Главная » Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона


12:46
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Астигматизм
Астигматизм (от stigma – точка). – Астигматическая рефракция характеризуется тем, что лучи света, падающие из какой-нибудь точки, после преломления в глазу, не соединяются снова в одну точку. Различают два рода А.: правильный и неправильный. Правильный А. – тот, при котором рефракция в различных меридианах одного и того же глаза, вследствие асимметрического строения преломляющих сред, неодинакова, но с помощью соответственных сферических стекол можно достигнуть того, что лучи каждого отдельного меридиана будут падать на слой палочек и колбочек сетчатой оболочки. Неправильным А. называется такой, при котором преломление лучей в одном и том же меридиане настолько сложно, что с помощью сферических стекол не может быть достигнуто падение лучей на сетчатку. Легкая степень, как правильного, так и неправильного астигматизма очень мало влияет на нормальную остроту зрения и часто имеется и в нормальном глазу. Но, если степень А. повышается, тогда пропорционально падает и острота зрения. Причина А. лежит или в роговой оболочке, или в хрусталике, или одновременно в обоих; А., находящийся в зависимости от роговой оболочки, может при содействии хрусталика или усилиться или (частью) корригироваться. Так как при правильном А. существует только два меридиана, представляющие наибольшую разницу в преломляемости, то степень А. будет выражаться разницею в преломляемости двух главных меридианов глаза. Если преломление в одном главном меридиане нормально, а в другом слишком сильно или слишком слабо, тогда существует простой миопический или простой гиперметропический А. Если же в обоих меридианах существует миопическая или гиперметропическая рефракция в различных степенях, тогда имеется сложный миопический или сложный гиперметропический А. Смешанным астигматизмом называется такой, при котором в одном главном меридиане определяется миопия, а в другом гиперметропия. Коррекция правильного А., а следовательно и имеющихся в зависимости от последнего расстройств зрения, достигается с помощью сферических стекол. Если имеют дело с простым А., то употребляют с целью коррекции, плоскоцилиндрические стекла, которые по направлению оси не имеют никакого оптического действия. Они ставятся перед глазом таким образом, что ось их соответствует меридиану с нормальной рефракцией, а корригируется, следовательно, другой меридиан; поэтому цилиндрические стекла назначаются или выпуклые (при простом гиперметропическом А.) или вогнутые (при простом миопическом А.). При сложном А. коррекция достигается, кроме цилиндрических, еще сферическим стеклом, корригирующим аномалию рефракции, общую обоим меридианам. Смешанный А. естественно также корригируется сферическо-цилиндрическими стеклами. Неправильный А. корригируется в редких случаях и то не вполне. Зрение можно в этих случаях иногда улучшить с помощью косого положения сферических стекол, стенопеическими очками, а иногда и оперативным вмешательством. Учение об А. создали Томас Юнг и астроном Айри; подвинули его к окончательному разрешению: Фишер, Брюстер, Стокс, Гуд, Гамильтон, Гайс и Дондерс.
Астма
Астма (Asthma, греч., стеснение в груди). – А. рассматривалась старыми врачами. как совершенно самостоятельная болезнь; современная наука смотрит на нее, как на симптом различных заболеваний. От диспноэ А. отличается многими характерными признаками: диспноэ существует очень продолжительное время и составляет симптом при некоторых формах хронических заболеваний легочной ткани; А. появляется периодически в виде припадков большей или меньшей продолжительности и силы. Припадок А. начинается неожиданно: у больного вдруг появляется чувство стеснения в груди, страх, затрудненное дыхание, причем иногда в акте дыхания принимают участие все вспомогательные дыхательные мышцы; нередко во время припадка появляется кашель, при котором извергается большее или меньшее количество мокроты. Припадки А. тянутся от нескольких часов до нескольких недель; в последнем случае с некоторыми паузами. Такого рода астматические приступы развиваются обыкновенно тогда, когда по какой-либо причине затруднено выделение угольной кислоты и окисление циркулирующей крови. При известной степени накопления угольной кислоты в крови, последняя вызывает раздражение дыхательных нервных центров, заложенный в продолговатом мозгу, что в свою очередь вызывает клонические судороги дыхательных мышц. Астматические приступы могут быть вызваны различными болезненными явлениями: 1) механическими препятствиями, сужающими дыхательные пути, напр.: болезни гортани, щитовидной железы, аневризмы больших сосудистых стволов, сужение полости грудной клетки, вследствие каких-либо заболеваний брюшной полости; 2) болезнями легких, у взрослых чаще всего эмфизема, воспаление легких, плеврит, накопление жидкости в плевре, чахотка легких, катар дыхательных путей; 3) заболеваниями сердечной мышцы и клапанов (ожирение сердца, заболевания перикардия) и 4) расстройствами нервной системы (нервозная, бронхиальная А.). Мышечные волокна бронх среднего и мелкого калибра, под влиянием раздражения идущих к ним нервных волокон, тонически сокращаются и сужают просвет бронх настолько сильно, что вдыхаемый воздух не имеет доступа к альвеолам. Отсюда неизбежно является переполнение крови угольной кислотой, служащее толчком к появлению каждого астматического приступа. Лечение А. зависит исключительно от основной болезни, которая должна быть определена тщательным физическим исследованием. Во время приступа, нужно больного освободить от стесняющего его платья, применять кожные раздражения в виде холодных обливаний, ручных и ножных ванн, отвлекающие на кишечник (клизмы и т.д.), вдыхания свежего воздуха, хлороформа, паров селитры (получаемых сжиганием бумаги, пропитанной селитрой) и т.д. Все эти средства обыкновенно приносят существенное облегчение. Вдыхание сгущенного воздуха также оказало превосходные услуги при А. Приступы А. у детей появляются обыкновенно вслед за болезненным закрытием голосовой щели (спазм голосовой щели). Наилучшим средством к отвращению подобных припадков надо считать рациональное кормление детей.
