Главная » Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
17:59
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Лиственница (Larix) - род растений из семейства елевых. Высокие

деревья с мягкими опадающими хвоями. На длинных, верхушечных побегах

сидят поодиночке, на боковых, чрезвычайно коротких, пучками. Мужские и

женские цветы сидят часто на одном и том же побеге, плодотворная пыль

без придатков, плодовые шишки небольшие, созревающие в первый год. Сюда

относится до 8 видов, из которых некоторые крайне близки, так что и до

сих пор существует разногласие на счет того, составляют ли они отдельные

виды, или только разновидности одного и того же вида. Таковы: L.

europaea DC, L. sibirica Led., L. dahurica Turz. Эти деревья

действительно отличаются между собой весьма слабыми признаками. Однако

же, европейская Л. чувствительнее к холодам, чем остальные 2. С другой

стороны, сибирская Л. плохо выдерживает весенние морозы даже в Германии,

что зависит, вероятно, оттого, что в Сибири она гораздо позже идет в

сок, чем в Германии, где ее застигают весенние морозы, когда она в

полном соку. Л. достигает глубокой старости и огромного роста - до 30 м.

У нас сибирская Л. распространена в северо-восточной России, простираясь

на запад несколько за р. Онегу, но отклоняясь затем до севера

Нижегородской губ., откуда ее предел становится южным и направляется к

Уральским горам, но за Пермью вдруг поворачивает к северу до широты

приблизительно 62°. В Уральских горах она идет далее на юг (до 53° с.

ш.) и, перейдя в Сибирь, подымается постепенно к северу и образует там

крайний предел лесной растительности. Миддендорф нашел рощу корявых и

низких Л. в Таймырском крае, почти под 72° с. ш. Вообще в Сибири это

одно из самых распространенных деревьев, где она образует сама по себе

сплошные леса или в смеси с сосной и другими деревьями. В западной

Сибири это настоящая сибирская, в восточной - даурская Л. На западе Л.

растет в Карпатах и в Альпах. Она дает обильную смолу, известную в

продаже под именем венецианского терпентина. Для этого проделывают в

стволах отверстия шириной в 3 см., доходящие до самой сердцевины.

Снаружи отверстие затыкается. Осенью того же года, или в следующий год,

собравшийся в отверстии терпентин выгребается железными ложками. Каждый

такой канал дает до 1/4 кг. терпентина без вреда для дерева. В России не

занимаются добыванием смолы из Л. вероятно потому, что Л. вообще было

запрещено употреблять в дело частным лицам, так как она предназначалась

исключительно для казенных, корабельных сооружений, хотя по имеющимся

исследованиям смола сибирской Л. не отличается от смолы европейской. Из

пней Л., остающихся от пожаров или порубки, вытекает особого рода

смолистая камедь, называемая серой. Это светло-красноватая, легко

распускающаяся в воде, сладковатая на вкус и отзывающаяся смолой масса.

Ее добывают в большом количестве, продают на базарах северо-восточных

городов, даже в Оренбурге. Серу эту жуют не только простолюдины, но и

вообще жители лесной восточной России и Сибири. Жевание лиственничной

серы, как говорят, очищает рот, предохраняет зубы от порчи и служит

противоцинготным средством. Лиственничный лес справедливо считается

отличным строительным материалом. Он противостоит гнили несравненно

лучше соснового и елового; лучшие деревянные постройки в Сибири

возводятся из этого леса. Во время цветения Л., что случается весной,

она выделяет несметное количество плодотворной пыли, которая в ветреную

погоду переносится облачками на большие расстояния и, падая на землю,

прикрывает ее как бы серным дождем. Такое явление наблюдается нередко

около Иркутска. В Северной Америке есть свои виды Л., из которых

некоторые близки к европейской, таковы: L. microcarpa Lamb., L. Lyallei

Parl., а в Гималаях, на высоте от 8 до 12 фт. - L. Griffitii Hook.

А. Б.

Листер (Joseph Lister) - знаменитый англ. хирург, с именем которого

связана новая эра в истории хирургии. Л., несомненно, принадлежит к

числу величайших благодетелей человечества. Род. в 1827 г.; в 1852 г. -

бакалавр медицины; в 1855 г. ? член королевской коллегии хирургов.

Вскоре после того? профессор хирургии в Эдинбурге, где скоро приобрел

своими исследованиями и как оператор выдающееся положение среди англ.

хирургов. В 1877 г. - проф. хирургии в Kings College в Лондоне. В 1884

г. ? баронет. Он обнародовал много замечательных трудов, из которых

главнейшие "Minute structure of the involentary muscul. fibre" (1857),

"Early stages of inflammat." (в "Philosophic. Transactions", 1859), "The

germ theory of fermentative changes" (1875), "Lactic fermentations and

its bearings on pathology" (1878), "Lecture on coagulation of the blood"

и пр. Л. первый применил гениальные открытия Пастера к лечению ран и

выработал систематический метод производства операций и ухода за ранами,

с целью устранения возможности проникания на поверхность их вредных

микроорганизмов (антисептика). Благодаря введенным им мерам самой

тщательной и всесторонней дезинфекции, не только оказалось возможным

производить такие операции, о которых ранее не мечтали, как, напр., в

брюшной, грудной и даже черепной полостях, оперировать над такими

органами как почки, печень, селезенка, мозг и др., но и

послеоперационное время протекало чрезвычайно благоприятно и

выздоровление наступало в короткий срок. В настоящее время сложные

приемы первоначальной листеризации крайне упростились, что позволяет

производство крупных операций даже в земских сельских лечебницах.

