Главная » Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона


14:52
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Венеция
Венеция (итал. Venezia) – город и крепость, главный город одноименной провинции Итальянского королевства, один из замечательнейших городов Европы по своему положению, произведениям искусства и истории. Лежит на 118 островах, в лагунах Адриатического моря, в 8,5 килом. от материка и имеет около 12 км. в окружности. Между 378 городскими мостами, соединяющими между собою отдельные острова, особенно замечателен построенный в 1588 – 91 г., архитектором Антонио да Понте, знаменитый Понте-Риальто, ведущий, подобно двум, построенным в 1854 и 1858 гг. железным мостам, через Большой канал, самый значительный из 157 каналов. Имея в длину 3 км., в ширину 30 – 60 м., канал этот разделяет город на две неравные части, и его левый берег весь застроен дворцами. Здания города, между которыми не мало полу развалившихся дворцов и великолепных церквей, построены на сваях и почти все обращены лицевым фасадом к каналам, которые являются настоящими широкими и длинными водяными путями, тогда как собственно улицы до того узки, что по ним едва могут пройти рядом три человека. Хотя в городе более 200 площадей, но этого названия заслуживает только окруженная дворцами и крытыми ходами площадь св. Марка, имеющая в длину 175 м., в ширину 82 м. и выложенная мраморными плитами. На ней возвышается патриаршая церковь (или собор св. Марка), построенная в своеобразном стиле, соединяющем в себе характер византийской архитектуры с формой романских базилик. Она построена была первоначально в 976 – 1071 г., потом до XVII ст. несколько раз перестраивалась и украшена множеством мозаических работ и орнаментов из камней самых редких пород. По сказанию, в этой церкви покоится тело евангелиста Марка, которое в правление дожа Джустиниано Партеципацио (828 – 830) перевезено было сюда из Александрии в Египте. Над главным входом стоят четыре античные конские статуи, находившиеся некогда в Константинополе, а при Наполеоне I – в Париже. Церковь построена в форме греческого креста, имеет в длину 76,5 м., в ширину 62,6 м. и украшена внутри и снаружи слишком 500 колоннами. Разделенный на пять отделов, богато украшенный главный фасад был окончен постройкою в 14 стол. Колокольня, в 98 м. вышиною, стоит отдельно от церкви, на площади св. Марка. Далее, на той же площади возвышается дворец дожей (Palazzo ducale) – здание, замечательное по величавости и красоте своей архитектуры и по собранию самых драгоценных произведений живописи. Постройка его начата была в 1350 году. Филиппом Календарио и окончена только в 1442 г. Две возвышающиеся одна над другою галереи окружают дворец с двух сторон; во дворе находится знаменитая «Лестница исполинов» с двумя стоящими на ней колоссальными статуями Нептуна и Марса; на верхней площадке ее короновались дожи. Сохранилось еще со времен республики здание государственной тюрьмы – так называемые свинцовые кровли (piombi), с Мостом вздохов (Ponte dei sospiri). В великолепной зале Большого совета, с прилегающими к ней комнатами, помещается с 1812 г. знаменитая библиотека Марка с своими рукописными сокровищами; она украшена множеством картин, между которыми находится величайшая из всех картин в мире, работы Тинторетто, изображающая рай. В восточном флигеле дворца находится археологический музей, с греческими мраморными статуями, а верхний этаж отведен для Istituto di Scienze с его естественно-историческими коллекциями. Против дворца дожей, на так называемой Пиаццетте, построено здание библиотеки, теперь обращенное в королевский дворец, образцовое произведение Сансовино; вблизи находится великолепный монетный двор (la Zecca), построенный тем же архитектором. Площадь св. Марка служит собственно единственным местом прогулки венецианцев, средоточием всей общественной жизни и сборным пунктом для иностранцев. Начатый постройкою в 1304 г. арсенал лежит на окруженном высокими стенами и башнями острове и приспособлен к постройке больших военных кораблей. У крайнего входа в этот арсенал стоят четыре античные льва, перевезенные сюда в 1687 г. из Пирея; в оружейной палате хранятся остатки Буцентавра.
