Главная » Автомобильные термины и определения


20:31
Автомобильные термины и определения
Трехвальная соосная КПП – КПП, у которой ведущий и ведомый валы соосны, а под ведомым валом обычно расположен промежуточный вал. Это схема КПП применяется у ВАЗ-классика
Трехобъемник – автомашина с тремя объемами, например, седан
Трехосник – машина с тремя ведущими осями
Трехэлектродная свеча – многоэлектродная свечас тремя отрицательными электродами
Триплекс – лобовое стекло противоударной конструкции (трехслойное). По этой технологии могут изготавливаться и другие стекла автомобиля (особенно, заднее). Три слоя: стекло, пленка, стекло. Стекло безопасной конструкции при ударе повисает на эластичной пленке и не участвует в травмировании пассажиров при авариях. Кроме того, при не больших повреждениях не разрушается, а образует трешины или сколы на наружной поверхности
Трицикл – вид транспорта - трехколесный автомобиль
Троить – неустойчиво работать, о двигателе при работе на трех цилиндрах вместо четырех
Троллейбус – вид транспорта - не рельсовый, с электрическим двигателем и питанием от проводов, натянутых над маршрутом
Тронк – направляющая нижняя часть поршня (юбка (2)), имеющая форму эллипса при виде снизу и форму бочки при виде сбоку (естественно, это только у фирменных АвтоВАЗовских поршней). На тронке могут быть установлены маслосъемные кольца
Тронковый двигатель – (от франц. tronc - ствол), бескрейцкопфный двигатель внутреннего сгорания. Применяется в автомобилях, мотоциклах и других транспортных машинах (кроме судов)
Трос буксировочный – веревка, лента установленной длины для соединения двух автомобилей при буксировке. Подразделяются по допустимой нагрузке - 1,5т, 2т, … Также различаются по обработке конца троса - с петлей, с карабином, с крюком - и по материалу троса - веревочный, ленточный, эластичный
Трос газа – элемент системы питания - связующая деталь (в виде троса определенной длины со сцециальными наконечниками и оболочкой) между педалью газа и карбюратором (инжектором)
Тросиковое наружное зеркало – регулируемое наружное зеркало, в котором связь между ручкой регулировки и поворотным стеклом осуществляется при помощи тросиков - обычная конструкция иномарочных зеркал. Такое зеркало характеризуется незначительным усилием регулировки, плавностью регулировки и позволяет размещать ручку регулировки в любом месте, ограниченном длиной и гибкостью тросиков. Смотри также тяговое наружное зеркало
Трос подсоса – элемент системы питания - трос ручного подсоса (в виде троса определенной длины со специальными наконечниками и оболочкой), передающий передвижение подсоса (1) на воздушную заслонку карбюратора
Трос сцепления – элемент сцепления - связующая деталь (в виде троса определенной длины со специальными наконечниками и оболочкой) между педалью сцепления и вилкой сцепления. В гидравлических системах сцепления - отсутствует
Тротуар – элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном (из ПДД)
Трубчатая рама – рама автомобиля, у которой балки (1) выполнены в виде труб. См.также рама закрытого профиля
Турбина – 1) лопастное колесо, преобразующее энергию обтекающих его лопасти газов или жидкости в энергию вращения вала, на котором оно установлено 2) турбокомпрессор
Турбина компрессора – турбина двухвального газотурбинного двигателя, установленная на валу компрессора и приводящая его в действие
Турбинное колесо гидродинамической передачи – лопастное колесо гидродинамической передачи, в котором на тяговом режиме происходит передача энергии от рабочей жидкости к лопастям
Турбодизель – тип двигателя - дизель с газотурбинным турбонаддувом для повышения агрегатной мощности
турбокомпрессор – нагнетатель (компрессор), который приводится в действие за счет энергии отработавших газов ДВС, вращающих лопастное колесо турбины (1) нагнетателя
Турбонаддув – наддув - подача воздуха под давлением в цилиндры двигателя с помощью газовой турбины и центробежного нагнетателя (турбокомпрессора)
Турбо режим – режим охранки - для владельцев автомобилей с турбонаддувом - по окончании поездки на машине с таким мотором его нельзя заглушить сразу, необходимо подождать несколько минут, дав двигателю поработать на холостых оборотах, чтобы остудить турбину, иначе она может деформироваться, в режиме «турбо» автомобиль ставится на охрану с работающим двигателем, а через пару минут сигнализация самостоятельно его заглушит