Наконец, как дальнейшее развитие идей Л. явилось асептическое

производство операций, при котором хирург пользуется уже обеспложенными,

т. е. свободными от бактерий и спор их, инструментами, перевязочными

предметами (обеспложенная, стерилизованная вода, перевязочные средства и

пр.).

Г. М. Г.

Лисянский (Юрий Федорович, 1784 - 1837) - путешественник.

Воспитывался в морском корпусе, вместе с И. Ф. Крузенштерном, с которым

(и отчасти отдельно) совершил кругосветное плавание, описанное им в

интересном, указывающем на недюжинную наблюдательность и снабженном

хорошим атласом "Путешествии вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 гг."

(СПб., 1812). Эту книгу сам Л. перевел на англ. язык: "A voyage round

the World" (Лонд., 1814). Кроме того, Л. перевел: "Движение флотов"

(СПб., 1803), Клерка.

Литавра, литавры (timpani - ит., Pauken - нем., timbales - фр.) -

ударный инструмент, состоящий из металлического полушария и

металлического обруча с кожей, которая, с помощью винтов, растягивается

в большей или меньшей степени. Чем более кожа натянута, тем звук выше, и

наоборот. По коже ударяют палочками с наконечником из дерева, буйволовой

кожи, пробки, губки или войлока. Л., покрытые полотном или сукном, дают

глухой звук (timpani coperti). В оркестре применяются преимущественно

две Л.; большая и малая. Каждая Л., настроенная в известном тоне, может

издавать при ударе только один звук. Звуки Л. обозначаются нотами в

басовом ключе. Вследствие различных степеней натягивания кожи на большой

Л., она может издавать звуки хроматической гаммы от фа в большой октаве

до до в малой, а на малой Л. - от си бемоль в большой октаве до фа

включительно в малой октаве. В больших оркестрах применяются три Л.: две

малые и одна большая, реже - одна малая и две большие. У Мейербера в

"Роберте", во втором действии, применены четыре Л.: две большие в две

малые. Большим количеством Л. пользовался в своих сочинениях Берлиоз. По

двум Л. ударяют большей частью попеременно, гораздо реже

- одновременно. Перестраивание Л. в настоящее время облегчено

вследствие замены винтов механизмом, перестраивающим Л. моментально.

Скорость переменных ударов на Л. может быть весьма большая (tremolo).

Оттенки, от самых сильных до самых слабых, вполне доступны. Чем звук

ниже, тем он полновеснее и продолжительнее, чем выше, тем короче и

легче. Л. введены в оркестр при Люлли (во второй половине XVII

столетия). Они составляют необходимую принадлежность каждого

симфонического оркестра; применяются и в военных оркестрах,

преимущественно кавалерийских.

Н. С.

Литий (Li, ат. вес 7) - был открыт Арфведсоном в 1817 г. при анализе

минерала петалита, затем он был найден им в лепидолите и во многих

других минералах. Арфведсон указал на сходство Л. со щелочными металлами

и назвал его Л. (от luJoV

- камень) в знак того, что этот элемент он встретил впервые в

минеральном царстве. Подобно калию и натрию, Li имеет обширное

распространение в природе, но встречается в небольших количествах.

Наиболее богатые минералы содержат не более 9 - 10% окиси Л. Li2O, напр.

в монтебразите (фосфорно-кислая соль Л. и алюминия) ее находится до

9,8%, в трифилине (фосфорно-кислая соль железа, марганца и Л.) от 3,4%

до 7,7%, в силикатах: криофиллите ? до 4, 1%, в лепидолите ? от 1,3% до

5,7% и пр. Л. найден в некоторых метеоритах, в морской воде, во многих

реках и минеральных источниках, напр. в Карлсбаде, Mapиeнбаде,

Баден-Бадене и пр., в некоторых растениях, напр. в табаке и пр.

