Главная » Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
14:34
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Могилев
Могилев на Днепре или Могилев губернский, как его принято называть, в отличие от Могилева уездного на Днестре – расположен по обоим берегам р. Днепра и рч. Дубровенки, при впадении последней в Днепр, на холмистом пространстве; имеет в окружности, с предместьями, около 13 в. Местоположение М. очень живописное. До присоединения к России в М. было домов 2003 (почти все деревянные), правосл. церквей 7 и монастыри 2 мужских и 1 женский, православная семинария, иезуитская коллегия и 2 католических м-ря. По сведениям за 1864 г., жителей было 35504, а к 1 января 1896 г. 48182 (25690 мжч. и 22787 жнщ.): православных 23365, католиков 2861, протестантов 1020, евреев 20711, проч. испов. 525; дворян 496, духовенства 210, почетных граждан и купцов 968, мещан 42875, крестьян 2434, воен. сословия 888, др. сословий 611. Православных церквей 19 каменных и 7 деревянных. Мужской м-рь Могилевско-Братский Богоявленский. Православный собор, заложенный в 1780 г. имп. Екатериной II и австрийским имп. Иосифом II в память их свидания, построен в греческом стиле, по плану Н. А. Львова. Иконостас написан (по преданию) известным художн. Боровиковским. В соборе частица от Животворящего Креста Господня и частицы мощей св. Иосифа Обручника и великомученика Пантелеймона. В Братском м-ре (основанном в 1620 г.) часть мощей пр. Афанасия афонского и чудотворная икона Божьей Матери. Римско-католических церквей 2 каменных и 1 деревянная, протестантских 1, еврейских синагог и молитвенных домов 11 каменных и 27 деревянных. Губернский музей основан в 1867 г. (сани Наполеона I, золоченое резное кресло, с которого наместники принимали поздравления в торжественные дни, грамота короля Сигизмунда III 1606 г. и т. д.). В историческом отделе музея до 250 предметов и 150 монет (особенно замечательны редкие арабские монеты); коллекция предметов, добытых в 1892 г. при раскопке курганов в 5 уездах. В этнографическом и сельскохозяйственном отделе собрано до 300 предметов. В 1864 г. в М. было 2907 домов, из которых особенно замечательны: городская ратуша, с высокой 8-угольной башней, построенной в 1679 г., и apxиeрейский дом, построенный Георгием Конисским. В 1887 г. построено хорошее здание для театра. Всех зданий в М. каменных 438 и деревянных 3816. Складов для товаров 8, лавок церковных и монастырских 61, общественных 15, частных 449. Жители христиане занимаются огородничеством, рыболовством, выделкой кож, конопляного масла, глиняной посуды, изделий из бересты (шкатулки и т. п.) и др. Под огородами до 300 дес., под садами до 100 дес. Яблоки и груши вывозятся в Смоленск, Витебск, Москву и Псков. Рыбы добывается от 1 1/2, до 2 тыс. пд. ежегодно. Фбр. и заводов было в 1893 г. 123, с 446 рабочими и производством в 345120 р.: кожевенных заводов 54, с производством до 147450 р., маслобоен 21, гончарных зав. 21, табачных фбр. 4, альбуминный зав. 1, круподерен 7, канатно-веревочных 3, мыловаренных зав. 2, мукомолен 1, пивоваренный зав. 1 (произв. 71760 руб.), свечной зав. 1, типографий 2, пенько-трепален 2. Торговлей в М занимаются преимущественно евреи. Прежде М. был средоточием белорусских торговых дорог и имел торговые обороты на 10 милл. рублей, а теперь, с проведением железных дорог (не захвативших его), торговля его значительно упала. Отделения банков государственного, дворянского и крестьянского, могилевское общество взаимного кредита, ссудо-сберегательные кассы чиновников при 8 правительственных учреждениях, общество взаимного страхования. Городских доходов в 1895 г. было 109535 руб., расходов – 109141 руб., в том числе на город. управление 13985 р., на народное образование 6540 р., на врача 725 руб., на благотворительность 1334 руб. Учебных зав. 106, с 2709 мальч. и 1200 девоч. Мужская и женская гимназия, 7-кл. реальное училище, духовная семинария, епархиальное женское училище, центральные фельдшерская и повивальная школы, городское 4-классное учил. с ремесленными классами, 2 приходских учил. (при одном женская смена), духовное учил., частное женское 4 кл. учебное завод., начальная школа и др. Еврейские учебные заведения – начальное учил., школы грамоты для мальч. и девоч., женское 3-кл. частное учил., элементарная школа, талмуд-тора, ешибот и хедеров около 38. Больница приказа общественного призрения и при ней отделение для душевнобольных, родильный институт и лечебница для приходящих; еврейская больница. Врачей служащих 14 и вольнопрактикующих 8 мжч. в 1 жнщ., ветеринарных врачей 2, аптек 7, аптекарских магазинов 6. Николаевский детский приют (52 ч., содержание – 4132 р.), сиротский дом (61 чел. – 9073 р), еврейских богаделен 22, богаделен при церквах 6; богадельня на 14 чел., устроенная Н. Гортынским. Женское благотворительное общество (в 1893 г. расход 4099 р.); Богоявленское братство, имеющее целью духовнонравственное просвещение народа; общество вспомоществования бедным ученицам женской гимназии, общество исправительных приютов. Общество врачей, общество сельского хозяйства, музыкально-драматическое общество. Публичная библиотека с читальней, 1 библ. при клубе и 2 частных. Во время навигации из М. ходят пароходы в Киев и Оршу.
А. О. С.
