Главная » БОЛЬШОЙ ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ
18:42
БОЛЬШОЙ ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ
РЕПИН Илья Ефимович [24 июля (5 августа) 1844
Чугуев, ныне Харьковская область Украины - 29 сентября 1930, Куоккала, ныне Репино в Ленинградской области], российский художник. Соединил крепкую традицию реализма 19 в. с новациями рубежа веков, завоевав славу своими полотнами, будоражившими общественное сознание.Родился в семье военного поселенца, первые художественные навыки получил в местной школе военных топографов. Переехав в Петербург, с 1863 учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств (в т. ч. у И. Н. Крамского) и (в 1864-71) в Академии художеств. Как пенсионер Академии провел 1873-76 годы в Италии и Франции. В 1877 возвратился в Чугуев, затем жил в Москве и (с 1882) в Петербурге, а с 1900 - в Куоккале, в своем имении "Пенаты". Совершал неоднократные поездки по России и в зарубежные страны Европы. Был членом Товарищества передвижных художественных выставок."Бурлаки на Волге"Уже религиозные картины, исполненные по академическим программам ("Иов и его друзья", 1869; "Воскрешение дочери Иаира", 1871; обе - Русский музей) являют удивительный дар художественно-психологической концентрации, умение подчинить все компоненты образа - уроки старых мастеров, рисунок, цвет, композицию - общей драматической задаче. "Бурлаки на Волге" (1870-73, там же) тоже пишутся как академический заказ. Но Репин создает на базе многочисленных натурных этюдов - в основном написанных во время путешествия по Волге с художником Ф. А. Васильевым в 1870 году - картину, которая, сразу сделав молодого мастера знаменитостью, производит сенсацию. Зрителей впечатляет и яркая выразительность натуры - народных типов - и ощущение грозной силы социального протеста, назревающей в этих нищих изгоях. Весь красочный и композиционный строй картины выражает уже не только величие Волги и ее тружеников, но саму политическую атмосферу общества, его чаяния и тревоги.Кисть Репина с беспрецедентной энергией воплощает Человека в истории, реально показывая, как эта история делается, слагаясь из человеческих чувств и мыслей. "Я человек 60-х годов, ... для меня еще не умерли идеалы Гоголя, Белинского, Тургенева, Толстого и др. идеалистов", - свидетельствует сам мастер (в письме Н. И. Мурашко, 1880); и добавляет: "окружающая жизнь меня слишком волнует, не дает покоя, сама просится на холст; действительность слишком возмутительна, чтобы со спокойной совестью вышивать узоры". Однако он остается и блестящим мастером формы, этих самых "узоров", чутко воспринимая веяния и импрессионизма, и символизма. Всю жизнь он задорно вмешивается в эстетические споры, принимая то сторону В. В. Стасова, то "Мира искусства", но в итоге оставаясь самим собой, всегда беспартийным и в то же время всегда политически пристрастным творцом.Главная картина парижского периода ("Садко в подводном царстве", 1876, там же) стала шагом назад, явившись переусложненной аллегорией позднеромантического салонного плана. Но художник стремится закрепить успех "Бурлаков" в драматических или стихийно-праздничных сценах народной жизни - таких, как "Проводы новобранца" (1879, там же) и "Вечорницi" (1881, Третьяковская галерея). Итогом этих поисков стал новый шедевр - "Крестный ход в Курской губернии" (1880-83, там же). "Вся Русь" как бы сведена тут воедино в многолюдной церковной процессии; при этом удивительная характерность типов, натурная правда пейзажа не утверждают, а развенчивают привычные историко-бытовые стереотипы: вместо благостной "соборности" мы видим массовую инерцию толпы, которая, двигаясь по иссохшему, выжженному солнцем оврагу, среди мертвых вырубок, в буквальном смысле прет в "никуда", в некий незримый, но явственно ощутимый тупик.Тема революцииРастущий социальный разлад, волна антимонархического террора, жертвой которого стал император Александр II, заставляют художника все чаще задумываться над темой революции. В картинах "Отказ от исповеди" (1879-85), "Не ждали" (1884), "Арест пропагандиста", 1880-92; все - Третьяковская галерея) тема эта воплощена с невиданной масштабностью и смелостью. В центре образов - борец с самодержавием, героически непреклонный, но в то же время трагически отчужденный от окружающей его человеческой среды. Этот круг одинокого фанатизма экспрессивно очерчен светотеневыми контрастами и (в особенности в "Не ждали") - психологической пластикой персонажей и "говорящих" деталей. Лучше, чем кто-либо из его художников-современников показав взрывоопасную изнанку империи, Репин красочно живописует и ее парадный фасад ("Прием волостных старшин Александром III", 1885, там же; несколько портретов Николая II, 1890-е гг).