Главная » Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
17:39
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Ракета
Ракета (военная) – изобретена китайцами еще в XI в.; она (прототип современной) состояла из бумажной гильзы, набитой пороховым составом и привязанной к стрелке так, что дно гильзы смотрело в одну сторону с острием стрелы. Зажегши состав, бросали стрелу рукой или луком; пороховые газы, производя давление на дно гильзы, способствовали движению стрелы. Европейскими государствами в значительных размерах Р. стали употребляться в начале текущего столетия. В конце ХVIII века англ. генер. Конгрев, в войне с индейцами, поверил сильное действие Р. на войска и предложил ввести их в Англии. В 1807 г. англичане бомбардировали Р. Копенгаген. Позднее датский капитан Шумахер предложил снабжать Р. разрывным снарядом и для увеличения быстроты полета высверливать в пороховом составе по оси Р. пустоту, отчего возрастало вместе с поверхностью горения и количество образующихся в единицу времени газов. Основная часть каждой Р. есть гильза, набитая ракетным составом; в принятых ныне Р. для правильности полета к гильзе прикрепляют деревянный хвост. По своему назначению Р. бывают: 1) боевые – снабженные в передней части поражающим снарядом, 2) светящие для освещения местности и 3) сигнальные – без снаряда, приготовленные так, что, поднявшись на значительную высоту, лопаются и производят сильный звук. Боевая Р. состоит из гильзы, свернутой из листового железа, скрепленной по шву заклепками и запаянной. Внутренность гильзы плотно набивается ракетным составом (68% по весу селитры, 13% серы и 19% черного угля), отличающимся от пороха увеличенным содержанием угля, с целью уменьшить разрушительное действие газов на стены гильзы и тем устранить разрыв ее; набивка гильзы составом производится малыми порциями под гидравлическим прессом при давлении в 750 атм. по оси состава высверливают цилиндрическую, ракетную пустоту, назначение которой, увеличивая в первый момент поверхность горения состава, – сообщить Р., на счет давления пороховых газов, большую начальную скорость; выше пустоты остается непросверленный – глухой состав. К головной части гильзы прикрепляется штифтами снаряд; при прицельной стрельбе Р. ударяет в цель снарядом с гильзой, при навесной – вследствие продолжительности полета – снаряд отделяется на полете, когда горение состава дойдет до снаряда. Позади снаряда, в слое серы, расположена медная трубка для воспламенения разрывного заряда; слой серы отделяется от состава железным или медным кружком. В задней части гильзы укрепляется железный поддон, имеющий посредине навинтованное гнездо для трубки, в которой укрепляется деревянный хвост, а по окружности – несколько отверстий для зажжения через них состава и выхода пороховых газов. Хвост делается из соснового дерева и укрепляется центрально (у нас) или сбоку гильзы помощью скобы; для облегчения хвоста на нем сделаны три продольных желоба; длина хвоста вдвое превосходит длину гильзы. Боевые Р. получают названия по диаметру гильзы – у нас употребляются 2-х дм. боевые Р., весящие 10 фн. Для спуска боевых Р. служит станок, состоящий из переносного штатива и укрепленной на последнем четырехгранной трубки, в которую вкладывается гильза Р.; для придания углов возвышения имеется площадка для установки квадранта и труба может вращаться на горизонтальной и вертикальной осях, фиксируясь в определенном положении зажимами; вес станка около 20 фн. Употребляются у нас лишь в Туркестане. Досягаемость Р. не превосходит 700 саж.; меткость, вследствие разнообразия горения состава и больших уклонений от ветра, мала; разрушительное действие слабо; достоинство их – малый вес, удобство и простота действия, не многочисленность прислуги, возможность доставки в такие места (горная, партизанские войны), куда доступ для артиллерии невозможен, и сильное моральное действие на необученный скопища азиатской кавалерии. Светящие Р. изготовляются 3-х дм. калибра и отличаются от боевых только устройством головной части, где над глухим составом помещается медный кружок с припаянной к нему медной трубкой, набитой медленно горящим составом и укрепляемой серною обливкой: к переднему концу гильзы прикрепляется жестяной колпак, наполненный звездками – кусками светящего состава (из селитры, серы и антимония) в виде цилиндриков, впрессованных в бумажные гильзы; на концах цилиндриков сделано по углублению, заготовленному пороховою мякотью, в промежутки между звездками пропущен стопин, один конец которого продевается через отверстие в дне жестянки и вставляется в медную трубку, другой же – укладывается поверх звездок. Перед прикреплением крышки (8) колпака пространство, оставшееся над звездками свободным, заполняется войлоком. Р. весит около пуда. Светящая Р., будучи спущена со станка под большим углом, обыкновенно 45°, подымается высоко над местностью и, когда огонь от ракетного состава передастся внутрь жестянки, последняя разрывается – горящие звездки, падая, освещают местность на пространстве 1/2 версты диаметром; наибольшая досягаемость – 500 саж., время освещения одною Р. 1/4 минуты; оно может быть увеличено, по желанию, спуском Р. одной вслед за другой. Светящие Р. приносят значительную пользу в крепостней войне, освещая ночью осадные работы или крепостные верки неприятеля. Сигнальные Р. изготовляют калибром в 1,7 дм., гильза Р., картонная, скатана из бумаги, смазанной клейстером, длиною 10 калибров; набита ракетным составом, одинаковым с составом боевой Р.; в нижней части гильзы образовано нитяной перетяжкой узкое отверстие, в составе высверлена коническая пустота; над глухим составом гильза наполнена зерненным порохом, поверх которого стенки гильзы стянуты вплотную и завязаны; сбоку гильзы прикрепляют шнуром сосновый хвост, связанный по длине из двух половин. Для спуска Р. вешают вертикально, пропустив хвост в кольцо, вбитое в стоящий вертикально шесть длиною 11/2 – 2 саж. Состав зажигают через отверстие гильзы палительной свечой – Р. подымается на высоту около 450 саж. когда огонь дойдет до зерненного пороха, происходит взрыв, сопровождаемый сильным звуком (шлаг); вес Р. ок. 21/2 фн.
А. Як.
