Главная » Психологический словарь
12:21
Психологический словарь
ПОДВИЖНАЯ ЭНЕРГИЯ

(MOBILE ENERGY)



См. психическая энергия.





ПОДДЕРЖИВАЮЩАЯ

ТЕРАПИЯ

(SUPPORTIVE THERAPY)

См. психотерапия.





ПОДФАЗА УПРАЖНЕНИЯ

(PRACTICING SUBPHASE)

См. сепарация-индивидуация.





ПОЗНАНИЕ

(COGNITION)



Психические процессы приобретения, переработки, кодирования и хранения знаний. Познание включает в себя восприятие, представление, формирование понятий, мышление, суждение и воображение. Некоторые определения познания являются весьма суженными (например, познание приравнивается переработке информации), а другие — слишком широкими (например, определение Кеслера: “Все процессы выше рефлекторного уровня, вызывающие какие-либо изменения в поведении”). Утверждение Холта (1964), что к познанию относятся все аспекты символического поведения, отражает крайне расширенное содержание термина, а также поле деятельности когнитивной психологии в последние десятилетия.

В психоаналитической литературе термин познание обычно ограничивается интеллектуальными функциями индивида и часто относится к процессам развития ребенка (в частности, в генетической эпистемологии), изучавшимся Жаном Пиаже. Пиаже много писал о построении объекта (сенсомоторный интеллект), о допонятийной, операциональной и формальной стадиях развития интеллекта, игре, символообразовании и взаимном влиянии интеллекта и аффектов. И лишь небольшая область его работы, а именно относящаяся к младенческому возрасту (сенсомоторному периоду по Пиаже), надлежащим образом исследовалась с психоаналитической точки зрения.

Не так давно исследования, проведенные в рамках когнитивной психологии, касающиеся психической репрезентации, включая предваряющую, иконическую (образную) и вербальную формы репрезентации (Bruner, 1966), постепенно были интегрированы в психоаналитическую теорию. Особый интерес среди психоаналитиков всегда вызывала проблема развития речи.



См. психолингвистика.

[142, 188, 433, 497, 545, 686]





ПОКРЫВАЮЩЕЕ

ВОСПОМИНАНИЕ

(SCREEN MEMORY)



Воспоминание, имеющее целью скрыть другие воспоминания и связанные с ними аффекты и влечения. Покрывающее воспоминание часто представляет собой жестко фиксированное, внешне безобидное воспроизведение аффективно окрашенных травматических переживаний раннего детства. Оно представляет компромисс между отрицанием и памятью — болезненное переживание прикрывается безвредными воспоминаниями о менее значимых событиях.

Такие воспоминания могут быть ретрогрессивными или ретроактивными (то есть то, что сознательно припоминается, предшествует скрытому воспоминанию); выдвинутыми вперед или смещенными вперед (когда скрытые воспоминания предшествуют припоминаемым событиям), одновременными или смежными с покрывающим воспоминанием. Первоначально покрывающие воспоминания рассматривались как фрагменты следов памяти; последующий опыт определил их возможность быть важным элементом личного мифа, более интегрированной и понятной конструкции истории индивида. Но даже скрывая тайны, покрывающее воспоминание все же выдает их. Оно выступает в качестве поддающегося анализу компромисса, явное содержание которого сгущает или смещает латентные мысли, аффекты или влечения подобно тому, как это происходит в сновидениях или невротических симптомах. Иногда аффективно окрашенное скрытое содержание проявляется в виде индифферентных на первый взгляд воспоминаний. В некоторых случаях одно травматическое воспоминание может скрывать за собой другое. Ни субъективная убежденность индивида в реальности воспоминания, ни внешнее подтверждение его биографической достоверности не означает отсутствия маскирующей функции.

Трудности реконструкции замаскированного воспоминания и интенсивности вытеснения могут быть связаны с тем, что травма имела место на ранней, даже довербальной стадии развития. Сенсорная травма на этой стадии разворачивается прежде всего в сфере зрительного или слухового восприятия, что гипотетически проявляется в визуальной насыщенности и яркости воспоминаний (Greenacre, 1949)

Маскирование воспоминаний не следует смешивать с наложением. Наложение означает репрезентацию многих одинаковых повторяющихся травматических событий в виде одного эквивалентного события. Процесс наложения является скорее продуктом функции памяти, а не защитным процессом.



См. амнезия, защита, отрицание, память.

