Главная » Библейский словарь Геллея
12:55
Библейский словарь Геллея
Более сжато говорится об этом у Марка 6:7-13 и Луки 9:1-6. Это произошло, вероятно, перед Пасхой, потому что они вернулись перед празднованием Пасхи, перед насыщением 5000 (Луки 9:10-171 Иоанна 6:4).

Наставления Иисуса, данные Им Двенадцати, содержат несколько замечательных советов для христиан: быть мудрыми, как змеи, и простыми, как голуби; ожидать трудностей, сопротивлений, без колебаний верить, что Бог непременно позаботится о Своих собственных верных; постоянно стремиться к вечной цели.

Некоторые из указаний Иисуса относились только к тому определенному времени: например, указание о том, чтобы не брать с собой денег. Наделенные силой исцелять, они могли быть уверены, что у них всегда будет кров над головой и достаточно пищи. Но позднее Он сказал им запастись деньгами (Луки 22:35-38).

Призвание Двенадцати

Иисус затратил примерно полтора года на избрание Двенадцати. После этого они были с Ним, примерно, на протяжении двух лет. 26 г.

МА1ФС.Л

по Р.Х. Ноябрь? Иоанн, Андрей, Симой, Филипп, Нафанаил поверили в Него, после крещения Его Иоанном Крестителем (Иоан. 1:35-51); они последовали за Ним в Кану; затем вернулись к своим прежним занятиям до следующего призвания.

28 г по Р.Х. Январь? После того, как Он закончил Свое раннее -служение в Иудее и начал Галилейское, Он призвал Симона, Андрея, .Иакова и Иоанна, сказав, чтобы они оставили все и следовали за Ним '(Марка 1:16-20).

Вскоре Он призвал Матфея, чтобы тот присоединился к ним (Матф. 9:9). 28 г. по Р.Х. Май? Официальное избрание Двенадцати (Луки 6:12-16). 29 г. по Р.Х. Март? Двенадцать, наделенные силой исцеления, отправляются по двое на служение, длившееся, примерно, около месяца (Матф. 10). 30 г. по Р.Х. Май. Последнее повеление Иисуса-проповедовать Евангелие всему миру (Матф. 28:16-20).

Подготовка Двенадцати

Избрание и подготовка людей, которым Он должен был доверить Свое дело, было чрезвычайно важной частью Его служения. Основная цель Его прихода в этот мир состояла в том, чтобы умереть как Агнцу Божьему, во искупление грехов человеческих, а затем воскреснуть из мертвых, чтобы принести жизнь вечную человечеству. Но Его жизнь, смерть и воскресение будут бесполезны, если мир не узнает об этом. Если люди, которых Он избрал, подведут Его, то Его приход на землю был бы напрасен.

Когда Двенадцать были посланы на служение в первый раз, то это служение было частью их подготовки. Возможно, что Иисус послал их на практику, как посылают на практику студентов. В то же самое время их миссией было распространение вести об Иисусе, о том, что пришел Мессия. У них не было газет. Единственным способом распространения новостей была передача из уст в уста. Позднее, с этой же целью были посланы Семьдесят. Эти люди подтверждали весть, которую они несли, особыми чудесами, не только привлекавшими внимание, но также указывавшими на сверхъестественную природу Того, о Ком они благовествовали.

Их подготовка и учение было делом нелегким, потому что они были подготавливаемы для дела совершенно отличного от того, к которому, по их мнению, они готовились. Они последовали за Ним из политических соображений, совершенно не подозревая того, что им предстоит стать проповедниками, кем они и стали в действительности. Они ожидали, что Он как Мессия, установит Свое политическое господство над миром. Свою мировую империю, в которой они будут управлять, как члены правительства (см. Матф. 13).

Чтобы изменить их представление о деле, которое Ему и им предстояло совершить, Он, прежде всего, открылся им во всей Своей божественной славе. Он хотел, чтобы они неизменно верили, что Он Мессия, независимо от того, что Он говорил и действовал совершенно не так, как, по их мнению, следовало говорить и действовать Мессии. Это одна из причин, почему Он совершал чудеса и преобразился нагаре Преображения.

436

Наряду со всем этим. Он говорил притчами, чтобы показать им, что Он не всегда имел в виду именно то, что они думали с первого взгляда. Некоторое время Он держал их в состоянии недоумения. Если бы Он изложил им все просто и ясно с самого начала, то они, возможно, не проявили бы такого интереса в следовании за Ним.

Когда же, наконец. Он сказал им, что Его ждет распятие вместо престола, то они были потрясены. Но они все еще продолжали думать, что это была только притча. Даже во время Последней Вечери их умы были заняты мыслями о том, кто из них будет занимать более высокое положение.

Только после Его Воскресения и сошествия Святого Духа они, наконец, поняли, что Царство, где будет управлять Христос-это сердца людей, и их роль будет состоять в том, чтобы проповедовать людям Учение Христа. И это все. Его Учение само будет совершать свое дело. Когда люди узнают об Иисусе, то они полюбят Его.

Глава 11:1-19. Посланники от Иоанна Крестителя

Это произошло, когда Иоанн находился в темнице. Популярность Иисуса достигла своего зенита. Иоанн, по всей вероятности, ожидал политического Миссии (см. Луки 3:1-20) и не мог понять, почему Иисус не предпринимает необходимых мер в этом направлении.

Ответ Иисуса показал им, что Он считает, что творимые Им чудеса являются достаточным доказательством Его Мессианства.

Обратите внимание на тот факт, что сомнения Иоанна не унизили его в глазах Иисуса. Христос сказал о нем, что не восставал в мире никто, больше Иоанна. Однако наименьший в Царстве Христа будет больше Иоанна, с точки зрения привилегий. Какое прекрасное замечание о привилегии быть христианином!

"Употребляющие усилие" (12),-эти слова обозначают, что последователи как Иоанна, так и Иисуса всеми силами пытались заставить Его возглавить политическое движение, военное и светское по своей природе.

Иисус, сравнивая Свой образ жизни с образом жизни Иоанна, сказал, что они оба были от Бога и что каждый из них принял участие в Божьей попытке пробудить это поколение.