Раковина
Раковина (concha) – твердый покров многих животных, выделяемый накожными покровами и представляющийся в значительной мере самостоятельным от этих последних. Р. только прилегает к накожным покровам или срастается с ними лишь на определенных пунктах, напр. в местах прикрепления мышц. Состав Р. весьма различен. У моллюсков она состоит из особого азотистого, подобного хитину, вещества – конхиолина, обыкновенно пропитывающегося известью. Р. свойственна некоторым простейшим, главным образом корненожкам и радиоляриям, некоторым червям и весьма типична для большинства моллюсков. Название Р. иногда дают панцирю некоторых низших ракообразных, одевающему с боков тело животного в виде двух створок, но это не совсем верно, так как в данном случае дело идет не о самостоятельном образовании, а о двух складках накожных покровов, в которые иногда заходят и внутренние органы. Иногда же складки эти содержать известковые отложения, как у усоногих ракообразных, что и давало повод относить этих животных к моллюскам. Типичная Р. свойственна, как указано, многим Простейшим. У корненожек она состоит или из вещества, похожего на хитин, иногда пропитанного кремнеземом, или составлена из посторонних песчинок, склеенных выделениями животного, или чаще всего она является известковой. Во всех этих случаях, Р. облекает животное со всех сторон, оставляя ему для сообщения с внешним миром одно или два отверстия или пронизана массой мелких пор. У многих радиолярий скелетные отложения состоят или из особого белкового вещества, или из кремнезема и представляют совокупность простых или разветвленных игл. Иногда эти скелетные отложения являются в виде решетчатой скорлупки, в которой и помещается тело животного. Такие отложения тоже заслуживают название Р. Форма Р. корненожек и радиолярий весьма разнообразна, а у первых иногда поразительно напоминает Р. моллюсков, именно головоногих, куда прежде и относили некоторых корненожек. У червей, название Р. заслуживают известковые или похожие по составу на хитин трубки, в которых живут некоторые кольчатые черви. Трубки эти прикреплены одним концом к подводным предметам, а другой – имеют открытым и чрез него то и выставляется голова червя с ее придатками. Двустворчатую раковину между червями имеют лишь Braehiopoda или плеченогие, при чем створки эти соответствуют брюшной и спинной стороне тела, а не правой и левой, как у моллюсков. Эта Р. тоже обыкновенно пропитана известью или реже остается хитиновой. У колониальных червей – мшанок, наиболее близких к плеченогим, некоторые своеобразно устроенные особи тоже имеют двустворчатую Р. (так наз. авикуларии), составленную из брюшной и спинной створки. У моллюсков Р. бывает построена по различному типу: или она является двустворчатой, составленной из двух частей, одевающих животное с боков, или в виде ряда отдельных известковых пластинок, лежащих на спине, или, наконец, может быть сведена к форме конуса, весьма часто спирально завитого. В виде изогнутого удлиненного конуса, открытого на обоих концах, Р. свойственна лопатоногим; такую же, по только в виде короткого с широким основанием конуса, имеют Р. и некоторые брюхоногие (Fissurella), но у большинства последних конус этот наверху заканчивается слепо и образует ряд спиральных оборотов. Р. при этом может покрывать только спину или даже часть спины животного, или же более или менее значительная часть органов животного втягивается в Р., принимая тоже спиральное расположение. Самая форма Р. весьма разнообразна. Иногда животное, по мере роста, образует новый слой Р. на ее отверстом краю, а более вершинный части Р. становятся необитаемыми и последовательно отделяются перегородками от обитаемой или жилой части. Такая Р., составленная из ряда камер, свойственна некоторым головоногим . Та часть поверхности тела моллюска, которая выделяет Р., называется мантией. В некоторых случаях края этой мантии заворачиваются поверх Р., закрываются и иногда совершенно срастаются над ней, так что Р. оказывается лежащей во внутреннем мешке. Такая Р. назыв. внутренней и свойственна некоторым головоногим и брюхоногим (Аriоn и др.). Она обыкновенно является упрощенной, иногда в виде тоненькой пластинки, часто совершенно лишенной извести. Наконец, многие моллюски имеют весьма слабо развитую Р., но зато кругом их тела выделяются известковые трубки, как у червей (напр. у древоточица или Teredo, Aspergillum). Кроме того иногда встречаются и другие, напоминающие Р. образования, но иного происхождения. Так, напр., самка Argonauta образует поверхностью расширенных щупальцевидных придатков (так наз. рук) известковую Р., но очевидно с настоящей Р. моллюсков, выделяемой мантией, ничего общего не имеющей. У одного представителя туникат, именно у Chevreulius, мантия, состоящая, как и у других асцидий, из сходного с клетчаткой туницива, состоит из двух створок: верхней и нижней, напоминая Р. плеченогих, но конечно это сходство чисто внешнее. Ср. Lang, «Lebrbuch der vergleich. Anatomie» (1888).
В. Шимкевич.
Рамадан
Рамадан (араб.) или Рамазан (турецк.) – девятый месяц магометанского лунного года; весь этот месяц магометане проводят в строжайшем посте (орудж), вследствие чего в народе слово Р. употребляется часто и в смысле мусульманского поста. Начиная с того момента, когда становится возможными отличить белую нитку от черной, и до захода солнца воспрещено мусульманам есть, пить и иметь сношения с женой. Коран воспрещает даже ставить в это время клизмы, купаться, вдыхать благовонный запах, проглатывать слюну, целовать женщину; кто принимает лекарство, должен для очищения накормить бедняка, а по выздоровлении должен наверстать пропущенное. Во время Р. приостанавливаются всякие торговые сношения и даже государственная деятельность; самые важные дипломатические дела откладываются до следующего месяца. От соблюдения поста освобождаются лишь роженицы и лица, находящиеся в походе или в путешествии.
Рамануджа
Рамануджа (Ramanuja) – индийский религиозный реформатор XII века, основатель вишнуитской секты рамануджей. Как философ, Р. ратовал против учения Шанкары о так называемом advaita («не дуализм»), т. е. единстве души и тела. Этому учению он противопоставил систему вишиштадваита, т. е. раздельной и конечной реальности индивидуальных существ. Advaita он допускал только в верховном божестве Вишну. Р. отвергал и учение о великой иллюзии Майя. Ему принадлежит комментарий к Ведантасутрам и краткое изложение Веданты («Vedantatattvasara», изд. в Калькутте 1878 г.). Последователи его – рамануджи, как и более поздний отпрыск этой секты – рамананди, делают особым предметом культа героя Раму и его жену Ситу.
