Главная » Библейский словарь Геллея


12:39
Библейский словарь Геллея
Гаваец был расположен в 16 км на северо-восток от Иерусалима и считался одним из больших городов земли (10:2). Гаваонитяне, перепуганные падением Иерихона и Гайя, поспешили поработить себя израильтянам. Событие это возбудило царей Иерусалима, Хеврона, Иармуфа, Лахиса и Еглона выйти на войну с Гаваоном. Иисус Лавин выступил со своим войском в защиту Гаваона. В результате произошла эта известная битва около Гаваона и Вефорона, где солнце стояло целый день. Каким образом остановилось солнце, нам не известно. Некоторые думают, что мы в то время потеряли один календарный день. Так или иначе, день был продлен чудодейственным образом для того, чтобы Иисус Навин закончил победное поражение врагов.

Археологические заметки Разрушение Лахиса и Давира упоминаются в 10:32,39.

Лахис. Археологическая Экспедиция Велкома в (1931- ) обнаружила в Лахисе большой слой золы времени Иисуса Нивина.

ИИСУСА НАВИНА

Давир (Кериаф-Иарим, Тель Бейт Мирзам). В этих городах Объединенная Экспедиция Ксенийской Семинарии и Американской Школы в Иерусалиме в 1926-28 гг. обнаружила глубокий слой золы, деревянного угля и извести, с признаками сильного огня и с другими доказательствами культуры, относящимися к времени

Иисуса Навина. Нижний слой относился ко временам хананеев, а верхний ко временам израильтян.

Глава 11. Поражение северных царей

Во время Вефоронской битвы, при которой остановилось солнце, Иисус Павий разбил царей южных. А теперь победа над царями северными у Мерома дала ему возможность покорить всю Палестину.

Три великих чуда причинились к этой победе: переход через Иордан, падение стен Иерихона и остановка солнца. Все эти чуда были проявлением Божьей силы.

Археологическая заметка

Асор. "А Асор он сжег огнем" (11:11). Гарстанг обнаружил во время раскопок Асора золу этого огня и много черепков, как доказательство этого пожара в 1400 году до Р.Х.

В письменах Амарны, заадресованных фараону в 1380годудо Р.Х. египетским посланником из севера Палестины, говорится: "Да воспомянёт, мой Господин Царь, что Асор и его цари пережили".

Остатки золы и развалины городов подтверждают повествование Библии о покорении Иисусом Навином Палестины и ее городов, как Иерихона, Лахиса, Вефиля, Давира, Асора и других.

Глава 12. Перечисление пораженных царей

Всех пораженных царей, упомянутых в главе 12 было 31. В общем, вся Палестинабылапокоренаизраильтянами(10:40; 11:23:21:43). Все же в некоторых местах продолжали жить хананеи (13:2-7;15:63, 23:4; Суд. 1:2,21,27,29,30,31,33,35). После смерти Иисуса Навина эти языческие народы причинили много зла израильтянам. Земли филистимлян, сидонян и ливанские оставались непокоренными.

Главы 13 до 22. Раздел земли по уделам

Карта на следующей странице показывает приблизительное расположение ханаанских народов и раздел земли между 12 колен Израиля. В Палестине было 6 городов убежища (гл. 20 и Втер. 19) и 40 городов для левитов, включая 13 для священников (21:19). Жертвенник у реки Иордана (гл. 22) был символом национального единства народа, который был разделен рекой Иорданом.

Главы 23,24. Прощальное слово Иисуса Лавина

Иисус Павий получил из рук Моисея писанный Божий закон (1:8). К этой книге он добавил еще свою книгу (24:26). Он очень разумно ИИСУСА НАВИНА

пользовался "книгами", подобно Моисею (Втер. 31). Он вписал в "книгу" раздел земли (18:9). Он читал для народа "книгу" Моисея (8:34). У горы Галгала он написал "на камне список с закона Моисея" (8:32).

Главным содержанием прощального слова Иисуса Навина было увещание хранить себя от идолопоклонства. Хананейское идолопоклонство было такой эстетической комбинацией религии со свободным удовольствованием плотскими стрястями, что только люди особой силы воли могли устоять и не поддаться искушению.

Хананеяне

Хананеянами назывались все жители Палестины. В более строгом смысле этого слова название это применялось к жителям Ездрилонской равнины. Амореями иногда назывались все жители, в особенности народы, живущие на западной стороне Мертвого моря, покорившие восточную сторону Иордана, изгнав аммонитян. Ферезеи и иевусеи заселяли южные горы.

Евой и хеттеи были рассыпаны сильными группами от бывшего сильного северного царства, столицей которого был Кархемис и занимали Ливанский район. Гергесеи, полагают, жили восточнее Галилейского моря. Государственные границы между этими народами были неустойчивыми, так что в разное время они занимали разные места.