Исторические мотивыОсовременивая мотивы отечественной истории, мастер превращает картины в мощные сгустки чувств и эмоций - гнева и ненависти старого к новому ("Царевна Софья через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре", 1879, там же), насилия и страха ("Иван Грозный и сын его Иван", 1885, там же ), сокрушительного, победного веселья ("Запорожцы пишут письмо турецкому султану", 1878-91, Русский музей). Сцена убийства Иваном Грозным своего сына - настоящая "картина-триллер", говоря современным языком, - производит шоковое воздействие на публику, ассоциируясь с революционным и контрреволюционным насилием 1880-х гг.ПортретыЧрезвычайно важную часть репинского наследия составляют его портреты. Он создает замечательные, острохарактерные типажные композиции ("Мужичок из робких", 1877, Нижегородский художественный музей; "Мужик с дурным глазом" и "Протодиакон", - оба 1877, Третьяковская галерея), образы выдающихся деятелей культуры ("Н. И. Пирогов", "М. П. Мусоргский", 1881; "П. А. Стрепетова", 1882; все - там же; портреты Л. Н. Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной поляне в 1891 и позже), грациозные светские однофигурные ("Баронесса В. И. Икскуль фон Гильдебрандт", 1889, там же) и эффектные многофигурные портреты ("Славянские композиторы", 1871-72, Московская консерватория; "Торжественное заседание Государственного Совета", 1901-03, совместно с Б. М. Кустодиевым и И. С. Куликовым, Русский музей). Живая, трепетная убедительность образа, порой доходящая до натурализма (как в портрете Мусоргского, где великий композитор представлен тяжело больным), достигает особой задушевности в камерных портретах мастера ("Графиня Луиза Мерси дАржанто", 1890, Третьяковская галерея) и портретах родных ["Осенний букет" (дочь художника Вера), 1892, там же; ряд портретов жены Репина Н. И. Нордман-Северовой].Особенности стиля Репина. ГрафикаРеализм передвижнического толка, а затем импрессионизм (достигающий особой, бравурной свободы мазка в "Государственном Совете") и модерн, - эта последовательная смена стилистических ориентиров в живописных портретах еще более четко прослеживается в графике мастера, - от иллюстраций к "Запискам сумасшедшего" Н. В. Гоголя (1870, там же) до больших графических портретов рубежа веков (Э. Дузе, 1891; княгини М. К. Тенишевой, 1898; В. А. Серова, 1901; И. С. Остроухова, 1913; все - там же). Виртуоз разных техник (наиболее известные его графические работы исполнены графитным карандашом или углем), Репин проявил себя и как высокоодаренный педагог. Был профессором - руководителем мастерской (1894-1907) и ректором (1898-1899) Академии художеств, одновременно преподавал в школе-мастерской Тенишевой; среди его учеников -Б. М. Кустодиев и И. Э. Грабарь. Давал также частные уроки В. А. Серову.ИтогиСтранная картина "Какой простор!" (1903, Русский музей) - с молодой парой, ликующей на обледеневшем берегу Финского залива, - удивляет своим загадочным аллегоризмом. В 1917 Репин пишет новый вариант "Бурлаков" под названием "Быдло империализма" (Азербайджанский музей искусств имени Р. Мустафаева, Баку), тем самым как бы приветствуя революцию. Однако, отъединенный от Советской России (когда Финляндия обрела независимость) в своих "Пенатах", он затем неоднократно выражал неприятие нового режима и в большом, и в малом, решительно осуждая как красный террор, так и новую орфографию. В 1922-25 он пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин, "Голгофу" (Музей искусств, Принстон, США), проникнутую беспросветным трагизмом. Несмотря на приглашения на самом высоком официальном уровне (письмо К. Е. Ворошилова, 1926) Репин в итоге так и не возвращается на родину, хотя дарит в советские музеи свои картины, поддерживает связи с учениками и друзьями (такими, как И. И. Бродский и К. И. Чуковский). Чуковский после смерти художника выпускает в 1937 сборник его мемуаров и статей об искусстве ("Далекое близкое"), неоднократно затем переиздававшийся.Литература:Грабарь И. Э. И. Е. Репин. М., 1963-64. Т.1-2.Лясковская О. А. И. Е. Репин. М., 1982.Чуковский К. И. И. Репин. М., 1983.И. Репин. Живопись. Графика: Альбом. Л., 1985.И. Е. Репин. 1844-1930: К 150-летию со дня рождения: Каталог выставки. М., 1994.Ельшевская Г. В. Илья Репин. М., 1996.М. Н. Соколов

