Главная » Библейский словарь Геллея


12:53
Библейский словарь Геллея
Глава 5. Пир Валтасара

В эту ночь произошло падение Вавилона. Д*ниил прожил в Вавилоне 70 лет и достиг глубокой старости.

Археологическая заметка *

Валтасар. До 1853 года имя Валтасара не было найдено в Вавилонских записях и Набонидас (555-538 до Р.Х.) считался последним вавилонским царем. Для критиков это было причиной считать книгу Даниила не исторической. Но в 1853 году была обнаружена надпись на угловом камне храма, построенного Набонидасом в Уре, которая гласила: "Да не согрешу я, Набонидас, царь Вавилонский, против тебя. И пусть мое почтение тебя живет в сердце Валтасара, моего первородного и любимого сына".

Из других источников стало известным, что Набодинас большую часть своей жизни прожил в оставке и жил вне Вавилона, а Валтасар правил армией и государством в сотрудничестве со своим отцом и что он сдался Киру. Это событие объясняет, почему Даниил считался "третьим властелином в царстве" ((6,29).

Археологическая заметка

Надпись на стене (25-28). Основание этой стены обнаружено в раскопках. (см. след. стр.).

Падение Вавилона описано Ксенофонтом, Геродотом и Беросусом следующим образом: "Царь Кир изменил течение реки Евфрата в новый канал и руководимый двумя дезертирами вступил в город по сухому дну, а вавилоняне в это время пировали на празднике своих богов".

345

ДАНИИЛА

Недавно обнаруженные записи гласят, что персидская армия, под руководством Гобриаса, взяла Вавилон без бою и что он убил царского сына. Кир вошел в город позже.

Дарий (31), который царствовал в Вавилоне до тех пор, пока не занял престол Кир (6:28; 9:1) в записях не упоминается.

По мнению некоторых он был Гобриасом, упоминаемый в Вавилонских записях победителем Вавилона или, по мнению Иосифа Флавия, Ксерксом-Мидийским, тестем Кира. В то время было обычным явлением иметь вавилонское и родное имя, как было в случае с Даниилом и его тремя друзьями, которым были дфны новые имена (1:7). Был ли Д*рий тестем Кира или только одним из его военачальников, под его руководством произошла победа над Вавилоном. КНР в это время был весьма занят северными и западными войнами и до возвращения Кира Дарий правил Вавилоном, приблизительно около двух лет (538-536 до Р.Х.).

Рисунок 56. Развалины Навуходоносорова дворни в Вавилоне. (Благодаря любезности Восточного Института Чикагского Университета).

Глава 6. Даниил в львином рву

Даниил занимал пост высокого начальника в Вавилонской империи 70 лет и в это время уже был старым человеком, возможно лет 90. Дарий, победитель Вавилона, немедленно поставил Даниила на высокий пост потому, что Даниил предсказал победу Мидян (5:28). Какое великое почтение за его мудрость, независимость и справедливость. При вс6м этом Д*ниил в своей личной жизни неуклонно служил Богу (10). Что за вера! Какое дерзновение! Какой мужественный старик!

346

ДАНИИЛА

Чудеса в книге Даниила

В книге Дэннила рассказывается о прекрасных событиях. Тем, кому трудно этому верить, мы говорим, что Бог тысячу лет приготовлял Свой еврейский народ, чтобы в идолопоклоническом, языческом мире проявить истинного Бога. Теперь Бог допустил уничтожение Его народа идолопоклонниками. Для окружающего мира казалось, что вавилонские боги сильнее Бога евреев. В Божьей борьбе с идолопоклонством произошел кризис. Наступило время, когда Бог решил во время Вавилонского плена показать, кто есть истинный Бог. Было бы весьма необычайным, если в это время ничего не произошло. Чего то недоставало бы в Библейском повествовании, если бы не произошли эти великие чудеса. Если даже чудеса эти на первый взгляд кажутся весьма невероятными, то было бы еще трудней поверить всем остальным событиям, если бы не было этих чудес.

Наконец евреи, которые с самого начала впадали в идолопоклонство, здесь, в Вавилонском плену, убедились, что их Бог был истинным Богом и с тех пор они больше не впадали в идолопоклонство. Вне сомнения, что влияние это оказали на них чудеса. Чудеса сильно повлияли на царя Навуходоносора и Дария (3:29; 6:26).

Глава 7. Четыре зверя

Видение это является продолжением прочества главы второй. Оно произошло 60 лет ранее. Здесь два аспекта одной величественной исторической схемы-четырех держав и потом Божьего царства. В главе второй они изображены истуканом, у которого голова была из чистого золота, грудь и руки из серебра, чрево и бедра из меди, голени железные, а ноги частью железные, а частью глиняные. Истукан был разбит камнем на куски. А в этой седьмой главе эти же самые державы представлены: львом, медведем, барсом и страшным и сильным зверем.

Обычно эти четыре мировые державы считаются: Вавилоном, Персией, Грецией и Римом (см. гл. 2) и занимают период времени от Даниила до Христа. Четыре животных служат основой воображаемого зверя с семью головами и десятью рогами, согласно Откровения 13 главы.

"Десять рогов" четвертого зверя (24) обозначают десять царств, на которые распалась Римская империя. "Другие рога" (8,20,24,25), имевшие восстать среди десяти рогов, являются соединением барса и овна, по Откровению 13 главы. "Тремя царями", которые будут "уничтожены", думают были Ломбарды, Равенна и Рим, которые были отданы папам с самого начала их временного существования (754 по Р.Х.).

Такое толкование дает нам некоторое понимание мировой истории: Египта, Ассирии, Вавилона, Персии, Греции, Рима и папского Рима. За Римом последовали "десять царств", ровное число, обозначающее, по нашему мнению, контроль мира некоторыми странами. Нечто вроде десятеричного продолжения Римской империи до конца. С тех пор в мире больше не было

347

ДАНИИЛА

мировой империи. Наполеон пробовал ее создать, но не сумел. Пробовали и другие, подобно Кайзеру и Гитлеру, но им не удалось.

