Главная » Библейский словарь Геллея
12:38
Библейский словарь Геллея
Начало празднования Пасхи

Пасхальный Агнец, кровь на перекладинах и косяках дверей,

смерть первенцев, освобождение из враждебной страны и

празднования Пасхи -- прошли через всю историю израильского

народа и рисуют историческую картину Христа -- пасхального Агнца

и наше освобождение из враждебного, греховного мира кровью

Христа.

Глава 13. Пресный хлеб. Посвящение первенцев

Пресный хлеб, употребляемый во время празднования Пасхи, был

символом и постоянным напоминанием поспешности, с которой

Израиль выходил из Египта (12:34).

Повеление посвящать Господу первенцев от человека до скота

было напоминанием избавления их первенцев в Египте.

Путь в Ханаан (17). Прямой путь по берегу моря через

филистимлянскую земляю был загражден египетскими войсками. В

то время стояла великая стена от Черного моря до Средиземного

моря. Самый возможный окружной путь для Израиля лежал через

пустыню.

Столб облачный дне'м и столб огненный ночью (21,22). Выйдя из

Египта они странствовали по враждебной им земле, поэтому Бог

взял их под Свою охрану и дал им видимые знаки направления и

защиты. Он никогда их не забыл и не оставил в течении 40 лет их

странствования, пока они не достигли Обетованой земли (14:19,24;

33;9,10; 40:34-38; Чис. 9:15,23; 10:11).

Глава 14. Переход через Чермное море

Полагают, что место перехода было где-то около теперешнего

Суэцкого канала. Господь применил "сильный восточный ветер",

чтобы осушить море (21). "Воды были им стеною по правую и по

левую сторону" (15:8; 14:22). Управление водами для избавления

Израиля и погибели египтян было только по Божьему чудотворному

изволению. События эти встревожили окружающие народы (15:8;

14:22).

Археологическая заметка

Библейский рассказ о переходе израильтян через Чермное море

благодаря ветру, "разделившему воду", не является

неправдоподобным. Длинная отмель Суэцкого канала в то время

уходила далеко на север. "Поднятые берега" в этой местности

указывают на разнообразие в уровне воды и земли. Если это было

так, то вода могла уйти на север в низы, составляющие теперь

Горькие озера. При постоянном ветре (21), понижающем уровень

воды, что является обычным явлением, земляной мост мог

образоваться, разделяя воды севера и юга. Воды стали "стеной", то

есть "защитой". Нет надобности думать, что воды были

перпендикулярной стеной, нарушающей закон притяжения.

"Сильные восточные ветры" погнали воды на низ в залив, Погоня

131

ИСХОД

египтян говорит о том, что в этом переходе евреев они не видели

ничего особенного или сверхъестественного. Они не могли атаковать

израильтян с флангов. Воды в низине на севере и залив на юге стояли

"стеной". Египтяне гнались по открытой морской грязи, в которой

завязли и были покрыты возвратным приливом воды (25), благодаря

ослаблению ветра.

Глава 15. Песнь Моисея

Избавление Израиля из Египта символически напоминает об

избавлении Церкви Христа из грешного мира, так что торжественной

песнью спасенных в конце мира будет "песнь Моисея и Агнца" (Откр.

15:3). В этой песни вспоминаются великие Божьи дела, о которых

искупленные будут петь во веки веков.

Глава 16. Манна и перепелы

Странствуя по пустыне всего лишь один месяц, трудности

пустынной жизни начали портить настроение народа. В народе

поднялся ропот. Их взоры были обращены на "котлы с мясом", а не

на Обетованную землю (2,3).

Манна -- "хлеб с неба" была "мелкой и круповидной, как иней на

земле". Вкусом она была "как лепешка с медом" (31). Она была

132

Исход

непосредственно сотворенной Богом или натуральным продуктом,

чудесным образом размножаемой. Манна появлялась на земле

каждое утро с росой и была похожа на кориандровое семя. Манну

мололи, толкли и варили в горшках и пекли с нее лепешки. На

каждого человека на сутки назначалась определенная мера

манны -- гомор, около 4 литров. На шестой день народ собирал

манны в двое больше, чтобы хватило на день субботний.