Глава 11:20-24. _Великие дела_ Иисуса

Писание называет три города, расположенные в конце северного берега Галилейского моря, где Иисус совершил основные чудеса (см. карту 52 на стр. 474). Капернаум, Вифсаида и Хоразин. Самые прославленные из всех городов на земле. Тот факт, что Иисус произносит проклятия на эти города, говорит о том, что Он придавал большое значение Своим чудесам, которые было опасно игнорировать.

Глава 11:25-30. _Придите ко Мне_

Самые драгоценные, самые желанные слова, когда-либо слышанные людьми. Иисусу, как видно, нравилось, что Его

437

принимали обыкновенные, бесхитростные, простые люди. Паве. говорил о том же (1 Коринф.1:26). Интеллигентам, с их горды! разумом, вероятно, очень трудно достаточно смириться, чтоб] признать, что и они нуждаются в Спасителе.

Глава 12:1-8. Срывание колосьев в субботу (см. Марка 2:23-27). ' Глава 12:9-14. Исцеление в субботу (см. Марка 3:1-6).

Глава 12:15-21. Многочисленные чудеса

В Евангелии от Марка 3:7-12 мы находим, что помимо галилеян толпе народа были люди из Иудеи, Иерусалима, Идумеи, из-з Иордана, а также из области Тира и Сидона. Таким образом, в дю когда путешествовали только пешком, огромные толпы народ приходили за сотни километров с севера, юга и востока, слыша о Ег чудесах. Они приносили с собой больных, и те были исцеляемы (15)

Глава 12:22-23. Исцеление слепого и немого бесноватоп

Об этом говорится также у Луки 11:14-15. Великое чудо, потом что даже люди,, привыкшие к чудесам, были "изумлены". "Сын Давидов" (23)-это был общепризнанный титул Мессии, Которог ожидал народ (Матф. 1:1; 9:27; 15:22; 20:30; 21:9; 22:42; Иоан. 7:42:

Глава 12:24-37. Непростительный грех

ОбэтомупоминаетсятакжеуМаркаЗ:22-30;Луки 11:14-26;12:8-10. Обратите внимание на то, что фарисеи, при всей их ненависти Иисусу, не отрицали его чудес, потому что Его чудеса были слишком широко известны. Хотя все Его чудеса были направлены исключительно к добру, были положительным явлением, но фарисеи по своему жестокосердию и лицемерию объясняли их, как вмешательство сатанинской силы. Эти злобные, дьявольские обвинения свидетельствовали о том, от кого они исходят и что они недоступны искуплению. В этом, возможно, и состояла сущность слов Иисуса, указывавшего на то опасное, непоправимое состояние сердца, к которому они подошли катастрофически близко. В Евангелии от Луки 12:10 непростительный или смертельный грех связан с отверженцем Христа. Иисус делал различие между грехом против Него и грехом против Святого Духа (32). Часто можно услышать объяснение "непростительного греха" следующим образом: Отверженце Христа, когда Он еще был в человеческой плоти, когда Его дело еще не было завершено, когда даже ученики не понимали Его, то было делом простительным. Но после завершения Его дела и прихода Святого Духа, при полном помазании, сознательное отвержение Иисуса, предлагаемое Святым Духом будет "непростительным грехом". О подобном грехе говорится в Послании к Евреям 6:6;10:26 и в 1 Послании Иоанна 5:16 (см. заметки к этим местам).

"Праздные слова" (36) упоминаются в связи с этим "непростительным грехом". Наши слова показывают наш характер (34). Каждое наше слово, как и каждый тайный поступок записывается для воспроизведения в День Великого Суда.

438

Глава 12:38-45. Знамение Ионы

Упоминается также у Луки 11:29-32. Просить знамения у Иисуса непосредственно после обвинения Его в том, что Он совершает чудеса силой Веельзевула, было неслыханной наглостью. Иисус пообещал им знамение гораздо более поразительное: Он назвал его "знамением Ионы". Этим знамением Ионы было Его воскресение из мертвых, знамение всех веков. Привычки бесов (43-45, см. Марка 5:1-

Глава 12:46-50. Его мать и братья

Об этом говорится также у Марка 3:31-35; Луки 8:19-21. Ответ Иисуса говорит о том, что духовные связи намного прочнее чем родственные связи, т.е. что Его Мать не была для Него ближе, чем любой, исполняющий Божью волю.

Глава 13:1-53. Притчи о Царстве

Притча-это своего рода "расширенная метафора", сравнение; иллюстрация духовного на примере повседневного. Грубо говоря, притчи-это примеры из жизни, иллюстрирующие определенные истины.

Иисус пользовался притчами отчасти для того, чтобы скрыть истинный смысл Своих слов, и создать впечатление двойного смысла, чтобы скрыть до времени то, что Ему надлежало явить. Царство, которое намеревался создать Иисус, настолько резко отличалось от того, чего ожидали от Мессии, что Ему приходилось быть чрезвычайно сдержанным и осторожным. И поэтому Он использовал эти притчи, чтобы проиллюстрировать "истинное происхождение, развитие, смешанный характер и завершение" Царства, которое для нашего понимания кажется очень простым, но которое представляло из себя загадку для Его современников, очевидцев тех событий.

При толковании притчи важно отличать существенные детали от деталей случайных, необходимых для построения рассказа. Обыкновенно, каждая притча демонстрировала одну определенную истину, и поэтому нельзя пытаться найти урок в каждой ее детали.

Число притчей колеблется от 27 до 50. То, что один называет притчами, другой называет метафорами. Считается, что приблизительное число притч равно 30. Некоторые из них крайне просты. Иисус использовал различные притчи, чтобы проиллюстрировать одну и ту же истину. Иногда одна и та же притча показывает нам несколько истин.

Глава 13:1-23. Притча о сеятеле

Приводится также у Марка 4:1-25; Луки 8:4-16. Семя Слова Божьего (Луки 8:11). Души рождаются от Слова Божьего (1 Пет. 1:23). Эта притча является пророчеством о принятии Евангельского благовествования. Некоторые не будут даже слушать. Некоторые

439

примут его, но вскоре отпадут. Некоторые будут хранить его, в различной степени, до самого конца.

