Главная » Библейский словарь Геллея
12:40
Библейский словарь Геллея
206

ТРЕТЬЯ ЦАРСТВ

"Дом Ахава из слоновой кости" (22:39). Экспедиция Гарвардского Университета обнаружила в Самарии развалины этого дома. Стены дома были обшиты слоновой костью из тысячи изящно обделанных кусочков, выложенных в панелях, дощечках, кабинках и кушетках, украшающих дом. Развалины дома Ахава были сверху развалин дворца Амврия.

Глава 22:41-50. Иосафат, царь Иудейский (см. 2 Пар. 17). Глава 22:51-53. Охозия, царь Израильский (см. 4 Царств 1).

ЧЕТВЕРТАЯ КНИГА ЦАРСТВ

Разделенное царство Елисей

Последних 130 лет Северного царства Последних 250 лет Южного царства Пленение Израиля Ассирией Пленение Иуды Вавилоном

Четвертая книга Царств является продолжением третьей книги. Она начинается приблизительно 80 лет после разделения царства и описывает параллельно события обоих царств на протяжении 130лет до падения Северного царства. Затем в ней описываются события Южного царства на протяжении следующих 120 лет до его падения. Книга упоминает 12 царей Северного царства и 16 царей Южного царства (см. 3 Царств 12), период времени в 250 лет, приблизительно с 850-600 лет до Р.Х.

Северное царство, называемое Израильским, пало в 721 году до Р.Х. от руки ассирийцев, столицей которых была Ниневия (см. гл. 17).

Южное царство, Иудейское, пало 600 лет до Р.Х. от руки вавилонян, столицей которых был Вавилон (см. гл. 25).

Илия и Елисей в то время были Божьими пророками, которых Бог послал для спасения Северного царства. Их совместное служение длилось около 75 лет в средине периода Северного царства, около 875-800 лет до Р.Х. Царями в это время были Ахав, Охозия, Норам, Ииуй, Иохаз и Иоас.

Глава 1. Охозия, царь Израильский, 855-854 до Р.Х.

О его царствовании записано в 3 книге Царств 22:51. Он царствовал всего два года. Он ходил путями отца своего Ахава и делал неугодное пред очами Господа, как и его отец. В этой главе рассказывается об огненном чуде Илии (9-14).

Глава 2. Переселение Илии на небо

Илия был родом из Галаада, земли Иеффая. Он воспитывался в уединении среди горных долин и был одет в одежду из овечьей кожи или верблюжей шерсти, "весь в волосах". Господь поручил ему

ЧЕТВЕРТАЯ ЦАРСТВ

искоренить поклонение Ваалу в Израиле. Его служение продолжалось около 25 лет во время весьма беззаконных царей АхаваиОхозия. Илия имел очень трудное и неприятное поручение. Он часто думал, что все его старания напрасны. И хотя его общение с Богом было весьма близким и интимным, редко кому из людей возможным, все же, подобно всем нам, он был часто слабым и в одно время даже просил себе у Бога смерти. Бог не считал служение Илии неуспешным. В конце его жизни Бог послал с неба огненную колесницу, на которой он торжественно вступил в небо.

Скоро перед своим переселением на небо Илия был у горы Хорива, где Моисей получил от Бога скрижали. Предчувствуя свое скорое переселение, он направился на место Моисеевого погребения, гору Нева (Втер. 34:1). Он как-будьте бы хотел быть с Моисеем в смерти. Думается, что ему не пришлось очень долго разыскивать Моисея. Встретившись, они скоро подружились и с радостью ожидали встречи со своим третьим Другом, с Которым имели земную встречу на горе Преображения (Матф. 17:3).

Илия был пророком "огня". Он свел "огонь" с неба на горе Кармиле, а также свел "огонь", чтобы попалить два пятидесятка царя Охозии с их руководителями. Он сам вознесся на небо в "огненной колеснице". Другим, переселенным на небо и не испытавшим смерти, был Снох (Быт. 5:24). Может быть переселение этих двух мужей на небо было Божьим намерением предсказать восхищение Церкви в тот радостный день, когда ангельские колесницы спустятся с неба и вознесут нас на радостную встречу и приветствие с возвращающимся Спасителем Христом.

Елисей. 4 Царств, 2 глава до 13

По Божьему велению Илия помазал Елисея быть его преемником (3 Царств 19:16-21) и взял его в обучение. При взятии Илии на небо его накидка упала на Елисея и после этого Елисей немедленно начал творить чудеса, подобно Клин. Для Елисея, как и для Клин, расступились воды Иордана (2:8,14); вода Иерихонского источника была оздоровлена (2:24). Не Елисей, а Бог послал медведиц. Вефиль был центром поклонения Ваалу. Может быть молодые люди насмехались над Богом Елисея.

Бог сказал Илии, что не огнем и не мечем совершается Божье дело. Поклонники Ваалу не разумели иного языка. Елисей помазал Ииуя в цари, чтобы истребить поклонение Ваалу (3 Царств 19:16,17, 4 Царств 9:1-10). Ииуй мужественно выполнил свое поручение (гл. 9 и 10).

Главы 3 до 10. Норам, царь Израиля,

854-843 до Р.Х.

Норам царствовал 12 лет. Он был убит Инуем (9:24). Во время его царствования, моавитский царь, который платил дань Ахаву, поднял мятеж и отошел от Израиля (3:4-6-2.

ЧЕТВЕРТАЯ ЦАРСТВ

Израиль Самарня

Иуда 1.* Иерусалим'*

Карта 43.

Археологическая заметка Моавнтскнй камень

Рисунок 43. Моавнтскнй камень.

Фото Матсона

В главе 3 рассказывается о попытке Иорама вновь покорить моавитян. "Месса, царь моавитский, упоминаемый в гл. 3:4, делает описание своего отделения от Израиля. Описание это сделано на "Моавитском камне". Камень был обнаружен в 1868 г. в Моаве около Дибона, в 32 км на восток от Мертвого моря, немецким миссионером, Ф.А. Кляйном. На синеватом базальтовом камне, высотой в 1 1/4 м, ширинй в 65 см и толщиной в 32 см содержится запись Месса. Во время переговоров о покупке камня Берлинским Музеем, французский консул в Иерусалиме предложил за этот камень большую сумму денег.

Скоро после находки этого камня, арабы нагревая его огнем и обливая холодной водой, разбили камень на кусочки и разобрали на амулеты. Все же французы сумели собрать эти кусочки и сложить их вместе и таким образом они сохранили написанное на камне. В настоящее время камень хранится в Лувре ком Музее.

На камне написано: "Я, Месса, царь моавитский, соорудил этот памятник Хеосу (божеству моавитскому), чтобы отметить избавление от израильтян. Мой отец царствовал над Моавом 30 лет и я царствовал после моего отца. Царь израильский Амврий порабощал Моав долгое время и его сын Ахав после него. Но я восстал против царя израильского и изгнал его и взял его города: Мелеву, Атароф, Нева и Иахац, которые он построил во время войны со мной. Я разрушил эти города и посвятил добычу Хемосу, а женщин и девушек Астарте. Я построил Корхаг рабами Израиля".

