Главная » Музыкальный словарь
19:40
Музыкальный словарь
ОПЕРЕТТА.

Оперетта -- итальянское слово (operetta) и означает буквально -- маленькая опера. Становление оперетты связано с Францией второй половины 50-х годов прошлого века.

Оперетта возникла из театральных интермедий -- коротеньких представлений, которые шли в антрактах крупных пьес, из злободневных спектаклей-обозрений. Во Франции она стала зеркалом общественной жизни, обличающим пороки, высмеивающим недостатки.



Лучшие французские оперетты связаны с именем композитора Жака Оффенбаха. Это «Орфей в аду», «Прекрасная Елена», «Синяя борода» и др. Сюжеты оперетт, казалось бы столь далекие от действительности, -- мифические и сказочные, -- неожиданно оказывались очень современными. Действующие лица их были всем весьма хорошо знакомы, с ними зрители встречались чуть ли не каждый день. Они только рядились в костюмы богов и героев. Орфей у Оффенбаха из мифологического певца превращался во влюбленного учителя музыки, а боги оказывались не всемогущими, а, напротив, беспомощными и смешными...



Содержание оперетт часто было пародийным. А музыка? Музыка всегда оказывалась веселой и увлекательной. Оффенбах включал в оперетту песенки, марши, танцы -- кадрили, галопы, вальсы, болеро...



В оперетте не только пели, но и говорили. При этом в тексте часто встречались реплики на злобу дня, намеки на происходящие, волнующие всех события.



Несколько другой стала оперетта в Австрии, в Вене. Она так и называется -- венская оперетта. Наверное, вы слышали оперетты Иоганна Штрауса-сына «Летучая мышь», «Цыганский барон». Они напоены чудесными мелодиями. Говорили, что благодаря Штраусу оперетта стала легкой, жизнерадостной, остроумной, нарядно приодетой и ярко звучащей музыкальной комедией.



Традиции Штрауса продолжил венгерский композитор Имре Кальман, написавший такие известные оперетты, как «Сильва», «Марица», «Принцесса цирка».



Много оперетт, или, как их у нас чаще называют, музыкальных комедий, создано советскими композиторами. В 20-е годы в этом жанре работал Н. Стрельников. По его оперетте «Холопка» поставлен кинофильм «Крепостная актриса». В театрах Советского Союза идут лучшие оперетты И. Дунаевского «Золотая долина», «Вольный ветер», «Белая акация».



К жанру оперетты обращались Б. Александров, Ю. Милютин, Д. Шостакович, Д. Кабалевский, Т. Хренников, А. Петров, А. Эшпай, В. Баснер, Р. Гаджиев и многие другие композиторы.



Сейчас, в наши дни, все большее распространение получает разновидность оперетты, называемая мюзикл. Наиболее известные из зарубежных мюзиклов -- «Моя прекрасная леди» Ф. Лоу и «Вестсайдская история» Л. Бернстайна.



ОРАТОРИЯ.

«Тополи, тополи, скорей идите во поле...» Слушая эту звонкую песенку пионеров из оратории Шостаковича «Песнь о лесах», трудно поверить, что жанр оратории зародился в церкви.

Это было в Риме, в конце XVI века, когда верующие католики стали собираться в специальных помещениях при церкви -- ораториях (от латинского oratoria -- красноречие) -- для чтения и толкования библии. Обязательным участником таких собраний была музыка, которая сопровождала проповеди и чтение. Так возникли особые духовные произведения повествовательного склада для солистов, хора и инструментального ансамбля -- оратории.



В XVIII веке появляется светская оратория, то есть не церковная, а предназначенная для концертного исполнения. Ее создал великий немецкий композитор Георг Фридрих Гендель. Героические оратории Генделя, написанные на библейские сюжеты, нередко звучат и в наши дни.



В те же годы расцветает и близкий оратории жанр -- кантата. Когда-то этим словом обозначали любое произведение для пения с инструментальным сопровождением (cantare в переводе с итальянского -- петь). В XVII веке кантата -- концертная вокальная пьеса лирического характера, состоящая из арий и речитативов. Она исполнялась певцами-солистами или хором в сопровождении оркестра. Вскоре появляются духовные кантаты философского или назидательного содержания, а также кантаты приветственные, поздравительные. Много замечательных кантат написал великий немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах.



В прошлом столетии жанр кантаты привлек русских композиторов. Постарайтесь послушать торжественную кантату Чайковского «Москва» для солистов, хора и оркестра или поэтичную кантату Рахманинова «Весна», написанную на текст известного стихотворения Некрасова «Зеленый шум».