Глава 13:24-30; 36-43; 47-53. Плевелы и невод

Здесь приведены две иллюстрации, освещающие различные стороны одной истины; эта истина состоит в том, что, хотя земля наполнится благословениями от края и до края, злые, тем не менее, будут существовать наряду с праведниками до конца мира. После этого, произойдет окончательное разделение: злые, нечестивые будут осуждены на незавидную судьбу, а праведные наследуют царство вечной славы. У Иисуса не было никаких иллюзий по поводу превращения этого мира в утопию. Он прекрасно знал, что значительная часть человечества будет продолжать отвергать Его Евангелие до конца. Христос признавал только два класса людей: спасенных и погибших. Он вновь и вновь повторял, какая ужасная участь ожидает погибших, "плач и скрежет зубов". И Он, бузусловно, знал о чем говорил.

Глава 13:31-33. Горчичное зерно и закваска

Упоминается также у Марка 4:30-32 и Луки 13:18-20. Две похожие друг на друга притчи, иллюстрирующие незаметное начало Царствия Христа, его постепенный рост, как в отдельных личностях, так и в мире, в целом, и наконец, его развитие до таких масштабов, когда его влияние проникнет во все человеческие организации, философии и правительства.

Глава 13:44-46. Скрытое сокровище и жемчужина

Двойная иллюстрация одной и той же истины: безграничная ценность Христа для человеческой души. Ради приобретения того, что предлагает нам Христос, стоит отказаться от всего, даже от самой жизни.

Царство

Обратите внимание на то, как часто Матфей упоминает слово "царство": 3:2; 4:17,23; 5:3,10,19,20; 6:10,33; 7:21; 8:11; 9:35; 10:7; 11:11,12; 11:28; 13:11,24,31,33,44,45,47,52; 16:19,28; 18:23; 19:12,14,23,24; 20:1; 21:31,43; 22:2; 23:13; 24:14; 25:1,34; 26:29.

Они ожидали политического царства, в котором еврейский народ, под руководством Мессии, будет править миром. Ирод разделял эту веру и поэтому старался уничтожить Иисуса в детстве, потому что он думал, что Царство Христа будет угрозой его политическому царству. Иоанн Креститель также разделял эту веру, и когда Иисус не проявил никаких признаков такого рода Царя, то Иоанн начал сомневаться в Его Мессианстве (Матф. 11:3). Двенадцать апостолов также разделяли эту веру, вплоть до событий после Воскресения. Последний вопрос, заданный ими Иисусу, был: "Не в сне ли время, Господи, восстанавливаешь Ты царство Израилю?" (Деян. 1:6). Их

440

прежде всего волновала политическая независимость страны, а не личное спасение каждого из них.

Что же представляет из себя Царство, ради которого приходил в этом мир Христос? Это Царство вовсе не политическое по своему характеру, но Царство Иисуса-это господство в сердцах людей, и через контроль над их сердцами, господство в их жизни и преображение ее. Человеческое сердце является той сферой, в которой царствует Иисус, и ради установления такого Царства Он приходил на эту землю, чтобы все человечество любило Его. Почему мы должны любить Его? Для того, чтобы стать подобными Ему. Привязанность, преданность Ему и обожание Его являются источником всей красоты и утешения в жизни; они преображают характер человека и возрождают его душу.

Слово "Царство", в том смысле, как оно употребляется в Новом Завете, отражает очень обширное понятие. Иногда оно обозначает правление Божье в человеческих сердцах. В других случаях оно говорит об общем правлении праведных среди людей. Иногда этим словом называют Церковь, иногда христианский мир, иногда тысячелетнее царство Иисуса, иногда Небесное Царство. Основное значение этого слова, это господство Христа в сердцах людей во все века и позднее-в вечности, с особой ссылкой, временами, на тот или иной аспект или период.

Глава 13:54-58. Посещение Назарета. (см. Марка 6:1-6). Глава 14:1-12. Иоанн Креститель обезглавлен. (см. Луки 33:20). Глава 14:13-21. Насыщение 5000. (см. Иоанна 6:1-15). Глава 14:22-23. Иисус идет по воде. (см. Иоан. 6:16-21).

Период между насыщением 5000 и преображением

-Глады с 14:34 по 16:12. (см. Марка 6:53)

Глава 14:34-36. Толпы народа в Геннисарете (см.Марка 6:53). Глава 15:1-20. Фарисеи и осквернение (см. Марка 7:1-23). Глава 15:21-28. Женщина-хананеянка (см. Марка 7:24-30). Глава 15:29-39. Насыщение 4000 (см. Марка 8:1-9). Глава 16:1-12. Фарисейская закваска (см. Марка 8:10-21).

Глава 16:13-20. Исповедание Петра

Об этом говорится также у Марка 8:27-29 и Луки 9:18-20. Прошло три года с того момента, как Петр впервые признал Иисуса как Мессию (Иоан. 1:41-42). Год спустя называет Его "Господом" (Луки 5:8). Еще полгода спустя он называл Его "Святым Божьим" (Иоан. 6:68-69). И теперь, после двух с половиной лет следования за Ним, он говорит с убеждением о божественном происхождении Христа.

"Камень" (18), на котором Иисус построит Свою Церковь, это не Петр, а исповеданная Петром истина о том, что Иисус есть Сын Божий. Божественность Христа является основанием, на котором зиждется Церковь. Это основополагающее учение христианства. Именно это имел в виду Христос, говоря эти слова.