Турер – (англ. tourer) - тип авто - тяжелый и многоместный автомобиль с открытым (иногда с мягким складным) кузовом
Тэтраэтилсвинец, тетраэтилсвинец – присадка для повышения ОЧ - ранее самой эффективной и потому повсеместно применявшейся был тетраэтилсвинец. Однако, он не только ядовит сам по себе, но и быстро выводит из строя каталитические нейтрализаторы и датчики (лямда-зонды), которые сейчас являются обязательными элементами конструкции автомобиля. Для некоторых двигателей устаревших конструкций осадок свинца необходим в качестве твердой смазки. В этих случаях используют специальные добавки в топливо, которые продаются отдельно. Сейчас этилированным легально может быть только авиационный бензин
Тяга – 1) деталь, передающая тягу от одной детали на другую; 2) тяга рулевая 3) мощность двигателя
Тяга рулевая – часть рулевого управления, обеспечивающая передачу усилия поворота с рулевого механизма на поворотные кулаки колес; тяги бывают средние (у ВАЗ-2101) и боковые
Тяга рулевая боковая – часть рулевой трапеции - основные рулевые тяги - состоят из внутреннего и наружного рулевого наконечника и соединяющей их втулки, которая обеспечивает регулировку сходимости колес - обычно правая и левая тяги различаются
Тяга рулевая средняя – часть рулевой трапеции - средняя, самая длинная ее тяга, соединяющая сошку и маятниковый рычаг
Тяговая мощность – развивается самоходной машиной на буксирном устройстве
Тяговая турбина – турбина двухвального газотурбинного двигателя, установленная на тяговом валу, с которого снимается полезная мощность
Тяговое наружное зеркало – регулируемое наружное зеркало, в котором связь между ручкой регулировки и поворотным стеклом осуществляется при помощи системы механических стержней - тяг, например, штатные наружние зеркала ВАЗ-2105/2108. Такое зеркало характеризуется значительным усилием регулировки и необходимостью вывода части зеркала с ручкой в салон автомобиля, т.к. система тяг подразумевает жесткое положение ручки, которое не может быть изменено. Смотри также скелет, тросиковое наружное зеркало
Тягово-сцепное устройство – устройство, предназначенное для присоединения прицепа (физическое, электрическое, воздушное...)
Тяговые свойства – скоростные свойства, определяющие способность ТС двигаться с высокой скоростью при заданных сопротивлениях движению. См.также разгонные свойства
Тяговый режим работы – режим работы бесступенчатой передачи, определяемый проходом мощности через передачу от двигателя к потребителю
Тяжелая нефть – (heavy crude oil) - нефть с плотностью от 0.917 до 1.022 г/см3
Тяжелые условия езды (эксплуатации) – включают: 1) езду на близкие расстояния, 2) езду в пыльных условиях, 3) при интенсивном движении, 4) холодной погоде, 5) жаркой погоде, 6) гористой местности, а также 7) буксировке грузов. Большинство водителей удивятся, когда узнают, что примером езды в тяжелых условиях является эксплуатация авто маленькой пожилой дамой, которая ездит на своей машине раз в неделю по выходным на рынок. Но это правда. Она должна менять свое масло чаще, чем дальнобойщики и гонщики. Проблема состоит в том, что при езде на короткие расстояния, интенсивном движении с частыми остановками и езде при холодной погоде двигатель не успевает разогреться достаточно для того, чтобы выпарить воду и топливо, которые оседают в масле. В процессе сгорания вода конденсируется на внутренней поверхности холодного двигателя. В сочетании с окисью азота и серы, а также продуктами сгорания топлива, она образует кислоту, что вызывает коррозию поверхностей двигателя и способствует его износу. Вода в двигателе также способствует формированию осадка. Образовавшийся осадок в конечном счете припечется к поверхностям двигателя, препятствуя его нормальной деятельности. Езда в пыльных условиях также вызывает проблемы, так как нет 100% эффективных воздушных фильтров. Пыль оседает на металлических частях двигателя и смешивается с маслом, образуя осадки. То же самое происходит, когда вы ездите по дорогам зимой, посыпанным солью или песком. Езда при жаркой погоде, буксировка тяжелых грузов, езда по гористой местности тоже связана с тяжелыми условиями, потому что может вызвать повышенное окисление масла, и сгущение до такой степени, что оно не сможет протекать через масляные каналы эффективно. См.также нормальные условия
