Главная » Библейский словарь Геллея


13:10
Библейский словарь Геллея
Лахис (Иис. Лавин 10:32). Этот город назван среди других городов, разрушенных Иисусом Навином. Археологическая Экспедиция Уэлкома нашла в 1934 году большой слой пепла от разрушений огнем во время Иисуса Лавина. (см. стр. 170).

Давир (Иис. Лавин 10:39). Также назван среди городов, разрушенных Иисусом Лавинам. Здесь, Экспедиция Ксенской Семинарии и Американской Школы в Иерусалиме, нашли глубокий слой пепла и угля, как доказательство того, что город был сожжен огнем, во время Иисуса Навина. (см. стр. 170).

Ассор (Пне. Лавин 11:10,11). Тоже назван среди городов, сожженных Иисусом Навином. Гарстанг нашел пепел и гончарные изделий, доказывающие, что это произошло во время Иисуса Навина. Также найдена надпись в Амарне, дощечка с надписью к фараону (1380 лет до Р.Х.), из северной Палестины, говорящая: "Пусть мой господин вспомнит, что Ассор и его царь много потерпели". (см. стр. 172).

Уничтожение хананеев (Второзак. 7:2; 20:17). Бог приказал Израилю совершенно уничтожить хананеев. Раскопки в руинах Газы, Кириаф-Сефера и других хананейских городов, показывают бесстыдный и отвратительный упадок религии хананеев и их цивилизации, что вызвало удивление археологов, почему Бог не разрушил их раньше. (см. стр. 173).

Железо в Палестине (Судьи 1:19). Из этих мест мы узнаем, что хананеи и филистимляне имели железо в период Судей. Но железо не появилось в Израиле до времени Давида (2 Царств 12:31; 1 Числа 29:7). Раскопки раскрыли множество железных вещей с НОС лет до Р.Х. в Филистии, но их не было в Палестине перед 1000 годом до Р.Х.

Угнетение Израиля хананеями (Кн. Судей 4:3). В руинах Мегиддо найдено украшение 12 столетия до Р.Х., изображающее царя хананеев, принимающего израильских пленных. (см. стр. 179).

Победа Деворы над хананеями (Судей 4:23,24; 5:19/. В Мегиддо Восточный Институт нашел в руинах в 1937 году, в слое от 12-го столетия до Р.Х., доказательство ужасного пожара, сверху разных хананейских вещей, что доказывает поражение хананеев во время правления Деворы и Барака. (см. стр. 179).

Скрытые хранилища зерна во время Гедеона (Судей 6:2-4,11). Некоторые из ущелий для вымолачивания пшеницы были найдены в 1926-28 гг., в Кириаф-Сефере Албрайтом и Кайле. (см. стр. 179).

Разрушение Сихема Авимелехом(Судей9:45). Сэллинв 1913-14ив 1926-28 гг. нашел руины Сихема, доказательство владения им Израилем. Сихем был разрушен в 12-м столетии до Р.Х., и в этом слое Сэллин нашел руины храма Ваала. Предполагают, что это тот самый храм, что упомянут в книге Судей 9:4. (см. стр. 179).

Сожжение Гивы (Судей 20:40). Албрайт нашел в 1922-23 гг1991 руинах Гивы слой пепла от пожара, который произошел в 12 столетии до Р.Х. Это, должно быть, тот же самый пожар. (см. стр.

Силам (1 Царств 1:3; 2 Царств 6:15; Иисуса Лавина 18:1; Иеремия 7:12-15). Эти места из Библии показывают, что Сипом был важным центром от времени Иисуса Навина до Давида (1400-1000 лет до Р.Х.), а потом был разрушен. Датская экспедиция в 1922-26 гг. нашла черепки от 1200-1000 лет до Р.Х., говорящие об израильской культуре, и никаких доказательств о позднейшей оккупации, приблизительно до 300 года перед Р.Х. (см. стр. 184).

Дом Саула в Гиве (1 Царств 10:26). Албрайт в 1922-23 г@нашёл в Гиве пласт с 1000 года до Р.Х., руины крепости, которая могла быть домом Саула. (см. стр. 188).

Храм Астарты и Дагона_ (1 Царств 31:10;1 Пар. 10:10), в котором находилась голова и оружие Саула, в Беф-Сане. Университетский Музей Пенсильвании нашел в 1921-30 гг. в Беф-Сане, в пласте 1000 лет до Р.Х. руины храма Астарты и Дагона, которые должны были быть теми, о которых говорилось выше. (см. стр. 183).

Ручей (2 Царств 5:8), которым армия Давида вошла в Иерусалим. Этот туннель, прорезанный через скалу, был обнаружен в 1866 году Уорреном, от имени Палестинского исследовательского фонда. (См.стр. 223).

Сокровища Соломона (3 Царств 14:25,26), которые взял Сусаким. Мумия Сусакима была найдена в 1939 году в покрытом золотом саркофаге, возможно, золотом, взятым от Соломона. (см. стр. 199).

Конюшни Соломона О его коннице упоминается в 3 Царств 9:19 и 10:26-29. В 3 Царств 9:15, Мегиддо назван одним из городов Соломона. Восточный институт совершил раскопки в Мегиддо и нашел руины Соломоновых конюшей с каменными столбами для привязи лошадей и яслями. Недалеко от них был каменный фундамент дома с надписью "Щит Давида", где жил один из офицеров Соломона. (см. стр. 198).

Флот Соломона в Кипой-Гавере (3 Царств 9:26). Глюк в11938-39 гг@ опознал руины Ецион Гавера, где нашел плавильни, печи, тигели и очистительный завод времен Соломона, где делались из железа и меди предметы для экспорта в Индию, Аравию и Африку, для обмена на золото и слоновую кость. (см. стр. 199).

Камни для строения (3 Царств 7:9-12). Многие из тех огромных камней Соломона находятся все еще на месте. В 1852 году Баркли нашел каменоломню, откуда они были взяты. (см. стр. 192).

Амврий построил Самарию (3 Царств 16:24). Экспедиция Гарвардского университета открыла руины замка Амврия в Самарни, где найдены вещи, которые были не позже времени Амврия, что и доказывает, что он был основателем города. (см. стр. 204).

Отстраивание Иерихона (3 Царств 16:34; Ис. Навин6:24). Иерихон был уничтожен Иисусом Навином приблизительно 1400 лет до Р.Х. Иисус Павий предвещал, что тот кто попытается отстроить этот город, потеряет своих сыновей-первородного и младшего. 500 лет позже, Ахиил отстроил его и потерял своего сына первенца и младшего сына (3 Царств 16:34). Его руины говорят о том, что он не был населен, начиная с 14 и до 9 столетий до Р.Х. Кувшин с остатками ребенка был найден в каменной кладке у ворот и два таких кувшина-в стенах дома. (см. стр. 204).

Илия и пророки Ваяла (3 Царств 18:40). Восточный Институт нашел в руинах Магиддо, в слоях времени Илии, множество кувшинов с остатками младенцев, убитых во время жертвоприношений Ваалу. Пророки Ваала были официальными убийцами младенцев. Это поможет нам понять, почему Илия убил всех тех пророков. (см. стр. 206).

Неожиданный мир между Ахавом и Венададом (3 Царств 20:34). После успешной победы, внезапно Ахав отбросил свои личные выгоды. Надпись на скале говорит о приближении ассирийской армии, а это может нам объяснить то, что Библия оставила необъяснённым. (см. стр.206).

