Главная » Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
12:52
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Беллини
Беллини (Bellini) – семейство замечательных венецианских живописцев. Старшим представителем этой семьи художников был Джакопо Б., род. В начале ХV стол., около 1464 г., принадлежавший к числу учеников Джентиле да Фабриано. Он жил во Флоренции, Вероне и Венеции. Самым замечательным его произведением считается писанное для веронского собора – Распятие Христа. Его старший сын Джентиле Б. родился в 1427 или 1428 и ум. в 1507. От него также сохранились только немногие картины, замечательные обилием человеческих фигур. Он был не только живописец, но и отличный медальер и в качестве такого отправился в 1479 в Константинополь к Мохаммеду II. Здесь, между прочим, он сделал рисунки для рельефных работ на колонне Феодосия, которые только в этих рисунках и сохранились. Замечательнейшие его картины: в Брере (Милан) «Проповедь св. Марка» и в венецианской академии «Крестное Чудо». В стиле он был свободнее своего отца, но в сущности держался жесткой манеры старинной венецианской живописи, хотя его исторические картины отличаются строгим стилем. – Знаменитее Джентиле был его брат – Джованни Б. (Джанбеллин или Самбеллин), род. в 1426 году, ум. в 1516. Он – глава старинной венецианской школы и наиболее выдающийся представитель того направления, которому эта школа обязана своим значением. Живость в подражании природе, наивная и вместе с тем тонкая характеристика, сила и интенсивность колорита были свойственны ему в высокой степени. У него было очень много учеников, из которых знаменитейшие: Джорджоне и Тициан; Бонифацио Венециано и Себастиaнo дель Пиомбо также многим ему обязаны. Приняв реформы Мантеньи, Б. дал новое направление венецианской живописи. После 1470 г. развернулся гений его великого ученика Тициана, повлиявший на самого учителя. В первое время он часто употреблял золотой фон. Лучшие его произведения находятся в галереях Лувра, венецианской академии, Лондона, Вены, Берлина; кроме того, во многих церквах Венеции,. напр. св. Захария, св. Иоанна и Павла и друг. Дрезденская галерея обладает его прекрасным портретом дожа Леонардо Лоредана, писанным в 1502 году.
Беллона
Беллона (старинная форма – Дуеллона) – у римлян, наравне с древнесабинской Hepиo (или Hepиoне), богиня войны – соответствовала греческой Энио. Одни описывают ее как супругу, другие как дочь Марса. Аппий Клавдий Цекус в 296 г., во время битвы с этрусками, дал обет воздвигнуть ей храм, который в последствии и был построен в Риме на Марсовом поле. В этом храме сенат обыкновенно давал аудиенции. послам чужеземных народов, не имевшим права вступать в самый город, равно как консулам, заявлявшим притязания на триумфальный въезд. Необходимо отличать от этой древней китайской В. азиатскую богиню, статуя которой во времена Суллы была привезена в Рим из Команы в Каппадокии. Жрецы этой богини, Bellonarii, в честь ее наносили себе раны на бедрах, затылке и руках.
Бельэтаж
Бельэтаж (фр.) – лучший этаж, обыкновенно второй, в жилом помещении; в театрах название Б. дается второму ряду лож.
Бем
Бем или Бёме (Иаков Bohme) – нем. мистик, прозванный philosophus teutonicus, род. в 1575 в Альтзейденберге (близ Гёрлица) в семье бедных крестьян и до 10 лет оставался без всякого образования. Обучаясь сапожному мастерству, он во время своих странствий читал, кроме Библии, мистические сочинения Парацельса, в особенности Валентина Вейгеля и др. и познакомился с воззрениями немецких мистиков, враждебных ортодоксальному протестантству того времени. В 1594 он сделался сапожником в Гёрдице и женился. После третьего видения, которое он приписал непосредственному воздействию Божества, Б. написал свое первое сочинение: «Morgenrohte im Aufgaag» (переименованное потом в «Aurora»). Нападки духовенства еще более укрепили в нем сознание своей правоты и снискали ему большую известность, так что чрез 7 лет он издал еще другие сочинения: «Vom dreifachen Leben des Menschen» (1619); «Die drei Prinzipien gettlichen Wesens» (1619); Psychologia vera, od. 40 Fragen и т. д."; «Von wahrer Busse» (1622); «Auch ein Weg zu Cbristo»; «Erklarung der ersten Buches Moses» (1623): «117 Theosophische Fragen» (1624).Чтобы найти себе защиту от новых преследований, он отправился в 1624 в Дрезден, где встретил сочувствие даже при дворе. Четыре доктора богословия, перед которыми он излагал свое учение, заявили, что они его не понимают и потому отказываются его осудить. По возвращении домой он захворал и ум. 24 ноября 1624. Без всяких знаний, кроме знакомства с Библией и сочинениями некоторых мистиков, он собственными силами создал систему, основанную на тесном сочетании натурфилософии с мистикой. За источник своего учения Б. выдает непосредственное Божественное откровение. Вот существенные черты его учения: первоначально Бог был вечный покой, первобытная причина, беспредметная воля, без качеств и желаний, ничто и все, вечно единое, не существо, а первобытное состояние всех существ, само себя не сознававшее. Затем Бог вгляделся в самого себя, сделал себя своим зеркалом, разделился на тройственность воли, которая есть вместе с тем и единство. В тихом божественном созерцании или мудрости, имеющей дело с образами (идеями), пробуждается желание, огонь, через который Бог открывает себя и который вообще есть источник всякой жизни. Этот божественный огонь состоит из двух начал (principia), гнева или мрака и любви или света; гнев или природа укрощается любовью; Бог есть господство любви. Человек первоначально был предназначен властвовать над четырьмя стихиями и, свободный от животных желаний, производить детей одной девственной мудростью. Но он сам низринулся на степень животной жизни. Так как у него явились желания, то Бог подвел ему женщину. Предназначенный питаться словом Божиим, он пожелал вкусить земную пищу. Он поддался искушению и был покорен земным духом. Но Бог послал свое собственное сердце, Сына, чтобы попрать смерть в человеческой душе. Чем Он есть, таким станет каждый, кто уверовал в Него. Предстоящий скорый конец всего сущего явится запечатлением нашего единства в Боге и с Богом.
