Главная » Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона


14:15
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Мадзини
Мадзини (Джузеппе Mazzini) – знаменитый итальянский революционер, род. в 1805 г. По окончании курса в генуэзском унив., занимался в Генуе, потом в Ливорно литературной работой. Еще дома воспитавшийся в демократических идеях, М. сделался членом тайного общества карбонариев, где скоро был посвящен в степень магистра, а потом и «великого избранника». В 1830 г. он был предан, арестован и высидел 6 месяцев в крепости в Савоне. В уединении тюрьмы, обдумывая свое личное прошлое и положение Италии, он решил, что «вместо попыток гальванизировать труп общества карбонариев, следует выстроить революционное здание на совершенно новом фундаменте». По отбытии заключения, М. был выслан за границу. С тех пор началась его скитальческая жизнь, то во Франции, то в Швейцарии, то (и всего более) в Англии, где он был свободен от преследований итальянских правительств. Перебиваясь литературной работой, он все время страшно нуждался, но не падал духом, учреждал тайные и явные общества, собирал деньги, снаряжал экспедиции с целью освобождения Италии от ига австрийцев и Бурбонов и объединения ее в одно большое государство. Главным стимулом его деятельности была глубокая религиозная идея, хотя он не был католиком, как Джоберти, Сильвио Пеллико и многие другие из тогдашних итальянских демократов. «Я не верю ни в одну из существующих религий – говорил М., – но вместе с тем я убежден, что смерти не существует, что жизнь не может быть иная, как вечная, что бесконечный прогресс есть закон жизни... В моей деятельности я всегда руководился и буду руководиться религиозной идеей; правительство же наше основано на обожании материальных интересов... У нас есть только форма и подобие религии – папство. Противоположен папству, но одинаково является источником испорченности – материализм». Самое великое, самое святое, что Божество дало человечеству – это, по мнению М., стремление к свободе; бороться за нее – значит осуществлять в жизни волю Божества и следовать нравственному закону. Исходя из этой идеи, М. был безусловным., республиканцем; однако, именно в качестве республиканца он соглашался на монархию, если бы оказалось, что народ желает такой формы правления, лишь бы только монархия была демократической и оставляла республиканцам свободу бороться за осуществление их идеала. В основу для разграничения государств между собою должен быть, по учению М., положен принцип национальности, которому М., подобно всем итальянским демократам, придавал громадное значение. Между национальными государствами должна существовать федеративная связь. Европейские соединенные штаты – таков был отдаленный политический идеал, о котором мечтал М.; но к федерации итальянских государств, идея которой господствовала в 1830 и 1840 гг. среди итальянских либералов, он относился безусловно враждебно. В области экономической М. был противником социализма, казавшимся ему опасным для личной свободы и слишком сухим, материалистическим. С такими идеями М. вступил в общественную жизнь, за них он боролся и страдал всю жизнь, и с ними умер. При вступлении на престол Карла Альберта (1831) М. написал ему открытое письмо, в котором указывал королю на два пути – путь реакционного террора и путь либеральных уступок. «Народ – писал М. – не довольствуется более мелкими уступками; он требует человеческих прав, законности и свободы, независимости и единства; он выпил чашу рабства до дна и поклялся никогда более не наполнять ее». Официозный орган пиемонтского правительства, «Voce della Verita», ответил на письмо, от которого сам М. не ожидал практических результатов, что «на короля не производят впечатлетния безрассудные и вздорные сочинения, ибо сильные государи не боятся бумаги». Письмо М. впервые ясно и определенно выставило программу объединения Италии Савойской династией, которая впоследствии была принята и ею самою, и итальянскими демократами, 16-ть лет спустя, точно также в душе не веря в успех, М. написал письмо папе Пию IX, в котором убеждал его поднять знамя свободы и объединения Италии. В 1831 г. М. основал общество «Молодой Италии», в которое вступили, кроме более энергичных элементов из среды карбонариев, много новых сил, в том числе Гарибальди. Общество это сыграло крупную роль в истории объединительного движения Италии, выработав определенную политическую программу и план действий и объединив все революционные силы полуострова. Итальянские правительства пытались остановить движение процессами и суровыми приговорами; сам М., как глава заговора, был заочно приговорен в Пиемонте к смертной казни (1833). Приговор этот тяготел над М. даже после объединения Италии, до 1866 г. В 1833 г. М. был главным организатором вторжения в Пиемонт, совершенного из Швейцарии под начальством Раморино; сам М. принял личное участие в походе. Экспедиция не удалась вследствие медлительности и неспособности Раморино; многие участники ее попали в плен и были расстреляны или повешены; М. успел бежать за границу. В 1834 г. М. основал журнал «La jeune Suisse» в Золотурне, но золотурнские власти