Главная » Библейский словарь Геллея


13:00
Библейский словарь Геллея
Не только преследования извне, но и внутри Церкви начали появляться признаки нравственного упадка и отступничества.

Господь дал эти предвидения, вероятно, для того, чтобы утвердить Церковь и укрепить ее для тяжелого будущего времени.

_Блажен читающий_, 1:3

Блажены те, кто слушают и сохраняют слова этой книги. Этими словами книга Откровения начинается и такими же словами она заканчивается (22:7). Сам Господь сказал их.

Это говорит о том, чтобы читать, а также слушать ее чтение в Церкви. В то время книги переписывались от руки; их было очень мало и они были дорогими. Люди, желавшие получить знание из Писания, в основном, могли получить это от чтения и изучения по церквам. Изобретение печатного дела и легкое приобретение печатных Библий в настоящее время не умаляет значения регулярного чтения и толкования Слова Божьего во время церковного служения.

Слово Божье предназначено для того, чтобы тогда, теперь и всегда занимать главное место во время богослужения.

Если бы руководители церквей имели это в виду с самого начала, то, возможно. Церковь избежала бы морального разложения, от которого она страдает веками. И мы никогда не перестанем удивляться тому, что современные руководили Церкви все еще, в некоторой мере, мало уделяют внимания Слову Божьему в церковном богослужении, где Господь должен быть центром нашей любви.

Глава 1:4-8. Приветствия семи церквам

Ефесской, Смирнской, Пергамской, Фиатирской, Сардисской, Филадельфийской и Лаодикийской.

Эти семь городов, соединенные большим треугольником широкой дороги, названы в географическом порядке, начиная от Ефеса, потом, приблизительно 160 км на север к Пергаму и оттуда, на юго- восток, к Лаодикии, которая расположена примерно в 160 км от Ефеса.

"Леня" ( 1 :4) была римской провинцией на западе, часть которой мы, знаем под названием Малой Азии, теперь является частью Турции. Ефес был ее главным городом. Пергам был основным политическим- центром.

В "Лени" было много церквей. Упомянутые выше, были названы "Семью церквами". Каждая из них составляла основной центр в -своем городе. Они были главными городами, находящимися под пасторским попечением апостола Иоанна в той области.

Ефес является единственным городом, фигурирующим в другом месте истории Нового Завета. Фиатира упомянута как родина Лидии (Деян. 16:4). В Лаодикию было послано от апостола Павла письмо (Колос. 4:13-16), которое было потеряно. Об остальных четырех церквах нигде не упомянуто в Новом Завете. Вероятно, они были ветвями церквей в Ефесе, где трудился апостол Павел.

Число _Семь_

Книга построена вокруг системы "Семь". Семь Посланий к семи церквам (главы 1-3). Семь печатей, семь труб (главы 4-11). Семь язв (главы 15,16). Семь светильников (1:12,20). Семь звёзд (1:16,20).Семь ангелов ( 1 :20). Семь духов ( 1'.4). Агнец с семью рогами и семью очами (5:6). Семь светильников (4:5). Семь громов (10:3,4). Красный дракон с семью головами и семью диадемами ( 12:3). Зверь с семью головами (13:1). Зверь багряный с семью головами (17:3,7). Семь гор (17:9). Семь царей (17:10).

Число "семь" фигурирует в Библии очень часто. Суббота- седьмой день. Система левитов в Ветхом Завете была устроена на цикле "семь" (см. стр. 146).

Иерихон пал после того, как семь священников с семью трубами, в продолжение семи дней обходили вокруг стен его и трубили семь раз на седьмой день. Нееман семь раз окунулся в Иордане.

Библия начинается семью днями творения и заканчивается книгой семерок, об окончательной судьбе творения.

Число семь является излюбленным в Божьем исчислении. Неделя состоит из семи дней. В музыке семь нот. Радуга состоит из семи цветов.

Судя по тому, как часто и в каком отношении это число употребляется, оно должно иметь более важное значение, чем только цифровую ценность. Символически, оно обозначает законченность или завершенность, целостность, полноту и совокупность.

_Семь блаженств_ откровения

В этой книге мы находим семь "блаженств". Даны ли они с целью, преднамеренно, или же случайно-мы не знаем.

"Блажен читающий и слушающий слова пророчества сего" (1:3). "Блажены мертвые, умирающие в Господе" (14:13). "Блажен бодрствующий" (в ожидании пришествия Господня) (16:15).