Асунсьон
Асунсьон (порт. Assumcao, или Nuestra Senora de la Asuncian) – столица южноамерик. республики Парагвая, на левом берегу р. Парагвая, древнейший город области Ла-Платы, основан в 1536 г. Хуаном де-Айолас и до 1620 г. был главным городом всех исп. провинций по Ла-Плате. Город был отчасти разрушен диктатором Франсиа и вновь выстроен по новому более правильному плану. Пред войной 1864 – 70 г. он насчитывал около 48000 ж.; в 1876 г. – лишь 19643 ж. Город этот с широкими прямыми улицами, расположенный на живописном террасообразном берегу реки, весь скрытый в роскошной тропической растительности, представляет живописное зрелище; тем не менее, в нем много грязных улиц с полуразвалившимися домами. К выдающимся зданиям принадлежат: кафедральный собор, построенный в 1841 – 45 г., церкви Сан-Рок и Энкарнасион, дворец, театр, вокзал, военный госпиталь, казарма Сан-Франциско и т.д. А. – столица государства, место собрания конгресса, который заседает в Кабильдо, резиденция епископа, и соединен железной дорогой с городом Парагвари, лежащем в 72 км. к юго-востоку. от него. В А. сосредоточена торговля всей страны как заграничная, так и внутренняя. Главные предметы её: матэ (парагв. чай), для которого складочным местом служит город Вилларика, кожа, табак, апельсины, маниок, мелас и ром. Благодаря трактату, заключенному 13 февр. 1850 г. Парагваем и Бразилией, по которому плавание по реке Парагваю объявлено свободным для всех дружественных наций, торговля А. значительно расширилась, но она сильно пострадала в 1865 – 70 г., во время войны Парагвая с соединенными силами Бразилии, Аргентины и Уругвая. – А. (Сиудад де ла А.) называется еще главный город штата Нуева Эспарта в южноамерик. республике Венесуэле. – А. или Ассонсонг – один из северных Марианских островов с действующим еще вулканом, высотою в 870 м.
Асфальт
Асфальт – горная, минеральная, или иудейская смола, представляющая черное или черно-бурое, сильно блестящее вещество, плавящееся при 100° Ц., растворимое в терпентинном масле, петролеуме и бензине; уд. вес: 1,1 – 1,2, запах слабый, битуминозный. Эта ископаемая смола, растворенная в терпентинном масле, употребляется в виде асфальтового лака для черной лакировки железных и др. вещей, для грунта при резьбе на меди, а также в качестве темно-коричневой масляной краски. А., по-видимому, произошел через испарение и окисление тяжелых сортов нефти (минеральный деготь, горный гудрон). Главнейшие месторождения А. представляют: остров св. Троицы и Асфальтовое море в Иудее, т. назыв. Мертвое море. На остр. Троицы находится почти круглое озеро около 2 км. в диаметре, неизвестной глубины, поверхность которого вся состоит из А. Обыкновенно по такой поверхности можно ходить, но только она в жаркие солнечные дни делается жидкой на 3 см. в глубину. В Мертвом море минеральный деготь вытекает вместе с водой из множества соседних источников, попадает в море, затвердевает там мало по малу и плавает на поверхности воды, которая там сильно солена, а потому удельно тяжелее А. При сухой его перегонке получается черно-бурое, летучее, асфальтовое масло. А. первоначально называли только что описанную чистую ископаемую смолу, ныне же это назначение придают материалу, существенно отличающемуся от настоящего асфальта, идущему на мощение улиц, в особенности для настилки полов, для крыш и для задержания распространения влажности по каменным кладкам; применение такого рода А. для упомянутых целей весьма обширно. Он состоит из известковых горных пород, пропитанных ископаемой смолой, с примесью большего или меньшего количества минерального дегтя, или из мелкого известкового песка, крепко сцементированного упомянутыми смолистыми веществами. В таком естественном состоянии материал носит название асфальтового камня и употребляется на работы в двух видах: 1) Прессованный (A. comprime) А. в виде порошка кладется на приготовленное бетонное основание и укатывается горячими катками, так что части слипаются между собой и прилипают к бетону. На такие работы годится лишь самый лучший А. 2) Литый способ (A. coule). На заводах предварительно приготовляется асфальтовая мастика, для чего А. измельчается и варится с минеральной смолой или гудроном, затем формуется в плитки. Перед настилкой полов или тротуаров их распускают в котлах с добавлением новой порции смолы и значительного количества гравия или крупного песку (размеры зерна от булавки до горошины). Лучшая смола или гудрон добывается из смолистых песчаников (иногда называется песчаным А.) простым вытапливанием в кипящей воде. Для того, чтобы воспрепятствовать распространению сырости по стенам здания, кладут немного выше фундамента между кирпичами вместо цемента одну или две пары слоев такой асфальтовой массы. Без прибавки песку, тот же материал, под названием асфальтового цемента или асф. мастики употребляется, как цемент, при гидравлических сооружениях, для выстилания водохранилищ, выгребных ям и т.п. Для устройства мостовых, измельченный асфальтовый камень нагревают только до тех пор, пока битуминозная масса не начнет размягчаться, затем кладут её на тщательно выровненную плоскость и вальцуют тяжелыми железными вальцами; при охлаждении затвердевающий битумен спаивает минеральные составные части в твердую, но до известной степени упругую массу. Для подобного рода целей пытались применять искусственный А., т.е. расплавленную черную каменноугольную смолу, получающуюся при перегонке каменноугольного дегтя, в смеси с крупным песком и измельченным известняком: однако такого рода смесь непрактична, вследствие своей хрупкости.
