Главная » Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона


14:16
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Мальтоза
Мальтоза (техн.). – Чистую М. приготовляют лишь в весьма ограниченном количестве для лабораторных целей. М. входит в состав М.– декстринных сиропов, приготовление которых производится заводским путем. Несколько лет назад в западной Европе производство таких сиропов начало приобретать некоторое значение; однако оно не получило сколько-нибудь значительного развития. Материалами для получения М.-декстринных сиропов служат ячменный солод и различные крахмалистые материалы: обыкновенные сорта крахмала, картофель и зерновые хлеба. Получение М.-декстринного сиропа из крахмала производится действием на крахмальное молоко солодового настоя, приготовляемого настаиванием 1 части дробленого солода с 2 – 5 ч. воды при 30° в продолжение нескольких часов. Крахмальное молоко из 1 ч. крахмала на 12 ч. воды с 5 – 10% солодового настоя размешивают в течение часа, постепенно повышая температуру до 80° Ц., затем нагревают 1/2 часа в закрытом котле под давлением 11/2 атмосферы и жидкость охлаждают до 48° Ц.; после этого вновь прибавляют солодового настоя от 10 до 20%, смотря по тому, желают ли получить сироп или твердый продукт (в последнем случае берут больше солодового настоя), дают стоять при 48° Ц. в продолжение часа, процеживают чрез бумагу или войлок, уваривают в вакуумаппарате до 28° В., еще раз процеживают, уваривают в таком же аппарате до 38° В. и процеживают через костяной уголь. Если был взят избыток солодового настоя, то процеженный чрез костяной уголь сироп застывает по охлаждении в твердую массу. Из зерновых хлебов наиболее удобным материалом для приготовления таких сиропов служит маис. Последний сначала размачивают после предварительного дробления, или прямо в зерне; в последнем случае после размачивания раздавливают между вальцами; размоченный и размельченный маис обрабатывают солодовым настоем подобным же образом, как при переработке крахмала. Такой сироп из маиса содержит 78,7% М., 1,5% несахара и l9,8% воды. М. декстринные сиропы могут во многих случаях заменять обыкновенную патоку. К числу М.-декстринных сиропов относятся различные сорта так наз. «мальц-экстракта» или солодового экстракта. Для приготовления этого продукта 1 ч. дробленого солода замачивают сначала в течение нескольких часов с равным объемом воды; затем прибавляют в 4 раза большее количество воды, настаивают 3 – 4 часа при 65° – 70° Ц. и под конец нагревают до кипения. Полученный водный экстракт процеживают чрез сито и сгущают в вакуумаппарате до консистенции сиропа. Такой экстракт содержит 28 – 35% воды, 25 – 30% М., 20 – 26% декстрина, около 8% белков и 3 – 31/2 золы. Готовят также совершенно Сухие солодовые экстракты в виде светло-желтого рыхлого порошка. В виду легкой усвояемости мальц-экстрактов организмом, их употребляют для диетических целей. Ср. Н. Тавилдаров, «Химическая технология сельскохозяйственных продуктов» (т. 1, 1888).
В. Руднев.
Мальцовы
Мальцовы – дворянский род, восходящий к началу XVII в. Члены его в начале XVIII в. частью поступили в духовное звание, частью были записаны в число мастеровых тульского оружейного завода. При Екатерине II двое М., богатые заводчики, были возведены в дворянское достоинство (1775). В 1881 г., по смерти ДТС. М., фамилия его передана была племяннику его, Юрию Степановичу Нечаеву. Род М. внесен в род. кн. губ. Астраханской, Воронежской, Калужской, Курской, Московской, Оренбургской, Орловской, Полтавской, Рязанской, Саратовской, Симбирской, Харьковской и Ярославской.
В. Р.
Мамин
Мамин (Дмитрий Наркисович, псевд. Мамин-Сибиряк) – известный беллетрист, сын священника, род. в 1852 г. на Урале, в Высимо-Шайтанском заводе. Окончив пермскую семинарию, в 1871 г. поступил в медико-хирургическую акд., по ветеринарному отделению. В 1876 г. перешел на юрид. факул. спб. унив., откуда вышел, не окончив курса. М. обратил на себя внимание рядом рассказов и романов, рисующих приисковую деятельность на Урале, с ее привлеченными «жилкой» хищными искателями наживы, суровым военным начальством, прожектерами, бешеной расточительностью и недолгим богатством. В произведениях этой категории много действия, сложная и интересная интрига, разнообразие характеров и лиц; иногда, в ущерб интересу психологическому, господствует этнографический элемент. Другая излюбленная тема М. – мир детей. Произведения М. из детской жизни полны искренней задушевности. М. пишет не только о детях, но и для детей, являясь деятельным сотрудником «Детского Чтения», «Детского Отдыха» и др. Работая легко, М. пишет очень много. Главнейшие из его произведений: «Приваловские миллионы» (роман, «Дело», 1883), «Бойцы» («Отеч. Зап.», 1883), «Горное гнездо» (ром., «Отеч. Зап.», 1884). «На улице» (роман, рисующий мир мелкой прессы; «Русская Мысль», 1886), «Нужно поощрять искусство» (пов., «Северн. Вестн.», 1887), «Три конца» (ром., «Русская Мысль», 1890), «Братья Гордеевы» (ром., «Русская Мысль», 1891), «Золото» (ром., «Сев. Вестн.», 1892), «Детские тени» («Русск. Богат.», 1892), «Весенние грозы» (ром., «Мир Божий», 1893), «Черты из жизни Пепко» (Русское Богатство", 1894), «Враг» (там же, 1895) и мн. др. Вышли отдельным изданием: «Уральские рассказы», «Горное гнездо», «Золото», «Весенние грозы», «Хлеб», «Сибирские рассказы», «Три конца», «Детские тени», «Детские рассказы и сказки».