"Блаженны званные на брачную вечерю Агнца" (19:9). "Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом" (20:6). "Блажен соблюдающий слова пророчества книги сей" (22:7). "Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его" (22:14).

Значение других чисел

Некоторые числа употребляются так, что они, по мнению некоторых, представляют собой особый язык, с более высоким значением, чем их числовая ценность. Приводим некоторые из них: 3-Божья Троица.

4-Числовое значение природы, мироздание. 7-3+4, знак целостности. 12-Зх4, знак детей Божьих (см. стр. 721). 10-знак силы мира (см. стр. 723).

_Который есть и был и грядет_ 1:4

Особое значение в этой книге придается Божьей вечной, неизменной сущности. "Живущему во веки веков" (4:10). "Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет" (4:8). "Я семь Альфа и Омега, начало и конец"(21:6; 22:13). "Я семь Альфа и Омега, начало и конец. Который есть и был и грядет, Вседержитель" (1:8). "Я семь первый и последний и живый; и был мертв, и ее, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти" (1:17,18).

В мире, где империи возникают и падают, где все проходит и умирает. Божье Слово напоминает нам о том, что Бог неизменный, не относящийся к опредеённому времени, вечный. Он обещал, что Его сущность будет в нас и что мы подобны Ему, по Его благостен не подвержены смерти. Мы будем жить и жить всегда. Живыми навеки. Неувядаемая юность. Какой чудесный смысл жизни дает это. Какое утешение это дает святым, которые подвержены мученичеству.

Христос-Владыка царей земных, 1:5

Это подтверждает Его неограниченное превосходство над всем миром. Но в действительности, это не всегда выглядит так. Цари оказывали и оказывают с явной, вызывающей смелостью, открытое неповиновение Иисусу Христу. Даже сегодня изверги ада ходят по земле и управляют миром. Но они обречены на гибель.

Царство, которое сатана предлагал Христу, Он еще будет иметь, но не с помощью дьявола, а Своим собственным путем. Некупленные всех веков, души святых в раю, существующих теперь, ожидают долгое время этого радостного дня. И день этот придет. Христос восседает на престоле даже тогда, когда все кажется нам мрачным в жизни. Не будем забывать этого.

_Омывшему нас от грехов наших крови_ Своею_, 1:5

Спасен кровию Иисуса Христа-другая истина, которая подчеркивается в этой книге.

"Кровию Своею искупил нас" (5:9). 683

ОТКРОВЕНИЕ "Они победили его (дьявола) кровию Агнца" (12:11).

"Они омыли одежды свои и убелили одежды свои кровию Агнца"

(7:14).

"Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни" (22:14).

Есть недовольные люди, которые противятся этой мысли, но это непреклонное библейское учение, подчеркивающееся вновь и вновь в Новом Завете. Это трогает наши сердца. И как мы любим и обожаем Его за это и будем поклоняться Ему через всю вечность.

_Богу и Отцу Своему, слава и держава вовеки_, 1:6

Книга преисполнена хвалениями Господу и Богу. "Достоин Агнец... принять силу...и честь и славу и благословение" (5:12).

"Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава, и держава во веки веков" (5:13; 7:10,12).

"Велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! Праведны и истинны пути Твои, Царь святых!" (15:3).

"Аллилуйя! Спасение и слава, и честь и сила Господу нашему...Аллилуия!... Аллилуия1...Аллилуия1...Воцарился Господь Бог Вседержитель. Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу..." (19:1-7).

Четыре живые существа, двадцать четыре старца, сто миллионов Ангелов и множество некупленных со всех сторон, голосами, напоминающими шум океана, слились в небесном созвучии, прославляющем Господа. Почему бы не сделать этого по церквам? Почему бы всем людям не петь?

_ее, грядет с облаками_, 1:7

Господь грядет-еще одно из самих существенных обещаний книги.

"Узрит Его всякое око, и те, которые пронзили Его" (1:7). "Держите, пока приду" (2:25). "Найду на тебя, как вор" (3:3). "ее, гряду скоро; держи, что имеешь" (3:11). "ее, гряду скоро" (22:7).

"ее, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною" (22:12). "Ей, гряду скоро" (22:20). "Ей, гряди. Господи Иисусе!" (22:20). "Господь грядет"-это одни из первых слов книги. И последние слова молитвы Иоанна, чтобы это совершилось "вскоре".