Известное еще в глубокой древности асфальтовое производство (цемент на старейших постройках Египта, Вавилона и Нинивии) надолго затем прекратилось. Греки и римляне его не знали, современное асфальтовое производство возникло в западной Европе в прошлом столетии и в России в 70-х годах; впрочем, русские месторождения описаны еще в прошлом веке путешественником Палласом; в 40-х годах министр Л.А. Перовский выписывал асфальт из Сызранских удельных дач в Петербург. В России асфальтовое дело развилось с 1873, когда Д.И. Воейков вместе с зоологом М.Н. Богдановым во время экскурсии нашли песчаный асфальт в Бахиловской даче сызранского уезда. Это дало возможность основать производство гудрона и мастики из местных материалов отличного качества;. требование на асфальт в России появилось одновременно с французскими инженерами Главного общества российских железных дорог. В конце 50-х годов асфальт стал ввозиться из за границы и ввоз этот постоянно возрастал до половины 70-х годов, когда сначала на Волге, а потом и в Москве сызранский асфальт без содействия таможенных пошлин вытеснил иностранный. Московское городское управление командировало заграницу своего члена Пятунникова. Результатом этой командировки явилось его исследование: «Мостовые западной Европы», в котором основательно разобраны все способы мощения и отдано предпочтение А. С тех пор употребление А. быстро возросло; ныне в московском промышленном округе ежегодно употребляется 300 – 400 тысяч пуд. асфальтовых материалов.
Главные месторождения А. (известкового) в зап. Европе: у Пешельброна, Гаттен и Лобзана, в Эльзасе и в Валь де Травер (Val de Travers) близ Нёвшателя, в Швейцарии, Сейссель (Seyssel) в департ. Эны (Ain), во Франции и Лиммер (Limmer) близ Ганновера, в Германии; у Валь де Травер производится лучший А., идущий на прессование, в последних двух – мастика. Богатые залежи А. есть и на о. Брацце (Brazza) в Далмации и в Абруццах в Италии. В России месторождения А. встречаются по Волге, впадающим в нее речкам и оврагам в сызранском у. Симбирской губ., от с. Переволоки до г. Сызрани. Порода здесь не известняк, как в западной Европе, а доломит. Сызранской А. тверже западноевропейских и плавится при более высокой температуре. Он встречается довольно правильными слоями, легко заметными даже издали по своему темно-коричневому цвету среди желтоватого, несмолистого доломита.
Содержание смолы в сызранском А. по большей части от 6 до 13%, но изредка и до 37% Лучшие залежи затопляются с апреля до начала июля водами Волги. Добывают А. по большей части открытым разносом, но недавно заложена шахта в удельной Печерской даче. Гудронный песчаник в значительном количестве добывается в том же у., в северовост. части Самарской Луки, в дремучих лесах. Он встречается неправильными гнездами. Кроме того известно еще несколько месторождений в губ. Самарской и Казанской. А. перерабатывается в значительном количестве на мастику на 2 заводах близ с. Батраки и с. Печерского сызранского у. Оба в 1889 г. произвели 800 тыс. пудов мастики.
Что касается химического состава различных сортов природного А., то Буссенго, между прочим, нашел, что перуанский А. (из Какситамбо) и А. из пешельброна почти отвечают формуле С10Н16. По Кайзеру различные сорта содержат от 78,8% до 87,0% углерода, 9,0% – 11,4% водорода, и, 4% – 10% серы, 0,2% – 0,9% золы и 0,3% – 1,4% азота (этого последнего в некоторых сортах вовсе не найдено). Различные растворители извлекают серу содержащие вещества, сложного состава. Растворы А. (из различных месторождений) обладают характерными спектрами поглощения, что может служить для отличия сортов друг от друга и от искусственного продукта. На свету природный А. делается нерастворимым и благодаря этому свойству имеет применение в фотографии. Из русских сочинений об А., кроме целого ряда статей в технических журналах, укажем на следующие: А. Летний, «Сызранский А.» («Записки Технич. Общ.», 1874) и его же, «Сухая перегонка битуминозных ископаемых» (Спб., 1875); А.И. Воейков, «О добывании и обработке природного асфальта в России и нуждах асфальтовой промышленности» (Спб., 1883). Немецкие монографии о природном А. Кайзер, «Unters. ьber nat. Asphalte» (Нюрнберг, 1879); Мейн (Meyn), «Der Asphalt u. seine Bedeutung f. d. Strassenbau grosser Stadte» (Галле, 1872); Дюкер, «Petroleum u. Asphalt in Deutschland» (2 изд., Минден, 1881); Шуберт, «Ueber Asphaltstrassen» (Берлин, 1881).
Асфиксия
Асфиксия (греч., собственно отсутствие пульса) – так назыв. в медицине высшая степень обморочного состояния, мнимая смерть; мнимоумершие называются также находящимися в асфиктическом состоянии. Смерть от А. обыкновенно наступает при явлениях остановки кровообращения (напр. при утоплении, задушении, от удара молнии и т.д.). Асфиктическими газами называются газы, при вдыхании которых происходят явления задушения. А. новорожденных обыкновенно наблюдается немедленно после рождения на свет и состоит в отсутствии дыхательных движений в зависимости от каких либо уклонений в родовом периоде.
