Главная » Автомобильные термины и определения
20:31
Автомобильные термины и определения
Система охлаждения – ситема, служащая для поддержания оптимального температурного режима двигателя. Различают воздушные системы охлаждения (Запорожец) - охлаждение естественной конвекцией (без вентиляции) или принудительное воздушное охлаждение (струя воздуха), и принудительное жидкостное охлаждение (водяное (антифриз) или масляное). В двигателях внутреннего сгорания используется принудительное смешанное (воздушно-жидкостное) охлаждение. При этом охлаждение самого двигателя выполняет водяная рубашка с циркулирующей в ней охлаждающей жидкостью (вода или антифриз), частично отвод тепла обеспечивает масляная система, а охлаждающая жидкость в радиаторе остывает при помощи принудительного воздушного охлаждения. Нагретая охлаждающая жидкость используется также для обогрева салона (радиатор печки)
Система питания – система хранения, очистки и подачи топлива и воздуха (топливно-воздушной смеси) в камеры сгорания; для бензиновых двигателей различают карбюраторную и инжекторную систему питания
Система рулевого управления – рулевое управление
Система смазки – система обеспечения доставки масла для смазки (2) необходимых деталей
Склерометр – прибор для определения твердости материалов методами царапанья или вдавливания
Скоростная дорога – по Комиссии по внутреннему транспорту ЕЭК ООН - дорога для ТС, доступная для въезда только через развязки или регулируемые перекрестки и на которой остановка или стоянка на проезжей части запрещены. См.также автомагистраль, обычная дорога
Скоростные свойства – эксплуатационные свойства ТС, включающие разгонные и тяговые свойства
Скрутиниринг – проверка соответствия болидов, выставленных на гонку, требованиям технического регламента, которую проводят уполномоченные FIA специалисты
Скутер – вид транспорта - самокат с двигателем
Слип-стрим – тактический прием, когда гонщик пытается разогнаться и провести обгон, максимально приблизившись сзади к машине соперника и используя разрежение, создаваемое ее аэродинамическими потоками
Сложность поворота – термин стенограммы - в упрощенном виде сложность поворота можно представить, как его крутизну, выраженную в градусах и обозначенную цифрой. Однако, на самом деле - эта цифра не просто арифметическое выражение крутизны, а является отражением техники и условий прохождения поворота, указывает пилоту комплекс технических решений - скорость, передачу, степень газа и т.д. Другими словами, вполне может создаться ситуация, когда для двух пилотов один и тот же поворот может быть 2 и 4. Более того, на сложность поворота может влиять, например, ширина проезжей части, наличие кювета в месте возможного вылета машины, изменение покрытия дороги и т.д. Очень условно, сложность поворота может быть классифицирована так: 0 - совершенно незначительный изгиб дороги - записывается, как правило, только в связках, например, 200 ЛВ0 на ПР5 500, 1 - от 5 до 20 градусов, 2 - от 20 до 35 градусов, 3 - от 35 до 55 градусов, 4 - от 55 до 70 градусов, 5 - от 70 до 90 градусов, 6 - от 90 до 110 градусов, 7 - от 110 до 140 градусов, 8 - от 140 до 180 градусов. Сложность поворота часто изменяется внутри самого поворота, что обязательно отражается в стенограмме - 200 ЛВ2-4 на ПР5-3 70. Длинные повороты одной сложности обозначаются повторением сложности - 200 ЛВ2-2 на ПР3-3-3 300 и читаются или как «два-два», или как «левый два, длинный».
Смазка – 1) смазочный материал - вещество, используемое для смазки (2) узлов трения и защиты от коррозии. Виды смазок по составу: бариевая, кальциевая (солидол), комплексная алюминевая, комплексная кальциевая, литиевая (литол), углеводородная; по консистенции: густая (консистентная, пластичная) и жидкая 2) действие или подача смазачного материала к поверхностям трения. Различают смазку: масляным туманом, под давлением (принудительную), проточную, разбрызгиванием и комбинированную
Смазка масляным туманом – смазка, осуществляемая смесью смазочного масла с воздухом при сильном распылении
Смазка под давлением – смазка, при которой смазочный материал подается к поверхностям трения под давлением с помощью насоса, пресс-масленки и т.п.