Христос придет снова. Чудесное завершение человеческой истории. Это произойдет на облаках, в силе и славе. Весь мир увидит. Это будет день страдания и страха для тех, кто отверг Его, и днем неизреченной радости для спасенных детей Божьих.

Иисус Сам говорил об этом многократно (Матф. 13:42,50; 24:30,51; 25:30; 26:64; Луки 21:25-28). И, в Деяниях 1:9,11, Иисус вознесся в облаках, и "придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо".

ОТКРОВЕНИЕ

Прошло почти две тысячи лет, и Он еще не пришел. Но в вечности, тысяча лет, как один день. Но однажды. Он придет с катастрофической неожиданостью. Христос прежде пришел в определенное время. И Он вновь придет в назначенное Ему время.

"Время близко" (1:3). Так начинается книга, так она и заканчивается (22:10). Это может произойти быстрее, чем мы думаем.

Глава 1:9-20. Христос посреди церквей

"Патмос" (1:9)-остров, куда Иоанн был сослан во время преследований Домицианом, и где эти видения были даны. Остров расположен в Агейском море, около 96 км на юго-запад от Ефеса и примерно 241 км на восток от Афин. Длина его 16 км, а ширина-10 км, скалистый и без растительности.

"День воскресный" (1:10), вероятно, был "первый день недели"(Деян. 20:7; 1 Коринф. 16:2), был днем христианских богослужений в честь воскресения Господа. Как седьмой день соблюдался в ознаменование творения, так первый день был установлен, чтобы навсегда сохранить в памяти историю воскресения Христа из мертвых-наиболее важный день во всей истории,-единственное событие, которое дает смысл жизни человечества.

"Ябь1лвДухе"(1:10;4:2; 17:3:21:10)-этисловаговорят,чтовсёего существо было наполнено Духом Божьим.

_Напиши_, 1:11 Повелевает голос с неба

"То, что видишь, напиши в книгу" (1:11). "Итак, напиши, что ты видел" (1:19). "Ангелу Ефесской церкви напиши. Ангелу Смирнской церкви напиши.

"Ангелу Пергамской церкви напиши. Ангелу Фиатирской церкви напиши"

"Ангелу Сардийской церкви напиши. Ангелу Филадельфийской церкви напиши".

"Ангелу Лаодикийской церкви напиши". (2:1,8,12,18; 3:1,7,14). "Напиши, блаженны мертвые, умирающие в Господе" (14:13). "Напиши, блаженны званные на брачную вечерю Агнца" (19:9).

Таким образом, многократно подтверждается и при том строго, что Господь Сам повелел написать в книгу и Сам точно сказал, что написать.

Видение о Христе, 1:13-18.

Держащий ангелов церквей в Своей руке. Его волосы были, как снег. Его глаза, как пламень огненный. Лицо Его, как солнце. Ноги Его подобны халколивану.

Голос Его, как шум вод многих. Из уст Его выходил острый с обеих сторон меч. Это аспект, которым нежный Спаситель представляет Себя Церкви, и со Своей Церковью опоясан для сражения, как Воин и Победитель над отчаянными и сильными врагами. Это предложение Церкви дается для получения доверия к Нему в Его руководстве. Так же, это строгое предупреждение Церкви при растущих признаках ее , испорченности и отступничества, что Он не допускает равнодушия и вероломства.

Ангелы, 1:20

Ангелы играют важную роль в устройстве панорамы и пейзажа видений и при написании этой книги.

Ангел диктовал книгу Иоанну (1:2; 22:16). Каждая из семи церквей имела ангела (1:20; 2:1 и т.д.). Ангел был заинтересован книгой, закрытой печатью (5:2) Тьмы тем и тысячи ангелов пели хвалу Агнцу (5:11). Четырем ангелам была дана сила вредить земле (7:1-4). Ангел запечатлел избранных (7:1-4).

Ангелы пали перед престолом на лица свои и преклонились Богу (7:11).

Ангел был употреблен для ответа на молитвы святых (8:3-5). Семь ангелов трубили семью трубами (8:6,7 и т.д.). Ангел бездны был царем армии саранчи (9:11). Четыре ангела были приготовлены для истребления третьей части людей (9:15,16).