[40, 115, 226, 248, 250, 282, 357, 360]





ПОЛИМОРФНАЯ

ИЗВРАЩЕННОСТЬ

(POLYMORPHOUS PERVERSITY)



См. компонентные влечения.





ПОЛОВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

(GENDER IDENTITY)



Половое поведение

(Gender Behavior)

Половая роль

(Gender Role)

Базисное ощущение собственной мужественности или женственности, сопровождающееся убежденностью в принадлежности к мужскому или женскому полу. Первые проявления этого процесса возникают в позднем довербальном и раннем вербальном периодах — между шестнадцатым и восемнадцатым месяцами жизни. Половая идентичность четко проявляется к концу второго года и становится относительно неизменной к четвертому году жизни. Биологический вклад в половую идентичность окончательно еще не выяснен, однако она может быть связана с гормонально обусловленной дифференциацией мозга плода. С психологической точки зрения формирование половой идентичности является частью фазы сепарации-индивидуации и, возможно, она усиливается с достижением константности объектов.

Предшественниками половой идентичности являются телесное Я, ранний образ тела и диадическое ощущение “я — не я”. Из них в результате расширения, детализации и интеграции половая идентичность развивается в мужскую или женскую репрезентацию Самости. Обычно она включает в себя базисную интернализацию половых различий, идентификацию с собственным полом и осознание двух комплементарных репродуктивных функций мужчины и женщины.

Иногда половую идентичность рассматривают как синоним или подкатегорию сексуальной идентичности. Предпочтительнее, однако, эти термины различать на основе их отношения к специфическим фазам развития. Половая идентичность относится к начальной доэдиповой интеграции анатомических, сексуальных различий и комплементарного репродуктивного функционирования в ощущение принадлежности к мужскому или женскому полу. С другой стороны, сексуальная идентичность относится к фаллически-эдиповой и эдиповой интеграции детских сексуальных “исследований”, страха кастрации, зависти к пенису и трехсторонних объектных отношений в личный эротизм. Другими словами, сексуальная идентичность является более поздней переработкой базисного полового чувства. Развитие сексуальной идентичности в эдиповой фазе характеризуется формированием понятий мужественности и женственности (отличающихся от базисного ощущения своей принадлежности к мужскому или женскому полу) и личным эротизмом, который выражается в сексуальных фантазиях и выборе объекта.

Различия между половой и сексуальной идентичностью хорошо иллюстрируются клиническими наблюдениями. Например, у некоторых гомосексуальных мужчин половая идентичность является мужской, тогда как сексуальная (фантазии и выбор объекта) — женской. Этиология аномалий половой идентичности, проявляющихся в транссексуализме и некоторых перверсиях, вызывает споры. Мани говорит о биологической этиологии (Money & Green, 1969), Столлер (1975) — об аномалии бесконфликтной симбиотической фазы, а Мейером описаны процессы конфликта фиксации и репрессии.

Термин половая идентичность отличается от терминов половая роль и половое поведение, которые относятся к детерминированным культурой, стереотипным паттернам мужского или женского поведения.



[40, 341, 809, 618, 819]





ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОЕ

СТРЕССОВОЕ РАССТРОЙСТВО

(POST-TRAUMATIC

STRESS DISORDER)



См. невроз страха, тревожные расстройства.





ПОТЕНЦИАЛЬНОЕ

ПРОСТРАНСТВО

(POTENTIAL SPACE)



См. теория Винникотта.





ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНЫЙ ЩИТ

(PROTECTIVE SHIELD)



См. стимульный барьер.





ПРЕДПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

(PREADOLESCENCE)



Последние годы латентного периода, когда появлению физических изменений, характерных для подросткового возраста, предшествует субъективное ощущение физиологических и гормональных сдвигов. Этот период знаменуется усилением влечений, анальными и оральными регрессивными защитами от эдиповых побуждений и воздействия неизбежных изменений Самости. Клинически это может выражаться в сквернословии и проблемах питания. Защитная регрессия Я также может сопровождаться проблемами вербального выражения и плохой успеваемостью в школе. Понятие предподросткового возраста следует отличать от понятия предпубертата, обозначающего физические и психологические изменения, возникающие за несколько лет до наступления пубертата.



См. развитие.