Самому Б. чужда мысль отделиться от государственной церкви, но это сделали в XVII и XVIII ст. его последователи, бемисты, основавшие секту ангельских братьев. В Англии распространителем его идей был Бромней и основанное Иоанной Лид общество филадельфов. Английский врач Джон Бордейдж снискал себе славу, как толкователь Б. Во Франции его идеи были усвоены известным мистиком Луи Клод С. Мартеном. Метафизические воззрения Б. высоко ценились такими людьми, как Шлегель, Шеллинг и Гегель; последний, между прочим, возводит к нему начало новейшей философии. Изложение теософии Б. с ее метафизической стороны см. у Л. Фейербаха в его: «Истории новой философии» (А., 1833). Полное собрание сочинений Б. издано Гихтелем (10 т., 1682), Гмозингом (1715), Иберфельдтом (1730) и Шиблером (Лейпщ., 1831 – 47), также Вуллен, «Bluten aus Jaк. В-s Mystik» (Штутг., 1838); Hamberger, «Die Lehre des J. B. in systematischem Auszug» (Мюнх., 1844); Мориц Kappiepb, «Philosoph. Weltanschaung der Reformationszeit» (Штутггарт, 1847); Фехнер, «J. В.» (Берлин, 1858); Peip, «J. В., Der deutsche Philosoph» (Лейпциг, 1860); Martensen, «J. B. Teosophische Studien» (Лейпциг, 1882).
В России идеи Б. проникли в конце XVII века, когда в Москву приехал последователь Б. Кульман, сожженный там по проискам лютеранского духовенства. Несомненно, что под влиянием этого именно Кульмана появились в конце XVII в. славяно-pyccкие переводы сочинений Б., которые нашли такое сочувствие у наших предков, что в заглавии их было надписано: «иже во святых отца нашего Иакова Бемена». Причина столь сильного влияния Б. на русских и сближения сочинений его с творениями св. Отцов заключалась без сомнения в том, что помимо догматических положений, сбивчивых и чуждых православному мировоззрению ), у Б. встречается очень много молитв, которые сильнее всего могут действовать на дух неофитов. Сохранилось известие, что рукописные переводы конца XVII стол. содержали в себе именно молитвы, извлеченные из сочинений Б., и что некоторые из этих молитв впоследствии были тайно напечатаны Н. И. Новиковым для практического употребления в мистических обществах. В новиковскую именно эпоху, во время процветания мистических обществ, т. е. во второй половине XVIII стол. и особенно в 80-х годах, сочинения Б. пользовались у нас огромной популярностью, многими были переводимы на русский язык, еще более списываемы и переписываемы. Знаменитый моек. профессор И. Г. Шварц, имевший столь сильное влияние на даровитейших людей того времени, положил идеи Б. в основу своих лекций, читанных им на дому, и эти же идеи проводил он и в своей общественной деятельности. Другим влиятельным распространителем идей Б. был С. И. Гамалей правитель канцелярии моск. главнокомандующего. Из «Писем С. И. Гамалеи» (2 изд. 3 ч., М., 1836 – 39), которые он по разным случаям писал к многочисленным друзьям и почитателям своим, и которые пользовались таким уважением, что их называли «пастырскими посланиями», можно заключить, что он перевел почти все сочинения Б., но переводы эти оставались в рукописях. Не меньшим уважением пользовался Б. в у наших мистиков начала нынешнего столетия, которые считали его одним из ангелов, описанных в Апокалипсисе. Но не смотря на влияние и распространенность сочинений Б., в печати их появилось весьма немного. В конце прошлого века была издана «Форма исповедания, взятая из творений Якова Бема, перев. с немец.» (М., без обозначения года), а в начале текущего столетия – «Сhristоsорhiа или Путь ко Христу, в девяти книгах, творение Иакова Бема, прозванного тевтоническим философом»(Спб., 1815). Последняя книга есть ни что иное, как сборник 9 отдельных сочинений Б.. составленный заграницей и переведенный на русск. язык. К русск. переводу приложены 4 символические картины, заимствованный из издания Гихтеля (Амстерд., 1682), и присоединено любопытное предисловие издателя, в котором содержится отчетливо составленная биография Б., хронологической перечень всех его сочинений и сведения о всех переводах его сочинений, сделанных до того времени на разные иностранные языки. Предисловие это подписано буквами У. М.; это – обыкновенный шифр А. Ф. Лабзина, который и был переводчиком этой книги. Кроме того, в различных сборниках философско-мистических сочинений, во множестве издававшихся в конце прошлого и вначале настоящего столетия, можно встретить иногда отдельные сочинения Б., по-видимому из запаса вышеуказанных старинных переводов. Так, в сборнике: «Избранное чтение для любителей истинной философии» (6 ч., Спб., 1819 – 20) во второй книжки помещено соч. Б. «О покаянии». Можно думать, что и в другие подобные сборники вошли некоторые из старых переводов Б., тем более, что и здесь названная статья напечатана без имени автора. Ср. «Рyсские переводы Якова Бема» (Библиографические записки", 1858 г., стр. 129 и ел. ), здесь же описан рукописный сборник афоризмов Б., относящиеся к 1794 г. и озаглавленный: «Серафимский цветник или духовный экстракт из всех писаний Иакова Бема, собранный в весьма полезную ручную книжку, могущую в рассуждении великого таинства в завете соединения души с Богом возжигать сердце и ум к молитве, воздыханию, благоговению и возбуждать к горячности посредством непрестанного воспоминания, поощрения и упражнения в новом рождении».