арестовали, а потом выслали большинство сотрудников журнала, в том числе и М. В 1844 г. он поддерживал экспедицию братьев Бандиера. В 1848 г., когда в Италии повсеместно началась революция, М. немедленно поспешил на родину и основал в Милане газету «l'Italia del popolo» и общество Associazione nationale, имевшие целью борьбу за присоединение Ломбардии к Пиемонту. Пред падением Милана М. вступил в отряд Гарибальди; затем он прибыл в Рим, где вместе с Саффи и Армеллини был избран членом триумвирата, душою которого был он. Триумвират предложил Гарибальди взять на себя оборону Рима против французов, а сам занялся гражд. организацией молодой республики, причем обнаружил большую энергию и редкий административный талант. Несмотря на военное положение республики, ею управляли без помощи полицейских мер. Государственные земли раздавались нуждающимся крестьянам, для бедняков устраивались даровые квартиры в помещениях Иезуитов; все взятые в плен отпускались на свободу. Когда римское национальное собрание сочло невозможным дальнейшую оборону и предложило триумвирам вступить в переговоры с французским генералом Удино о сдаче Рима, М., вместе с товарищами, сложил с себя полномочия и уехал в Лондон. В 1853 г. он организовал неудачное восстание в Милане, в 1857 г. – экспедицию Пизакане. Эти мелкие и постоянно неудачные экспедиции казались бесполезными даже Гарибальди, который на Капрере выжидал более благоприятных обстоятельств; различие во взглядах на способ действий вызвало охлаждение между обоими деятелями. В 1859 г. Гарибальди принял участие в борьбе против Австрии, а М. распространял статьи и брошюры против пиемонтского правительства. После заключения мира М. обратился с новым письмом к Виктору-Эммануилу, убеждая его открыто выступить на борьбу за освобождение Италии. Когда это письмо осталось без последствий, М. обратился к Гарибальди с проектом возмущения всей южной Италии и организации экспедиции на Рим; но Гарибальди назвал план «Мадзинианской мечтой» и отказался. Тогда М. один начал собирать деньги и волонтеров для экспедиции в Сицилию, во главе которой должны были стать Розалино Пило и Квадрио. Не вытерпел, наконец, и Гарибальди, и, отчасти под влиянием убеждений Криспи, стал во главе экспедиции. М. лично не принял в ней участия; но когда Гарибальди взял Неаполь, то М. поспешил туда, чтобы убедить Гарибальди двинуться на Рим. Когда этот план рушился, М. уехал в Лондон, откуда поддерживал сбором денег и вербовкой волонтеров экспедиции Гарибальди на Рим в 1862 и 1867 гг. Меры, принятые против Гарибальди в 1867 г., привели М. к убеждению, что союз с Виктором-Эммануилом для демократии невозможен; он начал в печати усиленную агитацию против итальянского правительства и за республику и не пожелал воспользоваться амнистией 1866 г., несмотря на то, что многократно был выбираем в итальянский парламент. В 1870 г. в Сицилия началось республиканское движение. Сам М. не, верил в его успех, но отправился на остров. Схваченный в открытом море, на пути в Сицилию, он был отвезен в Гаэту, но через 2 месяца освобожден под условием, покинуть Италию. М. поселился в Лугано (в Швейцарии), где основал газету «La Roma del Popolo». В 1872 г. он вернулся в Италию, но простудился, переезжая через Альпы, и умер в Пизе, в доме одного из своих друзей. На похороны его в Генуе стеклось свыше 50 тыс. человек, и похоронная процессия явилась демонстрацией против правительства. Через 10 лет в Генуе в честь М. воздвигнут великолепный памятник; на высокой колоний из белого мрамора стоит его статуя; на ступенях пьедестала сидит плачущая Италия, а возле нее юноша держит знамя с девизом: «Dio е popolo». В 1890 г. палата, по предложению Криспи, вотировала кредит на открытие памятника М. в Риме. Сочинения М. изданы в Милане и Риме, в 1861 – 1886 г., под загл.: «Scritti editi ed inediti»; извлечение по-немецки издано (Гамбург, 1, 868) и по-английски, с биографиею (Лонд., 1864 – 1868); см. еще «Corrispondenza inedita» (Мил., 1875), «Lettere inedite» (Рим 1885). «Duecento lettere inedite»(Typин, 1888). Ср. Л. Толстой, «Сочинения» т. XlV" («Письмо М. о беcсмертии»); «Италия и М.» («Вестник Европы», 1868, 1, 2, 5, 7); А. М., «Гарибальди и M.» («Русская Мысль», 1882, 12); Герцен, «Былое и Думы»; его же, «Посмертные статьи»; И. Шерр, «Комедия всемирной истории» (СПб., 1871); Cironi, «Die nationale Presse in Italien und die Kunst der Rebellen» (перев. с итал., Лпц., 1863); Garibaldi, «Memorie autobiografiche», (Флор., 1888); Nardi, «G. M., la vita, gli scritti e ie sue dottrine» (Мил., 1872); E. A. V., «Joseph M.» (Л., без года); Simoni, «Histoire des conspirations mazziniennes» (П., 1870); Mario, «M., nella sua vita, e nel suo apostolato» (Мил., 1891); Boullier, «Un roi et un conspirateur, Victor-Emmanuel et M.» (Пар., 1885); Saffi, «II pensiero politico e sociale di G. M.» (Рим, 1887);Gr. Schack, «Joseph M. und die italienische Einheit» (Штуттг., 1891); Canestrelli, «Bibliografia degli scritti di G. M.» (Рим, 1893). Двоюродный брат М., Андреа М., тоже эмигрант, живший в Париже, написал «De l'ltalle dans ses rapports avec la liberte et la civilisation moderne» (П., 1847).
Б. Водовозов.
