Главная » Большой бухгалтерский словарь
15:17
Большой бухгалтерский словарь
УЧЕТ И ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПОТЕРЬ И УЦЕНКИ ТОВАРОВ - бухгалтерские операции, заключающиеся в следующем: товарные потери, возникающие от естественной убыли, боя исчисляются по нормам (размерам) в установленном порядке. Товарные потери при транспортировании списываются в пределах установленных норм по каждому товарно-транспортному документу в том случае, если при приемке фактическое наличие товаров будет меньше, чем указано в документах поставщика. Каждый случай брака, порчи, боя, понижения качества товаров, выявленных при транспортировании, оформляется актом. Сверхнормативные товарные потери при транспортировании могут относиться за счет поставщика или организации транспорта. Нормы естественной убыли и боя в организациях розничной торговли при хранении и реализации применяются к товарам, реализованным за межинвентаризационный период. Они являются предельными и применяются только в тех случаях, когда при инвентаризации товаров установлена недостача. Списание недостачи за счет естественной убыли и боя товаров производится после инвентаризации на основе соответствующего расчета, составленного и утвержденного в установленном порядке. Недостача товаров сверх установленных норм убыли и потери от порчи при наличии акта о бое могут быть списаны организациями за счет дохода, когда конкретные виновники недостачи и порчи не установлены. К товарным потерям относится также завес тары (разница между фактическим весом тары из-под товара и ее массой по трафарету). Все товары, по которым может быть завес тары, регистрируются в "Книге регистрации товаров, материалов, требующих завеса тары". Записи в книгу производятся на основании приемных товарных документов. Завес тары регистрируется в этой книге на основании "Акта о завесе тары". На таре делается отметка несмываемой краской об актировании завеса с указанием даты и номера акта. Выявленная при инвентаризации недостача товаров вследствие завеса тары списывается с материально ответственных лиц при условии, что недостающая сумма превышает нормы естественной убыли. Акты на завес рыбы и рыбопродуктов (кроме икры) не составляются. Завес тары по этим товарам списывается за счет дополнительной скидки, предоставленной поставщиком. Завес тары списывают в зависимости от условий договора с поставщиком. По некоторым товарам поставщики могут предоставлять магазинам специальную скидку на завес тары. При поступлении товаров эту скидку записывают на кредит счета "Торгован наценка" (на аналитический счет "Скидка на завес тары*). По таким товарам акты на завес тары не составляют и претензии поставщикам не предъявляют, фактический завес тары списывают за счет предоставленной скидки. Завес тары за счет скидки списывают только в том случае, если при инвентаризации будет выявлена недостача товаров сверх норм естественной убыли. Первоначально списывают сумму полученной скидки на завес тары (за вычетом скидки, относящейся к остатку затаренных товаров), а затем в соответствующей сумме естественную убыль. Порчу, бой и лом товаров оформляют актом, в котором указывают наименование, артикул, сорт, цену, количество и стоимость товаров, причину и виновников потерь, возможности дальнейшего использования товаров (продажа по сниженным ценам, сдача в утиль или переработку, откормочным организациям) или уничтожении. Сдачу товаров в утиль, переработку или откормочным организациям оформляют товарно-транспортной накладной. Акт о порче, бое, ломе товаров передают в бухгалтерию, где проверяют правильность его составления, после чего передают на утверждение руководителю организации, который решает, за чей счет списать потери товаров. Лишь в исключительных случаях (когда конкретных виновников установить невозможно) потери списываются за счет организации.

УЧЕТ ИЗДЕРЖЕК - производственный учет, составная часть бухгалтерского учета, которая, в отличие от финансового учета, законом строго не регламентирована. Задача У.и. - полное, непрерывное и аналитическое выявление издержек и продукции за отчетный период с целью анализа эффективности и калькуляции. Как правило, У.и. осуществляется помесячно и включает учет по видам издержек, в разрезе центров (возникновения) издержек и носителей издержек. Системы У.и. классифицируют в зависимости от времени (периодичности) учета (плановые, нормальные, фактические) и охвата учтенных издержек (учет полных и частичных издержек). Комбинируя оба признака классификации, получают шесть систем У.и. При этом под "нормальными" издержками понимают средние издержки за прошлый период.

