Главная » Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона


14:34
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Бронхит
Бронхит. – А) Острый бронхиальный катар, Bronchitis acuta. – Название «катар» явилось вследствие господствовавшего в средние века предположения, будто в черепе накопляется слизь, которая может стекать в бронхи. В начале текущего столетия слово катар бронхов заменили во Франции словом «bronchitis», бронхит, но прежнее название продолжает существовать и до сих пор. Причины Б. составляют: 1) климатические условия, быстрые переходы температуры, сухие холодные ветры и т.п. атмосферные влияния; 2) вдыхание пыльного и раздражающего воздуха, едких газов и т.п, 3) охлаждение отдельных частей тела, в особенности ног, при предрасположении к бронхиту; 4) разные инфекционные заболевания, каковы: оспа, тиф; корь, скарлатина. и т.д. не протекают обыкновенно без бронхита; 5) пороки сердца, эмфизема и т.д.
Острый катар бронхов может поразить крупные, средние и мелкие бронхи и характеризуется набуханием слизистой оболочки, которая становится красной и сначала выделяет скудный секрет, но затем секрет увеличивается и становится вязкой, прозрачной, трудно отделяемой слизью. Если в этих случаях разрывается сосуд, то выделяемое окрашено кровью. Особенно опасным надо считать воспаление мелких бронхов (Bronchitis capillaris), вследствие того, что секрет, закупоривающий просвет мелких бронхов, не дает возможности пройти до альвеол вдыхаемому воздуху, отчего затрудняется газообмен в легких. Припадки острого бронхита следующие: у детей появляется лихорадочное состояние, озноб, обыкновенно исчезающие через несколько дней, В начале болезни замечается одышка, более или менее упорный кашель, причем количество мокроты крайне незначительно. При перкуссии не определяется ничего особенного, При выслушивании (аускультации) определяется более жесткое и грубое дыхание и сухие, то крупные, то мелкие хрипы. Острый бронхит протекает обыкновенно в 6 – 12 дней без следа или переходит в хроническое состояние. Наилучшее предупреждающее средство против острого бронхита – это приучить себя к холоду (в комнате должно быть не выше 14° Ц., холодные обтирания всего тела и т.д.). При развившемся бронхите, против него лучше всего действует русская народная баня. Кроме того, если есть кашель, то его нужно успокоить наркотическими средствами, или горчичниками на грудь, икры и т.д. При сухом кашле, надо дышать над самоваром или посредством пульверизатора.
В) Хронический бронхиальный катар. Bronchitis chronica. Хронический катар обыкновенно распространяется на бронхи обоих легких, причем слизистая оболочка представляет следы хронического воспаления, т.е. слизистая оболочка утолщена, набухла, и покрыта слизисто-гнойным секретом, соединительная ткань бронхов гипертрофированна (утолщена); просвет бронхов сужен. Хронический бронхит имеет следующие формы: а) сухой бронхит (Laennec'a); b) бpонхобленоррея – характеризующаяся отделением большого количества слизисто-гнойного секрета; с) гнилостный бронхит, когда застоявшаяся мокрота разлагается в бронхах и приобретает сильный запах гнили; иногда же гной прорывается в бронхи из гангренозных фокусов легкого, тогда слизистая оболочка бронхов омертвевает и выбрасывается в виде черных вонючих хлопьев. d) бронхоррея, – при которой выделяется много водянистой жидкости, и е)круп бронх, когда по временам выделяются древовидно-разветвленные свертки фибрина. Хронический бронхит развивается или из острого или является сразу, без острого периода. Кроме того, Б. может развиться на почве истощения, при золотухе, рахите и т.д. Б. сопровождает многие болезни легких, сердца и т.д. Припадки Б. очень тягостны: помимо хронического кашля и отхаркивания мокроты, по временам является отдышка, потливость и т.д. При выслушивали имеются только крупно– или мелкопузырчатые хрипы. При лечении хронического Б., нужно прежде всего устранить причины его поддерживающие. С этой целью рекомендуются – поездка на щелочные воды (Эссентуки, Карлсбад и т.д.) и гигиеническая обстановка. При большом количестве мокроты хороши вдыхания паров скипидара; при зловонной мокроте – вдыхание 1% раствора карболовой кислоты. При сухом и мучительном кашле – показано употребление наркотических: как опий, морфий и т.д. Кроме того, нужно обратить внимание на общее состояние больного: при золотухе, английской болезни и т. д. Показано лечение, соответствующее основному заболеванию.
Л. Ф.