210

ЧЕТВЕРТАЯ ЦАРСТВ

Главы 4,5,6,7. Чудеса Елисея

Елясей начал свое служение чудесами, о которых читаем в гл. 2. Его чудеса следуют очень быстро одно за другим. Масло вдовы не убывает.Сь1н сонамитянки воскресает из мертвых. Смертельная похлебка оздоравливается. Хлебы умножаются. Нееман исцеляется от проказы. Топор всплывает на поверхность воды. Самария покоряется невидимым колесницам. Сирияне изгнаны и избиты Божьей конницей и колесницами (7:6). Почти все записанные подвиги и дела Елисея состоят из чудес. Большая часть его чудес состоит из подвигов добра и милосердия. Исцеление Елисеем прокаженного Неемана Иисус Христос поставил в предсказание, что Он послужит средством исцеления для других народов (Лук. 4:25-27).

Глава 8:1-15. Елисей помазывает на царство Азаила

Азаил унаследовал престол сирийского царя Венадада. Израильский пророк помазал на царство иностранного царя, чтобы наказать народ пророка. Таково было Божье повеление (3 Царств 19:15), чтобы наказать Израиль за его ужасные грехи (10:32,33).

Археологическая заметка

Венадат и Азаил (8:7-15). В надписи ассирийского царя Салманассара говорится: "Я воевал с Венададом. Я его победил. Азаил, ничтожество, захватил его престол".

Елисей

Елисей начал свое пророческое служение во время царствования Иорама (3:1, 11), о кола 850 лет до Р.Х. и продолжал во время Иуия и Иоахаза. Он умер во дни Иоаса (13:14-20), около 800 лет до Р.Х.

По своему происхождению Елисей был земледельцем из Авель- Мехолы, верхней части Иорданской долины (3 Царств 9:16,19). Пророческому служению он учился у Илии (3 Царств 19:21; 4 Царств 3:11). Своим характером он не был похож на Илию. Илия был подобен буре и землетрясению. Елисей был подобен веянию тихого ветра. Илия был подобен кремню-Елисей был весьма мягок, нежен и дипломатичен. Илия был жителем пустыни в одеянии из верблюжьего волоса, а Елисей был жителем городов и одевался как и все прочие люди. Все же накидка Илии упала на Елисея (3 Царств 19:19, 4 Царств 2:13).

Чудеса Елисея

О них упоминается в гл. 2,4,5,6,7. Из них было одно из семи восресений, упоминаемых в Библии. Вот они: восрешение Илией сына вдовы (3 Царств 17). Восрешение Елясеем сына сонамитянки (4 Царств 4). Восрешение Иисусом дочери Иаира (Марк. 5); сына наинской вдовы (Лук. 7), Лазаря (Иоан. И). Воскрешение Петром Таифы (Деян. 9). Воскрешение Павлом Евтихия (Деян. 20).

ЧЕТВЕРТАЯ ЦАРСТВ

В эти семь воскрешений не включено воскресение Иисуса Христа, краеугольного камня всех воскресений, которое совершилось без человеческого участия или даже прикосновения, как в случае с костями Елисея (4 Царств 13:21).

Служение Елисея в пророческих школах

Из 1 Царств, гл. 19:20 мы видим, что Самуил основал пророческую школу в Раме. Елисей имел подобные школы в Вефиле, Иерихоне, Галгале и других местах (4 Царств 2:3,5; 4:38, 6:1). Кроме этих мест Елисей жил на Кармиле, Сонаме, Дофаиме и Самарии (4 Царств 2:25, 4:10,25, 6:13.32). Из его служения видно, что он был своего рода пастором-пророком-учителем. Он также был царским советником. Его совет всегда выполнялся. Он не всегда одобрял царские дела, но в трудные времена он приходил на помощь царям.

Служение Елисея в Северном царстве было одновременным со служением Пойдя в Южном царстве. Возможно, что он был учителем Ионы и Амоса, так как они были юношами в то время.

Илия и Елисей в своей личной жизни и публичном служении могли быть прототипом и олицетворением Иоанна Крестителя и Иисуса Христа. Иоанн Креститель назван Илией (Матф. 11:14), а служение милосердия Иисуса Христа было расширенным служением Елисея. Здесь содержится пример, что люди различных характеров могут сотрудничать для достижения тех же самых целей.

Глава 8:16-24. Норам, царь Иудеи. (см. 2 Пар. 21). Глава 8:25-29. Ахаз, царь Иудеи. (см. 2 Пар. 22).

Главы 9,10. Ииуй, царь Израиля, 843-816 до Р.Х.

Он царствовал 28 лет. Был военачальником телохранителей Ахава. Елисей помазал его в цари, чтобы истребить дом Ахава и уничтожить поклонение Ваалу. Он немедленно и яростно приступил к этой кровавой расправе. Будучи неустрашимым и без сожаления, он как раз подходил к этому делу. Возможно, что никто другой не смог бы этого сделать. Он убил Иорама, царя Израиля, Иезавель, Охозию, царя Иудеи (затя Ахава), 70 сыновей Ахава, братьев Охозии и всех друзей и соучастников дома Ахава, всех жрецов Ваала, всех поклоняющихся Ваалу. Все же он "не отступил от грехов Иеровоама и не старался ходить в законе Господа, Бога Израилева, от всего сердца".

Если нам не вполне понятно намерение Бога в поведении Ииуя, то мы должны не забывать мерзость поклонения Ваалу. Иногда Бог применяет отдельных людей и целые народы, не служащие Ему, для произведения Его правосудия и наказания грешников.

В то время, когда Ииуй был занят кровавой расправой в Израиле, Азаил, царь Сирийский отнял Галаад и Васей, на востоке от Иордана (10:32,33). У ИиуябылисвоиприключениясАссирией, котораяочень быстро укреплялась.

213

ЧЕТВЕРТАЯ ЦАРСТВ Археологическая заметка

Инуй. Недалеко от Ниневии у Калы, Леярд обнаружил в 1845-49 годах в развалинах палат Салманассара кусок черного камня, высотой 2 м, покрытого рельефными письменами, описывающих его доблести. Камень этот назван "черным обелиском" и хранится в Британском Музее. Во второй строке с верху изображена фигура с весьма заметными еврейскими чертами, склонившаяся на коленцу ног царя, а сверх его следующее написание:

"Дань Ииуя, сына (наследника) Амврия. Серебро, золото, золотые сосуды, золотые чаши, золотые вазы, олово, скипетр для царя и копьевые рукоятки я получил".

Археологическая заметка

Иезавель. Иезавель "нарумянила свое лицо" (9:30). Экспедиция, предпринятая Гарвардским Университетом, Еврейским Университетом в Иерусалиме, Британской Археологической Школой и Палестинским Последовательным Фондом, в годах 1908-10, 1931, обнаружила в развалинах Самарии, в доме Ахава "из слоновой кости" блюда, небольшие каменные коробочки, в которых Иезавель размешивала свои румяна. В них были краски: черная для краски век, зеленая и красная, а в середине углубления для размешивания красок. В них еще хранились остатки краснго цвета.

Археологическая заметка

*"*

Рис. 44. Черный обелиск. Архив Беттманна.

Мегиддо. В Мегиддо в напластовании времени Ахава и Иезавели были найдены кувшины с останками детей, которых приносили в жертву Ваалу (см. стр. 206), иллюстрирующие ужасный обряд поклонения Ваалу.

Мегнддо было также известным полем битвы. Последняя битва веков Армагеддон (Откр.16:16) получила свое название от места, расположенного на южной стороне Ездрилонской равнины, в 15 км на юго-запад от Назарета. Здесь находится проход через вершины Кармила и главная дорога, между Азией и Африкой, ключевой плацдарм между Евфратом и Нилом, местом встречи армий востока и запада. Египетский фараон Тутмос 3, который сделал Египет мировой державой, сказал, что "Мегнддо ценнее тысячи городов". Во время Первой Мировой войны, здесь в Мегиддо английский генерал Алленби в 1918 г. разбил турецкую армию. Вокруг холмов Мегиддо было пролито больше крови чем где либо в другом месте на земле.

