Главная » Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
17:14
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Каботаж
Каботаж (франц. Cabotage, нем. Kustenfahrt, англ. Coasting trade) – собственно плавание от мыса к мысу, т.е. прибрежное, совершаемое при помощи одних навигационных средств кораблевождения и не требующее средств астрономических. Как законодательный термин, К. означает перевоз на морских судах товаров или пассажиров между двумя туземными портами, на одном и том же море лежащими. Впрочем, законодательства некоторых государств дают этому понятию более широкое содержание. Из К. возникает и развивается коммерческий флот; он служит источником заработков для прибрежного населения, воспитывает в последнем любовь к морскому делу и подготавливает хороший контингент матросов для военного флота. Поэтому большинство государств поныне признают К. привилегией своих подданных, допуская изъятия только в силу начала взаимности. К. совершенно свободен и открыт для судов всех наций лишь в Англии (с 1854 г.), Бельгии, Дании и Норвегии. В отношении трудности управления судном дальнее и каботажное плавание представляют существенные различия; для второго требуется меньше опытности и теоретических знаний. Отсюда более скромные требования от лиц, желающих получить право на управление судном каботажного плавания и соответственное звание (франц. maitre au cabotage, у нас штурман и шкипер каботажного плавания). При каботажном плавании в некоторых государствах допускаются отступления от общеустановленных полицейских правил (напр., во Франции при малом К. дозволена перевозка товаров на палубах), соблюдение или несоблюдение которых имеет значение при определении гражданской ответственности шкипера за сохранность груза и корабля. Во Франции К. признается плавание на Ю до 30° с.ш., на С до 72° с.ш., на В до 15°, на З до 44° д. от парижского меридиана. Французское законодательство различает большой (grand cabotage) и малый К. (petit cabotage), но это различение в пределах Европы не установлено с точностью. К малому К. относятся рейсы внутри линии, которая направляется из Неаполя на Ю Сардинии, в Малагу, огибает Пиренейский полуо-в и Британские о-ва и кончается на С Голландии. Следовательно, плавание из Франции в Алжир есть большой К.; в 1889 г. оно признано, как и К. между французскими портами, исключительною привилегией национального флага. Только за испанским флагом, в силу договора 1768 г., поныне сохранено право малого К., с некоторыми ограничениями. В таможенном отношении под К. разумеется перевоз товаров только между франц. портами, на судах всякой вместимости. В АвстроВенгрии также различают малый К., который ограничен Адриатическим морем, от большого, который распространен на моря Средиземное, Черное и Азовское, Суезский канал и Красное море. В Германии перевоз товаров и пассажиров между герм. портами в принципе признан законом 1881 г. привилегией герм. судов, но в силу договоров или императорского декрета, издаваемого с согласия союзного совета, право это может быть распространено и на иностранные суда. В силу начала взаимности, К. между герм. портами открыт для судов, плавающих под флагами Бельгии, Бразилии, Дании, Англии, Италии, Швеции, Норвегии и Голландии; в силу особых договоров право это предоставлено судам Австро-Венгрии, Румынии, Сиама и других внеевропейских государств. За незаконное отправление каботажного промысла германское уголовное уложение грозит денежным штрафом до 3000 марок, к которому может быть присоединена и конфискация корабля и груза. – В Англии общее количество грузов, перевезенных К., равнялось (в тысячах тонн): в 1860 г. – 17003, в 1870 г. – 18300, в 1891 г. – 29165; из этих цифр на долю иностранных судов приходилось: в 1860 г. – 102223 тонн, в 1870 г. – 89756 тон., в 1891 г. – 110268 тонн.
