Главная » Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
12:43
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Анекдоты
Анекдоты-в русской литературе назывались «смехотворными повестями» или на польский лад «фацециями» и «жартами». А. впервые появился в Западной Европе, вместе с развитием новелл и легких шуточных рассказов в роде напр. «Декамерона» Боккачио. Веселая шутка получала в них все более и более перевеса и наконец в сборниках стали являться весьма неприличные анекдоты, целью которых было не поучение и наставление читателя, как прежде, а исключительно его забава. Таким образом появились фацеции, т. е. смешные и скандалезные рассказы и анекдоты, остроумные изречения шутки. Их собирателями часто являлись люди, очень известные серьезными заслугами и ученостью, напр. итальянец Поджио Браччиолини, которого даже считают основателем этого рода литературных произведений. После появления в 1470 году «Poggii Florentini Facetiarum liber», потом много раз издававшейся в самой Италии в XV и XVI в. и переведенной на франц. и итальян. яз. (с латинск.), в Риме и Венеции стали появляться многочисленные другие издания анекдотических сборников. Из его последователей более известными были: Генрих Бебель, Фришлин, в особенности Меландр, которого «Jocorom atque scriorum libri» явились в свет 1600 г. В итальянской литературе получили большую известность «Mottie facezie» Арлотте, сборники Корнаццани, Доменики и др.; во французской– «Moyen de parvenir», книга приписываемая Бероальду де-Вервиллю или Рабле; в немецкой «Scherz mit der Wahrheit» и «Schimpf und Ernst» Иоганна Паули. В старинной описи библиотеки наших государей XVII ст. упоминаются некоторые из этих юмористических сборников. Крайнюю степень развитая этой шуточной литературы можно видеть в чрезвычайно любопытной книжке, изданной в первые годы XVII ст., под названием «Facetiae Facetiarum»; здесь обыкновенные сюжеты фацеции передаются в ученой форме; это собрание ученых диссертаций, на которые потрачена однако страшная эрудиция, со множеством цитат из древних и новых писателей и строгими приемами схоластической науки.
В старинной польской литературе западные фацеции принимались с большою охотой и даже затрагивали народную юмористическую струну. Некоторые авторы, как Рей или Кохановский, писали тоже подобные анекдоты стихами (ср. Кохановского, «Fraszki»). В русской литературе известны подобные сборники ХVII в., напр. «Смехотворные повести» в Толстовской рукописи «добре с польска исправлены языка и читать поданы сто осмьдесят осмаго (т. е. 7188 или 1680 г.) ноемврия дня осмаго; приведшаго же имя от б начинаемо в числе афг слагаемо». Подлинником этих известий Пыпин считает польскую книгу, описанную Мацеевским (Pismiennietwo Polskie 3. 169). «Facecye polskie. artowne a trefne powiesc biesiadne, takzerozmaitych authorow. iakoteiiz powiesci ludzkiej zebrane». Этот сборник по своему содержанию вообще похож на такие же западноевропейские сборники; тут встречаются коротенькие шуточные рассказы, из которых многие говорят о женской злобе, затем более обширные повести и даже одна новелла из «Декамерона». Кроме того к ХVIII в. относятся некоторые стихотворные сочинения забавного и шуточного содержания и сборники анекдотов в роде «Смехотворных повестей». И то и другое под общим названием примеров и жартов встречается в рукописи ХVIII столетия из Погодинского собрания №1777, где даже повторяются некоторые анекдоты, взятые из «Смехотворных повестей». Подобное содержание находим в одной из Фроловских рукописей Публ. Библиот. под загл.: «История о разных курьезных амурных случаях». Истории, заимствованные из этих сборников, были напечатаны 1789 г. в простонародной книжке «Старичок Весельчак», рассказывающий давние московские были и польские диковинки (С.-Петербург, 70 стр.). Эта книжка без всяких перемен перепечатывается даже в настоящее время. Некоторые истории перешли тоже и в лубочные издания. Ср. Пыпин, «Очерк литературной истории старинных повестей и сказок русских» в Ученых записках II отд. Ими. Акад. Наук.
Ани
Ани-в средние века одна из великолепнейших царских резиденций в передней Азии, в теперешней русской Армении (Эриван. губ.) при Арпачае (Ахуриан), между отвесными скалами, была еще в V в. маленьким фортом; в VIII в. А. была избрана одним армянским князем из династии Багратидов для хранения своих сокровищ, а в 961 г. сделана Багратидами своей резиденцией. Скоро Ани была так расширена, укреплена и украшена дворцами и церквами, что уже в XI в., как полагают, насчитывала 100000 ж. и 1000 церквей. В 1046 г. город был завоеван византийцем Константином Мономахом; позднее, он перешел в руки сельджуков, а потом в руки курдских бенишеддов. В период с 1124-1209 она 5 раз была завоевана грузинами, в 1239 г. разрушена монголами, избившими всех жителей; в 1319 г. землетрясение довершило разрушение города. В настоящее время о его прежнем величии свидетельствуют одни только руины, покрывающие пространство в 7 км. в окружности. Еще сохранившиеся стены дворца свидетельствуют о совершенстве архитектуры и покрыты тщательно выполненными орнаментами и мозаиками. Две еще существующие мечети заключают в себе арабески, которые можно поставить наряду с арабесками Альгамбры. По ту сторону, над мостом, переброшенным через пропасть, находится одна из 4 еще сохранившихся церквей, внутри которой, с нисколько не пострадавшим великолепием красок, изображены вход Христа в Иерусалим, Дева Мария у гроба Христа и т. д. Скалы в окрестностях полны пещер и гротов, которые никогда были обитаемы и образуют как бы особый пещерный город. Остатки грандиозных церквей представляют богатый материал для истории христ. архитектурного стиля на Востоке. Ср. Броссе, «Voyage archeologique dans la Georgie et l'Armenie» (3 т., Петерб. 1849-51, с атласом) и «Les ruines d'A.» (Петерб., 1860 – 61); Ушер (Uscher), «From London to Persepolis» (1865).
