Главная » Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона


17:20
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Квакеры
Квакеры (англ. quackers, quakers, т. е. «дрыгуны») – секта, возникшая в Англии в XVII ст. Название это было дано им в насмешку, в виду судорожных движений и припадков, в которые они впадали, когда «нисходил на них Дух Божий». Сами последователи этой секты называли себя «христианским обществом друзей» (на основании слов, употреблённых апост. Иоанном, Послан. III, 15). Основателем её был Георг Фокс, родившийся в 1624 г. Углубившись в чтение Священного Писания, он, после непродолжительного периода искания и сомнения, достиг положительного убеждения, что истина находится не в науке, не в католицизме или англиканстве и других сектах, а в каждом человеческом сердце. Он называет её внутренним светом, гласом Божиим. Этот голос не возвещает новых истин веры – они уже высказаны в Св. Писании, – но служит свидетельством вечного присутствия Христа в человеке; он указывает добро, отдаляет от греха и никогда не противоречит ясному смыслу Св. Писания и разуму. Фокс немедленно принялся распространять это учение, впадая в мистические восторги и предоставляя другим логическое развитие учения из высказанного им начала. Его били, бросали в него камнями, сажали в тюрьму, но, не смотря на все преследования, число его последователей быстро увеличивалось. Когда Кромвель распустил парламент (1653) и рассеялась надежда «святых» на скорое осуществление их мечты о царстве Божием на земле, горячие индепенденты приняли учение о новых, непрерывных откровениях Божиих; благодаря этому, квакерство быстро распространилось по всей Англии; ревностные сторонники «внутреннего света» отправлялись, для проповеди, даже в отдалённые страны. Фокс сам посетил Америку и указал на неё своим последователям; Вильям Пенн, которому принадлежат большие заслуги во внутренней организации квакерских общин, купил у английского правительства земли на Делаваре и основал там квакерскую колонию. В наше время общины К. особенно распространены в Англии и Сев. Американских Соед. Шт.; кроме того, они существуют в Голландии, Германии (близ Пирмонта) и в торговых городах Норвегии. Так как К. ни в каком случае не приносят присяги и упорно отказываются от обязанностей военной службы, то везде, где они существуют, их слово признается равносильным присяге, а вместо военной службы они платят известные подати. Систематическую разработку учению К. дал Роберт Барклэ, в своих сочинениях: «Саtechismus et fidel confessio» (179) и «Theologiae vere christianae apologia». Не мало сделал для этого и Пенн. Признавая великое значение «внутреннего голоса» и его согласие с Св. Писаниям, К. не отрицают и земной мудрости, «ибо Христос пришёл не угасить, а очистить языческое знание»; в Пифагоре, Платоне, Плотине горел «внутренний свет». Всякое гонение за веру преступно. Проповедь должна быть свободным выражением вдохновения, которое может нисходить на каждого верующего; «друзья» отрицают, поэтому, необходимость духовенства и осуждают сбор десятины и вообще всякое вознаграждение за толкование и распространение Св. Писания. В местах, где К. собираются для совещаний и общей молитвы (meetinghouses), нет ни алтарей, ни образов; пение и музыка изгнаны. Хотя проповедовать может каждый член общины, не исключая и женщин, но на самом деле правом этим пользуются только люди, заслужившие общее уважение и доверие. В прежних собраниях вздохи, шедшие crescendo, стоны и кривляния были обыкновенным явлением; теперь в собраниях царствует глубокая тишина, прерываемая только голосом проповедников; иногда, если ни на кого из присутствующих не сходит вдохновение, проповеди не бывает. К. не допускают никаких обрядов и не признают таинств. Они не отрицают совершенно крещения водою, но считают его излишним. Браки совершаются через простое обещание сожития и верности, в присутствии старшин. Погребение происходит без всяких церемоний, причём родственники умершего не надевают траура. Вместо памятников и эпитафий, в назидание следующим поколениям составляются и печатаются биографии тех людей, добродетели которых заслужили общее признание. Устройство квакерских общин основано на чисто демократических началах. Важные частные и общественные дела решаются избранными представителями. Подчиняясь законам государств, к которым они принадлежат по рождению, К. не участвуют, однако, в народных торжествах по случаю побед, осуждают торговлю оружием и порохом, агитируют против смертной казни и против дуэли. Во время войны Северо-Америк. Штатов за освобождение многие К. взялись за оружие и образовали отдельную общину «свободных и воинственных (free and fighting) друзей». Признавая совершенное равенство и братство между людьми, К. в своих сношениях с властями и знатными лицами не употребляют выражений, принятых обычаем, а означают только должность или сан, всех называя: ты. Они верят в постоянное улучшение и развитие духовной природы человека. С XVIII века К. начинают употреблять все усилия для уничтожения торговли неграми и рабства. В 1754 г. «друзья» решили исключить из своей среды всех, имевших рабов. Между К. нет нищих: каждый здоровый член должен работать; для больных и дряхлых существуют больницы и странноприимные дома. От членов, совершивших бесчестный поступок, община отрекается. Брачные обязанности соблюдаются строго. В ребёнке родители уже уважают будущего человека и основывают на этом свою систему воспитания. До конца XVIII в. частная жизнь К. была очень однообразна и бедна наслаждениями, потому что из неё изгонялись искусства. Теперь молодые К. участвуют в общественных увеселениях, занимаются изящными искусствами, литературой и т. п.; зато число членов, выходящих совсем из общины или образующих новые подразделения секты, увеличивается.
Литература. Кларксон, «A portraiture of Quakerism» (Лондон, 1806); Эрнст Бунзен, «William Реnn» (Лпц., 1854); Лодс, «Etude historique et critique sur ie Quakerisme» (Страсбург, 1857); Вейнгартен, «Die Revolutionskirchen Englands» (Лпц., 1868); Грановский, «Квакеры» («Сочинения», т. 1).
М. В.
В Россию К. явились впервые в конце XVII в. в лице Квирина Кульмана, сожженного в Москве. В 1743 г., а затем синодским указом 9 дек. 1756 г. «квакерскою ересью» названа секта хлыстов, хотя происхождение последних едва ли имеет какую-либо связь с историей К.; поводом к этому, вероятно, послужило некоторое сходство основного учения К. об озарении от Духа с учением наших хлыстов о воплощениях и вдохновении, вызываемых, как и у К., посредством различных телодвижений. Ср. Сырцов, «Сибирские К. в XVIII в.» (106. 1882 – оттиск из «Тобольск. Епарх. Ведом.»); Гурьев, «Расстриги девки-квакереи» («Русск. Вестн.» 1881, № 8). Петру I К. представлялись дважды во время пребывания его в Лондоне; государь отнёсся к ним весьма внимательно и, будучи заграницей, не упускал случая побывать на квакерском богослужении. Менее случайный характер имели сношения с К. Александра I, в мистическом настроении которого квакерские идеи находили много отголосков. Александр I познакомился с К. в Лондоне в 1814 г. В 1818 г. К. Грелье и Аллен приезжали в Петербург и были приняты государем, который с ними молился. В 1822 г. импер. Александр имел в Вене новое свидание с Вильямом Алленом, этим неутомимым борцом против невольничества, который с помощью русского императора надеялся достигнуть своей заветной цели – объявления негроторговли равносильною пиратству. В 1824 г. прибыл в Петербург К. Томас Шиллите, который дважды молился с государем. Ср. Пыпин, «Император Александр I и К.» («Вестн. Европы» 1869, № 10); «Записки К. (Грелье) о пребывании в России» («Русская Старина», 1874, № 1).