Брукнер
Брукнер (Антон Bruckner) – композитор, родился 4 сент. 1824 г. в Ансфельдене (Верхняя Австрия); самоучкою достиг в музыке таких результатов, что в 1855 г. мог принять место органиста собора в Линце. Отсюда предпринимал неоднократные поездки в Вену, где ему представилась возможность основательнее изучить контрапункт под руководством Симона Сехтера. Впоследствии Брукнер получил еще место преподавателя органной игры и композиции в венской консерватории, а в 1875 г. назначен был лектором по музыке в университете, который в 1891 г. даровал ему степень доктора философии. Из музыкальных произведений Б. должно отметить его духовные хоровые пьесы (несколько месс, один Те Deum и проч.), но в особенности его семь симфоний, из которых иные имели в 80-х годах большой успех. Его инструментальная музыка отличается большим гармоническим разнообразием, в чем проявляется влияние Рихарда Вагнера.
Брунеллески
Брунеллески (Filippo Brunelleschi) – один из лучших итальянских архитекторов, родился во Флоренции в 1377 году. Отец его, нотариус по профессии, хотел было, чтобы и сын избрал себе туже профессию, но, заметив наклонность мальчика к механике, отдал его в ученье к золотых дел мастеру. Б. с жаром занимался всем тем, что нужно для архитектора и в 1401 г. выступил на конкурс по постройке баптистерии при церкви San Giovanni. Вскоре он уехал в Рим и принялся там за изучение римского или классического стиля, который около этого времени был совсем заброшен в Италии. По возвращении во Флоренцию, в 1407 г., Б. получил заказ на купол кафедральной церкви Santa Maria del Fiore. Начавши свою работу, вследствие разных интриг, только в 1419 г., Б. не успел окончить ее и умер в 1446 г. Купол этот, превосходящий по своим размерам знаменитый купол собора св. Петра в Риме, до ныне считается чудом строительного искусства. Из других работ Б. упомянем: дворец во Флоренции, церкви св. Лаврентия и Свят. Духа и изящную Сареllа del Pazzi.
Бруно
Бруно (Джордано Bruno) – итальян. философ. род. в Ноле в 1543, в 1563 вступил в Доминиканский орден, но вскоре за свои сомнения относительно пресуществления и непорочного зачатия Девы Марии навлек на себя подозрения в еретичестве, принужден был бежать и в 1576 г. покинул Италию. С этих пор он скитался по Европе: в 1577 был в Женеве, оттуда отправился в Тулузу, где читал публичные лекции о книге Аристотеля «De anima», а в 1579 г. посетил Париж, где читал лекции о книге Раймунда Люлля «Великое искусство»; этим двум предметам посвящено и значительное число его сочинений. Его споры со сторонниками Аристотеля принудили его покинуть Париж и он в 1583 г. отправился в Лондон, где оставался в продолжение двух лет. Здесь он жил под покровительством французского посланника Мишеля де-Шатонеф-де-ла-Мовисьера и написал свои главнейшие произведения; в 1585 г. снова отправился в Париж, а в следующем году в Марбург, где ему запрещено было читать лекции, вследствие чего он переехал в Виттенберг, где в 1586 – 88 гг. читал лекции и при своем отъезде произнес горячую похвальную речь Лютеру. В следующие годы Б. жил в Праге, Гельмштедте, Франкфурте-на-Майне и Цюрихе и в 1592 г. возвратился в Италию. Несколько месяцев он прожил в Венеции и Падуе, никем не беспокоимый. Но 22 мая 1592 г. он был схвачен инквизицией в Венеции и в январе 1593 г. отправлен в Рим, где после семилетнего тюремного заключения и тщетных попыток склонить его к отречению от своих учений, 17 февраля 1600 г., был сожжен на Кампо деи Фиори, как еретик и нарушитель монашеского обета. Мужественно заявил Б. своим судьям, подобно Сократу, что им приходится с большим страхом встретить свой приговор, чем самому осужденному. Освобожденная Италия (1865) поспешила воздвигнуть в Неаполе памятник знаменитому мученику за свободу мысли и исследования, а 9 июня 1889 был торжественно открыт ему памятник на той самой площади Кампо деи Фиори, на которой инквизиция около 300 лет тому назад позорно предала его казни.
