Главная » Библейский словарь Геллея


12:39
Библейский словарь Геллея
Археологическая заметка

Оружие Саула (31:10). В этих стихах говорится, что оружие Саула было положено в храме Астарты, в Беф-сане, а в 1 книге Пар. 10:10 сказано, что "голову его воткнули в доме Дагона".

Беф-сан (Бейсан) находится на восток от горы Гелвуя, где соединяются Израильская и Иорданская долины. В 1921-30 годы Пенсильванским Университетским Музеем обнаружены на формации 1000 лет до Р.Х. развалины языческого храма Астарты и Дагона, те самые здания, в которых было положено оружие Саула и его голова. Раскопки эти свидетельствуют о том, что в дни Саула в Беф-сане были эти храмы.

ВТОРАЯ КНИГА ЦАРСТВ

Царствование Давида

Давид-глава вечной династии царей

Глава 1 по 6

Давид оплакивал Саула. Воцарение Давида над Иудой. Семилетняя распря с Иевосфеем, сыном Саула. Воцарение Давида над всем Израилем. Иерусалим становится столицей государства.

Глава 7. Бог обещает Давиду вечный престол

Ветхий Завет повествует о том, как Бог избрал еврейский народ, чтобы через него благословить все народы земли.

В Библии очень ясно объясняется, какую роль займет еврейский народ, чтобы стать благословением всему миру через дом Давидов.

Затем в Библии также весьма подробно изложен Божий план благословения через дом Давида в одном великом Царе, Который произойдет из дома Давида и будет жить вечно и царству его не будет конца.

Здесь в седьмой главе 2 книги Царств начинается перечень обетований дому Давидову, который будеть царствовать во веки над Божьим народом и что из дома Давидова произойдут другие цари, которые сольются в одном вечном царстве. Ниже следуют Божьи обетования:

"Престол твой устоит во веки" (7:16).

"Если сыны твои будут наблюдать за путями своими, чтобы ходить предо Мною в истине от всего сердца своего и от всей души своей, то не прекратится муж от тебя на престоле Израелевом" (3 Царств 2:4).

"Вот у тебя родится сын...имя ему будет Соломон...Я утвержу престол царства его над Израилем на веки" (1 Пар. 22:8-10).

"И если ты будешь ходить пред лицом Моим, как ходил Давид, отец твой, и будешь делать все, что Я повелел тебе, и будешь хранить уставы Мои и закон Мой, то утвержу престол царства твоего, как Я обещал Давиду, отцу твоему, говоря: не прекратится у тебя муж, владеющий Израилем" (2 Пар. 7:17,18).

"Я поставил завет с избранным Моим, клялся Давиду, рабу Моему: навек утвержу семя твое, в род и род устрою престол твой... Я сделаю его первенцем, превыше царей земли. Во век сохраню ему

191

ВТОРАЯ ЦАРСТВ

милость Мою, и завет Мой с ним будет верен. И продолжу во век семя его, и престол его-как дни неба...Не нарушу завета Моего, и не переменю того, что вышло из уст Моих. Однажды Я поклялся святостью Моею: солгу ли Давиду. Семя его пребудет вечно, и престол его, как солнце, предо Мною. Вовек будет тверд, как луна, и верный свидетель на небесах" (ПС. 88:4,5, 28-30, 35-38).

"Клялся Господь Давиду в истине, и не отречется ее: от плодов чрева твоего посажу на престоле твоем" (ПС. 131:11).

"В тот день Я восстановлю скинию Давидову падшую, заделаю трещины в ней и разрушенное восстановлю, и устрою ее, как в дни древние-оговорит Господь, творящий все сне" (Амоса 9:11,12).

"Ибо Младенец родился нам; Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности. Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века" (Цех. 9:6,7).

"И произойдет отрасль от корня Иесеева, и ветвь произойдет от корня его...и будет в тот день: к корню Иесееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники,-и покой его будет слава" (Цех. 11:1,10).

"И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя Мне произойдет тот. Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение от начала, от дней вечных. Он будет великим" (Мих. 5:2,4).

"0. земля, земля, земля! Слушай слово Господне. Так говорит Господь: запишите человека сего лишенным детей, человеком злополучным во дни свои, потому что никто уже из племени его не будет сидеть на престоле Давидовом и владычествовать в Иудее" (Порем. 22:29,30).

"Вот, наступают дни, говорит Господь,-и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле. Во дни Его Иуда спасется и Израиль будет жить безопасно; и вот -имя Его, которым будут называть Его: Господь-оправдание наше" (Иерем. 23:5,6).