441

Археологическая заметка

18 стих является объектом споров. Возможно, что этот образ навеян каменистым плато, вид которого открывается с вершины горы Ермона. В буквальном переводе греческого оригинала этот ' текст означает следующее: "Ты, Петрос, и на этом "петрос" Я построю Мою Церковь". Слово "петрос" означает маленький камень. В словаре Лиделла и Скотта это слово дает значения: "камень для метания" и "пограничные камни" (помимо других значений). Даже пограничные камни не настолько велики, чтобы один человек мог их перевернуть или поднять. С другой стороны, словарь упоминает слово "Петра" в связи с горой Олимп и Кавказскими горами. Вспомните также, что греческие и латинские слова "и" и "но" часто взаимозаменяемы, например: "Гневаясь не согрешайте", и тогда значение отрывка становится совершенно ясным. Господь говорит: "Ты, Петр, и любой человек может сдвинуть тебя, но вера в Меня, которую ты сейчас исповедал, непоколебима, как скала. На ней Я построю Свою Церковь".

_Ключи от Царства_, 19

Обычное объяснение этих слов, это, что Петр открыл дверь спасения в день Пятидесятницы евреям (Деян. 2), и позднее- язычникам (Деян. 10). Это не значит, что ему была дана власть прощать грехи, но власть говорить об условиях прощения. Аналогичная власть была дана и другим апостолам (Матф. 18:18; Иоан. 20:23). И это только в декларативном смысле. Грехи прощает Христос. Его апостолы были вдохновенны от Духа Святого и возвещали миру об условиях этого прощения.

Глава 16:21-28. Предсказание о страданиях (см. Марка 9:30-32). Глава 17:1-13. Преображение Иисуса (см. Марка 9:2-13). Глава 17:14-20. Мальчик, страдающий эпилепсией (см. Марка 9:14-

29). Глава 17:22-23. Снова предсказание о страданиях (см. Марка 9:30-

32).

Глава 17:24-27. Деньги для налога в храм. Это был налог за пользование храмом, который должны были платить все мужчины с двадцатилетнего возраста (Цех. 30:11-15). Он равнялся примерно 16 центам. Иисус, как Господь этого храма, был свободен от обязаности платить этот налог. Однако, чтобы люди не истолковали превратно Его отношение к храму. Он заплатил этот налог.

Глава 18:1-6. "Кто больше?' (см. Луки 9:46-48). Глава 18:7-14. "Соблазны" (см. Марка 9:41-50). Глава 18:15-35. Прощение. Талант (24) равнялся около 1000 дол. Динарий (28)-17 центам. Человеку было прощено 10 000 000 дол.

Пирейское служение Главы 19 и 20. (см. Луки 9:51).

Глава 19:1-2. Христос покидает Галилею (см. Луки 9:51). Глава 19:3-12. Вопрос о разводе. Наставления Иисуса о разводе записаны также у Матфея 5:31; Марка 10:2-12; Луки 16:18; Павел

442

также касался этой темы в 1 Коринфянам 7. Божья воля состоит в том, чтобы один мужчина и одна женщина вступили в брак и находились в нем до конца своей жизни. Христос разрешает развод только по одной причине (9).

Глава 19:13-15). Маленькие дети. (см. Луки 18:15-17). Глава 19:16-30. Богатый юноша. (см. Луки 18:18-30).

Глава 20:1-16. Притча о работниках в винограднике. Это не значит, что в Царстве Божьем будет одинаковое отношение ко всем или же, что там не будет наград. Притча о талантах (Матф. 25:14-30) учит нас, что там, по всей очевидности, будут награды. Об этом же говорит Павел (1 Коринф. 3:14-15). Иисус уже здесь нас предупреждает, что те, кто считает себя первым здесь, в этом мире, увидят себя последними там, на небе. Он говорит об этом неоднократно (Матф. 19:30; 20:16; Марка 10:31; Луки 13:30). Небесные и земные стандарты так неизмеримо различны, что многие из самых скромных, незаметных христиан, рабы и слуги, займут на небе самые высокие положения, а многие из великих сановников церкви, если они вообще попадут на небо, окажутся под властью тех, кто был слугою (см. Луки 16:19-31).

Глава 20:17-19. Иисус вновь предсказывает о страданиях. (см. Марка 9:30-32).

Глава 20:20-28. Просьба Иакова и Иоанна. Ирония этого эпизода заключается в том, что они приступили к Иисусу с той просьбой непосредственно после того, как Он объяснил, что Его ожидает крестный путь. (см. Луки 9:46-48).

Глава 20:29-34. Слепой из Иерихона. (см. Луки 18:35-43).

Последняя неделя Христа на земле Главы с 21 по 28

Глава 21:1-11. Торжественный въезд в Иерусалим

Рассказывается об этом также у Марка 11:1-10; Луки 19:29-38; Иоанна 12:12-19. Это произошло в воскресенье, перед Его страданиями. Иисус пришел, как долгожданный Мессия. На протяжении трех лет Он говорил о Себе народу, путешествуя по стране и творя чудеса. Эту же цель преследовали в своих путешествиях Двенадцать и Семьдесят. Он знал, что правителями страны предопределено было умертвить Его. Он был готов к этому. Его триумфальный въезд во Святой город, под крики осанны и аллилуйя исполненной ожидания толпы, стал последним свидетельством для Иерусалима. Народ ликовал. Люди думали, что наступил час их освобождения. Иисус въехал в город, сидя на молодом осле, потому что было предсказано (Захар. 9:9), что именно так явятся Мессия.

Глава 21:12-17. Иисус очищает храм

Об этом рассказывается также у Марка 11:15-18; Луки 19:45-47. Был понедельник. Он сделал то же самое три года назад, когда начал

443

служение в народе (см. Иоан. 2:13-22). Огромные доходы от рыночной торговли внутри храма шли на обогащение семьи первосвященника. Иисус горел негодованием, глядя на такое извращенное использование дома Божьего (см. Иоан. 2:13-22).

' Глава 21:18-22. Иисус и засохшая маслина

Рассказывается об этот также у Марка 11:12-14; 20-24. Это произошло в понедельник утром, когда Он шел из Вифинии в Иерусалим, дорогой, проходившей через Елеонскун) гору. Ученики заметили, что маслина на следующее утро засохла. Вероятно, в понедельник вечером, они ушли в Вифанию по дороге, проходившей у подножья горы с южной стороны.

