Главная » Большой финансовый словарь терминов


17:24
Большой финансовый словарь терминов

Большой финансовый словарь терминов



ШИРОКАЯ НОРМА УПРАВЛЯЕМОСТИ — норма управляемости, при которой каждый менеджер имеет большое (более пяти) количество подчиненных.
ШИРОКИЙ РЫНОК — неограниченный рынок, что означает присутствие на нем значительного количества акций, других ценных бумаг, чей курс более или менее стабилен в течение некоторого периода времени.
ШИРОКО ИЗВЕСТНЫЕ ТОВАРЫ — товары, которые покупаются без предварительного сбора информации о них, поскольку обладают общеизвестными качествами и высоким имиджем. Например, автомобили «мерседес», телевизоры «панасоник» и т.п.
ШИРОКОЕ ОТКРЫТИЕ — необычайно большой разрыв между ценами продавца и покупателя при открытии биржи.
ШИРОТА ТОВАРНОЙ НОМЕНКЛАТУРНОЙ КОРПОРАЦИИ — общая численность ассортиментных групп, товаров, выпускаемых фирмой.
ШИРПОТРЕБ — 1) аббревиатура термина: товары широкого потребления 2) характеристика товара массового спроса и низкого качества, низкопробного товара.
ШИФР ДОКУМЕНТА — условный регистрационный знак, наносимый на документы, информационные материалы с тем, чтобы организовать их упорядоченное хранение и облегчить их поиск в хранилище, в базе данных.
Шифрование (Encryption) — засекречивание данных путем выполнения серии математических или логических преобразований. Зашифрованное сообщение возможно преобразовать в исходный вид только при наличии секретного ключа.
ШИФРОВАНИЕ (от франц. chiffre - шифр) — ведение секретных записей, сообщений при помощи шифра - условных знаков, букв и цифр. Наука, разрабатывающая математическую теорию и практику шифрования, называется криптографией.
ШКАЛА ЛИЧНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ — ранжирование товаров по степени реального спроса, применяемое в моделях маркетинга. Шкала ранжирования включает четыре ступени: безраздельное предпочтение - ситуация, когда постоянно покупается одна и та же марка товара Устойчивое предпочтение, когда одна марка выбирается чаще других. Неустойчивое предпочтение, при котором покупается постоянно несколько марок товара. Отсутствие предпочтения, когда с одинаковой частотой покупаются любые марки.
ШКАЛА ПРИОРИТЕТОВ — выстроенная по рангу совокупность признаков, характеризующая их важность для лиц, осуществляющих выбор или принимающих решения, исходя из этих признаков и с учетом предпочтений того или иного признака перед другими.
ШКАЛА СОВОКУПНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ — шкала, отражающая взаимодействие между рынками товаров и денег. Определяет в сумме уровень цен и объем производства.
ШКАЛА ЦЕН — классификация цен на товары и услуги одной фирмы в зависимости от классификации товаров по качеству, исполнению, модификациям и т.д.
ШКАЛИРОВАНИЕ — метод моделирования реальных экономических процессов с помощью числовых систем, шкал.
Шлюз (Gateway) — программа, предназначенная для соединения двух сетей, использующих разные протоколы, благодаря чему между ними становится возможен обмен данными.
ШОКОВАЯ ТЕРАПИЯ (от франц. choc - удар, толчок) — комплекс радикальных мер, направленных на оздоровление экономики, нарушающий привычное течение хозяйственных отношений, явлений и сопровождающийся рядом отрицательных последствий: рост цен, инфляция, падение занятости и др.
ШОКОВОЕ ИЗМЕНЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ — резкое, скачкообразное сокращение предложения товара в результате стихийных катаклизмов (неурожая, войны, и т.п.), а также падение курса национальной валюты, приводящее к росту цен на производственные факторы у большинства производителей и, как следствие, к повышению прожиточного минимума. Является источником инфляционных издержек.
ШОМАЖ — страхование потерь прибыли и других финансовых убытков, возникающих в результате перерывов и остановки производства по причинам, связанным со стихийными бедствиями.
Шомаж — Страхование потери прибыли и других финансовых потерь связанных с приостановкой производства на промышленных предприятиях в результате наступления страхового случая.
ШОП-ТУР (ШОПИНГ-ТУР) — организованная зарубежная поездка по заранее намеченному маршруту, главной целью которой является приобретение товаров широкого потребления, как правило, для дальнейшей перепродажи.