В руке ангела была книжка раскрытая, объявляющая, что нет уже времени (10:1,2,6).

Михаил и ангелы его, воевали против дракона и ангелов его (12:7). Летящий ангел благовествовал Евангелие всему миру (14:6). Другой ангел провозгласил падение Вавилона (14:8). Ангел объявил гибель поклоняющимся зверю (14:9,10). Ангел объявил о созревшей жатве на земле (14:15). Ангел объявил сбор созревшего винограда (14:18,19). Семь ангелов имели семь последних язв (15:1). Ангел объявил суд над Вавилоном (17:1,5). Ангел снова объявил падение Вавилона (18:2). Ангел продемонстрировал падение Вавилона (18:21). Ангел руководил уничтожением зверя (19:17). Ангел связал дьявола (20:2). Ангел показал Иоанну Новый Иерусалим (21:9). 12 ангелов охраняли 12 ворот Нового Иерусалима (21:19). Ангел запретил поклоняться ему (22:9). Как видно из книги Откровения, о деятельности ангелов упоминается 27 раз.

Слово "ангел" дословно означает "вестник или посыльный". В Библии это относится, в большинстве случаев, к сверхъестественным лицам невидимого мира, состоящим на службе в качестве посыльных или вестников Богу или дьяволу.

686

Ангелы, в значительной мере фигурировали в жизни Христа. Во всей Библии много говорится об ангелах (см. стр. 426,427).

"Ангелы" церквей (2:1 и дал.), некоторые думают, что они были посланы церквами, чтобы посетить Иоанна на острове Патмос; или пастора церкви; или ангелы-хранители церквей; или небесные представители церквей.

Иоанн в семи посланиях описал все под божественным руководством о небесной оценке земных церквей.

Главы 2,3. Письмо семи церквам

Каждое письмо составляет целую книгу с коротким специальным посланием каждой церкви. Мы предполагаем, что было сделано семь экзепляров и по одному было послано в каждый город. Каждая церковь, таким образом, могла читать Божью оценку не только самих себя, но также и других церквей. Даже сегодня церкви могуть судить о себе по этим письмам.

Характеристика церквей

Две были очень хорошие: Смирнская и Филадельфийская. Две были очень плохие: Сардисская и Лаодикийская. Три были посредственные: Ефесская, Пергамская и Фиатирская. Две хорошие церкви, Смирнская и Филадельфийская, состояли из простых людей, подверженных преследованиям.

Две плохие, Сардийская и Лаодикийская, включали руководящие классы номинальных христиан, но с языческим образом жизни.

У Ефесской было ортодоксальное учение, но была потеряна первая любовь.

Пергамская была еретической, но преданной имени Христа.

Фиатирская, медленно возраставшая в усердии, была также еретической и допустила учение Иезавели.

Ересь

Это относится к "блуду" и "принятию в пищу идоложертвенного". Нравственное развращение было частью поклонения язычников и было обыкновенным делом во время языческих празднований. Жрицы богини Артемиды и других богинь были развратными женщинами.

Это был трудный вопрос для языческих церквей с самого начала. Письмо от апостолов из Иерусалима, примерно 50 лет перед этим (Деян. 15), к языческим церквам, в общем было терпимым, но строго настаивало, чтобы христиане воздерживались от безнравственности, связанной с идолопоклонством.

Тем временем многие стали христианами и внесли с собой некоторые старые привычки в новую жизнь и религию.

Пышные поклонения Артемиде очень импонировали человеческой

687

натуре. И было нелегко привыкшим к ним, сразу отказаться от всего. Естественно, там были всякого рода попытки совместить языческие обычаи с христианскими. Некоторые христианские учителя, претендовавшие как-бы на Божье вдохновение, защищали свободное участие в языческой безнравственности.

В Ефесе христианские руководители исключили такого рода учителей. Однако в Пергаме и Фиатире большинство пасторов придерживались такого учения, терпели в своих рядах тех, кто следовал этому учению.

Общие заметки о церквах

Ефес был старого Конского происхождения, расположен в устье реки Кайстер. Греческие колонии, окружавшие Средиземное и Черное моря, в основном, были торговыми пунктами. Кочующие греческие общины не искали господства над местностями, удаленными от прибрежной полосы, но старались быть вблизи торгового центра и иметь в своем распоряжении достаточно территории и прибрежной полосы, чтобы подцерживать поселение. Великие города выросли на таком вот основании, начиная от Марсель и до Александрии. Некоторые из них стали столицами государств. Во всех случаях, колонии были центрами или отдаленными поселениями эллинизма, отличительного и цивилизирующего.

