Главная » Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона


12:49
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Бальзамы
Бальзамы. – Так называются встречающиеся в природе сиропообразные смеси смол с эфирными маслами, обладающие по большей части сильным, иногда приятным запахом. В соприкосновении с воздухом и при продолжительном хранении они твердеют и обращаются в смолы, что зависит отчасти от улетучивания эфирного масла, отчасти от окисления. Б. составляют продукты растительного царства: они вытекают из стволов некоторых пород деревьев, или сами собой, или через искусственно сделанные надрезы, а также получаются вывариванием и выжиманием известных частей растении. Ароматические Б. имеют применение в парфюмерии и в технике, многие из них употребляются также и в медицине, в качества лекарств. Наиболее известные Б. следующие: 1) канадский Б. или канадский терпентин, получаемый из бальзамической ели (Abies balsamea), произрастающей в Канаде и Виргинии; 2) копайский Б., добываемый из бальзамических деревьев (Copaifera multijuga и др. родов того же семейства), родина которых северная Бразилия; 3) карпатский Б. из сибирского кедра, растущего также на Карпатских горах, в Венгрии, Швейцарии, Тироли и др. местах; 4) весьма ценный меккский Б. из бальзамического дерева (Balsamodendron gileadense), растущего в Аравии и Египте; 5) перувианский Б., белого или темного цвета, из Myroxylon sonsonatense в южной Америке; 6) жидкий стиракс из Liquidambar orientale в Виргинии, приготовляется также и в Ост-Индии; 7) толуанский Б. из бальзамического дерева Myroxylon toluiferum, произрастающего близ города Толу, лежащего неподалеку от Картагены, в Колумбии; 8) терпентин. Неправильно придают название Б. некоторым искусственным составам, пользовавшимся в прежние времена большим почетом в качестве врачебных и целительных средств, который теперь по б. ч. оставлены, сюда относятся: майский Б., серный Б. (раствор серы в льняном масле), Гофмановский жизненный Б. (состоящий из спирта и различных эфирных масел), Б. для ран (из спирта, уксуса, тимьянного масла, мирры и т.п.). Относительно Б. см. Wiesner, «Rohstoffe des Pflanzenreichs» (1873, Лейпц.), а также Kerl und Stohmann (Muspratt «Encykl. Handbuch d. techn. Chemie» (4 изд. 1888 г.).
Бальфур
Бальфур (Артур Джеймс) – английский политический деятель, племянник Сольсбери; род. в 1848, воспитывался в Итонском колледже и Кембриджском универс., с 1874 заседает в палате общин. Принадлежит к консервативной фракции лорда Рандольфа Черчиля. В 1887 занял в кабинет Сольсбери место статс-секретаря по ирландским делам и своими энергическими мерами против ирландской национальной партии вызвал пламенную ненависть к себе гомрулеров.
Бамако
Бамако (Баммако, Бамаку) – селение в Африке, во француз. Судане, 1500 мет. от Нигера, 12° 37' 07" южн. шир. и 10° 11' 54" вост. долг. Оно является столицей небольшой области того же имени, заключающей в себе до 23 деревень и до 5000 жит. Поверхность Бамако очень холмиста, хорошо орошена и покрыта прекрасным лесом, доставляющим превосходный строительный материал. Очень много тут также каучуковых деревьев и красильных. Жители возделывают просо и маис и занимаются кожевенным ремеслом, выделкой тканей и рыбной ловлей. Часть их негры (сарроколы), другая – мавританского происхождения. Последние – магометане и прежде занимались торговлей невольниками. В 1882 г. Борни-Деборд (BorgnisDesbordes) заставил жителей признать протекторат Франции и построил форт. Торговый оборот Бамако в 1884 году доходил до 5 миллионов франков. Б. (до 1100 жит.) служит местопребыванием коменданта округа, которому подвластны также Бирго и Беледугу. Телеграфное сообщение соединяет Бамако с Сен-Луи.
Бамбук
Бамбук, бамбуза – установленный Шребером род растений из семейства злаков. Виды этого рода, свойственные, главным образом, тропикам, образуют обыкновенно целые заросли или леса. Полые, чрезвычайно стройные стволы этих древовидных злаков достигают вышины, превышающей вышину наших лиственных и хвойных деревьев. Цветки собраны колосками, образующими иногда весьма крупную кисть; тычинок шесть, столбик 3-х раздельный, с перистыми рыльцами. Самый важный и наиболее известный вид – это встречающийся в Ост-Индии В. arundinacca Willd., стволы которого достигают 25 м. вышины и толщины в 20 – 30 с. у основания. Применение стволов чрезвычайно разнообразно: более старые идут на постройку домов, более молодые на выделку домашней утвари, оружия и пр.; из стволов же приготовляют всевозможную посуду, корыта, желоба и пр.; их употребляют также на рассылку гуммигута (краски, получаемой из мягкого сока некоторых тропических растении из семейства Garcinieae или Guttiferae). Из тонких (в 2 – 4 сант.) стволов выделываются в Европе тросточки. Из лубяных волокон молодых побегов приготовляют в Китае плотную, так называемую китайскую шелковую бумагу, на которой и в Европе иногда печатают рисунки.
В узлах старых стволов В. arundinacca попадаются своеобразные выделения, состоящие, главным образом, из кремнезема (86%), имеющие сладковатый вкус и известные под названием бамбукового сахара или табашира, употребляемого в Европе в фарфоровом производстве и для полирования. Подобно В. arundinacca, употребляются и другие виды, напр., южноамериканские В. Guadua Humbet Bonpl. и В. Tagoara Mart . У последнего вида, также у некоторых других, в старых междоузлиях накопляется сладкая, прозрачная жидкость, которую можно пить. Молодые побеги яванских В. Apas Schlect. и В. verticillata Willd. употребляются в пищу.