Металлический Li в свободном состоянии в природе не встречается подобно

калию и натрию. Несмотря на все попытки, Арфведсону не удалось его

выделить. В первый раз он был получен Брандесом при действии

гальванического тока на окись, но Л. получилось так мало, что нельзя

было изучить его свойств; только в 1855 г. Бунзену и Матиссену удалось

получить его в достаточном количестве при электролизе хлористого Л.,

LiCl. Эта соль плавилась в фарфоровом тигле на горелке и через нее

пропускался ток от 5 - 6 элементов Бунзена. Положительным электродом

служила палочка кокса, а отрицательным - тонкая железная проволока. На

ней выделялся Li в виде небольших шариков. Так как при этом теряется

много хлористого Л., который разбрызгивается во все стороны, то Трост

предложил следующий простой способ. Берут высокий чугунный тигель с

крышкой хорошо пригнанной. В ней два отверстия. В одно проходит

отрицательный электрод, а в другое ? металлическая трубка, доходящая до

половины тигля; сюда вставляют фарфоровую трубочку, через которую уже и

пропускают положительный электрод. При получении Li температура не

должна быть высока, так как, по Гюнцу, образовавшийся Li может

действовать на LiCl, давая Li2Cl. Чтоб понизить температуру плавления

LiCl, Гюнц смешивает его с KCl в эквивалентном количестве. Но тогда

получается Li с содержанием калия. Что касается получения Li химическим

путем, подобно, напр., калию или натрию, то результаты получаются

неудовлетворительные. Ни углекислая соль Л., ни водная окись не

восстановляются до металла, напр. с углем или железом; углелитиева соль

с магнием дает Li, но реакция идет очень бурно, и Li получается с

магнием. Li ? металл серебристого цвета, более твердый, чем калий и

натрий, но мягче свинца, тянется в проволоку менее прочную, чем

свинцовая. Уд. вес около 0,59, так что он легче всех известных твердых

тел. Л. плавится около 180°; не летит при красном калении. Теплоемкость

по Реньо 0,9408 (от 27° до 100°); электропроводность 19 при 20° (для

Ag=100). Спектр Li характеризуется ярко красной линией Lia. По Бунзену -

достаточно 0,000009 мгр. хлористого Л., чтобы эта линия выступила с

ясностью. В сухом воздухе или кислороде при обыкновенной температуре или

при нагревании до 180° он не изменяется; при 200° же воспламеняется и

горит ослепительно ярким светом. Л. разлагает воду при обыкновенной

температуре, но при этом он не воспламеняется подобно, напр., натрию. Во

влажном воздухе цвет его темнеет. Брошенный в азотную кислоту, он

воспламеняется. При нагревании он горит в углекислоте, восстановляет

кремнезем и пр. Л. прямо соединяется с хлором, бромом, йoдом, с серой,

фосфором, азотом. Из кислот соляной, слабой серной выделяет водород;

крепкая HJO4 на него мало действует; с металлами он образует

многочисленные сплавы. Соединения Л. Li принадлежит к одноатомным

элементам и дает соединения вида LiX (где Х ? одноатомный элемент или

группа). По характеру своих соединений Li занимает среднее место между

типичными щелочными металлами и щелочно-земными; из последних в

особенности он схож с магнием. Так, напр., водная окись Л. LiHO подобно

едкому натрию или калию хорошо растворима в воде, углекислая же соль

Li2CO3, как и для кальция, стронция, бария или магния, мало растворима;

сернокислая соль Li2SO4 хорошо растворима, а фосфорно-кислая Li3PO4

плохо и пр. LiHO при накаливании не дает окиси Li2O как NaHO или КНО, но

LiNO3, подобно азотно-кислым солям магния, кальция и пр., дает Li2O, а

не LiNO2 и пр. С кислородом Л. дает два соединения: окись Li2O и

перекись. Окись Li2O получается при горении Л. в кислороде, при

прокаливании азотно-кислого Л. LiNO3 или при накаливании смеси

углекислого Л. Li2СО3 с углем. Li2O ? вещество белого цвета, чрезвычайно

прочное: при накаливании с углем, железом, калием оно не разлагается;

водород не восстановляет его. Li2O при накаливании не действует на

платину в противоположность щелочам. В воде она медленно растворяется с

выделением небольшого количества тепла и дает резко щелочной раствор;

при этом образуется водная окись LiHO. При выпаривании раствора окиси Л.

в пустоте образуется кристаллический гидрат LiHO+H2O. На воздухе LiHO

притягивает воду; в горячей воде она также растворима как и в холодной,

не растворяется в смеси спирта с эфиром. Плавится ниже красного каления,

и прокаливанием нельзя получить из нее безводную окись Li2O. Перекись Л.

образуется в некотором количестве при горении Л. в кислороде; при

прокаливании Li2KO или Li2CO3 на воздухе. Она появляется здесь в виде

желтого налета. Ей приписывается отчасти разъедание платины при

накаливании Li2O. Хлористый Л. LiCl получается при действии хлора на Li,

соляной кислоты на LiHO или Li2CO3 и пр. LiCl очень гигроскопичен; на

воздухе он расплывается, в воде хорошо растворяется; 100 ч. воды, напр.,

при 0° растворяют 63,7 ч. его, при 80°

- 115 ч. и пр. При выпаривании (при нагревании) растворов его

происходит отчасти разложение с выделением LiHO и НСl, как для MgCl2.

При выпаривании над серной кислотой получается гидрат LiCl+2H2O;

известна и LiCl+H2O. LiCl растворим также в спирту. При красном калении

LiCl плавится, при этом кислород воздуха частью разлагает его с

выделением хлора и образованием окиси Л. или хлорокиси. Летучесть LiCl

при накаливании больше NaCl и меньше КСl. Подобно другим хлористым

соединениям щелочных металлов, LiCl дает двойное соединение с хлорной

платиной Li2PtCl6 + 6Н2О. Оно растворимо в воде, в спирте и в смеси

спирта с эфиром. Гюнц указывает на существование Li2Cl. Бромистый и

йодистый Л. LiBr, LiJ получаются при разложении углекислого Л. Li2CO3

бромисто-водородной и йодистоводородной кислотами. Эти соли также очень

гигроскопичны и также отчасти разлагаются водой и кислородом как и LiCl.

Из них Lis наиболее растворим, за ним идет LiBr, и LiCl. Напр., 100 ч.

воды растворяют при 0° LiJ - 151 ч., а LiBr - 143 ч. Фтористый Л.

приготовляется тоже из LiCO2, в воде он мало растворим, с НF дает

соединение LiFHF. Известны соли Л., отвечающие хлорноватой, бромноватой,

йодноватой кислотам. Они очень гигроскопичны.