История. Летописи, упоминая о многих селениях и городах, соседних с М., не говорят о нем до XIII в. Около 1267 г. галицкий кн. Лев Данилович построил на месте нынешнего города замок, назвав его Могилевом, по принятому объяснению – от множества могил, окружавших его. Управляемый старостами, М. находился сначала во владении литовских князей, а потом польских королей. В актах имя М. начинает встречаться только с 1320 г., когда он был в зависимости от витебских князей. С 1526 г. могилевский замок стал называться городом. В течение XVI в. М. много страдал от нападений русских (1515, 1519, 1535, 1564 и 1580 гг.) и малороссийских казаков (с 1588 по 1596 г.). В 1632 г. православной части населения удалось учредить в М. православную eпapxию, независимую от униатской полоцкой. Под влиянием и в связи с религиозными волнениями жители в 1640 г. возмутились против магистрата, но бунт окончился казнью главных виновников. К концу XVII в. униаты и католики имели в М. значительный перевес над православными. В 1648 г. город заняли казаки, предводительствуемые атаманом Гладким; в 1654 г. жители М. добровольно сдались Алексею Михайловичу, но когда они заметили, что военное счастье переходит на сторону Польши, они перебили русский гарнизон и передались (1661) польскому королю. В 1706 г. в М. более месяца прожил Карл XII и взял в виде контрибуции около 10 пудов церковного серебра, из которого чеканил деньги. В 1707 г. под стенами М. происходило жаркое сражение между русскими и шведами. В следующем году, не желая, чтобы М. оставался опорным пунктом для шведов, Петр I приказал его сжечь. Возвращенный в 1772 г. России, М. с 1778 г. – главный город наместничества того же имени; в 1796 г. вошел в состав Витебской губ.; в 1802 г. – губ. город Могилевской губ. В 1812 г. М. занял маршал Даву, с 70000 корпусом. Еще с XIV в. М. был известен, как торговый город; торговля велась преимущественно с русскими городами, Киевом, Кенигсбергом, Данцигом, Лейпцигом и Ригой. В нем уже тогда жили разные ремесленники (более всего слесарей), изделия которых составляли одну из торговых статей города. Ср. «Хронику г. Могилева» Трубницкого. перев. Гортынским, в «Чтен. Моск. Общ. Ист. и Др.» (1887 г., № 3); «Памятная книжка виленского генерал-губернаторства на 1868 г.».
В. Р – ов.
Могилы
Могилы. – С какого времени человек стал заботиться о своих мертвых, сказать трудно. Некоторые археологи полагают, что он не прилагал еще таких забот в течение древнейшего каменного, так назыв. палеолитического века. Мнение это основывается на том, что до сих пор, в Европе по крайней мере, не было найдено М. несомненно относящихся к этой отдаленной эпохе. Находили, правда, человеческие костяки в пещерах (напр. в франц. пещерах Cro-Magnon), в слоях, заключающих в себе остатки палеолитической культуры; но присутствие их там объясняется вероятнее погребением их уже в более позднюю, неолитическую эпоху, когда обычай погребения в пещерах был очень распространен и при этом могли пользоваться и пещерами, служившими для обитания в предшествовавшую эпоху. В древнейшую эпоху своей культурной жизни человек, может быть, уходил от умерших, переселялся на другое место, как это делали еще недавно некоторые дикари в Америке, Сибири и т. д. Отсутствие погребения, в настоящем смысле этого слова, характеризует и некоторые народы, стояние на несколько высшей стадии культуры. Так, у монголов мертвых просто выносят в степь и оставляют там на съедение зверям (особенно собакам) и птицам, причем считается хорошим признаком, если труп будет скоро съеден, тогда как долгое сохранение его вызывает толки, что умерший был большой грешник, и потому его не хотят даже пожирать животные. Живущие в Индии и Персии парси (огнепоклонники) также не хоронят своих покойников, а имеют круглые каменные ограды или башни (без крыши), в которые опускают трупы, предоставляя их на съедение грифам, коршунам и другим хищным птицам. В заботах об умершем выражаются два чувства: с одной стороны – любовь и сознание своего долга к покойному, с другой – боязнь его, опасение вызвать с его стороны недовольство, неприязнь, месть. Страхом перед умершими объясняются многие похоронные обычаи, напр. крепкое завязывание покойника в кожу или одеяло, иногда даже перед последним издыханием (как это было в обычае у некоторых племен американских индейцев и др.); возможно скорое погребение его или бегство из данного места и оставление умершего в его шалаше; вынесение умершего не через дверь, а через нарочно прорезанное отверстие, которое потом заделывается (обычай, существующий как у америк. индейцев, так и у многих наших северных инородцев и вызываемый опасением, как бы умерший не вернулся обратно); избежание встречи с покойником, запирание ворот по выносе тела, очищение после похорон огнем или водой; погребение с умершим принадлежавших ему или любимых им вещей, также жен или предметов, способных обеспечить его существование или необходимых ему для воображаемого переезда на тот свет; умилостивительные жертвоприношения, поминки, выставление пищи в доме в известные дни и т. п.; наконец, самое погребение (похороны, xopонениe, прятание) подальше, в пещере, лесу, в глубокой яме, под большой насыпью и т. д. У иных народов, впрочем, умерших хоронят поблизости, даже под самым жильем, что в особенности применяется к умершим детям. Позже, с развитием религиозных воззрений, вводятся иные обычаи, например помещение умершего в лодку и пускание последней в море, или сожжение трупа на костре, или, напротив, заботливое сохранение трупа, посредством его высушивания, мумифицирования, бальзамирования. В случае трупосожжения, оставшийся пепел, обгорелые кости и вещи обыкновенно собираются в сосуд (урну) или просто в кучу и предаются также погребению. У некоторых народов существует двойное погребение: первое – временное, покуда не разложатся и не истлеют все мягкие части трупа, после чего кости вынимают, очищают, иногда окрашивают в красный цвет и погребают уже окончательно. У других народов, если одноплеменник погиб на чужбине, дома устраивается мнимое погребение: делается могила и в нее кладутся вещи, принадлежавшие умершему. Вообще говоря, могила устраивается наподобие жилища, нынешнего или некогда бывшего в употреблении. Такой характер имеют, напр., погребальные пещеры (соответствующие жилым пещерам), катакомбы и мегалитические гробницы или дольмены (как бы искусственные пещеры), М. в земле (соответствующие землянкам, особенно М. магометан, у которых из ямы делается ниша в сторону, где и полагается умерший), М. под насыпью (напоминающей чум, юрту, шатер), М. над поверхностью