ШОУИНГ — термин рекламного бизнеса, означающий степень охвата данной местности, автотрассы, населенного пункта средствами наружной рекламы, размещенной на щитах, панелях, плакатах. Измеряется в процентах, например 50 шоуинг, 90 шоуинг. Нормальной величиной считается 100 шоуинг, что подразумевает такое число рекламных устройств (панелей, щитов и т.д.), которое достаточно для обеспечения ежедневного зрительного контакта с ними населения в данной местности.
ШПИОНАЖ ПРОМЫШЛЕННЫЙ — тайный сбор сведений, информации, хищение документов, материалов, образцов, составляющих коммерческую, промышленную, служебную тайну, с целью «свалить» конкурента, завоевать рынок, сэкономить на приобретении ноу-хау.
ШТАБ-КВАРТИРА — местоположение, размещение главного, центрального помещения организации, концерна, компании.
ШТАМП (от итал. stampa - печать) — 1) прямоугольная или иной формы печать, в которой обычно указывается название учреждения, его адрес, телефоны. Такая печать используется для проштамповки документов, исходящих из учреждения писем, справок 2) типичное, стандартное, не отличающееся оригинальностью, управленческое решение.
ШТАНДОРТ (нем. standort - местоположение) — термин, обозначающий наиболее выгодное расположение, размещение промышленных предприятий.
ШТАТ — постоянный состав сотрудников, работников учреждения, организации, фирмы, предприятия.
ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ — утвержденный, принятый перечень численного состава работников предприятия, учреждения с указанием их количества, должностей, должностных окладов, особенностей оплаты.
ШТАФЕЛЬ — бухгалтерский счет особой формы, в котором дебетовые и кредитовые обороты отражены в одной общей графе.
ШТЕМПЕЛЬ (нем. stempel) — 1) прибор, устройство с выпуклым обратным изображением рисунка, надписи, который служит для получения оттиска, накладывания печати, клейма, например торговый штемпель 2) печать, клеймо, знак на вещи, предмете, нанесенный с помощью штемпеля 3) печать с переводной датой для гашения почтовой марки на конверте, почтовой бандероли, другой корреспонденции. К особым датам изготавливают специальные художественные штемпели для гашения памятных конвертов, марок, имеющих филателистскую ценность.
ШТИВКА — 1) укладка груза в трюме судна, надлежащее его размещение 2) стоимость работ по укладке груза, товара.
ШТРАФ — (нем. Strafe, англ. penalty) Предусмотренное законом денежное взыскание, являющееся одним из видов взысканий, налагаемых за нарушение таможенных правил; устанавливается применительно к размеру минимальной месячной оплаты труда, под которым понимается установленная законом минимальная месячная оплата труда на день совершения правонарушения, а если такой день невозможно установить - на день обнаружения правонарушения. При наложении взыскания в виде Ш., исчисляемого исходя из стоимости товаров и транспортных средств, под стоимостью понимается их свободная (розничная) цена на день обнаружения правонарушения.
ШТРАФ (от нем. strafe - наказание) — денежное наказание в виде взыскания с провинившегося определенной суммы денег. Мера материального воздействия на юридических и физических лиц, виновных в нарушении законов, договоров, действующих правил. Штраф налагается контролирующими органами или уплачивается согласно условиям договора в твердой сумме по шкале нарушений или в процентах, в доле от стоимости невыполненного обязательства.
ШТРАФ КОНВЕНЦИАЛЬНЫЙ — сумма штрафа (неустойка), который должник обязан уплатить кредитору в случае ненадлежащего исполнения им договорных обязательств или обязательств, вытекающих из требования законов. Неустойка устанавливается в твердой сумме или в процентах от суммы неисполненного обязательства.
ШТРАФНЫЕ САНКЦИИ — предусмотренные договором, документально зафиксированные виды и уровни штрафа, взимаемого с лиц, нарушивших принятые ими условия, обязательства по контракту. Чаще всего штрафные санкции предусматриваются за несвоевременное выполнение или полное невыполнение заказа, несоблюдение графика работ, низкое качество продукции, товаров, услуг, за нанесение других видов ущерба, убытков.
ШТРЕЙКБРЕХЕР (нем. streikbrecher) — лицо, отказывающееся участвовать в забастовке и поддерживать забастовщиков, занимающее сторону администрации в ее споре с забастовщиками и поддерживающее ее своим выходом на работу в период забастовки.
Штрих-код — закодированная индивидуальная цифровая информация. Представляет собой группу параллельных линий различной ширины, наносимых на поверхность карты.
ШТРИХОВОЕ КОДИРОВАНИЕ ТОВАРА — нанесение штриховых меток на товар, образующих штриховой код, по которому можно установить вид товара, его принадлежность к определенной товарной группе, качественные характеристики.