"Если можете разрушить завет Мой о дне и завет Мой о ночи.чтобы ночь и день не приходили в свое время, то может быть разрушен и завет Мой с рабом Моим Давидом" (Порем. 33:20,21).

"Я привожу раба Моего, Отрасль. И изглажу грех земли сей в один день" (Зах. 3:8,9).

"Имя Ему Отрасль...Он создает храм Господень и примет славу и воссядет и будет владычествовать на престоле Своем. Владычество Его будет от моря до моря и от реки до концов земли" (Зах. 6:12,13; 9:10).

"Дом Давидов будет как Бог. В тот день откроется источник дому Давидову и жителям Иерусалима для омытая греха и нечистоты" (Зах. 12:8; 13:1).

Таким образом, обетование вечного Царя из дома Давидова, повторяется постоянно, сперва Давиду, потом Соломону, в

ВТОРАЯ ЦАРСТВ

Псалмах, через пророков: Амоса, Исанк), Михея, Иеремню, Захарию, на протяжении 500 лет.

А когда пришла полнота времени, ангел Гавриил был послан в Назарет к Марии, которая была из дома Давидова, сказать ей: "Не бойся, Мария, ибо ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; Он будет великим и наречется Сыном Всевышнего; и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и царству Его не будет конца" (Лук. 1:30-33).

В этом Младенце исполнились все обетования Давиду.

Главы 8,9,10. Победы Давида

После смерти Саула Давид воцарился над Иудой. Семь лет позже он стал царем над всем Израилем. Он начал царствовать в 30 лет. Над Иудой он царствовал семь лет с половиной, а над всем Израилем 33 года, всего 40 лет (5:3-5). Умер он в 70 летнем возрасте.

Воцарившись над всем Израилем Давид сделал Иерусалим своей столицей. Расположенный в неприступном месте, и будучи по преданию городом Мелхиседека, священника Бога Всевышнего, Давид избрал Иерусалим столицей Израиля. Он перенес в Иерусалим ковчег завета и начал планировать постройку храма (главы 5,6,7).

Все войны Давида заканчивались победами. Он полностью покорил филистимлян, моавитян, сирийцев, едомлян, аммонитян, амаликитян и все соседние народы. "И хранил Господь Давида, куда он ни ходил" (8:6).

Давид начал царствовать над небольшим народом, а через несколько лет этот народ стал великим царством. На юго-западе в это время Египетская империя переживала упадок. На востоке Ассирийская и Вавилонская мировые империи еще не существовали. В это время, между этими империями, при царствовании Давида, внезапно выросло Израильское царство, которое не стало мировой империей, но, возможно, стало самым сильным государством того времени.

Главы 11,12. Давид и Вирсавия

Событие с Вирсавией было темнейшим пятном в жизни Давида. Оно состояло из прелюбодеяния и убийства, чтобы скрыть прелюбодеяние. Его раскаяние и сокрушение произвело в нем великую перемену. Бог простил его грех, но изрек на него Свой приговор: "Ита к, не отступит меч от дома твоего Вове ки...( 12:10), что и случилось позже. Давид пожал то, что он посеял и больше этого. Его терпения были жестокими и горькими и продолжительными. Его дочь Фамарь была изнасилована ее братом Амноном, который был позже убит его братом Авессаломом. Затем Авессалом поднял восстание против своего отца Давида и был убит в этой борьбе. Жены Давида были обесчещены всенародно, как он тайно обесчестил жену Урия. Таким образом славное царствование Давида было омрачено

ВТОРАЯ ЦАРСТВ

не прекращающимися бедами. Какой великий урок всем, кто грешит и думает избежать последствия за свои грехи.

И все же в "Давиде Господь нашел Себе мужа по сердцу Своему" ( 1 Царств 13:14, Деян. 13:22). Поведение Давида свидетельствует о состоянии его сердца. Псалом 31 и 50 написаны Давидом во время этих переживаний.

Главы 13 по 21. Переживания Давида

Весьма правдоподобно, что Авессалому были известны намерения Давида сделать царем Соломона, поэтому он начал захват престола восстанием. Если судить по описаниям, уделенным этим событиям, то это, возможно, было самым тревожным временем в царствовании Давида. Измена со стороны его самых верных советников поразила Давида. Авессалом погиб в этой бесславной борьбе против отца, а Давиду возвратили его трон.