Рамаяна
Рамаяна (санскр. Ramayana) – вторая по величине из двух знаменитых древнеиндийских эпических поэм, воспевающая подвиги любимого героя индусов Рамы. Сочинение ее приписывается легендарному мудрецу Вальмики (Valmlki), имя которого упоминается еще в ведийской литературе, как одного из учителей Тайттирия – Пратишакхья. В противоположность Махабхарате, к которой прилагаются эпитеты итихаса (легенда, сага) и пурана (былина), Р. относится к кавья, т. е. к искусственным поэмам. Обыкновенно предполагается, что сюжет Р. имеет характер аллегорический и изображает, под видом подвигов Рамы, распространение арийской цивилизации на юг Индии до острова Цейлона; но нет ничего невероятного, что в основу этой аллегорической легенды положен был какой-то древний миф. А. Вебер («Ueb. das Ramayааn» в «Ahhdl. d. Berl. Akad.», 1870) высказал мнение, что сюжет Р. изображает борьбу между буддистами и брахманами, что вся поэма носит ясные следы знакомства ее автора с гомеровскими поэмами (похищение Ситы = похищение Елены и т. д.), и что современная редакция ее возникла не раньше III в. до Р. Хр. Взгляд этот, однако, не нашел почти ни в ком сочувствия (ср. возражение Kastinalh Trimbak Telaug'a: «Was tbe R. copied from Homer», 1873). Лассен основательно указывал еще в своей «Indische Alterthumskunde» (2 изд. т. II, 503) на целый ряд черт; свидетельствующих, что основа Р. никак не моложе Махабхараты. В пользу этого предположения говорит отсутствие в Р. указаний на существование буддизма, имеющихся уже в Махабхарате, география арийского расселения, более ограниченного в Р., чем в Махабхарате и др. К подобному же заключению приходит Якоба («Das R. Geschichte und Inhalt uebst Konkordanz der gedrucklen Rezensionen», Бонн, 1893). По его мнению древний оригинал Р. (впоследствии переработанный неоднократно) возник в восточном Индостане, до V в. до Р. Хр.. может быть в VI и даже в VIII веке, когда Махабхарата только еще слагалась. Это ясно из того, что последний эпос иногда пользуется материалом Р. Стиль и размер, свойственный обоим эпосам, был пущен в ход автором Р. и сделался общеупотребительным. Греческого или буддийского влияния в Р. незаметно. Судоходство было еще неизвестно ее автору. Язык Р. стал образцом для искусственных поэтов (kavi). Р. дошла до нас в нескольких рецензиях или редакциях, представляющих, в общем, одно и тоже содержание. но нередко отличающихся друг от друга в размещении материала и выборе выражений. Первоначально она вероятно передавалась изустно и записана была лишь впоследствии, может быть независимо, в разных местах. Обыкновенно принимали существование трех рецензий северной, бенгальской и западной, но число их больше, и дошедшие до нас рукописи Р. представляют часто сильные уклонения друг от друга. Бенгальская рецензия содержит 24000 шлок (в Махабхарате – более 100000) и делится на семь книг, из которых последняя – позднейшая прибавка. Кроме Р. Вальмики, есть еще другая поэма с тем же сюжетом, сравнительно нового происхождения и меньшей величины – Адхьятма P. (Adhyatma-R.), приписываемая Вьясе, но составляющая, в сущности, часть Брахманда-пураны. Р. изображается здесь скорее богом, чем человеком. Об уважении, которым пользовалась Р. у индусов, свидетельствуют слова самого составителя или автора Р. во введении к поэме: «кто читает и повторяет эту Р., дающую святую жизнь, свободен от всяческих грехов и со всем своим потомством вознесется на самое высокое небо». Брахме во второй книге Р. вложены в уста следующие слова: «пока горы и реки будут существовать на земной поверхности, до тех пор и история Р. будет обходить свет».
Литература. Издания: неполное, с английск. переводом, остановившееся на второй книге (бенгальская рец.), Carey и Marshman (Серампур, 1806 – 1810); такое же изд. А. В. ф.-Шлегеля, с лат. перевод, (скверная рецензия, Бонн, 1846). Полные издания туземные: в Бомбее (1859, 1884, 1888 и 1889) и в Калькутте (1859 – 60). Бенгальскую рецензию изд. Gorresio, с итал. перев. (II., 1843 – 58 и 1870). Переводы всей поэмы: франц. Нiрр. Fauch (Пар., 1854 – 58, с итал. перев. Горрезио), англ. стихотворный Griffith (Бомб. издание, 1859 г., Лондон-Бенарес, 1870 – 89), английский прозаический – Dutt (Кальк., 1891 – 94). Издания и переводы отрывков: изд. 1 кн. Петерсона (Бомбей, 1879); эпизод «Смерть Яджнядатты» изд. Loiseleur-Deslongchamps («Yadjnadattabadha», II, 1829); тот же эпизод изд. A. L. Chezy, с лат. пер. Бюрнуфа (II, 1826); лат. стих. и фр., с текстом, Dumast («Fleurs de l'inde etc.», Нанси, 1867); эпизод «Sampali e Anumante», итал. перев. Flechia (Турин, 1852); фр. перев. 1-й кн. Parisot (II., 1853); нем. перевод Менрада (т. 1, Мюнхен, 1897); франц. перев. Rosny «L'exil du Rama» (П., 1893) и т. д. Сокращ. изложение поэмы – Wheeler, «History of India» (т. II, Л., 1869). По-русски: отрывок «Сватовство Рамы» и краткий пересказ поэмы в «Очерк важнейш. памятн. санскр. литературы» И. П. Минаева (Корш, «Всеобщ. ист. литер.», вып. 1, СПб., 1880). Монографии: Williams, «Indian Epic Poetry» (Л., 1863); Schoebel, «Le R. an point de vue religieux, philosophique et moral» (П., 1888); Baumgartner, «Das R. und die Rama-Litteratur d. Inder» (Фрейб. в Брейзгау, 1894), Grierson, «liid. Epic Poetry» («Indian Antiquary» 1894, т. XXIII); Jacobi, «War das Epos und die profane Litteratur Indiens ursprunglich in Prakrit abgefasst» («Zeitsch. d. Deutsch. Morgenland. Gesellsch.», 1894, т. 48); Pargiter, «The geography of Rama'sexile»(«Journ. of. Roy. Asiat. Society», anp., 1894) и т. д. О языке Р.: Bohtlingk, «Веmerkenswerthes aus R.» («Berichte ub. d. Verhandlungen d. Kgl. sachs. Gesellsch. d. Wiss. zu Leipzig», 1887); Greaves, «Grammatical notes on the R.» (Бенарес, 1895).