Анилин
Анилин (фениламин, бензидам, амидобензол) C6H5NH2 представляет органическое основание, играющее чрезвычайно важную роль в новейшей химии и хим. технологии, как с научной, так и с промышленной стороны, так как вещество это является исходным материалом при искусственном получении анилиновых красок. Унфердорбен, химик в Даме (Саксония), нашел в 1826 г. между продуктами сухой перегонки индиго маслообразное вещество, названное им кристалином. Несколько лет спустя Рунге в Берлине открыл в каменноугольном дегте соединение, дающее с хлорной известью фиолетовое окрашивание. Основываясь на этом последнем свойстве, он дал ему название цианода (голубого масла). Поздние академик Фрицше в Петербурге изучал продукты, получающиеся при действии едкого калия на индиго и нашел при этом маслообразное вещество с основными свойствами которое назвал анилином, от португальского названия индиго-"Anil". Наконец, в 1842 г., знаменитому русскому химику, Н. Н. Зинину, удалось из бензола (бензина), заключающегося в каменноугольном дегте, получить, переходя через восстановление нитробензола, маслообразное тело щелочного характера, названное им бензидамом. В 1843 г. А. Гофман показал, что четыре тела: кристаллин, цианол, анилин и бензидам тождественны между собою, но право гражданства утвердилось только за названием «анилин», исходной же реакцией его получения и до ныне остается классическое открытие праотца русских химиков, Зинина. После того как трудами Перкина, Гофмана, Вергена и др. в 1856-59 гг. были выработаны условия и способы фабрикации анилиновых красок, мало-помалу явились заводские способы получения А., причем производство его скоро достигло таких размеров, что в 1879 г. ежедневная добыча в Германии равнялась 9000 килог., во Франции– от 5 до 6000 килог. и в Англии-2500 килог. При получении А. поступают следующим образом: бензол, жидкий углеводород, получающийся при перегонке каменноугольного дегтя, переводится обработкой дымящейся азотной кислотой в нитробензол, известный в парфюмерии под именем мирабановой эссенции или мирабанового масла. Полученный таким образом нитробензол переводят в А. по способу французского химика Вешана, обработкой железными стружками и уксусной кислотой и последующей перегонкой с известью. В чистом виде А. представляет прозрачную, бесцветную, маслообразную жидкость, с характерным слабо ароматическим запахом и жгучим вкусом; он немного тяжелее воды (уд. вес при 0° – 1,0361), кипит при 182°, растворим в воде, а со спиртом, эфиром и т. д. смешивается во всех пропорциях. А. обладает хотя не весьма сильными, но все-таки ядовитыми свойствами. Служащий для производства красок анилин не представляет чистого соединения, а смесь его с другим основанием-толуидином C6H4(CН3)NH2. А. и его производные: метил, этил, фениланилины и др. дают при действии некоторых химических агентов красящие вещества, назыв. анилиновыми красками. А. по своим превращениям является близким аналогом аминов; следуя общей номенклатуре это – фениламин C6H5NH2. Но в силу содержания бензольного остатка А., вместе со своими гомологами и аналогами (толуидины, ксилидины и т. п.), обладает и многими характерными особенностями, из коих главное-это менее резко выраженный основные свойства аммиачного типа. Соли его с органическими кислотами непрочны, но разложение под влиянием температуры совершается главным образом не на кислоту и свободное основание, а на воду и анилиды напр. уксуснокислая соль анилина: C6H5NH2. С2Н4О2 легко распадается на Н2О и ацетанилид С6Н5NН(С2Н3О).
Анимизм
Анимизм (Animismus) – под этим именем известно учение, введенное в медицину Г. Е. Сталем еще в начале XVIII столетия; по этому учению разумная душа (anima) считается основой жизни. Болезнь, по учению Сталя, есть реакция души против болезнетворных причин, т. е. душа вступает в борьбу с причинами, вызвавшими то или иное заболевание; врачебное вмешательство должно клониться к устранению причин борьбы, а следовательно должно помочь душе в ее борьбе с болезнетворными причинами. Последователи Сталя были известны под именем анимистов. Его решительным противником был Фридрих Гофман.
В новейшей антропологии А. называют склонность, существующую у многих народов, объяснять себе непонятные явления существованием в последних каких-либо живых сил или действующих лиц.