В России с целью развития К., в 1784 г., по инициативе кн. Потемкина, всем народам предоставлена была свобода торговать в Херсоне, Севастополе и Феодосии на собственных или наемных судах. Вскоре торговое мореплавание на Черном море было разделено на два рода: большое и малое. Большое простиралось на Архипелаг и Средиземное море, малое – на Черное и Мраморное моря; первое должно было производиться исключительно на судах, принадлежащих русским, причем шкипера и не менее 1/2 матросов должны были быть русскими; второе предоставлено было как русским, так и иностранцам, поселившимся в России. В 1806 г. для развития азовского К. вызывались голландские шкипера. В 1830 г. изданы были «Дополнительные правила для поощрения торгового судостроения и мореходства», которые, вместе с узаконениями 1865 г., открывшими иностранцам, ввиду сильного упадка нашего каботажного флота после крымской войны, возможность более значительного участия в К., лежат в основе ныне действующего законодательства. По ст. 184 и 138 Устава Торгового (изд. 1887 г.) каботажное судоходство, которое определяется как «перевоз товаров или пассажиров из одного российского порта в другой, на одном и том же море лежащий» (Поэтому, согласно примеч. к ст.184, не считается каботажным судоходством переезд в российские порты, на других морях лежащие, напр., из черноморского или беломорского порта в балтийский и обратно; но в административных сферах такое судоходство называется «большим К.»), предоставляется исключительно в пользу российских подданных и судов, плавающих под российским флагом; но так как право поднятия русского купеческого флага распространяется, с 1865 г., и на русские акционерные компании, правления и главные конторы которых находятся в пределах Империи, равно как на торговые дома, в которых один из главных распорядителей, имеющих подпись, состоит в русском подданстве, и на полные товарищества, если начальный товарищ состоит русским подданным, а экипаж, по временным правилам 1868 г., может состоять, без ограничения числа, из иностранцев, то К., фактически, находится преимущественно в руках иностранцев. До крымской войны на наших южн. морях существовал многочисленный и хорошо работавший каботажный флот, тогда исключительно парусный. Процветание этого флота объясняется, главным образом, тем, что уровень тогдашних технических познаний вполне отвечал потребностям судостроения и все материалы, необходимые для постройки судов, как то: лес, пенька, канат, смола, льняная ткань, были у нас дешевы и находились под руками. Севастопольская война гибельно отразилась на каботажном флоте, значительная часть которого была захвачена и уничтожена неприятелем. Появившийся затем паровой каботажный флот не приобрел у нас большого развитая по недостатку отечественных капиталов и технических знаний. Что касается до парусного каботажного флота, то из 1400 судов, его составляющих, для мореходных сношений пригодны в настоящее время только 150, с общей подъемной способностью в 11/2 милл. пудов или 25000 тонн; остальные – подвозные суда, для работы на рейдах, неспособные к морским плаваниям, которые они, однако, иногда предпринимают. Доказательством недостаточности перевозочных средств на юге служат высокие фрахты, которые за последнее вредя не только не понижаются (как за границей, где фрахты понизились вдвое), но повышаются; так, русское общество пароходства и торговли средним числом взимало с пуда: в 1869 – 76 гг. по 11,1 коп., а в 1880 – 87 гг. – 12,7 коп. Появление пароходства невыгодно отразилось на деятельности парусного кабот. флота и в Балтийском море. Так, к 1870 г. совершенно прекратился отхожий кабот. промысел предприимчивых крестьян и купцов Осташковского у., одно время владевших 12 судами, вместимостью в 1265 ластов. Главные причины, тормозящие развитие нашего К., заключаются в неустройстве наших коммерческих портов, в отсутствии в них особых органов надзора, в отяготительности сборов, частью специально падающих на каботажные суда, в слабом развитии судостроения, при высоких пошлинах на все, что могло бы помочь ему окрепнуть. Ко всему этому присоединяются физические свойства наших морей – их замерзаемость и отсутствие приливов. В портах зап. Европы навигация продолжается круглый год, а приливы дают возможность морским судам с большим углублением входить даже в небольшие реки. У нас, в Балт. и Белом морях, навигация прерывается на большую половину года и самые большие наши реки недоступны морским судам. Самое существенное значение для развития К. имеют меры, предпринимаемые к улучшению наших коммерческих портов (Мариуполя, Таганрога, СПб., Либавы, Ревеля, Риги, Архангельска, Николаева, Одессы и Ялты).
