Главная » Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона


14:47
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Ваттметр
Ваттметр (Уаттметр) – прибор, имеющий назначение измерять работу, совершаемую электрическим током в единицу времени при прохождении тока чрез какой-либо проводник; так, напр., ваттметр может дать число ваттов, потребных для получения некоторой силы электрического света в каждую секунду времени, может дать величину работы, поглощаемую каждую секунду каким-либо механизмом, приводимым в движение при посредстве электрического тока и т.д. Работа, совершаемая электрическим током в течение секунды (в ваттах), определяется произведением числа амперов, выражающего силу тока, проходящего чрез исследуемую часть цепи, на разность потенциалов, выраженную в вольтах, концов этой части цепи. Вследствие этого различные ваттметры представляют собою в сущности не что иное, как электродинамометр, через одну катушку которого, приготовленную из толстой проволоки и имеющую небольшое число оборотов, проходит исследуемый ток, а другая катушка этого электродинамометра, имеющая обыкновенно большое число оборотов тонкой проволоки и часто последовательно соединенная с проводником большего сопротивления, вводится, как ветвь, параллельно исследуемой части цепи. Чрез эту катушку, очевидно, будет проходить ток, по величине пропорциональный разности потенциалов на концах изучаемой в отношении работы тока части цепи. Так как подвижная катушка электродинамометра испытывает вращающее действие, пропорциональное произведению сил токов в обеих катушках, то, в данном случае, это действие будет пропорционально произведению числа ампер – силы тока в данном проводнике на число вольт, выражающее разность потенциалов на концах этого проводника, т.е. будет пропорционально числу ваттов, доставляемому током исследуемой части цепи. Подвижная катушка удерживается в своем первоначальном положении без отклонения закручиванием нити или пружинки, на которой она подвешена. Опытом определяется значение одного градуса такого кручения и тогда число градусов, на которое во время опыта произведено закручивание, для удержания подвижной катушки в ее первоначальном положении, дает прямо возможность определить число ваттов; развиваемых током.
И. Боргман.
Ватто
Ватто (Жан-Антуан Watteau) – французский живописец (1684 – 1721). Род его живописи определен был академией художеств, куда он был принят в 1717 г., как живописец de fetes galantes. Он родился в Валансьенне; отец его был работник и подрядчик. В. с самых юных лет обнаруживал склонность к искусству и был поручен Дерену (Derin), лучшему учителю в его родном городе. В 1702 г. он отправился в Париж, где сначала работал в мастерской одного посредственного художника, изображая все что попало и часто повторяя один и тот же сюжет по много раз. Перейдя в мастерскую Жилло (Gillot), он и там оставался недолго и перешел к декоративному живописцу Одрану, и украшал своими фигурами его орнаментальные произведения. Затем В. стал писать декорации для оперы, и это занятие вероятно повлияло на род его картин, изображавших веселые, фантастические праздники, изящные женские и мужские фигуры, красивые, несколько театральные, сады украшенные вазами и статуями. Костюм играл большую роль в его картинах, костюм изысканный, необыкновенный, но красивый и богатый. Несмотря на общее содержание картины, которое не могло быть списано с натуры, В. оставался ей верен в частностях. Оригинальность, веселость и изящество его композиций, несмотря на их искусственность и даже, может быть, по этой причине пришлись по вкусу современному французскому обществу: картины В. раскупались нарасхват. Еще больше чем картин, В. расписал дамских вееров, крышек тогдашних клавикорд и вообще частей разной мебели; это был салонный живописец. Птицы, плоды, животные, орнаменты, празднества, военные группы – все по очереди занимало его кисть. Живопись его была красива и нежна, хотя не особенно закончена в деталях. В. пробовал подняться до исторической живописи, но с малою удачей. Его раздражительный характер и слабое здоровье часто заставляли его избегать общества – черта, которой нельзя бы угадать из его картин. Больной В. предпринял для развлечения путешествие в Англию, которое однако нисколько его не рассеяло. По возвращении во Францию он с одним из своих друзей поселился в Нижоне на Марне, где вскоре и умер. Учениками В. были Ланкре и Патер, много ему уступавшие. Скоро прошла пора пристрастия к картинам этого рода, имя В. произносилось с пренебрежением, и в этот период времени большая часть его картин перешла в Англию. Потом опять настало время, когда художественная репутация В. была частью восстановлена, но картины его не возвратились из Англии. Картины В. пользовались такою известностью, что более 80 граверов были заняты их воспроизведением в эстампах. Сам В. сделал 8 гравюр, вытравленных крепкой водкой. В Париже в галерее Лувра имеется только одна картина В., в Дрезденской галерее – их две, в Берлинской – четыре. Эрмитажная галерея в Петербурге владеет пятью его картинами: «Менуэт», «Мальчик савояр с сурком», «Серенада в саду», «Тягости войны» и «На бивуаке». Надо заметить что В. картин своих не подписывал.