. Дом Ахава из слоновой кости (3 Царств 22:39). Экспедиция Гарвардского университета нашла в Самарии руины замка из слоновой кости, с тысячами вещей наиболее утонченной резьбы из слоновой кости, находящихся как раз над руинами замка Амврия. (см. стр. 206).

Восстание Моава против Израиля (4 Царств 3:4,5). Найдено личное объяснение моавитского царя, в 1868 году в Девоне, в Моавии. Оно названо "Моавитским камнем". (см. стр. 209,210).

Азаил воцарился после Венядядя (4 Царств 8:15). Ассирийская надпись говорит то же самое. (см. стр. 211).

Ииуй отдяет должное Ассирии (4 Царств 10:32-34). "Черный обелиск" дает дополнительную информацию. Он изображает Ииуя, отдающего дань ассирийскому царю. (см. стр. 213).

Иезавель _нарумянила лицо свое_ (4 Царств 9:30). Настоящие блюдца, в которых Иезавель мешала свою косметику, найдены в Самарии, в руинах дома "из слоновой кости", в доме Ахава; маленькие каменные коробки с несколькими отверстиями для различных красок: уголь для черного, бирюза для зеленого, охра для красного, с углубленным центром для смешивания. Они еще имеют следы красного цвета. (см. стр. 214).

828

Печать слуги Иеровоама (4 Царств 14:23-29). Эта печать найдена в руинах Мегиддо с надписью: "Принадлежит Шеме-слуге Иеровоама". (см. стр. 215).

Менаим заплатил дань Фулу. Он был царем Ассирии (4 Царств 15:19,20). Одна из надписей Фулы говорит: "Дань Менаима из Самарии, Репина из Дамаска, Хирама из Тира, я получил". (см. стр. 216).

Осия, Ахаз, Факей, Иосия, Менаил. Эти пять царей Израиля упомянуты в надписях Фула, царя Ассирии. (см. стр. 216).

Северный Израиль был уведен в плен (4 Царств 15:29). Тиглатпаласар, царь ассирийский, увел их в плен. Его собственная надпись повествует: "Людей из страны Омри я переселил в Ассирию". (см. стр. 216).

Осия убил Факея. И царствовал вместо него и платил дань царю ассирийскому (4 Царств 15:30; 17:3). Надпись Тиглатпаласара говорит: "Факея, их царя, они свергли. Я поставил Осию над ними. От него я получил 10 талантов золота и 1000 талантов серебра". (см. стр. 216).

Плен Израиля. В 4 Царств 17:5,6,24 сказано: "Царь ассирийский держал Самарию в осаде 3 года...взял Самарию...переселил израильтян.. .перевел людей из Вавилона.. .и поселил их в городах самарийских". Надпись Саргона гласит: "В моем первом году, я захватил Самарию. Я взял в плен 27 900 людей. Людей других стран, которые никогда не платили дань, я поселил в Самарии". (см. стр. 216).

Иехония. Царь иудейский (597 г. до Р.Х., 4 Царств 24:6-17). Найдены два оттиска его печати. Один в Кириаф-Сефере, а другой в Веф-Шемаше. (см. стр. 236).

Царские права Иехонии _восстановлены_. И "дано ему содержание" (4 Царств 25:27,30). Дощечки с надписями, найденные в руинах висячих садов с именами тех, кому было сделано распределение зерна и масла, между ними "Иехония, царь Иудеи". (см. стр. 236).

Навуходоносор сжигает города Иудеи (4 Царств 25:9; Иеремия 34:7). В четырех городах были найдены слои пепла от пожара городов, сожженных Навуходоносором: Лахисе, Вефиле, Кириаф- Сефере и Беф-Шемисе. (см. стр. 219).

Стена Давида (1 Пар. 11:8). Которой он "обстроил город кругом, начиная от Милло". Остатки этой стены раскопаны, на протяжении 120 метров. (см. стр. 223).

Вторжение Сусакима в Иудею (2 Пар. 12:9-10). Личное описание Сусакима о вторжении в Иудею сделано на стене Великого храма в Карнаке. Оно оставило следы в Иудени. (см. стр. 229).

Озня. Царь иудейский (787-735 гг. до Р.Х.; 2 Пар. 26). Его имя упомянуто четыре раза в надписях Тиглатпаласара. (см. стр. 231).

Надгробный камень Озии (2 Пар. 26:23). Найден доктором Сукеником, из Еврейского университета в Иерусалиме. (см. стр. 232).

Иофам. Царь иудейский (749-734 гг.до Р.Х.; 2 Пар. 27). Его печать с надписью "принадлежит Иофаму" найдена при раскопках Ецион- Гавера. (см. стр. 232).

Ахаз. Царь Иудеи(741-726до Р.Х.; 2 Пар. 28). Там нашли печать с надписью: "Принадлежит служащему Ахазу". (см. стр. 232).

Ахаз платит дань Тиглатоаласару (4 Царств 16:7,8). Запись Тиглатпаласар.а гласит: "Дань Ахаза, иудея, я получил: золото, серебро, олово, свинец и полотно". (см. стр. 232).

Ремонт Езекией Иерусалимской стены (2 Пар. 32:5). Следы ремонта можно хорошо видеть и сегодня. (см. стр. 233).

Водопровод Езекии (4 Царств 20:20; 2 Пар. 32:3,4). Водопровод найден, длиною в 570 метров, проведенный через скалу. (см. стр. 233).

Силоамская надпись. Описывает, как был сделан водопровод Езекии. Она была найдена в устье водопровода. (см. стр. 233).

Вторжение Сеннахирима в Иудею (2 Пар. 32:1). Найдено личное описание Сеннахирима на глиняной призме, которую он сам сделал. (см. стр. 233).

Езекия платил дань Сеннахириму (2 Пар. 18:14-16). Одна из надписей Сеннахирима гласит: "Страх перед моим величием сокрушил Езекию. Он прислал дань". (см. стр. 234).

Сеннахирим перед Лахисом со всей своей силой (2 Пар. 39:9). На стенах в Сеннахиримском замке в Ниневии, найдено скульптурное изображение этого лагерного расположения (см. стр. 234).

Разрушение Лахиса и Гаваона Сеннахиримом (2 Пар. 32:9; Исаия10:29). Археологические экспедиции Уэлкома в Лахисе и Албрайта в Гиве, нашли пепел пожаров, причиненных Сеннахиримом. (см. стр. 234).

Убийство Сеннахирима его сыновьями. Воцарение на престоле Асардана (4 Царств 19:37). Одна ассирийская надпись гласит: "Сеннахирим был убит своими сыновьями...Асардан воссел на престол". (см. стр. 234).

Манассия. Царь иудейский (2 Пар. 33), упомянут в надписи в Езагарддоне, как один из "...западных царей, который снабжал его строительным материалом для его дворца". (см. стр. 235).

Бегство Селении _между двумя стенами_ (4 Царств 25:4). Этот "путь между стенами" мы можем видеть на протяжении 50 метров. (см. стр. 236).

Дворец Есфири (Есфирь 1:2). Этот дворец раскопан и там найдены: "царские ворота" (4:2), "внутренний двор" (5:1), "внешний двор" (6:4), "сад при дворце" и даже найден один "жребий" (3:7).

Саргон (Исаия 20:1). Это только одно упоминание о Саргоне в древней литературе. В 1842 году Ватта обнаружил в руинах его дворца надписи, показываюшнее Саргона одним из величайших ассирийских царей. (см. стр. 292).