В таможенном отношении у нас различают: каботажное плавание (между таможенными пунктами) и прибрежное плавание (между пунктом таможенным и пунктом нетаможенным); для того и другого установлены особые таможенные правила (ст. 1056 – 1062 Устава Тамож., Св. Зак. т. VI изд. 1892 г.).
Товаров перевезено каботажем (1892), в тыс. пудов: по Белому морю 2038, Балтийскому – 64292, Черному и Азовскому морям – 124143, Каспийскому морю – 169988, всего 360731. В приложенной таблице о приходе каботажных судов в порты наших внешних морей не включены сведения: о буксирном мореходстве, о движении судов менее 10 ластов чистой вместимости и о движении судов по дунайским таможням.
Кабул
Кабул – главный г. Афганистана или в более тесном смысле сев. вост. части его – Кабулистана, которая ограничивается на С Гиндукушем и Кафиристаном, на З областью живущих в пустынях Паропамиза (в Гурджистане) аймаков и хазара, на Ю – Кандахаром, на В – Пешаваром и другими лежащими по пр. берегу Инда, ныне индобританскими местностями, и орошается текущею с З на В быстроводною р. Кабулом. Город находится на высоте 2000 м н. ур. м., в ущелье, на берегах р. К., и с трех сторон окружен высокими горами, оставляющими лишь узкий проход; на них построена крепостная стена, ныне приходящая в ветхость. Около 60000 жит., в том числе много армян и евреев. Улицы узки и грязны, дома высоки, с плоскими крышами, иногда в роде небольших крепостей. К. – важное складочное место для караванов между Персией и Индией и центр значительной торговли. К Ю от города надгробный памятник великого могола Бабура (II, 614). К ЮВ, на выдающемся уступе скалы, крепость Бала-Хиссар; на склоне горы царский дворец и прилежащие к нему ров и вал. Выше крепости, на вершине скалы – цитадель и построенный ДостМухаммедом (XI, 81) дворец. При взятии города англичанами, в 1842 г., он почти весь был обращен в развалины; землетрясение 14 окт. 1874 г. разрушило около 1000 домов. Во время новейших политических смут в Афганистане К. играл выдающуюся роль. Ср. Григорьев, «Кабулистан и Кафирмстан» (1867).
Кавалергарды
Кавалергарды – впервые появились у нас в 1724 г., в виде почетного конвоя императрицы Екатерины I, в день ее коронования. Сам государь принял на себя звание их капитана; офицерами числились генералы и полковники, капралами – подполковники, а рядовые (60 чел.) выбраны были из самых рослых и представительных обер-офицеров. Этой конной роте К. дана была особая нарядная форма, серебряные трубы и литавры. По окончании коронационных торжеств она была расформирована. Имп-ца Екатерина I, 30 апреля 1726 г., восстановила «кавалергардию», приняв на себя звание ее капитана. В 1781 г. кавалергардия вновь была расформирована. При имп. Елисавете К. вовсе не было, но при коронации и других придворных торжествах чины лейб-кампании надевали петровскую кавалергардскую форму. К. восстановлены были в 1762 г., исключительно из бывших лейб-кампанцев. Звание их шефов носили высшие сановники; рядовые (числом 60 – 64) полагались в чинах секунд-майоров, капитанов и поручиков, а с 1764 г., когда из них был образован «кавалергардский корпус» – в чинах поручиков, подпоручиков и прапорщиков. Император Павел расформировал этот корпус и учредил новый, в 1797 г. упразднил его, а в 1799 году снова восстановил, причем ему дано значение гвардии Павла I, как великого магистра ордена св. Иоанна Иерусалимского. В нем полагалось 189 чел. разных чинов из дворян, имевших знак мальтийского креста. В 1800 г. кавалергардский корпус переформирован в трехъэскадронный кавалергардский полк, который и вошел в составе войск гвардии, на одинаковых правах с прочими гвард. полками.