Квалификация
Квалификация (ново-лат.) – вообще обозначение признаками. В уголовном праве под К. разумеют выделение, по особым, вину отягощающим признакам, некоторых видов из целого рода преступлений, так, убийство, кража, родовые преступления, отцеубийство, убийство беременной женщины, кража со взломом – видовые квалифицированные преступления. В законодательстве нашем признаки К. именуются обстоятельствами особо увеличивающими вину. От общих обстоятельств, увеличивающих вину, особо увеличивающие вину обстоятельства отличаются тем, что 1) входят в состав законных признаков (квалифицированного) преступления и изменяют его свойства и 2) определяются не в общей, а в особенной части Уложения, в статьях о том преступлении, к которому относятся. О признаках К., при постановке вопросов о виновности, должно быть или упомянуто в главном вопросе, или же поставлены отдельные частные вопросы. Уложение о наказ. по отношению к каждому почти преступлению устанавливает квалифицированные его виды. Основанием К. служат самые различные моменты. Так, при убийстве, система К. которого отличается особою сложностью, такими моментами служат: свойства объекта, способ совершения преступления, руководящие преступником побуждения, обстоятельства повторения и соучастия. Телесное повреждение квалифицируется или по последствиям его, или по объекту; кража – или по субъекту, или по предмету, или по обстановке её (место, время и способ совершения). В эпоху процветания смертной казни, более тяжкие преступления влекли за собою и квалифицированную смертную казнь: она или была особо мучительная, по самому способу лишения жизни, или же соединена была с какими-либо дополнениями, обрядовыми или мучительными.
А. Я.
Кваренги
Кваренги (Джакомо Quarenghi или Guаrenghi) – известный архитектор и живописец (1744 – 1817), сын и внук живописца, род. в Бергамо, сперва учился живописи в Риме под руководством Рафаэля Менгса, затем изучал архитектуру. Будучи 35 лет от роду, приехал в СПб. искать счастья при дворе Екатерины II. Ещё до своего отъезда из Италии построил манеж в Монако и столовую залу в доме эрцгерцогини Моденской, в Вене. По поручению Екатерины II, К. построил в СПб. здание государственного банка, эрмитажный театр и арку, соединяющую этот театр с зданием Старого Эрмитажа. Павел I назначил К. архитектором Высочайшего двора и поручил ему построить дом на Дворцовой Набережной, в приданое Анне Петровне Лопухиной. В Царском Селе К. построил Александровский дворец, представляющий в плане два квадрата, связанные параллелограммом, с крыльцами в середине здания, украшенными колоннами, и здание театра в саду близ Большого дворца. При Александре I он построил здание Смольного института, соединив новую постройку с монастырём, сооружённым граф. Растрелли. По проекту К. (1803) построена спб. Мариинская больница для бедных. Из последних работ К. выдаются: английский дворец в Петергофе, манеж К. – гв. конного полка (в СПб.) и триумфальные ворота за Нарвской заставой, воздвигнутые по случаю вступления в СПб. гвардии после взятия Парижа. Работы К. исполнены в духе новой итальянской школы, с её изящным, благородным, но холодным и сухим стилем, совершенно непригодным для северных стран, где колонны, столь любимые К.. отнимают много света, и без того скупо отпускаемого природой Севера; зато в строениях К. всегда заметен вкус и гармоничность пропорций. Состоял почётным вольным общником имп. акд. художеств. Ум. в СПб., 18 февраля 1817 г. В Милане, в 1821 г., его сыном изданы его планы и пр. «Fabbriche е Disegni di Giacomo Guarenghi». Ср. «Зодчий» (1872, № 5). Ум.
Квартет
Квартет (quartetto – ит., quatuor – фр., Quartett – нем.) – музыкальное сочинение для четырёх голосов (мужской К. – 1-й тенор. 2-й тенор, 1-й бас, 2-й бас; женский К. – 1-е сопрано, 2-е сопрано, 1-й альт, 2-й альт: смешанный К. – сопрано, альт, тенор, бас) или инструментов. Вокальный К. менее обширен по объёму и пишется в простейших формах; инструментальный, в особенности струнный (1-я скрипка, 2-я скрипка, альт, виолончель) состоит из нескольких частей: 1-я в скором темпе, в сонатной форме, 2-я – в медленном темпе, в простейшей форме рондо, З-я – менуэт или скерцо, в форме песни, с трио, 4-я – в скором темпе, в форме рондо или сонатной форме. Начиная с Гайдна квартетная музыка получила художественное развитие. Моцарт, Бетховен обогатили квартетную литературу гениальными произведениями. К. писали также Шпор, Онслов, Мендельсон, Шуман, Глинка, Рубинштейн, Чайковский, Бородин и др. Н. С.
Квебек
Квебек (Quebec) – третий по населению город во всей Канаде, столица провинции того же имени, при впадении р. Чарльз в р. св. Лаврентия. Средняя зимняя температура – 12° Ц, летняя 20° Ц., средняя годовая 4,5° Ц. К. красиво раскинулся на возвышенном нагорье, составляющем сев. берег р. св. Лаврентия; город делится на верхний и нижний, верхний сильно укреплён. Нижний город – коммерческий и деловой. По обоим берегам реки пристани, склады и магазины. Улицы К. вообще узки и неправильны, дома каменные, старинные – с отвесными черепичными крышами, новые – красивой архитектуры. Памятники англ. ген. Вульфу и франц. ген. Монкальму, павшим при взятии К. в 1759 г. Из общественных зданий лучшие – парламент, римско-католический и англик. соборы, шотл. црк. св. Иоанна. Всего 19 церквей, из которых 7 католических. Катол. унив. Лаваля; м-рь урсулинок и ещё несколько других женских обителей; несколько академий; канадский институт механиков; несколько учёных и литературных обществ; 6 газет, из них 3 на франц. языке. Несколько богоугодных заведений, 5 банков. Главная отрасль промышленности – кораблестроение; фабрики чугунных, железных, гуттаперчевых и кожевенных изделий. Главный предмет вывоза – строевой лес, доставляемый на плотах по р. Оттава и св. Лаврентия; на берегу последней много лесопильных заводов. Жит. 63090. В 1535 г., когда К. посетил француз Жак Картье, он был ещё небольшой индейской деревушкой. В 1608 г. Шамплен основал здесь город, который сделался столицей Канады в 1669 г. В 1690 г. англичане тщетно пытались вновь овладеть К., но в 1759 г. это удалось ген. Вульфу. В след. году маркиз Водрель пытался взять К. обратно, но должен был снять осаду. Во время войны за независимость Сев.-Ам. Шт., в конце 1775 г., К. был осаждён американцами но, после неудачного штурма, осада заменена блокадой, которая в мае 1776 г. была снята.
