного лимита определять малоценные предметы. Стоимость которых полностью списывается на издержки производства (обращения) по мере их передачи в производство или эксплуатацию.

ОЦЕНКА ЗЕМЕЛЬ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ - оценка плодородия почв под различными сельскохозяйственными угодьями, проявляемая в средневзвешенной урожайности культур и качестве (ценности) валовой продукции. Э.о.з. базируется на бонитировке почв. При этом устанавливается чистый доход хозяйства, получаемый на различных почвах.

ОЦЕНКА ИМУЩЕСТВА И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ - определение стоимости имущества организации, ее обязательств. Оценка производится организацией для ее отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности В денежном выражении. Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных расходов на его покупку: имущества, полученного безвозмездно - по рыночной стоимости на дату оприходования; имущества, произведенного в самой организации - по стоимости его изготовления. В состав фактически произведенных затрат включаются, в частности, затраты на приобретение самого объекта имущества, уплачиваемые проценты по предоставленному при приобретении коммерческому кредиту, наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения (стоимость услуг), уплачиваемые снабженческим, внешнеэкономическим и иным организациям, таможенные пошлины и иные платежи, затраты на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые силами сторонних организаций. Формирование текущей рыночной стоимости производится на основе цены, действующей на дату оприходования имущества, полученного безвозмездно, на данный или аналогичный вид имущества. Данные о действующей цене должны быть подтверждены документально или экспертным путем. Под стоимостью изготовления признаются фактически произведенные затраты, связанные с использованием в процессе изготовления имущества основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов и других затрат на изготовление объекта имущества. Записи в бухгалтерском учете по валютным счетам организации, а также по операциям в иностранной валюте производятся в рублях в суммах, определяемых путем пересчета иностранной валюты по курсу ЦБ РФ, действующему на дату совершения операции. Одновременно указанные записи производятся в валюте расчетов и платежей. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций допускается вести в суммах, округленных до целых рублей. Возникающие при этом суммовые разницы относятся на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение доходов (уменьшение расходов) у некоммерческой организации либо увеличение (уменьшение) финансирования (фондов) у бюджетной организации (далее пол бюджетной организацией понимается некоммерческая организация, основная деятельность которой финансируется за счет средств бюджета).

ОЦЕНКА ИНФОРМАЦИИ - процесс определения ценности, достоверности, надежности, применимости и эффективности собранной информации, разведывательной продукции или разведывательной системы в целом.

ОЦЕНКА И УЧЕТ БЕЗНАДЕЖНЫХ ДОЛГОВ В УЧЕТЕ США - корректировка, применяемая при наличии безнадежного долга. Представляет собой потерю выручки от продажи или убыток, что требует соответствующего снижения величины дебиторской задолженности по счетам (баланс) и уменьшения прибыли (отчет о прибылях и убытках). Существует два метода списания безнадежных долгов: метод прямого списания безнадежных долгов, метод начисления резерва безнадежных долгов (см. МЕТОД ПРЯМОГО СПИСАНИЯ БЕЗНАДЕЖНЫХ ДОЛГОВ В УЧЕТЕ США, МЕТОД НАЧИСЛЕНИЯ РЕЗЕРВА БЕЗНАДЕЖНЫХ ДОЛГОВ В УЧЕТЕ США).

ОЦЕНКА КАПИТАЛА И РЕЗЕРВОВ В СТАТЬЯХ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ - определение и использование в статьях бухгалтерской отчетности стоимостной или иной количественной меры капитала и резервов. В составе собственного капитала организации учитываются уставный (складочный), добавочный и резервный капитал, нераспределенная прибыль и прочие резервы. В бухгалтерском балансе отражается величина уставного (складочного) капитала, зарегистрированная в учредительных документах как совокупность вкладов (долей, акций, паевых взносов) учредителей (участников) организации. Уставный (складочный) капитал и фактическая задолженность учредителей (участников) по вкладам (взносам) в уставный (складочный) капитал отражаются в бухгалтерском балансе отдельно. Государственные и муниципальные унитарные предприятия вместо уставного (складочного) капитала учитывают уставный фонд, сформированный в установленном порядке. Сумма дооценки основных средств, объектов капитального строительства и других материальных объектов имущества организации со сроком полезного использования свыше 12 месяцев, проводимой в установленном порядке, безвозмездно полученные организацией ценности, сумма, полученная сверх номинальной стоимости размещенных акций (эмиссионный доход акционерного общества), и другие аналогичные суммы учитываются как добавочный капитал и отражаются в бухгалтерском балансе отдельно. Созданный в соответствии с законодательством РФ резервный фонд для покрытия убытков организации, а также для погашения облигаций организации и выкупа собственных акций отражается в бухгалтерском балансе отдельно. Организация может создавать резервы сомнительных долгов по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации. Сомнительным долгом признается дебиторская задолженность организации, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями. Резерв сомнительных долгов создается на основе результатов проведенной инвентаризации дебиторской задолженности организации. Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично. Если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного гола к финансовым результатам. Остатки фондов и других резервов, образованных организацией в соответствии с учредительными документами или принятой учетной политикой за счет прибыли, оставшейся в ее распоряжении (нераспределенной прибыли), отражаются в бухгалтерском балансе отдельно. В целях равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства или обращения организация может создавать резервы на: предстоящую оплату отпусков работникам: выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет: выплату вознаграждений по итогам работы за год; ремонт основных средств; производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства; предстоящие затраты на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий; предстоящие затраты по ремонту предметов, предназначенных для сдачи в аренду по договору проката; гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание; покрытие иных предвиденных затрат и другие цели, предусмотренные законодательством РФ. В бухгалтерском балансе на конец отчетного года отражаются по отдельной статье остатки резервов, переходящие на следующий гол, определенные исходя из правил, установленных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета.

Ссылка на страницу: Большой бухгалтерский словарь
Теги: Большой бухгалтерский словарь
Просмотров: 193 | | Рейтинг: 0.0/0 Символов: 40622

ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам

Всего комментариев: 0
avatar


close