Анналы
Анналы (annales)-Так называются исторические летописи, заключающие в себе погодную запись в хронологическом порядке главных событий-города, страны или государства. Такие записи, приуроченные к именам государей, находятся уже у древних египтян, ассирийцев, евреев и т. д., также как и у китайцев. Название А. происходит от древнейших летописей римлян, которые в свою очередь развились из ежегодно составлявшихся Pontifex maximus' oм, записей по именам правящих чиновников и затем, когда появились еще другие А., получили название annales pontificum или annales maximi. С конца второй Пунической войны началось составление таких А. целым рядом образованных людей, как Фабий Пиктор, Калпурний Пизон, Валерий Антий, Лициний Мацер и др. С тех пор название это стало применяться вообще к тем историческим сочинениям, которые передают события прошедших времен из году в год, хотя вместо сухой записи фактов уже рано стал появляться прагматический рассказ, между тем, как название «historiae libri» (исторические книги), употреблялось для, преимущественно, прагматического, но все же в существенном хронологического изображения современных или недавно прошедших событий (напр. у Тацита), при чем не имело никакого значения то обстоятельство, что и «истории» рассказывают о событиях погодно. Если в какомнибудь сочинении соединялись оба элемента, то употреблялось то или другое название. В IV и V вв. по Р. X. на место А. появились хроники, при чем это название применялось к сухим хронологическим записям, заключавшим в себе обыкновенно всю всемирную историю с прибавлением пережитых самим автором событий. Затем в средние века, со времени каролингской эпохи, снова появилось множество А. в смысле одновременной записи событий. В настоящее время выражение это употребляется для исторических сочинений всякого рода, группирующих свой материал по годам. Кроме того название А. часто употреблялось для периодических изданий. Ср. Ницше, «Die rom. Annalistik von Hhren ersten Anfangen bis auf Valerius Antias» (Берлин, 1873); Ваттенбаха, «Deutschlands Geschiclitquellen im Mittelalter» (1 т., 4 изд., Берлин, 1877).
Аннексия
Аннексия, аннектирование или аннексация (лат.)-присоединение, присвоение. Этим наименованием обозначается присоединение области или края к другому государству, не основанное на формальном акте отречения прежнего государя. В новейшее время выражение это употребляется преимущественно по отношению к завоеванным Пруссией в 1866 году северогерманским государствам: Ганноверу, курфюршеству Гессенскому, герцогству Нассаускому и вольному городу Франкфурту. Оно применялось также к присвоению Сардинией (от 1860-1861 г.) различных итальянских областей, из которых образовалось итальянское королевство. Ни в первом, ни во втором случае не существовало отречения со стороны государей названных стран, но существовало согласие их населения на присоединение к новообразуемым государствам. Еще менее может называться А. присоединение Савойи и Ниццы к Франции (в 1860), так как в этом случае имело место не только заявление, хотя отчасти искусственное со стороны населения (путем общей подачи голосов), но и формальное отречение со стороны короля и итальянского парламента.
Анод
Анод-так называется по терминологии, введенной английским физиком Фарадеем в учение об электричестве (в 1832 г.), одна из двух металлических пластинок или проводок, по которым вступает или выходит из жидкости электрический ток. Обе пластинки носят название электродов. Та из них, по которой вступает положительный электрический ток, называется анодом (положительным полюсом), другая, по которой ток опять выходит-катодом (отрицательным полюсом). Как в простой, так и в составной гальванической цепи (в элементе, батарее) проволока, идущая от крайнего свободного цинка, представляет катод, проволока же от другого крайнего полюса гальван. элемента или батареи-анод.
Аномалия
Аномалия (греч.)-так называется отступление или уклонение от правила, поэтому аномальным называют все, отступающее или уклоняющееся от правильного или нормального. – А. в области природы считаются такие явления, которые, вопреки законам природы, представляются исключениями; но, несмотря на это, все аномальное не лишено законности; более глубокое созерцание законов природы приводить к тому, что на кажущихся аномалиях замечается отпечаток общей законности. Каждый поэтому может ожидать встретить тем более аномалий, чем меньше он знаком с общими законами явлений природы.
В грамматике аномальными называются те формы слов, которые уклоняются в своей флексии от формы, считаемой правильной. Древняя грамматика была очень богата аномальными, т. е. неправильными формами. Но после того как языки были исследованы по их фонетическим законам и для уяснения аномальных форм явилось на помощь сравнительное языкознание, понятие о неправильности стало крайне ограниченным. Многое, что раньше считалось аномальным, оказалось в большинстве случаев лишь скудно удержавшимся остатком первоначальной, совершенно правильной формы, или фонетическими законами выяснилась необходимость и правильность формы, на первый взгляд отступающей от правила.
Аноним
Аноним (греч.) – безымянный. неизвестный. Анонимным называется литературное произведение, автор которого не выставил своего имени. Не следует смешивать анонима с псевдонимом. В западноевропейских литературах заслуживают внимания следующие библиографические словари, перечисляющие неподписанные произведения получивших известность авторов; во Франции: – Барбье, «Dictionnaire des oavrages anonymes et pseudonymes» (3 издание, 4 т., Париж 1872); Демана, «Nouveau dictionnaire des ouvrages anonymes et pseudonymes» (Лион, 1862); в Италии – Мельи в «Dizionario di opere anonime e pseudonime di scrittori italiani» (3 т., Милан, 1848-59); в Бельгии – "Essai d'un dictionnaire des ouvrages anonymes et psendonymes pablies en Belgique an XIX siecle (Брюссель, 1863); в Голландии – Ван Дорнинка, «Bibliotheek van nederlandsche anonymes en pseudonymen» (Гага, 1867 – 70). Старинные сборники этого рода: Плакциуса, «De scriptis et scriptoribus anonymis et pseudonymis syntagma» (Гамбург, 1674); его же, «Theatrum anonymorumet pseudonymonim» (Гамбург, издание Фабрициуса 1708) и принадлежащие к тому же сборнику дополнения Мидиуса: «Bibliotheca аnоnymorum et pseudonymorum, adsuplendum Placeii Theatrom» (Гамбург, 1740 г.).