Религия хананеев

Главным божеством хананеев был Ваал. Ашторет, жена Ваала, была главной богиней. Она считалась матерью всякого плодородия. Вавилоняне называли ее Иштар, а греки и римляне называли ее Астартой. Ваалы, множественное число от Ваала, были изображениями Ваала. То же самое было и с Астартами. Часто священный столб, камень и пень дерева был символом божества Астарты (Втер. 16:21,22). Обычно храмы Ваала и Астарты были вместе. Храмовые жрицы были проститутками. А в Содоме, мужчины были в роли проституток при храмах. Поклонение Ваалу, Астарте и другим хананейским божествам сопровождалось при самых низких и греховных оргиях и храмы эти были притонами всякой мерзости.

Археологические заметки

Бог дал израильскому народу определенное повеление уничтожить или изгнать хананеев (Втер. 7:2,3). Иисус Павий принялся за это дело с великим усердием и Бог, проявлением великих чудес, помогал ему в этом. На самом деле Сам Бог побеждал за них.

В раскопках около Гезера, Макалистер, представитель Палестинского Исследовательного Фонда, в 1904-9 годах, в Ханаанской страте, перед овладением израильтянами Палестины в 1500 году до Р.Х., нашел развалины "Высот", храма, в котором совершалось поклонение Ваалу и богине Астарте.

--------------------------------------------------------------------------------

ИИСУСА НАВИНА

"Высоты" эти занимали площадь 45 на 35 м, окруженную стеной, где совершались религиозные празднования. В стенах были замурованы 10 грубых столбов, размером 1,5 на 3 м, перед которыми совершались жертвоприношения.

В развалинах под этими "высотами", Макалистер обнаружил множество горшков с останками детских костей, которые приносились в жертву Ваалу. Место это предоставляло из себя детское кладбище.

Другой ужасный обычай назывался "жертвоприношением на основания". Когда заканчивалась постройка нового дома, то в жертву Ваалу приносился младенец, тело которого позже замуровывалось в стену для счастья всех живущих в доме. Многие из этих детей были обнаружены в Гезере, а также и в Мегиддо и других местах. (О жертвоприношении младенцев см. стр. 206).

Также под развалинами этих "высот", Макалистер обнаружил большое количество стенных украшений Астарты с грубо изображенными сексуальными органами для разжигания плотских страстей.

Так хананеяне своими неморальными обычаями проводили свои религиозные богослужения перед идолами и приносили первородных младенцев в жертву этим божествам.

Из этого видно, что большая часть Палестины представляла из себя Содом и Гоморру в большом национальном маштабе.

Можно ли удивляться тому, что Бог повелел израильтянам уничтожить хананеян? Имела ли право такая мерзкая и низкая культура на существование? Здесь содержится один из исторических примеров Божьего правосудия над нечестием всей страны.

Многие археологи, ведущие раскопки в Ханаане, удивляются тому, что Бог не уничтожил этот народ гораздо раньше.

Божье повеление уничтожить хананеев, кроме Божьего правосудия и воздаяния за их нечестие, состояло еще в том, чтобы предохранить израильтян от идолопоклонства с его мерзскими обычаями. Бог избрал израильский народ для одной определенной цели, чтобы от них произвести Христа и показать всему человечеству, что в мире есть один истинный и живой Бог. Когда Израиль впадал в идолопоклонство, то этим аннулировалась всякая цель его национального существования. Уничтожение идолопоклонства во всей стране было мерой Божьей предосторожности для Израиля. Иисус Павий сделал в Израиле хорошее начало. Если бы только израильтяне продолжали такой образ жизни, то о многом можно было бы сказать в наше время иначе.

СУДЬИ

Первых Зоб лет в Обетованной земле Чередующиеся порабощения и избавления Список великих достижений

После смерти Иисуса Навина еврейский народ не имел сильного центрального правления. Они составляли конфедерацию из 12 независимых колен, объединяемые лишь верой в одного Бога. Форма государственного правления в дни Судей была теократической Фомой правления, в которой правит Сам Бог. Но народ еврейский не весьма сознательно относился к Божьему правлению, и поэтому часто впадал в идолопоклонство. Враждуя между собою и окружающими их врагами, которые всегда старались их уничтожить, народ израильский нераз был в состоянии анархии, изнуренный, время от времени, гражданской войной, очень медленно развивал свою национальную жизнь. Они не стали сильной нацией до тех пор, пока не были объедины в государство во время Самуила и Давида.