Нападение Навуходоносора на Лахис (Порем. 34:7). Отрывки 21 письма, написанных во время осады города, которые были найдены в пепле Лахиса. Они упоминают о некоторых лицах, названных у Иеремии: Урия, Елнафан, Гемария, Нирий и другие. (см. стр. 318).

Годолия. Губернатор Иудеи (Иеремия 40:5). Найдена его печать, на которой написано: "принадлежит Годолии... который над домом". (см. стр. 319).

Иезония (Порем. 40:8; 4 Царств 25:23). Найдена его печать с надписью: "Ппринадлежит Иезонии-слуге царя". (см. стр. 319).

Тафнис (Иерем. 43:9). Питри обнаружил руины из кирпича, где Иеремия прятал свои камни. (см. стр. 320).

Навуходоносор (Даниила 1:1). Найдена камея с головой Навуходоносора, вырезанная по его собственному приказу. (см. стр.

Вавилон (Даниила 1:1). Здесь Даниил ходил с правителями всего мира. Это город-мечта древних времен и руины его величия лежат раскопанные и обнаженные. (см. стр. 339-340).

Валтасар (Даниила 5). 0 нем не упомянуто в вавилонских записях, найденных до 1853 года. Однако с того времени найдены надписи, показывающие его управление вместе с последним вавилонским царем, что и проливает свет на 5 главу Даниила. (см. стр. 345).

Надпись на стене (Даниила 5:5). Раскрыто основание этой стены. (см. стр. 345).

Иона и Ниневия (Иона 1:4). Один из курганов Ниневии назван "Курганом Ионы". (см. стр, 366. 0 руинах Ниневии см. стр. 371-373).

Покаяние Ниневии (Иона 8:5-10. Об имеющихся археологических доказательствах относительно Ниневии см. стр. 366).

Перепись Квириния (Луки 2:2). Найдены записи на пергаменте, подтверждающие написанное в Евангелии от Луки 2:2, что это была именно "первая перепись", что рассеивает всякие сомнения и разногласия относительно исторических данных. (см. стр. 490).

Синагога в Капернауме (Марк 1:21; Луки 7:1,5). Раскопаны руины синагоги, о которой предполагают, что это была именно та синагога, в которой учил Иисус. (см. стр. 501).

Последняя вечеря (Марф. 26:17-19). Найдена "Антиохийская чаша", относительно которой думают, что это та самая чаша, которую использовал Иисус на Последней Вечере. (см. стр. 447,448).

Место распятия (Марка 15:22). Многие уверены, что оно точно установлено. (см. стр. 480).

Гроб Иисуса (Иоанна 19:41). Найден гроб, который соответствует всем деталям, описанным в Священном Писании. (см. стр. 550-552).

Семь церквей Откровения (Откр. 2, 3). Раскопки освещают некоторые из этих утверждений. (см. стр. 693).

РУКОПИСИ МЕРТВОГО МОРЯ

Эти рукописи в форме свитков были найдены в 1947 году арабскими бедуинами. Они обратили на себя внимание ученого мира уже в конце того же года и в начале 1948 года. Эти манускрипты нашли в пещерах, расположенных в мергалистых отвесных скалах, 2 км к западу от северо-западного берега Мертвого моря, в месте, известном под нынешним арабским именем Кумран, который находится вблизи источника Аин Фешкха, изобилующего водой. Эта местность расположена на восточной окраине Иудейской пустыни.

Несколько ученых видели эти манускрипты уже в конце 1947 года. Некоторые из них после признались, что сочли их подцепками. Но один из ученых, который распознал древность свитков, был профессор Елиазар Сукеник, из Еврейского университета. Ему удалось купить некоторые из них. Другие свитки были доставлены в Американскую школу исследования Востока, в Иерусалиме, где ее директор д-р Джон Тревер, убедившись в их ценности, сделал фотографии с принесенных к нему частей манускрипта. Одна из его фотографий была послана к профессору Вильяму Ф. Албрайту, который сразу же объявил, что это было "самое важное открытие, когда-либо сделанное в Ветхозаветных манускриптах".

Манускрипты, купленные Еврейским университетом, содержали свиток книги Иоанн, который является частью свитка книги "Порядок боевых действий", известной также как "Война сынов света с сынами тьмы" и "Гимны благодарности", или "Ходейот". Свитки, купленные сирийским архиеписком и опубликованные Американскими школами исследования Востока, включали свиток Иоанн, св. Марка, который является полным свитком книги "Комментарии на книгу Аввакума", содержащей тексты двух глав книги Аввакума с соотвественными комментариями, и "Справочник по дисциплине", содержащий правила для членов Кумранской общины. Все они впоследсвии перешли в собственность Израиля и находятся в синагоге при Еврейском университете в Иерусалиме. Они были напечатаны во многих изданиях и переведены на многие языки, и ныне доступны каждому, кто хочет изучать их в переводе или же в виде факсимиле.

Вслед за открытием этих важных свитков, которые все теперь считаются подлинными манускриптами, написанными в последнем веке до Р.Х. и в первом веке по Р.Х. Местность, где их нашли тщательно исследовалась. Там были обнаружены многочисленные пещеры. В одиннадцати из них оказались материалы того же самого периода, что и найденные свитки. Большинство материала было извлечено из четвертой пещеры (ее назвали Четвертой пещерой). Также важными по значению оказались пещеры: Вторая, Пятая и Шестая. Согласно последним известиям самые значительные открытия были сделаны в Одиннадцатой пещере.

Не менее 382-х манускриптов представлены частями в одной только Четвертой пещеры, а 100 из них являются библейскими манускриптами. Они включают части каждой книги еврейской Библии, кроме книги Есфирь. Некоторые книги представлены во многих копиях, например: 14 различных манускриптов Второзакония, 12 манускриптов книги Иоанн и 10 манускриптов книги Псалмов найдены в Четвертой пещере. Другие части этих самых книг были найдены в других пещерах. Свитки почти полных книг Псалмов и Ловит были найдены в Одиннадцатой пещере, но они еще не изданы. Одна из этих замечательных находок, которая может оказаться важной в определении даты и авторства книги Даниила, имеется в форме частей рукописей с изменением текстов Даниила 2:4 с древнееврейского на арамейский и Даниила 7:28; 8:1 с арамейского на древнееврейский язык, которые в точности соответствуют нашим нынешним текстам книги Даниила.

Вдобавок к библейским книгам были найдены отрывки рукописей книг, имеющихся в переводах Септуагинты, и в еврейском каноне, а именно: книги Товит и Екклесиаста, равно как и куски рукописей некоторых неканонических писаний. Некоторые из этих последних уже известны как книги Юбилеев, Еноха, Завета Левия и другие. Были там и прежде неизвестные своеобразные кумранские документы: Псалмы благодарности, Книга ведения военных действий, Комментарии на части Писания и другие. Эти последние дают нам представление о верованиях Кумранской общины.

Вблизи утесов на наносном плато, возвышающемся над берегом Мертвого моря, расположен комплекс некогда существовавших старинных зданий, часто называемых "Монастырем". Это место на протяжении нескольких сезонов было полностью раскопано и там обнаружили важные данные о характере, размере и времени существования Кумранской общины. По монетам найденным там, совместно с другими остатками, можно установить, что эта община существовала в промежутке между 140 лет до Р.Х. и 67 по Р.Х. Ее члены были почти исключительно мужчины, хотя найденная литература содержит условия, допускавшие туда женщин и детей. Жителей общины было приблизительно от двухсот до четырехсот, в зависимости от времени. На расстоянии меньше двух км к югу от Аин Фешкхи были найдены руины других зданий, назначение которых не совсем ясно. Свежая вода из источника употреблялась видимо, для поливки огородов и для других нужд общины.

