Главная » Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона


14:44
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Вагон
Вагон. – Для передвижения пассажиров и грузов по железным дорогам служат нижняя, ходовая часть В., или тележка, состоит из рамы и колес, а верхняя – кузов, из платформы, которая может быть открытою или снабжается боками и полным прикрытием (стенами и крышей). По назначению В. разделяются на пассажирские и товарные, различающиеся размерами и устройством кузова.
Пассажирские В. разделяются на три класса, различающиеся большею или меньшею роскошью отделки, степенью совершенства устройства ходовой части (тележки) и зависящим от этого спокойствием движения, а также и числом мест для пассажиров. Наименьшая длина кузова пассажирского В. составляет 25 фут. (7,6 метр.), а наибольшая достигает до 60 фут. (18,3 метр.). Наружная ширина кузова, на наших дорогах 11,2 фут. (3,4 метр.), а внутренняя немногим более 10 фут. (3 метр.). Число пассажиров на единицу площади В. для I, II и III классов точно не определяется, но оно почти пропорционально цифрам 3, 4, 5 на 1 кв. сажень (4,55 кв. м.). В В. III кл. приходится обыкновенно 8 человек, а потому во II классе будет около 6,4, а в I кл. около 4,8. В пассажирских В. длиною в 30 фут., вычитая по одной квадратной сажени на помещение для печки, уборной и ретирада, получится в III, II и I кл, 40, 32 и 24 места. В особенно удобных В. первого класса, каковы так называемые пульмановские вагоны, длиною до 56 футов, имеющие всего шесть отделений (купе) по четыре места в каждом, приходится на 1 кв. сажень всего 2 пассажира с небольшим. Прежде пассажирские вагоны разделялись поперечными перегородками на отдельные купе с выходами прямо наружу; при этом поездная прислуга, обходя вагоны для проверки билетов во время движения поезда, должна была держаться снаружи вагона за особый поручень. Это, однако, небезопасно и поэтому ныне вагоны устраиваются почти везде проходными, или же проверка билетов производится исключительно на станциях.
На дорогах очень длинных, и при большом пассажирском движении имеются пульмановские вагоны, так называемые салонные, в которых имеются общие гостиные, столовые, читальни, буфет, кухня, ванные комнаты и прочие удобства, что дает возможность пользоваться быстрым движением без остановок на станциях. В таких вагонах каждый пассажир имеет свою постель. Вообще ныне при устройстве новых вагонов I и II классов стремятся к тому, чтобы ночью было по возможности больше мест для спанья. Забота об этом простирается и на вагоны III класса, по крайней мере на малых дорогах.
Особых механических вентиляционных приборов для возобновления воздуха в вагонах не устраивают, а пользуются движением самого поезда. В летнее и теплое время вентиляция достигается открытием окон с подветренной стороны, или же устраивают над окнами отдушины, снабженные с наружной стороны щитком, который может быть установлен так, чтобы наружный воздух направлялся во внутрь вагона во время движения поезда, или действовал как ежектор, вытягивая из вагона испорченный воздух. В этом последнем случае приток свежего воздуха происходит чрез щели окон и дверей. Для этой же цели помещаются на потолке В. отдушины, закрываемые изнутри винтовым щитком, и продолжающиеся над крышей вагона невысокой трубой с подвижным верхним коленом, которое устанавливается всегда так, чтобы наружный воздух, при движении поезда, мог действовать как ежектор, вытягивая изнутри вагона испорченный воздух.
Освещение вагонов производится свечами, масляными лампами, газом и наконец электричеством.
Свечи весьма удобны, но дороги; растительные масла легко дают запах и копоть и дороже минеральных масел. Керосин часто употребляется, но требуется для безопасности от огня, чтоб температура вспышки была около 100° Ц., не ниже.
Газовое освещение железнодорожных вагонов устраивается двояко: или в каждом вагоне отдельно, или общее во всем поезде.
Первое употребляется так, что в каждом из вагонов, обыкновенно под сидением, в кондукторском отделении помещается склепанный из стальных листов резервуар, в котором содержится сгущенный под давлением до 3-х – 4-х атмосфер светильный газ. От этого резервуара идут железные трубы по всем фонарям вагона, в которых помещаются горелки.
При выходе газа из резервуара в трубы помещается самодействующий регулятор, при помощи которого давление газа в трубах никогда не превышает того, которое требуется для газовых горелок вообще (около 4 миллиметров). Независимо от этого самые горелки также устроены с регуляторами.