Углекислый Л. Li2CO3 получается при насыщении pacтвоpa LiHO

углекислотой, при действии на растворимые соли Л. углекислых щелочей и

пр. В последнем случае лучше брать углеаммиачную соль, так как Li2CO3

очень упорно удерживает следы щелочей. Li2CO3 плавится при красном

калении частью разлагаясь (по Тросту до 83%). В воде он мало

растворяется (при обыкновенной темпер. 1 литр растворяет около 12 - 15

грм. соли); при нагревании растворимость уменьшается. В присутствии СО2

растворимость значительно возрастает; напр., в 1 лит. его тогда

растворяется 52, 5 гр. Здесь выступает сходство с углекислыми солями

щелочноземельных металлов. При кипячении Li2CO3 разлагает аммиачные соли

подобно магнию; он растворяет мочевую кислоту и применяется в медицине.

Двууглекислой соли для Li не известно с точностью, хотя, вероятно,

образованием ее и обусловливается большая растворимость Li2CO3 в воде с

СО2.

Азотно-кислый Л. LiNO3 получается растворением Li2CO3 в азотной

кислоте. Он очень гигроскопичен, легко дает пересыщенные растворы. При

испарении растворов LiNO3 при 15° получаются кристаллы изоморфные с

натровой селитрой. LiNO3 растворяется в спирту; при накаливании он

разлагается до Li2O.

Серно-кислый Л., Li2SO4, получается растворением Li2CO3 в H2SO4. В

воде он хорошо растворяется, но с повышением темпер. растворимость

падает; напр., 100 ч. воды при 0° раствор. 35,34 ч., при 20° - 34,36,

при 100° - 29,24. При медленном испарении растворов серно-кислого Л.

получаются кристаллы состава Li2SO4+H2O. Серно-кислый Л. дает двойные

соли с серно-кислым калием, аммонием, но не дает соединений, отвечающих

квасцам. Кислая серно-кислая соль Л. получается при растворении Li2SO4 в

крепкой серной кислоте.

Фосфорно-кислый Л., Li3PO4 получается при осаждении Li2SO4

фосфорно-натриевой солью, в присутствии некоторого количества NaHO и NH3

при нагревании. Он получается в виде кристаллов состава 2Li3PO4 +Н2О. 1

ч. безводной соли требует для растворения 2539 ч. воды или 3920 ч.

аммиачной воды. В слабой соляной и азотной кисл. соль растворяется;

растворимость ее в воде увеличивается в присутствии аммиачных солей, с

которыми она дает двойные соединения и в присутствии СО2. Другие соли

фосфорной кислоты не представляют особого интереса. То же можно сказать

про соли борной и хромовой кисл., которые вообще растворимы в воде.

Сернистый Л. Li2S получается при воcстановлении углем серно-литиевой

соли. Li2S растворяется в воде, дает кислую соль LiHS, известны также

многосернистые соединения Л. С азотом Li соединяется даже при

обыкновенной температуре. Гюнц предложил применять Li для получения

аргона из воздуха. Что касается отделения и количественного определения

Л., то можно сказать следующее. От тяжелых металлов Li отделяется

осаждением последних сероводородом или сернистым аммонием, от кальция,

стронция и бария - пользуясь растворимостью серно-кислого и

щавелевокислого Л., от магния - пользуясь растворимостью водной окиси Л.

Калий отделяется от него благодаря нерастворимости хлороплатинита калия;

что же касается отделения натрия, то пользуются растворимостью в смеси

спирта и эфира LiCl или LiNO3. Для количественного определения

применяется серно-кислая и фосфорно-кислая соль Л. Для полноты остается

сказать несколько слов о способах получения на практике соединений Л. из

природных материалов. Для этой цели служит главным образом лепидолит.

Способов для извлечения оттуда Л. предложено много. Когда дело идет о

приготовлении его в большом количестве, очень удобен способ Треста. 10

ч. измельченного лепидолита смешивают с 10 ч. углекислого бария, 5 ч.

серно-кислого бария и 3 ч. серно-кислого калия. Массу сплавляют в тигле,

при охлаждении она представляет два слоя: верхний образован сернокислыми

солями лития, калия и бария, а нижний состоит из стекла. Так как это

стекло очень трудно плавится, можно дать массе только несколько

охладиться и слить верхний слой. Обработав массу водой, получают

серно-кислый Л. в смеси с сернокислыми щелочами; их переводят в

углекислые соли (осаждая уксуснокислым барием и прокаливая полученные

уксуснокислые соли) и разделяют, пользуясь полной растворимостью Li2CO3.

В этом способе BaS4 может быть заменен серно-кислым кальцием.

С. Вуколов.

Во врачебной практике применяется исключительно углекислый и

бензойно-кислый Л. - белый порошок, который плавится при нагревании, а

при охлаждении застывает в кристаллическую массу. Растворяется в 150 ч.

горячей или холодной воды. Терапевтическое значение Л. зиждется на его

свойстве давать растворимую соль с мочевой кислотой. По способности

растворять мочекислые соли Л. превосходит калий и натрий. Указанными

свойствами определяется терапевтическое значение этого средства.

Употребление Л. приносит пользу при мочекислом диатезе, при подагре, при

мочевом песке, при желчной колике и при катаральных состояниях слизистых

оболочек. Некоторые врачи предпочитают назначать минеральные воды,

богатые содержанием Л. (Bonifaciusquelle в Зальцшлирфе, Konigsquelle в

Эльстере), так как в таком виде препарат лучше переносится желудком.

Углекислый Л. следует прописывать в малых дозах (0,05 - 0,25 гр.) в

большом количестве воды, еще лучше с зельтерской или содовой водой.

Необходимо иметь в виду, что соли Л. оказывают не менее ядовитое

действие на сердце, чем соли калия.

