Главная » БОЛЬШОЙ ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ


15:20
БОЛЬШОЙ ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ
ИАСИОН (Ясион)
в греческой мифологии бог земледелия, сын Зевса и плеяды Электры. За любовь к богине плодородия Деметре Зевс поразил Иасиона молнией, но, чтобы утешить скорбь богини, позволил ему раз в год возвращаться на землю (наступление весны). От союза Иасиона и Деметры родился бог богатства Плутос. Научил людей земледелию.

ИАСОН (1 в.)
апостол от 70-ти, родственник и ученик апостола Павла (Послание к Римлянам 16:21); епископ Тарсский (Киликия, Малая Азия), вместе с апостолом Сосипатром проповедовал Христа на о. Керкира (ныне Корфу). Память в Православной церкви 4 (17) января и 28 апреля (11 мая).

ИАТРОМЕХАНИКА
то же, что ятромеханика.

ИАТРОФИЗИКА
см. ятромеханика.

ИАТРОХИМИЯ
то же, что ятрохимия.

ИАФЕТ (Яфет)
см. в ст. Сим, Хам, Иафет.

ИБАГЕ (Ibague)
город в Колумбии, административный центр департамента Толима. 334 тыс. жителей (1992). Пищевкусовая промышленность. Университет. Основан в 1550.

ИБАДАН (Ibadan)
город на юго-западе Нигерии, административный центр шт. Ойо. 1,3 млн. жителей (1991). Пищевая, деревообрабатывающая, химическая, автомобильная промышленность. Ремесла. Университет.

ИБАНЫ (морские даяки)
народ группы даяков в Малайзии (штат Саравак, 480 тыс. ч.), Индонезии и Брунее. Общая численность 496 тыс. человек (1987). Часть - христиане, часть сохраняет традиционные верования.

ИБАНЬЕС ДЕЛЬ КАМПО (Ibanez del Campo) Карлос (1877-1960)
президент Чили в 1927-31 и в 1952-58.

ИБАРАКИ
город в Японии, пригород Осаки. 255 тыс. жителей (1992). Металлургия, машиностроение. Химическая, пищевая промышленность.

ИБАРРУРИ (Ibarruri) (псевд. Пасионария
Pasionaria, Пламенная) Долорес (1895-1989), в 1942-59 генеральный секретарь, с 1959 председатель Коммунистической партии Испании (КПИ). С 1917 в социалистическом движении. С 1932 в руководстве КПИ; во время Испанской революции 1931-39 одна из организаторов Народного фронта, борьбы против фашизма и итало-германской интервенции. В 1939-77 в эмиграции. Международная Ленинская премия (1964).

ИБЕРВЕГ (Ueberweg) Фридрих (1826-71)
немецкий философ, логик и историк философии; сторонник иероглифов теории.

ИБЕРИЙСКИЕ ГОРЫ (Cordillera Iberica)
на северо-востоке Испании, к югу от р. Эбро. Длина 440 км. Высота до 2313 м (г. Монкайо). Средиземноморские кустарники, на северо-западе - леса.

ИБЕРИЙСКО-КАВКАЗСКИЕ ЯЗЫКИ
см. Кавказские (иберийско-кавказские) языки.

ИБЕРИЯ (Iberia; от наименования иберов)
древнее название Испании.

ИБЕРИЯ (Иверия)
античное и византийское название Вост. Грузии (Картли).

ИБЕРЫ
название восточно-грузинских племен; жили на территории Иберии (Иверии). Явились основой формирования грузинского народа.

ИБЕРЫ
древние племена Испании: турдетаны, турдулы и др. В 3-2 вв. до н. э. завоеваны римлянами и романизованы.

ИБИБИО (агбишера)
народ на юго-востоке Нигерии (6,75 млн. человек). Общая численность 6,77 млн. человек (1992). Язык ибибио. Верующие - христиане, есть приверженцы традиционных верований.

ИБИБИО
язык, относится к бенуэ-конголезской подсемье нигеро-конголезских языков (по Дж. Гринбергу). Письменность на основе латинского алфавита.

ИБИКОН (эйбикон)
высокочувствительный передающий электронно-лучевой прибор c накоплением заряда на диэлектрической мишени. Высокая чувствительность ибикона обусловлена явлением наведенной проводимости - многократным (нередко в 103 раз и более) увеличением электропроводности мишени в местах попадания в нее фотоэлектронов.

ИБИНЬ (Сюйчжоу)
город в центральной части Китая, в пров. Сычуань. 241 тыс. жителей (1990). Начальный пункт судоходства по р. Янцзы. Металлургическая, химическая, машиностроительная промышленность. Виноделие.

ИБИСЫ
семейство птиц отряда голенастых. 32 вида (колпица, каравайка, священный ибис и др.) в тропических и умеренных поясах. В Красной книге Международного совета охраны природы и природных ресурсов (МСОП) 6 видов.

ИБЛИС
название дьявола в исламе.

ИБЛЬ (Ybl) Миклош (1814-91)
венгерский архитектор. Парадные постройки в духе неоренессанса и необарокко (Оперный театр в Будапеште, 1875-84).

ИБН (араб. - сын)
в собственном имени ставится перед именем отца (образуя "отчество") у народов, пользующихся арабским языком (напр., Ахмед ибн Абдуллах - Ахмед, сын Абдуллаха).

ИБН АБД РАББИХИ (860-940)
испано-арабский поэт и прозаик. Лирические стихи. Составитель прозаической антологии по литературе и истории 7-8 вв. "Уникальное ожерелье".

ИБН АЛЬ-АРАБИ (1165-1240)
арабский мыслитель и поэт; мистик. Развивал учение суфизма о едином начале бытия и о познании через внутреннее озарение. Основные сочинения: "Каменья мудрости", "Мекканские откровения". Комментарий к Корану.

ИБН АЛЬ-АСИР (1160-1233)
арабский историк. Основные труды по всеобщей истории, биографический словарь сподвижников Мухаммеда.

ИБН АЛЬ-КУТИЙЯ (?-977)
арабо-испанский историк. Сочинения по истории Пиренейского п-ова в 8-10 вв.

