Главная » Библейский словарь Геллея
12:50
Библейский словарь Геллея
Служение и слово пророков:

1. Спасти народ от идолопоклонства и беззакония.

2. Не достигнув этой цели, объявить народу их погибель.

3. Но не полное уничтожение. Остаток будет спасен.

4. Из этого остатка произойдет Некто, Который обратит все народы к Богу.

5. Этой личностью будет великий Муж, Который произойдет из дома Давидова. Пророки называли Его "Отрасль". Род Давидов, в одно время весьма сильный, в дни пророков весьма ослабел и нуждался в восстановле нии, чтобы из этого рода произошла "Отрасль" быть царем царей.

Период пророков

Время пророков приблизительно охватывало около 400 лет (800-400 до Р.Х.). Главным событием этого времени было разрушение Иерусалима, хронологически, в половине этого периода. В связи с этим событием, так или иначе, семь пророков служили народу. Вот их имена: Иеремия, Иезекииль, Даниил, Авдия, Наум, Аввакум, Софония. Падение Иерусалима было самым сильным временем активности пророков, которые старались объяснить и предотвратить его падение. Говоря по человечески, Сам Бог допустил его падение, но сделал все возможное предотвратить его разрушение. Иногда Господь допускает существование какого нибудь учреждения, свидетельствующего о Боге, если это учреждение даже полно нечестия и отступления. Возможно, что на этом основании Бог допустил существование папства в средние века. В это время Бог послал ряд выдающихся пророков, чтобы спасти Иерусалим. Потерпев неудачу спасти отступный святой город, пророки очень ясно дали божественное объяснение и заверение, что падение Божьего народа не заканчивает Божьи намерения и что после наказания будет восстановление и светлое будущее для Божьего народа.

Общественные проповеди пророков

В современной литературе о пророках уделяется большое внимание общественным проповедям пророков, их порицание политической коррупции, притеснения и морального разложения в народе. Больше всего пророки были обеспокоены идолопоклонством в народе. Приходиться удивляться, что многие теперешние исследователи пророческих речей не придают этому значения.

Предсказательное значение речей

Некоторые критические исследователи уменьшают предсказательное и пророческое содержание Библии. Но оно находится в книгах Библии. Самой преобладающей мыслью Ветхого Завета есть то, что Иегова, Бог евреев, в определенное время станет Богом всех народов мира. Последовательная генерация Ветхозаветных авторов, начиная общими и кончая детальными описаниями, говорит как это случится. И хотя сами пророки не

всегда понимали полное значение своих слов, и если даже некоторые из предсказаний затуманены в исторических событиях их времени -- все же полная картина учения Христа и распространения христианства по всему миру очень ясно предсказана в деталях, языком, который нельзя отнести ни к чему другому.

Идеи каждого пророка, выраженные одной строчкой:

Иоиль: Видение Евангельского века, собирание народов.

Иона: Заинтересованность Бога Израиля врагами Израиля.

Амос: Дом Давида будет править миром.

Осия: Иегова в определенное время будет Богом всех народов.

Исаия: У Бога сохранится остаток для славной будущности.

Михей: Грядущий царь из Вифлиема и Его мировая власть.

Наум: Приближающееся наказания Ниневии.

Софония: Новое откровение, названное новым именем.

Иеремия: Грех Иерусалима, его падение и будущая слава.

Иезекииль: Падение и восстановление Иерусалима и его будущее.

Авдий: Едом будет окончательно разрушен.

Даниил: Четыре царства и Божье вечное царство.

Аввакум: Полное торжество народа Иеговы.

Аггей: Второй храм и грядущий славнейший храм.

Захария: Грядущий царь, Его дом и царство.

Малахия: Заключительное пророчество мессианского народа.

История и приблизительное время пророков

Разделение царства (933 до Р.Х)

Израиль Иуда

Иеровоам 933 -- 911 Ровоам 933 -- 916

Нават 911 -- 910 Авия 915 -- 913

Вааса 910 -- 887 Аса 912 -- 872

Ассирия становится мировой державой (около 900 до Р.Х.) Пророки

Ила 887 -- 886

Замврий 886

Амврий 886 -- 875

Ахав 875 -- 854

Охозия 855 -- 854

Иорам 854 -- 843

Ииуй 843 -- 816

Иосафат 874 -- 850

Иорам 850 -- 843

Охозия 843

Гофолия 843 -- 837 Иоиль (?) 840 -- 830

Илия 875 -- 850

Елисей 850 -- 800

Бог начал "обрезывать" Израиля (4 Царств 10:32)

Иоахаз 820 -- 804

Иоас 806 -- 790

Иеровоам 2 790 -- 749 Иона 790 -- 770

Захария 748

Селлум 748

Менаим 748 -- 738 Амос 780 -- 740

Факия 738 -- 736

Факей 748 -- 730

Иоас 843 -- 803

Амасия 803 -- 775

Озия 787 -- 735 Осия 760 -- 720

Иоафам 749-734

Ахаз 741 -- 726 Михей 740 -- 700

Пленение Северного Израиля (734 до Р.Х.)