Смазка разбрызгиванием – смазка, при которой смазочный материал подается на поверхности трения с помощью вращающихся деталей, окунаемых в смазочный материал
Смазочные материалы – (lubricants) - это вязкие, жирные жидкости или пасты, предназначенные для снижения трения и износа трущихся поверхностей. В большинстве случаев это масла, получаемые переработкой нефти (минеральные масла), путем синтеза (синтетеические масла), или густые пластичные смазки
Смазочные мыла – тип мыла улучшающего свойства, обеспечивающий приставание к основанию
Смесеобразование – приготовление горючей смеси. Различают внешнее и внутреннее смесеобразование
Смеситель газа – смеситель для горючей смеси из газообразного топлива и воздуха
Сминаемое препятствие – используют в краш-тестах - имитация препятствия в виде кузова авто - изготавливается из клеенного гофрокартона
Смола – жидкая основа автоэмали природного или синтетического происхождения, связывающая частицы пигмента; в зависимости от смолы-основы автоэмали делятся на нитро, алкидные и акриловые
Снаряженная масса – масса полностью заправленного (топливо, масло, тормозуха, ОЖ…) и укомплектованного (запаска, инструмент…) авто, но без груза, пассажиров и обслуживающего персонала. Т.е. масса автомобиля в стандартной комлектации, со всеми предусмотренными опциями
Соглашение АГТ – международное соглашение 1965 г. о таможенном оформлении АГТ
Содержимое по заявлению – (said to contain (s.t.c.)) - оговорка в транспортных документах, которая исключает ответственность перевозчика за соответствие описания или веса товаров уже погруженным товарам. Оговорка обеспечивает защиту перевозчика от претензий грузополучателя
Солекс – тип карбюратора ВАЗ для электронных систем зажигания
Солидол – желеобразная смазка - кальциевая смазка
Сольвент – тип растворителя (650)
Спидометр – прибор панели приборов - указатель скорости автомобиля
Сплошная шина – шина, состоящая целиком из резины. Применялась на первых автомобилях. Сейчас применяется только в крупногабаритных производственно-бытовых устройствах и детских велосипедах. См.также эластик, пневматическая шина и безопасная шина
Спойлер – накладка на кузов или отдельную деталь, улучшающая аэродинамические свойства или внешний вид
Спойлер щетки стеклоочистителя – спойлер из одной или нескольких плоскостей для увеличения прижима щетки к лобовому стеклу
Спортивные ралли – ралли, проводимые на закрытых трассах. В отличие от любительских ралли - отсутствует ВКВ, а основным допом является СУ (иногда - слалом). Обычно СУ находится между КВ, указанными в легенде. Т.к. спортсмены имеют время для изучения трассы, они составляют подробные стенограммы прохождения СУ. Автомашины делятся на классы в зависимости от объема двигателя и на группы в зависимости от допустимых переделок серийного образца.
Средняя нефть – (medium crude oil) - нефть с плотностью от 0.872 до 0.917 г/см3
Средняя скорость – 1) средняя скорость движения по маршруту, вычисляемая как расстояние (длина маршрута), деленное на общее время прохождения 2) устанавливаемый в маршрутном листе (2) ралли показатель средней скорости (1), который запрещено превышать более чем на 10%. Это проверяется в ВКВ. Также для усложнения ралли этот показатель может задаваться заранее не выполнимым (например, очень большим), что автоматически приводит к его нарушению, набору штрафных очков и ранжированию участников гонки
Стабилизатор поперечной устойчивости – устройство подвески авто, обеспечивающее (за счет своего внутреннего сопротивления) уменьшение крена кузова и повышение устойчивости автомобиля при воздействии боковых сил. Различают механический (обычный), гидравлический и торсионный стабилизаторы
Стабильность к сдвигу – это способность масла сохранять постоянную величину вязкости под воздействием высокой деформации сдвига при эксплуатации.