М. Ц.
Мамелюки
Мамелюки или Мамлюки (арабск. «приобретенные в пользование», т. е. рабы, также бахриты или бахариты, от бахр – «море» или «большая река», т. е. Нил) – название рабов тюркского племени, которые в большом числе были закуплены египетскими Эюбидами и зачислены в армию. Вскоре они получили большое влияние и стали замещать важнейшие должности в государстве. После убиения последнего эюбидского правителя Туран-шаха, в 1250 г., они сделались властелинами Египта, в лице эмира Айбека, основателя династии Багаридов. Зачительнейший из М. этой династии, после Б(е)ибарса I – Килавун (Альмалик аль-Мансур, 1279 – 90), удачно воевал с франками и монголами, проникшими до Алеппо; влияние египетской державы простиралось при нем до Мекки и Иемена. Для утверждения своей власти он окружил себя новыми мамелюкскими войсками, которые, по месту своего происхождения, были названы черкесскими. В 1382 г. династия Багаридов была низложена черкесским М. Баркуком. Основанная им Черкесская династия управляла Египтом до 1517 г.; представители ее обыкновенно именуются борджидами или бурджитами, по башнеобразным казармам (бурдж) каирской цитадели. Сын и преемник Баркука, Фарадж (1398 – 1412), вынужден был признать себя вассалом Тимура. При Хошкадеме (1461 – 67) начались столкновения между Египтом и османскими султанами, тем временем завладевшими Константинополем. При Кансув аль-Гури (1501 – 1616) ведена была неудачная война с португальцами, ради защиты торговых интересов Египта. Еще более роковою для Кансувы оказалась война, предпринятая им, в качестве союзника шаха персидского, против турецкого султана Селима и окончившаяся уничтожением египетской армии. Кансува пал в несчастной битве при Мердж-Дабике у Алеппо, в 1516 г. Турки вторгнулись в Египет и геройская оборона Туман-бея II не могла спасти государства. 14 апреля 1517 г. Туман-бей был повешен; с тех пор Египет сделался провинцией Оттоманской империи. С наступившим разложением турецкой власти в Египте вредное влияние М. опять стало заметно, пока Мегмет-Али, 1 марта 1811 г., не велел избить 470 мятежных беев. Ср. Макризи в перев. Quatremere («Histoire des Sultans Mamlouks de l'Egypte» (П., 1837 – 41); Weil, «Geschichte der Chalifen» (т. IV, Штуттг., 1860).
Мамонт
Мамонт (Elephas primigenius) – вымершее животное четвертичного периода . По строению скелета М. представляет значительное сходство с ныне живущим индийским слоном, которого несколько превосходил величиной, достигая 5,5 м. длины и 3,1 м. высоты. Громадные бивни М. до 4 м. в длину, весом до 100 кгр., были вставлены в верхнюю челюсть, выставлялись вперед, загибались кверху и расходились в стороны . Коренные зубы, которых у М. было по одному в каждой половине челюсти, несколько шире чем у слона и отличаются большим количеством и твердостью пластинчатых эмалевых коробочек, заполненных зубным веществом . Кожа М. была покрыта густой шерстью, среди которой выдавались грубые, длинные, щетинистые волосы; на шее и задней части головы эти волосы выростали в гриву, спускавшуюся почти до колен. Кости и особенно коренные зубы встречаются весьма часто в отложениях ледниковой эпохи Европы и Сибири, и были известны уже давно и по своим громадным размерам, при всеобщем средневековом невежестве и суеверии, приписывались вымершим великанам. В Валенсии коренной зуб М. почитали как часть мощей св. Христофора, и еще в 1789 г. каноники св. Винцента носили бедренную кость М. в своих процессиях, выдавая ее за остаток руки названного святого. Более подробно удалось ознакомиться с организацией М. после того, как в 1799 г. тунгусы открыли в вечномерзлой почве Сибири, близ устья р. Лены, цельный труп М., вымытый весенними водами и превосходно сохранившийся – с мясом, кожей и шерстью. Через 7 лет, в 1806 г., отправленному академией наук Адамсу удалось собрать почти полный скелет животного, с уцелевшими отчасти связками, часть кожи, некоторые внутренности, глаз и до 30 фн. волос – все остальное уничтожили волки, медведи и собаки. Собранный скелет М. находится теперь в С.-Петербурге, в музее Императорской академии наук. При исследовании, в желудке и складках зубов М. обнаружены иглы хвойных и молодые побеги лиственных деревьев, служившие пищей названному животному. В настоящее время кости и зубы М. найдены в плиоценовых отложениях Норфолка в Англии и ледниковых образованиях почти всей Европы, за исключением Южной Италии, Испании, Скандинавии и Финляндии, а разновидности его населяли в плиоцене и ледниковую эпоху почти всю Сев. Америку. Но классической страной по обильному нахождению и прекрасному сохранению остатков М. считается Сибирь и особенно Ново-Сибирские о-ва. В Сибири бивни М., вымываемые весенними водами и собираемые туземцами, составляют предмет значительной отпускной торговли, заменяя в токарных изделиях слоновую кость. По Миддендорфу за последние 200 лет из Сибири вывозились ежегодно не менее 100 пар бивней М. В 1887 – 93 гг. на ярмарки в Якутске продавалось ежегодно 1100 – 1700 пд. мамонтовых бивней, по цене 24 – 37 руб. за пуд, на сумму 30000 – 55500 руб. Нахождение на глубоком севере Сибири трупов М., между тем как ближайшие современные родичи этого последнего – слоны – обитают исключительно под тропиками, могло считаться загадочным только до тех пор, пока не ознакомились с особенностями организации М. Поэтому предположение, что находки остатков М. свидетельствуют о более теплом климате, в прежнее время, тех стран, где эти остатки встречаются или, что трупы М. перенесены на крайний север реками из более южных широт, не находит в настоящее время защитников. Напротив того, нахождение остатков мамонта в Европе, Азии и Сев. Америки считается доказательством более сурового климата этих стран в современную мамонту ледниковую эпоху.
