Главная » Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
14:17
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Бойто
Бойто (Арриго Boito) – итальянский композитор и поэт, р. 24 февр. 1842 г., первоначальное музыкальное образование получил в миланской консерватории. В продолжение многократных заграничных путешествий, он хорошо ознакомился с музыкой Рих. Вагнера и сделался его приверженцем, что отразилось на его операх и либретто. Из его произведений наиболее известна опера «Мефистофель»; кроме того, следует еще упомянуть «Nero» и «Неrо е Leander» и кантаты «4 июня» и «Le Sorelle d'Italia» (1862). Как поэт, Б. разнообразен, но не особенно замечателен. Кроме некоторых оперных текстов, он издал еще сборник стихотворений: «Libro dei Versi», эпос «Re Orso» и несколько новелл. Между прочим, Б. перевел прекрасными стихами либретто оперы «Руслан и Людмила» Глинки. Обладая замечательным пониманием условий и требований сцены и поэтическим даром, Б. написал либретто для опер: «Джиоконда» Понкиэлли и «Отелло» Верди. Для своих двух опер «Мефистофель» и «Нерон» Бойто сам сочинил либретто. «Мефистофель» поставлен в Петербурге в первый раз в 1881 году и с тех пор не сходит с репертуара. За границей, кроме Италии, эта опера обошла много выдающихся сцен.
Боккаччио
Боккаччио (Джовани Boccaccio) – знаменитый итальянский поэт и гуманист, незаконный сын флорентийского купца и француженки, р. в 1313 г., по всей вероятности, в Париже. Семейство его происходило из Чертальдо, почему он сам называл себя Б. да-Чертальдо, Уже в младенчестве от выказал решительную наклонность к поэзии, но на десятом году отец отдал его в ученье к купцу, который провозился с ним целых 6 лет и все таки принужден был отослать его обратно к отцу, в виду неискоренимого отвращения молодого Б. к купеческому занятию. Тем не менее Б. пришлось еще 8 лет томиться над купеческими книгами в Неаполе, пока отец окончательно не потерял терпения и позволил ему изучать каноническое право. Только после смерти отца (1348) Б. по лучил возможность вполне отдаться своей склонности к литературе. Во время своего пребывания при дворе неаполитанского короля Роберта, он подружился со многими учеными того времени и снискал расположение молодой королевы Иоанны и молодой принцессы Mapии, его вдохновительницы, описанной им потом под именем Фиаметты. Дружба его с Петраркой началась еще в 1341 г. (в Риме) и продолжалась до самой смерти последнего. Петрарке он обязан тем, что расстался с своей прежней разгульной и не совсем целомудренной жизнью и стал вообще требовательнее к самому себе. В 1349 г. Б. окончательно поселился во Флоренции и неоднократно был избираем своими согражданами для дипломатических поручений. Так, в 1350 г. он был посланником при Астарро ди-Поленто, в Равенне; в 1351 г. его отправили в Падую, чтобы возвестить Петрарке об отмене приговора об его изгнании и уговорить его занять кафедру в флорентинском университете. В декабре того же года он получил поручение к Людовику Бранденбургскому, сыну Людовика Баварского, испросить у него помощи против Висконти. В 1353 г. он был послан к Иннокентию VI в Авиньон для переговоров о предстоящем свидании последнего с Карлом IV и позже к Урбану V. С 1363 г. он поселился в маленьком имении в Чертальдо, живя на скудные средства и совершенно зарывшись в своих книгах. Там же он схватил долговременную болезнь, от которой медленно оправлялся. Его стараниями флорентийцы, некогда изгнавшие своего великого гражданина Данте, учредили особую кафедру для объяснения поэмы последнего и эта кафедра была поручена в 1373 г. Б. Смерть Петрарки причинила ему такое сильное огорчение, что он заболел и 17 месяцев спустя, 21 дек. 1375 г. умер. Памятник ему, поставленный на Сольферинской площади в Чертальдо, открыт 22 июня 1879 г.
Б. был первым гуманистом и одним из ученейших людей Италии. У Андалонэ дель Неро он изучал астрономию и целых три года содержал в своем доме калабрийца Леонция Пигата, большого знатока греческой литературы, чтобы читать с ним Гомера. Подобно своему другу Петрарке, он собирал книги и собственноручно переписал очень многие редкие рукописи, которые почти все погибли во время пожара в монастыре Санто Спирито 1471. Он воспользовался своим влиянием на современников, чтобы возбудить в них любовь к изучению и знакомству с древними. Его стараниями во Флоренции была основана кафедра греческого языка и его литературы. Один из первых он обратил внимание общества на жалкое состояние наук в монастырях, которые считались их хранителями. В монастыре Монте Казино, самом знаменитом и ученом во всей тогдашней Европе, Б. нашел библиотеку запущенной до такой степени, что книги на полках были покрыты слоями пыли, у одних рукописей были выдраны листы, другие были изрезаны и исковерканы, а например чудные рукописи Гомера и Платона были исчерчены надписями и богословской полемикой. Там он узнал, между прочим, что братья делают из этих рукописей свистульки детям и талисманы бабам. Б. сам написал на латинском языке многие исторические и мифологические сочинения; 15 книг «De genealogia deorum», «De montibus, silvis, fontibus, lacubus, fluminibus etc.» в алфавитном порядке; 9 книг «De casibus virorum et femi narum illustrium», «De Claris mulieribus»; 16 эклог, письма и т.д. См. Hortis, «Studii sulle opere latine del B.» (Триест, 1879).
Своему любимцу Данте Б. посвятил два сочинения на итальянском языке – «Origine vita е costumi di Dante Alighieri» и «Commento sopra la commedia di Dante». Первое заключает в себе биографию великого поэта, правда, более похожую на роман и апологию, чем на историю; второе заключает в себе комментарий на «Божественную комедию», доведенный только до начала 17-ой песни ада (лучшее издание Милянези в 2 т., Флоренция, 1863). На итальянском языке им написаны «La Teseide» (перв. изд., Феррара, 1475), первая попытка романтического эпоса в октавах, изобретателем которых он и считался; «Amorosa visione» (не напечатана); «Filoсоро», большой, но неудачный роман, в котором самые смешные похождения переданы тяжелой прозой древних исторических писателей и содержание отчасти заимствовано из древне-французской повести о Флоре и Бланшфлоре; «L'amorosa Fiammetta» (Падуа, 1472; нем. пер. Дицеля и Курца, 1855), трогательная история душевных страданий покинутой Фиаметты, вроде Гетевского «Вертера»; «Ameto» (Венеция, 1477) – пастушеский роман в прозе и стихах; «Il Filostrato» (1480), поэма в октавах, изображающая историю любви Троила и Крессиды; «Il ciorbacco о labirinto d'amore» (Флоренция, 1487) едкий памфлет на женщин. Большую часть своих стихотворений Б. предал огню, после того, как познакомился с поэзией Петрарки.