Стандарт, стандартный размер – номинал
Стандартная лицензия – вид лицензии - лицензия на перевозку на коммерческой основе грузов в пределах РФ
Стандартная международная лицензия – вид лицензии - лицензия на перевозку грузов и пассажиров в международном сообщении
Старинный автомобиль – автомобиль серийного производства не моложе 20 лет, отнесенный ФИВА к одной из возрастных категорий: A, B, C, D, E и F
Стартер – устройство запуска двигателя; наибольшее распространение получили электростартеры, бензиновые стартеры для запуска дизелей и стартеры, работающие от сжатого воздуха Стартовый ток – характеристика АКБ (наряду с емкостью), которая определяет максимальный ток, который может кратковременно выдать АКБ при запуске двигателя. У одного производителя может быть несколько типов батарей одной емкости, но с разными стартовыми токами. Чем больше выдаваемый стартовый ток - тем более мощно крутится стартер, но быстрее разряжается АКБ
Статическая балансировка – балансировка, при которой деталь уравновешивается одним противовесом в произвольно выбранной плоскости, исходя из условия, что деталь находится в равновесии, если ее центр тяжести лежит на оси вращения. Устаревший метод балансировки, т.к. толщина балансируемой детали не учитывается
Статор – (англ. stator) - неподвижная часть электромашины роторного типа
Стеклоомыватель – 1) часть стеклоочистителя, отвечающая за подачу воды на окна и фары 2) жидкость для стеклоомывателя (1)
Стеклоочиститель – 1) устройство, обеспечивающее очистку стекол и фар автомобиля; 2) незамерзайка
Стеклоподъемник – механизм для подъема (опускания) бокового стекла
Стендовые лабораторные испытания – (laboratory tests, rig tests, bench tests) - производятся на специальных приборах и оборудовании, имитирующих условия работы агрегатов; эти методы предназначены для непосредственной оценки одного или нескольких эксплуатационных свойств продукта; испытания проводятся по стандартным методикам и позволяют гораздо быстрее и экономичнее, чем при эксплуатационных испытаниях, оценить реальные свойства продукта; их используют для контроля и при классификации по уровням качества
Стендовые моторные испытания – (engine tests) - проводятся на действующих (полноразмерных) агрегатах (двигатель, коробка передач и другие агрегаты), установленных в лабораториях и оснащенных целым комплексом измерительных приборов; одновременно определяются многие эксплуатационные характеристики при различных режимах работы агрегата; это длительные испытания с целью всесторонней оценки всех свойств масла; их используют для присвоения класса качества и допуска на применение
Стенограмма – записанная в укороченном виде трасса СУ ралли - это стенографическое описание скоростного участка от старта до финиша, включающее в себя условное описание поворотов, ориентиров, особенностей дороги и расстояний между ними, позволяющее водителю выбирать оптимальный режим управления автомашиной. Стенограммы для разных водителей индивидуальны, т.к. учитывают их индивидуальный стиль вождения. Понятно также, что и для водителей разных наций - они различны (см Правила стенограммы, Термины стенограммы)
Степень сжатия – отношение полного объема цилиндра к объему камеры сгорания ДВС
Стержневой рычаг подвески – рычаг подвески, в виде стержня, одна точка которого крепится к колесу или балке моста, а другая - к кузову или раме ТС (как рычаг подвески 2108). Такому рычагу не нужно воспринимать значительные боковые (по отношению к нему, продольные - по отношению к авто) нагрузки, т.к. обычно это продольный рычаг используемый в подвеске типа МакФерсон и защищен от таких нагрузок поперечным рычагом
Стойка подвески – амортизатор переднеприводной авто, установленный в корпус, который позволяет также устанавливать пружину подвески (корпус имеет соответствующую чашку). См. свеча (2), телескоп (2)
Стопорение – специальные методы, предотвращающие перемещение одной детали относительно другой или самораскручивание. См.также методы стопорения против самораскручивания
Стоянка – 1) преднамеренное прекращение движения ТС на время более 5 мин по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой ТС (из ПДД); 2) место для преднамеренного сбора авто на стоянку (1). Смотри автостоянка
Страхование автомобильное – (automobile insurance) - класс страхования авто- и мототранспортных средств, а также водителей и пассажиров, включает: а) страхование водителя и пассажиров на случай телесных повреждений в результате ДТП; б) страхование медицинских расходов в результате ДТП; в) страхование на случай смерти в результате ДТП; г) страхование транспортного средства на случай повреждения или полной конструктивной гибели в результате ДТП (смотри страхование средств автотранспорта); д) страхование гражданской ответственности владельца транспортного средства за ущерб, причиненный третьим лицам в связи с эксплуатацией автомобиля или мотоцикла (смотри также синий полис). Смотри также паушальная система, система мест, страховой случай