Затем последовало восстание Савея (гл. 20). Попытка Авессалома овладеть престолом отца своего Давида ослабила влияние Давида на народ. Тогда Савей попробовал воспользоваться этим случаем в свою пользу, но был уничтожен. Смутой этой воспользовались филистимляне (гл.21) и начали войну с Израилем, но Давид победил их.

Глава 22. Последняя хвалебная песнь Давида

В своей последней песне, как и во многих других, Давид выражает свое неизменное упование на Бога и глубокую благодарность Богу за Его постоянную охрану.

Глава 23. Последние слова Давида

Последнее слово или последний псалом. Словами этого псалма Давид заканчивает свою доблесную и полную тяжких переживаний жизнь. Он говорит о правосудии в своем царствовании, о прославлении Бога песнопением (псалмами), о соблюдении Божьего слова и о вечном завете с Богом.

Глава 24. Исчисление народа

Нам трудно видеть, в чем состояло согрешение Давида, при исчислении народа. Бог повелел сделать исчисление Своего народа в начале и в конце сорокалетнего странствования по пустыне (Чис. 1:2; 26:2). Может быть потому, что Давид всю свою жизнь уповал на Бога, а теперь начал полагать свои надежды на величие своего царства. В данном случае мысль пересчитать народ пришла от сатаны (1 Пар. 21:1). Сатана возбудил Давида посчитать народ и таким образом ослабить его упование на Бога. Бог решил наказать Давида за это согрешение.

По переписи оказалось у Израиля около одного миллиона с половиною мужей, "обнажающих меч", исключая колено Левино и

ВТОРАЯ ЦАРСТВ

Вениаминово (1 Пар. 21:15), а общее число населения было от шести до восьми миллионов.

В наказание за это согрешение Бог послал моровую язву на Иерусалим. На этом месте, где стоял ангел Господень с опушенной рукой, Давид соорудил жертвенник (25). На том месте, где Давид поставил жертвенник, Соломон позже построил храм (2 Пар. 3:1).

Давид

Давид был великим человеком. В некоторых своих поступках он был неправ, но для восточного царя того времени он был выдающимся мужем. Всем сердцем и душоЗ он был предан Богу и старался ходить Божьими путями. В идолопоклонническом мире и с народом, который постоянно впадал в идолопоклонство, Давид стоял непоколебимо на стороне Бога. Во всех случаях своей жизни он обращался непосредсвенно к Богу в молитве прошения, благодарения или славословия. Его главным достижением в жизни было устройство царства и сочинение книги Псалмов.

195

ТРЕТЬЯ КНИГА ЦАРСТВ

Царствование Соломона Храм

Величие Соломонового двора Золотой век еврейской истории Разделение и упадок царства Отступничество десяти колен Илья

Третья и четвертая книга Царств в еврейском Ветхом Завете составляет одну книгу (см. стр. 31). Она была разделена переводчиками Септуагинты. Книги описывают : 1. Царствование Соломона. 2. Разделение царства и паралельную историю двух царств. 3. Последующую историю Иуды до пленения.

Третья книга Царств начинается описанием национальной славы еврейского народа. Четвертая книга Царств заканчивается повествованием национального падения и разрушения. Вместе обе книги покрывают период времени около 400 лет, от 1000 до 600 лет до Р.Х.

Автор

Автор книги неизвестный. Еврейское предание говорит, что автором был пророк Иеремия. Кто бы ни был автором этой книги, он часто ссылается на государственные записи и другие исторические документы, существующие в то время, как например: "Книга дел Соломоновых", "Летописи царей Иудейских", (3 Царств 11:41, 14:19,29; 15:7,23,31,16:5,14,27 и т.д.). Из этого видно, что в то время было много записей, доступных для пользования авторам Священного Писания, руководимых Духом Божьим.

Главы 1,2. Воцарение Соломона

Соломон незаконно родился от Вирсавии и не был законным наследником занять престол, но он был назначен Давидом и подтвержден Богом стать наследником Давида (1:30;1 Пар. 22:9,10).

Адония, четвертый сын Давида, намеревался занять престол (2:15,221 2 Царств 3:3,4), так как Амнон, Авессалом и, возможно, Далуиа уже не жили. Когда Давид был уже на своем смертном одре и прежде, чем Соломон был официально помазан в цари, Адония

ТРЕТЬЯ ЦАРСТВ старался захватить царство, но пророк Нафан не допустил до этого. Соломон весьма снисходительно обошелся с Адонией, но Адония продолжал настаивать на своих правах на царство и скоро после этого был убит.