У
Уайт-спирит – (white spirit / petroleum spirit) - растворитель для автомобильных красок, лаков и смывок. Дистиллят - бензиновая фракция прямой перегонки с границами кипения 130-220°С
Углеводород – соединение углерода и водорода. Твердые углеводороды используются в качестве загустителя смазок
Углеводородная смазка – густая смазка для смазывания клемм АКБ. Не растворяется в воде и электролите, расплавляется при температуре выше 45 град С
Углеродистые отложения – в двигателе (carbon deposits) - на горячих поверхностях деталей двигателя образуются разнообразные углеродистые отложения, состав и строение которых зависят от температуры поверхностей металла и масла; различают три вида отложений: нагар, лак (2), шлам Угловая пресс-масленка – пресс-масленка, у которой вкручиваемая в деталь часть и часть под шприц находятся под углом
Угол въезда – угол между горизоталью и линией, проведенной по касательной к переднему колесу и самой выступающей передней частью (передний свес) автомобиля (бампер, кенгурин, лебедка) - показатель геометрической проходимости - возможности въезда без упора передней частью авто
Угол горы – угол рампы
Угол опережения зажигания – один из параметров регулировки зажигания - момент проскакивания искры между электродами свечи в зависимости от угла поворота коленвала (и расположения поршней). Называется так, потому что устанавливается до прихода поршня в ВМТ, что обеспечивает полноту сгорания топливно-воздушной смеси. Регулируется вручную небольшим поворотом трамблера и автоматически - октан-корректором
Угол переката – угол рампы
Угол поворота – показатель геометрической проходимости - максимальный угол поворота колес при полностью выкрученном руле. При правильной регулировке - левый и правый углы поворота должны совпадать
Угол рампы – показатель геометрической проходимости - угол, между линиями, касательными к колесам (передним и задним) и самой нижней средней точкой автомобиля; характеризует возвышенность, которую может переехать автомобиль без посадки на брюхо - если у возвышенности этот угол меньше - автомобиль сядет. Т.е. это - максимальный угол эстакады (максимальный угол перегиба поверхности), которую автомобиль способен преодолеть, не касаясь низом кузова ее верхнего перелома. Эта величина пропорциональна базе АТС. Чем короче база, тем меньше угол рампы (больший перегиб (горку) может преодолеть автомобиль)
Угол свободного поворота рулевого колеса – люфт руля - при положении колес для движения прямо. Показатель регламентируется. Для рулевых управлений с усилителями показания снимаются при работающем двигателе на рекомендуемых конструкцией минимальных оборотах холостого хода двигателя.
Угол скрещивания мостов – максимальный угол, на который передний и задний мосты могут перекреститься на неровностях до начала диагонального вывешивания
Угол съезда – угол между горизоталью и линией, проведенной по касательной к заднему колесу и самой выступающей задней частью (задний свес) автомобиля - показатель геометрической проходимости - возможности съезда без упора задней частью авто
Уголек трамблера – центральный внутренний элемент крышки трамблера, который подпружинен и обеспечивает контакт центрального контакта крышки с бегунком
Удар за удар – (knock for knock) - принцип индивидуальной ответственности страховщиков в практике страхования автомобилей: если стоимость ремонта двух столкнувшихся автомобилей приблизительно одинакова, то каждый страховщик оплачивает ремонт застрахованного у него автомобиля, не предъявляя претензии к другому
Удельный расход топлива – отношение часового расхода топлива на данном режиме работы двигателя к мощности двигателя на этом режиме. См.также контрольный расход
Указатель поворотов – часть фары или заднего фонаря желтого (белого) цвета, которая служит для отображения стороны поворота автомашины; указателями поворота называют также повторители поворота, что не совсем верно, т.к. повторители поворота обычно устанавливаются сбоку на авто. См. фонарь указателя поворота
Указатель уровня топлива – прибор панели приборов, указывающий уровень топлива в б/баке. Малое количество топлива отображается или красным сектором в разметке уровня или зажиганием красной лампочки, расположенной в указателе. Красный цвет у а/м ВАЗ означает остатки топлива на 50-100 км.