Страхование каско – (hull insurance) - страхование средств транспорта: судов, самолетов, автомашин (автокаско) и т.п. Страхование каско подразумевает страхование только самих средств транспорта (в комплектации завода-изготовителя) и не включает в себя страхование пассажиров, перевозимого имущества, ответственности перед третьими лицами и т.д. Смотри страхование средств автотранспорта
Страхование средств автотранспорта – один из видов транспортного страхования - страхование легковых и грузовых автомобилей, автобусов, мотоциклов, катеров, моторных лодок и других средств автотранспорта. Смотри авто-каско, страхование каско. Смотри также объем ответственности страховщика, исключения из объема ответственности, оговорка о запасных частях, парковая скидка, удар за удар
Страховой случай – событие, предусмотренное договором страхования, с наступлением которых возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю. Виды страховых случаев: автокаско, угон, ущерб, ущерб-ДТП, ущерб-ДТП-ответчик, несчастный случай, дополнительное оборудование, гражданская ответственность
Стробоскоп – прибор для установки угла опережения зажигания Стробоскопический эффект – основанная на инерции зрения зрительная иллюзия непрерывного движения, возникающая при наблюдении движущегося предмета в течение коротких быстро следующих друг за другом промежутков времени
Структура VIN – идентификационный номер (VIN) состоит из разделов (частей), заполненных значащими символами - арабскими цифрами (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9) и латинскими буквами (кроме I, O, Q). Кроме того, можно применять разделители, отмечающие начало и окончание VIN, либо отделяющие друг от друга его части. Внешний вид этих знаков не регламентирован - лишь бы они не походили на значащие. В номере три раздела: 1) Всемирный код изготовителя - WMI; 2) Описательный код ТС - VDS; 3) Индикаторный код ТС -VIS. Основная, часто применяемая изготовителями, хотя ее может и не быть (в России не применяется), особенность формирования VIN - так называемая “контрольная цифра” на девятой позиции VIN (шестой - VDS). Подставив остальные цифры номера в специальную формулу и сделав расчет, эксперты сравнивают его результат с контрольной цифрой. Если они совпали, VIN подлинный. Когда нет - номер поддельный
Ступица колеса – вращающаяся деталь подвески (трансмиссии - если колеса ведущие), на которую крепятся колеса и передние/задние тормоза
Суппорт – устройство дискового тормоза для размещения колесных рабочих тормозных цилиндров. У ВАЗов суппорта располагаются в передних колесах
Схема двигателя, схема расположения поршней – способ расположения поршней: рядные, V-образные, оппозитные, лучевые…
Сухое трение – трение без смазки - на сухую; характеризуется повышенным износом и большими температурами в зоне трения
Сухопутный транспорт – общее название видов транспорта, перевозящих грузы и пассажиров по суше (наземный транспорт) или под землей (подземный транспорт). Сухопутный транспорт подразделяется на автомобильный, железнодорожный, гужевой
Схождение, сходимость колес – установка их в плоскости вращения под углом в продольной оси автомобиля - угол поворота колеса
Сцепление – 1) устройство для передачи и отмены передачи вращательного момента от двигателя на трансмиссию; 2) степень сцепления с дорогой
Сцепная муфта – муфта для соединения и разъединения вращающихся звеньев при заданных условиях
Съемник – спец.приспособление для съема чего-либо, например, «съемник шаровой»
Съемное сиденье – легкосъемное обычно заднее и боковые сиденья для трансформации пассажирского отделения автомобиля в грузовое и наоборот. См.также откидное сиденье
Сэнд-трак – плиты из гнутого аллюминиевого или стального профиля для выстилания колеи при прохождении заболоченных и песчаных участков. Часто в качестве сэнд-траков используются аэродромные плиты (для устройства взлетно-посадочных полос на полевых аэродромах легкомоторной авиации). См.также противобуксовочная лента
Сэфити-кар, сэйфити-кар – (англ. safety car - машина безопасности) - смотри пейс-кар
Т
Такт – 1) часть рабочего цикла ДВС, происходящая в течении одного хода поршня (вверх или вниз); 2) период, в течение которого не меняется сочетание включенных на перекрестке сигналов светофора
Тандем – вид транспорта - сдвоенный велосипед
Тарга – тип кузова - Targa - пассажирский кузов со съемной средней частью крыши
Тахограф автомобильный – контрольное устройство, устанавливаемое на механические ТС и обеспечивающее непрерывную регистрацию пройденного пути и скорости движения, а также времени работы и отдыха водителя
Тахометр – прибор панели приборов - указатель частоты вращения двигателя
Телескопическая подвеска – подвеска колеса ТС, направляющее устройство которой выполнено телескопическим, что позволяет колесу перемещаться только вдоль оси этого устройства
Темное время суток – промужуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек (из ПДД, определения сумерек вечерних и утренних я в ПДД не нашел, и поэтому в этот термин не въехал и был даже как-то оштрафован за езду без света в темное время суток по мнению мента)