Бенгальской залив
Бенгальской залив – название северной части Индийского океана, отделяющей Индостан от Индокитая. В нем находятся, особенно близ берегов, много островных групп, но бухт, за исключением устьев реки, он образует мало, вследствие чего имеет и мало хороших гаваней; тем не менее он оживляется деятельным судоходством, потому что на северном его берегу находится всемирный рынок Калькутта. В этой части Индийского океана господствуют правильные ветры, так называемые муссоны, дующие с апреля по октябрь с юго-запада, а в остальные шесть месяцев с северо-востока.
Бенедиктинцы
Бенедиктинцы – название, присвоенное всем монахам, принявшим устав Бенедикта Нурсийского. Благодаря тому, что в этом уставе обращено внимание на свойства более сурового климата западных стран и введено разумное распределение времени, посвященного не только молитве, но и физическому труду, он быстро распространился, так что с половины VI стол. бенедиктинцы сделались самым многочисленным монашеским орденом. Хотя и без твердой связи между отдельными членами и без определенной организации, распространившись во всех западных странах, они имели самое благотворное влияние на обращение в христианство западных наций и на успехи цивилизации между ними, тем более, что еще Кассиодор (538) ввел между бенедиктинцами занятия науками. В своих школах в Сен-Галлен, Фульде, Рейхенау, Корвее, Гиршау, Герсфельде и друг. они сохранили для позднейших времен сокровища классической древности. Возрастающее богатство Б. монастырей в соединении с правилом принимать в орден только дворян и с установившимся еще при Каролингах обычаем раздавать аббатства, как хорошие доходные места, светским лицам вскоре привело орден к глубокому упадку. Для противодействия этому вводились реформы напр. Бенедиктом Анианским, аббатом клюнийским Берно (910), аббатство которого сделалось в XII стол. средоточием конгрегации 2000 французских монастырей, далее, Вильгельмом, аббатом тиршауским (1071) и друг. Но знатные и ученые бенедиктинцы чуждались мечтательного настроения своего времени, а потому для противодействия им возник целый ряд других орденов, как то Camaldoli, Chartreux, Citaux, Vallombrosa, Grammont и друг., которые оставались верны первоначальному уставу Бенедикта. Таким образом, Бенедиктинцы лишились того влиятельного положения, которое они занимали в качестве почти единственного монашеского ордена и вскоре «черные монахи», как называли бенедиктинцев по их черной одежде, до такой степени утратили, благодаря усиливавшейся среди них порче нравов, уважение народа, что их начали ставить ниже всех других орденов, пока в XIII стол. не явились нищенствующие монахи, оттеснившие всех на задний план. Старания пап Климента V и Бенедикта XII возвысить дисциплину и нравственность монашеских орденов посредством введения более строгой организации, не имели большего успеха; равным образом соборы Констанцский и Тридентский в состоянии были только отменить ограничение приема в бенедиктинский орден одними дворянами и постановить соединение всех отдельных монастырей в конгрегации. Подобные соединения возникали отчасти и в прежнее время и существенно содействовали тому, что б. стали возвращаться к более строгой дисциплине и более прилежному занятию науками; таковы, напр., были конгрегация Бурсфельдская, основанная Иоанном Минденским (1425) в северной Германии, конгрегация Монте-Кассино в Италии, Вальядолидская в Испании и др. Во Франции порча нравов между бенедиктинцами проявилась всего сильнее, но в то же время в Париже возникла в 1618 г., под руководством Лоренца Бенарда, конгрегация св. Мавpa (St. Maur), положившая прочное основание ученой славе Б. Мавринцы оказали весьма большие услуги историческим наукам и католической церкви. В XV стол. у Б. было 15000 монастырей; после реформации из них осталось едва 5000; Французская революция и Иосиф II еще более понизили это число, а в настоящее время оно едва ли превышает 500. В Австрии главным местопребыванием Б. служит большое аббатство Мёльк, к которому примыкают монастыри Кремсмюнстерский, Мариацелльский, Шоттенский в Вене и друг. Во многих женских монастырях этого ордена, возникновение которых не восходит ранее VII стол. и в которых дисциплина ослабила еще ранее, чем в мужских, прием ограничивается дворянским сословием и они принадлежат к самым богатым приходам. К числу их относятся преобразованная в конце XVI стол. на более суровых началах Кальварийская женская конгрегация во Франции, утвержденная папой Григорием XV в 1622, и возникшие также во Франции в 1614 и 1676 другие небольшие конгрегации бенедиктинок. Ср. Ziegelbaur, «Historia rei literariae Ordinis S. Benedicti» (4 т., Аугсб., 1754). А. Веселовский, «Старые итальян. монастыри» (Ж. М. Н. Пр., 1876, 1).
Бенедиктинцы и Бенедиктинки в Польше.
Уже в самом начале государственной жизни Польше бенедиктинские монахи приходили туда в качестве миссионеров; так членами этого ордена были: Адальберт или Войтех, брат его Гауденций и др.; первые монастыри, основанные в Польше , принадлежали бенедиктинцам. Относительно числа этих монастырей до 1025 г. существует разногласие: самое распространенное мнение, имеющее некоторое основание в средневековых хрониках и поддерживаемое большинством историков до последнего времени, таково, что уже во времена Болеслава Храброго (992 – 1025) и даже раньше его бенедиктинцы имели монастыри в Тынце и на Лысой Горе. Между тем с полною уверенностью можно сказать только о двух монастырях, что они существовали до 1025 г., а именно: в Медзыржеце и Тржемешне; первый из этих монастырей упоминается Титмаром под 1005 г. После смерти короля Мечислава II (1034 г.) началась реакция среди народа против христианства: тогда все монастыри были разрушены, в особенности в Великой Польше, а монахи перебиты. Только Казимиру I (1041 – 1058) удалось восстановить христианство и основать новые монастыри: в это время между прочим были построены бенедиктинские монастыри в Тынце, Могильне, Лэнчице и Любине; затем в половине XII в. на Лысой Горе (Св. Креста), в Сецехове, Бреславде и Ежове. Второй не разъясненный вопрос заключается в том: откуда пришли бенедиктинские монахи в Польшу? По преданию, первые бенедиктинцы времен Мстислава и и Болеслава Храброго пришли из Монте Кассино. Другие говорят что во времена Казимиpa и монахи пришли из Клюньяка (Клюньи?), но с этим не соглашаются новейшие историки, которые указывают на Жамблю леодйской льецезии (теперешний Льеж) в Бельгии, как на место происхождения польских бенедиктинцев. По всей вероятности уже в XII в. все польские бенедиктинцы признавали главенство тынецкого аббата, который носил название архиаббата, но в скором времени монастыри стали самостоятельно управляться, богатеть и вследствие этого орден стал нравственно падать.