Пророчество о "другом роге", (8,20,24,25), возможно, относится к антихристу.

Периоды времени в книге Даниила

"До времени и времен и полувремён" (7:25), означает продолжительность другого рога четвертого зверя.

"К концу времени и времен и полувремён" (12:7), означает период времени от Даниила до кони_ времени (12:6).

Выражение "в продолжении времени, времен и полувремён" употребляется в книге Откровения 12:14 и точно означает 42 месяца и 1260дней(Откр. 11:2,3;12:6,14;13:5). Вэтиднибылпопираемсвятой город, в котором пророчествовали два Божьих свидетеля; жена была в пустыне, а оживший зверь был на престоле.

"Две тысячи триста вечеров и утр" (8:14), время, в которое святилище будет попираемо небольшим рогом третьего зверя. Это равняется 2300 дням или 2300 полудням, то есть, 1150 дням, недостающих три с половиной года или половины этого времени.

" 1290 дней" ( 12:11)-время мерзости запустения от начала до конца времени.

"1335 дней" (12:12) есть добавление 45 дней к 1290 дням, ведущих к великому благословению.

"70 недель" (9:24) есть периодом времени от указа восстановления Иерусалима, до явления Мессии. Даниил включает "семь недель" трудных времен (9:25) и "одну неделю", в которую будет предан смерти Христос (9:26,27).

Слово "время" в фразе "времени времен и полувремени" принимается за "год", что равняется три с половиной годам, 42 месяцам или 1260 дням.

Некоторые принимают три с половиной года буквально, другие-день за год(Числ 14:34; Иезек. 4:6);1260 дней, равняющихся 1260 годам. Есть и таковые, кто принимает эти числа в символическом значении, без определенного обозначения времени, например: число семь-символ полноты и совершенства, а три года с половиной-половина семи, как символ несовершенства, то есть, что власть зла будет временной.

Эти периоды времени принимаются в тесной связи в выражением "мерзость запустения", произведенной небольшим рогом третьего зверя(8:13; 11:31), мерзость которого предастсмерти Христа (9:27)и с этого времени начнется счет 1290 дням (12:11). Иисус Христос употребляет это выражение "мерзость запустения", говоря о разрушении Иерусалима римлянами (Матф. 24:15) и о градушей кончине века.

"Трудные времена", упоминаемые в речи о семи седьминах, в начале первой седьмины, в конце времени 70 седьмин (9:25,27) будут "временем тяжким, какого не было с тех пор, как существуют люди, до этого времени" (12:1). Оно предсказывает "последнее время"

ДАНИИЛА

(12:4,9,13), а Христос употребил эти слова в двойном значении: предсказывая разрушение Иерусалима и конец мира (Матф. 24:21).

Осквернение храма Антиохом Епифаном продолжалось три с половиной года (168-165 до Р.Х.). Римская война против Иерусалима продолжалась три с половиной года (67-70 после Р.Х.). Римское папство доминировало миром около 1260 лет, от 6-го до 18-го столетия по Р.Х. Магометане овладели Палестиной в 637 году по Р.Х. и их владычество продолжалось около 1260 лет, до перехода контроля правления в руки христиан в 1917 году по Р.Х.

Мы думаем, что ни одно из этих толкований не может исчерпать всего значения знаков времени в пророчестве Даниила. Они могут быть истолкованы буквально, фигуративно и символически. В главном они относятся к историческим событиям, а в второстепенном значении-к другим случаям, но вместе относящихся к пророчеству о последнем времени. Осквернение Антиохом Епифаном Иерусалимского храма и его разрушение Тотем; захват папой церкви-все это может быть символами, предвещающими великую скорбь в дни антихриста. Мы не должны отчаиваться, если не вполне понимаем значения этих пророческих событий, потому что сам Даниил "изнемог и болел несколько дней", не понимая своих видений" (8:27).

Глава 8. Овен и козел

Глава эта содержит дальнейшее предсказание о второй и третьей мировой империи, о которых говорится в главах 2 и 7, Персидской империи и Греческой.

Персидская империя, представленная в 7:5 зверем, похожим на медведя, здесь изображена двурогим овном (3,4), союзом Мидян и Персов.

Греческая империя, представленная в 7:6 четырёхголовым зверем, подобным барсу, здесь изображена быстрым козлом, который шел с запада. У него был один рог между глаз и когда он сломался, то на месте его вышли четыре рога.

Большим рогом был Александер Великий, который покорил Персидскую империю в 331 году до Р.Х. Пророчество об этом было написано в 539 году до Р.Х., 200 лет до его исполнения. Предсказание этой борьбы между двумя мировыми державами и ее исход удивительны тем, что ни одна из них в то время не существовала.

Четыре рога (8:21,22) и четыре головы (7:6) были царствами, восставшими после разделения империи Александра Великого (см. главу И).

Небольшой рог (9), выросший из четырех, как полагают, означает Антиоха Епифанского (175-164 до Р.Х.), сирийскую ветвь Греческой империи, который прилагал все усилия, чтобы уничтожить еврейскую религию (см. 11:21-35). Повторяемая фраза "конец времени" (17,19) может означать, что подобно Антиоху Епифанскому, в более "отдаленные времена" восстанет разрушитель (26), чтобы омрачить последние дни истории человечества, которого Антнох Епифанский может быть символическим предшественни ком.

349

ДАНИИЛА Глава 9. Семьдесят седмиц

Семьдесят лет Вавилонского плена приближались к концу. Муж Гавриил сказал Даниилу в видении, что еще пройдет семьдесят седмиц перед пришествием Христа-Миссии (24,25). Семьдесят седмиц обычно обозначает семьдесят годовых недель (седмиц); семьдесят помножить на семь-получится 490 лет. Здесь как будто бы ангел сказал Дэниилу, что Вавилонский плен продлится 70 лет, а промежуток времени от плена до Христа-Мессии будет в семь раз длинее времени плена.