Газовое освещение, общее для всего поезда, основано на том же принципе, но резервуар значительно больших размеров помещается отдельно и прикрепляется сзади тендера. От него идут трубы ко всем вагонам поезда, которые снаружи соединяются резиновыми, со спиральными пружинами внутри, трубками. Газовое освещение по дороговизне может быть применяемо лишь на таких дорогах, на которых станции больших остановок имеют газовые заводы, где резервуары могут быть наполняемы газом. Это последнее производится или особым насосом, или особым передвижным резервуаром, содержащим светильный газ под значительно большим давлением (8 – 9 атмосфер). Соединив его с резервуарами отдельных вагонов, можно наполнить их достаточным, для перегона до следующей станции, количеством газа.
При общем освещении всего поезда, устраивается постоянный резервуар на станциях рядом с водоемным зданием, или в самом здании, и одновременно с питанием тендера водою наполняют и резервуар газом. Резервуар при водоемном здании по объему равен резервуару при тендере, и газ находящийся в первом должен быть всего под двойным давлением, против газа в тендерном резервуаре. Станционные газовые резервуары наполняются насосом при газовом заводе.
Электрическое освещение, несомненно самое приятное и удобное, пока еще обходится значительно дороже газового и поэтому применяется исключительно в отдельных салонных вагонах (Пульмана), в инспекторских и в поездах особой важности, как например, в царских. Здесь, как и при газовом освещении, устраивается или частное, в каждом вагоне отдельно, или общее для всего поезда. В первом случай в вагонах помещаются аккумуляторы, действие которых рассчитано на определенный пробег поезда. При этом для необходимой замены аккумуляторов вновь заряженными необходимо на станциях остановок иметь постоянную динамомашину, заряжающую аккумуляторы.
При общем освещении всего поезда, прицепляют к нему особый вагон, в котором помещается динамо-машина и паровой двигатель с котлом, подобно тому, как это делают при центральном отоплении поезда паром. Вагон помещают обыкновенно непосредственно за тендером.
Были сделаны попытки пользоваться движением поезда для приведения в действие динамо машины или пользоваться паром котла паровоза; но они оказались безуспешными: ибо в первом случае увеличивается значительно сопротивление движению и освещение прекращается во время остановок поезда на станциях, а во втором пришлось бы увеличить паропроизводительность котла паровоза, увеличив его размеры.
Для поддержания в В. в холодное время температуры от 10 до 16° P. устанавливают в каждом вагоне отдельно чугунный печи или водогрейные котлы с распределением горячей воды по трубам в вагоне, или же отопляют паром. Нагревание по первым двум, наиболее простым способам происходит чрезвычайно неравномерно и требует большой бдительности истопника и вагонной прислуги. Нагревание вагонов паром производится при помощи особого парового котла, помещающегося в отдельном вагоне в середине поезда, от которого идут трубы по всем В. Способ этот, наиболее совершенный, обходится, однако, очень дорого. В Зап. Европе, в особенности во Франции, употребляются часто свинцовые грелки, наполненные горячей водой, которые кладутся под сидения и под ноги пассажирам. На местах остановок поезда происходит перемена остывших грелок на новые, горячие, при чем двери вагона, конечно, открыты, что беспокоит пассажиров. При всех системах почти одинаково не устранена неравномерность распределения тепла в вагоне.
В. со сквозным ходом снабжаются всегда по обоим концам закрытыми или открытыми площадками, от которых спускаются по обеим сторонам ступени. Ходовая часть, или тележка В., на которой утверждается кузов, состоит из железной рамы, под которой помещаются колеса. Колеса связываются попарно осью, с которою они соединены наглухо; концы оси выступают за плоскости колес, и обделанные спицами (шипами) утверждаются в буксах. Над буксами помещаются рессоры, в которые и укрепляется рама В. Число пар колес в пасс. В. бывает обыкновенно от двух до четырех и расстояние между ними зависит от длины В. и от наименьшего радиуса поворота пути. Вообще же это расстояние не должно быть менее 2,5 метр. и по возможности не более 4 метр. Зависимость числа пар колес от длины вагона такова: при двух парах колес и нормальной длине между осями (4 метра) длина вагона должна быть 7 метр. или 22 фута. Лучше при увеличении длины вагона увеличивать число пар колес, а не расстояние между осями. При трех парах колес и 7 м. расстояния между осями длина В. будет 11,9 м. (39 ф.); при нормальном расстоянии в 4 м. между осями, длина вагона будет 11 м. (36 фут.), а наибольшая предельная длина вагона при трех парах колес будет 18,3 метр. (60 фут.). При трех парах колес, в расстоянии 4-х метр. ось от оси, необходимо для плавного прохода по кривым радиусом в 180 метр., чтобы средняя пара имела некоторую игру по направлению длины оси.