Манна начала падать с неба один месяц по выходе из Египта и

продолжала падать 40 лет, пока народ не перешел Иордан и потом

так же внезапно исчезла, как и появилась (Чис. 11:6-9; Ис. Нав. 5:12).

Иисус учил, что манна символически напоминала о Нем (Иоан. 6:31-

58).

Перепелы (13) не были посылаемы ежедневно, как манна. 0

перепелах упоминается всего лишь дважды -- скоро по выходе из

Египта и годом позже, после горы Синая (Чис. 11:31-34). Народ

израильский владел большими стадами животных (12:38), но

вынужден был бережливо обращаться со скотом для пищи. Их

мясным продуктом в Египте была рыба.

Гора Синай

Гора Синай, иногда называемая Хорив. Синайский полуостров,

треугольный по форме, был расположен между двумя рукавами

133

Исход

Чермного моря. Западный берег полуострова был длиной около 300

км, а восточный около 250 км. Северная часть полуострова

пустынная, а южная -- покрыта большим скоплением неровных гор.

Местность названа, по всей вероятности, по имени вавилонского

бога луны Сина. С давних времен известна по добыче меди, железа,

охри и драгоценных камней. Ещедо времен Авраама восточные цари

проложили дорогу на северные окраины Аравийской лустыни и до

Синайского края.

Гора Синай, при которой Израиль получил закон, находится в

южной части полуострова. Она нроизводит впечатление "забытой

массы скал, внезапно поднимающихся с равнин на величественную

высоту". На северо-западной стороне горы находится равнина,

длиной в 3 км и шириной в ! км, где, возможно, был расположен

израильский стан.

В 65 км от Синая на северо-запад раслоложена Долина пещер, где

на высоте 120 м сверху шахт находится изображение египетского

фараона Семерхета первой династии, которое он приказал высечь на

том месте, где он казнил синайского царя. Здесь также находятся 250

надписей других позднейших царей. В 15 км на север от Долины

пещер расположен Серабит-эль-Хадем, где сэр Флиндерс Питри

обнаружил древнейши< алфавитные письмена.

Глава 17. Вода из скалы

Перед этим Моисей сделал воды Мерры сладкими (15:25). А в

Рефидиме он дал Израилю воду из скалы. Подобное чудо он

совершил и в Мериве (Чис. 20:1-13).

Битва с амаликитянами (15:8-15). Первая попытка врагов после

Египта помешать переселению в Ханаан. Бог повелевает истребить

амаликитян, восставших на Израиля (14; Втор. 25:17-19).

Глава 18. Совет Иофора

Моисей принял совет дружественного мадиамского князя, своего

тестя Иофора. Пользуясь и своим опытом, он реорганизовал и внес

улучшение в делах правосудия.

Глава 19. Голос Бога с Синая

Израипь стоял у горы Синая около 11 месяцев (1; Чис. 10:11). Лри

сильных раска тах грома и молнии, сопровождаемых

землетрясением и сверхъестественным трубным звуком, гора

тряслась и дымилась, когда Бог говорил и дал десять заповедей и

закон Своему народу.

500 лет позже у этой же самой горы пророк Илия получил намек на

то, что Божье дело совершится не огнем и не землетрясением, а

тихим голосом позднейшего пророка (3 Цар. 19).

Глава 20. Десять заповедей

Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

134

ИСХОД

Не делай себе кумира...и не поклоняйся ему.

Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.

Помни день субботний, чтобы освятить его.

Почитай отца твоего и мать твою.

Не убивай.

Не прелюбодействуй.

Не кради.

Не произноси ложного свидетельства.

Не желай ничего ближнего твоего.