Аносов
Аносов (Павел Петрович) – бывший томский гражданский губернатор, генерал-майор, род. 1797 г., умер 1851 г. в мае. Воспитывался в горном корпусе и, определенный на службу на Златоустовские заводы, усовершенствовал выделку стали. Ему принадлежат обстоятельные геологические исследования, описанные в Горном журнале 1826 г. в статье «Геогностическое наблюдение над уральскими горами, лежащими в округе Златоустовских заводов». А. описал и свои улучшения по обработки стали в статье «О булатах» (Горн. Журн., 1841 г.), «Описание нового способа закалки стали в сгущенном воздухе» (Горн. Журн., 1827 г.) и «О приготовлении литой стали» (1837). Аносов же описал «Обработку сибирского корунда» (Горн. Журн., 1829 г.). Выполнив геологический разрез Урала от Златоуста до Мияса, с целью развития там золотого промысла, Аносов и описал, устроенный им на миясских промыслах, машины для промывки золота (см. Горн. Журн., 1841 и 1846 г.). Предложение его, в свое время бывшее предметом разговоров специалистов, заключалось в выплавке чугуна, в котором сосредоточивалось все золото, заключавшееся в россыпи. Ср. Словари Геннади и Венгерова и Горный журнал за разные годы.
Ансамбль
Ансамбль (ensemble) – обозначает в архитектуре главную массу здания, а иногда под А. разумеют отношение частей здания к целому или пропорциональность частей; А. в планировке состоит в симметрии внутренних частей, а также в пропорциональном расположении комнат для большего удобства, избегая при этом дробности деления. А. будет соблюден, если высота здания соответствует длине, если главные части этажа правильно разделены, известной высоты при положенном числе их и т. п. На А. обращается большое внимание в зданиях светской архитектуры, памятниках и т. п. В церковной архитектуре нередко отсутствует А., особенно во внутренности, где часто орнаментация страдает излишеством или бедностью, где чрезвычайная дробность деталей нередко выступает в ущерб общего. В живописи в прежнее время прекрасным ансамблем называли такое расположение сочинения, при котором с первого взгляда рельефно выступают колоритные пятна групп, фигур, архитектуры, возвышая этим интерес сюжета. В сценическом искусстве А. обозначает хорошее исполнение, выразившееся в единодушном содействии, в общем стремлении всех артистов произвести возможно полное впечатление на зрителя. Для полного А. необходимо иметь эстетически образованных артистов, добросовестно относящихся к своему делу. Русским спектаклям очень часто не достает ансамбля, который так заметен на сценах Франции, где сценическое искусство сделалось национальною особенностью. Некоторые труппы немецких артистов сделали в этом отношении в новейшее время большие успехи. -В музыке под А. разумеют соединение инструментов и голосов в исполнении музыкального сочинения. Стройное, точное и согласное исполнение принято называть хорошим ансамблем.
Ансельм Кентерберийский
Ансельм Кентерберийский-философ-схоластик, род. в Аосте, в Пьемонте, в 1033 г. Поступил в монастырь в 1060 г, по желанию благочестивой матери своей Эрменберги, в 1073 сделался настоятелем (приором) и схоластиком, в 1078-аббатом нормандского монастыря Бек, куда привлекла его слава знаменитого Ланфранка, а в 1093 г в качестве его преемника сделался епископом кентерберийским в Англии. Его считают первым схоластиком. Несмотря на то, что исходной точкою для него была Библия и учение бл. Августина, что он держался в пределах католицизма и проникнут был убеждением, что вера должна предшествовать познанию и сама по себе исключает всякое сомнение, тем не менее, он требовал, чтобы от веры переходили к познанию. В этом заключается его главное значение, как догматика. Так наз. «онтологическое» доказательство бытия Божия из понятая о Божестве, А. выводит в сочинении «Proslogium» (обращение к своему духу), между тем как в «Monologium» он выводит бытие Божие из случайности конечного, а Троицу из простых оснований разума. Оба эти сочинения, содержащие наиболее существенную часть его учения, были изданы в новейшее время Гаасом (в виде первого тома «Sancti Anselmi opuscula selecta» Тюбинген, 1863 г.). Другие два сочинения Ансельма – «De concordia praescientiae etpredestinationis» и «Cur Deus homo» изданы были Леммером (Берлин, 1857 г.) и на немецком языке (Ширлицем, Кведлинб., 1861 г.) и замечательны тем, что в первом он дает догматическое основание учению о предопределении, а во втором-христологическому учению об искуплении. Относительно его церковной деятельности замечателен факт энергической борьбы с Вильгельмом Рыжим и Генрихом Х Английским из-за инвеституры. Твердо отстаивая воззрения Григория VII, А. дважды принужден был покидать Англию. Только при преемнике его, Пасхалие II, в 1107 г. пришли к соглашению. А. умер 21 апреля 1109 года. В этот день празднуется католиками его память. Папа Климент XI в 1720 г. причислил его к ряду католических вероучителей. Лучшее издание его сочинений сделано было Жербероном (2 т. Париж, 1675; новое издание 1721. и в Венеции, 1744); ср. Франка, «А. von Canterbury, eine kirchenhistorische Moaographie» (Тюбинген, 1842); Гассе, «A. von Canterbury», (Лейпциг, 2 т., 1843-1852); Peмюза, «Saint Anseime de Canterbery» (Пар., 1854; 2 изд., 1868); Чёрча, «Saint Anseime» Лондон, 1870).
