Главная » БОЛЬШОЙ ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ
16:05
БОЛЬШОЙ ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ
Статья 224.9. Органы пограничной службы Российской Федерации(введена Федеральным законом от 02.02.95 №12-ФЗ, в ред. Федерального закона от 27.05.96 №56-ФЗ)Органы пограничной службы Российской Федерации рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 56.2, 56.3, 84.5 и 84.6, 165.8 (в части наложения штрафа), 183, 183.1 (в части наложения штрафа и административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства), 183.2 (в части наложения штрафа) и 183.3 настоящего Кодекса. (в ред. Федерального закона от 27.05.96 №56-ФЗ)Рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания от имени органов пограничной службы Российской Федерации вправе: (в ред. Федерального закона от 27.05.96 №56-ФЗ)директор Федеральной пограничной службы Российской Федерации, командующий морскими силами Пограничных войск Российской Федерации и их заместители, командующие войсками пограничных округов, группами Пограничных войск Российской Федерации, командующие морскими силами пограничных округов, групп и их заместители - предупреждение, наложение штрафа на граждан в размере до десяти минимальных размеров оплаты труда, а на должностных лиц - до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; (в ред. Федерального закона от 27.05.96 №56-ФЗ)начальники пограничных отрядов, командиры воинских частей пограничного контроля, морских соединений и воинских частей - предупреждение, наложение штрафа на граждан в размере до пяти минимальных размеров оплаты труда, а на должностных лиц - до тридцати минимальных размеров оплаты труда;командиры пограничных кораблей (катеров), выполняющих задачи по охране Государственной границы Российской Федерации,- предупреждение и наложение штрафа на граждан в размере до трех минимальных размеров оплаты труда.Рассматривать дела об административных правонарушениях на континентальном шельфе Российской Федерации вправе:1) за нарушение действующих стандартов (норм, правил) или условий лицензии, регламентирующих разрешенную деятельность на континентальном шельфе Российской Федерации, нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований, предусмотренных разрешением или международными договорами Российской Федерации, самовольное изменение программы морских научных исследований на континентальном шельфе Российской Федерации, незаконную передачу минеральных или живых ресурсов континентального шельфа Российской Федерации физическим или юридическим лицам иностранных государств, а равно иностранным государствам - директор Федеральной пограничной службы Российской Федерации, командующий морскими силами Пограничных войск Российской Федерации и их заместители, командующие войсками пограничных округов, группами Пограничных войск Российской Федерации, командующие морскими силами пограничных округов (групп) и их заместители - штраф в размере до двух тысяч минимальных размеров оплаты труда; начальники пограничных отрядов, командиры воинских частей пограничного контроля, морских соединений и воинских частей - штраф в размере до пятисот минимальных размеров оплаты труда; командиры пограничных кораблей (катеров) - штраф в размере до двухсот минимальных размеров оплаты труда;2) за невыполнение законных требований должностных лиц органов охраны континентального шельфа Российской Федерации об остановке судна или воспрепятствование осуществлению этими должностными лицами возложенных на них полномочий, в том числе на осмотр судна,- директор Федеральной пограничной службы Российской Федерации, командующий морскими силами Пограничных войск Российской Федерации и их заместители, командующие войсками пограничных округов, группами Пограничных войск Российской Федерации, командующие морскими силами пограничных округов (групп) и их заместители - штраф в размере до трех тысяч минимальных размеров оплаты труда; начальники пограничных отрядов, командиры воинских частей пограничного контроля, морских соединений и воинских частей - штраф в размере до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда; командиры пограничных кораблей (катеров) - штраф в размере до пятисот минимальных размеров оплаты труда. (часть 3 введена Федеральным законом от 27.05.96 №56-ФЗ)Статья 224.10. Органы Единой системы управления воздушным движением Российской Федерации(введена Федеральным законом от 02.02.95 №12-ФЗ)Органы Единой системы управления воздушным движением Российской Федерации рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 183 настоящего Кодекса в части, касающейся нарушения воздушного пространства Российской Федерации.Рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания от имени органов Единой системы управления воздушным движением Российской Федерации вправе:начальник главного центра Единой системы управления воздушным движением Российской Федерации и его заместители - наложение штрафа на граждан в размере до десяти минимальных размеров оплаты труда, а на должностных лиц - до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда;начальники зональных центров Единой системы управления воздушным движением Российской Федерации - наложение штрафа на граждан в размере до пяти минимальных размеров оплаты труда, а на должностных лиц - до тридцати минимальных размеров оплаты труда.Статья 224.11. Органы, рассматривающие дела о нарушениях требований государственных стандартов, правил сертификации, требований нормативных документов по обеспечению единства измерений(введена Федеральным законом от 19.06.95 №89-ФЗ)Органы Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 170 настоящего Кодекса.Рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания от имени органов Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации вправе:главный государственный инспектор Российской Федерации по надзору за государственными стандартами и обеспечению единства измерений;главные государственные инспектора республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов по надзору за государственными стандартами и обеспечению единства измерений.Раздел IVПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХГлава 17 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯСтатья 225. Задачи производства по делам об административных правонарушенияхЗадачами производства по делам об административных правонарушениях являются: своевременное, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в точном соответствии с законодательством, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений, предупреждение правонарушений, воспитание граждан в духе соблюдения законов, укрепление социалистической законности.Статья 226. Порядок производства по делам об административных правонарушенияхПорядок производства по делам об административных правонарушениях в органах (должностными лицами), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, определяется Основами законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях, законодательными актами СССР, постановлениями Совета Министров СССР, настоящим Кодексом, иными законодательными актами РСФСР и постановлениями Совета Министров РСФСР.Порядок производства по делам об административных правонарушениях в народных судах определяется законодательными актами Союза ССР, настоящим Кодексом и другими законодательными актами РСФСР.Статья 227. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушенииПроизводство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению при наличии следующих обстоятельств:1) отсутствие события и состава административного правонарушения;2) недостижение лицом на момент совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста;3) невменяемость лица, совершившего противоправное действие либо бездействие;4) действие лица в состоянии крайней необходимости или необходимости обороны;5) издание акта амнистии, если он устраняет применение административного взыскания;6) отмена акта, устанавливающего административную ответственность;7) истечение к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении сроков, предусмотренных статьей 38 настоящего Кодекса;8) наличие по тому же факту в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, постановления компетентного органа (должностного лица) о наложении административного взыскания либо неотмененного решения товарищеского суда, если материалы были переданы в товарищеский суд органом (должностным лицом), имеющим право налагать административное взыскание по данному делу, либо неотмененного постановления о прекращении дела об административном правонарушении, а также наличие по данному факту уголовного дела;9) смерть лица, в отношении которого было начато производство по делу.Статья 228. Рассмотрение дела об административном правонарушении на началах равенства гражданРассмотрение дела об административном правонарушении осуществляется на началах равенства перед законом и органом, рассматривающим дело, всех граждан независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.Статья 229. Открытое рассмотрение дела об административном правонарушенииДело об административном правонарушении рассматривается открыто.В целях повышения воспитательной и предупредительной роли производства по делам об административных правонарушениях такие дела могут рассматриваться непосредственно в трудовых коллективах, по месту учебы или жительства нарушителя.Статья 230. Прокурорский надзор за исполнением законов при производстве по делам об административных правонарушенияхВ соответствии с Законом СССР о прокуратуре СССР прокурор, осуществляя надзор за исполнением законов при производстве по делам об административных правонарушениях, вправе: возбуждать производство об административном правонарушении; знакомиться с материалами дела; проверять законность действий органов (должностных лиц) при производстве по делу; участвовать в рассмотрении дела; заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела; проверять правильность применения соответствующими органами (должностными лицами) мер воздействия за административные правонарушения; опротестовывать постановление и решение по жалобе по делу об административном правонарушении; приостанавливать исполнение постановления, а также совершать другие, предусмотренные законом действия.Статья 231. ДоказательстваДоказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основе которых в определенном законом порядке органы (должностные лица) устанавливают наличие или отсутствие административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.Эти данные устанавливаются следующими средствами: протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, привлекаемого к административной ответственности, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением эксперта, показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами, протоколом об изъятии вещей и документов, а также иными документами. (в ред. Закона РФ от 24.12.92 - Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 1993, №3, ст. 97)Статья 232. Оценка доказательствОрган (должностное лицо) оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь законом и социалистическим правосознанием.