РЕПИН Николай Петрович (1796-1831)
декабрист, штабс-капитан. Член Северного общества декабристов. Осужден на 8 лет каторги. С 1827 в Нерчинских рудниках, с 1831 на поселении в Иркутской губ. Художник-акварелист.

РЕПИНО (до 1948 Куоккала)
поселок городского типа в Российской Федерации, Ленинградская обл., на побережье Финского зал., в 40 км к северо-западу от Санкт-Петербурга. Железнодорожная станция. 4,2 тыс. жителей (1993). Климатическая курортная местность. Музей-усадьба И. Е. Репина "Пенаты".

РЕПЛИКА (от лат. replico - возражаю)
1) краткое замечание, возражение, ответ.2) Возражение стороны на судебном процессе.3) В литературе, театре, кино - компактное высказывание персонажа, как правило, произносимое в ответ на слова другого.4) В изобразительном искусстве реплика - авторское повторение художественного произведения, незначительно отличающееся от оригинала.

РЕПЛИКАЦИЯ (от позднелат. replicatio - повторение) (ауторепродукция
аутосинтез, редупликация), удвоение молекул ДНК (у некоторых вирусов РНК) при участии специальных ферментов. Репликацией называется также удвоение хромосом, в основе которого лежит репликация ДНК. Репликация обеспечивает точное копирование генетической информации, заключенной в молекулах ДНК, и передачу ее от поколения к поколению.

РЕПНИН Аникита Иванович (1668-1726)
князь, российский генерал-фельдмаршал (1724), сподвижник Петра I. Участник Северной войны, командовал дивизией. В 1724-25 президент Военной коллегии.

РЕПНИН (Репнин-Оболенский) Борис Александрович (?-1670)
князь, боярин, воевода. Глава ряда приказов 1638-42 и 1648-52. Один из руководителей боярской думы с кон. 1648. Участник русско-польской войны 1654-67 и др. Возглавлял посольство в Речь Посполитую в 1653.

РЕПНИН Николай Васильевич (1734-1801)
князь, российский генерал-фельдмаршал (1796) и дипломат. В 1763-69 посол в Польше, заключил Варшавский договор 1768. Участник русско-турецких войн 1768-74 и 1787-91, исполняющий обязанности главнокомандующего армией (1791), одержал победу в Мачинском сражении, сыграл важную роль при заключении мирных договоров 1774 и 1791.

РЕПОЗИЦИЯ (от позднелат. repositio - складывание
вправление), хирургический прием искусственного восстановления правильного положения смещенных отломков костей при переломах.

РЕПОЛОВ
то же, что коноплянка.

РЕПОРТ (франц. report)
спекулятивная биржевая сделка на срок, заключаемая в расчете на повышение курса ценных бумаг с целью получения курсовой разницы.

РЕПОРТАЖ (франц. reportage
от англ. report - сообщать), жанр журналистики, оперативно сообщающий для печати, радио, телевидения о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является корреспондент.

РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ (от франц. representatif - показательный)
в статистике - соответствие характеристик, полученных в результате выборочного наблюдения, показателям, характеризующим всю генеральную совокупность. Расхождение между указанными показателями представляет собой ошибку репрезентативности, которая может быть случайной или систематической.

РЕПРЕССАЛИИ (ср.-век. лат. represaliae
от лат. reprehendo - удерживаю), в международном праве - принудительные меры, предпринимаемые государством в ответ на незаконные действия другого государства с целью заставить его прекратить эти действия и возместить ущерб. См. также Реторсии.

РЕПРЕССИЯ (от позднелат. repressio - подавление)
карательная мера, наказание, применяемые государственными органами.

РЕПРИВАТИЗАЦИЯ
см. Денационализация.

РЕПРИЗА (франц. reprise
от reprendre - возобновлять, повторять),1) повторение какого-либо раздела музыкального произведения (напр., в сонатной форме).2) В цирке и на эстраде - словесный или пантомимический комический номер (иногда шутка, анекдот).3) В цирке - движение лошади одним и тем же аллюром; серия чередующихся трюков.

РЕПРОГРАФИЯ (от репродукция и ...графия)
обобщенное название процессов копирования документов (напр., фотографирование, светокопирование, электрофотокопирование), не связанных (в отличие от полиграфии) с применением печатных форм.

РЕПРОДУКЦИЯ (от ре... и лат. produco - произвожу)
1) воспроизведение.2) Воспроизведение полиграфическими или другими средствами произведений изобразительного искусства (картина, рисунок, фотоснимок и т. п.).3) В психологии - воспроизведение удержанного в памяти.4) В биологии - воспроизведение организмами себе подобных; то же, что размножение.

РЕПС (англ. reps)
хлопчатобумажная или шелковая ткань, у которой лицевая сторона и изнанка покрыты рубчиками, образующимися из-за значительно меньшей толщины и большей плотности нитей в основе, чем в утке. Используют для пошива одежды и обуви, а также как декоративный материал.

РЕПТИЛИИ
то же, что пресмыкающиеся.

РЕПУЛЬСИОННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ
однофазный двигатель переменного тока с трансформаторной связью между обмотками статора и ротора. Частоту вращения можно регулировать в широких пределах. Применяют в регулируемых электроприводах небольшой мощности.