Квинта
Квинта (Quinte) – интервал, расстояние двух звуков на 31/2 тона, а также пятая ступень или доминанта в восходящей диатонической гамме, считая снизу. К., заключающая в себе 31/2 тона, называется чистою. Уменьшенная К. на 1/2 тона меньше чистой, увеличенная – на 1/2 тона больше чистой. В гармонии К. называется третья нота не обращённого терцеобразно построенного аккорда. К., находящаяся в верхнем голосе аккорда, даёт ему положение К. Находясь в нижнем голосе, К. служит основанием следующих обращённых аккордов: кварт-секст-аккорда (46, второе обращение трезвучия), терц-кварт-аккорда (34, второе обращение септаккорда), кварт-квинт-аккорда (45, второе обращение нон-аккорда). Квинт-секст-аккордом (56) называется первое обращение септаккорда, в котором септима отстоит от основания на квинту. К. параллельные образуются при прямом движении голосов, постоянно отстоящих на этом интервале, например:
1-й голос do re mi 2-й голос fa sol la
Движение голосов чистыми параллельными К. запрещается. К. скрытые образуются при прямом движении голосов, при переходе их из какого-нибудь интервала в чистую К. Такие К. допускаются при сродстве аккордов и плавном движении верхнего из голосов, образующих скрытые К. Квинтовый круг есть сопоставление гамм, из которых каждая со своими соседними находится в доминантовом отношении и отстоит от них на К. Двигаясь по квинтам вправо от лада do, мы получаем гаммы с постепенно нарастающим числом диезов. Двигаясь по К. влево от лада do, получаем гаммы с постепенно нарастающим числом бемолей. К. называется также первая струна скрипки. Н. С.
Квинтет
Квинтет (Quintett – нем., quintetto – ит., quintuor – франц.) – музыкальное сочинение для пяти голосов или пяти инструментов. Форма и размеры те же, что в квартете. В струнном К. пишут или две партии для альтов, или две партии для виолончелей. К. писали Моцарт, Шуберт, Онслов, Боккерини и пр. И. С.
Квинтэссенция
Квинтэссенция (Quinta essentia или Quintum corpus, pempton svma, пятая сущность или пятое тело) – так у римских и у средневековых философов назывался эфир, который в пифагорейской школе был присоединён, в качестве пятой стихии (или пятого простого тела), к четырём стихиям Эмпедокла. В разговорном яз. Квинтэссенция употребляется для обозначения самой тонкой и чистой сущности чего бы то ни было.
Квитка
Квитка (Григорий Федорович; псевд. – Основьяненко) – известный малорусский писатель, род. в 1778 г. в с. Основе, под Харьковом, и почти всю свою жизнь провёл в Харькове. С малых лет был болезнен и до 5 лет слеп. Образование получил домашнее, довольно скудное. Недолго числился на военной службе. Очень религиозно настроенный, он поступил на 23 году в подгородный Куряжский м-рь и пробыл здесь около 4 лет; по оставлении монастыря, вёл в своей Основе полумонашескую жизнь, пока не увлёкся общественной деятельностью и театром. Открытие харьковского унив. в 1805 г. внесло большое оживление в жизнь местного общества. В 1812 г. возник в Харькове постоянный театр, и К. принял в нём самое широкое и разностороннее участие, в качестве актера, драматурга и потом историка этого театра. В том же году, по инициативе Квитки, возникло благотворительное общество; самым крупным его делом было учреждение всесословного женского учебного заведения, вскоре преобразованного в институт благородных девиц. К. жертвовал на это дело свой труд и денежные средства. С 1816 по 1821 г. в Харькове выходил «Украинский Вестник» – первый харьковский журнал, под редакцией К., Филомафитского и Генорского. Тогда же К. помещает в «Украинском Вестнике» и в «Вестнике Европы» небольшие рассказы и стихи; но всё написанное им в это время слабо и впоследствии не переиздавалось. Несомненное литературное дарование К. проявил лишь в начале 30-х годов, преимущественно в повестях на малорусском языке: «Марусе», «Солдатском патрете», «Сердешной Оксане», «Мертвецком Велыкдне», «От тоби и скарб», «Козир-дивка», «Добре робы – добре и буде» и затем в оперетке «Сватанье на Гончаривци». доныне одной из самых репертуарных пьес малорусской сцены. Кроме того, К. написал ряд повестей и исторических рассказов на русском языке, из которых наиболее крупный – историко-бытовой роман «Пан Халявский». К. обнаружил большое знание быта, нравов, обычаев, поверий – вообще близкое знакомство со всем строем дворянской и крестьянской жизни. Малорусские повести его написаны превосходным языком, чистым, простым и ясным, и проникнуты гуманным отношением к крестьянам. Квитка имел благотворное влияние на читателей, в смысле развития в них гуманного чувства. Литературная деятельность К. развивалась в значительной степени под влиянием его умной жены, Анны Григорьевны, из классных дам института благородных девиц. В конце жизни К. очень огорчили порицательные отзывы петербургской критики о его русских повестях, сравнительно с малорусскими довольно слабых. К. умер в 1843 г. О К. существует довольно обширная литература; она указана кратко в «Справоч. Словаре» Геннади (II, 125 – 126) и в «Российск. Библиография» (1881, кн. 1), гораздо подробнее в «Покажчике» г. Комарова, в 1 т. сборника «Рада» (417 – 421). После издания этих указателей о К. ещё напечатано много крупных статей; главные: Н. И. Петров. «Очерки истории украинской литературы XIX ст.»; Н. П. Дашкевич – академическая рецензия на предыдущее сочинение; Огоновский (в «Ист. русск, литер.», III); Н. Ф. Сумцов, «К. как этнограф» («Киев. Старина» 1893, VIII); Д. И. Багалей, «К. как историк» (там же); В. П. Науменко, «Обзор критик на сочин. К.» (там же). «Письма» К. изд. в «Рус. Стар.» (1893) и «Киев. Стар.» (1893, XI – XII). Из старых биографий наиболее подробная и ценная – Г. П. Данилевского (в «Украинской Старине»). Собрание сочинений К. издано в 1887 г., в Харькове; драматические произведения в состав его не вошли, Н. Сумцов.