Ф. П.
Вацлав
Вацлав (Вячеслав) Святой, герцог чешский (928 – 936), сын герцога Вратислава и язычницы Драгомиры. В. был воспитан своей бабушкой (матерью отца) в христианстве и с детства отличался религиозностью; будучи герцогом, он ревностно вводил христианство в Чехии; был дружен с немецким императором Генрихом I, которого признавал своим сюзереном; в Праге он построил церковь во имя св. Вита. Все это вызвало против него недовольство туземной языческой знати, во главе которой стоял брат его Болеслав, и он был убит братом и его товарищами (936). В. был любим народом, среди которого после своей смерти стал почитаться патроном страны; его останки, перенесенные раскаявшимся Болеславом в пражский собор, его шлем, меч и панцирь почитаются как святыня.
Вашингтон
Вашингтон (Джордж Washington) – один из главных борцов за независимость Северо-Американских Соед. Штатов и первый их президент, родился 22 февраля 1732 года в графстве Вестморленд в Виргинии. Его отец Августин В., предки которого переселились в 1657 году из Англии, был богатый плантатор, умерший еще в молодых летах. Джордж, третий из пяти его детей, был воспитан своею матерью, женщиной очень умной. В молодые годы он занимался межеванием, но потом отдался вполне сельскому хозяйству, которое полюбил тем более, что наследовал от своего умершего брата прекрасное имение, Моунт-Вернон на Потомаке. Участие в общественных делах он принял впервые в 1755 году, когда, в чине подполковника милиции, сопровождал генерала Бреддока в его походе против форта Дюкена и вместе с ним потерпел поражение при Грет-Мидовсе. Несмотря на то, в Виргинии его почтили производством в полковники; но он сложил с себя это звание, женился на молодой вдове Марте Кустис и поселился в Моунт-Верноне в качестве плантатора. Трудолюбием и строгим порядком он значительно возвысил доходность своих имений и сделался одним из самых богатых и влиятельных землевладельцев своей провинции. Он был избран в виргинское законодательное собрание, в котором скоро выдвинулся, благодаря своему уму и твердости характера. Когда начались несогласия с метрополией, он возвысил голос за права колоний. Его сограждане избрали его депутатом в генеральный конгресс соединенных колонии, открывший свои заседания 14 сентября 1774 года в Филадельфии. Когда сражением при Лексингтоне начались неприязненные действия между американцами и англичанами, конгресс решил учредить постоянное войско и в 1775 году единодушно избрал В. главнокомандующим. Только с большим недоверием к своим силам принял В. этот трудный пост, отказавшись от всякого содержания. Он нашел перед Бостоном составленную из колониальных контингентов армию в 14000 человек, без оружия и военных снарядов, без всякой организации. С величайшими усилиями ему удалось ввести некоторый порядок и дисциплину в эту нестройную массу; но он вскоре понял, что ему придется ограничиться только обороною, наблюдением и внезапною атакою отдельных неприятельских отрядов. Благодаря этой системе, он сделался освободителем своей родины. Он озаботился укреплением берегов и в марте 1776 года вытеснил англичан из Бостона. Когда неприятель, получивший подкрепление, в августе занял Нью-Йорк, Вашингтон после целого ряда неудачных сражений, принужден был оставить свою укрепленную позицию и перейти на другую, в северных горах. Голод, холод, заразные болезни, недостаток в одежде были причиною гибели значительной части его боевых сил. Другая часть, воспользовавшись истечением годичного срока службы, покинула знамена. С остатком армии, состоявшим всего из 2000 человек, В. принужден был отступить зимою за Делавер, где ему удалось снова увеличить численный состав войска до 6000 человек. После этого конгресс установил трехлетний срок службы и снабдил В. почти диктаторскою властью. 15 декабря 1776 года он отважным нападением взял в плен англо-германские войска при Трентоне и 3 января 1777 года разбил Корнваллиса при Пренстоуне. Эти успехи подняли дух американцев. Несмотря на то, В. не мог многого сделать вследствие слабости своего войска, терпевшего во всем недостаток. 