Сочинения Д. Б., из которых главнейшие написаны на его родном языке, обнаруживают ум твердый, смелый, впечатлительный, способный к сильному одушевлению, но тщетно стремящийся достигнуть ясности. Его «Cena delle ceneri» (речи в среду на первой неделе Великого поста) являются апологией Коперниковской астрономии; «Spaccio della bestia trionfante» (Париж, 1584) представляет собою написанную в духе того времени довольно тяжелую аллегорию, в которой он вместо звериных образов переносит на небо добродетели и делает сатирические замечания насчет современников. В «Cabala del cavallo Pegaseo coll'aggiunta dell'asino Cillenico» (Пар., 1585) он иронически восхваляет счастье невежества. Стихотворение, изданное им под заглавием «Degli eroici furori» (Париж, 1585), прославляет божественную любовь к истине. Несколько ранее (1582) он написал сатирическую комедию «Il candelajo». Главнейшие произведения Б. относятся к метафизике и из них особенно замечательны: «Della causa, principio ed uno» (Венеция, 1584); «Del infinito universo e mondi» (Венеция, 1584) и стихотворение «De innumerabilibus, immenso et infigurabili, s. do universo et mundis» (вместе с сочинением «De monade, numero et figura», Франкф., 1591). Заслуга Б. состоит в том, что он впервые стал защищать философские выводы из системы Коперника, беспощадно полемизируя против учения схоластической метафизики о центральном положении земли. Наряду с мыслью о бесконечности мироздания, он защищал идею единства, и внутренней связи всех вещей, как против эмпирического ограничения познавательной способности человека, так и против догматики схоластиков Аристотелевой системы. Его учение оставалось почти незамеченным, пока не обратили на него внимания Ф. Г. Якоби в своих «Briefen uber die Lehre des Spinoza», в которых он сделал извлечения из главнейших сочинений Б., а за ним Шеллинг в своем диалоге о мировой душе, озаглавленном «Bruno». Оригинальные издания сочинений Б. вообще редки; на итальянском языке они напечатаны Вагнером в «Opere di Giordaпо В.» (2 т., Лейпциг, 1830), с биографическим введением, и П. де-Логардом (Геттинген, 1888 – 89): на латинском языке их собрал отчасти Гефрёрер (т. 1 и 2, Штутг., 1834 – 36); сочинение «De umbris idearum» издал Туджини (Берлин, 1868).
Ср. Bartolomes «Jordano В. de Nola» (2 т., Париж, 1846); Clemens, «Giordano В. und Nicol. von Cusa» (Бонн, 1847); Carriere,"Die philos. Weltanschauung der Reformationszeit" (Штутг., 1847) Scartazzini, «Giordano В.» (Биль, 1867); Верти, «Vita di Giordano B. da Nola» (Флор., 1868); Wernekke, «Giordano B.-s Polemik gegen die Aristotelische Kosmologie» (Дрезден, 1871); A. Colocci, «Giordano B. Cenni biografici con documenti» (Рим, 1876); Hartung, «Grundlinieu einer Ethik bei Giordano В.» (Лейпц., 1879);Sigwart, «Die Lebensgeschichte Giordano B.» (Тюб., 1880); Barti, «Documenti intorno a G. В.» (Флор., 1880); Brunnhofer, «G. B. Weltanschaung und Verhangniss» (Лейпц., 1883): Plumptree, «Life and Works of Giordano B.» (Лонд., 3 т., 1884). Н. Я. Грот, «Джордано Бруно и пантеизм» (Одесса, 1885); Э. Л. Радлов в «Русск. Обозр.» 1890.
Брус
Брус – это кусок камня, дерева или металла произвольной длины, имеющий в поперечном сечении четырехугольник или квадрат, а при изготовлении его из железа или другого металла, более сложное поперечное сечение. Из камня и дерева – поперечное сечение бруса представляет обыкновенно прямоугольник, реже квадрат, а формы сечения железных брусьев – круг, которое имеет круглое железо; квадрат – квадратное железо; прямоугольник – полосовое железо; полуцилиндрическое – имеет выпуклое или полукруглое железо; формы латинской буквы L – угловое железо; формы латинской буквы Т – тавровое железо; двойной буквы Т – двутавровое железо; прямоугольного желоба – желобчатое железо, и разнообразных форм желоба – желобчато-рельсовое железо. Все вышесказанные сорта имеются в продаже; в случае же проектирования новых, не следует давать железу такие формы, для выделки коих понадобилось бы перекашивать его волокна. Угловое и вообще всякое фигурное железо, при толщине, превосходящей один дюйм, менее доброкачественно, чем то, которое тоньше. Если бы понадобилось иметь железные брусья большей толщины, то выгоднее составлять их из тонких брусьев. Вес одного куб. Фута железа=13,60; стали=13,84; чугуна серого=12,45 и чугуна белого=12,96. Вес сосновых брусьев определяется по формуле: р=0,166dl, в которой d обозначает площадь поперечного сечения в вершках, а l – длина его в саженях. Вес брусьев других древесных пород определяется по отношению их удельного веса к весу соснового дерева.