Число семь и частое повторение семи имеет иногда символическое значение, вместе с тем и действительные факты пророческих предсказаний весьма удивительные, например:

Время (число), от которого следовало считать 70 седмиц (недель), началось от указа восстановления Иерусалима (25). Персидские цари для этой цели издали три указа: в 563 году до Р.Х., в 457 и в 444 году до Р.Х. (см. книгу Ездры). Главный указ из этих трех был издан в 457 годудоР.Х.

Семьдесят седмиц содержит в себе 7 седмиц, 62 седмицы и одну седмицу (25,27). Полное значение "семи седмиц" трудно уразуметь, но 69 седмиц (включая 7), равняется 483 дням, и если принять день за год, согласно Иезекниля 4:6, то будет 483 года.

Эти 483 года считаются временем от указа восстановления Иерусалима, до прихода "Христа Владыки" (25). Указ восстановления Иерусалима был издан в 457 году до Р.Х. Прилагая 483 к 457 до Р.Х. получается 26 по Р.Х и совпадает с годом крещения Иисуса Христа и Его выступлением на служение. Это самое замечательное исполнение пророчества Даниила, вплоть до одного года.

Через три с половиной года Иисус Христос был распят, то есть, "в половине одной седмицы Он был предан смерти, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония и чтобы приведена была правда вечная" (24,26,27).

Итак, Даниил не только предсказал время прихода Мессии- Христа, но и продолжительность Его общественного служения и Его искупительную смерть за грехи мира.

Некоторые думают, что Бог задержал хронологический счет времени со смертью Христа, пока Израиль находится в рассеянии и что последняя половина "седмицы" сохраняется под конец времени.

Список пророчеств Даниила

Четыре царства и вечное царство Бога (гл. 2). Болезнь Навуходоносора и его выздоровление (гл. 4). "Четвертое царство", "десять рогов" и "небольшой рог" (гл. 8). Волнения в Святой Земле в период между Заветами (гл. 11). Признаки конца времени (гл. 12).

Глава 10. Кназья народов

Этопоследнеевидение(гл. 10,11,12)былооткрытоДаниилуспустя два года после возвращения евреев в Палестину (534 до Р.Х.). Бог

350

ДАНИИЛА

приоткрыл завесу и показал *инилу нечто реальное в невидимом мире-борьбу, которая велась между сверхъчеловечсскими силами, добром и злом для того, чтобы управлять намерениями народов, в особенности тех, которые старались защищать Божий народ. Михаил был князем (ангелом-хранителем) Израиля (13:21). Неизвестный князь вел разговор с Даниилом. Греция имела своего князя (20), а так же Персия (13,20). Кажется, что Бог этим хотел показать Даниилу некоторых из Его секретных деятелей, способствующих возвращению Израиля. Один из Его князей помогал Дарию (11:1). В этой главе видна их заинтересованность судьбами Израиля, а в Откровении-судьбами церкви. В Откровении 12:7-9 Михаил и его ангелы воюют против сатаны и его ангелов. В послании к Ефесянам 6:12 говорится, что силы невидимого мира являются главными противниками, с которыми христиане вынуждены бороться. Во время рождения Христа происходила большая активность ангелов. Иисус Христос верил в ангелов (см. Матф. 4:11).

Глава И. Цари, северный и южный

Главы 2,7,8,9,11 содержат предсказания о четырех царствах и событиях, от Даниила, до Христа и, кажется, имеют отношение и к позднейшим мировым державам и событиям от Христа и до конца мира. Ниже следует набросок мировой истории, охватывающий тот период времени:

Вавилонская империя (606-536 до Р.Х.). Персидская империя (606-536 до Р.Х.). Греческая империя, с ее четырьмя подразделениями (331-146 до Р.Х.).

Антиох Епифаний, осквернение Иерусалима (175-164 до Р.Х.). Римская империя (146 до Р.Х.-400 по Р.Х.). Папство, как мировая держава, с 6-го -18-ое столетие. Владение магометанами Святой Земли, с 7-го-20-ое столетие. Мировая скорбь и воскресение в "конце времени".

Эти предсказания последовательны в объяснении их деталей. В главе 2 есть общее заявление, что в промежутке времени от Даниила, до дней Мессии, будет четыре мировых державы. В главе 7 содержатся подробности описания четырех держав. В главе 8 есть подробности описания второй и третьей державы. В главе 11 больше подробностей о третьей державе.

Третьей державой была Греческая, основанная Александром Великим в 331 г. до Р.Х. На его смертном одре она была разделена между его генералами следующим образом: на Грецию, Малую Азию, Сирию и Египет. В этой главе сирийские ц*ри названы "северными царями, а египетские ц*ри названы "южными ц*рями". Предсказание Даниила о происхождении этих царей было сделано 200 лет до появление этих царей. Его детальное предсказание событий является необычайным явлением, идущим параллельно с последующей историей. Глава И есть заранее написанная междузаветная история. Ниже следует перечень событий, соответствующих предсказаниям каждого стиха:

351

ДАНИИЛА

"Три персидских царя" (2): Кир, Камбиз, Дарив Гистапс. "Четврртый царь Ксеркс, самый богатый и сильный из персидских царей, вторгся в Грецию, но был разбит при Саламине (480 до Р.Х.).

"Сильный царь" (5): Александр Великий. "Четырехкратное разделение его царства (4): Греция, Малая Азия, Сирия и Египет.

"Южный царь" (5): Птоломей 1 Египта. "Один из его князей": Селевк Никатор, бывший при армии Птоломея 1, стал царем Сирии, весьма сильным наследником Александра.