13 сентября Гоу разбил его на реке Брандивин, и когда В. 4 октября напал на него при Германтоуне, то американцы еще раз принуждены были уступить опытности и силе англичан. Хотя американский отряд, под начальством Гетса, принудил более 6000 англичан к капитуляции при Саратоге, В. нашелся вынужденным, с главными своими силами, стать лагерем в пустынной местности Валлей-Фордже, в 6 часах от тогдашней английской главной квартиры в Филадельфии, и перенести все страдания, сопряженные с зимним холодом и недостатком съестных и всяких других припасов. Его армия, вследствие побегов и непослушания, сократилась до небольшого, но испытанного в боях отряда. В., оставаясь на своем посту, доказал все величие и всю силу своего характера. Союз, заключенный колониями с Францией, и объявление последнею войны Англии дали делу американцев более благоприятный оборот. В июне 1778 г. В. выступил из своей пустыни и 28 июня напал на нового английского главнокомандующего Клинтона при Монмауте, во время его отступления из Филадельфии в Нью-Йорк. После того он занял позицию при Вестпойнте и этим помешал англичанам двинуться внутрь страны. С наступлением весны 1780 г. Клинтон перенес театр войны в южные колонии, но В. был настолько благоразумен, что не последовал за ним. Он продолжал, с своим немногочисленным войском, держать в осаде английские главные силы в Нью-Йорке, пока наконец, соединившись с 6000 французов, под начальством Рошамбо, не вышел из наблюдательной роли и не составил плана для нанесения неприятелю решительного удара. Удерживая Клинтона искусно замаскированными движениями на севере, он обратился, поддерживаемый со стороны моря французским адмиралом Грассом, в Иорктоун и 19 октября 1781 г. принудил находившихся там 7000 англичан к капитуляции. В. во все продолжение войны ни разу не нанес англичанам поражения в открытом поле, но своею упорною системою наблюдения так ослабил их силы, что после поражения в Иорктоуне они уже не могли отважиться ни на какое новое предприятие. Когда в 1782 г. был заключен предварительный мирный договор, которым признана независимость североамериканцев, В. вынужден был обратить внимание на внутреннего врага. В войске, о будущности которого конгресс, вопреки обещанию, не позаботился, обнаружилось сильное неудовольствие, ежеминутно грозившее перейти в мятеж. В. даже было сделано предложение произвести государственный переворот, который привел бы к основанию монархии; но он энергически отверг этот проект. Когда наконец, 25 ноября 1783 г. англичане очистили Нью-Йорк, В. распустил свое войско и, сердечно простившись с ним, отправился в Аннаполис, где, в присутствии конгресса, сложил с себя звание главнокомандующего. После этого он возвратился простым плантатором в МоунтВернон. Никто, конечно, не сознавал лучше его, до какой степени необходимы юному государственному организму правильное устройство и центральное правительство. Поэтому В. присоединился к партии так называемых федералистов и, в качестве депутата генерального собрания, 1787 г. содействовал составлению проекта действующего до сих пор союзного договора. Когда 4 марта 1789 г. вступила в силу новая конституция, он принял должность президента, возложенную на него единогласным избранием. Среди борьбы партий, грозившей разрушить союз, он привел в порядок государственный долг, оборону страны, внутреннее управление и положил основание системе шоссейных дорог и каналов. По отношению к иностранным державам он установил принцип нейтралитета и тем содействовал возобновлению торговых сношений с Англией, которые получили чрезвычайно быстрое развитие. После того, как в 1792 г. выбор в президенты Союза снова пал на В., он был поставлен в затруднительное положение отношениями Союза к революционной Франции. Наперекор намерениям демократов. требовавших оказания Франции помощи против Англии, В. заключил с Англией выгодный торговый договор и даже выслал из страны агентов французской директории, подстрекавших народ к возмущению против президента. От избрания на третий срок он отказался и в марте 1797 навсегда сложил с себя звание президента, причем обратился к нации с превосходным воззванием. Когда в следующем году стала серьезно грозить опасность войны с Францией, то новый президент Адамс побудил его принять еще раз должность главнокомандующего. В. умер во время натянутых отношений с Францией в 1799 г., в Моунт-Верноне, от острой горловой болезни. Только когда его не стало, почувствована была вся тяжесть потери этого человека, «первого в войне, первого в мире и первого в сердцах своих сограждан», одного из величайших и благороднейших героев и государственных деятелей всех времен. Все партии соединились, чтобы почтить его торжественными похоронами. В. был счастлив в своей супружеской жизни, но остался бездетным. Духовным завещанием он даровал свободу своим невольникам и оставил значительные суммы на училища. Его прах покоится в Моунт-Верноне. В честь его воздвигнуто несколько памятников, в том числе статуя работы Кановы, поставленная в Ралее, в Северной Каролине, другая в Бостоне, третья в Балтиморе и четвертая в Вашингтоне. Спаркс, по поручению конгресса, издал собрание официальных и частных бумаг В., вместе с его жизнеописанием («The works of W.», 12 т., 1834 – 37), которое было переведено Гизо на французский язык (6 т., Пар., 1840) и Раумером на немецкий (2 т., Лейпц., 1845).