земли, на помостах или в особых хижинах (как у некоторых сибирских инородцев) и т. д. Гроб – из досок, выдолбленного ствола (колоды), камня (саркофаг), глины и т. д. – вошел в употребление уже на более высоких стадиях культуры; у большинства народов труп обкладывается только несколькими досками, или над ним устраивается род шалаша (из стволов, брусьев), или он просто засыпается землей (иногда известного рода – напр., красной глиной), или заливается известкой и т. п. Исследование М. представляет вообще значительный интерес – в этнографическом, археологическом, антропологическом отношениях. С одной стороны, в М. находят остатки самих умерших, их кости, черепа, иногда остатки волос, а в некоторых случаях целые мумифицированные трупы, которые могут дать некоторое понятие о типе погребенных, следовательно о типе многих древних и исчезнувших уже народов; с другой стороны обстановка М., находимые в них вещи – орудие, оружие, украшение, посуда, кости животных и т. д. – знакомят нас, до известной степени, с бытом народа, его промышленностью, искусством, торговыми и иными сношениями, отчасти верованиями и т. д. Благодаря лишь раскопкам и изучению содержания М. удалось получить более полное понятие о быте и отчасти истории древних египтян, о культуре древних перуанцев, отчасти также классических народов, скифов, древних германцев и славян, многих финских и тюркских народов. Изучение М. затрудняется, с одной стороны, уничтожением многих М. (от времени, от распахивания и расхищения их человеком; М., в которых находились ценные вещи, напр. золотые, очень часто оказываются расхищенными, иногда, по-видимому, еще в древние времена), с другой – трудностью определить эпоху погребения и принадлежность их тому или другому народу. Для эпох более поздних и для стран, находившихся в торговых сношениях с культурными, определению времени значительно способствуют монеты, находимые иногда в М.; но для более ранних эпох мы не имеем таких показателей и должны руководствоваться только характером и стилем полагавшихся с умершими изделий, что часто не дает возможности точно определить эпоху. В некоторых М. – напр. Египта, Малой Азии, Греции, Крыма, Новороссии – были найдены весьма ценные предметы древнего искусства, во многих других – интересные образцы древнего вооружения, украшений, керамики, разные религиозные символы и амулеты, фрагменты тканей и т. п. В Зап. Европе древнейшие М. были найдены в пещерах и дольменах; они относятся к неолитической эпохе и началу бронзового века. Затем идут М. в земле, без насыпи и под насыпью, относящиеся к бронзовому и железному векам. М. под насыпью известны на Западе под названием tumuli (ед. ч. tumulus), в Англии barrows, в Соед. Шт. Амер. mounds, в Германии – Hugelgraber. Изучение их в Европе дало много ценных данных для познания быта и культуры начала средних веков, древних германцев, бриттов и т. д. В России, кроме немногих дольменов (на Кавказе и в Крыму), погребальных пещер (там же), катакомб (в Крыму), древние М. можно отнести к двум главным типам – могильники и курганы. Могильники – это кладбища, в которых отдельные М. слабо обозначены, насыпи их часто слились в одну сплошную возвышенность, а иногда и не обозначены вовсе явственными наружными признаками, так что М. этого рода открываются лишь случайно (при пахании, напр., земли). Вообще говоря, могильники древнее курганов, хотя это и нельзя утверждать относительно всех последних. В средней, восточной и западной Poccии могильники характеризуют эпоху примерно VI – Х вв. и заключают в себе остатки различных финских, литовских и славянских народностей, большей частью со следами погребения, но иногда и трупосожжения (могильники люцинский, ашераденский в зап. России, лядинский, курманский – в средней, ананьинский, котловский – в восточной России, М. Польши с урнами и др.). Курганы средней и зап. России представляют собой насыпи, более или менее высокие (но редко значительные), под которыми полагался умерший. Чаще всего встречается одиночное погребение, но иногда находят несколько костяков под одной насыпью и на одном уровне. В разных местностях курганы называются различно: курганы, могилы, сопки, мары, панки и т. д. Народ приписывает их обыкновенно литовцам, шведам, французам и т. д., но, несомненно, что это М. гораздо более древние, и заключают в себе остатки славян, финских и тюркских народностей IX – XIII вв., а на Востоке – и более поздних эпох (вообще обычай насыпать курганы стал исчезать с распространением христианства). В южной России были находимы курганы даже каменного века (костяки в скорченном положении, с каменными при них орудиями) и начала бронзового (каменные и бронзовые орудия, черепа и костяки иногда окрашены красной охрой). Особенно замечательны курганы скифскиe, иногда громадных размеров, с большими могилами на значительной глубине и со многими погребениями (иногда как бы какого-то царя или князя, с царицей, рабами, конями, массой золотых украшений, оружием, металлическими сосудами, глиняными амфорами и т. д.); раскопки этих курганов дали ряд ценных художественных изделий греческой работы IV – III вв. до Р. Хр. Там же встречаются М. и более поздних времен, славянской и тюркской эпохи, с иного рода оружием и посудой, с серебряными украшениями, иногда с монетами, конем и т. д. Ряды курганов характеризуют вообще южноpyccкие степи, особенно Новой России, а также прикавказские, приуральские, западносибирские; но они встречаются и во многих других местностях России, преимущественно вдоль рек, служивших путями расселения и торговли. Сообразно различным областям и эпохам и принимая во внимание обстановку погребений и характер вещей в М., можно различать многие группы курганов: каменного века, бронзового, скифские, скифосарматской эпохи (?), славянские (древлян, северян, кривичей и т. д.), литовские, мерянские, московские и мн. др. В Сибири (напр. в Минусинском крае) встречаются М., обставленные кругом высокими камнями (так наз. «маяки») и часто заключающие в себе медные орудия и оружие, кельты, кинжалы, ножи и т. д. Массой бронзовых изделий особого типа характеризуются также могильники Кавказа, Осетии, Чечни, Закавказья, исследованные преимущественно в течение последних пятнадцати лет. Сведения о русских курганах и вообще о результатах исследований древних М. в России разбросаны в «Отчетах» и др. изданиях Имп. археол. комиссии, в «Трудах» русск. археол. съездов, в изданиях московского, петербургского, одесского, казанского, киевского и других археологических обществ, также в разных финляндских, прибалтийских, польских и сибирских изданиях.
Д. Анучин.