Бамиан
Бамиан (Bamijan) – местечко и горный проход в Кабулистане, в 87 км. к СЗ. от Кабула, лежит на раздельной линии между высокими снеговыми горами Гиндукуша и возвышающимися у истоков Гильменда горами Куги-Баба, а также на главной караванной дороге в Туркестан, к которому оно служит ключом. Весьма плодородная долина Б. лежит к С. от ущелья Гаджияк, которое заключено между крутыми, почти отвесными скалами в 3700 м. вышиной, имеет 14 км. в длину и не более 2,5 км. в ширину; это единственное ущелье, удобное для прохода тяжелых обозов и артиллерии через Гиндукуш, которым, вероятно, воспользовался еще Александр В. и которое особенно замечательно находящимися в нем древностями. Долина Бамиан была некогда главным местом культа Будды, о чем и поныне свидетельствуют полуразрушенные исполинские идолы. Б. вместе с высеченными в скалах идолами был описан еще буддистскими монахами, которые в IV и V стол. направлялись из Китая через Среднюю Азию в Индию. Статуи находятся на холме в 90 м. вышиной, а вокруг него, на протяжении 11 км., видны возвышающиеся одни над другими углубления в скалах, снабженные различной резной работой. Мужская статуя, носящая имя Занг-Каль, имеет в вышину 52 м., а женская, Шах-Муна – 37 м. Обеим дано естественное положение и легкая драпировка. Мужская фигура довольно хорошо сохранилась, а у женской недостает всей верхней части лица. Обе статуи высечены в глубоких нишах, также украшенных резной работой, с изображениями государей и множеством символических фигур. Во внутренность статуй можно подниматься до самой головы по высеченной в массивном камни винтовой лестнице. Обе стены долины прорезаны многочисленными (как полагают до 12000) гротами и кроме того вся долина усеяна башнями и развалинами гробниц, мечетей и других зданий, находившегося здесь впоследствии мусульманского города Гаугале, разрушенного в 1221 году Чингисханом. В 15 км. на З. от Б. лежать развалины так называемого замка Зогака (построенного из прекрасно обожженных кирпичей, до сих пор хорошо сохранившихся, и окруженного валом в 25 м. вышиною), сооружение которого приписывается легендарному персидскому царю того же имени. Замок был построен для наблюдения за важным горным проходом. Здесь и в долине Б. было найдено в новейшее время множество монет, колец и других старинных предметов, описанных Принсепом, Массоном, Вильсоном, Вудом и друг. Ср. Жюльен (Iulien), «Voyages des pelerins buddhistes» (Париж, 1857); Минаев, «Верховья Аму-Дарьи»; Яворский, «Посольство в Авганистан».
Банальность
Банальность (от франц. banal) – так наз. на средневек. феодальном языке все, что отдавалось сюзереном вассалу в пользование за известные повинности; отсюда Б. стали называться всякую вещь, находящуюся в общем употреблении; в переносном смысле Б. стало означать все обыденное, тривиальное, пошлое.
Бангкок
Бангкок или Банкок – столица и важнейший портовый, промышленный и торговый город в государстве Сиам, на пол.-ове Индостане, лежит на обоих берегах реки Менам в 30 км. от впадения ее в Сиамский залив, и занимает до 7 км. вдоль по течению реки. Совершенно еще незначительный до конца XVII ст. пункт, Б. в 1766 г. стал главным городом страны и столицей сиамских королей вместо Аютья или Аюджа. Б. расположен на многих островах, образованных рекою Ме-нам, прорезанных целой сетью каналов, в низменной аллювиальной местности порою болотистой и лишь изредка представляющей холмистые возвышенности; местность чрезвычайно плодородна, покрыта сплошь рисовыми полями, кокосовыми и другими пальмами или же целыми садами фруктовых деревьев, но часто подвергается наводнениям. Вследствие этого, деревянные, а у беднейших жителей – бамбуковые жилища и хижины туземцев строятся на сваях, высотой в 2 – 3 м. над землей, причем для входа служит приставляемая извне лестница. Только дворцовые постройки, общественные здания, многочисленные буддистские храмы, жилища европейских консулов и представителей североамериканских и европейских торговых домов, их складочные магазины и т.п. построены всецело или частью из камня и расположены в сухих местах, на естественных или искусственных возвышениях. Б. окружен высокой (в 10м.) и толстой (в 3 м.) стеной и разделяется на три части. Внутреннюю образуют многочисленные здания, сады и постройки королевской резиденции, отделенные особой стеной от остальных городских зданий. Здесь находятся дворцы первого и второго королей Сиама, их гаремы, казармы телохранителей, богато украшенные стойла белых слонов, королевская сокровищница, арсенал, храм со статуей сидящего Будды в 2 м. вышины, позолоченной и украшенной драгоценными каменьями и другой его же статуей, высеченной из дорогого зеленого камня; в этом храме короли, вступая на престол, принимали присягу; далее, здесь же находится здание, носящее название Магапрасат, в котором помещаются великолепно украшенный тронный или приемный зал, а также зал, где в течение целого года сохранялись, в золотых гробах, до набальзамирования, тела усопших королей; затем, всякого рода магазины, склады и проч. Средняя часть города, изрезанная каналами и речками, имеет лишь несколько узких улиц и одну более широкую, служащую базаром. Весьма оживленное движение в этой части города происходит исключительно по воде. Значительное число населения почти постоянно живет на воде, в лодках и на плотах, подобно жителям Кантона. Третья, внешняя часть города, постепенно сливается с предместьями, где находятся европейские и североамериканские торговые дома, иностранные консульства и т.д.
