Главная » Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
16:54
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Орган
Орган (organum – лат., organo – итал., Urgel – нем., orgue – франц., organ – англ.) – большой музыкальный духовой хроматический клавишный инструмент с мехами, трубами, трубками (металлическими, деревянными, без язычков и с язычками) различных тембров. По звуковому богатству и обилию музыкальных средств О. занимает первое место между всеми инструментами и считается царем инструментов. Вследствие своей выразительности, он давно сделался достоянием церкви. Зародыш О. можно видеть в флейте Пана (Syrinx), а также в волынке (Sackpfeite). Евреи применяли при богослужениях род О. – магрефа; у греков было тоже нечто в роде О. (Hydraulikon). У римлян был комнатный О. (Hydraulis). Изображение этого инструмента имеется на одной монете или жетоне времен Нерона. О, больших размеров появились в IV ст., более или менее усовершенствованные О. – в VII и VIII ст. Папа Виталиан (VII ст.) ввел О. в католическую церковь. В VIII стол. Византия славилась своими О. Искусство строить О. развилось и в Италии, откуда в IX ст. они выписывались во Францию. Позднее это искусство развилось в Германии. Наибольшее и повсеместное распространение О. начинает получать в XIV ст. В 1470 г. немец Бернгардт в Венеции ввел в О. педаль, т. е. клавиатуру для ног. Старинные О., в сравнении с современными, были грубой работы; ручная клавиатура, напр., состояла из клавиш шириной от 5 до 7 дм. Расстояние между клавишами было в пол-дюйма. Ударяли по клавишам не пальцами, как теперь, а кулаками. В XVI и XVII ст. уменьшены клавиши и увеличено число трубок. В настоящее время наиболее знаменитым строителем О. считается Вилькер в Лудвигсбурге. Об О. писали: Bedos de Celles; «L'art du facteur d'orgues» (1766 – 78); Antony, «Geschichtliche Darstellung der Enulstehung und vervolkommnung der O.» (Мюнстер, 1332); Hopkilis, «The organ; its history and construction» (Л., 1855); Seidel, «Die O. und ihr Bau» (4 изд., Лпц., 1887); Wangemann, «Die O. ihre Geschichte und ihr Bau» (3 изд., ib., 1887); Topfer, «Lehrbuch der Orgel baukunst» (Вена, 3 изд. 1888); Frenzel, «Die O. und ihre Meister» (Дрезд., 1894). Усовершенствованные О. достигли огромного числа труб и трубок; напр. О. в Париже в церкви St. Sulpice имеет 7 тыс. труб и трубок. В О. бывают открытия с обеих сторон трубы и трубки следующих величин: в 1 фт. (Piccolo) ноты звучат тремя октавами выше писанных, в 2 фт. – ноты звучать двумя октавами выше писанных, в 4 фт. – ноты звучат октавой выше писанных, в 8 фт. – ноты звучат как пишутся, в 16 фт. – ноты звучат октавой ниже писанных, в 32 фт. – ноты звучат двумя октавами ниже писанных. Если эти открытия трубы закрыть с одной стороны, то их звуки понизятся на октаву. Не все О. имеют трубы больших размеров. По величине самых больших труб в О. он получает свое название, напр. – в 4 фт.; или в 8 фт., или в 16 фт. Клавиатур в О. бывает от 2 до 5; называются они мануалами. Хотя каждая клавиатура О. имеет объем в 41/2 октавы, но, благодаря трубам, звучащим на две октавы ниже или на три октавы выше писанных нот, объем большого О. имеет 91/2 октав. Каждый набор труб одинакового тембра составляет как бы отдельный инструмент и называется голосом (Stimme, Jeu). Каждая из выдвигаемых или вдвигаемых кнопок или регистров (находящихся над клавиатурой или по бокам инструмента) приводит в действие соответствующий ряд трубок. Каждая кнопка или регистр имеет свое название и соответствующую надпись, с обозначением длины труб этого регистра. Название регистра и величина труб обозначаются на нотах над тем местом, где известный регистр должен быть применен. Регистров в О. от 5 до 100 и более. Все регистры распадаются на две категории: 1) регистры с трубами без язычков (Jeux de fond, Labialpfeifen J. К этой категории принадлежат регистры открытых флейт, регистры закрытых флейт (bourdons), регистры призвуков (jeux de mutation или mixture), в которых каждая нота имеет несколько (более слабых) гармонических призвуков. 2) Регистры, у которых трубы с язычками (Jeux d'anche, Rohroder Schnarrwerke). Соединение регистров обеих категорий вместе с микстурой называется plain jeu. Клавиатуры или мануалы расположены в О. террасой, один над другой. Кроме них существует еще клавиатура педалей (от 5 до 30 клавиш), преимущественно для низких звуков. Партия для рук пишется на двух системах, в ключах и , как для фортепиано. Партию педалей пишут чаще отдельно на одном системе. На клавиатуре педалей, называемой просто «педаль», играют обеими ногами, пользуясь попеременно каблуком и носком. О. без педали называется positiv, маленький переносный О. – portativ. В наиболее употребительных церковных и концертных О. три клавиатуры для рук (мануалы) и одна для ног. Нижний мануал – самый близкий к играющему – называется первым мануалом (Grandorgue), следующий за ним выше – вторым мануалом (positif, expressif), верхний мануал – третьим (recit; expressif). Облегчениями для играющих и средством для усиления или ослабления звучности служат: a) Coppula – механизм, с помощью которого связываются две клавиатуры, при чем выдвинутые на них регистры действуют одновременно. Coppula дает возможность играющему на одном мануале пользоваться выдвинутыми регистрами другого, b) 4 под ножки над клавиатурой педалей (Pеdale de combinaison, Tritte), из которых каждая действует на известную определенную комбинацию регистров. с) Boite d'expressioт – прибор, состоящий из дверец, закрывающих и открывающих все помещение с трубами разных регистров, вследствие чего происходит crescendo и decrescendo. Дверцы приводятся в движение подножкой (Schwelltritl). Так как регистры в разных О. разных стран не одинаковы, то в органной партии они не обозначаются подробно: выписывают над тем или другим местом органной партии только мануал, обозначение труб с язычками или без них и величину труб. Остальные подробности предоставляются исполнителю. О. соединяется с оркестром и пением в ораториях, кантатах, псалмах, а также в опере, преимущественно как аккомпанемент молитвы.