Мадонна
Мадонна (Madonna) – сокращение итальянских слов: mia donna, т. e. «моя госпожа».С давнего времени употребляется в Италии преимущественно как наименование Богоматери при упоминаниях о ней и в молитвенных обращениях к ее помощи, а также служит для обозначения ее икон и изваяний. В этом втором, художественном значении, слово М. перешло из итальянского языка и в другие западноевропейсие языки. Самые древние изображения Пресвятой Девы, относящиеся ко II и III вв., мы находим в стенной живописи римских первохристианских катакомб, которая представляет ее то в виде оранты (молельщицы) – женщины с покрывалом на голове, с распростертыми и воздетыми вверх руками, иногда с Младенцем-Спасителем на лоне (напр. в одной из фресок катакомбы св. Агнесы), то в виде молодой матери, сидящей и держащей на своих коленях младенца (напр. в катакомбе св. Присциллы). Несколько позже являются в катакомбных живописи и рельефах изображения М. с Младенцем на руках, принимающей поклонение волхвов (напр. во фресках катакомб св. Каллиста, конца II или начала III в.; св. Домициллы, III в.; и св. Марцеллина и Петра, III в.). В V в. изображения Богородицы размножаются и переходят из подземных кладбищ в базилики, причем исполняются не только кистью, но и мозаичною работою (напр. «Матерь Божия», «Благовещение» и «Поклонение волхов» на триумфальной арке црк. Санта-МариаМаджоре, в Риме). Распространение и усиление культа Приснодевы были причиною появления, в следовавшие затем столетия, множества ее икон не только в храмах, но и в домах благочестивых людей; но так как в это время искусство в Италии и остальной Зап. Европе находилось в упадке, и художественная деятельность процветала еще только в вост. империи, то образа М. писались повсюду либо греческими мастерами, либо их итальянскими учениками, вследствие чего имели вполне Византийский характер и суровый, иератически-неизменный тип. Первым живописцем, осмелившимся отступить от этого типа, был Чимабуе, который, своею знаменитою М., написанною около 1270 г. для флоренийской црк. С. Mapиa-Новелла, указал последующим итальянским живописцам путь к достижению в изображениях Богоматери большей жизненности и изящества. После него, по мере пробуждения внимания к природе и к памятникам классич. древности, эти изображения все более и более освобождаются от византийского влияния и, сделавшись одною из любимейших задач художественного творчества, получают все большее и большее разнообразие, все сильнее и сильнее отражают в себе индивидуальность своих исполнителей и, наконец, в цветущую пору Возрождения, достигают высокого совершенства: Богоматерь является в них идеалом женской красоты и грации, девственной чистоты, смирения, молитвенного умиления, родительской нежности, – то скромною матерью, всецело погруженною в заботы о своем малютке-Сыне, то юною девою, объятою священным экстазом, то величественною, но кроткою царицей, милосердно взирающею на прибегающих к ее заступничеству. В Средние Века нередко представляли ее в костюме горожанок того времени, в конце же этой эпохи и в XVI ст. стали изображать чаще всего в алой. широкорукавной тунике, плотно облегающей тело, и в широкой синей мантии, накинутой иногда не только на плечи, но и на голову, и украшенной по борту золотым шитьем и драгоценными каменьями. Порою, на ее челе лежит венок, сплетенный из лилий или роз, как эмблема непорочности и любви; другие многочисленные символические атрибуты, заимствованные преимущественно из церковных песнопений о Богородице, сопровождают ее на иконах: солнце и луна, нимб или лучезарное сияние вокруг головы, полумесяц под ногами, звезда на головном покрывале, двенадцать звезд в виде венца над головою, лилия или роза в руке, нередко целая беседка из роз на заднем плане иконы. По большой части М. изображается сидящею и держащею на своих коленях, или возле себя, МладенцаХриста, одетого в белую сорочку или совершенно нагого; обычными атрибутами его служат земной шар (эмблема вседержительства), яблоко или плод гранатового дерева (эмблема искупления человечества от грехопадения), колосья пшеницы и голубь (эмблема хлеба и вина в таинстве евхаристии), какая-либо птичка, преимущественно щегленок, агнец и др. произвольно выбранные художником животные и плоды. На больших алтарных образах, художники любили изображать Богоматерь в славе (М. da gloria), стоящею на облаках, то с Младенцем на руках, то без него, окруженною сиянием или мандорлою и сопровождаемую двумя, четырьмя архангелами или целым сонмом коленопреклоненных ангелов, поклоняющихся М. или прославляющих ее пением и музыкою (как напр. на знаменитой картине Фра-Анджелико, во флорентийской галерее Уффици), а также представителями Ветхого и Нового Заветов. Еще чаще М. является на алтарных иконах в виде Небесной Царицы, с короною на голове и Младенцем на коленях: она сидит на троне, по сторонам которого стоят ангелы или отцы Церкви и другие святые; к этим побочным фигурам порою присоединяются младенец Иоанн Креститель со своею эмблемою, агнцем, св. Екатерина, которой Спаситель надевает на палец обручальное кольцо, ангелы, сидящие у подножия трона и играющие на музыкальных инструментах, колено– преклоненные заказчики иконы и т.. д. Кроме вышеозначенных типов изображений, можно указать на М., осеняющую страждущих и скорбящих своею мантиею, полы которой поддерживают ангелы (М. della misericordia), М. плачущую и стенящею над телом Спасителя, снятым