Главная » Библейский словарь Геллея
12:29
Библейский словарь Геллея
Авраам не был идолопоклонником, но он жил среди

идолопоклонников. В самом начале человек поклонялся единому

Богу и в Едемском саду жил в весьма близком общении с Богом.

После согрешения и изгнания из рая, человек потерял свое

первоначальное познание Бога и блуждая в темных поисках

разрешения тайны своего бытия, он начал поклоняться силам

природы, кажущейся ему источником его жизни. Половое влечение,

как средство, дающее начало жизни, имело большое значение в

ранней вавилонской религии. Клинописные письмена

свидетельствуют о том, что большая часть их богослужения

состояла из описания сексуальных сношений между богами и

богинями, от которых, как они думали, все пришло к жизни. Кроме

этого также обожествлялись солнце, дождь и другие силы природы,

так как от них зависила жизнь мира.

Обожествлялись и цари, так как у них была власть и сила. Многие

города и народы считали своими богами основателей этих городов,

как Ассур -- отец ассирийцев, который стал их главным богом и

Мардук (Нимрод), основатель Вавилона. И для того, чтобы реальнее

воспринять своих богов, их стали изображать, а потом этим

изображениям стали кланяться и богопочитать. Таким образом

человек опустился вниз от единобожия в пропасть бесчисленных,

многобожных, идолопоклонческих культов. Некоторые из этих

культов в своей практике оказались невыразимо

отвратитительными и мерзкими.

Идолопоклонство во дни Авраама

Ур был в Вавилонии и вавилоняне поклонялись многим богам и

богиням. Они поклонялись огню, солнцу, луне, звездам и различным

силам природы. Нимрод, который отличился своим противлением

Богу, постройкой Вавилонской башни, позже считался одним из

главных вавилонских богов. Мардук было обыкновенным именем, а

позже стало аналогичным с Ваалом. Шамаш было имя бога солнца.

Син -- боглуны, был главным божеством Ура, города Авраама. Жена

102

БЫТИЕ

бога Сина называлась Нингал, богиня луны Ура. Она имела много

имен и ей поклонялись во всяком городе, как Матери-богине. Одним

из ее многих имен было Нина, от которого произошло названия

города Ниневия. Самым обычным ее именем в Вавилонии было

Иштар. Она обожествляла половую похоть. В ритуале ее поклонения

была распущенность. Религиозная проституция в стенах ее храма

считалась обществом нормальным поведением вавилонских

женщин. В связи с этим, в ее храме были роскошные уединенные

места, где жрицы развлекали поклонников богини мужского пола

позорными обрядностями. Кроме этих проституток-жриц, всякая

служанка, жена или вдова должна была хотя один раз в жизни

участвовать в этих обрядах.

Авраам верил в единого Бога

Соотечественники Авраама были идолопоклонниками. Его отец

был идолопоклонником (Ис. Нав. 24:2). Существует предание, что

отец Авраама в детстве был гоним за отказ поклоняться идолам. Как

Авраам узнал о истинном Боге? Вне сомнения, что через

непосредственное откровение Самого Бога. Кроме того, если

посчитать годы жизни людей, согласно глав 5 и 11, то Ной жил до

рождения Авраама и жизнь Ноя была перекрыта Мафусалом на 600

лет, а жизнь Мафусала была перекрыта жизнью Адама на 243 года.

Поэтому Авраам непосредственно мог узнать от Сима и Ноя о

потопе и рассказ Мафусала о Адаме и Еве в Едемском саду.

Глава 12:4-9. Переселение Авраама в Ханаан

Харан бьш на расстоянии 1000 км. на северо-запад от Ура, 620 км.

на северо-восток от Ханаана, где Авраам сделал свою первую

остановку. Он вышел из Ура в поисках страны, где он был намерен

основать народ, свободный от идолопоклонства, хотя сам не знал,

куда шел (Евр. 11:8). Харан в это время уже был весьма заселенным

местом, через которое шли дороги на Вавилон, Ассирию, Малую

Азию и Египет. По этим дорогам передвигались караваны и армии.

