Главная » Библейский словарь Геллея
12:53
Библейский словарь Геллея
Глава 1. Бегство Ионы

"Фарсис" (3), по мнению некоторых, был Тартесус в Испании. Иона старался убежать на самый конец в то время известного мира.

Глава 2. Молитва Ионы

Красивая молитва Ионы свидетельствует о том, что он был научен молиться словами псалмов. Его обратное приземление могло быть около Ионии и в присутствии многих свидетелей.

366

Глава 3. Покаяние Ниневии

Вне сомнения, что в своей проповеди Иона рассказывал о своем приключении с большой рыбой, подтверждая это свидетелями. Он говорил от имени Бога того народа, которого ниневитяне начали грабить. Они обратили на его слова внимание и весьма устрашились.

Глава 4. Огорчение Ионы

Иона пришел в Ниневию не для того, чтобы видеть их покаяние, а чтобы объявить им их погибель. Но Бог удовлетворился их покаянием и отменил их наказание, к великому огорчению Ионы. (см. дальше книгу Наума).

Самым трогательным стихом в книге Ионы, мы думаем, есть последний стих, выражающий Божье милосердие к детям. Бог решил отменить разрушение города потому, что Он пожалел невинных детей. Иисус Христос любил детей и детский нрав во взрослых людях.

Ниневия

Ниневия была длиной 5 километров и шириной 2 километра. Расширенная Ниневия включала Кала, 32 километра на юг и Хорсабад 16 километров на север. Треугольник, составляемый реками Тигром и Заб, были частью фортификацией Ниневии. (см. стр. 372).

Кала, южная сторожевая застава Ниневии, покрывала 404 гектара. Здесь Лейярд и Лофнус обнаружили дворцы Ассурнасипала, Салманасера и его черный обелиск, Феглаффелласара и Эсар-галопа.

Хорсабад, северная сторожевая застава Ниневии, была построена Саргоном, который разрушил Израиль в 721 до Р.Х. Его дворец был вторым по красоте после дворца Сеннахирима (стр. 292,372).

Холм "Ионы". Вторым холмом по величене в развалинах Ниневии считается холм "Юнас", что означает на местном языке '"Иона". Холм покрывает 16 гектаров и достигает высоты в 30 метров. Здесь по преданию, находится могила Ионы. Для археолога Рича этот холм был признаком развалин Ниневии, что впоследствии было оправдано раскопками (см. стр. 49). Местным населением этот гроб считается весьма священным, так что нельзя было производить весьма обширных раскопок. Лэярд обнаружил в развалинах дворец Эсаргадона. Надеемся, что тайны этого дворца в свое время будут раскрыты. (см. стр. 371-373).

МИХЕЯ

Неминуемое падение Израиля и Иуды Мессия родится в Вифлееме

Михей пророчествовал в дни царей Иоафама, Ахаза и Езекнн. Иоафам и Езекия были добрыми царями, а Ахаз крайне беззаконным. Таким образом Михей видел дела беззакония в правительстве и его восстановление. Он жил в Морасфите, на филистимской границе около Гата, в 50 километрах на юго-запад от Иерусалима и был современником Исаии и Осин.

Его пророческое служение было Израилю и Иуде, всегда направленное на имя их столиц: Самарии и Иерусалиму. В его пророчествах преобладали три главных мысли: грех народа, его уничтожение и его восстановление. В его книге эти мысли смеживаются частыми переходами от настоящего разрушения до будущей славы.

Глава 1. Самария обречена на гибель

Самария была столицей Северного царства. Ее правители были ответственны за преобладающее в стране бесчестие (5). Со дней их отступления от Бога, 200 лет перед тем, они избрали поклонение тельцу, Ваалу и другим ханаанским, сирийским и ассирийским идолам. Бог посылал к ним Илью, Елисея и Амоса, чтобы обратить к истинному Богу. Все эти попытки не увенчались успехом. Они дошли до конца Божьего долготерпения. Михей был свидетелем Божьего правосудия (6). В 734 году до Р.Х. ассирийцы увели в плен всех Северных израильтян, а в 721 году до Р.Х. Самария стала "грудою развалин".

Места, упоминаемые в главах 10-15, находятся в западной Иудее, в окрестности местожительства Михея. Они были разрушены ассирийцами во время падения Северного царства.

Глава 2,3. Жестокость правителей

В добавок к их идолопоклонству (1:5-7), господствующие классы были бессердечными в своем отношении к бедным, захватывая их поля, даже одежду и выбрасывая женщин с их маленькими детьми из домов. Сверх этого они осыпали милостями ложных пророков, которые потворствовали их грешным и преступным поступкам (6:11). Указав на их пленение (1:16), Михей сейчас же рисует картину их восстановления, с царем и Богом ведущим их (2:12,13).

368

МИХЕЯ

Пророк продолжает обвинение правителей народа в их нечеловеческой жестокости, с особым указанием на Иерусалим (10), обвиняя в частности религиозных вождей (5-7,11). А затем Михей изрекает гибель Иерусалима (12), подобно тому, как он предсказал гибель Самарии (1:6).