ИБН АЛЬ-МУТАЗЗ (861-908)
арабский поэт и филолог. Стихотворная хроника правления халифа аль-Мутадида (892-902), афоризмы, сочинения по поэтике "Книга о новом".

ИБН АЛЬ-ХАЙСАМ (латинизир. Альгазен) (965-1039)
арабский ученый. Труд по физиологической и геометрической оптике "Сокровище оптики" (7 кн., переведен на латинский язык в 12 в., 1-е печатное издание в 1572), оказавший большое влияние на развитие оптики. Труды по математике, астрономии. Комментатор Аристотеля, Евклида, Галена.

ИБН АЛЬ-ХАТИБ (1313-74)
арабо-испанский ученый, поэт. Ок. 60 трудов по истории, географии, философии, медицине, литературе, в т. ч. по истории мусульманской Испании.

ИБН БАДЖА (латинизированная форма Авемпас
Авенпаце, Avempace, Avenpace) (ум. 1139), арабский ученый, философ, государственный деятель, поэт и музыкант. Жил в Сарагосе, Гранаде, городах Марокко. Был везиром при альмохадских правителях. В сочинении "Образ жизни уединившегося" призывает к созерцательной жизни, противопоставляя философов обитателям "невежественных городов".

ИБН БАТТУТА (1304-77)
арабский путешественник. Описание путешествий по Египту, Аравии, Месопотамии, Сирии, М. Азии, Ирану, Крыму, южным районам Руси, Ср. Азии, Индии, Китаю, Испании, Зап. и Центр. Судану.

ИБН ГЕБИРОЛЬ (латинизир. Авицеброн
Avicebron) Соломон (ок. 1021-1055 или 1070), еврейский поэт и философ-неоплатоник. Жил в Испании. В трактате "Источник жизни" (на арабском языке) истолковывал форму и материю как возможность и действительность, в связи с чем утверждал материальность духовного; оказал влияние на Дж. Бруно.

ИБН ДАУД Авраам (ок. 1110 - ок. 1180)
еврейский философ и богослов, предшественник Маймонида. Жил в Испании. Писал на арабском языке. Главное сочинение "Возвышенная вера" (1161).

ИБН ЗАЙДУН (1003-71)
испано-арабский поэт. Диван лирических, панегирических, элегических стихов.

ИБН КУЗМАН (ок. 1080-1160)
испано-арабский поэт. Создал новый вид строфической поэзии - заджал (мелодия). Оказал влияние на раннюю провансальскую лирику, поэзию вагантов.

ИБН КУРРА (Сабит ибн Курра) (836-901)
багдадский математик. Переводчик и комментатор трудов древнегреческих ученых.

ИБН КУТАЙБА (828 - ок. 889)
арабский прозаик, филолог, историк. 10-томная историко-литературная антология "Источники сведений", библиографический словарь "Книга поэзии и поэтов".

ИБН МИСКАВАЙХ (?-1030)
арабоязычный историк и философ. Труды по всеобщей истории, трактаты по философии и этике.

ИБН РУШД (Ибн Рошд) (латинизир. Аверроэс) (1126-98)
арабский философ и врач, представитель арабского аристотелизма. Жил в Андалусии и Марокко, был судьей и придворным врачом. В трактате "Опровержение опровержения" отверг отрицание философии, с которым выступил Газали. Разграничение Ибн Рушды "рациональной" религии (доступной образованным) и образно-аллегорической религии (доступной всем) явилось одним из источников учения о двойственной истине. Рационалистические идеи Ибн Рушды оказали большое влияние на средневековую философию, особенно в Европе (аверроизм). Автор энциклопедического медицинского труда.

ИБН САУД (1880-1953)
король Саудовской Аравии в 1932-53. Вел войны за объединение Аравии. В 1902-27 эмир Неджда, в 1927-32 король государства Хиджаз, Неджд.

ИБН СИДА (ок. 1006-66)
филолог и лексикограф арабской Испании.