Точное время периода Судей неизвестно. 111 лет предполагаемого порабощения (см. внизу) и время Судей, включая годы мира, было 299лет, всего 410. Но некоторые из этих чисел могут перекрывать одно другое. Иеффай, который был судьей в конце этого периода, считает, что время Судей было всего 300 лет ( 11 :26). Многие думают, что время Судей длилось 300 лет, с 1400 до 1100 лет до Р.Х. От Исхода до Соломона, включая странствование по пустыне и от Ильи, Самуила и Давида, согласно 3 Царств 6:1, 4800 лет.

Порабощения'. Судьи или времена покоя'.

Месопотамией -8 лет Гофониил из Кириаф-Сефера в Иудее 40 лет

Моавитянами

Амонитянами -18 лет Аод из Вениамина 80 лет

Амаликитянами

Филистимлянами Самегар

Хананеянами -20 лет Девора из Ефраима и Барак из Невфалима 40 лет

Мадиатянами Амаликитянами - 7 лет Гедеон из Манассии 40 лет

Авимелех (узурпатор) из Манассии 3 г.

Фола из Иссахара 23 г.

Иаирь из Галаада, в восточной Манассии 22 г.

СУДЕЙ ИЗРАИЛЕВЫХ

Аммонятяне -18 лет Иеффай изГалаада, в восточной Манассии 6 лет

Есевон, Вифлеем, Иудея 7 лет

Елок из колена Завулонова 10 лет Авдон из колена Ефраимова 8 лет

- Филистимляне 40 лет Самсон из колена Данова 20 лет

Всего: 111 лет 299лет

Израиль был еще порабощаем сидонянами и моавитянами ( 10:12).

40 лет

О Гофонииле, Девере, Бараке и Гедеоне сказано, что они каждый судили по 40 лет, а Аод дважды по 40 лет. Позже Илий судил 40 лет. Саул, Давид и Соломон царствовали по 40 лет. "Сорок лет" считалось как будьте-бы временем одного поколения. Обратим наше внимание на то, как часто число 40 употребляется в Библии. Во время потопа дождь падал 40 дней. Моисей бежал в Мадиамскую землю и жил в ней 40 лет. Моисей был на горе Синае 40 дней. Израиль странствовал по пустыне 40 лет. Соглядатаи обозревали Ханаанскую землю 40 дней. Пророк Илья постился 40 дней. Сорок дней были даны городу Ниневии для покаяния. Иисус Христос постился в пустыне 40 дней и являлся после воскресения 40 дней.

Глава 1. Хананеяне, оставшиеся в Обетованной земле

Иисус Павий уничтожил хананеян в некоторых частях покоренной земли, а в других только их усмирил (И. Пав. 10:40,43; 11:23;13:2-7; 21:43-45; 23:4; 24:18). После его смерти их насчитывалось большое число (Суд. 1:28,29,30,32,33,35).

Карта 37. Соседние народы.

СУДЕЙ ИЗРАЯЛЕВЫХ

Бог повелел Израилю, чтобы он полностью уничтожил или изгнал хананеян (Втер. 7:2-4). Если бы Израиль в точности исполнил Божью волю, то этим он избежал бы многих неприятностей.

Археологическая заметка

Железо в Палестине. В Библии сказано, что лишь потому, что хананеяне и филистимляне пользовались железом, израильтяне не могли их изгнать (1:19; 4:3; И. Пав. 17:16-18; 1 Царств 13:19-22). И только после поражения Саулом и Давидом филистимлян, в Израиле стали пользаваться железом (2 Царств. 12:31; 1 Пар. 22:3; 29:7).

В земле филистимлян при раскопках обнаружено немало железных изделий, относящихся НОС лет до Р.Х., но ни одного в палестинских холмах до 1000 лет до Р.Х.

Глава 2. Отсупничество от Бога после смерти Иисуса

Навина

Когда испытанное долгим странствованием по пустыне поколение под руководством Иисуса Навина покорило землю и вымерло, новое поколение, поселившееся в земле обилия, скоро впало в нерадение и стало подражать языческому образу жизни своих соседей.

Каждый делал то, что ему казалось справедливым

Мысль эта проходит через всю книгу Судей. Народ постоянно отступал от Бога и впадал в идолопоклонство. При каждом отступлении Бог отдавал их в руки притеснителей. Когда же Израиль в своих страданиях и скорбях обращался в раскаянии к Богу, то Он миловал и избавлял. Для этой цели Он поставил им Судей, которые избавляли их от врагов. Как долго жил судья, так долго израильтяне служили Богу. Когда же судьи умирали, то они обратно отступали от Бога и поклонялись идолам.