При расположении 8 колес (4 пар) под В. связывают по две оси на одной общей тележке, которые и помещаются под концами вагона. Тележки эти утверждаются к раме при помощи вертикальных шкворней, которые дают им возможность несколько поворачиваться в горизонтальной плоскости. Расстояние между осями в каждой тележке 2 метра, а расстояние между шкворнями, центрами тележек, берется смотря по длине В.; так чтобы свесы по концам В., над шкворнями, не превышали 3 метр. Такое устройство тележек даст возможность длинным вагонам проходить по закруглениям весьма малого радиуса совершенно плавно, так как тележки будут всегда сами устанавливаться осями нормально пути. Однако, может случиться, что тележка, повернутая относительно оси вагона, при сходе с кривой части пути на прямую сохранит иногда это кривое положение и может причинить сход В. с рельсов.
Вес пасс. В. рассчитывается так, чтобы на каждую ось приходилось давление не более 800 пудов; собственный вес вагона (III кл.) или так называемая тара составляет для В. с двумя, тремя и четырьмя осями последовательно 480, 720 и 1000 пудов. Вагоны I и II класса о 3-х осях весят 800 пуд. В. пульмановские о 4 осях – 1200 п. Большим весом этих вагонов достигается более спокойное их движение. Диаметры колес обыкновенно равны 1 метру, что при большой скорости движения (50 верст в 1 час) дает около 17500 оборотов колеса в 1 час, почти 5 обор. в секунду. Ежегодный пробег пасс. В. на наших дорогах составляет около 35000 до 40000 вер. Продолжительность службы таких вагонов, при исправном постоянном ремонте, составляет в среднем 15 лет.
Кроме упомянутых здесь пасс В., имеются на дорогах В. почтовые, для передвижения почты и помещения почтовых чиновников и почтальонов, В. для лиц инспектирующих дорогу, и служебные и кондукторские, в которых помещается служебный персонал, находящийся при поезде. Для кондукторов имеются, кроме того, особые отделения при пассажирских вагонах.
В., входящие в состав поезда, стягиваются плотно друг с другом при помощи стяжных крюков, помещаемых по обоим концам В., против оси его, и прикрепляются к раме пружинною связью. По обеим сторонам стяжных крюков располагаются буфера. На всех пасс. В. помещаются на колесах тормоза, нажимаемые на шины колес для более скорой остановки поезда. Товарные вагоны устраиваются в общем так же как и пасс. Б., но всегда на двух парах колес, в расстоянии 12 – 15 футов (3,6 м. – 4,6 м.). Общая длина кузова тов. В. от 20 до 22 фут. (6 – 6,7 м.) и длина между буферами делается в 25 фут. (7,6 м.). Кузов, деревянный, или ограничивающийся открытой платформой, к которой приделывают съемные бока, или же состоит из платформы с крышей на сплошных деревянных стенах, причем по середине длинных сторон стен помещаются раздвижные входные двери.
Вес тов. В. бывает обыкновенно около 300 пудов, а груз, поднимаемый им, – от 600 до 750 пудов, так что на каждую ось вагона приходится давление от 450 до 525 пудов. При таком же диаметре колес, как и у пасс. В., и при средней скорости движения в 15 верст в час, колесо в это же время делает 5250 оборотов, т.е. 1,5 обор. в секунду, и при среднем его годовом пробеге в 16000 верст и при постоянном ремонте служба их продолжается от 12 до 20 лет.
Тов. В. не все снабжаются тормозами, но при составлении поездов число тормозов рассчитывается в зависимости от уклонов пути и от скорости движения. Вообще при скоростях в 15 – 20 верст для товарных поездов, в 30 для обыкновенных пасс. поездов и в 35 – 40 для скорых, почтовых и курьерских поездов, на 100 осей число тормозов определяется.
При уклоне в 1/500 в 6, 9, 14 и 19 При уклоне в 1/200 в 8, 12, 16 и 21 При уклоне в 1/100 в 12, 16, 20 и 25 При уклоне в 1/50 в 20, 24, 28 и 40
Для перевозки по ж. д. специальных товаров, как то: мяса, молочных продуктов, зерна россыпью, каменного угля, керосина и нефтяных продуктов, пороха и проч. устраиваются отдельные вагоны, в которых только эти товары перевозятся. Сюда относятся вагоны-ледники, наливные вагоны, вагоны каменноугольные, вагоны хлебные и другие. Так как перевозка товаров в таких В. производится только по одному направлению дороги, то они должны идти обратно порожними, что отзывается неблагоприятно на стоимости перевозки, а потому ныне приспособляют обыкновенные товарные В. для этих товаров в особенности на случай перевозки зерна, каменного угля и взрывчатых составов. Для последних требуется, между прочим, ясное наружное различие вагона от других вагонов поезда, во избежание несчастья от могущих быть взрывов. Для перевозки войска и рабочих, отправляющихся на заработки, приспособляются крытые тов. В. устройством в них деревянных скамеек. Таким образом приспособленные вагоны для перевозки рабочих носят на некоторых дорогах название В. IV класса, в которых проездная плата значительно понижена. – Равным образом устраиваются в крытых товарных вагонах стойла для лошадей и рогатого скота, и кладется подстилка. Обыкновенные крытые товарные вагоны вмещают в себе 40 человек или 6 лошадей или 8 до 10 голов рогатого скота.