Литература. Ср. Marshall, "Life of W. " (3 изд., 2 т., Филадельфия, 1832); Bancroft, "Essay on the life of W. " (2 т., Лондон, 1835); Edmond, "The life and times of W. " (2 изд.; 2 т., Лонд., 1839); Benedey, «Georg W., Ein Lebensbild» (Фрейб., 1862). Самое известное сочинение, посвященное В.: "Life of W. " (5 т., Нью-Йорк, 1855 – 58), Вашингтона Ирвинга. На русском языке Гизо, «Очерк жизни В.» (Спб., 1863).
Вашингтон
Вашингтон (Washington) – главный город Североамериканских Соединенных Штатов, лежит в округе Колумбии, на холмистом плоскогорье, на левом берегу Потомака, соединен железными дорогами со всем союзом, имеет (1890) 230000 ж., в том числе 48377 цветнокожих (в 1880 жит. считалось 147293). Вашингтон был основан в 1791 году и получил свое имя в честь Джорджа Вашингтона. Улицы города идут в совершенно прямом направлении от севера к югу и от востока к западу, пересекаясь между собою под прямыми углами. Самое величественное из публичных зданий – Капитолий. Он лежит на возвышении и окончен постройкою в 1827 г. Посередине здания находится ротонда, имеющая 28 м. в поперечнике, а над нею возвышается на 90 м. купол, верхушка которого украшена статуей Свободы, вышиною в 6 м. В двух флигелях находятся залы заседаний сената и палаты представителей. В ротонде восемь больших стенных картин, изображающих сцены из американской истории. За ротондой помещается библиотека конгресса, содержащая (1885) 575000 томов книг и 180000 брошюр. В расстоянии около 21/2 км. от Капитолия стоит Белый Дом (White House), очень скромное официальное помещение для президента. Неподалеку от Белого Дома находятся: здание государственного казначейства (Treasury), в 500 комнат, здание государственного, военного и морского министерств, здание почтамта, здание патентного бюро(принадлежащего к министерству внутренних дел), с залою моделей, содержащею более 200000 образцов и моделей предметов, на которые выданы привилегии, государственною типографией, отделениями для печатания на меди и на камне, словолитней, стереотипной мастерской, отделениями для фотографии, для резьбы на дереве, на меди и пр.; здание и теплицы департамента земледелия, морская обсерватория, национальный музей Вашингтона и проч. В честь Вашингтона поставлен в В. колоссальный, в 172 м. вышиною, обелиск. Особенного упоминания заслуживает институт Смитсона (Smithsonian institution). Он основан на деньги, пожертвованные Джемсом Смитсоном «на увеличение и распространение знаний». Впоследствии в том же здании был устроен, уже на средства правительства Соединенных Штатов, музей естественных наук, постоянно пополняемый коллекциями, собираемыми учеными экспедициями. Множество ученых, не только американских, но и европейских, постоянно заняты здесь разработкой коллекций и другими научными работами. В издаваемых институтом «Smithsonian Contributions to Knowledge» напечатано много выдающихся ученых трудов. Секретарями института были выдающиеся ученые: Генри, Бэрд и ныне состоит Ланглей. Институт служит центром обмена научных трудов между Соединенными Штатами и Европой. Кроме многих училищ, в Вашингтоне находятся несколько высших учебных заведений: университет Говарда, колумбийский университет, вайландская семинария, коллегия Гонзага, юридическое и медицинское отделения коллегии Джорджтоун, национальная фармацевтическая коллегия и пр. Почти в каждом из этих заведений имеются большие библиотеки. По отношению к торговле и промышленности город не имеет большого значения. Вблизи Вашингтона находятся обширное кладбище и военная верфь на реке Анакостии.