Само собой разумеется, что когда они служили Богу, то они во всем преуспевали, а когда отступали от Бога, то они терпели нужды. Все причины их страданий состояли в том, что они не покорялись Богу. Они не хранили себя от идолов. Не уничтожили вокруг себя идолопоклоников, так как им было велено Богом, поэтому то у них постоянно возникали войны за владение землей.

Глава 3. Гофониил, Аод, Самегар

Гофониил из Кириаф-Сефера, который находится на южной окраине земли, спас Израиля от месопотамских поработителей с северо-востока.

Аод спас Израиля от моавитян, аммонитян и амаликитян. Моавитяне были потомками Лота. Они населяли равнины на восток от Мертвого моря. Своему божеству Хамосу они приносили человеческие жертвы. У них были постоянные войны с Израилем.

Аммонитяне также были потомками Лота. Их божество

СУДЕЙ ИЗРАИЛЕВЫХ

называлось Молохом, которому они приносили в жертву своих детей.

Амаликитяне были потомками Исава, племя кочевников, занимающее северную часть Синайского полуострова, часто вторгающееся далеко на восток до самой Иудеи. Они первые воевали с израильтянами, после выхода Израиля из Египта. Господь приказал Моисею уничтожить амаликитян (Исх. 17:18-16), после чего они исчезли с лица земли.

О Семигаре нам известно очень мало. Он спас Израиля от филистимлян. Филистимляне были потомками Хама. Они населяли береговую равнину на юго-запад от Ханаана. Полагают, что от их имени происходит слово "Палестина". Они притесняли Израиля в дни Самсона.

СУДЕЙ ИЗРАИЛЕВЫХ

Главы 4,5. Девора и Варак

Они избавили Израиля от руки хананеян, которые однажды были побеждены Иисусом Навином, но стали сильными опять и своими железными колесницами устрашали израильтян.

Археологическая заметка

Хананеянское угнетение (4:3). Победа Израиля у вод Мегиддонских (5:19). В 1937 г. Восточный Институт производил раскопки около Мегиддо и в напластовании 12 столетия до Р.Х. обнаружили признаки большого пожарища. Под полом дворца было найдено около 200 изящных вещей из слоновой кости и золотые орнаменты. Один из них изображал хананеянского царя, который принимал обрезанных пленников. Это служит великим доказательством поражения хананеян и их предшествующего угнетения Израиля.

Главы 6,7,8. Гедеон

Мадиатяне, амаликитяне и аравийцы (6'.3; 8:24). Они делали набеги на земли израильтян семь лет в таком множестве, что израильтяне скрывались от них в пещерах, ущельях гор и на гумнах (6:24,11). Гедеон с тремья сотнями воинов, вооруженных светильниками, скрытыми в кувшинах, снепосредсвенной помощью от Бога, на голову разбил мадиатян и амаликитян у холма Море, так что они больше не тревожили Израиля.

Амаликитяне. Это был их второй набег (см. гл. 3).

Мадиатяне. Потомки Авраама и Хеттуры. Их центральное место жительства было восточнее горы Синая, хотя они кочевали всюду. Моисей жил среди них 40 лет и женился на мадиатянке. Они постепенно сроднились с аравийцами.

Аравиицы- Потомки Измаила. Аравия представляет из себя огромный полуостров, длиной в 2,400 км с севера на юг и 1,250 км шириной с востока на запад. Своим пространством она в 150 раз больше Палестины. Поверхность ее похожа на возвышенную равнину со скатом на север, по направлению к Сирийской пустыне и весьма редко населена кочующими племенамим.

Археологическая заметка

Зернохранилища. Ксенийская Семинария и Американская Школа в 1926-28 годах, под руководством Кайла и Албрайта производила раскопки и в пласте времени Судей обнаружила много скрытых зернохранилищ, что указывает на заботы людей того времени скрыть свое имущество от врагов.

Глава 9. Авималех

Авималех был сыном весьма благородного отца, сам же он был человеком грубым. Типичный рассказ о постоянной борьбе за власть нечестным путем.

СУДЕЙ ИЗРАИЛЕВЫХ

Археологическая заметка: Разрушение Авимелехом Сихема. За деньги, взятые из храма Ваала (4), он нанял убийц, чтобы убить своих братьев, "разрушить город и засеять его солью" (45).

В 1913-14 и 1926-28 годах археолог Седин обнаружил холм-развалины Сихема. Здесь он нашел напластование хананейских развалин 1600 до Р.Х., сверху которого был слой времен израильтян, с признаками, что город был разрушен и оставлен с 1100 до Р.Х. Он нашел развалины храма Ваала, о котором упоминается в стихе 4.