УЧЕТ ИЗДЕРЖЕК, ПОПРОЦЕССНЫЙ - инструмент анализа и контроля, обеспечивающий более точное распределение издержек между готовыми продуктами по сравнению с традиционными методами. В основе П.у.и. лежит отказ от распределения издержек вспомогательных подразделений в зависимости от основной заработной платы, машиночасов или стоимости материалов, так как изделия различной сложности требуют различных затрат и процессов во вспомогательных подразделениях, а следовательно, различных ресурсов. Поэтому распределять эти затраты следует с учетом указанного обстоятельства. Для отнесения издержек на продукты используют так называемые факторы издержек. П.у.и. обладает стратегическими преимуществами, он свободен от кратко- и среднесрочного подхода, присущего традиционному учету издержек. Он позволяет принимать долгосрочные решения и выявлять возможности для рационализации, имеющиеся во вспомогательных подразделениях.

УЧЕТ ИЗНОСА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ . учет на основе установленных норм амортизационных отчислений на полное восстановление основных средств. Износ определяется и учитывается по зданиям и сооружениям, передаточным устройствам, машинам и оборудованию, рабочему скоту, транспортным средствам, производственному (включая принадлежности) и хозяйственному инвентарю, многолетним насаждениям, достигшим эксплуатационного возраста, нематериальным активам. Износ не определяется по следующим основным средствам: по зданиям и сооружениям, являющимся уникальными памятниками архитектуры и искусства; оборудованию, экспонатам, образцам, действующим и недействующим моделям, макетам и другим наглядным пособиям, находящимся в кабинетах и лабораториях и используемым для учебных и научных целей; продуктивному скоту, буйволам, волам, оленям, экспонатам животного мира (в зоопарках и других аналогичных учреждениях); многолетним насаждениям, не достигшим эксплуатационного возраста; библиотечным фондам, фильмофонду, сценическо-постановочным средствам, музейным и художественным ценностям. Износ не определяется также по основным средствам учреждений, находящихся за границей. Износ объектов основных средств определяется за полный календарный год. В инвентарных карточках учета основных средств ф. ОС-6 и ОС-8 записывается годовая сумма износа в рублях, шифр годовой нормы износа и год, в котором последний раз начисляется износ. Начисление износа не может производиться свыше 100% стоимости основных средств. Ежегодно из карточек сумма износа записывается в ведомость. Для учета износа основных средств используют счет "Износ основных средств". При начислении износа основных средств происходит уменьшение фонда в основных средствах. На общую сумму износа в последний рабочий день декабря составляется мемориальный ордер с отражением износа основных средств по дебету и кредиту счета "Износ основных средств". Сумма износа по мемориальному ордеру записывается только в книгу "Журнал-главная". При выбытии объектов основных средств по соответствующей карточке определяется общая сумма износа за время нахождения объекта в эксплуатации, и на эту сумму уменьшается износ. Списание износа по выбывшему объекту основных средств отражают по дебету счета "Износ основных средств" и кредиту счета "Основные средства".

УЧЕТ ИМУЩЕСТВА - учет обязательств и хозяйственных операций организаций. Имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации. Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета. Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.

УЧЕТ ИМУЩЕСТВА КРЕСТЬЯНСКОГО (ФЕРМЕРСКОГО) ХОЗЯЙСТВА - регистрация имущественных ценностей хозяйства в Книге учета имущества (ф. № 1-кх). в которой все имущество объединено в разделы в зависимости от его назначения в хозяйственной деятельности: 1) земельная площадь; 2) основные средства; 3) скот и птица. Записи в книге производят ежегодно, один раз.

Для этого фермеру необходимо на месте убедиться в наличии того или иного объекта основных средств, провести подсчет, обмер или взвешивание имущества, его последующую оценку, то есть провести его инвентаризацию.

УЧЕТ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ В ГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕНСИОННОМ СТРАХОВАНИИ - организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для целей государственного пенсионного страхования.

УЧЕТ ИНСТРУМЕНТОВ И ПРИСПОСОБЛЕНИЙ -запись в карточках складского учета остатков инструментов и приспособлений, затем их поступления и выбытия. Записи в карточки выполняют: по приходу - на основе лимитных карт или актов-требований, или ведомости на пополнение (изъятие) постоянного запаса инструментов; по расходу - на основе актов на списание. Работники бухгалтерии, приняв от кладовщика раздаточной кладовой цеха документы по учету инструментов и приспособлений, данные из которых вносят в накопительные ведомости синтетического учета и в ведомость на переданные в эксплуатацию предметы из числа приобретенных за счет специальных источников финансирования, в акты на выбывшие предметы и накладные на утиль. Затем составляют накопительные ведомости расхода по каждой раздаточной кладовой.