Б.П.
Мамонтовая кость добывается, преимущественно, в июне, когда, после спада весенних вод, мамонтовые бивни (по-сибирски – рога) либо обнаруживаются на берегу, либо торчат в местах обмыва; инородцы обходят такие места, и, в доказательство права собственности на найденные бивни, кладут на них две перекрещенные ветви, после чего никто другой уж их не тронет. Добывание мамонтовой кости не составляет правильного промысла, так как всегда носит случайный характер, но, в общем, доставляет населению довольно хороший заработок, впрочем уменьшающийся с каждым годом: в 1888 г. было добыто в Колымском округе 1500 пд., в 1889 г. – 950 пд., а в 1891 г. из Якутской области было вывезено только около 700 пд. На месте «рог» в 3 пд. продается за 10 – 30 р.; См. И. В. Шкловский. «Очерки природы и населения крайнего северо-востока Сибири» («Землеведение», 1894, 1).
С. Б.
Манагуа
Манагуа (Managua) – главный город среднеамериканской республики Никарагуа, под 12°7' с. ш., на берегу озера того же имени. 27000 жит., водопровод, фабрика льда, сельскохозяйственные продукты.
Мангровы
Мангровы – Так наз. прибрежные, почти исключительно приморские леса тропических стран, селящиеся на илистой, жирной почве низких берегов, затопляемых приливом. Они состоят из деревьев разных семейств, но преимущественно из манглей (Rhizophora Mangle) семейства ризофоровых и других родов того же семейства: Bruguiora, Kondelia и пр. Мангли попадаются на поморьях всех стран, другие же 2 названные рода только в Старом Свете и преимущественно в Африке. Мангли пускают из стволов своих обильные воздушные корни, укрепляющиеся в почве и придающие всему дереву устойчивость и способность успешно выдерживать напор волн. К тому же, между прочим, служат и воздушные корни, выступающие из ветвей дерева и спускающиеся до почвы, в которой и укореняются. К ризофорам присоединяются деревья из других семейств, авицений (Avicenia) из вербеновых и пр. М. так густы, образуют такую чащу, что чрез нее почти невозможно пробраться, тем более, что и почва под ними чрезвычайно вязка. Среди этих своеобразных лесов живет множество животных, начиная от моллюсков и кончая гадами, птицами и млекопитающими. М. представляют нечто особенно своеобразное, характеризующее низкие поморья всех тропических стран не только материковых, но и островных. Они распространяются также по устьям рек и их низовьям.
Мангуста
Мангуста (Herpestes) – род хищных млекопитающих из сем. виверровых (Viverridae). Пальцеходящие виверровые с невтяжными тупыми когтями, маленькой головой, вытянутым телом, короткими ногами, умеренной длины хвостом, который утончается к концу, по большей части с 5 пальцами на передних и задних ногах, с голыми или покрытыми редкой шерстью подошвами, с заднепроходными железами, но без железистого мешка; мех грубый и длинный. Многочисленные виды этого рода живут в южной Азии, Африке и один в южной Европе; охотятся днем и питаются особенно птицами, мышами и насекомыми; истреблением вредных животных некоторые виды приносят пользу человеку (напр. мунго), другие (напр. ихневмон) вредны истреблением домашней птицы. Мунго, мунгос, индийская мангуста (Н. griseus Ogilby s. pallidus Wagn.) светло-серого цвета с серебристыми крапинками, ноги черноватые, щеки и горло рыжеватые, хвост без кисти на конце, морда короткая, снизу гладкая с голой средней бороздкой; длина тела 50 стм., хвост почти такой же длины. Водится в Индии, легко приручается и нередко содержится в неволе. Очень полезен истреблением ядовитых змей, не исключая и очковой. Яд змей для него опасен и лишь чрезвычайная ловкость позволяет ему одолевать крупных ядовитых змей. Полезен также истреблением грызунов; в 70-х гг. М. развели на Ямайке, для истребления крыс; принесенную здесь мунго пользу оценивают в 2 милл. марок. Мелон, мелончилло (Н. Widdringtonii G ray) черного цвета с белыми крапинками, нос, ноги и конец хвоста черноватые; шерсть короткая; передняя часть шеи и нижняя сторона почти голые, хвост без кисточки, морда как у предыдущего; длина тела 60, хвоста 50 стм. Водится в Испании, особенно в речных долинах Андалузии и Эстремадуры. Шерсть его употребляется для приготовления кисточек. Животное это еще мало известно. Зебровая М. (Н. fasciatus Desm.) с 9 – 15 парами довольно правильно чередующихся черных и чалых поперечных полос; мордой и нижней стороной ржавого цвета, черным концом хвоста (без кисти); морда выдающаяся, снизу покрыта шерстью и не имеет бороздки; длина тела 40 стм., хвоста 20 стм. Водится в вост. Африки от Капской колонии до Абиссинии и зап. Африки. Сюда же относится ихневмон или фараонова мышь (Н. ichneumon).