Новую жизнь кантате и оратории дали советские композиторы. В их творчестве уменьшаются различия между этими двумя жанрами, существовавшие в прошлом.



Раньше оратория, подобно опере, сочинялась на какой-либо драматический сюжет. В кантате, как правило, такого сюжета не было, она воплощала ту или иную мысль, идею. Например, кантата Глазунова написана к 100-летию со дня рождения Пушкина. Теперь же часто встречаются сюжетные кантаты (например, «Александр Невский» Прокофьева) и несюжетные оратории (как «Песнь о лесах» Шостаковича, с которой мы начали начали наш разговор об оратории, или «На страже мира» Прокофьева). В наше время ораториями и кантатами называют крупные многочастные вокально-симфонические произведения, посвященные важным событиям народной жизни.



ОРГАН.

Самый большой из всех музыкальных инструментов -- ор-ган. Играют на нем, как на фортепиано, нажимая на клавиши. Но в отличие от фортепиано орган не струнный, а духовой инструмент и родственником он оказывается не клавишным инструментам а маленькой флейте.

ОРГАНИСТ, ИГРАЮЩИЙ НА ДРЕВНЕМ ОРГАНЕ-ПОЗИТИВЕ. РИСУНОК С МИНИАТЮРЫ 1270 ГОДА



В древние времена, когда сложных музыкальных инструментов еще не было, несколько тростниковых дудочек разной величины стали соединять вместе. Инструмент этот древние греки называли флейтой Пана. Считалось, что придумал его бог лесов и рощ Пан. На одной дудочке играть легко: ей нужно немного воздуха. А вот играть на нескольких сразу значительно труднее -- не хватает дыхания. Поэтому уже в глубокой древности люди искали механизм, заменяющий человеческое дыхание. Такой механизм нашли: нагнетать воздух стали мехами, такими же как те, которыми кузнецы раздували огонь в горне.



Во втором веке до новой эры в Александрии изобрели гидравлический орган. В нем воздух нагнетался не мехами, а водяным прессом. Поэтому он поступал равномернее, и звук получался лучше -- ровнее и красивее.



Шли века, инструмент совершенствовался. Появился так называемый исполнительский пульт или исполнительский стол. На нем несколько клавиатур, расположенных одна над другой, а внизу огромные клавиши для ног -- педали, которыми извлекались самые низкие звуки.



ОРГАН МОСКОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ



Конечно, давно были забыты камышовые дудочки -- флейты Пана. В органе зазвучали металлические трубы, причем число их доходило до многих тысяч. Понятно, что если бы каждой трубе соответствовала клавиша, то на инструменте с тысячами клавиш невозможно было бы играть. Поэтому над клавиатурами сделали регистровые ручки или кнопки. Каждой клавише соответствуют несколько десятков, а то и сотен труб, издающих звуки одной высоты, но разного тембра. Их можно включать и выключать регистровыми ручками, и тогда, по желанию композитора и исполнителя, звук органа становится похожим то на флейту, то на гобой или другие инструменты; он может имитировать даже пение птиц.



В Средние века органами заинтересовалась церковь. Во всех католических соборах и больших церквах были построены органы. Их торжественное и мощное звучание как нельзя лучше подходило к архитектуре соборов с уходящими вверх линиями, высокими сводами.



Лучшие музыканты мира служили церковными органистами. Много великолепной музыки было написано для этого инструмента разными композиторами, в том числе Бахом.



Разумеется, далеко не вся музыка, созданная для органа, была культовой, связанной с церковью. Сочинялись для него и так называемые «светские» произведения. В России орган был только светским инструментом, так как в православной церкви, в отличие от католической, его никогда не ставили.



Начиная с XVIII века композиторы включают орган в оратории. А в XIX веке он появился и в опере. Как правило это было вызвано сценической ситуацией -- если действие происходило в храме или около него. Чайковский, например, воспользовался органом в опере «Орлеанская дева» в сцене торжественной коронации Карла VII. Мы слышим орган и в одной из сцен оперы Гуно «Фауст» (сцена в соборе). А вот Римский-Корсаков в опере «Садко» поручил органу аккомпанировать песне Старчища-могуч-богатыря, который прерывает пляску Морского царя. Верди в опере «Отелло» при помощи органа имитирует шум морской бури.



Иногда орган включается и в партитуру симфонических произведений. С его участием исполняются Третья симфония Сен-Санса, Поэма экстаза и «Прометей» Скрябина



В симфонии «Манфред» Чайковского тоже звучит орган, хотя композитор и не предусмотрел этого. Он написал партию фисгармонии, которую там орган часто заменяет.



ОРКЕСТР.