Из литературы этой секты мы знаем, что люди в Кумране были евреи, отделившиеся от Иерусалима и от основного течения Иудаизма и относившиеся очень критически и даже враждебно к священникам в Иерусалиме. Тот факт, что они называли себя "Сынами Задока", наводит некоторых ученых на мысль, что они должны быть связаны с задокеями, т.е. с саддукеями. Другие ученые думают, что их скорее можно отождествить с ессеями, третьей сектой Иудаизма, описанной Иосифом Флавием и Фидий. Не исключена возможность, что элементы правды можно найти в обоих этих

теориях, и что там первоначально было разделение в священнической или садуккейской линии, отделившаяся часть которой присоединилась к движению, известном как хасиды, предшественники фарисеев, но которые вновь разделились и сформировали уже сепаратисткую группу, часть которой населила Кумран. Мы должны ожидать дальнейших открытий, прежде чем дать окончательный ответ на это.

Община посвящала себя изучению Библии. Люди вели, в общем, аскетический образ жизни, и их занятия включали ритуальные погружения в воду, иногда понимая это, как крещение. Некоторые думают, что это было началом крещения, практиковавшегося Иоанном Крестителем. Однако изучение Иоаннового крещения паралельно с тем, которое практиковалось жителями Кумрана, показывает, что осуществление обеих на практике было совершенно различным. Следовательно, если бы Иоанн произошел из этой общины (что еще не доказано и, вероятно, никогда не будет доказано), то он развил существенные отличия в его собственном учении и практике крещения.

Некоторые ученые думают, что элементы зороастровой религии могут быть найдены в кумранских писаниях, в частности, в том, что относится к дуализму и учению об ангелах. Но это проблема чрезвычайно сложная. Зороастровый дуализм сильно развился во время после начала христианства, и поэтому будет сомнительно предполагать, что зороастровые верования, как мы их знаем сегодня, были такими же верованиями, как столетие или два перед рождением Христа.

Открытия в Кумране являются важными для изучения Библии вообще. Это не значит, что они повлияют на вопрос канона, так как группа в Кумране была в первую очередь, раскольнической группой и поэтому отсутствие книги Есфирь не означает, что они выбросили эту книгу из канона. Но, тем не менее, в вопросах текста Ветхого Завета, свитки найденные у Мертвого моря, представляют величайшую важность. Текст греческого Ветхого Завета (Септуагинта), равно как и цитаты в Новом Завете, взятые из Ветхого Завета, указывают, что имелись и другие тексты наряду с тем, который дошел до нас, т.е. Мазоретский текст. Изучение свитков Мертвого моря делает ясным тот факт, что во время их приготовления, совпадающего приблизительно со временем приготовления Писания, которым пользовались авторы Нового Завета, было, по крайней мере, три текста: один мы можем назвать предком Мазоретского текста, второй был текст, родственный тому тексту, которым пользовались переводчики Септуагинты, а третий был отличным от этих двух текстов. Но эти различия не так велики, и ни в коей мере не касаются доктринальных вопросов. При тщательном изучении текстов Ветхого Завета для нас очень важно освободить себя от представления, что только Мазоретский текст является достоверным первоначальным текстом. В действительности, цитаты из Ветхого Завета, которые мы находим в Новом Завете, до некоторой степени указывают, что авторы Нового Завета в большинстве случаев не пользовались Мазоретским текстом. Здесь нужно указать, что качество текста меняется от книги к книге в Ветхом Завете, и что имеется много больше однородности в тексте Пятикнижия Моисея, чем в некоторых других частях еврейской Библии. Свитки Мертвого моря сделали большой вклад, в частности, в изучение текста книг

Самуила (1-ой и 2-ой книги Царств).

В отношении Нового Завета, свитки Мертвого моря в равной мере важны. Не было, конечно, обнаружено в кумранских открытиях текстов Нового Завета, поскольку самая ранняя книга Нового Завета была написана незадолго перед разрушением Кумранской общины. далее того, не было причины, почему писания Нового Завета должны были достичь Кумран. С другой стороны, определенные ссылки и предположения находятся в Новом Завете, в частности, в проповедях Иоанна Крестителя и Иисуса Христа, а также в писаниях Павла и Иоанна, которые часто открываются на фоне, ныне опознаваемом как фон подобный тому, который снабжен документами из Кумрана. Например, гностический фон находится в определенных писаниях Павла. Прежде думали, что это греческий гностицизм второго века (что требовало бы более поздней даты для написания Послания к Колоссянам), но теперь он распознан, как еврейский гностицизм первого века или даже более ранний. Подобно и Евангелие от Иоанна оказалось палестинским, а не эллинистическим.

Много писалось и о связи Иисуса Христа с Кумранской общиной. Но в кумранских документах нет доказательств, что Иисус был членом этой секты, и ничто в Новом Завете не дает основания думать об этом. Наоборот, точка зрения Иисуса по отношению к этому миру и, в частности, к Своему собственному народу, диаметрально противоположна кумранской точке зрения, и можно с уверенностью сказать, что Он ни в какое время не был членом той группы. Он мог иметь некоторых учеников, которые вышли из той среды, в частности, тех, которые были прежде учениками Иоанна Крестителя, хотя и это далеко не доказано. Попытка показать, что "Кумранский учитель праведности" был взят за образец для описания Иисуса, не может быть доказана на основании свитков Мертвого моря. Учитель праведности-это прекрасный молодой человек с высокими идеалами, который умер преждевременно. Однако нет ясного доказательства, что он был предан смерти, тем более, нет указания, что он был распят или что он воскрес из мертвых, или же, что кумранские жители ожидали его возвращения. Разница между Иисусом и Учителем праведности ясно выступает в следующих пунктах: Учитель праведности не приписывал себе, что он сын Божий, или же, что он-воплощенный Бог. Его смерть по своей природе не была жертвенной, причастие (если таковое было) не рассматривалось, как воспоминание о его смерти или обещание его возвращения, и он не был в состоянии прощать грехи. А в случае же Иисуса Христа все это ясно утверждено в Новом Завете, и не однажды, но много раз, и в самом деле, сформировало те необходимые основания, без которых нет христианской веры.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Краткое описание мест, где были сделаны важные археологические открытия

Подано в алфавитном порядке

Аврж, к востоку от Галилейского моря, был, согласно преданию, домом Иова. Албрайт нашел доказательства о том, что 2000 лет до Р.Х. эта местность была густо населена. (см. стр. 104 и 249).

Лип Фешкха, расположен в 10 км к югу от Иерихона, 2 км к западу от Мертвого моря. Здесь в пещере, на каменистой горной скале, в 1947 году был найден знаменитый свиток книги Исани, написанный 2000 лет тому назад. (см. стр. 291).

Аккад, называемый также "Сефер", что значит "Книжный город", расположен в 50 км к северу от Вавилона. В нем были произведены раскопки Рассманом в 1881 году и Шейлом в 1894 году. Там было найдено множество примитивных дощечек с надписями. (см. стр. 55).

Амарна, или же Тел-эль-Амарна, находится в Египте на полпути между Мемфисом и Фивами. Здесь в 1888 году были найдены 400 писем на глиняных дощечках, которые были написаны еще где-то во время Моисея различными царями Палестины и Сирии к египетским фараонам. (см. стр. 60).

