Главная » Библейский словарь Геллея
12:50
Библейский словарь Геллея
Глава 34. Божий суд над народами

Подобно главе 24, эта глава относится к видению последнего

времени. Едом изображен здесь прообразом Божьего гнева на

народы. Он однажды был населенным и плодоносным, а теперь

самая разоренная часть земли, наполненный отвратительными

зверями, птицами и пресмыкающимися (10-15. См. Авдия 1:16,17).

Исаия призывает будущее поколение обратить внимание на его слова

о Едоме.

Глава 35. День победной церкви

Одна из выдающихся глав Библии. Поэма редкой и необычайной

красоты. Картина последнего времени, когда после

продолжительных переживаний восстанет Церковь в ее небесной

славе. Возвращающиеся пленники на широкой дороге (8-10)

представляют собой искупленных, на пути домой к Богу.

Главы 36 и 37. Сила Сеннахирима сломленв

Об этом записано в трех местах: здесь, 4 Царств 18,19 и в 2 Пар. 32.

Одно из самих выдающихся чудес Ветхого Завета. Ассирийская

армия была уничтожена в одну ночь прямым ударом с неба (37:36).

Исаия постоянно напоминает об этом событии в следующих местах:

10:24-34; 17:12-14; 29:5-8,14; 30:27-33; 3 1:4-9; 33:3,4,21-23; 38:6. Ссылки

эти говорят о двух нашествиях: первое, когда Сеннахирим был

военачальником своего отца и напал на Иудею (713 до Р.Х.) и

покорил многие города. Царь Иудейский Езекия в то время

выкупился золотом и серебром (4 Царств 18:14-16). Сеннахирим

вернулся вторично в 701 г. до Р.Х. и в то время ангел Господень

поразил его. (См. 4 Царств 17).

Главы 38,39. Болезнь Езекии. Посланные из Вавилона

Езекия заболел 15 лет перед смертью (38:5), в 712 г. до Р.Х. Время

избавления от ассирийцев еще не пришло (38:6). Чудесное исцеление

Езекии вызвало большой интерес в Вавилоне (2 Пар. 32:31; Ис.

38:7,8). Очевидно, что Сеннахирим не вполне доверял своему

посольству в Иерусалиме, поэтому послал своих послов-

соглядатаев, а затем ускорил свое второе вторжение.

304

ИСАИИ

Главы 40-66. Торжественные речи о будущем

Исаия прожил всю свою жизнь под угрозой Ассирийской империи.

Ассирийцы разрушили Северный Израиль в 734 г. до Р.Х.; сделали

набег на Иуду в 713 г. до Р.Х., а в 701 г. до Р.Х. заняли всю Иудею,

кроме Иерусалима. Все эти годы Исаия с большой увереностью

пророчествовал, что Иерусалим уцелеет, и он устоял.

Исполнившиеся предсказания были великим достижением в жизни

Исаии. Он спас свой город, когда ему угрожала неминуемая гибель.

Наконец и Ассирийская угроза сошла со сцены. Все же Исаия

предсказывает, что позже Иерусалим будет порабощен Вавилоном

(39:6,7). Он видит это порабощение неизбежным и включает себя в

число порабощенных. Так ясны для него некоторые из этих

видений,что он говорит о них, как уже исполнившихся.

Дви Исаии?

Нигде в литературе, ни в Библии, ни в еврейских или христианских

преданиях не упоминается или, даже намекается, о двух авторах

книги Исаии. "Второй Исаия" -- выдумка новейшей критики. Книга

Исаии не лоскутная работа, но от начала до конца содержит в себе

единство мысли, богата содержанием и выражена весьма

прекрасным языком. Был лишь один Исаия и одна его книга,

независимо того, что говорят критики.

Глива 40. Голоса утешения

Некоторые выражения в этой главе можно уподобить ангельским

голосам, взываюшим к Исаии или один к другому, о Божьих

обещаниях народу, когда пройдет длиная ночь страданий. Стихи 1-

11 возвещают явление Христа. Стихи 3-5 упоминаются во всех

четырех Евангелиях и относятся к приходу Христа в мир (Матф. 3:3;

Марк. 1:3; Лук. 3:4-6; Иоан. 1:23). Слово Божье, свидетельствующее о

явлении Христа в мир, непоколебимое (6-8) и Божьи пророческие

обетования исполняются Христос и небо -- реальность. Содержание

стихов 12-31 открывает нам предвечную силу Бога и вечную юность

тех, кто надеется на Господа. Величественная глава.