С. Б – ч.
Рамзай
Рамзай (Вильям Ramsay) – химик. Род. в 1852 г. Отец его был инженером в Глазго, а дед имел фабрику для производства уксусной кислоты. Первоначальное образование Р. получил в глазговской школе (академия) и затем с 1868 до 1871 г. слушал лекции в глазговском унив., а с 1871 до 1872 г. состоял студентом тюбингенского унив., где и получил в 1872 г. степень д-ра философии; в 1872 – 74 гг. был ассистентом в андерсоновском колледже в Глазго, а затем с 1874 – 80 гг. ассистентом в университете. Кафедру профессора получил сначала в Бристоле в 1880 г., где и состоял до 1887 г., после чего получил кафедру в Лондоне, где профессорствует и поныне.
Главнейшие работы Р., если не считать первоначальный из области органической химия (об ортотоллуиловой кислоте, пиколин и его производные), следует отнести к физической химии. Таковы исследования удельных объемов, исследование диссоциации различного рода веществ, изучение расширения метилового, этилового и других спиртов (работа сделана совместно с Сиднеем Юнгом). Самой замечательной из работ в этом направлении является открытие метода определения молекулярного веса жидкостей. Исследование это, произведенное вместе с Чайлдсом («Zeitschr. phys. Chem.», 12, 433), в 1893 г., представляет событие в области физической химии. Если поверхностное натяжение жидкости g (определяется по величине поднятия жидкости в капиллярной трубке), M – молекулярный вес жидкости, v – удельный объем, t – температура опыта, то между этими величинами существует соотношение g·(Mv)2/3=kt, где k – некоторая постоянная величина, оказывающаяся для различных веществ равной 2; таковы: хлористый углерод, бензол, хлоробензол. Величина k принимается одинаковою для всех веществ, частицы которых Р. считает обладающими простым молекулярным составом – «неассоциирующими» веществами. Если теперь для другого какого-нибудь вещества k получает новое значение, то по равенству 2/k=х2/3 где х есть степень сложности частиц, возможно определить сложность молекулы. Таким образом, напр., метиловый спирт обладает уплотненной частицей, состоящей из 3 молекул, равно как спирты этиловый, пропиловый и изопропиловый. Высшие спирты построены из двумолекулярных частиц, муравейная кислота, вероятно, построена из частиц, составленных из 4 молекул и т. д.; вода также принадлежит к ассоциирующим телам, формулы ее надо писать (Н2О)4. Довольно много толков вызывало в последнее время открытие Р. (совместно с Ралеем) аргона в атмосферном воздухе. («Chem. News», II, 1895 и сл.). При сравнении этими учеными азота, полученного из воздуха и выделенного химическим путем, было обнаружено, что азот, приготовленный из химических соединений, весит на 1/2% меньше атмосферного азота. Этот факт, в связи с другими соображениями, заставил признать, что в воздухе, лишенном кислорода, углекислоты и влажности, находится, кроме азота, еще одна составная часть; последняя и была названа аргоном. Как показали новейшие исследования, аргон обладает плотностью около 19,5, отличается крайней неактивностью: неизвестно ни одного соединения, которое бы он образовал; в атмосфере находится аргона в количестве до 1% и с уверенностью пока еще нельзя сказать, представляет ли аргон однородное вещество или смесь нескольких газов; последние исследования в этом направления заставляют предполагать далее, что аргон есть смесь нескольких газов (несомненно есть примесь еще элемента гелия). Лондонское королевское общество присудило Р. медаль Дави. В. К.
Рамо
Рамо (Jean-Philippo Rameau) – знаменитый французский композитор и теоретик (1683 – 1764). Еще будучи органистом в Клермоне, написал трактат о гармонии, вышедший в Париже в 1721 г., а также несколько мотетов, кантат, пьес для клавесина. Переехав в Париж, Р. издал «Nouvean systeme de musique theorique» (1726) и «Dissertation sur les differentes methodes d'accompagnement pour ie clavecin et pour l'orgue» (1732). В своих теоретических сочинениях Р. установил закон терцеобразного сложения аккордов и вывел из основных, терцеобразно составленных созвучий их обращение. Видными последователями теорий Р. были: д'Аламбер (1717 – 1783), Марпург (1718 – 1795, «Handbuch beim Generalbass und der Komposition») и Кирнбергер (1721 – 1783, «Die Kunst des reinen Satzes in der Musik»). Первая опера Р., «Самсон», музыка которой впоследствии была переделана для его же «Зороастра», была написана, когда ему было 50 лет; затем он написал еще 22 оперы и множество мелких музыкальных сочинений. Из опер Р. особенно выдается его «Castor et Pollux», заключающая в себе много прекрасных страниц и долго державшаяся в репертуаре наравне с операми Глюка. См. Maret, «Eloge historique de R.» (П., 1766); Farrenc, «Notice biographique de Jean-Philippe R.»; Da Charger, «Reflexion sur divers ouvrages de R.» (Ренн, 1760). Н. С.
Рампа
Рампа – в театрах ряд ламп в уровень с полом, перед авансценой, для освещения последней.