По всей вероятности уже в XIII в. бенедиктинцы перестали даже содержать школы. Бенедиктинские аббатства были в следующих местностях Польше: и в Тынце, от которого зависели монастыри: орловский в Силезии, в Старых Троках в Литве (с 1410) в Костельной Вей в окрестностях Калиша (с 1209) в Унееве (с 1370 г. 1) в Тухове; 2) аббатство Св. Креста на Лысой Горе с монастырями: в Конемлотах, Вонводьнице и Слупе; 3) Сецеховское аббатство с монастырями: в Сецехове, Радоме, Пухачове, Стенжице. 4) аббатство в Могильне (1065 г. ) близ Гнезна 5) Люблинское аббатство с монастырями: в Ежове, Гостыне, Хойнатах и Киссове 6) Плоцкое аббатство (1166 г. ) с монастырями: равским, пржибытовским, замским и лентовским; 7) в Городище близ Пинока (1659 г. ); 8) в Несвиже (1673 г) и 9) в Минске (1700 г. ). Не смотря на то, что в 1709 г. образовалась бенедиктинскопольская конгрегация, соединившая все монастыри в одну организацию, орден не поднялся из своего упадка. В нынешнем столетии Б. монастыри совсем исчезают: так, в 1815 г. Тынецкое аббатство, перешедшее к Австрии, было упразднено, потом были закрыты монастыри: на Лысой Горе и в Сецехове (1819 г. ) и другие; остались бенедиктинцы только в Пултуске, куда они переселились в 1802 г. из Плоцка; до 1830 г. они имели свою школу. Окончательное упразднение пултуского бенед. монастыря последовало в 1864 г. Бенедиктинки до сих пор имеют несколько монастырей, так напр.: в Серпце, Ломже, Минске, и кроме того в Галиции: в Статонтках близ Кракова (с 1240 г. ). В Пржемышле с женской школой и в Пруссии, в Хелмне (с 1274 г.).
Литература: Войтех Плоцкий, «Blagostowienstwo zakonu Sw. Benedykta» (Краков, 1623); Стан. Шигельский, «Aquila polono Benedictina» (Краков, 1663); Вацлав Зиолковский «Regula s. Benedicti» (Вильно, 1792), «Encyclopedia koscielna» (т. II, Варш., 1873); Владислав Абрагам, «Organizacia Kosiola w Polsce» (Львов, 1890).
Бенедиктов
Бенедиктов (Владимир Григорьевич) – русский поэт, род. 5 ноября 1807 г. в Петербурге, воспитывался в Олонецкой гимназии и во 2-м кадетском корпусе в СПб., откуда был выпущен прапорщиком в л.-гв. измайловский полк; с этим полком участвовал в походе 1831 г. против польских мятежников в, по возвращении гвардии в Петербург, оставил военную службу, поступив в министерство финансов. Здесь он и оставался до конца своей службы, занимая в последние ее годы должность члена правления государственного банка. В 1860 г. получил отставку с пенсией и с тех пор жил «на покое» то в Петербурге, то в деревне или заграницей. ум. 14 апреля 1873 г.
На литературное поприще Бенедиктов выступил в 1835 г. небольшой книжкой стихотворений, которая обратила на юного поэта внимание публики и критики. Читатели и рецензенты встретили эту книжку громкими похвалами; она покупалась нарасхват, так что скоро потребовалось новое издание; по рассказу И. И. Панаева, Жуковский отзывался о новом поэте с восторгом; отовсюду слышались самые лестные суждения. Только Белинский (в «Телескопе» 1835 г.) взглянул на произведения Б. с иной точки зрения, и, не преувеличивая ни их достоинств, ни недостатков, показал, что в них виден только талант стихотворца, т. е. уменье ловко владеть размером и рифмой, но почти совсем отсутствует поэтическое дарование.
В 1856 г. вышло в свет полное собрание стихотворений Б., в 3-х томах, а в следующем году, в виде дополнения к этому собранию: «Новые стихотворения». В эпоху Крымской войны Б. выступил в роли патриотического лирика с рядом громких од, в которых слышался запоздалый отголосок державинской музы. В следующую затем эпоху общественного возбуждения, когда в хоре нашей поэзии сильнее других стала звучать «гражданская» нота, Б. также поддался этому новому общественному настроению: оставив прежние лирические излияния, он приглашал читателя на борьбу с общественным злом, хвалил справедливость, бескорыстие, любовь к отечеству и т. д. В 1884 изд. товариществом М. О. Вольф 2-е полное собрание стихотворений Б. Под редакцией и с вступительною статьей Я. И. Полонского.
Бензин
Бензин. – Так назывался в старину представитель ароматических соединений, углеводород бензол; в настоящее же время, как в обыденной жизни, так и в заводской практике, это название придают веществам, зачастую не содержащим и следов бензола, или только минимальные его количества; такого рода вещества получаются при сухой перегонке дегтя различного происхождения и составляют одни из первых (более летучих) порций дестиллята. Каменноугольный деготь дает Б., состоящий, главным образом, из нечистого бензола, тогда как деготь, добываемый из бурых углей, сланцев, богхеда, дает смесь углеводородов, не принадлежащих к ароматическому ряду. Так называемый Benzinum petrolei, получающийся перегонкой нефти, имеет уд. вес 0,68 – 0,70 и кипит при 60° – 80° Ц. Б. применяется в технике при фабрикации парафина, далее, при чистке так назыв. химическим способом ношенных материй. В повседневной жизни он зачастую употребляется для вывода пятен, благодаря своей способности растворять жирные вещества. При употреблении Б. нужно быть особенно осторожным, так как он весьма легко воспламеняется.