Глива 41. Возвышение Кира

Имя Кира в этой главе не упоминается, но если судить по 44:28 и

45:1, то нет сомнения в том, что "муж с востока" (2) и "севера" (25)

есть Кир. (Армии с востока всегда вступали в Палестину с севера).

Исаия умер 150 лет до дней Кира, но в этом видении предсказана

скорая победа над всем миром, приписываемая Богу (4). Бог обещает

защиту Израилю (8-20), а затем депает вызов богам народов

предсказать будущее (21-29. См. гл. 44).

Слуга Божий

Еще одно видение грядущего Мессии и Его дел (1-17). 06 этом мы

читаем в Матфея 12:17-21. Но в стихах 18-25 говорится о народе

305

ИСАИИ

израильском, как Божьем слуге, которого Бог постоянно наказывает

за развращение.

Глава 43. Божья забота об Израиле

Бог избрал народ израильский для выполнения Своих целей.

Народ не всегда покорялся Господу. Все же они оставались Божьим

народом и посредством их согрешений и страданий Бог

свидетельствует всему миру, что Он есть истинный Бог.

Главы 44,45. Кир

Эти две главы предсказывают возвращение Израиля из плена во

время Кира и отмечают особую Божью силу предсказывать будущее.

Кир, царь Персии, царствовал в 538-529 до Р.Х. Он разрешил евреям

вернутся в Иерусалим и издал указ о восстановлении разрушенного

храма (2 Пар. 36;22,23; Ездра 1:1-4). Исаия пророчествовал в 745 -695

до Р.Х., 150 лет до прихода Кира к власти. Исаия называет Кира по

имени и предсказывает, что он восстановит храм, который в дни

Исаии даже не был разрушен.

Главная мысль в этих двух главах содержится в доказательстве

превосходства Бога над идолами, что видно из способности Бога

предсказать будущее. Мысль эта повторяется в главах 40 до 48 (41:21-

24; 42:8,9; 43:9-13; 44:6-8; 45:20,21; 46:9-11; 48:3-7). Упоминание имени

Кира много лет до его рождения говорит о Божьей силе знать

будущее. "Я назвал тебя по имени" (45:4-6). Такое заявление не имеет

само по себе смысла, если оно не предсказание. Критики,

приписывающие эти главы к времени после возвращения Израиля из

плена, нарушают единство мысли и связи с контекстом.

Предсказательное пророчество Исаии есть доказательством

Божьего участия в этих пророчествах. Исаия очень умело

высмеивал идолов и их чтущих, говоря: идолы, которым народы

поклоняются, не могут делать даже того, что может сделать

человек.Они не видят, не говорят, не слышат. А наш Бог, говорит

Исаия, Которому мы поклоняемся среди еврейского народа, не

только может творить то, что делают люди, Он делает больше того,

что делает человек. Он предсказывает будущее. Исаии приглашает

народы на собрание для сравнения богов и спрашивает, имеютли эти

народы записанные предсказания, которые позже сбылись? А мы,

говорит он, в наших государственных записях от древности имеем

потоки постоянных предсказаний, которые сбываются. Автор этого

Пособия хотел бы поставить такой же самый вопрос и в наше время.

Существуют ли где-нибудь в литературе всего мира предсказания из

религиозной жизни человечества, кроме Библии?

Главы 46,47,48. Пидение Вавилона

Продолжение глав 13,14. Множество вавилонских идолов,

заклинателей и волшебников бессильны против армии Кира (47:12-

15). Золотые идолы и изображения их прославленных богов

бессильны спасти не только свои города, но даже самих себя. Все они

306

ИСАИИ

будут вывезены в добычу на вьючных животных (46:1,2). Повторное

напоминание о том, что только Бог имеет исключительную и

уникальную способность предсказывать и управлять будущим.

Верное и вторичное предсказание падения Вавилона от руки Кира и

избавление евреев. "Господь возлюбил его" (48:14), Кира, для этой

цели избранного величественного и справедливого монарха.

Глввы 49,50. Слуга Иеговы

В предыдущих 40-48 главах ведущей мыслю был тот факт, что

Божье предсказание будущего есть доказательство существования

живого Бога.

В главах 49-55 мысли вращаются вокруг Божьего раба или слуги. В

некоторых стихах этим слугой как бы является Израиль, народ, в

других -- Мессия, Которого изображает Израиль. Значение стихов

этих очень часто тесно переплетается, так что для правильного

понимания следует обрашаться к контексту.

Места, в которых говорится о слуге или рабе Иеговы: 41:8; 42:1,19;

43:10; 44:1,2,21; 49:3-6; 52:13; 53:11).

Главы эти подобны монологу слуги с промежуточными ответами

Бога, главной целью которых является обратить народы к Богу.