Д. К.

Лития (от греч. Lith - усердная молитва) - в православном церковном

богослужении часть всенощного бдения накануне праздников, следующая за

ектенией, начинающейся словами: "Исполним вечернюю молитву нашу

Господеви". Содержание молитв Л. указывает, что она получила свое начало

по поводу общественных бедствий, постигавших Византию. И ныне Л., помимо

предпраздничных всенощных, совершается в случаях общественных бедствий

или при воспоминаниях о них, обыкновенно вне храма, соединяясь с

молебном, а иногда и с крестным ходом. Особый род Л. установлен для

моления об умершем, совершаемого при выносе его из дома, а также, по

желанию его родственников, при церковном поминовении о нем во всякое

другое время.

Литография - писание, черчение и художественное рисование на камне

чернилами и карандашом особого состава, а также иглой, и производство на

бумаге отпечатков написанного, начерченного или нарисованного таким

образом (слово Л. употребляется также для обозначения эстампов,

получаемых литографическим путем. "Литографом" называется рисовальщик на

камне, а равно и техник, приготовляющий его к печатанию и производящий

само печатание с него). Этот способ размножения рукописей и всякого рода

чертежей и рисунков, составляющий одну из важнейших отраслей графических

искусств, изобретен в 1796 г. Алоизом Зенефельдером , в Мюнхене, был

впоследствии усовершенствован им самим и другими и постепенно вошел в

употребление повсюду, как для торговых и практических целей, так и для

чисто художественных задач. Он основан на неспособности воды смешиваться

с жирными веществами - неспособности, обусловливающей собой то явление,

что шлифованная поверхность известкового камня, на которой проведены

черты или сделаны пятна жирными карандашом или такими же чернилами,

принимает на себя, будучи предварительно увлажнена водой, жирную

печатную краску только в тех местах, где находятся эти черты и пятна.

Для литографирования служит камень особой породы, состоящий из углек.

извести, с небольшой примесью углекислой магнезии. Лучшие сорта этого

камня, отличающиеся плотностью сложения, мелкозернистостью в изломе и

одноцветностью, добываются, главным образом, в Зольнгофене, на р.

Альтмюле, в Баварии; они получаются также, но в кусках менее

значительной величины, из Шатору и Дижона, во Франции, и из некоторых

других мест. Желтоватые камни грубоваты и мягки, имеющие же

перлово-серый цвет суть самые пригодные для тонких художественных работ.

Камню дается вид четырехугольной плиты, толщиной от 1 до 6 дм., смотря

по его величине; та его сторона, на которой предстоит литографировать,

гладко шлифуется песком с водой (что делается в настоящее время при

помощи особых шлифовальных машин), а затем, если намереваются работать

на ней пером или иглой, полируется пемзой; в случае же, если

предполагают рисовать на этой поверхности карандашом, она подвергается

обработке мелким, но жестким песком или толченым стеклом, дабы

получилось на ней "зерно", т. е. крошечные бугорки, разделенные между

собой столь же маленькими углублениями. Буквы, ноты, географические

карты и рисунки, подражающие исполненным пером, чертятся на камне

топкими стальными перьями и так называемой химической тушью (в состав

которой входят 4 части белого воска, 4 ч. шеллака, 2 ч. мыла, 1 ч. сала

и 2 ч. сажи). При литографировании художественных рисунков

предпочтительно употребляется особого рода карандаш (6 частей белого

воска, 2 ч. шеллака, 2 ч. мыла, 4 ч. сала, 1 ч. мастики и 2 ч. сажи),

причем наиболее темные места проходятся иногда пером или кистью с

химической тушью. Вообще, для успешного черчения и рисования на камне

требуется известный навык, но в особенности необходимо соблюдать большую

осторожность и опрятность при работе: не прикасаться к камню ничем

жирным, не кашлять и не чихать над ним, даже не дышать на него - во

избежание пятен, которые могут явиться потом на оттисках. Та же

предосторожность обязывает рисующего, если ему предварительно надо

перенести контур своей композиции на камень посредством калькирования,

не употреблять для этой операции ни промасленной прозрачной бумаги, ни

порошка, заключающего в себе малейшие признаки жира. По окончательном

исполнении чертежа или рисунка камень подвергают травлению, с целью

удаления с него щелочей, заключающихся в литографском карандаше и

чернилах, а именно обливают камень смесью азотной кислоты с водой, в

которой распущено некоторое количество гумми-арабика, после чего

тщательно обмывают чистой водой и, наконец, в предохранение от различных

случайностей, покрывают раствором гумми в воде и дают последнему

высохнуть. В таком виде камень поступает в руки печатальщика, который

помещает его в горизонтальном положении на печатном станке специального

устройства. Приступая к изготовлению оттисков с начерченного или

нарисованного, печатальщик прежде всего смывает с камня нежной губкой

предохранительное гумми, отирает его другой губкой, напитанной

скипидаром, и снова проходит по нем едва влажной губкой с водой. Вслед

за тем на камень наводится краска, сколь возможно равномерно, через

прокатывание по нему деревянного валька, оклеенного фланелью и кожей; он

оставляет краску только в тех местах, где ходили карандаш или перо

рисовальщика, остальные же места поверхности камня не принимают краски.