Ультракороткие волны – диапазон радиоволн - 65,9-74,0 (используется АМ) и 87,5-108,0 МГц (используется ЧМ). См. также FM, ФМ, УКВ ЧМ
Универсал – тип кузова (ВАЗ-2104) с большим объемом багажника, предназначенный для перевозки людей и небольших по весу грузов; задние сиденья обычно можно трансформировать в грузовую площадку - двухобъемный кузов с задней дверью, имеющий постоянное грузовое помещение, не отделенное от пассажирского салона стационарной перегородкой (задний ряд (ряды) сидений складывающийся). Другие наименования: США - Station Wagon, Великобритания - Estate car, Франция - Break, Германия - Kombi, Италия - Giardinera.
Универсальный шприц – шприц, который при смене насадок может использоваться как масляный, так и для пластичной смазки
Универсальная шина – пневматическая шина с универсальным рисунком протектора для эксплуатации на грунтовых дорогах и дорогах с усовершенствованным покрытием. См.также дорожная, повышенной проходимости, дождевая, псевдослик, микст (2) и типа «РС»
Управляемое колесо – колесо (1), изменяющее напраление движения ТС, посредством воздействия на него рулевого управления
Управляемость – эксплуатационное свойство ТС, определяющее его способность изменять направление движения в соответствии с воздействием водителя на рулевое управление
Управляемый занос – занос авто на повороте, контролируемый или выполненный преднамеренно водителем, обеспечивающий лучшее прохождение автомобиля на криволинейном участке
Упругое устройство – часть подвески, которая служит для смягчения ударов, передаваемых от дороги на кузов или раму ТС.
Уровень шума – в соответствии с Европейскими экологическими стандартами и ГОСТами России внешний уровень шума автомобиля, который движется с определенной скоростью на определенном расстоянии, не должен превышать 74 дБ, что в первую очередь определяется качеством выхлопной системы (но не только)
Усиление кузова – используется (совместно с облегчением) при подготовки серийной автомашины к ралли - укрепляются слабые места кузова. Например, в ВАЗ-2108 обязательно усиливаются - верхние места крепления передних стоек, лонжероны, места крепления брызговиков к щиту мотора, нижняя поперечина, пол в месте выхода рычага КПП, место крепления задней балки…
Усилитель руля – устройство, усиливающее вращение руля, для более легкого управления им
Ускоритель – 1) устройство карбюратора; 2) специальное вещество, которое ускоряет процесс полимеризации в акриловых автоэмалях или процесс высыхания в алкидных красках
Условно полноприводный – авто с возможным приводом на все колеса, но включаемым на непродолжительный, ограниченный срок, например, на полчаса
Усовершенствованное покрытие – покрытие дорожной одежды, капитальное или облегченное
Устойчивость – эксплуатационное свойство ТС, определяемое его способностью сохранять движение по заданной траектории, противодействуя силам, вызывающим его скольжение или опрокидывание. По направлению воздействующих сил выделяют курсовую, поперечную, продольную и траекторную устойчивость
Уступить дорогу – (не создавать помех) - требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движение, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость (из ПДД)
Участник дорожного движения – лицо, принимающее напосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства (из ПДД)
Ф
Фал – трос буксировочный
Фендер – расширитель колесных арок
Фара – электрический фонарь с отражателем в передней части авто. Фары подразделяют на штатные (устанавливаемые на заводе-изготовителе) и дополнительные (устанавливаемые на бампер или люстру (2)). Также фары бывают ближнего света (у а/м с четырьмя фарами, например, ВАЗ-2106), дальнего света и комбинированные (ближний/дальний). Фара состоит из корпуса, оптического элемента, устройства регулировки, а также (у ВАЗ-2101/03) - ободка фары
Фара-искатель – фара с возможностью ручного (или автоматизированного) поворота для поиска объекта. В России запрещена к установке