ИБН СИНА (латинизир. Авиценна
Avicenna,) (ок. 980-1037), ученый, философ, врач, музыкант. Жил в Ср. Азии и Иране, был врачом и везиром при разных правителях. В философии продолжал традиции арабского аристотелизма, отчасти неоплатонизма. Основные философские сочинения - "Книга исцеления", "Книга указаний и наставлений" и др. - содержат также естественно-научные воззрения, музыкально-теоретические положения Ибн Сины. Трактаты Ибн Сины были необычайно популярны на Востоке и на Западе; энциклопедия теоретической и клинической медицины "Канон врачебной науки" (в 5 ч.) - обобщение взглядов и опыта греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей - была много веков обязательным руководством, в т. ч. в средневековой Европе (ок. 30 латинских изданий).ИБН СИНА Абу Али Хусейн Абдаллах (латинизированное - Авиценна) (16 августа 980, Афшана, близ Бухары - 18 июня 1037, Хамадан, Иран), философ, ученый, поэт, врач. Жизнь Иранец по происхождению. Его биография, составленная им самим (охватывает первые 30 лет жизни) и продолженная его учеником ал-Джузджани, сохранилась в трех близких редакциях. Начальное образование получил от отца - чиновника саманидской администрации, принадлежавшего к исмаилитам. Отличаясь незаурядными способностями, уже к 10 годам знал наизусть Коран и освоил словесные дисциплины (грамматику персидского и арабского языков, поэтику, риторику, литературу и историю). Математику изучал у торговца Махмуда Массоха, логику и фикх (мусульманское право) - у Исмаила Захида, медицину - у бухарского врача Абу Мансура Камари. Философии обучался у ученого Абу Абдаллаха Натили, которого вскоре превзошел в знаниях. С 15 лет начал заниматься самостоятельно и к 18 годам уже сложился как зрелый ученый; в это время он стал известен в Бухаре и как искусный врач. В 1002 вскоре после смерти отца переезжает в столицу Хорезма Гургандж (ныне Ургенч), научная жизнь которого концентрировалась вокруг "Академии Мамуна", объединявшей крупных ученых. В 1008 после отказа Ибн Сины поступить на службу к султану Махмуду Газневи благополучная жизнь сменилась годами скитания по Хорасану и Табаристану. Некоторые работы он писал в седле во время своих долгих переездов. В 1015-24 жил в Хамадане, сочетая научную деятельность с весьма активным участием в политических и государственных делах эмирата (занимал посты визиря и придворного врача эмира Хамадана Шамс ад-Давла). После смерти эмира за попытку перейти на службу к правителю Исфахана на четыре месяца был заточен в крепость. В последние годы жизни служил в Исфахане при дворе эмира Ала ад-Давла. Труды Сохранилась значительная часть философских и научных сочинений Ибн Сины. Его работы, написанные в основном по-арабски (некоторые - на фарси), охватывают, помимо философских дисциплин, химию, геологию, грамматику, поэтику, историю, кораническую экзегетику, мистику. На формирование его философских взглядов оказали влияние труды ал-Фараби, которого Ибн Сина называл своим вторым учителем после Аристотеля, а также неоплатонизм, с идеями которого он был знаком преимущественно по так называемой "Теологии Аристотеля" (извлечения из 4-6 разделов "Эннеад" Плотина). Главная философская работа Ибн Сины - энциклопедический труд "Книга исцеления" - состоит из четырех разделов: логики, физики, математических наук (геометрии, арифметики, музыки, астрономии) и метафизики. К этому труду примыкает написанная на фарси "Книга знания" ("Даниш-намэ"). В сокращенном изложении философские идеи "Книги исцеления" содержатся в "Книге спасения" (русский перевод фрагментов см.: Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока. М., 1961. С. 219-229). "Книга указаний и наставлений", написанная в последние годы жизни, - итоговое изложение его философских идей, испытавшее влияние суфизма. Среди других работ наибольшее влияние на ученых Востока и Европы в течение нескольких столетий имел "Канон врачебной медицины". Сохранились немногочисленные стихи (большей частью в форме рубаи).Философия В классификации философских наук и понимании предмета метафизики (сущее как таковое) Ибн Сина следовал Аристотелю. Вслед за ал-Фараби Ибн Сина различает возможно сущее, существующее благодаря другому, и абсолютно необходимо сущее, существующее благодаря себе (в нем сущность и существование тождественны, тогда как в возможно сущем - различны). Абсолютно необходимо сущее - Бог для Ибн Сины, в отличие от Аристотеля, не только предельная причина всех других сущих, но и личность в соответствии с теистическим миропониманием ислама (см. Теизм). В то же время Ибн Сина расходится с доктриной креационизма, утверждая совечность мира Творцу (как необходимо сущее Бог с необходимостью сообщает Себя вечно). Творение в вечности Ибн Сина объяснял, в частности, с помощью неоплатонического понятия эманации, обосновывая таким образом логический переход от первоначального единого к множественности тварного мира. Однако в отличие от неоплатонизма он ограничивал процесс эманации миром небесных сфер, рассматривая материю не как конечный результат нисхождения единого, а как необходимый элемент любого возможного бытия.В философской повести "Живой, сын Бодрствующего" Ибн Сина в аллегорической форме излагает учение об активном "уме" (аристотелевско-неоплатонический нус), который ведет человека по пути познания высших абстрактных истин. Предметы физики и метафизики представлены здесь в образе космоса, по которому можно совершить мысленное путешествие. Космос делится на три мира: материальный мир (Запад), мир вечных несотворенных форм (Восток) и земной, физический мир во всем его конкретном многообразии. Индивидуальная душа образует с телом единую субстанцию, обеспечивающую целостное воскрешение человека; носителем философского мышления выступает конкретное тело, предрасположенное к принятию разумной души. Абсолютная истина может быть постигнута посредством интуитивного видения, которое предстает, таким образом, кульминацией процесса мышления.Сочинения:Книга знания. Сталинабад, 1957.Канон врачебной медицины. Ташкент, 1956-60. Т. 1-5.Послание о любви. Тбилиси, 1976.Избранные философские произведения. М., 1980.Литература:Завадовский Ю. Н. Абу Али Ибн Сина: Жизнь и творчество. Душанбе, 1980.Шидфар Б. Я. Ибн Сина. М., 1981.Сагадеев А. В. Ибн Сина (Авиценна). М., 1985.Gardet L. La pense religieuse d Avicenne (Ibn Sina). Paris, 1951.Morewedge P. The Metaphysica of Avicenna. London, 1973.А. В. Журавский

ИБН ТУФАЙЛЬ (латинизированная форма Абубацер
Abubacer) (ум. ок. 1185), арабский ученый, философ, государственный деятель, врач и секретарь правителей Гранады, Сеуты, Танжера, затем врач и придворный альмохадского халифа. В "Повести о Хайе ибн Якзане" (с 17 в. переведена на латинский язык, затем почти на все европейские языки) рисуется картина духовного развития человека, заброшенного на уединенный остров.

ИБН ФАДЛАН
арабский путешественник 10 в. Описал путешествие через Бухару и Хорезм к волжским болгарам.

ИБН ХАЛЬДУН (1332-1406)
арабский историк и философ. Последователь Ибн Рушда. В сочинении "Книга назидательных примеров..." изложил свои взгляды на развитие общества (идея исторических циклов; различия в образе жизни людей связывал главным образом с географической средой), историю народов мусульманского Востока (особенно Магриба).

ИБН ЭЗРА Авраам бен Мейр (1092-1167)
еврейский поэт, филолог и философ. Один из первых критиков текста Ветхого Завета Библии. Сочинение "Основа Благоговения" в духе неоплатонизма. Философская лирика; юмором окрашены "Шуточные песни", "Эпиграммы". Труды по грамматике древнееврейского языка.

ИБН ЭЗРА Моисей (1055-1139)
еврейский поэт. Элегическая (поэма "Хризолит", цикл "Маленькие песни"), религиозные стихи; сочинения по истории еврейской литературы на арабском языке "Книга бесед и воспоминаний".

