Главная » Библейский словарь Геллея
12:39
Библейский словарь Геллея
Месяцы НазванияПриблизителъные Праздникн

1-ый

2-ой

3-ий

4-ый

5-ый

6-ой

7-ой

8-ой

9-ый

10-ый

11-Ый

12-ый

Авив или Нисан

Зиф или Ияр

Сиван

Таммус

Ав

Елул

Тазри или Етаним

Маркесван или Буль

Хаслев или Кислев

Тебеф

Шеват

Адар

Апрель

Май

Июнь

ИЮЛЬ

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Пасха

Пятидесятница

Кущи

Посвящение

Пурим

Праздник Посвящения был установлен позже в дни Макавеев, а

праздник Пурима в дни Есфири.

Чудеса

Библия является Божьим Словом. Неотъемлемой частью Библии

являются чудеса, сотворенные Богом для определенных целей и в

доказательство Божьего Слова. Чудеса подтверждают Библию как

Божественное откровение. Без чудес не было бы этого

доказательства.

Хотя чудеса занимают видное место в Библии, они не слишком

обильны во всех частях Библии. Библейские чудеса, исключая

пророчества и их исполнение, в особенности заметны в четырех

великих периодах, разделенных столетиями:

155

ЧИСЛА

При избрании народа: Моисей и Иисус Навин -- 1400 лет до Р.Х.

Во время кризиса и борьбы с идолопоклонством: Илья и

Елесей -- 850 лет до Р.Х.

Во время пленения, при полном идолопоклонстве: Даниил -- 600

лет Р.Х.

В начале христианства: Иисус и Его апостолы.

Чудеса Моисея

Кроме Иисуса Христа никто другой не имел такой власти для

проявления сверхъестественных явлений -- чудес, как Моисей.

Егилетские казни. Переход через Чермное море. Претворение

горькой воды в пресную у Меривы. Перепелы в пустыне Син и у

Таверы. Ежедневная манна в течение 40 лет. Вода из скалы у

Рефидима и у Меривы. Громы и молнии у Синая. Голос Бога с Синая.

Десять заповедей, написанные Богом на срижалях.Сияющее лицо

Моисея. Разговор Моисея лицом к лицу с Богом. Наказание

Мариами проказой и исцеление. Корей и его сообщники поглощены

землей. Наказания у Таверы и Кадеса. Расцветший жезл Аарона.

Исцеление взглядом на медного змея. Ослица Валаама заговорила

человеческим голосом. Валаам ироизносит удивительное

пророчество. Израиль руководился в пустыне 40 лет

удивительными столбами. Их ноги не пухли и одежда не ветшала 40

лет.

Моисей не смог бы вывести израильский народ из Египта и

сохранить их в пустыне 40 лет без непосредственной и чудесной

помощи со стороны Бога. Такое высокое преимущество, как и в

случае с апостолом Павлом, было сопряжено с невероятными

трудностями.(См. стр. 150, 151, 600).

156

ВТОРОЗАКОНИЕ

Прощальное слово Моисея

Перечисление исторических событий

Повторение главных законов

Важные предупреждения

Книга Второзаконие содержит:

Предсказание пророка, подобного Моисею (18:15-19).

По словам Христа в ней первая заповедь (6:4).

Слова, которые Христос цитировал для искусителя (б:13,16; 8:3).

Величайшее в мире красноречие.

Слово "Второзаконие" означает "второй закон" или "повторение

закона". В Исходе, Левитах и Числах законы периодически

постановлялись, а теперь, заканчивая странствование по пустыне, на

кануне входа в Ханаан, все законы были повторены и объяснены

наново для соблюдения их в оседлой жизни.

Некоторые места Второзакония своим красноречием превосходят

Демосфена, Цицерона, Питта или Вебстера.

Главы 1,2,3. От Синая до Иордана

Обзор прошлого, как записано в Числах 1-33. После одного из

самих благородных и героических достижений того времени

последняя просьба Моисея к Богу разрешить ему перейти Иордан

была отвергнута (3:23-28), потому что Бог имел для него нечто

лучшее, в лучшем мире.

Главы 4,5. Хранение и исполнение Божьего Слови

В главах этих содержится весьма убедительное поучение

соблюдать Божьи заповеди, преподавать их своим детям и

уклоняться от идолопоклонства. Никогда не забывать, что их

благополучие зависит от верности и повиновения Господу.