УЧЕТ ИНФЛЯЦИИ, БУХГАЛТЕРСКИЙ - 1. учет изменений общего уровня цен посредством пересчета всех или части статей финансовых отчетов на индекс общего уровня цен; 2. учет в текущих оценках путем непосредственной переоценки статей финансовых отчетов в соответствии с их текущей стоимостью.

УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ - систематический учет, контроль и оценка всех хозяйственных операций предприятия в соответствии с требованиями закона и целенаправленного руководства предприятием. У.и о. включает несколько аспектов: 1) внешние У.и о., то есть финансовый учет и годовой отчет, рассчитанные на внешних адресатов - инвесторов, кредиторов, наемных работников, налоговые и статистические органы, ссуды и т.п.; предполагает строгое следование законодательным нормам; 2) внутренние У.и о., ориентированные на определенных лиц внутри предприятия, которые используют его для распорядительных целей; 3) секретный бухгалтерский учет; допускается принципами надлежащего бухгалтерского учета в отношении ряда разделов учета, например, собственного капитала и доходов.

УЧЕТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ - учет используемой предприятием на различные цели прибыли. В частности, в течение отчетного года предприятие за счет прибыли выполняет обязательства перед бюджетом, банком, вышестоящими органами, рабочими и служащими; производит реконструкцию и обновление основных средств; ведет жилищное строительство и т. д. Суммы использованной прибыли учитываются по дебету счета "Прибыли и убытки*. Счет активный; сальдо дебетовое означает сумму использованной в течение отчетного года прибыли по обязательствам и на собственные нужды.

УЧЕТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ -регистрация использования рабочего времени, которая ведется в табелях, годовых табельных карточках и т. п. Табель составляется в одном экземпляре табельщиком, мастером или лицом, на это уполномоченным, и передается в расчетный отдел бухгалтерии 2 раза в месяц для корректировки суммы выплаты за первую половину месяца (аванса) и для расчета заработной платы за месяц. Учет явок на работу и использование рабочего времени осуществляется в табеле методом сплошной регистрации, то есть отметки всех явившихся, неявившихся, опозданий и т. п., или путем регистрации только отклонений (неявок, опозданий и т. д.). На титульном листе табеля даны условные обозначения отработанного и неотработанного времени. Количество дней и часов указывается с одним десятичным знаком. При ручной обработке учетных данных.



УЧЕТ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ - учет денежных средств, при котором происходит полный и своевременный учет этих средств и операций по их движению, контроль за наличием денежных средств и денежных документов, их сохранностью и целевым использованием; контроль за соблюдением кассовой и расчетно-платежной дисциплины; выявление возможностей более рационального использования денежных средств. Для учета наличия и движения денежных средств в кассе предприятия используется активный счет "Касса". Сальдо счета указывает на наличие суммы свободных денег в кассе предприятия на начало месяца; оборот по дебету - суммы, поступившие наличными в кассу, а по кредиту - суммы, выданные наличными. Кассовые операции, записанные по кредиту счета "Касса", отражаются в журнале-ордере № I; обороты по дебету этого счета записываются в разных журналах-ордерах. Записи производятся итогами за день на основании отчетов кассира, подтвержденных приложенными к ним документами. Итоги за день (при незначительном количестве кассовых документов - за 3-5 дней) в разрезе корреспондирующих счетов устанавливаются путем подсчета сумм однородных операций, отраженных в кассовом отчете или приложенных к нему документах, согласно бухгалтерской разметке, предварительно проставляемой в отчете кассира или на документах.

УЧЕТ КОММЕРЧЕСКИХ РАСХОДОВ - учет затрат, связанных с отгрузкой и реализацией продукции. Синтетический учет коммерческих расходов ведется на счете "Коммерческие расходы" по статьям затрат. Расходы на упаковку и транспортировку продукции включают в себестоимость продукции прямым путем. Если этого сделать невозможно, то они распределяются между отдельными видами отгруженной продукции ежемесячно соответственно весу, объему, производственной себестоимости или исходя из других показателей, предусмотренных в отраслевых инструкциях по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции. Все расходы ежемесячно полностью относятся на себестоимость отгруженной продукции, в том числе: стоимость материалов, использованных на упаковку готовой продукции, оплата услуг по транспортировке продукции, заработная плата грузчиков за выполненные погрузочно-разгрузочные работы, отчисления в фонды социального страхования с заработной платы грузчиков, резерв на заработную плату грузчикам. Если продукция не реализована, то коммерческие расходы на ее себестоимость не относятся. Сумма коммерческих расчетов списывается на реализацию продукции - счет "Реализация продукции (работ, услуг)" и на отгруженную продукцию - счет "Товары отгруженные".