Кворум
Quorum – необходимое для законности решения число членов какого-либо собрания, особенно в парламенте.
Квота
Квота (Quote, Sechstel – Land der Hofsfeldarbeiter) – название той части мызной (помещичьей) земли в Лифляндской губ. (Sechstel – в Эстляндской губ.), которая облагается податями, между тем как остальная мызная земля от них свободна. К. назначена для обеспечения батраков (Hofsfeldarbeiter, Knechte, Lostreiber). С XIV ст. в Прибалтийском крае все земли делились на «мызную» (Hofesland) и «крестьянскую» (Bauerland). Деление это вытекало не из юридических, а из бытовых оснований, так как юридически когда-то вся земля принадлежала помещику, ордену или церкви. Тем не менее крестьянская земля, по обычаю, была даже наследственною. Она, в отличие от «мызной», называлась и называется «повинностною», так как поземельного налога крестьяне платили и платят в 5 – 6 раз больше помещиков, а земские повинности целиком лежали и лежат на крестьянах. В 1840 г. было издано первое «Крестьянское положение» для Лифляндской губ., установившее неприкосновенность крестьянской земли, нарушенную было положением 1819 г., которое предоставляло помещикам неограниченное право распоряжаться всею поместною землёю. «Положением» 1849 г. восстановлены права крестьян на все земли, находившиеся в их пользовании по вакенбухам 1804 г., с предоставлением помещику права присоединения из крестьянской земли к мызной 36 лофштелей (1 лофштель=11/3 дес.) пашни, лугов и выгона на каждый гак, для наделения батраков. Эту-то землю и называют К. или податною мызною землёю. Относительно её было постановлено, что ближайший ландтаг имеет установить правила, сообразно с которыми владелец должен распоряжаться означенными участками, для обеспечения благосостояния рабочих (батраков). В 1860 г. государственный совет был вынужден установить для приведения в исполнение этого постановления новый, пятилетний срок. Несмотря на все это, в «Положение 19 февраля 1866 г. о волостном общественном управлении в Остзейских губ.» включено примечание (к 1), по которому участки повинностной крестьянской земли (в том числе и прирезанные от податной земли к мызной) могут быть арендуемы и даже покупаемы лицами, не принадлежащими к крестьянскому сословию. Вследствие этого многие крестьянские участки в частных имениях перешли к дворянам. В 1886 – 7 г. в Лифляндской губ. всей мызной земли было около 2114000 дес., крестьянской – около 1490000 дес., «квотной» – около 234000 дес., в Эстляндской губ. – мызной 1039000 дес., крестьянской около 676000 дес. и «батрацкой» около 104000 дес. К. Вр.
Кеведо
Кеведо (Francisco de-Quevedo у Villegas) – знаменитый испанский сатирик (1580 – 1645) Отец его был секретарём четвёртой жены Филиппа II, Анны Австрийской. В алькальском унив. К. научился греческому и латинскому языкам, а позже овладел языками арабским, еврейским, французским и итальянским; он имел также обширные сведения по юриспруденции, математике, астрономии, политике, философии. К. искусно владел оружием, был очень склонен к донжуанству и отличался страстной любовью к чтению. В ранней молодости он сделался героем следующего приключения: в церкви неизвестный ему мужчина оскорбил неизвестную ему даму; он заступился за последнюю, вызвал на дуэль оскорбителя и убил его на месте. Противником К. оказалось высокопоставленное лицо, вследствие чего ему пришлось бежать. Он нашёл убежище и должность секретаря в Сицилии, у герцога де-Оссуна, который, будучи затем назначен вице-королем Неаполя, поручил К. заведование финансами. Когда, в 1620 г., покровитель его впал в немилость, К. попал в тюрьму и изгнание. Возвратясь в Мадрид, он жил в крайней бедности. В 1634 г. он женился, но жена его вскоре умерла. В 1641 г. ему приписали сатиру против короля, арестовали его, лишили имущества и заключили в сырую и зловонную тюрьму м-ря Сан-Марко де-Леон, где он томился четыре года. Только после падения любимца короля Филиппа II, герцога де-Оливарес, его освободили, так как узнали, что автором сатиры был вовсе не он. Вскоре после того он умер. К. оставил значительное количество литературных произведений, самых разнообразных родов, хотя при его арестах пропали многие из его бумаг, а незадолго до его смерти инквизиция овладела всеми его сочинениями, из которых вычеркнуты были все места, противные её понятиям о приличии и скромности; многие же из его произведений остались неизданными. Всего напечатано 11 болыпих томов, 8 – прозы и 3 – стихотворений. К. – и поэт и сатирик, и критик, и моралист, и политик, и философ. Преобладающая форма его поэзии – сатира; но он писал также эпиграммы, сонеты, романсы, редондильи, канцоны, оды, элегии и идиллии. Вследствие долгого пребывания в Италии, у него заметен легкий оттенок подражания итальянцам. Из стихотворений его пользуются особенной известностью «Las necedades у locuras de Orlando el enamorado», «A una nariz», «Apolo siguiendo a Dafne» и др. Восставая против школы Гонгоры, он издал, в виде образчика более правильного слога, сборник прекрасных стихотворений: «Poesias del Bachiller Francisco de la Torre» (1631). Главным образом слава К. основана на его прозаических сатирах, в которых он бичует пороки и нравы общества, создаёт типы и выказывает себя истинным знатоком человеческого сердца. Из них особенно замечательна: «Vida у aventuras del gran Тасаnа Раblо de Segovia» («Жизнь и приключения великого шута Пабло де-Сеговиа»), впервые появившаяся в Сарагосе в 1626 г. Она принадлежит к так называемым «novella picaresca» и отличается сжатостью рассказа, живостью описаний, правдивостью характеров и картин нравов. Тут много язвительного юмора, острот, таланта и ума, но много также и шаржа, грубости, резкости и непристойностей. Хотя К. и сражался с культизмом (школой Гонгоры), но и сам грешит в этом смысле, будучи самым блестящим представителем школы «Conceptistas» (главой её был Алонзо де-Медесма, написавший в 1600 г. свои «Сопceplos spirituales»); он несвободен от экстравагантности, от страсти к утончённости, аффектации и метафоре. В «El libro de todas las cosas у otras nuchas mas» («Книга о всех вещах и многих других») он сильно нападает на педантизм, псевдо-учёность и ханжество, в «El cuento de cuentas» («Сказка сказок») осмеивает злоупотребление пословицами, в «La Culta Latiniparla» смеётся над школой Гонгоры. Целый ряд выдающихся сатир К. соединён под именем «Suenos» («Сны»), 1635 г. В одной из них: «El mundo por de dentro» («Mир на изнанку») К. старается доказать, что человек – воплощенная ложь, и бичует стремление казаться не тем, что есть на самом деле. «Alguacil alguazilado» – злая сатира на низших блюстителей порядка и правосудия. Вступление в «Sueno de las Calaveras» или «Juicio final» («Видение черепов» или «Страшный суд») может считаться лучшим образцом смелых и оригинальных приёмов К. – смешения высокого с комическим. Очень известна так же сатира: «Discurso de todos los diablos», рисующая нравственный и политический строй тогдашней Испании. В «La hora de todos у la fortuna con seso» («Час счастья для всех и Фортуна») Юпитер зовёт Фортуну и велит ей, для исправления её несправедливостей, хоть на один час предоставить всякому смертному то, что он действительно заслуживает. Это даёт повод автору отнестись глубоко-критически к современному ему обществу. В «Polilica de Dios у gobierno de Christo» он излагает целую систему благородного и искусного правления, которую дополняет двумя другими политическими трактатами: «Marco Bruto» и «Romulo». В дидактическом жанре написаны: «Discursos politicos, asceticos у filosoficus», «Mundo caduco у desvario de la edad», «Lince de Italia» и др. Слабая сторона К. – недостаток такта и меры; у него нет тонкого и верного комического чутья Сервантеса.