Осия730 -- 721 Езекия 726 -- 697 Исаия 745 -- 695

Падение Северного царспзва (721 до Р.Х)

Манасия 697 -- 642

Амон 641 -- 640

Иоcия608

Иоахаз639 -- 608

Иоаким608 -- 597

Софония639 -- 608

Наум630 -- 610

Иеремия626 -- 586

Падение Ассирии 607 до Р.Х. и приход к власти Вавилона Аввакум 606 -- 586

Иехония 597

Седекия 597 -- 586 Авдия 586

Иерусалим захвачен и сожжен (б06 -- 586) Даниил 606 -- 534

Пленение (б06 -- 53б) Иезекииль 592 -- 570

Падение Вавилона 536 до Р.Х. и приход к власти Персии

Возвращение из плена (б36 до Р.Х.)

Иисус 536 -- 516 Аггей 520 -- 516

Зоровавель 536 -- 516 Захария 520 -- 516

Восстановление храма (520 -- 516)

ездра 457 -- 430

Неемия 444 -- 432 Малахия 450 -- 400

ИСАИЯ

Мессианский пророк

Исаия назван мессианским пророком потому, что он сильно верил в мессианское избрание своего народа и его служения всему миру. Он был убежден, что Бог благословит все человечество через его народ. В Новом Завете сказано, что "Исаия видел славу Христа и пророчествовал о Нем" (Иоан. 12:41). Исаия, как человек

Он был пророком в Южном Иудейском царстве. Северное царство в это время было разрушено ассирийцами.

Исаия жил во время Озии, Иофама, Ахаза и Езекии. Он был призван на служение в год смерти царя Озии, но некоторые его видения можно отнести к более раннему времени(см. 6:1). Еврейское предание гласит, что он был убит Манассией. Время его пророчества было между годами 745 -- 695 до Р.Х. По преданию раввинов отцом Исаии был некто Амоз, не пророк Амос, и что он был двоюродным братом царя Озии и внуком царя Иоаса, был царского рода и связан с двором. Его литературные труды. Кроме пророческой книги он написал и другие книги, которые не сохранились до нашего времени: Жизнь Озии (2 Пар. 32:32). Его имя упоминается в Новом Завете много раз больше, чем других пророков. Он обладал блестящим умом. Некоторые из рассуждений, по своему значению, превосходят даже Шекспира, Мильтона или Гомера. Его мученическая смерть. Предание, записанное в Талмуде, с которым соглашались ранние отцы церкви, гласит, что Исаия противодействовал идолопоклонническим постановлениям царя Манассии и за это был привязан между двумя досками и "перепилен" пилой, приняв самую ужасную мученическую смерть. Полагают, что автор послания к Евреям говорит об этом в 11:37.

Пророчество Исаии по отношению к Ассирии

150 лет до прихода Исаии Ассирийская империя развивалась и укреплялась. Уже в 840 году до Р.Х, израильский царь Ииуй начал платить дань ассирийцам. В 734 году до Р.Х. Исаия еще был молодым человеком, когда ассирийцы увели в плен Северный Израиль. 13 лет позже, в 721 году до Р.Х. пала Самария и пленен остальной Израиль. Несколько лет позже ассирийцы вторглись в Иудею, разрушили 46 окруженных стенами городов и увели в плен 200 000 пленников. Наконец в 701 году до Р.Х., когда Исаия уже состарился, ассирийцы были поражены перед стенами Иерусалима ангелом Господним. Итак Исаия прожил всю свою жизнь под угрожающей силой Ассирийской империи и видел разрушение всего своего народа, кроме Иерусалима.

Археологическая заметка

Свиток Исаии. Насколько нам известно, то оригинальный свиток книг Библии потерян. Наша Библия составлена из списка со свитка. До изобретения книгопечатания в 1454 году по Р.Х., книги Библии переписывались вручную. Книги Ветхого Завета были написаны на древнееврейском языке. Новый Завет был написан на греческом языке. Старейшие полные библейские манускрипты относятся к 4 и 5 веку нашей эры. Они написаны на греческом языке, содержащие Ветхий Завет Септуагинты, переведенный во втором столетии до Р.Х. Один из старейших существующих древнееврейских манускриптов Ветхого Завета был написан около 900 лет до Р.Х. Он

является основой, так называемого Массоретского текста Ветхого Завета, с которого сделаны переводы на современные языки. Массоретский текст сравнен и проверен со многими другими манускриптами различными переписчиками. В этих манускриптах были обнаружены весьма незначительные расхождения в тексте, так что еврейские ученые пришли к общему выводу, что текст нашей теперешней Библии одинаков с оригиналом. В 1947 г. около Айн Фашха, в 12 км на юг от Иерихона и в 2 км на запад от Мертвого моря, странствующий арабский бедуин, разыскивая потерянного козла около Мертвого моря, случайно нашел полуразваленную пещеру, в которой были в разбитых сосудах свитки. Бедуин взял один свиток и передал в Сирийскую Православную церковь св. Марка в Иерусалиме, а те в свою очередь передали этот свиток в Американскую Школу Восточного Исследования. Одним из этих свитков была книга пророка Исаии, написанная 2000 лет тому назад, 1000 лет старейший за известный еврейский манускрипт Ветхого Завета. Какое чудесное открытие! Найденный свиток был из пергамента, размером в 2 1/2 м длиной, сшитый в тетрадь, размером 25 см на 40 см страница. Написан на древнееврейском языке, приблизительно во втором столетии до Р.Х. Этот и другие свитки вначале были весьма тщательно спрятаны в глиняных сосудах. Возможно, что они были частью еврейской библиотеки, скрытой в этой отдаленной пещере во время опасности, может быть даже во время Римской оккупации Иудеи. В главном книга пророка Исаии такая же по содержанию, как и в Библии, голос двух тысячной древности, хранимая Божьим провидением, доказывающая правдивость Библии. В.Ф. Албридж называет этот манускрипт "величайшей находкой нашего времени".

