Главная » Библейский словарь Геллея
12:52
Библейский словарь Геллея
Глава 37. Видение поля сухих костей

Пророк Иезекниль видит картину национального восстановления и возвращения рассеянного Израиля в его землю, объединение Иуды с Израилем под правлением вечного царя, по имени "Давида" (24-26). Пророчество это предсказывает обращение евреев ко Христу, как и апостол Павел предсказал об этом в Рим. 11:15,25,26.

Видение "всего дома Израилева" (11-22), Иуды и Израиля. О возвращении Иуды из плена мы читаем в книге Ездры и Неемии, а о возвращении Израиля не упоминается. Все же все, вернувшиеся из плена, названы "израильтянами" (Ездра 9:1, 10:5, Ноем. 9:2; 11:3).

По вопросу истолкования стихов 26-28, применяя их буквально к еврейскому народу или образно к христианской церкви в ее всемирном значении-есть разные мнения. Не всегда легко найти ясную линию, разделяющую буквальное от образного. Например: как понимать большую битву Гога и Магога, главы 38,39. Если это пророчество относится к будущему времени, то трудно себе представить, что после этой битвы будут сжигать буквальные "луки, стрелы, булавы и копья" (39:9). "Давид" (37:24), не бывший царь Давид, а Мессия. Выражение "Израиль" в Новом Завете обыкновенно относится к евреям, но иногда применяется и к христианам (Галт. 6:16), из чего видно, что язычники были включены в это название (Галт. 3:7-9,291 Рим. 2:28,29, 4:13-16, Филин. 3:3). Поэтому, видение восстановленной земли и ожившего и прославленного народа, можно, с одной стороны применить и истолковать в буквальном смысле, а с другой стороны оно может иметь символическое значение восстановления земли, как читаем в книге Откровения, изображающее небо, под видом воображаемого чудесного города (Откр. 21). Библейские пророчества будущего ИЕЗЕКНИЛЯ

времени очень часто изображаются предметами времени, в которое они произносились. Мы допускаем, что в подобных пророчествах есть часть буквального и часть образного значения, нечто похожее на 24 главу в Матфея, где Иисус Христос говорит о разрушении Иерусалима' и конце мира, одно аналогично другому.

В центре видений Иезекниля об Израиле находится будущий Мессия. Он называет Его "Царем, Пастырем, Князем" (34:23,24, 37:24,25* 44:3; 45:71 46:16,17,181 48:21).

Глава 38,39. Гог и Магог

Гог был правителем в земле Магога. В Бытии 10:2 Магог, Мешех, Фивал и Гомер упоминаются, как сыновья Иафета. Они были основателями северной группы царств.

В книге Иезекниля 27:13 Мешех и Фивал упоминаются как торговцы рабами в Тир, а в 32:26 как "распространители ужаса на земле". А люди Мешех, о которых упоминается в ассирийских записях, жили на Кавказе.

О Гомерах думали, что они были симмерянами, которые пришли с севера через Кавказ в дни Ассирийской империи и населили часть Малой Азии, но скоро были изгнаны обратно в свои земли.

Кто бы эти люди ни были, Иезекниль называет их "от пределов севера" (38:6,15; 39:2).

Жители этой части света были дикарями и в древней литературе назывались (ю'кифами. Во время рождения Иезекниля юго-западную Азию грабили большие полчища Скифов, пришедших с севера (см. "нашествие Скифов", Иерем. 4). Ужасы этого нашествия еще были свежи в памяти старших друзей Иезекниля.

В этих двух главах (38,39) Иезекниль опять предсказывает второе нашествие Скифов в более обширном маштабе в союзе с другими народами востока (38:5), которые "после многих лет" вторгнутся в святую землю против восстановленного Израиля (38:8). Возможно, что это нашествие будет в Мессианский период и что с Божьей помощью они будут полностью разбиты, а их оружие будет сжигаться семь последующих лет (39:9), и чтобы убрать их трупы потребуется семь месяцев (39:14).

В книге Откровения упоминаются те же самые имена Гога и Магога, как представителей сатаны, который будет вести войну против Божьего народа (Откр. 20:7-10).

Главы 40-48. Восстановление храма

Апрель, 572 г. до Р.Х. Время Пасхи. 14 лет после разрушения Иерусалима. Второе путешествие Иезекниля в видении в Иерусалим.

