Главная » Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
12:47
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Аудитор
Аудитор (лат.) – собственно слушатель, выслушивающий. В некоторых государствах Германии А. назывались ранние молодые правоведы, которые присутствовали при производстве дел для приобретения в них навыка и опытности, но никакого права голоса не имели. Во Франции, во время Второй империи, такие A. (auditeurs) присутствовали в заседаниях государственного совета, и из них выходили административные чиновники высшего разряда. А. назывались еще во Франции, Англии, Италии и некоторых др. государствах заседателями судов, которые выслушивали тяжущихся, производили следствия, а иногда принимали отчеты от опекунов. Но чаще всего звание А. присваивается лицам, занимающим военносудебные должности. Так, при военных судах во Франции состоит Auditeur – лице, получившее специально юридическое образование, на обязанности которого лежат руководство технической стороной процесса, но которое не облечено ни судейской, ни прокурорской властью. В Германии Generalauditor стоит во главе всего военносудного управления; кроме того, имеются еще корпусные, дивизионные, полковые и гарнизонные А..
В России звание А. введено было Петром I, который в своем воинском уставе, (1716) и в табели о рангах к воинским чинам причислил и А. Звание это Петр заимствовал в Польше, где А. означал судью, затем лицо, присутствующее или участвующее в слушании акта, наконец, расследователя. А. избирались из числа старших или младших прапорщиков. Если же из офицеров не могли сыскаться способные, то А. назначались из унтер-офицеров и вахмистров. Во главе всех А. поставлен был по воинскому уставу генерал-аудитор, при котором, в качестве помощников, состояли генерал-аудитор-лейтенант и несколько обер-аудиторов. В походах генерал-аудитор сопровождал главнокомандующего армией и в случае переговоров об обмене пленных участвовал в ведении их в составлял нужные картели. В 1797 г. аудиторы переименованы были в статские чины. Вследствие недостатка в армии аудиторов повелено было в 1817 г. избрать из военно-сиротских отделений 100 чел. способных кантонистов, а в 1819 г. еще 80, для приготовления к занятию должности А. Все эти кантонисты под названием аудиторских писарей были прикомандированы к аудиториатскому департаменту и ордонанс-гаузам; по положению 1816 г., они по выдержании особого экзамена, производились в А. В 1833 г. для образования А. учреждена была школа при петербургском батальоне военных кантонистов. Но все эти меры оказывались недостаточными и не обеспечивали армии достаточно сведущих А. Обстоятельство это в связи с важностью обязанностей, на А. возложенных, побудило правительство изыскивать средства к привлечению на службу по аудиториатскому ведомству более способных и образованных чиновников. С этою целью предоставлены были в 1856 г. особые преимущества тем молодым людям, которые, окончив курс наук в университетах или духовных академиях и семинариях, пожелают поступить в аудиториатский департамент для подготовления в А. Наряду с этим прекращено было в 1857 г. производство в А. военных писарей (производство в А. фельдфебелей, унтер-офицеров и вахмистров приостановлено было еще в 1841 г.). Затем, в 1859 г. значительно усилены были оклады содержания, получаемого А. В 1867 г., с введением военно-судебной реформы, должность А. упразднена, и в настоящее время она сохранилась лишь в 2 сибирских и туркестанском военных округах, но и там введение военно-судебного устава 1867 г. есть лишь вопрос времени.
По характеру своему, должность А. не отличается единством: она совмещает в себе черты должностей делопроизводителя, секретаря и прокурора. Обязанности А., по Своду Воен. Постанов., заключаются в следующем: он должен допрашивать подсудимого и свидетелей по заранее составленным вопросным пунктам, составлять журналы и определения предлагать их на утверждение суда, собирать необходимый по делу справки и доказательства, изготовлять исходящие бумаги, изготовлять выписку из дела и прочитывать ее суду. По данным голосам А. составляет приговор (или сентенцию), изъяснив в нем обстоятельства дела и законы, по которым подсудимый оправдан или обвинен, но сам он при постановлении приговора права голоса не имеет; лишь в советах и совещаниях он заменяет асессоров. Далее, А. должен наблюдать за исправным производством военно-судных дел и соблюдением установленного порядка. Мало того, на него же закон возлагает обязанность следить за тем, «чтобы каждый подсудимый, не взирая ни на какое лицо, был судим по точной силе законов». Заметив какое-нибудь отступление от закона, или нарушение его со стороны суда, А. обязан сделать об этом представление суду. Если суд остается при своем мнении, А. должен подать презусу (председателю) рапорт, по которому суд обязан постановить определение, согласен ли он с представлением А., или нет, и в последнем случае изложить причины, побуждающие его оставаться при своем мнении. Рапорт вместе с определением приобщается к делу. В 1861 г. возложена обязанность выслушивать мнение А. по каждому делу. В случае, если суд с мнением А. не соглашается, последний представляет письменное изложение своего мнения, и суд обязан изъяснить причины, по которым он отвергает мнение А. Должность А. была учреждена при всех военно-судебных местах, также при главнокомандующих, главных командирах портов и др. лицах, на ревизию или рассмотрение коих восходили военно-судные дела. При дивизиях и корпусах состояли А. высшего разряда, называвшиеся обер-аудиторами; директора генерал-аудиториатов назывались генерал-аудиторами. С упразднением генерал-аудиториатов, обязанности генерал-аудитора перешли к главному военному прокурору.
В первоначальном проекта учреждения нашего государственного совета аудиторами названы были вторые чины государственной канцелярии; но при выработке окончательной редакции это слово заменено названием помощников статс-секретаря.
Аудиторами или авдиторами называются в наших духовных училищах (и по примеру их, в некоторых гражданских) те из учеников, которые назначены учителем для выслушивания уроков своих товарищей.
Аукцион
Аукцион (лат. auctio от augere – увеличивать) или продажа с молотка – так называется публичная продажа с присуждением продаваемой вещи тому, кто предлагает за неё большую цену. Она применяется в тех случаях, когда требуется немедленно продать какие либо товары, или другое имущество, которое путём обыкновенного отчуждения или частного обращения могло бы быть сбыто, хотя и по высшей цене, но гораздо медленнее и не в полном составе. А. может быть добровольным, напр., с целью перевести на наличные деньги движимое имущество при переселении, далее в разных фабриках, ради сбыта и удаления из складов разных вышедших из моды предметов производства (именно мануфактурных товаров), также у отдельных купцов или в целых промышленных предприятиях, чтобы при ликвидации, прекращении торговли, распадении общества, перевести на деньги наличный товар, орудия производства и т.д. и этим облегчить окончание торговых дел. Принудительным представляется А., производимый ломбардами и частными закладчиками, когда должник в определенный срок не выкупил заложенного имущества. Особый вид принудительных А. представляют А. производимые в силу судебных решений при спорах о наследстве, конкурсах и принудительном приведении в исполнение других судебных решений. От древнеримского обычая втыкать копье (hasta) на месте производства публичной продажи, судебные А. получили общее название «субгастации», ныне же это название употребляется лишь для обозначения одного из видов судебного А. Лицо, являющееся посредником при производстве А., называется аукционатором или аукционистом и получает за свой труд известное процентное вознаграждение от вырученной при продаже суммы, размер которого, в особенности при судебных А., обыкновенно, определённо указывается законом. Купленные на А. вещи должны быть оплачены сейчас же по приобретении или немедленно при выдаче их. Там, где товары постоянно сбываются путем публичной продажи, допускается уплата кредитным обязательством, как напр., в североамериканских Соединенных Штатах. В новейшее время нередко прибегают к А. с целью быстро распродать новые промышленные произведения, фабрикаты и т.д., при приготовлении которых всегда имеется в виду этот способ сбыта. Так как при этом является необходимость соответственно распространить сбыть на большой район, то продавец переезжает с места на место и товар, оставшийся в одном месте непроданным, сбывает в другом, постоянно пополняя свой запас. Эти так называемые странствующие А., являющиеся видоизменением передвижных торговых складов, распространяют часто одни лишь бракованные товары и вызывают много жалоб со стороны местных постоянных, мелких торговцев.