На конно-железных дорогах употребляются вагоны особого устройства, приспособленные для конной тяги, более легкой конструкции.
А. Нюберг.
Вадуц
Вадуц (Vaduz) – главный город княж. Лихтенштейнского, 465 м. над ур. моря, на правом берегу Рейнской долины, у подножья Гипсовой горы (Gipsberg); насчитывает до 1000 жит.
Вазари
Вазари (Giorgio Vasari) – живописец, архитектор и писатель, прозванный Аретино, родился в Ареццо (1512 – 1574). Самая большая заслуга его перед потомством заключается в его книге под загл.: «Le Vite de'piu eccelenti Pittori, Scultori e Architetti», которая была окончена в 1550 г., а вторым дополненным изданием с приложением портретов знаменитых художников вышла в 1568 г. В этом сочинении. хотя и нет строгой критики, тем не менее заключается столько драгоценных для нашего временя сведений, что, если бы она не существовала, то в истории итальянского искусства был бы большой пробел. В. в своей книге говорит весьма подробно и о своей художественной деятельности и не стесняется отдавать себе, что он считал справедливостью. Позднейшие издания, снабженные комментариями разных авторов, выходили много раз в прошедших столетиях и в нашем; в 1878 г. сочинение В. вышло во Флоренции под редакцией Миланези. Сочинение Вазари переведено на французский и немецкий языки. Первым учителем В. был французский художник, Гильом де Марсилья, расписывавший стекла церкви в Ареццо, когда В. не было еще 12 лет. Вскоре после того он был замечен кардиналом Кортоне и отвезен в Флоренцию, где учился под руководством Андрея дель Сарто и знаменитого МикельАнджело. Кортоне доставил молодому В. покровительство Александра и Ипполита Медичи, которые, впрочем, вскоре были принуждены покинуть Флоренцию. В. возвратился в Арепцо, где он получил некоторые заказы и даже стал исполнять трудные работы стенной живописи фрескою. Художник Россо, одновременно скульптор, живописец и архитектор, уже достигший тогда большой известности, прибывший для работ в Ареццо, дал несколько советов молодому В., который впоследствии подробно описал жизнь и труды своего нового наставника. В. получил от Россо даже поручение исполнить одну картину по его рисункам. В это время В. должен был, за смертью своего отца, принять на свое попечение трех сестер и двух братьев; это обстоятельство побудило его поскорее искать выгодной работы. Несколько времени он обучался золотому и серебряному мастерству, которое в то время граничило с искусством. Флоренция, где он уже несколько месяцев занимался этим делом, подверглась осаде в 1529 г., что заставило В. переехать в Пизу, и там он снова предался живописи; в это время ему было только 17 лет. Тогда начался ряд его путешествий по Италии и поисков за работою; при этом он счастливо встретился с одним из первых своих покровителей, Ипполитом Медичи, который взял его с собою в Рим, где В. стал неутомимо и настойчиво трудиться, и вскоре получил от своего покровителя заказ написать картину «Венера и Грации». Когда Карл V (1531) восстановил власть Медичисов во Флоренции, В. отправился туда к герцогу Александру, большому почитателю живописи, и был принят и помещен наилучшим образом. Во дворце герцога В. написал несколько картин и портрет Александра, а вскоре затем получил занятия архитектурно-декоративные, к которым он обнаружил большую способность. Один из первых случаев выказать свой талант представился ему при торжественном въезде Карла V в Рим (1536), когда нужно было сочинить разные декоративные постройки. В эту эпоху своей жизни В. написал для монастыря св. Клары в Ареццо картину «Благовещение»; в Лувре находится картина В. такого же содержания (La salutation angelique) и даже, вероятно, та самая, которая была в Ареццо. В 1537 г. Александр Медичи был злодейски умерщвлен и В. снова остался без покровителя; но так как он, несмотря на свой только двадцатипятилетний возраст, уже приобрел большую известность, то стал получать различные приглашения. После многих поездок он в 1540 г. работает в Болонье над картиной «Трапеза св. Григория», которая по сочинению, и отчасти по исполнению, считается одной яз лучших. Эта картина и теперь находится в Болонье и представляет для потомства еще тот интерес, что все лица этой картины суть портреты современников В. и все они поименованы в его книге. В работал чрезвычайно быстро, но, кроме того, он пользовался помощью многих молодых художников, имена которых он сохранил для потомства. К сожалению, достоинство таких произведений, из которых иные только прочерчены и едва протерты краской, не позволяют хвалить поспешность художника. В. не сознавал своих недостатков и, напротив, с особенным удовольствием описывает все свои работы в самых мелких подробностях. Несмотря на то, что В. был хороший рисовальщик, в его фигурах встречаются неправильности. Колорит же его вообще холодный и части картины не гармонируют между собою. Сочинение картин в редких случаях идет далее внешности, а глубины чувства нигде не видно.