со креста (Pieta), М. с мечем или семью мечами, вонзенными в ее грудь (Mater dolorosa), М., возносящуюся на небо (l'Assunto), М. в виде юной девы, парящей среди облаков в лучезарном сиянии и окруженной сонмом маленьких ангелов и херувимов (М. Immaculata, «Беcсеменное зачатие») и т. д. Вообще художники эпохи Возрождения, изобретая новые мотивы для изображения М. и делая ее главным предметом более или менее сложных композиций, давали полную волю своей фантазии, вследствие чего эти композиции бесконечно разнообразны и, в конце эпохи, порою совершенно утрачивают религиозный характер. Превосходнее всех других олицетворял Пресв. Деву великий Рафаэль Санцио, с поразительным совершенством воплощавший в своих М. и «Св. Семействах» идеал чистейшей женской красоты и удивительно тонко передававший в них чувства молодой матери, всецело ушедшей в любовь к своему дитяти, счастливой им или задумавшейся об ожидающей его участи. Всех картин подобного рода, несомненно принадлежащих Рафаэлю или приписываемых ему современною художественною критикою с большим или меньшим основанием, насчитывается 64. Они известны или по аристократическим фамилиям, которым некогда принадлежали (напр. М. домов Конестабиллле-Стаффа, Альба, Солхи, Темни, Колонна, Ансидеи, Альдобрандони, Террануова), или по некоторым изображенным на них аксессуарам и особенностям их композиции (напр. М. с безбородым Иосифом, со щегленком, с диадемою, с рыбою, с окном, заклеенным бумагою, с розою, со светильниками, под дубом, на кресле, под балдахином, на прогулке). Кроме того, всесветною знаменитостью пользуются Рафаэлевские М. под названиями: «Великогерцогская», «Фонтенеблоская» (или Франциска I), «Орлеанская», «Из Фолиньо», «Прекрасная Садовница» и «Жемчужина». Но ни в одной из них гений художника не выразился с таким блеском и полнотою как в «Сикстинской М.» – лучшем перле дрезденской картинной галереи. Из прочих живописцев Италии, своими М. наиболее прославились Сандро Ботттичелли, Филиппо и Филиппино Липпи, Л. да Винчи, Б. Луини, Фр. Франчья, Корреджо (М. со св. Себастианом, М. со св. Георгием, М. с раковиною) Джов. Беллини, Тициан (М. семейства Пезаро), Пальма Старший и нек. др. Между М., вышедшими из-под кисти неиталианских художников, особенно уважаются многочисленные «Бессеменные зачатия» испанца Мурильо и произведения немцев Л. Кранаха Ст. (М. с виноградной лозой, в мюнхенск. пинакотеке) и Г. Гольбейна Мл. (М. семейства Meйера, оригинал в дармштадтск., копия в дрезденск. гал.). Ср. Anna Jameson, «Legendes of the Madonna» (Лондон, 3 изд. 1863); Rohault de Fleury, «La Sainte Vierge» (Пар., 1876); Eckl, «Die Madonna als Gegensland christlicher Kunstmalerei und Sculplur» (1883).)
Мадрас
Мадрас (Madras) – главн. город Индобританск. президентства того же имени, 3-й по величине г. брит. Индии, под 13°4' с. ш. и 80°17' в. д., на Коромандельском берегу Индийского океана, в низменной песчаной равнине. Площадь города – 70 кв. км. Квартал туземцев и деловая часть города (так назыв. Черный город), с узкими и грязными улицами, низкими кирпичными домами и бамбуковыми хижинами, резко отличается от квартала Форта С.-Джорж, где главные европейские здания. Дворец набоба карнатского, находящегося на пенсии у англ. правительства. Медиц. школа для туземцев, политехнический институт, университет, экзаменационное учреждение для 53 коллегий президентства, астрономическая обсерватория, отдел. азиатского ученого общества, ботанический сад, несколько кредитных, благотворит, и богоугодных заведений. Промышленность М. незначительна; главные отрасли ее – фабрикация хлопчатобум. тканей, мадрас. платков и шалей; имеются также заводы кожевенные, сахарные, гончарные, стеклянные и соляные варницы. Гавань неудобна; с октября по январь господствующие тифоны и бури не позволяют кораблям входить в ее пределы. Железные дороги соединяют М. со многими городами Индии. Важнейшие предметы ввоза: английские ткани и пряжа (1893 г. на 10,4 млл. англ. фв. ст.), керосин (4,5 млл. галлонов), рис, спиртные напитки, железо; главные предметы вывоза: хлопок (1892 г. 93200 центн., 1893 г. 266559 цента.), дублен, кожи (1,11 млл. шт.), козл. шкуры (9,93 млд. шт.), овеч. шкуры (6 млл. шт.), буйвол, и оленьи рога, табак, селитра, чай, кофе, индиго, поваренная соль. Довольно значителен также ввоз серебра и изделий из него. В М. сосредоточены две трети всей индийской торговли с Англией. Торговых судов: паровых 622, парусн. 4689 (1890). Жителей (1891) 452518: 358998 индусов, 53184 ч. магометан, 89742 ч. христиан, др. исповеданий 594.
История. М. – первая по времени англ. колония в Индии, основан в 1639 г., под именем Форта С.-Джорж, в силу разрешения, данного раджею Чандери. Вокруг этого форта вскоре вырос город и образовалось агентство ост-индской К°, которое в 1658 г. обращено в президентство. М. уже в XVII в. имел до 300000 жителей; в 1702 г. был осаждаем Дауд-Ханом, но отстоял свою независимость; в 1746. г. сдался французам, под предводительством Ла-Бурдонэ, но в 1749 г. снова перешел к англичанам. В 1753 г. выдержал двухмесячную осаду французов; в 1767 г. подвергся нападению султана Гайдер-Али; в 1768 г. заключил с ним и с Субадаром деканским мир, но полное обеспечение от нападений майсорских князей получил только после 4-ой майсорской войны, окончившейся, в 17 99 г., взятием Срирангапаттана, причем погиб сын Гайдер-Али, Типу-Саиб. Ср. Wheeler, «М. in the olden time» (Мадрид 1861 – 1863).