В Древней Греции оркестрой (orchestra) называлось место перед сценой, на котором во время представления трагедий помещался хор. Много позднее, во время расцвета музыкального искусства в Европе, оркестром стали называть большие ансамбли музыкантов, совместно исполняющие инструментальные музыкальные произведения. В ансамблях этих участвовали самые различные инструменты.

Состав оркестра долгое время не был постоянным. Как правило, имелись оркестры у богатых вельмож. Именно от богатства и вкусов хозяина зависело число музыкантов и выбор инструментов. Постепенно в музыкальной практике сложились определенные виды оркестра. Самый полный и совершенный по звучанию среди них -- симфонический оркестр. Слышали вы, разумеется, и духовой и эстрадный оркестры, оркестры русских народных инструментов. оркестры инструментов других народов СССР.



В наше время, пожалуй, трудно найти человека, который бы никогда не слышал звучания симфонического оркестра.



Симфонический оркестр исполняет симфонии и сюиты, симфонические поэмы и фантазии, сопровождает подчас действие в кинофильме, участвует в исполнении опер и ораторий, соревнуется с солистами в инструментальных концертах.



Много разных инструментов входит в состав симфонического оркестра. На некоторых играют при помощи смычка, ведя его по струне. В другие нужно подуть, чтобы получился звук. Есть инструменты, по которым нужно ударять. Вот и определились основные группы, на которые делятся все инструменты: струнные смычковые, духовые -- деревянные и медные, и ударные. Иногда в оркестр включаются арфа, рояль, орган.



Если вы посмотрите на фотографию или схему симфонического оркестра, то поймете, что сидят оркестранты не как кому захотелось, а в строго определенном порядке. Раньше во всех оркестрах мира исполнители сидели одинаково: слева впереди первые скрипки (самые главные инструменты в оркестре, исполняющие красивые, выразительные мелодии, они располагаются на «главном месте»), справа -- вторые, за вторыми скрипками -- альты, в центре -- виолончели, за ними -- деревянные духовые.



Сейчас существует несколько вариантов посадки оркестра, зависящих от воли дирижера, от особенностей исполняемого произведения. Но одно остается неизменным: инструменты расположены по группам -- все медные духовые (валторны, трубы, тромбоны и туба) друг около друга, все деревянные (флейты, гобои, кларнеты, фаготы) вместе, струнные смычковые (скрипки, альты, виолончели и контрабасы) тоже сгруппированы отдельно.



Струнных инструментов в оркестре много. Первых скрипок бывает от десяти до восемнадцати, вторых -- от восьми до шестнадцати, альтов -- от шести до четырнадцати, виолончелей -- от шести до двенадцати, контрабасов -- от четырех до восьми. Это объясняется просто: звук струнных инструментов самый слабый. Сравните, например, звучание скрипки и тромбона: если они будут играть одновременно, скрипку совсем не будет слышно, как бы громко ни старался играть скрипач. Для равновесия звучности и необходима в оркестре большая струнная группа. Поэтому же и располагаются струнные всегда ближе всех остальных инструментов к дирижеру, к слушателям.



С духовыми инструментами дело обстоит по-другому. Деревянных в оркестре бывает по два или три основных или еще по одному дополнительному, который называется видовым (в зависимости от этого состав оркестра называют двойным или тройным): это флейта-пикколо (малая флейта), разновидность гобоя -- английский рожок, бас-кларнет и контрафагот.



Из медных инструментов в оркестре обычно четыре валторны, две трубы, три тромбона и одна туба. Однако число медных духовых может быть и больше.



Ударная группа в оркестре не имеет постоянного состава. В нее в каждом случае включаются те инструменты, которые значатся в партитуре исполняемого произведения. Только литавры являются непременным участником каждого концерта.



Духовые оркестры в основном предназначены не для концертов в закрытых помещениях. Они сопровождают шествия, марши, а во время праздничных гуляний звучат на эстрадах, расположенных на открытом воздухе -- на площадях, в садах и парках. Звучность их особенно мощная и яркая.



Основные инструменты духового оркестра -- медные: корнеты, трубы, валторны, тромбоны. Есть и деревянные духовые -- флейты и кларнеты, а в больших оркестрах еще гобои и фаготы, а также ударные -- барабаны, литавры, тарелки.



Существуют произведения, написанные специально для духового оркестра, но часто им исполняются симфонические произведения, переоркестрованные для духового состава. Есть и такие сочинения, в которых, наряду с симфоническим оркестром, предусматривается участие духового, как, например, в увертюре Чайковского «1812 год».