Рамсес
Рамсес (Paмeccy = «Pa родил его») – имя многих фараонов XIX и ХХ дин., происходивших, вероятно, от Р., губернатора Фив в конце XVIII дин., строившего себе гробницу в Телль-эль-Амарне. Р. I, основатель XIX дин., царствовал в половине XIV в. до Р. Хр. Он еще при Горемгебе занимал высшие должности и породнился с царским домом, женив сына на царевне. Он воевал в Нубии, выстроил в Карнаке входной пилон в ипостильную залу, сделал еще при жизни соправителем своего сына Сети I. Р. II Мериамон (царствовал 67 л., в конце XIV в. и нач. XIII), внук предыдущего. С 10-лет был соправителем отца, участвуя и в военных делах; был наместником Эфиопии. где ему приходилось бороться с набегами туземцев. После вступления на престол продолжал традиционные войны с хеттами, которые вел упорно, с переменным счастьем. В 5-й год войны едва не попал, у г. Кадеша, в засаду к многочисленному неприятелю, на службе которого состояло множество азиатских народов. В происшедшей затем битве царь, по описанию официальной хроники и придворных поэтов, показал чудеса личной храбрости, решившей дело в его пользу. Эта победа увековечена на стенах храмов в Абусимбеле, Луксоре и Дерре в воспета каким-то придворным поэтом в так наз. эпосе Пентаура. Война кончилась только в 21-ый год царствования Р., когда был заключен вечный мир и дружба между двумя государствами. Договор был начертан на серебряных досках, а копия с него помещена на южн. стене карнакского ипостиля; Р. даже женился на дочери царя Хетасира, который затем посетил Египет. Постройками тщеславного и расточительного Р. полны Египет и Нубия. В виду продолжительных войн с Азией, Р. имел резиденцию большею частью на С, в Тунисе; здесь он выстроил себе столицу, красота и роскошь которой также бывали предметом восхвалений придворных поэтов, придумавших для ней особое имя: «Аанахту=Великая силой». Р. II был одним из наиболее популярных царей в Египте; народ называл его уменьшительным именем Сетсу-ра, переделанным греками в Сесостриса: о нем рассказывали легенды, делали его завоевателем полусвета, возводили к нему многие египетские учреждения – словом, он стал олицетворением египетского могущества. Лучшие статуи Р. II – в туринском и берлинском музеях. Р. III – знаменитый фараон XX дин., главным источником истории которого служит оставленное им завещание (так наз. papyrus Harris I в брит. музее, самый длинный из известных папирусов). Кроме того много надписей и изображений повествуют об его подвигах на стенах воздвигнутых им в Фивах сооружений, известных теперь под именем Мединет-Абу. Слог надписей торжественный, витиеватый и мало понятный: ему соответствует в стиль изображений, нагромождающих фигуры и доводящих движение до карикатурности. Р. III пришлось царствовать вскоре после смутного, переходного времени; он был преемником водворившего порядок Сетнахта. Ему пришлось вести много войн в течение 11 первых лет его 32-летннго царствования. Он воевал с амореями, идумеями, ливийцами и морскими разбойниками. Ливийцы два раза повторили при нем попытку водвориться в Египте, как и при Меренпта, но были отбиты. Филистимляне были отбиты на суше у финикийской границы и поражены в большом морском сражении. В числе их союзников упоминаются данона – может быть данайцы. Другие памятники, сохранившиеся от времени Р. III, рассказывают (туринский юридич. папирус) о придворном заговоре, составленном против него, а также (два других туринск. папир.). о возмущениях рабочих в феиванском некрополе. Р. III был одним из последних великих фараонов. Сохранилась память о несметных его богатствах, благодаря роскошным сооружениям его и огромным вкладам в египетские храмы. Греки, на основании местных легенд, рассказывали о нем, называя его Рампсинитом, разные анекдоты. Саркофаги Р. III находятся в Кембридже и Лувре. Р. IV, сын и преемник предыдущего, царствовал недолго: от него сохранились надписи, большею частью религиозного содержания, да упоминание о какой-то грандиозной экспедиции в Гаммамат, при которой погибло 8364 человека. – Еще менее известно о следующих царях этого имени, до XII-го включительно. Египет шел быстрыми шагами по пути упадка. Была потеряна Сирия; усиливались внутренние неурядицы и влияние жрецов, которые, наконец, свергли с трона Рамессидов и сами завладели им.
Б. Т.
Раны
Раны (vilnera) – всякое повреждение, связанное с нарушением целости общих покровов или слизист. оболочек, чем оно отличается от ссадим (экскориаций), при которых толща покровов не разъединена. Р. характеризуется зиянием наружных покровов, кровотечением и болью. По происхождению, различают Р. порезанные, рубленые, колотые, рваные и ушибленные. Первые производится острыми режущими инструментами, действующими продольными движениями и давлением. Чем тупее режущий инструмент, тем Р. более приближается к рваной. Порубленные Р. отличаются глубиной, повреждением многих слоев, даже подлежащих костей. Нередко они проникают в полости и суставы. При колотых Р. края мало зияют, благодаря незначительному диаметру орудий, но часто они очень глубоки, имея вид глубоких и длинных каналов. па пути которых повреждены важные сосуды, нервы, вскрыты полости и т. под. Рваные Р. отличаются в большинстве случаев неправильными краями, что зависит от условий происхождения их: чрезмерное напряжение кожи – до нарушения ее целости. Наиболее типичным примером их служат повреждения от машин. Нередки случаи, что последние отрывали всю кожу руки, предплечья или ноги на подобие вывернутой перчатки. Другой частый способ образования их – так паз. царапины, производимые когтями животных. Рваные Р. очень опасны, особенно самая тяжелая форма их при полном отрыве целых конечностей, что может произойти лишь при действии очень большой силы. Особенность их – незначительное кровотечение, особенно при отрывании конечностей, что обусловливается разрывом передней и внутренней оболочек артерий и заворачиванием их внутрь, так что просвет сосудов закрывается. Ушибленные Р., также с неправильными краями, всего чаще происходят вследствие разможжения или раздавливания кожи, при надавливании тупой силы на нее. При покусах Р. характеризуются ушибленными