Кроме патриаршей и 98 других католических церквей в Венеции есть еще церкви униатов, армян и протестантов. Самые замечательные из церквей, как по своей архитектуре, так и по произведениям искусства: Sta-Maria gloriosa dei Frari, с гробницами Тициана, Кановы и др., S.-Giovanni е Paolo, с гробницами многих дожей, между которыми самая красивая – гробница Андреа Вендрамина, Sta-Maria della Salute, San-Giorgio Maggiore, Madonna dell'Orto, San Zaccaria и мн. др. У евреев семь синагог. Число дворцов чрезвычайно велико; многие фамилии, некогда ими владевшие, теперь вымерли или обеднели. Самые старинные дворцы – каков, например, реставрированный недавно Fondaco de Turchi, относят, к Х стол., – построены в мавританском стиле, а возведенные в XIV и начал XV стол. – в готическом стиле. Далее идут дворцы стиля Возрождения (Корнер-Спинели, Вендрамин-Калерджи, Пезаро, Гримани). Из посвященных наукам и искусствам общественных зданий заслуживают упоминания: институт наук, главный архив (один из обширнейших и богатейших в Европе), музыкальная консерватория; академия художеств с богатым собранием картин, городской музей с библиотекою, картинами и скульптурными произведениями, здание постоянной художественной выставки, торговая академия, навигационное и промышленное училище с обсерваторией, армянская академия, публичная библиотека с кабинетом для чтения, собранием картин и монет. Весьма много благотворительных заведений, как то: большая больница св. Иоанна и Павла, дома умалишенных на островах Сан-Сервилио и СанКлементе и проч. Из пяти театров Венеции самый большой – Ла-Фениче, построенный в 1837 г. Медуной.
Число жителей, доходившее в цветущее время города до 190000, в начале XIX стол. уменьшилось на половину, но к 1884 г. снова возвысилось до 141400. Главнейшие произведения промышленности составляют стеклянные и мозаичные изделия, особенно искусственный жемчуг, далее бархатные и шелковые материи, мыло, воск, изящная мебель, галантерейные товары и искусственные цветы. По части стеклянной фабрикации В. некогда опередила остальную Европу, но в настоящее время многие страны успели превзойти ее в фабриками зеркал и других крупных изделий из стекла. Лишь весьма недавно снова достигла процветания пользовавшаяся некогда такою громкою известностью кружевная промышленность В. Вообще торговля, которая в 1421 г. производилась на 3345 судах с 36000 матросов и 16000 судорабочих, долго была в упадке, но после того, как В. посредством железного моста, имеющего 3601 м. в длину и 222 арки, соединена была с Верхней итальянскою железнодорожною сетью (1845) и особенно после открытия Суэцкого канала, торговля В. стала снова развиваться и процветать. Сумма привоза равнялась (1885) 251318472, а отпуска – 202031663 франков. Главные статьи торговли составляют хлеб, масло, конопля, хлопок, шелк-сырец и нефть. В том же году в приходе было 2732 корабля, вместимостью в 824291 т.
Перед входом в В. лежат гавани Лидо и Маламокко. Как бы предместьями В. служат острова Джудекка (с построенною в 1676 г. архитектором Палладио церковью Спасителя), Санджорджо, Санта-Элена, Сан-Микеле и Мурано (с двумя большими стеклянными заводами). Несколько далее лежат острова Сант-Лаццаро (с армянским монастырем), Лидо (с заведениями морских ванн) и Сан-Эразмо (с превосходными огородами). Частые рейсы пароходов поддерживают сообщение с Триестом и Востоком. Ср. Cicognara и Diedo, «Fabbriche piu cospicue di Venezia» (Венец., 1815); «Venezia e le sue lagune» (3 т., Венеция, 1847); Gsell-Fells, «Venedig» (Цюрих, 1887); его же, «Oberitolien» (Лейпциг, 1888); Yriarte, «Venise» (Париж, 1878); «V., histor-topogr. -artistisches Reisehandbuch» (Tpиест, 1878); Adalbert Muller, «V., seine Kunstschatze und histor. Erinnerungen» (4 изд., Венеция, 1876); Molmenti, «Die Venetianer» (Гамб., 1886); Molinier, «Venise, ses arts, ses musees» (1889).
Вензель
Вензель – так называется соединение в одно изображение начальных букв имени (реже отчества) и фамилии какого-либо лица. Соединение это производится в большинстве случаев помощью вязи между буквами, для чего последние обыкновенно употребляются прописными. Если буквы принадлежат одному лицу, то вензель простой, если нескольким – то сложный. Он может быть украшен короною, венком и т.п. Вензеля государей часто состоят из начальных букв имени и титула, к чему иногда присоединяется и цифра, означающая, которому из государей одного имени вензель принадлежит. Если такой вензель состоит из одной только начальной буквы имени (хотя бы и с цифрой), то получает название вензелевого изображения имени государя. Последние нашли широкое применение на монетах. В настоящее время у нас лишь 1/4 и 1/2 копейки и финляндские медные деньги имеют вензелевое изображение имени Государя Императора. Кроме того, вензелевые изображения имени жалуются иногда государями в знак особой милости и в этом случае как бы указывают близость пожалованного лица (или учреждения) к государю.