Н. Кн.
Мандарин
Мандарин – европейское обозначение китайского гуань – «чиновник».
Мандарины
Мандарины – (Citrus nobilis Loureiro) – особый вид рода Citrus (померанцы). Деревцо, не превышающее 4 м. вышины, или кустарник. Листья сравнительно небольшие, овально-ланцетные, черешки почти без крылышек или только слегка крылатые. Цветы белые, плоды величиною с крупный абрикос и сплюснуты от основания к верхушке, так что ширина их заметно больше высоты. Кожа приростает к мясу неплотно: Сильный аромат этих плодов не так приятен, как у апельсинов, но мясо необыкновенно сладко. Родом из южного Китая и Кохинхины. В Европу введен в начале нашего века. Легко удается в Испании, Алжире и даже южной Франции. Вероятно, может разводиться и за Кавказом, напр. в Батуме, Сухуме, Ретут-Кале и пр.
Мандолина
Мандолина или mandola (итал.) – струнный инструмент, небольших размеров, схожий с лютней, но только с менее длинной шейкой и с меньшим числом струн. Струны задеваются играющим не пальцами, а перышком или деревянной пластинкой. Так как металлические струны М. издают короткий звук, то протяжные ноты достигаются быстрым повторением одного и того же звука. Южные страны Европы считаются колыбелью М. Наиболее распространена неаполитанская М., с 4 струнами, имеющими строй скрипки, и еще четырьмя, строющимися с предыдущими в униссон. Апликатура скрипичная. Миланская М. имеет не четыре, а пять двойных струн. К М. часто присоединяют и гитару. Художественное применение М. сделал Моцарт в своей опере «Дон-Жуан» в серенаде. В Петербурге существует общество любителей игры на М.
Н. С.
Мандрагора
Мандрагора (Mandragora Juss.) – род растений, из семейства пасленовых (Solanaceae). Это – многолетние травы, растущие по берегам Средиземного моря (преимущественно в Греции) и на Гималайских горах. На подземном, мясистом, крупном, ветвистом, редькообразном корневище этих растений развиваются овальные или ланцетные листья и многочисленные пазушные цветки, сидящие на длинных ножках. Цветок обоеполый, состоящий из пятираздельной крупной чашечки, пятилопастного колокольчатого венчика, пяти тычинок и пестика, с одногнездою, многосеменною завязью. Плод – ягода. Всех видов М. насчитывается до 4, из них М. officinalis Mill., М. vernalis, весенняя М., и М. automnalis (осенняя м.) распространены в Европе по всему побережью Средиземного моря; эти виды известны были в глубокой древности; корневища их употреблялись как амулеты и приворотное зелье. Крупные, мясистые корневища часто посередине разветвляются на две части и, будучи покрыты нежными волосистыми корнями, принимают некоторое подобие человеческой фигуры, вследствие чего Колумелла называл их planta semihominis (трава-получеловек), а Пифагор – anJrwpomorjh (человекоподобное растение).
С. Р.
Мандрил
Мандрил (Cynocephalus mormon Wagn.) – обезьяна из собакоголовых или павианов. Вместе с близким к нему дрилом М. отличается от других павианов очень большой головой с утолщениями на щеках, плотным сложением, коротким хвостом и очень сильно развитыми ярко окрашенными седалищными мозолями. Цвет М. сверху темнобурый с зеленоватым оттенком, снизу беловатый, борода на подбородке ярко-желтая, утолщения на щеках голубые, нос красный, седалищные утолщения окрашены красным и синим цветами; длина тела до 1 м. (и более), хвост лишь 5 стм. Водится в Гвинее, образ жизни мало известен. М. отличается крайней необузданностью в половом отношении, легко приходить в ярость, резко выделяясь в этих отношениях даже из всех павианов. В молодости М., впрочем, понятливы и легко приручаются, в редких случаях попадаются и вполне послушные взрослые М. Дрил (C.leucophaeus), водящийся там же, несколько меньше (длина тела 85 стм., хвоста 8 стм.), отличается черным лицом и некоторыми другими особенностями окраски, но в общем очень близок к М.
Н. Кн.