"Дочь" (6); Борение, дочь Птоломея 2, была выдана замуж за Антиохия 2, а затем умерщвлена.

"Отросток от ее корней" (7): Птоломей 3, брат Беренисы, в отмщение сделал набег на Сирию и достиг блестящей победы (8).

"Два сына" (10): Селевк и Антиох 3 (11,13). Птоломей 4 победил Антиохия 3 с большими потерями в битве у Рафии, около Египта в 217 г. до Р.Х. (13): Антиох 3, после 14лет, вернулсясбольшойармией и начал снова войну с Египтом. (14): евреи помогли Антиоху. (15): Антнох победил египетскую армию. (16): Антнох покорил Палестину. (17): Антнох выдал дочь Клеопатру замуж за Птоломея 5, с предательским намерением, надеясь через нес овладеть правлением Египта. Но она оказалась верной своему мужу (18,19). После этого Антнох вторгся в Малую Азию и Грецию и был разбит римской армией около Магнезии в 190 г. до Р.Х. Он вернулся в свою землю и был убит.

"Презренное лицо" (21-35): Антнох Епифан (21): Узурпатор, он получил престол обманом (22-25). Стал правителем Египта, частично силой и частично обманом (26). Птоломей 6, сын Клеопатры, племянник Антиохия, был поражен предательством своих подчиненных (27): Прыкрываясь дружбой Антнох и Птоломей между собой поступали нечестно. (27): Вернувшись из Египта Антиох напал на Иерусалим, и убил 80 ОМ) жителей, увел в плен 40 000 и продал 40 000 евреев в рабство. (29): Антиох опять вторгся в Египет, но римсий флот понудил его отступить. (30,31): Он излил свой гнев на Иерусалим и осквернил храм (32). Ему в этом помогли евреи отступники. Героические подвиги Маккавейских братьев.

А что касается стихов в 36-45, то они могут относится к Антиоху Епифану? Возможно к магометанскому владению Святой Земли? Или все три?

Глава 12. 0 конце дней

Даниил заканчивает набросок эпох и событий мировой истории с устремлением к концу дней (4,9,13). И тогда наступит время тяжкое, какого не было с тех пор (1). Затем последует воскресение мертвых и вечная слава некупленных святых (2,3).

"Время тяжкое, какого не было с тех пор" (1) можно применить к нашему поколению: мучения, страдания и уничтожение целых народов демоническими правителями, не уступят преступлениям Антиоха и 'Гита, римских императоров и времен инквизиции, несравнимых во всей истории.

352

ДАНИИЛА

"Многие прочитают ее и умножится видение" (4). Предсказание это будет характерным для последнего времени. Оно применимо к нашему времени и роду, как ни к кому другому. Поезда, автомобили, параходы, аэропланы, книги, газеты, радио стали средствами как передвижения так и распространением знания и информации, никогда ранее не приходившего на мысли.

А теперь ко всему этому человек изобрел ядерное оружие, которое производит ужас в сердцах людей до такой меры, что приходится задумываться, не живем ли мы в дни предсказанные Христом, предшествующие Его второму пришествию. "И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится; люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются" (Лук. 21:25,26).

353

осня

Нечестивый Израиль будет отвержен Другие народы будут призваны

Оси_ был пророком Северного цдрства. Он говорит о своем царе "наш" царь (7:5). Своими пророчествами он обращался к Северному царству, а только иногда к Иудейскому царству.

Период Осин

Он пророчествовал в период последних 40 лет Северного царства. Он начал свое служение в Израиле, когда Норовам 2 был на высоте своего правления. Осия был младшим современником Амоса, старшим современником Иоанн и Михея. Возможно, что в детстве он был знаком с Иеной. Пророчествовал он во время следующих царей: Озии, Иофама, Ахаза, Бзекии, царей Иудейских и Иеровоама 2, царя Израиля. Приблизительное время царствования эих царей следующее:

Цари Израиля, Северное царство

Иеровоам 2 (790-749). Его царствование процветало. Захария (748). Царствовал 6 месяцев. Убит Селлумом. Селлум (748). Царствовал 1 месяц. Убит Менаимом. Менаим (748-738). Невыразимо жестокий. Ставленник Ассирии. Факия (738-736). Убит Факеем.

Факей (748-730). Убит Сеней. Галилейское порабощение (734). Осия (730-721). Падение Самарии. Конец царства.

Цари Иуды, Южное царство

Озия (787-735). Добрый царь. Нефам (749-734). Добрый царь.

Ахаз (741-726). Весьма нечестивый. Гилилейское пленение (734). Езекия (726-697). Добрый царь. Падение Самарии (721).

Некоторые из этих дат перекрывают одна другую и вводят в замешательство. Максимальный период пророчества Осин охватывал с 750-725. Если допустить, что его служение охватывало добрую часть царствования Иеровоама и Бзекии, то можно с уверенностью сказать, что оно продолжалось от 760-720 до Р.Х.

354

осин

Политическая ситуация

Лет 200 до Осин десять колен отделились и организовали независимое царство. Золотой телец был их национальным богом. В это время Бог послал им пророков Ялик), Елисея, Иону, Амоса и наконец Осин).

Глава 1,2,3. Жена и дети Осин

Господь повелел Осин жениться на "блуднице" (1:2). Израиль, будучи "женой" Бога (Иезек. 16:8-15), отступил от Бога и уклонился в поклонении другим богам, подобно тому, как замужняя женщина отдает себя другим мужчинам. Поэтому "блудодействие" было подходящим словом для определения духовного блудодеяния всего народа и не обязательно доказывающим, что Гомерь лично была распутной жинщиной.