После смерти своего отца Фарры, Авраам, призванный Богом,

пошел искать менее заселенные земли.

Первая остановка Авраама в Ханаане была в Сихеме, в центре этой

земли и долины, полной природной красоты, между горами Гевалом

и Геразимом. Здесь Авраам построил жертвенник Богу, но не

задерживаясь на долго, он двинулся на юг, продолжая исследовать

эту землю.

Следующая остановка Авраама была в Вефиле, на расстоянии 32

км. на юг от Сихема и 1б км. на север от Иерусалима. Место здесь

самое высокое во всем Ханаане, открывающее прекрасный вид во

всех направлениях. В своем лутешествии Авраам придерживался

верхушки горного хребта, возможно по той причине, что

Иорданская долина была от него на восток, а береговая долина

Средиземного моря была на запад, были уже густо заселенными. В

Вефиле он также поставил жертвенник Богу, равно как и позже в

Хевроне, а перед этим в Сихеме, не только как признание Бога своим

Богом, но как свидетельство своей веры перед народами, среди

103

БЫТИЕ

которых он пришел жить. Возможно, что ему понравился Вефиль,

так как он здесь поселился после возвращения из Египта и раздела с

Лотом.

Глава 12:10-20. Пребывание Авраама в Египте

Подвигаясь на юг от Вефиля, Авраам прошел очень близко мимо

Иерусалима, и если Мелхиседек был Симом, то, возможно, Авраам

посетил его, если он слыхал о нем еще в Вавилонии. Авраам ушел в '

Египет по причине голода и там остался пока прошел голод. Во

время пребывания в Египте, у него произошло очень неприятное

приключение. Жена Авраама Сарра была очень красивой женщиной.

А у фараонов был обычай отнимать красивых женщин у мужей для

себя, а мужей убивать. Его осторожная замена слов "жена Сарра" на

"сестру" не бьпо ложью в полном смысле этого слова. Сарра была

ему единокровной сестрой (20:12). Браки между близкими

родственниками в те ранние времена были обычным явлением, пока

не размножились люди и не представлялся большой выбор.

Археологическая заметка:посещение Авраамом Египта

На гробнице Сенусерта 11 из 12 династии, в Бенихассене, который,

как предполагают в то время был фараоном, есть скульптура,

изображающая посещение его двора азиатскими, семитскими

торговцами. Из рассказов патриархов можно заключить, что в то

время велась усиленная торговля с Египтом (Быт. 12:10-20; 37:25;

43:11; 46:6).

Глава 13. Авраам расходится с Лотом

Лот был племянником Авраама. Они долгие годы жили вместе со

времени выхода из Ура. А телерь их стада так размножились, что им

стало тесно жить вместе и это послужило причиной ссоры между их

пастухами из-за пастбища. Самым лучшим выходом из этой

трудности было разделиться и разойтись. Авраам весьма

великодушно предоставил Лоту выбор земли. Лот неразумно

выбрал Содомскую долину. После этого Авраам избрал Хеврон,

который с тех пор стал его постоянным местом жительства.

Глава 14. Авраам побеждает вавилонских царей

Победа эта произошла в связи с освобождением Лота. Можно

предполагать, что Авраам был знаком с военным искуством. С 318

вооруженными рабами из его дома и с некоторой помощью со

стороны соседей, он ночью напал на неприятеля и, разбив четерех

вавилонских царей, освободил Лота с его имуществом. Армии в то

время были малыми. Царями были племенные руководители.

Авраам тоже был своего рода царем -- главой племени в тысячу или

более человек.

Археологическая заметка: Хаммурапи

"Амрафел", Хаммурапи считается одним из самых выдающихся

ранних вавилонских царей. Открытие его прославленного Свода

104

БЫТИЕ

законов сделало его имя известным. Возможно, что Авраам был

знаком с ним лично еще из Ура. "Законы Хаммурапи" являются

голосом из праха дней Авраама (см. стр, 58).