М. Ватсон.
Кегли
Кегли (нем. Kegelspiel, франц. jeu de quilles, англ. game at ninepins) – весьма распространённая, полезная подвижная игра. в Россию перешедшая из её родины, Германии. К. бывает 9 (в Сев. Америке 10, в Силезии часто 15 – 17). В центре ставится более крупная К. – король. Помост, по которому катится шар к площадке с К. называется кегельбаном. Наиболее в верхненемецких землях распространена так наз. немецкая партия, где каждый игрок ведёт счет очков отдельно от других. В гамбургской партии игроки делятся на две группы, с общей записью для каждой партии. Точат К. из твёрдой древесины. В комнатах К. можно катать без помоста, а на открытом воздухе, на земле, шары не катают, а бросают. Ср. Rothe, «Das К., kulturhistorische etc. Studien» (Галле, 1879).
Кегль
Кегль (типогр.) – размеры литеры в толщину.
Кедр
Кедр. – Под этим именем известно несколько различных растений, а именно: 1) К. сибирский (Pinus Cembra L.) – хвойное дерево из сем. еловых (Abietaceae), от 10 до 20м. высотою, дико растущее в средней Европе на Альпах (до 1300 – 2000 м. над у. м.), в Карпатах (до 1300 – 1600 м.), на С Европейской России, по всей северной Сибири и на Алтайских горах (до 1300 – 2100 м.). В Европ. России область сплошного распространения сибирского К. начинается от 65° с. ш., простирается сперва по Малой Ковже, между Уральским и Тиманским хребтами и, спускаясь несколько к ЮВ, подходит к берегам Ижмы; зап. предельная линия этой области проходит мимо источников Вычегды, по верхнему течению этой реки и по её притоку, Северной Кельтме; далее по pp. Косе, Лопану, Каме и Чусовой к Уральскому хребту, который эта линия пересекает под 56°60' с. ш. К З и к Ю от этой линии замечается лишь островное распространение сибирского К.; самым западным пунктом его нахождения следует считать сев. часть Сольвычегодского у., а самым южным – возвышенности Уральского хребта, на границе Пермской и Уфимской губ. Молодые экземпляры сибирского К. имеют остро пирамидальную форму, старые же экземпляры – с более раскидистой кроной. Кора на молодых экземплярах гладкая, серо-зелёная; позже она становится бурою и бородавчатою; на старых деревьях развита бурая, морщинистая, толстая корка. Хвои трехгранные, по рёбрам мелкозубчатые, тупые, от 5 до 8 см. длиной, собранные по 5 шт. в пучке. Шишки на коротких ножках, яйцевидные, от 6 до 8 см. длиной и до 5 см. толщиной; сначала они зеленовато-малиновые, позже становятся светло-бурыми; чешуи широкоромбические, толстые, деревянистые, тёмно-бурого цвета; киль более светлый. Под каждой чешуёй развивается по два (изредка по одному) орешковому семени. Семя обратнояйцевидное или тупотрёхгранное, до 12 мм. длиной. Созревают семена через 11/2 года после цветения. Семена, так наз. «кедровые орешки», съедобны. Собирание их на С России и в Сибири, где сибирский К. образует целые рощи, теперь, к сожалению, во многих местах значительно поредевшие, вследствии беспощадного истребления К. главным образом ради шишек, составляет очень важный промысел туземного населения. «Урожай орехов (говорит г. Латкин) – гибель для кедровых лесов. Здесь (т. е. на берегах Березовки, близ Чусового оз.), как и по Вычегде, тот же невежественный обычай: шишек не снимают каким-нибудь орудием, а рубят дерево. Сколько истребляется этих деревьев в одно лето, видно из того, что для пуда орехов нужно от 800 до 1000 шишек и что орехов в иной год добывают тысячи пудов» («Дневник путешествия на Печору», стр. 75 – 76). 2) Кедровый сланик или сланец (Pinus Cembra L., var. pumilla Pall.) – разновидность предыдущего вида, встречается в сев.-вост. Сибири на границе древесной растительности, по тундрам о-ва Сахалина и, как подлесок болотных лесов, на р. Амуре. Это – низкоросль (2 – 4 м. высотою), со стелющимися по земле или приподнимающимися ветвями. Семена и шишки мельче, чем у сибирского К. Семена – съедобны. 3) К. итальянский (Pinus Pinea L., пиния) – смолистое хвойное дерево, от 15 до 25 м. высотою, с широко распростёртым шатром; кора серо-бурая, растрескавшаяся, древесина белая. Хвои ломкие, полуцилиндрические, очень длинные (13 – 20 см.) и тонкие (11/2 – 2 мм.), собранные по 2 в пучке. Крупные (11 – 13 см. длиной и 7 – 10 см. толщиной) округло-яйцевидные шишки развиваются по одиночке или по две на ветви; большей частью они бывают покрыты белой смолой. Чешуи у них толстые, почти пирамидальные, блестящие, тёмно-коричневого цвета. Киль широкий, четырехугольный. Орешковые семена крупны (18 – 20 мм. длины и 7 – 11мм. толщины) созревают на третий год; они съедобны и известны в торговле под именем «итальянских кедровых орешков» («Pignoli»). Итальянский К. распространён по всему Средиземноморскому побережью; он растёт на о-ве Мадере, Канарских, в сев. Африке, Малой Азии, нa Kpите, в Македонии. На берегу Адриатического моря у г. Равенны находится громадный лес из итальянского К., тянущийся на 40 английских миль; жители собирают здесь громадное количество семян. Ради семян и древесины итальянский кедр разводится в южном Тироле. Семена в Греции составляют один из главных предметов вывоза. В Poccии итальянский кедр растет в Закавказье и на южном берегу Крыма. В древности итальянский кедр был посвящён Вакху. 