Главы 10,11,12. Фола, Напр. Неффай, Есевон, Клон, Авдон

Фола и Каир были судьями в народе. Иеффай происходил из Массифы Галаадской, земли Иова и Клин, на восток от Манассии. Аммонитяне, которых однажды смирил Аод, один из ранних судей, опять окрепли и начали свои разрушительные набеги на израильтян. Бог даровал великую победу Иеффаю надаммонитянами и избавил Израиля. Лишь одно весьма печальное явление омрачило рассказ Иеффая-его обет Господу, его дочь.

О Есевоне, Елене и Авдоне упоминается, как судьях.

Главы 13,14,15,16. Самсон

Самсон происходил из колена Данова, которое граничило с филистимлянами. Он был избран Богом еще до своего рождения, чтобы избавить Израиля от филистимлян. Бог надарил его сверхъестественной физической силой и его подвиги во имя Бога были удивительными. Он был последним судьей, упоминаемым в книге Судей. Скоро после него началось организованное Израильское царство.

Главы 17,18. Переселение колена Данова

Колено Лапово получило в наследие равнины, принадлежащие филистимлянам, которыми они не смогли овладеть. Им было тесно, поэтому часть колена, с украденным золотым истуканом, пересилилась на север и осела у истоков реки Иордана.

Главы 19,20,21. Нечестие сынов Вениаминовых

В этих главах содержится рассказ о весьма жестокой форме правосудия, в результате чего чуть не исчезло все колено Вениаминово.

Археологическая заметка

В 1922-23 годах Албрайт обнаружил в развалинах Гивыслой золы, оставшейся от огня, приблизительно 1200 лет до Р.Х. Возможно, что зола эта была от пожара (20:40).

180

СУДЕЙ ИЗРАИЛЕВЫХ

Герои веры

Барак, Гедеон, Иеффай и Самсон упоминаются как герои веры в послании к Евреям 11:32. Несмотря на некоторые явления в их жизни, которым можно удивляться, все же они имели сильную веру в Бога.

Чудеса, упомянутые в книге Судей

Явление ангела Гедеону и родителям Самсона. Знамя шерсти и росы. Гедеон с 300 воинами победил мадиатян. Рождение Самсона от бесплодных родителей и его сверхъестественная физическая сила. Все это говорит о том, что Бог заботился о Своем народе, хотя они и отступали от Него и впадали в тяжкие грехи.

Археологические открытия

Филистимляне пользавались железом, а у израильтян его не было. Мегиддо. Порабощение и освобождение Израиля от хананеянского ига. Скрытые зернохранилища около Кириаф-Сефера. Авимелех. Разрушение Сихема. Сожжение Гивы. Упомянутые события служат свидетельством исторической верности книги Судей.

Почему эта книга помещена в Библии?

Во-первых, она содержит в себе часть истории. Бог избрал Себе народ, чтобы от него произвести Спасителя всему миру. Бог использовал все средства, чтобы сохранить этот народ. И несмотря на отступления и идолопоклонство в этом народе. Бог сохранил его. Если бы не руководство и помощь со стороны судей, а также Божье чудесное участие в оказании им помощи в трудные времена их жизни, все они были бы уничтожены языческими народами.

РУФЬ

Прабабушка Давида Начало Мессианской семьи

Прекрасный рассказ о прекрасной женщине в книге Руфь выступает как желаемое затишье после страшной жизненой бури, поветствуемой в книге Судей. Здесь рисуется светлая картина мирной домашней обстановки, во время анархии и беспорядка в стране.

Одну тысячу лет до этого Авраам был призван Богом и поставлен быть основоположником народа, чтобы в свое время из него произошел Спаситель мира. В книге Руфь мы наблюдаем начало этой семьи в народе, из которого должен произойти Спаситель. Руфь стала прабабушкой царя Давида. В Ветхом Завете с этого места и времени уделяется много внимания семье Давида.

Глава 1. Переселение в Моав

Елимелех и жена его Неоминь, жители города Вифлиема, по причине голода решили пересилиться в Моав. Моавитяне были потомками Лота (Быт. 19:37) и считались далекими родственниками евреев. Они

182

РУФЬ были идолопоклонниками и поклонялись идолу Химосу, которому в жертвы приносили даже маленьких детей. Оба вифлиемских молодых человека женились на местных моавитских девушках. После десяти лет жизни в Моаве умер их отец и оба сына. Руфь, вдова одного из молодых израильтян, с прекрасным выражением верности (1:16,17), решается с Неоминью вернуться обратно в Вифлием.

Глава 2. Руфь собирает колосья на поле Вооза

Вооз был сыном иерихонской блудницы Рахавы (И. Пав. 2:1; Матф. 1:5). Из этого видно, что прабабушка Давида была моавитянка, а его прадедушка был полухананеем, не причастный крови Богом избранной семьи и народа, проблеска будущего Мессии всего мира.