Но главным произведением Б., обессмертившем его имя, был его прославленный и ославленный «Декамерон» (10-ти дневные рассказы) – собрание 100 повестей, рассказанных обществом из 7 дам и 3 мужчин, которые во время чумы переселились в деревню и там коротали время этими рассказами. «Декамерон» написан частью в Неаполе, частью во Флоренции и содержание его Б. черпал или из древнефранцузских «Fabliaux» или из «Cento novelle antiche» (Bologna, nelle case di Gerolamo Benedetti, 1525), а также из современных поэту событий. Рассказы изложены изящным, легким языком, поражающим богатством слов и выражений, и дышат жизненной правдой и разнообразием. В них изображены люди всяких состояний, всякого возраста и характера, приключения самые разнообразные, начиная с самых веселых и смешных и кончая самыми трагическими и трогательными. «Декамерон» переведен почти на все яз. (русск. перев. Александра Н. Веселовского, М. 1891), из него черпали многие писатели и больше всех Шекспир. Первое издание его, так наз. «Deo gratias» вышло без обозначения года и места, второе в Венеции в 1471 г., оба in folio и теперь крайне редки. Между новейшими изданиями самые лучшие: Поджиали (Ливорно, 1789 – 90, 4 т.) «Ventisettana» (Флоренция, 1827); критическое издание Биаджоли, с историко-литературным комментарием (Париж, 1823, 5 т.); Уго Фосколо (Лондон, 1825, 3 т., с историческим введением); в особенности же Фанфани, вместе с знаменитым «Annotazioni dei Deputati» (3 т., Флоренция, 1857); хорошее карманное издание напечатано в «Biblioteka d'autori italiani» (т. 3 и 4, Лейпциг). «Opere complete» Б. изданы (Флоренция, 17 т. 1827). Обозрение изданий Б. находится у Пассано в «I novellieri italiani in prcrsa» (Турин, 1878).
Боккаччио в русской литературе. – Материал для своих новелл Боккаччио черпал в общечеловеческом фонде повестей и сказаний, начало которого приводит исследователя в глубь Азии. Этим объясняется, что некоторые его новеллы напоминают мотивы русских сказок. Так, русские сказки типа «Семилетка» очень часто повторяются, конечно с своеобразными наростами, остов знаменитой новеллы о верной жене Гризельде (10-я Новелла 10-го дня). Но и самые Новеллы Б. были не безызвестны древнерусской письменности – явление во всяком случае неожиданное. Действительно, трудно представить себе игривую, остроумную и не весьма скромную новеллу Б. под пером старинного грамотея, подьячего или посадского человека, привыкшего списывать и наслаждаться словами о злых женах, сказаниями о царе Агее и другими «вельми дивными» и «зело душеполезными» повестями. Новелла Б. в старинной русской одежде принадлежит к числу тех ненормальных явлений, которыми всегда сопровождаются первые шаги начинающей литературы, действующей еще бессознательно. Новеллы Б. проникли к нам через польскую литературу и обыкновенно попадаются в рукописных сборниках, носящих заглавие: «смехотворные повести» или «фацеции или жарты польски, или издевки смехотворны московски». В одном из таких сборников А. Н. Пыпин (см. статью его в «Отечественных Записках» 1857 г., №2) нашел следующие новеллы Б.: «О друзех, о Марке и Шпинелете», это восьмая новелла восьмого дня в Декамероне; «О господине Петре и о прекрасной Кассандре, и о слуге Николае» – седьмая новелла седьмого дня; «О жене обольстившей мужа, якобы ввержеся в кладезь», четвертая новелла того же дня. Далее, А. Н. Пыпин указывает, что была переведена «Повесть утешная о купце, который заложился с другим о добродетели жены своей» – девятая Новелла второго дня. Но число перешедших к нам новелл было больше. Так, в сборнике «Смехотворные повести», напечатанном в «Памятниках древней письменности» (Спб., 1878 – 79), находим несколько рассказов, напоминающих новеллы Б. и в том числе повесть «О жене, всадивше гостя в полбочки». Наконец, в «Киевской Старине» 1885 г., №6 напечатан южнорусский пересказ новеллы о Сигизмунде и Гвискарде, сделанный силлабическими стихами и относящийся к концу XVII или началу XVIII в. Это одна из прекраснейших новелл четвертого дня, предназначенного у Б. для рассказов о любовных приключениях с трагической развязкою.
Литература: Manni в «Storia del Decamerone» (Флоренция, 1742); Бальделли (Флоренция, 1806); Diesdin, «Biographical Decameron» (Лондон, 1817); Чампи, "Manuscritto autografo di В. " (Флоренция, 1827), Бартоли, "I precursori del B. " (1878); Ландау, «B-s Leben und Werke» (Штутгарт, 1877); Korting, «B-s Leben u. Werke» (Лейпциг, 1880); Ландау, «Die Quellen des Decameron» (2 изд., 1884). А. Н. Веселовский, «Три письма Джиованни Боккаччио к Майнардо де Кавальканти» (Спб., 1876 – издано к 500-летпему юбилею Б.); В. Лесевич, «Классики XIV в.» («Отеч. Записки» 1874 г., №12); А. Авой «Итальянская Новелла и Декамерон» («Вестник Европы» 1880 г., №2-4).
Боккерини
Боккерини (Boccherini) – известный композитор инструментальной музыки, род. 19 февраля 1743 г. в Лукке; первоначальное музыкальное образование получил у аббата Вануччи; под руководством же отца из него выработался хороший виолончелист; для усовершенствования в теории композиции, Б. уехал в Рим. Возвратившись на родину, он подружился со скрипачом Филиппе Манфреди, и вместе с ним предпринял концертное путешествие по северной Италии и Франции, и в 1768 г. прибыл в Париж, где издал свое первое сочинение: «Шесть струнных квартетов», к которым публика отнеслась с большим сочувствием. В Париже были напечатаны еще многие из его сочинений, сделавшие имя Б. всемирно известным. Позже, в 1769, он со скрипачом Манфреди поехал в Мадрид; где и поселился на продолжительное время, занимая сначала должность камерного виртуоза, а затем придворного капельмейстера. Ум. Б. в Мадриде, при неблагоприятно сложившихся для него материальных обстоятельствах, 28 мая 1805. В течение десяти лет, с 1787 – 1797 г., он писал исключительно для короля Фридриха Вильгельма II, от которого получал пенсию. Плодовитость Б. в области инструментальной и, в особенности, камерной музыки была из ряда выходящая. Между 366 сочинениями этого рода, находятся 125 струнных квинтетов, 91 квартет, 42 струнных трио, много дуэтов, 16 секстетов, 20 симфоний и проч. Многие из них напечатаны и выдержали несколько новых изданий. Из вокальных сочинений Б. наибольшею известностью пользуется его «Stabat Mater». Подробную биографию Б. издал в 1851 г. Л. Пико (Picquot).