ИБН ЮНУС (Ибн Юнис) Али ибн Абд Рахман (950-1009)
арабский астроном, работал ок. Каира. Составил употреблявшиеся ок. 200 лет таблицы движения Луны, Солнца и планет.

ИБРАГИМ I (? - 1417)
правитель Ширвана (с 1382), основатель династии ширваншахов Дербенди. Присоединил большую часть азербайджанских земель, г. Тебриз.

ИБРАГИМБЕКОВ Максуд Мамед Ибрагим оглы (р. 1935)
азербайджанский писатель, кинорежиссер. Брат Р. Ибрагимбекова. Пишет на русском языке. Нравственно-философская проблематика в сборнике повестей и рассказов "Последняя ночь детства" (1968), "Прилетела сова" (1977), "В один прекрасный день" (1980), "Несколько причин для развода" (1985) и др.; пьеса "Мезозойская история" (1974) о рабочем классе; киносценарии.

ИБРАГИМБЕКОВ Рустам Мамед Ибрагим оглы (р. 1939)
азербайджанский писатель, кинорежиссер. Брат М. Ибрагимбекова. Пишет на русском языке. Сборник рассказов и повестей "В командировке и дома" (1970), "Забытый август" (1974), повесть "И заплачет как дитя..." (1987), посвящены наиболее острым проблемам современности. Пьесы "Своей дорогой" (1973), "Дом на песке" (1976), "Допрос, или Момент истины" (1978; Государственная премия СССР, 1981); киносценарии. Государственная премия Российской Федерации (1993).

ИБРАГИМОВ Аждар Муталимович (р. 1919)
кинорежиссер, сценарист, народный артист СССР (1991). С 1953 на киностудии "Азербайджанфильм", с 1962 на киностудии "Мосфильм". Фильмы: "Двое из одного квартала" (1957, с И. Я. Гуриным), "26 бакинских комиссаров" (1966), "Звезды не гаснут" (1971), "Любовь моя, печаль моя" (по Н. Хикмету, с Турцией) и "Чудак" (оба 1979).

ИБРАГИМОВ Галимджан Гирфанович (1887-1938)
татарский писатель, Герой Труда (1928). 1-я книга трилогии романа "Наши дни" (1920, 2-я редакция 1934) об участии татарской интеллигенции в Революции 1905-07. В повести "Сказание о красных цветах" (1922), романе "Глубокие корни" (1926-28) - образ борца за советскую власть. Репрессирован; реабилитирован посмертно.

ИБРАГИМОВ Ильдар Абдуллович (р. 1932)
российский математик, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1990). Труды по теории вероятностей и математической статистике. Ленинская премия (1970).

ИБРАХИМ-ПАША (1789-1848)
командующий египетской армией в 1816-41. С 1847 фактический правитель Египта.

ИБСЕН (Ibsen) Генрик (1828-1906)
норвежский драматург. Один из создателей национального норвежского театра. Романтические драмы на сюжеты скандинавских саг, исторические пьесы. Философско-символические драматические поэмы "Бранд" (1866) и "Пер Гюнт" (1867). Острокритические социальные реалистические драмы "Кукольный дом" ("Нора", 1879), "Привидения" (1881), "Враг народа" (1882). В драмах "Дикая утка" (1884), "Гедда Габлер" (1890), "Строитель Сольнес" (1892) усилились черты психологизма и символизма, сближающие их с неоромантическим искусством конца века. Обнаруживая глубокое несоответствие между благопристойной видимостью и внутренней порочностью изображаемой действительности, Ибсен выразил протест против всей системы современных общественных установлений, требуя максимальной эмансипации человека.

ИВА
род деревьев, кустарников и кустарничков семейства ивовых. Ок. 350 видов, в умеренном поясе Евразии и Сев. Америки. Многие виды декоративны, служат также для закрепления песков, оврагов. Древесина идет на поделки, ветви - для плетения корзин и пр. Кора богата дубящими веществами.

ИВАЙЛА ВОССТАНИЕ 1277-80
крестьянское восстание в Болгарии во главе с пастухом Ивайло (в 1278 провозглашен повстанцами царем). Подавлено византийскими войсками. Ивайло убит в ставке татарского хана Ногая.

ИВАКИ
город в Японии, на о. Хонсю. 356 тыс. жителей (1990). Добыча угля. Химическая промышленность, цветная металлургия. Близ Иваки - крупнейшие в Японии АЭС.

ИВАКУНИ
город и порт в Японии, на о. Хонсю. 110 тыс. жителей (1990). Химическая промышленность, цветная металлургия, машиностроение.

ИВАН I Калита (?-1340)
князь московский (с 1325), великий князь владимирский (с 1328). Сын Даниила Александровича. Заложил основы политического и экономического могущества Москвы. Добился у Золотой Орды права сбора монголо-татарской дани на Руси. При Иване I резиденция русского митрополита перенесена из Владимира в Москву.

ИВАН II Красный (1326-59)
великий князь владимирский и московский (с 1353), 2-й сын Ивана I. Продолжал объединение русских земель.

ИВАН III (1440-1505)
великий князь московский (с 1462), сын Василия II. В правление Ивана III сложилось территориальное ядро единого Российского государства, началось складывание центрального государственного аппарата. Присоединил Ярославль (1463), Новгород (1478), Тверь (1485), Вятку, Пермь и др. При нем было свергнуто монголо-татарское иго ("стояние на Угре" 1480), составлен Судебник 1497, развернулось большое строительство в Москве, вырос международный авторитет Российского государства, произошло оформление титула - великий князь "всея Руси".