Ефес вытеснил город Милит как торговой порт, но когда его гавань, как и в Милите, стала засорена, то Смирна заменила обе гавани и стала торговым центром на пути Миандерской долины. Малая Азия в своем расцвете имела 230 отдельных поселений,

688

гордых своей индивидуальностью и богатством. Эти поселения выработали свою собственную монетную систему и сами управляли своими собственными делами. Господство персидского деспотизма, широкая вырубка леса и опустошение от войны естественного моста и широкой дороги между континентами постепенно истощили их благосостояние. Но в начале римского правления, так же как и во времена Конской независимости, Ефес был гордым, богатым и живым портом, конкурируя с Александрией и сирийской Антиохией.

Ефес, расположенный вблизи гробницы старой Анатолийской богини плодородия, стал центром дальневосточного культа. Анатолийское божество было принято греками под именем Артемиды, а римляне называли ее Дианой. Абсурдно представленная с головой в виде башенки и множеством грудей, богиня и ее культ нашли выражение в известном храме, обслуживаемом, как и Афродита в Коринфе, сонмом жриц- проституток.

Вокруг культа росла торговля. Ефес стал местом паломничества туристов-поклонников, стремящихся привести оттуда талисманы и сувениры, изготовляемые процветающей гильдией мастеров серебрянного дела, зарабатывавших средства для жизни изготовлением серебряных святынь и изображений метеорных камней, которые, как они верили, были изображением Дианы, "павшей с неба". Ефес все больше и больше склонялся к занятиям, последующим культу, так как коммерция падала в засоренном илом порту. Тридцать два километра тростниковой болотистой местности отделяли теперь старые портовые работы от моря. И даже во время ап. Павла этот процесс засорения был уже в действии. Согласно Тацита, в 65 году по Р.Х. была сделана попытка улучшить судоходную часть, но это задание оказалось очень трудным. Ефес в первом столетии умирал, был отдан тунеядству, живя, как Афины, с плохой репутацией, был странным местом встречи старой и новой религий-востока и запада. 19 глава Деяния Апостолов дает особенно яркую картину необычной жизни Ефеса. "Светильник" исчез со своего места, как закат. Ефес находился в предсмертной агонии; состояние его можно было уловить в послании к Ефесянам, в Окровении, которое говорит о приступе общей отсталости и падении общества. Храм и часть этого города были широко раскопаны.

Смирна был портовым городом на западном побережьи Малой Азии, во главе морского залива, в который впадает река Гермий. Хорошо защищенный порт и естественный конечный пункт большого торгового пути в долине Гермия. Ранняя история Смирны разнообразна. Была разрушена лидийцами в 627 году до Р.Х. и на протяжении трех столетий была немного больше деревни. Но выросла в середине четвертого столетия до Р.Х., после завоевания Сардиса Александром, и вскоре стала основным городом Азии. Смирна была довольно проницательным городом, и обратила внимание на восходящую звезду Рима. Общая опастность-нападе- ние сирийского Антиоха Великого-объединила два государства в конце третьего столетия до Р.Х. и связь, созданная перед лицом восточной опастности, осталась неразбитой. Смирна была наиболее удобным предмостным укреплением, полезным римскому равновесию в водах Агейского моря против воено-морских сил Родоса. Это был тот древний союз, о котором упоминает Смирна в

689

ОТКРОВЕНИЕ

26 году по Р.Х., когда город подал прошение императору Тиберию о разрешении построить храм его божеству (Анналы Тацита 4.56). Прошение было удовлетворено и Смирна построила второй азиатский храм императору. Город преклонился перед Римом как духовной властью с 195 года до Р.Х. С тех пор, культ Кесаря был гордостью Смирны. Смирна была известна наукой, медициной и величием строений. Аполлос Тианский говорил о ней, как о "венце галерей", представлявшем круг красивых публичных зданий, окружавших кольцом вершину горы Пегас, в виде диадемы или венца, о котором упоминает Иоанн (Отер. 2:10). Епископ Поликарп, казненный в 155 году по Р.Х., был учеником Иоанна.