Чрезвычайно своеобразную физиогномию Б. приобретает от изобилия в нем буддистских пагод с высокими (30 – 40 м.) башнями, представляющими несколько (обыкновенно – три) поставленных одна на другую усеченных пирамид с последовательно уменьшающимися основаниями; детали архитектурной отделки башен очень разнообразны, вышки и выступающие части украшены богато позолоченными скульптурными фигурами, орнаментами и резьбой, крыши же покрыты зеленой или желтой глазурью. Три самых замечательных пагоды носят название: Ватт Секкет, Ватт Нун и Ватт Сутгат. Каждая из них состоит из собственно храма, принадлежащей к нему башни, здания для жрецов (телапойны), живущих вместе, на подобие монахов (число их достигает при более значительных пагодах до 200 – 300), из окружающей это здание галереи, поддерживаемой колоннами – все это расположено среди обширного, красиво убранного в китайском вкусе сада, обнесенного высокой стеной. В 15 км. к С. расположен Перебат – святое место, куда стекаются на поклонение со всей страны, с старинным, основанным в 1602 г. монастырем. Внутри его, по мраморной лестнице с золочеными перилами, подымаются к возведенной на террасе башне, позолоченной снаружи, пол которой состоит из серебряных плит и где за серебряной решеткой хранится след Будды, а в глубине, под золотым, усыпанным драгоценными каменьями балдахином, находится его статуя, высотой в 2 м., также из серебра. Население Б. простирается до 600000 ч. Более трети населения составляют китайцы другую треть – сиамцы (таисы), остальное – бирманцы, малайцы, пришельцы из Лаоса, Пегу, Аннама, Камбоджи, также несколько тысяч чел. населения смешанной крови. Китайцы – более деятельная и передовая часть населения, занимаются преимущественно земледелием и торговлей, хотя им не чужды в то же время ремесла и промыслы. В Б. сосредоточено, под главенством сангкерата (первосвященника) до 50000 ч. талапоинов или буддийских священников. Торговля Б. весьма значительна, вследствие судоходности р. Ме-нам, имеющей минимальную глубину во время отлива в 4 м., что позволяет морским судам доходить до самого города. Торговля вся почти в руках китайцев. В 1881 году гавань Б. считала 524 суда, вместимостью в 223121 тонн, со стоимостью груза в 9865956 дол. Предметы вывоза составляют: рис, сахар, шелк, хлопок, табак, различный смолы, кардамон, перец, слоновая кость, соленая и сушеная рыба, орехи (так наз. индийские), различных сортов ценное дерево, шкуры буйволов, носорогов, слонов, тигров, оленей и др., съедобные гнезда ласточек, кунжут, отчасти олово и т.д. На европейские и американские рынки из всего этого идет: рис, сахар, различные смолы. Ввоз из Европы и Америки заключается, главным образом, в хлопчатобумажных, стеклянных, железных и металлических изделиях. Из Китая привозятся: фарфоровые изделия, шелк, чай и множество принадлежностей хозяйства и предметов китайского обихода и роскоши.
Бандаж
Бандаж. – В хирургии означает повязку, холщовую или кожаную, с различными металлическими приспособлениями, накладываемую на страждущую часть тела.
Банкивский петух
Банкивский петух (Gallus bankiva – дикоживущий вид куриных птиц, от которого, вероятно, происходят наши домашние куры. Самец имеет 66 сантиметров длины; перья на голове, шее, затылке и на верхней стороне хвоста – золотисто-желтые; спина пурпурно-бурая; грудь и рулевые перья черно-зеленые; крылья бурые; гребешок на голове красный; клюв буроватый; ноги аспидно-черные. Самка меньше самца, имеет более короткий хвост и отличается менее яркою окраскою: шейные перья ее черные с желтыми краями; нижняя сторона тела грязно-бурая с более светлыми пятнами на стержнях перьев; спина буро-серая. Б. петух водится в Ост-Индии и на Зондских островах и живет в бамбуковых зарослях, большею частью в гористых местах, реже на равнинах и преимущественно в густых лесах. Нравы и образ жизни этой птицы мало известны.
Банковские билеты
Банковские билеты, банкноты (фр. billet de banque, англ. banknote). Юридическая природа Б. Б., как документов, являющихся предметом не только торгового, но и общегражданского оборота, весьма спорна. С одной стороны Б. билеты, как и всякая кредитная бумага, содержат в себе обещание платежа, с другой же стороны они являются широко распространенным средством денежного обращения, что сближает их с бумажными деньгами. Соответственно этой двойственности их существа одни ученые (Кунце, Вагнер и др.) считают их бумагами (облигациями) на предъявителя, другие (Pay, Миттермайер, Унгер и др.) видят в них бумажные деньги. Некоторые же (Тэль, Штейп и др. ) придерживаются среднего мнения и приравнивают Б. билеты к бумажным деньгам тогда только, когда им присвоен принудительный банковый курс. Б. Б. не есть документ, являющийся доказательством права требования, существующего помимо и вне этого документа (как вексель, напр.), но право требования как бы овеществлено в Б. билете: с уничтожением билета прекращается и самое право. По общему положению, прямо выраженному в герм. законодательстве, банки не обязаны возместить ценность погибших или утерянных билетов. Равным образом, не допускается вещный иск о выдаче утерянного билета (по крайней мере по отношению к добросовестному приобретателю, уплатившему за билет какой-нибудь эквивалент). Даже в тех странах, в которых, как напр. в Германии, Б. билеты не являются узаконенным средством платежа, которое получатель не имел бы права отвергнуть, не делают на практике никакого различия между ними и бумажными деньгами. Наконец, подделка этих билетов преследуется наравне с подделкой денег. Все это указывает на родство Б. билетов с бумажными деньгами. Поэтому, когда в договорах, завещаниях или законах (напр. по вопросам об обеспечении исков, исполнении судебных решений) говорится о «деньгах», о «наличном имуществе» и т. п., то к ним должны быть отнесены и банк. билеты (выпущенные туземными банками, имеющими на то привилегию) Но в то же время можно указать и существенные пункты различия между Б. билетами и бум. Деньгами. Здесь прежде всего должен быть выдвинут беспрерывный и обязательный для банков размен выпущенных ими билетов на звонкую монету. Даже там, где они являются узаконенным средством платежа (таковы билеты Англ. банка и земельных банков в Англии – за исключением Ирландии и Шотландии с 1833 года) банк не только обязан принимать свои билеты в платеж, но и во всякое время разменивать их на ходячие деньги, тогда как обязанность обменивать бумажные деньги, если она установлена законом, обыкновенно отмечается на самой бумаге, и во всяком случае обмен этот не практикуется в обширных размерах. Далее, принудительный курс не делает еще Б. билетов бум. деньгами, потому что курс этот не составляет сущности денег, а связывается с ними только случайно. Наконец, законодательные постановления о дроблении билетов, о минимальных суммах, в которых они могут быть выпущены, имеют, очевидно, в виду предотвратить низведение Б. билетов до степени разменных денег и создать такой порядок вещей, при котором билеты периодически возвращались бы в банк, их выпустивший.