Органы чувств
Органы чувств – органы, посредством которых животные воспринимают внешние раздражения. У простейших (Protozoa) внешние раздражения, какова бы ни была их природа (механические, тепловые, световые, химические), воспринимаются протоплазмою, которая и отвечает на них движениями. То же самое происходит в сущности и у губок, с тем различием, что воспринимаемое раздражение может здесь передаваться далее от клеточки к клеточке. У остальных многоклеточных животных с появлением обособленных чувствительных клеточек, нервной системы и мускулатуры происходит разделение труда, ведущее к большему совершенству процессов восприятия внешних раздражений и реагирования (ответы) на них. При этом чувствительные клеточки обнаруживают повышенную раздражимость (возбудимость), полученное раздражение быстрее проводится по нервам и подвергается в нервных клеточках более сложным и совершенным процессам переработки в импульсы к деятельности, направляемые к различным органам. В то же время и так называемая способность различения, в силу которой на различные раздражения животное отвечает различным образом и которая свойственна в известной степени и простейшим, получает дальнейшее развитие. Для различения и служат особые органы, в состав которых входят чувствительные клеточки (или соответствующие им по функции простые нервные окончания) – О. чувств. Отдельное восприятие раздражений является следствием того, что отдельные раздражения воспринимаются отдельными чувствительными клеточками и проводятся к центральной нервной системе по отдельным путям (нервам) и что разные раздражения воспринимаются различными (специфическими) О. чувств. Специфические О. чувств приспособлены к восприятию раздражений определенного рода (механических, световых и т. д). Это достигается тем, что 1) их чувствительные клеточки обнаруживают повышенную возбудимость по отношению к известному роду раздражений и, напротив, малую по отношению к другим (так напр. осязательные О. не чувствительны или мало чувствительны к свету) и 2) О. чувств устроены так, что другие раздражения не достигают (или едва достигают) до чувствительных клеточек (напр. слуховые О. устроены так, что легко доступны лишь для звуковых колебаний). Однако, чувствительные клеточки специальных О. чувств обладают известной степенью чувствительности и к другим раздражениям; так механическое раздражение глаза воспринимается чувствительными клеточками сетчатки (или зрительным нервом) и именно вызывает впечатление световое. Какое впечатление будет вызывать в подобных случаях данное раздражение, зависит от отношений данного органа к центральной нервной системе. У многих низших животных (кишечнополостных, некоторых червей) чувствительные клеточки кожи одного рода, а между тем с помощью их воспринимаются и механические, и тепловые, световые, химические раздражения – кожа представляет при этом примитивный, неспециализованный О. чувств, О. так называемого кожного чувства. О. кожного чувства являются или в виде отдельных чувствительных клеточек, связанных с нервами, или же в виде особых групп их, одетых клеточками, кроющими – это так называемые чувствительные почечки или луковочки (Sinneskaospen). Специальные О. чувств делятся на органы осязания, обоняния, вкуса, зрения и слуха В биологическом отношении одни О. чувств могут в известной степени заменять другие: так развитое обоняние может заменять для животного слабо развитое у него зрение, у животных слепых или с крайне слабо развитым зрением часто наблюдаются чрезвычайно развитые О. осязания и т. д.
Н. Кн.
Оргии
Оргии (orgiaa ta). – Так назывались в древнегреческой религии богослужения в честь Деметры (в Гомеровском гимне богиня обещает научить людей священнодействиям: orgia dўauth egvn upouhdomai). Термин О., в приложении к культу Деметры – синоним другого более распространенного термина, мистерии, а также третьего термина, teleth. Позднее, когда культ Деметры сблизился с культом Диониса и вообще распространились тайные культы, за священнодействиями в честь Деметры установилось название мистерий, оргиями же по преимуществу стали называться экстатические, восторженные священнодействия в честь Диониса. Легенды об индийском Дионисе перешли в Грецию из Малой Азии (Фригии и Лидии) и принесли с собой оргиастические обряды, на которые мы имеем указания в отрывках (fr. 2, 3 по изд. Аренса) Эсхиловской трагедии Hownoi (2-я пьеса из тетралогии Lukourgia) и в дошедшей до нас трагедии Еврипида Bakcai. Дионис азиатских легенд – не аттический бог винограда, а женственное божество, символ чистого, беззаветного восторга, очищающего человеческую душу. Греческие женщины и вообще греки приняли новый культ с восторгом, учредив в честь бога ночные О. на Кифероне и Парнасе, в Коринфе, Мегаре, Аргосе и т. д. Женщины. участвовавшие в оргиях (MainadeV, QuiadeV, Bakcai, Lhnai), увенчивали себе голову плющом, дубовыми и тисовыми (smilax) листьями, набрасывали на плечи оленью шкуру, в одну руку брали тирс, в другую факел, и в бешеном восторге носились по священной местности, переходя от экстаза к созерцательному покою и оцепенению. Подобно мистериям, Дионисовы О. были таинством, к которому допускались только посвященные; целью их, как и мистерий, было очищение души религиозным восторгом. Особенно хорошо иллюстрирует opгаистический культ Диониса Еврипид, в своей трагедии «Вакханки». Вакховы О. существовали и в Риме (так наз. Bacchanalia), но, вследствие их крайней распущенности, были запрещены в 186 г. до рождества Христова.