Глава 6. Великая заповедь

"Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею

душою твоею, и всеми силами твоими" (5). Заповедь эта очень часто

повторяется (10;12; 11:1, 13, 22). Ее подтвердил Иисус Христос

(Матф. 22:35), предоставив ей первое место в Своем учении.

157

ВТОРОЗАКОНИЕ

Для того, чтобы быть постоянно под влиянием Божьих заповедей,

Бог повелел израильтянам, кроме общего поучения в законе, поучать

детей дома (6-9). Книг в то время было очень мало и редко кто их

имел, лоэтому Бог повелел важные части закона записывать на

косяках дверей и ворот, а также навязывать их на руки и повязкой на

лбу, чтобы заповеди эти были постоянно перед их глазами.

Глава 7. Повеление уничтожить хананеев с их идолами

Им было запрещено вступать с ними в союзы и в родственные

связи. Меры эти были предприняты Богом для предохранения

Израиля от идолопоклонства с его мерзостями.

Глава 8. Бог припоминает Свои заботы в пустыне

Сорок лет Бог "смирял" и кормил их манной. "Одежда твоя не

ветшала на тебе, и нога твоя не пухла, вот уже сорок лет" (2-5). Бог

учил их уповать и доверять Его Слову.

Глава 9,10. Постоянные восстания Израиля

Три раза Бог напоминает Израилю, что его благословения были

дарованы им " не за их праведность" (9:4,5,6). Они все время были

мятежным и упрямым народом.

Глава 11. Благословения от повиновения

Это глава благословений. Подобно главам 6 и 28 в ней содержится

призыв к исполнению Божьего слова и повиновению Его заповедям,

как основа для национального преуспевания. В этой главе

содержатся чудные обетования и устрашающие предупреждения.

Главы 12,13,14,15. Разные декреты

Повеление уничтожить идолов. Моисей был воспитан в рассаднике

египетского идолопоклонства и всю свою жизнь был окружен

идолопоклонни ками, поэтому он никогда не шел на уступки

идолопоклонству. И, несмотря на его постоянные предупреждения,

все же идолопоклонство стало главной причиной падения Израиля.

"Веселитесь!" Обратим наше внимание на частое повторение этого

слова (12:7, 12,18; 14:26; 28:47). Излюбленное слово авторов в

Псалмах и Посланиях.

Чистые и нечистые животные (14:1-21, см. Левит 11). Десятины

(14:22-29, см. Левит 27). Седьмицы -- седьмой год(15:1-11, см. Левит

25). Рабство (15:12-18, см. Левит 19). Первородное (15:19-23, см.

Левит 27).

Глава 16. Установленные праздники

Три раза в году мужской пол должен был являться перед

Господом: на Пасху, Пятидесятницу и праздник Кущей. Кроме этих

158

ВТОРОЗАКОНИЕ

праздников были еще праздник Труб и праздник Очищения. Цель праздников состояла в том, чтобы народ помнил Бога и сохранял национальное единство.

Пасха или праздник Опресноков соблюдался весной в 15 день первого месяца и продолжался 7 дней в честь избавления от Египта.

Пятидесятница иногда называлась "праздником жатвы" и "днем первых плодов" и праздновалась один день на 50 день после Пасхи.

Праздник Кущей или "праздник собирания плодов" соблюдался на 15 день седьмого месяца, 5 дней после праздника Очищения и продолжался 7 дней.

Праздник Труб праздновался в первый день 7 месяца, которым начинался гражданский год (см. Числа 28).

Праздник Очищения соблюдался 10 дня 7 месяца (см. Ловит 16).

Глава 17. Постановление о царе

Глава эта содержит Божье предсказание о царе с некоторыми предупреждениями ( 14-20). 400 лет позже Израиль стал царством (см. 1 Царств 8).Пророк Самуил сказал народу, что требуя себе царя, они отвергли Бога. В этом нет противоречия. Тот факт, что Бог знал, что они потребуют себе царя, не означает Божьего подтверждения их требования. Зная их будущее желание избрать себе царя. Бог лишь дал им совет делать это с Его согласием. Отвергая форму Божьего правления, они отвергали самого Бога. Обратим внимание на инструкцию царю чтить Божьи законы всю его жизнь (18-20). Какой хороший совет для правителей нашего времени! Следует также заметить, что цари с самого начала начали делать то, что Бог им запретил: иметь много жен, лошадей и золота (16,17; 3 Царств 10:14- 29; 11:1-13).