ПРЕДСОЗНАТЕЛЬНОЕ

(PRECONSCIOUS)



Как существительное относится к одной из систем психического аппарата, описанной Фрейдом (1915) в рамках топографической теории. Двумя другими системами являются сознание и бессознательное. В описательном смысле предсознательное и бессознательное могут рассматриваться как бессознательное, однако содержания предсознательного всегда готовы перейти в сознание; они являются лишь временно бессознательными. Прилагательное “предсознательное” обозначает эту отличительную характеристику. Между этими системами существуют и другие различия. Если предсознательное обладает доступом к сознанию и способностью перемещаться, то содержания бессознательного не могут свободно перемещаться в предсознательное, поскольку его содержания подвергаются цензуре, а антикатектическая энергия используется на поддержание вытеснения. В отличие от подвижной энергии бессознательного энергия предсознательного, так сказать, “связана”. Хотя предсознательное может испытывать на себе влияние первичного процесса, обычно оно действует как сознание — с помощью вторичного процесса и логического мышления, формулируемого в речи.

Фрейд утверждал, что между предсознательным и сознательным существует вторая цензура и что некоторые содержания становятся осознанными не просто благодаря самому по себе акту восприятия, но и, возможно, вследствие гиперкатексиса. Он относил к предсознательному различные функции, которые в настоящее время считаются функциями системы Я: осознанные воспоминания, сдерживание разрядки катектированных представлений, интрапсихическую коммуникацию различных идеационных содержаний, наделение этих содержаний временным параметром, проверку реальности и принцип реальности. Некоторыми атрибутами предсознательного, по Фрейду, обладает также Сверх-Я.



См. бессознательное, катексис, первичный процесс, сознание, топографический подход.

[249, 288, 303, 319]





ПРЕДУДОВОЛЬСТВИЕ

(FOREPLEASURE)



Эмоциональная реакция на сексуальную стимуляцию, предшествующую половому акту. Сексуальная прелюдия включает в себя рассматривание, обнажение, поцелуи, ласки и любые другие действия, направленные на стимуляцию эротогенных зон и усиление эротического напряжения. Такие действия, усиливая желание и вызывая соответствующие физиологические реакции, подготавливают индивида к половому акту. Ощущение удовольствия может возникать от стимуляции гениталий или негенитальных органов, таких, как грудь, рот, губы, анус, ягодицы, или иных частей тела. Фрейд (1905) отмечал, что предудовольствие бывает настолько сильным, что может мешать самому половому акту. Он употреблял это понятие также для обозначения техник, используемых при подготовке индивида к получению наслаждения от юмора или эстетических переживаний.



[256]





ПРЕДШЕСТВЕННИК ОБЪЕКТА

(PRECURSOR OBJECT)



См. теория Винникотта.





ПРЕЖДЕВРЕМЕННОЕ

СЕМЯИЗВЕРЖЕНИЕ

(EJACULATION PRAECOX)



См. импотенция.

ПРИВИЛЕГИЯ

(PRIVILEGE)



Официальный термин, обозначающий предусматриваемую законом или уставом защиту от оглашения сведений, относящихся к сугубо профессиональной деятельности. Следовательно, привилегированные или конфиденциальные сообщения предполагают, что те, кто принимает информацию, не могут быть законным образом принуждены к ее разглашению. Примерами являются отношения между адвокатом и клиентом, врачом и пациентом, священнослужителем и прихожанином, мужем и женой. Термин происходит от латинского privilegium, производного от privus (“частный, особый”) и lex, lege (“закон”). Таким образом, привилегия есть частный закон, предоставляющий особое право или свободу, исходно получаемую в силу занимаемой индивидом позиции.

Правило привилегии распространяется на психоаналитические сообщения в той же мере, что и общий закон и местные уставы, защищающие сообщения между психиатром или психотерапевтом и пациентом. В большинстве случаев право на привилегию принадлежит пациенту. Иногда пациент может не помнить содержания или не понимать важности своих сообщений, поэтому прежде чем он откажется от права на привилегию, он должен быть тщательно проинструктирован.



См. конфиденциальность, частная жизнь.





ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОАНАЛИЗ

(APPLIED

PSYCHOANALYSIS)



Использование идей и концепций, вытекающих из клинического психоанализа, для достижения более глубокого понимания различных аспектов человеческой природы, культуры и общества. Наиболее известны исследования в области истории, биографии, литературы, искусства, религии, мифологии и антропологии.