E. Г.
Мадригал
Мадригал (madrigal или mandrial) – музыка на стихотворения пасторального любовного содержания. Название М., по мнению одних, произошло от провансальских слов mandre – пастух и gal – жалоба, по мнению других – от materialia, обозначающего светское пение и данного М. в отличие его от духовного пения (motetto), схожего с М. по форме. М. перешел из Прованса в Италию. Старейший манускрипт М., находящийся в ватиканской библиотеке, относится к 1300 г. Художественную обработку М. впервые получил у Адриана Виллаерта, представителя венецианской школы, в первой половине XVI в. При нем М., вместо речитативной формы, получил более округленную хоровую полифоническую форму. М. преимущественно писался для 3 – 5 голосов. Он получил большое распространение в Италии и в других странах западной Европы. Мадригалы писали Аркальдельт, Палестрина, Лука Маренцио, Монтеверде, Орацио Векки и пр. Расширенный введением arioso, М, считается формою, предшествовавшею опере. Музыкальные инструментальные сочинения, схожие по своему складу с М., или переложения М. на инструменты, назывались RIcercare, Fantasia, Toccata. Madrigaletto – короткий мадригал, Madrigalone – большой мадригал.
М. (лит.) – лирическое стихотворение с искусно переплетающимися рифмами (сходно с сонетом) и с шутливым или сентенциозным содержанием, соответствующим форме. М. возник у итальянцев и перешел в испанскую и французскую литературы, а затем и в русскую конца XVIII и начала XIX вв.
Мадрид
Мадрид (Madrid) – столица Испании, в Кастилии, на левом берегу Мансанареса (летом высыхающего), на пустынном нагорье, 655 м. над ур. моря. Летом жарко и сухо, зимой суровые холода. С предместьями. более 500 тыс. жит. М. в последнее время очень разросся и украсился. Восточная площадь со статуей Филиппа IV, Большая – с садом и с лучшими магазинами: здесь прежде совершались аутодафе инквизиции. Пуерта дель Соль – центр города и самое оживленное место; на площади Кортесов статуя Сервантеса. На конце улицы Алькала бульвар Прадо; кроме того бульвары Реколетто а Кастеллана. Церкви богаты художественными произведениями. Собор св. Исидора, с картинами Тициана и Менгса; церковь св. Франциска – самая красивая; св. Иеронима – единственная готического стиля; црк.. Атоха с образом Богоматери, рисованным, по преданию, евангел. Лукою. Дворец возобновлен после пожара 1734 г. и великолепно убран внутри; масса картин, между ними – Тициана, Мурильо, Менгса. Национальная библиотека с 315000 тт. и 120000 медалями, библиотека св. Исидора, университетская. Музей дель-Прадо (или королевский) с богатейшим собранием картин Мурильо, Веласкеза, Тициана, Рафаэля, Рубенса, ВанДика, Луки Джордано, Брюггеля. Armeria real – богатое собрание оружия и доспехов; археологический музей, с вазами и древностями Перу и Мексики. Университет (5000 студентов), консерватория, горное и инженерное училища, коммерческий, ветеринарный, архитектурный институты. 8 королевских академий, из которых наиболее замечательны академии художеств и юридическая. Ботанический сад, обсерватория, несколько ученых обществ. 18 театров, из них первый – оперный; на teatro espanol отлично исполняют классические пьесы. Plaza de Toras, для боя быков, на 16000 человек. Ипподром. Водопровод, в 70 км. длины, от подошвы Пеньялары. Промышленность не выдерживает сравнения с прочими европ. столицами, но для Испании значительна. Фабрики (королевские) табачные и сигарные; золотые и серебряные вещи, ковры, бумага, фарфор, кожа. Склады товаров для внутренней торговли: вино, кофе, сельскохозяйственные продукты, колониальные товары, 30 газет, много иллюстриров. изданий. Жизнь в М. дороже, чем в других европ. столицах. Мадридцы – охотники до увеселений и развлечений, особенно до боя быков. Окрестности однообразны; королевские замки Каза де Сатро, с парком, Ель-Пардо, с хвойным лесом и зверинцем, Эскуриал, Сан-Ильдефонс (La Granja). М. с Х в., под именем Majerit, служил пограничной крепостью для защиты от мавров. Издавна служа по временам резиденцией королей, на степень постоянной резиденции он возведен Филиппом II. Здесь заключены договоры 1526 г. между Карлом V и Франциском I, 1617 г. – между Испанией и Венецией, 1800 г. – между Испанией и Португалией. Во время войны за испанское наследство М. держал сторону Филиппа V. В 1808 г. мужественно противился франц. оккупации. Во время карлистских восстаний всегда держал сторону правительства. Ср. Alvarez у Baena, «Hijos de М.»; Mesonero Romanos, «El antiguo M.»; Amador de Los Rios, «Historia de la villa у corte de M.».