Бензол
Бензол или бензин (старинное, ныне оставленное название) – углеводород состава С6Н6, представитель ароматических или бензольных соединений. Вещество это представляет бесцветную, прозрачную, сильно преломляющую свет и легко подвижную жидкость, с характерным ароматическим запахом, уд. веса 0,899 (при 0° Ц. ) и 0,885 (при 15°), кипит при 80°,5 и застывает на холоде в кристаллическую массу, плавящуюся при +6°; легко растворим в эфире, спирте, хлороформе и других обыденных растворителях, за исключением воды; бензол представляет прекрасное растворяющее средство для жиров, смол, масел, асфальта, алкалоидов, серы, фосфора, йода; на воздухе горит светлым, сильно коптящим пламенем и дает весьма легко воспламеняющиеся пары. Б. был открыт в 1825 г. Фарадеем при исследовании газообразных продуктов сухой перегонки жирных масел; Митчерлих получил его при перегонке бензойной кислоты с известью и назвал бензином, а Либих переименовал вещество это в бензол. Синтетически углеводород был получен Вертело в 1870 г. нагреванием ацетилена в трубке над ртутью, при температуре размягчения стекла. Присутствие бензола в каменноугольном дегте доказано А. В. Гофманом в 1845 г., а ученик Гофмана, Мансфильд, в 1848 г., изолировал его из дегтя в значительных количествах и выработал необходимые для этого практическое методы. Выходы бензола зависят не только от состава каменно угольного дегтя, но и от способов обработки его, перегонки и хранения. Из 100 килогр. лондонского дегтя получается 1,1% бензола (50-процентного), а на рейнских заводах добывают до 1% очищенного вещества, идущего на приготовление анилина. У нас очень хороший бензол готовится на заводах товарищества «В. И. Рагозин и К°» из газовой смолы, образующейся при добывании газа для освещения и отопления (исследование П. Голубева). В торговле имеются три сорта бензола: 30, 50 и 90 процентный; при этом необходимо иметь в виду, что бензолом здесь считается все то, что гонится ниже 100°, и что количество его выражается в объемных процентах: из 50 процентного бензола получается половинный объем жидкости, кипящей до 100°. Таким образом продажный бензол не представляет химически чистого соединения, а содержит в виде примеси, главным образом, толуол и ксилол, затем углеводороды жирного ряда, сероуглерод, иофен и др. вещества. Большинство этих примесей удаляется фракционированной перегонкой в особо устроенных сложных аппаратах, обработкой едкой щелочью и концентрированной серной кислотой, кристаллизацией на холоду и отжиманием затвердевшего продукта. Обработанный таким образом бензол представляет уже почти чистый углеводород и идет на приготовление чистого анилина; но в нем все таки еще есть примесь более легких углеводородов (которые остаются неизмененными при нитровании) и тюфен. Этот последний легко открывается при помощи очень чувствительной реакции с раствором изатина в серной кислоте; бензол, содержащий даже следы тиофена, окрашивается упомянутым реактивом в интенсивный голубой цвет. Эта реакция (открытая Байером) и навела Виктора Мейера на мысль искать примесь особого соединении в очищенном бензоле, считавшемся прежде за химически чистое вещество. Тщательным взбалтыванием с крепкой серной кислотою (1/20 по объему) В. Мейеру в 1883 г. удалось извлечь новое соединение: обработав 2000 килогр. бензола, он получил 1944 гр. чистого тиофена, C4H4S. Этот последний кипит при 84°, а потому, понятно, и не может быть выделен из Б. самой тщательной фракционировкой.
Б. идет в громадных количествах на получение нитро и динитро соединений, а также дисульфобензоловой кислоты. Нитробензол С6Н5NO2: получается при действии на бензол смеси азотной и серной кислоты при обыкновенной температуре и представляет желтоватую жидкость, кипящую при 209° (при 745 mm. давл.), удельного веса 1,2; запах его до поразительности схож с запахом масла горьких миндалей или бензольного альдегида, почему нитробензол употребляется в парфюмерии и мыловарении и называется искусственным горькоминдальным маслом (а также мирабановой эссенцией). При действии восстановителей, напр. уксусной кислоты и железных стружек, нитробензол переходит в анилин C6H5NH2, исходный материал для получения анилиновых красок. Динитробензолы С6Н4 (NО2)2 – ортомета пара – образуются одновременно при нагревании бензола со смесью крепкой азотной и серной кислот; главным продуктом здесь является метасоединение. Далее, бензол употребляется для карбурирования светильного газа, т. е. для сообщения яркости газовому пламени, и как превосходный растворитель для жиров, смол, гуттаперчи и каучука. На этом основано употребление его в технике и общежитии для чистки материй. Для домашнего обихода очень удобна смесь 25 ч. бензола с 5 ч. эфира и 5 ч. абсолютного спирта. Английская жидкость, уничтожающая также кислотные пятна, состоит из 100 ч. бензола, 100 ч. 95процентного спирта и 35 ч. аммиака (0,875 уд. веса). В медицине бензол дается против чесотки и паразитов; пары его, вдохнутые в большом количестве, действуют анестезирующим образом.
