Главная » СЛОВАРЬ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ
23:07
СЛОВАРЬ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ
ЭМИССИОННЫЙ БАНК
эмиссионный орган, ответственный за эмиссию денег, как правило, центральный национальный банк страны.

ЭМИССИОННЫЙ ПРОСПЕКТ
публикация информации обо всех деталях предстоящей эмиссии новых акций, включая данные о фирме, ее балансы, отчеты и др.

ЭМИССИЯ (от лат. emissio - выпуск)
выпуск в обращение ценных бумаг, денежных знаков во всех формах. Эмиссия денег означает не только печатание денежных знаков, но и увеличение всей массы наличных и безналичных денег в обращении.

ЭМИССИЯ РОЗОВОЙ ФОРМЫ
гибрид публичной эмиссии акций и размещения новых ценных бумаг в Великобритании среди существующих акционеров.

ЭМИССИЯ ФИДУЦИАРНАЯ
банкнотная эмиссия, не обеспеченная запасом драгоценных металлов эмиссионного банка.

ЭМИССИЯ ЦЕННЫХ БУМАГ
выпуск в обращение акций, сертификатов, облигаций и других ценных бумаг любыми эмитентами, включая государство, кредитные учреждения, акционерные компании.

ЭМИТЕНТ
любой орган или организация (государственный банк, финансово-кредитное учреждение, предприятие, компания), выпускающие в обращение деньги и ценные бумаги, производящие эмиссию.

ЭМИТИРОВАТЬ (от лат. emittiere - выпускать)
выпускать в обращение деньги и ценные бумаги (акции, облигации), производить эмиссию.

ЭМФИТЕВЗИС
предусмотренный еще римским правом особый вид наследственного пользования чужим земельным участком, за что держатель участка вносит арендную плату владельцу и платит государственные налоги. Эмфитевзис как отношение собственности (траст) учитывается риэлтерами при оформлении биржевых сделок по купле-продаже земельных участков.

ЭНТРОПИЯ (от греч. entropia - поворот, превращение)
в теории информации: величина, характеризующая степень неопределенности системы.

ЭРГОНОМИКА (от греч. ergon - работа и nomos - закон)
наука, изучающая поведение человека, движение органов его тела во время выполнения работы с целью создания условий на рабочем месте, обеспечивающих удобство и комфорт, повышающих производительность, снижающих затраты энергии.

ЭРЕ
разменная монета датской кроны, норвежской кроны, шведской кроны.

ЭРЗАЦ (нем. erzatz)
неполноценный заменитель, тоже, что суррогат, подделка.

ЭРЛАНГ
международная единица загрузки товарами транспортного средства.

ЭСКАЛАЦИОННАЯ КЛАУЗУЛА
условие в коллективном договоре, требующее повышения зарплаты соответственно росту цен на потребительские товары.

ЭСКРОУ
депонирование у третьего лица денежной суммы на имя другого лица с тем, чтобы она была выдана ему лишь после выполнения некоторого условия.

ЭСКУДО (исп. и порт. excudo - герб)
1) старинная золотая монета Португалии, Испании, стран Латинской Америки; 2) денежная единица Португалии, делится на 100 сентаво.

ЭСТИМАТИВНАЯ СТОИМОСТЬ
приблизительная, планируемая стоимость объекта недвижимости согласно оценке эксперта.

ЭТАЛОН
образцовая мера, образец для сравнения.

ЭТАП ЗРЕЛОСТИ
период, характеризующийся замедлением темпов роста сбыта товара.

ЭТАП УПАДКА
период, наступающий в результате падения сбыта товара, после этапа его зрелости.

ЭТАПЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ТОВАРА
временные этапы периода существования вещи как рыночного товара: выведение на рынок, зрелость, рост, упадок.

ЭТАТИЗМ (франц. etat - государство)
активное участие государства в экономической жизни общества.

ЭТИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
деловая этика, основанная на открытости, честности, верности слову, уважении законов, умении вести бизнес.

ЭТИКЕТ
правила, порядок поведения в общественном месте, в присутствии других лиц, при общении с ними.