Антиохии, находится на северо-восточном берегу Средиземного моря. Здесь в 1910 году была найдена "Антиохийская чаша", дающая основание думать, что, возможно, она была той чашей, которой пользовался Иисус Христос на Последней Вечери. (см. стр. 447).

Асмар, также известный под именем Эшнунна, находится 150 км к северо-востоку от Вавилона. В 1933 года Генри Франкфорт в слое давности 2 700 лет до Р.Х. нашел железное лезвие, что отодвинуло время известного употребления железа на 1 500 лет назад.

Асор, находится в северном конце Палестины. Гарстанг нашел слой обгоревших остатков после пожара, сделанного Иисусом Навином. (см. стр. 172).

Ассур, ныне известный как Калах-Шергхат, расположен примерно 100 км к югу от Ниневии. Там в 1902-1914 гг.Андрэ производил раскопки. Было найдено большое количество надписей.

Беф-Сан, названный также Бейсан, находится в месте соединения Израильской и Иорданской долин. Он был раскопан Университетским музеем в 1921-30 годах. Там были обнаружены развалины храмов, где висели доспехи царя Саула. (см. стр. 123д

Бекистун, в 300 км к северу от Вавилона. Сэр Генри Роулинсон в 1935 году нашел там знаменитую Бехистунскую надпись, которая была сделана Дарием Великим, и которая послужила ключём к вавилонскому языку. (см. стр. 50).

_ Копни Кед, находившийся в восточной Малой Азии, был центром Хеттеев. Там была найдена великая библиотека надписей на многих языках. (см. стр. 63).

Ваб-эд-Дра, находился на юго-восточном берегу Мертвого моря. Раскопан Албрайтом и Кайлом в 1924 году; они нашли остатки храма по соседству с Содомом и Геморрой, которые свидетельствуют, что эта местность была густо населена, но во время Авраама это население внезапно исчезло. (см. стр. 105и 106).

Вавилон-удивительный город древнего мира. Его многочисленные развалины были раскопаны Колдвеем в ( 1899-1912 гг., Ричем в 1811 году, Лаярдом в 1850 году, Рассамом в 1878-1889 гг., и Оппертом в 1854 году. Найдены развалины Вавилонской башни, дворец Навуходоносора, висящие сады, стена, где Даниил читал найденный манускрипт, свидетельство об Иакимовом жительстве в Вавилоне. (см. стр. 90, 236и337-353).

Венихассен, находился в Египте на полпути между Мемфисом и Фивами. Там была найдена надпись на гробу одного из фараонов, которая, возможно, была записью о посещении Авраамом Египта. (см. стр. 103).

Вефиль, расположен в 20 км к северу от Иерусалима. Там найден слой сгоревших остатков от пожара Иисуса Навина, а также от Навуходоносорового пожара. (см. стр. 168 и 219).

Вевсамис, находился в 25 км к западу от Иерусалима. Был раскопан в 1930 году Елигуем Грантом. Там были найдены: алфавитное письмо 1 800 года до Р.Х., обгоревшие остатки от Навуходоносорового пожара и печать управителя царя Иокама. (см. стр.62.218и236).

Ворсиппа, на юго-западной окраине Вавилона. Там Роулинсон нашел надпись, которая выглядела как предание, связанное с неоконченной Вавилонской башней. (см. стр. 90).

Галвад. В 1929 году Албрайт открыл развалины городов 2000 лет до Р.Х., о которых вспоминается в книге Бытия 14:5,6. (см. стр.104).

Газер, находился в 30 км к западу от Иерусалима. В 1929 году Гйрстанг нашел ручку от кувшина с алфавитной надписью, 2000-1600 лет до Р.Х. (см. стр. 61).

Гай и Вефиль, находившиеся в 20 км к северу от Иерусалима и стоящие на растоянии 2 км друг от друга. Они были разрушены соединенными силами Иисуса Навина (Иис. Навина 8:28;12:9,16). В 1934 году Албрайт нашел в Вефиле развалины, оставленные после сожжения его Иисусом Навином. (см. стр. 168).

Гевал, находился в нескольких километрах к северу от Сидона. В 1922 году Монтет, а в 1930 году Дюссард нашли там надписи, имеющие отношения к истории алфавита.

Гива, названная также Толь-эль-Фулом, 5 км к югу от Иерусалима, была родиной царя Саула. В 1922-23 гг. Албрайт нашел развалины Саулового дома, а также слой обожженных остатков от пожара, упоминаемого в книге Судей 20:40. (см. стр. 180 и 188).

Голгофа, была местом распятия Христа и находилась вблизи гроба в саду, где Иисус был похоронен. (см. стр. 481,550-551).

Диван, находился в Моаве, примерно в 30 км к востоку от Мертвого моря. В 1868 году там был найден Ф.А. Клейном Моавитский камень. (см. стр. 210).

Дофан, был сразу же к северу от Сихема. Там были найдены черепки четырёхтысячелетней давности, тем самым показывая, что этот город существовал уже в дни Авраама. (см. стр. 108).

Емвет Насор, был расположен в 40 км к северо-востоку от Вавилона. В 1926 году д-р Лангдон из Оксфордского университета нашел здесь приметы первоначального монотеизма. (см. стр. 56).

Ефес, где Павел совершил свой удивительный труд. Там были найдены развалины храма Дианы и театра. (см. стр. 695).

Ецнон-Гавер, расположенный в 120 км к югу от Мертвого моря, у берегов морского залива Акаба, в 1838-39 гг был раскопан Нельсоном Глюком. В нем найдены развалины Соломоновых плавильных цехов, обжигательных печей, плавильных тигилей и очистительных заводов. (см. стр. 199 и 232).

Иерихон. В 1929-36 гг. Гарстанг нашел в развалинах этого города много доказательств о разрушениях, произведенных Иисусом Навином, сожженные огнем стены города пали и лежали плашмя, а продукты питания превратились в уголь. (см. стр. 165-168 и 204).

Иерусалим. В нем найдены: Давидова стена, вогнутость в стене, высеченные в скале ступени Давида, башня, Давидов водяной туннель, Соломоновы каменоломни, отремонтированная Езекией стена, его водопровод, Силоамская надпись, стены, между которыми убежал Седекия. (см. стр. 199,223,232,236 и 240).

Илиополь, находится в Египте, несколько километров к северо- востоку от Каира. Там все еще возвышается обелиск, который стоял и в дни Авраама. В 1912 году Питри при раскопках обнаружил развалины, о которых думают, что это-остатки Иосифова дворца. (см. стр. 99 и 114).

Калах, названный также Нимрудом, находится в 30 км к югу от Ниневии. Он был раскопан Лаярдом в 1845-50 гг. Найдены развалины дворцов нескольких ассирийских царей и знаменитый "Черный обелиск". (см. стр. 49,214,367).

Капернаум. В нем немецкой экспедицией в 1905 году при раскопках был обнаружен пол синагоги, в которой учил Христос. (см. стр. 501).

Каркар, находился около 150 км к северу от Дамаска. Здесь была найдена надпись Салманассара, царя ассирийского, царствовавшего в 860-825 гг. до Р.Х.. В ней говорилось о его войнах с Ахавом, царем Израиля. (см. стр. 206).

Карпах, часть Фив. Его развалины-одни из грандиознейших в мире. Там были сделаны многие открытия большого интереса. (см. стр. 126 и 229).