Успех архитектурной деятельности В. был не всегда одинаков. Будучи весьма изобретателен по части декоративных построек, он не всегда был счастлив в монументальной архитектуре. Ему приписывают такие ошибки, что при переделке многих зданий он не умел понять характера старинных архитектурных форм, и делал добавления, которые шли с ними в разрез. Что касается до вновь построенных им зданий, то за некоторыми из них признают своеобразную красоту и оригинальность. Постройка для папы Юлия III в Риме и здание Uffizii во Флоренции, начатое Вазари, много говорят в пользу его архитектурного таланта. Ему же принадлежит совокупность зданий, составляющих дворец рыцарей св. Стефана в Пизе и многое другое.
Что касается сочинения В., задуманного им случайно по совету других, то он его исполнил насколько мог добросовестно. Когда часть рукописи была готова, он передал ее Аннибалу Каро, который помог ему своими замечаниями и советовал довести работу до конца. Позже монах Маттео Фаэтани; обладавший литературным образованием, по поручению В. сделал существенные, по собственному признанию автора, поправки в ней. По этим причинам книга была окончена только в 1550 г., но и тогда В. не был доволен ею, а продолжал собирать дополнительные сведения о деятельности художников, которых жизнь он описывал. Только через 18 лет после первого издания, его сочинение приняло тот окончательный вид, в котором дошло до нашего времени; это второе издание украшено портретами художников.
Ф. Петрушевский.
Вазов Минчов
Вазов Минчов (Иван) – один из самых известных современных болгарских писателей, род. 1851 г. Он посещал филиппопольскую гимназию, после чего занялся сам своим образованием, читая лучших европейских, а в особенности русских писателей. В 1876 г. В. принял участие в неудавшемся восстании и должен был спасаться бегством в Турцию и Румынию. В 1878 г. он, возвратившись на родину, сделался чиновником при рущукском губернаторе; в 1880 г. его избрали депутатом в румелийское «собрание». После 1886 г. В. снова должен был бежать из отечества и отправился в Россию, где написал лучшие свои произведения; когда в Болгарии было водворено спокойствие, В. возвратился из Poccии и живет теперь постоянно в Софии. Сочинения В. разделяются на поэтические и прозаические; к первым принадлежат «Препорец и Гусли» (1876), «Жалоба Болгарии» (1877), «Освобождение» (1878) – сборники политических стихотворений; последний исключительно посвящен восхвалению великодушия Александра II и богатырства русского войска. В 1879 году появилась народная поэма В. «Громада» и затем лирические сборники: «Гусла», «Поля и горы» и «Италия». В 1885 году В. издал сборник: «Сливница», где горько сожалеет о напрасно пролитой крови двух братских народов. Прозаические сочинения В. начали появляться позже, а именно после 1880 г.; к ним принадлежат: новеллы: «Хаджи Ахил», «Митрофан», «Отец Нистор», «Золотая гора», «Эпоха – кормилица великих людей» и др.; воспоминания: «Недавно», «Уголок Старой Планины», «Немилые нелюбимые» и «Путешествие по России». Лучшее прозаическое произведение В. – роман «Под игом», напечатанный 1890 г. Кроме того В. в 1885 г. издавал журнал «Зора», а теперь издает «Денницу».
И. Л.
Вайшии
Вайшии, вайши – третья каста среди исповедующих браминскую религию индусов. Обязанность ее членов составляют занятия земледелием, скотоводством и производством разных товаров.