ЭТИКЕТ-ПИСТОЛЕТ
приспособление для изготовления и закрепления на товаре этикеток, обычно самоклеющихся.

ЭТИКЕТКА
ярлык, сопровождающий товар, с указанием названия и цены товара, других его параметров.

ЭТИКЕТНАЯ ЦЕНА
розничная цена, указанная на этикетке, ярлыке, прикрепленном к товару.

ЭФФЕКТ
достигаемый результат в его материальном, денежном, социальном (социальный эффект) выражении.

ЭФФЕКТ ВОЗДУШНОГО ШАРА
термин, используемый для характеристики последовательного выпуска облигаций, у которых в первые годы действия предусматриваются к погашению меньшие доли основной суммы долга, а в последующие годы - большие доли основной суммы долга.

ЭФФЕКТ ВОЗРАСТА
снижение со временем эффективности единицы производственных ресурсов, производственного оборудования.

ЭФФЕКТ ВЫТЕСНЕНИЯ
повышение процентных ставок и последующее сокращение запланированного объема инвестиций в экономике, вызванное увеличением займов правительства на денежном рынке.

ЭФФЕКТ ДЕМОНСТРАЦИИ
взаимовлияние потребительских предпочтений, быстрое распространение новой моды и новых товаров в результате их широкого показа.

ЭФФЕКТ ДОХОДА
воздействие, оказываемое изменением цены товара на реальный доход потребителя, на количество продукта, которое приобретает покупатель, приняв в расчет эффект замещения.

ЭФФЕКТ ДЫРЯВОГО ВЕДРА ОКУНЯ
перераспределение доходов, влекущее за собой административные издержки и неблагоприятные мотивации, связанные с повышением налогов и собственно программами социального обеспечения.

ЭФФЕКТ ЗАМЕЩЕНИЯ
1) изменение величины спроса на товар в результате замещения (замены) более дорогих товаров менее дорогими. Например, увеличение цены на кофе приводит к росту потребления чая; 2) влияние, которое оказывает изменение цены ресурса на количество этого ресурса, используемого потребителем.

ЭФФЕКТ КРИВОЙ ДЖЕЙ
явление запаздывания положительного воздействия снижения курса валюты на торговый баланс (график в форме английской буквы J).

ЭФФЕКТ МУЛЬТИПЛИКАТОРА
влияние изменения совокупных расходов на чистый национальный продукт; влияние, вызванное изменением в потреблении, в объеме инвестиций, чистом объеме налоговых поступлений, объеме правительственных расходов на товары и услуги или в объеме экспорта.

ЭФФЕКТ СИМПАТИИ
желание обследуемого при ответах пойти навстречу обследователю.

ЭФФЕКТ СНОБИЗМА
потребление, побуждаемое стремлением возвыситься над другими.

ЭФФЕКТ СТАДНОСТИ
поведение потребителей, строящих свое потребление так, чтобы не отстать от других.

ЭФФЕКТ ХОТТОРНА
условие, в котором новизна, интерес к эксперименту или повышенное внимание к исследуемому вопросу приводит к искаженному, слишком благоприятному исходу эксперимента.

ЭФФЕКТИВНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ
распределение благ между потребителями таким образом, что любое перераспределение, осуществляемое с целью лучше удовлетворить желание одних потребителей, приводит к ухудшению удовлетворения других.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ
относительный эффект, результативность процесса, операции, проекта, определяемые как отношение эффекта, результата к затратам, расходам, обусловившим, обеспечившим его получение.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИМПОРТА
выгодность импорта, оцениваемая отношением стоимости импортного товара, реализованного на внутреннем рынке по внутренним ценам, к их стоимости во внешнеторговых ценах.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ КРЕДИТОВАНИЯ
результат использования средств, предоставленных в кредит.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
экономическая категория, характеризующая результативность производства в сопоставлении с производственными ресурсами и общественными потребностями.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЭКСПОРТА
выгодность экспорта, измеряемая отношением стоимости во внешнеторговых ценах товара, вывезенного из страны, к его стоимости во внутренних ценах.