Бокс
Бокс – род кулачной борьбы, составляющий одну из национальных особенностей Англии и состоящий в искусстве наносить противнику удары от головы до живота включительно. Одной рукой, согнутой, наносят удары, другая, вытянутая вперед, служит для собственного ограждения. Боксированию обучают по выработанным правилам и эти правила, равно как и некоторые установившиеся обычаи, считаются для всех обязательными. Пока, напр., один из боксеров лежит на земле, другой не смеет наносить ударов. Кто первый выказывает желание перестать, или кто не может подняться на ноги, тот признается побежденным. Во многих местах существуют клубы боксеров, в которых усердно занимаются боксом, как наилучшим средством для развития физической силы и ловкости. В больших городах существуют так называемые Sporting-Houses, в которых устраиваются помещения, приспособленные к преподаванию боксерского искусства. Опытные боксеры, делающие из своего искусства промысел, нередко устраивают публичные состязания, на которых раздаются премии и держатся пари. Такие состязания часто кончаются кровью и увечьями, так как они прекращаются лишь тогда, когда один из соперников отделает другого так, что последний становится неспособным к продолжению борьбы, или же признает себя побежденным. С начала XIX века такие гладиаторские представления уже не встречают прежнего сочувствия в публике, да и запрещено давать их за деньги и для премий; но все же не совсем исчезли они из общественных нравов и нередко посещаются даже лицами так называемого хорошего общества. В последнее время боксерство, преподаваемое по всем правилам искусства, введено в курс многих гимнастических школ в Германии, но большинство гимнастов не одобрительно отнеслось к этому нововведению. Ср. Egan, «Boxiana, or Sketches of ancient and modern Pugilism» (4 т., Лонд., 1824, с гравюрами на меди); Hoppel, «Die Boxkunst. Anleitung zur selbststendigen Erlernung des Hand-und Fussboxens» (Лейпциг, 1863); Kluge, «Ueber Boxen» (Берл., 1863); Коpell, «Das Boxen» (Лейпциг, 1882).
Болдино
Болдино – ст. Московско-Нижегородской жел. дор., в 45 в. к западу от Владимира, в промышленной местности, значительное движение грузов.
Болеро
Болеро – национальные испанские танцы, введенные в балет. Танцоров (мужчин и женщин) Б. называют boleros или boleras. Наиболее любимые и известные Б. суть: качуча, аррагонская хота, мадрилена, оле, халео де херес и проч. Эти танцы исполняются двумя или несколькими танцующими; некоторые же, как напр., оле, исполняются одной балериной. Танцующие болеро одеваются обыкновенно в андалузские костюмы. Шумная музыка к большинству танцев болеро исполняется оркестром и имеет быстрый темп. Во время пляски танцоры бьют в такт кастаньетами. По своей выразительности, болеро напоминает пантомиму. При исполнении болеро в народе поют как танцоры, так и зрители; в таком случае эти танцы сопровождаются игрою на гитарах, тамбуринах, причем танцоры пользуются также и кастаньетами. Танец, которому присвоено название именно Б., введен в употребление Сересо в 1780 г. Темп его медленный. Форма Б. перешла в вокальную музыку, напр., болеро Глинки.
Болеслав I Храбрый
Болеслав I Храбрый, сын Мечислава I-го, 992 – 1025, основатель Польского государства, пределы которого простирались при нем от Эльбы и Балтийского м. до Карпатов и Венгрии и от Чехии до Волыни. Он соединил под своей властью все северо-западные славянские страны, завоевал Данциг, Краков. Силезию и Моравию, затем, призванный своим зятем Ярополком Окаянным, двинулся на Волынь, разбил Ярослава на берегах Буга, овладел Киевом и, вместо того, что бы передать его Ярополку, сам засел в нем с своими поляками. Но киевляне, возмущенные неистовствами его дружины, начали избивать поляков, и Б. должен был бежать. За всем тем он удержал за собою червенские города (Галицию). В 1000 г. он торжественно принимал императора Оттона III в Гнезне, где по этому поводу было основано архиепископство. После смерти Оттона III Б. вторгся в восточные марки Германии и с трудом был вытеснен оттуда императором Генрихом III. По Бауценскому миру в 1018 г. Генрих должен был признать за ним ленные права на Лузацию. Б. очень много содействовал насаждению христианства в Польше, за что, незадолго до его смерти, духовенство поднесло ему в 1025 г. королевский титул.
Болеслав III, Кривоустый
Болеслав III, Кривоустый, 1102 – 39. Сын короля Владислава Германа, разделившего польские владения между ним и братом его, Сбигневом. Это повело к долголетним усобицам между обоими братьями, окончившимся победой Б. При помощи бамбергского епископа Оттона он обратил в христианство померанских язычников и с успехом боролся против немецкого императора Генриха V в Силезии. Последний вздумал воспользоваться смутами в Чехии для расширения своей власти, но был разбит Б. при Гундфельде, близ Бреславля. Тем не менее в 1184 г. мы встречаем Б. в Мерзебурге приносящим присягу императору Лотарю в качестве вассала за уступленную Померанию. Пред смертью он разделил государство между своими четырьмя сыновьями и тем положил начало удельным усобицам в Польше, продолжавшимся целых 150 лет.
Боливар
Боливар (Симон Bolivar) – освободитель южно-американских колоний из под владычества Испании (род. в Каракасе 24 июля 178З., ум. в Санта-Марта 17 дек. 1830 г.), происходил из древнего испанского рода. В 1789 году в Мадриде изучал право, затем путешествовал по Италии, Швейцарии, Германии, Англии и Франции. Живя в Париже, посещал некоторое время Нормальную и Политехническую школы. В 1805 году Б. посетил Соединенные Штаты и здесь задумал свой план освобождения родины от испанского владычества. Начало 1810 года застает его в Венесуэле, в эпоху, когда ясно обнаружилось инсуррекционное движение против Испании, в особенности в Каракасской области. В 1810 г. Б. был послан революционной юнтой в Лондон искать поддержки у английского правительства, которое, однако, пожелало сохранить нейтралитет. Б. оставил в Лондоне агента Луи-Лопес Мендеса для заключения от имени Венесуэлы займа и вербования солдат, и вернулся обратно, с транспортом оружия.
Б. назначен бы полковником и губернатором в Пуэрто-Кабелло. Революция распространялась все более, когда вдруг последовало сильное землетрясение 26 марта 1812 г., которое духовенство, преданное метрополии, старалось истолковать обезумевшему народу, как небесную кару, за которой должны последовать новые бедствия. Не смотря на все старания Б. разубедить народ, огромные массы его вновь признали над собою власть Испании. Б. удалился на остров Кюрасо, откуда, под влиянием ужасных репрессалий, принятых Монтеверде, он отправился в Картагену, где находилось много венесуэльских патриотов, и здесь обнародовал новый призыв к революции; затем при содействии Торреса, президента Новой Гренады, составил небольшую армию. Монтеверде был разбит у Матюрина (25 мая 1813 года). Боливар прогнал испанцев из долин Кукутты, поднял восстание в Мериде, захватил Трухильо, овладел всей провинцией, Бариньяс (в июне 1813 г.) и, преследуя по пятам Монтеверде, разбил его при Тинакетто. Эти бдестящие победы устрашили сторонников Испании и заставили Каракас открыть ворота инсургентам (4 авг. 1813 г.). Б. вошел туда с триумфом; прозванный освободителем , он сделался диктатором и был утвержден в этом звании 2 янв. 1814 г. конгрессом союзных провинций. Доведенные до крайности, испанцы обратились за содействием к Ilaneros Венесуэлы, полудиким обитателям колумбийских степей, и те разбили Б. у Баркисемето, после чего война приняла жестокий характер; льянеросы истребляли патриотов, не щадя ни женщин, ни детей, а Б., решившись навсегда разделить «кровавой рекой» обе партии, велел умертвить всех пленников. После нескольких удач, Б. был окончательно разбит при Ла-Пуерте (15 июня 1814 г.) и едва спасшись от плена, бежал в Картагену. Конгресс Новой Гренады предоставил в его распоряжение небольшое войско, с помощью которого он атаковал Санта-Марту, но был разбит подоспевшими на помощь испанскими отрядами, под начальством генерала Морилльо (в марте 1815 г.) и должен был бежать сначала в Ямайку, а затем в Гаити.