4) Кедр мексиканский (Pinus cembroides Zucc.) – небольшое деревцо (8 – 10 м. высотой), с широко раскидистым шатром, хвои короткие, ярко-зелёные, по 2 – 3 в пучке. Шишки яйцевидно-конические, 3 – 5 см. в длину. Орешковидные семена почти такие же, как и у Р. Cembra; они съедобны и известны у мексиканцев под именем: «Pifion». Мексиканский К. дико растёт по сухим, жарким склонам Санта Каталина (в Аризоне) и в северной Мексике, поднимаясь до 1000 м. над у. м. 5) К. сахарный (pinus Lambertiane Dougl.) 6) R. гималайский (Cedrus Deodara Loud.) – вечнозелёное хвойное дерево из сем. еловых (Abietaceae), достигающее громадных размеров: до 50 м. высоты и до 3 мтр. в поперечнике. Ствол прямой, покрытый тёмно-бурой корой. У молодых экземпляров ветви свисающие, у старых – горизонтальные и приподнятые. Шатёр пирамидальный, хвои светло– или сизо-серые, блестящие, четырёхгранные, 31/2 – 5 см. длиной, собраны по несколько на укороченных побегах. Шишки (8 – 12 см. длиной и 6 см. толщиной) сидят на коротких ветвях по одиночке или по две; они прямостоящие, яйцевидные, на верхушке не углублённые. Чешуй много; они почти деревянистые, с узко-клиновидным основанием; располагаются черепичато и плотно прижаты друг к другу. Семена овальные (16 – 17 мм. длиной и 6 – 7 мм. толщиной), с широким светло-бурым крылом, не съедобны. Древесина очень душистая, легко колется и высоко ценится. Гималайский К. дико растёт на Гималайских горах (до 3200 м. над у. м.), в Афганистане и в Белуджистане. В Европу он был ввезён в 1822 г. 7) К. ливанский (Cedrus Libani Barr.), вечнозелёное хвойное дерево, от 25 до 40 м. высотой и до 11 м. в окружности. Подобно предыдущему, ливанский кедр достигает возраста 2000 – 3000 лет. Ствол покрыт тёмно-серой растрескавшейся корой. Шатёр у молодых деревьев широкопирамидальный, у старых раскидистый. Ветви развивают многочисленные короткие веточки, густо покрытые листьями и расположенные почти в горизонтальной плоскости. Хвои пучками, в 30 – 40 штук, на укороченных ветвях; они короткие (13 – 35 мм. дл.), тонкие (1 мм.), изогнутые или прямые, острые, тупо-четырёхгранные, тёмно-зелёные. Шишки яйцевидные, на верхушке углублённые от 8 до 10 см. длиной и от 5 до 7 см. толщиной. Чешуи почти деревянистые, четырёхугольные, покрытые на спинке шелковистыми волосками; они покрывают друг друга черепичато. Семена сплющенные, треугольные, с длинным (до 21/2 см.) пленчатым бурым крылом, не съедобны. Ливанский К. дико растёт в горах Анатолии, на Тавре и Антитавре и изредка на Ливанских горах, на о-ве Кипре и в Алжире, именно в Атласе, где он представляет лёгкую разновидность и считался ещё недавно особым видом (Pinus atlantica Monetti). – 8) К. китайский и 9) R. японский (Cryptomeria jaроniса Don.) – вечнозелёное хвойное растение из сем. Taxodiaceae. Это – громадное дерево, до 40 м. высотой и до 2 м. в поперечнике. Ствол прямой, покрытый красно-бурой корой. Многочисленные густые ветви – приподнимающиеся или горизонтальные. Хвои сизо-зелёные, короткие (12 – 25 мм. длиной) трёх– или четырёхгранные; располагаются они спирально по одиночке, нижней частью срастаются с ветвью. Шишки мелки (величиной с вишню), почти шарообразные; чешуи щитковидные, многочисленные; под каждой развивается 4 – 5 удлинённых, сплющенных семян, снабжённых узким крылом. Китайский К. в южной Японии образует целые леса, в Китае он встречается в провинции Тце-Кианг. В Европу он был ввезён в 1842 г.; переносит зиму в Англии, зап. и южн. Германии, китайский К. доставляет ценную древесину. 10) К. красный (Juniperus Охуcedrus L.) – хвойное вечнозелёное растение из сем. кипарисовых (Cupressaceae), дико растущее по холмам и скалистым склонам Средиземноморского побережья, на Востоке и в сев. Африке. Это – кустарник или небольшое деревцо; кора у него гладкая, серо-бурая; хвои короткие, игольчатые, мутовчатые по 3 в каждой мутовке. Цветки однополые, растение двудомное. Ягоды – шишки мелкие, ярко-красные, в каждой 3 – 2 семени; эти ягоды употребляются как ягоды можжевельника; древесина идёт на резные работы. 11) К. финикийский (Callitris quadrivalvis Vent.) – вечнозеленое хвойное растение из сем. кипарисовых (Cupressaceae). Дерево или кустарник, до 6 м. высотой, с пирамидальной короной. Кора бурая; древесина тёмно-коричневая. Ветви редкие, оттопыренные, круглые, вильчато, перисто или двояко-перисто разветвлённые. Листья накрест супротивные, мелкие, чешуйчатые, плотно прижатые к ветви, с которой они срастаются нижней своей частью, вытянутою во все междоузлие; на спинной стороне листа развита жёлтая желёзка. Цветки однополые, растение однодомное. Шишки почти круглые, состоящие из 4 толстых деревянистых чешуй, со многими семенами. Семена удлинённые; зародыш о 4 семядолях. Финикийский кедр дико растёт в горах сев.-зап. Африки, в особенности на Атласе. Он доставляет сандараковую смолу (Resina sandaraca), идущую для приготовления лаков и на курение; древние египтяне употребляли эту смолу для бальзамирования трупов. Очень красивая древесина финикийского К. идёт на разные поделки и на мебель.
С. Ростовцев.