ИЕЗЕКНИЛЯ

Первое было 19 лет перед этим (8:1,3), в котором было ему открыто падение города. Во втором видении ему даются размеры и детали, относящиеся в главном к храму.

Видение это не исполнилось после возвращения Израиля из Вавилона. Возможно, что оно относится к будущему Мессианскому веку.

Некоторые толкуют это видение буквально, что 12 колен в свое время населят землю и разделят ее, как указано в этом видении. Храм будет восстановлен тоже буквально со всеми указанными подробностями и даже будут приноситься животные в жертву. Храм этот они называют "Тысячелетним храмом".

Другие объясняют это видение образно, считая видение иносказательно изображающим весь христианский период времени, с пробужденным, восстановленным и прославленным народом.

Храм, который видел в видении Иезекниль, с притворами, комнатами и утварью в главном, хотя и со многим другим разнообразием, напоминает план храма времени Соломона.

В этом новом храме Бог обещает жить в очно-" Я буду жить среди сынов Израилевых вовеки" (43:7). Такое выражение вряд ли можно отнести к временному храму. Здесь символическое значение того, о чем Иисус Христос сказал в Иоанна 4:21-24, отвергая храмовое служение, и на небе не будет нужды в храме (Откр.21:22).

Жертвы и приношения (45:9: 46:24*. Приходиться удивляться, для чего нужны жертвоприношения во время царствования "Князя". В послании к Евреям весьма определенно сказано, что жертвоприношения потеряли свое значение и отменились смертью Христа "раз и навсегда". Те, кто верит, что будет восстановлен материальный "Тысячелетний храм", допускают, что в нем будет приносится жертвоприношения животных, как жертвы за грехи необращенного еврейского народа, или жертвы в память смерти Христа.

Источник оздоровительной воды (47:1-12). Весьма замечательная часть пророчеств Иезекниля. Пророки Ноиль и Захария тоже говорят о таком источнике (Иоиль 3:18, Захар. 14:8). Здесь открывается картина неба, "река воды жизни" (Откр. 22:1,2). Каково бы ни было буквальное значение этих вод, без всякого преувеличения можно сказать, что они служат приятной картиной и символом благодатного влияния Христа, вытекающие из Иерусалима и разливающиеся широкими и глубокими потоками по всему миру, дарующими благословения и животворящие качества народам во веки.

Восточные ворота храма оставались затвореными. Они отворятся только для "Князя" (44:1-3).

Священная площадь для города, храма, А священников и левитов должна находиться в ю** центре страны, с уделом "Князя" по обеим

сторонам(45:1-8).

Границы земли и расположение колен рувим (47:13-48:29). Земля не будет размером Иуда больше владения Давида. Приблизительно, Храм

335

ИЕЗЕКИИЛЯ

это была южная половина восточного побережья Средиземного моря, 600 км с севера на юг и 200 км с востока на запад. Колена Израиля, упомянутые здесь, не были в их обычном порядке.

Город (48:30-35) был 15 км кв. Частичный образ Нового Иерусалима (Откр. 21). Имя города: "Господь там" (48:35).

336

ДАНИИЛ

Еврейский деятель-пророк в Вавилоне

Даниил в юности был уведен в Вавилонский плен и жил там все годы пленения, занимая высокие посты в Вавилонской и Персидской империях.

Город Вавилон

Город Вавилон, в котором Даниил совершал свое служение, был уникальным городом древнего мира. Расположенный в центре начала человеческой расе_, недалеко от Едемского сада, построенный вокруг Вавилонской башни (см. стр. 90), первая столица империи, излюбленное местожительство вавилонских, ассирийских и персидских царей, даже Александра Великого, проявляющий свое влияние на всю дохристианскую эру. Вавилон достих зенита своей славы в дни Даниила при Навуходоносоре, друге Даниила, который царствовал 45 лет, не переставая украшать свои дворцы и храмы.