В крупной торговле А. служат совершенно нормальным путём продажи и в этом их применении не могут быть сравниваемы с обыкновенной публичной продажей. Здесь они повторяются периодически, являясь по преимуществу правильным средством продажи значительного количества товаров, ввозимых большими торговыми обществами, хотя, с другой стороны, их применяют с пользой и отдельные торговые дома. Большие товарные транспорты при продаже с А. разбиваются на отдельные, хотя тоже значительные партии (паи, доли, голландские кавелинги). Аукционная продажа в этих случаях имеет громадные преимущества не только для продавца, но и для покупателя. Первый быстро сбывает большое количество товара, не отпуская его кому либо в кредит и не вступая в разнообразные, часто медленно оканчивающиеся деловые отношения; второй же может запастись из первых рук и по умеренной цене соразмерным его потребностям или предполагаемой спекуляции количеством товара. Цены эти устанавливаются конкуренцией самих покупателей и в виду этого могут служить указанием для ближайшего торгового периода. Сюда принадлежат, напр., А. голландского торгового общества (преимущественно торгующего явским кофе и тростниковым сахаром, и кроме того ост-индскими пряностями и т.д.) в Амстердаме и Роттердаме, в новейшее время также в Батавии и Паданге, большие периодические А. австралийского и капского хлопка и сырья в Лондоне, хлопчатой бумаги в Гавре, Антверпене, Берлине и т. д. Также и произведения местного специального труда могут быть предметами А., так напр., в окрестностях Трира бывает аукционная продажа дубла. Кроме часто встречающейся аукционной продажи европейских мануфактурных произведений, в Нью-Йорке часто применяется аукционная форма к сбыту ценных бумаг (облигаций, акций и т.п.). Так называемый «голландский А.», происходящий преимущественно при продажи рыбы, отличается тем, что происходит, так сказать, в обратном порядке, т.е. выкликающий цены назначив высшую, постепенно сбавляет, пока не явится покупатель. Своеобразен и древний голландский обычай употребления при А. свечки: в начале торгов зажигается кусочек свечки и предложения принимаются до тех пор, пока она горит; последнее предложение, сделанное непосредственно перед тем, как она потухла, считается действительным, так что здесь погашение свечки соответствует последней наддаче. При «японском А.» каждый торгующийся пишет на куске бумаги своё имя и предлагаемую им цену, бумажки опускаются в кружку и когда это исполнено всеми торгующимися открывается кружка и сообщается результат, причём больше предложивший становится собственником вещи. Действительная (абсолютная) цена проданной с А. вещи не может служит, как для покупателя, так и для продавца, законным основанием к вчинанию иска об убытках, от продажи происшедших, так как продавец не принимает на себя ручательства относительно особых свойств продаваемых вещей (которые покупатель может предварительно осмотреть и подвергнуть испытанию) и их истинного достоинства, точно также как и покупатель не обязывается выдать продавцу особое вознаграждение в том случае, если достоинство и действительная стоимость данной вещи значительно превышает аукционную продажную цену. Все права, связанные с залогом, тяготеющие на проданной с А. вещи (в особенности ипотеки на субгастированных и запрещения на проданных с публичных торгов недвижимостях) прекращаются аукционной продажей, если продолжение их существования прямо не установлено.
Нашему законодательству также известна аукционная или публичная продажа, отличающаяся от обыкновенного договора купли продажи лишь теми особыми формальностями, которыми обставлено ее производство. Продажа эта может быть, как принудительной (судебной), так и добровольной. Продаваемые вещи могут быть, как движимый, так и недвижимый, причём термин «Аукцион» применяется преимущественно к первым. Собственником этой вещи может быть, как казна, так и частное лицо. Положения о принудительной продаже заключаются в законах о судопроизводстве гражданском (Св. Зак., т. X, ч. 2) и Уставе Гражд. Судопр. О добровольной же говорится, по преимуществу, о казённых имуществах (Свод Зак., т. X, ч. 1), хотя не воспрещён и А. частной собственности. Имуществу составляется опись и оценка. Об А. оповещается соответствующим объявлением, после чего всем дозволяется осматривать предназначенные к аукционной продажи вещи. Сама эта продажа производится посредством надбавки, наддачи цены, назначенной по первоначальной оценке, до тех пор, пока не прекратится наддача; лицо, производящее продажу, троекратно повторяет последнюю наддачу и спрашивает торгующихся: «никто больше?» вслед затем, при молчании их, ударяет молотком (почему эта продажа называется также продажей с «молотка»). Вещь остаётся затем, кто объявил высшую цену. С этого момента договор считается заключённым и в обеспечение договора покупщик вносить немедленно определённый задаток, который ему не возвращается, если он не внесёт в установленный срок остальной покупной цены. Место, где производится А. движимых имуществ, называется аукционной камерой. Правила о продаже имуществ в С. Петербургской аукционной камере изложены в ст. 2181 (Св. Зак., т. X, ч. 2); тот же порядок установлен и для провинциальных аукционных камер, где таковые существуют. Лица, производящие аукционную продажу, называются аукционистами; определение числа, способа избрания и замещения их принадлежит усмотрению городского общества (думы); они получают вознаграждение в размере 2% от вырученной суммы. В тех местах, где введены судебные уставы, производство аукционной продажи по судебным решениям возложено на судебных приставов, которые обязаны руководствоваться при продаже движимого имущества статьями 1022 – 1061 гг. Устава Г. С., а при продаже недвижимых – ст. 1132 – 1208 того же Устава. Кроме этих положений, существуют ещё: особые правила о продаже с А. просроченных закладов ссудных касс [прилож. к ст. 1663 (прим. 1) Св. Зак., т. X, ч. 1] и находящиеся в Уставе Торговом (Св. Зак. т. XI, ч. 2) правила о биржевых аукционах и аукционистах.