П. ф. В.
Вентиляторы
Вентиляторы (техн.). – Так называют воздуходувные снаряды, или заводские приборы, искусственно производящие движение воздуха (ветер, как показывает словопроизводство) в желаемом направлении при помощи вращающихся лопастей, или крыльев. В. могут служить поучительным примером обратимости явлений: движение воздуха способно приводить в круговращение мельничные и другие к тому приспособленные крылья и производить чрез их посредство механическую работу; но и механическая сила, при помощи крыльев вентилятора, способна производить движение воздуха. Неизбежные при таких передачах потери движений могут быть уменьшаемы; величина их зависит от перехода некоторой части работы в теплоту (развивающуюся, напр., при сжатии воздуха, в подшипниках от трения и т.п.) и достоинство приборов определяется мерою потери, при сем происходящей. Если бы не было этих неизбежных потерь, то легко было бы вычислить, какая затрата механической работы (в килограммометрах в секунду) требуется для сообщения данной массе покойного воздуха определенной скорости движения(в секунду), но в действительности дело крайне усложняется в зависимости не только от устройства передаточного прибора, но и от того сопротивления, которое должно преодолевать получаемая при помощи В. струя воздуха, потому что от этого зависит степень сжатия, которую должно придать воздуху вентилятором, чтобы он мог, преодолев встречающиеся сопротивления, произвести желаемое движение воздуха. Поэтому механическая теория В. очень сложна, и устройство В. весьма разнообразно, смотря по тем целям, для которых они устраиваются. В промышленном отношении должно отличать, кроме высасывающих вентиляторов (применяемых, напр., для вытягивания воздуха из жилищ, рудников и т.п.), нагнетающие воздух или вдувающие его в желаемое помещение, напр., в веялки, вагранки и горны и т.п. Такие вдувающие В. очень часто применяются в металлургических производствах для раздувания горящего угля или кокса. Применение В. для вдувания воздуха ограничивается тем, что они, во избежание значительной потери на трение твердых частей, представляют всегда крылья или вообще твердые части, насаженные на ось, приводимую в движение, и окружаются свободною оболочкою, в которой и устанавливается движение воздуха, обыкновенно от оси к концу крыльев или движущихся частей В., а эти концы не касаются вплотную к оболочке В. Поэтому между тою частью В., в которую входит воздух (где давление уменьшено), и тою, из которой он выходит в сжатом состоянии, не существует полного разобщения (как в насосах), и, следовательно, давление, достигаемое В., не может превосходить известной нормы, зависящей от множества разных влияний, но во всяком случае практически незначительной. Там, где требуется получить значительное сжатие воздуха, а через то и большую быстроту его движения, употребляются уже меха, нагнетательные насосы и т. п. Главное удобство В. состоит в том, что в них производится движение вращательное, сравнительно легко получаемое всякими двигателями.
Вены
Вены (Venaе). – Так называются все кровеносные сосуды, которые несут кровь к сердцу в противоположность сосудам, несущим кровь от сердца и называемым артериями. Так как в В. кровь поступает после того, как прошла через волосные сосуды тела, а в них состав крови существенно изменяется, именно кровь насыщается углекислотой и теряет значительную часть содержавшегося в ней кислорода, причем цвет ее из ярко-алого становится более темным и синеватым, то такую кровь и называют венозной в отличие от богатой кислородом артериальной крови. Однако, не все артерии содержат артериальную кровь и не все В. венозную. В., идущая в сердце из легких и называемые легочными В. (venae pulmonales) несут кровь артериальную; наоборот, легочные артерии несут в легкие темную, венозную кровь, которая и становится снова алой в волосных сосудах этих органов. Стенки В. значительно тоньше стенок артерий и именно в них слабее развит средний слой, состоящий из мышц и упругой ткани, поэтому стенки В. легко спадаются; другое отличие В. заключается в присутствии в них внутренних клапанов, открывающихся по направлению к сердцу и недопускающих течение крови в противоположном направлении. Так как на пути крови от сердца в венам лежат волосные сосуды, представляющие большое сопротивление течению крови, то кровяное давление передается венам значительно ослабленным, почему при порезах вен кровь не течет с такой силой, как из артерий, а пульс при нормальных условиях незаметен в В. Вместе с тем движущая сила сердца оказывается недостаточной для передвижения крови в В, ; движению этому помогают сокращения мускулов: утолщаясь при сокращении, мускулы сдавливают лежащие возле них В. и таким образом (благодаря присутствию клапанов) гонять кровь к сердцу; с другой стороны, грудная клетка при своих движениях обнаруживает присасывающее действие и как бы накачивает кровь из В. в сердце. Из болезненных изменений В. должно отметить варикозное расширение вен. Воспаление В. вызывает в них свертывание крови и легко ведет к ишемии. Иногда такие кровяные свертки пропитываются известью и образуют т. н. венные камни или флеболиты. Если сверток начнет растворяться, то он может попасть в сердце, а из него в артериии таким образом остановить кровообращение в органах важных для жизни.