краями. Ушибленные или ушибленно-рваные Р. являются при попадании части тела под колесо вагона и т. под. Особую группу составляют огнестрельные Р., которые, в свою очередь, бывают: пулевые Р. из слабострельных ружей, пистолетов, охотничьих ружей, а также в нарезных военных, но стреляющих из далекого расстояния, характеризуются входным отверстием больше выходного, края его ушиблены, оно несколько углублено и слегка окрашено в черный цвет от пороховой сажи и поверхностного ожога. Выходное отверстие представляется рваным. так как упругость кожи препятствует движущей пуле выпячивать кожу в виде мешка. Края раны обыкновенно выворочены наружу. Встречая на своем пути в теле разнородные ткани, оказывающие различное препятствие проникающей пуле, она придает каналу огнестрельной Р. различную форму. Так, напр., в фасциях образуются только щели, из мышечной ткани выбиваются цилиндры. Точно также пробиваются губчатые кости, твердые же – в большинстве случаев раздробляются, образуя переломы. Пули на излете часто уже не имеют силы вторично пробить кожи. не образуют выходного отверстия, а застревают в Р., вовлекая в нее иногда части одежды. На своем пути такая пуля уже не в силах пробить не только кости, но даже мышцы; встретив препятствие, пуля уклоняется от первоначального направления, образуя так наз. огибающие или опоясывающие раны. Громадные повреждения дают современные военные дальнобойные ружья. Входные отверстия при них незначительны, но выходные громадны, доходя до 12 в более стм. в диаметре, с порванными, истерзанными краями. Конечности от огромной быстроты полета пули представляются чрезвычайно раздробленными. В полостях тела такие Р. почти всегда смертельны. Другой вид огнестрельных Р. – осколками гранат, шрапнелями, дробью на больших расстояниях и от рикошетных выстрелов представляет в большинстве случаев неправильные, порванные входные отверстия, при отсутствии выходных. Как бы Р. не была мала, она требует самого серьезного внимания, ухода и лечения, в виду легкой возможности осложнений различными раневыми болезнями. На обнаженную поверхность легко попадают болезнетворные микроорганизмы, которые могут проникнуть в организм. В виду этого первым условием при лечении Р. является строжайшее безгнилостное содержание их. Всякая Р. должна быть тщательно очищена всевозможными антисептическими и дезинфекционными средствами, если загрязнена. При искусственных Р., напр., при операциях, требуется строжайшее содержание в тщательной чистоте как самой P., так и всего приходящего с нею в соприкосновение. 2-ое важное условие для правильного течения – покой Р. Само заживление ее может происходить 3-мя путями: так наз. первым; оно натяжением, возможно лишь в случае непосредственного соприкосновения гладких, ровных и острых краев, что мыслимо при порезанных и колотых Р. При этом края их склеиваются, покрываются тоненьким струпиком, по отпадении которого, остается узенький розовато-красный рубец. Другой способ заживления – путем нагноения – происходит, если зияющая Р. предоставлена самой себе или подвергнута неправильному лечению. С поверхности Р. выделяется обильный гной, затем появляются грануляция по всему дну; они быстро выполняют всю Р., а иногда подымаются даже выше уровня окружающей кожи; затем с краев её образуется рубцовая ткань, все более и более распространяющаяся к центру Р. Рубец все сильнее и сильнее стягивается в середине и так как он в дальнейшем представляет плотную соединительную ткань, лишенную сосудов, сальных, потовых и волосяных железок, то остается навсегда в виде белого, глянцевитого пятна. Наконец, Р. заживают еще под струпом, вслед за выпадением которого замечается уже развившийся рубец. Г. М. Г.
Рана
Рана (юрид.) – наружный, проникающий вглубь разрыв тела, сопровождающийся наружным кровоизлиянием. Под Р. в юридическом смысле не понимаются внутренние разрывы тканей тела, напр. кровоподтеки; равным образом с Р. не следует смешивать накожные боевые знаки (царапины, опухоли, синяки), непроникающие в глубь тела под толщу кожи. Сенат, однако, причисляет к ранам причинение побоев, оставлявших на теле следы и знаки (реш. угол. кас. дпт. 1871, № 641). С другой стороны Р., лишающая какого-либо телесного органа или приводящая его в бездействие, считается увечьем. Каким орудием нанесена Р. – это безразлично (conira-Снегирев). Германское уложение отказалось от различения Р. от увечий и говорит о телесных повреждениях вообще. Французское законодательство различает Р. тяжкие, которыми причинена неспособность к работе в течение более 20 дней, и легкие – причинившие неспособность к работе в течение менее 20 дней; первые наказываются как преступления, вторые – как проступки. По нашему уложению также различаются Р. тяжелые и легкие, при чем закон не дает определения тех в других; поэтому, сенат признал (реш. угол. кас. дпт. 1866, № 91), что вопрос о свойстве Р. является вопросом факта и подлежит разрешению присяжных заседателей. Так как наше уложение разделяет все телесные повреждения по их последствиям на три группы – смертельные, неизлечимые и излечимые, то к числу тяжелых Р. следует отнести такие, который, каждая в отдельности, причиняют неизлечимое повреждение в здоровье потерпевшего, продолжительную болезнь раненого или неспособность его к работе. К числу легких ран, наоборот, относятся P., не подвергающие жизнь получившего их опасности и не грозящие ему ни увечьем, ни важным расстройством здоровья. За нанесение Р. с обдуманным заранее намерением виновные подвергаются ссылке в Сибирь на поселение или отдаче в исправительные арестантские отделения (от 11/2 г. до 3 л.) – если причинены тяжелые Р., или же отдаче в испр. арест. отдел. (от 1 до 11/2 г.) или заключение в тюрьме (от 8 м. до 1 г. 4 м.) если причинены легкие Р.; мера наказания избирается в зависимости от рода Р. и употребленного для нанесения ее орудия, от важности подвергшейся Р. части тела и от большей или меньшей продолжительности болезни раненого или неспособности его к обычным занятиям и работам. За нанесете Р. без обдуманного заранее намерения, в запальчивости и раздражении, но не случайно – наказание понижается