Размер города. Древние историки говорят, что стена города Вавилона была 100 км длиной, по 25 км с каждой стороны города. Стена была 90 м высотой и 25 м толщиной. Основание стены было 12 м вглубь, чтобы враги не могли подкопаться под стену. Стена была построена из кирпича, размером в 25см в длину и ширину и 10 см толщиной. Между городом и стеной было чистое пространство в 112 км вокруг всего города. Стена была так же защищена каналами, наполненными водой. В стене было 250 башен и сторожевых комнат для сторожей. В стене было 100 ворот из меди. Город разделялся рекой Евфратом почти на две равных части. Берега реки были ограждены стеной из кирпича, в которой было 25 ворот для соединения улиц, паромы и один мост на каменных столбах, длиной в 1 км, 10 м шириной с подъемными мостами, которые на ночь поднимались. Из одной части города в другую под рекой была сделана туннель в 5 м шириной и 4 м высотой. Раскопки последних лет определенно подтверждают записи древних историков, которые казались некоторым людям легендарными.

Великий храм Мардука (Ваала) стоял рядом с Вавилонской башней и считался самым великим святилищем во всей Евфрате кой долине. В нем стояла золотая статуя Ваала и золотой стол, весом не менее, чем 21 000 кг. Сверху стола стояли золотые изображения Ваала и Астарты, два золотых льва и золотой стол длиной в 15 м и шириной в 5 м, а на нем золотое изображение человека, высотой в 6

337

ДАНИИЛА

м. Подлинно Вавилон был "городом золота" (Не. 14:4). Жители города были весьма набожными. В городе было 53 храма-капища и 180 алтарей для поклонения Астарте.

Возможно, что "золотой истукан", который поставил царь Навуходоносор для поклонения, стоял между Вавилонской башней и его дворцом (3:1).

Дворец Навуходоносора, в который Даниил имел доступ, был одним из красивейших зданий на земле. Его широкие развалины были обнаружены Колдовеем в 1899-1912 годах. Южная сторона тронной залы была толщиной в 6 м (см. рис. 56, стр. 346). Северная сторона дворца была защищена тремя стенами. Еще дальше на север было больше стен в 15 м толщиной. И еще дальше были другие массивные стены. Около двух километров от этих стен была внутреняя стена города, состоящая из двух параллельно идущих кирпичных стен, высотой в 6 м, с промежутком между стенами в 12 м. Промежуток этот был заполнен муссором, так что толщина этих стен составляла 25 м. С внешней стороны стены был канал, наполненный водой. Еще дальше стояла наружная стена, построенная таким же самым образом. Во время древних войн стены эти были непроницаемы.

Висячие сады Вавилона считались седьмым чудом древнего мира. Они были построены Навуходоносором для его мидийской царицы, красивой дочери царя Артаксеркса, который помог его отцу покорить Ниневию. Висячие сады были построены рядами один над другим в форме сводов, каждый составляющий отдельную платформу в 120 квадратных метров. Терасы и верхи платформ были насажены цветами, кустами и деревьями-сады на крыше, орошаемые сверху водой, подаваемой из резервуаров и реки гидравлическими насосами. Внизу под сводами были расположены роскошные квартиры и другие увеселительные места дворца. Постройки эти были возведены в то время, когда Д9ниил был начальником всех вавилонских мудрецов. В раскопках Колдовей обнаружил арки в северо-восточном углу дворца, которые, по его определению, были частью висячих садов.

Рисунок 53. Развалины "висячих садов" в Вавилоне. (Благодаря любезности Восточного Института Чикагского Университета).

338

ДАНИИЛА

Большая священная дорога, по которой проходили процессии, вела во дворец с северо-восточного угла стены, постепенно поднимаясь к воротам Астарты. Она достигала своей высоты в центре города, а затем опускалась ниже к юго-восточному углу Вавилонской башни и поворачивала направо на восток к мосту, ведущему через реку. По обеим сторонам дороги были сооружены высокие оборонительные стены в 12 м толщиной, украшенные светлыми разноцветными рельефами львов. Дорога была вымощена каменными глыбами в один квадратный метр. У входа во дворец эти каменные глыбы лежат на своем месте по настоящее время, по которым, в свое время, ходил Даниил.

Город Вавилон

Разрушение города было предсказано. "Вавилон, краса царств, город Халдеев, будет ниспровергнут Богом...Не заселится никогда, и в роды родов не будет жителей в нем. Но будут обитать в нем звери пустыни и дома наполнятся филинами, и страусы поселятся и косматые будут скакать там. Шакалы будут выть в чертогах их, и гиены-в увеселительных домах. И Вавилон будет грудой развалин. Он уснет вечным сном и не пробудится" (Не. 13:17-22; Иер. 51:37-43).