Кроме главного города союза, название Вашингтон носят весьма многие графства, города и местности в Соединенных Штатах.
Введение
Введение Пресв. Богородицы во храм – событие из раннего детства пресв. Девы Марии, не упоминаемое в Св. Писании, но в апокрифических Евангелиях и у многих св. отцов (Кирилла Александрийского, Григория Нисского, Иоанна Дамаскина и др.) представляемое так: родители Пресв. Девы, прав. Иоаким и Анна, до старости были бездетны. Получив высшее обетование о рождении дитяти, они дали обет посвятить его Богу. У иудеев вообще было в обычае посвящать своих первенцев мужского и женского пола Богу, и некоторые из этих посвящаемых воспитывались при храме иерусалимском до зрелого возраста. Между ними был один класс людей, известных под названием назореев, которые представляли собою нечто в роди иноков позднейшего времени, хотя и без строгой организации. Посвящение Богу состояло во введении посвящаемого в храм иерусалимский, где совершался обряд, точно определенный законом. Введение Пресвятой Марии во храм состоялось, когда ей исполнилось три года, при торжественной обстановке. Когда ее родители приблизились с посвящаемою дочерью к храму, то навстречу им вышли из храма служившие в нем священники и сам первосвященник, которым, по преданию, был Захария, отец Иоанна Предтечи. Поставив свою малютку дочь на первую ступень храма, Анна сказала ей: «Или к Тому, Кто даровал мне тебя», и малютка без всякой посторонней поддержки поднялась во храм и была принята первосвященником, который; не в пример прочим посвящаемым, ввел ее даже во «Святая Святых». Пресвятой Марии дано было помещение в одном из зданий, примыкавших к храму, и там она воспитывалась до 14-летнего возраста) считавшегося по закону совершеннолетием. Праздник в воспоминание об этом событии принадлежит к числу двунадесятых и совершается Православною церковью 21-го ноября. Древнейшие сведения о нем относятся к VII веку.
А. Лопухин.
Введенский Николай Евгеньевич
Введенский Николай Евгеньевич – профессор физиологии в петербургском университете. Окончил курс в том же университете, по естественному разряду физико-математического факультета; специально физиологией занимался в лаборатории проф. Сеченова и в германских лабораториях (у Гейденгайна, ДюбуаРаймона, Кронеккера, Гоппе-Зейлера и Баумана). С 1884 г. начал читать лекции в качестве приват-доцента в петербургском университете; в 1883 – 1888 читал лекции на высших женских курсах; с 1889 г. экстраординарный профессор петербургского университета. – Первая работа В. «О влиянии света на кожную чувствительность» ("Bull. de l'Acad. de St.-Petersb. ", 1879) сделана им в бытность студентом и удостоена премии в память первого съезда естествоиспытателей. Затем В. исследовал иннервацию дыхания («Pfluger's Archiv», 1881 и 1882 г. ). Две его диссертации («Телефонические исследования над электрическими явлениями в мышечных и нервных аппаратах» (Спб., 1884 г.) и «О соотношениях между раздражением и возбуждением при тетанусе» (Спб., 1886 г.; последний труд удостоен большой золотой медали от Академии наук) и ряд статей, напечатанных преимущественно в «Записках Акад. наук» им и лицами, работавшими под его руководством, посвящены, главным образом, применению телефона к изучению животного электричества, установлению нового взгляда на ритмический характер волевого сокращения, доказательству неутомляемости нерва (факт, сначала встреченный недоверием, но потом подтвержденный иностранными физиологами), исследованию перехода от возбуждения к торможению при действии раздражителей.
В. Фаусек.
Вебер
Вебер (Карл-Мария-Фридрих-Август Weber) – барон, знаменитый германский композитор, принадлежит к могучей плеяде музыкальных деятелей начала XIX столетия. Вебер по справедливости считается чисто германским композитором, глубоко понимавшим склад национальной музыки и доведший немецкую мелодию до высокого художественного совершенства. Он в продолжение всей своей деятельности остался верен национальному направлению, и в его операх лежит тот фундамент, на котором Вагнер построил «Тангейзера» и «Лоэнгрина». В особенности в «Эврианте» охватывает слушателя именно та музыкальная атмосфера, которую он ощущает в произведениях Вагнера среднего периода. В. является блестящим представителем романтического оперного направления, которое в двадцатых годах нашего столетия было в такой силе и которое в позднейшее время нашло последователя в Вагнере.