Особый вид духового оркестра, так называемая «банда» (итальянское слово banda означает отряд). Это ансамбль медных, духовых и ударных инструментов, который иногда вводится дополнительно к симфоническому оркестру в оперных спектаклях. Он появляется на сцене, когда происходит какая-то торжественная церемония или движется шествие.



В 1887 году известный музыкант, энтузиаст изучения русского народного творчества и народных инструментов В. В. Андреев организовал «Кружок любителей игры на балалайках». Первый концерт этого кружка состоялся в 1888 году. Вскоре приобретший европейскую известность, ансамбль стал расширяться. Кроме балалаек в него вошли домры, гусли и другие древнерусские инструменты. Возник «Великорусский оркестр» -- так стал он называться. После Великой Октябрьской социалистической революции его переименовали в Оркестр русских народных инструментов имени В. В. Андреева, появилось и много других подобных коллективов. Главную роль в них играют струнные щипковые инструменты (прочтите о них в рассказе «Струнные инструменты»), есть баяны, флейты и другие духовые инструменты, большая группа ударных. Музыку для этих оркестров пишут советские композиторы. Играют они также переложения классических произведений и обработки народных песен.



В наше время оркестры народных инструментов существуют во многих союзных и автономных республиках. Конечно, они очень разные: на Украине в них входят бандуры, в Литве -- старинные канклес, в кавказских оркестрах играют зурны...



Эстрадные оркестры наиболее разнообразны по своему составу и размерам -- от больших, похожих на симфонические, таких как, например, оркестры Всесоюзного и Ленинградского радио и телевидения, до совсем маленьких, похожих скорее на ансамбли. В эстрадные оркестры часто включаются саксофоны, гавайские гитары, много ударных.



ОСТИНАТО.

Вы, наверно, слышали Седьмую симфонию Д. Д. Шостаковича. Средний раздел ее первой части изображает фашистское нашествие. Очень тихо начинает звучать коротенькая примитивная мелодия с однообразным ритмом. Она повторяется много раз и каждый раз -- все громче, у все большего количества инструментов. Она словно разрастается до гигантских размеров, создавая образ бездушной, бесчеловечной силы, которая надвигается, стремясь задавить, загубить все живое. Такого впечатления композитор добивается с помощью приема остинато. Этот прием использован и в «Болеро» Равеля, где неизменно повторяется одна тема лишь в другой оркестровке с усиливающейся звучностью.

Итальянское слово «остинато» (ostinato) означает упрямый, упорный. В музыке так называют особый прием, при котором многократно повторяется один и тот же мелодический оборот или ритмическая фигура. С его помощью можно передать состояние тревожного ожидания, обрисовать комическую ситуацию и т. д.



П



ПАРТИТУРА.

Пьесы для рояля или аккордеона записывают на двух строчках: одна для правой руки, другая для левой. Произведения для голоса или какого-нибудь инструмента с фортепиано пишутся на трех строчках: верхняя для голоса, скрипки, виолончели и т. д., две нижние -- для рояля.



СТРАНИЦА ПАРТИТУРЫ СЕДЬМОЙ СИМФОНИИ С. С. ПРОКОФЬЕВА

Но вот музыку исполняет струнный квартет, оркестр или даже еще больший коллектив: оркестр, хор и несколько солистов. Как быть в таком случае? Нельзя же писать отдельные строчки для каждого исполнителя.



Нельзя, да и не нужно. Ведь в каждом оркестре много одинаковых инструментов, например, скрипок или виолончелей, а в хоре -- одинаковых голосов. Для них достаточно одной нотной строчки.



Если на нотных строчках написать одну под другой партии разных инструментов, получится то, что мы называем партитурой. На одной странице нотной бумаги в двадцать четыре -- тридцать строк записывается все, что играют вместе инструменты, поет хор. Понятно, что поместиться на такой странице могут лишь несколько тактов.



В партитуре партии всех инструментов размещены в строгом порядке. Внизу -- строчки для струнных инструментов, над ними помещается группа ударных, выше -- медные духовые, еще выше -- деревянные. Если в исполнении участвуют хор и солисты, то строчки с их партиями размещаются под ударными, выше струнных инструментов.



И внутри каждой группы места тоже строго распределены. Нижние строчки -- для самых низких инструментов группы: контрабасов у струнных, фагота -- у деревянных, тубы -- у медных. Чем выше строка, тем выше «голос» инструмента.



ПАРТИЯ.

Это слово вы и пишете, и говорите сами, наверное, очень часто. «В магазин поступила большая партия новых товаров»; «Шахматист выиграл партию»; «Руководящая сила нашего общества -- Коммунистическая партия», -- в каждой из этих фраз слово «партия» имеет иное значение. И вам оно, конечно, понятно без объяснений.