Относительно химических свойств бензола необходимо заметить, что он сильно сопротивляется действию как окислителей, так и восстановляющих веществ. Галоиды, в зависимости от условий, или прямо присоединяются, или же дают продукты субституции. При действии хлора на кипящий бензол получается смесь нескольких продуктов присоединения, между которыми наиболее хорошо изучен шестихлористый бензол C6H6Cl6, кристаллическое вещество, плавящееся при 157° и распадающееся при температуре кипения (288°) на соляную кислоту и трихлорбензол С6Н3Сl3. С бромом на солнечном свете образуется аналогичный продукт, шестибромистый бензол, – С6Н6Вr6. Хлорноватистая кислота присоединяется в количестве трех частиц и дает кристаллическое вещество состава С6Н6(СlOН)3. При пропускании сухого хлористоводородного газа в бензольный раствор хлористого алюминия образуется непрочное жидкое соединение галоидного металла с бензолом, состава 6С6Н6.Al2Cl6. Бромистый алюминий в подобных же условиях дает 6С6Н6.Al2Br6. Образованием такого рода соединений обусловливается наступление многих синтетических реакций, идущих в присутствии галоидных солей алюминия (Г. Г. Густавсон). При нагревании до 280° с крепкой йодисто-водородной кислотой к бензолу присоединяются шесть атомов водорода, причем получается углеводород гексагидробензол С6Н12 (Вреден Кижнер). Продукты замещением водорода в бензоле образуются также при действии галоидов, напр. хлора, всего лучше в присутствии некоторых веществ, играющих роль передатчиков хлора, каковы напр. йод и пятихлористая сурьма. В реакцию вступают, по всей вероятности, высшие хлористые соединения названных элементов, которые, затем, отдав свой хлор, переходят в низшие соединения, потом вновь присоединяют галоид, передают его бензолу и таким путем этот сложный процесс длится все время до самого конца:
С6H6+JCl3=C6Н5CI+HCI+JCI.
При такого рода реакциях образуются, конечно, продукты различной степени замещения, дву – трех – четырех – пяти – шести замещенные бензолы, которые все известны. Из них гексахлорбензол или перхлорбензол С6Сl6, (не представляющий изомерных форм) получается при полном хлорировании бензола в присутствии пятихлористой сурьмы. йодобензол образуется при нагревании бензола с йодом, в присутствии йодноватой кислоты или серной (Истрати). Относительно действия азотной кислоты было упомянуто выше. Серная кислота, в зависимости от концентрации, количества и температуры, дает сульфобензил, моно и дисульфокислоты. При нагревании бензола с металлическим калием до 250° часть водорода замещается металлом, причем образуется С6Н5К и С6Н4К2. Соединение воспламеняется на воздухе со взрывом. – Литература общая -Roscoe a. Schorlemmer, «AusfurlichesLehrbuchder Chemie» (IV т., 1886); специальная и технич. : G u stay Schnitz, «Die Chemie des Steinkohlentheers» (2е изд.); «Mu sprat t's Theoretische, prakt. und analytische Chemie v. Stohmann nnd Bruno Keri» (4-е издание).
Бенкендорф
Бенкендорф (граф Александр Христофорович, род. 1783, умер 1844) – в 1798 г. произведен в прапорщики л.-гв. Семеновского полка с назначением флигельадъютантом к императору Павлу; в войне 1806 – 1807 гг. состоял при дежурном генерале гр. Толстом и участвовал во многих сражениях; в 1809 г. отправился охотником в армию, действующую против турок, и часто находился в авангарде или командовал отдельными отрядами; в сражении под Рущуком, 20 июня 1811 года, за выдающиеся отличия был награжден орденом св. Георгия 4-й степени. Во время Отечественной войны 1812 г., Б. сначала командовал авангардом отряда барона Винценгороде; 27 июля произвел блистательную атаку в деле при Велиже; а по уходе Наполеона из Москвы и занятии ее русск. войсками был назначен комендантом столицы. При преследовании неприятеля он находился в отряде ген. лейтенанта Кутузова, был в разных делах и взял в плен 3-х генералов и более 6000 нижних чинов. В кампанию 1813 г., Б. начальствовал летучим отрядом, нанес поражение французам при Темпельберге (за что получил орден св. Георгия 3 ст.), принудил неприятеля сдать на капитуляцию г. Фюрстенвальд и, вместе с отрядом Чернышева и Тетенборна, вторгся в Берлин. Переправясь через Эльбу, Б. взял г. Ворбен и, состоя под начальством ген. Дорнберга способствовал поражению дивизии Морана, в Люнебурге. Затем, состоя с своим отрядом в Северной армии, участвовал в сражениях при Грос Берене и Денневице. Поступив под начальство гр. Воронцова, он 3 дня сряду, с одним своим отрядом, прикрывал движение армии к Дессау и Рослау, и награжден был за это золотою саблею, украшенною алмазами. В битве под Лейпцигом Б. командовал левым крылом кавалерии бар. Винцграде, а при движении этого генерала на Кассель был начальником его авангарда, Затем, с отдельным отрядом, был отправлен в Голландию и очистил ее от неприятеля. Смененный там прусскими и английскими войсками, Б. двинулся в Бельгию, взял города Лувен и Мехельн и отбил у французов 24 оруд. и 600 пленных англичан. В кампанию 1814 г. Б. особенно отличился в деле под Люттихом; в сражении под Красным командовал всею конницею гр. Воронцова, а потом прикрывал движение Силезской армии к Лаону; при Сен Дизье начальствовал сперва левым крылом, а потом арьергардом. Император Николай, весьма расположенный к Б., назначил его, в 1826 г., шефом жандармов, командующим Императорскою главною квартирою и начальником III отделения собственной Е. В. канцелярии. В 1828 г. при отъезде государя к действующей армии, в Турцию, Б. сопровождал его; был при осаде Браидова, переправе русской армии через Дунай, покорении Исакчи, в сражении при Шумле и при осаде Варны; в 1829 г. он произведен в ген. от кавалерии, а в 1832 г. возведен в графское достоинство.