Глава 18. Обещание пророка, подобного Моисею

Пророчество это относится к случайному, в нужное время необходимому явлению пророка в истории Израиля, но его главное значение безошибочно указывает на весьма важную историческую Личность Мессии-Иисуса Христа. Оно является одним из особых Ветхозаветных предсказаний о Христе. Иисус Христос применил это пророчество к Себе (Иоан. 5:46), а также и апостол Петр (Деян. 3:22).

Бог избрал еврейский народ средством Своего благословения народов всего мира. Но не через законопочитание, которое Бог дал Израилю, а через то, которое придет позже и заменит теперешнее; когда Бог пошлет иного пророка с доброй вестью для всего мира. Тогда иудейство заменится христианством.

Глава 19. Города убежища.

Города убежища были основаны для тех, кто случайно и неумышленно совершил убийство. Для этого Моисей уже основал три города убежища, на восточной стороне Иордана: Бецер, Голан и Рамоф (4:41-43). Позже, Иисус Павий заложил три города на

159

ВТОРОЗАКОНИЕ

западной стороне Иордана: Кадес, Сихем и Хеврон. Города эти были левитскими городами и включены в остальные 48 городов левитов (Чис. 35:6).

Глава 20. Закон о военной повинности

Кто построил новый дом, насадил новый виноградник, женился, кто боязлив и малодушен-те освобождались от военной службы. Хананеи были обречены на уничтожение, а плодоносные деревья поведено сберегать.

Глава 21 по 26. Разные постановления

Неизвестное убийство. Жены рабыни. Раздел имущества при многоженстве. Буйные сыновья. Смерть через повешение. Заблудившиеся животные. Потерянные вещи. Мужская и женская одежда должна быть различной. Забота о птицах матерях и птенцах. Крыши домов должны быть с перилами. Земледелие и одежды. Проституция. Блуд. Насилие. Закон о евнухах. Незаконнорожденные. Аммонитяне, Моавитяне. Чистоплотность в стане. Отношение к беглым рабам. Закон против блудодеяния. Мужеложство. Растовщичество. Обеты. Развод. Брак. Похищение. Проказа. Плата. Правосудие. Собирание остатков на поле и в садах. 40 ударов без одного. О вдове брата. Вмешательство в драку. Двоякие гири. Амаликитяне. Первые плоды и десятины.

Глава 27. Написание законов на горе Гевал

Иисус Навин выполнил это повеление (Не. Пав. 8:30-32). В то время было мало книг, поэтому существовал обычай записывать важные постановления на камнях и ставить их на видных местах в городах, чтобы люди знали их. Так поступали в Египте, Вавилоне, как было сделано и с Законами Хаммурапи (см. стр. 58). Моисей повелел это сделать сейчас же при вступлении в Ханаан. Камни эти были побелены известью для ясности и законы написаны "очень явственно".

Глава 28. Великие обетования еврейскому народу

Это весьма удивительная глава. Здесь определяется вся будущая история еврейского народа. Вавилонское пленение и разрушение римлянами здесь ясно изображено. "Орел" (49) был эмблемой римской армии. В обеих случаях вавилонской и римской осады Иерусалима, мужчины и женщины ели своих детей (53-57). Еврейское рассеяние, странствование, постоянные преследования, трепет сердца и неуверенность в жизни, так ясно предсказанные, продолжаются до наших дней. Если сравнить эту 28 главу Второзакония с историей еврейского народа, то все в ней предсказанное и в действительности сбывающееся, является неоспоримым доказательством Божьего вдохновения Библии. Чем иным можно все это объяснить?

ВТОРОЗАКОНИЕ Глава 29,30. Завет и окончательные предупреждения

Последние слова Моисея, который предвидит страшные последствия отступничества. Если будут служить Богу-будут жить, а если будут служить идолам, то наследуют смерть.