В восточном направлении от Вифлеема, на расстоянии двух километров, есть поле, которое называется "Полем Вооза". На нем, как гласит предание, собирала колосья Руфь. Рядом с этим полем расположено "Поле пастухов", где опять, по преданию, ангел возвестил о рождении Христа. "Поле Вооза" было местом романса между Руфью и Воозом, началом семьи из среды которой произошел Иисус Христос по плоти. 1,100 лет позже, "Поле пастухов" было избрано Богом местом небесного объявления о явлении Христа на землю.

Главы 3,4. Брак Вооза и Руфь

В Вифлееме, под церковью Рождества Христова есть комната, в которой, по преданию, родился Христос. Предание гласит, что эта комната и это место было наследственным домом Давида, а перед Давидом-Вооза и Руфи. Итак, по этому же преданию, Вооз и Руфь начали жить на этом месте, где 1,100 лет позже родился Иисус Христос.

В родословной записи (4:17-22) говорится, что у Руфи родился сын Овил, от Овила родился Иессей, а от Иессея родился Давид. Главная цель книги Руфь и всего Ветхого Завета состоит в том, чтобы показать происхождение Христа-то дома Давидова, как Спасителя мира. Царя всех царей и Господа господствующих.

Рисунок 40. Поле пастухов и поле Вооза, смотря по направлению

Вифлеема. Фото Матсона.

183

ПЕРВАЯ КНИГА ЦАРСТВ [Первая книга Самуила]

Начало государства Самуил, Саул, Давид

Самуил был звеном между Судьями и Царством. Приблизительное время его служения НОС-1050 лет до Р.Х.

Место служения Самуила

Самуил родился в Раме, которая была в расстоянии 10 км на север от Иерусалима. Там же находилась его судейская резиденция и место погребения (1:191 7:17; 25:1).

Вефиль, 8 км севернее Рамы, былого вторым северным местом, где он судил Израиля. Вефиль был одним из четырех высоких холмов в стране. Другие были: гора Гевал, Хеврон и Массифа. С Вефиля открывался прекрасный вид на всю страну. 800 лет раньше Иаков здесь видел в видении лестницу с неба до земли.

Массифа была расположена в 5 км от Рамы на запад. На горе Ново было западное судейское место Самуила. Здесь Самуил поставил камень и назвал его "Авен-Езер" (7:12). На северной стороне была расположена Гива, где И. Навин остановил солнце. Гива (теперешнее название Толь-эль-фул), расположена на полпути между Рамой и Иерусалимом. Отсюда происходил царь Саул.

Вифлеем, место рождения Давида, а позже рождения Иисуса Христа, был расположен в 18 км на юг от Рамы.

Сипом, в 25 км от Рамы на север, был местом стоянки скинии от времен И. Навина до Самуила, когда Самуил служил в храме еще в отрочестве.

Кириафиарим, где стоял ковчег завета после возвращения филистимлянами, был в 13 км на юго-запад от Рамы.

Глава 1-2:11. Рождение Самуила

Родители Самуила происходили из левитского рода (1 Пар. 6:33- 38). Великая честь принадлежит его матери Анне. Она служит весьма великим примером разумного материнства. Ее сын Самуил стал благороднейшим и честнейшим человеком в истории мира.

ПЕРВАЯ ЦАРСТВ

Мнила

Кнрнафиарим * * -ш ' Галгал

Иерусалим -* "*-*

*-* Вифлеем

Беф- '* Шемеш

Карта 40. Место служения Самуила.

Археологическая заметка Силам (1:3). И. Навин поставил в Силоме скинию (И. Пав. 18:1).

Из года в год Израиль приходил в Сипом для совершения жертвоприношений (1 Царств 1:3). Давид перенес ковчег завета в Иерусалим (2 Царств 6:15) около 1,000 лет до Р.Х.

Иеремия (7:12-15) около 600 лет до Р.Х. пророчествовал о разрушении Силома.

Из выше сказанного видно, что Силам был весьма важным городом от дней И. Навина до Давида, а после этого, где-то в 600 до Р.Х. был разрушен и перестал существовать.

В 1922-31 годах Датская Экспедиция открыла в развалинах Силома черепки 1200-1050 лет до Р.Х.. свидетельствующие о израильской культуре, без признаков более ранней или позднейшей 300 лет до Р.Х. Албрайт относит разрушение Силома к 1050 до Р.Х., что совпадает с библейским рассказом.

Глава 2:12-36. Перемена в священстве

Кажется, что стихи 31-35 имеют прямое отношение к Самуилу, который занял место судьи и священника (7:9, 9:11-14), а также имеют отношение и к священству "во все дни", вечному (35).