РЕПУТАЦИЯ (франц. reputation)
создавшееся общее мнение о качестве, достоинствах и недостатках кого-либо, чего-либо.

РЕПЧАТЫЙ ЛУК
травянистое растение рода лук, овощная культура. В пищу употребляют луковицы и зеленые листья.

РЕРБЕРГ Георгий Иванович (р. 1937)
российский кинооператор, народный артист Российской Федерации (1988). Дебютировал в фильме "Первый учитель" как оператор-постановщик. Среди других работ: "Дворянское гнездо" (1969), "Отец Сергий" (1978), "Зеркало" (1980), "Плюмбум, или Опасная игра" (1986) и др.

РЕРБЕРГ Иван Иванович (1869-1932)
российский архитектор, заслуженный деятель науки и техники России (1932). Киевский вокзал (1914-17) и Центральный телеграф (1925-27) в Москве.

РЕРИХ (урожденная Шапошникова) Елена Ивановна (1879-1955)
русский религиозный философ. Жена Н. К. Рериха, участвовала в его Трансгималайской и Центрально-Азиатской экспедициях. С 1924 в Индии, разработала "агни-йогу", или учение "живой этики", на основе индийской духовной традиции.

РЕРИХ Николай Константинович (1874-1947)
российский живописец, театральный художник, археолог, путешественник, писатель. Отец востоковеда Ю. Н. Рериха и художника С. Н. Рериха. Член "Мира искусства". С 20-х гг. жил в Индии. Эмоциональные, красочно-декоративные композиции, навеянные историей Др. Руси ("Гонец", 1897), индийской и тибетской природой и мифологией ("Помни", 1945). Рерих рассматривал историю и природу как процесс единой "космической эволюции". В 1924-28 совместно с Ю. Н. Рерихом и в 1934-35 совершил экспедиции в Индию, Китай, Монголию и другие страны Центр. и Вост. Азии (книги "Сердце Азии", 1929, "Врата в будущее", 1936). Инициатор движения в защиту памятников культуры (в 1954 заключен Международный пакт Рериха по охране культурных ценностей); основал Институт гималайских исследований в Нигаре - "Урусвати" (1929-42; совместно с Ю. Н. Рерихом). Сборник стихов "Цветы Мории", 1921; прозаические книги эссеистского и дневникового характера: "Пути Благословения", 1924, "Твердыня Пламенная", 1932, "Нерушимое", 1936, "Алтай-Гималаи", на русском языке - 1974, и др. В Москве создан Международный центр Рерихов (1992; преобразован из Советского фонда Рерихов).---РЕРИХ Николай Константинович [27 сентября (9 октября) 1874, Петербург - 13 декабря 1947, Наггар, долина Кулу, штат Пенджаб, Индия], российский художник, археолог, писатель и философ-мистик. Один из самых ярких и популярных мастеров русского символизма и модерна, человек-легенда.Родился в семье нотариуса. Учился в Академии художеств (1893-97) у А. И. Куинджи, а также в студии Ф. Кормона в Париже (1900-01). Был членом объединения "Мир искусства", занимая пост его председателя в 1910-18.На рубеже веков активно занимался археологическим изучением славянских и угро-финских древностей в Петербургской, Новгородской, Псковской, Тверской, Ярославской губерниях. В 1899-1904 написал большой цикл архитектурно-исторических живописных этюдов Пскова, Ростова Великого, Смоленска, Изборска и др. русских городов; в национальной романтике этих образов, своей красочной лепкой проникновенно воссоздающих фактуру древних пейзажей и построек, органично соединил археологию с искусством. Охрана памятников старины становится для него насущной философской проблемой, обеспечивающей верную историческую перспективу, "искания будущей жизни" (как он пишет в очерке "Иконы", 1910).Начало путиВ исторических картинах молодого мастера ["Гонец" ("Восста род на род"), 1897; "Заморские гости", 1901; "Город строят", 1902; "Бой", 1906; все - Третьяковская галерея] палитра со временем становится все ярче, эпизоды минувшего претворяются в подобия символических откровений о судьбах мировых культур, являющих свои общие архаические корни. Историческое развитие все чаще предстает как цепь вселенских катаклизмов ("Небесный бой", 1912, Русский музей, - где грозная игра тяжелых облаков словно дублирует битву на земле), средоточием образов нередко становятся легендарные фигуры героев и святых ("Пантелеймон-целитель", 1916, Третьяковская галерея; "Три радости", 1916, Русский музей). Свои феерические красочные видения художник плодотворно воплощает и в сценографии (оформление спектаклей: "Пер Гюнт" Г. Ибсена (1912, в Московском Художественном театре), "Тристан и Изольда" Р. Вагнера (1912, неосуществленная постановка), "Весна священная" И. Ф. Стравинского (1913, антреприза С. П. Дягилева в Париже), "Князь Игорь" А. П. Бородина (1914, антреприза Дягилева в Лондоне). В этот период Рерих также активно работает и в монументально-декоративном искусстве, став одним из самых ярких представителей "церковного модерна", обновляющего традиционную византийскую иконографию. Однако наиболее крупные его монументальные работы - росписи церкви св. Духа в Талашкине под Смоленском (1911-14, с композицией "Царица Небесная на берегу Реки Жизни", где мастер соединил христианскую и древнеязыческую природную символику), а также панно "Сеча при Керженце" и "Покорение Казани" для Казанского вокзала в Москве (1915-16) не сохранились.