Статья 233. Передача материалов прокурору, органу предварительного следствия или дознанияЕсли при рассмотрении дела орган (должностное лицо) придет к выводу, что в нарушении содержатся признаки преступления, он передает материалы прокурору, органу предварительного следствия или дознания.Глава 18 ПРОТОКОЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИСтатья 234. Протокол (постановление) об административном правонарушении (в ред. Федерального закона от 19.07.95 №113-ФЗ)О совершении административного правонарушения составляется протокол (постановление) уполномоченными на то должностным лицом либо представителем общественной организации или органа общественной самодеятельности. Протокол (постановление) не составляется в случаях, предусмотренных статьей 237 настоящего Кодекса. (в ред. Федерального закона от 19.07.95 №113-ФЗ)Статья 235. Содержание протокола (постановления) об административном правонарушении (в ред. Федерального закона от 19.07.95 №113-ФЗ)В протоколе (постановлении) об административном правонарушении указываются: дата и место его составления, должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол (постановление); сведения о личности нарушителя; место, время совершения и существо административного правонарушения; нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение; фамилии, адреса свидетелей и потерпевших, если они имеются; объяснение нарушителя; иные сведения, необходимые для разрешения дела. (в ред. Федерального закона от 19.07.95 №113-ФЗ)Протокол (постановление) подписывается лицом, его составившим и лицом, совершившим административное правонарушение; при наличии свидетелей и потерпевших протокол может быть подписан также и этими лицами. (в ред. Федерального закона от 19.07.95 №113-ФЗ)В случае отказа лица, совершившего правонарушение, от подписания протокола (постановления) в нем делается запись об этом. Лицо, совершившее правонарушение, вправе представить прилагаемые к протоколу (постановлению) объяснения и замечания по содержанию протокола (постановления), а также изложить мотивы своего отказа от его подписания. (в ред. Федерального закона от 19.07.95 №113-ФЗ)При составлении протокола (постановления) нарушителю разъясняются его права и обязанности, предусмотренные статьей 247 настоящего Кодекса, о чем делается отметка в протоколе (постановлении). (в ред. Федерального закона от 19.07.95 №113-ФЗ)Статья 236. Направление протокола (постановления)(в ред. Федерального закона от 19.07.95 №113-ФЗ)Протокол (постановление) направляется органу (должностному лицу), уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении. (в ред. Федерального закона от 19.07.95 №113-ФЗ)Статья 237. Случаи, когда протокол об административном правонарушении не составляетсяПри совершении административных правонарушений, предусмотренных статьей 76 (если размер штрафа не превышает десяти рублей), статьей 101 (в случаях совершения правонарушений, перечисленных в части третьей статьи 218), частью пятой статьи 103, частью второй статьи 104, частью первой статьи 111.2 и частью третьей статьи 111.3 (если размер штрафа не превышает пяти рублей), статьей 112.2, частью второй статьи 114, частями первой и четвертой статьи 115, частями первой и второй статьи 122, частью третьей статьи 126, статьями 127 и 128 настоящего Кодекса, протокол не составляется, если лицо не оспаривает допущенное нарушение и налагаемое на него административное взыскание. Протокол не составляется и в иных случаях, когда в соответствии с законодательством штраф налагается и взимается, а предупреждение оформляется на месте совершения правонарушения.Протокол не составляется также в случаях, если производство по делу об административном правонарушении возбуждено постановлением прокурора. (часть 2 введена Федеральным законом от 19.07.95 №113-ФЗ)Если нарушитель оспаривает налагаемое на него взыскание за совершение правонарушений, предусмотренных частью первой настоящей статьи, то составляется протокол в соответствии со статьей 234 настоящего Кодекса. (в ред. Указов Президиума ВС РСФСР от 01.10.85, от 15.03.88 и от 05.04.89, Закона РСФСР от 13.12.91 и Закона РФ от 24.12.92 - Ведомости ВС РСФСР, 1985, №40, ст. 1398; 1988, №12, ст. 341; 1989, №15, ст. 369; Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР, 1992, №3, ст. 86; Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 1993, №3, ст. 97)Статья 238. Доставление нарушителяВ целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности составить его на месте, если составление протокола является обязательным, нарушитель может быть доставлен в милицию или штаб добровольной народной дружины работником милиции, военнослужащим внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации или народным дружинником. (в ред. Федерального закона от 29.01.97 №24-ФЗ)При совершении нарушений правил пользования средствами транспорта, правил по охране порядка и безопасности движения, правил, направленных на обеспечение сохранности грузов на транспорте, правил пожарной безопасности, санитарно - гигиенических и санитарно - противоэпидемических правил на транспорте, нарушитель может быть доставлен уполномоченным на то лицом в милицию, если у него нет документов, удостоверяющих личность, и нет свидетелей, которые могут сообщить необходимые данные о нем, а также если у него отсутствуют необходимые документы на транспортное средство.