Все же, судя по простоте описания этого события, таков был действительный опыт в жизни Осин, что он. Божий пророк, получил повеление от Бога жениться на распутной женщине, как символ Божьей любви к отступническому Израилю. Или, если жена и была в начале верной, но позже оказалась неверной и оставив мужа стала любовницей мужчины, который мог лучше удовлетворить ее увлечения роскошью (2:5), которую Осия все же продолжал любить и выкупил ее себе обратно (3:1-2). Поклонение идолам всей страной сопровождалось с блудодеянием (4:1-14), так что не легко было женщине оставаться верной и "блуда деяние", в полном смысле этого слова, было занятием большинства женщин того времени. Осия, в даном случае, не имел выбора.

Некоторые выражения речи применяются к семье Осин буквально, другие-ко всему народу и их следует понимать символически, а еще некоторые-буквально, образно и попеременно. Слова Осин подобны биению "разбитого сердца".

Осия находит себе жену (3:1-5). Он купил ее, но потребовал, чтобы она жила у него некоторое время без супружеского сожительства, как пример его пророчества об Израиле, живущего "долгое время без царя и без жертвы", перед обращением к Богу и царю Давиду (3,4).

Дети. Не только супружеская жизнь Осин была примером его проповеди, но и имена его детей имели отношение к его жизненному служению. "Изреель" (1:4,5) был его первородным сыном. Изреель был городом в котором Ииуй совершил страшное убийство царских сыновей (4 Пар. 10:1-14). Долина Изрееля была вековым полем битвы, в результате которой разрушались царства. Называя своего первородного сына Изреелём, Осия этим сказал царю и всему народу: возмездие, наступило время наказания.

"Ларухама" (1:6). было именем второго дитяти. Оно означало: "не буду более миловать" Израиля, хотя для Иуды будет помилование (7). "Лоамми" (1:9) было имя третьего дитяти, означающее: "не Мой народ". После этого Осия повторяет имена двух детей без частицы "Ло" (не) (261), указывая на время, когда они опять будут Божьим народом и игрой слов предсказывает день, когда другой народ будет называться Божьим народом (1:10). Апостол Павел цитирует это место, говоря о предоставлении Евангелия язычникам (Рим. 9:25).

355

осин Глава 4. _Ефраим привязался к идолам_

Идолопоклонство было причиной их страшных преступлений (1- 3). Священники кормились грехами народа (4-10). Молодые женщины были блудницами, а замужние удовлетворяли других мужчин, занимаясь блудодеянием (11-14). Все же Иуда (15) не погряз так глубоко в идолопоклонстве как Израиль, и поэтому был помилован, прожив почти сто лет после уничтожения Израиля. Ефраим (17), будучи наибольшим .и центральным коленом из Северных колен, стал именем для всего Северного царства. "Ветер" (19) уже охватил грешный народ на свои крылья, чтобы унести их в другую землю. Какая поразительная метафора. "Беф-Авен" (15)-это иное имя для Вефиль, главной идольской святыне в Северном царстве.

Глава 5. _Ефраим сделался пустынею_.

Священники, царь и весь народ "восстали" против Бога (1-3). Погрязши во грехах и гордясь этим "дела ихние не допускают их обратится к Богу" (4-5). "Чужие дети" (7), это дети не от их мужей. "Ибо захотел ходить вслед суетных" (11), относится к постановлениям Иеровоама 1, который постановил их по своему умыслу, когда впервые основал Северное царство.

Глава 6. _Священники убивают и совершают мерзости_

"Третий день" (2) имеет значение, что возможно, через некоторое время Израиль будет восстановлен и намекается на воскресение Мессии на третий день. "Галаад" ( 18) и Сихем (9), два главных города страны, были в особенности развращрнными, как центры обмана и грабежа.

Глава 7. _Все они пылают любодейством_

"Как печь растопленная пекарем пожрать царей", по всей вероятности относится ко времени крайнего потворства насилию, во время которого были убиты подряд их 4 царя, даже во время речи Осин. "Неповороченный хлеб" (8), саженный с одной стороны и сырой с другой, поэтому непригодный для пищи. "Седина" (9), признаки приближающего конца.

Глава 8. _Сеяли ветер-пожнут бурю_

"Поставили царей сами" (4). Бог избрал семью Давида править народом. Десять колен возмутились и поставили себе царя из другого колена. "Приобретая подарками" (9), пошли к Ассирии приобретать расположение данью.

Глава 9. _Отвратительны, как идолы, любимые ими_

"Возвратится в Египет" (3), не в буквальном значении, но в смысле подобно Египетскому порабощению в Ассирийском рабстве, хотя

356

осин

после Египетского порабощения многие евреи остались жить в Египте.

"Глупый прорицатель" (7)-возможно мнение Осин о ложных пророках или даже мнение народа о самом Осин. "Глубоко упали-развратились" (9), как во дни Гивы, когда над одной женщиной совершалось насилие всю ночь зверскими мужчинами (Суд. 19:24-26). "Скитальцами между народами" (17). Скитальчество евреев началось во дни Осин и продолжается с безжалостным постоянством до настоящего времени, как ни с одним другим народом.

Глава 10. _Слава Беф-Авена отошла от него_

"Тельцы Беф-Авена (5) будут разбиты в куски (8:6), терние и волчцы вырастут на жертвенниках их (8). "Салман" (14) вероятно Салманасер.

Глава И. _Как поступлю с тобою?_

"Из Египта" (1). Выражение это цитируется в Матф. 2:15 и относится к бегству Христа с родителями в Египет. Подобно тому, как мессианский народ был вызван из Египта. "Закоснел в отпадении от Меня" (7), но Бог сожалел о нем.

Глава 12. _Иаков наш*л Бога в Вефиле_

"Ассирия и Египет" (1). Израиль ведет ложную дипломатию и заключает соглашения с Ассирией и Египтом, один против другого, что обязательно приведет к бедствию. "Вефиль" (4), центр их отвратительного идолопоклонства, был местом, где их отец Иаков посвятил свою жизнь Богу (Быт. 28:13-15).

Глава 13. _Прибавили ко греху_

"Сделался виновным чрез Ваала" (1). Добавив поклонение Ваалу к поклонению тельцу в дни Ахава, народ умер национальной смертью.