Главы 51,52. Избявление и восстановление Сионв

Освобождение Израиля от страданий пленения так верно, как все

Божьи дела в прошлом. На этом обоснован Божий вечный план,

начатый одной парой людей (52:2) и через все века ведущий мир к

избавлению и вечной славе (51:6). Глава 52 есть песнь на день

торжества Сиона.

Глава 53. Слуга Иеговы -- Муж скорбей

Одна из любимых глав Библии. Картина страдающего Спасителя.

Рассказ о Страдальце начинается в 52:13. Так ярко и детально

изображено страдание Христа, как будто бы Исаия стоял у подножия

креста. Видение это так ясно, что Исаия говорит о нем в прошедшим

времени, как будто бы оно уже совершилось. А между тем оно

написано было 700 лет перед Голгофой. Предсказание это не может

относится ни к кому другому в истории, как только ко Христу.

Главы 54,55. Восстановление Сиона

Божий слуга Своим страданием восстановит Сион и поведет его на

высоту бесконечной славы. Глава 55 является приглашением слуги

ко всему миру войти в Его царство и воспользоваться Его

благословениями.

Главы 56,57,58,59. Грехи дней Исаии

Осквернение субботы. Прожорливость среди вождей Израиля.

Широкое распространение идолопоклонства, с его грубой

307

ИСАИИ

практикой. Соблюдение праздников и постов и явным нарушением

правосудия. За все это неизбежно придет Божье наказание.

Главы 60,61,62. Избавитель Сиона

Песнь мессианского века, начинается с 59:20, изображает мировую

евангелизацию, сливающаяся с вечной славой неба. Глава

60 -- выдающаяся глава Библии. Иисус Христос цитировал из главы

61:1-3, применяя сказанное пророком Исаией к Себе (Лук. 4:18).

"Новое имя" Сиона (66:2). Оно повторяется в главе 65;15, где Божьи

рабы будут называться "новым именем". До пришествия Иисуса

Христа в мир Божий народ был известен под именем "евреи". После

Христа они стали называться "христианами". "Венец славы" (62:3),

так Господь называет Свою Церковь. И хотя видимая Церковь на

земле осквернена руками человеков и не всегда была "венцом славы",

но в лице верных Божьих детей она остается "венцом Божьей славы"

и в наше время. Она на веки пребудет царской "диадемой" на дланях

Бога (3-5).

Главы 63,64. Молитва об освобождении пленных

Упоминание о Едоме (63:1-6) составляет некоторую трудность для

уразумения этих стихов. Эти две главы, за исключением первых

шести стихов, составляют молитву об избавлении Израиля из

рабства. Едомляне были постоянными врагами Иуды и вместе с

Вавилоном участвовали в разрушении Иерусалима (см. книгу

Авдия), а здесь символизируют всех врагов Божьего народа.

Обрызганный кровью воин, "топтавший точило" Едома в его

гневе, "сильный спасать" Сион -- есть Избавитель Сиона, о котором

сказано в предыдущих трех главах. Содержание этих стихов наводит

нас на мысль о пришествии Господа, как читаем в Откровении 19:11-

16.

Главы 65,бб. Новое небо и новая земля

Обе главы выражают Божьи ответы на молитвы пленных в

предыдущих двух главах. Молитва будет услышана. Верный остаток

будет спасен (65:8-10). Новые народы войдут в стадо (65:1; 66:8). Все

будут названы новым именем (65:15). Они наследуют новое небо и

новую землю (65:17; 66:22). Верные на веки будут разделены с

неверными. Одни наследуют вечную радость, а другие -- вечные муки

(66:22-24). Иисус Христос подтвердил эти слова (Марк. 9:48).

Апостол Петр советует верующим ожидать нового неба и новой

земли (2 Петр. 3:10-14). В чудесном откровении йоанна мы читаем о

новом небе и новой земле в главах 21 и 22, что является еще более

расширенным, чем видение Исаии в 66 главе. Там уже не будет ни

храма, ни жертвоприношений (Ис. 66:1-4; Откр. 21:22).

Перечень предсказаний Исаии

Исполнились во время его жизни

Иуда будет освобожден от Сирии и Израиля (7;4-7,16).

Сирия и Израиль будут разрушены Ассирией (8:4; 17:1-14).

308

1

ИСАИИ

Ассирия сделает набег на Иуду (8:7,8).

Филистимляне будут порабощены (14;28-32).

Моав будет разграблен (главы 15 и 16).

Египет и Ефиопия будут покорены Ассирией (20:4).

Аравия будет разграблена (21:13-17).