Со свойственным ему умением находить средства в самые критические минуты и благодаря своему организаторскому таланту, Б. быстро составил новую армию и даже собрал флот, под начальством богатого голландского негоцианта Брюна, снабдившего его деньгами и своими кораблями. 2 марта 1816 г. Брион разбил испанский флот и 3-го Б. высадился на остров Маргариту. Национальное собрание провозгласило Венесуэлу республикой «единой и нераздельной» и избрало Б. президентом (7 марта 1816 г.), после чего он должен был снова отправится на Гаити за новой поддержкой и к концу года добрался до провинции Барселоны. После неудачной попытки – собрать вокруг себя всех предводителей революции: Пиара, Арисменди, Марино, Бермудеса, чтобы действовать по общему плану, Б. при помощи Бриона овладел Ангостурой (в мае 1817 г.) и поднял против Испании всю Гвиану. Затем он велел арестовать Пиара и Марино. Пиар был казнен 16 окт. 1817 года. Столь энергический образ действий остановил дальнейшее развитие анархии. В феврале 1818 г., благодаря присылке из Лондона солдат, Б. составил новую армию, но был разбит несколько раз Морилльо. Тогда он решился вступить в окончательную борьбу с испанцами, атаковал их на самой территории Новой Южной Гренады, где они сильно укрепились. Прежде чем предпринять этот поход, он созвал новый конгресс в Ангостуре (15 февр. 1819 г.), на котором был утвержден президентом республики. После долгого и изнурительного перехода через Кордильеры, 10 июля 1819 г. Б. вошел в Санта-Фэ и провозгласил соединение Новой-Гранады с Венесуэлой в одно государство, под именем «Республики единой и нераздельной Колумбии», после чего возвратился в Ангостуру и добился от конгресса признания союза обоих государств (17 декабря 1819 г.). Благодаря вспыхнувшей в 1820 г. революции в Испании, дело освобождения испанских колоний пошло очень быстро. Испанцы терпели одно поражение за другим. Б. постепенно овладел Меридой, Трухильо, Санта-Мартой, и нанес решительное поражение испанцам при Карабобо (24 авг. 1821 г.). Квито вошел в республиканский союз колумбийских провинций (22 мая 1822 г.). В ноябре 1823 г. Паес овладел Пуэрто-Кабелло, и испанцы были изгнаны из территории Колумбии. В тоже время Б., уполномоченный национальным конгрессом, вступил в Перу, овладел Лимой (1 сент. 1823 г.) и сделался диктатором. В 1824 г. он разбил испанцев, успевших захватить вновь Лиму, и заставил их сдаться на капитуляцию после побед генерала Сюкра при Аякучо (8 дек. 1824 г.) и Тумурле (1 апр. 1825 г.).
Вся страна объявлена была независимой и получила название Боливии, в честь освободителя. Капитуляция 11 авг. 1826 г. отняла у испанцев их последнее владение – Каллао. По окончании войны за независимость, Б. стал заботиться об устройстве внутреннего управления. 25 мая 1826 г. он представил конгрессу в Лиме свой знаменитый Боливийский кодекс. Б. задумал грандиозный проект: он хотел образовать под именем Южных Соединенных Штатов – единую огромную республику, в которую бы вошли Колумбия, Перу, Боливия, Ла-Плата и Чили. 22 июня он созвал в Панаме конгресс из представителей всех этих государств, который вскоре распался, вследствие губительного действия лихорадки. Вскоре после того, как проект Б. стал известен, его начали обвинять в желании создать империю под своей властью в играть роль Наполеона. Колумбия начала страдать от партийных раздоров: одни, с генералом Паэсом во главе, провозглашали автономию, другие хотели принять Боливийский кодекс. Б. быстро прибыл сюда, принял на себя диктаторство и созвал на 2 марта 1828 г., в Оканье, национальное собрание с целью обсудить: «должна ли быть преобразована конституция государства»? Конгресс не мог прийти к окончательным результатам, и после нескольких шумных заседаний закрылся. Б. составил записку, в которой он косвенно обвинял национальное собрание и заявлял, что все неурядицы в республике происходят, вследствие слабости исполнительной власти. Посещая затем департаменты, он собирал народные собранья в Боготе, в Картагене, Каракасе, на которых его убедительно просили взять в свои руки высшую власть. Тем временем перуанцы отвергли Боливийский кодекс и отняли у Б. его титул пожизненного президента. Лишившись власти в Перу и Боливии, Б. 20 июня 1828 года вступил в Боготу, где учредил свою резиденцию: в качестве главы правительства Колумбии; 25 сент. федералисты ворвались в его дворец и умертвили часовых. Б. едва спасся. Народ стал на его сторону, и вице-президент Сантандер, глава заговорщиков, приговоренный сначала к смертной казни, был изгнан затем с 70 своими приверженцами. Но в следующем году анархия усилилась; 25 ноября в самом Каракасе 486 знатных граждан провозгласили отделение Венесуэлы от Колумбии. Б., дело которого начало окончательно рушиться, постепенно терял всякое влияние и власть. В своей записке, поданной им конгрессу, собравшемуся в Боготе в январе 1830 г. для реформы государственного устройства Колумбии, он горько жаловался на несправедливые обвинения против него, которые слышались ото всюду из Европы и Америки. Он отклонял от себя всякие монархические стремления, какие хотели навязать ему, и предлагал несколько раз свою отставку, но ее не принимали. Тогда он решил сделать последнее усилие и начал борьбу с Паэсом, который укрепился на столько сильно в провинции Маракаибо, что Б. не решался атаковать его. Б. вновь подал просьбу об отставке (27 апр.). 4 мая президентом был избран X. Москера. Б. удалился в Картагену, где вскоре умер, восклицая перед смертью: «единение, единение!». В 1832 году прах Б. был перенесен с большим торжеством в Каракас, где была сооружена триумфальная арка в память освободителя. Богота поставила его статую в 1846 г. Город Лима воздвиг ему конную статую в 1858 г. В 1866 г. была обнародована его переписка: «Correspondencia general de Libertador Simon Bolivar» (2 т., Нью-Йорк, 1856 – 71). Cp. «Colleccion de documentos relatives a la vida publica del libertador de Columbia у de Peru Simon B.» (22 т., Каракас, 1826); Larrazabel, «Life of Simon В.» (Нью-Йорк); Kojas, «Simon В.» (Мадр., 1883).