Ордин-Нащокин Афанасий Лаврентьевич
Ордин-Нащокин (Афанасий Лаврентьевич) – ближний боярин, один из предшественников Петровской реформы. Сын небогатого псковского помещика, обученный своим отцом языкам немецкому и латинскому и математике, О. начал свою блестящую дипломатическую и административную деятельность еще при Михаиле Федоровиче. В 1642 г. он ездил на шведскую границу для осмотра и исправления пограничной линии по pp. Меузице и Пижве и для принятия, на основании столбовского договора, пограничных земель, неправильно захваченных шведами. Уже тогда о нем говорили в Москве, что он знает «немецкое дело и немецкие нравы». В самом начале царствования Алексея Михайловича О. обратил на себя внимание молодого царя своею распорядительностью во время псковского бунта (1650). С открытием шведской войны он, будучи друйским воеводой, показал себя отличным полководцем и дипломатом; сильно восставал против грабежей русских войск и особенно казаков, которые не щадили даже своих и тем отвращали ливонцев от русского подданства; настаивал на полном преобразовании войска и замене дворянской конницы «новыми конными и пешими полками»; убедил курляндского герцога Иакова признать покровительство России и заключил с ним договор (1658), за что пожалован в думные дворяне и сделан шацким наместником. Высоко ценивший его службу царь Алексей писал ему: «а служба твоя забвенна николи не будет». Почти единоличными трудами О. было заключено перемирие со шведами (1658 г.), сохранившее за Россией все завоевания ее в Ливонии. Важнейшим делом О. Нащокина было заключение андрусовского мира 3 января 1667 г., который даже поляки приписывали уму и стараниям О. «Гремевшая в Европе слава тринадцатилетнего перемирия, которого желали все христианские державы», говорит один современник поляк, «воздвигает Нащокину благороднейший памятник в сердцах потомков». Он был пожалован званием ближнего боярина и дворецкого и получил в управление посольский приказ, с титулом «царственные большие печати и государственных великих посольских дел оберегателя»; затем ему были вверены смоленский разряд, малороссийский приказ, чети новгородская, галицкая и владимирская и некоторые другие отдельные управления. Состоя в 166566 гг. воеводой во Пскове, О. ввел ряд реформ в городском управлении (самоуправление, выборное начало), допустил беспошлинную торговлю с иностранцами, устроил торговые компании и вольную продажу вина. Хотя все эти нововведения продержались там очень недолго, но взгляды О. на торговлю нашли применение в «Новоторговом уставе» и в устройстве торговых дворов для беспрепятственной торговли в Швеции и России. Он способствовал учреждению почты в Курляндию и Польшу, сделал безопасным путь в Москву для среднезиатских купцов, установил, посредством перевода векселей, заграничный денежный курс на Россию; с его именем связывается также распространение и улучшение садоводства в России и устройство кораблей на Западной Двине и Волге. Не смотря на безграничное доверие к нему царя, О. приходилось вести постоянную борьбу с канцелярской рутиной дьяков и с противниками – боярами (Б. М. Хитрово, И. Д. Милославским и друг.); тем не менее он успел сделать многое для улучшения международных сношений (между прочим завел газеты-куранты) и отстоял в 1670 г. Киев, который, по ардрусовскому договору, был приобретен Россией всего на 2 года. В 1672 г., как бы уступая свое место новому царскому любимцу, А.С. Матвееву, Ордын-Нащокин удалился в Крыпецкий монастырь, постригся здесь под именем Антония и много занимался делами благотворения. Умер в 1680 г., однажды только, за год до смерти, потревоженный светским делом – ведением переговоров с польскими послами. О. – Нащокин был самым образованным и передовым человеком своего времени (в чем согласны почти все иностранцы), постоянно указывавшие на неотложность реформ, совершенных впоследствии Петром Вел.; он был тверд в своих убеждениях, весьма деятелен и совершенно неподкупен.
Подробная биография его написана В. Иконниковым («Русская Старина», 1883, № 10 и 11); новейшие данные см. во II т. «Актов Московского государства». Сын его Воин, получив образование под руководством иноземцев, начал службу в посольском приказе, но в 1660 г., недовольный московскими порядками, убежал за границу, «уворовал, презрев неизреченную к нему милость великого государя». Побывав в Германии, Франции, Голландии и Дании и прослужив несколько лет у польского короля, он в 1665 г. вернулся в Россию, с соизволения государя, разрешившего ему жить в отцовской деревне. Через год он был сослан в Кириллов-Белозерский м-рь, «под крепкое начало», и освобожден только по заключении андрусовского договора. В 1678 г., будучи стольником, послан был воеводою в Галич-Костромской. Умер, не оставив потомства.