Мода
Мода (франц. mode от лат. modus; англ. fashion, откуда наше «фешенебельный») – форма проявления культурной жизни, поскольку они вызываются не силой необходимости или преданий, а изменчивой прихотью дня. Психологической основой М. является инстинктивная, слабо зависящая от сознательной воли переимчивость, как одно из проявлений стадности (см.). Область, где главным образом царит М. – костюм; нет, однако, такой сферы культурной жизни, которая могла бы совершенно избежать влияния М. Ей подчинены способ приготовления и последовательность кушаний, обставление жилых помещений мебелью, установление празднеств, форма писем и т.д., вплоть до наиболее ходких в данный исторический момент философских учений или поэтических произведений (применение термина М. к явлениям в миpе науки и искусств всегда, впрочем, имеет характер порицания). У народов с малоразвитой культурой М. выражается обыкновенно лишь в украшениях женщин; мало также имеет она влияния на одеяние общественных классов, имеющих свой сословный костюм (напр. духовенство у большинства народов), или на так назыв. национальные костюмы. С каждым годом она завоевывает все новые сферы влияния, и местные особенности постепенно исчезают. Прихоти М. первоначально исходили из стремления к усовершенствованию. Каждая часть одежды – шляпа, чулок, галстук, подтяжки, пуговицы – может подвергаться постоянным совершенствованиям; но и здесь прогресс идет не в виде прямой линии, а изгибами, часто уклоняясь от естественного и простого к искусственному и странному. М. является фактором, сильно влияющим на спрос, и поэтому нормирующим цену. Перемена М. обесценивает значительные запасы; она понижает ценность товаров, пригодность которых в сущности остается неизменной. В старину придавалось большое значение драгоценности одежды и утвари; М. привела или приводит к приблизительному уравнению сословий в отношении костюма. Несомненное прогрессивное упрощение костюма, не смотря на перемены в М., явствует и из того факта, что в настоящее время расходы на одежду, сравнительно с прошлым, составляют значительно меньшую часть житейских расходов. Со времен Людовика XIV обыкновенно в М. костюмов задает тон Франция, нередко, однако, выдерживая борьбу с национальными оппозициями в не раз и сама подвергаясь влиянию чужеземцев; так наприм., незадолго до революции вошли в М. квакерский костюм Франклина и английская М.; тенденции в сторону английских М. оживают снова и в самое последнее время. Попытки Густава III шведского, немецких буршей начала XIX в., мадьяр, поляков и др. вернуться к национальной одежде имели всегда лишь временный успех. Мужской костюм, начиная с 1848 г., освободился, за исключением сравнительно незначительного разнообразия модных «фасонов», от прихотей М.; принудительный характер модного костюма удержался лишь за фраком, повсюду составляющим официальное одеяние мужчин, не носящих формы. История М., в общем, составляет довольно существенную часть культурной и бытовой истории, особенно в современной Европе: настроения эпохи часто отражаются в изменчивых внешних формах жизни. Строгая испанская М., удалые костюмы времен 30-летней войны, пышный костюм эпохи Людовика XIV, изящно фривольный – эпохи Людовика XV, простое «гражданское» платье времен американской освободительной войны и революции 1789 г. – все это как бы олицетворяет умственные направления, господствовавшие в данные периоды. Россия, со времен Петра В., подпала влияние общеевропейской М.; лишь при имп. Павле I, М. подвергались гонению. Принцип правительственного вмешательства в дело М., внесенный Петром Вел., по отношению к ношению бороды или усов, удержался в России до половины XIX в. Модные газеты и журналы М. возникли, вероятно, из костюмных книжек XVI и XVII вв. (напр. O. Weigel'я, Jost'a Ammon'a и др.); первым действительным модным журналом был «Mercure galant» (1672). В России первым журналом, посвященным М., было «Модное ежемесячное издание» (1779).
Литература. Модные журналы, выходящие теперь во Франции. Германии и Англии, являются проводниками мод далеко за пределами этих стран; таковы во Франции: «L. Art et la Mode», «Le Moniteur de la Mode», «La Saison», «Le Salon de la Mode» и мн. др.; в Англии: «Ladies' Gazelle of fashion», «Lady's Pictorial», «Myra's Journal», «Queen»; в Германии: «Modenwelt» (выходит на 12 языках, в том числе на рус. в СПб., под загл. «Модный Свет и М. Магазин»), «Der Bazar» (на 10 языках; также изд. в СПб.), «Allgemeine Modezeilung» и др. Для мужских мод в Париже «Journal des March inds T. ulleurs» и «Journal des Tailleurs», в Дрездене – «Europ. Moilenzeitung», в Лондоне – «Minister's Gazelle of fashion», «Tailor and Cutler» и др. Русские М. журналы «Модный магазин», «Модистка», «Вестн. Моды» и др. В настоящее время, кроме ряда журналов специально посвященных М., многие еженедельные издания дают модные приложения (женские и детские костюмы). См.: U. Schliltze, «Die Modenarrlienen» (Б., lb68); Kleinwachler, «Zur Philosophie der Mode» (1880); М. Fischer, «Modelhorheilen» (Aycбург, 1891).
Модель
Модель – подобие какого-либо предмета, сделанное из дерева, пробки, картона, воску, глины, металла или другого вещества, воспроизводящее этот предмет с точностью, но в уменьшенном виде. Таким образом, в архитектуре и строительном искусстве, для того, чтобы давать наглядное понятие о проектированном или уже существующем сооружении, нередко изготовляется его М.; в машинном производстве и кораблестроении делаются для той же цели модели различных механизмов и судов, в скульптуре – небольшие эскизы или копии статуй и групп, и т.д. Кроме того, на языке живописцев и скульпторов, слово М. иногда употребляется для обозначения живой натуры, позирующей перед художником – натурщика или натурщицы, с которых он рисует, пишет или лепит свое произведение.
А. С – в.
Модуль
Модуль – в архитектуре классической древности и эпохи Возрождения, радиус поперечного разреза колонны при ее основании, служащий единицей, которой измеряются и определяются размеры как самой колонны, так и всех обломов того ордена, к которому она относится, – единицей, подразделяющейся на 30 равных частей или «минут». В готическом зодчестве, М. называется половина стороны квадрата, образуемого в плане пересечением продольного нефа храма с трансептом, – величина, с которой соразмеряются все прочие части сооружения.
А. С – в.