Мане
Мане (Эдуард Manet, 1832 – 83) – франц. живописец-жанрист и гравер, родоначальник импрессионистов, с детства выказывал влечение к искусству; начал свою карьеру в морской службе и в юности совершил плавание на корабле в Pиo-деЖанейро. Это путешествие усилило его страсть к живописи, которой посвятил себя всецело по возвращении своем в Париж. М. поступил, в 1851 г., в ученики к Кутюру и занимался под его руководством около 6 лет. Покинув мастерскую этого художника, М. предпринял поездку в Голландию, Германию и Италию и изучал в музеях этих стран великих колористов, в особенности Рембрандта и Веласкеса. Вскоре, однако, он отрекся от всяких образцов и от всяких преданий, поставив себе задачей полный натурализм, сколь возможно верное и сильное воспроизведение общего впечатления природы, эффекта света и красочных пятен, без заботы о содержании картины, о красоте форм, выделке деталей и изяществе исполнения. Это направление художника приобрело ему многих порицателей, но также и многих хвалителей. Картины М., полные жизни и характера, писанные смелою, доходившею иногда до грубости кистью, долго не находили себе доступа в годичные парижские салоны, как произведения антихудожественные и порою безнравственные. Это побудило его, в 1867 г., устроить свою отдельную выставку. Двери салона открылись для него только 10 лет спустя, когда он сам и примкнувшая к нему группа искателей новизны и неприкрашенной естественности в искусстве мало-помалу завоевали себе расположение публики. Наиболее характеристичные картины М. – «Завтрак на траве» (1863), «Олимпия» (1865; находится в Люксембургском музее), «Любитель пива» (Bon bock, 1873), «Девочка, смотрящая на железнодорожный поезд» (1874), «Костюмированный бал в парижской опере» (1874), «Нана», «Скачки в Булонском лесу» и нек. др. М. занимался также гравированием и, сверх снимков со многих из своих картин, прекрасно исполнил аквафортным способом воспроизведения «Мадонны с кроликом» Тициана, «Портрета Тинторетто», писанного им самим, и «Маленьких всадников» Веласкеса.
А. С – в.
Манеж
Манеж – здание, приспособленное для верховой езды, а также огороженное для этой цели место на плацу. В последнем случае М. называется открытым. М. весьма удобен при первоначальном обучении верховой езде. в кавалер и при выездке молодых лошадей. Закрытый манеж, кроме того, дает возможность производить занятия в дурную погоду и при искусственном освещении: поэтому М. обыкновенно пользуются и пехотные войска.
Манетон
Манетон (ManeJwn, ManeJwV, ManeJw) – первосвященник и секретарь египетских храмов во время Птолемеев I и II. С его именем соединяется представление о начале культа Сераписа. Ему приписываются философские, богословские и исторические, большею частью потерянные сочинения, напр. «Краткая физика» (jusikwn epitomh), «О праздниках» (peri ўEortvn), «О старине и благочестии» (peri arcaismou kai eusebeiaV), «Против Геродота» (ta proV Hrodotou), и сохранившиеся 6 книг астрологического сочинения Apotelesmatika. Особенно важны для современной науки Aiguptiaka или Aiguptiakh istoria; в этом труде он изложил на греческом языке прошлое своей родины, желая познакомить с ним, на основании первоисточников, Запад, который до тех пор мог знать об Египте только из Геродота и других, подобных ему, писателей. Будучи туземцем, имея доступ к египетской литературе, обладая эллинистическим образованием и вместе с тем сохраняя древнеегипетские традиции, М. мог с успехом выполнить задачу. Известностью, однако, труд М. в древности не пользовался, потому сохранился только в извлечениях Иосифа Флавия и христианских писателей Евсевия и Африкана. Первый приводит в своем памфлете против Апиона отрывки из истории 15 – 19 династий, последние – таблицу династий, с перечнем фараонов, с годами их царствований и некоторыми заметками, доказывающими, что традиция птолемеевских времен относительно древнейших династий опиралась на сказки и легенды. Далеко не всегда возможно согласить данные М. с результатами египтологических находок: помимо разности классической и птолемеевской традиций, имена царей искажались как греческой транскрипцией, так и переписчиками; к цифрам также следует относиться с осторожностью. При всем том М. – самый важный из всех авторов, погречески писавших об Египте; его схема истории Египта, с некоторыми изменениями, до сих пор служит основной. К сожалению, самые отрывки его труда известны лишь из третьих рук – Георгия Синкелла, армянского перевода Евсевия и Excerpta Barbari. Вероятно в подлиннике пользовался М. Африкан, Евсевий же имел под руками позднейшую переработку, сделанную с тенденциозной целью. Отрывки издал Muller («Fragmenta Istoricum», II, 511). Ср. Bockh, «Manetho und Hundsternperiode» (Берл., 1845); Lepsius, «Chronologie d. Aegypter» (в «Зап. Берл. Акд.»; 405); его же, «Konigsbuch»; Unger, «Chronologie d. Manetho»; Krall, «Die Komposition und die Schicksale des Maneth. Geschichtswerkes» (Вена, 1879); Maspero, в «Recueil de travaux» (17, 66 и 121). Имя М. значит: «возлюбленный богом Тотом».
Б Т.