Антаблеман
Антаблеман (entablement)-венчание колонн; верхние выдающиеся над колоннами части – архитрав, фриз и карниз.
Антагонизм
Антагонизм (греч., т. е. противодействие)-означает действие тех приспособлений в живом организме, в силу которых деятельность одного органа идет на перерез деятельности другого и даже более или менее совершенно подавляет ее. Всего резче это бывает выражено в мышечной системе, где некоторые мышцы прямо противодействуют одна другой и потому называются антагонистами. Так, сгибающие мышцы сгибают член, а разгибающие снова выпрямляют его. Иногда это противодействие достигается при помощи простого механического приспособления, как напр. на раковинах, где смыкание створок производится деятельностью произвольных мышц, тогда как раскрывание происходить в силу эластичности тяжа, действующего на подобие пружины. В нервной системе явный пример А. дают нам т. н. задерживающие нервы. Так, симпатический нерв ускоряет, а блуждающий (nervus vagus) замедляет удары сердца-и тот же результат получается при раздражении тех отделов спинного и продолговатого мозга, от которых отходят упомянутые нервы. Надо думать, что подобным же влиянием на центральные части нервной системы обусловливается и антагонистическое действие некоторых ядов, взаимно уничтожающих друг друга. Так, сердце лягушки, остановившееся от действия грибного яда (мускарина), снова начинает биться, если впрыснуть ей под кожу атропин. Но зато понятие А. неправильно применяется к таким случаям, когда напр. деятельность одного органа уменьшается вследствие усиленной деятельности другого. Так напр., нельзя говорить об А. между слизистой оболочкой кишок и кожей или между кожей и почками на том основании, что когда один из этих органов вырабатывает увеличенное отделение, другой уменьшает свою деятельность. Точно также, если, усиливая кровообращение в коже, мы в состоянии уменьшать существующие приливы крови к внутренним органам, то это вовсе не значит, что между последними и кожей существует А. Во всех этих примерах мы имеем перед собою простой перенос определенного количества деятельности с одного органа на другой. Столь же неправильно, наконец, говорить об А. в применении к таким нервным состояниям, которые почти целиком наполняют собою сознание, напр., когда в глубоком раздумии или при сильных аффектах и т. д. человек не чувствует боли или задерживает известные движения.
В отношениях между людьми А. означает борьбу, противодействие. Антей-по греческой мифологии сын Посейдона и Геи (богини земли), либийский великан, который насильно заставлял всякого приходившего с чужой земли, вступать с ним в единоборство, побеждал его, почерпая новые силы при каждом прикосновении к своей матери земле, и лишал жизни. Наконец, он был убит Геркулесом, который поднял его на воздух и продержал в таком положении до тех пор пока не задушил.
Анти...
Анти... Ант... (от греч. предлога anti, т. е. против, вопреки, насупротив, пред)– частица речи, нередко употребляемая в сложных иностранных словах, частью латинского или романского, частью же греческого происхождения. В первом случае она соответствует немецкому vor, voraus; наприм. антишамбр (Vorzimmer), антиципация (Voruusnahme) и т. д.; во втором-употребляется в научном языке во избежание слишком длинных описаний. Сложные слова с частицею анти, частью географические названия, означающие находящийся насупротив чего-нибудь лежащий пункт, напр. Антипарос, лежащий насупротив Пароса, Ливан и Антиливан, Тавр и Антитавр, арктический и антарктический и т. д., частью медицинские названия целебных средств, противодействующих болезни: напр. антиметический, антиэпилептический, антигидронический, то есть средства. противодействующие рвоте; эпилепсии, водяной; частью слова из области богословия, философии, политики, означающая противоположное мнение противника или противной партии, наприм. антикритика, антихрист, антигоббес, антимаккиавелль, антитринитарий, антиномист, антимонархист, антисемит и т. д.; частью грамматические, метрические и риторические названия форм, стоящих в обратном отношении друг к другу, напр. антиптозис, антибахий, антиспаст (анапест), антидепс, антиметабола и т. д.
Антигона
Антигона – дочь фивского царя Эдипа, и Иокасты, оказавшейся неведомо для него родной его матерью, была сестрой Этеокла, Полиника и Исмены. А. сопровождала отца в его добровольном изгнании в Колон, город Аттики, а по смерти его вернулась в Фивы. Здесь она предала земле тело Полиника, погибшего в походе семи против Фив, и оставшегося не похороненным вследствие запрещения Креона, нового властителя Фив. За это нарушение его запрета Креон осудил А. на погребение заживо. Приговор этот привел в отчаяние жениха ее, Гемона, сына Креона, и он умертвил себя. А. представляет собой идеал любви к родителям в благородного самоотвержения при исполнении своего долга по отношению к брату, самоотвержения, которое и привело ее к трагической смерти. Такой она и является в двух трагедиях Софокла: «Эдип в Колоне» и «Антигона», которые обессмертили ее имя. «Антигона» переведена на русский язык Водовозовым (Спб., 1884). – А. называлась также дочь Экриэтона, внука властителя мирмидонян, Актора, и супруга Пелея. Получив от жены Акаста, Астидемеи, влюбившейся в Пелея и им отвергнутой, ложное известие, будто Пелей женился на Стеропе, дочери Акаста, А. повесилась. -имя А. носила еще, по преданы, сестра Приама, дочь Лаомедонта. Она была превращена Герой в аиста в наказание за то, что осмеливалась считать себя по красоте равной ей.