Модуляция
Модуляция (лат. modulatio) – перемена ладов. Модулируют, т. е. меняют лад на новый, с помощью одного из аккордов, ясно указывающих на новый лад. К разряду таких аккордов принадлежат аккорды доминантовой группы. После одного из них следует тоническое трезвучие лада, в который была намечена М. Модулировать можно основными и обращенными аккордами, при чем следует соблюдать плавность голосоведения и по возможности связь, т. е. общие тоны между последним аккордом первого лада и аккордом доминантовой группы нового лада. Если такой связи не оказывается, то между последним аккордом первого лада и модулирующим аккордом второго ставится такое трезвучие, которое имело бы общие тоны со своими соседними. Это трезвучие называется посредствующим и берется из первого лада или одного из средних с ним дадов. К аккордам доминантовой группы принадлежат: доминантовое трезвучие, доминант-аккорд, нон-аккорд, септ-аккорд на седьмой ступени гаммы и уменьшенное трезвучие на той же ступени. М. делится на постепенную и внезапную. Постепенная состоит из целого ряда сродных трезвучий, лежащих на пути (по квинтовому кругу) от первого лада к тому, в который следует модулировать. Если между первым ладом и отдаленным ладом, в который следует модулировать, находится целая цепь М., постепенно подводящая к тому отдаленному ладу, то такой прием называется посредствующей М. Внезапная М. состоит из аккорда первого лада, аккорда доминантовой группы нового лада и тонического трезвучия последнего. Для большего закрепления в последнем ладу полезно ставить перед аккордом доминантовой группы, в особенности перед доминант-аккордом, аккорд второй ступени или четвертой нового лада, а потом уже доминант-аккорд, или же перед доминант-аккордом еще кварт-секст-аккорд тонического трезвучия последнего лада.
При внезапной М. пользуются энгармонизмом аккордов, т.е. берут диссонирующий аккорд доминатовой группы первого лада или соседнего с ним лада, энгармонически меняют его на диссонирующий аккорд нового лада, разрешают его и таким образом делают М. При переходе трезвучия первого лада в диссонирующий аккорд нового лада, следует обращать внимание на то, чтобы ступень в первом аккорде и ее хроматическое изменение во втором находились бы в том же голосе и той же октаве. В противном случае образуется переченье, т. е. слишком грубое и очевидное нарушение плавности голосоведения. Если ступень в первом аккорде, подлежащая хроматическому изменению, удвоена, то из двух нот изменяют хроматически ту, которая наиболее заметна, другая же не подлежит хроматическому изменению и идет свободно. Заметны те ноты, которые находятся в крайних голосах. Из крайних голосов более заметен верхний. Ритмическое условие М. заключается в том, что диссонирующий аккорд должен находиться на слабом времени такта, а его разрешение на сильном.
И. С.
Модус
Модус (modus) – видоизмение или единичное состояние субстанции в обоих ее атрибутах, мышлении и протяжении. Все М. в совокупности составляют природу произведенную (natura naturata).
Modus
Modus (музык.) – название церковных ладов: Modus Aeolicus и пр. В настоящее время М. обозначает наклонение лада, т. е. мажорное (dur) в гамме с большой терцией над тоникой, минорное (moll) – с малой терцией над тоникой. В мензуральной системе термин М. major обозначал деление, при котором longa заключала в себе три равные ноты, М. minor – две равные ноты.
Modus
Modus – технико-юридическое понятие, обнимающее некоторые добавочные оговорки при совершении безмездных юридических сделок, особенно дарений и завещаний. Под М. разумеются обязанности, налагаемые дарителем или завещателем на лицо, к которому переходит имущество в целом или части – обязанности, подлежащие исполнению под страхом ответственности в виде штрафа уплаты убытков или отобрания имущества, но не имеющие характера и последствий условия, как составной части юридической сделки, и не составляющие вознаграждения за переход имущества. В качестве М. допускаются всякого рода определения, не противные законам и нравственности и не ставящие лицо, получающее имущество, в двусмысленное или смешное положение: совершение тех или иных действий в пользу указанных лиц, уплата алиментов, постановка памятника, специальные заботы о той или другой части имущества и т. д. Неисполнение М. никогда не ведет к уничтожению сделки, признаваемой действительной с момента ее заключения; за некоторыми исключениями, оно имеет обязательственное, а не вещное действие. Согласно с таким характером М., его конструируют юридически как добавочное обязательственное отношение при заключении сделки, не связанное с нею по существу (в противоположность тому, что имеет место при включении условия) и потому имеющее самостоятельное значение. Попытка Виндшейда создать из понятия М. и некоторых других юридических явлений, с ним схожих, особую категорию побочных составных частей юридической сделки, стоящую, под именем Voraussetzung, рядом с понятиями условия и срока («Lebhbuch der Pandekten» 97), нашла немного сторонников и отвергнута, как субъективная, составителями нового общегерманского гражданского уложения. О признании и роли М. в русском праве см. Анненков, «Система русского гражданского права» (I, 439 – 442).
В. В.