ИВАН IV Грозный (1530-84)
великий князь "всея Руси" (с 1533), первый русский царь (с 1547), сын Василия III. С кон. 40-х гг. правил с участием Избранной рады. При нем начался созыв Земских соборов, составлен Судебник 1550. Проведены реформы управления и суда (Губная, Земская и другие реформы). В 1565 была введена опричнина. При Иване IV установились торговые связи с Англией (1553), создана первая типография в Москве. Покорены Казанское (1552) и Астраханское (1556) ханства. В 1558-83 велась Ливонская война за выход к Балтийскому м., началось присоединение Сибири (1581). Внутренняя политика Ивана IV сопровождалась массовыми опалами и казнями, усилением закрепощения крестьян.ИВАН IV ГРОЗНЫЙ (25 августа 1530, село Коломенское под Москвой - 18 марта 1584, Москва), князь Московский и всея Руси (с 1533), первый русский царь (с 1547), сын великого князя Василия III и Елены Васильевны Глинской.ДетствоПосле смерти отца 3-летний Иван остался на попечении матери, умершей в 1538, когда ему было 8 лет. Иван рос в обстановке дворцовых переворотов, борьбы за власть враждующих между собой боярских родов Шуйских и Бельских. Убийства, интриги и насилия, окружавшие его, способствовали развитию в нем подозрительности, мстительности и жестокости. Склонность мучить живые существа проявлялась у Ивана уже в детстве, и приближенные одобряли ее. Одним из сильных впечатлений царя в юности были "великий пожар" и Московское восстание 1547. После убийства одного из Глинских, родственника царя, бунтовщики явились в село Воробьево, где укрылся великий князь, и потребовали выдачи остальных Глинских. С большим трудом удалось уговорить толпу разойтись, убеждая ее, что их в Воробьеве нет. Едва опасность миновала, царь приказал арестовать главных заговорщиков и казнить их. Начало правления Излюбленной идеей царя, осознанной уже в юности, стала мысль о неограниченной самодержавной власти. 16 января 1547 в Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное венчание на царство великого князя Ивана IV. На него были возложены знаки царского достоинства: крест Животворящего Древа, бармы и шапка Мономаха. После приобщения Святых Тайн Иван Васильевич был помазан миром. Царский титул позволял занять существенно иную позицию в дипломатических сношениях с Западной Европой. Великокняжеский титул переводили как "принц" или даже "великий герцог". Титул же "царь" или совсем не переводили, или переводили как "император". Русский самодержец тем самым вставал вровень с единственным в Европе императором Священной Римской империи.С 1549 вместе с Избранной радой (А. Ф. Адашев, митрополит Макарий, А. М. Курбский, священник Сильвестр) Иван IV провел ряд реформ, направленных на централизацию государства: Земскую реформу Ивана IV, Губную реформу, проведены преобразования в армии, в 1550 принят новый Судебник Ивана IV. В 1549 созван первый Земский собор, в 1551 Стоглавый собор, принявший сборник решений о церковной жизни "Стоглав". В 1555-56 Иван IV отменил кормления и принял Уложение о службе. В 1550-51 Иван Грозный лично участвовал в Казанских походах. В 1552 была покорена Казань, затем Астраханское ханство (1556), в зависимость от русского царя попали сибирский хан Едигер и Ногаи Большие. В 1553 устанавливаются торговые отношения с Англией. В 1558 Иван IV начал Ливонскую войну за овладение побережьем Балтийского моря. Первоначально военные действия развивались успешно. К 1560 армия Ливонского ордена была окончательно разгромлена, а сам Орден перестал существовать. Тем временем во внутреннем положении страны произошли серьезные изменения. Около 1560 царь порвал с деятелями Избранной рады и наложил на них различные опалы. По мнению некоторых историков, Сильвестр и Адашев, понимая, что Ливонская война не сулит России успеха, безуспешно советовали царю пойти на соглашение с противником. В 1563 русские войска овладели Полоцком, в то время крупной литовской крепостью. Царь был особенно горд этой победой, одержанной уже после разрыва с Избранной радой. Однако уже в 1564 Россия потерпела серьезные поражения. Царь стал искать "виноватых", начались опалы и казни. Опричнина Царь все больше проникался мыслью об установлении личной диктатуры. В 1565 он объявил о введении в стране опричнины. Страна делилась на две части: территории, не вошедшие в опричнину, стали называться земщиной, каждый опричник приносил клятву на верность царю и обязывался не общаться с земскими. Опричники одевались в черную одежду, подобную монашеской. Конные опричники имели особые знаки отличия, к седлам прикреплялись мрачные символы эпохи: метла - чтобы выметать измену, и собачьи головы - чтобы выгрызать измену. С помощью опричников, которые были освобождены от судебной ответственности, Иван IV насильственно конфисковывал боярские вотчины, передавая их дворянам-опричникам. Казни и опалы сопровождались террором и разбоем среди населения. Крупным событием опричнины был новгородский погром в январе-феврале 1570, поводом к которому послужило подозрение в желании Новгорода перейти к Литве. Царь лично руководил походом. Были разграблены все города по дороге от Москвы до Новгорода. Во время этого похода в декабре 1569 Малюта Скуратов задушил в тверском Отроч монастыре митрополита Филиппа, пытавшегося противостоять царю. Считается, что число жертв в Новгороде, где тогда проживало не более 30 тысяч человек, достигло 10-15 тысяч. Большинство историков считают, что в 1572 царь отменил опричнину. Свою роль сыграло нашествие на Москву в 1571 крымского хана Девлет-Гирея, которого опричное войско не смогло остановить; были пожжены посады, огонь перекинулся в Китай-город и Кремль. Итоги царствования Разделение страны пагубно сказалось на экономике государства. Огромное число земель было разорено и опустошено. В 1581 с целью предотвратить запустение имений царь ввел заповедные лета - временный запрет крестьянам уходить от своих хозяев в Юрьев день, что способствовало утверждению в России крепостнических отношений. Ливонская война завершилась полной неудачей и потерей исконно русских земель. Объективные итоги царствования Иван Грозный мог увидеть уже при жизни: это был провал всех внутри- и внешнеполитических начинаний. С 1578 царь перестал казнить. Почти в это же время он приказал составить синодики (поминальные списки) казненных и разослать по монастырям вклады на поминовение их душ; в завещании 1579 каялся в содеянном. Сыновья и жены Ивана Грозного Периоды покаяния и молитвы сменялись страшными приступами ярости. Во время одного из таких приступов 9 ноября 1582 в Александровской слободе, загородной резиденции, царь случайно убил своего сына Ивана Ивановича, попав посохом с железным наконечником ему в висок. Смерть наследника повергла царя в отчаяние, поскольку другой его сын, Федор Иванович, был неспособен управлять страной. Иван Грозный отправил в монастырь большой вклад на помин души сына, даже сам подумывал уйти в монастырь. Точно неизвестно количество жен Ивана Грозного, но, вероятно, он был женат семь раз. Не считая умерших в младенчестве детей, у него было трое сыновей. От первого брака с Анастасией Захарьиной-Юрьевой родилось два сына, Иван и Федор. Второй женой была дочь кабардинского князя Мария Темрюковна. Третьей - Марфа Собакина, умершая неожиданно через три недели после свадьбы. По церковным правилам жениться более трех раз запрещалось. В мае 1572 был созван церковный собор, чтобы разрешить четвертый брак - с Анной Колтовской. Но в том же году она была пострижена в монахини. Пятой женой стала в 1575 Анна Васильчикова, умершая в 1579, шестой, вероятно, Василиса Мелентьева. Последний брак был заключен осенью 1580 с Марией Нагой. 19 ноября 1582 родился третий сын царя - Дмитрий Иванович, погибший в 1591 в Угличе. Наследие Ивана Грозного Иван IV вошел в историю не только как тиран. Он был одним из самых образованных людей своего времени, обладал феноменальной памятью, богословской эрудицией. Он автор многочисленных посланий (в т. ч. к Курбскому), музыки и текста службы праздника Владимирской Богоматери, канона Архангелу Михаилу. Царь способствовал организации книгопечатания в Москве и строительству храма Василия Блаженного на Красной площади.Сочинения:Русская историческая библиотека. СПб., 1914. Т. 31.Послания Ивана Грозного. М.; Л., 1951.Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Л., 1979; То же. М., 1981.Литература:Зимин А. А. Опричнина Ивана Грозного. М., 1964.Кобрин В. Б. Иван Грозный. М., 1989.Скрынников Р. Г. Царство террора. СПб., 1992.Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1988. Вып. 2, ч. 1. (Библиогр.).А. Л. Юрганов