Глава 31. Моисей записывает слова увещания в книгу

Сорок лет перед этим Моисей записал слова Божьи в книгу (Мех. 17:14; 24:4,7). Моисей вел дневник путешествия народа израильского (Чис. 33:2). Закончив свою книгу Моисей вручил ее священникам и левитам, чтобы периодически читать ее народу. Постоянное поучение народу из Слова Божьего является самой верной и успешной зашитой от разложения их веры. Когда израильтяне соблюдали Божье Слово, то они преуспевали во всем. Кагда же они им пренебрегали, то терпели всякого рода лишения.

Чтения Слова Божьего в дни царя Косин произвело великое пробуждение в народе (4 Царств 23). Подобное случилось и в дни Ездры (Ноем. 8). Так было и в дни Мартина Лютера. Книги Нового Завета были написаны для чтения по церквам и собраниям (1 Фее. 5:27; Кол. 4:16). Божье Слово есть Божья сила для перемены человеческого сердца. О, если бы проповедующие из-за кафедр теперешних христианских церквей старались занимать последнее место, а Слову Божьему предоставили первое место!

Археологическая заметка Историческое происхождения закона разнообразно:

(а) В то время были в употреблении многие культовые объекты. Скиния и ковчег завета имели своих египетских предшедственников со многими подробностями. Рас Шамра дощечки (стр. 62) содержат подобные подробности.

(б) Многие из обрядов были в весьма раннем употреблении, в особенности жертвоприношения животных. Согрешение, примирение, приношения, жертвы "потрясения", первых плодов, хлебы предложения и другие подробно описаны в Рас Шамре дощечках, и некоторые из них даже не употребляемые в законах Моисея. Они сильно проявляют свою общую оригинальность (сравни с дощечками Сотворения и Потопа).

(в) Многие гражданские законы идут паралельно со Сводом Законов Хаммурапи и Хеттеев.

Поэтому можно сказать, что многие из этих законов имеют свое происхождение до времени Моисея, равно как и молитва Господня Отче Наш содержит в себе прошения дохристианского периода. В тесном смысле слова здесь нельзя установить точной оригинальности ни для законов, ни для молитвы.

Все же: (а) Свод Законов Моисея был одобрен Богом для теократического

правления.

ВТОРОЗАКОНИЕ

(б) Законы Моисея более гуманны в своей пенологня, чем других законодателей.

(в) В Монсеевых Законах нетранних языческих законов, например: постановление Рас Шамра, допускающее "варить козленка в молоке его матери".

(г) Моисеевы законы делают высшую оценку человеческой жизни и ее зависимость от Бога и учат любить Бога и ближнего.

Глава 32. Песнь Моисея

Закончив "Книгу закона", Моисей написал песнь для народного пользования. В этой песни он воспел выход Израиля из Египта и избавление от египетского рабства (Исх. 15). Он написал еще одну песнь, которая известна как "молитва Моисея, человека Божия" и находится в книге Псалмов, номер в русском переводе 89. Народные песни являются наилучшим средством выражения сердечных чуств народа. Девора и Давид излили свои сердца и души Богу в песнях. Христианская церковь с самого начала до настоящего времени пользуется этими средствами ритмического, музыкального выражения своей веры и расспространения Божьей истины.

Глава 33. Благословения Моисея

В своих благословениях Моисей назвал все племена поименно и каждому сделал предсказание, подобно тому, как Иаков перед своей смертью благословил своих сыновей (Быт. 49).

Глава 34. Смерть Моисея

При 120 летнем возрасте зрение Моисея не притупилось и крепость не истощилась. По повелению Господню он взошел на гору, на вершину горы Фасги, с которой обозрел Обетованную землю, куда стремилось его сердце. С этой горы Господь взял его в лучшую страну для вечного обитания со своим Богом. Место его погребения никто из людей не знает. Бог сделал это для того, чтобы позже не было поклонения его праху.

Гора Нева

Нева, вершина горы Фаеги, находится в растоянии 13 км на восток от реки Иордана. Здесь закончилось земное странствование Моисея.С вершины этой горы видны Иудейские холмы, Галилея и гора Кармил, где пророк Илья 500 лет до этого низвел огонь с неба. Отсюда пророк Илья ушел на гору Синай, у которой Моисей дал закон народу израильскому, а потом на гору Фасгу, где умер Моисей, как будто-бы желая быть в смерти с Моисеем. С этого места, где умер Моисей, ангелы вознесли Илью в огенной колеснице для встречи с Моисеем во славе небес.