Темные нефтепродукты – (black products / dirty products) - к темным нефтепродуктам относят нефтяные топлива, содержащие остатки первичной и вторичной переработки нефти (все топочные и флотские мазуты, газотурбинные и моторные топлива)
Температура вспышки – (flash point) - это самая низкая температура, при которой пары нагреваемого нефтепродукта образуют с окружающим воздухом такую смесь, которая вспыхивает от открытого огня, но быстро гаснет из-за недостаточно интенсивного испарения
Температура застывания – (pour point) - это самая низкая температура, при которой масло еще не обладает способностью течь
Температура застывания дизтоплива – характеристика низкотемпературных свойств дизтоплива - температура, при которой происходит полная потеря текучести
Температура каплепадения – самая низкая температура, при которой смазка в подогреваемом стандартном устройстве начинает принимать жидкую форму и спадает в форме капель или выплывает из измерительного сосуда под воздействием силы тяжести. Температура каплепадения зависит от вида желеобразной субстанции смазки и всегда намного выше фактической температуры, в которой может работать смазка
Температура кипения – температура, при которой жидкость под воздействием нагревания переходит из жидкого состояния в газовое; температура кипения зависит от давления - чем ниже давление - тем ниже температура кипения - тем дольше нужно варить яйцо в горах
Температура кристаллизации – температура, при которой из охлажденного продукта в определенных условиях выделяются первые кристаллы
Температура помутнения – характеристика низкотемпературных свойств дизтоплива - температура дизтоплива, при которой начинается кристаллизация парафина
Температура предельной фильтруемости дизтоплива – характеристика низкотемпературных свойств дизтоплива - температура, при которой топливо еще способно проходить через фильтр
Температура самовозгорания – это температура, до которой следует разогреть жидкость при наличии воздуха, чтобы наступило самопроизвольное возгорание паров
Тент – 1) покрытие грузового кузова из водоотталкивающей ткани на каркасе 2) грузовой автомобиль с тентом (1)
Тепловой аккумулятор – аккумулятор - устройство для накопления теплоты или холода. Используют в авто, например, в виде большого термоса, куда на ночь закачивается горячий тосол. Утром водитель выпускает его из термоса в систему охлаждения, которая в данный момент используется как система прогрева. Двигатель в течение 1,5-2 минут прогревается, что обеспечивает легкий запуск авто в холодное время года. Смотри аккумулятор тепла
Тепловой двигатель – двигатель, в котором теплота сжигаемого топлива преобразуется в механическую работу. Первый тепловой двигатель был создан еще в Древней Греции Героном Александрийским - то был насос для перекачивания воды, а источником тепла служило солнце. Но поскольку рабский труд тогда еще никто не отменял, паровая машина оказалась попросту ненужной. И о ней забыли - на полторы тысячи лет! По месту использования топлива тепловые двигатели делят на ДВС и двигатели внешнего сгорания.
Термины стенограммы – сокращения, принятые при написаниии стенограммы СУ ралли: расстояние, направление повороата, сложность поворота, трамплин, подброс, полет, опасность, минус (2), тормоз (3), ориентир (1), изменение поверхности, изменение ширины и наклона дороги
Термостат – автоматический перепускной клапан водяного охлаждения для изменения тока охлаждающей жидкости в зависимости от ее температуры. При запуске двигателя термостат закрыт и антифриз циркулирует по малому кругу, что способствует быстрому нагреву двигателя. При достажении заданной температуры (обычно около 80 градусов Цельсия) термостат открывается и запускает антифриз по большому кругу
Технико-экономический эффект – сумма экономии за счет применения новой конструкции изделия, рационального варианта технологического процесса и т.п.
Техническая эксплуатация ТС – эксплуатация, заключающаяся в поддержании ТС в испраном состоянии при рациональных затратах материальных и трудовых ресурсов. Смотри также эксплуатация ТС
Техническая эстетика – социально-культурные и технические проблемы реализации эстетических взглядов в конструировании, в промышленном производстве как теоретическая основа дизайна
Технические условия – нормативно-технический документ, устанавливающий нормативные требования к выпускаемой продукции или конструкторской документации. Обычно ТУ имеются на все эксплуатационные жидкости. В них определен в частности срок их замены
Тип мыла – используемый загуститель. Загустители смазок; подразделяются на: 1) простые мыла 2) комплексные мыла 3) воски 4) углеводороды (твердые) 5) полимеры 6) бентониты 7) двуокись кремния и другие 8) твердые добавки: графит, сероуглерод молибдена, пыль металлов и другие 9) мыла улучшающие свойства 10 ) по составу выделяют также мыла металлов, например, кальциевые - Солидол, литиевые - Литол и т.д.