Литературное творчествоНа смену ранним археологическим научным публикациям и художественно-критическим обзорам Рериха приходит его зрелое литературное творчество, представленное в первом (и единственном) томе собрания сочинений (1914) и сборнике стихов "Цветы Мории" (1921). Он создает свои (по выражению М. Горького) "письмена" об исторических судьбах Востока и Запада, их глубинной взаимосвязи, обращаясь к самым различным жанрам - к сказке, легенде и притче, поэме и былине, философскому эссе, дидактической проповеди, наконец, к поэтическим комментариям о собственных картинах.Трансгималайская экспедицияПосле Октябрьской революции у Рериха устанавливается достаточно сложное и противоречивое отношение к новой власти. С одной стороны, он резко осуждает революционное насилие и вандализм, с другой стороны принимает все случившее с Россией как знамение исторических судеб, неизбежную мировую катастрофу - и стремится наладить сотрудничество с большевиками. С 1920 он живет за рубежом, главным образом в США. С 1923 начинает из Сиккима свою знаменитую Трансгималайскую экспедицию с целью исторического, этнографического и топографического исследования Внутренней Азии. Постоянно находясь на скрещении геополитических интересов различных государств, Рерих в процессе экспедиции закрепляет свой все более значительный международный авторитет - в роли своего рода мирового посредника. В 1925 он через Синцзян приезжает в Москву и передает советским руководителям "послание махатм", духовных учителей Востока, в котором приветствуются социалистические преобразования в России. В 1926-28 через Алтай, Монголию и Тибет возвращается в Сикким. Для обработки результатов экспедиции и дальнейших изысканий - как гуманитарных, так и естественнонаучных - Рерих в 1929 учреждает Институт гималайских исследований (или Институт Урусвати - от санскритского слова, означающего "утренняя заря") в долине Кулу (Западные Гималаи), сделав его постоянной своей резиденцией. Духовным итогом путешествий по Внутренней Азии стали книги "Алтай-Гималаи" (1927), "Сердце Азии" (1929) и "Шамбала" (1930).Классический художественный стиль РерихаНо гораздо более известны живописно-художественные итоги этих лет. В конце 1910-20-х гг. закрепляется классический стиль Рериха-художника. Обладая фантастическим трудолюбием, он (работая теперь почти исключительно темперой) пишет сразу несколько картин, которые слагаются в единые циклы, "подчиненные одной сущности", "спаянные в незыблемом соответствии красок и формы" как "ожерелья из самоцветов" (по его собственным словам из притчи "Пламя", 1918). Сквозь сильные, яркие по цвету, как бы "космические" образы величественной природы, древних монастырей и символических монументов (наскальные знаки, оживающие фигуры богов и героев) проступают религиозно-буддийские или фольклорные лейтмотивы - Будды-Майтрейи как олицетворения грядущего всесовершенного мирового порядка или Гэсэра, воина-освободителя из монгольского эпоса. Горные вершины воспринимаются как монументальная граница Шамбалы, мистического царства справедливости с царями-жрецами. Лишь одним из многих примеров может служить цикл "Майтрейя", который Рерих в 1926 подарил М. Горькому (Нижегородский художественный музей).Все больше сил Рерих - вместе с женой, Е. И. Шапошниковой, создавшей в 1920-30-е гг. учение Агни-Йоги ("Огненной йоги"), - отдает теософии, понимаемой не только как мистическое, но и как общественное движение. Последователей Рериха во многих странах мира увлекает провозглашенная им просветительская миссия охраны памятников истории от разрушительного натиска современной цивилизации. Свои философские проповеди он издает в книгах "Держава Света" (1931) и "Твердыня пламенная" (1933), а мистическое кредо живописно выражает в картинах "Матерь Мира" (1924) и "Мадонна Орифламма" ("Владычица Знамени Мира", 1933). Культуроохранительные идеи Рериха, идеи "Мира через Культуру" воплощаются в специальном Пакте его имени, который лег в основу международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, заключенной в Гааге в 1954.Продолжая активно работать как живописец, Рерих в поздний свой период пишет также и огромные циклы автобиографических очерков - "Листы дневника" (1934-35) и "Моя жизнь" (1936-47). Поддерживая дружеские связи с выдающимися деятелями индийской культуры - в т. ч. с Р. Тагором и Дж. Неру - он вносит большой вклад в развитие русско-индийских отношений.Среди верных соратников мастера были его жена Е. И. Шапошникова, а также сыновья, востоковед Ю. Н. Рерих и художник С. Н. Рерих. Музей Рериха был открыт в 1924 в Нью-Йорке. В Москве (с 1992) существует Международный Центр Рерихов. Ряд наиболее значительных книг Рериха в последнее время переиздан.Сочинения:Из литературного наследия. М., 1974.Зажигайте сердца. М., 1975.Литература:Беликов П. Ф. Библиография произведений Н. К. Рериха // "Уч. зап. Тартуского гос. ун-та". Тарту, 1968. Выпуск 217. С. 265-282.Держава Рериха. М., 1993.Утренняя Звезда.: Альманах Международного центра Рерихов. 1993 - .М. Н. Соколов