Манила
Манила (Manila) – гл. г. исп. генерал-капитанства Филиппинских о-вов, под 14°36' сев. шир. и 121° вост. д. (Гринич), на о-ве М. или Люцон, с большой, глубокой гаванью, при устье р. Пазига (55 км.), вытекающего из оз. Лагуна-де-Бей. 154062 жит. Собственно город – Ciodad murada, с исп. населением – окружен рвами и стенами, защищен крепостью и несколькими фортами. Собор XVI в., унив., торговая и морская школы и др. учебные заведения. На другом берегу 6 предместий; из них Бинондо; Тондо и С.-Круц – китайский г., средоточие торговли, промышленности и судоходства. Окрестности М. очень живописны. Главные предметы промышленности М. – сигары, приготовляемые на королевеских фабриках, снасти из манильской конопли, нанка, ковры, металлич. изделия, сахар. Заграничная торговля Филиппинских о-вов сосредоточивается главным образом в М., соединенной пароходным сообщением с вост. Азией и всеми частями света. Торговля преимущественно в руках английских, немецких и американских фирм. После Гоа М. – старейшая европейская колония в Индии в на соседних о-вах; основана в 1571 г. испанцами, заселена китайцами, положившими начало промышленности и торговле. Несколько раз происходили их восстания (одно стоило им 23000 чел.), несколько раз их изгоняли, но они снова возвращались. В 1762 г. китайцы поддержали англичан, завладевших городом и наложивших на него контрибуцию. М. часто страдала от землетрясений; в XIX в. их было 5, последнее – в 1880 г.
Маниок
Маниок (Manihot Adans.) – род растений из сем. молочайных . Многолетние травы или кустарники, редко древовидные; листья цельные или лапчато-рассеченные, лопастные и пр. Цветки однополовые, однодомные с хорошо развитою, часто ярко окрашенною чашечкою, состоящею из 5 частей; тычинок в мужских цветах 10, расположенных в 2 кружка; в женских трехгнездая завязь со сросшимися столбиками; плод сухой, раскрывающийся створками; семена с мясистыми придатками и белком. Всех около 80 видов, все американские, преимущественно бразильские, немногие доходят до Мексики. Главный вид М. utilissima (Jatroph. Manihot L.). Кустарник вышиною в 2 – 3 м., все растение сизо-зеленое, листья лапчато 3 – 7 раздельные, голые; коробочка снабжена узкими извилистыми крылышками. Корень длиною иногда в 1 м., а толщиною от 10 до 15 стм., содержит обильный крахмал, состоящий из мелких крупин, собранных в сложные маленькие кучки. Кроме крахмала заключает острое вещество, действующее как сильное слабительное и даже ядовитое, которое, впрочем, легко устраняется при сушке и промывании. Самый крахмал чрезвычайно питателен и легко варим. Грубо извлеченный он называется кассовою, а тщательно очищенный и переработанный в виде шаровидных просвечивающих крупин, наподобие перлового саго, известен под названием manioka. Из кассавы приготовляют муку и хлеб. М. теперь повсюду в продаже и представляет необыкновенно легко варимое кушанье, его прибавляют в супы, делают из него жидкую кашу и пр. М. распространен теперь во всех тропических странах и служит главною пищею бедного люда, особенно негров, как в Америке, так и в Африке. Кассаву доставляют также бразильские виды: М. palmata и М. cartliagenensis J. Mull.
А. Б.
Манихейство
Манихейство – религиозно-философское учение, широко распространенное некогда на Востоке и Запади, скрытно существующее, в различных видоизменениях, и доныне. Прежде М. считалось то христианскою ересью, то обновленным парсизмом; новейшие авторитеты (Гарнак, Кесслер) признают его самостоятельною религией, наряду с буддизмом, христианством и мусульманством. Родиною М. была Месопотамия, основателем – Сураик, сыи Фатака (у греч. пис. – PatekioV), персидскопарфянского княжеского происхождения, род. в 314 г. в Вавилонской области в местечке Мардину, близ Ктезифона. Его собственное имя, в искаженной форме Хурбик, сохранилось у христианских писателей, но более известен он под своим почетным прозванием: Мани (в греч. форме – ManhV) знач. дух или ум. Отец его переменил свою национальную религию (парсийскую), пристав к секте крестильников (сабиев, по-арабки мугтазила). В их учении воспитывался и Мани, но еще в отрочестве оставил его, как он уверял потом – по прямому указанию явившегося ему ангела. Старинный рассказ, в общем баснословный, о двух его предшественниках, Скифиане и Теревинее, прозванном Буддою, указывает, по-видимому, на религиозные влияния с дальнего Востока. Выступив в 238 г. с проповедью собственного учения, М. имел сначала большой успех; он обратил в свою веру брата персидского царя и был благосклонно выслушан самим царем Сабуром (Сапор) 1-м. Но вражда мобедов – жрецов господствовавшей религии – скоро заставила его удалиться из пределов Персии, после чего он долго путешествовал в Индии, Восточном Туркестане и, по некоторым известиям, даже в Китае, проповедуя с успехом, в то время, как ученики его насаждали новую веру в различных областях римской империи. Он вернулся в отечество только при внуке Сабура, Бахраме I, который принудил его вступить в открытый спор с великим мобедом. Когда в конце этого спора Мани не согласился на требование своего противника решить дело судом Божиим – испытать истину посредством глотания расплавленного свинца, – и не показал никаких чудес в оправдание своей веры, Бахрам произнес такой приговор: этот человек производит волнения, могущие привести царство к разрушению, а потому прежде всего необходимо, чтобы он