Тир будет усмирен (23:1-12).

Иерусалим будет спасен от ассирийцев (см. 36 главу).

Жизнь Езекии продлится на 15 лет (38:5).

Исиолнились после смерюи Исаии

Вавилонское пленение (39:5-7).

Вавилон будет разрушен Киром (46:11).

Участие мидян и еламитов в разрушении Вавилона (13:17; 21;2; 48:14).

Вечное опустошение Вавилона (13:20-22).

Кир назван по имени (44:28; 45:1,4).

Кир покоряет народы (41:2,3).

Кир освобождает пленников (45:13).

Кир восстановляет Иерусалим (44:28; 45:1З).

Восстановление Израиля (27:12,13; 48:20; 51:14).

Вера израильтян расспространяется в Египте и Ассирии (19: 18-25).

Вера израильтян расспространяется по всей земле (27:2-6).

Порабощение Тира и его восстановление (23:13-18).

Вечное опустошение Едома (34:5-17).

Предсказания о Мессии

Его явление в мир (40:3-5).

Его рождение от девы (7:14).

Его служение будет в Галилее (9:1,2).

Его божественность и вечность его престола (9:6,7).

Его страдания (53 глава).

Умрет со злодеями (53;9).

Будет погребен у богатого (53:9).

Сила и доброта Его царства (40;10,11).

Правда и закон в Его царстве (32:1-8; 61;1-3).

Его справедливость и доброта (42:3,4,7).

Его власть над язычниками (2:2,3; 42:1,6; 49:6; 55:4,5; 56:6; 60:3-5).

Его широкое влияние (49:7,23).

Идолы исчезнут (2:18).

Мир всему миру (2:4; 65:25).

Господь накажет человечество (24; 26:21; 34:1-4).

Смерть будет уничтожена (25:8; 26:19).

Божий народ будет назван новым именем (62:2; 65;15).

Сотворение нового неба и новой земли (65:17; 66:22).

Праведники и грешники будут навеки разделены (66:15,22-24).

309

ИЕРЕМИЯ

Последняя Божья попыткв спясти Иерусалим

Иеремия жил сто лет после Исаии.

Исаия сберег Иерусалим от Ассирии.

Иеремия старался спасти Иерусалим от Вавилона, но не смог.

Иеремия был призван в пророки в 626 г. до Р.Х. Иерусалим был

частично разрушен в 606 г. до Р.Х., еще более развален в 597 г. и

окончательно сожжен в 586 г. до Р.Х. Иеремия жил в эти ужасные

сорок лет упадка монархии и смертельной агонии народа. Он был

убит горем, смотря как Бог применял последние лопытки спасти

святой город, который был фанатически привязан к идолам. Еслы бы

народ покаялся в своих грехах, Господь спас бы их от Вавилона.

И так, как во время служения Исаии угрожала Иерусалиму

Ассирия, так во время служения Иеремии угрозой был Вавилон.

Внутреннее положение

Северное царство и значительная часть Иудеи уже пали. Они

потерпели поражение за поражением и остался только Иерусалим.

Несмотря на постоянные предупреждения пророков, они

погружались все ниже и ниже в идолопоклонство и беззаконие. Час

окончательного падения приближался.

Международная обстановка

Борьба за мировое верховенство началась с трех сторон: со

стороны Ассирии, Вавилона и Египта. Ассирия, расположенная в

Северо -- Евфратской долине, со своей столицей Ниневией, правила

миром 300 лет, а теперь начала терять свою мощь. Вавилон, в

Южно -- Евфратской долине, начал сильно укрепляться. Египет,

расположенный в долине Нила, 1000 лет до этого был мировой

державой, затем ослабел, а теперь опять становился сильным. В

половине служения Иеремии Вавилон победил своих противников в

этой борьбе. Он покорил Ассирию в 607 г. до Р.Х. и спустя два года

разбил Египет в Карчемисской битве (605 г. до Р.Х.) и 70 лет правил

миром, в те 70 лет Израильского пленения.

Проповедь Иеремии

Двадцать леть до исхода этой борьбы, с самого начала, Иеремия

настоятельно говорил, что Вавилон будет победителем. В своих

постоянных и скорбных предупреждениях о согрешениях Иуды,

пророк высказывает следующее:

1. Иуда будет побежден Вавилоном.

2. Если Иуда отступит от своего беззакония, у Бога найдутся способы спасения Иуды от разрушения Вавилоном.

3. Позже, когда всякая надежда на покаяния Иуды исчезла, если даже по политическим соображениям Иуда подчинится Вавилону, Бог сохранит его.