Глава 3. Соломон избирает мудрость

Соломон пошел в Гаваец (3:4), где находилась скиния и жертвенникО Пар. 21 :29), чтобы совершить там жертвоприношение, хотя ковчег завета находился в Иерусалиме (3:15). Гаваон был расположен в 16 км на северо-запад от Иерусалима. Бог явился Соломону в сновидении и сказал ему просить у Бога чего он пожелает. Соломон просил у Бога мудрости, чтобы править народом. Богу было угодно желание Соломона, поэтому Он обильно благословил его (10-12). История не знает благороднейшего величия или более прекрасного благочестия, чем то, которое было испрошено юным Соломоном.

Карта 42. Пунктирная линия указывает на пределы царства

Соломона.

ТРЕТЬЯ ЦАРСТВ

Глава 4. Власть, богатство и мудрость Соломона

Соломон унаследовал престол самого могущественного царства того времени. Соломон вел торговые дела с соседними народами и славился своей мудростью. Он написал 3000 притч, 1005 песней, сочинения по ботанике и зоологии (32,33). Он был автором трех книг Библии: Притчи, Екклесиаст и Песни Песней Соломона. В главах 5,6,7 и 8 рассказывается о постройке Соломоном храма. (см. 2 Пар.2 до 7 гл.).

Главы 9,10. Великолепие Соломонового царства

Главы 9 и 10 являются продолжением главы 4. Соломон посвятил много своего времени развитию коммерции и большим общественным делам. Он имел договор с царем Тира и пользовался его флотом на Средиземном море. Он также имел свой флот в Ецион- гавере и управлял торговыми путями на юге через Едам до берегов Аравии, Индии и Африки. Свою империю он построил мирной торговлей.

Царствование Давида и Соломона считается золотым веком еврейской истории. Давид был воином, а Соломон строителем. Давид собрал царством Соломон построил храм. Во внешнем мире это было время Гомера, началом греческой истории. Египет, Ассирия и Вавилон в это время были весьма слабыми царствами. Израиль же был весьма могущественным царством в мире. Иерусалим был славным городом и храм считался самым изящным сооружением на земле. Люди шли со всех концов земли, чтобы послушать мудрости Соломоновой и посмотреть его славу. Прославленная царица Савская, после посещения Соломона, воскликнула: "Мне и в половину не сказано о множестве мудрости твоей".

Археологическая заметка

Конюшни Соломона. В главе 10:26,28 говорится о Соломоновых лошадях. Один из городов, где содержались лошади, назывался Мегиддо (9:15,19).

ТРЕТЬЯ ЦАРСТВ

Восточный Институт раскопал в Мегиддо (см. стр. 198) развалины конюшем. На фотоснимке внизу можно видеть каменные столбы, у которых привязывались лошади и кормушки, из которых они ели.

Археологическая заметка

Золото Соломона. Годовые приходы и запасы золота во время царствования Соломона были весьма огромными, если судить, как читаем, что щиты у него были из кованого золота, золотые сосуды для питья, малые шиты (заслоны) из золота и престол из слоновой кости, обложенный чистым золотом и серебром. Серебро и золото в Иерусалиме было в его время равноценно простым камням ( 10:10-22; 2 Пар. 1:*. Спустя пять лет после смерти Соломона. египетский царь Сусаким пришел в Иерусалим и взял все золото Соломоново (14:25,26; 2 Пар. 12:2, 9-11).

Лишь недавно в 1939 г. была обнаружена мумия Сусакима в Тайнее. в Египте. Она лежала в золотом покрытом саркофаге. Возможно, что это было то золото, которое он вынес из Иерусалима.

Археологическая заметка

Флот Соломона в Ецион-гавере. "Царь Соломон сделал корабли в Ецион-гавере" (9:26). Этот торговый флот был назначен для торговли с Аравией. Индией и восточным побережьем Африки. Ецион-гавер находился на северном конце Аккабского залива на Чермном море.

Д-р Нелсон Глюк, член Американской Школы Восточных Исследований, в 1938-39 годах сделал раскопки плавильных печей Соломона и обнаружил много меди и железной руды в этой окрестности. Здесь производились тарелки, гвозди, наконечники стрел и крючки для ловли рыбы. Эти изделия вывозились в обмен на золото и слоновую кость.