Атавизм
Атавизм (от лат. сл. atavus – прародитель) – закон запоздалой наследственности, в силу которой к внукам и правнукам иногда в сильнейшей степени переходят черты дедов и прадедов, чем к сыновьям и дочерям их.
Атараксия
Атараксия (греч.) – безусловное спокойствие духа, которое выставлено было скептиками, как единственная цель, к которой всеми силами должен стремиться истинный философ.
Атеизм
Атеизм (от греческого слова aJeoV, т, е. безбожный) – означает отрицание существования Бога или мнение, что наше представление о Боге, как о высшем существе или как о нравственном порядке вещей, не есть нечто реальное или существующее в действительности. – А. называется скептическим, когда отрицается возможность доказать бытие Бога на основании разума, догматическим, когда утверждают, что небытие Бога может быть подтверждено известными доказательствами. Различают также А. теоретический и практически. Первый отвергает только объективную реальность существования Бога, но признает нравственный закон, который должен руководить нами в жизни; практическим же атеизмом, вследствие тесной связи, установленной человеческим разумом между нравственным законом и представлением о Боге, называется тот вид неверия, когда люди не считают нравственный закон естественной потребностью, вытекающей из самой сущности нашего разума, а лишь случайным представлением, вытекающим из получаемого нами воспитания и из общественных отношений. Так как, по понятиям людей, вера в существование Бога освящает нравственный закон, то распущенность нравов неизбежно влияет на ослабление веры и вследствие этого, в эпоху глубокого упадка нравов, всегда обнаруживалось и неверие, как это было в Греции во времена Перикла, у римлян во времена Августа, в средние века в эпоху упадка нравов среди духовенства и светских людей и в распущенности нравов, существовавшей перед Французской революцией. Так как понятие о Боге в разные времена и у разных народов бывает весьма различное, то многих людей часто обвиняли в А., тогда как эти обвинения основывались лишь на чисто субъективных взглядах. Так напр., древние греки обвиняли в А. некоторых из своих философов, как Анаксагора и Сократа, отвергавших не существование Бога, но многобожие, признаваемое народом. Точно также, в христианской церкви, вслед за установлением догмата Троицы, обвинялись в А. и наказывались все отвергавшие догмат о триипостасном Божестве и о Божественности Иисуса Христа. В новейшее время, исходя из христианскотеистического представления о Боге, как о личности, существующей вне Mиpa, обвиняют в А. идеалистов и пантеистов (Спинозу, Фихте, Шеллинга и Гегеля), хотя они не отрицают самого существования Бога, но только не допускают его существования независимо от Вселенной.
Ателланы
Ателланы (Atellana, Atellanae fabulae) – ателланские россказни назывались по месту первоначального изобретения или введения в употребление в г. Ателла (теперь Аверса в Кампаньи) – драматические сцены, обыкновенно сатирического содержания, разыгрываемые в древнем Риме. Сатирическое направление ума было одной из характерных особенностей древних римлян с отдаленных времен существования у них общественного быта. Вергилий в Георгиках (кн. II, ст. 385) и Гораций в 2 ч. своих эпистол (IV, 145) указывают на обычай поселян во время празднеств произносить в стихотворной форме грубые остроты, осмеивающие коголибо. Точно также мы находим упоминания у поэтов: Катулла (Carmen, LXI, 32 и 126 ст.) Марциала (Epigramm., VII кн., 8 и 7 ст.) и Сенеки (Medea, 113) на обычай молодых людей петь во время свадеб родственников и друзей сатирические куплеты, возбуждавшие общее веселье. Древность осмеяний в подобных формах доказывает запретительное постановление в законе XII таблиц, с угрозою позорного наказания, как удостоверяет Цицерон (Tuscul., IV, 2) и Гораций (Satyr., II кн., 80 – 83 ст.). А время издания этого закона, заметим, за 302 г. до Р. Х., т.е. спустя два столетия по учреждении республиканского правления в Риме. Следуя Горацию, мы можем удостоверить, что сатирические выходки в стихах или песнях были в употреблении у поселян: сперва шутливые загадки на праздниках в честь материземли преподносились, так сказать, хранительной силе – богу гению. Но потом эти загадки прибаутки получили очень резкую соль в фесценинских стихах, обратившихся в стихотворные разговоры двух лиц, не обращавших внимания на неприличие своих острословий. Однако, еще раз заметим, раньше фесценинских стихословий, в деревнях действующие лица в подобных потехах гостей на свадьбах окрашивали уже лица свои в разные цвета, или прикрывали их масками, сделанными из древесной коры и не только со смешными, но и со страшными выражениями.