Даровитость В. бьет ключом в его трех последних операх: «Волшебном стрелке», «Эврианте» и «Обероне». Она чрезвычайно разнообразна. Драматические моменты, любовные, тонкие черты музыкального выражения, фантастический элемент – все было доступно широкому дарованию В. Самые различные образы очерчены этим музыкальным поэтом с большой чуткостью, редким выражением. В. – большой мелодист. Патриот в душе, он не только разрабатывал народные мелодии, но и создавал свои в чисто народном духе. Изредка его вокальная мелодия в скором темпе страдает некоторой инструментальностью: она как будто написана не для голоса, а для инструмента, которому технические трудности более доступны. Как симфонист, В. владел оркестровой палитрой в совершенстве. Его оркестровая живопись полна воображения и отличается своеобразным колоритом. В. – по преимуществу композитор оперный; симфонические произведения, писанные им для концертной эстрады, далеко уступают его оперным увертюрам. В области песни и инструментальной камерной музыки, а именно фортепианных сочинений, В. оставил замечательные образцы.
Вебер родился 18-го декабря 1786 года. Нельзя сказать, чтобы он в молодости прошел систематическую и строгую музыкальную школу. Рано начав заниматься музыкой, В., вследствие постоянных странствований его отца, погруженного в разные музыкальные предприятия, был лишен возможности систематически заниматься у какого-нибудь одного преподавателя. Чуть ли не первым учителем игры на фортепиано, у которого В. занимался более продолжительное время, был Гёшкель, затем по теории – Михаил Гайдн. Первые произведения В., появившиеся в печати в 1798 году, были маленькие фуги. Затем В. был учеником органиста Кальхера в Мюнхене. Более основательно теорию композиции В. впоследствии прошел с аббатом Фоглером, имея товарищами по занятиям Мейербера и Готфрида Вебера. Первым сценическим опытом В. была опара: «Die Macht der Liebe und des Weins». Хотя В. в ранней молодости писал много, но первый успех выпал на его долю, благодаря опере «Das Waidmadchen» (1800). Опера 14-тилетнего композитора была дана на многих сценах Европы и даже в Петербурге. Впоследствии В. переработал эту оперу, которая, под названием «Сильвана», до сих пор держится на многих оперных германских сценах. Написав оперу «Peter Schmoll und seine Nachbarn» (1802), симфонии, фортепианные сонаты, кантату «Der erste Ton», оперу «Абу Гассан» (1810), он дирижировал оркестром в разных городах и концертировал. Популярность его началась с 1814 года, когда он сочинил воинственные песни на стихи Теодора Кернера: «Lutzows wilde Jagd», «Schwertlied» и кантату «Kampf und Sieg», по случаю битвы при Ватерло. Написанные затем в Дрездене юбилейная увертюра, мессы в es и g кантаты имели гораздо меньший успех. Еще в 1810 году Вебер обратил внимание на сюжет «Фрейшютца»; но только в 1819 т. он начал писать оперу на этот сюжет, обработанный Киндом. «Фрейшютц», поставленный в 1821 г. в Берлине, вызвал положительный фурор, и слава В. достигла своего апогея. «Наш стрелок попал прямо в цель», писал Вебер либреттисту Кинду. Бетховен, удивленный произведением В., говорил, что он не ожидал этого от столь мягкого человека и что В. следует писать одну оперу за другой. До «Фрейшютца» в том же году была поставлена «Прециоза» Вольфа, с музыкою В. По предложению, сделанному венской оперой в 1822 г., В. написал «Эврианту»(в 18 месяцев). Но успех оперы был уже не столь блестящий, как «Фрейшютца». Последним произведением В. была опера. «Оберон», после постановки которой в Лондоне, в 1826 г., В. скоро умер. В 1861 г. воздвигнут В. памятник в Дрездене, работы Ритшеля.
Литература. Ср. «Hinterlassene Schriften», изд. Геллем (Дрезден, 1828); «Karl Maria von W. Ein Lebensbild», Макса Мария фон В. " (1864); «Webergedenkbuch» Кохута (1887); «Reisebriefe von Karl Maria von W. an seine Gattin» (Лейпциг, 1886); "Chronol. thematischer Katalog der Werke von Karl Maria von W. " (Берлин, 1871).