Величайшие достижения в жизни Исаии

Одним из них было избавление Иерусалима от ассирийцев. Благодаря молитве пророка и его совета царю Езекии, а также чудесному вмешательству Бога, грозная армия ассирийцев была задержана у стен Иерусалима. (См. главы 36,37). Ассирийский царь Сеннахирим жил после этого события еще 20 лет, но никогда больше не вы

ступал против Иерусалима.

Современные цари Иуды

Озия 787 -- 735 до Р.Х. Добрый. Правил долго и успешно.

Иоафам 749 -- 734 до Р.Х. Добрый. Правил вместе с Озией

Ахаз 741 -- 726 до Р.Х. Отступник. (См.2 Пар. 28).

Езекия 726 -- 697 до Р.Х. Добрый. (См. 2 Пар. 29).

Манассия 697 -- 642 до Р.Х. Плохой. (См. 2 Пар. 33).

Современные цари Израиля

Иеровоам 2, 790 -- 749 до Р.Х Долго царствующий, успешный, идолопоклонник.

Захария, 748. Убит в заговоре Селлумом (748)

Менаим, 748 -- 738 до Р.Х. Весьма жестокий

Факия, 738 -- 736 до Р.Х. Убит Факеем

Факей, 748 -- 730 до Р.Х. Пленение Северного Израиля (734).

Осия, 730 -- 721 до Р.Х. Падение Самарии (721 до Р.Х.).

Конец Северного царства

Археологическая заметка

Саргон. В Исаии 20:1 говорится: "В год, когда Тартан пришел к Азоту, быв послан от Саргона, царя Ассирийского, и воевал лротив Азота, и взял его". Упоминание имени Саргона единственное в древней литературе. Критики Библии говорят, что это единственное упоминание имени живого царя сделано по ошибке.

Но важно то, что в 1842 г. Ботта открыл развалины Саргонового дворца в Хорсабаде, на северной окраине Ниневии. В развалинах были найдены драгоценности и записи, из которых видно, что Саргон был одним из великих царей Ассирии. Его имя почему то исчезло из истории, за исключением упоминания в книге Исаии и в открытии его дворца Боттаном. Недавно руины Саргонового дворца были раскопаны Восточным институтом. Исследователи найденных надписей узнали, что Салманассар умер во время осады Самарии и что его место занял Саргон, который закончил осаду города. Кроме этого, подтверждая слова Исаии в 20:1, надписи гласят, что: "Азария, царь Азота, положил в сердце своем не платить большие дани. Во гневе моем я пошел на Азот с моими телохранителями. Я победил Азот и Гат. Я похитил их драгоценности и покорил их народ. Их землю я заселил народами с востока. Я брал дань с Филистимлян, Иуды, Едома и Моава".

Глава 1. Ужасная греховность Иуды

Страшное наказание постигло Иуду в половине царствования Езекии, скоро после падения Северного царства, когда ассирийцы сделали набег на Иудею и увели в плен большую часть населения, оставив только Иерусалим (7-9). Реформы Езекии не успели коснуться еще даже поверхности разлагающейся жизни народа. Угрожающая ассирийская буря приближалась все ближе и ближе. Но народ не обратил на это внимания и продолжал предаваться разгулу. Грешный народ, вместо того, чтобы оставить грешить, еще больше стал прикрываться религиозными богослужениями. Порицание пророком их фарисейской религиозности (10-17) напоминает нам

строгое осуждение Христом книжников и фарисеев (Матф. 23). Суть заключается в том, что для "Содома" (10) нет пользы казаться религиозным. Только искреннее покаяние и повиновение Богу могло спасти их (16-23). После осуждения греховности народа Исаия напоминает о днях очищения и избавления Сиона, а грешники будут преданы вечному огню (24-31).

Главы 2,3,4.Предвидение христианской эры

Эти три главы являются продолжением мысли, высказанной в конце первой главы. Пророк видит будущую славу Сиона, в противоположность осуждения грешников. Упоминание идолов и чужих обычаев (2;6-9) дает повод думать, что пророчество это было в дни Ахаза. Сион станет центром мировой цивилизации во время всемирного и бесконечного покоя (2:2-4). Эти слова великого оптимизма были сказаны в дни, когда Иерусалим представлял из себя выгребную яму грязи. Где и когда наступит это счастливое время для народа Божьего -- он будет его наследием, в котором грешники не имеют части. (См. 11:6-9). Грядущее наказания для идолопоклонников (2;5-22). Страдание и порабощение впереди для Иуды (3:1-15), включая модных женщин Иерусалима (3:16-26),и богатых женщин Самарии (Амос 4:1-3). "Семь женщин на одного мужчину" (4:1), потому что мужчины

погибли на войне. Грядущая "Отрасль" (4:2-6). Исаия впервые упоминает о грядущем Мессии. "Отрасль", вырастающая из корня разрушенного семейного дерева Давида (11:1; 53:2; Иерем. 23;5; 33:15; Захар. З:8; 6:12). Он

смоет грехи Сиона и сделает его благословением всему миру.