Аул
Аул (а-ул, татарское слово) – так называется у татар, башкир, на Кавказе, у киргиз-кайсаков и у калмыков селение, деревня.
Ауренгзеб
Ауренгзеб (вернее Авренг Сиб, т.е. «краса трона») – великий могол 1658 – 1707 года; род. 20 октября 1619 года, сын в. м. Шах-Джигана; ему было 9 лет, когда его слабый и несчастный отец вступил в правление. Очень рано подстрекаемый честолюбием, он скрывал свои широкие планы под маской религиозного рвения (в служении обрядам) и наружного воздержания; 20-ти лет он отличился в войне отца против раджей Визапура и Голконды и стал в 1639 г. наместником Декана. Энергично подавив восстание вассалов этой страны в 1656 г., победив братьев своих: Дару, Суджа и Мурада и взяв в плен отца, он вступил в 1658 г. на трон в Дели и принял имя Алум-Гир, т.е. «победителя вселенной». Он считался мудрым и справедливым правителем; одного из своих сыновей, которые пытались приобрести в стране приверженцев, он приказал отравить в 1666 г., второй сын бежал в Персию. Он счастливо вел много войн в Декане (1668) с горными народами Кабула и Кандагара (1669, 1673) и с Раджпутани (1678) и значительно увеличил свои владения присоединением вассальных земель Визапура и Голконды. А. был большим другом европейцев, любил великолепие и роскошь, обладал широким образованием, покровительствовал искусствам, основывал библиотеки и школы и привлекал многих ученых к своему двору, но до самой смерти остался фанатическим приверженцем Ислама. А. умер 21 февр. 1707 г. в Амеднагаре; ему наследовал в правлении сын его Шах-Алум, при котором страна скоро пришла в упадок.
Аустерлиц
Аустерлиц (слав. Славков) – небольшой городок в Моравии, на реке Литаве построенный тамплиерами в XII-м столетии. А. приобрёл известность по происходившему там 2 дек. 1805 г. сражению, которое называют иногда сражением трех императоров (Dreikaiserschlacht), так как Александр I, Франц I и Наполеон I лично присутствовали на нем. В конце нояб. русско-австр. армия, силою около 84000, оставила свою крепкую позицию у Ольшау и двинулась к Брюнну, намереваясь атаковать Наполеона, силы которого доходили до 70000. Союзники считали его более слабым и думали, что он избегает сражения. План их состоял в том, чтобы обойти правое крыло неприятеля, отбросить его к С. и отрезать ему, таким образом, сообщение с Веной и с Богемией. Наполеон разгадал намерение и решился направить свою главную атаку на ключ. позиции союзников – Праценские высоты, недостаточно сильно занятые. В то время, как союзные войска истощились в кровопролитных, но малоуспешных атаках на правое крыло французов, которым командовал Даву, Наполеон, около полудня, направил Сульта на Праценские высоты, которые и были взяты; правое крыло союзников, на котором происходили блестящие кавалерийские дела, тоже было принуждено отступить, и тогда Наполеон направил свои победоносные войска в тыл тем отрядам, которые дрались с Даву, чем, сражение было решено; союзники стали отступать по всей линии, и отступление это скоро превратилось в бегство. Бегущие стеснились на узкой плотине, тянущейся между двумя прудами; многие бросались на покрывавший воду тощий лед и проваливались. Потери австрийцев простирались до 6000, русских – до 21000 чел.; французы потеряли около 800 чел. убитыми и около 6000 ранеными; последние хвалились тем, что захватили 180 пушек и весь обоз союзников. 30 декабря Наполеон перенес свою главную квартиру в аустерлицкий замок; 4 дек. он имел свидание с импер. Францем в Наседловице; 6 дек. заключил в А. перемирие, первым условием которого ставилось немедленное удаление русских войск, и 26-го числа закончил кампанию заключением мира в Пресбурге.
Ауто-да-фе
Ауто-да-фе (исп. Auto de Fe; порт. Auto da Fe; лат. actus fidei) – так называлась в Испании и Португалии процессия, сопровождавшая казнь осужденных инквизицией. Такая процессия происходила, обыкновенно, в одно из воскресений между Троицей и Филипповым постом, очень часто также в день Всех святых. На рассвете раздавался глухой удар большого соборного колокола, означавший начало ужасного зрелища, и народ толпами собирался на место, думая совершить доброе дело уже одним только созерцанием казни. Самые знатные люди считали для себя честью оказывать услуги святому суду при подобных процессиях. Шествие открывали доминиканские монахи с хоругвью инквизиции. Прежде всего следовали кающиеся грешники, на которых была наложена только епитимья. За ними шли отделённые большим крестом, носимым перед ними, осуждённые на смерть, босые, в санбенито, т.е. одеждах с изображением чертей и адского огня, в остроконечных шапках на голове. Затем несли изображения скрывшихся и наконец кости умерших подсудимых в черных гробах, на которых были нарисованы картины адского пламени и другие символические изображения. Ряд священников и монахов замыкал шествие. По главным улицам процессия направлялась к церкви, где после проповеди объявлялся приговор обвиняемым, стоявшим перед распятием с потухшею свечёй в руке. По прочтении им приговора, служитель инквизиции ударял каждого из осуждённых рукою в грудь в знак того, что инквизиция передает их светскому суду. Тогда осуждённых принимал гражданский чиновник, который приказывал связать их и заключить в темницу. Несколько часов спустя, их вели на место казни. Тех, которые обращались в католичество, сперва удавливали, а потом сжигали, прочих же сжигали живьем, а вместе с ними также изображения и останки скрывшихся и умерших еретиков. Король со всем своим двором обыкновенно присутствовал на этих процессиях. Самое блестящее аутодафе было в Мадриде в 1680, при Карле II-м; впоследствии число аутодафе стало уменьшаться, заменившись казнью в стенах инквизиции; последние аутодафе происходили в конце XVIII столетия. Однако ещё в 1826 г. был казнён в Валенсии школьный учитель Риполль по обвинению в деизме, причём были соблюдены обрядовые стороны аутодафе. В одной Испании с 1481 – 1808 гг. было сожжено 34658 человек. Ср. Льоренте, «Kritische Geschichte der span. Inquisition» (нем. перев. Гека, 4 т., Гмюнден, 1820 – 22).