Мазарини
Мазарини (Giulio Mazarinl, Jules de Mazarin) – кардинал, французский госуд. деятель (1602 – 61). Сицилийский дворянин по происхождению, он учился сначала в Риме, у иeзуитов, затем в Алкаде и Саламанке, изучая философию, теологию и каноническое право. Получив звание доктора прав, он поступил в папские войска, где дослужился до чина капитана. Во время переговоров по поводу мантуанского наследства он был отправлен в Турин, в качестве папского интернунция. Здесь он обратил на себя внимание Людовика XIII и Ришелье; последнему удалось склонить М. в пользу Франции, и это отразилось на мирном договоре, заключенном, при его посредстве, в Хераско (апр. 1631 г.) и возбудившем сильнейшее негодование Испании. В следующем году М. вступил в духовное звание и в 1634 г. был назначен папским нунцием в Париж. В 1639 г. М., по совету Ришелье, оставил папскую службу и принял франц. подданство. В 1640 г. он был назначен послом в Шамбери, где ему удалось прекратить гражданскую войну. В 1641 г. Ришелье доставил ему кардинальскую шапку. На смертном одре (4 октября 1642 г.) Ришелье указал на М. как на человека, который может его заменить; 5-го октября Людовик ХIII призвал М. в королевский совет. В первые месяцы своего управления он возбудил надежды на более мягкое отношение к деятелям оппозиции: он выпустил из Бастилии маршала Бассомпьера и других, заключенных по приказанию Ришелье, призвал в парламент многих из изгнанных членов и устроил примирение между герцогом Орлеанским и королем. В то же время он сумел войти в милость к королеве, которую больной монарх назначил, по его совету, регентшею. После смерти Людовика XIII королеварегентша, всецело подчинившаяся влиянию М., назначила его первым министром (14 мая 1643), к великому неудовольствию принцев и других вельмож. Любезным обращением, предупредительностью и щедростью, неутомимым трудолюбием М. примирил с собою, однако, и этих лиц (так наз. importants). Победа при Рокруа возбудила восторг французов; поэты стали прославлять нового правителя. Но это длилось недолго. Importants устроили заговор, быстро подавленный М., который составил министерство из одних только своих приверженцев. К числу недовольных вскоре присоединился и парижский парламент, который, не разделяя взглядов кардинала на финансовые дела, отказался зарегистрировать некоторые из его указов и повторил свой отказ и после королевского заседания, не признавая приказов девятилетнего короля. В ответ на это М. велел арестовать вожаков парламента (16 авг. 1648 г.). В Париже немедленно воздвигнуты были баррикады и вспыхнуло восстание, известное под именем Фронды. Во главе движения стояли наиболее видные представители франц. Аристократии – принц Конде, герцог Орлеанский, кардинал де Рец – старавшиеся вырвать власть из рук ненавистного министра. Пять лет М. с замечательным упорством и энергией выдерживал борьбу против соединенных сил аристократии, парламента и народа, действовавших против него не только оружием, но и целым рядом памфлетов и брошюр, известных под именем Мазаринад. М. то уступал – напр. после парижских баррикад он немедленно вернул обратно изгнанных членов парламента, – то вновь переходил в наступление. Несколько раз он был вынужден бежать из Парижа, вместе с королем, и два раза выезжал из пределов Франции (1661 и 1652 г.), изгнанный по указу парламента, который, по возвращении М. во Францию в 1652 г., назначил 50000 ливров за его голову; но даже из-за границы М. продолжал, de facto, руководить французскими делами. Конде, как вождю Фронды, М. противопоставил Тюрення; борьба велась с переменным успехом; наконец, Тюреннь одержал верх, чему немало способствовал недостаток единодушия среди вожаков оппозиции. 3 февр. 1653 г. М. торжественно въехал в Париж. С этих пор он стал управлять еще более деспотически, чем прежде, и с удвоенным рвением трудиться над утверждением абсолютизма. Не стесненный более внутренними смутами, он возобновил военные действия против Испании и в 1656 году заключил союз с Кромвелем, обеспечивший Франции поддержку Англии. Испания, доведенная до полного истощения, вынуждена была, наконец, заключить так наз. пиренейский мир (1659) и уступить Франции часть Люксембурга, Руссильон, Артуа и Геннегау; заключение брака между Людовиком XIV и инфантою Марией Терезой окончательно подчинило Испанию влиянию Франции. Так же удачна была политика М. и на В Франции. Вестфальский мир 1648 г. отдал в ее владение большую часть Эльзаса, а заключенная в 1658 г. рейнская лига доставила Франции большое влияние в Германии и подорвала значение Австрии. Блестящим результатам внешней политики далеко не соответствовало внутреннее управление. Покровительствуя наукам и искусствам (М. собрал громадную библиотеку, которую, под именем Мазариньевской, передал основанному им College des Quatre Nations; открыл академию художеств, устроил итальянскую оперу и т. д.), М. ничего не сделал для поднятая экономического благосостояния страны: в руках Фуке финансы приходили все в большее расстройство, в земледелии, торговле и промышленности царил полный застой; народ изнемогал в нищете, а первый министр, умирая, оставил состояние в сто миллионов ливров. На смертном одре М. посоветовал Людовику XIV управлять без первого министра. При гибком и остром, чисто итальянском уме и хитрости, при замечательной проницательности и глубоком знании людей, М. обладал большим трудолюбием и несокрушимою энергиею. Раз наметив себе цель, он упорно добивался ее, но никогда не действовал опрометчиво, а всегда тщательно взвешивал всякий шаг. Безгранично эгоистичный от природы, жадно домогаясь влияния и богатства, он не забывал интересов королевской власти и ставил их всегда на первом плане. Честолюбие, говорит Минье, было в нем сильнее самолюбия, и он самым философским образом переносил неудачи и оскорбления. Эшафот Ришелье он заменил Бастилиею. Народ не любил М.; в 1853 г. Моро издал 5 том., направленных против него «мазаринад». Ср. Antoine Anbery, «Histoire du cardinal Mazarin» (1695); Victor Cousin, «La jeunesse de Mazarin»; Bazin, «Histoire de France sous Louis XIII et sous ie ministere da cardinal Mazarin» (П., 1846); Gaillardin, «Hisloire du regne de Louis XIV» (П., 1874-76); Cheruel, «Histoire de France pendant la minorite de Louis XIV» (П., 1879); Cheruel, «Histoire de France sous ie ministere de Mazarin, 1651-61» (П., 1882); Moreau, «Bibliographie des Mazarinades» (П., 1854-65); «Choix des Mazarinades» (П., 11855).