Каватина
Каватина (cavatina или cavata) – краткая, несложная по форме и фактуре ария, с одной темой нежного характера, умеренного движения. Небольшой речитатив предшествует К.
Н.С.
Кавендиш
Кавендиш (Henry Cavendish, 1731 – 1810) – англ. естествоиспытатель. Будучи вторым сыном лорда Карла К., герцога Девонширского, Генри К. не наследовал богатств отца и с ранних лет предался естествознанию. Из первых работ его известны исследования о составе атмосферы (открыл присутствие угольной кислоты), о свойстве водорода и др. В 1773 г. К. получил огромное состояние от своего дяди, но это не изменило привычек скромного ученого, а послужило лишь поводом к предпринятию замечательных научных исследований, требовавших значительных издержек. В частной жизни К. всегда был чудаком и оригиналом. Со своими домашними он объяснялся исключительно знаками, раз навсегда выработанными, дабы не терять напрасно времени и слов. Только с друзьями по науке он делался разговорчивым и охотно делился своими обширными знаниями. Обладая колоссальными средствами, К. тратил свои доходы не только на научные опыты, но и на поддержку молодых ученых. Биография К. написана Кювье («Eloge historique», II., 1811).
В.В.В.
Склонность к научной деятельности и необыкновенную экспериментальную ловкость К. унаследовал от отца, деятельно и успешно занимавшегося метеорологией. Приблизительно с 1765 г. К. начал публиковать свои ученые работы, помещенные все в «Philosophical Transactions», журнале королевского общества, членом которого К. состоял с 1760 г. Ряд работ о газах (1766 – 1785) начинается изучением водорода. К. находит, что он в 11 раз легче воздуха и этим наводит на мысль применить его к воздухоплаванию; далее следует изучение углекислоты, газов, развивающихся при гниении и т.д. Работа «Experiments on Air» (1784) содержит открытие чрезвычайной важности, именно открытие состава воды. К 1771 г. относится начало знаменитых исследований К. по электричеству; большинство работ его в этой области оставались, однако, неизвестными до 1879 г., когда К.Максвелл опубликовал эти исследования, хранившиеся в виде рукописей в библиотеке кембриджского университета. В одной из этих работ (1773) К. за 12 лет до Кулона опытно нашел закон взаимодействий электрических масс, называемый обыкновенно законом Кулона; закон этот высказан был К. еще в 1771 г. в его статьях, относившихся к теории электричества. В другой работе К. за 65 лет до Фарадея открыл влияние не проводящих электричество сред на емкость конденсаторов и определил численные величины диэлектрических постоянных для некоторых веществ. Все эти работы помещены в сочинении «The Electrical Researches of The Honourable Henry Cavendish», изданном в 1879 г. Максвеллом. К 1798 г. относится знаменитое опытное исследование К. над взаимодействием тел под влиянием силы тяготения; работа производилась по способу, предложенному еще раньше Дж.Митчелем и привела к одному из первых определений средней плотности земли.
А.Г.