Во время Персидской империи город Вавилон занимал очень важное положение. Александер Великий намеревался восстановить его прежнюю славу, но преждевременная смерть помешала его намерениям. После этого город начал терять свою прежнюю славу. Ко времени Христа его политическая и комерческая важность совершенно исчезла и к первому столетию по Р.Х. город представлял из себя груды развалин. Кирпичи Вавилона шли на постройку города Багдада и починку каналов. Место, на котором стоял город, столетиями оставалось грудой развалин и бугров, среди которых ютились дикие животные, что доказывает правдивость исполнения пророчеств. И по настоящее время город остается не восстановленным, за исключением маленькой деревушки в юго- западном углу.

Развалины. Груды развалин, сохранившихся до настоящего времени, служат доказательством того, что в центре города были большие здания. Большей частью они были на восточной стороне реки и покрывают поверхность в шесть квадратных километров. Три главных холма, как обозначено на карте: Бабил, северный холм, Каср, центральный и Амран-южный. Бабил считался крепостью, охранявший северный вход в город, 2 км от Касра, высотой в 40 м, но по своему размеру всего лишь одну треть Касра.

Каср был около одного километра квадратом и в 22 метра высотой. Он считается руинами Навуходоносорова дворни. Амран был расположен около одного километра на юг от Касра, одинакового размера с Касром и считается развалинами великого храма Мардука (Есагила). На северной равнине Амрана находятся развалины Вавилонской башни. Невысокие холмы между Касром и Амраном, немного на восток, называются Меркесом. Здесь был торговый и жилой центр города.

Смотря на эти развалины (рис.54), трудно себе представить, что здесь однажды стоял великий Вавилон, город расточительности и

339

ДАНИИЛА

грешной роскоши, не подфкощейся разумению и непревзойденный в истории мира, а теперь стал местом полного разорения и развала.

В 1811 году по Р.Х. Рич начал раскопки города, которые продолжались Лэйдом в 1850 году. Опертом в 1854 году и Рассамом в 1878-89 годах. Самая тщательная работа была произведена Немецкой Экспедицией под руководством Роберта Колдовея в 1899- 1912 годах по Р.Х.

Рисунок 54. Среди развалин Вавилона. Фото Матсона.

Вавилонская империя

В дни Даниила город Вавилон был не только передовым городом во всем дохристианском мире, но он также правил одной из самых сильных империй когда-либо существовавших в то время. Вавилонская империя просуществовала 70 лет. Даниил жил в ней от ее начала и до конца. (см. стр. 220).

Даниил жил в Вавилоне во время следующих царей: Набополоссара (625-604 до Р.Х.); Навуходоносора (606-561 до Р.Х.); Лукавого-Мередаха (561-560 до Р.Х.); Нериглиссара (559- 556 до Р'.Х.); Лабаш-Мардука (556 до Р.Х); Набонидаса (555-536 до Р.Х.) и его сына Валтасара.

Таким образом Д*ниил жил в Вавилоне с первого года царствования Навуходоносора, на протяжении следующих за ним пяти царей и во время падения Вавилона. В его время Вавилонская империя сменилась Персидской. Он жил во время мидийского царя Дария и даже до третьего года царствования персидского царя Кира (10:1), всего 72 года, от 606-534 до Р.Х. Он был в Вавилоне с первого

340

ДАНИИЛА

года еврейского пленения и два года после возвращения евреев из плена. Все это время он был Божьим свидетелем в царских дворцах, правящих миром.

Карта 48. Развалины Вавилона.

Навуходоносор

Даниил был другом и советником Навуходоносора. Навуходоносор был гением и настоящим строителем Вавилонской империи. Из 70 лет своей жизни он царствовал 45 лет.

Набополоссар, отец Навуходоносора, был наместником царя в Вавилоне. Он свергнул Ассирийское иго в 625 году до Р.Х. и правил городом с 625-604 годы до Р.Х.

В 609 году до Р.Х. Навуходоносор был поставлен его отцом главнокомандующим армиями своего отца. Он сделал нашествие на

341

ДАНИИЛА

западные страны и отнял Палестину от Египтян в 606 году до Р.Х. и увел некоторых пленников в Вавилон, в том числен Даниила.

В этом же году (606 до Р.Х) Навуходоносор стал сонаследником престола со своим отцом, а позже в 604 году до *"' самостоятельным правителем. Он проявил себя монархом всех времен.