При совершении лесонарушений или нарушений правил охоты, правил рыболовства и охраны рыбных запасов и других нарушений законодательства об охране и использовании животного мира в целях составления протокола, если личность нарушителя не может быть установлена на месте нарушения, работники государственной и ведомственной лесной охраны, а в колхозных лесах - работники лесной охраны колхозов или межколхозных лесхозов (лесничеств), уполномоченные на то должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор за соблюдением правил охоты, органов рыбоохраны, должностные лица других органов, осуществляющих государственный и ведомственный контроль за охраной и использованием животного мира, должностные лица заповедников и других особо охраняемых территорий, а также работники милиции могут производить доставление лиц, совершивших эти правонарушения, в милицию или в помещение исполнительного комитета поселкового, сельского Совета народных депутатов. Доставление нарушителя может производиться также народными дружинниками, общественными инспекторами охраны природы, общественными охотничьими инспекторами, общественными инспекторами органов рыбоохраны и общественными лесными инспекторами.При совершении правонарушения, связанного с посягательством на охраняемые объекты, государственное имущество, имущество, находящееся в муниципальной или частной собственности, нарушитель может быть доставлен работниками военизированной охраны в служебное помещение военизированной охраны или милицию, а военнослужащими внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации в служебное помещение внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации до передачи нарушителя органам милиции для пресечения правонарушения, установления личности нарушителя и составления протокола о правонарушении. (в ред. Федерального закона от 29.01.97 №24-ФЗ)При совершении нарушений режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, злостного неповиновения законному распоряжению или требованию военнослужащего органов пограничной службы Российской Федерации, военнослужащего иных войск (сил), сотрудника органа внутренних дел нарушитель может быть доставлен в подразделение, воинскую часть, орган управления органов пограничной службы Российской Федерации, в милицию, орган местного самоуправления или штаб добровольной народной дружины военнослужащим, сотрудником органа внутренних дел или другим гражданином, исполняющим обязанности по охране Государственной границы Российской Федерации для пресечения правонарушения, установления личности нарушителя и составления протокола о правонарушении. (часть 5 введена Федеральным законом от 02.02.95 №12-ФЗ, в ред. Федерального закона от 27.05.96 №56-ФЗ)При совершении правонарушений на континентальном шельфе Российской Федерации правонарушитель, личность которого не может быть установлена на месте, а также используемые для осуществления незаконной деятельности на континентальном шельфе Российской Федерации суда и орудия совершения правонарушения, принадлежность которых не может быть установлена при осмотре, подлежат доставке в порт Российской Федерации (иностранные суда - в один из портов Российской Федерации, открытых для захода иностранных судов) для пресечения правонарушения, а также для установления личности правонарушителя и принадлежности задержанных судов и орудий совершения правонарушения и составления протокола о правонарушении. (часть 6 введена Федеральным законом от 27.05.96 №56-ФЗ)Доставление должно быть произведено в возможно короткий срок.Нахождение в штабе добровольной народной дружины доставленного лица не может длиться более одного часа. (в ред. Указа Президиума ВС РСФСР от 01.10.85, Закона РФ от 24.12.92 - Ведомости ВС РСФСР, 1985, №40, ст. 1398, Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 1993, №3, ст. 97)Глава 19 АДМИНИСТРАТИВНОЕ ЗАДЕРЖАНИЕ, ДОСМОТР ВЕЩЕЙ, ИЗЪЯТИЕ ВЕЩЕЙ И ДОКУМЕНТОВСтатья 239. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушенияхВ случаях, прямо предусмотренных законодательными актами Союза ССР и РСФСР, в целях пресечения административных правонарушений, когда исчерпаны другие меры воздействия, установления личности, составления протокола об административном правонарушении при невозможности составления его на месте, если составление протокола является обязательным, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел и исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях, допускаются административное задержание лица, личный досмотр, досмотр вещей, транспортных средств и изъятие вещей и документов.Порядок административного задержания, личного досмотра, досмотра вещей, транспортных средств и изъятия вещей и документов в целях, предусмотренных настоящей статьей, определяется законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. (в ред. Закона РФ от 24.12.92 - Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 1993, №3, ст. 97)Статья 240. Административное задержаниеОб административном задержании составляется протокол, в котором указываются: дата и место его составления, должность, фамилия, имя и отчество лица, составившего протокол; сведения о личности задержанного; время и мотивы задержания. Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным. В случае отказа задержанного от подписания протокола в нем делается запись об этом.По просьбе лица, задержанного за совершение административного правонарушения, о месте его нахождения уведомляются его родственники, администрация по месту работы или учебы. О задержании несовершеннолетнего уведомление его родителей или лиц, их заменяющих, обязательно.