Фара противотуманная – дополнительная фара желтого цвета для езды в тумане (желтый свет лучше освещает в тумане)
Фаркоп – тягово-сцепное устройство (ТСУ)
Фастбек – тип кузова - (Fastback, Германия - Fliessheck) - двухобъемный пассажирский кузов с двумя или четырьмя дверями и плавно спускающейся назад крышей - хэтчбэк без задней двери (Победа). Пологая задняя стенка седана получила распространение вместе с повальным увлечением аэродинамическими формами в 30-е годы. В настоящее время практически не используется
Фаэтон – тип кузова - Phaeton - открытый 4-хместный (УАЗ-469 с открытым кузовом) - пассажирский кузов с мягким складывающимся тентом и со съемными боковыми окнами. В данном случае произошла некоторая путаница. Немцы называли фаэтоном 6-местную версию кабриолета - 4-6-местный кузов со складной крышей и съемными стойками боковых окон.
Фаэтон-универсал – тип кузова - грузопассажирский кузов, предназначенный для перевозки пассажиров или грузов, с мягким складывающимся или съемным тентом и со съемными боковыми окнами (надставками дверей). Яркими представителями этого типа кузова можно считать УАЗ-469 и ЛуАЗ-969. Подобную конструкцию обрекли на вымирание жесткие нормы на безопасность при опрокидывании. Зато сейчас все большей популярностью пользуются «пляжные» открытые джипы-пикапы и им подобные «помеси» Ферроцен – присадка для повышения ОЧ - для повышения октанового числа иногда используют ферроцен, но к сожалению, эта присадка имеет в своем составе железо и создает трудноудалимый токопроводящий налет (красного цвета) на свечах, который уменьшает срок их службы до 5-7 тысяч километров
Фильтр – устройство для очистки жидкостей или газов от ненужных и вредных примесей. По применению делятся на фильтра: воздушные, маслянные, топливные. Выполняются как целиком, так и в виде корпуса со сменным фильтрующим элементом
Фильтр воздушный – фильтр - элемент системы очистки поступающего воздуха. Делятся на фильтра очистки воздуха для двигателя и фильтра системы вентиляции или кондиционера. См.также электростатический фильтр
Фильтр масляный – фильтр - элемент системы очистки масла в авто. У Волг и Москвичей применяется фильтрующий элемент
Фильтр с отстойником – фильтр (обычно топливный), имеющий подводы в верхней части стакана, благодаря чему внизу имеется емкость, куда осаждаются более тяжелые фракции примесей и грязи, в частности, вода, наличие которой особенно опасно в зимнее время года
Фильтр топливный, фильтр тонкой очистки топлива – фильтр - элемент топливопровода, обеспечивающий очистку топлива от примесей. Различают обычный фильтр и с отстойником
Фильтрующий элемент – сменная часть фильтра, которая служит непосредственно для очистки воздуха, топлива или масла от посторонних частиц
Фланец – колцевой (квадратный) выступ, например на валу (трубе) для соединения с другими элементами двигателя или автомобиля. У ВАЗ-классика: фланец КПП, передний и задний фланцы кардана, фланец редуктора з/м
Фо-кабриолет – тип кузова - кабриолет с убирающейся стойкой между окнами боковой стены. При опущенных стеклах и сложенной крыше получается торпедо
Фокс-кабриолет – хардтоп-кабриолет
Фонарь – осветительный прибор с защищенным источником света. На автомобилях применяются: фонари подсветки, задний фонарь, габаритные фонари, фонари указателей поворота, фонари стоп-сигналов, фонарь заднего хода, фонарь номерного знака. Кроме того, как дополнительное оборудование, могут применяться фонари переносок и аварийный фонарь. На спецмашинах устанавливаются фонари спецсигналов
Фонарь заднего хода – фонарь белого света, расположенный на задней панеле автомобиля и включаемый при движении задним ходом для освещения дороги сзади ТС и для предупреждения других участников движения о намерении двигаться задним ходом. Фонарь з/х может быть выполнен в виде отдельного фонаря (например, ВАЗ-2101), так и встроен в комбинированный задний фонарь (например, ВАЗ-2107)