Различие между клиническим и прикладным психоанализом не является абсолютным, поскольку многие ценные клинические выводы были сделаны в работах по прикладным проблемам психоанализа. Подобным примером является известное исследование Фрейдом (1911) паранойи, основанное на автобиографии Даниэля Пауля Шребера. Это исследование, проведенное в рамках прикладного психоанализа, внесло значительный вклад в понимание некоторых клинических феноменов.

Применение психоанализа к биографии и истории привело к появлению терминов психобиография и психоистория, подчеркивающих искусственность разделения истории человечества на отдельные периоды.



[269, 465, 538, 608]





ПРИНЦИП ИНЕРЦИИ

(INERTIA PRINCIPLE)



См. психическая энергия.





ПРИНЦИП КОНСТАНТНОСТИ

(CONSTANCY PRINCIPLE)



См. принцип удовольствия/неудовольствия, психическая энергия.





ПРИНЦИП

МНОЖЕСТВЕННОГО

ДЕТЕРМИНИЗМА

(PRINCIPLE OF MULTIPLE

DETERMINISM)



См. множественный детерминизм.





ПРИНЦИП

МНОЖЕСТВЕННОЙ

АПЕЛЛЯЦИИ

(PRINCIPLE OF MULTIPLE

APPEAL)



См. множественный детерминизм.





ПРИНЦИП

МНОЖЕСТВЕННОСТИ

ФУНКЦИИ

(PRINCIPLE OF MULTIPLE

FUNCTION)



См. множественный детерминизм.

ПРИНЦИП НИРВАНЫ

(NIRVANA PRINCIPLE)



См. психическая энергия.



ПРИНЦИП

УДОВОЛЬСТВИЯ/

НЕУДОВОЛЬСТВИЯ

(PLEASURE/

UNPLEASURE PRINCIPLE)



Конструируя модель психической деятельности, Фрейд постулировал, что все психические функции регулируются определенными базисными принципами, одним из которых является принцип удовольствия/неудовольствия.

Вначале Фрейд использовал термин принцип неудовольствия, затем — много лет спустя — принцип удовольствия/неудовольствия и в конце концов, возможно, ради простоты он принял термин принцип удовольствия. Каждый из этих терминов относится к основной идее, что целью любой психической активности является поиск удовольствия и избегание неудовольствия. Эта идея основывается на других концепциях, а именно что в психике имеется определенное количество энергии и что возрастание уровня энергии или напряжение, создаваемое влечениями, вызывает неудовольствие, а устранение напряжения — удовольствие. Принцип удовольствия регулирует потребность в воссоздании с помощью действия или фантазии любой ситуации, которая приносила удовлетворение благодаря устранению напряжения. Его регулирующая роль в психическом функционировании рассматривается также в связи с реакцией Я на сигнальную тревогу, предостерегающую о наличии опасности. Поскольку тревога всегда неприятна, приводится в действие принцип удовольствия/неудовольствия и активируются различные функции психики, необходимые для того, чтобы справиться с воспринятой опасностью.

Этот принцип имеет биологическое и психологическое значение. Биологической моделью фрейдовского понятия принципа удовольствия послужил принцип константности — термин введен основоположником экспериментальной психологии, Фехнером. Согласно этому принципу, равно как и принципу удовольствия/неудовольствия, организм стремится избегать или устранять чрезмерное напряжение и сохранять напряжение стабильным на максимально низком уровне. В психологическом аспекте также предполагается, что люди стремятся удовлетворять различные потребности, что равносильно получению удовольствия, и устранять чрезмерное напряжение, обычно сопровождающееся неудовольствием. В то же время Фрейд отмечал, что в определенных ситуациях, таких, как предварительные любовные ласки, напряжение, создаваемое влечением, усиливает ощущения удовольствия. Он пришел к выводу, что соотношение между напряжением от влечений и удовольствием/неудовольствием не является столь простым, как он считал вначале, и что ритм и скорость аккумуляции и разрядки могут определять субъективное переживание удовольствия или неудовольствия.

Принцип удовольствия/неудовольствия следует также рассматривать в контексте развития. Поведение младенцев и маленьких детей регулируется главным образом принципом удовольствия. Лишь с возрастом ребенок начинает понимать, что его желания порой расходятся с реальностью (например, невозможно дотронуться до горячего чайника не обжегшись) или не соответствуют требованиям окружения. Поэтому он постепенно начинает осознавать, зачастую благодаря наставлениям, предостережениям и примерам родителей, существование и важность принципа реальности.



См. психическая энергия, реальность.

