Главная » Архив материалов
« 1 2 ... 4 5 6 7 8 ... 778 779 »
Конъюгация хромосом - сближение гомологичных хромосом при мейозе, вследствие чего между ними возможен взаимный обмен отдельными участками (кроссинговер).

Кроманьонцы - представители одной из групп ископаемых первых людей современного вида, живших в конце каменного века по всей Земле. Кроманьонцы имели высокий рост, объём мозговой коробки до 1600 см3 , широкое и короткое лицо. Ископаемые остатки кроманьонцев найдены в гроте Кро - Маньон (Франция). Социальной организацией кроманьонцев было родовое общество.

Кроссинговер - обмен равными участками гомологичных конъюгирующих хромосом, происходящий В профазе первого мейоза и приводящий к перераспределению в них генов. Внешнее проявление кроссинговера - хиазмы (Х - образное расположение хромосом).

Круговорот веществ - многократно повторяющийся процесс совместного, взаимосвязанного превращения и перемещения веществ в природе, имеющий более или менее цикличный характер.

Круговорот кальция - из ... Читать дальше »
Просмотров: 35 | | | Комментарии (0)

Двойное оплодотворение - половой процесс у покрытосеменных растений, который заключается в том, что один из двух спермиев сливается с яйцеклеткой, а второй - с центральным ядром зародышевого мешка. Процесс двойного оплодотворения открыт в 1898 г. С. Г. Навашиным.

Дегенерация - приспособительные изменения организмов, приобретаемые путём понижения уровня общей организации. А. Н. Северцовым были введены понятия общая и частная дегенерация. Общей дегенерацией, или морфофизиологическим регрессом, А. Н. Северцов называл одно из направлений эволюционного процесса, характеризующееся редукцией органов с активными функциями (органы движения, органы чувств, центральная нервная система) и прогрессивным развитием пассивных, но важных для выживания животного органов (половая система и пассивные средства защиты - покровы, покровительственная окраска). По принципу общей дегенерации шло развитие оболочников, усоногих раков, ленточных червей. При частной дегенерации у организмов в процесс е ... Читать дальше »
Просмотров: 26 | | | Комментарии (0)

Биополимеры - высокомолекулярные природные соединения, являющиеся структурной, основой всех живых организмов и играющие определяющую роль
в процессах жизнедеятельности. К биополимерам относятся белки, нуклеиновые кислоты и полисахариды; известны также смешанные биополимеры - гликопротеиды,
липопротеиды, гликолипиды и др.

Биосинтез - процесс образования необходимых организму органических веществ из более простых соединений, протекающий в его клетках с участием ферментов. В ходе биосинтеза из исходных веществ образуются более сложные соединения: белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды и др.

Биосинтез белка - процесс образования белка из аминокислот в клетках живых организмов. Биосинтез белка происходит на рибосомах, состоящих из почти равных количеств рибосомной РНК (р - РНК) и белков.

Биосфера - оболочка Земли, состав, структура и энергетика которой в существенных чертах обусловлены прошлой или современной деятельностью живых организ ... Читать дальше »
Просмотров: 13 | | | Комментарии (0)

Словарь терминов и определений по биологии

-А-

Аберрация хромосомная - мутация, изменяющая структуру хромосом. При хромосомных аберрациях происходят внутрихромосомные перестройки. При этом:
- или теряется участок хромосомы;
- или удваивается участок хромосомы (ДНК - дупликация);
- или переносится участок хромосомы с одного на другое место; - или сливаются участки разных (негомологичных) хромосом или целые хромосомы.

Абиогенез - возникновение живых существ из веществ неорганической природы. (Это - одна из современных гипотез происхождения жизни.) В настоящее время образование органических соединений, характерных для живой природы, вне организмов и без участия ферментов невозможно из - за отсутствия физико - химических предпосылок абиогенеза и неминуемого уничтожения возникающих форм современными
живыми организмами.

Абиосфера - слои литосферы, не испытывающие и ранее никогда не подвергавшиеся какому бы то ни ... Читать дальше »
Просмотров: 27 | | | Комментарии (0)

Ф
ФАКУЛЬТАТИВЫ - одна из форм обучения, направленная на расширение научно-теоретических знаний и практических навыков учащихся, развитие их познавательных интересов, творческих способностей и профориентацию. Ф. проводятся по специальным программам, согласованным с программами обязательных предметов, организуются по выбору и желанию учащихся в соответствии с отводимыми на них учебными часами в учебном плане.
ФАКУЛЬТЕТ (нем. Fakultat, от лат. Facultas возможность), учебно-научное и административное подразделение вуза, осуществляющее подготовку студентов и аспирантов по определенной специальности, а также руководство научно-исследовательской и учебно-воспитательной деятельностью объединяемых им кафедр. Факультет возглавляется деканом.
ФИЛОСОФИЯ ВОСПИТАНИЯ - трактовка сущности воспитания, его принципов и ценностей как взаимодействие общечеловеческого, конкретно-исторического и национального компонентов культуры в процессе становления личности и передачи ей культурных ц ... Читать дальше »
Просмотров: 12 | | | Комментарии (0)

СВОБОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – форма обучения, позволяющая лицам, оставшимся по определенным причинам вне образовательного процесса получить образование, а также дающая право учащимся закончить какую-либо ступень образования раньше времени.
СЕМИНАР от лат . seminarium - рассадник) - вид групповых занятий по какой-либо научной, учебной и др. проблеме, обсуждение участниками заранее подготовленных сообщений, докладов и т. п.
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ - совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений, различных по организационно-правовым формам, типам, видам; система органов управления образованием и подведомственных им учреждений, предприятий и организаций. Характер С. о. определяется соц.-экономическим уровнем развития страны, политическим строем, культурно-историческими и национальными особенностями.
СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - совок ... Читать дальше »
Просмотров: 16 | | | Комментарии (0)

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ - возраст, являющийся переходным от детства к взрослости и охватывающий период человеческой жизни от 10 - 11 до 13 - 15 лет.
ПОЗНАНИЕ - обусловленный развитием общественно-исторической практики процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении человека, результатом к-рого является новое знание о мире. Специально организованное П. составляет сущность учебно-воспитательного процесса.
ПОНИМАНИЕ - процесс установления связи неизвестного, нового с уже известным; составление о чем-либо правильного понятия. П. в пед. рассматривается как вторая ступень усвоения знаний учащимися после восприятия в процессе обучения.
ПОСЛЕВУЗОВСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - ступень профессионального образования, предоставляющая гражданам возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования. П.п.о. может быть получено в аспирантуре, ординатуре, адъюнктуре, докторантуре, создаваемых ... Читать дальше »
Просмотров: 12 | | | Комментарии (0)

МЕТОДИСТ - специалист в области методики преподавания какого-л. предмета
МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКИ - исходящая из всеобщей методологии науки и изучения тенденций общественного развития система знаний об отправных положениях пед. теории, о принципах подхода к рассмотрению пед. явлений и методах их исследования, а также путях внедрения добытых знаний в практику воспитания, обучения и образования.
МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ - общественно обусловленные способы пед. целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации детской жизни, деятельности, отношений, общения, стимулирующие их активность и регулирующие поведение. Выбор методов воспитания зависит от цели воспитания; ведущего типа деятельности; содержания и закономерностей воспитания; конкретных задач и условий их решения; возрастных, индивидуальных и половых особенностей воспитанников; воспитанности (воспитуемости), мотивации поведения. Условиями, определяющими успешное применение М. в., выступают индив ... Читать дальше »
Просмотров: 16 | | | Комментарии (0)

КИНО- И ВИДЕОФИЛЬМЫ УЧЕБНЫЕ - фильмы, создаваемые средствами кино или телевидения в учебных целях. Поскольку по дидактическим целям и возможностям эти аудиовизуальные средства обучения практически одинаковы, а различаются они лишь по техническим носителям, то целесообразно их рассматривать как единое понятие - учебные кино- и видеофильмы. К тому же учебное кино за последние годы почти полностью вытеснено учебным телевидением. Учебные кино- и видеофильмы принято делить на следующие типы: киновидеокурсы - цикл фильмов, связанных единой тематикой и методикой построения учебного материала и раскрывающих основной материал по какому-либо предмету (например, «Технология материалов», «Автомобиль» и т.п.); короткометражные фильмы (10 до 50) - учебные фильмы, раскрывающие материал отдельных тем учебной программы. Такие фильмы используют по частям или отдельными фрагментами при прохождении нового материала или полностью на вводных занятиях, а так¬же при повторении пройденного; фильмы-фрагменты - ... Читать дальше »
Просмотров: 14 | | | Комментарии (0)

ЗНАНИЕ (в широком смысле слова) - проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека; выступает в виде понятий, законов, принципов, суждений, бывает эмпирическим, выведенным из опыта, практики, и теоретическим, отражающим закономерные связи и отношения; (в пед.) - понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, понятий, правил, законов, теорий. Усвоенные знания отличаются полнотой, системностью, осознанностью и действенностью.

И

ИГРА РОЛЕВАЯ - совместная групповая игра, в к-рой дети берут на себя различные соц. роли (матери, отца, воспитателя, врача, ребенка, ученика и т. п.) в специально создаваемых ими сюжетных условиях.

ИГРЫ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ И РАЗВИВАЮЩИЕ - игровые программы для персональных компьютеров, имеющие обучающий и развивающий характер. Представленные в нескольких видах (абстрактно-логические, сюжетные, ролевые), компьютерные игры расширяют кругозор учащихся, стим ... Читать дальше »
Просмотров: 11 | | | Комментарии (0)

close