Фонарь номерного знака – 1) фонарь белого света, освещающий задний номерной знак, например, яйца (1) 2) аксессуар - дополнительный, например, синий неоновый, фонарь номерного знака (1)
Фонарь подсветки – фонарь, используемый для подсветки различных частей автомобиля. Различают штатные фонари подсветки: капота, салона, бардачка, багажника и аксессуары, например, фонари подсветки днища, форсунок, колесных болтов. Смотри подсветка
Фонарь стоп-сигнала – фонарь красного света с яркой лампой, который зажигается при нажитии педали тормоза. Смотри стопаки
Форкамерный двигатель – поршневой двигатель с добавочной небольшой камерой, в которой начинается воспламенение рабочей смеси
Формула-1 – 1) Формула с рабочим объемом двигателя от 2000 до 3000 куб.см. Характеристики таких авто: двигатели мощностью 850 л.с., скорость - до 320 км/ч , замена колеса - в среднем 2 секунды 2) соревнования таких авто
Формула-2 – 1) Формула с рабочим объемом двигателя не более 2000 куб.см; 2) соревнования таких авто
Формула-3 – 1) Формула с рабочим объемом двигателя не более 2000 куб.см с шайбой диаметром 24 мм в системе впуска; 2) соревнования таких авто
Форсирование – 1) значительное увеличение мощности серийного двигателя путем увеличения степени сжатия, расточки поршней, максимальной угловой скорости и т.п. 2) переход преграды (обычно водной) 3) ускорение
Форсунка – исполнительная часть инжекторного двигателя или дизеля, обеспечивающая впрыск топлива в цилиндр под давлением
Форсунка стеклоомывателя – оконечная часть стеклоомывателя, из которой брызжет вода на окна
Фракция – это не в парламенте - это в процессе перегонки нефти (и самогона) при производстве масел - часть перегоняемого содержимого, выкипающая в определенном диапазоне температур
Франшиза – это предусмотренное условиями договора страхования освобождение страховщика от возмещения убытков, не превышающих определенный размер, т.е., размер страховки уменьшается, если страховщик не возмещает убытки до определенной оговоренной суммы. Например, при ущербе до 50$ Вы сами ремонтируете свое авто. Различают условную (не вычитаемую) и безусловную (вычитаемую) франшизу
Фрикционная бесступенчатая передача – передача - фрикционный вариатор
Фрикционный вариатор – вариатор (3), у которого передача крутящего момента осуществляется за счет сил трения на поверхности контакта. Различают клиноременный, лобовой, многодисковый и торовый фрикционные вариаторы
Фургон – 1) закрытый кузов грузового автомобиля; 2) тип кузова-универсал легкового автомобиля - закрытый кузов с перегородкой, отделяющей помещение для водителя от помещения для перевозки грузов. В 80-90-е годы фургоны с боковыми окнами, съемными сиденьями в грузовом отсеке, без перегородки получают все большее распространение. Другие названия: Великобритания - Van, Германия - Kastenwagen, Франция - Fourgonette.
Фэйслифтинг – тюнинг передней части авто - лица (по англ. face [фэйс]) - решетки радиатора, бампера, фар
Х
Хайвэй – скоростная дорога
Хай джек – большой реечный домкрат для бездорожья, способен и поднимать и тянуть, может даже использоваться как пресс
Хайдрогаз – гидропневматическая подвеска с азотно-жидкостным упругим элементом
Хай лифт – хай джек
Хампы – специальные выступы на колесном диске, препятствующие соскакиванию бескамерной шины при ее пробое и потере давления
Характеристика амортизатора – зависимость силы сопротивления амортизатора от скорости деформации. У идеальных амортизаторов - чем выше скорость, тем больше сопротивление
Хардтоп – 1) тип кузова без средней стойки и рамок на стеклах; дает максимальный обзор; 2) в дальнейшем этот термин стал использоваться для всех авто, которые имеют съемный верх и даже со средними стойками
Хардтоп-кабриолет – тип кузова - пассажирский кузов легкового автомобиля со съемной жесткой крышей
Хардтоп-купе – тип кузова - кузов купе (двух-, трехобъемный) без средней боковой стойки при опущенных боковых стеклах.