УЧЕТ КРЕДИТНЫХ ОПЕРАЦИЙ - отражение в бухгалтерском учете взаимоотношений объединений, предприятии и хозяйственных организаций с банками по краткосрочному и долгосрочному кредитованию. Производится на счетах "Краткосрочные кредиты банков" и "Долгосрочные кредиты банков". Суммы полученных краткосрочных, средне- и долгосрочных кредитов банков отражаются по кредиту этих счетов и дебету счетов "Касса", "Расчетный счет", "Валютный счет", "Специальные счета в банках", "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" и т. д. На суммы погашенных кредитов банков дебетуются счета "Краткосрочные кредиты банков" и "Долгосрочные кредиты банков" в корреспонденции со счетами учета денежных средств. Кредиты банков, неоплаченные в срок, учитываются отдельно. Учет операций отражаемых по счетам "Краткосрочные кредиты банков" и "Долгосрочные кредиты банков", осуществляется в журнале-ордере № 4 или 4а и в ведомости № 3. Записи в них производятся на основании выписок банка. При этом суммы по корреспондирующим счетам показываются по выписке в целом.

УЧЕТ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ - учет, при котором используется простой способ "однократной записи ". Учитывая особый статус крестьянских (фермерских) хозяйств, они могут не применять счета бухгалтерского учета и метод двойной записи. Главными задачами учета являются: обеспечение контроля за наличием и движением имущества, использованием материальных ресурсов и денежных средств; своевременное предупреждение негативных явлений в хозяйственно-финансовой деятельности; выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов; формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и финансовых результатах хозяйственной деятельности. Учет хозяйственной деятельности фиксируется в учетных регистрах (журналах, книгах или на отдельных листах). Записи в учетных регистрах производятся после совершения хозяйственной операции на основании первичных учетных документов, составленных по типовым формам, утвержденным соответствующими ведомствами, или по формам, составленным самостоятельно самим фермером. Движение имущества и продукции внутри крестьянского (фермерского) хозяйства, в отличие от государственных и коллективных сельскохозяйственных предприятий, первичными документами, как правило, не оформляется.

УЧЕТ ЛИЗИНГА У ЛИЗИНГОДАТЕЛЯ - учет затрат, связанных с приобретением лизингового имущества за счет собственных или заемных средств, по дебету счета "Капитальные вложения", субсчет "Приобретение отдельных объектов основных средств". Имущество, предназначенное для сдачи в аренду по договору лизинга, в сумме всех затрат, связанных с его приобретением, приходуется по дебету счета "Доходные вложения в материальные ценности", субсчет "Имущество для сдачи в аренду" в корреспонденции со счетом "Капитальные вложения". Передача лизингового имущества лизингополучателю отражается лишь записями в аналитическом учете по счету "Доходные вложения в материальные ценности". Если по условиям договора лизинга лизинговое имущество поставляется его продавцом непосредственно лизингополучателю, минуя лизингодателя, то указанные записи делаются в бухгалтерском учете транзитом на основании первичного учетного документа лизингополучателя. Если по условиям договора лизинга лизинговое имущество учитывается на балансе лизингополучателя, то передача лизингового имущества лизингополучателю отражается на счете "Реализация и прочее выбытие основных средств"; по кредиту в корреспонденции со счетом "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами",субсчет"Задолженность по лизинговым платежам" на сумму задолженности по лизинговым платежам согласно договору лизинга: по дебету корреспонденции со счетом "Доходные вложения в материальные ценности", субсчет "Имущество для сдачи в аренду на стоимостьлизингового имущества"; в корреспонденции со счетом "Доходы будущих периодов" на разницу между общей суммой лизинговых платежей согласно договору лизинга и стоимостью лизингового имущества. При этом лизингодатель принимает указанное имущество на забалансовый счет "Основные средства, сданные в аренду" в разрезе лизингополучателей и видов имущества. Начисление амортизационных отчислений на полное восстановление лизингового имущества, учитываемого лизингодателем на своем балансе (на счете "Доходные вложения в материальные ценности"), производится равномерно по дебету счета "Основное производство" и кредиту счета "Износ основных средств". Ежемесячно накопленные на счете "Основное производство" суммы списываются в дебет счета "Реализация продукции (работ, услуг)". При возврате лизингового имущества и прекращении его использования для лизинга его стоимость переносится с кредита счета "Доходные вложения в материальные ценности", субсчет "Имущество для сдачи в лизинг" на счет "Основные средства".