Восточный Институт Чикагского Университета с участием палестинского правительства, в 1924 г. получил разрешение

214

ЧЕТВЕРТАЯ ЦАРСТВ

Рисунок 45. Холм Мегиддо. Фото Матсона.

производить раскопки вокруг холмов Мегилло и сберегать все исторические находки (см. 214, 215).

Глава И. Царица Иудейская Гофолия. (см. 2 Пар. 22).

Глава 12. Царь Иудейский Глава 12. Царь Иудейский Иоас. (см. 2 Пар. 24).

Глава 13:1-9. Царь Израильский Иохаз, 820-804 до Р.Х. Царствовал 17 лет. Во время его царствования сирийцы весьма сильно угнетали Израиль.

Глава 13:10-25. Царь Израильский Иоас, 806-790 до Р.Х. Царствовал 16 лет. Воевал с Сирией и покорил города, потерянные его отцом в войне с Сирией. Вел войны с Иудой и разрушил Иерусалим.

Глава 14:1-22. Амасия, царь Иудейский. (см. 2 Пар. 25).

Гл. 14:23-29. Иеровоам 2, царь Израиля, 790-749до Р.Х.

Царствовал 41 год. Продолжал войны своего отца Иоаса с Сирией и с помощью пророка Ионы (25) "восстановил пределы Израиля". Идолопоклонство и мерзости в общественной жизни, заведенные при Иеровоаме, потребовали дальнейшего служения и реформ пророков Амоса и Осин.

Археологическая заметка

Печать слуги Иеровоама. В Мегиддо, в 1903-05 годах, в напластовании времен Иеровоама, Шумахер обнаружил красивую яшмовую печать, на которой было написано: "Собственность Шима, слуги Иеровоама". Печать передана на хранение в царственные сокровища турецкого султана.

Глава 15:1-7. Азария, царь Иудейский. (см. 2 Пар. 26).

Глава 15:8-12. Захария, царь Израильский, 748 лет до Р.Х. Царствовал 6 месяцев.

215

ЧЕТВЕРТАЯ ЦАРСТВ

Глава 15:13-15. Селлум, царь Израильский, 748 лет до Р.Х. Царствовал 1 месяц.

Глава 15:16-22. Менаим, царь Израильский, 748-738 до Р.Х. Царствовал 10 лет. Был жестоким и безчувственным. Он уничтожил своего предшественника.

Археологическая заметка

Менаим. Его дань Фулу, царю Ассирийскому (19,20). На одной надписи Фула написано: "Дань Менаима Самарийского... я получил". Здесь же упоминаются имена: "Озии, Ахаза, Факия и Осия".

Глава 15:23-26. Факия, царь Израильский, 738-736 лет до Р.Х. Царствовал 2 года. Подобно Захарии и Селлуму был умерщвлен.

Глава 15:27-31. Факей, царь Израиля, 748-730 до Р.Х.

Царствовал 20 лет. Был сильным военным предводителем. Полагают, что он вместе с Менаимом и Факием правили страной. В союзе с Сирией они напали на Иудейское царство. Иуда обратился за помощью к ассирийцам и вместе они победили израильтян и сирийцев и увели в плен жителей Северного и Восточного Израиля. Это было Галилейское пленение (734 лет до Р.Х.). Одна Самария осталась нетронутой в Северном царстве. Более подробно об этом сказано в 2 Пар, и в книге Исаии, в 7 главе.

Археологическая заметка

Пленение Северного Израиля Феглаффессаром, царем Ассирийским (29). Его надпись гласила: "Народы земли Амврия я отвел в Ассирию с их имуществом".

Глава 15:32-38. Нефам, царь Иудеи. (см. 2 Пар. 27). Глава 16. Ахаз, царь Иудеи. (см. 2 Пар 28).

Пленение израильтян ассирийцами, 721 до Р.Х.

Глава 17. Осия, последний царь Израиля, 730-721 до Р.Х. Царствовал 9 лет. Платил дань царю Ассирийскому, но сумел вступить в тайный союз с царем Египта. Царь Ассирийский заметил измену "и переселил Израиля из земли своей в Ассирию" (23). Затем пала Самария и ее жители вместе с другими иудеями были забраны в плен. Пророками в то время были: Осия, Исаия и Михей. Северное царство просуществовало около 200 лет. Каждый из 19 царей Израиля ходил греховными путями Иеровоама, основателя этого царства. Бог посылал им одного пророка за другим, а также наказание за наказанием, с намерением обратить их на путь правды, но все эти старания были напрасны. Израиль крепко прилепился к своим идолам. У Бога не нашлось других средств, как только удалить их из страны.

ЧЕТВЕРТАЯ ЦАРСТВ

Археологическая заметка

Оспа. Осия убил Факея и воцарился вместо него (15:30). "Осия платил дань царю Ассирийскому" (17:3). В записках Феглаффессара говорится, что они свергли своего царя Факея. Я поставил над ними Осию. От него я получил 10 талантов золота и 1000 талантов серебра".

Археологическая заметка

Пленение Израиля. Царь Ассирийский осаждал Самарик) 3 года.. .и покорил ее.. .и увел Израиля.. .и привел людей из Вавилона.. .и поселил их в городах Самарии" (17:5,6,24).

В надписи Саргона (см. стр.292) говорится, что: "В первом году моего царствования я покорил Самарию. Я взял в плен 27 290 человек. Жителей других городов, которые никогда не платили дани, я поселил в Самарии".

. Ассирия

Ассирийцы разрушили Израильское царство. Исторические записи этих событий, сделанные самими ассирийцами, недавно были обнаружены. В этих записях упоминается 10 еврейских царей: Амврий, Ахав, Ииуй, Менаим, Факий, Осия, Озия* Ахаз, Езекия, Манассия. Многие из этих заявлений подтверждают правдивость Библии. Ниневия была столицей ассирийцев (см. стр. 365,367).

Политика ассирийцев состояла в том, чтобы покоренные ими народы переселять в другие земли, уничтожить их национальное сознание, чтобы таким образом легче ими править. Сами ассирийцы были весьма воинственным народом. В то время все народы были

Карта 45.

ЧЕТВЕРТАЯ ЦАРСТВ

грабителями, а ассирийцы были самыми грубыми из них. Свое государственное благополучие они строили на награбленном имуществе других народов. Их поведение с плеными было весьма жестоким. Они сдирали с живых людей кожу, отрезывали у них руки, ноги, нос, уши, вырывали глаза, язык и сбрасывали груды человеческих черепов и костей для устрашения других.

Ассирия была основана 2000 лет до Р.Х. переселенцами из Вавилона, многие столетия была управляемая Вавилоном и часто с ним соперничала. Приблизительно в 1300 г. до Р.Х. Салманесер 1 сбросил вавилонское иго и стал править всей долиною Евфрата. С этого времени начался упадок Ассирии. Феглаффелласар 1 (1120- 1100) сделал Ассирию опять великим царством. Затем наступила опять золотая эпоха Ассирии, во время которой она развилась в мировую империю при царствовании следующих царей:

Ассур-насипал 2 (885-860 до Р.Х.). Воинственный и жестокий. Спаял ассирийцев в наилучшую боевую машину древнего мира.