Глава 14. _Израиль обратится к Богу_

Блудная невеста Иеговы вернется к своему мужу, отзовется на его любовь, как во дни юности (2:14-20).

В книге Осин преобладают четыре главных мысли: идолопоклонство Израиля, его безнравственность, его пленение и восстановление.

В дни Осин народ погряз в такую греховность, какой нельзя найти в других местах Библии. Греховное поведение народа было невероятным. Все же Осия не переставал говорить им, что Бог любит их. Удивительная книга.

Иоиль

Наказание саранчой Грядущей день Господень Предсказание Евангельского века Излияние Святого Духа

Подобно книге Софонин, книга Цапля предсказывает грядущие суды. И подобно книгеОткровения,онаговоритовеликойжатвена земле (3:13,14; Опер. 15:15,16).

Время Пойдя

Время жизни и пророчества Цапля в книге не указано. Он считается одним из ранних пророков Иуды во время царствования Иоаса (около 830 до Р.Х.) или во время царя Озии (около 750 до Р.Х.).

Главы 1:1, 2:27. Наказание саранчой

Необычайное наказание саранчой было причиной страшного голода, после которого последовала долгая засуха, опустошившая землю. Саранча своим видом похожа на большого размера кузнечиков. Четыре разных названия в стихе 1:4 говорят о разных видах насекомых или разных стадиях их развития. Большие тучи саранчи, закрывавшие солнце, налетали на землю и поедали всякую зелень и понудили жителей пасть на колени. Бог услышал вопль, удалил саранчу и обещал времена обилия. Саранча эта служит напоминанием и символом саранчи в Откр. 9:1-11.

Главы 2:28,3:21. Грядущий день Господень

В Деянии 2:17-21 апостол Петр цитирует Цапля 2:28-32, как указание на "тот день", в который он начал проповедывать. Это значит, что Бог заранее приготовил это предсказание Евангельского века. Время это будет днем Божьего суда над народами (3:1-12). Для Пойдя суды эти казались над народами его времени: сидонянами, филистимлянами, египтянами и едомлянами (3:4,19). Но больше этого. Произойдет великая битва в долине Иосафата (Кедронская долина на восточной стороне Иерусалима (3:9-12), о которой говорится в связи с "жатвой" (13), "долина суда" (14), где "возгремит

.Господь из Иерусалима" (16), и "содрогнется небо и земля" (16), а "из дома Господня выйдет источник" (18)-все это относится ко времени Святого Духа (2:28-32). Кажется, что все эти предсказания относятся к христианскому периоду времени, в который Божье слово, выраженное в проповеди Евангелия Христова и распростряняемое благодатным влиянием Святого Духа по всему миру, будет серпом в великой жатве человеческих душ.

АМОС

Отступничество и нечестие Израиля Наказание неизбежно Восстановление Будущая слава царства Давида

Пророчество это было дано Амосу во время посещения Вефиля (7:10-14), около 30 лет перед падением Израиля.

Амос пророчествовал в Иудее, в Южном царстве, с предсказаниями и для Израиля, в Северном царстве в дни царя Иудейского Озии (787-735 до Р.Х.) и в дни царя Израильского Иеровоама 2 (790-749, 1:1). "Землетрясение" (1:1), говорит Иосиф Флавий, совпало с проказой Озии (2 Пар. 26:16-21), поэтому Амос пророчествовал где-то в 751 году до Р.Х.

Царствование Иеровоама было весьма успешным. Его царство весьма увеличилось (4 Царст. 14:23-29). Израиль достиг высокого уровня жизни, но был закоснелым и погрязшим в идолопоклонстве и моральном разложении. Земля была наполнена ругательством, воровством, несправедливостью, порабощением, грабежом, блудодеянием и убийством. Со времени отделения десяти колен, основания их Северного царства и начала поклонения тельцу, прошло около 200 лет (4 Царст, 12:25-33). Некоторое время они поклонялись и Ваалу и ввели многие другие мерзкие обычаи ханаанского идолопоклонства. В это время Бог посла.* им пророков: Илию, Елисея и Иону. Но все было бесполезным. Израиль, закоснелый в идолослужении и разврате, был на пути уничтожения. Пророк Амос и Осия сделал последнюю попытку задержать их безумное стремление в погибель.

Современники Амоса

Возможно, что в юности Амос знал Иону и слыхал о его посещении Ниневии. Он мог знать и Блисея и быть знакомым с его рассказами о содружестве с Илией. Амос начал свое служение, когда Иона и Илия сходили со сцены жизни. Иоиль мог быть их современником или очень близким по времени к ним. Может быть это было то же самое наказание саранчой, о которой он говорит в 4:9. Осия сотрудничал с Амосом. Он мог быть в Вефиле во время посещения Амосом. Вне сомнения, что они хорошо знали друг друга и даже, возможно, что они сравнивали свои пророчества, открытые им Богом. Осия был младшим, поэтому он продолжал свое Амоса. А при конце жизни Амоса еще пророки Исаия и Михей.

АМОСА служение после смерти выступили на служение

Главы 1,2. Суд над Израилем и соседними народами

Амос начинает свое пророчество общим обвинением всех соседних народов: Сирии, Филистии, Финикии, Едома, Аммана, Моава, Иудеи и Израиля. В центре его обвинения находится Израиль. Он применяет ко всем одну и ту же формулу: "за три преступления.. .и за четыре не пощажу", указывая на их особые преступления. "Плен", одноиз ключевыхсловвего книге(1:5,15;5:5,27;6:7;7:9,17).Через50 лет все эти пророчества исполнились.