УЧЕТ ЛИЗИНГОВОГО ИМУЩЕСТВА - учет стоимости лизингового имущества, поступившего лизингополучателю, на забалансовом счете "Арендованные основные средства". Если по условиям договора лизинга лизинговое имущество учитывается на балансе лизингополучателя, то стоимость лизингового имущества, поступившего лизингополучателю, отражается по дебету счета "Капитальные вложения", субсчет "Приобретение отдельных объектов основных средств по договору лизинга" в корреспонденции с кредитом счета "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчет "Арендные обязательства". Затраты, связанные с получением лизингового имущества, и стоимость поступившего лизингового имущества списываются с кредита счета "Капитальные вложения", субсчет "Приобретение отдельных объектов основных средств" в корреспонденции со счетом "Основные средства", субсчет "Арендованное имущество". Начисление причитающихся лизингодателю лизинговых платежей за отчетный период отражается по кредиту счета "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчет "Задолженность по лизинговым платежам" в корреспонденции со счетами учета издержек производства (обращения). Если по условиям договора лизинга лизинговое имущество учитывается на балансе лизингополучателя, то начисление причитающихся лизингодателю лизинговых платежей отражается по дебету счета "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчет "Арендные обязательства" в корреспонденции со счетом "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчет "Задолженность по лизинговым платежам". Начисление амортизационных отчислений на полное восстановление лизингового имущества производится исходя из его стоимости и норм, утвержденных в установленном порядке, либо норм, увеличенных в связи с применением механизма ускоренной амортизации на коэффициент не выше 3, и отражается по дебету счетов учета издержек производства (обращения) в корреспонденции со счетом "Износ основных средств", субсчет "Износ имущества, сданного в лизинг".

УЧЕТ ЛИЗИНГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ПО ДОГОВОРУ ЛИЗИНГА - учет платежей за причитающийся отчетный период и досрочно начисленных платежей по дебету счета "Расчеты с покупателями и заказчиками" в корреспонденции со счетом "Реализация продукции (работ, услуг)". Поступление от лизингополучателя лизинговых платежей отражается по кредиту счета "Расчеты с покупателями и заказчиками" в корреспонденции со счетами учета денежных средств. Если по условиям договора лизинговое имущество учитывается на балансе лизингополучателя, то причитающаяся по договору лизинга сумма лизингового платежа, поступившая в отчетном периоде, отражается по кредиту счета "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчет "Задолженность по лизинговым платежам" в корреспонденции со счетами учета денежных средств. Одновременно разница, учитываемая на счете "Доходы будущих периодов", списывается с этого счета в корреспонденции с кредитом счета "Прибыли и убытки" в части, приходящейся на сумму лизингового платежа.

УЧЕТ ЛИМИТОВ КРЕДИТОВАНИЯ - отражение наличия в движении лимитов кредитования в специальных формах внесистемного учета в учреждениях банка в соответствии с кредитным планом.

УЧЕТ ЛИЦ, ОХВАЧЕННЫХ ПРОГРАММОЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ (ПЕРСОНИФИЦИРОВАННЫЙ) - организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для целей государственного пенсионного страхования. Основными целями индивидуального (персонифицированного) учета являются: создание условий для назначения пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке, определяющих размер пенсии при ее назначении; создание информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства РФ, а также для назначения пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов; развитие заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ; создание условий для контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами; информационная поддержка прогнозирования расходов на выплату пенсий, определения тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, расчета макроэкономических показателей, касающихся государственного пенсионного обеспечения; упрощение порядка и ускорение процедуры назначения государственных трудовых пенсий застрахованным лицам.

УЧЕТ МАЛОЦЕННОГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО ИНВЕНТАРЯ - учет, осуществляемый по местам хранения малоценного хозяйственного инвентаря и материально ответственным лицам. Аналитический учет малоценного инвентаря в эксплуатации ведется в описях, открываемых на год на каждое материально ответственное лицо в целом или с подразделением по отдельным служебным помещениям, в которых используется хозяйственный инвентарь. Материально ответственное лицо получает инвентарь по требованиям, на основе которых в описях делают записи о приходе инвентаря. Списание пришедшего в негодность малоценного инвентаря оформляют актом (форма № МБ-8). На основании этих актов в описях отражается списание инвентаря в расход. Передачу малоценного инвентаря с материальной ответственности одного лица на материальную ответственность другого оформляют накладными. Накопительные ведомости синтетического учета прихода и расхода инвентаря составляют в целом по предприятию с подразделением по местам эксплуатации предметов аналогично ведомостям для малоценных инструментов и приспособлений. Для сверки данных аналитического и синтетического учета составляют оборотную ведомость. В ней по итогам каждой описи, то есть каждому материально ответственному лицу, отводится одна строка, в которой показываются движение хозяйственного инвентаря за отчетный период и его остатки. При небольшом движении малоценного хозяйственного инвентаря в эксплуатации оборотные ведомости составляют поквартально.