Салманасер 2 (860-825 до Р.Х.). Первый ассирийский царь, вступивший в войну с Израилем. Ахав вел с ним войны. Ниуй платил ему дань.

Шанси-адад (825-808). Адад-нирари (808-783). Салманасер 3 (783-771). Ассур-даян (771-753). Ассур-луш (753-747). Падение.

Тиглат-пиласер 3 (747-727). Пуль было его личное имя. Он увел Северный Израиль в плен (734 до Р.Х. см. Исаин 7 гл.).

Салманасер 4 (727-722). Он осаждал Самарию и умер во время осады.

Саргон 2 (722-705). Закончил разрушение Самарии и пленение Израиля. 2000 лет раньше в Вавилоне был царь Саргон 1.

Сенахирим (705-681). Более других известный царь Ассирии. Поражен ангелом Господним у Иерусалима. Сжег Вавилон. (см. 2 Пар. 32).

Есар-галлон (681-668). Восстановил Вавилон. Покорил Египет. Был одним из величайших царей Ассирии.

Ассур-баниппал (668-626). (Сарданопалус, Оснаппер). Разрушил Фивы. Собрал большую библиотеку. Был сильным, грубым, образованным царем.

Ассур-етил-илани, Син-сар-искун (Сара кос) (626-607). Его жестокая империя пала, будучи окруженная скифами, мидянами и вавилонянами.

Главы 18-25 говорят об оставшихся 9 царях Иуды, от Езекии до Седекии. (см. об этих царях во 2 Пар, от 29 до 36 главы).

Вавилонское пленение Иуды, 606 до Р.Х.

Глава 25. Седекия (597-586 до Р.Х.). Последний царь Иуды. Пленение Иуды произошло в четырех этапах.

В 606 г. до Р.Х. Навуходоносор победил Иоакима и взял часть сосудов дома Божьего и царское потомство, включая Даниила и увел их в Вавилон (2 Пар. 36:6,7, Дан. 1:1-3).

ЧЕТВЕРТАЯ ЦАРСТВ

597 до Р.Х. Навуходоносор пришел опять и забрал оставшуюся храмовую утварь, царя Иоакима и 10 000 князей и военых людей, ремесленников, художников и увел их в Вавилон (4 Царств 24:14-16*.

В 586 г. до Р.Х. вавилоняне снова вернулись и сожгли Иерусалим, разрушили его стены, выкололи глаза царю Седекии и в оковах увели его в Вавилон с другими 832 пленниками, оставив в городе лишь небольшой остаток бедного населения (4 Царств 25:8-12; Иерем. 52:28-30). Об этом больше говорится в книге Царств, нежели у пророка Иеремии, где отмечаютя только главные события. Для покорения Иерусалима потребовался год с половиной времени. Город был осажден в 9 году царствования Седекии, в 10 месяце и 10 дня. Он сдался в 11 году, 4 месяца, 9 дня. Месяцем позже город был сожжен 7 дня, 5 месяца.

Для Навуходоносора потребовалось 20 лет, чтобы уничтожить Иерусалим. Он мог бы это сделать с самого начала, если бы этого хотел, но в начале он был заинтересован данью. Взятый в плен Даниил с самого начала пленения стал другом и советником Навуходоносора и, возможно, имел сдерживающее влияние на царя до тех пор, пока настойчивое старание Иуды сделать союз с Египтом не заставило Навуходоносора смести Иерусалим с лица земли.

В 581 г. до Р.Х., 5 лет после разрушения Иерусалима, вавилоняне пришли опять и увели в плен 745 человек пленников (Порем. 52:30), хотя значительная группа, включая Иеремию, спаслась бегством в Египет (Порем. 43). Падение Иерусалима вызвало пророчества трех великих пророков: Перемни, Иезекниля и Даниила.

Пленение Иуды Вавилоном было предсказано 100 лет раньше пророками Исаией и Михеем (Не. 39:6; Мих. 4:10). Когда же это случилось, то пророк Иеремия предсказал, что оно будет продолжаться 70 лет (Пером. 25:11,12).

Этим событием закончилось земное царство Давида. Оно продолжалось 400 лет и возобновилось в духовном значении с приходом в мир Иисуса Христа и завершится в Его славном втором пришествии.

Археологическая заметка

Навуходоносор. Его сожжение городов Иуды(25:9; Пером. 34:7). В Лахисе, Вефиле, Кириаф-Сефере и Беф-Шемеше найдены слои золы от этих разрушительных пожаров, которые произошли 600 лет до Р.Х. Это были Навуходоносоровы огнища. В Лахисе и Беф-Шемеше огонь охватил город так внезапно, что под толстым слоем мусора и золы были найдены недогоревшие остатки вещей, а в Лахисе найдены храмовая утварь, алтарь, чаши, умывальницы, кости жертвоприношений. В Беф-Шемеше найдены склады продуктов питания: чечевицы, изюма и оливков.

Вавилон

Ассирия покорила Израиль и увела его в плен (734-721 до Р.Х.). Вавилон покорил Иуду и увел в плен (606-586 до Р.Х.).

219

ЧЕТВЕРТАЯ ЦАРСТВ

Ассирия пленила Северную часть Евфрата-Тигрской долины. Вавилон пленил Южную часть Евфрата-Тигрской долины. Ниневия была столицей Ассирийской империи. Вавилон был столицей Вавилонской империи.

Между Ниневией и Вавилоном было растояние в 450 км (см. карту на стр. 217).

Старая Вавилонская империя Вавилон считался колыбелью человечества (см. стр. 47,72,73).

Около 2000 лет до Р.Х. Вавилон был доминирующей державой мира.

Около 1000 лет до Р.Х. Вавилон вел борьбу с перебоями.

Около 300 лет до Р.Х. наступило ассирийское превосходство над Вавилоном (885-607 до Р.Х., см. стр. 217).

Новая Вавилонская империя

(606-536 до Р.Х.). Иногда так называемая Неовавилонская империя. Она разбила Ассирию в своем движении на запад, разбила Иуду и покорила Египет. Ее цари следующие:

Набополасар (625-604 до Р.Х.), наместник Вавилона. Он сбросил ярмо Ассирии (625 до Р.Х.) и основал независимое вавилонское царство. С помощью Артаксеркса Мидийского он покорил и разрушил Ниневию (607 до Р.Х. или 612, см. стр. 370). Его сын Навуходоносор (609 до Р.Х.) стал военачальником армии своего отца и в 606 до Р.Х. управлял страной вместе с отцом.

Навуходоносор (606-561 до Р.Х.), величайший из всех царей и один из сильнейших монархов всех времен. Он царствовал 45 лет. Был собирателем Вавилонской империи. Его власть распространилась во все концы тогдашнего мира. Он великолепно украсил город Вавилон (см. стр. 337,342). Он пленил евреев, включая Даниила и Иезикниля. Он полюбил Даниила и сделал его одним из своих главных советников. Вне сомнения, что благодаря влиянию Даниила, положение евреев было облегчено. (см. о Навуходоносоре и Вавилоне стр. 337-344).

Меродах Лукавый (561-560). Нериглиссар (559-556). Лабаш- Мардук (556).

Набонидус (555-536 до Р.Х.). Его сын Валтасар был соучастником в правлении его последних лет. Падение Вавилона. Превосходство перешло к Персии. (Рассказ о руке пишущей на стене и падение Вавилона, см. стр. 345).