Л.
Мазаччо
Мазаччо (Masaccio), собственно Томмазо ди-сер-Джованни ди-Гвиди, – знаменитый итальянский живописец, род. в 1401 г., ум. в Риме, в конце 1428 г. Вазари мимоходом упоминает, что его учителем был Мазолипо да Паникале, но это сомнительно; он был принят во флорентийскй цех degli speziali (врачей и аптекарей) раньше Мазолино (в 1421) и в корпорацию живописцев всего чрез год после него (в 1424), вследствие чего представляется более вероятным, что М. развился независимо от Мазолино, но что, при сходстве направления обоих художников, они были близки между собою в своей жизни и деятельности. Подобно Мазолино, М. трудился преимущественно во Флоренции, но работал также в Пизе и Риме. Несмотря на кратковременность своей жизни, он выказал себя первостепенным мастером, значительно превзошедшим Мазолино в понимании форм реального Мира, в драматизме и в чувстве красоты, в сильной степени подвинул вперед итальянскую живопись и оставил в своих произведениях образцы, по которым учились потом Л. да Винчи, Рафаэль и Микеланджело. Главные из этих произведений суть фрески, написанные в капелле Бранкаччи, в црк. св. Марии дель Кармине, во Флоренции, рядом с фресками Мазолино. Они изображают «изгнание Адама и Евы из земного рая», «Крещение, совершаемое ап. Петром», «Ап. Петра и Иоанна, исцеляющих своею тенью больного», «Чудо с Кесаревым динарием» и «Проповедь ап. Петра». Другие многочисленные фрески и станковые картины, о которых говорит Вазари, как о принадлежащих М. во Флоренции, либо исчезли, либо не могут быть признаны за его работы (как, напр., «Мадонна с Младенцем и св. Анною» во флорентийской акд. художеств). Некоторые приписывают ему, также со слов Вазари, фрески небольшой капеллы в римской базилике св. Климента, но они принадлежат скорее Мазолино. В различных музеях Европы встречаются картины, считающиеся произведениями М.; действительная их принадлежность ему в большинство случаев сомнительна. Ср. F. G. Knudtzon, «Masaccio og den florentinske Malerkonst paa hans Tid» (Копенгаген, 1875) Мазепа-Колединский (Иван Степанович), род. в шляхетской правосл. семье; место рождения его – вероятно село Мазепинцы, недалеко от Белой Церкви; год рождения М. с точностью неизвестен; существуют указания на 1629-й и 1644-й гг., второе указание правдоподобнее. Воспитывался М. при дворе польского короля Яна Казимира, окончил образование за границей. Любовная история с женой польского шляхтича заставила М. покинуть двор и удалиться на Украину. Рассказывают, что и там ревнивый муж, узнав об измене жены, привязал М. к спине дикой лошади, лицом к хвосту, и пустил лошадь в степь. Израненного М. нашли казаки, освободили и приютили его. Среди казаков и казацкой старшины М. скоро выдвинулся. Сперва ротмистр гетманской надворной компании, потом писарь, он пристал к Дорошенко, женился на богатой шляхтянке" был послан в Турцию, по дороге схвачен запорожцами и отправлен в Москву, где вкрался в доверие бояр и действовал во вред Дорошенко. Перейдя на службу к гетману Самойловичу, сперва в звании войскового товарища, потом в чине генерального есаула, М. расположил к себе влиятельного тогда кн. В.В. Голицына и интригами низвергнул Самойловича. 25 июля 1687 г. М. был избран малороссийским гетманом и в этом качестве принимал участие во втором крымском походе Голицына. В 1689 г., во время пребывания своего в Москве, М. понравился Петру и уехал в Малороссию, вполне успокоенный за свое гетманство. В начале 90-х гг. ему пришлось много хлопотать над усмирением восстания так называемого Петрика на Украине. В обоих походах Петра к Азову М. принимал самое деятельное участие и приобрел большое доверие Петра. В начале Северной войны М. весьма деятельно помогает Петру I; в 1705 г. он совершает поход на Волынь, на помощь союзнику Петра – Августу; в 1706 г. состоялось свидание Петра с М. в Киеве, где М. деятельно принялся за постройку заложенной Петром Печерской крепости. В этот же период времени, однако, М. задумывает измену Петру, переход на сторону Карла XII и образование из Малороссии самостоятельного владения, под верховенством Польши. Существуют сведения, что первый замысел измены обсуждался М. и вдовой княгиней Дольской, по первому мужу Вишневецкой, в конце 1705 г. Позже М. вступает в тайные переговоры сперва с кн. Дольской, затем с королем Станиславом Лещинским и в октябре 1707 г. открывается своему генеральному писарю Орлику. Незадолго перед тем он обвинил фастовского полковника Палея в измене Петру и в стремлении изменить порядок украинской жизни, в пользу казацкой голытьбы и черни. Изветы М. были приняты благосклонно; Палей был отправлен в Москву, а оттуда сослан в Томск. Но и сам М. уже с 1688 г. подвергался постоянно