Дионисий Галикарнасский, следуя древнейшему историку римского быта, Фабию Пиктору, описывает «игры» в Риме, в 258 г. от основания Рима (за 495 л. до Р. Х.), устроенный по случаю победы римлян над латинянами при озере Регилле, по обету консула Постумия. После ряда разнообразных явлений (картин, процессий, атлетов и танцовщиков) следовали сатиры, плясавшие греческую сатирическую пляску sikinniV. Одни представляли силенов в косматых овечьих кожах, вместо туник, с вязями цветов сверх плащей, а другие, изображая сатиров, не имели на себе ничего, кроме козлиных шкур, которые у них при прыганье, разлетались, обнажая все части тела, при произношении сальных, грубых острот, так что триумфальный праздник Постумия был больше похож на сатурналию. Впереди всех выступали наряженные в смешные или особенно страшные личины, занимавшие собой грубое римское простонародье. Таких дичин обыкновенно бывало три: «вожак» (Manducus) – мужчина и с ним две женщины: Citeria, насмешница, остро и едко издевавшаяся над присутствующими и Petreia – сама предмет насмешек, изображая неприличие пьяной, ничем не стеснявшейся в своей откровенности. Иногда на таких празднествах, как военные триумфы, перемешивались песни хвалебные с диалогами сатирическими. Таков, например, был триумф консула Валерия; в 344 г. от основ. Рима (409 до Р. Х.); этого консула осыпали, при проходе его мимо, сатирическими обидными выходками из рядов зрителей, которые в то же время произносили похвалы трибуну Мэнию. Впоследствии, особенно в Вергилиево время, в годовщины похорон знатных лиц, ходили по улицам процессии, среди которых хоры сатиров произносили язвительные непристойности, делая припрыжки, прискоки и перевёрты с дикой импровизацией. Нужно также заметить, что сатиры и их пляски на столько нравились малонравственному большинству, что их терпели среди серьезных процессий, в качестве дивертисмента религиозному характеру празднества. И только сценические зрелища, со счастливых опытов Ливия Андроника, заменили процессии живых сатиров с их россказнями. Сулла был одним из последних поощрителей «разговора сатиров» пред публикой и, ради грубости выходок, поддерживал Росция, шутов и мимов (см. Плутарха, «Жизнь Суллы», гл. 36). В век Августа, точно также семья Пизонов пыталась поощрять сатирические сцены, с вводом фарсов и сатиров, произносящих перед публикой свои перебранки, в форме бесконечных диалогов. Гораций требовал от них только оригинальности, а не подражания греческим сочинениям подобного рода, так что можно допустить, не боясь даже особенного удаления от исторической правды, предположение, что и Сулла и Пизоны имели целью – поощрением представлений с вводом фавнов и сатиров – сообщать более оригинальности народным представлениям римского характера, и ослабить этим значение ателлан и греческих комедий, чуждых римскому быту. Был же ведь в Риме театр, со сцены которого произносились исключительно сатиры. Витрувий в своем трактовании архитектуры зданий отводит сатирическому театру третье место среди сценических сооружений и предписывает сообщать украшениям его сельский, простой характер (см. трактат Витрувия: «De Architectura», кн. 5). Донат в своих примечаниях к Теренцию прямо указывает, что сатирическая сцена (в смысле театра) устраивалась специально на луговой местности – «agresti loco». Для обозначения подобного рода сценических зрелищ и принято было слово planipedia. Только Мунк, в сочин. своем: «De fabulis Atellanis» (Лeйпциг, 1840, 82 стр.) настаивает, что под ними следует понимать всякий род пьес, сюжет которых напоминал сельский быт. Но между таким толкованием и представлением сатиров в лицах на сцене есть значительная разница. У Горация и у Вергилия пьесы, представляющие сельский быт, совсем не сатирического свойства. В картинах Вергилия и Тибулла сатиры только своим костюмом напоминают грубых насмешников, любимых римскою чернью. На празднике Земли или другого сельского божества, как напр. «бога гения» – представлялось бракосочетание, допускавшее до известной степени откровенные грубоватые шутки, по смыслу свадьбы. Сатира, имевшая место в А., была скорее не общечеловеческая шутка, осмеивавшая всем знакомые слабости несовершенства, а личные выходки против известных особ, обрисовываемых исключительно с целью узнания их многими. Слушание сатирических выходок против известных лиц на сцене цирка удовлетворяло инстинктивную потребность пересуда у любого гражданина Римской республики до 391 г. от основ. Рима (362 г. до Р. Х.), когда цирк закрыт был из боязни прогневить еще больше карающие божества, наславшие мор. Стали придумывать вместо представлений – умилостивительные жертвы и процессии. Тогда сцены с репликою заменены пантомимами, а деятели в них названы гистрионами. Игра жестов удовлетворяла вкус римских любителей зрелищ больше столетия (123 года), до появления в 514 г. от основ. Рима (230 л. до Р. Х.) сценических пьес более правильной композиции, заимствованной у греков Ливием Андроником, под именем выходов (Exodia). К ним же стали прибавляться потом, в роде дивертисментов между действиями – А-ны, изобретение племени оскийского. Оски, народ грубый и простосердечный, любили называть все вещи прямо, не скрываясь, и таков характер, вообще, aтeллaнcкиx россказней (fabulae Atellanae), скорее чувственноострословный. К этому роду представлений особенно пристрастилась римская молодежь и принялась, вместо гистрионов, выполнять сама ателланы. Вот почему, имея в виду высокопоставленных по рождению исполнителей А., мы и встречаем право актеров, их выполняющих, быть римскими гражданами, в то время, когда публичные актеры, как напр. гистpиoны, не могли приобрести этого права и могли подвергаться телесным наказаниям. Актеры ателланские, напротив, могли служить и в легионах. Следовательно А., чтобы выразиться ближе к нашим понятиям, были представления любителей, из аристократии даже, в противоположность правильным сценическим представлениям на театре общественном, исполнители которого ставились ниже прочих сословий. Впоследствии, исполнители А. сделались и актерами в выходах, т.е. правильных драмах и комедиях и тогда стали называть такого деятеля сцены ехоdiarius. К нему уже в обществе не было такого презрения, как к гистриону, но, кажется, он пользовался и всеми правами исполнителя А., т.е. римским гражданством. В V веке нашей эры, ученый Диомед самые А. приравнивал к сатирической драме греческого происхождения, явившейся после трагедии и имевшей частью личный характеры.