Вавилонская империя существовала 70 лет. 70 лет Иудейского пленения было почти одновременным с вавилонским правлением миром. В год покорения персидским царем Киром Вавилона им было дано позволение евреям вернуться на родину.

Имя Вавилона, как угнетателя Божьего народа в Ветхом Завете, дано отступнической церкви (Откр. 17).

ПЕРВАЯ КНИГА ПАРАЛИПОМЕНОН

Родословия Царствование Давида

Двенадцать предыдущих книг Библии закончились описанием пленения еврейского народа. Следующих две книги Паралипоменон являются повторением описанных ранее событий. Они суммируют совершившееся в прошлом и уделяют особое внимание царствованию Давида, Соломона и последующих царей Иуды.

Первая книга Паралипоменон очень близка по содержанию со второй книгой Царств. В главном она говорит о Давиде, предшествуя девятью главами родословия. Родословие начинается от Адама и охватывает весь период времени до возвращения евреев из пленения, описывая все события в сжатом виде.

Автор

Первая и вторая книга Паралипоменон, книга Ездры и Неемии первоначально составляли одну книгу. Еврейское предание гласит, что автором этих записей был Ездра.

В этих книгах часто делаются ссылки на разные описания, летописи и официальные документы: "Летопись царя Давида" (1 Пар. 27:24), "Записи Самуила провидца и Записи Нафана пророка, Записи Гада прозорливца (1 Пар. 29:29), Записи Нафана пророка, Пророчество Ахни Силомлянина и Видения прозорливца Пойдя (2 Пар. 9:29), Записи Самея пророка и Адды (2 Пар. 13:22), Записи Ииуя, сына Ананиева, которые внесены в книгу Царей Израилевых (2 Пар. 20:34), Рассказ в книге Царей (2 Пар. 26:22), Дела Озии написаны Исаием (2 Пар 26:22), Видения Исаии, пророка (2 Пар 32:32), Книга царей Иудейских и Израильских (2 Пар. 32:32), Записи провидцев (2 Пар. 33:19).

Из вышесказанного можно заключить, что автор книги имел доступ ко многим источникам записей, которые нам не известны. Одновременно он имел доступ и к книгам Ветхого Завета. Руководимый Богом он записал все то, что посчитал нужным. Так что в этой части Ветхого Завета мы имеем двойное описание событий.

Значение двойного описания

Будучи убежденным в том, что вся Библия, как слово Божье, предназначена для всемирного пользования, приходиться думать не

221

1 ПАРАЛИПОМЕНОН

имел ли Бог каких других целей, кроме тех, которыми руководствовался Ездра в расселении Израиля, что побудил автора дважды описать эти события.

Повторение всегда указывает на важность повторяемого. Здесь содержится предупреждение не забыть этой части Библии. Мы можем считать чтение о царях и их делах скучным чтением, но во всех этих событиях следует видеть Божье руководство Своего народа. В этих описаниях можно иногда найти очень драгоценную жемчужину Священного Писания.

Разница между книгами Царств и Паралипоменон

Книги Царств делают параллельное описание событий в Северном и Южном царствах, а Паралипоменон придерживается Южного царства. Книги Паралипоменон в главном заняты описанием царствования Давида и выводят его родословную линию к тому времени.

Главы 1 до 9. Родословия

Родословная перепись народа стала необходимостью после возвращения Израиля из плена. Каждая семья имела право на получение земельного участка, которым она пользовалась до пленения. По закону Моисея землей наделялись семьи на вечное пользование и ее нельзя было продавать на вечное пользование другим (см. Лев. 25).

Служение священников также было наследственным. Сыновья священников должны были наследовать своих отцов. Таков был закон земли.

То же самое было и с царями по линии Давида. Самым важным и драгоценным из всех обетований было обетование мирового Спасителя из рода Давидова. Главной целью всех этих родословий было указание на потомков Давида (см. стр. 415).

Родословия эти не полные, со многими перерывами в списках. Но главное в том, что они верные. Возможно, что они были собраны и списаны со многих списков, которые записывались на дощечках, папирусе или пергаменте, часть которых была списана и с книг Ветхого Завета.

Девять глав этого родословия от поколения до поколения связывает всю предыдущую историю Библии. Они написаны не для духовного назидания, как другие книги и части Священного Писания. Но они, подобно и другим родословиям, являются остовом Ветхого Завета, связывая Ветхий Завет в единую книгу, придавая ей вид не легенды, а истории.

Главы 10,11,12. Воцарение Давида

Четвертая книга Царств и первая книга Паралипоменон, исключая родословия, описывает события до воцарения Давида. Первая книга Паралипоменон в особенности описывает организацию храмового служения. Она была написана после возвращения из плена и является

1 ПАРАЛИПОМЕНОН

своего рода историческим поучением, на равно со второй книгой Царств. Ее главная цель состоит в том, чтобы воодушевить вернувшихся пленников в деле восстановления храма, богуслужений и общественной жизни.

Во 2 Царств, гл. 1-4, говорится о воцарении Давида над Иудой после смерти Сдула. Здесь в Хевроне Давид царствовал семь с половиной лет. Все это время он вел войны с сыном Саула Иевосфеем. По смерти Невосфея Давид воцарился над всем Израилем.

Первым делом Давида после воцарения было занятие Иерусалима и провозглашение его столицей Израиля. Об этом более подробно говорится во 2 Царств, гл. 5. Город Иерусалим был более центральным и недоступным, расположенный на горе с долинами на восточной, западной и южной стороне. На протяжении 400 лет, от Иисуса Навина до Давида, Израиль не мог покорить Иерусалим. Все это время в нем жили иевусеи (И. ь8.15:63; 2 Царств 5:6-10;1 Пар. 11:4,5).

Археологическая заметка

Водяное русло (2 Царств 5:8), через которое воины Давида проникли в Иерусалим, было обнаружено в 1866 г. Ворреном и Палестинским Исследовательным Фондом. Русло это представляет из себя туннель со ступеньками, высечеными в скале с вершины холма до источника Гихона (см. карту стр. 46), с восточной стороны холма. Таким образом город снабжался водой в пределах городской стены. Холм был защищен толстой стеной в 7 м толщины. Он был недоступным, пока Давид не обнаружил этот секретный вход в город через источник.

Археологическая заметка

Стена Давида. В главе 11:8 говорится, что "Он (Давид) обстроил город кругом". Остатки этой стены раскопаны. Они были длиной в 120 м. В некоторых местах еще обнаруживается под постройкой Давида фундамент иевусеев.

Главы 13,14,15,16. Перенос ковчега в Иерусалим

Ковчег завета был захвачен филистимлянами (1 Царств 4:11) и они держали его 7 месяцев (1 Царств 6:1). Затем он был отослан обратно к израильтянам и в Кириафиараме, в 16 км от Иерусалима на северо- запад, он простоял 20 лет (1 Царств 7:20). Избрав Иерусалим столицей страны, Давид собрал всех израильтян и решил с великой церемониальностью перенести ковчег завета в Иерусалим.

Торжественая процессия перенесения ковчега была омрачена прикосновением Озы к ковчегу и его смертью (13:10). Оза хотел предохранить повозку с ковчегом от падения, но наказание его было весьма тяжким (13:9). Только леветь] имели право и доступ к ковчегу (15:2,13). ПоступокОзыбылпрямымнарушениемзакона(Чис.4:15), а его смерть предупреждением быть впредь осторожным.