Позже эти заповеди были "написаны Божьим перстом" на обеих

сторонах скрижалей. Скрижали и написание было Божьим актом

(31:18; 32:15,16). Они хранились столетиями в ковчеге завета.

Полагают, что они были потеряны и уничтожены во время пленения

А что было бы, если бы они когда-либо были найдены?

Десять заповедей легли в основу еврейского закона. Четыре из них

касаются нашего отношения к ближнему. Христос выразил их в двух

заповедях: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и

всею душою твоею, и всею крепостью твоею, и всем разумением

твоим, и ближнего твоего, как самого себя" (Лук. 10:27).

Почитание Бога лежит в основе десяти заповецей. Христос считает

наше почтение Бога основным правилом приближения к Богу, как

указано в первом прошении молитвы Господней: "Отче наш!...да

святится имя Твое".Приходится удивляться, что так много людей в

своем ежедневном разговоре произносят имя Бога легкомысленно и

напрасно. Десять заповедей воспрещает идолопоклонство.

Главы 21,22,23,24. Книга завета

Бог дал народу еврейскому десять заповедей, а затем "Книгу

завета" -- свод законов в форме книги. Обязаность соблюдения этих

законов была закреплена кроплением крови завета (24:4,7,8).

Законы: о рабстве, смерть за убийство, похищение людей,

злословие родителей, "око за око", возмещение, воровство, потрава

чужого поля, обольщение девицы, колдовство, скотоложство,

идолопоклонство, милость к вдовам и сиротам, заем, обеты,

почтение начальствующих, приношение первых плодов земли и

первенцев, лжесвидетельство, правосудие, милость к животным,

взятки, пришельцы, суббота, юбилей, Пасха, праздник жатвы, сбор

урожая, не варить козленка в молоке матери, не всупать в союз с

хананеями, вознаграждение за послушание.

Глава 25 до 31. Руководство для постройки скинии

Сам Бог дал образец скинии в деталях (25:9). Повеление это

записано дважды: "так и сделайте" и в главах 35 по 40, где детали

повторяются дословно -- "так и сделали сыны Израилевы все

работы".

Скиния была "образом и тенью небесного" (Евр. 8:5).Для

еврейского народа она имела особое временное значение и в то же

время была "образом будушего" (Евр. 9 и 10).

135

Исход

Скиния и храм, который был построен позже по образцу скинии,

были центром еврейской национальной жизни.

Таким образом Богу было угодно запечатлеть важные мысли в

сознании человечества, имеющие отношение в будущем к

христианству.

Главы 32,33. Золотой телец

Бык считался главным божеством Египта. Лозже он стал

божеством лесяти колен Израиля (3 Цар. 12:28). Жаль, что Израиль

так скоро после громогласного голоса Бога с горы Синая: "Да не

будет у тебя других богов пред лицем Моим", и после всех великих

чудес в Египте, отступил от истинного Бога. Все это говорит о том,

как глубоко погряз Израиль в египетском идолопоклонстве.

Явление это было весьма критическим, требующим немедленного

применения дисциплины и наказания, которое было очень скорым и

суровым.

Желание Моисея, чтобы Бог "изгладил его из книги, в которую

вписал" (32:31,32), говорит о величии его характера.

Глава 34. Вторичное восхождение на гору Синай

Моисей был на горе Синае первый раз 40 дней и ночей (24:18). Бог

повелел ему взойти на гору вторично, на которой он опять пробыл 40

дней и ночей (34:2,28). Первый раз Бог вручил ему две каменные

скрижали (таблицы) и детали постройки скинии. Вторично Бог

вручил ему новые скрижали.

Лицо Моисея "стало сиять лучами" (29-35), потому что Бог был с

ним, подобно тому, как просияло лицо Иисуса "как солнце" на горе

Преображения (Матф. 17:2).

Главы 35 до 45. Постройка скинии закончена

Скиния и все ее принадлежности построены по планам, указанным

в главах 25 по 31.

Размеры скинии следующие: 14 м в длину, 5 м в ширину и 5 м

вышиной.