Aфанacий
Aфанacий – архиепископ александрийский, энергично отстаивавший, во время споров с арианами, догмат о единстве естества Бога Отца и Сына, и названный поэтому Отцом православия. Афанасий родился в 298 г. от родителей христиан, получил вполне научное по тому времени образование, и в молодых ещё летах обрёк себя строгому аскетизму; в 319 г. он был посвящен епископом Александром в дьяконы; своей энергией и красноречием на Никейском соборе 315 г. имел большое влияние на решение собора и после смерти Александра 9 июня 328 г. был избран его преемником в епископском сане. По бездоказательным наветам своих противников, ариан, А. был низложен в 835 г. Тирским собором, а в 336 г. осуждён на изгнание в Трир императором, которому успели внушить, что А. хочет приостановить ежегодный вывоз зернового хлеба из Александрии в Константинополь. После смерти Константина I, А. возвратился из ссылки осенью 338 года, но его энергичная борьба против ариан, возбудила их вражду в такой степени, что весною 340 г. императорский наместник, с помощью вооружённой силы поставил и архиепископом александрийским арианина Григория. А. бежал в Рим к архиепископу Юлию I, по старанию которого он был признан на Римском соборе 341 г. и на соборе в Сардике в 343 г. невинным, а учение его объявлено согласным с догматами церкви. Император византийский Констанс также благоволил к А., и выхлопотал ему у брата своего Констанция разрешение вернуться в Александрию после смерти Григория, в октябре 346 г. Когда же Констанций, сделавшись единодержавным монархом, доставил победу арианам в 355 г., то А. должен был вновь отказаться от духовной власти. На его место был назначен Григорий из Каппадокии, а когда солдаты ворвались 9 февраля 356 г. ночью в церковь св. Фомы, где А. совершал по случаю праздника всенощное бдение, то он вынужден был бежать в Египетскую пустыню; но и отсюда имел большое влияние на паству своим личным авторитетом и сочинениями. По вступлении на престол Юлиана Богоотступника, Григорий был убит во время народного восстания и А. мог вернуться в Александрию в феврале 362 г., но его ревностная деятельность, клонившаяся к умиротворению церкви, возбудила неудовольствие императора, так что 25 окт. 362 г. ему пришлось в четвертый раз отправиться в изгнание, на этот раз в Фиваидскую пустыню. После падения Юлиана, А. возвратился в Александрию в феврале 364 г. но в царствование императора Валента был вынужден ещё раз оставить город с октября 365 по февраль 366 г.; с тех пор его более не беспокоили до самой его кончины, последовавшей 3 мая 373 г. Из 45 лет своего епископства, А. провел в изгнании около 20 лет. О его характере ещё при его жизни судили различно. Ненавидимый своими противниками до самой смерти, а приверженцами почитаемый за святого, Афанасий неустрашимо боролся при самых разнообразных обстоятельствах жизни и словом и делом за одну великую идею, от признания которой, по его убеждению, зависело существование христианской церкви. За страшную суровость, в которой упрекали его враги, они в свою очередь жестоко отплачивали ему всякий раз, когда им представлялась к тому возможность. Как архипастырь он соответствовал строгому идеалу своего времени, умел, не смотря на свою мало внушающую наружность, господствовать над умами и оставил своё учение в наследие всей церкви. В его многочисленных сочинениях догматического и полемического характера вместе с пламенной ревностью к православию высказывается выдающийся созерцательный ум, которым он далеко превосходил своих противников; горячность глубокого личного убеждения соединяется в них с ясностью, осмотрительностью и точностью изложения. Его «История ариан для монахов» написана в строго православном духе, и служит неоценимым памятником для изучения борьбы религиозных партий того времени. Меньшее значение имеют его сочинения в области экзегетики и морали. Лучшее издание их принадлежит Монфокону (3 тома, Париж, 1698). Дополнением к ним служит второй том «Bibliotheca patrum» Монфокона (Пар., 1706). Тило поместил в первом томе своей «Bibliotheca patrum graecorum dogmatica» (Лейпц., 1853) только главные догматические сочинения А. Важное значение для летосчисления имеют сохранившиеся на сирийском языке: «Описания праздников», составленные Афанасием. Его учение изложено Риттером, Бауром, Доревом и Фойттом. Ср. Мёлер, «Athanasius der Grosse und die Kirche seiner Zeit» (2 тома, Майнц, 1827); Бёрингер, «Kirchengeschichte in Biographien» (т. I, Цюр., 1843); его же, «Athanasius und Arius oder der erste grosse Kampf der Orthodoxie and Heterodoxie» (Штутгардт, 1874).
Афанасьев
Афанасьев (Александр Николаевич) – исследователь народной поэзии; род. 11 июля 1826 г. в г. Богучаре Воронежской губ., где отец его, человек очень умный и высоко ценивший образование, служил уездным стряпчим. Образование получил в воронежской гимназии и московском университете, где учился на юридическом факультете и в тоже время слушал лекции Шевырева, Бодянского и Грановского. Окончив курс в 1848 г., А. в 1849 г. поступил на службу, вполне соответствующую его способностям и наклонностям – в моск. главный архив мин. иностр. дел, где он в 1856 г. был сделан начальником отделения, а вскоре правителем дел состоящей при архиве комиссии печатания государственных грамот и договоров. В этой должности он состоял до 1862 г. Это было самое спокойное и самое плодотворное время его деятельности. За это время А., который еще будучи студентом начал сотрудничать в лучших тогдашних журналах («Современник» 1847 г. и «Отечественных Записках» 1848), поместил целый ряд (68) более или менее значительных статей в «Современнике» (1849 – 52 гг.), «Отечеств. Записках» (1850 – 60 гг.), «Архиве историко-юридических сведений о России», издав. Калачёвым, и некоторых др. изданиях. Из этих статей могут быть приведены только важнейшие: «Дедушка домовой», первое его мифологическое исследование (в «Архиве» Калачёва, ч. 1); «Ведун и ведьма» (в альманахе «Комета», изд. Н. Щепкиным; отдельно, Москва, 1851); «Языческие предания о острове Буяне» (во «Временнике общ. ист. и древ. росс.», 1858 г., № 9 – здесь он впервые развил во всей полноте свою натурмифологическую систему славянского мировоззрения); «Зооморфические божества у славян» («Отеч. Записки», 1852 г., № 1 – 3); «Несколько слов о соотношении языка с народными поверьями» (в «Известиях акад. наук по отд. рус. языка и словесности», 1853 г.); "Русские сатирические "журналы 1769 – 1774 г. " (в «Отеч. Зап.», 1855 г., № 3, 4 и 6; отдельно, Москва, 1859 – до сих пор остаётся едва ли не лучшей монографией по истории литературы XVIII в.). В 1858 – 59 гг. он издавал чрезвычайно полезный, но не нашедший достаточной поддержки, журнал: «Библиографические Записки», где поместил ряд своих статей, именно: «Сатиры Кантемира», «Н.И. Новиков», «Литературная полемика прошлого столетия», «Русская книжная торговля» и др. В 1860 г. он издал – «Русские народные легенды» (Москва), вскоре изъятая из продажи. В 1862 г. в жизни А. произошёл крутой переворот, вредно отозвавшийся и на его учёной деятельности, и на самом здоровье: он оказался прикосновенным, по видимому совсем по чужой вине, к политическому делу, и хотя не потерпел никакого наказания, но принуждён был покинуть обеспечивавшую его службу и отдаться тяжёлым заботам о куске насущного хлеба для себя и для семьи. С трудом удалось ему найти место секретаря сначала в моск. думе, а затем в мировом съезде. Но и в это тяжёлое время А., заваленный работой, ничего общего с наукой не имеющей, продолжал свои исследования и труды. В «Библиотеке для чтения» (1864) г. появились его статьи: «М.С. Щепкин и его записки», «Поэтические предания о светилах небесных», в «Филологических Записках» (1865 г.) он поместил: «О радуге», «Сказка и миф», сотрудничал он в это время и в «Книжном Вестнике», изд. Ефремовым и Ростовцевым. В эти же тяжкие для него годы, при самых неблагоприятных условиях, А. закончил и издал главный труд своей жизни: «Поэтические воззрения славян на природу» (3 т., Москва, 1866 – 69), в котором он соединил и привёл в стройную систему всё сказанное прежде им, и всё, наиболее важное, добытое трудами западных натур-мифологов. Последний труд А. – на пользу русских детей, это «Русские детские сказки» (2 ч., Москва, 1870; 2 изд., Москва, 1886); 23 сентября 1871 г. А. умер от чахотки, 45 лет от роду.