Литература. О. Зефков, «Таблицы для измерения дерева в брусьях и досках»(1884, с. 54 таблицами); М. Купце, «Учебник древоизмерения» (1878) Э. Ф.
Брусника
Брусника, Брусница (Vaccinium vitis idaea L.) – весьма хорошо известное и распространенное в северной и средней России небольшое полукустарниковое растение из семейства того же имени. Короткие, пригнутые к земле деревянистые стебельки этого растения несут кожистые, толстые, овальные зимующие листья, и на верхушке короткую кисть мелких бело-розовых цветов, устроенных по типу всех брусничных. Плод – ягода с водянистою мякотью, в которую погружены семена, созревает от конца июля до конца августа; плоды сидят весьма плотно вместе, от 2 – 3 до 7 – 9 штук, отличаясь как этим самым расположением, так и внутренним устройством своим, а также и иным характером листьев и ветвей от весьма сходного по общему наружному облику растения – Толокнянки или ложной брусники (Arctostaphylos). Плоды Б. очень любимы и имеют обширное применение в домашнем хозяйстве, как варенье и моченые с яблоками или без них. Б. обильно растет в хвойных сухих лесах и реже по болотистым местам северной России (и Сев. Европы), не идя на юг в ее лесостепную и степную области.
А. А.
Брут (Децим-Юний Brutus)
Брут (Децим-Юний Brutus) – другой из главных участников в умерщвлении Цезаря, род. около 84 г. до Р. Х.. отличился в галльской и гражданской войнах и, как особенный любимец и друг Цезаря, был осыпан им милостями и почестями. Несмотря на это, он принял на себя при заговоре обязанность уговорить колебавшегося Цезаря идти в сенат. По смерти Цезаря, он защищал против Антония Цизальпинскую Галлию, но был оставлен своим войском и умерщвлен, по приказанию Антония. В цицероновских «Epistolae ad familiares» заключается часть переписки между Б. и Цицероном.
Брут (Марк-Юний Brutus)
Брут (Марк-Юний Brutus) – известнейший между убийцами Цезаря, происходил из плебейского рода, родился, вероятно, в 79 г. до Р. Х. и был сыном Марка-Юния Б. и сводной сестры Катона Утического, Сервилии, находившейся в близких отношениях к Цезарю. Б. был усыновлен братом своей матери, Кв. Сервилием Цепионом. и получил, поэтому, его имя. Во второй раз он был женат на Порции, дочери Катона Утического. Б. был сперва противником Помпея, умертвившего в Галлии его отца, но потом примкнул к нему, когда Помпей выступил защитником дела оптиматов. Однако, после битвы при Фарсале (48 г. до Р. Х.), он перешел на сторону Цезаря, который дружески принял его и дал ему в 46 г. в управление Цизальпинскую Галлию, а в 44 г. преторство, после чего он должен был получить в управление Македонию. И все таки Б. стал главою заговора против Цезаря. Он получал с разных сторон анонимные требования, напоминавшие ему о происхождении от Брута, освободителя Рима от царской власти, и побуждавшие его к отпадению от Цезаря. Наконец, Kaccий привлек его на свою сторону. Пример Б. побудил затем и многих знатных римлян примкнуть к заговору против Цезаря. Но когда последний был убит, Б. и заговорщикам не удалось увлечь за собою народ Антоний, умерщвлению которого за одно с Цезарем воспрепятствовал сам Брут, сумел, путем прочтения народу завещания Цезаря, которым предоставлялись народу весьма значительные суммы, возбудить в толпе ярость и жажду мести его убийцам. Тогда Б. направился в Афины и захватил Македонию. Гортензий, управлявший до тех пор Македониею, присоединился к нему. Владея всей Грецией и Македонией, Б. стал во главе сильного войска, с которым разбил, в 43 г. до Р. Х., Гая Антония, брата триумвира, и взял его в плен. Затем он двинулся в Азию и соединился с победоносным Кассием, вместе с которым получил от сената верховную власть над всеми провинциями на Востоке. В Риме, однако, скоро восторжествовали триумвиры, Антоний, Октавиан и Лепид. Все заговорщики были осуждены, и против Б. с Kaccием было снаряжено войско. Последние двинулись назад в Европу, чтобы дать отпор триумвирам. Они переправились через Геллеспонт и стянули свое войско, 19 легионов и 20000 конницы, на равнинах при Филиппах в Македонии, где триумвиры Антоний и Октавиан столкнулись с ними осенью 42 г. до Р. Х. В первой битве, которую вел Октавиан, Б. взял верх над его войсками; но Kaccий был разбит Антонием и умертвил сам себя. Спустя около 20 дней, Б. вынужден был требованиями своего войска дать второе сражение, в котором и потерпел полное поражение. С немногими друзьями он успел избежать гибели. Видя, однако, что его дело погибло бесповоротно, он бросился на свой меч. Из речей Б. сохранились лишь немногие отрывки; напротив того, его переписка с Цицероном сохранилась вся и составляет два тома. Подлинность отдельных писем, однако, оспаривалась, и именно Тэнстолем (Кэмбр., 1741 и Лонд., 1744), Цумптом (Берлин, 1845) и Мейером (Штуттг., 1881); защитниками же подлинности их выступали: Мидльтон (Лондон, 1743), Герман (Гётт., 1844 – 45), Кобэ (в «Mnemosyne», 1879), Гастон Буассье («Ciceron et ses amis», Париж, 1865; 7-е изд. 1884).