Типоразмер шины – маркировка типоразмера шин
Типоразмеры тормозных камер, цилиндров и энергоаккумуляторов – обозначаются цифрами 9, 12, 16, 20, 24, 30, 36, что соответствует рабочей площади диафрагмы или поршня в квадратных дюймах. Типоразмеры камер (цилиндров) и совмещенных с ними энергоаккумуляторов обозначаются дробным числом, например, 16/24, 24/24 и т.д.
Тонировка – затемнение стекол при помощи наклейки специальной тонирующей пленки. В триплексе тонирующая пленка может располагаться внутри - между слоями стекла
Тонкие свечи – инжекторные свечи
Тонно – 1) тип кузова, открытый без боковых дверей (Антилопа Гну); 2) (от франц. tonne - большая бочка) - кузов одноосного конного экипажа с боковыми сиденьями и одной дверью в заднем борту. Автомобили с такими кузовами выпускались во множестве разновидностей
Тонно-километр – обобщенная характеристика объема выполненных работ грузовой автомашиной - произведение количества тонн, отвезенного товара, на количество километров пройденного пути
Топливная экономичность – эксплуатационное свойство ТС, определяющее его способность расходовать малое количество топлива при заданных условиях движения
Топливно-воздушная смесь – смесь воздуха и топлива, которая подготавливается в карбюраторе или форсунке; обычно 1 часть топлива на 12-15 частей воздуха. В соответствии с коэффициентом избытка воздуха смесь может быть бедной, обедненной, нормальной, обогащенной и богатой. См. горючая смесь, рабочая смесь
Топливный насос – насос для прекачки топлива. См.также бензонасос
Топливный элемент – гальванический элемент, преобразующий энергию реакции окисления топлива непосредственно в электрическую энергию
Топливо – материалы, используемые для питания двигателя. Обычно используется бензин, дизтопливо и газ.. Смотри также дистиллят нефтяной и производство масла
Топливозабор – это элемент топливопровода, обеспечивающий забор топлива из бензобака. У ВАЗ-классики - это датчик бензобака, у инжекторных двигателей - это часть бензонасоса, который расположен в бензобаке
Топливомер – прибор для измерения запаса топлива в баках топливной системы средств транспорта. Смотри также датчик бензобака
Топливопровод – металлические (резиновые, пластиковые) трубки для проведения горючего от б/бака до карбюратора (инжектора) и обратно (у ВАЗ-2108)
Топор – кузовная деталь - передний лонжерон с усилителем классической модели Жигулей (имеет форму топора)
Тормоз – 1) устройство для остановки авто - тормозная система; 2) педаль тормоза; 3) термин стенограммы - обозначается словом и указывает на место необходимого экстренного торможения, не вызванного поворотом, а определяемое какими-то необычными явлениями (например, очень большая незаметная яма), пример - 200 ЛВ5 яма тормоз 300
Тормозная жидкость – специальная незамерзающая жидкость, заливаемая в гидропривод тормозной системы, обладающая низкой температурой замерзания, небольшой вязкостью и хорошими смазывающими свойствами. Должна обладать повышенной способностью к растворению небольших пузырьков воздуха, поэтому должна храниться и перевозиться в герметичной таре, чтобы не произошло насыщение ее воздухом. Необходимо менять в соответствии с ТУ, например, через два года. Иначе она может потерять свои свойства и закипеть в системе при пониженной температуре, что, в свою очередь, может привести к выходу из строя тормозной системы и аварии
Тормозная колодка – деталь тормозной системы, которая непосредственно обеспечивает процесс торможения за счет прижатия к тормозному диску (дисковые тормозные колодки) или к тормозному барабану (барабанные тормозные колодки). Обычно на каждое колесо применяют две тормозные колодки.