доносам, варьировавшим одну и ту же тему: М. – поляк, он собирается изменить московскому царю и перейти на сторону его врагов, он дружит с поляками и желает завести на Украине польские порядки. Доносам на М. не верили, доносчиков пытали и наказывали, а доверие Петра I к гетману только все больше возрастало. В 1708 г. М. пользовался им неограниченно. В то время, когда М. уже значительно подвинул переговоры с Лещинским и Карлом XII, последовал новый, самый опасный донос на М., со стороны Кочубея и Искры . Напуганный этим доносом, М., после успешного для него исхода следственного дела, еще энергичнее повел переговоры со Станиславом Лещинским и Карлом XII, закончившиеся заключением с ними тайных договоров. М. предоставлял шведам для зимних квартир укрепленные пункты в Северщине, обязывался доставлять провиант, склонить на сторону Карла запорожских и донских казаков, даже калмыцкого хана Аюку. По договору с Станиславом, вся Украина с Киевом, Северщина с Черниговом и Смоленск присоединялись к Польше, М. же становился властителем воеводств полоцкого и витебского, с титулом князя и на правах, сходных с правами герцога курляндского. Перед некоторыми из старшин, которым открылся М., текст договора был скрыт, а целью его указывалось освобождение Малороссии от московской власти и образование из ее самостоятельного государства. М. рассчитывал, что почти вся старшина и большинство казаков изменит Петру, так как Украина, еще недавно присоединенная к России и неустроенная, была недовольна московским правительством, особенно в виду распространявшихся слухов, что Петр собирается сильно ограничить ее автономию и уничтожить многие старые порядки. К тому же М. полагал, что перед победоносным Карлом Петр окажется бессильным. Между тем в Малороссии уже существовала упорная борьба казачества и старшины; последняя мечтала о порядках, напоминающих польские, шляхетские, но первое возлагало надежды свои на уравнивающую силу монархизма. Осенью 1708 г. Петр приглашает М. присоединиться с казаками к русским войскам под Стародубом; М. медлит, ссылается на свои болезни и смуты в Малороссии, вызванные движением Карла XII на Ю и его предложениями – и в тоже время совещается со старшинами, примкнувшими к нему, ведет переговоры с Карлом через Быстрицкого и дипломатические речи с Меншиковым через Войнаровского. Меншиков решает поехать к больному М. Тогда М. быстро бежит (в конце октября) с левого берега Десны к Карлу, стоявшему лагерем в 10 в. от Новгорода-Северска, в Горках. С М. было всего 1500 казаков. Из шведского лагеря гетман пишет письмо Скоропадскому, стародубскому полковнику, выясняя причины своей измены и приглашая старшину и казаков последовать его примеру. Между тем Меншиков, узнав об измене М. берет приступом и разоряет Батурин, а Петр 6 ноября, на раде в Глухове, приказывает избрать нового гетмана. Согласно желанию Петра, избран Скоропадский. 12 ноября М. предан анафеме; царь издает тогда же манифесты к верному малорусскому народу. К шведам, кроме отряда М., присоединились только запорожцы, в числе 3000 чел., под начальством своего кошевого – Кости Гордиенка. Некоторые из старшин, изменивших Петру, вскоре стали уходить от М. к царю. Первыми бежали от Карла Данило Апостол и Игнатий Галаган. После полтавской битвы Карл и М. бежали на Ю к Днепру, переправились у Переволочны, где чуть не были захвачены русскими войсками, и прибыли, наконец, в Вендоры. Султан турецкий отказался выдать М. царскому послу Толстому; не помогли и 300000 ефимков, которые Петр предлагал великому турецкому муфтию за содействие к выдаче бывшего гетмана. Но силы М. уже были подорваны; он умер 22 августа 1709 г. По распоряжению племянника М., Войнаровского, тело его было перевезено в Галац и там похоронено. См. Н. Костомаров, «Руина» и «М. и Мазепинцы»; статьи и заметки о М. в «Киев. Стар.» (1882, № 4; 1883, № 7; 1884, № 12; 1885, № 7 и. 12; 1886, № 12; 1887, № 1 и 2; 1888, № 5); «Liste alphabetique des portraits russes», par A. Wassiltschikoff (1875, 1, 497, с портретом); ст. А. М. Лазаревского в «Русск. Арх.» (1876, № 12); А. Е. Д – ого, в «Киевск. Телегр.» (1866,. № 1, 2, 3 и 4); А. Терещенко, в «Русск. Арх.» (1865, № 9), о М. и Палии в «Черниг. Лист.» (1862, № 4, 5, 6 и 8), о М. и Горленках в «Вест. Европы» (1872, т. III, ст. де. Пуле). Судьба М. интересовала многих писателей и поэтов наиболее ценны поэтические изображения М. Пушкиным, Байроном, Готшаллем и Словацким.
И. Ж.

Ссылка на страницу: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Теги: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Просмотров: 230 | | Рейтинг: 0.0/0 Символов: 41387

ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам

Всего комментариев: 0
avatar


close