А как же в музыке?



И в ней слово «партия» имеет не одно, а два различных значения. С одним вы, наверняка, сталкивались. Во время концерта объявляют: «Партию фортепиано исполняет...»; «Партию Хозе в опере "Кармен" исполнил...» и так далее. Партией в этом случае называется составная часть музыкального произведения, исполняемая одним музыкантом или несколькими -- в унисон. Так, любой струнный квартет (мы имеем в виду квартет -- произведение) состоит из партий первой скрипки, второй скрипки, альта и виолончели. В операх у каждого солиста своя партия. В романсе вы слышите партию голоса и партию фортепиано.



Из партий басов, теноров, сопрано и альтов состоит и хоровое произведение.



Но можно услышать и такую фразу: «Главная партия этой сонаты мне очень понравилась, а вот побочная кажется не такой удачной». В данном случае слово «партия» обозначает один из разделов сонатной формы. Подробнее об этом значении вы можете прочесть в рассказах о сонате и об экспозиции.



ПАССАЖ.

Слушая игру выдающихся пианистов или скрипачей, вы, наверное, не раз восхищались их удивительной техникой. Вспомните: бывают в музыкальных произведениях эпизоды, где звуки несутся с огромной скоростью. Кажется, будто они рассыпаются как жемчуг или сливаются в один непрерывный поток.

Такие места в музыке называются пассажами. Это слово часто встречается на страницах этой книжки. В переводе с французского passage означает проход, переход. Действительно, исполняя тот или иной пассаж, музыкант, во-первых, словно переходит в очень быстром темпе из одного регистра своего инструмента в другой, а во-вторых, пассажи часто служат и для перехода от одной музыкальной темы к следующей. Правда, в музыке XIX века и в наши дни пассажей, которые были бы просто «переходами», осталось мало. Композиторы придают им все большую значительность, выразительность, мелодичность. Помните, как начинается «Полет шмеля» в опере Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»? Стремительным «свистящим» пассажем композитор изображает догоняющего корабль шмеля. Но в этом «свисте» заключена мелодия. Насквозь пронизаны прекрасными мелодиями пассажи фортепианных сочинений Шопена.



ПАССАКАЛЬЯ

-- см. Вариации.



ПАУЗА.

О различных звуках, о свойствах музыкального звука вы, наверное, многое прочли на страницах этой книжки. Однако музыка, музыкальные произведения состоят не только из звуков. Очень важной их частью являются паузы.

Греческое «pausis» означает прекращение, перерыв. Так называется временное молчание, прекращение звучания, возникающее между частями произведения, между разделами внутри одной части, или в каком-то элементе музыкальной ткани. Например, в партии одного или нескольких инструментов в оркестровом произведении; в партии певца или, напротив, в аккомпанементе романса или песни; в одном из голосов полифонического произведения и т. п.



Как и длительность звуков, длительность пауз измеряется и изображается в нотах условными значками:



Так же, как у ноты, точка справа от значка паузы увеличивает ее длительность в полтора раза. Если пауза длится больше одного такта, над ним ставится соответствующая цифра, например:



Одновременная пауза всех участников ансамбля или оркестра продолжительностью не менее целого такта называется генеральной паузой и обозначается сокращенно латинскими буквами G. р.



ПЕРЕЛОЖЕНИЕ

-- см. Транскрипция.



ПЕСНЯ.

«Песня -- душа народа», -- слышим мы от музыкантов. Одним из трех китов, на которых держится вся музыка, назвал песню Дмитрий Борисович Кабалевский.

Очень разные бывают песни. Например, народные, у которых нет определенного автора. Это колыбельные, детские прибаутки, считалки, дразнилки. Свадебные песни. Протяжные лирические, рассказывающие о женской доле. Былины, повествующие о подвигах древних богатырей...



Невозможно даже перечислить все виды народного песенного творчества, настолько оно многообразно. В нем, как в своеобразной народной энциклопедии, рассказана вся жизнь человеческая.



Во все времена песня играла и сейчас играет очень большую роль в жизни людей.



И песня,

И стих --

Это бомба и знамя...

писал Маяковский. Таким знаменем в далекие дни начала XX века были для героев-подпольщиков революционные песни. «Мы пели очень много, в разных жизненных случаях, -- рассказывал видный революционер Петр Анисимович Моисеенко, -- и часто песня была нам просто необходима, без нее мы не могли обойтись. Она звучала на досуге, как развлечение, поднимала настроение, воодушевляла на борьбу, помогала организовывать наши ряды».