Драма сатирическая, пользуясь характерами типов мифологических и человечных благородных персонажей, допускала веселый конец, вместо трагического заключения. И ателланы, частью имели сюжетом ту же фабулу, как и греческие трагедии и драмы, но развитие интриги в них было иное, почти противоположное. Таковы: «Agamemnon suppositus», «Mersias» – Помпония, «Андромаха» и «Фениссы» – Новия. Всех ателлан, дошедших до нас, 106 заглавий. Рассмотрев их, можно придти к заключению, что подражание сатирической драме в них переходит в трагикомедию, в древности называемую RinJon. Содержание их всегда – комического характера, основано на бытовых условиях низших слоев римского общества. Название давалось и по званию главного персонажа: напр. «Гетера» – Новия, «Лено» (той же специальности личность), «Prostibulum», «Munda» «Aleones» (игроки в кости) Помпония. Есть в числе ателлан: «Храмовой сторож», «Аруспиции», «Хлебники», «Рыболовы», «Живописцы», «Виноградари», «Трепальщики», «Народные глашатаи». Есть также названия племен и народов: «Кампанци», «Сирийцы», «Заальпийские Галлы», «Солдаты из Помеции». Есть в заглавиях и общие пороки человечества: «Скупец», «Злобный», «Клеветник», «Жадный наследник» и пр. На сколько можно судить по сказаниям древних, разбиравших А., завязка в этого рода пьесах не всегда бывала простая и часто для проведения роли, от актера требовалась находчивость, собственная импровизация, с умением выделять оттенки характера, без чего реплика по смыслу текста могла быть мало жизненной и не трогающей. Квинтилиан в «Руководстве оратору» (кн. VI, гл. 3) говорит: «она темна, как обыкновенно бывают ателланы» – и этим намекает, что в тексте такого рода пьес существовали обыкновенно умышленные недомолвки. Следовательно актер, хорошо приспособившийся к выполнению своей роли в них, мог и должен был игрой своей сгладить и уничтожить мнимую темноту слов, заключающую известный намек, объясняемый жестикуляцией. Далее, к отличиям А. следует причислить нахождение в них чисто оскийских типов в сатирических сценах. Таков, например, тип «Маккус» – главное, неизбежное лицо в А., комический персонаж с местным, оскийским характером, изображающий крестьянина из Апулии, плутоватого обжору, годного для разыгрывания тысячи случайностей, вызывающих общий смех. В А. «Maccus» выставляется попеременно то солдатом, то содержателем постоялого двора, то ссыльным, то близнецом-братом, мирителем распрей, или даже девочкой. Солдатом «Maccus» дерется с товарищем, чтобы завладеть ужином одному, или бьется об заклад, что ему мало съесть то, что подано двоим. Но везде, по характеру задачи, «Maccus» делается ответчиком за происшедшее; так или иначе придумано побоище – и «Maccus» оказывается битым за другого, или платящим. Из древнего «Maccus»'а выработан тип полишинеля. У древних в скульптуре он изображался с носом, похожим на куриный зоб, с плешивой головой, в костюме раба. Дружкой к нему в А. был – «Букко», с круглой головой и сильно надутыми щеками, тип еще большей глупости, тщеславный, беспокойный, болтливый. Сохранилось много пьес, где выведен этот тип, служащий в них средоточием, вокруг которого обращается действие аксессуарных персонажей. Он – главное лицо в ателланах Помпония «Bucco auctoratus» и «Bucco adoptatus» и в ателланах Новия «Bucculo».
Третья маска, или тип в А. – «Pappus», старик, всеми осмеиваемый, дурачимый женой, проводимый молодежью, спутанный судьей, но обманутый самолюбивыми мечтами и падкий до вина. Он выведен у Помпоны в нескольких пьесах: «Pappus agricola» «Pappus Praeteritus» и «Sponsa Pappi». В «Паппе земледельце» он сам, ничего не подозревая, смеется над собой, слыша как кого-то проводит жена, а этот кто-то и есть он сам. Затем, он выводится в качестве кандидата на выгодные места, уже считает себя обладателем их и вдруг узнает, что ему место не дано, не смотря на множество планов, казавшихся верными для получения его. Есть еще – «Panniculus» или «Pannuceatus» – тип, из которого вышел позже Арлекин. Это фигура с головой, слегка наклоненной к плечу, в маленькой шапочке. Далее – «Dorsenus» или «Dossenus» – горбун, ученый человек, составляющий гороскопы и предсказания, бегая по деревням. Есть пьеса Помпония: «Предсказатель Горгоний» – это и есть самый старинный из типов «Вожака» (Manducus) – кукла с широчайшими челюстями и кривыми зубами. Он является очень рано, в сатирических процессиях триумфатора. Ювенал пугает этой куклой детей. В такой роли и выведен «Dossenus» у Новия в «Mania medica». Следуя перечню заглавий А., дошедшему до нас, можно «Dossenus»'а и «Lar familiaris» относить к принадлежности сельского быта римлян, зато «Praefectus morum» и «Vilae et mortis judicium» никак уже нельзя туда относить, а скорее к обстановке городского, если не столичного общества. В правление Юлия Цезаря, А., имевшие сцены в Риме и принимавшие характер личный, подверглись (за 45 лет до Р. Х.) запрету представлений, потому что задевали имена особ более или менее известных. А-ов заменили опять мимы, но на