Археологическая заметка: Путь царей [5,6]

Места, упомянутые в стихах 5 и б,где говорится о четырех

восточных царях воевавших с Содомом, были расположены так

далеко на восток от обычных торговых путей, что Албрайт в одно

время считал их легендарными. Но в 1929 г. он обнаружил ряд

великих курганов около Харрана на восточной границе Галаада и

Моава, городов, которые процветали около 2 000 лет до Р.Х.

Открытия эти свидетельствуют о том, что местность эта была густо

заселена, так как здесь проходили торговые пути между Дамаском,

Едемским и Синайским районами добывания золота и меди.

Мелхиседек, 14:18-20

Священник -- царь Салима (Иерусалима). Еврейское предание

гласит, что это был Сим, оставшийся в живых после потопа,

старейший житель земли, священник патриархального века всего

человечества. Если это так, то здесь содержится намек на то, что уже

скоро после потопа Бог избрал Иерусалим быть центром и местом

избавления человечества. Кто бы Мелхиседек ни был, он был

прообразом Иисуса Христа (Пс. 109; Евр. 5,6,7).

Главы 15,16,17. Бог обновляет Свои обетоввния Аврааму

Бог открывает Аврааму, что передтем, как его потомки наследуют

Ханаан, они проживут 400 лет в чужой земле (15:13), в Египте. Когда

Аврааму исполнилось 100 лет, а Сарре 90 лет, то им было дано

обетование Исаака и обряд обрезания, как знак Божьего народа.

Главы 18,19. Содом и Гоморра

Эти города беззакония находились в несольких километрах от

Хеврона, где жил Авраам и от Иерусалима, местожительства

Мелхиседека. Зно Содомз и Гоморры достигло неба, хотя прошло

всего 400 лет иосле потопа, о чем еще должны бы помнить жители

этих городов. Человечество уже забыло урок потопа и уничтожения

людского рода. "И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем

серу и огонь", чтобы освежить их память и предупредить от

грядущего гнева Божьего на грешников, и чтобы показать на

примере окончательное наказание земли огнем (2 Пет. 2:5,6; 3:7,10).

Иисус Христос приравнивает дни Своего пришествия ко дням

Содома (Лук. 17:26-32), а также ко дням потопа. В обеих случаях

времена эти были невыразимо лукавыми. В наши дни, с неимоверной

быстротой когда-либо известной в истории человечества,

преисполненого зависти,жестокости,зверства и всяких преступных

намерений; со злыми духами, занимаюшими высокие посты на

земле -- не требуется особых усилий видеть, куда стремится

человечество, хотя и прилагаются старания некоторыми добрыми

105

БЫТИЕ

людьми и правителями предупредить это падение. Если не наступит

мировое движение покаяния, то день погибели неизбежно близок.

Местоположения Содома и Гоморры

Содом находился на северной или южной конечности Мертвого

моря. "Содом" (Усдом), так называется гора в юго-западном углу.

Существует весьма распространенное древнее предание, что

большая топографическая перемена произошла в южной конечности

Мертвого моря во время разрушения Содома и Гоморры. Древние

историки всегда предполагали, что города эти находятся под

Мертвым морем.

Мертвое море

Мертвое море имеет в длину 65 км. и около 16 км. в ширину.

Северный конец моря очень глубок и достигает в некоторых местах

до 330 м. Уровень воды в море в настоящее время выше, чем в дни

Авраама, по причине засорения илом с реки Иордана и других

притоков и без выхода воды из моря. Южная треть моря когда-то

была равниной.

Археологическая заметки

В 1924 г. В.Ф. Албрайт и М.Г. Кайл вели совместную экспедицию

Американских школ и Ксения семинарии и обнаружили в юго-

восточном углу Мертвого моря пять оазисов, созданных

106

БЫТИЕ

ручьями пресной воды. Недалеко от этих источников, на уровне 150

м. выше уровня Мертвого моря, на месте называемом Баб-эд-Дра,

лежат остатки большого укрепленного сооружения, очевидно

служившим "центральным местом" для религиозных празднований.