В следующем, 605 году до Р.Х. он покорил Египет в славной битве у Кархемиса.

В 597 году до Р.Х. он подавил восстание в Палестине и увел царя Иоакима и многих других пленников в Вавилон и вместе с ними пророка Иезекниля.

В 586 году до Р.Х. он сжег Иерусалим и увел больше пленников. Его армия осаждала город Тир 13 лет (585-573 до Р.Х.).

В 582 году до Р.Х. он сделал набег и опустошение Моава, Аммана, Едома и Ливана, и в 581 году до Р.Х. вновь увел пленников из Иуды. В 572 году до Р.Х. он вторгся и опустошил Египет. Он умер в 561 году до Р.Х.

Лдниил проявлял на него сильное влияние и три раза он призывал имя Бога Даниила (2:47, 3:29; 4:34).

1".**.

сильнейшим

Рис. 55. Камея Навуходоносора. (Репродукция с Библейского Словаря тифа. Благодаря любезности Соза Американской Воскресной Школы).

Археологическая шметка

Камея Навуходоносора. В Библейском Словаре Шафа говорится, что "в Берлинском Музее есть черная камея, на которой изображена голова Навуходоносора, высеченная по его указу с надписью: "В честь Меродоха (Мардука), его господином Навуходоносором, царем Вавилонским, сделано во время его жизни". Выше изображена фотографическая репродукция камеи.

Книга Даниила

Автором книги был сам Даниил, что видно из следующих мест его книги: (7:1,28; 8:2; 9:2;10:1,2;12:4,5). Ее подлинность подтверждена Христом (Матф. 24:15). Такой она была принята евреями и первыми

342

ДАНИИЛА

христианами. Порфирий, атеист З-го века по Р.Х., выдвигал теорию, что книга Даниила была подделкой времени Макавейского восстания (168-164 до Р.Х.). Тем не менее, традиционное убеждение остается, что книга Даниила является подлинной и верной исторической книгой дней Даниила. Такое убеждение оставалось неизменяемым среди еврейских и христианских исследователей Библии до началаа "новейшей критики". А теперь эти критики во имя "новейшей критики" обновили теорию Порфирия и сделали ее доказанным фактом, что книга Даниила была написана неизвестным автором, жившим 400 лет после Даниила, и что он обманывал своих современников подпольными трудами давно умершего героя. Если книга Даниила не является тем, чем она претендует быть, то можно ли допустить, что Бог принял участие в этом обмане? Высказать наши мысли от имени героев, живших в прошлом, даже не считается честным для авторов нашего времени. Мы допускаем, что главная цель в дискредитировании этой книги Даниила состоит в нежелании и гордости человеческого ума принять и поверить в те дивные чудеса и пророчества, записанные в этой книге.

Книга частично написана на Арамейском или Халдейском языке от 2:4 до 7:28, который был комерческим и дипломатическим языком того времени. Остальная часть книги написана на еврейском языке. Книга содержит в себе все то, что было необходимым знать для евреев, живущих среди Вавилонян. В ней находятся страницы официальных Вавилонских документов на вавилонском языке.

Глава 1. Муж Даниил

Даниил находился в первой группе пленных, взятых из Иерусалима в Вавилон (606 до Р.Х.). Он происходил из царского рода (3). Иосиф Флавий говорит, что Даниил и его три друга, были родственниками царя Селе кии. По этой причине они имели лучший доступ в дворец Вавилона. Умные и статные видом молодые люди, о которых заботился Бог, были научены Богом быть свидетелями Его имени среди языческой знати, в то время правящей миром. "Лакомства с царского стола" (8), которыми они не захотели оскверняться, по всей вероятности, были пищей, однажды предложенной в жертву вавилонских божеств. Быстрое достижение Даниилом мировой известности указано в Иезекниля 14:14,20; 28:3, 15 лет позже, когда Даниил еще был юношей. Каким удивительным человеком был Даниил! Непоколебимый в своих религиозных убеждениях и в то же самое время лояльный своему языческому царю, который доверил Даниилу дела своего царства.

Глава 2. Видение Навуходоносора

Навуходоносор видел сон во второй год своего царствования. В это время Даниил еще был юношей, прожив в Вавилоне всего 3 года.