Кавеньяк
Кавеньяк (Эжен Cavaignac) – французский генерал и государственный деятель, брат Годефруа К. (1802 – 57). Получив образование в пар. политехнической школе и в мецской Ecole d'application, К. в 1824 г. поступил на службу военным инженером. Верный республиканским традициям своей семьи, он сочувствовал июльской революции и не скрывал своего неудовольствия тем, что она не привела к установлению республики. Примкнув к обществу Association nationale, он заявил, что не стал бы драться против республиканцев. В наказание за это он был удален с действительной службы, а затем отправлен в Алжир, где скоро выдвинулся как военными, так и административными способностями. Особенною славою покрыла его пятнадцатимесячная защита форта Тлемсен, с 500 чел. гарнизона (в 1836 – 1837 г.). Вернувшись во Францию в 1837 г., он написал этюд: «De la regence d'Alger», обративший на него большое внимание. В 1839 г., когда возобновились военные действия Абдель-Кадера против французов, К. снова отправился в Алжир, где его высоко ценили и Бюжо, и герцог Омальский. В декабре 1847 г. он был назначен губернатором провинции Оран, на место Ламорисьера. На этом посту его застала февральская революция 1848 г. Временное правительство назначило его (2 марта 1848 г.) дивизионным генералом и алжирским губернатором, а через несколько дней ему был предложен портфель военного министра. К. соглашался на принятие его лишь под тем условием, чтобы в Париж были возвращены регулярные войска, выведенные из столицы после революции. Временное правительство не согласилось на это условие, и К. остался в Алжире. С образованием учредительного собрания К. был избран членом его от двух департаментов и 17 мая прибыл в Париж, для участия в собрании. Ему снова было предложено военное министерство; он принял его, а исполнительная комиссия, заменившая временное правительство, предоставила ему организовать в Париже армию. В несколько недель К. сосредоточил в столице около 30000 регулярных войск и упорядочил организацию национальной гвардии. Когда 23 Июня началось восстание на улицах Парижа, К. было вверено главное командование всеми военными силами. На следующий день против восставших двинуты были три колонны войск: северная под начальством Ламорисьера, центральная под командою Бедо и южная под нач. Дамема. В этот же день исполнительная комиссия сложила свои полномочия, и собрание, по предложению Паскаля Дюпра, единогласно и почти без прений вверило К. диктаторские полномочия, 26-го восстание было подавлено, после сильного кровопролития. Победители начали было самовольную расправу с пленными, число которых доходило до 15000. К. тотчас же принял энергические меры к предотвращению всякого насилия, издав прокламацию, в которой между прочим говорил: «в Париже я вижу победителей и побежденных; да будет вечно проклято имя мое, если я соглашусь видеть в нем жертвы». Ему ставится, однако, в упрек, что он не устранил выдачу своим солдатам почетных наград, неуместных при междоусобии, и что он не помешал национальному собранию декретировать ссылку пленных повстанцев. 29 Июня К. сложил свои диктаторские полномочия, после чего собрание единодушно вотировало ему признательность и назначило его президентом совета министров и главою исполнительной власти. В течение нескольких месяцев К. продолжал стоять во главе правления, снискав себе доверие со стороны средних классов населения; в низших же классах он не получил поддержки, вследствие недовольства, возбужденного энергическим подавлением Июньского восстания. На почве этого недовольства агентам бонапартистов удалось подготовить успех кандидатуры Людовика-Наполеона в президенты республики, который, в силу вновь изданной конституции, подлежал избранию посредством всеобщего голосования. На выборах 10 декабря за К. было подано 1448107 голосов; Людовик-Наполеон получил втрое больше и сделался президентом республики. Избранный членом нового законодательного собрания, К. нередко выступал на трибуне, оставаясь искренним республиканцем и проявляя твердую оппозицию политике Наполеона. Арестованный в ночь на 2 декабря, он был посажен сначала в тюрьму Мазас, а затем в форт Гам. С упрочением наполеоновской диктатуры К., в январе 1852 г., был выпущен на свободу. В марте 1852 г., он был избран членом законодательного корпуса от Парижа, но не мог занять в нем место, так как отказался дать присягу новому режиму. После этого он поселился в своем поместье, в департаменте Сарты, и принял близкое участие в газете «Siecle». На общих выборах 1857 г. К. снова был избран депутатом от Парижа, но опять отказался дать присягу. Вскоре после этого он внезапно скончался. Вдова его перевезла тело К. в Париж для погребения на Монмартрском кладбище, рядом с его братом Годефруа. В похоронах его участвовала многочисленная толпа народа; правительство не разрешило произнесение речей на могиле.
В.Д.
Каган
Каган – в начальной летописи название хана хазарского, употребляется как синоним государя в «Слове» Илариона (похвала К. нашему Володимиру) и в «Исповедании веры» митр. Илариона.