Глава 5 Песнь о винограднике

Погребальная песнь. После особой заботы столетиями о Своем винограднике - народе, бесплодном и не поддающемся исправлению, Бог его оставляет. Притча Христа о винограднике (Матф. 21:33-45) является повторением Ветхозаветной притчи. В ней особенно порицаются грехи пьянства, зависти и несправедливости. Большие земельные владения, приобретенные богатыми за счет бедных, скоро станут пустыней. "Уйдут в плен" (13), подобно как и в главе 53 будущность так определена, что о ней говорится, как о случившемся теперь. В то время много народа было уведено в плен. "Грех", который навлекает на себя народ как бы колесничными ремня ми (18) и в это же самое время смеется над мыслью, что Бог их накажет. Захватчики издалека (25-30) -- ассирийцы, в дни Исаии, вавилоняне, сто лет позже, разрушили Иерусалим. А римляне в 70 годах по Р.Х. нанесли смертельный удар существованию еврейского царства. "Бат" (10) -- равняется 36 литрам. "Хомер" -- 400 литров.

"Ефа" (10) -- один бушель. Из этого следует заключить, что сбор будет меньший посева.

Глава 6. Призвание Исаии

Предшествовало ли видение, описанное в б гл., видению первых пяти глав? По этому вопросу есть некоторое разномыслие, хотя даты, упомянутые в книге, чередуются в хронологическом порядке: 6:1; 7:1; 14:28; 20:1; 36:1. Из этого можно заключить, что книга в главном придерживается хронологического порядка, но не обязательно во всех деталях. Можно даже допустить, что Исаия позже в своей жизни переписал видения, которые он видел в разные периоды своей долгой жизни и служения, руководимый мыслю сделать их последовательными хотя в некоторых главах. Существует также разномыслие относительно времени призвания Исаии. Было ли оно, как описано в 6 гл., или было ли это особым вызовом на служение? В первой главе, стихе первом говорится, что

Исаия уже видел видения в дни Озии и других царей иудейских. А в год смерти царя Озии его призыв на служение мог означать Божье подтверждение его видений и пророчества. Особая цель этого призвания состояла в том, чтобы еще раз сказать народу о его жестокосердии и грядущей гибели (9-10). Бог не хотел ожесточать народ, но искал возможностей привести народ к покаянию и спасению. Все служение Исаии, с его чудесными видениями, достигло своей высоты в изумительном чуде веков в том, что как бы Сам Бог красным флагом усиленно вмахивал, чтобы остановить народ в бешеном беге в пропасть. Но когда народ воспротивился Господу, тогда и милости Божьи не были ему в пользу, а в ожесточение. "На долго ли?" (11). Другими словами, как долго это ожесточение будет продолжаться? Ответ: "доколе не опустеют города, и останутся без жителей" (11,12). "Десятая часть" (13) если еще останется на ней... и она опять будет разорена". Слова эти были сказаны в 735 г. до Р.Х. Через год Северный Израиль был уведен в Ассирию. А 14 лет позже пало остальное Северное царство (721 до Р.Х.). а Иуда, приблизительно "десятая часть", одно колено из двенадцати, сохранилось. Сто лет позже было разрушено и

Иудейское царство.

Глава 7. Младенец "Еммануил"

ророчество это было сказано во время вторжения сирийцев и израильтян в Иудею. Они атаковали Иуду отдельно (2 Пар. 28:5,6), а потом совместно (4 Царств 16:5). Их намерение состояло в том, чтобы заменить Ахаза на другого царя (6). Ахаз обратился за помощью к ассирийскому царю (4 Царств 16:7). Царь Ассирийский ответил вторжением в Сирию и в Северный Израиль и увел их население в плен (4 Царств 15:29; 16:9). Так произошло Галилейское пленение (734 до Р.Х.). В самом начале Сирийско -- Израильского наступления на Иерусалим Исаия заверил Ахаза, что наступление это не будет удачным, и что Сирия и Израиль будут поражены, а Иуда спасется.

От первого переселения Израиля (734 до Р.Х.), до заселения израильских земель иностранцами царем сирийским Асарданом в 670 г. до Р.Х. (4 Царств 17:24; Ездра 4:2), прошло 65 лет (8). "Дева и ее сын "Еммануил" (10-16). Пророчество это дано как знамение, чтобы уверить сомневающегося Ахаза в скором избавлении. "Знамение" считается чудом, но намекается на нечто весьма необыкновенное, без дальнейших объяснений, что в будущем

случится в семье Давида (в доме Ахаза).Здесь происходит слияние близких и дальних горизонтов, что весьма часто встречается в пророчествах. О царском достоинстве младенца говорится в 8:8, а из контекста видно, что он чудесный младенец 9:6,7, не кто ино й, как будущий Мессия. О нем сказано в Матф. 1:23. Таким образом пророк

Исаия говорил Ахазу о знамении в его семье, в доме Давида. Бог через Исаию нарисовал облик будущего, еще славнейшего знамения в семье и доме Давида: рождение от девы славнейшего Сына, чем сам Давид.