Глава 4. Грядущее мировое царство Снопа

Пророк видит мирную, счастливую, благословенную, богобоязненную жизнь в мире, правление которой будет в Сиане. Что за контраст! В главе 4:1-3 и в Исаин 2:2-4 это царство Мессии описано величественными словами, достойными повторения. Внезапно, пророк отрывается от славного будущего и переносится в свое тревожное время и видит падение Иерусалима (3:12), жители которого пойдут в Вавилонский плен (4:10). Пророчество это весьма необычайное. В то время Ассирия сметала все на своем пути. Предсказание это было сделано 100 лет до основания Вавилонской империи. Иерусалим выдержал нападки ассирийцев и дожил до покорения Ассирии и поражения Вавилоном, который покорил Иерусалим в 606 году до Р.Х. и увел народ в Вавилонский плен.

Глава 5. Грядущий царь Снопа

Правитель из Вифлеема будет во главе Снопа. В4:1-8 говорится о славном будущем, а в 4:9,10 пророк возвращается обратно к времени пленения. В 4:11,12 пророк переносится к своему времени осады Иерусалима ассирийцами. В 4:13 опять шаг вперед в будущее, а затем в 5:1 возврат к осаде Иерусалима. Таким образом пророк приготовляет окружающую обстановку для прихода избавителя из Иерусалима (2-5). В понятии Михея это было избавление от ассирийцев (5,6), но дальше этого, в дымке будущего выступал величественный образ грядущего мессианского царя, происхождение которого было от вечности (2) через Вифлеем. Избавление Снопа от ассирийского ига было, до некоторой меры, символическим предсказанием прихода большего избавления Спасителем мира. Многие Ветхозаветные предсказания о Христе были сокрыты в тумане исторических событий времени пророка, но все же ясными и безошибочными. Бесспорно, что вечный правитель из Вифлеема (2) никто иной, как Чудный Младенец Исани (9:6,7). Место это в Ветхом Завете является единственным, где определенно сказано, что Христос родится в Вифлееме (см. Матф. 2:22).

Глава б. Тяжба Иеговы с Его народом

Причина тяжбы-грехи времени Михея: неблагодарность Богу, религиозное лицемерие, нечестность, идолопоклонство, неизбежность наказания.

Глава 7. Окончательная победа Сиена

Михей скорбит о преобладающем предательстве, насилии и кровопролитии. Он заканчивает свое пророчество видением будущего, полного Божьего владычества с Его народом и исполнением Божьих обетований Аврааму.

369

НАУМ

Гибель Ниневии

Два пророка в разное время были заняты служением для Ниневии-Иона, около 785до Р.Х. и Наум, 150 лет позже, около 630 до Р.Х. Иона был вестником Божьего милосердия, а Наум -гибели. Они оба иллюстрируют Божий метод воздействия на народы: сперва удлинняя дни Божьего долготерпения, а потом посещая наказанием за грехи.

Наум

О Науме, как о человеке, очень мало известно. Он назван "Елкосеянином" (1:1). Его имя находится в слове "Капернаум", что означает "селение Наума". Возможно, что он был жителем или даже основателем Капернаума, который позже стал известным через служение Христа. Едкое, место рождения пророка, возможно, тоже было где-то вблизи. Предание говорит, что на реке Тигре в 32 километрах от Ниневии на север был Едкое и что Наум был там одним из израильских пленников. Если Капернаум был местом жительства Наума, то они с Иеной и со Христом происходили из одного места.

Время жизни Наума. Книга Наума указывает на время, в которое она была написана. Тевес (По-Амман) пал (3:8-10) в 663 году до Р.Х. А о Ниневии говорится, что е6 падение очень близко. Она пала в 607 году до Р.Х., таким образом, Наум жил между 663 и 607 до Р.Х. О Ниневии сказано, что она была на высоте своей славы и что ее трудности возникли по причине вторжения Скифов в 626 г. до Р.Х., тогда можно смело отнести время пророчества Наума к началу прихода Скифов, около 630 г. до Р.Х. Наум мог быть современником Софонии, который тоже предсказал падение Ниневии весьма понятным языком (Соф. 2:13-15).

Глава 1,2,3. Ниневия разрушена

Во всех трех главах словами о Ниневии, а иногда речью, обращенной к Ниневии, предсказывается картинным образом и во всех деталях ее разрушение.

Божье "долготерпение" (1:3) указывает на то, что много лет тому назад Иона посещал Ниневию. Гнев Божий (1:2-8) во всей Библии идет наряду с Его милосердием.

НАУМА

Падение кровавого города (3:1) будет великой радостью для всего мира, порабощенного этим городом. А особенно будет радеть Иуда. (О ассирийских зверствах см. стр. 217).

"Пруд полный водою" (2:8)-это каналы, охраняющие город по краям стен. Они придавали городу такой вид.

Разрушение Ниневии пророк Софония предсказал следующими словами: "И прострет Он руку Свою насевер-и уничтожит Ассура и обратит Ниневию в развалины, в место сухое как пустыня. И покоиться будут среди нее стада и всякого рода животные; пеликан и еж будут ночевать в разных украшениях ее; голос их будет раздаваться в окнах, разрушение обнаружится на дверных столбах, ибо не станет на них кедровой обшивки".