Фекоя (1:1), откуда происходил Амос, была в растоянии 16 км на юг от Иерусалима и 8 километров от Вифлеема, на высоте 8 000 метров, на открытой пастбищной равнине, возвышающейся над Иудейской пустыней. Полагают, что 8 столетий позже здесь жил Иоанн Креститель. Амос был мирянином и не происходил из рода священников или профессиональных пророков (7:14). Он был пастухом и собирал смоквы. Смоковница (сикомор) была фиговым деревом (от скрещивания смоковницы с шелковицей), дающим низкого качества плоды.

"Землетрясение" (1), наверно было весьма сильным, так как его помнили 200 лет (Захар. 14:5) и приравнивали ко дню суда.

Глава 3. Роскошные жилища Самарии

Самария считалась столицей Северного царства. Она была расположена на холме, высотой 100 метров, р долине неописуемой красоты, окруженной с трех сторон горами, столько же недоступной, как и красивой. Эти роскошные дома-чертоги строились кровью бедных (2:6,7; 3:10; 5:11; 8:4-7) и жестоким отношением к рабам, которое превзошло языческих египтян и филистимлян (9-10).

Вефиль (14), где Амос пророчествовал (7:13). был религиозным центром Северного царства на растоянии 18 километров от Иерусалима. Здесь Иеровоам 1 поставил золотого тельца (4 Царст. 12:25-33), который до этого времени оставался там же (Осин 13:2). В этот развращенный центр идолослужения пришел пророк Амос со своим последним предостережением.

Глава 4. _Приготовься к стретению Бога твоего_

Изнеженные самарийские женщины (1-3) роскошествовали и злоупотребляли добром, отнятым у бедных. "Телицы Васанские" (1), упитанные животные, приготовленные на убой. Через несколько лет их повели "крюками" (2). Ассирийцы буквально вели своих пленных крюками, пробитыми через губы.

Религиозность Израиля (4-5). Бессердечные в своем отношении к бедным, но весьма религиозные. Какое поругание набожности!

Божье неустанное старание (6-13) спасти их было

361

АМОСА

безрезультатным. Время всему народу повстречаться с Богом приближалось.

Глава 5. День Господень

Плач о падении Израиля (1-3), еще одно порицание их злых путей (10-27). Стихи 18-26 как будто-бы указывают на их желание обратиться и принести жертвы Богу, вместо Воола. Но Амос хотел не жертвоприношений, а перемены их образа жизни. Обратись, о грешник, обратись. Зачем тебе умирать?

Глава б. Плен

Амос очень часто сравнивает сластолюбие, беспечность, роскошь их дворцов и чувство безопасности их руководителей и богатых с невыносимыми страданиями, которые их постигнут.

Глава 7. Видение гибели

Саранча (кузнечики) (1-3), символ опустошения посевов. Амос просит у Господа пощады. Господь пощадил.

Огонь (4-6). Второй символ опустошения. Опять Амос просит пощады. Господь вторично милует.

Свинцовый отвес (7-9). Господь отмерил народ на уничтожение. Дважды Господь миловал. Больше нет помилования. Он наказывал и наказывал, прощал и прощал. Их состояние было безнадежным.

Вефильский священник (10-17). Нам не известно, как долго оставался в Вефиле Амос. Но его постоянные предупреждения и порицания потрясли землю (10). Священник доложил об этом Иеровоаму. Амос еще смелее начал пророчествовать и говорить, что даже священник будет отведен в плен.

Глава 8. Корзины со спелыми плодами

Корзина со спелыми плодами является ещ* одним символическим указанием, что грешное царство созрело для разрушения. Опять повторяются для этого причины: зависть, обман, отсутствие милосердия к бедным. В Библии очень часто в различных формулах и видах, но очень ясно говорится о том, что нельзя избежать последствий постоянного греха.

Глава 9. Будущая слава царства Давида

Дальнейшее предсказание пленения (1-8). Оно произошло через 30 лет и отступническое царство перестало существовать.

Восстановление царства Давидова (8-15). Это пророческое видение светлых дней после дней скорби постоянно повторяется. Амос жил в Вифлееме, городе Давида. Он был весьма удручен тем, что десять колен отказались от престола Давида, который Бог завещал для Своего народа и на протяжении 200 лет не согласились подчиниться его првлению. Последнее слово Амоса: Наступят дни, когда царство Давида, которым они пренебрегли, будет восстановленно и будет править не только одним народом, но всем миром в вечной славе.

362

АВДИЯ Гибель Едока

Едомляне

Земля Едома представляла из себя скалистый хребет гор на восток от Аравии (см. стр. 149), простирающуся на 200 километров с севера на юг и около 35 километров с востока на запад. Земля была хорошо орошаемая с обильными пастбищами для скота. Столицей страны была Села (Петра), высеченная высоко в отвесных крутых скалах над долинами, и представляла из себя необычайную красоту. Едомляне выходили на свои грабительские походы, а затем укрывались в своих недоступных крепостях высоко в горных ущельях.

Едомляне были потомками Исава, но по отношению к евреям вели себя весьма враждебно, продолжая вражду Исава и Иакова (Быт. 25:23; 27:41). Они не разрешили Моисею пройти через их землю (20:14-21), и всегда были на стороне врагов евреев.

Время пророчества

Пророчество было вызвано грабежом Иерусалима, в котором едомляне принимали участие. Таких грабежов было чытере:

1. Во время царствования Иеровоама, 850-843 до Р.Х. (2 Пар. 21:8,16,17; Амос 1:6).

2. Во время Амасии, 803-775 до Р.Х. (2 Пар. 25:11,12,23,24).

3. Во время Ахаза, 741-726 до Р.Х. (2 Пар. 28:16-21).

4. Во время Седекии, 597-586 до Р.Х. (2 Пар. 36:11-21; ПС. 136:7).

Есть несколько мнений относительно того, к которому из этих грабежей Иерусалима относится пророчество Авдия. Так как о разорении Иерусалима упоминается в 11-12, то считают, что пророчество относится ко времени царствования Седекии, когда Иерусалим был сажен вавилонянами (586 до Р.Х.).