Кадастр
Кадастр – слово это происходит от средневекового лат. catastrum, т.e. capitastrum (от caput – голова), которое означало регистр душ, подлежавших поголовной подати. Ныне под К. разумеют роспись землевладениям, всесторонне описанным и расцененным в видах определения доходности каждого из них и равномерного обложения их поземельными налогами и другими платежами, а затем и самую расценку землевладений.
Кадеты
Кадеты (от франц. cadet – младший, несовершеннолетний). – В дореволюционной Франции так назывались, до производства в офицеры, молодые дворяне, зачисленные в военную службу. Из Франции название К. перешло во все европейские государства. В России слово К. появилось одновременно с учреждением первого военно-учебного заведения (шляхетского корпуса): кадетами стали именовать воспитанников корпусов. По преобразовании кадетских корпусов в училища и гимназии, наименование это исчезло. В 1882 г. оно восстановлено в прежнем смысле.
К.-К.
Кади
Кади (араб.; правильнее «кадый», значит «судья») – так называется у мусульман духовное лицо, исполняющее также роль светского судьи и решающее дела на основании законов Корана и священных преданий. К., по компетенции, стоит ниже муфтия, но вместе с ним принадлежит к высшему духовенству. Должность кадыя впервые учреждена Омаром. Первый К. (Абдаллах ибн-Науфаль) был назначен самим халифом (для Медины), но затем право назначать кадыев принадлежало также визирям и наместникам. Мусульманские юристы выработали следующие условия, необходимые мусульманину для занятия этой должности: принадлежность к свободному сословию, почтенный возраст, добронравие, знакомство с исламскими законами. Обязанности К. – решать уголовные дела, разбирать тяжбы, заботиться об исполнении приговоров, назначать опеку над малолетними, сумасшедшими и т.п., заведовать вакуфами и удостоверять завещания; если в районе нет имама, то вместо него должен отправлять богослужение К. Ввиду сложности своих занятий, К. не может обойтись без помощников: он может выбирать сведущих и добросовестливых людей, нечто вроде присяжных (наибов), чтобы узнать их мнение до произнесения приговора; другие его помощники – секретари (эмины) и нотариусы (шахиды). Для разбора жалоб на К. Омейяды учредили особую апелляционную палату (незер-оль-мезалим), сперва под председательством халифа; со времен аббасида Мохтеди (868 – 869) стал назначаться особый председатель, из судей. В настоящее время в Турции К. – чиновники, состоящие на государственной службе и получающие жалованье. В Персии К. независимы от государства. Кады ль-кодат («судья судей») – верховный К. для целой области. В настоящее время кадылькодат для Египта (в Каире) ежегодно присылается турецким султаном из Константинополя. Кады аскер (Казы-лешкер), т.е. «судья войска» – название двух чиновников, следующих в иерархии непосредственно за великим муфтием: один – румелийский, другой – анатолийский. Ср. Kremer, «Gesch. der herrschenden Ideen des Islams» (Лпц., 1868); его же, «Kulturgeschichte des Orients unter den Chalifen» (B., 1875 – 77); Hammer, «Des Osmanischen Reiches Staatsverfassung und Staatsverwaltung» (1815); «Precis de jurisprudence mus. de Sidi Khalil» (trad. Perron, II., 1848 – 55).
А.Крымский.
Кадило
Кадило или кадильница – сосуд для курения фимиамом, производимого при христианских богослужениях. В древности оно имело вид продолговатой, открытой или закрытой чашки, укрепленной на деревянной рукоятке (такое К. носило название кации); такое устройство имеет кадильница и доныне у русских старообрядцев. Теперь кадило имеет вид круглой чашечки, 1 – 11/2 врш. в диаметре, повешенной на трех или четырех цепочках, длиною около аршина, соединенных вместе в верхнем конце, за который держит К. священнослужитель, производящий каждение. В чашку К. полагаются горящие угли, а на них всыпается ладан (древесная ароматическая смола), иногда, вместо него, другие, более тонкие душистые растительные составы. В церковном уставе подробно указывается, когда и как должно быть при богослужениях совершаемо каждение.