Статья 241. Органы (должностные лица), правомочные осуществлять административное задержаниеАдминистративное задержание лица, совершившего административное правонарушение, может производиться лишь органами (должностными лицами), уполномоченными на то законодательством Союза ССР и РСФСР, а именно:1) органы внутренних дел - при совершении мелкого хулиганства, нарушения порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, злостного неповиновения законному распоряжению или требованию работника милиции, народного дружинника, а также военнослужащего при исполнении им обязанностей по охране общественного порядка, проявления неуважения к суду, незаконных операций с иностранной валютой и платежными документами, незаконной продажи товаров или иных предметов, мелкой спекуляции, при распитии спиртных напитков в общественных местах или появлении в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, в случаях, когда имеются достаточные основания полагать, что лицо занимается проституцией, при нарушении правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов и других нарушений законодательства об охране и использовании животного мира, а также в иных случаях, прямо предусмотренных законодательными актами Союза ССР и РСФСР; (в ред. Федерального закона от 02.02.95 №12-ФЗ)------------------------------------------------------------------Законом РФ от 01.07.93 №5304-1 пункт 1 статьи 241 после слов "торговли с рук в неустановленных местах" дополнен словами ", незаконной торговли товарами, свободная реализация которых запрещена или ограничена, осуществления предпринимательской деятельности без регистрации или лицензирования, неповиновения работнику милиции, иному уполномоченному должностному лицу или представителю общественности".Федеральным законом от 19.07.95 №110-ФЗ пункт 1 статьи 241 после слов "незаконной торговли товарами, свободная реализация которых запрещена или ограничена," дополнен словами "торговли, сдачи в прокат и иного незаконного использования экземпляров произведений или фонограмм". 2) Органами пограничной службы Российской Федерации - при совершении нарушений режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, злостного неповиновения законному распоряжению или требованию военнослужащего органов пограничной службы Российской Федерации, военнослужащего иных войск (сил), сотрудника органа внутренних дел; (в ред. Федеральных законов от 02.02.95 №12-ФЗ, от 27.05.96 №56-ФЗ)3) старшим в месте расположения охраняемого объекта должностным лицом военизированной охраны - при совершении правонарушений, связанных с посягательством на охраняемые объекты, другое государственное или общественное имущество;4) должностными лицами военной автомобильной инспекции - при нарушении водителями или другими лицами, управляющими транспортными средствами Вооруженных Сил СССР, правил дорожного движения;5) должностными лицами органов государственного горного надзора, органов пограничной службы Российской Федерации, федерального органа по геологии и использованию недр, федерального органа по охране окружающей среды и природных ресурсов, федерального органа по рыболовству - при совершении правонарушений на континентальном шельфе Российской Федерации, связанных с нарушением действующих стандартов (норм, правил) или условий лицензии, регламентирующих разрешенную деятельность на континентальном шельфе Российской Федерации, нарушением правил проведения ресурсных или морских научных исследований, нарушением правил захоронения отходов и других материалов, невыполнением законных требований должностных лиц органов охраны континентального шельфа Российской Федерации об остановке судна или с воспрепятствованием осуществлению должностными лицами этих органов возложенных на них полномочий, в том числе на осмотр судна, незаконной передачей минеральных и живых ресурсов физическим или юридическим лицам иностранных государств, а равно иностранным государствам; (п. 5 введен Федеральным законом от 27.05.96 №56-ФЗ)6) внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации - при совершении мелкого хулиганства, злостного неповиновения законному распоряжению или требованию работника милиции, военнослужащего внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, при проявлении неуважения к суду, неповиновении работнику милиции, военнослужащему внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, иному уполномоченному должностному лицу или представителю общественности, при распитии спиртных напитков в общественных местах или появлении в общественных местах в нетрезвом виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, при совершении правонарушения, связанного с посягательством на охраняемые внутренними войсками важные государственные объекты, сооружения на коммуникациях, специальные грузы, склады, органы военного управления внутренними войсками, территории, на которых постоянно или временно размещаются соединения, воинские части и подразделения, военные образовательные учреждения высшего профессионального образования и учреждения внутренних войск, их объекты, технику и имущество. (п. 6 введен Федеральным законом от 29.01.97 №24-ФЗ) (в ред. Указов Президиума ВС РСФСР от 01.10.85, от 29.05.87, от 29.07.88, от 07.03.89 и от 11.12.89 - Ведомости ВС РСФСР, 1985, №40, ст. 1398; 1987, №23, ст. 800; 1988, №31, ст. 1005; 1989, №10, ст. 246; №50, ст. 1477)Статья 242. Сроки административного задержанияАдминистративное задержание лица, совершившего административное правонарушение, может длиться не более трех часов. В исключительных случаях, в связи с особой необходимостью законодательными актами Российской Федерации могут быть установлены иные сроки административного задержания. (в ред. Федерального закона от 27.05.96 №56-ФЗ)Лица, нарушившие режим Государственной границы Российской Федерации, пограничный режим или режим