Можжевельник
Можжевельник (Juniperus L.) – род хвойных растений из сем. кипарисовых. (Cupressaceae). Это – вечно зеленые ароматические кустарники или деревья, покрытые кольчато расположенными или супротивными листьями (у секции Sabina Endl.); в каждом кольце по три игольчатых обособленных листа; супротивные листья чешуйчатые, приросшие к ветви и на спинке большей частью с маслянистой железкой. Цветки однополые, растения однодомные или двудомные. Мужской цветок помещается на верхушке короткой боковой веточки; он шарообразной или удлиненной формы и состоит из нескольких щитовидных или чешуйчатых тычинок, расположенных попарно супротивно или трехчленными кольцами; на нижней стороне тычинки находится от 3 до 6 почти шаровидных пыльников. Женские цветки собраны в небольшую шишку, появляющуюся на верхушке короткой боковой ветви. Семенная чешуя вполне срослась с кроющей чешуей в одну шишковую чешую. У одних видов (секц. Caryocedrus Endl.) женская шишка состоит из 3 – 4 чешуй, расположенных кружками, но из них только средние с семяпочками и потому плодущие; у других видов (секц. Oxycedrus Endl.) женская шишка состоит только из 1 – 2 кружков, из которых плодущий только верхний, при чем у каждой чешуи развивается только по одной семяпочке; наконец, у третъих видов (секц. Sabina Endl.) шишки состоят из 2 – 3 кружков, из которых верхний обыкновенно бесплоден. Плодущие чешуйки становятся мясистыми, взаимно срастаются и шишка становится мягкой, ягодообразной. Созревает шишка на второй только год. Всех видов М. насчитывается около 30; они распространены по всему сев. полушарию. Род распадается на три секции: 1) Caryocedrus Endl., куда относится один только вид, J. drupaсеа Labill., растущий на горах Малой Азии, Сирии и Балканского полуо-ва. Это – деревцо до 10 м. высотой, имеющее мутовчатые ланцетные листья; соплодие идет на приготовление варенья («габель» у туземцев), а древесина на постройки. 2) Oxycedrus Endl.: сюда относится 8 – 10 видов, между ними наш обыкновенный М. (Juniperus communis L.); это – кустарник, достигающий иногда величины небольшого деревца; листья кольчато расположенные (по 3 в кольце), игольчатые, острые, до 16 мм. длины, синевато-зеленого цвета. Ягодообразное соплодие до 8 мм. в поперечнике, темно-синего цвета. Обыкновенный М. распространен по всей Европе, в средней и сев. Азии. Соплодия, содержащие от 3/4 до 2% эфирного масла, 29 – 33% виноградного сахара, смолу, небольшое количество муравьиной, уксусной и яблочной кислоты и особое вещество юниперин, употребляются в медицине (fructus s. baccae s. Galbuli Juniperi). Из соплодий («ягод» в просторечии) приготовляется особый напиток, так наз. «бобровичка», «Genevre», «Kranawitter». Смола, вытекающая из стеблей и корней, известна под именем нем. сандарака (Sandaraca Germanica), употребляется для курения и в медицине (resina Juniperi); при сухой перегонке древесины получается так наз. можжевеловый деготь (Oleum Juniperi ligni s. nigrum). К этой же секции принадлежит низкорослый М. (J. nanа Wilid.), представляющий, вероятно, горную разновидность предыдущего вида. Сюда же относится испанский М. (J. oxycedrus L.), растущий по берегу Средиземного моря и на Кавказе; этот вид отличается своими крупными блестящими, буро-красными соплодиями, гранеными ветвями и острокилеватыми снизу листьями; при сухой перегонке древесины этого вида получается так наз. «Kade-ol», употребляемая в ветеринарии. 3) Sabina Endl.: к этой секции принадлежат около 20 видов, между ними казацкий М. (Juniperus sabina L.) и вергинский М. или так наз. красный кедр (J. virginiana L.) – небольшое деревцо, до 16 м. высотой, растущее в Сев. Америке; древесина его, так наз. «кедровое дерево», идет на приготовление карандашей и сигарных ящиков.
С. Г.
Мозамбикский канал
Мозамбикский канал – широкий морской рукав, отделяющий Африку от о-ва Мадагаскар. В самом узком месте (по линии от г. Мозамбик к мысу св. Андрея на Мадагаскар) имеет не менее 300 в. ширины. Вдоль берега Африки устремляется по каналу, к Ю, теплое мозамбикское течение, т. е. главная ветвь экваториального течения Индийского ок. Другая ветвь его, огибая Мадагаскар с Ю, направляется к C, держась берега этого о-ва. М. канал менее глубок, чем соседний Индийский ок. Наиболее низкие подводные пороги – у сев. и южн. входов в канал. Сев. порог обозначается архипелагом Коморских о-вов и лежащей к В от них банкой св. Лазаря, а южный образуется обширной банкой Basas da India с 2 небольшими островками. Мозамбикское течение замедляет скорость плавания по каналу к сев. направлению, что особенно ощущается парусными судами. Лучшее время для навигации – с апреля по ноябрь, когда господствует юго-зап. мусон.
Моисей
Моисей – великий освободитель и законодатель еврейского народа, живший в конце XVI и начале XV вв. до Р. Хр. Свое имя (евр. Моше) он (по объяснению Исх. II, 10) получил от спасшей и воспитавшей его египетской принцессы, дочери фараона; оно значит «взятый из воды». Египтология, впрочем, не имеет возможности точно установить происхождение этого имени и колеблется между «мо» (вода) и «удше» (спасенный) или му ши (взят из воды), и египетским месу – дитя, сын. То и другое производство вполне соответствует данным библейского повествования, по которому ребенок, родившийся у Амрама и Иохаведы, в виду распоряжения фараона об избиении всех еврейских младенцев мужского пола, был положен матерью в осмоленную корзинку и опущен в камыш на Ниле, где и был найден пришедшей купаться дочерью фараона; она взяла его к себе и дала ему блестящее образование. Эта добрая принцесса была Термутис, дочь Рамзеса II, или, по другому предположению. Хатасу, дочь Тотмеса I, знаменитая впоследствии самостоятельная правительница Египта из XVIII династии. М. был посвящен «во всю мудрость египетскую», т. е. во все тайны религиозного и политического миросозерцания Египта. Предание рассказывает, что он, во главе египетского войска, совершил блестящий поход в Эфиопию и женился на эфиопской принцессе Фарбис. Из Библии известно только, что М., глубоко огорченный рабским положением своего народа, однажды, в порыве ярости, убил египетского надзирателя, жестоко обращавшегося с еврейскими рабочими, и, опасаясь наказания, бежал на Синайский полуо-в, где среди глухих ущельев и долин провел в пастушеской жизни сорок лет (Исх. II, и сл.). Там, у горы Хорива, он из несгораемой купины получил божественный призыв к освобождению своего народа и, возвратившись на берега Нила, вместе с братом Аароном ходатайствовал перед фараоном об освобождении евреев из Египта. Упорство фараона подвергло страну ужасам десяти так назыв. казней египетских: 1) превращение вод Нила в кровь; 2) нашествие жаб, 3) мошек, 4) песьих мух; 5) мор скота; 6) болезнь на людях и скоте, выразившаяся в воспалениях с нарывами; 7) град и огонь между градом; 8) нашествие саранчи; 9) тьма; 10) смерть первенцев в семьях египетских и всего первородного из скота. Евреи, совершив Пасху, двинулись в путь, чудесно перешли через Чермное море и, достигнув Синая, получили полную реорганизацию в религиозно-нравственном и политическом отношении. Моисеево законодательство и особенно знаменитое «Десятословие» легло в основу нравственного кодекса всего культурного человечества. Последовавшее затем 40летнее странствование по Синайской пустыне сопряжено было для М. с множеством невзгод. Он умер на границе земли обетованной, в которую ему не суждено было войти. М. оставил после себя великое литературное наследие в виде первых пяти книг Библии, так наз. «Пятикнижия». Ср. И. Флавий, «Древности» (II – IV); Филон, «Жизнь М.»; так наз. «Вознесение М.» (апокриф, книга 1-го ст.); Lauth, «Moses der Hebraer»; Rawlinson, «Moses, his life and times»; Ebers, «Aegypten u. d. Bucher Mosis» (1868); А. Лопухин, «Библ. история при свете новых исследований» (t. I); о законодательстве М. Michaelis, «Mosaisches Recht»; Saalschutz, «Mosaisches Recht»; A. Лопухин, «Законодательство М.» (1882) и др.