Брутто
Брутто, т.е. не чистый, выражение заимствованное из итальянского языка (brutto) и соответствует русскому понятию валовой; напр. вес брутто означает вес товара вместе с его упаковкой. Доход брутто, в противоположность доходу нетто. означает такой доход, из которого следует еще вычесть издержки и проч. для получения чистого дохода.
Брюква
Брюква (Brassica Napus L. esculenta), бушма (Каз.), бручка (Белор.), грухва груша (Нижег., Симб.), галанка (Арх., Волог.), желтуха, землянуха(Арх.), калива (Новг.), каливка (Псковск., Тверск.), калика (Пск.), калига (Пермск.), немка (Смол.); по нем. Kohlrьbe, Steckrьbe, Bodenkohlrabi, Unterkohlrabi, Krautrьbe, Dorsche, Rutabaga, Wrucke; по фр.: chourutabaga, navet de Suede; по англ.: Swedish turnip, Underground kohlrabi. – Один из видов семейства крестоцветных, рода капусты, принадлежит к числу весьма распространенных у нас корнеплодов, возделываемых как на полях, так и на огородах. Листья у брюквы голубоватозеленые, нижние лировидно-раздельные, Верхние продолговатые, с расширенным сердцевидным основанием, полустеблеобъемлющие; цветочная кисть редкая, раскрытые цветки не превышают нераскрытых; они золотисто-желтые с сильным медовым запахом; чашечка к концу времени цветения полуоткрытая; короткие тычинки косо вверх стоящие; корень, употребляемый в пищу, мясистый, толстый, несколько выдается из земли. Родиной Б. считается восточная половина Европы.
Г. Т.
Брюква двухлетнее растение: обыкновенно в первом году после посева образуется малоразветвленный, более или менее длинный и толстый, главный корень, сравнительно бедный мелкими отростками (волосками) и довольно богатый ботвою, состоящею исключительно из корневых листьев, развивающихся на головке корня, т.е. самой верхней его части. Цветение и созревание семян происходит на втором году и только лишь в исключительных случаях могут быть собраны семена в год посева.
На полях большею частью разводятся кормовые сорта, идущие на корм скоту, в огородах же – столовые, т.е. употребляемые в пищу человеком. Все кормовые сорта профессор И. А. Стебут (см. «Основы полевой культуры», том 1, стр. 81) подразделяет, по цвету мяса корней, на две группы: белые и желтые; к первым относятся: обыкновенная белая Б. с яйцевидным, иногда удлиненным корнем; круглая, шарообразная, но нередко переходящая в первую, и красношейная или красноголовая, тоже круглая (Суттона Чампьен); ко вторым принадлежат: английская, или английская рутабага, с фиолетовою шейкой; шведская или шведская рутабага, с зеленою шейкой, красноголовая Лэньи, бронзоголовая Дэрби и другие. Между огородными или столовыми сортами одним из лучших считается красносельская желтая Б., шаровидно-сплюснутой формы, созревающая раньше других сортов. Затем следует шведская желтая, средней величины с желтою кожицей и ароматическим, нежным на вкус, желтым мясом, масляная и яблочная. Один из желтых сортов, красноголовая Б., достигающая больших размеров, употребляется также и в корм скота. Из белых особенно замечательны: круглая, средней величины, красноголовая – более крупная и масляная коротколистная. Брюква успешно произрастает в более влажном, сыром климате, даже на крайнем севере – в повенецком (Олонецкой губ.), онежском (Архангельской губ.) и вельском (Вологодск. губ.) уездах и в Сибири (Тобольской, Томской и Иркутской губ.), хотя в первое время своего развития значительно страдает от холода. Довольствуясь, сравнительно, неглубокой почвой, средней плотности, преимущественно свежей суглинистой, супесчаной и даже песчаной, но богатой содержанием извести. Б. может возделываться, хотя и с значительно меньшим успехом, на плотных и осушенных болотно-черноземных почвах. Но известковые почвы не пригодны для Б., как и вообще для всех корнеплодов.