Глава 21:23-27. _Какою властью?_

Говорится также об этом у Марка 11:27-33 и Луки 20:1-8. Правители были раздражены и предприняли всевозможные меры, чтобы уловить Иисуса. Но Он в совершенстве обладал искусством дискусии, и каждый Его ответ на их вопрос являлся осуждением для них.

Глава 21:28-32. Притча о двух сыновьях

Эта притча направлена прямо на религиозных лидеров: первосвященников, старейшин, книжников и фарисеев. Они отвергли Иисуса. Но простые люди с радостью приняли Его.

Глава 21:33-46. Притча о винограднике

Приводится также у Марка 12:1-12; Луки 20:19. Предыдущая притча о двух сыновьях указывала прямо на правителей еврейского народа. Эта притча указывает на сам народ.

Глава 22:1-14. Притча о свадебном пире

Еще одна иллюстрация той же самой истины: о том, что избранный Божий народ, за их позорное отношение к Божьим посланникам, будет отвергнут и вместо него будут призваны другие народы. Эта притча имеет также второе значение: предостережение для вновь прибывших, что если они не будут осторожными, то их постигнет такая же судьба.

Глава 22:15-22. Подать Кесарю. (см. Марка 12:13-17). Глава 22:23-33. Воскресение. (см. Марка 12:18-27). Глава 22:34-40. Великая Заповедь. (см. Марка 12:28-34). Глава 22:41-46. "Сын Давидов". (см. Марка 12:35-37).

Глава 23. Осуждение книжников и фарисеев

Фарисеи были наиболее многочисленной и влиятельной религиозной сектой того времени. Они стояли за строгое

444

формальное соблюдение обычаев и традиций. Среди них было немало хороших, искренних людей. Но в основном, они были известны, как люди завистливые, самоправедные, лицемерные.

Книжники-это люди, занимавшиеся перепиской Священного Писания. Благодаря безукоризненному знанию Закона, они пользовались в народе общепризнанным авторитетом. Иногда их называли "адвокатами". Книжники и фарисеи были религиозными лидерами народа.

Эти слова Иисуса являются словами сурового осуждения, когда- либо сказанного Им. Иисус никогда не говорил подобным образом с грешниками, мытарями и с простым народом. Сам Иисус был истинным, глубоко-религиозным человеком. Поэтому Его душа не могла выносить религиозного притворства.

Религиозные лицемеры не прекратились со смертью этого поколения. На протяжении всех веков Церковь страдала от точно таких же лидеров, какие описаны в Матфея в 23 главе-нерелигиозных профессионалов-религиозников, выступающих в священных одеяниях в сопровождении пышной свиты, исполненных чувства собственного величия, выступающих, как люди, проповедующие религию, но чуждых ей.

Прощание с храмом

В понедельник Иисус очистил храм. Во вторник, в последний раз предупредив, что Царство Божье будет теперь отнято от еврейского народа и перейдет к язычникам. Он покинул храм, чтобы никогда больше в него не возвращаться. Храм был обречен на разрушение. С этим уходом из Храма кончилось служение Иисуса в народе. Он удалился, чтобы в спокойствии подготовиться к предстоящим страданиям, которые ожидали Его через три дня.

Прощальная речь Христа Главы 24 и 25. (Об этом также в Марка 13 и Луки 21).

Эта речь была произнесена после того, как Иисус в последний раз покинул Храм. Тема этой речи была о разрушении Иерусалима, Его втором пришествии и о конце света. Некоторые из Его слов настолько переплелись вместе, что трудно понять, к какому событию они относятся. Возможно, Он сделал это умышленно. Кажется совершенно очевидным, что Он имел в виду два различных события, разделенные временем. На это указывают слова "сей" в 24:34 и "тот день" в 24:36. Некоторые объясняют выражение "сей род" (Матф. 24:34), как еврейский народ, т.е., что еврейский народ не исчезнет до прихода Господа. Однако большинство теологов считают, что Он имел здесь в виду Иерусалим, который будет разрушен еще при жизни современников Иисуса. Когда человек смотрит на две далекие горные вершины, расположенные одна за другой, то ему кажется, что они находятся рядом одна с другой, тогда как они могут быть расположены одна от другой на большом расстоянии. Так и в

МАТФЕЯ

перспективе Иисуса эти два события в некотором отношении сходны между собой, выглядят близкими хотя, в действительности разделены большим периодом времени. То, что Он сказал в одном предложении, может охватывать столетия. То, что произошло в одном случае, может быть "началом исполнения" того, что случится ' в другом.

Его пророчество относительно Иерусалима исполнилось с точностью до деталей через 40 лет. Величественные здания из мрамора и золота были совершенно сметены римской армией (70 г. по Р.Х.). Иосиф Флавий писал, что глядя на место, где раньше стоял храм, трудно было представить себе, что еще недавно оно было обитаемь1м.(См. пояснение. Евреям 13).

Второе пришествие Христа

Гораздо большая часть этой речи посвящена Его Второму Пришествию. Зная, что через три дня Его ожидает смерть, которая так поразит Его учеников, что они почти потеряют веру. Он сделал все возможное, чтобы объяснить им, что их надежды осуществятся в гораздо более великом плане, чем они когда-либо мечтали.

Иисус неоднократно возвращался к мысли о Своем Втором пришествии:

"Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые ангелы с Ним" (Матф. 25:31).

"Ибо придет Сын Человеческий во славе Отца Своего с ангелами Своими" (Матф. 16:27).

"Ибо, как молния исходит от востока и видна бывает до запада, так будет пришествие Сына Человеческого" (Матф. 24:27).

"Но как было во дни Ноя, так будет и пришествие Сына Человеческого" (Матф. 24:37).

"Также, как было и во дни Лота...так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится" (Луки 17:28-30). "И тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою" (Луки 21:27).

"Ибо, кто постыдится Меня...того постыдится и Сын Человеческий, когда придет в славе Отца Своего со святыми ангелами" (Марка 8:38).

"Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе" (Иоан. 14:2-3).