223

1 ПАРАЛИПОМЕНОН

После трехмесячного пребывания ковчега в доме Аведдара (13:14), девята (15:17,18,21,24), ковчег был перенесен в Иерусалим при великом ликовании и торжестве и помешек в скинии, которую Давид приготовил (15:1). Первоначальная скиния находилась в Гаваоне (21:29).

Многоженство Давида было Богу неугодным (14:3). В то время был такой обычай среди царей, выражавший престиж и славу Царствующих. Народ как бы ожидал от своих правителей этого, а Бог в эти Ветхозаветные времена снисходил этому обычаю. Но в своей семейной жизни Давид пожал горькие плоды своего поведения (см. 2 Царств 13).

Глава 17. Намерения Давида построить храм

Мысль построить храм была оригинально Давидова. Бог удовлетворялся скинией (4-6). Бог уступил Давиду, но не пожелал, чтобы Давид строил храм, потому что, как сказал Бог, "ты пролил много крови и вел большие войны" (22:8; 28:3) и поручил это дело Соломону (17:11-14; 28:6).

Главы 18,19,20. Победы Давида (см. 2 Царств 8). Глава 21. Счисление израильтян (см. 2 Царств 24).

Глава 22. Подготовка к постройке храма

Хотя Бог отклонил намерение Давида строить храм, все же Давид во время своего царствования приготовил планы постройки и собрал огромный запас золота, серебра и много разнообразного строительного материала, оцениваемого в наше время по разному, от двух до пяти биллионов долларов. "Дом, который следует построить для Господа, должен быть весьма величествен, на славу и украшение пред всеми землями" (22:5). Постройка храма была наивысшим достижением и славой Израильского царства. В главе 28 Давид дает последнее поручение вождям и начальникам народа и всему народу построить дом Господу.

Глава 23. Распределение левитских обязаностей

"Не нужно носить скинию" (26), так как храм будет постоянно в Иерусалиме, поэтому обязаности левитам были наново распределены. Некоторые из них были назначены на работы в храме (4); другие назначены быть привратниками (5); иные музыкантами (5; 15:16) и хористами из 4000 человек. Некоторые были назначены "судьями и писцами" и на "внешнее служение в Израиле", на "дела Божий и на дела царя" (23:4; 26:29,32). Из последних назначений видно, что поставленные были гражданским правительством.

Глава 24. Организация служения священников

Священники были организованы в 24 череды для служения в храме. Они назывались "привратниками" и "прославляющими Господа" (5). Им вменялось в обязанность жертвоприношение. Их

224

1 ПАРАЛИПОМЕНОН

служение закончилось с пришествием Христа в мир. 1К великому сожалению "священники" потребовали распятия Христа (Матф. 27:1,6,20,41). В послании к Евреям мы находим, что в"священниках" нет больше надобности. Лишь в следующих местах слово "священник" употрбляется в Евангельском смысле, а это в Откровении 1:6, 5:10; 20:6, но и здесь оно применяется ко всем верующим, а не к христианским руководителям.

Главы 25,26,27. Другие храмовые организации

Для благоговейного служения в храме и управления народом были установлены разные организации. Назначение музыкантов при служении в храме не закончилось с пришествием Христа, но приняло новую форму и значение. Сам Давид был великим музыкантом. Он славил Господа от всей своей души (15:27,28; 16:41,42).

Главы 28,29. Прощальное слово Давида и молитва

Наставление и поощрение в постройке храма. Его вся забота была в том, чтобы построить дом Господу перед тем, как душа его уйдет в "дом нерукотворный". "Муж, по сердцу Божию", верно служил своему народу. С какой радостью он встретился в вечности с Тем, Который назывался "Сыном Давида".

ВТОРАЯ КНИГА ПАРАЛИПОМЕНОН

Царствавание Соломона Храм История Иудейского царства после отпадения 10 колен

Вторая книга Паралипоменон описывает события, о которых сказано в 3 и 4 книге Царств, за исключением описания царей отпавших 10 колен.

Глава 1 по 9. Храм и слава царствования Соломона (см. 3 Царств 1-11).

400 лет Израиль пользовался скинией, как местом пребывания Бога среди них и Бог был этим очень доволен (2 Царств 7:5-7). Но когда появилось желание построить храм. Бог выразил участие в указании каким должен быть этот храм и дал "в записях планы Давиду" (1 Пар. 28:19; Цех. 25:9). "Дом, который следует выстроить для Господа, должен быть весьма величествен, на славу и украшение перед всеми землями" (1 Пар. 22:5).

Давид выразил свое желание построить храм, но Бог воспретил ему, потому что он "вел большие войны" (1 Пар. 22:8). Бог был помощником Давиду в его военных делах. Но здесь можно заключить, что Бог не желал, чтобы "проливший много крови" был строителем Его храма. Покоренные Давидом народы могли питать ожесточение к Богу Израиля, так как намерением Бога было обратить к Себе все народы.

Храм был построен из больших камней, кедровых балок и досок, обложенных внутри храма золотом (3 Царств 6:14-22; 7:9-12). Золото, серебро и другие материалы, употребляемые при постройке храма (1 Пар. 22:14-16; 29:2-9), оцениваемые на наши деньги, достигали от 2 до 5 биллионов долларов. Вне сомнения, это была самая дорогая постройка в мире в то время. Великолепие и грандиозность храма имели свое место и назначение, но золото храма стало объектом зависти и жадности среди других царей.

В главном храм был построен по планам скинии (см. стр. 139), увеличенным в два раза, принимая локоть за 75 см. Длиной храм был 27 1/2 м, шириной в 9 м и высотой 14 м (3 Царств 6:2).

Храм был обращен лицом на восток. Западных 9 м храма составляли святое святых, остальная часть храма в 18 м длиной

226

И ПАРАЛИПОМЕНОН

считалась святилищем или храмом (3 Царств 6:16-20). Они были разделены завесой (2 Пар. 3:14).

Во святом святых был помещен ковчег завета, с распростертыми над ним херувимами (3 Царств 6:23-28). Во святом святых около завесы посредине стоял золотой жертвенник воскурений. Пять

Карта 46. Предполагаемый вид Соломонового храма и

царского дворца.

227

11 ПАРАЛИПОМЕНОН

золотых светильников и пять столов с хлебами предложения были на северной и, столько же, на южной стороне (3 Царств 7:48,49; 2 Пар. 4:8).

Спереди храма на восточной стороне был притвор, одинаковой ширины с храмом, глубиной в 4,5 м. В притворе по обеим сторонам стояли два медных столба, каждый 1,5 м в диаметре и свыше 10 м вышиной (3 Царств 6:3; 7:15-21).

Вплотную к стене храма, на северной, южной и западной сторонах были сделаны пристройки в три яруса, которые служили боковыми комнатами для священников (3 Царств 6:5-10).

Перед храмом стоял медный жертвенник для жертвоприношений, размером в 9 кв. м и 3 1/2 м вышиной (2 Пар. 4:1). Есть предположение, что жертвенник этот стоял на том месте, с которого Авраам приготовлялся принести в жертву своего сына Исаака. Место это теперь называется Скала купола, на котором стоит магометанская мечеть. Недалеко стояло литое море для омовения священников при жертвоприношениях, размером в 5 м в диаметре и в 2 1/2 м глубиной.которое стояло на 12 медных волах. Кроме этой умывальницы еще было 10 меньших умывальниц, 5 на северной и 5 на южной стороне для омовения жертвоприношений (3 Царств 7:38,39; 2 Пар. 4:1-6).