Здесь было обнаружено множество черепков, кремней и других

остатков.периода того времени между 2 500 и 2 000 лет до Р.Х., с

доказательством того, что жизнь людей здесь в одно время очень

быстро оборвалась, около 2000 лет до Р.Х. Все выше сказанное

свидетельствует о том, что место это было весьма густо населенным

и процветающим и плодотворным, как "Божий сад". А внезапному

прекращению жизни и перемене климата и вида местности

послужило какое-то страшное стихийное явление.

По мнению Албрайта, Кайла и других археологов, Содом и

Гоморра были расположены на этих оазисах, ближе к морю и что

расположение городов теперь покрыто водой Мертвого моря.

"Смолой" (14:10) был асфальт, блестящий, черный, нефтяной

продукт, который тает и горит. Здесь находятся большие залежи его

по обеим сторонам Мертвого моря, более обильные залежи в южном

конце моря, и громадная масса на дне моря. Огромное количество

этой смолы всплывает на верх во время землетрясений.

"Дождь серный" (19:24). Кайл утверждает, что под горой Уздом

лежит слой соли в 45 м. толщиной, а сверх этого слой известковой

глины, смешанной с серой и что в надлежащее время Бог

воспламенил газы и произвел большой взрыв. Соль и сера были

выброшены в воздух раскаленной лавиной, что буквально произвело

огненный и серный дождь с неба. Жена Лота в зто время

превратилась в соляной столб. В южном конце Мертвого моря есть

107

БЫТИЕ

много соляных столбов, которые носят имя "Лотова жена". Все здесь

свидетельствует о подлинности библейского рассказа о Содоме и

Гоморре.

Глава 20. Сарра и Авимелех

Хотя Хеврон оставался постоянным жительством Авраама, все же

он, время от времени, переходил с места на место, в поисках пастбищ

для своих стад. В Гераке, филистимлянском городе, лежащим в 65 км

на запад от Хеврона, около морского побережья, у Авраама было

еще одно приключение, подобное с фараоном (12:10-20). Можно

смело сказать, что Сарра была очень красивой женщиной, если она в

своем возрасте могла привлекать внимание царей. У Исаака и

Ревекки было такое же приключение и с этим же самым Авимелехом

в Гераре (глава 26).

Археологическая заметка

В городах Сихеме, Вефиле, Айе, Гераре и Дофане, упоминаемых в

связи в Авраамом, Исааком и Иаковом, Албрайт и Гарстанг нашли

на нижнем уровне развалин тряпки 2000 лет до Р.Х., указывающие на

существование этих городов.

Глввв 21. Рождение Исаака

Измаилу в это время бьпо уже 15 лет (5:8; 16:16). Апостол Павел

использовал этот рассказ о двух сыновьях Авраама, в

аллегорическом смысле, применяя к двум заветам: Ветхому и

Новому (Гал. 4:21-31).

Вирсавия (30,31), где большую часть времени жил Авраам, Исаак и

Иаков, находясь на самой южной границе с Ханааном, в 32 км на

юго-запад от Хеврона и в 320 км от Египта. Место это называлось

"местом семи источников". Источники в полудикой местности

считались бесценным приобретением. Источники эти существуют и

по настоящее время.

Глава 22. Авраам приносит в жертву Исаака

"Бог повелел для того, чтобы недопустить". Жертвоприношение

это было испытанием веры Авраама. Бог обещал от Исаака

произвести народы (17;16). Вдруг Бог требует Исаака в жертву,

прежде чем от него родились дети. Авраам не сомневался, что Бог

воскресит Исаака из мертвых (Евр. 11:19). Нам не известно, каким

образом Бог дал такое повеление Аврааму. Но в словах Бога Авраам

не усумнился, иначе как он мог решиться на такое жестокое и

отвратительное дело, не будучи уверенным, что это Божье повеление.