короткое время. Август восстановил их, может быть и не подозревая, как далеко уйдет в этой форме политическая сатира в лицах. Светоний в жизни Калигулы (гл. 27) говорит; что этот император приказал сжечь главного актера А. и с амфитеатром, за злой намек на него самого. Зато Нерон, за подобное же действие (обвинение жестом императора в его преступлениях), только выгнал из Рима гистриона «Datus»'а. Домициан точно также мщение свое за обидный намек простер до лишения жизни актера. С этого времени А. являются в обществе Рима отголоском народного гнева или ненависти к недостойным правителям. Пример – пение актером Датом греческих стихов Гальбе, в которых выражена нелюбовь к нему столичных обывателей. И Антонин Пий из уст шута выслушал публичное заявление своего семейного позора («Jul. Capitolinus», гл. 29). Но сцена резких осуждений язычников в свою очередь встречает порицателей ее самой в нечестии и неприличностях. Тертулиан («De Spectaculis», 17) и Арнобий («Adversus gentiles») обвиняют А. в бесстыдности содержания, актеров же в неприличии и безнравственности движений. И трудно оправдывать этот род представлений в допущении всякого рода излишеств, которые были в нравах тогдашней публики. Деятели сцены во все времена подлаживались ко вкусам публики, дарившей рукоплесканиями. Но, не одна публика, посещавшая цирк, интересовалась А. Их содержание изучал сам Марк Аврелий, по совету учителя своего Фронтона. Ученый император-философ, вероятно, изучал самый язык, на котором имелись А., т.е. оскское наречие Лациума, имевшее многие слова, непонятные римскому уху, напр. лат. senex (старец) по оскски казнар, Марс – Матерс. Между тем «Maccus» во всякой пьесе выражался по оскски, а не по латыни, так что не только остроты его, но и смысл самой его речи для большинства образованного общества был, можно сказать, потерян. Хотя нам известны 106 заглавий А., однако до нас дошли только два имени авторов этого рода представлений: Помпония и Новия. Другие два Меммий или Муммий и Ноний, если не совсем оспариваются, зато считаются, особенно последний, вполне гадательными. Помпоний, по хронике Евсевия, уже за 90 лет до Р. Х. пользовался в Риме обширной репутацией, по случаю распространения в это именно время в Риме вкуса к А. Вероятно, Помпонию, обязаны ателланы введением наиболее жизненных типов современного общества в строгие, но мелкие грани разговорной сатиры оскской формы. Помпоний действительно в своих А. вводил только часть старинного содержания, добавляя своими типичными персонажами, придумывая канву для их столкновений и развязки. Веллей Патеркул намекает на такой именно способ творчества Помпония в А., называя его "sensibus celebrem, verbis rudem et novitate inventi operis a se commendabilem (Vellejus, II, 9, 5). Всех пьес, написанных Помпонием, насчитывают специалисты 64, т.е. 3/5 общего итога. Известно также, что Помпоний был уроженец Болоньи и что в большинстве его творений выказываются особенности быта его родины. О Новии, другом авторе А., сведений гораздо меньше. Сопоставляя два указания Макробия о Новии, можно придти к заключению, что хотя он и был современником Помпония, но за авторство принялся после него. По Фронтону можно заключить, что более мелкие по объему А. Новия ценились выше. После Новия господствуют мимы, а по восстановлении А. вторично – их писал Кай Меммий, но мы знаем заглавие только одной его пьесы.
Небольшие отрывки собраны по Боте и Мунку Риббеком в «Scenicae poesis Romanorum fragmenta» (2 изд., т. 2, Лейпц., 1873). Ср. Шобер, «Ueber die Atellanische Schauspiele der Romer»(Лeйпц., 1825); Кленце, «Pilol. Abhandlungen» (Берл., 1839); Вейер, «Ueber die Atellanen der Romer» (Маннгейм, 1826); Мунк, «De fabulis Atellanis» (Берл., 1840); Келлер, «De lingua et exodiis Atellanarum» (Бонн, 1850); Благовещенский, «Ателланы» (статья во II т. «Пропилей»).
Атлантида
Атлантида. – По мифу, который, как рассказывает Платон в «Тимeе» и «Критии», один египетский жрец будто бы сообщил Солону, так назывался громадный остров на Атлантическом океане; по пространству он будто был обширнее Азии и Ливии вместе взятых, но исчез, вследствие землетрясения. Возможно, что в основание платоновского мифа об А. легло предание об островах Блаженных. Некоторые усматривали в Канарских островах остатки этой затопленной А.; другие, как Рудбек в своей «Atlantica», даже видят в ней Скандинавский полуостров. В новейшее время неоднократно возвращались к предположению, высказанному Бирхеродом в соч. «De orbe novo non novo» (Альтдорф., 1685), а именно: что может быть финикийские или карфагенские купеческие корабли были заброшены бурями и течениями на берега Америки и впоследствии счастливо возвратились в свое отечество. Рассказы их и могли послужить основанием басни об этом острове и потому под А. Платона, также, как под островом, о котором говорит Дюдор и Плиний, следует разуметь нынешнюю Америку. Ср. Мартэна, «Etudes sur ie Timee de Platon» Т. I, Париж., 1841) и Суземиля в «Jahrbucher fiir Philologie» (т. 71).