Храм был окружен "большим двором" и "внутренним двором" (3 Царств 6:36; 7:12), размеры которых не указаны. Возможно, что в "большом дворе" находились царские палаты.

В постройке храма принимало участие 30 000 израильтян и 150 000 хананеев (3 Царств 6:38). Весь строительный материал приготовлялся на место обработки, а на месте постройки "ни молотка, ни тесла, ни всякого другого железного орудия не было слышно в храме при строении его" (3 Царств 6:7).

Город Иерусалим был расположен на 5 холмах (см. стр. 46). Давидова стена прикрывала южно-восточную сторону. Полагают, что Соломонова стена стояла на центрально-восточных и юго- западных холмах. Дворец Соломона, а еще дальше на юг стоял дом из ливанских кедров, который, как думают, был оружейным складом (3 Царств 7:2,8). Приблизительное расположение этих зданий показано на предыдущей странице.

Соломонов храм стоял 400 лет (970-585 до Р.Х.). Храм Зоровавеля простоял 500 лет (520-20 до Р.Х.). Храм Ирода-90 лет (20 до Р.Х. и 70 лет по Р.Х.).

Божьи храмы

Скиния. Скиния была только палаткой и местом Божьего обитания на протяжении 400 лет. Большую часть времени она стояла в Силоме (см. Исход 25-40).

Храм Соломона. Его слава была весьма кратковременной. Он был разграблен 5 лет после смерти Соломона, а позже разрушен вавилонянами в 586 г. до Р.Х.

Храм Иезекииля (Иезек. 40-43). Не настоящий храм, но видение будущего восстановленного храма.

Синагоги. Синагоги появились во время пленения. Они не были храмами, а небольшими зданиями среди рассеянных израильтян (см. стр. 410).

Храм Зоровавеля. Он был построен после возвращения израильтян из плена (см. Ездра и Неемия). Он простоял 500 лет.

Храм Ирода. Он был построен Иродом из мрамора и золота. Храм времени Христа. Этот храм был изумительной красоты. Разрушен римлянами в 70 лет по Р.Х. (см. Иоан. 2:13 и ниже.).

Тело Христа. Христос назвал Свое тело храмом (Иоан. 2:19-21). В Нем обитал Бог среди людей. Иисус сказал, что земные храмы не являются необходимостью для поклонения Богу (Иоан. 4:20-24).

Церковь, как коллектив. Она является храмом Божьим. Через церковь Бог живет в мире (1 Кор. 3:16-19).

Всякий отдельный верующий является храмом Божьим (1 Кор. 6:19), которого величие Соломонового храма могло быть прообразом.

Часто дома молитвы люди называют храмами Божьими, но об этом нигде не сказано в Библии.

Храм на небе. Скиния была образом небесного (Евр. 9:11,24). Апостол Иоанн видел в видении храм (Откр. 11:19), а позже Бог и Агнец стали храмом (Откр. 21:22).

Главы 10,11,12. Ровоам, царь Иуды, 933-916 до Р.Х.

Сын Соломона Ровоам царствовал 17 лет. (О нем также сказано и в 3 Царств 12,13,14). Во время его царствования начался упадок славного Соломонового царства. 10 колен отошло от 12 колен Израиля и Сусаким, египетский царь, ограбил Иерусалим (12:2-9).

Археологическая заметка Вторжение Сусакима в Иудею.

Свои походы в Иудею Сусаким описал на южной стороне великого храма в Амоне около Карнака, где он изображен дарящим 156 городов Палестины своему богу Амону.

В раскопках Кириаф-Сефера обнаружен слой золы после сожжения этого города.

Найден и фрагмент памятника, который Сусаким поставил в Мегиддо.

Мумия Сусакима была открыта в 1939 г. в Тайнее, которая хранится в серебряном саркофаге, обложенным чистым золотом. Возможно, что это было золото, награбленное в Иерусалиме.

Глава13. Авиа, царь Иуды, 915-913 до Р.Х.

Он царствовал 3 года. (О нем также сказано в 3 Царств 15:1-8). Подобно своему отцу, он был нечестивым царем. В войне с Иеровоамом он "уповал на Господа" и поэтому победил Иеровоама, отняв у него некоторые северные города.

Главы 14,15,16. Аса, царь Иуды, 912-872 до Р.Х.

Он царствовал 41 год. (О нем также читаем и в 3 Царств 15:9-24). Его долгое царствование перекрыло царствование 7 царей Северного царства. Он был добрым, благочестивым царем, служащим Господу от всего сердца. Он произвел много реформ в своем царстве. Им были разрушены жертвенники чужим богам, высоты, истуканы, поклонение солнцу и Астарте. Он запретил содомию (мужскую проституцию), и лишил царского достоинства свою мать за то, что она поклонялась идолу. Он был весьма и во всем успешным и богатым.

Главы 17,18,19,20. Иосафат, царь Иуды, 874-850 до РЫцарствовал 25 лет. (О нем также читаем в 3 Царств 22:41-50). Был весьма набожным: "он взыскал Бога отца своего и поступал по заповедям Его". Он установил систему образования, дав повеление священникам и левитам учить народ во всех городах из "книги закона". При нем были установлены судебные учреждения по всей земле. Он содержал большую армию и обладал великой силой.

Глава 21. Норам, царь Иуды, 850-843 до Р.Х.

Царствовал 8 лет. (О нем также сказано в 4 Царств 8:16-24). Он был сыном доброго отца и деда, но стал отступником через женитьбу с преступной женщиной Гофолией, дочерью бесславной Иезавели. Во время его царствования Иерусалим был ограблен вавилонянами и филистимлянами. Он умер от ужасной болезни. "Выпали внутренности его от болезни его, и он умер в жестоких страданиях".

Глава 22:1-9. Охозия, царь Иуды, 843 до Р.Х.

Царствовал 1 год. (О нем также сказано и в 4 Царств 8:25-29). Он был сыном Гофолни и внуком Иезавелн, потомок дома Давидова с ужасным поведением. В своем поведении весьма беззаконный. Был убит Инуем.

Главы 22:10-23:21. Гофолия, царица Иуды, 843-837 до

Царствовала 6 лет. (Читай также 4 Царств 11). Она была дочерью Иезавели и такая же лукавая, как и ее мать. Была замужем за Иорамом, царем Иудейским и матерью следующего Иудейского царя Оказия. Таким образом она была царицей 8 лет, царицей матерью 1 год и 6 лет правила независимо, всего 15 лет. Была фанатически предана поклонению Ваалу и умертвила своих внуков.

Глава 24. Иоас, царь Иуды, 843-803 до Р.Х.

Царствовал 40 лет, возможно, включая 6 лет царствования Гофолии. (О нем также говорится и в 4 книге Царств 12). Иоас был внуком Гофолии. Во время умерщвления Гофолией царского рода, Иоас, сын Охозии, в младенческом возрасте был похищен и 6 лет скрываем в храме. Когда Иоасу исполнилось 7 лет, то тогда его дядя Подай, первосвященник, устроил заговор против Гофолии и поставил Иоаса царем. Подай всю свою жизнь был активным правителем. Под его руководством Иоас очистил землю от поклонения Ваалу. Он восстановил храм, опустошенный Гофолией и обновил служение живому Богу. "И делал Иоас угодное в очах Господних во все дни йода_ священника".

По смерти Падая Иоас уклонился в идолопоклонство. Иудейские князья, которые раньше занимались идолопоклонством и служением Астарте, погубили Иоаса. Он даже велел побить камнями Захарию, сына Падая священника, который поставил его на царство. Годом позже, по смерти Захарии, пришли сирийцы и ограбили Иерусалим, убили князей "и над Иоасом совершили они суд".