Кириаф-Сефер, находился в нескольких километрах к юго-западу от Хеврона. Здесь были найдены обгоревшие остатки от пожара Иисуса Навина, от Сусакимового пожара и от Навуходоносорового пожара, а также ямы времен Судей для хранения зерна. (см. стр. 59,170,179,219и229).

Киш, находился на северной окраине Вавилона. Здесь в 1928-29 годах Лаигдон нашел отложения оставленные потопом, допотопную письменность и допотопную колесницу. (см. стр. 51.69и 86)

Ламе, лежавший в 100 км на север от Эриду, в 1877-1901 годах был раскопан Саржецем. Это было первое царство после потопа потомков Хама и большой библиотечный центр. Найдено большое количество примитивных надписей. (см. стр. 58,55 и 93).

Ларса, расположена в 60 км к северо-западу от Эриду. Была родиной 4-го допотопного царя. Экспедиция Увелд - Бланделла нашла в 1922 году "Велд призму", на которой была написана краткая первая известная история мира. (см. стр. 56,73 и 79).

Лахис, стоит 25 км к западу от Хеврона. Здесь были найдены знаменитые "Лахисские письма", а также алфавитное письмо с 1 500 года до Р.Х. Найдены также обгорелые останки от пожаров, сделанных Иисусом Навином, а в последствии-Навуходоносором. (см. стр. 62,170,219,317 и 318).

Мегиддо, называемый также Армагеддоном, находится в 15 км к юго-западу от Назарета. При раскопках Институтом исследования Востока были обнаружены доказательства борьбы Израиля с хананеями, поклонения Ваалу и Соломоновы конюшни. (см. стр. 179,198,206 и 214).

Мерсин, возле Тарса, был раскопан Гарстангом, из Нельсенской экспедиции. Там были найдены самые полные из когда-либо обнаруженных археологических остатков Галафской культуры.

Мицфа (Массифа), расположена в 10 км к северо-западу от Иерусалима. В.Ф. Бейд, из Тихоокеанской школы религии, в 1932 году нашел печать царя Иезании. (см. стр. 319).

Моав. В 1929 году Албрайт нашел насыпи вдоль восточной границы, с развалинами городов, которые указывали, что эта местность была полностью заселенной в 20 веке до Р.Х.(См. стр. 104).

Ниневия, находилась в 500 км к северу от Вавилона. В 1820 году Рич нашел ее развалины. В 1845-51 годах Лаярд открыл Великую библиотеку Ассурбанипала. В 1872 году Джорж Смит нашел дощечки с надписями о потопе. В 1932-33 годах Маллоуен нашел отложения, которые похожи на отложения водами потопа. В .Иониной насыпи Лаярд нашел развалины дворца Асардона. В насыпи "Конюнжик" были найдены дворцы царей Сеннахирима и Ассурбанипала. (см. стр. 49,69,83,87,366 и 367).

Ниппур, он же и Копне, один из Нимродовых городов, находился приблизительно в 150 км к северо-западу от традиционного сада Едемского, Эриду. При раскопках Питерсом, Хейнсом и Хилпрехтом, из Университетского музея между 1888 и1900 годами были найдены многие библиотеки примитивных надписей, включая дощечки с записями о творении мира. (см. стр. 55 и 69).

Обвил, называемый также Ал-Убейд, находился в б км к западу от Ура. Здесь в 1923 году был найден Вулеем древнейший из известных документов. (см. стр. 53).

Оксиринг, находился в Египте, к югу от Мемфиса. В 1895-97 годах Гренфел и Хает нашли здесь большое количество папирусных манускриптов. (См.стр. 746).

Пергам, местонахождение одной из семи церквей. Он был раскопан немецкой экспедицией. Найдены развалины того, что могло быть "троном сатаны". (см. стр. 696).

Персеполис, столица Персидской империи. Раскопан Ориентальным институтом, найдены развалины дворца царя Артаксеркса, мужа Есфири.

Питмм, находится в Египте к северо-востоку от Мемфиса. Он был построен рабским трудом израильтян. Навил в 1883 году и Кейл в 1908 году нашли кирпичи с соломой и без соломы, как раз то, что описано в книге Исход 5:10-19. (см. стр. 127).

Рас Шамра, называемый также Угарит, находился у северовосточного берега Средиземного моря, возле Антиохии. В 1929-7 годах французская экспидиция нашла множество библиотек с письменами на многих языках, и самый ранний из всех известных алфавитов. (см. стр. 62и 63).

Розетта, находилась в Египте, вблизи Александрии. Там в 1799 году был найден "Розетта камень" с надписями, ставшими ключём к древнеегипетскому языку. (см. стр. 60).

Самария, расположена в центре Палестины. Экспедиция Гарвардского университета нашла в 1908-10 годах развалины дворца Амврия, Ахавова царского дома из слоновой кости и косметические блюдца Иезавели. (см. стр. 204.206и 214).

Сардис, местонахождение одной из семи церквей книги Откровения. В 1909-14 годах был раскопан Принстонским университетом. В нем найдены развалины молитвенного дома христианской церкви и храма Сивильи (Дианы или Артемиды).

Серабит, или Серабит-эл-Хадим, находился в 80 км к северо- западу от горы Синай. Здесь в 1905 году Питри нашел самое раннее из известных алфавитных писем, дата которого относится к 1 800году до Р.Х. Это значит, что оно было написано 400 лет перед Моисеем. (см. стр. 62 и 134).

Силам, расположен в 30 км к северу от Иерусалима. Датская экспедиция в 1922-31 годах нашла черепки от кувшинов из 12-11 века до Р.Х., указывающие на то, что израильская культура была там первой, так как не было доказательств о предшествующей ей культуре. (см. стр. 184).

Сиппар, называемый также Аккадом, находился в 50 км к северу от Вавилона и был одним из городов Нимрода, а также столицей 8-го допотопного царя. В 1881 годуонбылраскопанРассамомиШейлом. В нем найдены многие примитивные надписи, некоторые из них очень важные. Они составили целую библиотеку. (см. стр. 55,79 и 93).

Сихем, расположен в 8 км к юго-востоку от Самарии. Албрайт и Гарстанг нашли черепки из 20 века до Р.Х. Это доказывает, что Сихем существовал в дни Авраама. В 1913-14 и 1926-28 годах Селлин нашел надписи еще доизраильского периода, из чего мы можем заключить, что люди уже тогда употребляли письменность. Эти надписи также свидетельствуют о разрушении Сихема Авимелехом, как об этом говорится в книге Судей 9. Там были найдены также развалины храма Ваала (Судей 9:4). (см. стр. 62, 108,179).

_ Содом и Гоморра. Место их нахождения, возможно, было определено открытием, сделанным Албрайтом и Кейлем, в 1924 году. Они нашли, что не далеко от Баб-эд-Дра, у юго-восточного берега Мертвого моря местность была густо заселена, от 2 500 до 2 000 лет до Р.Х. Потом внезапно это население исчезло. (См.стр.105 и 106).

Сузы, ЗОЕ км к востоку от Вавилона, были зимней резиденцией персидских царей. Место расположения этого города было определено Лофтусом в 1852 году. Долафой продолжал раскопки в 1884-86 годах. Были обнаружены и очищены детали истории Есфири. В 1902 году М.Дж. де Моргай нашел Кодекс законов Хаммурапи. (см. стр. 58,244,245).

Тащи, на северо-востоке. Здесь в 1839 году была найдена мумия царя Сусакима, забравшего Соломоново золото. (см. стр. 198,199 и 229).