[207, 285, 308, 312]





ПРИНЯТЫЙ ОБЪЕКТ

(ACCEPTED OBJECT)



См. теория Фэйрбейрна.





ПРОЕКТИВНАЯ

ИДЕНТИФИКАЦИЯ

(PROJECTIVE IDENTIFICATION)



См. теория Кляйн: идентификация.

ПРОЕКЦИЯ

(PROJECTION)



Психический процесс, посредством которого неприемлемые для индивида побуждения или представления приписываются внешнему миру. В результате такого защитного процесса собственные интересы и желания воспринимаются человеком так, будто они принадлежат другим, или собственные психические переживания могут ошибочно восприниматься как соответствующие реальности.

Невыносимые для субъекта мысли и чувства, прежде чем они проецируются, могут бессознательно подвергаться трансформации, как это часто бывает в случае паранойяльных проекций. Фрейд (1911) проанализировал и прояснил этот процесс, описав паранойяльного больного, отрицавшего свои сексуальные и агрессивные чувства и воспринимавшего себя как жертву сексуального преследования со стороны распутного и жестокого бога. Напуганный своими гомосексуальными желаниями, больной бессознательно трансформировал свое чувство любви в чувство ненависти, а затем наделил этим искаженным эрзацем воображаемого бога и других людей.

Проекция становится заметной, когда она перестает действовать эффективным образом; особенно явно она выражается у паранойяльных больных. Возможно, по этой причине ее часто относят к простым и примитивным защитам с чреватыми для здоровья последствиями. Однако еще Фрейд обратил внимание на то, что дети наивно предполагают, что другие чувствуют точно так же, как и они. В дальнейшем аналитики показали также, что проекция может быть характеристикой симбиотических переживаний в раннем младенчестве. Кроме того, человек, воспринимающий себя как доброго и соответствующим образом относящийся к другим людям, также может проецировать свои чувства и установки, не выказывая при этом признаков патологии. С другой стороны, многие люди осознают, что проецируют собственные представления в “рисунках”, которые они видят в тесте Роршаха и других проективных методов. Таким образом, проекция присуща как нормальным, так и патологическим состояниям. Различие заключается в степени, в которой человек уверен в истинности спроецированных представлений, то есть в способности человека к проверке реальности.



См. защита, теория Кляйн: идентификация, экстернализация.

[269, 412, 502, 646, 878]





ПРОРАБОТКА

(WORKING THROUGH)



Термин, обозначающий последовательную аналитическую работу, специально направленную на преодоление сопротивления, возникающего после первоначальных интерпретаций вытесненного конфликта. Подобное вытеснение объяснялось Фрейдом как “вытеснение Оно” и рассматривалось им в качестве особого инстинктивного процесса, “приглушаемого” в течение длительного времени и внезапно нашедшего выход через “приоткрывшуюся дверь”. Фрейд писал: “Пациенту следует дать время для изложения переживаний собственного сопротивления, с которым он только что ознакомился, а затем проработать эти переживания и, вопреки их значению для анализируемого, преодолеть их; аналитическая работа, таким образом, становится одним из фундаментальных правил анализа” (Freud, 1914, с. 155).

Целью проработки является достижение максимального эффекта от осознания, то есть достижение значительных и стойких изменений личности пациента путем модификации способов проявления и целей инстинктивных влечений. При проработке и аналитик, и анализируемый решают одну задачу. Эта задача включает индивидуализированный подбор способов аналитической работы, расширение и углубление анализа сопротивления. Первоначальные интерпретации, нередко требующие чересчур широкой трактовки и существенных изменений в понимании пациента, касаются лишь основных тем конфликтной ситуации, они вскрывают также бесчисленное множество вариантов сопряжения конфликтной ситуации со структурой характера пациента. Но это лишь первый этап анализа. В дальнейшем анализируемый должен понять, насколько полезным может оказаться для него осознание и преодоление сопротивления, в том числе вне терапевтической ситуации. Тем более важным представляется достижение подобного осознания для решения индивидуальных проблем переноса, понимания конфликтов развития, изменений поведения, чувств, жизненных подходов и позиций, а также преодоления устойчивых и стойких проявлений сопротивления.

В настоящее время проработка рассматривается как центральный и определяющий аспект аналитического воздействия и аналитического процесса в целом. Особая необходимость в проработке возникает в ситуации, когда травматические переживания раннего детства, сочетаясь с определенными ситуациями и событиями латентного периода, формируют специфическую структуру, усиливают друг друга и сохраняют психическую реакцию на раннюю травму.