Глава 25. Амасия, царь Иуды, 803-775 до РЫцарствовал 29 лет. (Читай о нем также в 4 Царств 14:1-22). "Он делал угодное в очах Господних, но не от полного сердца". Служил богам Едома. Воевал с Израилем и ограбил Иерусалим.

Глава 26. Озия, царь Иуды, 787-735 до Р.Х.

Царствовал 52 года. (О нем также говорится в 4 Царств 15:1-7). Полагают, что он был не полным членом правления со своим отцом Амасией. "Делал угодное в очах Господних". "Прибегал к Богу...и в те дни, когда он прибигал к Господу, споспешествовал ему Бог". Он содержал большую армию и искусно придуманные военные машины Победил филистимлян, аравитян, аммонитян. Любил земледелие.

Расширил владения Иуды, как во дни разделения на Иудейское и Израильское царства. Стал гордым и упрямым и за это Бог поразил его проказой.

Археологическая заметка

Озия. В записках ассирийского царя Феглаффелласара (747-727 до Р.Х.), который увел Северное Израильское царство в плен, упоминается четыре раза "Озия-Иудеянин".

Надгробный камень Озии был найден в Российском Археологическом Музее на Елеонской горе д-ром Е.Л. Сукеником, из Еврейского Университета в Иерусалиме. На камне написано арамейскими письменами времени Христа так: "Здесь покоятся кости Озии, царя Иудейского-не открывайте". Озия был погребен в городе Давидовом (4 Царств 15:7), но по некоторым причинам место его погребения было занято для других целей и его кости были перенесены на новое место.

Глава 27. Нефам, царь Иуды, 749-734 до Р.Х.

Он царствовал 16 лет обычно вместе со своим отцом (4 Царств 15:32-38*. "И делал он угодное в очах Господних точно так, как делал Озия, его отец".

Археологическая заметка

Нефам. В раскопках около Гафхефера найдена печать с надписью: "Принадлежит Иофаму".

Глава 28. Ахаз, царь Иуды, 741-726 до Р.Х.

Он царствовал 16 лет (4 Царств 16). Некоторое время правил царством вместе со своим отцом, но по иному. Был весьма развращенным молодым царем, который "шел путем царей Израильских". Он возобновил жертвоприношения Ваалуи Молоху и приносил в жертву своих сыновей. "И предал его Господь, Бог его, в руки царя Сириян и они поразили его". Сирияне и израильтяне аттаковали его с севера, идумеи с востока, а филисимляне с запада. И по причине греховной жизни Ахаза Иудеи были весьма унижены.

Археологическая заметка

Ахаз. Печать с надписью : "Начальник Ахаза" была найдена в раскопках.

Ахаз платит дань Феглаффелласару, царю Ассирийскому (16; 4 Царств 16:6-8*. В записках Феглаффелласара записано: "Дань от Ахаза Иудеянина я получил: золото, серебро, олово, железо и ткани. Дамаск я разрушил. Репей я покорил. Его начальников я посадил на кол. Я искоренил его сады и не оставил ни одного дерева". Об этом подтверждено в 4 Царств 16 и в Исаии 7 главе.

Главы 29,30,31,32. Езекия, царь Иуды, 726-697 до РЫцарствовал 29 лет (4 Царств 18,19,20). Унаследовал разрушенное царство и тяжкие подати Ассирии. Начал свое царство великими реформами. Разрушил идолов своего отца Ахаза. Отворил двери храма и очистил его. Освободился от Ассирии. Пророк Исаия был его близким советником.

На шестом году царствования царя Езекии (721 до Р.Х.) пало Северное царство, а на 14 году (713 до Р.Х.) Сеннахирим, военачальник своего отца Саргона, царя ассирийского, покорил Иудейское царство. Езекия платил дань ему. Посланные из Вавилона (4 Царств 20:12-15), подозреваемые Сеннахиримом, приходили высмотреть землю и снова (в 701 г. до Р.Х.) вторглись в Иудею. Езекия производил укрепление городских стен, построил трубопровод и заготовлял военное оружие и Шиты. Затем последовало великое избавление ангелом Господним (4 Царств 19:35). Победа эта подняла престиж и влияние Езекии.

Археологическая заметка.

Починка стен во время ассирийской осады (32:5), сделанная наскоро, весьма заметна в наше время на стене. Обнаружено также основание внешней, "другой стены", которая идет параллельно со стеной Давида на растоянии 9 м от нее.

О туннели Езекии, которая доставляла воду в город Иерусалим (32:3,4; 4 Царств 20:20). Туннель эта найдена. Гихонский источник находился на восточной стороне Офелового холма (см. карту 8), как раз за стеной. Каменщики Езекии высекли в скале туннель под холмом, длиной в 510 м от источника и отвели его на юго-запад в Силоамскую купель во внутреннюю часть города. Таким образом течение воды было направлено в Кедронский источник. Туннель в среднем была в два метра высотой и около одного метра шириной. Ее уклон был в два с лишним метра. У русла источника была найдена Силоамская надпись.

Силоамская надпись. Праздный ученик в 1880 году играл у русла Езекииной туннели и заметил высеченные знаки на каменной стене на растоянии 5 м от входа, похожие на буквы. Он сказал об этом учителю, д-ру Шику, который обнаружил, что это было описание постройки туннели на еврейском языке. Камни эти были вынуты из стены и отосланы в Константинопольский Музей, где они находятся до сегодняшнего дня. Надписи эти гласят:

"Постройка туннели закончена. Вот ее история. Каменщики еще взмахивали своими кирками с противоположных сторон и когда они были еще на растоянии двух метров-они уже слыхали друг друга. Наконец они встетились, ударяя киркой о кирку и немедленно потекла вода из источника в купель. Высота скалы была от 50 до 600 метров".

Вторжение Сеннахирима в Иудею (32:1), во время которого он покорил "укрепленный городок" Иуды (4 Царств 18:13) и осаждал Иерусалим (4 Царств 18: 17), но не по корил и вернулся обратно в свою землю (4 Царств 19:35,36). 11 ПАРАЛИПОМЕНОН

Записи этого набега, по словам самого Сеннахнрима, найдены на глиняной призме (рис.47). Призма хранится в Музее Восточного Института, в г. Чикаго. На ней написано: "После того, как царь Иудейский Езекия не покорился моей власти, я победил 46 его укрепленных городов и меньших городов без числа. Я применил стенопробивные тараны, машины, подкопы, проломы в стенах, топоры и я осадил и взял город. 200 150 человек населения простых и знатных, мужчин и женщин, лошадей и мулов, ослов, верблюдов, волов, овец без числа я взял в добычу. А Езекию я запер в Иерусалиме, его столице, как птичку в клетке. Я построил ряд укреплений против него и изгнал всех, кто вышел из ворот его города. А его города, которые я покорил, я отдал царям Аштода, Экрана и Газы".

Ни один из ассирийский царей не решился бы записать свое поражение, какое потерпела армия Сеннахирима у стен Иерусалима (4 Пар. 19:35,36), а поэтому и Сеннахирим ничего не говорит о взятии Иерусалима. Факт этот подтверждает правдивость библейского рассказа о поражении армии Сеннахирима.
Теги: Библейский словарь Геллея
Просмотров: 25 | Добавил: creditor | Теги: Библейский словарь Геллея | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close