Ниневия

Ниневия была столицей Ассирийской империи, которая разрушила Израиль (см. стр. 217). Она была основана Нимродом скоро после потопа (Быт. 10:11,12). От самого начала она соперничала с Вавилоном, хотя Вавилон был в южной части Бвфратской долины, а Ниневия на севере и эти два города находились на растоянии 450 километров (см. карту на стр. 57). Ниневия стала мировой державой около 900 лет до Р.Х. Скоро после этого она начала "обрезать" Израиль. Около 785 до Р.Х. Бог послал в Ниневию пророка Иону, чтобы свести ее с грубого порабощения народов. В течение следующих 60 лет (около 721 до Р.Х.) ассирийская армия закончила разрушение Северного царства Израиля. Ниневия же продолжала существовать еще следующих 100 лет, возвышаясь силой и высокомерием.

Во время пророка Наума Ниневия была город-фрица земли, могущественная и не . поддающаяся воображению в своей жестокости, глава воинствующих государств, разбогатевшая на награбленном богатстве других народов. Неисчислимое богатство со всех концов земли текло в казну Ниневии. Наум приравнивает это к логовищу львов, питающихся кровью народов (2:11-13).

Название Ниневия относится к целому комплексу селений, обслуживаемой одной большой системой орошения и под защитой одной сети укреплений, основанных на речной защите. Город также назывался Ниневия и был в центре этой системы с его великим дворцом.

Расширенная Ниневия была 50 километров в длину и 15 километров шириной (см. стр. 367). Она была защищена 5 стенами и 3 каналами, построенными рабским трудом неисчислимых тысяч иностранных пленников. Иона упоминает о 120 000 детей (Иона 4:11), что свидетельевует о том, что в городе могло быть около одного миллиона населения. Внутренная часть города Ниневии, размером 5 километров в длину и 3 километра в ширину, расположенная при слиянии рек Тигра и Хозера была защищена стенами в 30 метров высотой и такой ширины, что четыре кареты могли свободно двигаться рядом на растоянии 13 километров кругообразно.

Ниневия была еще на высоте своего могущества, но на кануне ее внезапного падения появился пророк Наум со своим пророчеством,

371

НАУМА

которое некоторые называют "Смертной песнью" и "Призывом человечества к справедливости".

Падение Ниневии

Ниневия пала в 607 году до Р.Х., а может быть в 612 г. до Р.Х.? Спустя 20 лет после пророчества Наума, армия вавилонян и мидийцев приступила к городу. После двухлетней осады внезапно поднялся в реке уровень воды и смыл часть городских стен. Наум предсказал, что "речные ворота отворятся" для осаждающей армии (2:6). Через этот пролом армия ворвалась в город и произвела свою разрушительную работу. Ржание коней, хлопание бича, стук колес, грохот колесниц, сверкание мечей, груды трупов (2:3,4; 3:1-7), все это сбылось так детально, как предсказал Наум и кровавый город исчез из лица земли.

Разрушение Ниневии было таким сильным, что даже место, на котором он стоял, исчезло из памяти людей. Когда 200 лет позже Ксенофон со своей 10 000 армией проходил мимо, он думал, что холмы эти были развалинами партианских городов. И когда Александер Великий вел известную битву у Арбелы (331 г. до Р.Х.), недалеко от Ниневии, то он не знал, что здесь когда-то был город.

Обнаружение развалин Ниневии. Так бесследно исчезла слава Ассирийской империи, что многие ученые стали сомневаться в библейских повествованиях и других древних исторических источниках о Ниневии, не мифические ли они? В 1820 году англичанин Клауд Джеме Рич провел 4 месяца за рекой Тигром со стороны Мосула, делая наброски холмов, которые он подозревал были развалинами Ниневии. В 1845 году Лэйярд сделал определенное опознание места и вместе со своими сотрудниками открыли развалины величественных дворцов ассирийских ц*рей, имена которых теперь всем известны. Здесь же были найдены сотни тысяч надписей, на которых была записана самими ассирийцами их история, подтверждающая во многом Библию.

Карта 49. Развалины Ниневии.

372

НАУМА

Рисунок 58. Развалины древней Ниневии (в Ираке). Вид на северо-запад от холма Юнас. (Благодаря любезности Восточного Института Чикагского Университета).

Главный холм развалин называется Коюнжик, расположенный на восток от Тигра, на другой стороне модерного города Посула. Он занимает территорию около 40 гектаров, средняя высота которого около 28 метров.

В этом холме обнаружены дворцы Сеннахирима и Ассурбанипала. Сеннахирим сделал набег на Иудею. Его дворец был одним из красивейших. Его раскопал Лэйярд в 1849-50 годах. Его величина была в 3 городских квартала.

Библиотека Ассурбанипала. Обнаружение библиотеки было самым выдающимся археологическим открытием когда-либо сделаным в раскопках. Ее раскопал Лэйярд, Рассам и Раулинсон в 1852-54 годах в дворце Сеннахирима. Первоначально в ней было 100 000 книг (томов). Одна треть этих книг сохранилась и теперь хранится в Британском Музее. Ассурбанипал был своего рода археологом. Его переписчики исследовали и переписывали библиотеки древнего Вавилона 2 000 лет до его времени. Мы признательны ему за сбережение сведений о примитивной вавилонской литературе.

373

АВВАКУМ

Набег на Иуду Гибель халдеев

_Праведный своею верою жив будет_.

Пророчество Аввакума относится к периоду времени между 625 и 606 до Р.Х., возможно к 607 г. до Р.Х. в начале царствования Носима. Халдеи (вавилоняне) начали поход на запад ( 1'.6), но ещр не дошли до Иудеи (3:16). Хронология этого времени:

639-608 до Р.Х. Поспи. Его великие реформы. Софония. 626 до Р.Х. Ассирия весьма обессилена нашествием Скифов. 625 до Р.Х. Вавилон заявил свою независимость от Ассирии. 608 до Р.Х. Иеохаз царствовал 3 месяца. Уведен в Египет. 608-597 до Р.Х. Иоаким. Весьма беззаконное правление. Аввакум.