Банкротство
Банкротство (от итальянских слов: bаnса – скамья, стол и rotta – изломанная, надломанная, т. е. несостоятельность банкира, крах банка) – юридически термин торгового права, означающий «неоплатность лица, производящего торговлю, происшедшую от его вины». Из этого определения можно вывести следующие признаки: 1) Б. есть неоплатность, т. е. такое состояние должника, когда он не удовлетворяет предъявленных к нему обязательственных требований; 2) субъектом банкротства, банкротом , является, по нашему законодательству, лишь лицо, производящее торговлю, в противоположность прочим лицам (неторгового состояния), которые, впав в неоплатность, называются несостоятельными должниками. Этим признаком банкротство отличается от неосторожной и злостной несостоятельности неторговой; 3) неоплатность должна происходить от вины должника. Вина эта может быть или неосторожная, без умысла или подлога, когда должник допускает расходы, превышающие его доходы или обнаруживает нерачительное ведение торговых дел и операций; или же умышленная, соединенная с подлогом, когда доказано, что должник, впавший в неоплатные долги, с умыслом для избежания платежа оных, перекрепил свое имение или передал его безденежно в другие руки, или же посредством подставных ложных заимодавцев или иным способом скрыл действительное свое имение или часть его, во вред неудовлетворенных вполне заимодавцев. В первом случае является неосторожное или простое банкротство; во втором – злостное или злонамеренное. Признаком виновности должника банкротство отличается от несчастной торговой несостоятельности, при которой невозможность платить долги проистекает от непредвиденных бедственных обстоятельств (Устав Торг. Судопр., изд. 1887 г., статьи 482 и 483). Подобное деление банкротства на простое и злостное заимствовано нашим законодательством из французского торгового права различающего – «banqneronte simple» и «banqueroute frauduleuse» и означающего несчастную несостоятельность термином «faillite». Б. признается всеми действующими законодательствами преступным деянием, но вопрос о том, к какому разряду преступлений оно относится, в различных кодексах разрешается различно. Французское и бельгийское законодательства относят банкротство к преступлениям противообщественным, рассматривая его, как специально-торговое преступление. Германское право обращает главное внимание на то, что банкрот раньше всего разрушает имущественные интересы тех лиц, с которыми он вступил в известные отношения и доверием которых он злоупотребил, т. е. при определении состава этого преступления на первый план выступает злоупотребление доверием. Наша система вполне своеобразна. По систематики своей она сходна с системой франко-бельгийской, так как о Б. говорится в 1163 – 1165 ст. Улож. о наказ, угол. и исправ., помещенных в гл. XII: «О нарушении постановлений о кредите», раздела VIII: «О преступлениях и проступках против общественного благоустройства и благочиния»; но в существе своем система нашего права сходна с германскою, так как существенным моментом банкротства по нашему праву является злоупотребление доверием. Наказание за неосторожное Б. состоит в тюремном заключении по требованию и усмотрению заимодавцев на время от 8 месяцев до 1 года и 4 месяцев, с зачетом времени, проведенного под стражей в течении производства и лишения прав торговли. При этом, однако, заимодавцы вправе представить коммерческому суду о сокращении срока содержания или об освобождении банкрота, а равно о допущении его вновь к торговле, по уважению к прежнему его по торговле поведению и другим обстоятельствам, торговому состоянию особенно свойственным. Злонамеренные банкроты подвергаются лишению всех прав состояния и ссылке в Сибирь на поселение (статьи 1163, 1165 Улож. о наказ., 622 и 624 Уст. Судопр. Торг. ). Таким образом Б. по нашему закону не только относится к разряду преступлений уголовно-частных, но даже размер наказания за неосторожное Б. зависит от усмотрения заимодавцев. От имени банкротов запрещается писать и совершать всякие вообще акты об имении или займы (п. 55, прилож. к 708 ст. Х т. 1 ч. Св. Зак. Гр.). Вопрос о признании кого либо банкротом, на основании 27 ст. Уст. Угол. Суд. есть вопрос преюдициальный, т. е. возбужденное против лица уголовное обвинение в банкротстве приостанавливается до разрешения этого вопроса гражданским или коммерческим судом, от которого зависит определение свойств несостоятельности.
Баня
Баня. – Так называется помещение, предназначаемое для омовения всего тела теплой водой. Она всегда составляла одну из необходимых потребностей человека. Начало устройства бань следует искать на Востоке, в самой глубокой древности. Б. как средство для достижения чистоты и опрятности, считающихся добродетелью, предписывается почти всеми религиями Востока. У магометан – Б. с ежедневными омовениями возведена на степень религиозного догмата; у евреев – введена Моисеем и неоднократно предохраняла их от многих болезней. В Китае, Индии и Египте – известна с незапамятных времен, как одно из лучших средств для сохранения здоровья. Человек инстинктивно прибегает к омовению тела с целью возбуждения кожи, устранения с ее нечистоты и восстановления жизненной энергии. Вопрос о значении паровых бань, был разрабатываем многими учеными, которые признали, что паровая Б., очищая и возбуждая кожу, поддерживает ее отправления – освежает все тело, увеличивая отделения пота и усиливая кровообращение. У нас под словом Б., обыкновенно подразумевают паровую Б., которая у наших соседей и других народов известна под названием русской бани. В такой Б. вода действует в виде пара, образующегося от поливания водою раскаленных камней; в ней человек выдерживает гораздо высшую (до 45° P.) температуру, чем в водяной. Устройство Б. разнообразно: самое простое и вместе с тем первобытное устройство их находим в деревнях. Такая Б. бывает обыкновенно срублена из бревен, иногда впущена в землю до половины, а иногда и крыша покрыта землей. В ней два отделения: первое от входа предназначается для раздевания и называется предбанник, а второе, в котором моются и парятся – составляет собственно баню. Для образования пара – устраивается особая печь, под названием – каменки. Бедные крестьяне нередко моются в русской печи.