«Интернационал», «Марсельеза», «Варшавянка», «Красное знамя», «Смело, товарищи, в ногу», «Вы жертвою пали...», «Вперед, без страха и сомненья...» -- эти и многие другие песни становились грозным оружием. Вот, например, что писала в начале 1917 года большевистская газета «Правда»: «На фронте, в окопах и везде, где русские войска соприкасаются с неприятельскими, должно быть поднято красное знамя. Такое же значение, как красное знамя, имеет песня "Интернационал"... Ее поют европейские рабочие, должны петь и мы при всяких пролетарских выступлениях. Мотив песни -- родной мотив для рабочих всех стран... Русская революционная армия... должна обучиться хоровому пению "Интернационала"».



В газете «Правда» регулярно печатались тексты песен, их сборники выпускало партийное издательство. И песни начинали звучать все шире, привлекать к себе все больше сердец. Пелось в них о тяжелой жизни народа, о несправедливости и угнетении; песни содержали в себе страстный призыв -- бороться с царизмом, бороться за лучшую долю, и, если понадобится, с честью погибнуть.



Очень разными были эти песни. Некоторые пришли в Россию издалека. Из революционной Франции -- «Марсельеза», возникшая во время Великой французской революции (в России ее стали петь с новыми словами, написанными революционером А. Я. Коцем), «Интернационал» (текст его родился в дни Парижской коммуны). Из Польши -- «Варшавянка» и «Красное знамя». Большую роль сыграли в годы революции и русские народные песни, такие как «Дубинушка». Часто революционеры сами создавали стихи или брали стихи известных поэтов и распевали их на знакомые мотивы.



Создавались и оригинальные песни. Например, любимая и сейчас многими песня «Утес Стеньки Разина» («Есть на Волге утес...») на стихи А. Навроцкого была написана революционеркой А. Рашевской.



Разные эти песни не только по рождению своему, но и по характеру. Некоторые -- решительные, бодрые, словно зовущие в бой. Иные -- печальные, порою даже скорбные, как, например, «3амучен тяжелой неволей» или «Вы жертвою пали» -- траурные марши русских революционеров. Есть среди них и широкораспевные, эпические, как «Утес Стеньки Разина», и веселые, жизнерадостные, как «Польская первомайская песенка», звучащая в прихотливом ритме мазурки.



Очень любил революционные песни Владимир Ильич Ленин. Он с удовольствием слушал их, а часто, в свободные минуты, и сам пел в кругу друзей и единомышленников, соратников по борьбе.



Свершилась Великая Октябрьская социалистическая революция. Но еще далеко было до полной победы народа: со всех сторон на только что родившуюся советскую республику наступали интервенты.



В феврале 1918 года для защиты завоеваний революции была создана Красная Армия. В ответ на воззвание Ленина -- «Социалистическое отечество в опасности!» -- шли полки на фронт. И рождались песни. «Смело мы в бой пойдем за власть Советов...» -- пели солдаты революции.



Множество песен, новых, посвященных свершающимся событиям, возникало в разных краях страны. «От Урала к высоким Байкальским горам» звучала в Сибири, на Дальнем Востоке. Говорят, песню эту сочинил герой Гражданской войны Сергей Лазо. «По долинам и по взгорьям», «Гулял по Уралу Чапаев-герой», «Марш Буденного» Дм. Покрасса -- с этими песнями шли в бой, преодолевали трудности походов.



Часто в песнях-маршах использовались старые мотивы. Так, походная «Взвейтесь, красные знамена» распевалась на мелодию солдатской песни «Взвейтесь, соколы, орлами».



Пелись песни-гимны, полные революционной героики, романтизма, такие, как «Красная армия всех сильней», «Марш коммунаров» («Мы за всемирное братство меч обнажали святой...»). А на отдыхе, в часы затишья, звучали и другие напевы. То задумчивые, то шуточные, сатирические, такие, как живущее до сих пор веселое и задорное «Яблочко».



В наше время в дни больших праздников -- в годовщину Октябрьской революции, в День Победы, на Первомай -- на улицах звенят песни. Они несутся из репродукторов, их поют демонстранты. Их знают все. Всем известны такие, созданные еще в 50-е годы, массовые песни, как «Комсомольцы -- беспокойные сердца». «Марш демократической молодежи», «Если бы парни всей земли». Еще с 30-х годов живут и поются нами такие поистине неумирающие песни, как «Песня о Родине» («Широка страна моя родная...»), «Катюша», «Москва майская». Все они, такие разные, сходны в одном: их хочется не только слушать, но и петь самим, петь вместе с друзьями, хором, объединяясь одним чувством, в одном порыве. Такие песни, созданные для пения на празднике, во время коллективного шествия, в воинском быту называются массовыми. Эти массовые песни близки народным, о которых Н. Г. Чернышевский писал, что их поют «не из желания блеснуть и выказать свой голос и искусство, а из потребности излить свое чувство». Не случайно многие из них стали народными: их поют, часто по-своему, слегка изменяя мелодию, не зная имени композитора.