Из произведений В., кроме вышеупомянутых, укажем на концерты для фортепиано и оркестра, ор. 11, ор. 32; «Concert-stuck», ор. 79; струнный квартет, струнное трио, шесть сонат для фортепиано и скрипки, ор. 10; концертный дуэт для фортепиано и кларнета, ор. 48; сонаты ор. 24, 49, 70; полонезы, рондо, вариации для фортепиано, концерт для кларнета, andante и rondo для фагота и оркестра, концерт для фагота, «Auforderuug zum Tanz» («Invitation a la danse») и др.
Н. Соловьев.
Вегетарианство
Вегетарианство. – В половине нашего столетия, в Англии (1847), а затем в Америке и на материке Европы возникли общества вегетарианцев, члены которых считают единственно естественною пищею человека продукты растений. Употребление вина и всяких возбудительных средств ими также отвергается. Некоторые из этих обществ однако же допускают употребление яиц, молока и вообще молочных скопов. Членов этих обществ называют вегетарианцами, а самое учение их вегетарианством (от латинск. Vegetare – произрастать). Не подлежит ни малейшему сомнению, что человек, питаясь исключительно произведениями растительного царства, может поддерживать свое существование, свои силы и здоровье в той же степени, как и при смешанном питании. Многие семена (чечевица, горох, бобы) содержат в себе белковых веществ, в коих особенно нуждается человек, столько же и даже больше, чем иные мяса (в бараньем мясе на 1000 частей – белковых веществ 220, в бычачьем – 173, а в чечевице – 264, в горохе – 223), но они перевариваются человеком гораздо хуже, чем большинство мяс и других продуктов животных. Последнее вегетарианцы стараются устранить с помощью приготовления пищи, что, без сомнения, возможно. Они утверждают, что человек создан для питания исключительно растениями, ссылаясь в этом случае на Кювье, Гумбольта и другие высокие авторитеты. В этом виде такое утверждение неверно. Кювье говорит следующее: «человек приспособлен, по-видимому, к питанию преимущественно плодами, корнями и другими сочными частями растении». Таким образом, хлебные зерна тоже должны бы входить в состав его пищи, но «овладевши огнем» говорит тот же Кювье, «человек получил возможность питаться всякою пищею». При настоящих условиях наилучшею для человека пищею действительно следует считать пищу смешанную, растительноживотную, но статистика показывает, что только сравнительно малая часть человечества имеют возможность питаться смешанною пищею; рабочие классы повсюду волею или неволею суть вегетарианцы, доказывая тем, что растительная пища способна поднять каждую работу. Кроме того, доказано, что в Европе оказалось уже явление, называемое экспекторациею и состоящее в уменьшении относительного числа скота. В Азии это явление уже почти совершилось, особенно в наиболее культурных и населенных ее странах, а именно в Китае и Японии. Происходит это вследствие естественного увеличения населения и постепенного расширения земледелия, а также фабричного и заводского производств. Таким образом волею или неволею человечество влечется, в более или менее отдаленном будущем к вегетарианству. Соображая все сказанное, приходится признать, что вегетарианство, несмотря на возражения многих докторов и физиологов, имеет вполне реальные основания, как научные, так и культурно-исторические. К числу научных данных в пользу вегетарианства необходимо еще присоединить доказательства, почерпнутые из сравнения организации человека и ближайших к нему животных, а именно человекоподобных обезьян (гориллы, оранга, шимпанзе и пр.). Противники вегетарианства, во что бы то ни стало, сравнивают зубную систему и органы пищеварения человека с зубами и пищев. орг. не ближайших к человеку животных, а весьма от него далеких, напр., свиньи, зубы и пищеварительный орг. которой, впрочем, вовсе и не сходны с человеческими. Что же касается до человекоподобных обезьян, то их зубная система и орг. пищев. поразительно сходны с человеческими. По всем же сведениям имеющимся о назв. обезьянах, они питаются в диком состоянии исключительно растительною пищею, преимущественно плодами. Поборники вегетарианства называют его часто учением о согласной с природою жизни (Naturgemasses Leben), проповедуя не только воздержание от животной пищи, но и всякую трезвость. Они указывают на слабую болезненность в своей среде, на опасное возбуждение страстей, вызываемое животною пищею, наркотиками, алкоголическими напитками и т.д. С этической точки зрения, говорят они, самое убиение животных для употребления в пищу их мяса, представляет нечто несогласное с природою человека.