Антикварий
Антикварий (лат. Antiquarins) – назывался у римлян ученый, охотно употреблявший в своей речи и писаниях старинные обороты и формы (архаизмы). С возрождением классических наук А. сделался названием ученого, занимающегося исследованием древностей, преимущественно старых памятников искусства. Во Франции, Англии и у нас в России А. значит тоже, что знаток древностей и археодор, в Италии же он, кроме того, означает еще и чичероне тогда как в Германии под А. разумеют теперь преимущественно торговца старыми и подержанными книгами. Торговля антикварными вещами, как самостоятельная отрасль, существовала еще в XVII, но вполне развилась только во второй половине XVIII ст. Главным образом она занимается покупкой и продажей старых книг, уже бывших в употреблении. Так как достоинство старого сочинения определяется его большей или меньшей редкостью, степенью целости, формой переплета и рукописных заметок, то для особенно редких и ценных изданий в антикварных каталогах печатаются всякого рода библиографические сведения. Многие А. выработали себе даже определенные специальности и торгуют только книгами, относящимися к этой специальности. Принятые в книгопродавческом деле условия кредита не применяются в антикварной торговле; тут покупка и продажа совершаются за наличные. Некоторые А. ведут, кроме того, торговлю автографами, для которых в Париже издается даже особый орган; другие торгуют предметами искусства, гравюрами, политипажами, чертежами и т. д. За последнее время возникла еще одна отрасль книжной торговли под названием «новейший антиквариат». Закупаются большие партии новых или старых книг или остатки не распроданного издания и таким образом получается возможность сбавлять цену с книги.
Антиномия
Антиномия (греч.)-так называется, собственно, противоречие двух законов. Слово это, как философский термин, впервые введено Кантом. Он объясняет А. как противоречие, в которое теоретический разум (Vernunft) впадает сам с собою, или собственно с рассудком (Verstand), когда он идею абсолютного относит к миру, как совокупности всех явлений. Отсюда, именно, являются противоречивые законы и мнимо основательные теории, ведущие к принятию положений или не удовлетворяющих беспредельным требованиям нашего разума, или непостижимых для нашего рассудка. А. обнимают следующие вопросы, конечны ли или бесконечны– вселенная, пространство, время? имеются ли неделимые атомы, или материя может делиться до бесконечности ? Существует ли только необходимость в природе, или возможна также свободная случайность? Находится ли во вселенной или вне ее необходимая сущность или нет? Так как А. в данном случае состоит в том, что можно привести одинаковое число доказательств, как в пользу утвердительного так и отрицательного ответа на эти вопросы, то разрушение А. необходимо приводить к выводу, что человеческое познание в последних встречает преграду, которой ни перешагнуть, ни победить не может. По Канту мы знаем о пространстве, времени, материи, причине и т. д. только как о явлениях (феноменах), но ничего не знаем: каковы они сами в себе (нумены). Поэтому мы должны отказаться от догматического изучения этих вопросов; идея абсолютного и бесконечного имеет только значение регулирующего принципа, т. е. она сама не служит источником расширения знания, а только руководящею нитью для все более и более прогрессирующего расширения знания.
Антиподы
Антиподы или противоножные-жители земного шара; обитающие на двух диаметрально противоположных пунктах земли и, следовательно, обращенные друг к другу ногами. А. живут под одинаковыми, но в разном направлении от экватора географическими широтами, тогда как долготы их различаются на 180°. Соответственно этому, времена года, времена дня и продолжительность его у них противоположны, так что средина лета соответствует у А. средине зимы, а полдень-полуночи. Шарообразный вид земли очень скоро привел к представлению об А. и учение о них признавалось уже философами до Цицерона, именно стоиками. Но отцы церкви нашли в этом учении противоречие с Библией и в VIII ст. дело дошло до того, что подвергался отлучению от церкви всякий, кто открыто разделял учение об А. Только после того, как кругосветные плавания доказали несомненность учения о шарообразной форме земли, существование А. получило право гражданства. С А. не нужно смешивать название antoeci, противожители, под которыми разумеют тех жителей земного шара, которые обитают под одним и тем же меридианом, но на противоположных сторонах экватора. У них времена года и продолжительность дня противоположны, но времена дня одинаковы. Чтобы найти наших противожителей, достаточно провести от данного меридиана прямую линию чрез земной шар. Если напр. такую линию провести от полуострова Морей, то она пересечет южный край Капской Земли в Африке, обитатели которой, следовательно, будут противожителями мореотов. Есть еще третье понятие реriоеci, окольные жители, под которыми разумеют обитателей одного и того же полушария и одной и той же географической широты, но разъединенных между собою на 180° долготы. У них времена года одни и те же, но времена дня противоположны, т. е. у одних полдень бывает в то время, когда у других полночь. Так напр. окольные жители северной Германии находятся на Алеутских островах.