А. Л.
Мойва
Мойва (Mallotus articus s. villosus) – рыба из отряда отверстопузырных (Physostomi), семейства лососевых (Salmonidae), единственный представитель особого рода Mallotus, близкого к роду корюшка (Osmeius). Тело удлиненное. Чешуи очень малы, по боковой линии и по сторонам брюха несколько крупнее; у половозрелых самцов чешуи эти удлинены и торчат концами наружу, образуя вдоль тела валики с неровной, щетинистой поверхностью. Ротовая щель широкая; задние концы верхнечелюстных костей лежат под серединой глаза; зубы слабо развиты, лишь на языке несколько крупнее. Грудные плавники большие, округленные; спинные отодвинуты далеко назад. Самцы стройнее и с более острой мордой. Спина зеленовато-буроватая, бока и брюхо серебристо-белые с мелкими бурыми крапинками, плавники серые с черной каемкой. Длина 15 – 25 см. М. водится в Ледовитом океане между 64 и 75° с. ш. и в начале весны (в марте, апреле, мае) громадными массами приближается к берегам для метания икры. В огромном количестве появляется она на Ньюфаундлендских мелях, у Гренландии, Исландии, Финмаркена и у нас на Мурманском берегу (кроме того, она найдена у Новой Земли и в Белом море). М. имеет весьма важное и при том троякое промысловое значение. По берегам Гренландии жители в огромном количестве вылавливают ее сачками и употребляют в пищу (ее сушат, приготовляя запасы на зиму), по берегам Исландии ее едят в свежем виде при недостатке другой рыбы. У берегов Норвегии и на Мурмане, а также у Ньюфаундленда ее не едят (тем, более, что она сильно пахнет), но употребляют массами в качестве наживки при промысле трески и тех рыб, которые ловятся вместе с ней (главным образом – палтуса, пикши, зубатки). В качестве наживки ее употребляют или свежей, или соленой, сушеной и мороженой; для этого служат в Норвегии особые пароходики с приспособлениями для замораживания рыбы, развозящие М. по промыслам. К сожалению, у нас подвозка наживки вовсе не развита и ловцы в сильнейшей степени зависят от случайностей, так как при отсутствии наживки в данном месте лов останавливается, пока не удастся наловить ее где-нибудь в другом месте. Лов М. производится особыми мелкоячейными («моевными») неводами обыкновенного типа, (у нас на Мурмане) или, если М. держится не у берега, особыми «кошельковыми» неводами, позволяющими захватывать массу М. и в открытом море. Последние невода, несмотря на несколько очень удачных опытов, не привились пока у нас на Мурмане, но употреляются в широких размерах западными промышленниками. Так как М. держится у берега лишь весной, то и лов на нее происходит у нас лишь во время весеннего промысла (позднее ее заменяет песчанка). Значение М. в качестве наживки гораздо более важно, чем в качестве собственно промысловой рыбы. В прежнее время было значительно распространено высказываемое иногда и теперь мнение, будто бы киты пригоняют к берегу М. и тем облегчают добывало этой важнейшей наживки, от которой сильнейшим образом зависит тресковый промысел; мнение это в сущности ни на чем не основано. Кроме сказанного М. имеет важное значение, как пища множества промысловых животных: различных рыб, тюленей, китов; они, а также различные птицы, особенно моевки во множестве следуют за стаями М.
Н. Кн.
Мойры
Мойры (Moirai) – греч. богини судьбы. Раннее религиозное мировоззрение обозначило этим именем верховный закон природы, указывая на богов, как на его исполнителей; на ряду с выражением DioV aisa часто встречается выражение moirai Jewn. Из этого представления возникла вера в богинь М., стоящих особо от других божеств. По Гезиоду их было три – КlwJw, LacesiV, AtropoV; все они – дочери Ночи. Первая, в образе прядущей женщины, олицетворяет собой неуклонное и спокойное действие судьбы, вторая – ее случайности, третья – неотвратимость ее решений. Платон в своей «Республике» изображает М. сидящими на высоких стульях, в белых одеждах, с венками на головах; все они прядут на веретене необходимости, сопровождая небесную музыку сфер своим пением; Клото поет о настоящем, Лахезис – о прошедшем, Атропос – о будущем. Рождение и смерть стоят под особым покровительством М.; в силу этого верования, богини предполагались иногда существующими в двойственном числе (напр. в Дельфах было изображение только двух М.). Мойрам возносили моленья в дни свадеб. Как богини смерти, М. называются Moirai crataiai (собств. Moira krataih) или KlwJeV bareiai. Они определяют момент смерти человека и заботятся, чтобы последний не прожил дольше положенного ему срока. Как дочери Ночи, М. – сестры и союзницы Эринний, которые считались не только силами мрака, но и неумолимыми духами мести и кары, и отсюда – смерти. Далее М. – богини закономерности и порядка в мире внешних и душевных явлений. В силу такого символического значения, они считаются уже дочерями не Ночи, а Фемиды, сестрами Гор. Зевс, отец их, верховный устроитель порядка, покоящегося на его JemiteV, т. е. законах, называется, поэтому, MoiragethV – эпитет, который носил и Аполлон, как провозвестник распоряжений Зевса. В искусстве М. изображались разно. На греческой вазе Francois, в изображении шествия богов на брак Пелея и Фетиды, М. помещены возле колесницы Гермеса и Май, в числе 4, по наружности ничем не отличаются от Муз, Гор и Харит. Остальные художественные изображения относятся к римской императорской эпохе, когда были созданы и распространены атрибуты М. – прялка, свиток, весы. Изображались М. обыкновенно молодыми, но иногда выводились и в образе старух (напр. Catull, LXIV, З5). Буквально слово Мойрам означает доля. У римлян Мойрам соответствовали Парки.