0 Его пришествии возвестит "труба громогласная" (Матф. 24:31, тот самый звук, который собирал в древние дни народ Израиля (Исх. 19:13,16,19). Тот факт, что Павел повторяет слова "труба" и "вострубит" в связи с воскресением (1 Коринф. 15:52) и то, что он говорит в 1 Фессалоникийцам 4:16: "потому что Сам Господь, при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божьей, сойдет с небес, и мертвые во Христе воскреснут прежде", указывает, что это не просто образное выражение. Это будет буквальное, внезапное, великое историческое событие, во время которого Он соберет к Себе Своих избранных, живых и мертвых, "великое множество".

Ни Его приход судить Иерусалим (70 г. по Р.Х.), ни сошествие

446

МАТФЕЯ

Святого Духа в День Пятидесятницы, ни наше соединение с Ним, во время физической смерти, не могут исчерпать значение Его слов о Втором Пришествии.

Лучше всего, не будем догматичными по отношению к сопутствующим событиям, связанным с Его пришествием. Но если верно, что язык, это инструмент для выражения мысли, то потребуется немало объяснений и толкований, чтобы найти в словах Иисуса что-то другое, помимо того, что Он Сам рассматривал Свое Второе Пришествие как конкретное историческое событие, в котором Он Сам лично явится, чтобы собрать к Себе и в Свою славу всех некупленных Его кровью.

И будет лучше, если мы не будем затуманивать надежду о Его Пришествии слишком детальными теориями о том, что случится, когда Он придет. Мы подозреваем, что некоторые люди будут разочарованы, если Иисус не станет придерживаться того расписания, которое они разработали для Него.

Расказывают, что королева Виктория, глубоко тронутая проповедью Ф.В. Фаррара о Втором Пришествии Господа, сказала ему: "Декан Фаррар, я бы хотела остаться в живых к пришествию Христа, чтобы иметь возможность сложить к Его ногам корону Англии".

Глава 24:45-51. Верные и мудрые слуги. С этого момента Иисус начинает призывать их к бдительности. Своему Второму Пришествию Иисус отводил основное место. То же самое следует делать и нам.

Глава 25:1-13. Притча о Десяти Девах. Эта притча учит, что наши мысли должны быть постоянно заняты Господом, и что мы должны быть готовы встретить Его, когда бы Он ни пришел.

Глава 25:14-30. Притча о Талантах. Это значит, что мы проходим здесь подготовку для более высокого служения, ожидающего нас в будущем, и что наше место и положение там будет зависеть от нашей верности и преданности делу, порученному нам здесь.

Глава 25:31-46. Сцена Последнего Суда. Один из самых прекрасных отрывков в Библии-это картина того, как обычная человеческая доброта отразится на нашем положении в вечности. Глава 26:1-5. Заговор убить Иисуса. (см. Марка 14:1-2). Глава 26:6-13. Помазание в Вифании. (см. Марка 14:3-9). Глава 26:14-16. Сделка Иуды. (см. Марка 14:10-11).

Глава 26:17-29. Вечеря Господня

Рассказывается о ней также у Марка 14:12-25; Луки 22:7-38; Иоанна 13 и 14. Это была ночь перед Его страданиями. Здесь было два ужина: Пасхальный ужин и Вечеря Господня. Лука говорит о двух чашах (22:17-20). Матфей, Марк и Лука упоминают оба ужина. Иоанн говорит только о Пасхальном.

На протяжении 14-ти столетий праздник Пасхи указывал на приход Пасхального Агнца. Иисус ел Пасху, которую заменила позже Вечеря Господня, а после этого был убит Сам как пасхальный агнец. Иисус умирал на кресте в тот же самый день, когда закалывали пасхальных агнцев в храме.

447

МАТФЕЯ

Праздник Пасхи сослужил свою службу и теперь уступил место . новому установлению-Мемориальной Вечери, которая соблюдается в память любви к Иисусу и будет соблюдаться до Его возвращения (1 Кор. 11:26).

Праздник Пасхи символически указывает на прошлое-избавле- дие от Египетского рабства, и на будущее-пришествие Мессии. Новое установление. Вечеря Господня, указывает на прошлое, т.е. на Его смерть, и на будущее-Его возвращение в славе.

Порядок событий во время Вечери Господней не совсем ясен. Матфей и Марк располагают его по времени после ухода Иуды. Лука, как-будто, указывает, что Иуда присутствовал там. Иоанн вначале описывает спор между учениками. Лука помещает его после Вечери. Авторы, вероятно, руководствовались другими соображениями, чем хронологическим порядоком событий. Вероятно, фактические события протекали в следующем порядке:

1. Их спор о том, кто больше. Иисус омывает им ноги.

2. Иисус говорит о предательстве. Все в ответ спрашивают: "Не я ли?"

3. Обмакнув кусок, дает его Иуде. Иуда говорит: "Не я ли?" и уходит.

4. Установление заповеди Вечери Господней.

5. "Новый Завет" и утешительные слова из 14-й главы от Иоанна.

Чаша

В 1910 году, в развалинах кафедрального собора в Антиохии, была найдена чаша, содержавшая внутреннюю чашу, которая, по мнению осведомленных в этой области ученых, могла быть именно той чашей, которой пользовался Иисус в ту памятную, святую ночь. Внутренняя чаша сделана из простого гладкого серебра, внешняя чаша-то серебра с искусной резьбой, изображающей двенадцать фигур-Христа и апостолов. Внешняя чаша была сделана, вероятно, для того, чтобы хранить в ней внутреннюю, как святыню и древность. Рисунок и мастерство отделки чаши указывает на первое столетие. Считают, что Вечеря Господня, скорее всего, происходила в доме матери Марка. Марк часто посещал Антиохию.

После падения Иерусалима Антиохия стала основным центром христианства. Поэтому, совершенно естественно предположить, что эта чаша, безмерно дорогая для христиан, хранилась в Антиохии, и когда Антиохийская церковь была разрушена, чаша оставалась погребенной среди руин до тех пор, пока ее не нашли археологи. Сейчас ее владельцем является Фахим Кучакжи из Нью-Йорка, с разрешения которого была сделана настоящая фотография.

Глава 26:30*6. Мучения в Гефсиманском саду. (см. Луки 22:39- 46).