Скиния была сделана из перпендикулярных брусьев, покрытых

завесами. Она всегда ставилась лицевой стороной на восток.

На северной и южной стороне было по 20 брусьев и 6 на западной,

длиной в 4 1/2 м и шириной в 70 см. Брусья были из дерева ситтим

(твердая акация), обложенные чистым золотом. В конце каждого

бруса было по два шипа, чтобы стоять прямо и по два серебряных

кольца, соединенные шестами из дерева ситтим, которые проходили

через золотые кольца в брусьях.

Десять покрывал, каждое длиной в 10 1/2 м и 1м 75 см шириной,

были сделаны из тонкой льняной ткани, голубого, пурпурного и

червленого цвета, с искусно вышитыми херувивами. Покрывала

сцеплялись золотыми крючками в голубых петлях, чтобы сливались

в одну целую завесу. Это одно большое покрывало составлялось из

136

ИСХОД

10 покрывал, шириной в 18 м с востока на запад и в 13 м с севера на

юг, а запасные 5 м висели на западном конце. Занавеса эта покрывала

остов скинии из обложенных золотом брусьев.

Золото и серебро, использованное на постройку скинии и ее

утвари, определяется в 1 250 000 долларов. Средства эти поступили

от израильтян, которые выпросили их у египтян (12:35).

ПВЛВТКВ

Палатка покрывала скинию. Она была сделана из материала

козьей шерсти, всего 11 покрывал, каждое длиной в 14 м и в 1 3/4 м

шириной, соединявшиеся крючками из меди. Ее длина с востока на

запад была 18 м и с севера на юг 13 м. Второе покрывало было из

красной бараньей кожи, а поверх этих двух покрывал еще одно из

кож барсука (тюленя? или дельфина?).

Это тройное покрывало палатки из материала козьей шерсти,

красной кожи и барсуковой кожи поддерживалось коньковым

брусом.

Святилище или Святое святых

Пять западных метров Скинии представляли из себя правильный

куб. Он считался местом жительства Бога. В нем был только ковчег

завета, и туда входил первосвященник только один раз в год. Это

"тень будущего" (Евр. 9:24).

Ковчег завета

Ковчег завета был сделан из дерева ситтим и обложен чистым

золотом. Он был похож на ящик, размером в 1 м длиной и 60 см

137

ИСХОД

шириной и 60 см вышиной. В нем хранились две скрижали с 10

заповедями, сосуд с манной и распветший жезл Аарона.

Крыша ковчега завета была из чистого золота и на ней были два

херувима на противоположных концах с распростертыми крыльями.

Лица их обращены друг к другу и склонены вниз к крышке. Крышка

ковчега завета, находясь сверху двух скрижалей закона,

символизировала собой место встречи закона и благодати и

указывала нз "тень Христа". Херувимы были символом великой

заинтересованности небесных житеней в плане избавления

человеческого рода. Об этом писан апостол Петр: "во что желают

проникнуть ангелы" (1 Петр. 1:12).

Ковчег завета был потерян где-то в Вавилоне во время пленения. В

Откровении 11:19 мы читаем, что Иоанн видел ковчег завета в

"храме", но это было лишь в видении и не означает, что он видел

вещественный ковчег завета, потому что на небе "не будет храма"

(Откр. 21:22).

Святое святых

Святое святых занимало девять восточных метров скинии. В нем

был стол с хлебами предложения на северной стороне и светильник

на южной стороне. Жертвенник курения стоял около завесы. Он был

"тенью" церкви.

Завеса

Завеса была сделана из тонкой льняной ткани голубого,

пурпурного и червленого цвета, с искусно вышитыми херувимами.

Она отделяла святое от святого святых или, так сказать, Божью

престольную комнату от человеческого зала ожидания. В момент

смерти Христа на кресте завеса в храме разодралась надвое (Матф.

27:51), что означает, что с тех пор открылась дверь

нелосредственного общения человека с Богом.