Будучи паровым растением, разводимым в паровом клине, Б. сносит сильное удобрение хлевным навозом и потому может следовать в поле за растениями истощающими почву, например, после яровых хлебов и часто высаживается после люцерны и клевера, но как корнеплод особенно чувствительный к скорому возвращению на прежнее место, она не может быть разводима на одном и том же поле раньше как чрез восемь лет. В местностях, где климат удлиняет продолжительность периода благоприятного для произрастания растений, Б., разводимая высадкой, может следовать в паровом поле за рано оставляющими его озимыми или же яровыми растениями, высеваемыми там до занятия поля, в конце мая, под Б., как это бывает, например, с озимою рожью и белою горчицей весеннего посева, скашиваемыми на зеленый корм, мясокрасным клевером, высеянным в предыдущую осень и друг., причем требуется менее тщательная разработка почвы, чем у прочих корнеплодов – разрыхление ее на глубину не более 5 – 6 вершков. Семена Б. чрезвычайно мелки: по показанию Р. И. Шредера в лоте заключается их около 4000, четверик же весит 43 – 47 фунтов; всхожесть их колеблется между 54 и 98%, или в среднем 75%, и сохраняется до 5 лет, уменьшаясь почти прогрессивно. Высевают семена рядами с покрышкой землею в 1/2 – 3/4 дюйма. Для надлежащего развития Б. расстояние между рядами должно быть в 11/2 – 2 фута, а в ряду 1 – 11/2 ф., отчего необходимо высеять на одну десятину 25 – 35 фунтов семян, смотря по их всхожести. Но гораздо чаще посев Б. заменяется. высадкой рассады, т. е. готовых молодых растений, взятых из предварительно произведенного посева в рассаднике или на семенных грядах, заложенных в защищенном месте, где посев может быть произведен на месяц раньше, чем в поле – уже в конце апреля. При огородной культуре рассадник заменяется иногда полутеплым или холодным парником. Для засадки одной десятины поля, или для получения 40000 саженцев брюквенной рассады, достаточно иметь 40 – 60 квадр. сажен, семенных гряд и на них высеять 2 – 3 фунта семян.
Дальнейший уход за посевом и высадкой Б. заключается в мотыжении почвы на междурядиях, с целью разрыхления ее и уничтожения появившихся там сорных трав, с воспособлением полотьем, что повторяется в течение лета несколько раз и соединяется обыкновенно с продергиванием, или прореживанием растений в густых местах, и окучиванием их.
Болезни Б. немногочисленны: чаще всего на ней появляется мучная роса, происходящая от грибка Erisipe communis Wallr, а также плесень, образуемая тоже грибком Perenospora parasitica Tul. Из насекомых особенно опасны земляные блохи (Haltica nеmorum и Н. oleracea), для устранения вреда от которых следует позаботиться об одновременном дружном появлении семенных всходов и скором и сильном развитии последних, что достигается своевременным производством полного, но не густого посева, надлежащей последовательностью в смене растений на поле, соответственною обработкой и удобрением почвы и т.п. В рассадниках можно уничтожать этих насекомых, вспрыскивая растения навозной жижей, посыпая их по росе золой, смешанной с известью, оттеняя гряды накладкой и т.п. Затем следует еще упомянуть: а) о трех видах боярышницы – капустной (Pieris brassiсае L. ), репной (P. rapae) и брюквенной (P. napi), из которых первые два уничтожаются еженедельным собиранием молодых гусениц и раздавливанием яичек на нижней поверхности листьев, вред же от третьего вида предупреждается надлежащим выбором времени для посева, чтобы время лета бабочек не могло совпасть с первым развитием появляющихся всходов; б) о репном пилильщике (Athalia spinarum Fabr.), для истребления которого рекомендуется только одно проборонование поля, пока растения еще не велики, и наконец в) о полевом слизне (Limax agrestis), для уничтожения коего можно выносить на поле по утрам и вечерам уток, собирать его под разложенными на поле гончарными черепками, кусками тыквы или моркови, посыпать поле после сильной росы или дождя негашеною известью, или порошком железного купороса, смешанным с песком, поливать его известковой водой, соляным раствором, навозной жижей и т.п.