4. Иуда восстанет после своего поражения и будет править миром.

5. Вавилон, победитель Иуды, сам будет побежден и больше никогда не восстанет.

Смелость Иеремни

Иеремия неотступно советовал Иерусалиму подчиниться вавилонскому царю, по этой причине враги Иеремии обвиняли его в измене. Навуходоносор вознаградил Иеремию за эти советы своему народу сохранением его жизни и даровал ему почетное место при вавилонском дворце (39:12). Но Иеремия не перестал усиленно говорить о том, что царь Вавилона совершил гнустное преступление, уничтожая Божий народ и за это Вавилон, в свое время, будет опустошен и останется таким навсегда (см. главы 50,51).

Иудейские цари, современники Иеремии

Манассия (697-642 до Р.Х.). Царствовал 55 лет. Весьма нечестивый (см. 2 Пар. 33). Иеремия родился во время царствованияя Манассии.

Амон (641-640 до Р.Х.). Царствовал 2 года. Долгое и нечестивое царствование его отца Манассии предрешило падение Иуды.

Иосия (639-608 до Р.Х.). Царствовал 31 год. Благочестивый царь. Произвел большие реформы. Иеремия начал свое пророческое служение на 13 году царствования Иосии. Реформы Поспи были наружными, а в сердце своем народ оставался преданным идолам.

Иоахаз (608 до Р.Х.). Был на престоле всего 3 месяца. Уведен в Египет.

Иоаким (608-597 до Р.Х.). Царствовал И лет. Открытый идолопоклонник. Явно противился Богу и был большим врагом Иеремии.

Нехония (597 до Р.Х.). Царствовал 3 месяца. Уведен в плен Навуходоносором.

Седекия (597-586 до Р.Х.). Царствовал 11 лет. Был в дружественном отношении с Иеремией, слаб в правлении государством, будучи под сильным влиянием лукавых людей.

Перечень событий во время Иеремии

627 до Р.Х. Иосия начал свои реформы. (см. 2 Пар. 34.). 626 до Р.Х. Призвание Иеремии на служение. 626 до Р.Х. Набег Скифов. (см. Иеремии 4.). 621 до Р.Х. Обнаружение книги закона. Великая реформация Иосии. (4 Царств 22,23.). 608 до Р.Х. Смерть Иосии у Мегиддо от руки египтян.

607 до Р.Х. Ниневия разрушена Вавилоном. (Возможно в 612 до Р.Х.).

606 до Р..Х. Вавилон покорил Иуду. Первое пленение. 605 до Р.Х. Битва у Кархемиса. Вавилон разбил Египет. 597 до Р.Х. Пленение Иехонии. 593 до Р.Х. Седекия посещает Вавилон. 586 до Р.Х. Иерусалим сожжен огнен. Временное прекращение царства Давида.

Пророки, современники Иеремии

Иеремия был ведущим пророком в кругу других пророков во время разрушения Иерусалима.

Его сотрудник, священник Иезекниль, моложе его годами, проповедовал в Вавилоне среди пленных ту же самую проповедь, которую Иеремия возвещал в Иерусалиме.

Пророк Даниил был царского происхождения. Он пророчествовал во дворце Навуходоносора.

Аввакум и Софония помагали Иеремии в Иерусалиме. Наум в это же самое время предсказал падение Ниневии. Авдия в это же время предсказал разрушение Едома.

Хронология Книги Иеремии

Некоторые пророчества Иеремии относятся к определенному временила некоторые из них не обозначены временем. Обозначенные временем следующие: Во время Косин: 1:2; 3:6; во время Иоакима: 22:7; 25:1; 26:1; 35:1; 45:1; во время Седекии: 21:1; 24:1,8; 27:3,12; 28:1; 29:3; 32:1; 34:2; 37:1; 38:5; 39:1; 49:34; 51:9; в Египте: 43:7,8; 44:1.

Из этого видно, что книга не составлена в хронологическом порядке. Некоторые позднейшие пророчества записаны в начале книги, а более ранние-позже. Пророчества эти передавались устно и, возможно, были повторяемы годами позже перед тем, как Иеремия записал их. Составление пророческой книги было большим и громоздким делом. Писали в то время на пергаменте из овечьей или козьей кожи и длинные свитки свертывались на деревянные ролики. Возможно, что это была одна из причин неорганизованности книги Иеремии. Записав событие или разговор, пророк мог припомнить более ранние события, которые он записывал опять, не указывая времени их происшествия, лишь бы заполнить место в свитке.
Теги: Библейский словарь Геллея
Просмотров: 10 | Добавил: creditor | Теги: Библейский словарь Геллея | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close