Орел
Орел – губернский город, на высоком берегу реки Оки, при впадении Орлика, в 110 саж. над ур. моря и 40 саж. над ур. р. Оки. Каменных домов 1683, деревянных 4797 (1892), в том числе частных жилых домов 945 кам. и 4165 дерев. Лавок 540 кам., 458 дерев. и 46 бол. каменных магазина. Церквей и соборов 28, l монастырь, 7 часовен, 1 единоверческая церковь, 1 римско-католическая, 1 лютеранская, l раскольничья моленьня, 1 еврейский молитвенный дом. Жителей по предварительным данным переписи 1897 г. 68557 (36319 мжч. и 3223 жнщ.). К 1 янв. 1896 г. жителей считалось 70898 (35966 мжч. и 34932 жнщ.): православных 65420, раскольников 1168, католиков 1992, протестантов 1055, евреев 1155, магометан 92, прочих исповеданий 16. Дворян 3463, духовного звания 283, почетных граждан и купцов 3113, мещан 42679, военного сословия 6843, крестьян 13584, иностранных подданных 663, прочих сословий 270. Ремесленников мастеров – 2148, рабочих – 2262, учеников 1045. Фабрики и заводы: 3 салотопенных, с производством на 26 т. р., 5 мыловаренных – 105 т. руб., 2 сально-свечных – 2 т. руб., 1 костопальный – 14 т. руб., 1 свечно-восковой – 111, 5 тыс. руб., кондитерские заведения – 109 тыс. руб., маслобойня – 81 тыс. руб., 1 водочный завод – 12 тыс. руб., крупорушка – 18 тыс. руб., пенькотрепальный – 306 тыс. руб., пивоваренный – 79 тыс. руб., пенькопрядильня – 162 тыс. руб., табачн. – 10,6 тыс. руб., мукомольный – 1,8 т. руб., рогожный – 3 тыс. руб., меловой – 3,6 тыс. руб., чугунно-литейный 3 тыс. руб., кирпичный – 5 тыс. руб., механический – 11 тыс. руб., алебастровый – 2 тыс. руб., экипажный – 11 тыс. руб., земледельческих орудий – 39 тыс. руб.; всего 150, с оборотом в 1136303 руб.; рабочих 1215. Городские доходы за 1895 г. – 285471 руб., расход – 274618 руб., в том числе на содержание городского общественного управления 25850 руб., на народное образование 6985 руб., на врачебную часть 1542 руб. Рост городских доходов по пятилетиям: 1849 – 53 гг., в среднем, 42500 руб., 1858 – 64 гг. 45300 руб., 187074 гг. 118100 руб., 187579 гг. 156700 руб., 1880 – 1884 гг. 192400 руб. Отделение государственного банка, отделение государственного дворянского земельного банка, отделение крестьянского земельного банка, коммерческий банк, отделение технического комитета при департаменте неокладных сборов, биржевой комитет. Мужская гимназия, Александровское реальное училище, Николаевская женская гимназия, частная женская гимназия, Александринский женский институт, орловский Бахтина кадетский корпус, духовная семинария, епархиальное женское училище, два духовных училища, городские училища, женское 2-классное и мужское 3-классное, начальных училищ мужских 4, женских 4, обоего пола 3, частных учебных заведений 5, церковноприходских школ 5. Попечительство о бедных духовного зв., православное петропавловское братство, отд. общества Красного Креста, губернский благотворительный комитет, орловское благотворительное общество, орловское медицинское общество, общество охотников конского бега, вольное пожарное общество, комитет народных чтений. Станции метеорологическая и опытная сельскохозяйственная. Больниц 15, на 557 кров. 38 врачей, 2 дантиста, 4 ветеринара, 4 аптеки, 4 аптекарских магазина. Приют для бедных мещанских мальчиков, Троицкая мужская богадельня для престарелых мещан г. О., Архангельская и Сергиевская женские богадельни, детский приют ведомства имп. Марии, Мариинский приют для девочек, богадельня для старух. 10 книжных магазинов, 3 библиотеки, 7 типографий и литографий, 5 фотографий. Газеты: «Орловские Губернские Ведомости» (522 подписчика), «Орловский Вестник» (1266 подписчиков), «Епархиальные Орловские Ведомости» (869 подписчиков).
Н. К.
История. О. построен в 1564 г., в качестве оплота от вторжений крымских татар, но важного стратегического значения никогда не имел, так как вскоре после него были основаны более южные крепости – Ливны, Курск, Кромы и др. Населенный казаками, О. одним из первых перешел в 1604 г на сторону Лжедимитрия и оставался в руках то мятежников, то поляков до конца 1612 г. Разоренный в Смутное время, О. стал ничтожным городом и редко даже упоминался в разрядных списках до 1636 г., когда был вновь отстроен. В течение XVII в. город много потерпел от нападений крымцев (1645, 1650, 1659 и 1662 гг.) и от пожара 1673 г., после которого был даже перенесен на другое место; сгорели 4 церкви, 6 городских башен и более 2000 домов. Возобновленный после пожара город долго уступал прежнему. В 1755 г. в нем числилось 1741 дв., в 1781 г. – 2872 дома и 7762 жит. В 1708 г. О., в качестве провинциального города, был приписан к Kиевской губ., в 1728 г. – к Белгородской; губернским гор. сделан в 1778 г., сначала Орловского наместничества, а потом (1796) и губернии. Самостоятельная орловская епархия образована в 1778 г., но до 1818 г. епископы жили в Севске. Ср. Г. Пясецкий, «Исторические очерки гор. Орла» (в «Орловских Епархиальных Ведомостях», 1872); ст. А. Пупарева в «Орловских Губернских Ведомостях» (1876, № 1 – 7); его же, «Историко-этнографические и статистические очерки гор. Орла и губернии» (1876); «Труды орловской ученой архивной комиссии» за 1889, 1891 и 1892 гг.
В. Р – в.