Вакуф
Вакуф (по-арабски вакф, множ. вукуф; дословно – установление надзора) – термин мусульманского права, означающий имущество неотчуждаемое, изъятое из гражданского оборота, не могущее быть предметом частной собственности. Такими В. являются прежде всего земли, завоеванные мусульманами в священной войне против неверных. Они составляют неотчуждаемую собственность мусульманского государства, но прежним обладателям их предоставляется наследственное право владения и пользования, с тем, чтобы они платили за это известную повинность (харадж).Если подобная земля перейдет, впоследствии, по наследству или иным способом в руки мусульманина, то этот переход не освобождает ее от обязательной повинности; не отменяется повинность и в том случае, если первоначальные обладатели земли, примут Ислам. Харадж лежит на земле, а не на лицах. Изъять свое имущество из гражданского оборота и обратить его в В. частный собственник может только под условием отдачи его навсегда какому-нибудь богоугодному или благотворительному учреждению, незыблемому, не способному к уничтожению. Таким предполагается существование мечети, школы, общественного колодца, гробницы святого и других учреждений, которые могут быть поддерживаемы доходами с вакуфа. Такой же характер присваивается и бедным данной местности: состав этого класса может меняться, но самое его существование предполагается неизбежным. Назначение учреждения, в пользу которого устанавливается В., должно быть не только дозволенным, но и богоугодным. Поэтому можно учредить В. в пользу мечети, напр., но никак не в пользу молитвенного дома евреев или христиан. Поддержание этих последних учреждений не может служить конечным назначением В., в основании которого лежит почитание Аллаха; но они могут быть временными получателями дара, лишь бы конечною целью, в пользу которой создан В., являлось учреждение богоугодное с точки зрения мусульманской религии. Так, христианин может установить В. в пользу церкви или другого чисто христианского богоугодного учреждения (у болгар это называется задужбина – жертва на помин души) но не иначе, как с последующим переходом В. в пользу мечети или мусульманского благотворительного учреждения, или же, наконец, в пользу бедных – и в последнем случае без различия вероисповедания, так как Ислам признает заслугу за всяким добрым делом в пользу бедных, к какой бы религии они ни принадлежали. Самое имущество, которое обращается в В., в свою очередь должно отличаться тем же характером нетленности и вечности. В В. может быть обращено все то, что вследствие употребления не уничтожается и не уменьшается значительно в ценности. Одни мусульманские юристы допускают, поэтому, обращение в В. только недвижимых имуществ; другие не устанавливают такого различия. Обращая свое имущество в В., собственник теряет над ним всякое право; оно считается собственностью Аллаха, освобождается от всяких налогов, не подлежит ни конфискации, ни наложению запрещения, секвестра или ареста. Самое установление В., по мнению одних, осуществляется путем простого заявления лица, учреждающего В. (вакифа); по мнению других, для этого требуется фактическая передача вещи лицу или учреждению, в пользу которого учреждается В. В практическом отношении вопрос этот получает значение, главным образом, при обращении в В. части нераздельного имущества, что возможно в первом. случае и невозможно во втором. Позднейшие законоведы предоставляют местному кадию (судье) во всяком частном случай решить, может ли быть обращена часть нераздельного имущества в В. или нет. Учреждение В. может быть обставлено различными условиями; вакиф может, напр., удержать за собою пользование вещью в течение своей жизни, но не дозволяется ставить учреждение В. в зависимость от возможного рождения кого-либо в будущем. В. может быть установлен в пользу нескольких учреждений, следующих преемственно друг за другом; но если последнее из них прекратило свое существование, то имущество возвращается к дарителю, а за отсутствием его – к его наследникам (понятие давности неизвестно мусульманскому праву). Порядок управления В. обыкновенно регулируется при самом учреждении его; но если это не было сделано, кадий, в круге действий которого находится посвященное имущество, назначает управителя, или же сам управляет им на свой страх. Во всяком случае кадий обязан наблюдать за управлением В., хотя бы для этого были назначены особые управляющие (назиры), которые за труды свои получают определенное вознаграждение. Учение о В. развилось у мусульманских законоведов в сложную казуистическую систему, первоначальным источником которой является предание о действиях и словах Магомета. Наряду с этой основной формой В., называемой В. законным, имеется еще так называемый В. обычный (вакф-адет). Сущность его заключается в том, что собственник объявляет свое имущество В., но пользование им и доходы с него удерживает за собою и своим потомством, при чем различается: Вакф-эвлод – посвящение в пользу потомства, и Вакф-ибн – посвящение в пользу одних сыновей. К этому обычному В. применимы все указанный выше положения, установленные для В. законного. Заведование и управление им переходит к духовенству, которое получает за это вознаграждение и потому всегда поощряло учреждение подобных В. Вызвана была эта форма обычного В. необеспеченностью личности и имущества в мусульманских странах: обращая свое имущество в подобный В., собственник ограждал его от произвола мусульманских властителей. В Турции свыше 2/3 всех недвижимых имений принадлежат к разряду В. Общее наблюдение за В. сосредоточено в особом управлении, а главным назиром считается султан. Высшим духовным или светским сановникам султан жалует звание назиров тех или других В., что доставляет им большие выгоды, так как они отчисляют в свою пользу до 1/3 всех доходов с посвященных имуществ.