Иуда будет опустошен Ассирией (17-25), теми же ассирийцами, которые помогали Иуде в войне с Израилем и Сирией. Пророчество это сбылось при жизни Исаии, уцелел только Иерусалим.

Глава 8. <Магер-шелал-хаш-баз>

В связи с Сирийско -- Израильским вторжением в Иудею упоминается о троих детях: одно в семье Давида -- "Еммануил" (7:13,14), а двое в семье пророка Исаии -- "Шеарясув" (7:3) и "Магер- шелал-шах-баз" (8:1-4).

"Шеарясув" -- означает; "остаток спасется". Исаия видит столетия наперед Вавилонское пленение Иуды и воз вращение остатка из плена, поэтому дает такое имя сыну. Остаток и его славное будущее является главной темой всей книги Исаии. "Магер-шелал-хаш-баз" -- означает: "спешит грабеж, ускоряется добыча". Сирия и Израиль будут очень скоро ограблены. Дав такое имя своему сыну, пророк Исаия подтвердил пророчества, сказанные

в главе 7:4,7,16. Они очень скоро исполнились. Победоносные ассирийцы ворвались в Иудею (В) и были задержаны только непосредственным вмешательством Бога (37:36). Таким образом имя сына Исаии выражало то, о чем он пророчествовал: настоящее избавление, грядущее пленение и будущую славу.

Горе и печаль пленения (9-22). Повеление для Исаии написать пророчество и сохранить во свидетельство на день исполнения (16).

Глава 9, 10. Чудный Младенец

Причиной для этого величественного пророчества послужило падение Израиля, которое Исаия только что предсказал в главе 7 и 8. Завулон и Неффалим (1), Галилейские районы, пали первыми перед Ассирийским вторжением (4 Царств 15:29). Но эти же самые земли когда-то в будущем будут иметь честь даровать миру Искупителя всего человечества, Царя веков. В главе 2:2-4 пророка Исаии мы видим предсказание будущего всемирного царства Сиона, а в 4:2-6 Самого Царя (Иоан. 12:41). В главе 7:14 и в 9:6, 7 предсказано торжественными словами Его рождение от девы, Его божественность и вечность Его престола. Жители Самарии продолжают свою нераскаянность (9:8; 10:4). Продолжая свой обычай внезапной и скорой перемены пророчества на события его времени и на будущее, Исаия обращает свое внимание теперь на Самарию. Большая часть израильтян была уведена в плен в 734 г. до Р.Х., а Самария задержалась до 721 г. до Р.Х. Возможно, что пророчество это относится к тем людям, которые были задержаны в Самарии в эти промежуточные 13 лет и дальше продолжали противиться Богу и Ассирии. Глава 9 это четырехстрофная поэма, предупреждающая Самарию о ее грядущих бедствиях.

Глава 10:5-34. Ассирийское наступление Слова эти написаны после падения Самарии (11), они направленные против самонадеянных ассирийцев, когда они подошли под самые ворота Иерусалима. Бог применил ассирийцев

для наказания израильтян, но предупреждает их от самонадеянности (15) и предсказывет им позорное поражение (26), подобное поражению Гедеоном мадиатян (Суд. 7:19-25) или египтян у Чермного моря (Исх. 14). Годом позже, после разрушения Самарии, Саргон направился на юг, занял Иудею (720 до Р.Х.), некоторые города филистимлян и разбил армию египтян. В713 г. до Р.Х, войска Саргона опять сделали набег на Иудею, Филистимию, Едом и Моав. И в 701 г. до Р.Х. огромная армия ассирийцев опять вторглась в Иудею. Господь в это время привел в исполнение Свое слово и нанес ассирийцам такое внезапное и сильное поражение, после которого они больше не подходили к Иерусалиму (37:36).

Глава 11,12. "Отрасль" и Его царство

Продолжение мысли от 2:2-4; 4:2-6; 7:14; 9:1-7. Здесь, отрываясь от предсказания поражения ассирийцев, Исаия вновь обращает свой взор на будущее и рисует одну из самых замечательных картин грядущего мира, когда-либо предсказанных на страницах Священного Писания. Он видит мир, в котором нет войн, под управлением праведного и доброго Царя, происходящего от Давида, царство Которого будет состоять из многих народов с

восстановленным остатком Иуды. Будет ли это царство в нашем мире плоти и крови или в области вечности, мы не знаем. Но оно случится так неизменно, как неизменно чередуются наши дни. Речь об этом продолжается в главе 25:6.

Глава 12. Песнь спасенных.

Считается хвалебной песнью спасенных, которую Бог вложил в уста Исаии; песнь из небесного песенника, которую будут петь все спасенные, достигнувшие совершенства. Там уже не будет причин для разногласия.