162

ВТОРОЗАКОНИЕ

На горе Преображения с Иисусом

В ясный день, с вершины горы Фасги, смотря на север, можно видеть покрытые снегом вершины горы Ермона, на которой преобразился Иисус Христос. Здесь Моисей и Илья, один представитель закона, а другой пророков, увиделись своими смертыми очами. Они беседовали с Иисусом Христом, о Котором предсказывали Моисей и пророки, что наступило время нового периода благодати славнейшего Пророка, о Котором предсказывал Моисей. Период этот начался не громами и молнией с горы Синая, а тихим голосом Иисуса Христа. Гора Синай, Фасга, Ермон, Моисей и Илья были лишь ступенями, ведущеми к Иисусу Христу.

Моисей

Книгой Второзакония заканчивается одна четвертая часть Ветхого Завета (равняющаяся по величине Новому Завету), написанная одним автором, Моисеем. Каким удивительным человеком был Моисей! Какое интимное и близкое общение было у него с Богом! И какие славные дела он совершил для блага всего человечества! Сорок лет он прожил во дворах фараона, сорок лет на положении беглеца в Мадиаме и сорок лет вождем Израиля в пустыне. Он освободил народ численостью в 3,000,000 человек от рабства и переселил их из одной земли в другую. Он организовал для них систему законодательства, которая стала источником информации для большей части цивилизованного мира.

Винстон Чурчил о Моисее

" Мы с пренебрежением отвергаем все те научно проработанные мифы, что Моисей был легендарной личностью, на которой народ основал свою религиозную и социальную систему. Мы считаем, что самым научным, самым здравым и самым удовлетворяющим убеждением есть принятие библейского поветствования буквально. Мы уверены, что все произошло так, как записано в Священном Писании. Мы можем иметь полную уверенность в том, что все происшедшие случилось с людьми, подобными нам и что их переживания аккуратно записаны и сохранены на протяжении столетий с большей точностью, чем многие телеграфные депеши наших дней. По словам забытых трудов г-на Гледстона, мыс полной верой можем покоится на 'Незыблемой Скале Священного Писания'. Пусть ученые и исследователи увеличивают свое знание и делают всевозможные испытания всех подробностей этих записей тех отдаленных веков, достигших наших дней. Этими исследованиями они лишь докажут нам простоту и ту существующую точность этих записанных истин, которые до сих пор просвещают путь странствования человека".

ИИСУС НАВИН

Овладение Ханааном

Переход через Иордан

Падение стен Иерихона

Победа над хананеями

Остановка солнца

Поселение колен по уделам

Иисус Навин

Иисус Навин происходил из колена Ефраима (Чис. 13:18). Его имя "Иисус" применяемое в русском переводе, имеет греческую форму. Итак, как он ввел народ израильский в Обетованную землю, то его можно считать прототипом великого вождя. Который теперь ведет Свой народ в Обетованную страну на небесах.

Иисус Навил был близким сотрудником Моисея во все годы 40 летнего странствования по пустыне. Он был с Моисеем на горе Божьей, Синае (Исх. 24:13). Он был в числе 12 соглядатаев (Чис. 13:8,16). Иосиф Флавий говорит, что Иисус Павий был 85 лет, когда он заступил Моисея. Шесть лет потребовалось Иисусу Навину покорить землю, а остальные годы своей жизни он провел в царствовании и в распределении земли по уделам 12 колен. Иисус Павий правил в Израиле 25 лет. Он умер в возрасте 110 лет и погребен в Фамнаф-Сараи, на горе Ефремовой. Иисус Павий был славным вождем, имел дисциплинированную армию, посылал соглядатаев, но молился и уповал на Бога.

Археологическая заметка

О имени Иисуса Навина. В дощечках Амарны, написанных в то время из Палестины фараону в Египте, о поражении царя Пеплы, содержатся следующие слова: "Спроси Вениамина, спроси Тадуа, спроси Иисуса Навина".