. У входа во святилище, с восточной стороны, была еще одна завеса

(ширма). Она тоже была сделана из тонкой льняной ткани цвета

голубого, пурпурного и червленого.

Светильник

Светильник был из чистого золота. Он имел вид стебля с шестью

ветками, отходившими с обеих сторон, по три на каждой стороне.

Его высота была ! 1/2 м и 1 1/4 м в ширину. На нем воскурялись

благовонные курения. "Это всегдашнее курение перед Господом в

роды родов" (ЗО:7,8).

Светильник в Соломоновом храме был сделан по этому же

образцу и, возможно, был включен в храмовую утварь, которую

вавилонские пленители унесли с собой в Вавилон, а потом вернули

(Езд. 1:7).

Светильник в Иродовом храме дней Христа мог быть одним из

этих двух. Он был взят в Рим в 70 году по Р.Х., изображен на Титовой

арке и с "почетом положен в христианской церкви в Иерусалиме, в

138

ИСХОД

Снимок 37. Светильник, изображенный на скульптуре Титовой

арки. (Благодаря любезности д-ра С.Х. Горна. Андреевский

Университет, Берриен Спрингс, Мичиган.).

533 году по Р.Х. С тех пор о нем ничего не известно. Изображение на

Титовой арке можеть быть весьма точным изображением первого

светильни ка.

Светильник может быть "тенью" Слова Божьего, хотя в

Откровении 1:12,20 светильник является символом Церкви.

Стол хлебов предложения

Стол был ! м длиной, 1/2 м шириной и 3/4 м вышиной. Сделан он

был из дерева ситтим (акации) и обложен чистым золотом. На нем

клались двенадцать хлебов, которые заменялись новыми каждую

субботу. Стол стоял на северной стороне святого святых. Он был

символом благодарности Богу за ежедневную пищу (Лук. 11:3).

139

ИСХОД

Медное море [умывальник]

Медное море -- это большой медный умывальник, в котором

священники умывали руии и ноги перед служением у жертвенника.

Он служит символом очищения от греха и "тенью" очищения через

кровь Христа или даже намеком на христианское крещение.

Двор

Скиния была огорожена забором в 45 м длиной, 23 1/2 м шириной

и в 2 1/4 м вышиной. На восточной стороне забора были ворота.

Ограда стояла на медных столбах на растоянии 2 1/4 м . Сцеплялась

она крючками и кольцами из серебра, вложенными в углубления из

меди. Ворота на восточной стороне были размером в 9 м шириной,

сделанные из голубого и червленого полотна.

Жертвенник для приношения курений

Он имел форму квадрата в полметра. Сделанный из дерева ситтим

(акации) и обложенный чистым золотом. Стоял перед завесой.

"Всегдашнее курение пред Господом в роды ваши" (30:8).

Жертвенник был символом постоянной молитвы (Откр. 8:3-5).

Жертвенник всесожения

Жертвенник для сжигания животных. Квадратной формы в 2 1/ 2 м

и высотой в ! 1/2 м. Он был из дерева ситтим и обложенный медью.

Внутри наполненный землей. Вокруг жертвенника были ступеньки

для обслуживающих священников. Он стоял на восточной стороне от

скинии у входа во двор. Огонь на жертвеннике, чудесно зажженный,

никогда не потухал (Лев. 9:24; 6:9). Был символом того, что грешник

не имеет доступа к Богу, как только через кровную жертву. Это

символ и "тень" смерти Христа.

140

ЛЕВИТ

Жертвоприношения

Священство

Праздники

Разные законы

Слово "Левит" означает "все то, что относится к левитскому

служению". Книга Левит содержит в себе свод законов для

левитского служения и управления еврейским народом. Большая

часть этих законов была издана на горе Синае, с некоторым

добавлением, повторением и объяснением во время странствования в

пустыне.
Теги: Библейский словарь Геллея
Просмотров: 10 | Добавил: creditor | Теги: Библейский словарь Геллея | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close