Антисептика
Антисептика (Antiseptica, греч.)-противогнилостные средства, означает в медицине те вещества, которыми надеются предупредить процессы разложения на поверхности открытых ран, напр. в ранах, образующихся после больших операций или ушибов, или задержать уже начавшиеся изменения в крови. Пока причина гниения не была известна единственными средствами к предупреждению процессов разложения служили холод, металлические соли, креозот и т. п. На основании высказанного ГейЛюссаком мнения, что гниение обусловливается доступом кислорода, явилась надежда, что устранением кислорода удастся устранить и гниение. Но Пастер доказал, что настоящими возбудителями гниения является не кислород, а единственно плавающие в воздухе мельчайшие частички (зародыши, мелкие организмы). Этот взгляд, подтвержденный многочисленными опытами, приобрел себе множество приверженцев и с блестящим успехом был применен Листером в хирургической практике. Листер первый стал употреблять при операциях так называемый карболовый туман, который производится при помощи особого пульверизирующего прибора и служит для уничтожения вредных свойств гнилостных возбудителей, прежде чем они попадут на рану. Пульверизация карболовой кислоты прекращалось только после наложения пропитанной той же кислотой повязки, которая, с своей стороны, доставляла защиту против зародышей. Этот первоначальный способ Листера подвергся с течением времени разнообразным видоизменениям и доведен теперь до такого совершенства, что случаи смерти от гнилостного заражения раны считаются чуть ли не позором для той клиники, где такое несчастие произошло. Способ Листера значительно расширил самую область операций, и современный хирурга, под защитой антисептики, смело оперируют на таких местах, который прежде считались заповедными. Вместо карбол. кислоты, обладающей неприятным запахом, в настоящее время употребляются салициловая кислота, бензойная и борная кислоты, тимол, уксуснокислый глинозем, сулема, Йодоформ и многие другие вещества, принадлежащие преимущественно к так назыв. в химии ароматическому ряду. Сфера применения антисептических средств не ограничивается одной хирургией. Успехи современной бактериологии, особенно в том направлении, которое сообщено ей гениальными исследованиями Пастера, заставляют надеяться, что они сослужат еще великую службу человечеству в деле избавления его от самых страшных, именно инфекционных болезней.
Антитеза
Антитеза (греч.)-буквально противоположение, означает в риторике фигуру, заключающаяся в сопоставлении двух противоположных, но связанных между собою общей точкой зрения, представлений. Напр., в мирное время сын хоронит отца, в военное– отец сына.
Антихрист
Антихрист – Представление об антихристе возникло еще в первые времена христианства, как понятие о посланном дьяволом лице, которое должно появиться незадолго до второго пришествия Христа на землю и сосредоточить все зло, существующее на земле для борьбы против Христианской церкви. В конце концов этот посланник сатаны будет побежден вновь явившимся на землю Христом. Представление об А. возникло не на еврейской, а на христианской почве, но прообразы его были и в ветхозаветной церкви, напр. в лице нечестивого Антиоха Эпифана, царя четвертой сирийско-македонской династии, стремившегося склонить Иудеев к язычеству и водворить «мерзость запустения» (Дан. IX, 27; XI, 31; ср. Матф. XXIV, 15). Предсказание о нем усматривается в пророчестве о Гоге и Магоге(Иезек., ХХХVIII, 2; XXXIX, 1; ср. «Откровение Иоанна» XX, 8). По учению апостола Павла это будет человек греха, но будет выдавать себя за Христа, за самого Бога (2-е к Фесс. II, 3 и след.). Вследствие кровавых преследований христиан в Риме в царствование Нерона, христиане привыкли смотреть на Римскую империю, в которой еще евреи видели четвертое всемирное царство, о котором говорил Даниил, как на сосредоточие всех враждебных Христу сил, а в Нероне видели олицетворение А. Сохранившееся до V века сказание повествует, что Нерон не умер и снова придет бороться против царства Мессии.
Начиная с ХIII века в партиях и сектах, отложившихся от папы, принято было усматривать А. в лице папы и римской иерархии. Это замечается уже во время Гогенштауфенов, Людовика Баварского, Оккэма, Виклефа, чешского реформатора Янова и других. Воззрение на папу как на А. символически перешло и в учение лютеран. В греко-восточной церкви с XV века считали А. сарацино-турецкое господство Мохаммеда, и в 1213 г. даже папу Инокентия III. Пришествие А. ожидалось в 1000 г., при начале Крестовых походов, при появлении чумы или черной смерти, голода и других бедствий в XIV веке. А. видели затем в Наполеоне I в 1805 г. и в 1848 и 49 г. его усматривали в личностях тогдашних революционных деятелей. Наконец звериное число 666 приурочивалось и к Наполеону III. Еще Роджер Бэкон (умерший в 1294 г.), недавно Бенгель и Генстенберг, нашедшие число 1836, стирались подобно современным ирвингианцам, вычислить на основании Апокалипсиса точное время пришествия А. У евреев позднейших времен также встречается представление об А., обозначаемом под именем Армиллия (т. е. губителя народов), как о чудовищном гиганте, рыжем, плешивом, 12 фут. росту и 12 же фут. толщины.