607 до Р.Х. (или 6127). Вавилоняне разрушили Ниневию. 606 до Р.Х. Вавилон вторгся в Иудею. Увел пленных. 605 до Р.Х. Вавилоняне разбили Египтян у Кархемиса. 597-586 до Р.Х. Седекия. Слабый и беззаконный ц*рь. Уведен в Вавилон. 586 до Р.Х. Иерусалим сожжен. Земля опустошена.

Глава 1:1-11. Жалоба Аввакума

Пророк жалуется Богу, что его народ должен быть уничтожен народом, который грешнее народа Божия. Аввакум не видит в этом правосудия.

Божий ответ. Бог ответил, что у Него была устрашающих набегов халдейской армии.

Глава 1:12; 2:26. Вторая жалоба Аввакума

Аввакум сознаеет, что Иуда заслуживает наказание за свои грехи. Просит у Бога дальнейшего вразумления.

Бог отвечает. Халдеи, упившись кровью народов, сами в свою очередь, будут уничтожены, а Божий народ наследует землю.

374

причина для

АВВАКУМА

Глава 3. Молитва Аввакума

Пророк молится Богу, чтобы Он проявил Свои чудеса, как в дни древние, смиряясь с полной уверенностью на Божью защиту Своего народа (16-19). Книга учит нас, что человек живет верой (2:2-4). Вера служит средством нашего доверия Богу, так чтобы не случилось, как ни был бы беспросветным день, мы не должны сомневаться в будущем. У Божьего народа есть светлая будущность. Путь к этой будущности может быть долог, но исход благополучный и верный. Так что среди очень скорбных и трудных обстоятельств Аввакум оставался оптимистом.

375

СОФОНИЯ

День Господень приближается Придет время _чистик уст_.

Софония пророчествовал в дни царя Поспи (1:1). Он был праправнук царя Езекии (1:1), царского происхождения и родственником Косин. Царю Косни (639-608 до Р.Х.) предшествовал долгим беззаконным царствованием Манассия, после которого Иосия произвел великие реформы (см. 2 Пар. 34 гл.), соучастником которых был Софония. Так что пророчество это было произнесено всего несколько лет перед наступлением дня Господня для Иуды.

Главы 1:1 и 2:3. Неизбежность дня наказания для Иуды

Выражение "День Господень" в книге Сафонии упоминается очень часто: 1:7,8,9,10,14,16,18;2:2,3;3:8). Аденьгнева,грядушийнаИудуи окружающие народы, возможно, частично относится к нашествию Скифов (см. Иерем. 4). День скорби и тесноты может иметь определенное отношение к вавилонскому вторжению в Иудею, которое произошло 20 лет спустя. Выражения эти могут иметь и символическое значение и относится к последним дням. "Имя жрецов" (1:4) и "поклоняющихся воинству небесному" (1 :5), говорит о ассирийской идолопоклонческой практике поклонения солнцу и звездам. Поклонялись они и Молоху, божеству аммонитян. "Нижняя часть города" (1:11) была торговой частью города Иерусалима.

Глава 2:4 и 3:8. День гнева над народами

Газа, Аскалон, Азот и Акрон (4) были городами филистимлян. "Народ Критский", другое название филистимлян (5). Ефиопия (12) была южной частью Египта, правители которой в то время правили всем Египтом. Ассирия (15) и ее гордая столица Ниневия наводили ужас на весь мир. Спустя 20лет все эти страны были разрушены Вавилоном.

Глава 3:9-20. _Время чистик уст_

Тишина после бури. Пророк трижды говорит о спасении остатка (2:3,7; 3:12-13) и дважды о их возвращении из плена (2:7; 3:20) и войдут

376

СОФОНИИ

в землю, где не будут говорить лжи (9,13), их мышление о Боге будет правильным. Язык является средством выражения истины. В этих выражениях содержится пророчество о полном и совершенном откровении Бога человеку (возможно это относится к Евангелию Иисуса Христа), которым мир будет обращен к Богу. Тогда вся земля воспоет песнь избавления во славу Божью.

377

АГГЕЙ Восстановление храма Предсказание о более славном будущем храме

Возвратившиеся из плена евреи в первую очередь занялись восстановлением своей национальной жизни и построением храма.

Аггей, Захария, Малахия

Эти три пророка принадлежат к периоду времени после возвращения из плена, о чем говорится в книгах Ездры, Неемии и Есфиры (см. кн. Ездры).

Аггей и Захария принимали участие в восстановлении храма (520-516 до Р.Х.). Есть предположение, что Малахия и Неемия сотрудничали сто лет позже в ремонте иерусалимских стен.

Хронология этого периода времени.

536 до Р.Х.: 50 000 евреев под руководством Зоровавеля вернулись в Иерусалим.

536 до Р.Х.: в 7-ом месяце построили жертвенник и начали жертвоприношения.

535 до Р.Х.: во 2-ом месяце работа в храме началась и остановилась. 520 до Р.Х.: в 6-ом месяце (сентябрь), первого дня Аггей призывает строить.