Афина
Афина – греческая богиня.
Афины
Афины (греч. AJhnai, лат. Athenae) – город, служивший в древности, как в культурно-историческом, так и в политическом отношениях (в последнем, впрочем, только временно) главным средоточением эллинской жизни и прозванный древними поэтами «оком Эллады»; в новейшее время А. сделались столицей и резиденцией Греческого королевства. Город расположен на целом ряде скалистых холмов, в самой обширной равнине Аттики, между pp. Илиссом и Кефиссом, на расстоянии приблизительно 5 км. по прямой линии от моря и в 7 км. от его позднейшей гавани, Пирея. Начальная его история, как и древнейшая история всей области, теряется во мраке неизвестности. Предание приписывает основание его царю Кекропсу. Первоначально город занимал лишь верхнюю площадь крутого, доступного только с западной стороны холма, служившего в течение всей древности, в качестве крепости (акрополя), политическим и религиозным центром, ядром всего города. По преданию, пеласги сравняли вершину холма, окружили ее стонами и достроили на западной стороне, для защиты входа, сильное наружное укрепление с 9 воротами, расположенными одни за другими (отсюда и название Эннеапилон, т.е. 9 ворот, или Пеласгикон, т.е. крепость пеласгов). Внутри замка жили древние цари этой части Аттики с своей дружиной; здесь возвышался также древнейший храм того божества, под особенным покровительством которого находился город, именно АфиныГрадозащитницы (Афины Паллады), наряду с которой почитался также потрясающий землю бог моря, Посейдон и Эрехтей (вследствие чего и самый храм назывался обыкновенно Эрехтейоном).
Часть населения, подвластного владельцам крепости, с течением времени поселилась у подошвы холма, главным образом, на южной и юго-вост. сторонах его (отчего и впоследствии еще находились здесь древнейшие святилища города, как напр. храмы Олимпийского Зевса, Аполлона, Диониса и др.). Затем начались поселения по склонам тянущихся к З. отсюда холмов; еще до сих пор отчасти заметны на этих холмах врезавшиеся в скалистую почву фундаменты первоначальных жилищ. Нижний город расширился еще больше, когда вследствие объединения различных частей, на которые в древнейшие времена распадалась Аттика, в одно политическое целое (предание приписывает это Тезею), А. сделались столицей этого объединенного государства. Постепенно, в течение последующих столетий, город заселился также и с северной стороны акрополя; здесь по преимуществу селились ремесленники, именно члены уважаемого и многочисленного в А. класса горшечников, вследствие чего значительный квартал города к СЗ. от крепости получил название Керамика (горшечного квартала). Впоследствии украшению города много содействовали Пизистрат и его сыновья своими многочисленными и великолепными общественными постройками. Ими воздвигнут был и алтарь 12 богов в южной части новой агоры (рынок), расположенной у сев.-зап. подошвы акрополя, причем от этого пункта измерялись расстояния всех местностей, соединенных дорогами с гл. городом. Ими же начата была постройка колоссального храма Зевса Олимпийского, к ЮВ. от крепости, не доведенного до конца, вследствие падения тиранов; по всей вероятности им же принадлежит сооружение нового большего храма АфиныДевственницы (Гекатомпедос) на высочайшем пункте крепостного холма, еще до своего окончания или скоро после него разрушенного персами. Пизистрат обращал свое внимание и на местность, лежащую вне городских стен: он окружил источник Каллиррое, находившийся близ вост. городской стены на правом берегу речки Илисса и доставлявший городским жителям наилучшую воду для питья, колодцем с 9 трубами (отсюда и его название – Эннеакрунос) и к СВ., отсюда в качестве святилища, посвятил Аполлону обширное пространство (Ликейон), впоследствии еще более расширенное и украшенное Периклом и превращенное полит. деятелем Ликургом в гимназию.
Новая очень важная в истории А. постройка появилась около 500 года до Р. Х., когда у юго-вост. подножия крепости, в священном участке Диониса, Ленеоне, принадлежавшем к части города, носившей название Лимны, начато было сооружение каменного здания для драматических представлений, которые до сих пор происходили на устраиваемых каждый раз заново деревянных подмостках (постройка эта была закончена лишь Ликургом. в эпоху Александра Великого). Во время Персидской войны (480 до Р. Х.) сильная катастрофа постигла А.; по совету Фемистокла, все жители оставили город, и стены, дома, храмы и крепость были опустошены войсками Ксеркса. Однако, едва только, после победы при Платее, персы должны были удалиться, афиняне снова вернулись на свои развалины и, восстановив кое-как свои жилища, принялись за постройку новой, более обширной городской стены. Благодаря настояниям Фемистокла, постройка эта производилась с большой поспешностью и, не смотря на протесты спартанцев, которые хотели, чтобы Афины оставались неукрепленными, она в скором времени была закончена (479 – 477). Еще и теперь расположение этой стены, снабженной почти сотней башен, ясно видно во многих местах, особенно на западной стороне, где она тянулась по склонам холмов Музейона и т. наз. холма Нимф и на южной и юго-вост. сторонах, где она шла по правому бер. Илисса. Окружность ее, включая сюда и все ее выступы и изгибы, равнялась приблизительно 8 км. Для сообщений служили 10 – 12 ворот, из которых и теперь еще можно указать на Мелитские и Пирейские – на зап. стороне, Фpиaзийские или Двойные ворота (Дипилон), служившие исходным пунктом для процессии, направлявшейся из А. в Элевзис и потому прозванные также «священными» – на сев.зап. стороне, Ахарнийские – на северной, Диомейские – на сев.-восточной, Диохаровы – на восточной и наконец Итонийские на южной стороне.