Болонка
Болонка – мелкая порода собак; она имеет от 15 до 30 см. длины и от 15 до 30 см. вышины и отличается густой, длинной шелковистой шерстью, почти всегда белого цвета. Б. не отличаются умом и их держат исключительно только для забавы, как комнатных собачек. Уже с древних времен болонки были любимицами дам.
Болонская школа Карраччи
Болонская школа Карраччи. – Обыкновенно принято относить название болонской школы всецело к академии, основанной в конце XVI столетия братьями Каррачи. Это не совсем правильно. Уже в XIV в. Franco Bolognese и Jacopo Avanzi, а в XV – Lorenzo Costa и Francia подарили миру замечательные произведения, находящиеся в церквах Болоньи и ее многочисленных дворцах. Не останавливаясь, однако, здесь на характерных особенностях этих художников, о которых будет сказано в своем месте, сделаем здесь исключительно обзор школы Каррачи.
Школа эта эклектическая: в конце XVI стол. все роды живописи достигли в Италии наивысшего совершенства. Каррачи не искали новых путей; они желала лишь путем глубокого изучения шедевров прежних мастеров усвоить себе все их лучшие качества. На произведениях болонских художников не лежал какой-либо особенный отпечаток. Но они успешно изучали и прогрессировали в искусстве, в их работах сказывается известная манера и последовательность. Образовавшаяся после Франчья школы Фонтаны и Кальварта характеризуют собою период упадка в истории живописи; в школе Каррачи наоборот начинается возрождение. Лодовико Каррачи получил свое художественное образование путем долгого и терпеливого изучения старых мастеров: в Венеции он изучал колорит в картинах Тициана и Тинторетто, во Флоренции он проникся изяществом письма Андреа дель-Сарто. Копируя и сличая копии с оригиналами, он пришел к мысли, что единственный путь к возрождению искусства – это брать от каждого из старых мастеров лучшие отличительные особенности его письма: «если бы возможно было сочетать в одном произведении живописи чарующую прелесть Корреджио с энергией Микель-Анджело, строгость линии в картинах Веронэзе с идеальной нежностью Рафаэля, разве не значило бы этим приблизиться к совершенству». Таково было основное положение новой школы.
Лодовико Карраччи, открывая школу, пригласил в сотоварищи двух своих двоюродных братьев Аннибале и Агостино Карраччи. Он оставил за собою высшее заведование школой. Аннибале преподавал искусство письма, которое он знал в совершенстве. Агостино, получивший хорошее литературное и научное образование, взял на себя более сложные занятия. Он преподавал правила перспективы, строительное искусство, читал анатомию, прибегая иногда для наглядного обучения к вскрытию трупов. Он беседовал с учениками о мифологии, истории и религии, словом касался всего того, в чем художник может черпать сюжеты для своего вдохновения. Ученики, в доказательство правильно понятых уроков учителя, воспроизводили в рисунках те факты из истории, о которых он им говорил; они часто отправлялись за город писать с натуры пейзажи и памятники старины. Их приучали к взаимной оценке друг друга, и те из них, которые не умели в таких случаях объяснить и отстоять свою работу, должны были ее уничтожить. Для распределения наград между лучшими учениками устраивались конкурсы, на которые в качестве судей Карраччи приглашали наиболее известных живописцев Италии и Болоньи. Так было поставлено образование в школе Карраччи. Их школа называлась сначала академией Desiderosi, чем означалось их стремление достичь совершенства старых мастеров; впоследствии они получили название Incamminati, т.е. идущих по пути к достижению этого совершенства. Несомненно, что болонский эклектизм, сам по себе, не подарил миру ни одного настоящего гения. Но в его питомцах никогда не исчезало то знание искусства старых мастеров, которое они выносили из школы; нельзя не согласиться с тем, что благодаря своей методе художественного образования, школа Каррачи в совершенстве научила технике искусства. Тот, кто выходил из нее, умел обращаться с карандашом и кистью, понимал значение тонов, знал законы перспективы и умел ценить произведения искусства. «Вот почему», говорит Lanzi, «болонская школа, позже других явившаяся на свет, может быть поставлена первой в деле художественного образования, вот почему она, изучив предварительно все другие, могла в свою очередь реформировать их».
Сделаем теперь беглый обзор произведений братьев Карраччи и их учеников. Лодовико Карраччи (1555 – 1619) известен картинами, которыми он украсил паллацо Фавы, Маньяни, Грасси, Марескальки и множество церквей. Его «Св. Франциск», «Преображенье Господне», его последующие произведения: «Поход аргонавтов», «Путешествие Энея» и др. обличают в художнике, если не истинный гений, то по крайней мере благородство стиля и редкий навык в исполнении. Известные его произведения: «Св. Семейство под пальмою», ошибочно считавшееся прежде работой Аннибале Карраччи, «Св. Семейство со св. Варварой и св. Лаврентием», «Положение во гроб», «Св. Севастиан», «Несение креста» находятся в настоящее время в петербургском Эрмитаже. Что же касается находящейся там же картины, изображающей св. мученика Севастьяна привязанным к дереву и пронзенным стрелами палачей, то она, вероятно, представляет эскиз картины, которая находится в палаццо Дориа в Риме.
Агостино Карраччи (1557 – 1602), двоюродный брат Лодовико Карраччи, вначале своей деятельности был гравером; его гравюры, все больше непристойного содержания, пользовались огромной популярностью. Как живописец, он не шел дальние посредственности. Тем не менее его «Исповедь св. Иеронима» и «Купанье Дианы», находящиеся в Болонье, «Св. Дева, кормящая грудью младенца Иисуса» (в Парме) указывают на то, что Аг. Карраччи присущи были тонкое и правильное понимание экспрессии; мы уже знаем, что как учитель он оказал крупные услуги своим ученикам.
Аннибале Карраччи (1160 – 1609), брат и ученик предыдущего, считается одним из очень выдающихся художников. Без сомнения, его первые произведения не все одинакового достоинства, вследствие его заведомого подражанья различным мастерам прежнего времени. Но в последующие годы творчества он успел освободиться от такого рабского подражания; тут он вполне самостоятелен и достигает верности и силы выражения в своих картинах. Как и его знаменитый брат Аннибале Карраччи, оставил после себя память в многочисленных произведениях искусства. Его живопись во дворце Фарнэзе считается одной из капитальнейших его работ «Св. Екатерина и св. Клара» (в Болонье), «Св. Дева в молчании» (в Неаполе) дышат необыкновенной силой. Целый ряд картин Аннибале Карраччи находится в петербургском Эрмитаже. Здесь имеются его: «Св. Семейство», «Отдых Св. Семейства на пути в Египет» – копия с нее находится в Бернском музее и выдается там за оригинал, «Христос почивший, оплакиваемый ангелами», «Жены-мироносицы у гроба Спасителя», «Явление воскресшего Христа Мироносицам», «Спящая молодая девушка» (Венера изображенная в совершенной наготе, спит на ложе, под навесом малиновой драпировки), «Мрачный пейзаж», портрет самого художника, «Св. Иоанн Креститель», «Св. Семейство» (повторение этой картины, относимое лишь к школе Аннибале Карраччи находится во Флоренции в музее Уффициев, «Св. Карл Борромей» (знаменитый миланский архиепископ), «Снятый со креста Спаситель, оплакиваемый св. Марией Магдалиною и ангелами».