Другие места Святого Писания, предсказывающие падение Едома-Ис. 34:5-15; Порем. 19:7-22; Иезек. 25:12-14; 35:1-15; Амос 1:11,12.

Исполнение пророчества

Авдия предсказал, что Едам будет "истреблен навсегда" и "как бы их не было" (10,16,18). Остаток Иуды спасется и что царство Бога Иуды пребудет (17,19,21).

363

ладил

Спустя 4 года после сожжения Иерусалима Едам был опустошен (582 до Р.Х.) тем же Вавилоном, которому они помагали грабить Иерусалим. Остаток едомлян был поселен на юге Иудеи, где они существовали 4 столетия и были постоянными врагами евреев. В 126 году до Р.Х. они были покорены Иваном Гирканусом, одним из Маковейских правителей и присоединены к еврейскому царству. Когда римляне покорили Палестину (63 до Р.Х., то Ирод Едомлянин (Идумеянин) и его семья была поставлена править Иудеей. На этом закончились сдомляне. А с разрушением Иерусалима в 70 году по Р.Х., они исчезли из истории.

Рисунок 57. Холм Юное. "Гроб Ионы" около Ниневии.

Фото Матсона

364

ИОНА

Служение милосердия в Ниневии

Ниневия была столицей Ассирийской империи. Она была мировой империей около 300 лет (900-607 до Р.Х.). Эта империя стала расти в мировую державу во время разделения еврейского царства, скоро после царствования Соломона. Постепенно она поглотила и уничтожила Северное царство Израиля. Имена ассирийских царей, имевших дело с Израилем и Иудой:

Салманасар 2 (860-825 до Р.Х.). Начал "обрезывать Израиля". Адат-Нирари (808-783). Брал дань с Израиля. Царствовал во время посещения Ионной Ниневии?

Феглаффелласар 3 (747-727). Увел почти весь Израиль в плен. Салманасар 4 (727-722). Осаждал Самарию. Саргон 2 (722-705). Увел остаток Израиля в плен. Исаня. Эсар-гадкой (681-668). Весьма сильный царь. Ассур-банипал (668-626). Один из сильнейших и жестоких. Наум? Два слабых царя (626-607). Падение великой империи (607до Р.Х.).

Бог призвал Иону, чтобы продлить жизнь враждебного народа, который уничтожал народ Израильский. Не удивительно, что Иона бежал в противоположную сторону в патриотическом страхе, страшась той жестокой и безжалосной военной машины, угрожающей Божьему народу.

Иона происходил из Гафхефера. Он жил во дни царя Иеровоама 2 (790-749 до Р.Х.) и помагал ему восстановить некоторую часть потерянной территории. Таким образом Иона был известен, как политический деятель и пророк.

Является ли книга Ионы исторической?

Вне сомнения. Хотя рассказ о большой рыбе возмущает ум некоторых неверующих и сомневающихся людей, которые не могут принять этот рассказ за факт. Его называют вымыслом, аллегорией, иносказанием или поэмой в прозе и так далее. Иисус подтвердил этот исторический факт (Матф. 12:39-41). Посчитать его иначе было бы искажением слов Христа. Он назвал этот рассказ "знамением" Его воскресения. Он поставил рыбу, покаяние Ниневии, Свое воскресение и день суда в одну категорию. Говоря о Своем воскресении Он говорил о реальности также, как и о дне суда. Таким

365

ионы

образом Иисус Христос подтвердил случай с Поной. Мы принимаем это свидетельство. Мы верим, что с Иеной произошло так, как написано, и что Иона сам, руководимый Божьим Духом, написал свою книгу. Иона не скрыл своих немощей и его книга, по воле Божьей, вошла в список Священных Писаний для чтения в храме, открывая нам глубже Бога.

Рыба (кит). Слово ошибочно переведенное "кит" означает "большая рыба", или "морское чудовище". Нераз были обнаружены морские чудовища, способные проглотить человека. Но суть рассказа заключается в том, что это было чудо. Божественное подтверждение Божьего посланичества Ионы в Ниневию. Если бы не эти удивительные чудеса, вряд ли бы ниневитяне поверили Ионе (Лук. 11:30).

Археологические подтверждения. Поскольку нам известно, нигде в ассирийских записях не упоминается о покаянии Ниневии. Все же есть некоторые сведения о том, что Адад-Нирари произвел в городе реформы, подобные реформам Аменофиса 4 в Египте. И что во время последних трех царей после Адад-Нирари уменьшились ассирийские грабежи соседних народов. В этот период времени Израиль возвратил потеряную ранее территорию (Царств 14:25). Есть доказательства, что влияние Ионы на Ниневию было весьма сильным, глубоким в этом Ветхозаветном периоде мировой миссии, то есть. Божьего плана спасения народов.

Божья цель в мировой миссии

Прежде всего следует сказать, что служение Ионы в Ниневии задержало пленение Израиля, так как им было необходимо каяться в "насилии их рук" (3:8).

Затем Бог напомнил Своему народу, что Он заинтересован другими народами. Иона происходил из Гафхефера (2 Царств 14:25), вблизи Назарета, где жил Иисус, для Которого Иона стал "знамением".

Иония, куда бежал Иона, чтобы не проповедовать другому народу, была как раз тем местом, которое Бог избрал 800 лет позже и сказал Петру принять посланных от другого народа (Деян. 10).

Иисус Христос применил случай с Поной как предсказание Своего воскресения на "третий день" (Матф. 12:40).

В заключение следует сказать, что величественное историческое происшествие с Иеной служит образом воскресенния Мессии- Христа и Божьего плана спасения народов.

Ссылка на страницу: Библейский словарь Геллея
Теги: Библейский словарь Геллея
Просмотров: 182 | | Рейтинг: 0.0/0 Символов: 46477

ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам

Всего комментариев: 0
avatar


close