Археологическая заметка

Камни стены Соломона. "Все это сделано из дорогих камней, обтесанных по размеру...камни большие, камни в десять локтей и в восемь локтей" были использованы для Соломоновых построек и стен Иерусалима (7:9-12, 9:15).

В юго-восточном углу храма стена поднимается на высоту 24 м. В 1868 г. буровая скважина была пробуравлена 25 м глубины, до природной скалы. Поэтому стена здесь достигает высоты 49 м. Ее угловой камень размером в 4 м длины и 1 м высоты. Подчинка стены во время Соломона заметна на стене (11:27).

В 1825 г. Барклей обнаружил каменоломню, где высекались огромные камни для Иерусалимской стены. Вход в эту каменоломню-пещеру находится у Дамаских ворот, которая распространяется далеко под город Иерусалим. Там были найдены частично обделанные камни и изучен способ их обработки. Длинными зубилами делалась насечка по желаемой линии вокруг

ТРЕТЬЯ ЦАРСТВ

камня. Затем буравились небольшие дыры в насечке, в которые забивались деревянные клинья, на которые лилась вода. Клинья разбухали и кололи камень. На камнях обнаружены небольшие дыры, в которые ставились свечи, так как работа производилась в полной темноте.

Глава И. Жены Соломона и отступничество

Славное царствование Соломона было омрачено его большой ошибкой-его женитьбой на языческих женах. У него насчитывалось 700 жен и 300 наложниц (11:3), что само по себе уже представляет великое предступление против его самого и его жен. Самый мудрейший из всех людей, всех веков, стал величайшим глупцом. Многие из его жен были идолопоклонницами, дочерями языческих царей, вышедшие за него замуж по политическим соображениям. Он построил для своих жен языческие алтари, рядом же с Божьим храмом. Идолопоклонство, против которого так старательно боролся Давид, было крепко восстановленно в царском дворце. Событие это закончило славную эру Давида и повело народ к падению, к закату солнца золотого века израильской истории. Неразумное поведение Соломона в его старости является одним из жалких поступков, описанных в Библии. Возможно, что описание поведения Соломона предназначено Богом в пример, что роскошь и страсти могут сделать даже с наилучшими из людей.

Глава 12. Разделение царства

Еврейское царство продолжалось 120 лет. Саул царствовал 40 лшт (Деян. 13:21); Давид царствовал 40 лет (2 Царств 5:4) и Соломон царствовал 40 лет (3 Царств 11:42). По смерти Соломона царство разделилось. Десять колен составили северное царство называемое "Израильским"; Иуда и Вениамин составили южное царство, называемое "Иудейским". Северное царство продолжалось немного больше 200 лет и было разрушено Ассирией в 721 г. до Р.Х. Южное царство продолжалось свыше 300 лет и было уничтожено Вавилоном в 600 г. до Р.Х.

Раздел колен был по слову Божию (11:11,31; 12:15), как мера наказания за отступление Соломона и в наглядный пример для Иудеи.

Религия Северного царства

Для того, чтобы продолжать разделение царства, Иеровоам, основатель Северного царства, ввел в стране египетское идолопоклонство-поклонение тельцу, как государственную религию. Поклонение истинному Богу продолжалось среди колен Иуды и в доме Давида. Поклонение тельцу стало символом независимости Израиля от Иуды. Иеровоам укрепил поклонение тельцу в Северном царстве так крепко, что оно продолжалось до падения этого царства.

Иезавель ввела в Израиле поклонение Ваалу, которое продолжалось 30 лет и было лишь искорененно пророками Ильей,

200

ТРЕТЬЯ ЦАРСТВ

Елисеем и Куем, после чего никогда больше не возобновлялось. В Иудейском царстве оно продолжалось с перерывами.

Все 19 царей Северного царства поклонялись золотому тельцу. Некоторые из них служили и Ваалу. И ни один из этих царей не пробовал обратить народ к Богу.

Религия Южного царства

Хотя большинство Южных царей поклонялись идолам и ходили грешными путями Северного царства, все же некоторые из них служили живому Богу и временами среди Иуды были великие пробуждения. В общем, несмотря на постоянные предупреждения, Иуда опускался все ниже и ниже в греховное поклонение Ваалу и другим ханаанским божествам, без надежды на исправление.