Некоторые из учеников школы Incamminati превзошли своих учителей. Наиболее замечательным из них был Гвидо Рени (1575 – 1642) – живописец и гравер, ученик Дениса Кальварта и Лодовико Карраччи; картины его, написанные на сюжеты, взятые из св. истории и мифологии, обличают в нем больше совершенства техники, чем настоящий творческий гений. Гвидо Рени был одним из самых известных художников своего времени, но к концу жизни утратил в значительной степени свое обаянье. Пользуются известностью его: «Самаритянка», «Распятый Христос», «Св. семейство», «Аврора и Фортуна», находящиеся за границей, а у нас в Эрмитаже – «Давид с головою Голиафа» (картина эта находилась некогда в галерее Цампьери, в Болонье, и была куплена для Эрмитажа в 1839 г. Точно такая же картина Гвидо Рени находится в Лувре; третий экземпляр ее – в галерее Спадо Колонна, в Риме. Копия же, в уменьшенном виде – в Венской галерее); «Поклонение Пастырей» (наход. некогда в галерее де-ла-Врильера; повторение этой композиции – в церкви картезианского монастыря в Неаполе); «Поклонение волхвов», «Св. семейство на пути в Египет» (картина эта, пользующаяся особенным вниманием посетителей Эрмитажа, куплена была из галереи нидерландского короля Вильгельма II в 1850 г.); «Св. Петр» – этюд с головы ап. Петра для мастерской картины художника, находящейся в палаццо Цампьери, в Болонье; в 1650 г. этюд принадлежал кардиналу Савелли в Риме; другой подобный этюд имеется в венском Бельведере; «Отцы церкви, рассуждающие о бессемянном зачатии» (картина эта находилась, во времена Пассери, в одной из церквей Перуджии; затем она перешла в Рим, в галерею маркиза дельиАнджели, продавшего ее лорду Вальполю, но она была задержана папским правительством в Чивита-Векии, и только из уваженья к покупщику папа Иннокентий XIII разрешил отправку ее в Англию); «Св. Иероним»; «Юность Богоматери» (картина изображает Пресвятую Деву, в возрасте лет 16 или 17, сидящую в кругу восьми молодых девушек, занятых шитьем, на полу – несколько корзин с работою; слева – маленькая собачка, болонка); «Спящий младенец Христос» (копия с оригинала, находящегося в венском Бельведере, по мнению Вагена принадлежит кисти Карло Маратти; подобные же копии, неправильно считаемые подлинными произведениями Гвидо Рени, имеются в галерее Дориа, в Риме, и в коллекции гр. Шпека Штернбурга, с Лучене; есть еще копия в венской академии художеств). Из картин не религиозного содержания, принадлежащих кисти Г. Рени или его учеников, следующие находятся в Эрмитаже: «Похищение Европы» – картина, изображающая дочь Агенора, которая сидит на Юпитере, принявшем образ быка, по мнению Вагена представляет только часть большой картины, композицию которой Гвидо Рени повторял несколько раз; картины того же сюжета находятся в Дульвиче, в палаццо дел-Консерватори, в Риме и в музее гор. Тура, во Франции (очевидно представляющие собою копии); «Клеопатра» – написана была художником, вдохновившимся, по мнению Вагена, бюстом одной из дочерей Ниобеи; картина находилась некогда в галерее Кувеа, португальского посланника при дворе французского короля Людовика XV; во Флоренции, в галерее Питти имеется картина Гв. Рени того же содержания, но она представляет, в отношении композиции, значительное отличие от эрмитажной. «Беатриче Ченчи» (по всем вероятиям исполнена одним из учеников Гв. Рени с знаменитого портрета его работы, находящегося в палаццо Барберини, в Риме. Куплена была картина для Эрмитажа в 1784 г., вместе с другими картинами, из собраний Бодуэна. Картина эта, считавшаяся сначала произведением Тициана, а затем П. Бордоне, художника Венецианской школы, по преданию написана была Гв. Рени с наброска, сделанного им в то время, когда несчастную Беатриче вели на казнь; по другому преданию, портрет этот написан художником в тюрьме Беатриче, накануне ее казни; однако, эти рассказы не подтверждаются никакими положительными историческими данными, и даже подлежит сомнению: точно ли Беатриче изображена в портрете галереи Барберини.
Другим представителем Болонской школы является Франческо Альбани (1578 – 1660 г.), бывший сначала учеником Дениса Кальварта, а потом академии Карраччи. В своих произведениях он изображал преимущественно красоту, грацию и любовь. Его картины, написанные на сюжеты, взятые из мифологии, как «Аполлон и Дафна», «Богиня Земли», и находящаяся в Эрмитаже «Похищение Европы» (повторение этой картины с некоторыми изменениями имеется в Петербурге же, в Лейхтенбергской галерее) и др. пользуются большой популярностью, нежели его работы на религиозные темы. Из этих последних в петербургском Эрмитаже находятся две его картины: «Благовещенье», перешедшее сюда в 1779 г. из галереи Вальполя (повторение этой картины, с значительной разницей в колерах, находится в Парижской галерее) и «Крещенье Господне» (принадлежала знаменитому Дж. Ло, и была куплена для Эрмитажа из галереи Вальполя). Живопись Альбани отличается нежностью и красотой, но уже слишком приторной. В Альбани еще ярче обнаружились недостатки его учителей.
Несомненно, к сонму великих итальянских мастеров, мог бы приобщиться другой художник из школы Карраччи, если бы он не жил в эпоху упадка искусства, когда вкусы в Италии, к концу XVII века, в значительной степени были извращены. Мы говорим о Доменикино Цампьери, прозванном Доменикино (1581 – 1441), сначала ученик Кальварта, затем академии дельи-инкамминати, он одно время был в большой моде в Италии и, к сожалению, старался подладиться под испорченные вкусы публики. Шедевром его считается «Исповедь св. Иеронима», о которой Пуссэн говорил, что она принадлежит к числу трех наилучших картин Рима. В ней много простоты, величия, она вся проникнута чувством благоговения. Нигде в других произведениях художник не выразил более сильно этого чувства. Его «Св. Иероним в пустыне», «Св. Цецилия», «Торжество любви»; находящиеся в Лувре, прекрасные фрески в церкви Сан-Луиджи де Франчези в Риме, в аббатстве Гротта-Феррата в вилле Альдобрандини во Фраскатти, отличаются свежестью, возвышенностью стиля и силою выраженья. Обращают на себя внимание его картины, находящиеся в Эрмитаже: «Св. евангелист Иоанн», причисляемый к замечательнейшим произведениям Доменикино. Картина эта в течение долгого времени принадлежала д-ру Фроману в Штутгарте, а в начале нынешнего столетия была куплена от него Д. А. Нарышкиным, от которого приобретена была императором Николаем I для императрицы Александры Федоровны. При жизни этой государыни она висела в ее кабинете в Зимнем дворце; по ее кончине перешла в наследство к императрице Марии Александровне, после которой, согласно ее духовному завещанию, сделалась собственностью Эрмитажа в 1881 г. Точно такая же картина Доменикино, бывшая прежде в галерее герцога Орлеанского, находится у графа Карлейля, в замке Гоуард, в Йоркшайре, в Англии. Превосходная копия с эрмитажной картины, сделанная Брюловым, имеется в музее Императорской академии художеств в Спб.; «Взятиe Св. Mapии Магдалины на небо», «Ликование израильтянок по переходе Моисея через Чермное море» – картина, перешедшая в Эрмитаж из бывшей Голицынской галереи, где она значилась произведением школы Доменикино. К произведениям школы Доменикино относится находящаяся в Эрмитаже картина, «Персидская Сивилла», прежде считавшаяся работой самого художника, между прочим потому, что в лице Сивиллы узнавали портрет его дочери.