Оренбург
Оренбург – губ. гор. Оренбургской губ., в 1660 в., от Москвы, на правом возвышенном берегу р. Урала. Первоначально, в 1735 г., О. был основан на устье р. Ори, при впадении ее в р. Урал; он предназначался для защиты от кочевников и был укреплен. Башкиры продолжали, однако, свои грабежи и, наконец, явно восстали против правительства. Находясь в низменной, открытой местности, город не внушал страха бунтовщикам. В 1739 г. решено было перенести О. на новое место (Красную гору), в 180 в. ниже по течению, с сохранением прежнего названия; старый город, под именем Орской крепости, продолжал существовать (теперь это гор. Орск). Новое место, избранное для О., также оказалось неудобным. При самой закладке было замечено, что урочище Красная гора бедно строительным материалом и мало пригодно в климатическом отношении; поэтому в 1742 г. О. был заложен в третий раз Неплюевым), в 70 в. от Красногорского урочища, на том месте, где ранее находилась Бердянская крепость, перенесенная на р. Самару. Город, выстроенный на Красной горе, продолжал существовать под названием сперва Красногорской крепости, а позднее – Красногорской станицы. При образовании Оренбургской губ., в 1744 г., О. сделан губ. гор.; в 1782 г., при учреждении уральского наместничества, он был назначен областным городом, но уже в 1797 г. вновь переименован в губернский. В 1802 г. административный центр был перенесен в Уфу, а. О. остался уездн. городом и, до 1862 г., крепостью 2-го класса. В 1865 г. последовало преобразование Оренбургской губ., причем О, вновь сделался губернским гор. По мере того, как наши владения в Средней Азии расширялись, Оренбургская крепость теряла свое стратегическое значение и в настоящее время сохранила лишь исторический интерес. Она овальной формы и длиной, по окружающему ее валу, 2700 саж. Укрепления состоят из 11 бастионов и оборонительной казармы. К городу примыкают несколько слобод и станица (Оренбургская), с которыми: он постепенно сливается. В 2-х верстах от города, за. р. Уралом, в степи, находится так наз. «Меновой Двор», выстроенный в виде крепости. Торговое значение этого двора огромное: большие караваны верблюдов и лошадей стекаются сюда из Бухары, Хивы, Кокана, Ташкента, Акмолинской и Тургайской обл. Обнесенный высокими каменными стенами, с несколькими рядами лавок, складов, служб, меновой двор представляет собой тип восточных базаров. Киргиз пригоняет партию скота, выбирает место и ждет покупателя, не справляясь ни с существующими ценами, ни с количеством пригнанного скота. Меновой торг в последнее время стал постепенно переходит в денежный, но эксплуатация киргиз торговцами из татар продолжается; часть цены обыкновенно уплачивается товаром низшего разбора. Кроме скота, на меновой двор привозятся кожи, шерсть, хлопок, разные восточные товары. Торг идет большей частью в розницу, редко оптом; в последнем случае скот приобретается гуртовщиками, занимающимися транспортировкой скота и животных продуктов на рынки внутренней России. Торг на меновом дворе открывается l-15 мая и в сентябре или октябре закрывается. Обороты его достигают многих миллионов рублей. Закупленный на меновом дворе скот формируется в небольшие партии: крупный рогатый скот поступает частью на местные бойни, но главным образом транспортируется, живым на рынки внутренних губерний. Овцы редко транспортируются живыми, а откармливаются на полевщине, осенью убиваются и потом, в виде продуктов – сала, мяса, овчин – направляются внутрь России. Точных данных о движении скота и животных продуктов на оренбургском меновом дворе не имеется; число лошадей колеблется в 1890 – 96 г. между 16 и 82 тысячами, число голов крупного рогатого скота – между 42 и 75 тыс., число овец – между 450 и 730 тыс. На внутренние рынки России направлялось живыми по жел. дор , в 1887 – 95 гг., от 6329 до 42450 голов крупного рогатого скота, от 37 до 5600 овец и баранов. Доставка живого скота на большие расстояния сопряжена с значительными неудобствами и расходами, вследствие чего уже с 1880 г. делаются опыты перевозки парного и замороженого мяса со станции О. в центры потребления. Это вызвало постепенный рост убойного дела на местах откорма и сокращение количества скота, транспортируемого живым. Небольшая часть живого скота направляется на местные ближайшие рынки, вблизи которых гурты выпасываются и зимой убиваются на мясо или распродаются мелкими партиями на ярмарках. Главная масса крупного рогатого скота и овец убивается на бойнях в О. До 1894 г. убой производился на частных бойнях, крайне неудовлетворительных в санитарном отношении. В 1894 г. открыты городские центральные бойни, некоторые из частных боен сожжены, а часть оставлена. Центральные бойни устроены по образцу московских; главный их корпус (каменный) соединен рельсами с магазином, в который; смотря по надобности, передвигаются мясные туши для хранения. В настоящее время на оренбургских бойнях имеется 15 убойных камер для всех видов животных и соответствующее число сараев и магазинов; площадь, занимаемая этими постройками – 16000 кв. саж. В среднем, ежегодный убой на городских скотобойнях достигает: крупного рогатого скота 30000 – 35000, мелкого (овец, телят) 20000 – 25000, свиней 2000 – 3000 штук. На частных бойнях убивается овец в среднем до 150 тысяч штук в год. Главными поставщиками убойного скота являются губ. Оренбургская и Самарская, области Уральская, Тургайская, Акмолинская, Семипалатинская, Семиреченская. Набрав в городах Оренбургской губ. ситцев, чая, сахара, халатов, сапожного товара, прасолы направляются в кочевья или зимовые стойбища киргизов для меновой торговли. За фунт плохого чая киргиз иногда отдает барана, за ситец на рубашку – ягненка годовалого, за сапоги – теленка. В среднем по жел. дорогам из О. перевозится ежегодно мяса конского 1300 – 2000 пд., мяса от крупн. рогатого скота: мороженого 154000 – 700000, соленого 7000 – 30000, баранины соленой и мороженой 34000 – 200000, бараньих ножек 2000 – 2500, языков и потрохов 200 – 250, кишек соленых 11000 – 12000, животных