Хардтоп-седан – тип кузова - Sedan-Hardtop. Кузов седан (трехобъемный) без средней боковой стойки при опущенных боковых стеклах. Моду на такие кузова ввели американцы в 50-е годы, но в настоящее время они встречаются достаточно редко - у такой конструкции сложно обеспечить прочность крыши при опрокидывании машины
Химмотологическая карта, форма – бланк эксплуатационных жидкостей, используемых в автомобиле, с указанием узлов, марок и периодичности замены
Химмотология – наука, изучающая свойства топлив и смазочных материалов и взаимосвязь между их качеством и конструкцией двигателей, правилами их эксплуатации и ремонта
Хич-хайкер – путешественник автостопом
Ходимость шины – пробег шины ТС в километрах без ремонта при соблюдении соответствующих условий эксплуатации
Ходовая часть, ходовая – 1) часть ТС, в которую входят рама, подвеска и движитель в виде колес, гусениц и т.п.; см. тележка (2); 2) для мотоцикла - рама мотоцикла с передней вилкой, задней подвеской и колесами
Ход отбоя – обратный ход амортизатора после сжатия
Ходоуменьшитель – дополнительный понижающий редуктор в КПП для получения особо низких технологических скоростей движения трактора
Ход педали – перемещение педали между крайними начальным и конечным положениями
Ход поршня – путь, проходимый поршнем в цилиндре поршневого двигателя от ВМТ до НМТ или обратно
Холодный двигатель – двигатель с температурой деталей, отличающийся не более чем на 1 град С от температуры окружающей среды, но не более +50 град С. См. также горячий двигатель
Холодный клапан – впускной клапан
Холостой ход – 1) режим работы двигателя без нагрузки и с не нажатой педалью газа, т.е. движение или работа механизма или машины без совершения полезной работы 2) пробег, ходка - для грузового автомобиля - без груза
Хонингование – точная расточка цилиндра двигателя на больший ремонтный размер со специальной обработкой поверхности, обеспечивающей более быструю притирку колец
Храповик – 1) устройство, обычно в виде зубчатого механизма со скошенными в одну сторону зубьями, допускающее передачу вращения только в одном направлении. Применяется при ручном и педальном пуске двигателя 2) специальная гайка с храповиком (1) в которую вставляется пусковая рукоятка двигателя для ручного привода колена (у ВАЗ-2101, у грузовиков)
Храповик коленчатого вала – храповик (2)
Хребтовая рама – однобрусная рама, впервые была выполнена из трубы, проходящей по центру днища автомобиля и имевшая приваренную вилку (спереди или сзади) для крепления двигателя. На сегодня - это рама, состоящая из одной центральной продольной балки закрытого профиля с кронштейнами для крепления агрегатов. См.также лонжеронная рама
Хронометрируемые тренировки – тренировки Гран-при, в которых участвуют только боевые пилоты. См.также частные тренировки
Худ-лок – механический блокиратор, например, КПП, изготовленный из высокопрочного металла
Хэндс фри – (hands free) - свободные руки - система, позволяющая использовать мобильный телефон в автомобиле без помощи рук
Хэнсом-кэб – устаревшее - тип кузова - закрытый автомобильный кузов с водителем сзади кузова (на запятках)
Хэтчбек – тип кузова - Hatchback (дословно - «дверца сзади»), Германия - Heckklappenlimousine - кузов, аналогичный универсалу, но с наклонной задней дверью и, соответственно, меньшими размерами грузового отделения. То же, что комби
Хэтчвэн – тип кузова - помесь хэтчбека и минивэна - однообъемник - минивэн на платформе машины мини-класса, например, Golf Plus; то же что ХПВ
Ц
Цапфа – 1) элемент передней подвески колеса, обеспечивающий его поворот - цапфа поворотного кулака 2) опорная часть оси или вала - шейка, шип, палец, часть вала на которую надевается подшипник или которой он лежит на подшипнике
Цапфа поворотного кулака – часть поворотного кулака, размещенная в подшипниках
Центральная стойка – кузовная деталь - стойка (кронштейн) между передней и задней дверями (дверной косяк)
Центральный в/в провод – в/в провод, идущий от центрального контакта крышки трамблера на катушку. С обоих концов на провод одеты колпачки трамблера
Центр инерции – центр, в котором условно сосредоточена масса механической системы. См. центр масс. См.также центр тяжести
Центр масс – центр инерции
Центр тяжести – условная точка, середина сил тяжести. По расположению совпадает с центром инерции.