520 до Р.Х.: в 6-ом месяце, 24-го дня началась работа. 520 до Р.Х.: в 7-ом месяце (октябрь), 21-го дня Аггей делает второй призыв.

520 до Р.Х.: в 8-ом месяце (ноябрь), вступительное слово Захарии. 520 до Р.Х.: в 9-ом месяце (декабрь), 24-го дня Аггей делает З-й и 4-й призыв.

520 до Р.Х.: в 11-ом месяце (февраль), 24-го дня видение Захарии. 518 до Р.Х.: в 9-ом месяце (декабрь), 4-го дня, видение Захарии. 516 до Р.Х.: в 12-ом месяце (март), З-го дня, работа в храме за кончена.

515 до Р.Х.: в 1-ом месяце (апрель), 14-21-го дня, радостное празднование Пасхи.

457 до Р.Х.: Ездра пришел в Иерусалим и произвел некоторые реформы. 444 до Р.Х.: Неемия восстановил стены. Время Малахии.

АггеН и его книга

Можно подумать, что Аггей был старым человеком и что он видел первый храм (2:3)? Его книга состоит из 4 кратких бесед.

378

АГГЕЯ Политическая ситуация

Иуда был порабошрн, Иерусалим сожжен, храм разрушен и народ уведен в Вавилонский плен (606-586 до Р.Х., как сказано в 4 Царств 24,25). После 70 летнего плена, около 50 000 евреев по указу Кира вернулись в свою землю (536 до Р.Х.) и начали постройку храма. Но не успели они поправить фундамент, как работа была остановлена враждебными соседями.

В течении следующих 15 лет ничего больше не было сделано. В это время новый царь Дарий восшел на персидский престол. Он имел дружелюбное расположение к евреям. После настоятельных проповедей Аггея и Захарии работа возобновилась и храм был построен в 4 года (520-516 до Р.Х.). Стены Иерусалима были восстановлены Неемией 70 лет позже.

Глава 1. Начало работы над храмом

Фундаментхрамаужебылзаложен 15летранее(ЕздраЗ:10). После этого работа прекратилась. Народ потерял интерес к стройке храма. Бог осведомляет народ через пророка Аггея, что по этой причине у них был плохой урожай. Один из древнейших Ветхозаветных уроков состоит в том, что народное бедствие приходит по причине народного отступления от Бога.

Проповедь Аггея произвела небывалый эффект. Люди поверили Божьему слову и через 24 дня работа возобновилась.

Глава 2. Будущая слава Божьего храма

Через 27 дней старый фундамент храма был очищен от мусора и стало видно его очертание. Затем Аггей изрек свое пророчество о будущей славе храма, которая превзойдет славу Соломонового храма.

По своему содержанию пророчество Аггея было мессианским. Он думал о храме, который он вместе с Заровавелем строил. Но пророческое слово, которое он изрекал, не было его словом, а словом Бога. Бог имел ввиду иной храм-Его Церковь, построенную не из камней, а из живых некупленных душ. Это неувядаемая, бесконечная, невыразимая, славная, венец всех славных дел Бога-Церковь (1 Коринф. 3:16,17; 2 Коринф. 6:16; Ефес. 2:21), о которой мечтал Аггей.

"Я потрясу небо и землю" (6,7). Возможно, что выражение это имело отношение к политической жизни того времени, но оно цитируется в послании к Евреям 12:26, определяющее увядающую славу мира на рассвете вечного небесного царства. "Желаемый всеми народами" (7), относится ко Христу-Мессии. Еще была зима ( 10). И земля не была готова для принесения плода, но народ воодушевился и приступил с великим усердием к постройке дома Божия, а Бог обещал им, что в будущем поля их будут плодородными.

Аггей заканчивает свое видение ободрением Зоровавеля и обетованием сохранить его (23). Зоровавель представляет собой дом Лдвида. (см. Захария 4 гл.).

379

ЗАХАРИЯ

Постройка храма Предсказание о будущем храме Видение о грядущем Мессии Его всемирное царство

Пророк Захария был современником Аггея. Есть предположение, что Аггей был пожилым человеком, а Захария сравнительно молодым. Он был внуком Идцо, который 16 лет перед этим вернулся в Иерусалим (Неемия 12:4,16). После двухмесячной проповеди Аггея началась постройка храма и в это время Захария начал свое пророчество, которое продолжалось около 2 лет. Вне сомнения, что они оба были весьма нужными все эти четыре года, утешая и ободряя народ.

Книга Захарии гораздо больше книги Аггея. Она содержит в себе буквальные мессианские видения и многие детали из жизни Христа.

Глава 1:1-6. Плен-результат неповиновения Богу

Свое всупительное пророчество Захария сказал между вторым и третьим пророчеством Аггея, между стихами 9 и 10, 2 главы Аггея. Постройка храма продолжалась не больше месяца и е6 незначительные успехи были весьма удручающими для строителей. Наблюдая склонность народа пойти путями их непокорных отцов, которые привели их к этому печальному состоянию, Захария их строго предупреждает. А затем он ободряет их видением о славном будущем, которое ему открыл Бог.

Глава 1:7-17. Видение мужа на рыжем коне

В стихе 7 находится единственное упоминание о видениях до конца 6 главы. Постройка храма уже продолжалась 5 месяцев. Мы допускаем, что видения чередовались одно за другим и записывались.