Мысль о жертвоприношении вышла не от Авраама, а от Бога.

Жертвоприношение Исаака является символическим

пророчеством о смерти Христа. Отец приносит в жертву Сына. Сын

остается мертвым три дня (в мыслях Авраама четыре). Затем

последовала замена и жертвоприношение. На той же самой горе --

108

БЫТИЕ

Мориа, где 2000 лет позже был принесен в жертву Божий Сын.

События эти туманно изображают рождение еврейского народа и

цели, для которой этот народ был избран.

Главв 23. Смерть Сарры

Пещера Махпела, где была погребена Сарра, находится на

западном склоне Хеврона, в мечети под управлением магометан, не

разрешающим ее посещать. В 1862 г. уэльский принц получил особое

разрешение от турецкого султана на посещение гробницы. Там он

видел каменные памятники Аврааму, Исааку, Иакову, Сарре,

Ревекке и Лие, и круглое отверстие в пещеру внизу, которое

считается Махпельской пешерой. Говорят, что эту пещеру никто не

посещал в течении 600 лет.

Глвва 24. Обручение Исаакв с Ревеккой

Ревекка приходилась Исааку двоюродной сестрой. Посылая слугу

к своим родственникам, Авраам хотел взять жену своему сыну не из

идолопоклонников. Если бы Исаак женился на хананеянке,

то возможно, что вся история израильского народа пошла бы в ином

направлении. Какой великий урок в этом для молодых людей

нашего времени в выборе себе друга жизни.

--------------------------------------------------------------------------------

Глава 25:1-11. Смерть Авраамв

Жена Авраама Сарра умера в возрасте 127 лет. Аврааму в это

время было 137 лет. После смерти Сарры Авраам еще прожил 38 лет

и за это время еще женился на Хеттуре. Она родила ему шесть

сыновей, от которых произошли мадиатяне. Пятьсот лет позже

Моисей женился на мадиатянке (Исх. 2:16-21). В общем Авраам был

109

БЫТИЕ

величайшим, благороднейшим и наиболее почитаемым из всех

патриархов не только евреями, могометанами, но и христианами. Он

был "другом Божьим" и "отцом всех верующих". Он бьп щедрым,

общительным, великодушным и имел неограниченное упование на

Бога.

Родословие Измаила, 25:12-18

Родословие Измаила восьмое по счету в книге Бытия (см. стр. 66).

Измаил был сыном Авраама от египтянки Агари, служанки Сарры

(глава 16). Измаильтяне заселили Аравию и стали называться

Аравитянами (арабами). Таким образом Авраам стал отцом

теперешних арабов. Соперничество между Исааком и Измаилом

продолжается столетиями, которое в наше время выражается

враждой между евреями и арабами.

Аравия состоит из полуострова, длиной в 2400 км и шириной в 1300

км, размером в 150 раз больше Палестины (см. карту 5). Большая

часть полуострова состоит из пустыни, с редкими оазисами и

населенная кочевыми племенами.

Родословие Исаака, 25:19 по 35:29

Девятое родословие в книге Бытия. Рассказ о Исааке и Иакове,

переданный Иаковом сыновьям.

Глвва 25:19-34. Рождение Иакова и Исава

Исав был первородным сыном и наследником всех обетований

Аврааму. Но Бог, зная все природные способности этих близнецов

наперед до их рождения, избрал Иакова быть средством передачи

драгоценного благословения, о котором Он намекал их матери (23),

и что легло в основу сделки между братьями (31).

По линии обетований все сыновья Авраама были исключены,

кроме Исаака. Из сыновей Исаака был избран Иаков, а Исав

отвергнут. Процесс избрания закончился Иаковом и все

последующие наследники Иакова были включены в избранный

народ.