ИВАН V (1666-96)
русский царь (с 1682), сын царя Алексея Михайловича. Болезненный и неспособный к государственной деятельности, провозглашен царем вместе с младшим братом Петром I; до 1689 за них правила сестра Софья, после ее свержения - Петр I.

ИВАН VI (1740-64)
российский император (1740-41), правнук Ивана V, сын принца Антона Ульриха Брауншвейгского. За младенца правили Э. И. Бирон, затем мать Анна Леопольдовна. Свергнут гвардией, заключен в тюрьму; убит при попытке В. Я. Мировича освободить его.ИВАН VI АНТОНОВИЧ [12 (23) августа 1740, Санкт-Петербург - 5 (16) июля 1764, Шлиссельбург], российский император (с ноября 1740 по ноябрь 1741), сын Анны Леопольдовны и принца Антона Ульриха Брауншвейг-Бреверн-Люнебургского, правнук царя Ивана V, внучатый племянник императрицы Анны Ивановны. Родившийся в самом конце царствования Анны Ивановны, Иван был провозглашен наследником престола, а после ее смерти - императором при регенте герцоге Курляндском Э. И. Бироне. Однако в результате последовавшего две недели спустя переворота правительницей была объявлена мать младенца-императора Анна Леопольдовна. Спустя еще год, 25 ноября 1741, очередной переворот возвел на престол Елизавету Петровну. Первоначально предполагалось, по-видимому, выслать Ивана вместе с родителями за границу, в связи с чем их отправили в предместье Риги Динамюнде. Но позднее новая императрица сочла, что за границей свергнутый император будет ей опасен и в 1744 "Брауншвейгское семейство" перевезли в Холмогоры, где ребенок был изолирован от родителей и воспитывался отдельно. В 1756 юношу перевели в Шлиссельбургскую крепость, в которой он содержался в условиях абсолютной секретности: к нему никого не допускали и его не должен был видеть никто, включая крепостных служителей. Сохранившиеся сведения позволяют, однако, утверждать, что Иван знал о своем царском происхождении, был обучен грамоте и мечтал о жизни в монастыре. Видевшая его в 1762 Екатерина II утверждала, что он был сумасшедшим. В июле 1764 подпоручик В. Я. Мирович предпринял попытку освободить Ивана из крепости, но неудачно. Действовавшие согласно инструкции стражники убили своего узника.Литература:Либрович С. Ф. Император под запретом: 24 года русской истории. СПб., 1912.Хандорин В. Г., Максимов А. Г. Иван Антонович: Правда о русской "железной маске"// На Российском престоле: Монархи Российские после Петра Великого. М., 1993.Каменский А. Б. Иван Антонович // Вопросы истории. 1994. № 11.А. Б. Каменский

ИВАН АЛЕКСАНДР
болгарский царь в 1331-71, из династии Шишмановичей. При нем Второе Болгарское царство распалось на 3 части (Добруджа, Видинское и Тырновское царства).

ИВАН АСЕНЬ II
болгарский царь в 1218-41. Разбил армию эпирского деспота при Клокотнице (1230). Значительно расширил территорию Второго Болгарского царства, добился временной гегемонии на Балканах. В 1235 восстановил болгарскую патриархию.

ИВАН ИВАНОВИЧ (1496 - ок. 1534)
последний великий князь рязанский (с 1500, фактически с 1516). В 1520 посажен Василием III в тюрьму в Москве, затем бежал в Литву.

ИВАН ИВАНОВИЧ (1554-81)
старший сын Ивана IV Грозного. Участник Ливонской войны и опричнины. Убит отцом во время ссоры. Этому событию посвящена картина И. Е. Репина "Иван Грозный и сын его Иван".

ИВАН ИВАНОВИЧ МОЛОДОЙ (1458-90)
сын Иван III, с 1471 соправитель отца. Был одним из руководителей русского войска во время "стояния на Угре" 1480; после присоединения к Москве Твери (1485) князь тверской.