Слова эти исполнились, когда Соломон заменил Авиафара из дома Илия Садоком из другой линии священства (3 Царств 2:27; 1 Пар. 24:3,6).

Но окончательное исполнение этих слов выразилось в вечном священстве Христа. В главах 8,9 и 10 говорится, как Самуил произвел перемену правительства от Судей к Царству. По царской системе служение царя и священника стали раздельными.

ПЕРВАЯ ЦАРСТВ

И так, как в стихе 35 Бог обещал вечное священство, так во 2 Царств 7:16 Бог обещает вечное царство. Вечное священство и вечное царство принадлежит Миссии, в Котором они объединяются. Христос стал священником всего человечества и вечным Царем.

Временное объединение служения судьи и священника в личности Самуила, в этот период времени от судей к царям, является историческим предсказанием окончательного соединения во Христе священника и царя.

Глава 3. Пророческое призвание Самуила

Самуил "удостоен быть пророком Божьим" (3:20). Он также служил священни ком, совершая жертвоприношения (7*. Он "судил" Израиля (7:15-17) из Вифлеема, Галгала, Массифи и Рамы, где "был его дом". Он был последним "судьей и первым пророком" в Израиле и основателем "монархии", единовластным правителем в промежуток времени между Илием и Саулом. Его главное служение заключалось в организации государства.

Форма правления судьями была весьма неудовлетворяющей (см. всупительное слово к книге Судей). По этой причине Бог выдвинул Самуила объединить народ избранием царя (см. главы 8,9,10).

Пророки

Слово "пророк" случайно встречается в Библии еще до времени Самуила, как, например* Бытие 20:7 и Исход 7:1. Но от Самуила началось более определенное призвание и служение пророка, от основания пророческой школы, сперва в Раме (1 Царств 19:20), а потом в Вефиле, Иерихоне и Галгаде (4 Царств 2:3,5; 4:38). Служение священников пришло в упадок одновременно с основанием царства. Самуил основал пророческие школы как средство морального воздействия на священников и царей.

Время этих пророков продолжалось около 300 лет, а после них начался пророческий период времени, в который были написаны заключительные 17 книг Ветхого Завета.

Ведущими "устными" пророками были: Самуил, организатор монархии, Нафанаил, советник Давида, Ахия, советник Иеровоама, Илия и Елисей, которые вели сильную борьбу против идолопоклонства.

Главы 4,5,6,7. Захват ковчега завета филистимлянами

После захвата филистимлянами ковчега завета он больше не был возвращен в Сипом. С этого времени Сипом потерял свою важность. Ковчег стоял в филистимлянских городах семь месяцев, во время которых филистимлян постигли великие страдания.

После этого он был перенесен в Вефсамис, а еще позже в Кириафиарим, где он оставался 20 лет (7:2). Царь Давид построил для ковчега скинию и перенес ковчег в Иерусалим. В скинии ковчег находился до перенесения в храм, который построил Соломон (2

ПЕРВАЯ ЦАРСТВ

Царств 6:12,17; 2 Пар. 1:4). После разрушения Иерусалима о ковчеге потеряны все сведения.

После того, как филистимляне увезли ковчег из Силома, скиния оставалась некоторое время в Номве (21:1; Марк. 2:26), потом временно в Гаваоне (1 Пар. 21:29), пока Соломон не поставил ее в храме (3 Царств 8:4).

После возвращения филистимлянами ковчега, Самуил, с помощью от Бога, нанес филистимлянам сильное поражение на том месте, где они захватили ковчег (4:1; 7:12).

Главы 8,9,10. Начало царства

До этого времени у Израиля форма правления была "теократическая" (см. начало стр. 175). В превратном мире, где признается только закон джунглей, для того, чтобы выжить, народ должен быть весьма сильным. Поэтому Бог приложил все старания, чтобы помочь Его народу объединиться, подобно другим народам, под властью царя. Выбор первого царя Саула был весьма неудачным. Но второй царь Давид отличился своим мудрым царствованием.

Археологическая заметка

Дом Саула в Гиве ( 10:26). В 1922-23 годах Албрайт раскопал Гиву и в напластовании 1000 лет до Р.Х. обнаружил развалины крепости, которую построил Саул.

Главы 11,12,13,14,15. Царь Саул

Саул происходил из Вениаминова колена, которое во время Судей было почти уничтожено его братьями. Он был из города Гивы, где произошло ужасное событие (см. стр. 180).

Высокого роста, статный и смиренный, Саул начал свое царствование блестящей победой над аммонитянами. Всякое сомнение и недоверие о новом "царстве" исчезло.

Со стороны Самуила последовало предупреждение народу и царю-не забывать Бога и "служить ему истинно" (гл. 12).