Главы 13, 14:1-27.Падение Вавилона

Во времена Исаии Ассирия была доминирующей державой во всем мире. Вавилон зависел от Ассирии. Вавилон достиг своей мировой силы в 606 г. до Р.Х. и пал в 536 г. до Р.Х. Таким образом Исаия предсказал падение Вавилона столетием до его возвышения. Современные критики пророка Исаии придерживаются убеждения,

что это пророчество предсказал не Исаия, а кто-то из позднейших пророков. Но в главе 13:1 определенно говорится, что пророчество это изрек Исаия. Величие Вавилона, которое он достиг сто лет после Исаии как город-царь дохристианской эры, "краса царств" (13:19), "город грабитель" (14:4), был предвиден очень ясно пророком, как будто бы Исаия жил в то время. Ум Исаии удивительным образом был озарен Божьим Духом. Но центром пророчества было падение Вавилона, описанное пророком в деталях, что приводит нас в изумление. Мидяне, мало известные люди в дни Исаии, названы разрушителями Вавилона (13:17-19). Сущность пророчества состоит в том, что Вавилон займет место Ассирии (14:25); Мидия займет место Вавилона (13:17); а Вавилон исчезнет навсегда (13:19-22; 14:22,23). Об исполнении этих замечательных пророчеств смотри 4 Царств, гл. 25. Здесь важно заметить, что падение Вавилона послужило освобождением пленников (14:1-4). Один год после падения Вавилона, Мидо -- Персидский царь Кир издал указ на возвращение евреев на их родину (Ездра 1:1). Сто лет после Исаии, когда Вавилон был на высоте своего могущества и разрушил Иерусалим, пророк Иеремия взывает словами Исаии о возмездии Вавилону (см. Иеремии 50;51). Вавилон, гонитель евреев, служит копией и образцом силы

новозаветного времени, желающий поработить Церковь (Откр. 17 до 19).

Глава 14:28-32. Филистия

Некоторые иностранные переводы Библии землю филистимлян называют Филистией. (От этого слова происходит название Палестина). Под "корнем змеиным" (29), возможно, разумеется Феглаффеласар, который покорил некоторые города филистимлян и умер в год смерти Ахаза (28). Еще более ядовитым змеем и его "плод", вероятно, был Саргон и Сеннахирим, которые завершили уничтожение филистимлян. "Вестники" -- это, возмож но, филистимские посланники, которые просили помощи у Иерусалима против ассирийцев. Другие порицания филистимлян находятся в Иеремии 47, Амоса 1:6-8, Софония 2:4-7, Захария 9:5-7.

Главы 15,16. Моав

Земля Моав лежала на восток от Мертвого моря и представляла из себя равнину. Моавитяне происходили от Лота (Быт. 19:37) и были родственниками евреев. Пророчество о Моаве было одним из первых пророчеств Исаии, а теперь ограниченное временем в 3 года (16:14). Упомянутые города были разграблены Феглаффеласаром в 734 г. до Р.Х., а Саргоном в 713 г. до Р.Х. и Сеннахиримомв 701 г. до Р.Х. К которому из этих ограблений относится пророчество -- неуказано. Все же Исаия советует им обновить свою лояльность к дому Давидову (16:1-5), из которого он видит происхождение будущего Мессии (5). Моавитяне имели участие в восстановлении дома Давидова через Руфь. (Одругих пророчествах о Моаве см. Иерем. 48; Амоса 2:1-3; Софонии 2:8-11).

Глава 17. Дамаск

В главе 17 продолжается мысль гл. 7. Возможно, что она была написана в одно и то же время, когда Сирия и Израиль напали на Иуду (734 до Р.Х.) и пришло в исполнение сейчас же нашествием Феглаффеласара и Саргона. Пророчество направлено и против Израиля (3,4), потому что Израиль был в союзе с Дамаском. "Обратит человек взор свой к своему Творцу" (7) и остаток из Северного царства обратится к Иегове, как указано в 2 Пар. 34:9. Глава за.канчивается видением низвержения ассирийцев, после их победы над Сирией и Израилем (12-14), в особенности стих 14, имеющий много общего с 37:36.

Глава 18. Эфиопия

Эфиопия в то время была частью южного Египта и ее могущественный царь правил всем Египтом. Глава эта не содержит в себе пророчества погибели, но говорит о том возбужденном состоянии среди эфиоплян перед вторжением армии Сеннахирима в Иудею и призывает Эфиопию к оружию. Падение Иудеи открывало ворота для вторжения ассирийцев в Египет (1-3). Стихи 4-6 говорят о чудесном избавлении Иерусалима (36:27) и "дар Господу" от эфиоплян за победу над армией ассирийцев (7, 2 Пар. 32:23).

Глава 19. Египет

Анархия и внутренняя борьба (1-4). Началась она со смертью Исаии. "Жестокий царь" (4) Асардан, скоро после смерти Исаии подчинил Египет и разделил его на несколько подвластных правительств, целью которых было "убивать, грабить и делить награбленное" у своих подчиненных. Предсказание падения и разложения Египта (5-17). Все это сбылось. (См. Иерем. 46; Иезек. 29). Проникновение Иудейской веры в Египет и Ассирию (18-25).