до отдачи в исправ. арест. отделения от 1 до 11/2 г. при тяжелых Р. и до заключения в тюрьме от 2 до 4 м. – при легких Р. Еще более понижается наказание в случаях нанесения Р.: 1) в драке или ссоре, без всякого намерения причинить рану; наказание – заключение в тюрьме от 8 м. до 1 г. 4 м., если известно, кем именно нанесены P., в противном случае – заключение в тюрьме от 2 до 8 м. (зачинщики драки и подстрекавшие к ее продолжению) и арест от 7 дней до 3 нед. (прочие участники драки), и 2) при превышении пределов необходимой обороны – заключение в тюрьме от 2 до 4 м., арест от 7 дней до 3 недель или выговор в присутствии суда. Такое же наказание полагается и за неосторожное причинение Р., бывшее последствием какого-либо запрещенного законом нарушения общественного порядка. Если последнее по закону обложено более строгим наказанием, то наказание назначается по совокупности преступлений. Наказание за причинение Р. увеличивается: 1) если от них последовала смерть потерпевшего – ссылка в каторжные работы от 8 до 10 лет, при нанесении Р. с обдуманным заранее намерением, и отдача в исправительный арест. отделения от 3 до 31/2 л., при причинении их в запальчивости и раздражении; 2) если Р. были причинены священнослужителю во время совершения им службы Божией или исправления духовных треб – ссылка в каторжные работы до 6 лет (при отсутствии прямого умысла), до 10 л. (при умышленном нанесении Р.) и до 15 л. (в случае смерти потерпевшего); 3) если Р. нанесены отцу или матери – на три степени, или кому-либо из родственников в восходящей линии и лиц, особо близких к виновному – на две степени выше нормального. Наряду с ранами закон упоминает «иные повреждения», под которыми следует понимать всякие повреждения не составляющие ни увечья, ни Р., ни побоев, ни расстройства здоровья; так напр., сюда подойдут переломы костей и вывихи, не причинившие увечья. Дела о неосторожном нанесении Р., об умышленном и предумышленном нанесении легких Р., а между супругами – и дела о нанесении тяжких Р., если они не имели последствием лишения жизни, рассудка, зрения, слуха, языка или одного из членов тела, начинаются не иначе, как по жалобе потерпевшего и могут быть оканчиваемы примирением. Причинение Р. при эксплуатации железных дорог и пароходных сообщений преследуется всегда в публичном порядке; равным образом преследуется независимо от жалобы потерпевшего причинение военнослужащими легких Р. См. Снегирев, «Учение о не смертельных повреждениях по русским законам» (1869): Остроглазов, «О не смертельных повреждениях» («Архив Судебной Медицины», 1865); Гиммельштирн, «Исследование телесных повреждений» («Архив Судебной Медицины», 1876); Гвоздев, «К учению о телесных повреждениях» (1885); фон-Резон, «О телесных повреждениях, преследуемых лишь по жалобе потерпевшего» («Журнал Гражданского и Угол. Права», 1881, № 5): Berner, «Korperverletzung» («Gerichisaal», 1866 – 1867); Geier, в Holtzendort's «Handbuch des Stiafrecht» (11, 517); Thomsen, «Verhaudlungen des XXII deutschen Juristentages».
Рапс
Рапс (Brassica Napus, L. var. oleifera DC.), – важное масляничное растение из сем. крестоцветных (Cruciferae). Существуют две разновидности Р.: яровой Р. (annua Doll.) и озимый (hyemalis Doll.). Р. однолетнее или двулетнее (озимый Р.) растение с тонким корнем, с прямым, вверху ветвистым стеблем и с сероземными листьями; нижние листья лировидные, черешковые, верхние листья продолговатые, цельно-крайние с расширенным сердцевидным основанием, полуобхватывающим стебель. Цветки золотисто-желтые, собранные в негустые кисти; распускание цветов идет в восходящей последовательности. Стручок сильно отклонен от стебля, почти горизонтальный. Семена бурые.
С. Р.
Рапсодия
Рапсодия – род музыкальной фантазии, не связанной определенною формой. Р. пишется преимущественно в национальном духе, как бы в подражание народным греческим Р. Наибольшую известность получили венгерские Р. для фортепиано, Листа. В последнее время писались Р. для оркестра норвежскими композиторами, а также французом Лало. И. С.
Рапсоды
Рапсоды (raywdoi) – исполнители и может быть творцы древнегреческих эпических песен. Вопрос о происхождении рапсодов и их первоначальной деятельности представляется спорным. Древнейшее свидетельство относится к 607 г. до Р. Х., когда сикионский тиран Клисфен, по случаю войны с Аргосом, запретил Р. в Сикионе рецитировать Гомера, так как последний прославил в своих поэмах Аргос и Аргивян. Вероятно Р. существовали и раньше, но с какого времени они ведут свое начало, какова была их деятельность, где именно существовали школы рапсодического искусства – на все эти вопросы можно отвечать лишь догадками, над построением которых много трудилась новейшая филология, начиная с конца прошлого века. Самое слово Р. в догеродотовской литературе не встречается, если не считать одного места у Гезиода (frag. 34), который называет себя и Гомера rayanteV aoishn. Ничто, впрочем, не говорит против древности этого слова, и отсутствие его у Гомера можно объяснить, как это делает Bergk, метрическим свойством формы rayaoidoV, которая не укладывается в гекзаметр.
Попытки уяснить понятие слова этимологическим его анализом не привели к определенным результатам. Одни, исходя из перифразы Пиндара, который определил Гомеридов как raptvn epewn aoidoi, производили слово Р. от глагола raptw (шью) и ydh (песнь) и видели в Р. слагателей («сшивателей») песен, при чем, по мнению Бергка и Вольфа, в понятии «шить» указывается творческая деятельность поэта, искусно слагающего («сшивающего») из слов целую песнь. К. О. Мюллер видел в Р. составителей («сшивателей») непрерывного ряда одинаковых стихов, не разбивающихся на строфы; при таком объяснении Р. – то же, что эпические поэты, так как эпический размер (гексаметр), не допуская деления на строфы, состоял из одинаковых метрических единиц. Представители теории песен (Лахманн и др.) видели в Р. составителей целых поэм из отдельных песен. Другие (Bernhardy, Jd. Meyer) разлагали слово rayjdoV; на rabdoV (трость) и jdh (песнь) и видели в Р. певцов исполнителей, державших в руках, вместо лиры, символ своей деятельности – rabdoV.