Венозная система человека состоит из двух главных отделов: система верхней полой вены (v. cava superior) приносит в правое предсердие венозную кровь из верхней половины тела и верхних конечностей; она слагается из двух безымянных вен (venae innominatae s. anonymae), а каждая из этих последних – из общей яремной В. (v. jugulavis communis) и наружной яремной (v. jugularis extema), несущих кровь из головы и из подключичной В. (v. subclavia) – из верхней конечности; в верхнюю полую и в безыменные В. впадают вены стенок грудной клетки и другие. Система нижней полой В. (v. cava inferior), слагающейся из двух подвздошных вен (venae iliacae communes), несущих кровь из нижних конечностей и органов таза, и принимающей на пути ряд В. из органов брюшной области, несет в сердце кровь из всей нижней половины тела; в нижнюю полую В. впадает и система воротной вены (v. portarum); она несет кровь из органов пищеварения в печень, здесь воротная В. разветвляется, ветви снова соединяются и впадают в полую В. в виде печеночной вены. Полые В. несут таким образом в сердце венозную кровь из всего тела. Артериальная кровь приносится в сердце из легких легочными В. (venae pulmonales).
Венозная система низших позвоночных представляет существенные отличия от венозной системы человека и приближается к строению ее у зародыша человека. У рыб главные вены тянущиеся по бокам тела: передняя и задняя кардинальные вены (venae cardinales) правой и левой стороны. В месте соединения передней кардинальной вены (соответствующей яремной В. ) с задней начинается Кювьеров проток (ductus Cuvieri), в это же место впадают и В. передних конечностей. Оба кювьеровых протока, правый и левый, впадают в сердце. Кроме воротной системы печени, здесь есть еще воротная система почек между сосудами хвоста и задней оконечности кишечника и задними частями кардинальных вен; системы нижней полой вены нет вовсе; сердце заключает в себе лишь венозную кровь. У земноводных (Amphibia) задние кардинальные В. подвергаются более или менее значительному уменьшению, зато здесь развивается отчасти на счет их система нижней полой В.; воротные системы печени и почек существуют и здесь. У остальных позвоночных венозная система не представляет таких существенных отличий от этой системы у человека; у пресмыкающихся (Reptilia), птиц и многих млекопитающих есть две верхних полых В.; у человека же и некоторых других млекопитающих левая верхняя полая В. не доразвивается и от нее остается лишь часть, превращающаяся в венечную В. сердца (y. coronaria cordis), принимающую венозную кровь из стенок сердца.
У многих из безпозвоночных мы также находим более или менее развитую венозную систему, иногда наблюдаются особые пульсирующие расширения – венозные сердца, служащие для передвижения венозной крови, таковы венозные сердца головоногих (Cephalopoda), лежащие перед их жабрами. Нередко у безпозвоночных венозная система заменяется просто промежутками между органами.
Как придаточную часть венозной системы позвоночных можно рассматривать лимфатическую систему.
Н. Книпович.