Цепи – металлические цепи с запорным устройством - одеваются на ведущие колеса для лучшего сцепления с дорогой (повышения проходимости) при езде по бездорожью или в снегопад. Используются самодельные или промышленного производства. См. цепь противоскольжения
Цепная передача – передача, состоящая из двух (и более) звездочек и перекинутой через них бесконечной (или замкнутой) цепи
Цепь – 1) гибкое устройство, которое состоит из связанных между собой шарнирами звеньев - приспособление для передачи крутящего момента с колена на распред и другие механизмы двигателя, например у ВАЗ-2101; 2) антистатик 3) электрическая цепь
Цепь противоскольжения – цепи
Цепная реакция – столкновение нескольких машин, стоящих близко друг от друга, когда удар сзади в одну из них передается по цепочке вперед на несколько автомобилей. См.также собрать автомобили
Цетановое число – (cetane number) - свойство дизтоплива - показатель воспламеняемости дизельного топлива (чем оно больше, тем больше воспламеняемость и меньше ПЗС) и определяется испытанием на моторной установке. Численное значение ЦЧ равно процентному содержанию цетана (ЦЧ=100) в его смеси с альфа-метилнафталином (ЦЧ=0), воспламеняемость которой эквивалентна испытуемому дизтопливу. При ЦЧ менее 40 (большом ПЗС) говорят о жесткой работе дизеля. При ЦЧ выше 55 (малым ПЗС) говорят о мягкой работе дизеля. Цетановое число связано с низкотемпературными характеристиками топлива - чем оно меньше, тем ниже температура застывания. Поэтому летние и зимние дизтоплива имеют разные ЦЧ. У арктического дизтоплива оно находится на грани жесткой работы дизеля. Мягкой работой двигателя жертвуют для обеспечения возможности его пуска, прохождения топлива через фильтры, прокачиваемости по топливной системе и т.д. Для отечественных топлив ЦЧ обычно равно 45. Цетановое число дизтоплива зависит от его химического состава. Легче всего воспламеняются парафиновые углеводороды, ароматические углеводороды более стойки к термическому распаду и самовоспламенению, а нафтеновые углеводороды занимают промежуточное положение. Нормальный запуск и плавная работа дизелей в летний период осуществимы на топливе с цетановым числом 40-45 единиц, а в зимний период - с цетановым числом 50-65 единиц. Во многих случаях вместо цетанового числа, определение которого стоит относительно дорого, используют дизельный индекс (diesel index) и цетановый индекс (cetane index). Последний рассчитывается по плотности и температуре перегонки 50% топлива
Цикл – тактность, рабочий процесс двигателя внутреннего сгорания; различают четырехтактные двигатели и двухтактные, последние чаще используются на мотоциклах. См. рабочий цикл
Цикл Отто – рабочий цикл четырехтактного двигателя внутреннего сгорания с воспламенением сжатой смеси от постороннего источника энергии, цикл бензинового двигателя.

Ссылка на страницу: Автомобильные термины и определения
Теги: Автомобильные термины и определения
Просмотров: 267 | | Рейтинг: 0.0/0 Символов: 32987

ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам

Всего комментариев: 0
avatar


close