РЕРИХ Святослав Николаевич (1904-93)
живописец, почетный член АХ СССР (1978). Сын Н. К. Рериха. Жил в Индии. Писал портреты, пейзажи ("Гималаи. Закат солнца", 1937), символические композиции, стилистически близкие поздним произведениям отца.

РЕРИХ Юрий Николаевич (1902-60)
российский востоковед. Сын Н. К. Рериха. Св. 30 лет прожил в Индии. В 1957 возвратился в СССР. Труды по тибетологии, буддийской философии и религии.

"РЕРУМ НОВАРУМ" (первые слова лат. текста: "Rerum novarum..." - "Новых вещей...")
энциклика римского папы Льва XIII (1891). Провозглашала извечность частной собственности и классов. Призывала к отказу от классовой борьбы и к созданию рабочих организаций, действующих под контролем церкви. Осуждала социализм.

РЕС
в греческой мифологии фракийский царь, союзник троянцев, обладатель волшебных коней, от которых зависела неприступность Трои. Диомед и Одиссей убили Реса и захватили его коней. Миф обработан в трагедии "Рес" (4 в. до н. э.), приписываемой Еврипиду.

РЕСИВЕР (англ. receiver
букв. - получатель), сосуд для скапливания газа или пара; предназначается главным образом для сглаживания колебаний давления, вызываемых пульсирующей подачей и прерывистым расходом. В компрессорной установке ресивер служит также для охлаждения газа и отделения капель масла и влаги. В паровых машинах ресивер - теплоизолированная труба, соединяющая цилиндры высокого и низкого давлений.

РЕСИСТЕНСИЯ (Resistencia)
город на северо-востоке Аргентины, административный центр пров. Чако. 218 тыс. жителей (1991). Международный аэропорт. Хлопкоочистительная, маслобойная, деревообрабатывающая промышленность.

РЕСИФИ (Recife) (Пернамбуку)
город и порт на северо-востоке Бразилии, административный центр шт. Пернамбуку. 2,9 млн. жителей (1991, с пригородами). Международный аэропорт. Пищевкусовая, текстильная, цементная, химическая промышленность, машиностроение. Университеты. Филологическая академия. Музеи. Архитектурные памятники колониального периода и 19 в. Центр туризма.

РЕСКИН (Раскин) (Ruskin) Джон (1819-1900)
английский писатель, теоретик искусства. Романтический протест Рескина против современного общества обусловил его призыв к возрождению средневековых форм организации художественного творчества и ремесел. Идеолог прерафаэлитов. Произведения Рескина о проблемах культуры ("Сезам и Лилии", 1865; "Королева эфира", 1869) отличаются изысканностью слога.

РЕСКРИПТ (лат. rescriptum
от rescribo - письменно отвечаю),1) в Др. Риме имевший силу закона ответ императора на направленный ему для разрешения вопрос.2) Акт монарха в форме конкретного предписания министру или какому-либо другому лицу.

РЕСНИЦЫ
короткие жесткие волосы, расположенные в 2-3 ряда по краю век у человека и млекопитающих животных. У человека 100-150 ресниц на верхнем веке и 50-70 на нижнем. Защищают роговицу от пыли.

РЕСНИЧКИ
тонкие ните- или щетинковидные выросты клеток, способные совершать ритмические движения. Характерны для инфузорий, ресничных червей, у позвоночных и человека - для эпителиальных клеток дыхательных путей, яйцеводов, матки. Движения ресничек обеспечивают перемещение клетки в жидкой среде или способствуют току окружающей жидкости.

РЕСНИЧНОЕ ТЕЛО
то же, что цилиарное тело.

РЕСНИЧНЫЕ ИНФУЗОРИИ
класс инфузорий; включает большинство свободноживущих и паразитических видов. Длина от 30-40 мкм до 1 мм и более. Тело покрыто ресничками (до нескольких десятков тыс.), которые выполняют функции передвижения и подгона пищи к ротовому отверстию.

РЕСНИЧНЫЕ ЧЕРВИ (турбеллярии)
класс типа плоских червей. Тело покрыто ресничками. Длина от долей мм до 60 см. Ок. 3000 видов. Большинство ресничных червей свободноплавающие морские и пресноводные животные, некоторые (планарии) наземные; есть паразитические формы.