В связи с восстановлением городских укреплений, Фемистокл принялся за укрепление новой гавани (Пирея), которая была им заложена еще до Персидской войны. До сих пор афиняне пользовались Фалернской гаванью, находившеюся от города лишь на расстоянии 3 км., но не достаточно безопасной для кораблей, Фемистокл же побудил их соорудить новую гавань, на расположенном в 7 км. к ЮЗ. от А. скалистом Пирейском полуострове, представлявшем 3 превосходные, уже самой природою приспособленные, безопасные гавани: главную гавань, Пирей в тесном смысле, узкий вход которой мог быть заперт цепями и которая распадалась на 2 части – военную (кантар) и торговую гавань (эмпорион), и находящаяся на вост. стороне полуострова гавани – Дзеа и Мунихия. Высокая и крепкая ограда защищала все эти постройки. В 457 г., в правление Перикла, укрепленная гавань была соединена с городом А. стеною около 7 км. длины, и подобная же стена проведена от города к Фалернской бухте; вследствие этого А. оказались соединенными с обеими своими гаванями общей системой укреплений и были превосходно защищены от всяких нападений. Для усиления этой системы в 444 до Р. Х. была воздвигнута еще третья стена между обеими предыдущими, параллельная западной, ведущей от А. к Пирею. В самом городе Кимон построил на южной стороне крепостного возвышения новую стену, которая на З., прямо над подъемом на верхнюю площадь крепости, замыкалась бастионом на подобие башни (пиргос), господствовавшим над этим подъемом. На нем возвышался чрезвычайно изящный храм Нике Аптерос (Бескрылой победы), построенный, вероятно, уже после Кимона. Храм этот в 1687 г. был полуразрушен турками при сооружении вала, но в 1835 г., при расчистке последнего, откопан почти совершенно и восстановлен архитекторами Шаубертом и Ганзеном, под руководством археолога Людвига Росса. Кроме того, Кимон построил еще в городе к СЗ. от агоры величественный храм в дорическом стиле, в честь Тезея, так назыв. Тезейон, превращенный в христианское время в церковь св. Георгия, и благодаря этому уцелевший еще до сих пор с своими скульптурными украшениями (впрочем, некоторые новейшие исследователи сомневаются в тождественности этого храма с Тезейоном и считают его скорее храмом Геракла в квартале Мелите). Далее, для удобства гуляющих он засадил деревьями южную часть рынка и прозванную академией гимназию, находившуюся в северо-западн. предместье А., так назыв. наружном Керамике. Родственник Кимона, по имени Пейзионакс, также содействовал украшению города постройкой на сев.-зап. стороне рынка изящного портика, служившего для гулянья и бесед. Стены портика были покрыты историч. картинами Полигнота и его учеников, отчего и самый портик получил название Etoa poikilh – расписанный портик.
Гораздо более еще, чем Кимон, содействовал украшению города монументальными постройками Перикл. Первым его сооружением был Одеон, воздвигнутый поблизости театра в священном участке Диониса (оконч. еще до 444). Это было круглое здание, предназначенное для музыкальных представлений; крыша его, представлявшая форму шатра, поддерживалась многочисленными колоннами. Но главное свое внимание Перикл обратил на украшение акрополя, который теперь получил значение не столько крепости, сколько религиозного центра государства. Для этой цели была определена часть тех громадных сумм, которые находились тогда в распоряжении А., и куда входила дань их союзников. Прежде всего Перикл поручил архитектору Иктину на место старого разрушенного персами Гекатомпедонта построить новый, более великолепный и обширный храм Парфенон, еще и теперь в своих развалинах представляющий самый совершенный образец дорического стиля. Великолепие его усиливалось еще, благодаря многочисленным и дивным изваяниям, которыми под руководством Фидия был украшен храм, как снаружи, так и внутри. Немедленно по окончании Парфенона, служившего сокровищницей богов и для празднования Панафиней, в 438 до Р. Х. Перикл поручил архитектору Мнезиклу сооружение новых великолепных ворот при входе на акрополь, так наз. Пропилеев (437 – 432), которые и поныне еще сохранились в своих главных частях. Лестница из мраморных плит, извиваясь, вела по западному склону холма к портику, состоявшему из 6 дорических колонн, промежутки между которыми симметрично уменьшались с обеих сторон. К этому портику, для заполнения всей ширины зап. стороны холма, примыкали 2 крыла различной величины; северное крыло было украшено живописью, южное, может быть, служило сторожевым пунктом; за этим передним портиком находились широт сени, потолок которых, украшенный живописью и золотом, поддерживался 6 ионическими колоннами. Из этих сеней, через пять проходов, из которых средний был наибольший, входили в другой портик, подобный первому портику.
Пелопонесская война (431 до Р. Х.), с самого начала потребовавшая напряжения всех сил А., хотя и значительно уменьшила строительную деятельность этого города, но не прекратила ее вполне. Афиняне приступили тогда к перестройке старейшего и священнейшего из храмов на акрополе, так наз. Эрехтейона, причем был сохранен первоначальный основной план, именно соединение под одной кровлей святилищ Афины Паллады, Посейдона и Эрехтея. Окончание постройки, замедлившееся вследствие войны, последовало лишь после 409 г.; в 406 г. она сильно пострадала от пожара и была восстановлена в 395 – 394 до Р. Х. Особенно величественный вид придавали этому зданию портики: восточный с 6-ю и северный с 4 ионич. колоннами, в фасаде маленькая пристройка, прислоненная к южной стороне, поддерживаемая 6 мраморными кариатидами, и 3 окна в западной стене, окаймленные полуколоннами. Еще и теперь, несмотря на многочисленный переделки и повреждения, храм этот представляет лучший образец ионически-аттического стиля в эпоху наибольшего его расцвета. Неудачный для А. исход Пелопонесской войны (404 до Р. Х.) имел своим последствием разрушение одного из самых значительных сооружений: афиняне были вынуждены спартанцами разрушить укрепления Пирея и длинные стены, соединявшие его с городом. Однако, уже в 393 г., в эпоху Виот.-коринф. войны со Спартой, Конон, с помощью персидских субсидий, восстановил эти необходимые для безопасности А. укрепления. Новый тяжелый удар был нанесен А., как в всей Греции, битвой при Херонее (338). Однако, благодаря умелому управлению Ликурга финансами (338 – 326), город обогатился новыми постройками, возведенными на счет государства. Так, в 330 г. был наконец окончен театр в предместье Аграх, расположенном по ту сторону Илисса, был устроен стадион для гимнастических состязаний во время праздника Панафиней, а в Пирее архитектором Фионом воздвигнут громадный морской цейхгауз. Украшению города содействовали и богатые граждане. Образцом таких частных построек служит, достроенный в 335 г. и сохранившийся еще до сих пор, хорагический памятник Лизикрата (прозванный в народе Демосфеновым фонарем) к В. от акрополя. Это небольшое круглое мраморное здание, с 6 коринфскими полуколоннами; верх памятника имеет вид низкого купола, из середины которого выступает украшенный акантовыми листьями пьедестал, на котором стоял бронзовый треножник. Неподалеку от него находился другой хорагический памятник Фразилла, построенный в 320 г. и ныне разрушенный; он состоял из маленького портика с 3 дорическими пилястрами, на котором находилась мраморная статуя Диониса, с треножником на коленях.