После пленения многие евреи остались жить в Евфатской долине, а некоторые из них поселились в Египте. Александрия, второй мировой город времени Христа, был заселен преимущественно евреями. Здесь был сделан перевод Ветхого Завета на греческий язык,названный Септуагинтой. В "городе солнца" Гелиполисе в 194 г. до

Р.Х, был построен храм по образцу иерусалимского, которыйслужил центром поклонения для египетских евреев. В дни Христа еврейский народ состоял из трех главных групп, соединяемый дорогами (23): Палестинской, Египетской и Месопотамской, делая евреев как бы тройным народом (24). Эти районы были первыми в принятии христианства. Таким образом глава эта очень точно предначертала одну фазу истории Израиля на следующих есть столетий.

Глава 20. Египет и Эфиопия

Исаия предсказывает поражение и пленение Египта и Эфиопии, с целью предупредить Иуду от поисков помощи в Египте против Ассирии. Случилось это в 713 г. до Р.Х. Пророчество исполнилось 12 лет позже. В записях Сеннахирима от 70! г. до Р.Х. говорится; "Я воевал с египетскими царями, низверг их, захватил живыми воинов и царских сыновей". Асардан продолжал грабить Египет (см. 19:1-4). "Саргон" (1) единственное место, где упоминается его имя. Археологические раскопки прошлого столетия показали, что он не был весьма великим ассирийским монархом (см. стр 292). "Тартан" (!) -- официальный титул в ассирийской армии, нечто вроде

"военачальник или главнокомандующий".

Глава 21. Вавилон, Едом, Аравия

Вавилон (1-10), окруженный широкой сетью каналов и плотин, был похож на город в море. В этой главе делается наглядное описание его падения. Упоминание Елама и Мидии (2) говорит о их порабощении Киром (536 г. до Р.Х. См. главы 13,14). Дума (11,12), так называлась окресность на юг от Едома и означает Едом, центральным районом которого был Сеир. Аравия (13-17) -- пустыня между Едомом и Вавилоном. Дедан, Фамейская земля, Кидар были выдающимися аравийскими племенами. Здесь предсказано их великое страдание, которое

исполнилось в течении одного года. Саргон сделал набег на Аравиюв 716 г. до Р.Х.

Глава 22. Иерусалим

Назван он "долиной видения" потому, что холм, на котором был расположен город, был окружен долинами, а вдали виднелись более высокие горы, и здесь Господь открыл Себя в видении. Господь порицает жителей города за их неразумные согрешения во время осады города ассирийцами. В свою защиту они применяли все (9-11; 2 Пар. 32:3-5), кроме обращения за помощью к Богу. Смещение Севны (15-25). Будучи начальником дома Давидова, он был плохим примером во время угрожающей опасности. В восстановлении Елиакима на место Севны есть некоторый мессианский прообраз (22-25).

Глава 23. Тир

Город Тир столетиями был центром мировой морской торговли. Он был основателем поселений вокруг Средиземного моря. Главной целью вторжения ассирийцев, которые недавно распространили свое влияние на Вавилон (13). Падение Тира, его порабощение на 70 лет и восстановление предсказано в (14-18). Полагают, что поработителем был Навуходоносор. (См. Иезек. 26-28).

Мировое потрясение Можно думать, что видение это относится ко времени, о котором сказал Христос в 24 главе Матфея. В этой главе описываются те страшные события, при которых земля, со всеми ее достижениями и социальными улучшениями, исчезнет. Так Иеремия пророчествовал о Вавилоне, что он "погрузится и не восстанет" (Иерем. 51:64), так Исаия пророчествует о земле теперь (20). А затем Исаия видит в будущем "новое небо и новую землю" (65:17; 66;24)

Глава 25. Уничтожение смерти

Здесь Исаия перешел из мира разрушения в период нового неба и новой земли и вложил в уста искупленных песнь хваления Бога за Его дивные дела. Самым великим достижением есть уничтожение смерти

(8) на "горе этой" (6), в Иерусалиме. Пророчество это нельзя применить ни к чему другому, как только к воскресению Иисуса Христа из мертвых, единое средство, которое победило смерть и даровало человечеству надежду жизни вечной. "Трапеза из тучных яств" (6) -- довольство вечной жизни, где "Господь Бог отрет слезы со всех лиц" (8). Упоминание о Моаве (10) показывает умственный навык Исаии переходить быстро взад и вперед между событиями будущей славы и временным местным обстоятельством. Судьбу Моава, постоянного соперника и врага Иуды, можно прообразно сравнить с судьбой врагов Сиона.

Глава 26. Песнь упования и торжества

Продолжение песни предыдущей главы. "Город крепкий" (1), главное место встречи Божьего народа. "Высоко стоявший город" (5) -- представляет укрепление нечестивых. Стих 3 весьма величественный. Самый важный стих в этой главе -- 19, стих воскресения. В 25:8 сказано о восскресении Христа, а здесь говорится об общем воскресении Божьего народа. "Земля откроет поглощенную ею кровь" (21) говорит о дне суда, когда долгое нечестивое правление человека закончится.