Б. Константин Христофорович. брат предыдущего, ген.-адъютант (1785 умер 1828). Родителями своими – предназначался для дипломатического поприща, и на 13 году жизни был определен юнкером в коллегию иностранных дел, а в 1805 г. получил звание камерюнкера Высоч. Двора. При начале Отечественной войны, он перешел в военную службу с чином майора и, назначенный в отряд бар. Винценграде, отличился в делах в окрестностях Москвы, под Смоленском и при взятии Вильны. В кампанию 1813 г., командуя отдельным небольшим отрядом, взял в плен при Бельциге, целый батальон вестфальцев, с 2 знаменами; затем, поступив в летучий отряд Чернышева, принимал участие во всех его блестящих действиях. В войну 1814 г. особенно отличился при штурме Суасона и в одновременных с Краовским сражением действиях ген. Винцграде. В октябре того же года он был произведен в генерал майоры, а в 1815 г. назначен командиром 2-й бригады 4-й драгунской дивизии. В 1816 г. Б., по болезни, временно оставил строй и, до 1819 г., числился по кавалерии; с 1820 по 1826 г. состоял посланником при двор. вюртембергск. и баденском Персидская война 1826 – 27 гг. снова вызвала его в ряды действующих войск, причем на него возлагались предприятия самые трудные и самые опасные. В течение персидской кампании он получил звание ген. адъютанта, произведен в генер. лейтенанты и, кроме других наград, получил золотую саблю с алмазами. Во время войны с Турцией, в 1828 г., Б., командуя летучим отрядом, пробрался к Балканам, в тыл неприят. армии, и 7 июля занял Переходы. Это был последний его подвиг. Расстроенное еще в персидскую кампанию здоровье не выдержало новых трудов и лишений и Б. умер в августе того же года.
Бенуар
Бенуар (пофранцузски baignoire) – партерная ложа, т. е. ложа в театре в уровень с местами для кресел; эти ложи бывают открытые и закрытые особыми сетками, препятствующими видеть сидящих в ложе и нисколько не мешающих видеть зал и сцену. В виду удобств, доставляемых подобным устройством, цена на эти ложи обыкновенно бывает высока и только немногим ниже цен на ложи бельэтажа.
Беовулф
Беовулф (Beowulf) – англосаксонская поэма, названная так по имени главного героя. Основное содержание заключается в сказаниях о победе Б. над страшным чудовищем (Grendel) и над опустошавшим страну драконом, к чему прибавлено не мало побочных эпизодов. Отдельные сказания поэмы, вероятно, занесены англичанами и саксами из старой родины, но в том виде, в каком она сохранилась, поэма носит несомненные следы последней, христианской обработки, относящейся, надо полагать, к началу VIII стол. Таким образом, поэма Б. является древнейшим значительным памятником народной поэзии германцев. Она имеется в одной единственной рукописи и была издана: Кемблем. (Лонд., 1833; 2 изд. 1837), с английским переводом, снабженным примечаниями. Торпом (Лонд. 1855), Грейном в его Bibliothek der angelsachsisch. Poesie (2 т., Кассель и Геттинг., 1857 – 59) и отд. изд. (Кассел и Геттинг., 1867), Неуnе (Падерб.), Гольдером (Фрейб. в Бр., 1882) и др. Из многочислен. перевод. поэмы на нем. яз. следует отметить: Грейна, Зимрока (Штутгардт, 1859) и Неуnе (Падерб., 1863), на франц. – Л. Боткина.
Беранже
Беранже (Пьер Жан де Beranger) – знаменитый франц. поэт, автор песен, из которых большинство сделалось вполне народными, род. 19 авг. 1780 г. в Париже. Отец его, писец у нотариуса, а впоследствии конторщик в колониальном магазине, женился по любви на. дочери бедного портного Шампи, спустя, однако, несколько лет развелся с нею, оставив у себя дочь и маленького сына. Последнего он отдал на воспитание в Оксер когда тот подрос, определил в один из пансионов предместья Сент-Антуан. Затем Б. был послан для окончания образования к тетке в Перонн, которая сделала его гарсоном в своем кабачке. Природные способности молодого Б. и страсть к чтению возместили, однако ж, все недостатки такого воспитания. Многим обязан также Б. советам и нравственному влиянию некоего Палюде-Белянглиз, заинтересовавшегося умным мальчиком и при его помощи Б. сделался наборщиком в одной из местных типографий. Между тем отец Б., замешанный в какое то дело и освобожденный 9го термидора; взял его к себе и дал занятия в открытой им вексельной конторе. Предприятие это пошло было очень удачно, но вскоре Беранже отец опять попался в известном деле Бротье и Вильгерпуа, был заключен в тюрьму и освобожден по недостатку доказательств только спустя несколько месяцев. За это время дела конторы пошатнулись и отец с сыном взялись за новое предприятие и открыли библиотеку для чтения. Тогда то впервые, на 18-м году жизни, Б. попробовал писать стихи и первым его произведением была эпическая поэма "Cloviss. Между тем денежные дела ухудшились настолько, что он наконец решился обратиться за помощью к Люсиену Бонапарте, послав к нему и первые свои опыты. Люсиен, подчас сам писавший стихи и романы, оценил молодой талант и великодушно уступил Б. свое жалованье в 1000 франк., которое получал в качестве члена института. Спустя некоторое время протекция А. Арно доставила Б. место секретаря в одном из министерств и обеспеченный таким образом поэт мог уже свободно предаться литературной деятельности. Первое собрание своих песен, названное им «Chansons morales et autres», Б. издал в 1815 г. Оно тотчас же обратило на себя внимание критиков. Но вместе с тем он получил первое предостережение от властей, за политический характер некоторых из них, как напр. : «Le Senateur», «ie Roi d'Yvetot». В 1821 году появилось второе собрание стихотворений Б., под названием «Chansons» (2 т.). В этих новых произведениях Б. политическая тенденция выступает еще резче; таковы: «Le marquis de Carabas», «Paillasse», «Monsieur Judas», а также, осмеивающие духовенство: «Les Capucins», «Les clefs du Paradis», «Les reverends peres». Настроение умов нового поколения нашло себе в них верное отражение. Подобно ему, песни эти исполнены презрения к возвратившейся династии и аристократии с ее кастовыми предрассудками и мнимыми правами на возмездие. Как и следовало ожидать, Б. лишился места и был подвергнут суду, который приговорил его к трехмесячному заключению и денежному штрафу в 500 фр. Сидя в тюрьме, Б. начал третье собрание песней, появившееся в свет в 1825 г., а затем четвертое в 1828 г., за что опять был присужден к девятимесячному заключению и денежному штрафу в 10000 фр. На ряду с этими преследованиями, слава Б. и популярность его произведений возрастала все более и более. Десять тыс. франков были быстро собраны по подписке.