РЕСПИГИ (Respighi) Отторино (1879-1936)
итальянский композитор. Мастер оркестровой звукозаписи. Симфонические поэмы "Фонтаны Рима" (1916), "Пинии Рима" (1924), оперы, балеты и др. Профессор консерватории "Санта-Чечилия" в Риме (с 1913).

РЕСПИРАТОР (от лат. respiro - дышу)
приспособление (напр., повязка из фильтрующей ткани) для индивидуальной защиты органов дыхания человека от пыли и вредных веществ.

РЕСПИРАТОРНЫЙ
в анатомии - дыхательный, относящийся к дыханию; напр., респираторное заболевание.

РЕСПОНСОРНОЕ ПЕНИЕ (от лат. responsum - ответ)
поочередное пение солиста и хора. Восходит к древнееврейской псалмодии, используется в музыке христианской церкви.

"РЕСПУБЛИКА"
российский информационно-издательский центр, Москва. Образован в 1992 на базе Политиздата (основано в 1918 в Москве как партийное издательство "Коммунист", с 1931 Партиздат, с 1941 Госполитиздат, с 1963 Политиздат). Издает официальные документы и материалы высших органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, социально-экономическую, художественную, детскую и другую литературу, а также учебные пособия, календари и др.

РЕСПУБЛИКА (лат. respublica
букв. - общественное дело), форма правления, при которой глава государства (напр., президент) избирается населением или специальной избирательной коллегией. Законодательная власть принадлежит выборному представительному органу (парламенту). Большинство современных государств являются республиками.

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПАРТИЯ США
одна из двух (наряду с Демократической) основных партий США. Основана в 1854. У власти в 1861-85, 1889-93, 1897-1913, 1921-33, 1953-61, 1969-77 и в 1981-93.

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПАРТИЯ Франции
образована в 1977 на базе Национальной федерации независимых республиканцев (основана в 1966 группой парламентариев во главе с В. Жискар д Эстеном).

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ РУССКАЯ ХОРОВАЯ КАПЕЛЛА им. А. А. Юрлова
создана в 1942 в Москве на базе Первого Государственного хора (основан в 1919); с 1966 академическая. В 1958-73 капеллу возглавлял А. А. Юрлов. С 1973 современное название.

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ (революционный календарь)
введен в период Великой французской революции декретом от 5 октября 1793. Отменил христианское летосчисление. Первым днем новой эры стал день провозглашения Республики (по григорианскому календарю - 22 сентября 1792). Год делился на 12 мес (по 30 сут): вандемьер, брюмер, фример, нивоз, плювиоз, вантоз, жерминаль, флореаль, прериаль, мессидор, термидор, фрюктидор. После 360 сут вводились 5 (в високосном году 6) "дополнительных" суток. Республиканский календарь действовал до 1 января 1806.

РЕССЕЛЛ (Расселл) (Russell) Генри Норрис (1877-1957)
американский астроном. Труды по астрофизике, звездной астрономии. Детально исследовал зависимость между светимостью и спектральными классами звезд (диаграмма Герцшпрунга - Ресселла), создал одну из первых теорий эволюции звезд.

РЕССЕЛЬ (Ressel) Йозеф (1793-1857)
чешский изобретатель. Предложил новый судовой движитель - гребной винт (патент 1827).

РЕССОРА (франц. ressort
букв. - упругость), упругий элемент подвески транспортных машин, смягчающий удары и выдерживающий рабочую нагрузку без остаточной деформации. Различают рессоры листовые, торсионные, винтовые, а также гидравлические и пневматические.

РЕССУ (Ressu) Камил (1880-1962)
румынский живописец. Почетный председатель Союза художников Румынии (с 1950). Сатирические рисунки для газет и журналов (1910 - 20-е гг.), монументальные полотна на темы крестьянской жизни ("Отдых косарей", 1925).

РЕСТАВРАЦИЯ во Франции
период вторичного правления династии Бурбонов в 1814-1815 (1-я Реставрация) и в 1815-30 (2-я Реставрация). 1-ю и 2-ю Реставрации разделяют "Сто дней". Конец Реставрации положила Июльская революция 1830.

РЕСТАВРАЦИЯ (от позднелат. restauratio - восстановление)
восстановление чего-либо в первоначальном (или близком к первоначальному) виде (напр., архитектурных памятников, произведений искусства).

РЕСТИТУЦИОННЫЙ ЭДИКТ 1629
издан императором "Священной Римской империи" Фердинандом II. Предусматривал возвращение католическим князьям церковных земель, которые подверглись секуляризации после 1552 и перешли в руки князей-протестантов. Официально отменен Вестфальским миром 1648.