Антология
Антология (греч., т. е. цветослов, лат. florilegium)– служит обыкновенно заглавием сочинения, представляющего сборник избранных статей, стихов, изречений или афоризмов. Уже в древности составлялись такие сборники, особенно, маленьких, по большей части эпиграфических стихотворений различных авторов; из числа таких А. более всех известна греческая. Первый составитель такого сборника был Мелеагр из Гадары в Сирии около 60 г. до Р. X.; потом на этом поприще известны: Филипп из Фессалоники, вероятно во времена Траяна, Диогениан из Гераклеи, Стратон из Сард (оба последние жили при Адриане) и в VI в. после Р. X. Агафий. Но все эти древние сборники, которые, впрочем, носили разнообразные заглавия, не дошли до нас. Мы имеем только два более поздние сборника: один, составленный в Х в. Константином Кефалом, который пользовался своими предшественниками, в особенности Агафием; второй-Максимом Планудом в XIV в., константинопольским монахом, который вообще своим выбором из Антологии Кефала обнаружил совершенное отсутствие вкуса, но с другой стороны присовокупил известное число любопытных эпиграмм, относящихся в особенности к произведениям искусства. Последний сборник издан был впервые ученым греком Иоанном Ласкарисом, во Флоренции 1494, и был еще потом несколько раз перепечатан, напр., в Венеции 1503 г. и во Флоренции 1519 г. Из всех до сих пор упомянутых сборников исключительно последний был известен долгое время, и только Генрих Степан выпустил издание в Париже 1566 года, пополненное и из других источников и перепечатывавшееся впоследствии много раз. Известно еще издание с латинским метрическим переводом Гуго Гропия, начатое деБошем и оконченное Леннепом (5 т., Утрехт, 1795-1822). Между тем Салмазий нашел 1606 в гейдельбергской библиотеке единственный уцелевший список Анз. Константина Кефала, сравнил его со списком Плануда и выписал из него все поэмы, которых у Плануда не было. Однако, обещанное им издание не явилось в свет, равным образом, как и издание, предпринятое д'Орвилдем. Гейдельбергская рукопись в Тридцатилетнюю войну была перенесена в Рим, оттуда во времена революционных войн в Париж и, наконец; в 1816 г. возвратилась в Гейдельберг. В это время несколько раз выдержки из ее. Салмазия и Сильбурга, являлись в печати во всем своем объеме или в отрывках под заглавием: «Anthologia inedita». Весь материал увеличенный отрывками древнейших писателей, идиллиями буколических поэтов, гимнами Калимаха и эпиграммами, найденными в надписях и других сочинениях, издан Брункол в «Analecta veterum poetarum Graecorum» (3 т., Страсб.; 1776) и потом, но с некоторыми пропусками. Якобсом в его «Anthologia Graeca sive poetarum Graecorum lusus ex recensione Brunckii» с объяснениями (13 т., Лейпц., 1794-1814). Затем Якобс приготовил второе издание на основании копии, сделанной в Риме 1776, из пфальцской рукописи; в основание этого издания вошла рукопись Ант. Константина Кефала, к которой присоединены эпиграммы, найденные у Плануда и в других источниках: «Anthologia Graeca ad fideni codicis olim Palatini none Pamini ex apographo Gothano edita» (3 тома, Лейпциг, 1813-17). Валькер присовокупил сюда два дополнения из различных источников в «Sylloge epigrammatum Graecoruni» (Бонн, 1828-29). Новое издание по подобному плану с латинским переводом и комментариями Дюбнера (умершего до окончания второго тома) появилось в Париже (т. 1 и 2, 1864-72). Переводили также на немецкий язык некоторые избранные отрывки: Штольберг, Фосс, Конц, в особенности же Гердер в своих «Zerstreute Blatter» (ч. 1 и 2) и Якобс в «Lebenund Kunst der Alten»(2 т., Гота, 1824); в новейшее время Регис (Штутгарт, 1856). Полный перевод предпринят был Вебером и Тудихумом (Штутг., 1838 и след.).
Мы не имеем ни одной древней римской А.; только более поздние писатели стали составлять сборники на подобие греческих; они черпали материал из одного большого сборника, относящегося к VI в. после Р. X., или же выбирали разбросанный в рукописных сочинениях и надписях. Первым таким составителем был Скалигер, издавший «Catalecta veterum poetarum» (Лейд., 1573); к этому сборнику примкнули: т. н. «Priapeia» и изданные Питеем в Париже 1590 г. «Epigrammata et poemata vetera ex codicibus et lapidibus collecta». Этими изданиями пользовался Петр Бурман Младший для своей «Anthologia veterum Latmorum epigraininatuia et poematum» (2 тома, Амстердам, 1759-73 которая заключает в себе 1544 отдельных стихотворений и во второй раз пополненная и исправленная издана Майером (2 т., Лейпциг 1835). В 1869 г. было предпринято Ризом новое критическое издание, из которого многое было исключено.
Литературы восточных культурных народов весьма богаты подобными сборниками, в которых или сгруппированы по отдельным предметами извлечения из лучших поэтов, или же выдержки из стихотворений одного поэта; к ним часто присоединены биографические заметки. изложенные в хронологическом порядке, по национальностям. Древнейшую известную А. имеют китайцы в книге Ши-кинг, которая принадлежит к каноническим книгам и авторство ее приписывается Конфуцию. Санскритская литература имеет сравнительно только немногие антологические сборники. Зато богаче в этом отношении арабская литература, от которой обычай составлять антологии перешел в персидскую литературу; персидские же многочисленные и часто очень обширные сборники, называющиеся «Tedskireh», послужили образцом для тюркских, османских и мусульмано-индусских сборников.
Многочисленные сборники избранных отрывков из произведений поэтов или других писателей, которые являются во всех европейских странах, носят тоже часто название А.; их цель обыкновенно педагогического и популярно исторического характера и поэтому они имеют весьма малое литературное значение. А. весьма сходна хрестоматия.
Теги: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Просмотров: 25 | Добавил: creditor | Теги: Энциклопедический словарь Брокгауза | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close