ИВАН ЛЮТЫЙ (Грозный) (?-1574)
молдавский господарь с 1571. Проводил политику централизации, возглавил освободительную войну против турецкого ига; в результате измены бояр потерпел поражение, погиб в плену.

ИВАН ПОДКОВА (?-1578)
молдавский господарь, один из руководителей запорожских казаков. Объявил себя братом Ивана Лютого, в 1577 захватил Яссы и провозгласил себя господарем. В 1578 турецкие войска и дружины молдавских бояр вынудили Ивана Подкову к отступлению на Украину, где он был казнен польскими властями.

ИВАН ЧЕРНЫЙ
писец при дворе Ивана III, религиозный вольнодумец, член кружка Ф. Курицына. Ок. 1490 бежал за границу.

ИВАНАЙНЕН Карл Адамович (1857-87)
один из первых рабочих-революционеров, слесарь. В 1873 сблизился с "чайковцами", член "Северного союза русских рабочих", "Народной воли". В 1883 приговорен к 15 годам каторги.

ИВАНГОРОД
город в Российской Федерации, Ленинградская обл., на р. Нарва (против г. Нарва Эстония), близ ж.-д. ст. Ивангород-Нарвский. 11,9 тыс. жителей (1992). Завод котельного оборудования и трубопроводов, льноджутовая фабрика. Нарвская ГЭС. Основан в 1492.

ИВАН-ДА-МАРЬЯ
однолетнее полупаразитное травянистое растение семейства норичниковых. Распространено в Европе. Семена ядовиты. Иван-да-Марьей называют также анютины глазки и некоторые другие растения.

ИВАНЕНКО Дмитрий Дмитриевич (1904-1994)
российский физик. Профессор МГУ (с 1943). Выдвинул гипотезу строения атомного ядра из протонов и нейтронов (1932). Труды по теории ядерных сил, синхротронному излучению. Государственная премия СССР (1950).

ИВАНИН Михаил Игнатьевич (1801-74)
российский военный историк, генерал-лейтенант (1866). С 1871 член Военно-ученого комитета Главного штаба. Основной труд "О военном искусстве и завоеваниях монголо-татар и среднеазиатских народов при Чингисхане и Тамерлане" (1875).

ИВАНИЦКИЙ Александр Владимирович (р. 1937)
российский спортсмен (вольная борьба), журналист, чемпион Олимпийских игр (1964), мира (1962-63 и 1965-66), СССР (1964-65). С 1973 возглавлял редакцию спортивных программ на Гостелерадио (с сер. 1990-х гг. - на российском телевидении). Автор книги "Шестое чувство" (1971).

ИВАНИЦКИЙ Александр Платонович (1881-1947)
российский архитектор-градостроитель. Проекты Генеральных планов рабочего поселка в Баку (1925-29), городов: Архангельск, Иваново, Ростов-на-Дону и др. (все - 30-е гг.).

ИВАНИЦКИЙ Генрих Романович (р. 1936)
российский ученый, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1976). Труды по разработке математических методов (с применением ЭВМ) исследований биологии клетки. Ленинская премия (1980), Государственная премия СССР (1978).

ИВАН-КУПАЛА (Иванов день)
древний праздник летнего солнцестояния (24 июня старого стиля) у восточных славян. Иван-Купала - народное прозвище Иоанна Крестителя, с легендой о котором церковь соединила земледельческие народные обряды, призванные обеспечить урожай, здоровье, благополучие.

ИВАННИКОВ Виктор Петрович (р. 1940)
российский ученый, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1984). Труды по исследованиям операционных систем, методам оптимизации вычислений на ЭВМ, автоматизации проектирования ЭВМ. Государственная премия СССР (1980).

ИВАНОВ Александр Александрович (1867-1939)
российский астроном, член-корреспондент АН СССР (1925). Труды по практической астрономии и небесной механике. Исследовал движение малых планет и комет, разрабатывал теорию фигуры Земли.

ИВАНОВ Александр Александрович (1936-96)
русский поэт, публицист. Известен стихотворными пародиями. Сборники: "Любовь и горчица" (1968), "Смеясь и плача" (1970), "Не своим голосом" (1972), "Откуда что..." (1975) и др.