РЕСТИТУЦИЯ (от лат. restitutio - восстановление)
1) в гражданском праве - возвращение полученного по договору одной стороной другой стороне в случае признания договора недействительным.2) В международном праве - возвращение имущества, неправомерно захваченного и вывезенного воюющим государством с территории противника.

РЕСТРИКТАЗЫ (ферменты рестрикции)
группа бактериальных нуклеаз, специфически расщепляющих ДНК. Предохраняют бактериальные клетки от чужеродных ДНК (напр., вирусных). Широко используются при определении первичной структуры ДНК, для картирования генов и в генетической инженерии для создания и клонирования гибридных молекул ДНК.

РЕСТРИКЦИЯ (от позднелат. restrictio - ограничение)
ограничение производства, продажи и экспорта товаров, проводимое с целью повышения цен и получения монопольных прибылей; ограничение банками и государством размеров кредита в целях сдерживания инфляции.

РЕСУРСНЫЕ ЦИКЛЫ
совокупность превращений и территориальных перемещений природного вещества (или группы веществ), происходящих на всех этапах использования его человеком и протекающих в рамках общественного звена общего круговорота данного вещества (или веществ) на Земле. Основные ресурсные циклы: энергоресурсов и энергии; металлорудных ресурсов и металлов; неметаллического ископаемого сырья; лесных ресурсов и лесоматериалов; земельных ресурсов и сельскохозяйственного сырья. Имеются планетарная территориальная структура ресурсных циклов и регионально-локальные структуры разного таксономического уровня. Одним из важнейших критериев рациональности функционирования и развития ресурсных циклов является обеспечение необходимых человеку полноценных свойств и качеств окружающей среды. См. также Природные ресурсы.

РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
обобщенное название технологий, в которых технологический процесс обеспечивается при минимальном расходе энергии, затратах на основные и вспомогательные материалы, заработную плату рабочим основного производства при заданном качестве и требуемой производительности труда.

РЕСУРСЫ (от франц. ressource - вспомогательное средство)
денежные средства, ценности, запасы, возможности, источники средств, доходов (напр., природные ресурсы, экономические ресурсы).

РЕТАБЛО (исп. retablo)
заалтарный образ больших размеров в испанских и латиноамериканских церквах 15-18 вв., часто украшенный резьбой.

РЕТАВАС (Rietavas)
город в Литве, на р. Юра, в 22 км от ж.-д. ст. Плунге. 4,5 тыс. жителей (1990). Деревообрабатывающая промышленность. Известен с 13 в.

РЕТАРДАЦИЯ (от лат. retardatio - замедление)
литературно-художественный прием: задержка развития действия включением в текст внефабульных элементов - лирических отступлений, различных описаний (пейзаж, интерьер, характеристика).

РЕТИ
административно-территориальная единица в Албании.

РЕТИК (наст. имя Георг Иоахим фон Лаухен
von Lauchen) (1514-76), немецкий астроном и математик, ученик и последователь Н. Коперника. Еще до издания (1543) главных трудов Коперника опубликовал краткое изложение его учения (1541). Математические труды по вычислению значений тригонометрических функций.

РЕТИКУЛЕЗЫ
опухоли, происходящие из ретикулярной ткани системы крови (клеток стромы костного мозга, лимфатических узлов).

РЕТИКУЛОСАРКОМА
злокачественная опухоль из ретикулярных клеток костного мозга, лимфатических узлов, миндалин, реже внутренних органов, костей. Распространенная множественная ретикулосаркома (ретикулосаркоматоз) клинически неотличима от острого лейкоза.

РЕТИКУЛОЭНДОТЕЛИАЛЬНАЯ СИСТЕМА (макрофагическая система)
совокупность защитных клеток в организме позвоночных животных и человека (гистиоциты соединительной ткани, моноциты крови, эндотелий капилляров, купферовские клетки печени). Захватывают и переваривают бактерии и чужеродные или токсические частицы, участвуют в кроветворении и выработке антител, в обмене веществ.

РЕТИКУЛЯРНАЯ ТКАНЬ (от лат. reticulum - сеточка)
разновидность соединительной ткани, составляющая основу кроветворных органов и лимфоидных скоплений в слизистых оболочках (напр., миндалинах) и мякоти зуба. Входит в состав ретикулоэндотелиальной системы.

РЕТИКУЛЯРНАЯ ФОРМАЦИЯ
совокупность структур в центральных отделах головного мозга, регулирующих уровень возбудимости и тонуса ниже- и вышележащих отделов центральной нервной системы, включая кору больших полушарий.

РЕТИНА (ср.-век. лат. retina
от лат. rete - сеть), то же, что сетчатка.

РЕТИНИТ
воспаление сетчатки (ретины) глаза; развивается в связи с каким-либо общим заболеванием (некоторые болезни почек, крови, сосудов и др.).
Теги: БОЛЬШОЙ ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ
Просмотров: 10 | Добавил: creditor | Теги: большой толковый словарь | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close