Тафанес, находился на северо-востоке Египта. В 1886 году Питри нашел развалины, которые он посчитал царской платформой, упомянутой в книге Иеремии 43:8-13. (см. стр. 321).

Теля Виллах, находился вблизи Ниневии. Здесь была найдена эпическая поэма царя Гилгамеша, содержащая вавилонское сказание о потопе. (см. стр. 83).

Тел Гавра, находилась 18 км к северу от Ниневии и 3 км к востоку от Хорсада. Насыпь скрывала в себе 26 городов, лежащих один на другом и оставленных обитателями 1 500 лет до Р.Х. Нижние 20 городов-доисторические. Раскопки велись в 1927-1932 годах Спайзером и Бахом, из Университетского музея и Американской школы в Багдаде. В 8-ом слое они нашли печать "Адам и Ева" и много остатков от более ранних веков человечества. (см. стр. 76).

Ур, расположен в 20 км от места, традиционно считающегося садом Едемским. Это родина Авраама. Раскопки велись в 1922-34 годах Вуллеем, который нашел отложения, нанесенные потопом, допотопные печати и расчистил город Авраама. (см. стр. 51,53,54,58,59,85,94 и 95).

Фара, называемый также Шурруппаком или Суккурру, считается традиционным домом Ноя. Он находился между Эриду и Вавилоном. Был раскопан Эриком Шмидтом, в 1931 году, который нашел отложения, вызванные потопом. (см. стр. 51,79 и 86).

Фивы. В 1821-33 годах Уилкинсон исследовал великолепия этого города. В 1871 году в неприступной скале, за Фивами, в гробнице были найдены гробы с мумиями. Найден великий храм Амона, обелиск царицы Хатшепсуты и много замечательных вещей древнего Египта. (см. стр. 60,61,121,124 и 125).

Халаф, находился в Евфратской долине между Ниневией и Хевроном. Там была найдена одна из самых ранних известных культур.

Хорзабад, находился на северной окраине Ниневии. Здесь в 1842-52 годах Ботта откопал развалины величественного дворца Саргона. (Стр. 49,292-294 и 366).

Элефантин, находился в Египте к югу от Фив. В 1904 и 1907 годах в нем найдены "Элефантинские папирусы".

Эл-Каб, в Египте, к югу от Фив. В нем найден гроб с надписью, которая, видимо, указывала на Семилетний голод. (см, стр. 114).

Эрех, который назывался Уруком или Варкой, находился в 80 км к северо-западу от Эриду. В 1913 году там были произведены раскопки Колдвеем, а в 1928-33 годах Нолдеке и Жорданом. Это один из древнейших на земле городов с 18 отчетливо различимыми доисторическими слоями. (см. стр. 94).

Эриду. Он по традиции считается садом Едемским. Расположен в 20 км к югу от Ура. В 1918-19 годах был раскопан Холлом и Томпсоном, которые нашли доказательства, что он, возможно, был первым когда-либо построенным городом. Древние дощечки с надписями называют его родиной первых в истории человечества двух царей. (см. стр. 71-77).

ПРИЛОЖЕНИЕ К РУССКОМУ ПОСОБИЮ

ИСТОРИЯ РУССКОЙ БИБЛИИ

Первые шаги к изданию Библии в юго-западной Руси

1. Франциск Скорина

Величайшее религиозное движение, охватившее в 16 веке почти все западно-европейские народы и известное во всемирной истории под именем Реформации, пробудило окоченевшую Церковь от кошмара человеческих преданий. Рассеялся тысячелетний туман и Библия снова заняла подобающее ей место.

Когда на Западе Лютер, Кальвин и другие открыли всенародный доступ к источнику живой воды, в юго-западной Руси нашелся передовой человек с западно-европейским образованием, который горел желанием дать своим соотечественникам Библию на доступном всем языке обыденной жизни. Это был родившийся в Полочке д-р. Франциск Скорина. Он предпринял ряд изданий библейских книг под заглавием: "ЕЛ ли_ Русска" и напечатал их сначала в Праге в 1517-1519 гг., а затем в Вильне в 1525 г. В изданиях Франциска Скорины указано, будто он "выложил" всю Библию, но известны только 22 книги Ветхого Завета, напечатанные им отдельными выпусками. Текст Скорины мало отличается от текста старославянской Библии. Те книги, которых в старославянской Библии не было, Франциск Скорина перевел с чешской Библии, изданной в 1506 году. Влияние последней замечается и на других книгах, для которых существовал старославянский подлинник. Труд Скорины не пользовался популярностью.

2. Пересопницкое Евангелие

В 1556-1561 гг. было написано писцом Михаилом, сыном протопопа Саноцкого, Четвероевангелие, переведенное по поручению княгини Гольшанской с "болгарского", т.е. старославянского, на южно-русский язык. Михаил, работавший под руководством Григория, архимандрита Пересопницкого, является, по-видимому, сам переводчиком этого, так называемого "Пересопницкого Евангелия", которое было найдено проф. Бодянским и хранится в библиотеке Полтавской Духовной Семинарии. В тексте заметно влияние чешской Библии.

3. Тяпинское Евангелие

Около 1580 года было напечатано в кочевой типогрпфии Василия Тяпинского Евангелие, отличающееся довольно чистым белоруским языком, в то время, как Пересопницкое Евангелие написано на языке, сходном с теперешним украинским языком. Место напечатания Тяпинского Евангелия неизвестно.

4. Евангелие учительное

В 1568 г. было напечатано в Заблудове (Град. губ.) "Евангелие учительное". Инициатива в этом труде принадлежит литовскому гетману Григорию Александровичу Ходкевичу.

5. Перевод неизвестного автора

Захарий Копьютенский (умер в 1627 г.) приводит в своей "ЛолыноЗцц " выдержки из какого-то неизвестного перевода Библии и из какого-то Евангелия.

Все перечисленные переводы юго-западной Руси отличаютя друг от друга по языку и по оригиналам. Переводчики в большинстве случаев, однако, придерживались старославянского перевода.

ПЕРВЫЕ ШАГИ В МОСКОВСКОЙ РУСИ

1. Допетровский перевод

В Московской Руси возникают первые попытки перевода Библии на живой русский язык не раньше второй половины 17-го века. До этого, главным образом, заботились только о размножении списков, исправлении и пополнении общепринятого старославянского текста.

В 1680 году знаменитым писателем Симоном Полоцким в Москве была издана "Псалтирь рифмотворная". Три года спустя переводчик посольского приказа Авраамий Фирсов перевел Псалтирь на народный язык. Перевод этот, однако, вызвал большие споры и был запрещен патриархом Иоакимом.

2. Петровский перевод

Важность и необходимость перевода Библии была всецело оценена Петром Великим. Дело было поручено немецкому пастору Эрнесту Глюку, жившему от 1673-1703 гг. в Мариенбурге (восточная часть Лифляндии). Есть сведения, что пастор Глюк изучал латышский и русский языки и самостоятельно взялся за перевод русской Библии, который, по некоторым данным, в 1698 году уже был окончен, но при осаде и взятии Мариенбурга в 1703 году этот перевод погиб, а пастор Глюк был отправлен в Москву, где ему поручили снова взяться за перевод Нового Завета, что тот и исполнил. В 1705 году пастор Глюк окончился и его перевод исчез.

ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО БИБЛЕЙСКОГО

ОБЩЕСТВА

1. Сведения о трудах Библейского общества

Тяжкие испытания Наполеоновских войн вызвали в Германии и Швейцарии в первую четверть 19-го века значительное религиозное движение. Оно перебросилось и в Россию, но скоро там заглохло. Император Александр 1, будучи в Германии, вступил в дружественные отношения с наилучшими представителями истинного христианства своего времени. К таковым принадлежала, без сомнения, достойная и в наше время большего внимания, верующая лифляндская баронесса фон-Крюденер (ум, в 1824 г.). Она странствовала много лет по западной Европе, распространяя с величайшим самоотвержением Слово Божье среди всех классов населения. Александр 1 был частым посетителем ее замечательных библейских бесед и пережил глубокую перемену в своей духовной жизни. Мистицизм императора глубоко отразился и на некоторых из его ближайших сотрудников, к которым, без сомнения, принадлежал князь Александр Николаевич Голицын (1773-1844). Сильной инициативе этих трех представителей высшего русского общества обязана Россия учреждением "Российского Библейского Общества" и общедоступным переводом Нового Завета на русский язык.

Уже в 1810 году Британское Библейское Общество стало посылать своих агентов в Эстляндию и Финляндию. Первое отделение Общества было открыто в Або (Финл.). Пастор Патерсон, приехавший в качестве агента Британского Общества в Петербург, встретил в придворных кругах сочувственный прием. И 6-го декабря 1812 года император Александр 1 подписал представленный князем Голицыным проект учреждения в Петербурге Библейского Общества, которое, по примеру Британского, должно было печатать Библии "безо всяких примечаний и пояснений". 11-го января 1813 года в дворце князя Голицына состоялось торжественное открытие Общества. В комитет Общества вошли протестанские пасторы, римско-католический митрополит и представители высшего духовенства Православной Церкви. Президентом Общества был избран князь Голицын. Общество поставило себе целью печатать и распространять Слово Божье прежде всего на славянском, а потом и на других языках Российской империи. Кроме того решили продавать по льготной расценке Библии для "бедных насчастливцев". Наконец решено было еще печатать Библии для язычников и магометан, живших в России. Пастор Патерсон внес 500 фунтов стерлингов, пожертвованных от Британского Библейского Общества для России. Сам император вступил в число членов новооткрытого Общества, пожертвовал 25.000 руб. и назначил ежегодную субсидию в размере 10.000 руб. В первом же году своего существования ( 1813) Общество могло открыть уже шесть отделений в разных городах России. В том же году была напечатана Библия на финском и немецком, а Новый Завет на армянском и калмыцком языках. Для последнего нужно было заготовить шрифт, так как до этого времени на нем ничего еще не печаталось. Вскоре стали печатать Библии на польском и французском языках.

За один год своего существования Общество напечатало 22.500 экземпляров полной Библии и 37.700 экз. Нового Завета. В конце второго отчетного года Общество уже имело 18 вице-президентов и 12 директоров. Стали печатать Библии на персидском, грузинском и литовском языках. 4-го сентября 1814 года Общество стало называться: "Российским Библейским Обществом". В 1816 году вышла полная старославянская Библия. В течении семи лет вышло 15 изданий этой Библии. Император Александр 1 подарил Обществу по дому в Петербурге и в Москве и несколько книгопечатных мастерских. Митрополиты Православной Церкви собирали пожертвования в пользу Общества. В комитет вступили русские генералы и стали снабжать своих солдат Библиями. Римско- католический епископ Литвы распорядился о переводе Библии на наречие своей епархии и подарил Обществу 5.000 экз. Библии. 1-го января 1823 года Библия уже была напечатана на 41 языке в количестве 184.851 экз. полной Библии и 315.928 экз. Нового Завета. Общество рассылало Библии для армян и греков в Венецию, Константинополь, Малую Азию и на острова Архипелага. С 1-го января 1824 года стали печататься ежемесячные "Известия о действиях и успехах Библейского Общества в России и других государствах". В этом же году Общество приобрело в князе Ливене энергичного сотрудника. Вышла из печати Библия на болгарском, сербском, зырянском, вотяцком, пермяцком, осетинском и киргизском языках. Был даже предпринят перевод Нового Завета на древнееврейский язык. Были, наконец, напечатаны части "Библии для слепых" с выпуклым шрифтом.

2. Закрытие Общества

В 1824 году князь Александр Николаевич Голицын, деятельный покровитель Общества, был принужден сильной и враждебно настроенной реакционной придворной партией подать в отставку. Новый президент докладывал императору Александру 1 о вреде библейских обществ и о необходимости закрыть Русское Библейское Общество. В октябре 1824 года прекратились "Известия Общества", а 7-го января 1825 года было поведено "задержать впредь до разрешения" напечатанный на русском языке первый том Библии. Указом 12-го апреля 1826 года император Николай 1 повелел митрополиту Серафиму приостановить впредь до разрешения деятельность Общества, равно как и действия всех библейских комитетов, отделений и сотовариществ (числом до 289). Указом 15- го июля 1826 года все имущество Общества, оцененное в 2.000.000 руб., было передано в ведение Синода.

ИСТОРИЯ РУССКОЙ БИБЛИИ В ЭПОХУ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА 1

1. Русский Новый Завет 1822 года

После смерти Глюка прошло больше ста лет, как снова был поднят вопрос о переводе Библии на литературный русский язык. И в этот раз главная инициатива принадлежала коронованной особе. По окончании победоносных войн против Наполеона Александр 1 вернулся в Россию и предложил князю Голицыну, президенту Библейского Общества, принять все меры к переводу Библии на русский язык. 28-го февраля 1816 года князь Голицын передал Синоду пожелания императора в форме, согласной с его словами. Синод принял предложение президента и поручил комиссии духовных училищ выбрать из Петербургской Духовной Академии людей, способных к этому важному труду. Готовые тексты перевода должны были вноситься в Библейское Общество для проверки членами его из духовных лиц. После их одобрения перевод должен был печататься параллельно со славянским текстом. 16 марта, однако, комиссия поручила перевод ректору Петербургской Духовной Академии, архимандриту Филарету и другим членам Академии, выработав специальные инструкции для переводчиков. Евангелие от Матфея было переведено профессором Герасимом Петровичем Павским (1787-1863), передовым ученым своего времени; Евангелие от Марка-ректором Духовной Семинарии, архимандритом Поликарпом (ум, в 1837 г.), Евангелие от Луки-бакалавром Академии, архимандритом Моисеевым, и Евангелие от Иоанна-архимандритом Филаретом. В 1818 году Четвероевангелие уже было напечатано в количестве 10.000 экз. (цена 5 руб. ассигнациями). Вскоре после этого приступили к переводу прочих книг Нового Завета. Появление первого русского перевода было встречено с большим энтузиазмом мирянами и духовенством. З-го июля 1819 года государь разрешил стереотипное издание Четвероевангелия в малом формате и уже без славянского текста. В это издание должны были войти и Деяния Апостолов. Наконец, в 1822 году вышел целиком Новый Завет в переводе на живой великорусский язык. Ровно за 300 лет до этого немцы получили Новый Завет в переводе д-ра Мартина Лютера. В 1824 году впервые напечатали Новый Завет без славянского параллельного текста. Отвественным редактором всего перевода был проф. Павский

Ссылка на страницу: Библейский словарь Геллея
Теги: Библейский словарь Геллея
Просмотров: 180 | | Рейтинг: 0.0/0 Символов: 56586

ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам

Всего комментариев: 0
avatar


close