Когда по смерти Александра В. последняя попытка греков вернуть свою самостоятельность привела к несчастному исходу Ламийской войны (322 до Р. Х.) и А. должны были принять в свои стены македонский гарнизон и управляться макед. наместниками, то сооружения новых как общественных, так и частных построек почти совершенно прекратились. Но прежний блеск, все еще окружавший этот город даже в его падении, побуждал чужеземных «эллинских» государей воздвигать здесь постройки, надписи которых свидетельствовали славе их соорудителей. Так, египет. царь Птоломей II Филадельф велел соорудить к СЗ. от рынка гимназию, в которой находилась и библиотека, царь пергамский Эвмен II (197 – 189) построил за стеной театра портик, который должен был служить частью для репетиций драматических хоров, частью для укрытия зрителей при внезапном дожде; преемник его, Аттал II (159 – 138), построил обширный портик у сев.-вост. края агоры; остатки этого портика сохранились еще до сих пор. Антонии IV Эпифан (175 – 164), царь сирийский, предпринял окончание начатого при Пизистратидах храма Зевса Олимпийского, предприятие, прерванное вследствие смерти этого царя. Римское господство вначале также не было обременительно для А. Только раз им пришлось сильно поплатиться за свою политическую ошибку. Когда в войне римлян с царем понтийским Митридатом Великим А. приняли сторону последнего, то Сулла взял город приступом (86); укрепления Пирея, большой цейхгауз и остатки длинных стен были срыты победителем до основания и с тех пор более не возобновлялись. Морское могущество А. упало окончательно, а Пирей превратился в незначительное местечко из немногих домов близ гавани. Из Афин Сулла вывез множество колонн неоконченного храма Зевса Олимпийского. Во время осады, построенный Периклом Одеон был снесен защитниками крепости, опасавшимися, чтобы неприятель не употребил его деревянный материал для осадных машин, но вскоре после этого он был восстановлен царем Каппадокии Ариобарзаном II (умер 52 до Р. Х.). Около того же времени одним частным лицом, Андроником из гор. Кирра в Сирии, было сооружено на свободной площади к В. от агоры здание, сохранившееся еще доныне и известное в народе под названием «Башни ветров».
Основатели Римской монархии, Юлий Цезарь и Август, несмотря на многие политические ошибки афинян, также покровительствовали этому городу. Из расточаемых ими даров афиняне соорудили к СВ. от агоры небольшое святилище Афины Архегетиды (небольшой храм, окруженный с 3 сторон стенами и с 4 дорич. колоннами с лица), украшенное статуями некоторых членов императорских фамилий и служившее в тоже время преддверием к площади, окруженной стенами и предназначенной для торговли оливковым маслом. Далее, Агриппа, сподвижник Августа, построил в Керамике театр, Агриппеон, за что афиняне почтили его сооружением статуи, поставленной при входе на акрополь, перед сев. крылом Пропилеев. Довольно грубый пьедестал этой статуи, высотою около 8 м., сохранился еще и теперь. Еще при жизни Августа был построен на акрополе, к востоку от Парфенона, круглый храм в честь богини Ромы и Августа. Но наибольшим благодетелем А. был император Адриан, в царствование которого город стал заново процветать и украсился многочисленными великолепными постройками. Прежде всего Адриан довершил постройку храма Зевса Олимпийского. Обширная храмина, в которой возвышалась колоссальная статуя божества из золота и слоновой кости, была окаймлена по длинным своим сторонам – двумя, а по узким – тремя рядами могучих, высотою в 20 м., коринфских колонн, из которых 15 стоят еще и теперь, а 16-я лежит на земле, опрокинутая сильной бурей. Этот лес колонн был окружен обширным, обведенным стеною, священным пространством (перибол) в 668 метров в окружности, где хранились многочисленные приношения, между пр. и статуи императора, сооруженные А. и многими другими греч. городами. Вокруг этого храма возник совершенно новый квартал, названный в честь императора «Адрианополисом». Со старым городом эта часть соединялась существующей и поныне аркой, на одной стороне которой находилась надпись: «это Афины, прежний город Тезея», а на другой: «это город Адриана, а не Тезея». Далее, Адриан построил храм Зевса и Геры, Пантеон, богато украшенное, окруженное колоннадою из драгоценного фригийского мрамора здание библиотеки и обширную, украшенную 100 колоннами из афр. мрамора гимназию. При преемнике Адриана, Антонине Пие, был устроен (140 по Р. Х.) водопровод, снабжавший город водою с севера, из-за нескольких миль. Кроме того, город был обязан новыми украшениями щедрости одного чрезвычайно богатого частного человека, учителя риторики Ирода Аттика. Последний не только велел покрыть каменные сиденья стадиона на берегу Илисса плитами из пентелийского мрамора, но построил также в 161 по Р. Х., в память своей умершей супруги Региллы, у юго-зап. подошвы акрополя Одеон или театр, вмещавший в себе около 6000 зрителей. Театр этот заключал в себе 31 ряд покрытых мрамором сидений, оркестр для хоров, сцену с высокой, снабженной полукруглым окном, задней стеной, и был покрыт искусно сделанной крышей из кедрового дерева. За исключением крыши, здание в главных своих частях сохранилось еще до сих пор. В эпоху своего процветания при Антонинах, А. были посещены путешественником Павзанием, оставившим в первой книге своих «PerihghsiV» точное описание города и его архитектурных и художественных достопримечательностей.
Еще довольно продолжительное время после посещения Павзания, вплоть до византийского периода, А. пользовались сравнительно цветущим благосостоянием. Несмотря на многочисленные эдикты, преимущественно Феодосия I и его преемников, направленные против язычества, А. все еще оставались средоточием античного образования, пользовались покровительством императоров, хотя последние и вывозили оттуда некоторые художественные произведения для украшения новой столицы империи – Византии, и даже во время нашествий варваров, как напр. готов и герулов (207 по Р. Х.), А. пострадали сравнительно немного. Лишь в VI ст. по Р. Х., когда император Юстиниан и окончательно велел закрыть школы, в которых до тех пор преподавалась риторика и языческая философия, значение А. пало и они превратились в провинциальный византийский город; храмы были отчасти разрушены, отчасти же превращены в христ. церкви, хотя в числе его епископов и (857) архиепископов насчитывалось несколько ученых, пользовавшихся высоким уважением современников. Во время господства в Греции франков (с 1205) А. сделались столицей герцогства того же имени; герцогство это, кроме Аттики и Виотии, состояло еще из нескольких полос в Фокиде и юж. Фессалии и сначала находилось во владении бургундской фамилии де-ла-Рош, от которой оно в 1308 г. по наследству перешло к сводному брату последнего герцога, Вальтеру де Бриенн. Насколько можно судить по сохранившимся от того времени остаткам стен, хотя может быть они принадлежат еще к эпохе Юстиниана, пространство занимаемое тогда А. значительно сузилось и ограничилось почти одною только местностью вокруг северн. и вост. подножия крепостного холма. После этого город и герцогство перешло в руки каталон. наемников; убивших Вальтера в битве при Кефиссе, в 1311 г.; некоторое время спустя, они отдали герцогство под верховную власть арагонских королей Сицилии, управлявших им через своих наместников в А. В 1385 г. герцогство было завоевано флорентийцем Нерио Аччиажуоли (Райнерио I), семейство которого владело им до 1458 г., когда Мохаммед II присоединил А. к Турции. Парфенон, со времени Юстиниана и служивший христ. храмом св. Марии, был обращен в 1460 г. в мечеть. Пристроенный к Пропилеям во время господства франков рыцарский замок обращен в турецкие казармы. Последний остаток его, колоссальная бургунд. башня на южном его крыле, снесен только в последнее время.