[203, 282, 387, 761]





ПСИХИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ

(PSYCHIC ENERGY)



Гипотетически существующая и, по аналогии с физической, количественно измеримая энергия, лежащая в основе всякой активности психического аппарата и, следовательно, всех психических проявлений. Концепция психической энергии в том или ином виде присутствовала во всех теоретических построениях Фрейда. Однако ее серьезные недочеты постепенно вызвали волну резкой критики, приведшую в конечном итоге к требованиям отказа от концепции (Kubie, 1947, Holt, 1967, Rosenblatt and Thickstun, 1970). Тем не менее эвристичность понятия психическая энергия способствовала его выживанию.

В 1923 году Фрейд предложил рассматривать два отдельных вида энергии — сексуальную энергию (или либидо) и агрессивную. Кроме того, с его точки зрения, следует выделить и нейтральную энергию, образующуюся в процессе слияния сексуальных и агрессивных элементов влечений, дальнейшей их десексуализации и деагрессивизации. Впоследствии аналитические исследования доказали наличие в психическом аппарате определенного количества изначальной нейтральной энергии, не требующей предварительного слияния сексуальных и агрессивных элементов и их преобразования. Соответственно предполагалось существование отдельной стадии развития, в которой энергия, равно как и психические структуры, находятся в недифференцированном состоянии. Следует добавить также, что в ранних формулировках Фрейда влечения (аффекты) рассматривались как равнозначные по отношению к количественным энергетическим характеристикам.

В 1894 году Фрейд описывал психическую энергию как “...нечто ...скользящее по поверхности следовых воспоминаний, подобно тому, как скользит электрический заряд по поверхности тела” (с. 60). Вклад психической энергии в мыслительные процессы, представления и образы был обозначен термином катексис. Соответственно наделенные энергией мысли и представления обозначаются как катектированные. Степень катексиса, то есть связи идей, представлений и образов с психической энергией, рассматривалась в качестве важнейшего отличительного признака двух способов мышления — первичного и вторичного процессов. При первичном процессе психическая энергия относительно подвижна и не является нейтрализованной. Вторичные процессы мышления, напротив, характеризуются связанной и нейтрализованной энергией, сдерживаемой и управляемой функциями непосредственной разрядки. Кроме того, принято различать понятие гиперкатексиса, объясняющего феномен внимания, и понятие контркатексиса, объясняющего механизмы вытеснения.

Функции психической энергии могут быть либо мотивационными, либо инструментальными. Накопление психической энергии требует соответствующей разрядки и тем самым поддерживает такие поведенческие компоненты, как побуждения и влечения. Разрядка психической энергии и модель редукции напряжения являются центральными для психоаналитической теории мотивации, основывающейся на подавлении инстинктивных влечений. С другой стороны, психическая энергия имеет различные инструментальные функции, например, формирование сигнальной тревоги или содействие переходу бессознательных мыслей и идей в сознание.

Принято считать, что контроль над уровнем энергии в психическом аппарате осуществляется благодаря ряду регуляторных принципов. Принцип инерции (одно из наиболее ранних понятий Фрейда) гласит о том, что первичные функции психического аппарата, лишаясь энергетической стимуляции, тут же возвращаются в инертное состояние. Этот принцип, однако, был заменен впоследствии на принцип нирваны, регулирующий проявления влечения к смерти. Впервые принцип нирваны был использован Фрейдом в работе “По ту сторону принципа удовольствия” (1920) для обозначения таких тенденций психического аппарата, которые направлены прежде всего на снижение уровня энергии до нулевого или близкого к нему значения. Буддистская концепция нирваны, как известно, утверждает, что достижение состояния покоя, блаженства и счастья возможно лишь на пути “погашения” или “замирания” всяческих желаний. Принцип нирваны близок к принципу постоянства, являющегося, по сути, гомеостатическим или вторично уравновешивающим правилом деятельности организма. Согласно последнему, психический аппарат стремится удерживать всякое возбуждение на как можно более низком, близком к минимальному, уровне. Фрейд рассматривал этот принцип как обязательное условие для сохранения организмом имеющихся запасов энергии, вполне достаточных для выполнения отдельных действий.