Есть предположение, что четыре мировых державы, предсказанные в этом сновидении, следующие: Вавилонская, Персидская, Греческая и Римская. Со дней Даниила и до пришествия Христа мир был под управлением этих четырех держав почти так, как было предсказано Даниилом. Во время Римской империи

343

ДАНИИЛА

пришел Христос в мир и основал Свое царство, которое подобно горчичному зерну, переживая многие перемены, становится всемирным и вечным царством, достигнув своей полной славы ко второму пришествию Христа.

Критики, относящие книгу Даниила к периоду Маккавейскому, стараясь показать этим, что сказанное в ней относится к прошлому, а не будущему, вынуждены отнести эти четыре империи до времени написания книги Даниила и, так называемую Персидскую империю разделить на две-Мидийскую и Персидскую, чтобы сделать Греческую империю четвертой. На самом деле Мидийской империи, как таковой, не существовало, а за падением Вавилонской последовала Персидская. Для того, чтобы подцержать эту теорию, необходимо было извратить исторические факты. Мидяне и персы составляли одну империю под правлением персидских царей. Мидийский цйрь Дарий был лишь заместителем царя и правил очень короткое время под наблюдением персидского цйря Кира до его воцарения.

Кроме того, ничего особого не случилось во время Маккавеев, что напоминало бы "камень, оторванный от горы".

Дальнейшее объяснение четырех царств и четырех зверей находится в главе 7; в главок-овна и козла; в главе 9-семидесяти седьмин и в главе 11-о борьбе между царями севера и юга.

Глава 3. Раскаленная печь

По Септуагинте событие это произошло на 18 году царствования Навуходоносора, после 20 летнего пребывания Даниила и его трех друзей в Вавилоне. В этом же году Навуходоносор сжег Иерусалим (586 г. до Р.Х.).

Подобно тому, как Бог в прошлом открыл Даниилу сон Навуходоносора и его значение, таким же образом Бог положил на сердце трем юношам быть верными Господу. Они верили, что Бог пойд*т с ними в огонь и поможет им оправдать их упование на Него и засвидетельствовать перед всей знатью великой империи силу Иерусалимского Бога над хвалебными вавилонскими богами. Таким образом Бог вторично проявил Себя во дворце могучей империи и вторично сильный Навуходоносор преклонился перед Богом и объявил Его истинным Богом по всей своей империи.

Существует апокрифическая книга под названием: "Песнь трех святых юношей", которая воспевает их освобождение. Она включена в текст книги Даниила после 3:23 и является весьма популярным преданием, но никогда не была включена в текст еврейской Библии.

Опперт, который раскопал руины Вавилона в 1854 году, наш*л пьедестал громадной статуи, которая могла быть остатком золотого истукана.

Глава 4. Болезнь и выздоровление Навуходоносора

В этой главе говорится ещ6 об одном видении Навуходоносора, истолкованным Даниилом и исполнившимся, Навуходоносор

344

ДАНИИЛА

помешался умственно и думал и вел себя, как животное, бегая с ними в дворцовых парках. Третий раз Навуходоносор преклонился перед Богом и заявил о Божьей силе всему миру. "Семь времен" (29), означает "сезонов". Рендал говорит, что в Вавилоне считали только "лето и зиму сезонами", что составляет 3 года с половиной.

В одной из записей Навуходоносора, в которой делается отчет его достижений и строительства, есть следующая заметка, прочитанная сэром Генри Равлинсоном: "Четыре года мое пребывание во дворце моего царства не радовало меня. Ни в одном из моих владений я не построил значительного здания моей властью. Я не построил здания в Вавилоне в мою честь. Я не воспел песнь хваления для моего божества Меродоха, не поставил жертвенника для жертвоприношений и не очистил каналов". Некоторые думают, что эти евфимистические выражения имеют отношение к его умопомешательству, хотя древние цари в таких записях избегали подобных упоминаний.

Ленормант утверждает, что у Халдеев есть предание, что Навуходоносор поднялся на крышу своего дворца и кричал: "Вавилоняне, скоро придут Персы и поработят вас. Мидяне будут их союзниками". Если это было так, то очевидно в уме Навуходоносора сохранились предсказания Даниила.
Теги: Библейский словарь Геллея
Просмотров: 10 | Добавил: creditor | Теги: Библейский словарь Геллея | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close