Эти Р. исполнители, по мнению Мейера, сменили творцов-аэдов, отметив своею деятельностью вторую стадию развития греч. поэзии, когда музыка отделилась от рецитации и эпос начал декламироваться, причем в первое время рапсодическое искусство не исключало творчества. Третьи (Croisel) считают оба первые толкования неудовлетворительными, отказываясь, за неимением других данных, от объяснения слова. Во всяком случае большинство ученых признает, что Р., современные гомеровским поэмам, не были похожи на позднейших Р., которые в историческую эпоху являлись профессиональными декламаторами и толкователями преимущественно гомеровской поэзии. Общественное положение древних Р. было, повидимому, почетно: хотя они принадлежали к классу демиургов и зарабатывали себе пропитание своим даром песнопения, однако, появление их приветствовалось всеми. Переходя, из города в город, Р. мог прославить дом и род своего гостеприимного хозяина; поэтому на пиру ему отводилось почетное место. В эту эпоху Р. были как бы трубадурами и далеко не были похожи на позднейших Р. жонглеров, которых Сократ (в «Пире» Ксенофонта) называет «глупым народом» (eJnoV hliJiwteron). Подобно древним художникам и литейщикам, Р. составляли особый класс или цех и делились на группы или семьи (школы); члены которых считали свою профессию фамильной, передавая преемственно искусство рецитации и сокровища поэзии. Такую фамилию профессиональных Р. представляли, быть может, xиoccкиe гомериды. которые считались распространителями песен своего великого предка-эпонима. Древнейшими Р. были, по мнению Бергка, Демодок и Фемий, выведенные в Одиссее певцы-кифареды. Они пели эпические произведения под аккомпанемент струнного инструмента, кифары (форминга). Позднее, с развитием музыки, монотонное исполнение эпических мелодий перестало удовлетворять слушателей: музыка перестала служить аккомпанементом, пение заменилось рецитацией, при чем поэт или Р. пользовался струнным инструментом лишь во вступлении (prooimion), как бы для того, чтобы направить свой голос. Позднее, когда музыка совершенно отделилась от рапсодических декламации, Р. вместо лиры держал лавровую трость, как символ дара песнопения (трость – или жезл – была также атрибутом глашатаев – khruceV, которые, подобно певцам, состояли под покровительством Зевса). Р. декламировали преимущественно эпические произведения (хотя упоминаются и Р.-исполнители лирических песен; напр. Клеомен рецитировал в Олимпии KaJasoi Эмпедокла) и были их распространителями, особенно при отсутствии грамотности в народе.
Сферой деятельности их были первоначально палаты знатных богачей героического периода, позднее – общественные празднества, на которых поэтическому состязанию было уделено почетное место, наряду с гимнастическим и конным. Необразованная толпа с интересом слушала песни Гомера; женщинам и мужчинам были одинаковы доступны эти состязания, игравшим роль народной школы в древнюю пору греческой жизни. Историческая заслуга Р. заключалась в том, что они сеяли просвещение в эпоху, когда еще не существовало письменности: благодаря их деятельности гомеровский эпос в течение VIII и VII в. распространился по о-вам Средиземного моря (Иос, Родос, Кипр, Крит), а затем был перенесен на греческий материк и на Запад. Креофилу Самосскому приписывается перенесение гомеровского эпоса в Спарту, Кинэеу Хиосскому – в Сицилию; распространение эпоса в Аттике приписывается Р. смирнской школы. В то же время были учреждены рапсодические состязания в Кипрском Саламине, Спарте, Сикионе, Олимпии, Эпидавре, Афинах (на празднике Панафиней). К началу VI века относится установление особых законов, касавшихся деятельности Р. Путем устной передачи гомеровская поэзия могла утратить свой первоначальный вид (александрийские грамматики всю порчу гомеровского текста приписывали рапсодам); государство озаботилось, поэтому, установлением единой редакции эпических песен. В то же время Солон, по преданию, издал закон, чтобы Р. на состязаниях декламировали в определенном порядке и по установленному тексту (exupobolhV – выражение, составляющее один из спорных пунктов гомеровского вопроса). Это распоряжение было подтверждено Гиппархом, который издал приказ, чтобы рапсоды рецитировали exupolhyewV, т. е. чтобы каждый начинал рецитацию с того места, где остановился предыдущий агонист. Канонический экземпляр, редактированный в VI в., спас поэмы от окончательного искажения. Практика фрагментарной рапсодической декламации разделила Одиссею и Илиаду на отделы или песни, называемые рапсодиями. Позднейшие Р. не пользовались уже тем почетом, как древние. Несмотря на это, рапсодическое искусство не падало; напротив, на сколько можно заключить из платоновского диалога «Ион», оно находило еще много ценителей.
Платон приравнивает рапсодическое вдохновение к поэтическому и в этом видит сущность рапсодического искусства. Из того же диалога мы узнаем, что Р. были толкователями Гомера и преподавателями гомеровской энциклопедии. Рапсодика составляла часть театрального искусства (upokritikh); Р. должен был быть хорошим жестикулятором и драматическим актером. Выступая на сцену, он облекался в цветной пестрый костюм и надевал на голову золотой венок; его декламация напоминала декламацию трагических актеров. Рапсодическое искусство пережило классическую эпоху греческой жизни, и перешло в Александрию. Состязания Р. упоминаются в Орхомене, Феспиях и др. местах еще при императорах.
Литература (кроме общих трудов по истории греч. литературы): Платон, «Ион»; Dressig, «De rhapsodis» (Лпц., 1734); Wolff, «Prolegomena ad Ноmеrum» (1795; 3 изд., 1884, Галле); Nitsch, «Derhapsodis aetatis Atticae» (Киль, 1835); W. Muller, «Homerische Vorschule» (Лпц., 1836); Sengebusch, «Dissertatio Homerica» (Лпц., 1861); Weicker, «Der epische Cyclus» (Бонн, 1865); Ф. Соколов, «Гомеровский вопрос» («Журн. Мин. Нар. Пр.», 1868, № II, стр. 379, 403); Niese, «Die Entwickelung d. Homerischen Poesie» (Берл., 1882); Джебб, «Введение к Илиаде и Одиссее» (СПб., 1892, стр. 84 след.).
Н. Обнорский.
Теги: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Просмотров: 5 | Добавил: creditor | Теги: словарь Брокгауза и Ефрона | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close