Божье откровение через пророков в главном было непосредственным веянием Божьего Духа на мышление пророков. В данном случае они открывались через ангела, который вел разговор с пророком. (Больше об ангелах см. Матфея 4:11).

Значение видения коней состоит в том, что весь мир в то время покоился под сильной рукой Персидской империи и ее царь Дарий был весьма благосклонным к евреям и повелел им строить храм. В

380

ЗАХАРИИ этом видении также есть указание, что Иерусалим опять будет великим и преуспевающим городом (см. гл.2).

Глава 1:18-21. Видение рогов и рабочих

Четыре рога представляют народы, которые поработили Иуду и Израиля. Четыре рабочих изображают Божьих разорителей этих народов. Значение этого фигуративного оборота речи таково, что преобладающие мировие державы будут разбиты и Иуда опять восстанет. Бог восседает на престоле даже тогда, когда Его народ временно исчезнет.

Глава 2. Видение мужа с землемерным шнуром

Замечательная глава. Видение это предсказывает заселенность Иерусалима и увеличение его богатства за пределы его стен. Сам Бог будет этому способствовать. Постройка храма шла весьма успешно уже 5 месяцев и народ готовился ремонтировать стены Иерусалима, которые, однако, были отстроены 75 лет позже. Усердие народа в восстановлении города согласуется с видением пророка того дня, когда многие народы и многие языки земли обратятся к Богу евреев, подобно тем пленным, которые еще были в Вавилоне.

Глава 3. Видение Иисуса-великого Священника

Предвидение жертвы Христа. Запятнанные одежды первосвященника Иисуса служат символом греховности народа, а снятие запятнанных одежд говорит о том, что грехи народа прощены и народ помилован Богом. Здесь символическое предсказание, когда Господь изгладит грехи земли в "один день" (9). Грядущая "Отрасль" из дома Давидова (Мессия) будет "пронзен" (12:10) и "в тот день откроется источник дому Давидову" (13:1. см. 13:1-9).

Глава 4. Видение золотого светильника и двух маслин

Сказанное в этой главе относится непосредственно к Зоровавелю и к дому, который он строил. Все же здесь есть указание на позднейший и более славный дом, который построят потомки Зоровавеля, называемый "Отрасль". Пророк увещает в день небольшого начала ожидать на славный конец. Светильник служит символом Божьего присутствия в храме или светом.исходяшим из Божьего дома. Светильники были в скинии и в храме. В Откровении 1:20 светильник символизирует церковь. Две маслины, вероятно, относятся к Иисусу и Зоровавелю. В главе 3 видение в особенности относится к Иисусу, в 4 гл. к Зоровавелю, картина эта напоминает нам видение двух свидетелей в Окровении, гл.11.

Глава 5:1-4. Видение летящего свитка

Свиток, на подобии стенной карты, длина которой была около 10 м, а ширина около 5 м, содержал в себе проклятие ворам и

381

ЗАХАРИИ

клянущимся ложно. Он летел по небу, снимая грен земли уничтожением грешников.

Глава 5:6-10. Летящая ефя

Еще один символ снятия греха. Пророк видит большую корзину, похожую на ефу, в которой сидела женщина. Затем появились две женщины, которые подняли ефу и понесли е* на крыльях между землей и небом. И хотя женщина здесь символизирует грех, женщинами грех и удаляется (9). Не служит ли это пророческим намеком на то, что грядущая Отрасль в один день снимет грехи всего человечества (3:8,9), и что Отрасль придет в мир посредством женщины без участия человека. Здесь есть некоторое сравнение с "козлом отпущения" в Ловит гл. 16, на голову которого возлагались грехи всего народа, и козла отпускали в пустыню. "Ефа"-мера, корзинка, вмещающая около 40 литров.

Глава 6:1-8. Четыре колесницы

Колесницы были символом Божьего наказания, объезжающие землю и производящие меру Божьего наказания над врагами Израиля. Продолжение мысли в видении рогов и рабочих (1:18-21).

Глава 6:9-15. Коронация Иисуса

Пророческий символический образ, расширяющий видение об "Отрасли" (3:8,9) и Зоровавелю (4:6-9).

"Отрасль" (12)-имя грядущего Мессии из дома Ддвидова, Который будет назван "Назарянином" (Иоанн 4:2;11:1,10, Иеремии 23:5,6; 33:15-17, Откровение 5:5; 22:16).

Правитель Зоровавель был внуком царя Иехонии, который был уведен в Вавилонский плен. Он был наследником на престол фвида. Некоторая часть пророчества Захарии относится лично к Зоровавелю, другая часть касается великого представителя дома Давидова, грядущего Мессии.

Кроме других поручений Бог предназначил дому Л*видову постройку Божьего дома. Бог дал Давиду план храма, написанный Божьей рукой (1 Пар. 28:11,19). Сын Давида Соломон построил этот храм согласно Божьего плана (2 Пар. 2-7). Это было одно из прекраснейших зданий мира в то время. Потомок Давида Зоровавель (520-516 до Р.Х.) был занят теперь восстановлением этого храма. Он получил заверение от Бога, что он закончит эту работу (4:6-9), с таинственным намеком, что будет построен еще один храм "Отраслью"-с помощью "пришедших издали" (6:12-15).

"Отрасль" произойдет из дома Зоровавеля (Давида) по царской линии. Великий первосвященник Иисус будет коронован на царство, как представитель "Отрасли", сидящий на престоле Давида (6:12,13), соединяя символически два служения грядущего Мессии в одно-царя и священника.