ИВАНОВ Александр Андреевич (1806-58)
российский живописец. Сын А. И. Иванова. В 1831-58 жил в Италии. В ранних произведениях ("Аполлон, Гиацинт и Кипарис", 1831-34) дал возвышенно-поэтическое истолкование принципов классицизма. Углубленно работал над натурой, добился значительных успехов в области пленэрной (см. Пленэр) живописи. Философские проблемы, романтические религиозно-нравственные утопии духовного возрождения человечества составляют основное содержание монументального полотна "Явление Христа народу" (1837-57, многочисленные этюды). В поздних произведениях ("Библейские эскизы") Иванов, сохраняя связь с традициями классического монументализма, достигает необычайной глубины философского обобщения и истолкования темы.ИВАНОВ Александр Андреевич [16 (28) июля 1806, Санкт-Петербург - 3 (15) июля 1858, там же], российский художник. Крупнейший мастер русского изо-искусства романтизма, живописец-философ, запечатлевший в своем творчестве итог нравственных и эстетических исканий своего времени.Годы учения Родился в семье видного живописца-классициста А. И. Иванова. Отец был главным наставником будущего мастера во время его учебы в Академии художеств (1817-28). Ранние полотна Иванова - "Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора" (1824, Третьяковская галерея) и "Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице хлебодару и виночерпию" (1827, Русский музей) - показали, что он блестяще усвоил принципы академического классицизма. Жизнь в Риме В 1830, как пенсионер Общества поощрения художеств, Иванов выезжает за границу и, посетив ряд городов Германии и Италии, почти на всю жизнь поселяется в Риме. Он органически врастает в жизнь международной богемы "вечного города", прислушивается к советам Б. Торвальдсена, но более всего дорожит мнением И. Ф. Овербека, основателя братства назарейцев. Неизменно погруженный (по его собственным словам из письма отцу 1837 года) "в недра тихой умственной жизни", он находится в постоянном духовном общении со многими деятелями отечественной культуры, в том числе с Н. В. Гоголем. Разрабатывая собственную философию искусства, Иванов перенимает идеи кружка Д. В. Веневитинова, соприкасается со славянофильской философией истории. Особое воздействие на него оказывает учение Ф. Шеллинга, рассматривавшего искусство как высшую форму постижения мира. В историко-художественном же смысле ведущее значение для него (не считая Н. Пуссена) имеют образы искусства итальянского Возрождения. Полная тонкой композиционно-колористической гармонии картина "Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением" (1831-34, Третьяковская галерея) - это античность, воспринятая через уроки Возрождения. Музыка как бы "орфически" просветляет мир природы, открывая ее потаенный божественный смысл. Библейская тема Библейско-евангельская тема понимается, однако, Ивановым как магистральный путь творческого поиска. Новыми подступами к ней стали эскизы к неосуществленной картине "Братья Иосифа находят чашу в мешке Вениамина" (1831-33, там же), а также величественно-грациозное полотно "Явление Христа Марии Магдалине" (1833-35, Русский музей), за которое Иванов получает звание академика."Явление Христа народу" Наконец, замысел его "всемирного сюжета", центрального произведения жизни, получает четкую определенность как тема "Явления Мессии" ("Явления Христа народу"), то есть прихода Спасителя к толпе "лиц разных сословий, разных скорбящих и безутешных" (из описания в записной книжке 1830-х гг.), собравшихся вокруг Иоанна Крестителя на берегу Иордана. Пророк вдохновляет толпу надеждой на избавление от скорбей и бед, мощным жестом указывая на приближающегося издали Бога-Сына. Работа над картиной растянулась на 20 лет (1837-57, хранится в Третьяковской галерее), размеры ее стали гигантскими (540 на 750 см). Коллективным героем тут как бы является все человечество. Художник разрабатывает сложную гамму чувств - от недоверия, вражды и равнодушия до крепнущей веры, - богатейший диапазон характеров и народных типов, восходящих к различным прообразам - от итальянской бедноты до Н. В. Гоголя, с которым портретно связана одна из "дрожащих фигур" среднего плана справа. Пространственный размах пейзажных далей в контрасте с теснотой переднего плана призван дополнительно усилить историзм произведения. Иванов постоянно подчеркивает, что это именно "историческая картина", являющая собой этап в жизни природной и человеческой, оказавшейся "на перепутье из физических сил к духовным", из рабского прошлого к царству грядущей свободы. Он программно ставит своей целью "служить как моей картиной, так и этюдами живым напутником в средоточии нашего отечества" (из письма великой княгине Марии Николаевне, 1838). Замыслы Иванова требуют для своего воплощения монументального храмового пространства. Он мечтает о том, чтобы поместить своего "Мессию" в храм Христа Спасителя, который строится в то время в Москве, создает особый эскиз заалтарного образа для того же храма ("Воскресение", гуашь, 1845, Третьяковская галерея). Наконец, задумывает свой собственный храм искусства, который явился бы одновременно и историческим пантеоном человечества.Библейские акварели и рисунки Иванова увлекают исследования Д. Ф. Штрауса, его "Жизнь Иисуса". Под воздействием рационализма Штрауса мастер несколько охладевает к "Явлению Мессии", хотя и доводит работу до конца. Новый, еще более грандиозный проект, проект храма, влечет художника, - для него, в виде эскизов будущих росписей, он создает огромный цикл библейских акварелей и рисунков (1850-е гг., в основном - в Третьяковской галерее и Русском музее). Мерная эпическая ритмика сочетается тут с феерическими, романтически-визионерскими эффектами, предвосхищающими искусство символизма. Бытовые сценки. Этюдные портреты и пейзажи В процессе работы над "Явлением Христа народу" Иванов вносит выдающийся вклад и в иные жанры. Его бытовые сценки составляют живую, полную юмора панораму современной итальянской действительности (три большие акварели на тему Октябрьского праздника в Риме, 1842, Третьяковская галерея и Русский музей). Многочисленные этюдные портреты и пейзажи к "Мессии" сами по себе эпохальны. Романтическая возвышенность сохраняется здесь в том первозданно-поэтическом достоинстве, которым отличается каждый, пусть внешне самый простой образ: будь то нищий, которому предстоит исполнить роль апостола, ветка на фоне бездонно-синего неба или галька, виднеющаяся сквозь прозрачную воду. Пленэрные впечатления соединяются с глубоким историзмом (как, к примеру, в "Аппиевой дороге", 1845, Третьяковская галерея). Кульминацией этих пленэрных, цветосветовых поисков можно считать этюды обнаженных мальчиков, написанные в 1850-е годы, где цветовая лепка достигает новаторской, в полном смысле импрессионистической свежести.Возвращение на родину. Влияние В поисках соратников для своих художественно-философских замыслов Иванов в 1857 специально едет в Лондон знакомиться с А. И. Герценом, а позднее встречается с Н. Г. Чернышевским. Однако его возвращение на родину в 1858 отнюдь не было триумфальным, адекватным его "мессианским" надеждам. Он наталкивается на равнодушие и либеральных кругов, и официальной критики. Прожив в Петербурге всего 6 недель, Иванов скоропостижно скончался. Однако его посмертное влияние и авторитет с течением времени лишь мощно возрастали. Не создав школы в прямом смысле, он стал универсальным учителем мастерства для многих поколений российских художников самого различного толка - от позднего романтизма до авангарда.Литература:А. А. Иванов: Его жизнь и переписка. 1806-1858. СПб., 1880.Зуммер В. М. Эсхатология А. Иванова // Ученые зап. н.-и. каф. истории европейской культуры. Харьков, 1929. Вып. 3.Алпатов М. Ф. А. А. Иванов. Жизнь и творчество. М., 1956. Т. 1-2.Алленов М. М. А. А. Иванов. М., 1980.М. Н. Соколов

Ссылка на страницу: БОЛЬШОЙ ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ
Теги: БОЛЬШОЙ ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ
Просмотров: 219 | | Рейтинг: 0.0/0 Символов: 45712

ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам

Всего комментариев: 0
avatar


close