остатков 2000 – 2500, бульона мясного 100 – 200, окороков 400 – 500, ветчины 400 – 800, колбасы 300 – 400, масла коровьего 15000 – 18000, сыра 20002500, птицы битой 6000 – 8000, дичи битой 13000 – 15000, сала разного 300000 – 500000, мясной эссенции 100 – 150 пд. Эти продукты отправляются также гужем по тракту на Самару и Симбирск, где они распродаются на местных ярмарках. Местом назначения отправляемых по ж. д. продуктов являются: для мяса разного рода дороги Моск. Рязанская и Николаевская, для следования в Москву и в СПб., для мороженой и соленой баранины – Воронежская, Тамбовская и Орловская губ., а также местности, примыкающие к Моршанско-Сызранской жел. дор. На оренбургском рынке видную роль играет так называемое «сибирское топленое масло», получаемое путем обычной крыночной переработки молока. Главный район производства этого масла в Оренбургской губернии – уезды Челябинский, Орский и Оренбургский, где оно перекупается у крестьян и казаков мелкими скупщиками, которые в О. перепродают его агентам крупных фирм. Сбывается это масло частью на нижегородскую ярмарку, частью в Москву, Петербург и на Ю России, откуда попадает с одной стороны в Турцию, с другой – в Германию. Всего на О. рынок поступает масла около 50 тыс. пд. Торговля салом в О. достигает громадных размеров. Для перетопки сала при городских бойнях О. устроена паровая салотопня, с галереей для хранения сырого сала и для остывания перетопленного. Весьма велико также количество других животных продуктов, поступающих на оренбургский рынок. Ежегодно отправляется из О. пудов: кож невыделанных до 450 тысяч, овчины невыделанной до 400 тыс., каракуля до 12 тыс., мерлушки 2 тыс., козлины невыделанной 50 тыс., шерсти до 650 тыс., шерстяных оческов до 1 тыс., волоса конского до 10 тыс., грив конских до 1200, хвостов и косиц до 550 пд., пуха козьего до 3 тыс., щетины до 3 тыс., перьев птичьих до 2 тыс., пуха птичьего до 200, копыт до 2 тыс., рогов до 1 тыс., роговых обрезков до 200, кости простой (не в деле) до 75 тыс., кости жженой до 6 тыс., муки костяной до 800 пд. По предварит. сведениям народной переписи 27 янв. 1897 г. в О. 72740 жит. (37813 мжч. и 34927 жнщ.): дворян 1533, духовных лиц 370, почетных граждан 634, купцов 749, мещан 31435.
Ореол
Ореол (латинск, aureolus, итальянск. aureola, франц. aurеole) – золоченый или золотистого цвета диск, которым живописцы (а на Западе Европы иногда и скульпторы) окружают или увенчивают головы изображаемых ими святых, эмблематически обозначая через то их небесную славу. В русском языке слову этому равносильно «сияние». В христианскую иконографию О. перешел из искусства античного мира, которое снабжало им олицетворения богов и героев, происходящих от Юпитера. У христианских художников О. был в начале атрибутом изображений только самого Спасителя, но потом они стали придавать его также ликам Богородицы, апостолов, ангелов и святых, даже символическим предметам христианского культа.
Л. С – в.
Opecт
Opecт (OresthV) – сын Агамемнона и Клитемнестры. Матереубийство, совершенное О. в отмщение за насильственную смерть отца, его душевные муки, разлад его с богами и умоисступление, под тяжестью сознания вины – все это много раз служило для афинских драматургов сюжетом трагедии. Трилогия Эсхила («Агамемнон», «Несущие возлияние девушки» и «Евмениды») носит название Орестии. Преследуемый призраком убитой матери и гонимый фуриями, О. Эсхилу, находит примирение с совестью и с богинями мщения только при участии богов – Аполлона, Афины, Зевса. В композиции Эсхила господствующая мысль – неизбежность божеского возмездия за преступления. В трагедии Софокла «Електра» О. является убежденным в правоте своего дела карателем Клитемнестры и Эгисеа, за невинно погибшего героя Агамемнона; сам Аполлон призывает его ко мщению. У Еврипида, в трагедии «Орест», центр тяжести переносится в сферу душевных состояний, непосредственно следующих за погребением убитой матери. О. бессилен освободиться от терзающего сознания своей вины; ум его помрачен; «подобные ночи три женщины», его преследующие, представляются самому герою голосом возмущенной совести; он шесть дней не принимает пищи, не обмывает тела; временами сознание О. проясняется, и он плачет; при малейшем напоминании о матереубийстве он испытывает тревогу, видит грозные призраки, верит в их реальность; в такие моменты он заклинает Електру не выпускать на него женщин с кровавыми глазами, с змеями в волосах; он гонит от себя сестру, принимая ее за одну из фурий, требует лук Аполлона, чтобы стрелами отразить страшных Эринний. Только сон, чуткий и тревожный, приносит О. кратковременное успокоение. Он убежден, что пожирающая его болезнь – не более, как муки совести; он умоляет Пилада скрыть от него могилу матери; при виде отца Клитемнестры, Тиндарея, в нем пробуждается мысль о матери, и он уверен, что сам отец, за которого он мстил, заклинал бы его, если б мог, не убивать матери. Сам акт матереубийства, как он изображен Еврипидом в трагедии «Електра», совершен Орестом против воли, по настоянию сестры; он вонзил нож в материнскую грудь закрыв лицо плащом, подталкиваемый Електрой, в укоряет сестру за то, что она принудила его совершить такое злодеяние. В конце трагедии Диокуры осуждают божество за его поведение, обращенное к детям Агамемнона и Клитемнестры, и одного Аполлона называют ответственным за все случившееся. Судьба О. послужила сюжетом нескольких новейших трагедий (Кребильона, Вольтера, Альфиери, Суме и др.). Ср. Раtin, «Etudes sur les tragiques grecs» (II и III); Мищенко, «Опыт по истории рационализма в древн. Греции» (R., 1881).
Ф. Мищенко.
Орех
Орех – принадлежит к сухим, нераскрывающимся плодам. Отличается деревянистым околоплодником, внутри которого помещено одно свободнолежащее семя. Таков, напр., плод Coryllus Avellana – лесной орех. Плод же грецкого О. и миндаля представляет собой костянку , наружная мясистая часть (epicarpiuin) которой более или менее постоянно уничтожается, вследствие чего косточка (в общежитии – орех) делается свободной.