Венявский
Венявский (Генрих Wieniawski) знаменитый польский скрипач, родился в Люблине в 1835 г. По окончании в 1846 г. курса в парижской консерватории, В. предпринял артистическое путешествие и в 1848 г. давал концерты, со своим братом пианистом, в Петербурге и Москве. В пятидесятых годах имя В., как виртуоза, стало очень известным во Франции, Англии, Бельгии, Голландии и Poccии. В 1860 году В. поселился в Петербурге, где получил место солиста Императорского двора и театров. С основания петербургской консерватории (1862) до 1865 г. он состоял в ней профессором; позже В. преподавал в брюсельской консерватории. В. был виртуозом исключительным. Обладая замечательным тоном, чарующей певучестью смычка, высокохудожественным пониманием исполняемого и первоклассной техникой, В. пользовался неизменным успехом и был любимцем слушателей всех стран. В. умер 1-го апреля 1880 года, в Москве. Последним его триумфом был русский концерт, данный в зале Трокадеро в Париже, на всемирной выставке 1878 года. Как композитор, В. отличался большим вкусом и оригинальностью мысли. Он писал только для скрипки (концерты, полонезы и др. ). Все его произведения чрезвычайно благодарны для исполнителя. Особенной популярностью пользуются его легенда, фантазия на русские темы, «Souvenir de Moscou», фантазия на темы из «Фауста» Гуно. Ср. «Henri Wieniawski», esquisse par A. Desfossez (Гага, 1856).
Н. С
Верба
Верба – название разных видов ив. Смотря по местности, так называют: Salix alba L., известную также под именем белой В., S. caprea L. (Могил. губ. ), S. fragilis (Малоросс.), S. amygdalina L. и наконоц S. viminalis L. (в большей части Poccии). Местное название последней (Бессараб. ) – вербовая лоза. Далее: красная В. – S. acutifolia Willd., золотистая В. – S. vitellina L. В. лоза – S, cinerea L. и S. pentendra L. (Западн. губ. ), В.-ушатка – S. aurita L. и иepycaлимская В. – S. babylonica. Впрочем, и некоторые другие растения тоже называют В., как, напр., цареградская В. – кустарник лох, Elaeagnus hortensis М. и В., одна из разновидностей которого, El. hort. a. angustifolia, известна и под именем иeрусалимской В.; точно также название В. дикой дают русины в Галиции кустарнику ткен – Lycium barbarum L. Кроме того, В. называют Lysimachia vulgaris L. (воробьиный горох, сорочьи ягоды, желтый цвет) из сем. Primulaceae, В. травой – Lythrum Salicaria L. (дербенник, дикие васильки, дубняк, кровавница, плакун, подберезник) и итальянской, или волошской В., Vitex Agnus Castus L. (авраамово дерево) из сем. Verbenaceae.
В. С.
Вербена
Вербена (Verbena) – род растении из сем. Вербеновых, с 5-зубчатой чашечкой, ворончатым, почти двугубым, 5-лопастным венчиком и распадающимся на 4 орешка плодом. Виды: V. oflicinalis L., железница, червонные зирки и V. supina L, с мелкими светлолиловыми цветками, расположенными тонкими колосьями – встречаются в Южной Poccии. Многочисленные гибриды некоторых американских видов, с более крупными цветами различных оттенков, часто разводятся в садах. Из них особенно ценятся Verbena hybrida Hort., которая есть помесь нескольких видов. Она цветет чрезвычайно обильно и цветы ее бывают всевозможных колеров, за исключением черного и чисто желтого. Ее можно сеять весною прямо на место, но лучше в начале весны (март-апрель) сеять сначала в парниках или оранжереях. Сеянцы переместить в горшки, содержа их в парнике, а затем окончательно пересаживать на места, когда нет причины опасаться мороза (в Петербурге и Москве после 9 мая). Можно разводить и черенками. Особенно хороши породы этого вида, известные у садоводов под именем: auriculiflora и striata. V. officinalis считалась прежде универсальным средством от всех болезней в средние века употреблялась часто знахарями и волшебниками; корень В. кладут в огурцы.
В. Т – ль.
Верблюд
Верблюд (Саmelus) – род жвачных парнокопытных животных (Artyodactyla ruminantia) из семейства Мозоленогих (Туlоpoda). В. крупные млекопитающие, имеющие на спине один или два горба; зубная система их состоит из 2-х верхних и 10-ти нижних коренных резцов, 4-х клыков, 12-ти верхних и 10-ти нижних коренных зубов; передние коренные зубы обыкновенно не выпадают. Уши их маленькие и округленные; длинная шея дугообразно изогнута; оба пальца соединены между собою и образуют общую подошву; копытных желёз нет; хвост короткий, с пучком длинных волос на конце. Мех курчавый, местами удлиненный. На локтях, коленах и груди находятся мозолистые места. Во время течки самец может выпускать изо рта пузырь, образуемый слизистою оболочкою неба. Самка после 11-13 месячной беременности мечет одного детеныша. В. питаются исключительно растительною пищей. К этому роду принадлежат 2 вида: В. двугорбый (С. bactrianus) и В. одногорбый или дромадер (Dromedarius), который, однако, быть может, не что иное, как разновидность, возникшая под влиянием приручения. Дромадер имеет 2-2, 25 м вышины в плечах. У него только один горб; волосы на горле, на передней части шеи, на затылке и на горбе удлинены. Общая окраска красновато-серая, но представляет часто изменения. Пучек волос хвоста достигает до пяточного сочленения. Дромадер водится в Западной Азии и в Африке, к северу от 12° с. ш. В. двугорбый несколько больше дромадера. Он имеет два расположенных один позади другого горба, которые у многих особо свешиваются на правую или на левую сторону. Шерсть тоньше, чем у дромадера и удлинена на темени, шее, горбах и плечах. Общая окраска темно-бурая, летом красноватая. Двугорбый В. водится в Центральной Азии и на Кавказе.