Различием в манерах письма, которых насчитывают целых три, отличался один из последних представителей Болонской школы – Джованни-Франческо Барбьери (1591 – 1666), прозванный Гверчино, т.е. косоглазый, сначала ученик Барт. Бертоцци, Дж. Б. Кремонини и Паоло Дзаньони, впоследствии подражатель Лодовико Карраччи и Микеланджело. Хорошим образцом первой манеры художника служит его картина, находящаяся ныне в Эрмитаже; она изображает «Св. Анну, обучающую Младенца Христа чтению». К первым же работам Барбьери относится его « Взятие Богородицы на небо» – картина эта, находящаяся также в Эрмитаже, в числе других была исполнена художником, по возвращению в Рим, в 1623 г., для Александра Танари, в семействе которого она хранилась до 1844 г., когда была приобретена для Эрмитажа. В галерее Дориа, в Риме, имеется картина Гверчино, изображающая св. Иоанна и представляющая почти точное повторение фигуры этого апостола на эрмитажном «Взятии Богородицы на небо», для которого она, быть может, служила эскизом, сделанным, в таком случае, до 1623 г., во время первого пребывания художника в Риме. Другой манерой письма отличается так же находящаяся в Эрмитаже картина Гверчино, изображающая «Видение св. Клары» и находившаяся сначала в галереях Тюньи, а потом герцога Талара. Старинная копия с нее, выдаваемая за оригинал, находится в Венеции, в Пинакотеке Манфредини (Seminare particolare). К произведениям второго рода причисляют еще одну эрмитажную картину, принадлежащую кисти Гверчино и изображающую: «Поклонение св. Лаврентия Богоматери и Младенцу Христу» – картина эта находилась прежде в галерее Лебрена, в Париже, откуда была куплена для Эрмитажа в 1810 г. Образцами третьей, последней манеры художника, служит: во 1-х его превосходнейшее произведение «Мучение св. Екатерины», написанное художником для его родины, Чентской общины, и находившееся прежде в галерее нидерландского короля Вильгельма II, откуда она была приобретена для Эрмитажа при распродаже галереи, в 1850 году, во 2-х «Св. Иероним в пустыне», работа представляющая вероятно тот образ святого, который был написан художником, по свидетельству Беллори («Vita di Fr. Barbieri») в 1641 г. для Ридольфо Струми, в Римини, и ныне находящаяся в Эрмитаже. Небольшая копия с нее, также выдаваемая за оригинальное произведете Гверчино, имеется в Венеции, в Пинакотеке Манфредини. Картины Гверчино славятся своим ярким, выразительным колоритом.
Последним из непосредственных учеников академии Карраччи является Джованни Ланфранко, называвшийся также кавалером Джованни да-Стефано (1580 – 1647), гравер и живописец, ученик Агостино и Аннибале Карраччи. Образцами его произведений, отличающихся мужественной силою кисти, служат две картины, находящиеся в Эрмитаже: 1) «Благовещение», написанное для одной из мальтийских церквей и приобретенное для Эрмитажа из коллекции Троншена около 1780 года и 2) «Предвечный отец» – картина эта поступила в Эрмитаж в 1832 г. из коллекции кн. Евгения Сапеги, в Гродно, и одно время ошибочно приписывалась кисти Гверчино. С Ланфранко завершается блестящая эпоха Болонской школы, которая во 2-й половине XVII столетия начинает приходить в безнадежный упадок.
Тщетно стараются в конце этого столетия Лоренцо Пазинелли и Карло Чиньяни воскресить искусство болонских художников. Чиньяни (1628 – 1719) ученик Дж. Б. Капри и Альбани, подражал Корреджио и Карраччи. Его «Материнская любовь» находится в Эрмитаже. Чиньяни удалось добиться того, что в Б. учреждена была на средства города академия художеств. Он был назначен ее пожизненным директором. Чиньяни успел заручиться для академии покровительством папы Климента XI, утвердившего ее уставы, и согласившегося дать свое имя новому учреждению, которое с тех пор (1708) получило название: «Климентинской академии». Но поздно было уже в эпоху полного падения искусства вдохнуть в него новую жизнь. Италия истощенная, словно почва, подвергшаяся усиленному возделыванию, перестала производить великих живописцев, и болонская школа впала в тот же напыщенный тон, в ту же изнеженную вычурность, которые характеризуют собою все итальянские школы XVIII столетия.
Всего лучше определяет роль болонской школы итальянской живописи Ш. Блан следующими немногими словами: «болонские художники, взятые вместе, образуют некоторый род буржуазии в искусстве. В крови у них нет благородства истых аристократов, нет с другой стороны крепкой и смелой энергии простого парода. Их главное качество заключалось в отсутствии слишком заметных недостатков. Подобно среднему классу общества, они занимали середину в искусстве, при том на одинаковом расстоянии от крайних точек и на этой средней высоте они поддерживали искусство, не давая ему опуститься низко, но зато и не подымая его на более высокую ступень». Литература: Malvasia, «Felsina pittriсе» (Болонья, 1678 г., 2 тома in 4); Filippo Baldinucci, «Notizie dei protessori del disegno de Cimabue in qua» (Флоренция, 1681 – 1688); Luigi Lanzi, «Histoire de la peinture italienne» (франц. перевод Париж, 1825 г., 5 т.); Ch. Blanc., «Histoire des peintres. Ecole Bolonaise» (Пар., 1874. in f.); G. Lafenestre «La Peinture italienne» (Париж, 1870); P. Mantz, «Les Chefs-d'oeuvre de la peinture italienne» (Париж, 1870, in fol.); W. Lebke, «Geschichte der Italienischen Malerei» (Штутгардт, 1878 г., 2 т.).