Глава 27. Восстановление Божьего виноградника

В главе 5:1-7 Исаия поет похоронную песнь Божьему винограднику. А в 27 главе поется песнь радости, виноградник ожил вновь. Какой прекрасный образ расцвета будушего христианства из остатка разрушенного Иуды, распространяющего свое доброе влияние на весь мир. "Левиафан", "змей", "чудовище" (1) -- можно отнести к Сирии, Вавилону, Египту и ко всем силам зла. Исправительное наказание Иуды (7-11). Окончательное собрание

йзраиля в победную Церковь (12,13). "В этот день" (1,2,12,13). Заметьте, как часто это выражение употребляется в книге Исаии: 4:2; 7:20,23; 11:10,11; 12:1; 14:3; 17:4,7,9; 19:16,18,19,23,24; 26:1; 28:5; 29:18; 30:23 и т.д. Всю книгу Исаии можно было бы назвать "В тот день", смешанную с событиями его дней.

Глава 28. Обличение Самарии и Иерусалима

Возвращаясь от пророчества "В тот день" Исаия очень строго предупреждает свой народ, который предался плотским страстям, о грядущих на него бедствиях, подобно главе 22. Предупреждение это, по всей вероятности, было перед падением Самарии в 721 году до Р.Х. Самария, подобная "увядающему цветку красивого убранства" (1), столица Северного царства, былз расположена на круглом холме, в красивой и богатой донине, украшенной роскошными дворцами и садами. "Крепкий и сильный" (2), сила ассирийцев, которые после трехлетней осады взяли Самарию, но были разбиты у "ворот Иерусалима" (6). Насмешники называли предулреждение

Исаии детским (9,10). Исаия отвечает в (11-13), что Ассирийское пленение покажется им таким скучным, как и его пророчество. Хульные правители Иерусалима (14-22). Езекия был добрым царем, но многие из его князей в правительстве насмехались над Богом и Исаией, уповали на свою силу и на Египет. "Союз со смертью" (15) было выражением их пренебрежения опасности. "Краеугольный камень" (16) -- Божье обетование Давиду, на которое они должны бы полагаться. "Необычайное дело" (21) -- Бог накажет Свой народ мечем чужеземцев. Утешение верным (23-29). Смысл этих стихов таков, что Божий народ нуждается в разнообразных наказаниях, в зависимости от его состояния.

Глава 29. Надвигающаяся осада Иерусалима

"Ариил"(1), название Иерусалима, что значит: "Божий лес", явно удерживающий ассирийскую армию. Осаждающая армия, состоящая из воинов многих народов, будет внезапно рассеяна(5-8) и это скоро сбудется (37:36). Ослепление Сиона по отношению к своему Богу, хотя на словах и говорят о Боге (9-16), а на деле Божьи

заповеди заменяют человеческими. Христос цитировал эти слова, применяя их к фарисеям Его времени. "Необычайный поступок" (14), свидетельство о чудесном избавлении Иерусалима (37:36). Сад и лес переменяют свои места (17-24), трудное выражение для истолкования. Может относится к прививке язычников к народу

Божьему (Рим. 11).

Глава 30. Надежда Иуды на Египет

Нагруженные богатыми подарками караваны из Иерусалима движутся по наполненой зверями пустыне на юг, в поисках помощи в Египте(6,7). Пленение Иуды (8-17). Помощь из Египта не придет. Иуда будет разбит. Напиши об этом в книге для сведения будущего поколения, чтобы они знали, что это было предсказано. Оно

исполнилось сто лет позже, вторжением Вавилона. Скоро после этого ассирийская армия была изгнана и через сто лет Ассирийская империя разрушилась (37:36).

Глава 31. Божье обетование избавления

Исаия выражает свою уверенность в торжественном исходе Ассирийско -- Сионского кризиса (37:36), о чем будущие события подтверждают почти в каждом стихе этой главы.

Глава 32. Царство Мессии

Исаия видит радостные последствия избавления Сиона от ассирийцев и последовательно увеличивающийся престиж царства Езекии. Он видит в далеком будущем картину наступающего царства Давида, о котором говорят Ветхозаветные пророчества. Во время его праведного и благословенного царства, люди и вещи

займут свое надлежащее место и будут названы принадлежащими им именами. Все это трудно представить в связи с поведением "беспечных женщин" (9-15). Возможно, что во дворце была группа этих влиятельных, но безбожных женщин, которые противились всему тому, о чем говорил Исаия (3:12-26). Значение этих слов, кажется, относится во времени переживаний после поражения ассирийцев, до мессианского царства. "Лес" (19) -- ассирийская

армия. "Город" (19) -- может быть Ниневия или объединенние силы зла последних дней. "Сеющие при всех водах" (20) -- терпеливое исполнение ежедневных обязаностей, как выражение упования на Бога, в ожидании лучших дней и благословений.

Глава 33. Перед битвой

Главы 28 до 33 описывают устрашающие дни Ассирийской осады Иерусалима, как говорится в главах 36 и 37. Армия Сеннахирима грабит города и опустошает окрестности (8,9). Люди в ужасе и трепете (13, 14). Исаия спо койно уверяет народ, что Бог поразит врага ужасом и он оставит всю свою добычу и убежит (3,4). Бог Своим

присутствием защитит Иерусалим, подобно разливу вод, на которых вражьи корабли погибнут (21-23. См. главы Зб и 37).
Теги: Библейский словарь Геллея
Просмотров: 16 | Добавил: creditor | Теги: Библейский словарь Геллея | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close