382

ЗАХАРИИ

Глава 7,8. Объяснение значения постов

Народ еврейский на протяжении 70 лет соблюдал посты 4,5,7 и 10 месяца (8:19), выражая этим свою печаль о разрушении храма. Приближалось время окончания постройки храма, поэтому возник вопрос относительно дальнейшего соблюдения постов. Пророк Захария отвечает народу, что для соблюдения постов у них была весьма важная причина-их отступление от Бога и посещение страданиями. А теперь их соблюдение постов приняло форму наружного благочестия и их религиозные праздники были только для их удовольствия.

Затем, придерживаясь обычного пророческого порядка менять виды настоящего уничижения на будущую славу, Захария рисует народу картину будущего века, где соблюдение постов будет "радостью и веселым торжеством" (8:19).

Евреи, будучи в свое время сильным народом, с древними обычаями, установленными Богом, Который хотел сделать этот народ ведущим в мире, теперь по воле и доброму расположению персидского царя были в своей земле незначительным и презираемым остатком. Захария очень часто и усиленно убеждает народ, что так всегда не будет и положение это изменится к лучшему и что могучая империя, которая ими управляет, падет и народ, получит свою независимость.

Захария рисует перед ними картину мирного и довольного Сиена, улицы которого будут заполнены счастливимы людьми, и Сноп будет центром мировой цивилизации (8:3-5), и что народы мира будут приходить к евреям, чтобы познать истинного Бога, о чем говорят и другие места Священного Писания (8:22,23; 1:17; 2:4,11; 14:8,16). Каково бы ни было первоначальное назначение этих мест Священного Писания, смысл их определенно свидетельствует уже 20 столетий о влиянии исходящем из Иерусалима-о христианстве, которое формирует направление истории и приводит народы мира к вере в Бога Израилева.

Главы 9,10,11. Божий суд над соседними народами

Главы 9-14 содержат в себе очевидные упоминания о греческих войнах, которые произошли 200 лет после Захарии.

Глава 9 как будто бы содержит в себе предсказание борьбы Иуды с Грецией. Александр Великий завоевав Палестину (332 до Р.Х.) разрушил ее города, упоминаемые в стихах 1-7, в таком порядке, в каком они упоминаются пророком, но пощадил Иерусалим (8). Стихи 13-17 как будто бы относятся к дальнейшей борьбе Иуды с греком Птоломеем и Селевком, в маккавейском периоде времени.

В стихах 9:9,10 нарисована картина грядущего царя Снопа и борьба Иуды с Грецией. Стих 9 цитируется в Новом Завете, в связи с торжественным входом Христа в Иерусалим (Матф. 21:5; Иоан. 12:15). В таком же духе в стихе 10 пророк говорит о дне окончательного торжества. Взгляд на начало мессианского царства,. взгляд на конец.

В главе 10 говорится о восстановлении Божьего рассеянного

383

ЗАХАРИИ

народа, так как к тому времени лишь небольшой остаток вернулся из плена.

Глава И содержит в себе притчу о пастухах. Божье стадо было пренебрежено ложными пастырями. Этим примером Бог хочет показать народу их отверженце Бога, как доброго Пастыря (12,13). Судя по контексту нам трудно видеть здесь связь с предательством Христа Иудой Искариотом, но об этом мы читаем в Матфея 26:15; 27:9,10. Тот факт, что об этом цитируется в Новом Завете, доказывает верность Божьего Слова. Бог преломил, нарушил Его жезл благословения и "узы, чтобы рассторгнуть братство между Иудой и Израилем", то есть Его завет с ними и задержал их соединение в земле их потому, что они отвергли истинного Пастыря.

Поэтому они были отданы чужому, негодному пастуху ("идолу"- пастуху, 15-17). Полагают, что слова эти относятся к разрушению Иерусалима римлянами, скоро после смерти Христа и последующего рассеяния евреев. А может быть предсказывающими будущее гонение на евреев, от маккавейского периода до времени зверя, согласно Откровения 13 главы.

Главы 12,13,14. Видение будущего Израиля

Так главы 9,10,11 изрекают Божьи суды на соседние народы (9:1). Таким образом главы 12,13 и 14 говорят о судах-наказаниях, грядущих на Израиль (12:1,2). Первая и вторая часть являются расширенным продолжением видений первых восьми глав и эти мысли постоянно повторяются в разных изменениях.

12:1-6. Наступающая борьба Иуды со всеми народами. Описание этой борьбы продолжается в главе 14:1-8. Некоторые считают язык этой борьбы фигуративным, описывающим Божью борьбу с народами христианской эры. Другие принимают в буквальном смысле и относят эту борьбу к последнему времени.

12:7; 13:9. Траур в доме Давида. Все ниже сказанное, кажется, относится к дому Давида. Хотя смысл слов не очень ясный, тем не менее видно, что в доме Давида происходит какое то переживание, во время которого видное лицо семьи будет поражено (13:7); руки его будут пробиты (12:10; 13:6) и после этого откроется источник для омытая грехов (13:1). Это случится, когда "дом Давида будет как Бог" (12:8). Только один член дома Давида был Богом-Иисус Христос. До этого личность эта называлась "Отраслью" (3:8), которая "изгладит грех земли в один день" (3:9), "создаст храм Господень" (6:12) и будет "владычествовать на престоле своем" (см. 6:9-15). Здесь весьма замечательное и подробное предсказание о смерти Христа, ни к кому другому не применимое. Таким образом смерть Отрасли из дома Давида будет средством Божьей силы против народов (12:2-4) и ее эффективность будет проявлена в конечном удалении идолов и ложных пророков с земли (13:2-5).