В городах устраиваются торговые бани, в состав которых входят следующие части: а) сени или коридор; б) раздевальня или так называемый предбанник с особой печью или камином; в) мыльня – теплая комната с ванной; г) паровая комната или горячая баня – с прибором для образования пара; д) водогрейная, т. е. место, где приготовляется теплая вода и е) теплое отхожее место. В лучших отделениях торговых бань устраиваются еще иногда большие бассейны для плавания, вода которых имеет температуру 17 – 20° P. Условия хорошего устройства Б. состоят в том: 1) чтобы все ее части соответствовали своему назначению и были хорошо нагреты, 2) чтобы как холодная, так и теплая вода была в изобилии и грязная быстро стекала из помещения, 3) чтобы помещения в каменных зданиях были покрыты сводами, а окна расположены выше роста человека и 4) чтобы помещения хорошо были освещены и вентилируемы. В настоящее время, такие Б., удовлетворяющие всем вышесказанным условиям – существуют лишь в Петербурге, Москве и Варшаве. В других больших городах хотя и есть публичные Б., но все они страдают отсутствием вентиляции, плохим освещением и несоответственным распределением теплоты. При устройстве Б. следует вообще руководствоваться нижеприведенными данными, взятыми из практики. Известно, что для того, чтобы вымыться в Б. человеку, нужно употребить времени не менее как полтора часа и израсходовать воды от 15 – 20 ведер при температуре в 45° P. Во время пребывания в Б., больше всего приходится оставаться в мыльне, где и скопление людей бывает самое большое. Для определения размеров этого рода помещений необходимо принимать на каждого моющегося 1 куб. саж. занимаемого пространства; для раздевальной достаточно 0,75 куб. саж., а для паровой – 2 куб. саж. на каждого человека. Сени или коридор могут быть и холодными, но лучше, если они отопляются. Комнате для раздевания и одевания достаточно иметь тепла +15° Р. Мыльня требует от 20° – 30° P., а паровая комната должна иметь температуру от 45° до 50° Р. Комната для раздевания должна согреваться обыкновенною печью, мыльня – печью и паром и паровая – только паром. Для снабжения Б. водою необходимо устраивать водоснабжение – из колодцев или городских проводов. Стены каменных зданий должны штукатуриться цементом и краситься масляной краской. Полы должны быть двойные. Верхний пол следует устраивать из толстых досок с прорезами для стока воды, а под ним другой, непроницаемый пол, со скатами, к сточной трубе. Если этот последний основывается непосредственно на земле, то с боков следует окружить его непроницаемыми стенками. В больших торговых банях очень хорошо делать в мыльне полы асфальтовые. Мебель в мыльне и паровой должна состоять из деревянных скамеек, которые можно смывать. Скамьи следует делать так, чтобы доски не прилегали плотно одна к другой, а с промежутками, около 1/4 дюйма; такое устройство облегчит содержание их в чистоте. В нашем законодательстве Б. послужили предметом юридической нормировки с точек зрения: строительной, врачебной и полицейской. Статьи 413 и 432 Строит. Устава (XII т. Св. Зак.) гласят, что Б. должно строить вблизи воды и отдельно от жилых помещений. Тот же устав предусматривает разделение торговых Б. на два отделения: мужское и женское, с особыми входами и надписями на них. На обязанности городских врачей лежит наблюдение за тем, чтобы в Б. не было угара и не производилось кровопускания, приставления пиявок и т. п., без разрешения на то врача (XIII т. Св. Зак. Уст. Врач. ст. 68). Полиция наблюдает, чтобы в публичные Б. никто не входил в отделение не своего пола (Уст. пред. прост. XIV т. Св. Зак., ст. 250) и дабы рабочие не входили толпами в Б. (там же ст. 345). Кроме этих статей закона, о Б. упоминается еще и в уставе о содерж. под стражею: ст. 96 и 421 требуют, чтобы арестантов раз в неделю водить в баню (о банях см. журнал «Зодчий», 1872 г., №№ 2, 6 и 10, А. Крассовский, «Гражданская архитектура» стр. 390 Ф. Федорович, «Сельскохозяйственная Архитектура»(стр. 9).
Баня в медицинском отношении.
Кожа есть один из наиболее важных органов нашего тела и забота о нормальных ее функциях есть предмет крайней необходимости не только для поддержания метаморфоза тела на определенной высоте, но и для нормального развития весьма многочисленных и разнообразных отраженных явлений в области головного и спинного мозга. Расстройство деятельности кожи лишает организм весьма важных кожных импульсов, ослабляет метаморфоз организма, уничтожает кожную перспирацию, ведущую за собою массу общих расстройств, нередко влекущих за собою смерть (напр., при ожогах, лакировании кожи и т. д.). К сожалению весьма распространено убеждение, что содержание кожи в чистоте есть скорее требование роскоши, а не настоятельная необходимость для охранения здоровья. Русский крестьянин значительно опередил своих европейских собратьев относительно заботливости о чистоте содержания кожи. Чистота кожи главным образом достигается банями. Существуют два вида бань: 1) ирландско-римская (турецкая) бани, где отделение пота вызывается в сухом, горячем воздухе, почему эти бани также называются горячими воздушными ваннами и 2) русская баня; в последней, вместо сухого воздуха, применяется воздух, насыщенный водяными парами, почему русские бани называются паровыми ваннами.
1) Ирландско-римская (турецкая) бани были в большом употреблении у древних народов Востока, напр. у египтян, халдеев, финикиян и т. д. Римляне, во времена своего расцвета, вводили эти бани везде, где они только появлялись: в Италии, Франции, Великобритании, Германии и т. д. В Риме тратились на бани громадные суммы денег и они там действительно достигли наибольшего совершенства, в особенности во времена Антония, Каракаллы, Диоклетиана и друг. Такие же бани римляне устроили и в Греции, откуда они позднее перешли к туркам в Константинополь и затем быстро распространились по всему Востоку под именем турецких бань. В 1856 году стараниями ирландского врача Рих. Бартера бани эти были впервые устроены в Ирландии с весьма существенными улучшениями, касавшимися, преимущественно, вентиляционной системы; вскоре они распространились в Англии и Германии, где д-р Лютер в Нудерсдорфе, у Вюртемберга, устроил первую римскую баню с врачебною целью. В настоящее время таких бань много как на Западе, так и в России.