Эпоха тур. господства, в продолжение кот. А. были причислены к Негропонтскому (Эвбейскому) пашалыку и управлялись турец. воеводами, подвластными паше, была временем глубокого упадка этого города. А. представляли в это время маленький провинциальный городок в 6 – 8000 жит., которые, за исключением турок (в руках последних находилась почти вся поземельная собственность) были отчасти греческого, отчасти албанского происхождения. Раскинутый на большом пространстве, с узкими и кривыми улицами, без стен (лишь в 1776 г. была воздвигнута вокруг города стена с выступающими башнями, но в 1835 г. она опять была уничтожена), город служил верным отражением упадка всей греч. нации. Архитектурные и художественные памятники древности, благодаря презрению к ним турок и тупому равнодушно греков, приходили все более и более в упадок и отчасти даже были насильственно разрушены. Так напр., сломан был турками изящный храм Афины-Победительницы для постройки бастиона перед Пропилеями (1687). Во время осады А. венецианцами, под предвод. Морозини в 1687, Пантеон был сильно поврежден бомбой, а в начале XIX в. лорд Эльджин, брит. посол при дворе Порты, лишил город значительной части его скульптурных украшений (1801 – 3). Хорагический памятник Фразилла и маленький храм в ионич. стиле на берегу Иллиса, превращенный впоследствии в церковь, были разрушены во второй половине XVIII ст. самими греками. К счастью, еще до наступления этой эпохи разрушений, в зап. Европе опять появился интерес к афинским древностям, что побудило нескольких ученых и художников разыскать сохранившиеся остатки этих памятников и познакомить с ними публику с помощью описаний и рисунков. Так напр., маркиз де Нуантель, франц. посланник при турец. дворе, поручил в 1674, находившемуся в его свите, живописцу Жаку Каррею снять рисунки с множества интереснейших памятников А., именно со скульптурных работ Парфенона. В следующем году в А. прибыли путешественники Жак Спон и Джорж Велер (Wheler), опубликовавшие потом в своих сочинениях отчеты о местных памятниках древности. Но особенные заслуги в этом деле принадлежат англ. архитекторам Стюарту и Реветту, которые в 1751 – 54 гг. тщательно измерили и сняли чертежи со всех еще существовавших тогда в А. античных памятников и опубликовали их в сочинении: «Antiquities of Athens» (4 т., Лондон, 1762 – 1818).
Война за независимость Греции сопровождалась еще большим опустошением города А. 21 июня 1822 г., после долгой осады, крепость перешла в руки греков, но 15 авг. 1826 г. город снова был взят турками. В акрополе горсть храбрецов почти в течение целого года еще оказывала сопротивление, но 5 июня 1827 г. и этот последний оплот греч. свободы должен был сдаться неприятелю. Большая часть греч. населения оставила тогда город, превратившийся почти в груду развалин, и лишь по окончании войны (1829), особенно, когда, благодаря Лондонской конференции (3 февр. 1830), Аттика вошла в состав новообразовавшегося Греч. государства, большинство оставивших город жителей снова вернулись в него и построили себе деревянные или глиняные хинины среди кучи развалин. Скоро появились переселенцы из других частей Греции, также как иностранцы из различных стран зап. Европы. Но даже по вступлении на престол короля Оттона (1833), А. в общем представляли еще груду развалин. Однако, перенесение сюда столицы и резиденции Греч. королевства (25 дек. 1834) в течение нескольких лет поразительно изменили вид города.
Эти новые Афины, назыв. новогреками Athina, расположены к С. и В. от акрополя и тянутся по направленно к Ликабетту, Патиссии и старой академии. Улицы большей частью прямые и широкие. Значительнейшее здание города – это, выстроенный Фридрихом фон Гертнером на вост. стороне его, обширный королевский дворец, с фасадом из пентелийского мрамора. Кроме дворца, заслуживают еще упоминания: здание университета (заложенное 14 июля 1839 г. и содержащее в себе университетскую и национальную библиотеку с 95000 т. и собрание монет), в сев.вост. части города, здание парламента с библиотекой в 35000 т.; обсерватория, расположенная к З. от города на так наз. холме Нимф и академия, великолепная постройка из пентелийского мрамора по плану архитектора Ганзена. За исключением большого и прекрасного сада за королевским дворцом, устройство которого, главным образом, составляет заслугу королевы Амалии, город довольно беден садами и деревьями. Из учреждений, имеющих целью содействие наукам и искусствам, кроме низших и средних школ, из которых особенно замечателен, названный по имени своего учредителя Арсакиона, девичий институт, в А. имеются: основанный в 1836 году университет, насчитывающий до 60 профессоров, 33 доцентов и 1995 студентов с принадлежащим к нему физиографическим и зоологическим музеем и ботаническим садом (по дороге в Элевзис), политехникум, далее, 4 гимназии, духовное училище (так назыв. школа Рицари), семинария для школьных учителей, археологическое общество, предпринявшее уже массу раскопок, городская клиника, лечебница для глазных болезней, основанный и содержимый на счет франц. правительства институт для содействия молодым франц. ученым в их археологических и топографических исследованиях Греции (так назыв. Ecole francaise), основанный в 1874 с этой же целью императ. немецкие археологич. институт, археологич. музей, 1 зимний и 3 летних театра. Из благотворительных учреждений в А. особенно замечательны два сиротских дома, воспитательный дом и богадельня. Городскими делами заведует демарх вместе с выборным общинным советом. В торговом отношении значение А. в последнее время значительно поднялось, хотя все еще не может сравняться с некоторыми другими греч. городами, напр. с Патрасом и Сирой (Гермуплис); промышленность незначительна. Населенно города, которое в 1834 г., когда А. сделались резиденцией, простиралось приблизительно лишь до 4000 жит., в 1884 г. равнялось уже 84903. С портовым городом Пиреем (21618 ж.) А. с 1869 г. соединены железной дорогой, длиною в 12 км., а в 1884г. Пирей-Патрасской ж. д. также с г. Элевзис.
Теги: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Просмотров: 14 | Добавил: creditor | Теги: Энциклопедический словарь Брокгауза | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close