По ее наведении, на камень кладутся слегка влажный лист эстампной

бумаги, долженствующий получить оттиск, и, поверх него, сухой

макулатурный лист, и все это прикрывается деревянной рамой с натянутой

на нее кожей. Затем механизм приводится в движение: камень проходит под

массивным стальным валом, оказывающим на него надлежащее давление и

заставляющим краску перейти с него на эстампную бумагу. После этого

остается приподнять упомянутую раму, удалить макулатурный лист и,

взявшись за углы оттиска, осторожно отделить его от камня. Точно таким

же образом получаются второй, третий и последующие оттиски. По окончании

печатания потребного количества оттисков, дабы сберечь литографированное

на случай будущего употребления, камень покрывается так называемой

предохранительной краской (2 части печатной краски, 2 ч. воска,. 1 часть

мыла и 1 ч. сала) и затем раствором гумми в воде. Эти вещества

обеспечивают камню пригодность к употреблению на многие годы. Кроме

описанного способа литографирования употребляется - предпочтительно для

издания музыкальных нот и географических карт - гравирование на камне

вглубь, стальной иглой или алмазом. В этом случае полированная

поверхность камня подготовляется так же, как и для обыкновенного

литографирования, т. е. травится слабой азотной кислотой, обмывается

чистой водой и покрывается раствором гумми. Затем, чтобы лучше видеть

гравируемое, покрывают поверхность камня черным грунтом, состоящим из

смеси 24 частей воды, 4 ч. сажи и 2 ч. гумми-арабика. При работе по

такому грунту, достаточно, чтобы игла или алмаз царапали камень только

слегка; оторванные ими частицы камня, в виде порошка, удаляются из

штрихов нежной кистью. Когда гравирование окончено, затирают штрихи

чистым льняным маслом и смывают черный грунт водой, в которой распущено

некоторое количество гумми, через что вся поверхность камня делается

белой, а начерченное на ней - черным. После этого переносят камень на

печатный станок, втирают в штрихи краску полотняным тампоном,

прокатывают по камню, для его очистки, вальц и, наконец, делают оттиски

указанным образом.

В первое время по изобретении Л., она представляла ту слабую сторону,

что число доставляемых ею хороших оттисков было ограничено; однако, этот

недостаток вскоре был устранен придуманным и затем усовершенствованным

способом перевода литографированного с камня на другой камень: с

готового камня печатают оттиск на тонкой бумаге, одна сторона которого

покрыта высохшим слоем крахмального клейстера; помещают оттиск лицом

вниз на чистый зерненный литографический камень, промазанный перед тем

скипидаром, увлажают лист с нелицевой стороны мокрой губкой, прокатывают

по нем в разных направлениях валек, обтянутый тонким сукном, или

пропускают камень, вместе с листом, под прессом, после чего снимают с

камня лист, который оказывается чистым, так как напечатанное на нем

целиком перешло на камень. Для того, чтобы последний мог давать оттиски,

остается травить его и, вообще, подготовить к печатанию, как обыкновенно

подготовляются литографированные камни. Таким образом можно действовать

не одним, а несколькими камнями и получать удовлетворительные

литографические эстампы в каком угодно числе экземпляров.

Литографический перевод служит также средством размножения копий с

гравюр на меди, свежеотпечатанные экземпляры которых могут столь же

хорошо передавать камню свою краску и достаточно точно воспроизводиться

в получаемых с него отпечатках. Наконец, перевод во многих случаях

избавляет чертящего или рисующего от необходимости работать

непосредственно на камне: это можно делать на вышеупомянутой крахмаленой

бумаге, которая потом накладывается на камень и, будучи промочена водой,

передает ему исполненное на ней жирными, так наз. автографическими

чернилами или карандашом. Такой прием перевода применяется в особенности

при литографировании рукописей и рисунков пером, не требующих большой

тонкости. В больших литографических заведениях с успехом употребляется

еще один облегченный способ литографирования, изобретенный в недавнее

время И. Эберле и состоящий в следующем: перевод или рисунок пером на

камне подвергается слегка травлению, промывается скипидаром и тщательно

намазывается, при помощи валька, обыкновенной черной печатной краской;

затем дают камню высохнуть и насыпают на него мелкого порошка канифоли,

который, вслед за тем, сметается прочь с помощью ваты или талька;

частицы канифоли пристают к камню только там, где находится краска,

прочие же места остаются свободными от них. После этого, с помощью

особой, приспособленной к тому лампы, нагревают поверхность камня, через

что уничтожается малейшая ее влажность, и краска, сплавившись с

канифолью, образует вещество, непроницаемое для крепкой водки (смешанной

с раствором гумми-арабика), которой потом травится камень. Таким образом

получается на последнем выпуклое изображение, дающее гораздо большее

количество отчетливых отпечатков, чем при обыкновенном способе

литографирования, и весьма удобное при работе скоропечатной машиной,

изобретение которой вообще значительно облегчило производство эстампов в

большом количестве экземпляров.