Глава 26. Пребывиние Исаака у филистимлян

0 жизни Исаака сказано очень мало, за исключением событий

между Авимелехом и Ревеккой, а также о споре между пастухами о

колодцах. Исаак унаследовал большое отцовствое имущество: стада

и табуны животных. Он был весьма богатым и преуспевающим и вел

тихий и безмятежный образ жизни.

Исак родился, когда Аврааму было 100 лет, а Сарре -- 90лет. При

смерти матери ему было 37 лет . Женился он в 40 лет и на 60 году его

жизни родился Иаков. Исааку было 75 лет, когда умер Авраам. 137

(?) лет, когда убежал Иаков. 157 (?), когда Иаков вернулся от Лавана

и 167 лет, когда Иосиф был продан в Египет. Он умер в 180 летнем

возрастае, в том году, когда йосиф стал управителем в Египте.

Авраам жил 175 лет, Исаак 180 лет, Иаков 147 лет и Иосиф 110 лет.

110

БЫТИЕ

Вамсное лримечание: Божьи "повеления, уставы и законы" (5).

Можно допускать, что Божьи писанные законы уже существовали в

дни Авраама.

Глава 27. Ивков получает отцовское блвгословение

Иаков уже купил первородство у своего брата Исава (25:31-34).

Требовалось лишь отцовское подтверждение передачи, которое он

приобрел обманом. Для оценки моральных качеств поведения

Иакова необходимо иметь ввиду несколько вещей и обстоятельств.

1) Его мать натолкнула его на это. 2) Он сильно желал первородства,

которое было источником Божьего обетования благословения для

всего мира.3) Возможно, что он не смог бы его приобрести иным

путем. 4) Исав не дорожил первородством. 5) Иаков весьма

дорого расплатился за свой обман (см. главу 29). 6) Сам Бог,

приготовляя этот грандиозный мировой план спасения (Рим. 9:10-

13), сделал выбор прежде их рождения (25:23).

Предсказания Исаака (29:40). Сам Бог вложил их в уста Исаака,

потому что они исполнились. Потомки Иакова достигли

преобладающего положения среди народов и в надлежащее время

произвели Христа, Которому принадлежит будущее царство.

Потомки Исава, идумейцы, были на услужении в Израиле до того

времени, пока они не освободились от израильского порабощения (1

Царств 8;20-22), а затем исчезли из истории.

Глава 28. Видение Иакова в Вефиле

Исаак утверждает передачу Исавом первородства Иакову. Эта

передача закреплена в небе. Сам Бог заверяет Иакова, что с этого

времени он будет избранным сосудом для выполнения Божьих

обетований. Лестница, которую видел Иаков в видении, была

символом соединения неба с землей в исполнении Божьих

обетований. Иисус сказал, что Он является этой лестницей (Иоана

1:51).

Иаков в это время был в 77 летнем возрасте. При смерти Авраама

ему было 15 лет. При рождении Иосифа ему бьпо 90 лет. На 98 году

он вернулся в Ханаан. В 120 лет умер его отец Исаак. В 130 лет он

ушел жить в Египет и на 147 году умер.

Своих первых 77 лет жизни он провел в Ханаане; следующих 20 лет

в Харране; 33 года опять в Ханаане и последних 17 лет в Египте.

Главы 29,30. Пребывяние Иакова в Харране

Харран находился в расстоянии 620 км. на северо-восток от

Ханаана. Здесь выросла мать Иакова и отсюда много лет тому

пришел в Ханаан его дедушка Авраам. Лаван был дядей Иакову.

Иаков прожил у Лавана 20 лет. Годы эти были весьма трудными для

Иакова. Против его воли, обманом была дана ему жена, подобно

тому, как он обманом получил благословение своего отца. Здесь он

начал пожинать, что посеял.

111

БЫТИЕ

Семья Иакова

У Иакова было две жены и две наложницы, из которых он любил

только одну. От них родилось у него 12 сыновей:

От Лии: Рувим, Симеон, Левий, Иуда, Иссахар, Завулон.