Ореховка
Ореховка, кедровка (Nucifraga caryocatactes Bris.) – птица из семейства вороновых (Corvidae). Признаки рода Nucifraga: клюв длиннее плюсны, с угловатыми при основании краями; в длинных острых крыльях 4-ое и 5-е маховое самые длинные; хвост округленный, гораздо короче тела, прикрыть крыльями не более как до половины, клюв и ноги черные. Несколько видов, водящихся в палеарктической области. О. шоколадно-бурого цвета с белыми пятнами, за исключением темени и затылка, где пятен нет; хвост черный с белым концом, маховые черные. Длина 36 стм., хвост 12 стм. В качестве гнездящейся птицы живет в горных лесах средней Европы, в Скандинавии и северной лесной полосе Европейской и Азиатской России до Тянь-Шаня и Японии. Во время вывода птенцов держится в глухих лесах и очень осторожна. Гнездо строится на ветвях хвойных деревьев из покрытых лишаями сучьев, веточек, мха, травы и т. п.; кладка состоит из 3-5, реже до 7 голубовато-белых или желтовато-белых яиц с оливково-бурыми и фиолетово-серыми пятнами. После вывода птенцов О. переселяются в менее глухие места, а с наступлением осени совершают перекочевки, часто приближаясь к человеческим жилищам; в некоторые годы они появляются громадными массами и переселяются очень далеко. Пища их состоит из семян различных хвойных деревьев, особенно кедров, также из орехов, различных других семян, ягод, насекомых и их личинок, иногда и из мелких позвоночных.
Н. Кн
Орешник
Орешник или лещина (Corylus L.) – род из группы Coryleae, входящий в состав сем. плюсконосных (Cupuliferae). Некоторые ботаники возводят Coryleae, к которым, кроме Corylus L. относятся еще 3 рода: Ostrya Scop., Ostryopsis DC. и Carрinus L. (граб) в самостоятельное семейство – лещиновых (Corylaceae). Лещины – кустарники или небольшие деревья, с круглыми или широкоовальными, довольно большими листьями. Цветы однополые, однодомные, Мужские – собрано густыми цилиндрическими сережками, располагающимися на коротких веточках, развиваются еще осенью, перезимовывают и распускаются рано весной до появления листьев. Они сидят по одиночке в пазухах прицветников-чешуй; околоцветника не имеют совершенно и снабжены лишь двумя чешуйками. Тычинок 4 – иногда они раздвоены, как у обыкновенного О. или лещины, так сильно, что кажется будто их 8. Пыльники на верхушке имеют пучок волосков. Женские цветы собраны соцветиями в виде почек и сидят по два в пазухах прицветников. Каждый женский цветок имеет очень слабо развитый околоцветник. Завязь нижняя, двугнездая, с одним яичком (семяпочкой) в каждом гнезде; столбик очень короткий с двумя рыльцами, в виде красных ниточек, которые весной высовываются из почки – соцветия. Вследствие недоразвития одного яичка, плод получается односемянный с деревянистым окодоплодником – всем известный орех. Каждый орех окружен трубчатым надрезанным покровом, так наз. плюской (cupula), произошедшей из прицветника и двух прицветничков (предлистий) женского цветка. Семя без белка, с толстыми, богатыми маслом семядолями, которые при проростании семени остаются в земле. Известны 7 видов О., которые широко распространены в умеренных странах северного полушария, из них 2 – североамериканских, остальные принадлежат Старому Свету. – О, обыкновенный или лещина (Corylus Avellana L.) – высокий кустарник, с серой корой на ветвях и с железисто-шершавыми молодыми веточками; листья у него очередные, короткочерешчатые, округло-обратно-яйцевидные, снизу пушистые; плюска немного длиннее ореха, наверху раскрытая. Растет в лесах и между кустарниками. Цветет на Ю в феврале, около Петербурга в конце апреля или начале мая. Орехи созревают в сентябре или октябре. Существует множество разновидностей, возникших в культуре. Обыкновенный О. распространен почти по всей Европе. В Норвегии он доходит до 66°, затем северная граница его распространения спускается в юго-вост. направлении – идет через южную Финляндию, Петербургскую, Вологодскую, Вятскую и Пермскую губ. до 57° сев. шир. Южная граница его проходит через Армению, Малую Азию, Алжир и Испанию. С. Colurna L. (mypeцкий или медвежий О.) – небольшое дерево с длинно-черешчатыми листьями; плюска двойная (двурядная), гораздо длиннее ореха. Дико растет в Закавказье, Малой Азии и на Гималаях. С. tnbulosa Wild., Ламбертов О. – родом из Южной Европы С. americana L. встречается на Востоке С. – А. Соед. Шт. и в Канаде, а С heterophylla Fisch. – в Даурии, Амурской обл. и Японии. Подробн. см. F.Goescke, «Die Haselnuss, inre Arten und Kultur» (1887, подробное описание сортов О. и их культуры, с 76 табл.); L. Dippel, «Handbuch der Laubholzkunde»(2-й т.,1892); более кратко у И. П. Бородина, «Дендрология» (лекции, 1885).
Г.Н.
Opиeнтирование
Opиeнтирование – определение стран света или горизонта (от Orient – восток). Простейшим инструментом для О. в незнакомой местности служит компас. Компас с разделенным горизонтальным кругом и прямолинейным краем коробки называется оринтир-буссолью, которая употребляется для О. мензульной доски. Если дано направление на известный предмет, то О. может быть произведено и по этому предмету; такой способ точнее, потому что О. по компасу делается вообще грубо (до 1/4°) и при том требует знания склонения магнитной стрелки для точки наблюдения в данное время. Под ориентировочными предметами разумеют предметы, легко бросающиеся в глаза на местности, каковы отдельные здания, одиноко стоящие деревья, столбы, кучи камней и т. п. Если подобные предметы изображены на плане, то на нем легко ориентироваться. т. е. определять на местности точку, указанную на плане и обратно находить на плане место стояния.