Печатать с камня можно не только черной, но и какой угодно цветной

краской. Эта возможность дала начало особому роду Л., называемому

хромолитографией, - искусству производить эстампы многоцветные, в

подражание акварельным рисункам и картинам, писанным масляными красками

(производство хромолитографических подражаний живописи масляными

красками называется также олеографией). Хромолитография,

усовершенствованная французскими, немецкими и английскими техниками, в

настоящее время доведена до высокого совершенства и применяется в

обширных размерах к удовлетворению как чисто художественных задач, так и

промышленных целей, доставляя не только копии с различных произведений

искусства, но и торговые этикеты, бросающиеся в глаза объявления о

товарах и увеселениях, украшения для конфет и коробок, народные картинки

и т. п. Хромолитографское производство, в сущности, ничем не отличается

от обыкновенного литографского, кроме большей сложности процесса. Имея

перед собой акварель или картину, подлежащую воспроизведению в

хромолитографии, художник прежде всего мысленно разлагает ее краски на

отдельные цвета, совокупностью которых достигнут представляемый ею

эффект, и распоряжается о заготовлении количества литографических

камней, соответствующего числу этих цветов, причем, чем сложнее колорит

оригинала и чем изящнее должно быть его воспроизведение, тем больше

требуется камней. Затем, сделав на бумаге контурный рисунок оригинала,

художник переносит его, посредством перевода, на каждый камень и

приступает к дальнейшей работе, наглядное понятие о которой лучше всего

может дать прилагаемая таблица. Для хромолитографирования изображенной

на ней картинки взято девять камней. По переводе на них контура, на

первом из них литографированы обыкновенным способом только те части, в

которых на оригинале имеется розовато-красный, телесный тон, на втором

камне - только желтый тон оригинала, на третьем - только коричневый и т.

д., до девятого камня, воспроизводящего темно-серый тон. Печатание

производится последовательно со всех камней, так что один и тот же

листок эстампной бумаги сначала накладывается на 1-ый камень, на который

наведена телесная краска, потом переходит на 2-ой камень и воспринимает

от него желтую краску и т. д., пока, наконец, после печатания своего на

9-м камне, не превращается в совершенно готовую картинку. Между двумя,

следующими друг за другом, печатаниями должно проходить некоторое время,

достаточное для того, чтобы самый оттиск и краска на нем успели

высохнуть. Другое условие, необходимое для успешного печатания

хромолитографий, состоит в накладке эстампа на разные камни наиточнейшим

образом, т. е. так, чтобы контур рисунка в оттиске с одного камня

ложился на другой камень черта в черту с имеющимся на нем контуром.

Малейшее несоблюдение этого условия производит неприятные пробелы и

пятна в колорите эстампа и сильно вредит его полному сходству с

оригиналом.

По изобретении фотографии, область литогр. производства расширилась

фотолитографией, или способом переносить светописные изображения на

камень и размножать их печатанием с него. Однако, этот способ, в

простейшем своем виде, почти совсем вышел из употребления, по крайней

мере для художественных работ, и уступил свое былое господство

фототипии. Зато соединение фотографии с хромолитографией, впервые

испробованное братьями Бурхардами, в Берлине, уже успело дать блестящие

результаты и с пользой применяется преимущественно при производстве

географических карт и планов.

Первые шаги Л., после ее возникновения, были робки и медленны. Сам

изобретатель ее, Зенефельдер, вначале не предугадывал ее важности как

средства для популяризации художественных произведений. Он беспрерывно

трудился над усовершенствованием своего открытия, придумывал лучшие

составы литогр. карандашей и чернил, делал опыты печатания несколькими

красками, золотом и серебром, пытался заменить тяжелый и неудобный при

манипуляциях камень легковесным картоном, покрытым каменновидной массой,

издавал трактаты и статьи о технической стороне дела, но в первое время

ограничивался литографированием рукописей и музыкальных нот. К тому же

это был человек непрактичный, не умевший извлечь для себя пользу из

своего открытия; он позволил перехватить его другим и, после неудач в

основании литографических заведений в Мюнхене, Оффенбахе, Лондоне, Вене

и, наконец, в Париже, ум. в бедности, почти забытым, в то время, когда

его конкуренты благоденствовали и пожинали лавры. Артистическая Л. стала

на прочную почву прежде всего во Франции, хотя художники последней, в

особенности граверы, вначале смотрели на нее косо, как на недостойную

соперницу гравирования на меди. Интерес к ней начал распространяться в

парижской публике со времени возвращения Бурбонов (1815), благодаря

стараниям гр. Ластейри, Энгельмана и Дельпека. Устроив литографические

заведения, они сумели приохотить к рисованию на камне, как к приятному

развлечению, многих любителей и любительниц из высшего круга и привлечь

в сотрудники к себе искусных рисовальщиков и выдающихся живописцев того

времени. Литографированные эстампы стали все более и более расходиться в

публике, появляясь то отдельными листами, то в виде альбомов и кипсеков,

то в приложении к сатирическим и модным журналам, причем техника их

производства постепенно совершенствовалась и обогащалась новыми

приемами. Своего апогея художественная Л. достигает во Франции в 1830 -

48 гг., в которые лучшей литографической печатней в Париже делается

заведение Лемерсье, основателя известной фирмы, существующей и поныне.

После этого времени для Л., по крайней мере для одноцветной, наступает

упадок. Хотя некоторые художники, в том числе и очень искусные,

продолжают передавать свои или чужие композиции в рисунках на камне,

однако, интерес к работам этого рода все более и более утрачивается в

публике вследствие появления новых, автоматических способов размножения

изображений, сначала фотографии, а потом фототипии и гелиогравюры. Но

эти способы еще не могут заменить хромолитографии, которая поэтому все

более и более улучшается и находит многостороннее применение. В цветущий

период Л. между французскими художниками снискали себе известность

особенно даровитых рисовальщиков на камне Жерико, Гро, К. Верне, О.