Израильские цари Иеровоам 22 года плохой ] Нават 2 года плохой 1 Вааса 24 года плохой 1 Ила 2 года плохой 1 Знмврий 7 дней плохой 1 Амврий 12 лет плохой 1 Ахав 22 года плохой 1 Охозня 2 года плохой 1 Норам 12 лет плохой 1 Ииуй 28 лет плохой 1 Иохаз 17 лет плохой 1 Иоас 16 лет плохой 1 Иеровоам 2 41 год плохой 1 Захарня 6 месяцев плохой 1 Селлум 1 месяц плохой 1 Менаим 10 лет плохой 1 ФакиЙ 2 года плохой 1 факей 20 лет плохой 1 Осия 9 лет плохой 1

1 Иудейские цари 1 Ровоам 17 лет плохой 1 Авиа 3 года плохой 1 Аса 41 год хорош 1 Иосафат 25 лет хорош 1 Норам 8 лет плохой 1 Охозня 1 год плохой 1 Гофолня 6 лет плохая 1 Иоас 40 лет хорош 1 Амасия 29 лет хорош 1 Азария 52 года хорош [ Нефам 16 лет хорош [ Ахаз 16 лет плохой 1 Езекия 29 лет хорош 1 Манассия 55 лет плохой 1 Амон 2 года плохой 1 Иосия 31 год хорош ) Иоахаз 3 месяца плохой 1 Иоаким Илот плохой 1 Нехония 3 месяца плохой 1 Седекия И лет плохой

Царствования некоторых израильских и иудейских царей было одновременным.

Все цари Израиля поклонялись золотому тельцу, а еще хуже-Ваалу.

Большая часть иудейских царей поклонялись идолам и лишь очень немногие служили Иегове. Некоторые из плохих царей имели хорошие стороны, а хорошие-плохие стороны.

ТРЕТЬЯ ЦАРСТВ Хронология разделенного царства

Время разделения царства определяется по-разному, приблизительно между 983 и 931 годами до Р.Х. Хронологические трудности и неточности того времени заключаются частично в "одновременном" царствовании израильских и иудейских царей, "объединенным царствованием" и "временами анархии" и "счетом частей года за целый год". Нижеследующие даты считаются приблизительными.

Израилъские цари Иудейские цари

Иеровоам ..................933-911 РОвоам .......................933-916 Нават.........................911-910 Авия..............................915-913 Вааса ..........................910-887 Аса .............................912-872 Зимврии ..............................886 Амврий ......................886-875

Ахав...........................875-854 Иосафат.....................874-850 Охозия.......................855-854 Норам ........................850-843 Иорам.........................854-843 Охозия................................843 Ииуй ..........................843-816 Гофолия.....................843-837 Иохаз.........................820-804 Иоас...........................843-803 Иоас...........................806-790 Амасия.......................803-775 Иеровоам2 ...............790-749 Азария .......................787-735 Захария ...............................748 Нефам .......................749-734 Селлум................................748 Менаим......................748-738

Факий ........................738-736 Ахаз ..-....-.............-..741-726 Факей .------..-.-..-.748-730

Осия -----.-..----.-.730-721 Езекия-----.--.--....726-697 [ Манассия ..-..-.---.-.697-642 1 Амон .-.--..------..-641-640 1 Иосия .--..---..-----639-608 [ Иоахаз -.----.--.------.-608 1 Иоаким----608-597 1 Нехония -.---..----.-.--...597 1 Седекия..----..-..--..597-586 Главы 13,14. Иеровоам, царь Израиля, 933-911 до Р.Х.

Пророк Ахия заверил Иеровоама, что он будет царствовать над десятью коленами Израиля, если он будет ходить путями

ТРЕТЬЯ ЦАРСТВ

Господними. Он восстал против отца своего Соломона, и за это Соломон хотел убить его. Иеровоам сбежал в Египет и жил во дворе египетского царя Сусакима. Возможно, что он подговорил Сусакима на грабеж Соломоновых богатств.

По смерти Соломона Иеровоам вернулся и основал независимое царство из десяти колен. Пренебрегая предупреждением пророка Ахни, он восстановил поклонение тельцу. Бог через пророкаЛхию предсказал полное поражение и рассеяние израильтян в страны за реку Ефрат (14:10,15).

Удивительное пророчество, в котором Иосия был назван по имени 300 лет до его рождения (13:2), исполнилось (4 Царств 23:15-18).

После разделения царства на Израильское и Иудейское между ними были постоянные войны.

Северное царство _Израильское_, 933-721 до Р.Х.

Первых 50 лет беспокоилось Иудой и Сирией. Затем 40 лет преуспевало под правлением дома Амврия. Затем 40 лет весьма низко пало под правлением Ииуя и Иохаза. Затем 50 лет достигло наивысшего уровня благополучия при Иеровоаме 11. Последних 30 лет переживало анархию, разрушение и пленение.