Н.Б.
Кадмий
Кадмий (хим.) – металл. химич. знак Cd, вес атома = 112. Встречается в немногих и редких минералах (напр. гриноките CdS), чаще вместе с цинком, преимущественно в цинковой обманке Силезии, откуда и извлекается вместе с цинком, от которого отличается летучестью, потому что кипит около 770° (а цинк около 930°); на основании этого свойства Cd получается в первых порциях при перегонке цинка, от которого может быть отделен при обжигании цинковой обманки, так как при этом сернистый К. дает сернокислую соль CdSO4, растворимую в воде, а сернистый цинк образует окись в воде нерастворимую; из раствора же CdSO4 К. вытесняется цинком до конца. Осажденный цинком из растворов, К. плавят и отливают обыкновенно в палочки. Это белый (слегка синеватый), мягкий (но тверже свинца) металл, способный к полировке, напоминает олово; уд. вес 8,6, плавится при 320°, плотность паров 3,94 (воздух = 1); отсюда видно, что в частице его (как ртути и многих др. металлов) содержится 1 атом. На воздухе при обыкновенной температуре не окисляется, а при накаливании дает бурую окись CdO, получаемую обыкновенно прокаливанием углекислой соли. Кислоты серная и соляная растворяют К. труднее, чем цинк, с выделением водорода и образованием растворов солей CdSO4 и CdCI2; энергичнее действует азотная кислота. Соли К. CdX2 бесцветны и по свойствам сходны с солями цинка. К. относится ко 2-й группе элементов периодической системы, из нечетных рядов, т.е. есть аналог Mg, Zn и Hg. Открыт К.Германом и Штромбергом в 1819 г. В практике употребляется почти исключительно в живописи в виде желтой краски, называемой обыкновенно «К.» и содержащей CdS и в виде йодистого К., CdJ2, получаемый прямо из металлического К. и Йода, растворимого в воде и спирте и применяемого для йодирования коллодия при приготовлении фотографических пластинок. Что касается получения сернистого К., то должно заметить, что сернистый водород, пропущенный в сильно разбавленный раствор солей К., дает прямо (осаждение полное) лимонно-желтый осадок CdS, растворимый в крепких кислотах (в растворе синеродистого калия CdS не растворяется, отличие от меди и др.); крепкие, особенно же нагретые, и в присутствии свободных кислот, растворы солей К. дают с сероводородом уже красноватый осадок сернистого К. (осаждение при этом не бывает полным); оба видоизменения и их смеси применяются как краски в живописи.
D.
Казанова
Казанова (Джованни-Джакопо Casanova де-Сенгальт – дворянский титул, который он себе присвоил) – авантюрист (1725 – 98), родом из Венеции. Изучив право, он хотел принять духовный сан, но запутался в любовных похождениях и был исключен из семинарии. Побывав в Неаполе, Риме, Константинополе, Париже, он вернулся в Венецию, где, за обман и богохульство, в 1755 г. был заключен в тюрьму. В 1776 г. он бежал в Париж, где завоевал себе положение магией и спекуляциями и основательно изучил тамошнюю общественную и частную жизнь. После новых странствований по Европе, он прибыл в Берлин, где имел аудиенцию у Фридриха Великого, очень интересно описанную в его мемуарах. Он должен был получить место начальника кадетского корпуса, но направился в Петербург, затем в Варшаву, откуда бежал по случаю дуэли с Браницким и вел скитальческую жизнь в Австрии, Германии. Франции, Испании, Италии, всюду переживая множество приключений. Получив позволение вернуться в Венецию, он сделался здесь в 1775 г. тайным агентом инквизиционного трибунала по внутренней службе в городе, но из-за аллегорического романа, в котором был оскорблен дворянин Гримальди, должен был в 1782 г. вновь оставить Венецию и поселился в Чехии, в замке гр. Вальдштейна, вместе с которым занимался кабалистикой и алхимией. Мемуары К. вышли в свет уже после его смерти («Memoires ecrits par lui-meme», Лпц., П., Брюсс., 1826 – 38; нов. изд. П., 1880; в немецкой обработке В.Шютца – еще ранее, под заглавием «Aus den Memoiren des Venetianers I. С. de Seingalt», Лпц. 1822 – 28). Они доходят до 1773 г., содержат много ценных культурно-исторических и даже исторических данных и дают резко очерченные портреты личностей, имевших значение в политике. Из остальных сочинений К. главные: «Istoria delle turbulenze della Polonia dalla morte di Elisabet Petrowna fino alla pace fra la Russia e la Porta ottomana» (Грац, 1774); «Histoire de ma fuite des prisons de la Republique de Venise, qu'on appelle les Plombs» (Прага, 1788); «Icosameron» (Прага, 1788 – 1790); «Solution du ргоblemе deliaque demontree» (Дрезден, 1790). Ср. Barthold, «Die geschichtIihen Personlichkeiten in C.'s Memoiren» (Берлин, 1845) и сообщения Ваchet, в сборнике «Le Livre» (Нар., 1881).