В лесоводственном отношении имеют значение К. ливанский и К. сибирский. А) К. ливанский, произрастая в горах, отличается в первой молодости очень медленным ростом в высоту, но потом, особенно, при разведении его в парках, на равнине, растёт быстрее; встречаются деревья 600 и более лет, 110 – 140 фут. высоты (В Европе первые деревья посажены в Лондоне 1683 г. и гораздо позже в Париже – Бернардом Жюлье 1734 г. Ливанский К. успешно растёт в Крыму (Никитский сад).) при толщине у комля 30 – 36 фт. по окружности. Почву предпочитает глубокую хрящеватую, скорее сухую, чем влажную, в молодости требует защиты от морозов, но впоследствии переносит довольно суровые зимы. Разводится, как и другие хвойные, успешнее всего посадкой. Семена начинает давать с 50 – 60 л. Древесина его (удельный вес 0,77) отличается прочностью (библейские указания на её употребление), но мало пригодна для топлива; смола (К. resina et manna cedri, manna cedrina) употреблялась в древности при бальзамировании трупов. Б) К. сибирский, кедрина. Лучшие «кедровники» – лесонасаждения с господством К., встречаются у нас за Уралом, начиная с Верхотурского у. Пермской губ., на глубокой, хрящеватой плодородной, сырой почве (но не на болотах), при произрастании деревьев на свободе, в Европейской же России, даже возле р. Печоры, К. попадается только группами, или единично, в насаждениях других хвойных пород. Плодоношение начинается с 50 л. (у посадок даже с 25 л.) и урожай в кедровниках бывает каждые 3 – 4 года, при тёплой весне, и не засушливое лето, но отдельно растущие на полях и возле усадьб деревья дают обильно более крупные семена ежегодно. Шишки требуют для своего созревания два лета (не созревшие ещё шишки сибиряки называют зимою «озимью»), или 18 месяцев, после чего, не раскрываясь, они опадают, много их истребляется белками, медведями, мышами и птицей кедровкой (ранжей или пуйжей – Nacifraga caryacutactes). Масло из семян К. не уступает по вкусу прованскому, но стоит в 3 – 4 раза дешевле; по М. Вагнеру масла из кедровых орешков получается 36,5%, по Леману 56%. Семена К. сохраняют всхожесть до весны; при весеннем посеве всходы появляются через 2 – 3 недели; в первые 10 л. рост идёт медленно, но затем усиливается и К. деревья достигают до 120 фт. высоты, при 3 – 4 фт. толщины; живут 400 и более лет. Верхушка К., вначале пирамидальная, под старость делается закругленной, причём, в сомкнутых насаждениях, ствол снизу очищается от сучьев. Эта древесная порода почти не имеет врагов между животными и паразитами-грибками – только на К. искусственно разведённых встречается Aecidium (Peridermium) pini. Древесина К. отличается белизной, лёгкостью, сравнительно с другими хвойными (уд. вес 0,448) плотностью, большой прочностью, расколимостью, малой сучковатостью, сильным смолистым запахом и особенной пригодностью к обработке, отчего высоко ценится как столярный, строевой и поделочный лес: из досок делают полы, стенные обшивки, сундуки (Приготовление кедровых сундуков, обитых снаружи жестью, особенно развито на Тагильских и Heвянском заводах в Верхотурском у.),комоды, шкафы и т. п., в которых никогда не заводится моль; из древесины – тонкие резные изделия (Швейцария и Тироль), молочную посуду и проч. Перегонкой молодых неодеревеневших побегов получался прежде карпатский бальзам или терпентин (Balsamum carpathicum, Terebintha carpathica), употреблявшийся в медицине. В. С.
Кекуле
Кекуле (Фридрих-Август) – химик, род. в 1829 г. С 1856 г. состоял доцентом химии в Гейдельберге, в 1858 г. получил приглашение на профессуру в Гент и с 1865 г. состоял профессором в Бонне, где принял на себя также и управление химическим институтом. Работы К. принадлежат к области органической химии. Ученик и затем ассистент знаменитого Бунзена, К. уже с конца пятидесятых годов является одним из тех учёных, которые восприняли новые в то время взгляды на строение химических соединений. С 57 года он употребляет новые атомные веса и частичные формулы химических соединений; вместе с тем он развивает теорию типов, обязанную своим происхождением Гергардту и Дюма. Но если последние вводят понятие о типе для выражения аналогии между химическими соединениями, то К. приходит к теории типов, рассматривая природу элементов, их различную способность к соединению друг с другом, короче говоря – К. исходит из понятия об атомности элементов. В 1858 г. К. впервые высказывает мысль о четырёхатомности углерода и о целеобразном соединении атомов углерода с потерей части их атомности. Вслед за высказанной идеей, которая сделалась основной для современной теории химического строения, К. не развивал тотчас же основных положений этой теории. Честь установления этой теории принадлежит А. М. Бутлерову, который воспринял и разработал идею К. Однако, К. лишь временно устранился от развития теории строения: ему она обязана не только опытными исследованиями, но и теорией непредельных органических соединений. В 1865 г. вышла классическая статья К. о производных бензола, которая считается венцом теории строения. Здесь окончательно выясняются те основные положения, которым следует теория строения до настоящего времени Из сочинений К. известен его «Lehrbuch der organischen Chemie» (1861 – 1862, 3 т.) и «Chemie der Benzolderivaten» (1867); кроме того, многочисленные статьи, помещённые главным образом в «Zeitschrifft fur Chemie» и в «Annalen der Chemie und der Pharmacie». Таковы: исследование молочной кислоты (1859) исследование соединения кислот фумаровой и малеиновой и других с водородом, бромоводородом, бромом и пр. В. К.
Кельн
Кельн (Coln или Koln, Cologne, Colonia Agrippina) – значительнейший город Рейнской провинции в Пруссии, на Рейне, через который сооружён мост (412 м.), украшенный башнями и статуями. В 1817 г. в К. считалось 49145 жит., в 1880 г. – 144772, в 1890 г. – 281681 жит., большей частью католиков. Из них на Альт– и Нейштадт (т. е. старый и новый город) приходится 190719 ж., остальные в городах и местечках, слившихся с Кельном в 1888 г., именно на расположенные на лев. берегу Рейна Байенталь, Линденталь, Эренфельд и Ниппес – 69905 ж., а на расположенные на прав. бер. Рейна: Дейц и Поль – 21057 ж. После перестройки с 1872г. укреплений город расширяется и принимает более современный вид. Древняя церковь св. Гереона, а также церкви св. Марии, Апостолов, св. Мартина – романского стиля, но претерпели много изменений во время переходной эпохи. Готического стиля – знаменитый собор и церкви св. Северина и миноритов; подражание готическому – иезуитская црк. Старые церкви вполне реставрированы. Остатки римской городской стены; так наз. римская башня – строение меровингской эпохи. Великолепное светское готическое здание Гюрцених (XV в.): огромная парадная зала с деревянными резными колоннами и стенной живописью. Ратуша, с великолепной ганзейской залой. Музей Вальраф-Рихарц; с древностями и картинами; богатейший городской архив, библиотека, музей архиепископа с церковными древностями; зоологический сад и оранжереи. Консерватория, много музыкальных и певческих обществ; знаменит мужской хор. Торговля и промышленность процветают. Производство сахара, табака, ковров, одеколона, мебели, машин. Много банков и страховых обществ. В К. выходят 5 политических газет, в том числе Кельнская газета (Kolnische Zeitung; трижды в день; начало её восходит к 1762 г.) – орган национал-либералов и Кельнская народная газета (Kolnische Volkszeitung und Handelsblatt, дважды в день, основ. в 1860 г.) – орган центра. Городские доходы по мере 1893 – 94 г. составляют 24,014 милл. марок, расходы – 25,271; городск. имуществ на 26,890 милл. мар., долгов 22,241 милл. мар. В 1872 г. К. возведён на степень первоклассной крепости. На лев. бер. Рейна воздвигнуты 8 сильных фортов.