Римская баня заключает в себе в определенном порядке все обыкновенные виды купаний: вспомогательными пособиями при этих банях служат холодный и теплый воздух, холодая и теплая вода, различные виды массажа и т. д. Для различных манипуляций, производящихся в этих банях, необходимы, по крайней мере, три комнаты. Уже римляне устраивали следующие комнаты: frigidarium, комнату для раздеванья, tepidarium, комнату для подготовительных манипуляций, в которой воздух умеренно нагрет, sudatorium, комнату для потения, где температура нагретого воздуха была очень высока, и, наконец, lavarium, комнату, где происходило умыванье, принимались холодные ванны, натирались маслами и т. д. В настоящее время, при устройстве римских бань, главным образом, обращают внимание на определенную температуру тепла в каждой комнате. Для получения в sudatorium высокой температуры, раскаленный воздух идет от печи по кирпичным каналам, пролегающим под полом бани, по бокам пола и по стенам; каналы эти заканчиваются отверстиями в дымовой трубе. Пол в двух горячих комнатах (т. е. с tepidarium и sudatorium) состоит из дырчатых кирпичей, толщиною в 8 сантим. Таким образом tepidarium нагревается лучеиспусканием из пола и стен, и самым раскаленным воздухом. Tepidarium лежит несколько в стороне от источника тепла, и температура в нем держится – 36 – 31° R. В этой комнате купающийся начинает потеть и проводит в ней обыкновенно от 25 до 40 минут. Отсюда он переходит в sudatorium, где температура постоянно держится на высоте 45° R. Здесь он остается 12 до 18 минут, пока пот начнет сильно выступать. Несмотря на высокую температуру, здесь дышится легко, так как чистота воздуха обеспечивается двумя выводными каналами, из которых один выводить сгущенный пар. а другой одновременно вводить чистый воздух. Когда купающийся достаточно выпотел в sudatorium'е, банщик вытирает пот шерстяной перчаткой и в течении 4 – 6 минут производить массаж всего тела. Отсюда купающийся выходить в мыльную, где его окачивают с головы до ног прохладной водой, вымывают мылом все тело и вторично обливают прохладной водой или обдают холодным душем. Выкупавшись таким образом, субъект входит в раздевальную и ложится на матрац.
Действие римских бань во многих случаях существеннее русских паровых бань. Римская баня, по чисто физическим законам, вызывает более быстрый пот, так как организм входит в горячий, сухой воздух. Последний, бедный парами, должен неизбежно насыщаться гораздо быстрее, чем богатый парами воздух русских бань. И действительно, в римской бане организм, посредством пота, теряет гораздо больше в весе, который может уменьшиться на 2 – 5 фунтов. В виду сильного потогонного действия этих бань, их можно причислить к средствам, резко усиливающим метаморфоз организма. Важнейшие преимущества римск. бань состоят в том, что она скорее удаляют верхний кожный слой, возбуждает деятельность кожи сильнее других средств, укрепляют ее и делает нечувствительной к различным простудным влияниям. Показания к употреблению римских бань: ирландско-римские бани с успехом употребляются при хронических сыпях кожи, в особенности при лишаях; далее при болезнях крови, при хронических отравлениях металлами, но более всего при подагре, ревматизме и против осложнений, являющихся при этих формах, как то: параличах, контрактурах, опухолях и т. д. С гигиенической целью, как оживляющее средство, бани эти можно рекомендовать для лиц, ведущих сидячий образ жизни. Безусловно противопоказаны рим. бани при наклонностях к ударам, при кровохаркании, пороках сердца, ранах, туберкулезе и болезнях спинного мозга.
2) Русская баня. Потогонное действие русских бань достигается влажной теплотой, а не сухим теплом, как в ирландско-римских банях. Кроме пара, в этих банях применяются и другие средства, как то: холодная и теплая вода, растирания, массаж и т. д. – Русская баня состоит из раздевальни, комнаты, где моют тело и где имеются: ванны, души, бассейны холодной воды, и наконец из комнаты, где потеют на полках. В последней комнате воздух нагревается паром, получаемым обыкновенно выливанием горячей воды на раскаленные камни или из парового котла.
– Из раздевальни купающийся обыкновенно входит в третью комнату, где на полке потеет; затем его или обливают холодной водой и заставляют вторично потеть или же только обливают водой, или холодным душем. Отсюда купающийся заходит в мыльню, где, после умывания всего тела, окачивается прохладной водой, или же без окачивания входит опять в горячую, где вторично потеет. Вслед за этим купающийся или охлаждается постепенно, или быстро, чтобы оставить баню значительно освеженным. Для последней цели имеются постепенно охлаждающие души или холодная вода, а в некоторых банях и бассейны с холодной водой. В Германии, где русск. Б. пользуются для лечебных целей, после охлаждения, больного заворачивают в теплые одеяла, заставляют его потеть 1/2 – 1 ч., потом вторично направляют в горячую баню и только затем окончательно охлаждают тело. – Физиологическое и терапевтическое значение русских бань. Научная разработка вопросов о физиологическом значении русской бани началась сравнительно недавно и принадлежит почти исключительно русским врачам. Температура русских бань, по исследованиям Страхова, около 7 часов утра, на полке бани равняется 68 – 70° P.; в 7 час. веч. 48 – 49° P.; у пола же утром 23° P. Температура воды, которой моются, различна, и колеблется в пределах 42 – 57° Ц. Для мытья головы употребляется довольно горячая вода (43 – 45° Ц.): для мытья же тела – более горячая 47 – 50° Ц. Для окачивания употребляется более прохладная, а иногда, по желанно купающегося, даже и совершенно холодная. Каждый моющийся расходует от 200 – 300 литров воды. Кожа в бане краснеет, набухает и наливается кровью. Число красных кровяных шариков возрастает в и куб. мм. после 1/4 – 1/2 часового потения в бане, с 4900000 на 5400000. Удельный вес крови повышается в это время с 1,0538 до 1,0615. Относительное содержание гемоглобина в крови увеличивается. Это увеличение замечается в течение 1 – 21/2 час., и затем приходить к прежней норме. Чем сильнее потение, тем более увеличивается относительное содержание гемоглобина в крови. Число ударов пульса, под влиянием бани, без исключения возрастает (до бани пульс в среднем – 73, в мыльне – 95, на полке – 112, через 1/4 часа после бани – 82). Кривая пульса после бани резко изменяется; а именно: систолическое поднятие и крутизна спусков становится меньше, а дикротизм и диастолическое падение – больше.