14:1,2. Борьба Иуды с народами (см. 12:1-6). 14:3-21. Божья победа и всемирное царство. Здесь величественное исполнение всех пророческих ожиданий, день возвращения Господа и восстановление вечного царства. Некоторые исследователи Библии говорят, что стихи 4-8 относятся ко Христу.когда Он придет

384

ЗАХАРИИ вторично и буквально установит Свой престол на горе Блесне кой и что гора эта будет убежешем, с которой будут течь источники на восток и на запад и что Иерусалим будет местом поклонения для всех народов, о чем сказано в стихах 10-21. Другие толкуют эти стихи иносказательно и думают, что они относятся к новому небу и новой земле, под воображаемым добрым, богатым и сильным царем, подобно описанию неба примером прекрасного земного города, как читаем в Откровении 21 главе. "Две части" (13:8) означают большую часть населения, которая погибнет во время разрушения Иерусалима (70 лет после Р.Х), по причине отвержения Христа.

Краткое изложение предсказаний Захарии о Христе

Заместительная смерть Христа и омытое грехов (3:8,9;13:1). Созидатель храма (6:12,13). Он всемирный царь и священник (6:13; 9:10). Торжественный вход в Иерусалим (9:9, упоминаемый и в Матф. 21:5; Иоан. 12:15).

Продан за 30 сребреников (11:12 и Матф. 27:9,10). Его божество (12:8).

Его пронзенные руки (12:10;13:6; Иоан. 19:37). Поражение Пастыря (13:7; Матф. 26:31; Марк. 14:27).

В этих простых заялениях пророка предсказано не только учение грядущего Мессии о Его заместительной жертве за грехи всего мира, Его божество и всемирное царство, но также упоминаются весьма детально случаи из Его земной жизни, как вход в Иерусалим на молодом осле и Его предательство за 30 сребреников и так дальше.

385

МАЛАХИЯ

Последнее Ветхозаветное слово к непокорному народу

Точное время жизни пророка Малахии нам не известно. Принято думать, что Малахия жил ЛХ) лет после Аггея и Захарии и что он сотрудничал с Ездрой и Неемией в проведении реформ в Израиле. Полагают, что он жил приблизительно между 450-400 лет до Р.Х.

Остаток Израиля уже вернулся из плена (536 до Р.Х.). Под руководством Аггея и Захарии храм в Иерусалиме был восстановлен в 520-516 гг. до Р.Х. 60 лет спустя (457 до Р.Х.) Ездра пришел восстановить национальную жизнь народа. А 13 лет позже пришел Неемия и починил разрушенные стены Иерусалима.

Так что к дням Малахии евреи уже 100 лет жили на своей родине, вернувшись из Вавилона, исцелившись пленом от идолопоклонства, но все еще склонные пренебрегать Божьим домом. Священники были нерадивыми и развратными. Жертвоприношения не были на должной высоте. Народ пренебрегал десятинами и возвращался к старым обычаям смешанных браков с языческими соседями (см. Ездра 9).

Таким образом. Богом избранный еврейский народ, ослабевший в своих переживаниях, привязанный к своим грехам, впал в летаргическое состояние ожидания обещанного Мессии. Малахиянх заверяет, что Мессия придет, но Его приход предвещает им Божий суд.

Глава 1. Бог не благоволит к жертвоприношениям

Второй и третий стих цитируются в послании к Римлянам 9:10-13, 'указывая на Божье предпочтение в избрании Иакова, вместо Исава (Быт. 25:22-34). Здесь Малахия говорит о двух народах, которые произошли от Иакова и Исава-израильтяне и едомляне. Оба были покорены и рассеяны Вавилоном. Израиль был восстановлен, а Едам еще остался разоренным.

Приношение израильтянами в жертву больных и с физическими недостатками животных, которых они не осмелились бы подарить своим князьям (8), огорчало Бога. После этого неправильного отношения к Богу Малахия предвидит день, когда все народы мира будут чтить Бога (И).

Глава 2. Браки с соседними языческими народами

Израильские священники были поставлены Богом, чтобы учить народ благоговению пред Богом (5-7), а они первые бесславили

386

МАЛАХИИ Бога. Они были корыстолюбивыми, разврашрнными и слово "священник" стало пренебрежительным словом в народе.

Низкая супружеская мораль (10-16). Евреи разводились со своими женами, чтобы потом жениться на языческих женщинах. Они свершали двойной грех, что весьма вредно отражалось на воспитании детей.

Причиной такого религиозного безразличия и низкого морального поведения был их скептицизм. Смотря на языческие народы, которые были богаче их, народ обычно говорил: какая польза нам от служения Богу? (см. 3:13-18).

Глава 3:1-б. Грядущий день Господень

Малахия отвечает скептикам, что в грядущий день суда Бог ответит на их насмешки: "что пользы, что мы соблюдали постановления Его?' (5, см. 13:13-15).
Теги: Библейский словарь Геллея
Просмотров: 18 | Добавил: creditor | Теги: Библейский словарь Геллея | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close