сам был разрушен, дабы предупредить дальнейшие последствия. По некоторым известиям, Мани был обезглавлен, а из его кожи сделано чучело, повешенное в городских воротах; по другим, с него живого была содрана кожа (277 г.). Незадолго до смерти он назначил себе преемником в управлении общиной Сисинния, предписав ему и всем последующим руководителям М. оставаться непременно в вавилонской области. Мани был человек книжный; из его сочинений, сохранявшихся среди арабских ученых еще в Х в. и позднее, известны по названиям и отрывкам: 1) Сабуракан, 2) Книга тайн, 3) Евангелие, 4) Сокровище оживотворения, 5) Дела гигантов, 6) Свет достоверности и основания или предписания для слушателей (распространен, на Западе в латинском переводе, под назв. Epistola fundamenti) и 7) много писем. Только первая из этих книг была написана по-персидски, остальные – по-сирийски. Во вступлении к книге Сабуракан (сохранившемся в буквальном арабском переводе у полигистора Аль-Бируни), Мани так определяет свое религиозно-историческое положение: «Учение мудрости и добрых дел приносилось в мир время от времени, в непрерывной последовательности, чрез посланных Божиих. Так в один круг времени пришло это истинное учение чрез посланного, называемого Буддой, в земле индийской; в другое время через Зарадушта (Зороастра) – в стране персидской; еще в другое – через Иисуса, в краях западных. После того сошло (на землю) это нынешнее (т. е. манихейское) откровение и пocледoвало это нынешнее посланничество в настоящем новейшем веке, через меня, Мани, посланника истинного Бога, в стране вавилонской». По другим свидетельствам, Мани называл свое учение печатью (т. е. завершением) всех откровений, а себя самого объявлял тем параклетом (утешителем), которого обещал Христос по евангелию Иоанна.
М. исходит из того неоспоримого факта, что наша действительность есть смешение противоположных элементов и противоборствующих сил, которые окончательно сводятся к двум: добру и злу, или, говоря фигурально – к свету и тьме. Но «природа света едина, проста и истинна», следовательно, не допускает никакого положительного отношения к противоположному свойству зла или тьмы, которое, однако, несомненно существует и, не вытекая из добра или света, должно иметь свое собственное начало. Поэтому необходимо признать два безусловно самостоятельных первоначала, от века неизменных в своем существе и образующих два отдельные мира. Простота сущности не мешает различению форм; в области светлого или благого бытия Мани различает сначала само Божество, как такое, или «Царя светлости», его среду или «светлый эфир» и его царство или рай, «землю светлости». Божество имеет пять нравственных атрибутов или «членов» – любовь, вера, верность, мужество и мудрость; светлый эфир, понимаемый, очевидно, нематериально, есть носитель пяти умственных свойств – спокойствие, знание, рассуждение, «тайна» (или скрытность) и понимание; наконец, «земля светлости» имеет также пять «членов», или особых способов бытия, аналогичных «стихиям» нашего Мира, но только в их положительном или добром свойстве: воздух или благотворное веяние, ветер или прохлада, свет, вода и согревающий огонь. Каждое из основных качеств Божества, идеального эфира и светлой телесности имеет свою сферу блаженного бытия, в которой оно преобладает, а с другой стороны, все силы добра или света сходятся вместе для произведения одного конкретного существа – первочеловека или небесного Адама. Соответственным образом расчленяется мир тьмы и зла. Так, основные проявления или «члены» темной земли суть: яд или зараза (в противоположность благотворному веянию или благорастворенному воздуху), бурный вихрь (против освежающего ветра), мрак (против света), туман (против воды) и пожирающее пламя (против согревающего огня). Все элементы темного царства собираются воедино и сосредоточивают свои силы для произведения одного конкретного представителя тьмы – сатаны. Но тьма, по отрицательному существу своему, не может давать удовлетворения, и потому сатана устремляется за пределы своего царства, в область света. Против него высылается предназначенный для борьбы с тьмою первочеловек. Образованный сначала из десяти основ Божества и эфира, он теперь, в виде одежды и вооружения, воспринимает и пять элементов «светлой земли»: он надевает «тихое веяние», как внутренний панцирь, сверху облекается светом, как ризою, покрывается щитом из водяных облаков, берет ветер, как копье, и огонь, как меч. После долгой борьбы он побежден темными силами и заключен на самое дно ада. Посланные «матерью жизни» (тоже, что «райская земля») светлые силы освобождают его и водворяют в горний мир, но во время борьбы он потерял свое вооружение, и элементы, из которых оно было составлено, смешались с соответствующими противоположными элементами темной области. После победы света эта хаотическая материя осталась в его власти, и верховное божество хочет извлечь из нее то, что принадлежит светлому царству. Посланные им зиждительные ангелы устраивают наш видимый мир как некую сложную машину, для выделения света из его смешения со тьмою. Такой взгляд в основе оригинален и интересен, но в подробностях представляется ребяческим. Главную часть мировой машины Мави видел в месяце и солнце, которые он называл световыми кораблями. По его представлению, месяц непрерывно вытягивает или высасывает частицы небесного света из подлунного Мира