Верне, Лами, Марле, Шарле и Раффе (преимущественно прославлявшие в своих

произведениях величие Наполеона I и доблесть его армии), Тейлор,

Фрагонар, Пико, Бонингтом, Э. Делакруа и Буланже (изображавшие

композиции в духе романтизма), Виньерон, Пигаль, Л. Буайльи, Л. Моннье,

Травье, Мартине, Филиппото, Домье и Гаварни (карикатуры и сцены

общественной и народной жизни), А. Девериа (костюмы и интимные жанры),

Жигу и Греведон (портреты и женские головки), Изабе, Гюе, Ж. Дюпре,

Рокеплан и Доза (пейзажи), Мульерон, Сюдр и Сируи (воспроизведения

картин других художников). В Германии, хотя она и была родиной Л., это

искусство никогда не достигало той свободы, разнообразия и

художественной оригинальности, как во Франции, и если в столетней его

истории встречается несколько талантливых немецких рисовальщиков на

камне, то они бессознательно отражают в своих работах французское

влияние. Долго, до самых 1850 гг., призванием Л. у немцев было главным

образом удовлетворение практическим и коммерческим потребностям, да

популяризирование памятников искусства, собранных в музеях. Выдающимися

деятелями в последнем направлении были Фр. Пилоти и Леле в Мюнхене

(издатели сборника снимков с картин мюнхенской пинакотеки и

шлейсгеймской галереи), Стрикснер, в Штуттгарте (издат. тамошней

галереи), Фр. Ганфштенгль, в Дрездене (великолепно издавший дрезденскую

галерею) и Симсон (издавший берлинскую галерею). Работая для их изданий,

многие художники отлично усваивали себе технические приемы рисовки на

камне, но охота передавать ему свои собственные композиции усилилась в

среде немецких живописцев лишь тогда, когда французы уже заметно стали

охладевать к подобному занятию. В 1851 г. впервые появляется альбом с

оригинальными Л. выдающихся дюссельдорфских художников; с того времени

входит в обычай издавать подобные кипсеки не только в Дюссельдорфе, но и

в Мюнхене и других артистических центрах Германии, а также в Вене. Из

числа немецких и австрийских художников, наиболее отличившихся в

рисовании на камне, следует назвать обоих Ахенбахов, Кампгаузена, Т.

Гоземана, Гезельшапа, Вебера, А. Менцеля, Агриколу, Лаллемана, Шнорра,

Риттера, Пергеля, Ридера, Эйбля и некот. др. В Швейцарии, А. Калам

составил себе известность столько же литографированными видами этой

страны, сколько и картинами. Движение Л. в Бельгии и Голландии

представляет много аналогичного с происходившим в Германии, т. е. более

или менее очевидное подчинение французскому влиянию и численное

преобладание копировальщиков перед литографами рисунков собственного

сочинения. В 1818 - 30 гг., Бургграф и Девасм, в Брюсселе, выпускают в

свет ряд портретов, рисованных Экгоутом и Вербукговеном. В 1829 г.

кружок брюссельских художников предпринимает издание галереи кн.

Аремберга. Правительственное издание гаагского музея, начатое в 1818 г.

и оконченное в 1833 г., дает возможность образоваться многим искусным

рисовальщикам на камне в Голландии. В Англию Л. была занесена в 1800 г.

самим Занефельдером, пытавшимся, вместе с Ф. Андре, основать в Лондоне

мастерскую для нее, и в начале называлась полиавтографией. В следовавшее

затем десятилетие, ее горячим приверженцем и пропагандатором среди

англичан явился Аккерман; но она привилась на английской почве

несравненно слабее, чем во Франции, и не могла победить пристрастие

публики к излюбленным ею гравюре на стали, офорту и акватинте. К ней

прибегали больше всего при издании эфемерных сатирических листов,

политических карикатур, сцен лошадиного спорта и общедоступных портретов

современных знаменитостей. В России Л. введена в 1818 г. чиновником

министерства иностранных дел бар. П. Шиллингом, который был командирован

в Мюнхен специально для ее изучения, с тем, чтобы потом можно было

пользоваться ею при копировании деловых бумаг. Первое частное

литографическое заведение в СПб. было открыто, в 1820-х гг., Давиньоном.

Около этого времени пользовались у нас большим почетом бойкие литографии

А. Орловского (фигуры казаков и других всадников и сцены уличной жизни),

печатанные, однако, преимущественно в Париже. Распространению знакомства

с Л. в нашем отечестве много способствовало в 1830 - 40-х годах спб.

общество поощрения художеств, заказывавшее молодым артистам, под

руководством А. Венецианова, литографировать избранные картины Эрмитажа

и некоторые произведения русской живописи и издававшее их работы на свой

счет. Впоследствии лучшими заведениями, из которых выходили

художественные Л., были принадлежавшее П. Пти (издавшему эрмитажную

картинную галерею в рисунках группы художников, приезжих из Франции),

фирма Дарленга и доныне существующее заведение А. Э. Мюнстера (издателя

"Портретной галереи русских деятелей", у которого, сверх того,

печатались первые восемь лет превосходного "Русск. художественного

листка" В. Тима). - Ср. A. Senefelder, "Lehrbuch der Lithographie"

(1819; 2 изд., 1827); журнал Изермана: "Lithographia" (Гамбург, 1861 и

cл.); Weishaupt, "Das Gesamtgebiet des Steindrucks" (5 изд., Вена, 1875,

с атл.) и Н. Bouchot, "Le lithographie" (один из томов "Bibliotheque

d'enseignement des beauxarts", изд. А. Кантеном).

А. С - в.
Теги: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Просмотров: 6 | Добавил: creditor | Теги: Энциклопедический словарь Брокгауза | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close