Болонья
Болонья (Bologna, Bononia) – главный город итальянской провинции того же имени, древняя столица Романии, местонахождение главного военного управления, апелляционного суда, епископии и университета. Население ее простирается до 103998 жит. Город расположен в месте пересечения большой Эмилиевой дороги древнего Рима, идущей по северному склону Аппенин, от Анконы до Пиаченцы, рекой Рено, правым притоком По. Столь выгодному положены Б. обязана своим важным стратегическим и торговым значением. Отрезанная некогда от Альп рекою По и обширными болотами, она в настоящее время соединена рельсовыми путями со всеми большими дорогами, окружающими долину По. В ней сходятся линии железных дорог, идущих из Неаполя, Марселя, Парижа и Вены. Если бы при выборе столицы руководились исключительно экономическими соображениями, столицей Италии по праву могла бы стать Б. как наиболее оживленный торговый пункт на Аппенинском полуострове. К несчастью, частые разливы Рено губительно действуют на окружающую равнину и Б. в настоящее время не заслуживает данного ей в древности прозвища «тучной». Климат – неровный и для итальянского города неприятный. Ученая и свободная Б. (на старых ее монетах существуют надписи Воlоnia docet libertas) и теперь еще представляется оригинальным и любопытным городом. Она окружена стеною, сложенною из кирпича, имеющей 6 км. в окружности; из нее ведут 12 выходов. Город разделен на три квартала: восточный, южный и западный. В центре города расположена площадь Виктора Эмануила (Piazza Vittorio Emanuele). Улицы большей частью тесные и кривые, вдоль многих из них тянутся портики и аркады. Несмотря на действительное развитие в ней торговли и промышленности, несомненно, что этот город некогда был и более населен и более благоденствовал. О том свидетельствуют его многочисленные памятники старины: церкви, дворцы и палаццо почти все относятся к XIII и XIV ст., с их неизбежными башнями, зубчатыми стенами и пр., все это окрашено в серый или красноватый цвет, покрыто трещинами и расселинами, но по-прежнему прочно, и обходится без ремонта. Огромное и суровое укрепление, каким выглядит Palazzo del governo, резиденция префекта, палаццо Подесты, в котором сосредоточены архивы города, восходят к XIII в. Базилика San Petronio, начатая постройкой в 1390 году, должна была быть одной из величайших церквей, когда либо известных, имея в длину 208 мет. И в поперечнике 142 м., но постройка ее была прервана в 1759 г. Всеобщее внимание привлекают наружные барельефы работы Jacopo della Guercia, изображающие историю сотворения мира. К XII веку относится постройка церкви San Domenico, в которой находится могила этого святого, умершего в Б. в 1221 г., знаменитая своими скульптурными украшениями работы Nicolo Pisano, Nicolo delI'Arca и Микель Анджело. Кафедральный собор св. Петра построен в стиле Рококо. Интересно здание церкви San Stefano, выстроенной на месте древнего храма Изиды и состоящей из 7 отдельных церквей. Рядом высятся две знаменитые «падающие» башни из простого кирпича. Более высокая башня (97 метр.), продолжающая наклоняться и ныне – torre degli Asinelli, с вершины которой видны Эвганейские горы, расположенные к северу от реки По. La torre Garisenda достигает половины высоты своей соседки и наклонена еще сильнее, так как по плану была выстроена наклонной. Без сомнения башня в один прекрасный день обрушится на болонских торговцев, приютившихся со своими медными изделиями у ее основания.
Знаменитый Болонский университет за время своего существования менявший несколько раз свое помещение, ныне помещается в палаццо Челлези. Б. академия художеств обладает одним из лучших собраний предметов искусства, и в особенности галереей картин всех итальянских мастеров. Особенное внимание знатоков обращает на себя святая Цецилия Рафаэля. Академия богата преимущественно полотнами старых мастеров, стоявших во главе Болонской школы живописи: Франчья, Карраччи, Гвидо Рени, Доменикино и Гверчино. Вне города, на маленьком возвышении, находится женский монастырь с Мадонною св. Луки, куда стекаются пилигримы. К церкви ведет галерея, состоящая из 635 арок. В окрестностях Б. находится монастырь и кладбище de la-Certosa, одно из самых красивых.
Б. издавна славится своими шелковыми тканями и крепом. Производство бархата, тюля, сукна, соломенных шляп, веревочных снастей и химических продуктов, приготовление консервов и колбасы составляют главные занятия жителей.
Болонья была основана этрусками под именем Фельзины и получила свое названиe Bononia от бойев, галльского племени в Италии, завладевшего городом. В 189 году до Р. X. она сделалась римской колонией и украсилась множеством памятников, из которых ни один почти не уцелел. В средние века Б. входила в состав Равенского греческого экзархата, а за тем, в VIII столетии, отдалась под власть ломбардского короля Луитпранда. Карл Великий даровал Б. права свободного города, в гербе которого отныне помещено слово «свобода» (libertas). В спорах, происходивших между старыми итальянскими городами, Б. всегда отличалась своей ревностной преданностью папскому престолу; она сражалась ожесточенно с гибелинами. Энцио, любимый сын Фридриха II, находился здесь в плену в течение 22-х лет, до самой своей смерти. Дворянство в Б. не несло общественной службы; в ней отдавалось предпочтение демократическому строю городов Тосканы перед аристократическим режимом городов Ломбардии. Втечение всего ХV столетия в Б. происходила борьба за власть между двумя могущественными фамилиями Бентивольи и Ченедули. В 1512 г. Юлий II овладел Б. и присоединил ее вновь к римским владениям. В ней произошло по случаю заключения Конкордата в 1515 г. свидание между Львом Х и Франциском I, а Карл V торжественно был коронован здесь в 1530 году папой Климентом VII после того, как роздал своим союзникам различные провинции Италии. В 1796 г. Б. была занята французами и вошла сначала в состав Цизальпинской республики, а затем сделалась главн. гор. департамента Рено, вновь образованного Итальянского королевства. Будучи возвращена в 1815 г. папскому престолу, она служила очагом революционной борьбы против Григория XVI. В ней провозглашено было временное правительство и конституция. Но австрийцы заняли город, изгнали мятежников и закрыли университет (1831 – 1832). Другое революционное движение, нашедшее поддержку в Пие IX, вспыхнуло в 1846 г.; патриоты еще раз потерпели поражение после трехлетней борьбы (1849 г.). Б. стала опять столицей одного из четырех папских владений. В 1860 г. она, вместе со всей Романьей, присоединилась к Итальянскому королевству.
Болонья – родина многих великих людей; в ней родились художники Франчья, Приматичче, трое Карраччи, Доминикино, Гвидо Рени, Альбани, кардинал Альбертини, ставший впоследствии папой под именем Бенедикта XIV (? 1758 года), кардинал Меццофанти, много лет заведовавший болонской библиотекой и будто бы говоривший на 42-х языках (умер в 1849 г.), и многих ученых, с знаменитым Гальвани во главе, производившим здесь в 1789 г. свои опыты над электричеством. Ср. Guidicini, «Cose notabili della citta di Bologna» (Болонья,. 1869 – 1874 г., 5 т); Mazzi, «Compendio della gloria di Bologna» (Болонья, 1875 г.).
Теги: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Просмотров: 16 | Добавил: creditor | Теги: Энциклопедический словарь Брокгауза | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close