В. В. В.
О. у древних народов. Следы сознательного употребления О. при сооружении построек, состоящие в сообщении последним определенного направления от одной из главных стран горизонта к другой, археологи находят уже в отдаленную эпоху свайных построек. У египтян О. при сооружении храмов было не только обусловлено строгими законоположениями, но и успело уже к известным нам эпохам приобрести мифическую окраску. Определение юго-сев. линии или меридиана, закладываемого храма производилось иногда самим царем. В надписи одного из храмов от лица царя, при котором он был построен, говорится: «Взяв деревянный колышек и ручку колотушки; я держу веревку вместе с богиней Сафех (богиня библиотек и повелительница закладки зданий). Мой взор следит за движением звезд. Как только мой глаз достигнет созвездия Большой Медведицы и пройдет назначенное мне число часов, я поставлю на угловую точку твоего Божьего дома». Помещенный под этими словами рисунок изображает царя и стоящую против него богиню Сафех вбивающими в землю по длинному колышку помощью находящейся у каждого в правой руке дубины. В действительности место богини Сафех занимал, конечно, один из гарпедонаптов (в переводе «натягивающий веревку»), членов класса египетской жреческой касты, специальностью которого были между прочим все знания, относящиеся к построению храмов. После определения северо-южной линии с помощью наблюдения над появлением созвездия Большой Медведицы направление перпендикулярной к ней востоко-западной линии могло быть уже найдено всяким плотником с помощью простого инструмента, который употребляется в плотничном ремесле и в новейшее время. Проверка правильности построения перпендикуляра при сооружении храмов могла быть производима гарпедонаптами с помощью прямоугольного треугольника, имеющего стороны, пропорциональные числам 3, 4, 5. В дошедших до нас памятниках древней греческой литературы не содержится описаний способов О., употребляемых греками. Для ознакомления с ними, хотя и из вторых рук, мы должны обратиться к литературе римлян. Восточно-западная и юго-северная линии назывались у римских писателей соответственно decimanus и cardo. Проводили их при закладке храмов и обыкновенных зданий жрецы авгуры. Произведенные в недавнее время исследования над направлением этих линий показали; что иногда они значительно отклонялись от определенных астрономически истинных направлений. Способов построения восточнозападной линии, употребляемых римлянами и описанных жившим около 100 г. по Р. Хр. римским землемером Гигинусом, было три, но один из них, как требующий основательного знания стереометрии, мог перейти от греков к римлянам только незадолго до времени жизни самого Гигинуса и потому едва ли пользовался скольконибудь значительным распространением. Из остальных двух древнейший и более простой состоял в визировании с помощью землемерного инструмента или громы точки горизонта, в которой восходило солнце. Линии визироваяния принималась за восточно-западную линию. Другой более сложный способ пользовался прибором (sciotherum), состоявшим из вертикального стержня, установленного на гладкой горизонтальной подставке, в плоскости которой около основания стержня, как около центра, описывался круг радиусом,. меньшим длины наибольшей отбрасываемой стержнем тени. Направление восточно-западной линии на этом приборе выражалось прямой линией, соединяющей две точки круга, с которыми до и после полудня совпадал конец тени стержня. Можно думать, что к употреблению первого способа Италия пришла самостоятельно, а не заимствовала его от греков. Если принять во внимание описание второго способа, находящееся в сочинении Витрувия, около 15 г. до Р. Хр., а с другой – его близость к солнечным часам, появившимся в Риме не позже 263 г. до Р. Хр.; то придется заключить, что он был введен в Риме задолго до Гигинуса, хотя и едва ли ранее 250 г. После проведения восточно-западной линии авгуры проводили перпендикулярную к ней юго-северную с помощью составляющих главную часть названной выше громы двух прикрепленных друг к другу под прямым углом линеек. Построением этих линий должны были заниматься также и римские землемеры; потому что у римлян земельные участки, для какой бы цели они не отмежевывались, всегда должны были иметь форму прямоугольников со сторонами, параллельными восточно-западной и юго-северной линиям. Более чем какой-нибудь из известных нам древних народов заботились о точности производимого с религиозными целями О. – индусы. По их верованиям, приносящий жертву только тогда мог рассчитывать на принятие ее божеством, когда, при построении жертвенника ребра его были строго перпендикулярны к смежным с ним и когда не существовало никакой ошибки в 0. по указанным в законе странам горизонта. Определение восточнозападной линии у индусов производилось по способу, совпадающему со вторым из описанных выше двух, употребляемых римлянами. Построения прямого угла при какойнибудь из точек восточно-западной линии производилось следующим образом. По направлению восточно-западной линии протягивалась веревка длиной в 36 падас, каждый из двух концов которой отмечался вбитым в землю колышком. К колышкам прикреплялись концы другой веревки, которая при общей длине в 54 падас была разделена узлом на части в 15 и 39 падас. Если, взявшись за этот узел, держать веревку на земле в натянутом состоянии, то меньшая часть ее составит с восточнозападной линией прямой угол. У соседних с индусами китайцев способ определения восточно-западной линии или, по выражению одного древнего китайского математического сочинения (Tcheou pei), точек востока и запада почти вполне совпадал с Индусским, чего, однако же, далеко нельзя сказать об определении югосеверной линии или точек юга и севера. Точки востока и запада обозначались у китайцев концами теней, отбрасываемых вертикальным шестом при восходе и заходе солнца. В то же время точки севера и юга указывались концами прямой, происшедшей от соединения основания шеста с серединой прямой, соединяющей концы отбрасываемых теней. Таковы были раскрытые новейшими исследованиями способы О. в древности.
В. В. Бобынин.
Теги: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Просмотров: 5 | Добавил: creditor | Теги: словарь Брокгауза и Ефрона | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close