В.-домашние животные и только в последнее время Пржевальскому удалось открыть диких В. к югу от Тянь-Шаня в бассейне Тарима у Лоб-Нора. Как домашние животные, В. особенно ценны в местностях, лишенных растительности и воды, так как они не только отличаются большой умеренностью в пище, но кроме того, первый желудок их представляет весьма сильное боковое вздутие со многими ячеистыми углублениями, в которых сохраняется выпитая вода, медленно расходуемая затем на потребности тела. Рассказы о том, будто бы эту жидкость пьют в случае недостатка воды путешественники – неверны, потому что она слизиста, вонюча и горька. Народы, живущие в пустынях, высоко ценят В. и арабы называют это животное «кораблем пустыни». Вьючные В. могут нести груз в 150-250 килогр. и проходят 60-90 верст в день. Различают более 20 рас, развившихся вследствие ухода: как верховые животные, лучшими считаются дромадеры расы гейри или магейри. Еще со средних веков в Сан-Россоре, близ Пизы, находится стадо верблюдов. У нас на юго-востоке местами начинают вводить верблюдов для сельских работ. Мясо В. употребляется в пищу; из молока приготовляют сыр и масло; из шерсти выделывают ткани (верблюжье сукно) и гарус; помет употребляется как топливо и для добывания нашатыря. Э. Брандт.
Верблюжье сено
Верблюжье сено – растение Salsola Kali L. – колючка (южн. губ.), уколюка (Курск.), курай (Украин.) – из сем. Salsolaceae. Зола этого растения употребляется киргизами для приготовления мыла.
Верга
Верга (Джовани Verga) – итальянский писатель, род. 1840 г. в Катании (Сицилия) и рано обратил на себя внимание некоторыми своими романами, отличающимися даром наблюдательности и художественным исполнением, хотя несколько впадающими в тон французской сенсационной беллетристики. Сюда относятся: «Storia di una capinera» (1874); «Nedda» (1874); «Eros» (1875); «Tigre reale» (1875); «Primavera» (вместе с другими разсказами, 1877). На новый путь он вступил томом своих рассказов из сицилийской сельской жизни: «La vita dei campi» (1880), знакомых отчасти и русской публике. Они имели громадный успех, благодаря своей жизненности, страстности, горькой иронии и талантливости изложения. Из других его произведетй засдуживают внимания романы: «I Malavoglia» (1881); «Il marito di Elena» (1882); «Il come, il quando ed il perche» (1882); «Pane nero» 0882); «Novelle rusticane» (1883); «Per le vie» (1883); «Drammi intimi» (1884); «Vagabondaggio» (1887). Для театра В. написал пьесу «Cavaleria rusticana», послужившую сюжетом для одноактной оперы, под тем же заглавием, молодого итальянского композитора Масканьи.
Верди
Верди (Giuseppe Verdi), – знаменитый итальянский композитор, родился в 1813 г. Муниципалитет родного города В., Буссето, и одно частное лицо, видя в Верди крупные музыкальные задатки, дали ему средства ехать в Милан, чтобы поступить в консерваторию. Он не был, однако, туда принят и стал заниматься у Лавинья, аккомпаниатора при оперном театре «La Scala», под руководством которого написал множество мелких сочинений, оставшихся неизданными. Первая опера В. «Oberto, conte di San Bonifazio» была дана в 1839 г. на сцене «La Scala» в Милане. В этой опере, имевшей успех, В. явился подражателем Беллини. Вторая опера В. : «Un Giorno di regno» (1840) не оправдала ожиданий композитора. Следующие три оперы; «Навуходносор» (1842), «Ломбарды» (1843) и «Эрнани» (1844) заставили заговорить о В. Его имя стало известным; но затем он испытал цедый ряд неудач.