Южное царство _Иудейское_, 933-606 до Р.Х.

Первых 80 лет весьма преуспевало и укреплялось. Затем 70 лет переживало бедствия, начало поклоняться Ваалу. Затем 50 лет под правлением Азарин достигло наивысшего уровня благополучия.

Затем 15 лет при правлении Ахаза стало платить дань Ассирии. Затем 30 лет при правлении Езекии вернуло свою назависимость. Последних 100 лет большую часть времени было вассалом Ассирии.

Соотношение между Израильским и Иудейским царствами

Первых 80 лет постоянные войны между ними. Вторых 80 лет жили в мире между собой. Последних 50 лет вели войны с перебоями до конца.

Династии

В Северном царстве было 9 династий (семейных линий царей): 1. Иеровоам, Нават. 2. Вааса, Ила. 3. Зимврий. 4. Амврий, Ахав, Охозия, Норам. 5. Ииуй, Иохаз, Иоас, Иеровоам 2, Захария. 6. Селлум. 7. Менаим, Факий. 8. Факей. 9. Осия. Всего 19 царей. В среднем каждый царствовал И лет. Восемь из этих царей были смешены с престола убийством.

В Южном царстве была только одна династия дома Давидова, кроме узурпатора Гофолии из Северного царства, которая по линии

ТРЕТЬЯ ЦАРСТВ

замужества ворвалась и нарушила наследственную линию Давида на 6 лет. Всего в Южном царстве было 20 царей, царствовавших в среднем по 16 лет.

Глава 14:21-31. Ровоам, царь Иудейский. (см. 2 Пар. 10). Глава 15:1-8. Авия, царь Иудейский. (см. 2 Пар. 13). Глава 15:9-24. Аса, царь Иудейский. (см. 2 Пар. 14).

Глава 15:25-32. Нават, царь Израиля, 911-910 до Р.Х.

Сын Иеровоама. "Ходил путями отца своего и во грехах его". Царствовал 2 года. Убит Ваасой, который умертвил весь дом Иеровоама.

Главы 15:33-16:7. Вааса, царь Израиля, 910-887 до Р.Х.

Приобрел престол восстанием. Царствовал 24 года. "Ходил путем Иеровоама и во грехах его". Воевал с Иудой. Иуда в союзе с Ассирией воевал с Израилем.

Глава 16:8-14. Ила, царь Израиля, 887-886 до Р.Х.

Ила, сын Ваасы, царствовал всего 2 года. Был большим развратником. Убит в пьяном виде Зимврием, который также умертвил весь дом Илы.

Глава 16:15-20. Зимврий, царь Израиля, 886 до Р.Х.

Царствовал всего 7 дней. Был военачальником и уничтожил династию Ваасы. Сгорел в огне, который сам зажег.

Глава 16:21-28. Амврий, царь Израиля, 886-875 до Р.Х.

Царствовал 12 лет. "Поступал хуже всех, бывших перед ним". Приобрел такую славу, что долгое время после него Израиль был известен как "земля Амврия". Его столицей была Самария. До этого столицей Израиля была Фирца (14:17; 15:33).

Археологическая заметка

Амврий. Моавитский камень (850 лет до Р.Х.), на котором упоминается об "Амврии, царе Израиля".

В надписи Ададнирари (808-783 до Р.Х.) упоминается "Амврий".

На черном обелиске Саламанасера 3 (860-825 до Р.Х.) говорится о дани Ииуя, "наследника Амврия".

Самария. В 16:24 упоминается, что Амврий построил Самарию. Экспедиция Гарвардского Университета открыла в развалинах Самарии фундамент дворца Амврия, но ничего старше этого периода, что говорит о том, что Амврий был основателем этого города.

204

ТРЕТЬЯ ЦАРСТВ Главы 16:29-22:40]. Ахав, царь Израиля, 875-854 до Р.Х.

Ахав царствовал 22 года. Он был одним из безнравстеннейших царей в Израиле. Он был женат на Иезавели, дочери царя Сидонского, весьма повелительной, распущенной и мстительной женщине, которая была воплощением самого сатаны. Страшная поклоница Ваалу. Она построила храм Ваалу в Самарни и содержала 850 жрецов для служения Ваалу и Астарте. Убила Божьих пророков и прекратила поклонение Иегове (18:13,19). Ее именем была названа другая пророчица, которая учила и вводила в заблуждение верующих апостольского века (Откр. 2:20).