УЧЕТ МАЛОЦЕННЫХ И БЫСТРОИЗНАШИВАЮЩИХСЯ ПРЕДМЕТОВ (МБП) - учет, отражающий отдельно по каждой группе МБП все операции по приему, передаче в эксплуатации, износу, ликвидации и пр. Учет должен быть организован по материально ответственным лицам. Регистрация МБП ведется по наименованиям предметов, количеству, их стоимости и материально ответственным лицам на карточках ф. 296-а или на вкладных листах ф. 402 к инвентаризационной описи и сличительной ведомости. Движение малоценных и быстроизнашивающихся предметов в течение года отражается в соответствующих графах вкладных листов с выделением остатков на конец каждого квартала. При применении в аналитическом учете вкладных листов оборотные ведомости не составляются. Записи на вкладном листе ф. 402 производятся по каждому документу. В тех случаях, когда в течение года поступают предметы нового наименования, которых не было на 1 января, они должны быть записаны в инвентаризационную опись (сличительную ведомость) ф. 401. Все малоценные и быстроизнашивающиеся предметы в эксплуатации должны находиться на хранении у лиц, ответственных за правильную эксплуатацию и сохранность этих предметов. Эти лица обязаны учитывать предметы по наименованиям и количеству в книге ф. М-17. Различают бухгалтерский и оперативный учет МБП. Бухгалтерскому учету подлежат операции по передаче инструментов и приспособлений в эксплуатацию, списанию их в связи с выбытием из эксплуатации, исчислению износа; оперативному учету - выдача инструментов и приспособлений рабочим и возврат их, передача в заточку и ремонт и получение. Сумма износа МБП учитывается как составная часть затрат производства.

УЧЕТ МАЛОЦЕННЫХ И БЫСТРОИЗНАШИВАЮЩИХСЯ ПРЕДМЕТОВ (МБП) В ЭКСПЛУАТАЦИИ, СИНТЕТИЧЕСКИЙ - учет МБП, инструментов и приспособлений на одном синтетическом счете - "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы". Деление этих предметов на находящиеся на складе и в эксплуатации, по местам хранения и материально ответственным лицам осуществляется по субсчетам: "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы в запасе"; "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы в эксплуатации": "Временные (нетитульные) сооружения". Для этого применяют накопительные ведомости синтетического учета прихода и расхода с последующим обобщением данных из ведомостей в регистрах журнально-ордерной формы счетоводства или машинограммах. Данные из всех накопительных ведомостей сводят в ведомость № 10 "Движение материальных ценностей". С помощью этой ведомости проверяют правильность итоговых оборотов и остатков по счету "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы".

УЧЕТ МАТЕРИАЛОВ - бухгалтерский учет наличия и движения материалов на счете "Материалы" с субсчетами. Малоценные и быстроизнашивающиеся материалы (МБП) учитываются на одноименном счете с субсчетами. Используются также счета "Заготовление и приобретение материалов" и "Отклонения в стоимости материалов". Материалы, принятые на ответственное хранение и в переработку, учитываются на забалансовом счете "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение". Учет материалов ведется в денежном выражении с обязательной систематической инвентаризацией фактического наличия их по местам хранения. Остатки ценностей и их приход записываются по дебету счетов, а расход, отпуск - по кредиту - в суммах фактической себестоимости. Аналитический учет ведется: а) при помощи карточек аналитического учета, отличающихся от карточек складского учета наличием не только натуральных, но и стоимостных измерителей. Остатки и обороты по ним сверяются с данными складского учета; б) составление оборотных ведомостей в натуральном и денежном выражении по каждому складу и счету; в) оперативно-бухгалтерский (сальдовый) метод учета, при котором в бухгалтерии по данным карточек складского учета ведут ведомость учета остатков материалов на складе. Правильность перенесения остатков материальных запасов с карточек складского учета в ведомость проверяется работниками бухгалтерии.

УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАПАСОВ НА СКЛАДЕ - учет, необходимый для обеспечения деятельности организации соответствующими материальными ресурсами. В этих целях создаются специализированные склады для хранения основных и вспомогательных материалов, топлива, запасных частей, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и других материалов. Каждому складу присваивается постоянный номер, который впоследствии указывается на всех документах, относящихся к операциям данного склада. На складах (кладовых) материальные ценности размещаются по секциям, а внутри них по группам, типам и сорторазмерам в штабелях, ящиках, контейнерах, на стеллажах, полках, ячейках, поддонах, что обеспечивает быструю их приемку, отпуск и контроль за соответствием фактического наличия установленным нормам запаса (лимиту). Учет материалов на складе осуществляет заведующий складом (кладовщик), являющийся материально ответственным лицом. На каждый номенклатурный номер материалов кладовщик заполняет материальный ярлык и прикрепляет его к месту хранения материалов. В ярлыке указывают наименование материалов, номенклатурный номер, единицу измерения, цену и лимит наличия материалов.

УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАПАСОВ, ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ - контроль за сохранностью ценностей, соответствием складских запасов нормативам, за выполнением планов снабжения материалами; выявление фактических затрат, связанных с заготовкой материалов; контроль за соблюдением норм потребления; правильное распределение стоимости израсходованных в производстве материалов по статьям затрат и объектам калькуляции; рациональная оценка материальных запасов. Для правильной организации учета материалов важное значение имеют обоснованная их классификация, оценка и выбор единицы учета.

УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАТРАТ - учет расходования материальных ресурсов в стоимостном выражении. В состав материальных затрат принято включать затраты не только на приобретение покупных сырья, материалов, полуфабрикатов, но и на оплату топлива, электроэнергии и др. Фактическая себестоимость материальных ресурсов зависит от цены их приобретения (без НДС), наценки, комиссионного вознаграждения, размера таможенных пошлин и платежей, оплаты услуг по доставке, транспортировке, оплаченных сторонним организациям. Если при поступлении материальных ресурсов в их стоимость включена сумма тары, то необходимо из общей суммы затрат по их приобретению исключить стоимость тары по цене ее возможного использования (с учетом затрат на ремонт в части материалов). Из состава материальных затрат исключается сумма возвратных отходов (остатки сырья, материалов, полуфабрикатов и т. д., образовавшиеся в процессе производства). На стоимость возвратных отходов уменьшается сумма издержек обращения по статье "Возвратные отходы (вычитаются)": дебет счета "Материалы", кредит счета "Основное производство". Для точного ведения учета материальных затрат на предприятии отпуск материалов в производство производится на основании лимитно-заборной карты. Но отпуск материалов в производство не может означать их фактического расхода. Следовательно, для того чтобы включить стоимость материалов в затраты, необходим документ о расходе или данные инвентаризация об остатках материалов. По истечении определенного периода на основании данных первичных документов определяется расход материалов - фактический и по установленным нормам. На больших предприятиях трудно определить расход того или иного материала на определенное изделие, и поэтому разработаны несколько способов распределения затрат материалов между изделиями (нормативный, коэффициентный) (см. тж. МЕТОД РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАТРАТ МАТЕРИАЛОВ МЕЖДУ ИЗДЕЛИЯМИ, НОРМАТИВНЫЙ; МЕТОД

РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАТРАТ МАТЕРИАЛОВ МЕЖДУ ИЗДЕЛИЯМИ, КОЭФФИЦИЕНТНЫЙ}. В результате использования этих способов можно выявить отклонения при использовании материалов на производстве, что позволит более точно сделать калькуляцию себестоимости продукции. Затраты материалов прямо переносятся на себестоимость продукции, и фактический расход материалов отражается записью: дебет счета "Основное производство", кредит счета "Материалы", субсчет "Сырье и материалы" ("Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали"). Для учета движения приобретенных полуфабрикатов на производственном предприятии на основании накопительных документов составляется оперативный баланс движения деталей в производстве. При проведении инвентаризации учетные данные сверяются с фактическими и выясняются причины расхождения.

УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ, ОПЛАЧЕННЫХ ПО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОМУ СНАБЖЕНИЮ -учет товарно-материальных ценностей, оплаченных вышестоящим органом и отгруженных учреждениям своей системы, состоящим на других бюджетах, на счете "Материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению". При получении вышестоящим органом подтверждения от учреждения-грузополучателя, что указанные ценности отражены в учете, стоимость их списывается с этого счета. Аналитический учет материальных ценностей, оплаченных в централизованном порядке, ведется в журнале ф. 322 по каждому учреждению-грузополучателю.