С развитием теоретических положений принцип постоянства был преобразован в принцип удовольствия. В его основу была положена аксиома: всякое человеческое существо ищет удовлетворения и избегает неудовольствия. Следовательно, преобладающее влияние принципа удовольствия приводит к поискам разрядки психической энергии. Однако и здесь Фрейду пришлось признать существование определенных несоответствий между теоретическими построениями и клиническими наблюдениями: не всякое удовольствие, связанное с потребностью в разрядке (и наоборот, неудовольствие — с накоплением психической энергии, например, сексуальное поведение с приятным компонентом переживаний), подчиняется принципу удовольствия. Поэтому Фрейд предложил ввести в психоаналитический обиход еще один фактор — ритмичность накопления и разрядки психической энергии.

Концепция психической энергии является центральной для экономического и динамического подходов. После их построения все метапсихологические описания психических процессов и поведенческих проявлений обязательно включали изучение энергетического катексиса и контркатексиса, определение видов используемой психическим аппаратом энергии (либидинозной, агрессивной и нейтральной), а также способов ее распределения и развертывания.



См. инстинктивные влечения, метапсихология, первичный процесс, принцип удовольствия/неудовольствия.

[241, 300, 303, 434, 531, 734]





ПСИХИЧЕСКИЙ АППАРАТ

(PSYCHIC APPARATUS)



Понимая насущную необходимость объяснения феномена сознания и пытаясь соединить этот феномен с построениями Фехнера, доказывавшего наличие изменений психической активности в сновидениях, Фрейд (1900) предложил рассматривать психику как аппарат, “...построенный из определенного числа действующих частей, располагающихся в виде упорядоченной последовательности”. Понятие психического аппарата является, таким образом, своеобразной метафорой, использованной Фрейдом “...с целью облегчить наши попытки понять всю сложность душевной деятельности, разделить отдельные функции и отнести различные составляющие к отдельным непересекающимся частям психического аппарата” (с. 536). При этом Фрейд исключал возможность абсолютно точного копирования анатомических закономерностей размещения и локализации психических функций. Свою психологическую концепцию он основывал на аналогии с микроскопом, фотографическим аппаратом и т.п. Подобно образам, возникающим с помощью этих инструментов, то есть образам, не имеющим осязательного коррелята, “психическая локальность соответствует той части этого аппарата, в которой осуществляется одна из предварительных стадий образа” (там же). Фрейд постулировал также, что составные части сложного психического инструмента представлены специфическими “органами” или “системами”, расположенными в строго фиксированном порядке и имеющими, подобно рефлексу, свои чувствительные и моторные окончания.



Использованная Фрейдом метафора психического аппарата преследовала еще одну цель — показать и объяснить возможность доступа воспоминаний, сновидений и отдельных нормальных элементов мыслительного процесса в сознание, а также их регрессию из сознания. В результате понятие психического аппарата приобрело обозначение, выраженное в сокращенной форме как система Бсз, Псз и Сз (в топографической модели) или Оно — Я — Сверх-Я (в структурной теории). Основные интегративные функции психического аппарата направлены прежде всего на достижение полноценной адаптации.



См. метапсихология, структурная теория, топографический подход.

[249]





ПСИХИЧЕСКИЙ

ДЕТЕРМИНИЗМ

(PSYCHIC

DETERMINISMUS)



Согласно центральной гипотезе психоанализа, в психике не существует произвольных и недетерминированных феноменов. Все психические акты и проявления имеют свою причину и свое значение, все обусловлены и могут быть поняты в терминах предшествующих каждому отдельному феномену “событий”. Всякое психическое содержание, кажущееся на первый взгляд случайным и непонятным (сновидения, навязчивости, мысли, оговорки и др.), подобно другим естественным феноменам, строго детерминированы и управляются собственными законами, даже если эти законы нами еще не открыты.

Психический детерминизм положен в основу фундаментального правила психоаналитической методологии, гласящего, что анализируемый субъект должен сообщать обо всех, даже наиболее неожиданных, случайных или кажущихся ему бессмысленными и бессвязными мыслях и представлениях. Возникающие при этом ассоциации постепенно обогащаются новым содержанием, доселе скрытым от “взгляда” пациента. В результате для индивида все более явными становятся бессознательные мотивы, управляющие его психической жизнью, его чувствами, мыслями и действиями.



См. анализ, множественный детерминизм, свободные ассоциации.

[128, 252, 854]
Теги: Психологический словарь
Просмотров: 25 | Добавил: creditor | Теги: психологический словарь | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close