ШТРИХОВОЕ КОДИРОВАНИЕ ТОВАРОВ — Метод кодирования информации о всех параметрах произведенной продукции при помощи специально разработанной международной стандартизированной системы. Расшифровка закодированной информации производится при помощи специальных электронных считывающих устройств. Особый экономический эффект от внедрения систем автоматической идентификации - возможность отказаться от многочисленных бумажных документов и оперативно, при помощи автоматических сканирующих (считывающих) устройств получать информацию о производителе продукции, ее технических и потребительских характеристиках, цене и др. По оценке экспертов, введение данной системы позволяет снизить расходы, связанные с обработкой документов во внешней торговле, с нынешних 3,5-15% стоимости товара до 0,5-3%. В 1977 г. создана Европейская ассоциация пользователей системы идентификации товаров (ЕА), объединяющая пользователей Ш. к. т. Ее членом является Российская Федерация как правопреемник СССР. Каждой стране предоставляется свой номер и 13-значный код.
ШТУРМАНСКАЯ РАСПИСКА — судовой документ о принятии груза к перевозке, выдаваемый судовой администрацией грузоотправителю после погрузки товара на судно.
ШУЛЕР (польск. szuler) — плут, мошенник-профессионал.
ШУМПЕТЕРИАНСКАЯ ГИПОТЕЗА — предположение, выдвинутое Й. Шумпетером, о роли монополии в обществе, в соответствии с которым, несмотря на потери от высоких монополистических цен и меньшего объема производства при тех же самых издержках, монополия в условиях конкуренции играет ведущую роль в развитии технологии и организации производства.
ЭВЕНТУАЛЬНЫЙ УМЫСЕЛ (от лат. eventus - случай) — косвенный умысел, возможный при удобном случае, при некоторых благоприятных обстоятельствах.
ЭВИКЦИЯ (от лат. evictio - взыскание по суду своей собственности) — отчуждение по суду у покупателя приобретенного им имущества, товара на том основании, что оно не принадлежало продавцу, то есть продажа была незаконной. В этой ситуации имущество возвращается истинному владельцу, а лицо, незаконно продавшее имущество, обязано возвратить покупателю понесенные им убытки.
ЭВРИКА — европейское агентство по координации научных исследований, осуществляющее совместно программу научных исследований и разработок, в которой участвует большинство западноевропейских стран. Цель этой программы - налаживание кооперации, научных связей и обменов в области новых технологий для того, чтобы преодолеть техническое отставание от США и Японии.
ЭВРИСТИКА (от греч. heuristiko - отыскиваю, открываю) — метод анализа экономических явлений и процессов, принятия решений, основанный на интуиции, находчивости, аналогиях, опыте, изобретательности, опирающийся на особые свойства человеческого мозга и способности человека решать задачи, для которых формальный математический алгоритм, способ решения, не известен.
ЭГАЛИТАРИЗМ (франц. egalitarisme, от egalite - равенство) — стремление к уравнительному распределению ресурсов и благ как основному способу устранения противоречий в экономике и обществе; утопическая теория.
ЭГАЛИТАРНАЯ СЕМЬЯ — семья, в которой оба супруга занимают равное положение.
ЭДИФАКТ — Правила ООН для электронного обмена данными в управлении, торговле и на транспорте. В Э. выделены четыре основных компонента, подлежащих стандартизации при подготовке документов для передачи по каналам телекоммуникаций. Это элементы данных (data elements), стандартные группы элементов данных (standart data segments), стандартные сообщения (standart messagesy) и правила создания форматов документов (syntax rules). На 1993 г. было намечено придание Э. статуса международных стандартов ООН, обязательных для всех сторон сделок, с применением экономических санкций за их несоблюдение. Это сделает использование данных стандартов обязательным условием адекватного обмена данными с зарубежными партнерами для всех без исключения предприятий и организаций Российской Федерации, осуществляющих самостоятельно внешнеэкономическую деятельность.
ЭДИФАКТ — универсальные правила обмена информацией с использованием электронной техники в управлении, торговле, на транспорте.
ЭЙРЕ (aura) — разменная монета исландской кроны.

Ссылка на страницу: Большой финансовый словарь терминов
Теги: Большой финансовый словарь терминов
Просмотров: 267 | | Рейтинг: 0.0/0 Символов: 13594

ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам

Всего комментариев: 0


close