Общества покровительства животным доказывают, что культурные народы давно признают необходимость убиения животных за печальную необходимость. Общества эти стремятся сколь возможно более уменьшить, даже совершенно устранить страдания убиваемых или обреченных на работу животных. Вегетарианцы доходят в указанном отношении до крайности, осуществление которой в настоящее время не мыслимо; но в будущем человечество, силою вещей, все более и более будет приближаться к идеям вегетарианцев даже и относительно убиения животных, так как оно постепенно превратится из некрофагов – потребителей мертвечины (выражение вегетарианцев) в потребителей плодов и овощей. Антивегетарианцы, обсуждая вопрос о печальной необходимости убивать животных, доходят до другой крайности. Призывая на помощь учение о так называемой «борьбе за существование», они утверждают, что в этой борьбе, и только в ней, заключается залог прогресса, залог усовершенствования. Видя повсюду непрерывную битву всех против всех они готовы считать, что именно борьба поддерживает в природе здоровую, свежую жизнь, а мир производит болезненность и гниль. Правильная точка зрения, очевидно, лежит между приведенными крайностями, ибо человечество очевидно стремится к упразднению всякой борьбы в своей среде, усиливая в то же время свою борьбу с окружающими, общефизическими условиями. Итак, вегетарианцы не правы только в том отношении, что они полагают возможным осуществить свое учение в наше время, когда условия для этого мало благоприятны, что, впрочем, не только не вредно, но в высшей степени полезно, ибо они разрабатывают способы питания и вообще образа жизни, к которому человечество должно будет примкнуть неминуемо в более или менее далеком будущем.
Первое и самое знаменитое вегетарианское общество основано в Англии в 1847 году в Манчестере – это именно «The vegeterian society». Оно имеет разветвления по всей Великобритании и Северной Америке. Издает множество книг ради пропаганды своего учения и в том числе журнал: «The dietetic reformer and vegetarian messenger, the monthly Journal of the vagetarian Society». В Германии и Швейцарии также имеются свои вегетарианские общества. Они менее распространены в странах более южных: в Италии, Испании, где мясная пища вообще в гораздо меньшем употреблении, чем в Северной Европе. Во Франции, где собственно началась вегетарианская проповедь, оно стало распространяться сравнительно недавно, так как и там мясная пища далеко не так распространена, как в более северных странах. В России хотя и имеются вегетарианцы, но общества еще нет. Учение это, однако же, все более и более распространяется, и число его адептов, не считая народные массы, которые повсюду держатся растительной пищи, должно считать десятками тысяч. В Англии, Германии, Австрии и Швейцарии имеются специально для вегетарианцев приспособленные гостиницы (отели); в одном Лондоне до 30 и ресторанов в Англии до 60. Такие же учреждения находятся и в остальных среднеевропейских странах. Усилия вегетарианской кухни направлены к тому, чтобы придать растительной пище возможно большую питательность и удобоваримость. Обращается внимание также на вкусность и разнообразие. В гостиницах стараются удовлетворить и остальным требованиям вегетарианцев: обилию чистого воздуха, приспособлениям к физическим упражнениям и т. д. Литература вегетарианства весьма обширна. Одно манчестерское общество имеет в год до 50000 франков, употребляемых им преимущественно на издание книг. Приводим заглавия некоторых из этих изданий: Gleises, «Thalysia ou la nouvelle existence» (Париж, 1821, изд. 2, 1842, 3 части); Bonnegoy (du Vexin), «Le vegetarianisme ou le regime vegetarian rationnel» (Париж, 1891); «The vegetarian Society's Annual» (Манчест.); «Vegetarische Rundschau» (с 1881); Carlotta Schulz, «Vegetarisches Kochbuch» (Берлин, 1891); A. H. Бекетов, «Питание человека в настоящем и будущем» (Спб., 1879); A. Kingsford, «Die Pflanzennahrung bei den Menschen» (Лейпциг, 1891, перевод с английского доктора Адергольдта).
А. Бекетов.
Вегетация
Вегетация. – Слово, взятое с латинского, употребляется иногда вместо слова растительность или вместо слова прозябание и даже рост.

Ссылка на страницу: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Теги: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Просмотров: 178 | | Рейтинг: 0.0/0 Символов: 35532

ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам

Всего комментариев: 0
avatar


close