Археологическая заметка

Восстановление Иерихона (16:34). Удивительное исполнение предсказания Иисуса Навина, сделанное им 500 лет ранее (И. Пав. 6:26). Развалины Иерихона свидетельстуют о том, что они были постоянно обитаемы перед временем Авраама и до 1400 лет до Р.Х., а с этого времени нет признаков обитаемости до 9-го столетия до Р.Х., вплоть до времени Ахава, и развалины его были весьма незначительными. В напластовании времени Ахава был найден большой дом, возможно Ахнила (16:34). В каменной стене ворот был найден сосуд с останками дитяти и два таких сосуда в стенах дома.

Илия. 3 Царств 17 до 4 Царств 2

Описание царствования Ахава занимает 6 глав. Описание царствования других царей занимает только часть одной главы. Причиной этому является рассказ о пророке Илии. Илия был Божьим ответом для Ахава и его жены Иезавели, которые заменили истинного Бога Ваалом. Бог послал Илию, чтобы уничтожить грубое и отвратительное поклонение Ваалу.

Пророк Илия, его неустрашимая смелость, горячая ревность, блестящие успехи, пафос его отчаяния, слава его переселения на небо, спокойная красота его характера, его явление на горе Преображения, делают его одним из славнейших мужей, когда-либо живших в Израиле.

Археологическая заметка

Поклонение Ваалу. В раскопках, производимых Восточным Институтом в Мегиддо (см. стр. 206) вблизи Самарии, найден в напластовании времени Ахава храм, посвященный богине Астарте, жене Ваала. Лишь в нескольких шагах от этого места было кладбище, где найдены в кувшинах останки детей, приносимых в жертву, один из которых показан на рисунке 42. Жрецы Ваала и Астарты были официальными убийцами маленьких детей. Обычай этот был одним из причин уничтожения всех Вааловых пророков (18:40). Из этого видно, почему Ииуй так безжалосно искоренял поклонение Ваалу.

ТРЕТЬЯ ЦАРСТВ Главы 17,18. Засуха

Нлня Божьей силой закрыл небо на 3 1/2 года и не было дождя. Бог питал Илню через ворона у потока Хорафа, а потом через услуги Сарептской вдовы, у которой мука в кадке и масло в кувшине не истощалось.

Проявление веры Илии на горе Кармиле было величественным. Очевидно Бог открыл для него тем или иным путем, что Он пошлет огонь и дождь. Но все это не произвело доброго впечатления на Иезавель.

Рис. 42. Сосуд с детскими останками. (Благодаря любезности Восточного Института Чикагского Университета).

Глава 19. _Веяние тихого ветра_

Впавши в отчаяние Илия убежал и скрылся в пещере у горы Хорива и просил себе у Бога смерти (19:4). Примером сильного ветра, землетрясения и огня, а затем веянием тихого ветра Господь успокоил Своего раба и послал на дальнейшие служение (11,12). Служение Илии было служением чудес, огня и меча. Он закрыл небо, был питаем вороном и пищей из кадки и кувшина Сарептской вдовы, воскресил мертвеца, вызвал огонь с неба, уничтожил мечем жрецов Ваала, снизвёл дождь с неба.

Кажется, что всем этим Бог хотел сказать для Илии, что в крайних случаях, для выполнения Божьих планов необходимо внезапное проявление власти, но что настоящее Божье дело не выполняется такими средствами. И что часто Бог действует непосредственно, а иногда через Своих служителей средствами, которые противоположны Божьему характеру.

Много столетий позже Илия опять явился в смертном теле на горе Преображения, беседуя со Христом о новых делах на земле, а именно: преображении человеческой жизни в образ Божий "веянием тихого ветра" Христа в людских сердцах.

Главы 20,21,22. Смерть Ахава

Ахав закончил свою жизнь и царствование страшным преступлением против Навуфея и был убит в войне с сирийцами. Он умер смертью презренного человека.

Археологические заметки

Ахав. В записке Салманассару в 860-825 до Р.Х. упоминается об Ахаве следующее: "Я уничтожил...2000 колесниц и 10000 воинов Ахава, царя Израиля".

Ссылка на страницу: Библейский словарь Геллея
Теги: Библейский словарь Геллея
Просмотров: 136 | | Рейтинг: 0.0/0 Символов: 34850

ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам

Всего комментариев: 0
avatar


close