От Рахили: Иосиф, Вениамин.

От Ваалы, служанки Рахили: Дан, Неффалим.

От Зелфи, служанки Лии: Гад, Асир.

Несмотря на многоженство в этой семье и многие другие

неприличные поступки, Бог принял ее и использоваал как Свое

средство и от них произвел 12 колен. Колена эти стали мессианским

народом, избранные Богом для дарования миру Спасителя. Из этого

видно:

1. Что Бог пользуется людьми, какими бы они ни были, для

выполнения Своих целей, материалом имеющимся в Его

распоряжении.

2. Это не значит, что всякий, кого Бог применяет в Своих планах,

будет навеки спасенным. Бог пользуется некоторыми людьми в

Своих целях только в этой временной жизни, и что они могут

оказаться недостойными жизни вечной, когда Бог будет судить

тайные дела людей и делать окончательное решение (Рим. 12:16).

3. Все это свидетельсвтует о правдивости авторов Библии. Ни одна

из книг в мире не говорит с такой откровенностью о немощах своих

героев и вещах, которые противоречат идеалам, распространяемых

этой книгой -- Библией.

Главы 31,32,33. Иаков возвращается в Ханаан

Двадцать лет назад Иаков ушел их Ханаана с пустыми руками.

Теперь он возвращался обратно племенным царьком, богатый

стадами, табунами и слугами. Бог выполнил Свое обетование

Иакову (28:15). Прощание йакова с Лаваном легло в основу так

называемого благословения Мицпы: "Да надзирает Господь надо

мною и над тобою, когда мы скроемся друг от друга" (31:49).

При выходе из Ханаана ангелы пожелали ему успешного

путешествия (28:12). На возвратном пути домой ангелы опять

приветствовали его (32:1).

Его отец Исаак еще был жив. Авраам уже был покойным 100 лет.

Иаков вступал во владение своего наследства в Обетованной

Ханаанской земле. До сих пор Бог был с ним. Иаков чувствовал

потребность в Боге теперь больше, чем когда либо (32:30). Исав дал

клятву убить Иакова (27:41). Иаков постоянно этого боялся. Но они

встретились и разошлись в мире.

Глава 34. Симеон и Левий отомстили за Дину

Сихем был первой остановкой Иакова на пути домой в Ханаан.

Здесь он купил участок земли и соорудил жертвенник Богу, полагая

временно здесь задержаться. Но кровавый лоступок Симеона и

112

БЫТИЕ

Левия сделали их пребывание среди этого народа нежелательным,

поэтому Иаков скоро переселился в Вефиль.

Глава 35. Бог обновляет завет с Иаковом в Вефиле

Двадцать лет перед тем, во время бегства из Ханаана, Иаков видел

в видении лестницу до небес, и здесь Господь сделал его наследником

обетований, данных Аврааму. А теперь Господь заверил его, что

обетования эти исполнятся. После этого Иаков отправился в Хеврон,

местожительство Авраама и Исаака.

Родословие Исава, главв 36

Родословие Исава является десятым документом в книге Бытия

(см. стр. 66). Оно содержит краткую историю происхождения

Едомлян. Исав, по своему характеру, был светским, нерелигиозным,

отказавшимся от своего первородства человеком. Иаков, по

сравнению с Исавом, был более пригодным стать отцом Божьего

мессианского народа.

Едомляне и земля Едома (см. стр. 363. Карта,стр. 149).

Амаликитяне (12) были ответвлением потомков Исава.

Кочевники, странствующие в главном вокруг Кадеса, в северной

части Синайского полуострова. Достигали они далеко на восток,

даже в пределы Иуды. Они были первыми напавшими на Израиль,

скоро после выхода Израиля из Египта и порабощали Израиля во

время Судей.

Некоторые думают, что Исав (34) был Иовом, о котором читаем в

книге Иова. Елифаз и Феман (10,11) упоминаются в книге Иова.