в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, могут быть задержаны на срок до трех часов для составления протокола, а в необходимых случаях для установления личности и выяснения обстоятельств правонарушения - до трех суток с сообщением об этом письменно прокурору в течение двадцати четырех часов с момента задержания или на срок до десяти суток с санкции прокурора, если правонарушители не имеют документов, удостоверяющих их личность. (в ред. Федеральных законов от 02.02.95 №12-ФЗ, от 27.05.96 №56-ФЗ)Лица, совершившие мелкое хулиганство, нарушение порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, незаконную торговлю товарами, свободная реализация которых запрещена или ограничена, торговлю с рук в неустановленных местах, неповиновение работнику милиции, иному уполномоченному должностному лицу или представителю общественности, торговлю с рук в неустановленных местах, незаконную продажу товаров или иных предметов или мелкую спекуляцию, могут быть задержаны до рассмотрения дела народным судьей или начальником (заместителем начальника) органа внутренних дел. (в ред. Закона РФ от 01.07.93 №5304-1)Срок административного задержания исчисляется с момента доставления нарушителя для составления протокола, а лица, находящегося в состоянии опьянения,- со времени его вытрезвления. (в ред. Указов Президиума ВС РСФСР от 29.07.88, от 07.03.89 и от 27.02.90 - Ведомости ВС РСФСР, 1988, №31, ст. 1005; 1989, №10, ст. 246, 1990, №10, ст. 287)Статья 243. Личный досмотр и досмотр вещей и товаров(в ред. Федерального закона от 30.07.96 №103-ФЗ)Личный досмотр может производиться уполномоченными на то должностными лицами органов внутренних дел, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, военизированной охраны, гражданской авиации, таможенных учреждений и органов пограничной службы Российской Федерации, а в случаях, прямо предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, также и других уполномоченных на то органов. (в ред. Федерального закона от 29.01.97 №24-ФЗ)Личный досмотр может производиться уполномоченным на то лицом одного пола с досматриваемым и в присутствии двух понятых того же пола.Досмотр вещей и товаров может производиться уполномоченными на то должностными лицами органов внутренних дел, военизированной охраны, гражданской авиации, таможенных учреждений, налоговых органов, органов пограничной службы Российской Федерации, органов лесоохраны, органов рыбоохраны, органов, осуществляющих государственный надзор за соблюдением правил охоты, органов государственного надзора за связью, органов Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, органов Федеральной службы России по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию, а в случаях, прямо предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, а также и других уполномоченных на то органов. (в ред. Федеральных законов от 27.05.96 №56-ФЗ, от 30.07.96 №103-ФЗ, от 06.08.96 №108-ФЗ)Досмотр вещей и товаров, ручной клади, багажа, орудий охоты и рыбной ловли, добытой продукции и других предметов осуществляется, как правило, в присутствии лица, в собственности или владении которого они находятся. В случаях, не терпящих отлагательства, указанные вещи, предметы могут быть подвергнуты досмотру с участием двух понятых в отсутствие собственника (владельца). (в ред. Федерального закона от 30.07.96 №103-ФЗ)О личном досмотре и досмотре вещей и товаров составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. (в ред. Федерального закона от 30.07.96 №103-ФЗ)Личный досмотр и досмотр вещей и товаров в таможенных учреждениях производится в порядке, установленном Таможенным кодексом СССР. (в ред. Указа Президиума ВС РСФСР от 01.10.85 - Ведомости ВС РСФСР, 1985, №40, ст. 1398; Федерального закона от 30.07.96 №103-ФЗ)Статья 244. Изъятие вещей и документовВещи и документы, являющиеся орудием или непосредственным объектом правонарушения, обнаруженные при задержании, личном досмотре или досмотре вещей, изымаются должностными лицами органов, предусмотренных в статьях 241 и 243 настоящего Кодекса. Изъятые вещи и документы хранятся впредь до рассмотрения дела об административном правонарушении в местах, определяемых органами (должностными лицами), которым предоставлено право производить изъятие вещей и документов, а после рассмотрения дела, в зависимости от результатов его рассмотрения, они в установленном порядке конфискуются, или возвращаются владельцу, либо уничтожаются, а при возмездном изъятии вещей реализуются. Изъятые орден, медаль, нагрудный знак к почетному званию СССР или РСФСР подлежат возврату их законному владельцу, а если он не известен, направляются соответственно в Президиум Верховного Совета СССР либо в Президиум Верховного Совета РСФСР. Самогон и другие крепкие спиртные напитки домашней выработки, аппараты для их выработки после рассмотрения дела уничтожаются.Суда и орудия совершения правонарушения на континентальном шельфе Российской Федерации изымаются должностными лицами органов, указанных в пункте 5 статьи 241 настоящего Кодекса. Изъятые суда и орудия совершения правонарушения конфискуются или возвращаются владельцу в установленном порядке. (часть 2 введена Федеральным законом от 27.05.96 №56-ФЗ)При задержании предметов контрабанды для обеспечения взыскания штрафа допускается изъятие вещей (ценностей) у лица, совершившего контрабанду, если последнее не имеет постоянного места жительства в СССР.В случае изъятия вещей и документов об этом составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколах об административном правонарушении, о досмотре вещей или административном задержании.