Н. О.
Мокрицы
Мокрицы (Oniscidae) – семейство равноногих ракообразцих (Isopoda). Тело овальное, сверху выпуклое, первая пара усиков недоразвита и очень мала, вторая сильно развита. Глаза по бокам головы; верхние челюсти лишены щупалец. Первый грудной членик по большей части обхватывают голову с боков, 7-ой имеет сзади глубокую вырезку; все 7 пар грудных ног одинакового строения и приспособлены для ходьбы. Все членики брюшка свободные; пять первых пар брюшных ног прикрывают друг друга черепицеобразно; внутренняя ветвь их играет роль жабры, наружная – крышки; твердая наружная ветвь первой пары заключает открывающиеся наружу воздушные полости – органы воздушного дыхания; 6 пара брюшных ног обращена кзади и выдается в промежутки между 5 и 6 брюшным члеником. Многочисленные представители этого семейства (18 родов и более 250 видов) живут на суше (хотя некоторые и держатся преимущественно у берегов пресных или соленых вод) по большей части во влажных местах: под камнями, под лежащим на земле деревом, в погребах и т. п. Днем они прячутся и выходят на поиски пищи вечером или ночью. Питаются растениями, частью разлагающимися, частью живыми и могут иногда приносить некоторый вред огородным растениям (но вместе с тем они поедают и растения вредные). Половая жизнь их представляет чрезвычайно странные особенности. Неоплодотворенные самки имеют на брюшной стороне 5 грудного сегмента пару отверстий, ведущих в семяприемники, обращенные к яйцеводам слепым концом. При совокуплении (в апреле или мае) приемники наполняются семенем; через некоторое время они лопаются на внутреннем конце и семя поступает в яйцеводы. Вслед затем самка линяет и является значительно измененной: парные половые отверстия 5 членика закрылись, а вместо них образовалось непарное щелевидное отверстие на границе между 5 и 6 члениками; на 5 первых парах ног образовались при основании пластинки, составляющие выводковую камеру. Семя проникает затем в яичник и оплодотворенные яйца выходят через упомянутое непарное отверстие в выводковую камеру, где и проходят развитие. Часть семени остается непотребленной и оплодотворяет новую кладку, поступающую в сумку после того, как выведшееся в ней поколение оставит ее. Когда и новое поколение разовьется и покинет сумку, самка снова сбрасывает кожицу и является после линяния в первоначальном виде. В старое время некоторые М. употреблялись в медицине, напр. Armadillo onicinalis. Наиболее обыкновенные представители семейства относятся к родам Oiliscus и Porcellio. Тело их овальное, несколько более суженное кзади, лоб с тремя лопастями, наружные усики длиной едва равны половине тела, 3, 4 и 5 членики брюшка с длинными направленными назад боковыми выростами. Отличие обоих родов: у Onisclls жгутик усиков 3-членистый и воздушный полости нерезко отграничены, у Porcellio жгутик 2-членистый и полости резко очерчены. М. стенная (Oniscus murarius) с широким приплюснутым телом, с гладкими зернистыми возвышениями на спине, серо-бурого цвета, с 2 рядами желтоватых пятнышек с каждой стороны; длина 12 – 17 мм. Обыкновенна в Европе и Сев. Америки на стенах, в погребах, оранжереях и т.п. К роду Porcellio, заключающему более 50 видов, относится P. scaber с неровной бугорчатой поверхностью аспидно-серого цвета с беловатыми или желтоватыми пятнышками, длиною 12 – 14 мм. Обыкновенный вид, встречается вместе с предыдущим. Представители родов Armadillo и Armadillidium, с удлиненным, сильно выпуклым телом, обладают способностью свертываться в шарик. Armadillidium vulgare от стально-серого до серо-бурого цвета с неправильными бледно-желтыми или желто-красными пятнышками; длиною 1 – 1,5 см, распространен по всей земле.
Н. Кн.
Мокша
Мокша (санскр. Moksha – освобождение, искупление) – у индийских брахманов погружение в верховном божестве, слияние с ним; высшее блаженство, достижимое для человеческой души. Только те могут надеяться достичь его, кто приобрел полное знание природы божества, души и разума, путем размышления, опыта, покаяния, следования наставлениям учителей (гуру), или уничтожил все свои страсти и освободил свою душу от всех земных желаний, путем суровых аскетических упражнений.
С. Б-ч.
Молебен
Молебен – одно из церковных богослужений, содержание которого составляет моление (к Господу Богу, или Богородице, или святым), просительное или благодарственное, по поводу событий и нужд жизни общественно-церковной или частной. Одни М. совершаются в храме, после литургии или перед ней, а также после утрени или вечерни, и принадлежат к богослужению общественному; таковы: 1) М. царские, т. е. совершаемые во дни рождения, тезоименитства, восшествия на престол и короновании Государя Императора и Государыни Императрицы, в дни рождений и тезоименитств наследника престола и других Высочайших особ; 2) М. в дни храмовых праздников; 3) М. в дни великих государственных событий, напр. по поводу избавления России от нашествия Наполеона I, в воспоминание победы под Полтавой и т.п.; 4) М. по поводу общественных бедствий – нашествия иноплеменников, эпидемий, неурожая, безветрия, бездожия и т.п. Частные М., по желанию отдельных лиц, могут быть совершаемы не только в храме, но и на дому у каждого. В состав некоторых М., кроме прошений или благодарений, входят также каноны, водосвятая и др.. Чинопоследования М. изложены в особой богослужебной книге, называемой «Книга молебных пений», а также в «Требнике». Указами св. синода священнику запрещено прибавлять от себя какие-либо прошения и предписано строго держаться текста молитв, значащихся в книге «Молебных пений».
Н. Б – в.
Молекула
Молекула или частица – система или группа атомов.
Теги: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Просмотров: 5 | Добавил: creditor | Теги: словарь Брокгауза и Ефрона | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close