Тормозная система – система автомобиля, обеспечивающая остановку автомобиля при ручном (от нажатия на педаль тормоза) или автоматическом (от парктроника) управлении. Различают дисковую, барабанную и комбинированную тормозную систему. В общем случае тормозная система состоит из органов ее управления (педаль тормоза, рычаг ручного тормоза), тормозного привода и тормозных механизмов
Тормозной баланс – схема распределения усилия срабатывания тормозов, позволяющая точнее управлять машиной в зависимости от характера трассы. Переключая тумблер на панели приборов, гонщик может менять баланс между передней и задней осями во время движения
Тормозной барабан – барабан
Тормозной диск – основная часть дискового тормоза; представляет собой металлический диск, об который трутся тормозные колодки при использовании тормоза; в центре тормозного диска предусмотрены места крепления ступицы и колесного диска
Тормозной контур – контур тормозного привода
Тормозной механизм – механизм, служащий для уменьшения скорости движения ТС или для удержания его в неподвижном состоянии - исполнительный механизм тормозной системы. Обычно расположен в колесах, но может находиться и, например, в АКПП
Тормозной привод – часть тормозной системы, которая служит для передачи командного сигнала и приводного усилия к тормозным механизмам ТС. Для повышения безопасности в современных автомобилях обычно используют раздельный тормозной привод
Тормозной путь – путь, пройденный автомобилем от момента нажатия на педаль тормоза до его полной остановки. Приводиться для испытаний типа «ноль» - т.е. проверка производится при холодных тормозах с полной нагрузкой автомобиля (для седельных тягачей - при их работе в составе автопоезда полной массы)
Тормозные свойства – эксплуатационные свойства ТС, определяющие его способность быстро снижать скорость движения вплоть до полной остановки, сохранять заданную скорость при движении под уклон, оставаться неподвижным на уклоне
Тормозуха – тормозная жидкость
Торовый вариатор – фрикционный вариатор с ведущей и ведомой торовыми чашами, к поверхностям которых прижат промежуточный диск. Передаточное отношение изменяется наклоном оси вращения промежуточного диска
Тороидная шина – шина обычного профиля
Торпедо – тип кузова - кабриолет без крыши и боковых стекол
Торса – торговая марка Казанского завода нефтеоргсинтеза, выпускающего одноименный тосол, который с августа 2004 года используется на конвейере АвтоВАЗа, и который в соответствии с предписанием АвтоВАЗа должен применяться во всех автомашинах ВАЗа при сервисных ремонтах. Отличается от предыдущих тосолов, которые кстати давно не рекомендованы российскими ГОСТами к применению, новой формулой и экологической безопасностью
Торсион – стальной стержень определенной длины, работающий на скручивание. Один из концов такого стержня жестко закреплен на раме или несущем кузове автомобиля, а на другом конце установлен рычаг. Усилие на свободном конце рычага создает момент, закручивающий торсион. Продольная и боковая силы на торсион практически не действуют, поскольку воспринимаются его опорами. Если сравнивать торсион с витой пружиной подвески, широко применяемой в подвесках современных авто, то можно заметить, что характер деформации материала в этих упругих элементах совершенно идентичен. Для подтверждения этого обстоятельства рассмотрим половину обособленного витка пружины. При возрастании общей силы сжатия пружины к концам такого полувитка приложена пара сил, создающая в сечении закручивающий момент. Характер деформаций стержня торсиона подобен деформации материала пружины. Вертикальная сила, действующая на рычаг подвески, создает момент, закручивающий торсион. Следовательно, стержень торсиона можно рассматривать как витки пружины, растянутые в одну линию. Получается, что при одинаковой длине и поперечном сечении прутка, из которого изготовлена пружина, и стержня торсиона характериситки их упругих свойств будут одинаковы. В то же время конструктивные возможности торсионов более широки, чем у витой пружины. Ничто не мешает сделать стержень торсиона составным. Обычно это набор плоских пластин, как и в листовых рессорах. Распространены также торсионы из многогранных стержней, собранных в пучок. Известны и конструкции из пучка круглых стержней, соединенных по концам. Витую же пружину почти всегда изготавливают из сплошного круглого стержня, поэтому, при равных с торсионом диаметре и длине жесткость пружины оказывается больше, а долговечность ниже
Торсионная подвеска – механическая подвеска, упругим элементом которой является торсион
Торсионный стабилизатор – стабилизатор поперечной устойчивости автомобиля в виде стержня, закрепленного на правой и левой частях подвески и уменьшающего боковой крен кузова автомобиля за счет закручивания своей средней части
Тосол – охлаждающая жидкость, российский аналог импортного антифриза (1). В обозначении тосола обычно присутствует цифра, указывающая температуру замерзания, например, Тосол-40 - замерзает при температуре -40 гралусов Цельсия, а Тосол-60 - при -60 градусах. В настоящее время, в соответствии с предписанием АвтоВАЗа в а/м ВАЗ должен применяться тосол Торса
Траекторная устойчивость – устойчивость ТС по направлению его траектории движения
Трайк – трёхколёсный мотоцикл. См.также трицикл
Трак – один элемент металлической гусеницы
Трактор – вид транспорта - самоходная гусеничная или колесная машина, предназначенная для выполнения разнообразных технологических операций с помощью навесных, полунавесных и прицепных машин и орудий, а также для привода стационарных машин или для буксирования прицепов;
Трамблер – распределитель зажигания (заимствованное из французского языка название прерывателя-распределителя)
Трамвай – вид транспорта - городской рельсовый с электроприводом
Трамплин – термин стенограммы - обозначается буквой Т и является переломом дорогим, за которым не видно ее продолжения. Например, 200 Т ПР2 300, или 100 Т 300 ЛВ4 200, или 200 ПР2-Т-3 300.