и постепенно передает их, по невидимым каналам, солнцу, откуда они, уже вполне очищенные, поступают в горние небеса. Ангелы-зиждители, устроив физический мир, удаляются восвояси; но так как этот мир, хотя и предназначенный для выделения света из тьмы, пока еще содержал в себе и то, и другое начало, то в него получили доступ силы из темного царства, именно те, которые некогда поглотили и задержали в себе светоносный панцирь первочеловека. Эти князья тьмы (архонты) завладели подлунною областью и вели себя здесь очень дурно; из их неправильных сочетаний произошли земные люди – Адам и Ева, в которых и перешли световые частицы небесного «панциря». Затем передается довольно запутанный вариант к библейскому сказанию о разделении человечества на две линии – Сифову и Каинову. Потомки Сифа (Шитил) находятся под непрерывным попечением и руководством небесных существ, проявляющих свое действие, время от времени, чрез известных в истории избранников . Взгляд Мани на Христа представляет, в сохранившихся известиях, некоторое противоречие. По одним указаниям, небесный Христос действует чрез человека Иисуса, но без внутреннего соединения с Ним, и покидает Его при распятии; по другим – человека Иисуса вовсе не было, а был только небесный дух, Христос, с призрачною видимостью человека. С точки зрения Мани в этом вопросе важно было только устранить идею воплощения или действительного иидивидуального сочетания божественной и человеческой природы в Христе – а она одинаково устранялась и при том, и при другом из упомянутых представлений. – После совершенного откровения истины в учении самого Мани, «сыны света» извлекут и соберут все светлые элементы, заключенные в человеческом мире, и тогда возгорится все физическое мироздание, для окончательного выделения последних еще остающихся в нем световых частиц. После этого навеки утвердятся пределы двух миров и оба будут пребывать в полной и безусловной отдельности друг от друга. Учение о будущей жизни согласно с принципом двойного дуализма: между добром и злом с одной стороны, духом и материей – с другой. Души небесного происхождения, очищенные отчасти при жизни, отчасти после смерти (посредством различных мытарств, состоящих, главным образом, в страшных и отвратительных видениях), водворяются окончательно в «раю светлости», а души адского происхождения навеки утверждаются в темном царстве; тела же и тех, и других всецело уничтожаются, и ни о каком 'воскресении их не может быть речи. Мани различал в своем учении теоретическую часть от практической. Последняя сводится, в сущности, к обязательному аскетизму: воздержанию от мяса, вина и половых сношений. Не могущие этого вместить не должны вступать в число верующих, но могут спасти себя, помогая разными способами манихейской общине. Между самими верующими различаются 3 степени: слушатели, соответствовавшие «оглашенным» древней христианской церкви, избранные, соответствовавшие христианским «верным», и совершенные, соответств. церковному клиру. В М. была, по-видимому, определенно организованная иерархия: есть указания на епископов и на верховного патриарха, пребывавшего в Новом Вавилоне. Богослужебная сторона религии не получила в М. большого развития; известен, однако, сохранившийся и в позднейших средневековых отраслях М. обряд возложения рук, называвшийся «утешением» (consolamentum); на молитвенных собраниях пелись особые гимны, сопровождавшиеся инструментальною музыкою (предпочиталась лютня), и читались священные книги, оставшиеся от основателя религии. – М. после своего открытого распространения в III и IV вв., существовало долгое время потайным образом и на Востоке продержалось (в чистом виде) до Х или IX в. Жестокие гонения, которым оно подвергалось и на Востоке, и на Западе, не помешали его развитию; оно доказало свою жизненность такими широкими и крепкими разветвлениями, как павликианство, богумильство и в особенности западное перерождение последнего – ересь кафаров или альбигойцев . Источниками для изучения собственно М. служили прежде главн. образом: l) «Acta disputatiоnis Archelai cum Manete» – сочинение, написанное первоначально (как доказал Кесслер) на сирийском языке, но сохранившееся только в латинском (и отчасти греческом) переводе (изд. Rouер, «Reliquiae Sacrae», V, Оксф. 1848); хотя связанное с вымышленною историею, оно представляет ценные данные, – и 2) сочинения блаж. Августина, из коих некоторые, посвященные специально М., содержат выписки из манихейских книг; но Августин принадлежал в течение восьми лет к М. лишь на низшей ступени посвящения (auditor), почему сообщаемое им хотя достоверно, но недостаточно. В настоящем веке ученые ориенталисты открыли новые источники у арабских писателей; особенно важен в этом отношении изданный Флюгелем Фихрист-альулум («Сборник знаний»), с фрагментами из соч. Мани. Кесслер собрал и перевел сообщения о Мани и М. из 14 восточных писателей. Первое научное соч. М. явилось в прошлом веке: Beausobre, «Hisloire de Manichee et du Manicheisme». В нынешнем веке: Baur, «Das manich. Religionssystem» (Тюб. 1831); Flugel, "Mani, seine Lehre u. s.
Вл. Соловьев.

Ссылка на страницу: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Теги: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Просмотров: 301 | | Рейтинг: 0.0/0 Символов: 40401

ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам

Всего комментариев: 0
avatar


close