Русское законодательство впервые встретилось с В. в Крыму, где существуют В. обоих родов: законные и обычные Положение о повинностях татар-поселян 1827 г. впервые упоминает о вакуфах, и то только законных. Более тщательно вакуфное право было разработано в Высочайше утвержденном мнении Государственного совета 22 марта 1829 г., кот. вошло в Свод Законов 1857 г. (т. XI, ч. 1 ст. 1203 и прилож. к ней) и должно быть признано действующим правом. Вакуфы были подразделены на духовные (законные) и частные (обычные). Частные В. определены как имущества, состоящие в ведении магометанского духовенства, но в пользовании тех частных родов, которым они завещаны, впредь до совершенного этих родов пресечения, после чего они обращаются в казну. В сущности вся прикосновенность магометанского духовенства к частным В. исчерпывалась обязанностью иметь сведения о переходе их от одного наследника к другому и уведомлять своевременно гражданское начальство о том, что род, владевший В., пресекся и имущество его подлежит обращению в казну. В лице тавричес. магометанского духовного правления духовенство являлось не учреждением, заинтересованным в управлении частными В., а лишь органом правительственного контроля. Представлялось, поэтому, более естественным сосредоточить этот контроль в ведомстве, призванном охранять казенные интересы, что и было сделано высочайше утвержденным 5 июля 1874 г. положением комитета министров, передавшим наблюдение за частными В. в местное управление государственных имуществ. Учреждение новых частных В. было воспрещено; признаны были только те частные В., которыми владельцы пользовались до издания закона 22 марта 1829 г. Этим законом предписано было произвести точную опись всем частным В., для представления в министерство финансов; все прежние завещательные акты, устанавливавшие существование частных В., подлежали обновлению и объявлению в течение 3 лет, под страхом признания недействительными. Но когда оказалось, что многие владельцы, по неимению завещательных актов, не могли исполнить этого требования, то закон 11 янв. 1837 г. разрешил оставлять В. во владении тех лиц, который бесспорно ими владеют, с тем, чтобы они «сделали от себя завещательные акты, которые при переходе В. от одного наследника к другому должны быть объявляемы в установленный срок» (шестимесячный). Положения нашего законодательства о духовных (законных) В. также во многом отступают от общих начал мусульманского права. По Своду Законов духовные В. составляют неприкосновенную собственность магометанского духовенства: они состоят из недвижимых имуществ (сады, луга, леса, пахатные поля) и денежных капиталов; недвижимые имущества В., которые окажутся ненужными, могут быть проданы, Заведование духовными В. вверено попечению таврического муфтия и состоящего под его председательством магометанского духовного правления, с ответственностью перед министерством внутренних дел. Духовное правление ведет особую книгу, в которую записывает каждый В., обозначая при этом, какой мечети или училищу он принадлежит, какие приносит доходы и на что эти доходы употребляются. Мечети и училища имеют право только на доходы с принадлежащих им В. Новые духовные В. в Крыму могут быть учреждаемы путем завещательных актов, которые должны быть явлены в течение 6 месяцев, под опасением недействительности. Вакуфные владения занимают обширное пространство на Крымском полуострове; по официальным данным в настоящее время их имеется свыше 87000 десятин. По закону 1829 г. магометанское духовенство обязано было в течение 3 лет представить все завещательные акты, которыми были учреждены В.; но по отсутствию таких актов трехлетний срок на явку был законом 31 мая 1836 г. заменен обязанностью составить точную опись духовным В. Но и с составлением особой описи приведение в известность вакуфных владений не было вполне достигнуто. В 1867 г. уездными кадиями составлены были ведомости В., состоящим во владении духовенства. Тот же труд был выполнен в 1871 г. особою правительственною комиссией. В 1875 – 77 г. вновь были составлены ведомости уездными кадиями. Наконец, земство старалось помочь муфтию своими сведениями. Тем не менее из всей этой массы материала духовенство не могло составить верного списка и счета В. Во время эмиграции татар в Турцию в 1860 г. много В. было оставлено эмигрантами-муллами и, по распоряжению духовного правления, сдано первоначально в пользование низшего духовенства. Но затем муфтий нашел более удобным передать В. в заведование уездных кадиев; последние обязаны были, сдав земли в аренду, уплачивать из получаемой наемной платы земские повинности, а остаток отсылать в духовное правление. Управление кадиев водворило совершенную путаницу в вакуфных владениях. Они не только не собирали доходов, но к 1882 г. даже накопили земских недоимок на сумму 18000 руб.; земля сдавалась в аренду по баснословно дешевой цене: арендная плата исчислялась копейками за десятину. Договоры на аренду заключались в форме домашних сделок, а еще чаще словесно. Провладев 10 лет, арендатор заявлял себя собственником по давности, а доказательств противного не имелось. Мечети и училища, обладая обширными имуществами, не получали никаких доходов; низшее духовенство бедствовало, а арендаторы наживались. Такое хаотическое состояние В. вызвало необходимость учреждения, в 1885 г., специальной комиссии по вопросу об упорядочении вакуфных в Крыму имуществ. В ведение этой комиссии передано временно управление вакуфными недвижимыми имуществами Таврической губернии, на тех же основаниях; какие были установлены для таврического магометанского духовного правления. Наконец, Высочайшим повелением 29 сент. 1886 г. на эту же комиссию возложено «разыскание и приведение в известность частных вакуфов в Крыму, подлежащих переходу в ведение казны, с тем, чтобы комиссия, впредь до окончания возложенного на нее поручения, принимала таковые В., по мере отыскания их, в свое заведование, на правах управления государственных имуществ».