В дни польской революции 1830 года, которую Беранже давно предчувствовал и отчасти вызвал своими песнями, он принимал вместе с Лафитом, Лафайетом и другими деятельное участие в проведении кандидатуры на престол Луи Филиппа и, когда это ему удалось, удалился от дел, отстранив от себя все почести и награды, предложенные ему новым королем. Последнее при жизни Б. собрание его песен, вышедшее в свет в 1833 году под заглавием: «Chansons nouvelles et dernieres» и посвященное Люмену Бонапарте, содержит в себе песни, проникнутые уже новым духом; в них слышен отголосок общего социалистического направления эпохи, таковы: «Les Contrebandiers», «Jeanne de Rousse», «Le vieux Vagabond», «les Fous», «le Suicide» и друг. В 1848 г., несмотря на отказ поставить свою кандидатуру, он был избран в деп. Сены более 200000 голосов. После нескольких заседаний Б. подал в отставку, но она не была принята, и только после того как он повторил свою просьбу и категорически заявил, что его решение непреклонно, ему дали вернуться к частной жизни. Государственный переворот 2-го декабря уменьшил в известной степени популярность Б. в той части общества, для которой Б. был прежде как бы нравственным вождем. И действительно, ничто не сделало для идеи бонапартизма столько, сколько Б. своими песнями о «маленьком капрале». Но мог ли он надеяться, что платоническими симпатиями к прошлой славе Франции воспользуется для своих корыстных целей Наполеон III. Но все же таки популярность и политическое значение Беранже были так велики, что после его смерти, последовавшей 16 июля 1857 г., правительство" уступая единодушному требованию общественного мнения, устроило Б. пышное погребение на счет государства, при чем однако ж, опасаясь демонстраций, все это производилось под усиленною охраною войск и полиции. Уже после смерти Б. появилась его автобиография «Ма Biographic», изданная Перротеном в 1857 г. в (русск. пер., М.) и «Correspondence», собранная Полем Буато (Boiteau). В 1874 году вышли «Oeuvresposthumes», собрание неизданных песен, по форме и направлению близких к прежним его произведениям. "Oeuvres completes deB. " имеется в 12 изданиях, из которых появившееся в 1847 г. в 2-х томах считается самым полным. Песни Б., несмотря на их чисто французский, народный характер, были переводимы почти на все языки. Из многочисленных русских переводов лучший принадлежит Вас. Ст. Курочкину. Он выдержал 6 изданий. Ср. Артюр Арну (Amoult), «Beranger, ses amis, ses ennemiset ses critiques» (1864); Ж. Жанен (Janin), «В. et son temps» (1866); Ж. Бернар (Bernard), «Beranger et ses chansons» (1858).
Берген
Берген (Bergen) – город на зап. берегу Норвегии, важнейший в стране по вывозной торговле и числу снаряжаемых в гавани его пароходов; расположен полукругом по внутренней бухте Бифиорда, образующего превосходную гавань, защищенную на западе высокими, крутыми скалами, а на севере – молом. Город раскинулся на семи скалистых возвышениях (от 250 – 600 м.); со стороны моря он защищен старинной крепостью Бергенгус, цитаделями Фредериксберг и Свересборг, шанцами Норднэс и тремя батареями. В общем. Б. производит приятное впечатление, но местами улицы узки, кривы и холмисты, а большинство построек, по скандинавскому обычаю – деревянные; насчитывает до 46552 жителей (1885). Во главе учебных заведений стоит кафедральное училище, затем имеются здесь также училище мореходства, рисовальное, несколько небольших библиотек, общество поощрения искусств, музей, театр и т. п. Далее, в Б. имеется отделение национального банка, многие частные кредитные учреждения, биржа, госпитали и др. благотворительные учреждения и общества, рабочий дом и т. п. Фабричное производство города, хотя и возрастает постепенно, но не может назваться обширным. Кроме судостроения, важной отраслью промышленности является здесь бочарное дело. Но главным источником доходов населения служит торговля. Два раза в году норвежцы северяне привозят сюда свои продукты, состоящие преимущественно из различных родов морской рыбы, и обменивают их на хлеб, водку, инструменты и проч. Это чрезвычайно оживленное для торговли Б. время закупок северян носит особое название – «Stavne». Кроме того, Б. поддерживает оживленные торговые сношения и с прочими частями Норвегии и с различными заграничными портовыми городами, благодаря многочисленным пароходным рейсам, совершаемым собственно городскими судами. Последних в 1879 г. было 70, вместимостью в 24894 тонны (из общего числа судов – 340, сместим. в 84905 тонн) или треть всего числа названных пароходов. Прибыло в Б. судов в 1878 г. – 787, вместим. в 169898 т., отбыло 778, вмест. в 169206 т. Главным предметом вывоза служат продукты рыболовства (рыбий жир, сельди, треска, омары). Из предметов ввоза важнейшие: всякого рода зерновой хлеб, мясные продукты, лен и пенька, фабричные изделия, соль, каменный уголь и колониальные товары. Б. еще в 1070 г. Приобрел городские привилегии. В 1445 г. немецкие ганзейские города учредили здесь одну из своих четырех главнейших контор или фактурой и быстро забрали в свои руки всю торговлю города Б. Под покровительством Ганзы состояли также и немецкие ремесленники, поселившиеся здесь в большом числе. Но в 1558 г. терпение норвежцев, стонавших под игом «конторских», истощилось и они прогнали ганзейцев.

Ссылка на страницу: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Теги: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Просмотров: 75 | Добавил: creditor | Теги: Энциклопедический словарь Брокгауза | Рейтинг: 0.0/0

ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам

Всего комментариев: 0
avatar
close