УЧЕТ МИГРАЦИИ, ТЕКУЩИЙ - регистрация случаев перемены места жительства. Осуществляется органами внутренних дел на основании документов о регистрации граждан по новому месту жительства и о снятии с регистрационного учета по последнему месту жительства (листки статистического учета мигранта и отрывные талоны к ним).

УЧЕТ МНОГООБОРОТНОЙ ТАРЫ - учет использования в хозяйственной деятельности предприятия тары, применяемой в нескольких производственных циклах. К многооборотной таре, используемой на производстве, относится: деревянная тара (ящики, бочки); картонная тара (коробки из гофрированного и плоского склеенного картона); металлическая и пластмассовая тара (бочки, фляги, ящики, бидоны); стеклянная тара (бутылки, банки, бутыли); тара из тканей и нетканых материалов (мешки, полотна). Этот вид тары приобретается производственным предприятием для упаковки готовой продукции на складе, а ее стоимость включается в состав коммерческих расходов. При приобретении тары делается запись: дебет счета "Материалы", субсчет "Тара и тарные материалы", кредит счета "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". При списании тары делается запись: дебет счета "Коммерческие расходы", кредит счета "Материалы", субсчет "Тара и тарные материалы".

УЧЕТ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ В СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ - учет расходов, связанных с обслуживанием и управлением в строительной организации, который имеет некоторые особенности: 1) накладные расходы основного производства ежемесячно распределяют пропорционально прямым затратам на счета учета строительных работ (дебет счета "Основное производство"), некапитальных работ (дебет счета "Некапитальные работы"), работ по эксплуатации строительных машин и оборудования (дебет счета "Общепроизводственные расходы") в соответствии с принятой учетной политикой. Для распределения накладных расходов основного производства необходимо: определить относительную величину накладных расходов в процентах через соотношение суммы накладных расходов к общей сумме прямых и некапитальных затрат; по исчисленному проценту, умноженному на сумму прямых затрат, учтенных на счетах "Основное производство" и "Некапитальные работы", определить по каждому счету сумму накладных расходов; в соответствии с принятой учетной политикой распределить сумму накладных расходов по счетам и объектам учета. Если строительная организация ведет учет затрат методом накопления, то постоянные расходы, приходящиеся на основное производство, могут сразу списываться в дебет счета "Реализация продукции (работ, услуг)"; 2) накладные расходы вспомогательного производства распределяют пропорционально прямым затратам по видам продукции следующим методом: определяют отношение суммы накладных расходов вспомогательного производства к общей сумме прямых затрат, учтенных на счете "Вспомогательное производство", в процентах; по исчисленному проценту, умноженному на сумму прямых затрат, приходящихся на каждый вид производства, определяют сумму накладных расходов; по принятой на предприятии методике накладные расходы распределяют по видам работ.

УЧЕТ НАЛИЧИЯ И ДВИЖЕНИЯ ТОВАРНО-МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ТОРГОВЛЕ - бухгалтерские операции, учитывающие наличие и движение товарно-материальных ценностей в снабженческих, сбытовых и торговых предприятиях на счете "Товары". Этот счет активный, так как регистрирует вложенные при покупке товаров средства, поэтому приобретение товаров оформляют по дебету этого счета, и сальдо его также будет дебетовым. На этом счете, кроме товаров, учитывают покупную и собственного производства тару, кроме инвентарной, служащей для производственных или хозяйственных нужд и учитываемой на счете "Основные средства" или "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы". К счету "Товары" могут быть открыты субсчета: "Товары на складах"; "Товары в розничной торговле"; "Тара под товары и порожняя" и др. Такое разделение в учете позволяет более точно вести контроль за каждым видом товаров и тарой. На субсчете "Товары на складах" учитывают наличие и движение товарных запасов на оптовых базах и складах, в кладовых предприятий общественного питания, овощехранилищах, холодильниках и т. п. На субсчете "Товары в розничной торговле" учитывают наличие и движение товаров на предприятиях розничной торговли (в магазинах, палатках, ларьках, киосках и т. п.) и в буфетах предприятий общественного питания. На этом же субсчете учитывают наличие и движение стеклянной посуды. На субсчете "Тара под товары и порожняя" учитывают наличие и движение тары под товаром и порожней (кроме стеклянной посуды на предприятиях розничной торговли и в буфетах предприятий общественного питания).
Теги: Большой бухгалтерский словарь
Просмотров: 21 | Добавил: creditor | Теги: Большой бухгалтерский словарь | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close