Гнава эта проливает свет для лучшего понимания книги Иова.

Житие Иакова, 37:2 до 50:26

Одиннадцатый и последний документ в книге Бытие. Рассказ о

Иосифе и переселении Израиля в Египет были в записях и семейных

списках, полученных от Авраама. Все эти материалы строго

сберегались во время пребывания в Египте.

Глава 37. Продажа Иосифа в Египет

"Разноцветная одежда" была символом фаворитизма. Возможно,

что Иаков имел намерение сделать Иосифа наследником обетоваия.

Первородный сын Иакова Рувим имел законное право на

первородство, но он был отвержен по причине их жестокого

поступка в Сихеме (34:25-30; 49:5-7). Четвертым по наследственной

линии был Иуда, и, возможно, что в семье думали, что он получит

первородство.

Хотя Иосиф по счету был 11 сыном Иакова, он был первенцем

Рахили, любимой жены Иакова, поэтому и Иосиф был любимым

сыном (37:3). "Разноцветная одежда" Иосифа стала весьма

подозрительной в семье. И личные мечты Иосифа возвыситься над

братьями (5-10) еще больше ухудшили семейные отношения.

113

БЫТИЕ

Можно думать, что Иуда и Иосиф стали соперничать в достижении

первородства. Обстоятельство это объясняет активное участие Иуды

в продаже Иосифа в рабство (26,27). Соперничество между Иудой и

ИосиФом перешло и к их потомкам. Племя Иуды и Ефраима, сына

Иосифа, всегда соперничали между собой. Род Иуды был

руководящим во время царя Давида и Соломона, а под

руководством Ефраима преуспевали остальных 10 колен.

Дети Иуды

Глава эта включена в книгу, возможно потому, что Иуда был

прародителем Мессии и согласно Ветхозаветного обычая,

необходимо было сохранить родословную линию, хотя же в этом

родословии есть события не заслуживающие одобрения.

Глава 39. Иосиф в темнице

Иосиф был молодым человеком с бузупречным поведением. Он

был красивым, даровитым, находчивым и способным ужиться в

самых трудных условиях. Он родился в Харране 75 лет лосле смерти

Авраама, 30 лет после смерти Исаака, когда отцу его было 90 лет и 8

лет перед возвращением в Ханаан, В 17 летнем возврасте он был

продан в Египет и 13 лет он провел в доме Потифара и в темнице. В 30

летнем возрасте он стал правителем в Египте. Умер в возрасте 110

лет.

Археологическая заметка

Носиф и мсена Поюифара. "Повесть о двух братьях", записанная

на древнем папирусе, хранящаяся в Британском музее. Относится

она к царствованию Сети 2, скоро по выходе Израиля из Египта,

которая своим содержанием очень схожа с приключением Иосифа и

жены Потифара. Издатели "Истории Египта" Бругша, на

английском языке, решили, что рассказ этот записан в египетской

придворной летописи и основан на следующем событии. Женатый

брат посылает своего меньшего, не женатого брата, которому он

поручил управление всем своим домом, купить зерновых семян.

Замужняя женшина его искушает. Он уклоняется. Она озлобляется и

докладывает своему мужу, что он хотел ее изнасиловать. Муж

намеревается убить обидчика. Он спасается бегством и скоро после

этого становится привителем Египта.

Главы 40, 41. Иосиф становится правителем Египта

Иосиф женился на дочери жреца божества Он, и хотя его жена была

язычницей и он правил языческим царством и жил в среде низкого

идолопоклонства, он сохранил свою детскую веру в Бога своих

отцов: Авраама, Исаака и Иакова.

Археологические заметки:

Дворец Носифа в Он. Сэр Флиндерс Питри в 1912 г. обнаружил

развалины дворца, который считают дворцом Иосифа.
Теги: Библейский словарь Геллея
Просмотров: 9 | Добавил: creditor | Теги: Библейский словарь Геллея | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close