Первая ошибка Саула (гл. 13). Его успехи вскружили ему голову. Смирение сменилось гордостью. Он совершил жертвоприношение, которое было исключительной обязанностью священников. Поступок этот был первым признаком его самонадеянности.

Вторая ошибка Саула (гл. 14). Его неразумный приказ для армии воздержаться от пищи и жестокий смертный приговор Ионафану показал народу его неспособность быть царем.

Третья ошибка Саула (гл. 15). Произвольное непослушание Богу. После этого он услышал угрожающий приговор Самуила: "За это, что ты отверг слово Господне, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем" (15:23).

ПЕРВАЯ ЦАРСТВ Глава 16. Давид тайно помазывается в цари

Открыто помазать Давида в цари было невозможным по той причине, что Саул убил бы его. После своего помазания в цари Давид некоторое время приготовлялся к царствованию. В это весьма опасное время для Давида Бог был его помощником (13).

По сравнению с Саулом, Давид был малого роста, белокур, красив лицом, статным и сильным физически и с привлекательным характером. Он был красноречив, искусный в войне, храбр, весьма музыкален и глубоко религиозным человеком.

Царь Саул обратил внимание на музыкальные способности Давида, не зная, что Давид уже был помазан быть его наследником. Саул сделал Давида своим оруженосцем. Обстоятельство это дало возможность Давиду сблизиться с царем и его советниками.

Глава 17. Давид и Голиаф

Есть основание думать, что Давид очень мало жил во дворце царя Саула и скоро после своего помазания в цари отправился обратно в Вифлеем. За короткое время Давид так изменился видом, что царь Саул его не узнал (55-58).

Сокхоф, где был расположен лагерь Голиафа, находился в 25 км на запад от Вифлеема. Голиаф был ростом в два с половиною метра. Его бронь весила 60 кг, а его копье было весом в 9 кг. Выступление Давида против Голиафа только с палкой и пращей было неслыханной смелостью и удивительным упованием на Бога. Его победа Голиафа произвела небывалую сенсацию в Израиле. После этого Давид сразу же стал царским зятем, главнокомандующим армией и народным героем.

Главы 18,19,20. Саул ревнует Давиду

Популярность Давида восстановила Саула против него. Саул пробовал убить Давида. Давид спасся бегством и долгие годы укрывался в горах.

Дружба Ионафана с Давидом (гл.20). Ионафан был законным наследником престола. Его блестящая победа над филистимлянами (гл. 4) и его благородный характер были хорошими доказательствами быть хорошим царем. Но он узнал, что Бог избрал в цари Давида и его благородный уклон и отказ от наследственности, его бескорестная преданность сопернику, являются беспримерным проявлением дружбы и преданности во всей истории.

Главы 21 по 27. Саул преследует Давида

Давид спасся бегством к филистимлянам, притворившись безумным. Предвидя опасность, он убежал и скрылся в пещере Адолламской, в западной Иудее. Потом он убежал в Моав, а затем обратно в южную Иудею, в Кеиль, в пустыню Зиф и Маон. У Давида было 600 человек добровольных воинов. Саул был всегда в близкой погоне за Давидом, но Давид спасался бегством. Многие из его псалмов говорят об этом периоде времени.

ПЕРВАЯ ЦАРСТВ

В пустыне Ен-Галди царь Саул попал в окружение, но Давид отказался поднять руку свою на Саула и пролитием крови овладеть престолом. В пустыне Зиф Саул осознал свое "неразумие", но продолжал жить в нем до конца своих дней.

В Маоне Давид встретился с весьма богатой и рассудительной женщиной Авигеей, которая стала его женой. Наконец Давид нашел убежище среди филистимлян и жил там до смерти Саула.

Главы 28,29,30,31. Смерть Сдула

Филистимляне собрали свои войска и вышли воевать с Израилем у горы Гелвуя. Один из филистимлянских князей хотел, чтобы Давид и его люди шли воевать с ним, но другие из князей не доверяли Давиду. Давид и 600 человек его воинов остались на месте и защищали на юге тыл от аммаликитян.

Между тем Саул, весьма испуганный филистимлянами, искал совета у аэндорской волшебницы и просил ее вызвать ему дух Самуила. Из сказанного об этом событии можно придти к заключению, что волшебница вызвала душу Самуила, но по этому вопросу существует несогласие в мнениях-был ли это дух Самуила или подделка. В битве с филистимлянами Саул был убит. Он царствовал 40 лет (Деян. 13:21).

Ссылка на страницу: Библейский словарь Геллея
Теги: Библейский словарь Геллея
Просмотров: 147 | | Рейтинг: 0.0/0 Символов: 36819

ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам

Всего комментариев: 0
avatar


close