Число дыханий, под влиянием бани, увеличивается. Окружность и экскурсия грудной клетки несколько увеличивается. Сила вдоха и выдоха, а также жизненная емкость падают. Температура тела повышается: напр. если до бани равна 37,2, то в мыльной она повышается, в среднем, до 38,0 (maximum 39,4), на полке до 39,2 (maximum 40,0); после бани 37,4. Пищеварительная сила желудочного сока и его кислотность уменьшаются при потении. Усвояемость азотистых частей пищи улучшается при потении, как у здоровых, так и у нефритиков (болезни почек). Всасывание лекарств в желудке уменьшается. Под влиянием бани увеличивается не только количество воды, но даже плотные составные части молока у кормилиц. Суточное количество белка у нефритиков, как абсолютное, так и относительное, уменьшается при потении. Равномерно с белком уменьшаются и форменные элементы; иногда последние даже совсем исчезают. Под влиянием повышенной температуры бани в глазах развивается гиперемия, по преимуществу переднего отрезка глаз, а отчасти и дна его, и легкий парез аккомодации с явлениями незначительной астенопии. На ушных больных, страдающих острой формой воспаления, баня действует неблагоприятно. Паренье веником в паровой бане способствует сильному отвлечению крови от внутренних органов к периферии. С. Груздев нашел много интересных данных по минеральному обмену при русской бане.
На основании всего изложенного выше вытекают следующие показания и противопоказания к назначению русской бани: на них следует смотреть, как на средство, улучшающее отправление кожи; как на отвлекающее и сильно потогонное средство, усиливающее обмен веществ. Кроме гигиенического значения, бани могут быть весьма важным лечебным средством при следующих страданиях: при хроническом мышечном и суставном ревматизме, подагре, при конституциональном сифилисе, во вторичной и третичной стадии, при золотухе, при ожирении, общем полнокровии, зависящем от роскошной пищи и сидячего образа жизни, препятствующих полному окислению продуктов обмена; в начале всех катаральных заболеваний слизистых оболочек носа, зева, горла, бронхов, легких, кишек и мочевого пузыря; при хроническом катаре наружного слухового канала, глотки, миндалин, носа. При хроническом воспалении спинного мозга и его оболочек; нейрозизме, ипохондрии; при ревматических невралгиях и параличах, при хронической гиперемии и застое крови в печени, селезенке. желудке. кишках; при холере, в алгидном периоде. При болезнях костей, зависящих от золотухи, ревматизма, сифилиса. При перемежающейся лихорадке, в периоде озноба. При накоплении жидких болезненных продуктов в каких либо полостях, не сопровождающемся лихорадочным состоянием. При общих водянках и водянках живота не сердечного происхождения; при серьезных плевритах, при брайтовой болезни, psoriasis и так далее. Некоторые болезни сердца: каковы неврозы, жировое перерождение, пороки левого сердца в периоде полной компенсации не препятствуют назначению бань. Противопоказания: продолжительные острые лихорадочные состояния, наклонность к каким либо кровотечениям; слабость и истощение организма, острые болезни глаз и ушей; пороки сердца с перерождением сердечной мышцы, артериосклероз резко выраженный, аневризмы. Наклонность прилива крови к легким, к мозгу; апоплексический удар; полнокровие; значительная эмфизема легких, чахотка в последнем периоде. Беременность с наклонностью к выкидышу. В старческом и раннем детском возрасте слишком жаркая баня противопоказана (ср. «Клиническая лекции Фрея», стр. 28 и след., Москва, 1889).
Кроме общих паровых бань, с лечебною целью употребляются и местные паровые души, направленные на отдельные части организма. Пар может быть или чистым, или в смеси с лекарственными веществами: винным спиртом, эфирными маслами, сосновым экстрактом, вызывающими довольно продолжительное кожное возбуждение. Пар получается из аппарата, похожего на самовар (называемый пульверизатором), и к нему сделаны приспособления, позволяющие смешивать пар с искусственными веществами. Эти пульверизаторы употребляются при лечении паром ротовой полости, носа, уха и т. д. Сидячие паровые ванны употребляются только для нижней половины тела. Употреблявшиеся прежде паровые ванны состоят из ящиков, наполненных паром; в них заключается все тело, кроме головы. В настоящее время их заменили различными аппаратами (ящики, кровати, на которых пациент лежит горизонтально и т. д.). Вне ящика, заключающего в себе тело пациента до головы, стоит паровой котел с приводящими трубами. За границей употребляются и соляные паровые ванны. На многих среднеевропейских минеральных водах (напр., в Бадене, Аахене и друг.) употребляется для паровых бань горячий пар источников. В Италии имеются природные паровые ванны, именно выходящие из земли пар и вулканические газы употребляются там с лечебною целью.