Приспевание Б. обозначается завяданием листьев и наступает чрез 22 – 26 недель после посева (на севере, напр., в Вологодской губ., несколько раньше – уже в половине августа); но в суровом климате уборка, в ущерб количеству урожая, производится раньше завядания ботвы, чтобы не заморозить корней во время уборки и выбирать их из земли в хорошую погоду возможно чистыми и сухими для более надежного сохранения зимою. У вынутых из почвы корней кормовой Б. срезываются головки (верхняя часть с ботвою) и тонкие части главного корня и мелких его разветвлений. Сохраняется Б. в лабазах, погребах и кучах (ометах, бунтах и компостах) труднее других корнеплодов, а потому в Германии предпочитают им неглубокие (в 1 – 11/2 фута глубины) ямы, размещая в последних корни Б. один возле другого, в один или два ряда, обрезанными головками или хвостами вверх, и наполняя промежутки между ними землею. Ямы окружаются небольшими валиками, сделанными из вынутой земли. При наступлении сильных морозов Б. прикрывается слоем древесных листьев или соломы, поверх которого насыпается слой земли.
Урожайность корней Б., завися от погоды, почвы, культуры и разводимого сорта, колеблется между 400 и 85 берковцами с десятины, или в среднем 200 берковцев, что составляет 1616 четвериков, хотя в единичных случаях получалось с десятины до 540 берковцев.
О достоинстве Б., как кормового вещества, можно судить по следующим данным: в корнях ее содержится белковых веществ – 9,7%, безазотистых и экстрактивных – 72,6% и жира – 0,8%, т.е. белковые вещества относятся к безазотистым, как 1:7,5.
С.
Брюллов
Брюллов (Карл Павлович), род. в Петербурге 12 дек. 1799 г. Отдаленные его предки были французы, но отец – немец с французской фамилией Brulleau; который был скульптор резчик и живописец миниатюр. Сын уже с малых лет выказывал особенные способности к рисованию и получил первые уроки в этом искусстве от отца. Десяти лет, Карл был отдан в Академию художеств и скоро стал удивлять всех своими успехами в рисовании; но был слаб в науках, которых преподавание в то время велось в академии. Что же касается искусств, то в этом отношении Б. во все время пребывания в академии считался первым между сверстниками; его наставниками были А. Иванов (Старший), А. Егоров и В. Шебуев. В 1821 г. молодой Б. получил золотую медаль за картину: «Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского», и вместе с тем право на отправку заграницу на казенный счет. Но в том же году состоялось постановление, чтобы молодые художники были отправляемы заграницу лишь спустя три года по окончании ими курса в академии. Общество поощрения художников пришло на помощь молодому Б., постановив, не ожидая истечения трехлетнего срока, послать его на свой счет заграницу, что и было сделано в 1822 г. По высочайшему повелению он должен был изменить свою фамилию Брюлло в Брюллова. В то время русские художники проводили значительную часть своей жизни заграницей, обыкновенно в Риме, где и писали свои лучшие картины. Бруни и Басин уже три года работали в Риме, когда прибыл туда Б. Басин всего прожил заграницею 11 лет, Б. – 13, а Бруни и гораздо более. Первое время пребывания своего в Италии Б. писал картины из римской жизни; между прочим, он написал две женские поясные фигуры, известные под названием: «Утро и Полдень», и скопировал для петербургской академии художеств «Афинскую школу» Рафаэля. Лучшее и колоссальное его произведение: «Последний день Помпеи» было написано в промежуток времени 1830 – 33 года по заказу А. Демидова. В Италии эта картина произвела фурор и в честь ее был устроен настоящий триумф. Потом она была выставлена в Париже, где ее приняли, хотя и с меньшим восторгом, но все же с большим одобрением. Гравер Жирар исполнил в Париже с картины Б. большую гравюру черной манерой с подправкою резцом. В Россию эта картина прибыла в 1834 г. и была вознесена художниками и публикой на такую высоту, какой достигали лишь лучшие произведения лучших художников прежнего и нового времени. Когда в 1836 г. Б. возвратился в Петербург, совершив из Италии путешествие чрез Грецию, Турцию и Малую Азию на юг России и оттуда в Москву, то его ожидала чрезвычайно почетная встреча в недрах академии, члены которой устроили ему торжественный обед в той самой зале, где была выставлена его знаменитая картина. Впоследствии, когда наступила пора преобладания реализма в живописи, критика старалась унизить произведение Б., не находя в нем ни исторических, ни даже характерных черт человеческих страстей, которые бы соответствовали событию; но пора этой второй крайности тоже миновала. «Последний день Помпеи» (в русской школе Эрмитажа), как и «Медный змий» Бруни, составили эпоху в русской живописи. Картина Б. получила широкую известность и в тех местах, где она никогда