С вакуфами русское законодательство встретилось еще в Закавказье; но здесь оно ограничилось лишь определением, что «все принадлежащее закавказским шиитским (или суннитским) мечетям, мечетским школам, медресе, кладбищам и иным духовным установлениям движимые и недвижимые имущества, под названием вакуфов, законно к ним дошедшие, состоят в ведении закавказского шиитского (или суннитского) духовенства и установленных над ним властей» (ст. 104 Положений 5 апр. 1872 г. об управлении закавказского мусульманского духовенства шиитского и суннитского учений; приложены к ст. 1142 т. XI ч. 1 Св. Зак. по прод. 1890 г.). При этом «непосредственное заведование всем имуществом, принадлежащим какой-либо мечети, училищу или иному установлению, вверено комиссии из наличных приходских (мечетских) духовных лиц и из местного сельского старшины, или одного из депутатов-мусульман городового общественного управления, или иного избранного приходским (мечетским) обществом доверенного лица, под председательством старшего приходского (мечетского) духовного» (ст. 113). Но и здесь законодательство наше склонно рассматривать В. не как неотчуждаемую собственность данного именно установления, а как общий фонд всего магометанского духовенства в Закавказье.
В Туркестане существуют В. законные, обычные и еще смешанные; при последних часть вакуфных доходов поступает на дела благотворительности, а часть идет в пользу потомков вакифа. При бухарских эмирах В. были освобождены от всяких государственных налогов, но при воцарении каждого нового эмира заинтересованные лица (управители В. ) должны были заручиться подтвердительной на этот счет грамотой. Благодаря этому, число вакуфных документов (вакф-наме) чрезвычайно велико; к тому же они писались не по установленной форме и довольно разнообразны по своему содержанию. Для приведения в известность вакуфных владений законом 17 ноября 1886 г. было предписано представить, не позже 1 июля 1887 г., в местные областные правления всякого рода и наименования документы, устанавливающие вакуфные права на земли; документы, не представленные до истечения означенного срока, признаются недействительными. Областное правление оставляет явно подложные или утратившие силу записи без последствий, а остальные передает на рассмотрение поземельно – податной комиссии. Учреждение новых В. в крае допускается не иначе, как с разрешения генерал-губернатора, который дозволяет это единственно в случаях, заслуживающих особого уважения. Вакуфные ненаселенные земли, весь доход которых назначен вакуфным документом в пользу мечетей или школ или же для надобностей общественного призрения, освобождаются от государственного поземельного налога. Льгота эта не распространяется на В. вновь учреждаемые.
Литература: Л. В. С. Фан-ден-Берг, «Основные начала мусульманского права, согласно учению имамов Абу-Ханифы и Шафии» (перев. С голл. В. Гиргаса, Спб., 1882); барон Н. Е. Торнау, «О праве собственности по мусульманскому законодательству» (Спб., 1882; излагает учение не правоверных школ, а шиитов); И. Нофаль, «Курс мусульманского права. Вып. I. О собственности» (Спб., 1886; богатая разработка казуистики предмета); Г. Блюменфельд, «Крымско-татарское землевладение» (Одесса, 1888); А. Кун, «Вакуфы» («Туркестанские Ведомости», 1872 г., № 21); И. Петров. «О вакуфах в Самаркандской области» («Юридич. Вестник», 1891 г., № 2).
А. Я.

Ссылка на страницу: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Теги: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Просмотров: 170 | | Рейтинг: 0.0/0 Символов: 38315

ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам

Всего комментариев: 0
avatar


close