Врачебная литература о русских банях: A. R. Martin, «Physiologische Untersuchungen und Anmerkungen uber der in Finland bei den Landleuten gebrauchlichen Badstuben Nutzen und Schaden» («Записка швед. акад. наук», 1765); J. Symons, «Observations on vaporous bathing and its effects» (Лонд., 1766); Ih. Denman, «A letter on the construction and method of using vapour baths» (Лонд., 1769); Walther, «De balneorum calidorum usu in regionibus septentrionalibus» (дисс., 1772); Scholten, «De balneorum calidorum usu in reg. septent» (1772); Nikolai, «De curationibus morborum per vapores» (дисс., Иена, 1782); Styx, «De russorum balneis calidis et frigidis» (ч. 1, Дерпт, 1802); J. G. Reil, «Die Anwendung des Dampfkessels zur Einrichtung ortlicher Quaimbader» (Галле, 18 9); Chr. Fr. Hirsch, «Von den Vortheilender in den russischen Staaten gebrauchlichen Dampfbader» (Бамберг, 1816); G. Т. Pochhammer, «Russische Dampfbader als Heilmittel durch Erfolge bewahrt. Mit einer kurzen Anweisung zum gebrauche d. rus. Dampfb. von Dr J. G. Schmidt» (Берлин, 1824); Smith, «Om Anweldesen of russiske Dampbade» (1827); Schuck, «Russische Dampfbader und bidropatische Behandlung in Fallen von Rheumatismus u. Gicht»; C. Engelmann, «Ueber die Wirkungsweise und den diatetischen Averth der in Deutschland allgemeiner werdenden russischer Dampfbader» (Keнигсберг, 1825); Tolberg, «Ueber Einrichtung, Gebrauch und Wirkung der russischen Dampfbader» (Магдебург, 1826); Woina-Kurinsky, «De balneis in genere et de balneis rossicis in specie» (Москва, 1826); A. Mayer, «Die ortbopadische Heilanstalt und das russische Dampfbad» (Вюрцбург, 1828); Teschke, «Das russische Dampfbad nebst Gebrauchs Anweisung (Данциг, 1830); Tonsen, „Russisches Dampfbad und allgemeine Vorschriften, sich desselben zweckmassig zu bedienen“ (Киль, 1829); Rast Leopold, „Einige Worte iiber die wahre Bedeutung des rus. Dampibades in heilkraftiger Hinsicht“ (Лейпп, 1829); Job. Wendt, „Ueber die Bedeutung und Wirkung der russischen Dampfbader“ (Лейпц., 1830); F. Gauwerky, „Erfahrungen iiber das russische Dampfbad.“ (1831); и. Breuer, „Russische Dampfbader“ (Кельн, 1832); В. Чеботарев, „О вредном влиянии на здоровье детей излишнего употребления русских бань, в Пермской губ.“ („Друг Здравия“, 1835, №9); G. Baumaun, Das Piussische Dampfbad» (Гельброн, 1845); P. N. Jorgensen, «Tre Monologer Bouden, det russiska Dampbad» (1846): A. Debay, «Hygiene des baigneurs» (Пар., 1850); П. Страхов, «О русских простонародных парных банях» («Моск. Врачебн. журн.», 1856); Збелин, «О купаниях, ваннах и банях, как средствах сохранить здоровье» (Спб., 1856); Franceschi, «De l'utilite des bains russes perfectionnes» (Спб., 1851); Bartels, «Pathologische Untersuchungen» («Greifswald. med. Beitr.», т. 1-2, 1865); «Nouveau dictionnaire demedecine et de chirurgie prat. dirig. par Jaccoud» (т. IV, Париж, 1866): проф. Спасский, «Краткий очерк врачебных отношений бань» («Военно-Мед. журнал», ч. XXVI, №1, 1835 и «Друг Здравия», 1835, №44 – 45);Величковский, «Материал к фармакологии солено-кислого хинина» («Сборник работ, произв. в кабинете общей патологии, общ. терапии и диагностики» (изд. проф. В. А. Манассеина, вып. II, Спб., 1877); Як. Як. Стольников, «К вопросу о влиянии лихорадки на дыхательные мышцы и упругую ткань легких». («Сборник проф В. А. Манассеина», вып. II, 1877); Н. Засецкий, «О влиянии потения на пищеварительную силу желудочного сока, на его кислотность и на кислотность мочи» («Сбор. проф. Манассеина», вып. III, 1877 – 1879); Н. Засецкий, «О влиянии потения на количественное содержание гемоглобина в крови» (Военно-Мед. журн.", 1879); С. Д. Костюрин, «Материалы для учения о русской бане» («Сборн. проф. В. А. Манасеина», вып. III); Kisch, «Bad» («Врач», 1881, № 10); В. И. Чугин, «Заметка о русских банях в санитарном отношении» («Врач», 1880, № 35 – 86); Л. И. Тумас; «О влиянии высокой температуры и потении на выделение лекарства» («Врач», 1880, №14); С. М. Васильев, «Влияние спиртных обтираний на потоотделение» («Врач», 1880., №13); проф. Тарханов, «Определение массы крови на живом человеке» («Врач», 1880, №№ 41, 46, 48 и 50); Н. Златковский, «О влиянии потения и продолжительности молочной диеты на усвояемость азотистых частей коровьего молока кишечником здорового человека» (дисс., Спб., 1881); С. Ю. Фиалковский, «Материалы к вопросу о влиянии бани на здоровый и больной глаз человека» («Врач», 1881, №9); В. Ф. Штром, «О влиянии русской бани на ушных больных» («Врач», 1882, №8); В. В. Годлевский, «Материалы для учения о русской бане» (дисс., Спб., 1883); М. Г. Курлов, «К вопросу о лечении ожирения горячими ваннами и русской паровой баней» («Врач», 1884, №42); Г. О. Шполянский, «К вопросу о продолжительности пребывания пищи в желудке здоровых и больных людей и о влиянии на эту продолжительность искусственно вызванного потения» (дисс., Спб., 1886); В. Колесинский, «К вопросу о влиянии русской бани на отделение молока у кормилиц» (дисс., Спб., 1887); Н. Я. Маковецкий, «К вопросу о влиянии русской бани на азотистый обмен и усвоение жиров и на усвоение азотистых частей пищи у здоровых людей» (дисс., Спб., 1888); В. С. Ируздев, «О влиянии потения на свойства желудочного сока и кислотность мочи» («Врач», 1889, №20); Н. А. Сазонов, «О влиянии русской паровой бани на выделение некоторых лекарственных веществ из организма здоровых и больных людей» (дисс., Спб., 1890); А. А. Фадеев, "К учению о русских банях (дисс., Спб., 1890); С. Груздев, «Минеральный обмен при русской бане» (дисс., Спб., 1890).

Ссылка на страницу: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Теги: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Просмотров: 242 | | Рейтинг: 0.0/0 Символов: 47666

ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам

Всего комментариев: 0
avatar


close