Глава 1. Книга

Величественная глава. У Израиля была книга. Она была лишь частицей Божьего Слова, которое мы имеем теперь. О, как это важно! Божье строгое предупреждение для Иисуса Навина в начале его грандиозных достижений состояло в том, чтобы быть весьма точным в соблюдении Божьего Слова, записанного в книге. Иисус

Навин соблюдал Божьи повеления, поэтому феноминальным успехом. Какой великий в руководителей христианской Церкви!

Глава 2. Два соглядатая и Раав

ИИСУСА НАВИНА

Бог благословил его этом урок для всех

Раав слыхала о чудесах, происходивших в Израиле и пришла к убеждениню, что Бог израильтян был истинным Богом ( 10,11). Когда она встретилась с соглядатаями, она рискнула стать на стороне израильтян и их Бога.

Может быть она и не была таковой, как ее называли-"блудницей". Она жила среди людей низкой морали. Хананейские женщины были публичными блудницами. Ее занятие среди людей, с которыми она жила, считалось почетным, а не унизительным, как считается в наше время.

Раав была замужем за израильтянином по имени Салмоном (Матф. 1:5). У Халева был сын по имени Салма (1 Пар. 2:51). Возможно, что это тот самый Салмон. Если это так, то через брак он породнился со знатной семьей в Израиле. Раав таким образом стала потомсвенницей Вооза, Давида и Иисуса Христа. Ее имя упоминается в списке героев веры (Евр. 11:31).

Археологическая заметка

Дом Раавы в городской стене (2:15). В Иерихоне строилисьжилые дома в городской стене (см. след. стр.).

Глава 3. Переход через Иордан

Когда несущие ковчег завета приблизились к берегу Иордана, воды Иордана остановились течь и стали стеною на большом расстоянии до города Адама. Город Адам был расположен в 26 км на север. Ниже города Адама вода ушла в Мертвое море и в песчаное дно реки, которое стало достаточно сухим для перехода. Около города Адама, Иордан течет между крутых глинистых берегов, высотой в 13 метров. Берега эти иногда обваливаются в воду. В 1927 году, во время землетрясения в этой части страны, произошел большой обвал этих берегов, который задержал течение Иордана почти на сутки. Возможно, что Господь применил подобные явления, чтобы "остановить" воды Иордана для Иисуса Навина и израильского народа. Во всяком случае, происшедшее было великим Божьим чудом, сильно устрашившим хананеев, которые уже до этого были сильно перепуганы (5:1).

1400 лет позже Иисус Христос крестился в реке Иордане у того места, где Иисус Павий переходил Иордан.

Глава 4. Камни памятники

Господь повелел поставить два памятника из камней: один на восточном берегу реки, где стоял ковчег завета (9), а другой на западной стороне реки в Галгале (4:20), чтобы последующие поколения Израиля не забыли события и места этого чуда.

Празднование Пасхи

Наконец, достигнув Обетованной земли, на четвертый день после перехода через Иордан, израильтяне праздновали Пасху (4:19; 5:10). На следующий день после Пасхи манна перестала падать с неба (5:12). Для охраны Своего народа Господь послал таинственного вождя с армией, что весьма ободрило Иисуса Навина в его дальнейшим служении (5:13-15).

Глава б. Покорение Иерихона

Покорение Иерихона произошло непосредственным проявлением Божьей силы для того, чтобы воодушевить израильтян с самого начала их борьбы с сильнейшими за них народами. Семь дней они обходили Иерихон со священниками, ковчегом завета и трубным звуком. А свыше над ними был вождь воинства Господня (5:14), который в назначенное время на седьмой день, при звуке трубы и восклицаний народа разрушил стены Иерихона.

Город был предан заклятию и проклятие было произнесено на всякого, кто решится восстановить город (26, см. 3 Царств 16 :34).

ИИСУСА НАВИНА

Иерихон был расположен в 10 км от Иордана, а Галгал, главная квартира Иисуса Навина, на полпути между Иерихонои и Иорданом.

Стены Иерихона окружали город, который занимал площадь в 3 гектара.Это была внешняя крепость города, вокруг которой жило много людей.

Новозаветный Иерихон расположен 2 км южнее от развалин старого города. А теперешняя деревня Иерехон расположена 2 км на юго-восток.