Следующие его оперы: «I due Foscari» (1844), «Glovanna d'Arco» (1815), «Alzira» (1845), «Аttila»(1846), «I Masnadieri» (1847), «Il Соrsaro» (1848), «Battaglia di Legnano» (1849), «Stiffelio» (1850) провалились, а «Макбет» (1847) и «Laisa Miller» ( 1849) имели посредственный успех. С «Риголетто» (1851), одного из лучших произведений В., начинается блестящий период его композиторской деятельности. «Трубадур» (1853), а затем «Травиата» (1853) сильно выдвинули В. и сделались любимыми операми в Италии и других странах. «Сицилийская вечерня» (1855) и «Симон Бокканегра» (1856) заставили В. вспомнить прежнее время неудач, но опера «Бал-маскарад» (1858) опять имела большой успех. Затем следуют: «Сила судьбы», написанная для Петербурга в 1863 году, и «Дон-Карлос», написанная для Парижа в 1867 году. Их незначительный успех сменился необычайным фурором, который вызвала «Аида». Она появилась впервые в 1871 году, на оперной сцене в Каире, для которой Верди написал ее по предложению хедива Измаила-паши. Колоссальный успех, который имела эта опера на первом представлении, выпадает на ее долю везде, где бы ее ни ставили. Итак, с двадцать четвертой оперой В. достиг апогея своей славы. После «Аиды» композиторская деятельность В. становится менее обильной. В 1877 году В. окончил свой реквием, сочиненный в память Манцони, а в 1887 г. – «Отелло». Помимо этих крупных произведений, В. написал 12 романсов, несколько вокальных нумеров и струнный квартет. В настоящее время В. оканчивает комическую оперу «Фальстаф». В годы бурной композиторской деятельности В. писал оперы с чрезвычайной быстротой. Поспешность письма некоторых из них была причиной их неуспеха; но те оперы, на сочинение которых В. употреблял больше времени, удержались в репертуаре и составили славу композитора. В. принадлежит к замечательным мелодистам вашего времени и вместе с тем следит с большою чуткостью за ходом развитая современного искусства. В сороковых годах понемногу началось вагнеровское движение в музыке. Это движение впоследствии разрослось до громадных размеров. Новые течения в музыке не могли не коснуться Верди, как человека, страстно любящего свое искусство. Стремление к точной иллюстрации текста, к ариозному пению заметны у В. уже в его опере «Luisa Miller», затем в «Simon Boccanegro» и «Дон-Карлосе». Нередко, однако, В. приходилось платиться за свои новаторские попытки, иногда неудачные, и оперы его не находили сочувствия. В «Аиде» В. очень искусно сумел соединить свой певучий, мощный талант с намеками на вагнеровские тенденции и в сущности в этой опере нашел ту золотую середину, на которой ему и следовало бы остановиться. В «Отелло», однако, вагнеровские принципы взяли верх над мелодическим талантом. Впрочем, В. нельзя считать очень строгим последователем Вагнера. Главный принцип Вагнера, а именно тематизм, покрывающий сетью всю оперу, не практикуется В., но он в «Отелло» отказался от отдельных музыкальных нумеров, и музыка в громадном большинстве случаев покорно следует за течением драмы, не распадаясь на арии, дуэты и т. д. Не только взгляды свои на оперу, но самую фактуру музыкального письма В. постоянно усовершенствовал и наконец довел ее до высокого мастерства в «Аиде» и реквиеме. Как оркестратор, В. всегда проявлял чрезвычайно своеобразное дарование. Не только в позднейших операх, но и в «Риголетто», «Травиате», и многих других операх встречаются страницы, замечательные по оркестровому колориту. В «Аиде» и особенно в «Отелло» В. доходит, с этой точки зрения, до полной виртуозности. Мы не ошибемся, если назовем его итальянским Берлиозом. В большинстве случаев В. выбирал благодарные сюжеты; богатой сокровищницей послужили для него произведения Виктора Гюго, Шиллера и Шекспира. Н. Соловьев Вердикт (лат. Veredictum) – приговор, преимущественно приговор присяжных.