Быть может самые распространенные среди массовых песен -- лирические, рассказывающие о любви и дружбе, воплощающие в себе чувства молодых, их раздумья, их мечты.



Многие композиторы писали и пишут такие песни. Имена их широко известны. Это братья Д. и Дм. Покрасс, М. Блантер, И. Дунаевский, В. Захаров, В. Соловьев-Седой, Б. Мокроусов, В. Мурадели, А. Новиков, А. Островский, А. Петров, А. Пахмутова, С. Туликов, А. Долуханян, Э. Колмановский и другие.



Массовые детские песни -- это песни пионерские. Они имеют свою славную историю, начавшуюся еще в 20-х годах песней «Взвейтесь кострами» С. Ф. Кайдан-Дешкина. Прекрасные пионерские песни написаны И. Дунаевским, Д. Кабалевским, М. Красевым, Ю. Чичковым, О. Хромушиным и другими советскими композиторами. А для детей младшего возраста существуют песни М. Раухвергера, В. Витлина, В. Герчик, Т. Попатенко, Е. Тиличеевой и многих других авторов.



В последние годы большое распространение получили эстрадные песни -- те, которые поются исполнителями-профессионалами с эстрады. Они тоже имеют большую и славную историю. Во Франции издавна существовало искусство шансонье -- поэтов-певцов. В своем творчестве шансонье обращались к простым людям, пели о том, что им близко. Владимир Ильич Ленин, находясь в эмиграции в Париже, очень любил посещать маленькие театрики и кабачки рабочих окраин, где выступали шансонье, высмеивавшие власть богачей, быт и нравы обывателей-буржуа, обличавшие несправедливость и зло.



Во многих странах мира песня, звучащая с эстрады, зовет людей на борьбу за мир, восстает против насилия. Все вы, конечно, слышали имя Виктора Хары, замечательного чилийского патриота, погибшего в застенках Пиночета. Его убили фашисты, потому что боялись его песен -- грозного оружия искусства.



Один из главных секретов могущества песни -- ее простота. Даже о самых серьезных вещах -- о борьбе за свободу, за мир на земле, за счастье, о верной дружбе, о героических подвигах -- песня умеет говорить простыми словами, соединенными с несложной, легко запоминающейся мелодией.



Песня, как и подавляющее большинство других вокальных произведений, -- дитя музыки и поэзии. Но отношения этих искусств между собой здесь несколько иные, чем, скажем, в романсе или арии. В песне разные стихотворные строфы поются на одну мелодию, которая повторяется несколько раз. Строфа песни называется куплетом. Обычно он состоит из двух частей -- запева и припева. В запеве слова каждый раз меняются, а в припеве -- нет. Вспомните, к примеру, песню «Пусть всегда будет солнце», созданную А. Островским.



ПИАНИНО

-- см. Фортепиано.



ПИЦЦИКАТО.

Итальянским словом pizzicato обозначается особый прием игры на струнных смычковых инструментах. Вы знаете, конечно, что на скрипке, альте, виолончели и контрабасе играют при помощи смычка, которым водят по струнам. Но если композитор около нотной строчки струнного инструмента пишет pizz., то есть сокращение слова pizzicato, то исполнитель убирает смычок и играет пальцами, защипывая струны, как это делается у струнных щипковых инструментов. Звук при этом получается специфический, похожий на звук гитары или балалайки.

Есть произведения, в которых прием пиццикато использован для подражания народным инструментам. Лядов в «Плясовой» для оркестра ввел пиццикато струнных, чтобы изобразить игру балалайки. Римский-Корсаков в «Испанском каприччио» имитировал таким образом звучание гитары.



Бывают случаи, когда композитор применяет пиццикато не для звукоподражания, а в выразительных целях. У Чайковского, например, в скерцо Четвертой симфонии вся струнная группа оркестра играет пиццикато. Легкое, отрывистое звучание большого количества инструментов придает музыке таинственный, призрачный колорит.



Полька-пиццикато братьев Иоганна и Иозефа Штраусов потому так и называется, что струнные все время играют в ней пиццикато.



ПЛЕКТР

-- см. Медиатор.



ПОЛИФОНИЯ

-- см. Многоголосие.



ПОПУРРИ.