При совершении нарушения, за которое в соответствии с настоящим Кодексом может быть наложено административное взыскание в виде штрафа или лишения права управления транспортным средством, у водителя (судоводителя) изымается водительское удостоверение, о чем делается запись в протоколе о правонарушении, а также во временном разрешении на право управления транспортными средствами. После уплаты штрафа водительское удостоверение возвращается владельцу. Изъятие удостоверения производится в порядке, установленном соответственно Министерством внутренних дел Российской Федерации, Министерством речного флота РСФСР, Министерством жилищно - коммунального хозяйства РСФСР.При совершении нарушений, предусмотренных статьями 159, 172, частями первой и второй статьи 173, статьями 174 и 175 настоящего Кодекса, работники милиции вправе изъять огнестрельное оружие, а также боевые припасы до рассмотрения дела, о чем делается запись в протоколе с указанием марки или модели, калибра, серии и номера изымаемого оружия, количества и вида боевых припасов. К лицу, совершившему правонарушение при исполнении служебных обязанностей, изъятие, личный досмотр и досмотр вещей применяются лишь в случаях, не терпящих отлагательства. (в ред. Указов Президиума ВС РСФСР от 01.10.85, от 05.06.87, от 05.04.89 и Закона РФ от 24.12.92 - Ведомости ВС РСФСР, 1985, №40, ст. 1398; 1987, №24, ст. 839; 1989, №15, ст. 369, Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 1993, №3, ст. 97)Статья 245. Отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние опьянения, задержание транспортного средстваУправляющие транспортными средствами водители (судоводители) или иные лица, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, а равно лица, не имеющие права управления транспортными средствами, или лишенные этого права, или не имеющие при себе документов, предусмотренных правилами дорожного движения, или совершившие нарушения, предусмотренные частями третьей и четвертой статьи 114 настоящего Кодекса, подлежат отстранению от управления транспортным средством, а транспортное средство - задержанию до устранения причины задержания.Управляющие транспортными средствами водители (судоводители) или иные лица, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, подлежат освидетельствованию в установленном порядке на состояние опьянения.Направление указанных лиц на освидетельствование на состояние опьянения и проведение их освидетельствования производятся в порядке, устанавливаемом Министерством внутренних дел Российской Федерации, Министерством здравоохранения Российской Федерации и Министерством юстиции Российской Федерации.Задержание транспортного средства производится должностным лицом органов внутренних дел, а также должностным лицом военной автомобильной инспекции при совершении водителем или другим лицом, управляющим транспортным средством Вооруженных Сил Российской Федерации, административных правонарушений, предусмотренных частями второй и третьей статьи 114 настоящего Кодекса.Задержание транспортного средства оформляется отдельным протоколом или в протоколе об административном правонарушении производится соответствующая запись.Должностное лицо, задержавшее транспортное средство, несет ответственность за вред, причиненный его владельцу, только в случае неправомерного задержания транспортного средства.Порядок задержания транспортных средств устанавливается Министерством внутренних дел Российской Федерации, а порядок их хранения и оплаты хранения - местными органами исполнительной власти.Примечание. Под задержанием следует понимать запрещение эксплуатации транспортного средства с помещением его на специально отведенное охраняемое место. (в ред. Закона РФ от 24.12.92 - Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 1993, №3, ст. 97)Статья 246. Обжалование административного задержания, досмотра и изъятия вещей и документовАдминистративное задержание, личный досмотр, досмотр вещей и изъятие вещей и документов могут быть обжалованы заинтересованным лицом в вышестоящий орган (должностному лицу) или прокурору.Глава 20 ЛИЦА, УЧАСТВУЮЩИЕ В ПРОИЗВОДСТВЕ ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИСтатья 247. Права и обязанности лица, привлекаемого к административной ответственностиЛицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства; при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката; выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство; обжаловать постановление по делу. Дело об административном правонарушении рассматривается в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности. В отсутствие этого лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, когда имеются данные о своевременном его извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела.При рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 40.1 - 40.13, 46.1, 49, частью четвертой статьи 56.1, частью третьей статьи 56.2, частью второй статьи 56.3, частью второй статьи 57.1, частью второй статьи 84.5, частью второй статьи 84.6, 137, 150, 150.2, 151, 158, частью третьей статьи 162, статьями 165 - 165.3, 165.5, 165.8, 166.1, 167, 171.1 - 171.3, 183 - 183.3 настоящего Кодекса, присутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, обязательно. В случае его уклонения без уважительных причин от явки по вызову органа внутренних дел, органов пограничной службы Российской Федерации или народного судьи это лицо может быть органом внутренних дел (милицией) подвергнуто приводу. (в ред. Федеральных законов от 28.04.95 №66-ФЗ, от 27.05.96 №56-ФЗ)Законодательством Союза ССР и РСФСР могут быть предусмотрены и иные случаи, когда явка лица, привлекаемого к административной ответственности, в орган (к должностному лицу), разрешающий дело, обязательна. (в ред. Указов Президиума ВС РСФСР от 01.10.85, от 29.07.88, от 07.03.89, от 11.12.89, от 02.01.90 и от 27.02.90, Закона РСФСР от 21.03.91, Закона РФ от 18.03.92 - Ведомости ВС РСФСР, 1985, №40, ст. 1398; 1988, №31, ст. 1005; 1989, №10, ст. 246; №50, ст. 1477; 1990, №1, ст. 3; №10, ст. 287; Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР, 1991, №15, ст. 494; Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 1992, №17, ст. 894)Статья 248. ПотерпевшийПотерпевшим является лицо, которому административным правонарушением причинен моральный, физический или имущественный вред.Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела, заявлять ходатайства, приносить жалобу на постановление по делу об административном правонарушении.Потерпевший может быть допрошен в качестве свидетеля в соответствии со статьей 251 настоящего Кодекса.Статья 249. Законные представителиИнтересы лица, привлекаемого к административной ответственности, и потерпевшего, являющихся несовершеннолетними или лицами, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свои права по делам об административных правонарушениях, вправе представлять их законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители).Статья 250. АдвокатДля оказания юридической помощи лицу, привлекаемому к административной ответственности, в рассмотрении дела об административном правонарушении может участвовать адвокат.Адвокат, участвующий в рассмотрении дела об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела; заявлять ходатайства; по поручению лица, пригласившего его, приносить от его имени жалобы на постановление по делу.Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выдаваемым юридической консультацией.Статья 251. СвидетельВ качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано любое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по данному делу.По вызову органа (должностного лица), в производстве которого находится дело, свидетель обязан явиться в указанное время, дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу и ответить на поставленные вопросы.Статья 252. ЭкспертЭксперт назначается органом (должностным лицом), в производстве которого находится дело об административном правонарушении, в случае, когда возникает необходимость в специальных познаниях.Эксперт обязан явиться по вызову и дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам. Эксперт вправе:1) знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы;2) заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения;3) с разрешения органа (должностного лица), в производстве которого находится дело об административном правонарушении, задавать лицу, привлекаемому к ответственности, потерпевшему, свидетелям вопросы, относящиеся к предмету экспертизы;4) присутствовать при рассмотрении дела.Статья 253. ПереводчикПереводчик назначается органом (должностным лицом), в производстве которого находится дело об административном правонарушении.Переводчик обязан явиться по вызову органа (должностного лица) и выполнить полно и точно порученный ему перевод.Статья 254. Суммы, подлежащие выплате потерпевшим, свидетелям, экспертам и переводчикамПотерпевшим, свидетелям, экспертам и переводчикам возмещаются в установленном порядке расходы, понесенные ими в связи с явкой в орган (к должностному лицу), в производстве которого находится дело об административном правонарушении.За лицами, вызываемыми в качестве потерпевших, свидетелей, экспертов и переводчиков, сохраняется, в установленном порядке, заработок по месту их работы за время их отсутствия в связи с явкой в орган (к должностному лицу), в производстве которого находится дело об административном правонарушении.Глава 21 РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХСтатья 255. Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушенииОрган (должностное лицо) при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешает следующие вопросы:1) относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела;2) правильно ли составлены протокол и другие материалы дела об административном правонарушении;3) извещены ли лица, участвующие в рассмотрении дела, о времени и месте его рассмотрения; 4) истребованы ли необходимые дополнительные материалы;5) о ходатайствах лица, привлекаемого к административной ответственности, потерпевшего, законных представителей, адвоката.Статья 256. Место рассмотрения дела об административном правонарушенииДело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 111.1 - 111.4, 114 - 121, 123, 124 настоящего Кодекса, могут рассматриваться также по месту учета транспортных средств.Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 160 и частями первой, второй и третьей статьи 162 настоящего Кодекса, рассматриваются по месту их совершения или по месту жительства нарушителя.Административными комиссиями и комиссиями по делам несовершеннолетних дела об административных правонарушениях рассматриваются по месту жительства нарушителя.Законодательством Союза ССР и РСФСР может быть предусмотрено и иное место рассмотрения дела об административном правонарушении. (в ред. Указов Президиума ВС РСФСР от 01.10.85 и от 15.03.88 - Ведомости ВС РСФСР, 1985, №40, ст. 1398; 1988, №12, ст. 341)
Теги: БОЛЬШОЙ ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ
Просмотров: 6 | Добавил: creditor | Теги: большой толковый словарь | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close