Глава 26:47-56. Предательство и арест. (см. Иоан. 18:1-12). Глава 26:57-68. Перед первосвященником. (см. Марка 14:53). Глава 26:69-75. Отречение Петра. (см. Иоан. 18:15-27). Глава 27:1-2. Официально приговорен к смерти. (см. Марка 14:53). Глава 27:3-10. Самоубийство Иуды. (см. Марка 14:10-11).

448

МАТФЕЯ Глава 27:11-25. Суд перед Пилатом

О последовательности этапов суда над Иисусом см. Марка 14:53. Пилат был римским прокуратором Иудеи с'26 по 37 гг. по Р.Х. Он приступил к исполнению своих обязанностей примерно в то же самое время, когда Иисус начал Свое служение в народе. Его официальная резиденция находилась в Кесарии. Пилат приезжал в Иерусалим во время праздников для подцержания порядка. Он был безжалостный, грубый человек, известный своей жестокостью. Подобно римским императорам его дней, он наслаждался зрелищем пыток и человеческой смерти. Однажды он смешал кровь галилеян с кровью их жертвоприношений (Луки 13:1).

Одним из наиболее странных, поразительных моментов в истории является впечатление, которое произвел Иисус на этого жестокосердного римского прокуратора. Был ли Иисус стройным и красивым, как повествует одно из преданий, или сутулым и уродливым, как утверждает другое,-в Его внешности, должно быть, было что-то настолько божественное, царственное, что хотя Он и был одет в карикатурные царские одежды с терновым венцом на голове, хотя по лицу Его струилась кровь, Пилат не мог оторвать от Него глаз.

Попытка Пилата избавить Иисуса от распятия представляет из себя печальную историю. Пилат не хотел этого. Он обращался с просьбой об отмене этой казни как к еврейским лидерам, так и к Ироду. Затем, от Ирода, снова к еврейским лидерам. Затем, после лидеров, он обратился к толпе. После того, как толпа стала бушевать против Иисуса, Пилат попытался возбудить в них чувство жалости, подвергнув Иисуса бичеванию, в надежде, что их удовлетворит это частичное наказание и что они не станут требовать, чтобы приговор был исполнен до конца, до распятия. Когда и эта, последняя попытка провалилась, он все еще не мог решиться послать Иисуса на крест, до тех пор, пока еврейские лидеры не пригрозили ему, что они донесут на него Кесарю. Только когда он увидел, что из-за попыток спасти Иисуса он может поплатится своим положением прокуратора Иудеи, Пилат, наконец, дал согласие на приведение приговора в исполнение.

Говорят, что Пилат покончил жизнь самоубийством. Прокула, жена Пилата, согласно преданию, стала христианкой. "Кровь Его на нас и на детях наших" (25). Как ужасно сбылись эти слова!

Глава 27:26. Бичевание Иисуса

Смертной казни обычно предшествовало бичевание. В данном случае, очевидно, Пилат надеялся, что толпа сочтет это за достаточное наказание. Бичевание произоводили плетью, сделанной из нескольких длинных полос кожи, унизанных кусочками свинца или металическими шипами. Приговоренного обнажали до пояса и били до тех пор по обнаженной спине, пока кожа и плоть не разрывались на куски. Иногда человек умирал под этими ударами.

Глава 27:27-31. Издевательство над Иисусом

Еврейские лидеры издевались над Иисусом во время суда (Луки 22:63-65). Над Ним издевались Ирод и его солдаты (Луки 23:11).

450

МАТФЕЯ После этого над ним издевались воины Пилата. И немного позднее, когда Он уже был распят на кресте, над Ним стали издеваться старейшины и книжники (27:29-43). Им доставляло большое удовольствие видеть, как Тот, Кто называл Себя Сыном Божьим, подвергается такому унижению и пытке.

Глава 27:32. Сима_ Киринеянин

В Евангелии Иоанна 19:17 говорится, что Иисус вышел, неся Свой собственный крест. Измученный ночными страданиями и бичеванием. Он прошел со Своим крестом немного и настолько ослабел, что больше не мог нести его Сам. Позвали Симона и заставили нести Его крест. О Симоне известно очень мало. Но как будет он радоваться на небе, на протяжении всей вечности, что помог нести крест Иисусу!

Глава 27:33-56. Распятие Иисуса. (см. Марка 15:21-41; Луки 23:32- 43 и Иоанна 19:17-30).

Тьма

В продолжение трех часов (45) неодушевленная природа прятала свое лицо от стыда за неслыханное злодеяние сынов человеческих. Может быть, тьма была послана Богом как символический плач об Иисусе Христе, когда Он мучился болью искупления для очищения погибших.

Землетрясение

Расседающиеся камни, открывшиеся гробницы (51-55)-всё это было Божьим салютом победившему Спасителю. Завеса Храма.разодравшаяся надвое, явилась Божьим свидетельством о том, что смертью Христа был разрушен барьер, разделявший Бога и людей (Евр. 9:8). Воскресшие из мертвых святые (52-53) были Божьими свидетелями и гарантией того, что власть смерти была сломлена. Обратите внимание, что даже сотник, руководитель римских солдат, распявших Иисуса, убедился в том, что Христос действительно был Сыном Божьим (54).

Глава 27:57-61. Погребение. (см. Иоан. 19:38-42). Глава 27:62-66. Запечатанный гроб. (см. Матф. 28:11-15).

_Третий день_

"Третий день" (64) употребляется здесь в значении, идентичном выражению "после трех дней" (63). В древнееврейском языке, части дня в начале или конце какого-то периода считались за целые дни (Есфирь 4:16; 5:1). "Три дня и три ночи" (Матф. 12:40), удлиненное выражение, означающее "три дня", (1 Пар. 30:12-13); "в третий день" (Марк. 8:31; 10:34; Иоан. 2:19; Матф. 16:21; 17:23; 20:19; Лук. 9:22; 24:7,21,46), все это взаимозаменяемые выражения, обозначающие период, в течение которого Иисус оставался погребенным, с пятницы после полудня до воскресенья утром.