Пергам был городом Мизии в Касийской долине, представлявший из себя остров длиной в 19 км Великолепно расположенный на возвышенном месте, Пергам был столицей до тех пор, пока последний из пергамских царей не передал свое царство Риму в 133 г. до Р.Х. Портам стал главным городом новой провинции в Азии и местом первого храма культа Кесаря, построенного Риму и Августу в 29 г. до Р.Х. Вторая святыня была посвящена позже Траяну. Такая ситуация делала пристиж Пергаму в языческой Азии. Также было свойственно поклонение Асклепию и Зевсу. Символом первого был змей. Паузаний описывает изображение его культа следующим образом: "С жезлом в одной руке, а другая на голове змея". Пергамские монеты иллюстрируют значение, которое жители придавали культу. Степная рысь, отдающая честь змею, обвитому вокруг наклонившегося молодого деревца, была изображена на одной монете. Над Пергамом, на скале, похожей на трон, был устроен алтарь Зевсу, теперь находящийся в Берлинском музее (Отар. 2:13). Он служил напоминанием поражения Галийского нашествия и был украшен картиной столкновения богов с великанами. Последние были показаны в виде чудовищ со змееподобными хвостами. Чтобы увеличить страх христиан пергамской навязчивой идеей с образом змея, Зевс, в связи с этим, был назван: "Зевс спаситель". Совершенно естественно, что "учение николаитов" процветало там, где политика и язычество были тесно связаны, и христиан пытались вынудить пойти на копромисс. Пергам был древним рассадником культуры и обладал библиотекой, конкурировавшей с Александрийской библиотекой. Пергамент был изобретен в Пергаме, чтобы освободиться от египетского ревнивого запрещения экспорта папируса.

Фиатира был город расположенный в азиатской провинции, на границе Лидии и Музии. Фиатира исторически не знаменит и едва упоминается древними писателями. Монеты говорят нам о том, что будучи расположенным на большой дороге, связующей две речные долины, Фиатира был гарнизонным городом многие столетия. Его древнее анатолийское божество имело вид воинственной фигуры, вооруженной боевым топором и сидящей на боевом коне. Необычные-одна или две-монеты показывают женское божество с зубчатой короной. Город был центром торговли и летопись сохранила ссылки на большее количество торговых гильдв Фиатире, чем в других азиатских городах. Лидия, торговавшая баграницей (материей, окрашенной экстрактом марены), которую Павел встретил в Филиппах,-была из Фиатир (Деян. 16:14). Интересно видеть вторую после принцессы женщину, которая заключила

690

торговое сотрудничество Агаба с финикийцами, ведущими лицами компромисса в Фиатирской церкви (Отк.2:20,21). Необходимость быть членом гильдии (союза) в торговом обществе, вероятно, послужила причиной согласия на компромисс. Фиатира не играла большой роли в позднейшей истории церкви.

Сардис был главным городом Лидии; он был расположен под укрепленной вершиной горы Тмолий, в Гермийской долине, вблизи ' соединения дорог из центра Малой Азии, Ефеса, Смирный Пергама. Город был столицей Лидии во время Креса, и местопребыванием губернатора-после персидской победы. Сардис был известен искусством и ремеслом, и был первым центром чеканки золотых и серебряных монет. Короли Лидии были настолько богаты, что Крое стал легендой богатства; говорили, что пески Пастолия были из золота. Крое также стал легендой гордости и самонадеянного высокомерия, когда его нападение на Персию привело к падению Сардиса и затмения его царства. Неожиданный захват крепости персидским царем Киром в 549 г. до Р.Х. и три столетия позже- римлянами, возможно, были примером для предупреждения Иоанном в Откровении 3:3. Большое землетрясение в 17 году по Р.Х. разрушило Сардис физически и финансово. Римляне дали 10 000 000 сестерций для помощи пострадавшему городу. Это показывает на масштаб разрушения, но город никогда не был отстроен.