не была видана, благодаря прекрасной большой гравюре, о которой было упомянуто выше. Один петербургский художник писал масляными красками с «Посл. дня Помпеи»в уменьшенном виде много раз и тем существовал несколько лет. Из других больших произведений Б.: «Распятие», находится в Петропавловской лютеранской церкви в Петербурге. Торс распятого Христа был почти окончен в один день; присутствовавший при этом бывший учитель Б., профессор А. Егоров, в удивлении от искусства своего ученика, воскликнул: «Карл, ты кистью Бога хвалишь!» В Казанском соборе находится большой запрестольный образ работы Б.: «Взятие Божией Матери на небо», рядом с нею «Покров Божией Матери» – Бруни и «Введение Богородицы во храм» – Васина. В Сергиевской пустыни (близ Петербурга) «Св. Троица» – Б. Кроме того, он написал несколько образов для церкви на Аптекарском острове, «Спаситель во гробе» (в домовой церкви гр. Адлерберга). Большие работы религиозной живописи в Исаакиевском соборе, порученные Б. в 1842, а именно – плафон, двенадцать фигур апостолов в подкупольной башне и еще четыре картины, были сочинены и нарисованы Б. в виде картонов, но по причине его болезни были написаны Басиным. Только живопись плафона была начата Б.; эта огромная картина в 1600 кв. аршин (около 800 кв. м.), тоже оконченная Басиным, изображает молящуюся Богоматерь, окруженную св. Иоанном Крестителем и св. Иоанном Богословом и сонмом святых, соименных членам Императорской фамилии. По исторической живописи Б., кроме «Последнего дня Помпеи», написал еще «Смерть Инесы де Кастро», и «Осаду Пскова» (оставшуюся только начатою); обе картины находятся в Академии художеств. Он сделал также эскиз картины: «Нашествие Гензериха на Рим». Большая часть фигур его исторических картин изображены им в сильном движении и в техническом исполнении видны скорость и решительность. Б. был сильный колорист и превосходный рисовальщик; в последнем отношении – благодаря своим учителям, профессорам академии, и требовательности отца, заставлявшего его многократно рисовать с античных статуй. В картинах неисторического содержания отчасти продолжается та же особенность, как напр. в Эндимионе и Диане, также в бытовых итальянских, но в других – покой. Б. был также замечательным портретистом; из произведений этого рода упомянем про портреты: кн. А. Голицына во весь рост (гравирован на стали Ройтом), герцога М. Лейхтенбергского и собственный портрет художника, писанный им во время болезни, – в особенности последний. Этот портрет был литографирован Тиммом в его русском «Художественном Листке»; но более замечательна гравюра, исполненная резчиком по меди Пожалостиным. Б. писал не только масляными красками, но был и отличным акварелистом. Сюжеты акварели были жанровые, но Б. иногда унижался и до грубо эротических произведений. Болезнь заставила Б. в 1849 г. отправиться для лечения на остров Мадеру, где он был одновременно с герц. М. Лейхтенбергским. Пребывание на этом острове восстановило было его силы, но с приездом в Италию, он опять почувствовал себя худо и 12 июня 1852 умер в местечке Марчиано, близ Рима. Он похоронен на кладбище МонтеТестаччио в Риме. Б. при жизни имел, конечно, обширнейшие знакомства, особенно в обществе служителей искусства, но особенно близок он был к писателю Н. Кукольнику, композитору М. Глинке и актеру В. Самойлову. В числе учеников Б. некоторые получили впоследствии большую или меньшую известность. Федотов – жанрист-сатирик, ничем не похожий на своего учителя; Петровский, умерший почти в начале своего художественного поприща; Моллер – автор картин «Поцелуй» и «Проповедь Иоанна на острове Патмосе»; Михайлов («Девушка ставит свечу перед образом»); Капков («Вдовушка» и «Татьяна, читающая свое письмо к Онегину»), известный выразительностью своих головок, и Шевченко. Но Б., несмотря на силу своего таланта, не создал школы. Было упомянуто о портрете Б., писанном им самим; в «Последнем дне Помпеи» он изобразил себя на втором плане в виде художника; в Академии художеств в Петербурге находится гипсовый снимок с бюста Б., работы И. Витали. Несмотря на крупную художественную личность Б., его полная биография не написана и точная оценка его значения для русского искусства еще не сделана. Критич. этюд Стасова о Б. («Рус. Вест.», 1861), во многих отношениях для него неблагоприятный, недостаточно определяет его значение. Однако, надо признать, что результаты художественной деятельности Б. не находятся в соответствии с его большим талантом.
Ф. Петрушевский.

Ссылка на страницу: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Теги: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Просмотров: 174 | | Рейтинг: 0.0/0 Символов: 35341

ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам

Всего комментариев: 0
avatar


close