МАТФЕЯ

Глава 28:1-8. Посещение женщинами гроба

Этот эпизод описывается во всех четырех Евангелиях (Марк. 16:1- 8; Лук. 24:11; Иоан. 20:1-3). Мария Магдалина упомянута во всех четырех Евангелиях. Мария, мать Иакова, называемая также "другой Марией" (Матф., Марк,, Лук.). Содомия, мать Иакова и Иоанна (Марк.). Иоанна, жена Иродова царедворца (Лук.). И другие женщины (Лук.). В обшей сложности человек шесть, возможно двенадцать, или даже больше. Они принесли с собой благовония, чтобы завершить окончательную подготовку Его тела к погребению; им и в голову не приходила мысль о том, что Он может воскреснуть.

"На рассвете" (Матф.); "весьма рано" (Марк.); "очень рано" (Лука); "рано, когда еще было темно" (Иоанн). Эти различные оттенки указания времени показывают, что они, вероятно, отправились в путь еще затемно и пришли ко гробу примерно к восходу солнца. Они жили на расстоянии 3 или 4 километров или больше друг от друга; некоторые из них пришли из Вифании, другие из Иерусалима.

"Ангел", сидящий на отваленном от двери гроба камне (Матфея). "Два мужа", появившиеся перед нами (Луки). "Два ангела", сидящие внутри гробницы (Иоанна). Эти различные выражения означают, что ангелы в человеческом образе, ожидали возле гробницы, чтобы приветствовать женщин, затем ввели их внутрь и объяснили, что Иисус воскрес из мертвых. Временами только один ангел был виден, временами оба. Возможно, что там находилось бесчисленное множество ангелов в то утро, в воздухе и над гробницей. Эти ангелы готовились встретить приветствием воскресшего Спасителя, поскольку это был момент величайшей победы для неба. Ангелы будут руководить всеобщим воскресением (Матфея 24:31, см. также об ангелах в Матф. 4:11).

"По прошествии же субботы" (1). Суббота длилась от заката до заката. Но иногда, в обиходной речи, под словом "суббота" подразумеваются и часы после заката, ночью, до рассвета следующего дня.

"Великое землетрясение" (2). Землетрясение также произошло в тот момент, когда Иисус испустил дух на кресте (Матф. 27:51). Также при получении Закона, на горе Синай (Исх. 19:16,18). Это один из Божьих методов для привлечения внимания к определенным, особо важным событиям.

Глава 28:9-10. Явления Иисуса женщинам

Между стихами 8 и 9, судя по ходу Евангельского повествования, женщины рассказали о случившемся ученикам, и после этого отправились обратно ко гробу. Между тем, Петр и Иоанн побежали ко гробу и уже успели вернуться, когда Мария Магдалина, опередившая других женщин, очутилась у гроба одна. И тогда Иисус Сам явился ей. Немного позднее Он явился другим женщинам (см. Марка 16 в разделе "Порядок событий"). Таким образом, по Своем воскресении, Иисус явился прежде всего женщинам.

Через женщину, без участия мужчины, пришел в мир Спаситель, и вот теперь женщины первыми услышали радостную весть о Его воскресении.

453

Глава 28:11-15. Подкупленные стражники

Их поставили там по настоянию Синедриона, чтобы ученики не могли украсть тело Иисуса. Напуганные землетрясением, явлением ангела и исчезновением тела Иисуса из гробницы, они прибежали в Синедрион. Синедрион подкупил их, заставив распустить слух, что 'они заснули на своем посту. Эти тайные сведения о том, что лроизошло у гроба Иисуса на самом деле, стали известны благодаря обращению многих израильских священников, несколько позднее (Деян. 6:7).

В тот день, пополудни, Иисус явился двум (Луки 24:13-32). И, примерно, в то же самое время, Петру (Луки 24:34). И в тот же вечер десяти (Иоанна 20:19-25). И неделю спустя-одиннадцати в Иерусалиме (Иоанна 20:26-29). Немного позднее-семи, у Галилейского моря (Иоан.21). И Иакову, место и время неизвестны (1 Кор. 15:7).

Глава 28:16-20. Иисус является Одиннадцати

Эта встреча произошла на горах Галилеи, по указанию Самого Иисуса (26:32; 28:7). Считают, что это был тот самый случай, когда присутствовало "более 500" человек (1 Кор. 15:6). "Великое повеление" (18:20) описывается в основных чертах четыре раза (см. Марка 16:14-18).

"Я с вами во все дни до скончания века". Это самые дорогие для нас слова во всей Библии. Иисус воскрес, чтобы никогда больше не умирать. Он ЖИВЕТ сейчас среди Своего народа, направляя и охраняя его во всякое время.

Он не просто главнокомандующий огромной армией ангелов. Он гораздо больше. Этот главнокомандующий всеми небесными силами, лично заинтересован и лично заботится о каждом из Своих детей постоянно.

Мы не можем понять, как Один Человек может быть с миллионами и миллионами других одновременно. Но Он не просто Человек, Он-Бог. Иисус сказал так ясно, насколько это возможно: "Я с вами во все дни до скончания века Иисус сказал это. А Он не говорил слов напрасно. Он имел в виду то, что сказал. И мы верим, что в каком-то настоящем, пусть мистическом смысле. Христос присутствует в жизни каждого из нас во всякое время.

Неважно, как слаб, как уничижён или маловажен человек, Иисус остается его другом. Его спутником. Невидимый, Он всегда рядом. Он с нами сейчас, сегодня. Он рядом, когда мы спим. Он будет рядом завтра, когда мы отправимся на работу. Он будет рядом на следующее утро, на будущей неделе, в будущем году, охраняя на жизненном пути. Он идет с нами бок о бок, наблюдает с живым интересом и сочувствием за каждой деталью нашей жизненной борьбы, терпеливо стараясь привести нас к месту бессмертного счастья в доме Его Отца. Все это кажется прекрасной мечтой. Но это основополагающий факт нашего существования.

После этого Иисус явился народу еще один раз (Луки 24:44-52).
Теги: Библейский словарь Геллея
Просмотров: 8 | Добавил: creditor | Теги: Библейский словарь Геллея | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close