История города и архиепископства. К., Соlonia, возник как римское военное поселение. В 38 г. до Р. Хр. Марк Агриппа перевёл убиев с правого берега Рейна на левый и затем двум римским легионам назначено было постоянное местопребывание близ Ara Ubiorum. Агриппина, супруга имп. Клавдия, родилась в этом лагере и в 50 г. по Р. Хр. основала там колонию ветеранов; с этого времени новый рим. город назывался Colonia Agrippina или просто Agrippina и вскоре достиг широкого развития. В IV в. он достался франкам и сделался местопребыванием рипуарских королей, в 511 г. перешёл к Австразии, а в 923 г. вошёл в состав Германии. Хотя христианство рано утвердилось в К., но кельнская црк. получила более важное значение лишь после того как Карл Великий, в конце VIII в., учредил там архиепископство. Рядом с возвышением кафедры, благодаря личным качествам многих архиепископов (Бруно I, Анно и др.), шло и развитие города. Выгодное положение на Рейне, важнейшей торговой артерии государства, позволило городу притянуть к себе большую часть прибыльной торговли с Англией. Суровость архиепископа Анно вызвала первое восстание города против своего владыки. Начавшееся вскоре самоуправление граждан повело к продолжительным распрям. Они достигли крайней степени при архиеп. Конраде I (1238 – 61), начавшем постройку собора, а окончились при архиепископе Зигфриде, победою города (битва при Воррингене, 1288 г.). К. стал фактически имперским вольным городом и сохранял это положение как во внутренней, так и во внешней политике. В продолжение многократных войн архиепископов в XV стол. город старался держаться по возможности нейтрально, но тем не менее сильно пострадал. Особенно тяжелое финансовое положение пришлось испытать и городу, и архиепископству во время Зестской распри расточительного архиепископа Дитриха II (1414 – 63) и бургундской войны, вызванной его преемником, пфальцграфом Рудольфом. Дело дошло до серьезных беспорядков, но в 1463 г. состоялось соглашение с сословиями, определявшее их права и ограничивавшее верховную власть архиепископа.
Эпоха реформации принесла с собою новые потрясения. Когда Герман V фон-Вид (1515 – 1546) в 1543 г. поручил Буцеру и Меланхтону разработать основания «реформации» для архиепископства, он был смещён. Та же участь постигла архиепископа Гебгарда (1577 – 84). После того архиепископский престол долго занимали баварские герцоги; одному из них, Максимилиану Генриху, дан был, по французским проискам, в качестве коадъютора противник империи, Вильгельм Фюрстенберг, который после смерти курфюрста был избран в архиепископы подкупленными членами соборного капитула, но должен был уступить место баварскому принцу Иосифу-Клименту. Максимилиан-Фридрих (1761 – 84) основал боннский университет. Макс-Франц-Ксаверий, сын императора Франца I, в 1794 г. был изгнан французами. Преемник его Антон-Виктор, брат императора Франца II, не мог воспользоваться своим назначением, так как в 1801 г. архиепископство было секуляризовано и подверглось распадению. По венскому конгрессу город и страна отошли к Прусси, после чего в 1824 г. восстановлено и архиепископство. Первым архиепископом был граф Шпигель, за которым последовал, в 1835 г., Климент-Август Дросте, удалённый из епархии вследствие известного спора о смешанных браках. В 1876 г. арх. Павел Мельхерс, на основании майских законов, был удалён с кафедры. С XVI в. начался постепенный упадок города. Университет, основанный в 1388 г., понемногу замирал, так что его упразднение в 1801 г. было едва замечено. В городском управлении в XVII и XVIII ст. много раз обнаруживались самые вопиющие злоупотребления. Благосостояние К. вновь начинает подниматься лишь со времени перехода его под власть Пруссии.
Литература. Kreuter, «Wanderungen durch das mittelalterliche Koln»; MehringReischert, «Zur Geschichte der Stadt Koln» (Кельн 18381840); Mathieax, «Geschichte der Stadt Koln» (Кельн 1845); Ennen, «Frankreich und der Niederrhein» (Кельн 1855 – 56); его же, «Zeitbilder aus der neueren Geschichte der Stadt Koln» (Кельн 1857); его же, «Geschichte der Stadt Koln» (Кельн и Нейсс, 1863 – 80); его же, «Geschichte der Stadt Koln» (нар. изд., Дюссельд. 1880); «Quellen zur Geschichte der Stadt Koln» (Кельн 1860 – 79); «Antiquarius der Stadt Koln», в «Denkwьrdiger und nьtzlicher rhein. Antiquarius» (Кобл., 1863); Walter, «Das alte Erzstift und die Reichsstadt Koln» (Бонн, 1866); «Die Chroniken der deutschen Stadte vom XIV bis XVI Jahrh.» (т. 12 – 14, Лпц., 1875 – 77); Maurenbrecher, «Die preuss. Kirchenpolitik und der Kolner Kirchenstreit» (Штуттг., 1881); Lossen, «Der kolnische Krieg» (Гота 1882); «Mittheilungen aus dem Stadtarchiv von Koln» (Кельн, 1882 – 93); Korth, Koln im Mittelalter" (Кельн 1890); Binterim und Mooren, «Die Erzdiocese K. bis zur franz. Staatsumwalzung» (Дюсс., 1891 – 93); Stein, «Acten zur Geschichte der Verfassung und Verwaltung von Koln im XIV und XV Jahrhundert» (Бонн, 1893).

Ссылка на страницу: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Теги: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Просмотров: 225 | | Рейтинг: 0.0/0 Символов: 50298

ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам

Всего комментариев: 0
avatar


close