Верещагин Василий Васильевич
Верещагин Василий Васильевич. В. родился в 1842 г. В. 1853 году поступил в морской кадетский корпус. По окончании курса, пробыв не более одного месяца на службе, вышел в отставку и поступил в академию художеств, где работал под руководством А. Т. Маркова и А. Е. Бейдемана. Получив малую серебряную медаль за эскиз «Избиение женихов Пенелопы» и похвалу академии за композицию, В., не окончив курса, уехал заграницу. В Париже он поступил в Ecole des beaux-arts и работал под руководством французского художника Жерома. Возвратившись из-за границы, он отправился на Кавказ и некоторое время в Тифлисе преподавал рисование в одном из женских учебных заведений. Рисунки типов и сцен, вывезенные им с Кавказа, были впоследствии напечатаны во французских журналах «Le Tour de Monde» и в русском «Всемирном Путешественнике»; некоторые из них были на академической выставке 1867 г. Они имеют значение лишь этнографическое. В 1864 г. В. был на Дунае и затем снова посетил Кавказ; приехав в 1865 г. в Петербург, он просил академию выдать ему свидетельство в том, что он награжден серебряной медалью и что он путешествовал по Кавказу и Закавказскому краю с художественной целью – что и было сделано. В 1865 г. он опять отправился в Париж и пробыл там целый год, выставил в салоне 1866 г. впервые одну из своих картин. В 1867 г. В. отправился в Туркестан, где состоял при генерал-губернаторе Кауфмане; между прочим, он отличился в военном деле под Самаркандом, за что и получил орден св. Георгия. Возвратившись из Туркестана, он в третий раз поехал заграницу; частью жил в Париже, частью в Мюнхене. Почти все его туркестанские картины написаны в Мюнхене. Публика особенное внимание обратила на «После удачи», «После неудачи», «Опиумоеды», а также на фотографию с картины, уничтоженной самим художником «Бача со своими поклонниками». Вся коллекция туркестанских картин была выставлена В. в Лондоне, в 1873 г., и произвела сильное впечатление. Через год и Петербург увидел эту коллекцию, где она была выставлена бесплатно. В виду толков и обвинений в тенденциозности, В. снял с выставки и уничтожил три картины из этой замечательной коллекции: «Окружили-преследуют», «Забытый» и «Вошли». Вся коллекция состоит из 121 нумера. В 1874 г. совет академии, во внимание к его художественным трудам, возвел В. в звание профессора, о чем В. и был уведомлен оффициально; но В., считая все чины и отличия в искусстве безусловно вредными, отказался от этого звания. Тогда совет академии определил исключить В. из списка ее членов. В Индии В. пробыл два года, а в 1876 году поселился в Париже, где принялся писать картины по этюдам, привезенным из Индии. В следующем году В. отправился на Дунай; там он состоял при Скобелеве и Гурко и получил рану во время пребывания на миноносце лейтенанта Скрыдлова. Затем присутствовал при Плевненской битве и во время кавалерийского набега на Адрианополь исполнял даже должность начальника штаба. Он объездил почти всю Болгарию, привез в Париж огромное количество этюдов и работал там над выполнением этих военных картин целые два года. И в 1879 и 1880 гг. он выставлял обе коллекции (индийскую и болгарскую) в главнейших городах Европы, а в 1883 году в Москве и Петербурге. Индийских картин всего 32, а болгарских – 13. В 1884 г. В. отправился в Палестину и Сирию, продолжая писать этюды. Возвратившись в Европу, он в 1885 – 88 гг. выставлял свои палестинские картины на сюжеты из Нового Завета в Вене, Берлине, Лейпциге и Нью-Йорке. Обладая замечательным талантом (блестящий колорист), В. является решительным приверженцем реализма в искусстве, берет сюжеты только из действительности и если трактует их тенденциозно, то лишь для протеста против ужасов войны. В своих картинах из Нового Завета он решительно порывает всякую связь с традицией религиозной живописи. Во всяком случай В. нельзя не считать одним из самых замечательных художников современной Европы. Его выставки в России, Европе и Америке возбуждали всегда много толков, а статьи о нем, на разных европейских языках и в том числе на русском, без преувеличения можно сказать, составляют целую литературу. Как литератор, В. известен своими путешествиями и воспоминаниями, как напр., «Заметки, очерки и воспоминания», «Поездка в Гималаи». В журнале «Художник» Верещагин поместил в 1890 году статью под заглавием «Реализм», в которой выступает жарким защитником реализма в искусстве.
Д.Б.

Ссылка на страницу: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Теги: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Просмотров: 163 | | Рейтинг: 0.0/0 Символов: 35000

ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам

Всего комментариев: 0
avatar


close