Трансмиссионное масло – масло для агрегатов трансмиссии, обладающее повышенной вязкостью и низкой температурой застывания. См. также моторное масло
Трансмиссия – часть устройства авто, обеспечивающая передачу крутящего момента от двигателя до колес
Транспорт – (transport, от лат. transporto - перемещаю) - ведущая отрасль экономики, осуществляющая перевозку пассажиров и грузов. Транспорт является основой географического разделения труда и активно воздействует на размещение производства. По характеру перевозок транспорт подразделяется на грузовой и пассажирский. По назначению транспорт подразделяется на: а) транспорт общего пользования, б) транспорт необщего пользования, в) транспорт личного пользования. По видам транспорт подразделяется на сухопутный, водный и воздушный. Особую группу составляет трубопроводный транспорт. Видом транспорта являются ленточные транспортеры, конвейеры
Транспорт общего пользования – транспорт, обслуживающий сферу обращения товаров и население
Транспортная сеть – общая сеть путей сообщения. Транспортные сети характеризуются длиной, густотой, составом, пропускной способностью, мощностью грузопотоков, пассажиропотоков и другими показателями
Транспортная экология – наука о взаимодействии объектов транспорта с окружающей средой. Смотри экология автомобиля
Транспортное обслуживание – (transport service) - деятельность транспортных компаний по организации доставки товара от отправителя до получателя груза. Транспортное обслуживание предполагает выбор вида транспорта, направления перевозок, способа транспортировки и обслуживания груза в пути и т.п. Смотри также транспортно-экспедиторское обслуживание
Транспортное средство – (transportation facilities) - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем (из ПДД). Различают автомобильные транспортные средства, железнодорожные транспортные средства, воздушные транспортные средства, морские суда, речные суда, трубопроводы.
Транспортное страхование – (transport insurance) - отрасль страхования, включающая, совокупность способов страхования от опасностей, возникающих на всех видах путей сообщения. Объектом транспортного страхования могут быть как сами транспортные средства (каско), так и грузы (карго). Различают: сухопутные, морские, речные и авиационные страхования. Смотри также автокаско, страхование автомобильное
Трапеция рулевая – часть передней подвески заднеприводных авто, обеспечивающая передачу усилия поворота с рулевого устройства на колеса, состоит из средней тяги и двух боковых тяг
Трапеция стеклоочистителя – привод дворников стеклоочистителя, преобразующий вращательное движение моторедуктора стеклоочистителя в возвратно-поступательное движение поводков дворников
Трейдер – (trader) - предприятие, основным видом деятельности которого является торговля нефтью, нефтепродуктами и газом на одном или нескольких рынках
Трейлер – (англ. trailer, от trail - тащить) - прицеп, предназначенный для перевозки тяжеловесных неделимых грузов. Грузоподъемность обычно до 100 т
Третья точка опоры – подушка крепления КПП к кузову у заднеприводных автомобилей. Называется так потому, что двигатель по бокам закреплен при помощи подушек двигателя, а сзади - третьей точкой опоры (через КПП). У ВАЗ-классика различают четырех- и пятиступенчатую третью точку
Треугольный рычаг подвески – рычаг подвески, одна точка которого крепится к колесу или балке моста, а две другие с соосными опорами - к кузову или раме ТС (как рычаг подвески 2101). Такой рычаг способен воспринимать значительные боковые (по отношению к нему, продольные - по отношению к авто) нагрузки. См. А-образный рычаг подвески
Теги: Автомобильные термины и определения
Просмотров: 7 | Добавил: creditor | Теги: Автомобильные термины и определения | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close