Археологическая заметка

Д-р Джон Гарстанг, директор Британской Археологической Школы в Иерусалиме и отдела Древностей Палестинского правительства, производил раскопки Иерихона в 1929-36 годах. Он обнаружил черепки и скарабей, доказывающие разрушения города около 1400 лет до Р.Х., совпадающее со временем Иисуса Навина и со многими другими открытиями, даказывающими библейский рассказ разрушения Иерихона.

"И обрушилась стена города до своего основания" (19). Д-р Гарстанг обнаружил, что стена города "обрушилась", упала плашмя. Иерихонская стена была двойной, с проходом между стенами в 5 м

Рисунок 38. Развалины древнего Иерихона. На снимке видны стены

старого города. Фото Матсона.

167

ИИСУСА НАВИНА

Рисунок 39. Аэросъемка холмов древнего Иерихона. Снизу

Иерихонская равнина. Фото Матсона.

шириной. Наружная стена была в 2 м толщиной, а внутренняя 4 м толщиной и 10 м высотой. Стены были построены на не весьма прочном фундаменте из кирпичей в 10 см толщиной и 1/2 м длиной, скрепленных грязью. Обе стены соединялись надстройкой жилых домов сверху стен, в том числе и дом Раавы в "стене". Д-р Гарстанг обнаружил, что наружная стена упала наружу и свалилась в овраг, потянув за собой внутреннюю стену с жилыми постойками, так как связь кирпичей здесь была тоньше. Основание дворцовой стены в четыре ряда камней устояло с сильным уклоном наружу. Д-р Герстанг думает, что стены Иерихона были сильно потрясены землетрясением, (признаки которого весьма очевидны), способом, который Бог мог употреблять во всякое время.

"А город и все, что в нем, сожгли огнем" (23). Раскопки показали сильные признаки пожарища и разрушения. Он еще обнаружил в раскопках слои угля и золы от разрушения стен огнем. Сильно пострадала от огня внешняя стена. Жилые дома около стен были разрушены до основания. Нижний слой земли был перемешан с обгорелым мусором, в котором были ямы с белой золой, покрытые слоем свалившегося красного кирпича.

"Но вы берегитесь заклятого" (17). Д-р Гарстанг открыл под золой и павшими стенами развалины кладовых, с обильным запасом провианта: пшеницы, ячменя, чечевицы, фиников и других продуктов, которые от сильной температуры превратились в уголь, нетронутые и неупотребляемые. Все это служит доказательством того, что победители воздержались от пользования этими запасами.

Глава 7,8. Падение Гайя и Вефиля

Около Гайя израильтяне потерпели ужасное поражение по причине преступления Ахана. Скоро после чудесного перехода через

ИИСУСА НАВИНА

Иордан и взятия Иерихона, поражения у Гайя было весьма неприятным переживанием для Израиля. Здесь они получили поучительный урок. Бог их не оставил, но Он хотел научить их покорности.

Археологическая заметка

Вефиль. Из слов в 8:9,12 видно, что следующая битва была за оба города: Гай и бефиль, 8:28* 12:9,16 и что оба города были разрушены. Расстояние между ними было всего 2 км.

Вефильский (Бейтанский) курган был раскопан в 1934 году Каильской Мемориальной Экспедицией, под обоюдным руководством Американской Школы в Иерусалиме и Ксенийской Теологической Семинарией в Питсбурге, под руководством В.Ф. Албрайта. Они обнаружили, что разрушение города совпадает со временем инвазии Иисуса Навина, которая сопровождалась сильным пожаром и "сильной битвой". Обнаружены были целые глыбы павших и обгорелых стен, толщиной в 2 м из красного кирпича, черной золы из перегоревшей земли и других обгорелых отбросов. Нигде в других местах Палестины, говорит Албрайт, он не видел такого великого пожарища.

Глава 8:30-35. Повторение закона у горы Гевала

Моисей дал это повеление (Втер. 27). Сихем был в центре долины неописуемой красоты, между горой Галгалом и горой Геразимом. Здесь Авраам 600 лет до этого соорудил свой первый жертвенник. На этом месте Иисус Павий в торжественной обстановке прочитал книгу закона для израильского народа.

Главы 9,10. Иисус Павий повелевает солнцу и луне

остановиться
Теги: Библейский словарь Геллея
Просмотров: 29 | Добавил: creditor | Теги: Библейский словарь Геллея | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close