Этот музыкальный термин заимствован из... кулинарии. В самом деле: французы с давних времен пользуются репутацией лучших поваров в мире. И вот по-французски «pot-pourri» -- сборное блюдо. По-другому -- смесь. Что же это за «сборное блюдо» в музыке?

Попурри -- пьеса, довольно большая по размерам, чаще всего -- оркестровая или фортепианная, составленная из заимствованных мелодий. Существуют попурри на темы известных опер и оперетт, на темы популярных песен. Вам, наверное, не раз приходилось слышать попурри на темы песен Дунаевского или Соловьева-Седого. Иногда их называют фантазиями.



ПРИПЕВ

-- см. Рефрен.



ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА.

Как вы думаете, чем отличается фортепианный концерт Чайковского от его же симфонической фантазии «Франческа да Римини»? Конечно, вы скажете, что в концерте солирует фортепиано, а в фантазии его нет вовсе. Может быть, вы уже знаете, что концерт -- произведение многочастное, как говорят музыканты -- циклическое, а в фантазии всего одна часть. Но сейчас нас интересует не это.

Вы слушаете фортепианный или скрипичный концерт, симфонию Моцарта или сонату Бетховена. Наслаждаясь прекрасной музыкой, вы можете следить за ее развитием, за тем, как сменяют одна другую разные музыкальные темы, как они изменяются, разрабатываются. А можете и воспроизводить в своем воображении какие-то картины, образы, которые вызывает звучащая музыка. При этом ваши фантазии наверняка будут отличаться от того, что представляет себе другой человек, слушающий музыку вместе с вами. Конечно, не бывает так, чтобы вам в звуках музыки почудился шум битвы, а кому-то другому -- ласковая колыбельная. Но бурная, грозная музыка может вызвать ассоциации и с разгулом стихии, и с бурей чувств в душе человека, и с грозным гулом сражения...



А во «Франческе да Римини» Чайковский самим названием указал точно, что именно рисует его музыка: один из эпизодов «Божественной комедии» Данте. В этом эпизоде рассказывается, как среди адских вихрей, в преисподней, мечутся души грешников. Данте, который спустился в ад, сопровождаемый тенью древнеримского поэта Вергилия, встречает среди этих несомых вихрем душ прекрасную Франческу, которая рассказывает ему печальную историю своей несчастной любви. Музыка крайних разделов фантазии Чайковского рисует адские вихри, средний раздел произведения -- горестный рассказ Франчески.



Существует много музыкальных произведений, в которых композитор в той или иной форме разъясняет слушателям их содержание. Так, свою первую симфонию Чайковский назвал «Зимние грезы». Первой ее части он предпослал заголовок «Грезы зимней дорогой», а второй -- «Угрюмый край, туманный край».



Берлиоз, кроме подзаголовка «Эпизод из жизни артиста», который он дал своей Фантастической симфонии, еще очень подробно изложил содержание каждой из ее пяти частей. Это изложение по характеру напоминает романтическую новеллу.



И «Франческа да Римини», и симфония «Зимние грезы» Чайковского, и Фантастическая симфония Берлиоза -- примеры так называемой программной музыки. Вы, наверное, уже поняли, что программной музыкой называется такая инструментальная музыка, в основе которой лежит «программа», то есть какой-то совершенно конкретный сюжет или образ.



Программы бывают различными по своему типу. Иногда композитор подробно пересказывает содержание каждого эпизода своего произведения. Так, например, сделал Римский-Корсаков в своей симфонической картине «Садко» или Лядов в «Кикиморе». Бывает, что, обращаясь к широко известным литературным произведениям, композитор считает достаточным лишь указать этот литературный источник: имеется в виду, что все слушатели хорошо его знают. Так сделано в «Фауст-симфонии» Листа, в «Ромео и Джульетте» Чайковского и многих других произведениях.



Встречается в музыке и программность иного типа, так называемая картинная, когда сюжетная канва отсутствует, а музыка рисует один какой-то образ, картину или пейзаж. Таковы симфонические эскизы Дебюсси «Море». Их три: «От зари до полудня на море», «Игра волн», «Разговор ветра с морем». А «Картинки с выставки» Мусоргского потому так и называются, что в них композитор передал свое впечатление от некоторых картин художника Гартмана. Если вы еще не слышали этой музыки, постарайтесь непременно познакомиться с ней. Среди картинок, вдохновивших композитора, -- «Гном», «Старый замок», «Балет невылупившихся птенцов», «Избушка на курьих ножках», «Богатырские ворота в древнем Киеве» и другие характерные и талантливые зарисовки.
Теги: Музыкальный словарь
Просмотров: 21 | Добавил: creditor | Теги: Музыкальный словарь | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close