Казанский собор
Казанский собор, в СПб. – построен императором Александром I по мысли императора Павла, которым были утверждены планы академика Воронихина и учреждена для постройки особая комиссия, под председательством графа А.С.Строганова. Постройка храма, начатая в 1801 г., была закончена в 1811 г. Здание собора имеет крестообразную форму и с сев., западной и южной сторон украшено 3 портиками с колоннами коринф. ордена, сделанными, как и обшивка стен и др. украшения, из известкового желто-серого пудожского камня. Со стороны Невского проспекта к сев. портику примыкает колоннада (наподобие собора св. Петра в Риме), которая расходится по обе стороны собора и обнимает площадь, на которой расположен собор.
Стена этого портика украшена колоссальными бронзовыми статуями Иоанна Крестителя (работы Мартоса), Владимира св., Александра Невского (раб. Пименова) и Андрея Первозванного (раб. Демута-Малиновского), дверь отлита из бронзы по оригиналу флорент. собора. На средине храма возвышается цилиндрическая башня купола с 16 окнами, украшенная 16-ю коринф. пилястрами и накрытая овальным сводом с вызолоченным крестом на вершине. Вышина церкви с крестом 33 саж. Внутренняя площадь собора имеет в длину 34, а в ширину между северн. и южн. дверями 26 саж. К дверям и главному алтарю простираются от 4 подкупольных столбов колоннады коринф. ордена из финл. гранита. Каждая из колонн украшена бронзовою капителью и базой. Иконостас главного алтаря тонкой чеканной работы из серебра, количеством около 100 пуд.; из них 40 пудов принесены в дар храму Казанской Божией Матери донскими казаками, отбившими в 1812 г. это серебро у французов. Оно заключалось большею частью в церковной утвари, награбленной последними по России. Иконостас исполнен по рисункам архитектора Александра Тона. Он украшен 4-мя колоннами сибирской яшмы; над царскими вратами находится серебряное полукружие с крестом, а между царскими вратами и полукружием – сияние с изображением слова «Богъ», выложенным из драгоценных камней. Царские врата и балюстрада также сделаны из серебра. Казанский собор украшен живописью изв. русских художников: Егорова (Рождество Богородицы и Сошествие св. Духа), Шебуева (Три святителя и Взятие на небо Божией Матери), Боровиковского (Царь Константин и мать его Елена, Великомученица Екатерина, Св. Антоний и Феодосий), Бессонова (Тайная вечеря). Из скульптурных произведений замечательны работы Мартоса и Прокофьева. Драгоценнейшая святыня К. Собора – Чудотворный образ Казанской Божией Матери, поставленный сюда в 1811 г. при освящении. Стены собора украшены трофеями, взятыми у французов в 1812 г. В соборе погребен фельдмаршал князь Кутузов-Смоленский.
Теги: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Просмотров: 15 | Добавил: creditor | Теги: Энциклопедический словарь Брокгауза | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close