Атлас
Атлас – горная цепь в сев. зап. Африке, в нынешней Берберии, известная еще в древности под тем же названием, но и в настоящее время еще очень мало исследована. А. тянется приблизительно на протяжении 230 км. по направлению с ЗЮЗ. на ВСВ. через Марокко, Алжир и Тунис. Его средняя часть, в Алжире, распадается на горную цепь Телля между Средиземным морем и степным плато шотов (соляных озер) и на горную цепь Сахары, между этим плато и большою пустынею. Горы Телля состоят из отдельных групп, иногда очень резко разграниченных друг от друга большими долинами или обширными равнинами; таких групп по направлению с З. на В. – II: горная цепь Уджда Гадада, между реками Мулуя и Тафна, с вершиной Джебель-Фураль (1400 м.); хребет Тессала (1022 м.), между pp. Тафной и Сигом; Тлемсенские горы, к Ю. от предыдущих, между марокской границей и верхним Сигом, Durdus mons древних, с вершиной Тумзайтом (1834 м.); горн. цепь Сайда, между р. Сигом и Миной; группа Джебель-Ванчерича (2000 м.), между Миной и Шелиффом; Алжирская горная цепь между Шелиффом и берегом моря, на В. до реки Иссера, с Тагелзой (1731 м.) и плодородной равниной Метиджей на высоте 1000 – 1640 м.; Джерджера (2317 м.) между Иссером и Уэд-Сагеле; южная цепь Дира-Уаннуга к Ю. от Джерджеры с Дирой (1810 м.); Сетифская цепь между Уэд-Сагелем и рекой Константиной, с Бабором (1995 м.); Нумидийские горы, между рекой Константиной и Уэд-Себусом на Ю. до равнины Сбах, с Джебель Бу-Гареб (1316 м.); Африканская горная цепь с Сердч-эль-Аудой (1370), тянущаяся между Меджердой и берегом моря до Туниса. К Ю. от этих береговых цепей, почти параллельно им от мыса Доброго на ЮЗ. и З., тянется ряд других горных цепей до 13° 20' вост. долготы, продолжающийся потом на южной стороне долины Сузы.
Пространство между обеими цепями наполняет поднимающееся приблизительно на 1000 м. плоскогорье шоттов или соляных болот, которые расположены одно за другим на протяжении более 900 км. и свидетельствуют о прежнем соединении с морем (по направлению к В.), подобно более южным большим шоттам к З. от залива Габес или Малого Сырта. Плоскогорье это представляет великолепные пастбища для многочисленных стад овец и верблюдов; в оазисах же расположены деревни пастушеского населения. Горы Сахары представляют более связи между собою; они образуют ряд узких параллельных друг к другу цепей, занимающих в ширину средним числом 150 км. В средней и вост. части отдельные цепи достигают значительной высоты и получили особые имена, так напр. Джебель-Амур со своей высочайшей точкой Эль-Гада (1657 м.), поднимающийся на 1937 м. Кзель с лесистой вершиной, в двух часах пути от Жеривилля и Джебель-Аурес, носивший у древних название Aurasius mons, с вершинами Шелиха (2398 м.) и Мхаммель (2306 м.), высочайшим пунктом Алжира, покрытым снегом в продолжении 4 месяцев в году. Восточными отрогами А. в Тунисе служат, главным образом, на сев. берегу упомянутая Африканская горная цепь, южнее – примыкающая к Ауресу Джебель-Ум-Деббен, Джебель-Шамби и Джебель-Мехила (1445 м.) и тянущаяся от мыса Доброго на ЮЗ. горная цепь с Джебель-Барку и Джебель-Сильк. Кроме того, Тунис наполнен еще множеством небольших изолированных возвышенностей.
В Марокко А. образует сплошной горный хребет, носящий у амасиргов название Идрар-Ндерен, а у кабилов – Идрассен или Джебель-Дранн, высота которого, по Гукеру, простирается до 3960 м. Хребет этот делит страну на две части, из которых одна имеет спуск к С., другая к Ю., так как плоскогорье шоттов не заходит далее внутрь Марокко. Здесь Рольфс нашел проход между Фецом и оазисом Тафилет (2085 м.), а Балл открыл Тагерутский проход (3400 м.) недалеко от Джебель-Тевда (3500 м.) и Мильтзина (3476 м.). Высочайшим пунктом главной цепи, идущей от мыса Джира или Аферни на СВ., кажется, служит Джебель-Аячин, поднимающийся на 4000 м. Параллельно А., отделенная от него большой продольной долиной Сузы, тянется, начинаясь от Джебель-Аутуса и доходя до мыса Нун, двойная цепь Анти-Атласа, достигающая близ Исгедера 1157 м. высоты. По обеим сторонам этих цепей расстилаются обширные, часто прерываемые равнины, по ту сторону которых поднимаются изолированные горные группы, как напр. на С. – Риф (Эрриф, т.е. береговая цепь) с Джебель-Анной (2200 м.), а на Ю. – менее значительные высоты мароккской Сахары. Кристаллические породы выступают лишь на южной и сев. стороне А., в многочисленных прибрежных пунктах Средиземного моря и в отдельных эллиптических массах внутри страны. Вообще же геологический состав Атласских гор образуют: силурийское и девонское переходные отложения, доломиты неопределенной эпохи, юрская меловая формация, нуммилитовые породы и позднейшие отложения третичного периода. Минеральные продукты, еще мало раскрытые, состоят, главным образом, из меди, железа и свинца, каменной соли, извести и мрамора. На более высоких вершинах гор снег лежит в продолжение значительной части года, но на Мильтзине он совершенно растаивает лишь 1 раз в продолжении 20 лет; ледников нет совершенно. Северный склон зимой часто бывает покрыт снегом в течение нескольких недель. – Первоначально население гор, по всей вероятности, владевшее страной еще до нашествия вандалов и арабов, составляли берберы, которые населяют также и зап. Сахару. В зап. А. они называются шиллухами, живут в домах, обрабатывают плодородные долины и с успехом занимаются и ремеслами; в вост. же части они называются масигами, живут в шатрах и пещерах, занимаются преимущественно разведением скота. Наречия их довольно сильно различаются друг от друга.

Ссылка на страницу: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Теги: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Просмотров: 192 | | Рейтинг: 0.0/0 Символов: 43277

ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам

Всего комментариев: 0
avatar


close