Филадельфия была городом Лидии, основанным Атталом 11 Филадельфом (159-138 гг. до Р.Х.). Царь получил свое имя за преданность своему брату Евмению и город остался под этим названием. Филадельфия была аванпостом эллинизма в Анатолии. Расположен город около горы Тмолий, в широкой Гермейской долине, где проходила почтовая дорога. Город расположен на широкой, низкой возвышенности, которую легко охранять от нападений; это объясняет, почему Филадельфия могла долго стоять против турок. Местность была очень сейсмическая, и большое замлетрясение в 17 году по Р.Х. совершенно разрушило город. После этого бедствия Филадельфия на протяжении 20 лет, страдала от повторявшихся землетрясений. Отсюда, как говорит Рэмзи, произошла образность в книге Откровения 3:12 "сделаю столпом", "он уже не выйдет вон", "имя града". Несомненно, что "имя града" относится к предложению переименовать город в Неокесарию, в благодарность Тиберию за щедрую помощь на отстройку города после землетрясения. Местность была пригодна для выращивания винограда, а также была центром поклонения Дионисию. Свидетельство христиан продолжалось в Филадельфии на протяжении всего средневековья и до сего времени, несмотря на вторжение мусульман.

Лаодокия, была богатым городом в Малой Азии, основанным Антиохом 11 (262-246 гг. до Р.Х.), а также главным городом "района" "Семи церквей в Лени". Город расположен на одном из больших азиатских торговых путей, что обеспечивало его большое коммерческое процветание. Лаодокия была главным центром банковского дела. В 51 г. до Р.Х. Цицерон, на пути в свою сицилийскую провинцию, получил там деньги по чеку. Без сомнения, богатые банковские фирмы в 60 г. по Р.Х. финансировали отстройку города после большого землетрясения. Лаодокия отказалась от

692

предложенной сенатской помощи. Город был "богат, разбогател и ни в чем не имел нужды" (Отк. 3:17). Ликийская долина приносила лощеную черную шерсть, из которой выделывалась черная одежда и ковры, за счет чего город стал известен. Лаодикия была также центром медицинской школы и выработки коллирия-известной целебной мази для глаз. Критический стиль апокалиптического письма к Лаодикии, вероятно, имеет в виду эти занятия. Город был известен источниками теплой воды, содержащей соду; из соседнего Хиераполя теплые источники текли в реку Меандер. Подача воды для Лаодикии также шла с Иераполя. Вильям Рэмзи предполагает, что уязвимость, вместе с опасностью, которой подвержен город, и с его богатством, были причиной роста духа компромисса и любви к жизненным благам, что и было причиной того, что Церковь была порицаема в книге Откровения. Под управлением Диоклетиана Лаодикия, все еще богатая, стала главным городом провинции Фригии. Все семь писем были написаны в одном и том же стиле: Начало: "Так говорит..." и "Знаю дела твои..." Конец: "Побеждающему..." и "Имеющий ухо да слышит..."

_Так говорит..._

Выражение Его естества, которое относилось к каждой церкви. Ефесской церкви-великой и сильной, но теряющей усердие: "Так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей".

Смирнской церкви-бедной, страждущей церкви, ожидающей мученичества: "Так говорит Первый и Последний, Который был мертв и ее, жив".

Пергамской церкви-допускавшей учителей безнравственности: "Так говорит Имеющий острый с обеих сторон мочь".

Фиатирской церкви-возрастающей в усердии, но допустившей Иезавель: "Так говорит Сын Божий, у Которого очи-как пламень огненный".

Сардийской церкви: "Ты носишь имя, будто ты жив, но ты мертв". "Так говорит имеющий семь духов Божних и семь звезд".

Филадельфийской церкви: "Никто не отрекся от имени Моего. Я отворил пред тобою дверь, и никто не может затворить ее".

Лаодикийской церкви: "Ты ни холоден, ни горяч. Свидетель верный и истинный".

_Знаю дела твои_

Ефесской церкви: "Знаю дела твои, труд и терпение твое". Смирнской церкви: "Знаю дела твои, скорбь и нищету". Пергамской церкви: "Знаю дела твои, и что ты живешь там, где престол сатаны".

Фиатирской церкви: "Знаю твои дела, любовь, служение, веру и терпение".

693

Сардийской церкви: "Знаю твои дела, ты носишь имя, будто жив, но ты мертв".

Филадельфийской церкви: "Знаю твои дела, ты сохранил слово Мое". Лаодикийской церкви: "Знаю твои дела, ты ни холоден, ни горяч".

Ссылка на страницу: Библейский словарь Геллея
Теги: Библейский словарь Геллея
Просмотров: 208 | | Рейтинг: 0.0/0 Символов: 30048

ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам

Всего комментариев: 0
avatar


close