ЭФФЕКТИВНЫЙ ПОРТФЕЛЬ
набор ценных бумаг, обеспечивающий максимальный доход от них при заданном риске или минимальный риск при заданном доходе.



ЮАНЬ ЖЕНЬМИНЬБИ (кит. юань - драгоценная ракушка, женьминьби - народные деньги)
денежная единица Китайской Народной Республики, делится на 10 цзао и 100 фыней. Первые медные монеты в юанях выпущены в VI в. В 1933 г. юань объявлен единой денежной единицей Китая.

ЮБИЛЕЙНЫЕ МОНЕТЫ
памятные монеты, выпускаемые в честь исторических событий, лиц или в качестве раритета; в обращении редки, представляют в основном нумизматическую редкость.

ЮНИДО
один из органов ООН, организация по промышленному развитию, оказывающая содействие в индустриализации развивающихся стран. Возникла в 1966 г. и насчитывает 137 государств. Деятельность подразделяется на оперативную, включающую оказание технической помощи развивающимся странам в осуществлении конкретных проектов, разработку региональных долгосрочных (на период до 10 лет) стратегий развития этих стран, и вспомогательную, включающую сбор, обобщение, публикацию информации, проведение исследований, организацию конференций по вопросам промышленного развития. Главными органами выступают Генеральная конференция, Совет по промышленному развитию, Постоянный комитет и Секретариат.

ЮНИОНИЗИРОВАННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ
предприятие, каждый вновь нанимаемый работник которого должен стать членом профсоюза в течении определенного периода времени.

ЮНКТАД (UNCTAD - United Nations Conference for Trading and Development - Конференция ООН по торговле и развитию)
орган Генеральной ассамблеи ООН, не являющийся международной торговой организацией. Создан в 1964 г. и насчитывает 168 стран-членов. Основные задачи - содействие развитию международной торговли, равноправного взаимовыгодного сотрудничества между государствами, выработка разносторонних рекомендаций по функционированию международных экономических отношений. Резолюции, заявления ЮНКТАД имеют рекомендательный характер. Под эгидой ЮНКТАД разрабатываются многосторонние соглашения и конвенции. Высший орган ЮНКТАД - Конференция и Совет по торговле и развитию, в рамках которого работают шесть комитетов.

ЮРИДИЗАЦИЯ
придание каким-либо фактам, отношениям правового статуса, характера; подчеркивание юридической стороны вопроса, явления.

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОБЯЗАННОСТЬ
установленная законом норма, мера поведения участников правовых отношений.

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ответственность юридических и физических лиц за соблюдение законов и норм государственного регулирования действий и взаимоотношений.

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА
1) обязанность менеджеров соблюдать законы центральных и местных органов власти, выполнять условия контрактов; 2) три группы обязанностей менеджеров: перед советом директоров, перед клиентами, перед собственным персоналом.

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОСТАВКА ЦЕННЫХ БУМАГ
поставка ценных бумаг, которая не является «правильной», то есть с соблюдением всех правил, из-за неправильной регистрации сертификатов.

ЮРИДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
подразделение, служба предприятия, организации, учреждения, компании, ведающая юридической, правовой стороной выпуска документов, заключения договоров, регулирования экономических отношений, предъявления претензий, возбуждения исков, составления положений. Такая служба юридически обосновывает и контролирует юридическую правомочность, грамотность действий, связанных как с отношениями данной организации с другими организациями, так и внутри самой организации.

ЮРИДИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ
установленный государством свод обязательных правил и норм экономического и общественного поведения всех субъектов на территории данной страны, включающий перечень запретов и ограничений. Законы представлены в виде принимаемых законодательными органами государственной власти или президентом страны в установленном конституцией порядке нормативно-правовых актов (законов, указов), обладающих высшей юридической силой по отношению к другим нормативным документам (постановлениям, инструкциям, предписаниям, правилам). Зависят от решений органов власти в отличие от законов экономических.

ЮРИДИЧЕСКИЙ АДРЕС
официально зарегистрированный адрес юридического лица, занесенный в реестр, зафиксированный при регистрации.

ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО
организация, учреждение, предприятие, фирма, выступающая в качестве единого, самостоятельного носителя прав и обязанностей, имеющая основные признаки юридического лица: 1) независимость его существования от входящих в его состав отдельных лиц; 2) наличие имущества, обособленного от имущества участников; 3) право приобретать, пользоваться и распоряжаться собственностью; 4) право осуществлять от своего имени экономические операции; 5) право выступать от своего имени в суде в качестве истца или ответчика; 6) самостоятельная имущественная ответственность. Юридическое лицо имеет свое фирменное наименование, устав (юридический адрес), а также печать и расчетный счет в банке. Юридическое лицо проходит государственную регистрацию и заносится в государственный реестр.

ЮРИСДИКЦИЯ (от лат. juristictio - суд, судопроизводство)
предусмотренные законом или другим правовым актом следующие правомочия, полномочия государственного органа: дать оценку правомерности или неправомерности действий юридических или физических лиц, разрешать юридические споры, применять санкции к лицам, нарушающим законы и нормы права. Специальными органами юрисдикции являются суды, арбитражные суды, уполномоченные административные органы.

ЮРИСКОНСУЛЬТ
постоянный консультант предприятия, организации, фирмы по правовым вопросам, защитник интересов своей организации в судебных и иных инстанциях.

ЮРИСПРУДЕНЦИЯ (от лат. urisprudencia)
правоведение, совокупность наук о праве, его практическому применению.

ЮСТИЦИЯ (от лат. justicia)
1) система судебных учреждений, судебное ведомство; 2) правосудие.



ЯВЛЕНИЕ ОРЕОЛА
завышение оценки работника под влиянием формальной характеристики.

ЯВНЫЕ ИЗДЕРЖКИ
денежные платежи предприятий, фирм поставщикам производственных ресурсов, подлежащие непосредственной денежной оплате.

ЯВНЫЙ СГОВОР
фактическое соглашение между фирмами в отрасли с целью установления фиксированных цен и объемов выпуска или же в целях ограничения каким-то иным способом соперничества между ними.

ЯМА
участок помещения биржи, пол которого находится на более низком уровне, чем пол всего торгового зала. «Яма» представляет собой место, где разрешено заключать биржевые сделки членам биржи, это место называют также биржевым кольцом, рингом, полом. Вокруг ямы расположены кабинки для брокеров, в которых находятся средства связи. В центре или у края «ямы» имеется возвышение, на котором сидят служащие биржи, регистрирующие сделки и цены.

ЯПОНСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ МАРКЕТИНГА
концепция, основной принцип которой - учет пожеланий, запросов потребителя без критики, рассмотрение их производителем как своих собственных; главный лозунг: «Пусть за себя говорят товары и услуги» - вместо американского лозунга: «Пусть говорят продавцы».

ЯПОНСКИЙ ЦЕНТР ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ
неправительственная организация, созданная в 1955 г., действующая с целью внедрения в деятельность промышленных предприятий трех принципов: практика пожизненного найма, совместные консультации с руководством компаний, распределение эффекта между всеми участниками. Реализация этих принципов вывела Японию на ведущее место в мировом производстве.

ЯРД
единица длины в английской системе мер; 1 ярд равен 3 футам, или 91,44 см.

ЯРЛЫК
вид товарного знака, обозначение на товаре в виде наклейки, этикетки или на прикрепленном к нему талоне, в котором указаны данные о товаре (вес, количество, цена, изготовитель, дата изготовления и др.).

ЯРМАРКА ОПТОВАЯ (нем. jahrmarkt)
крупный регулярный или разовый (ежегодный) рынок товаров широкого потребления, на котором сосредоточены и демонстрируются разнообразные товары для ознакомления с ними потенциальных покупателей и заключения оптовых торговых сделок по выставленным образцам. На ярмарках-продажах после завершения демонстрации выставленные образцы часто продаются. Крупнейшие международные ярмарки проводятся в Париже, Торонто, Дамаске, Лейпциге.

ЯРМАРКА РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВАЯ
1) временный или действующий постоянно (ежедневно) торг, разрешенный местными властями в определенном месте, на который представители предприятий и частные торговцы, в основном челноки, свозят различные товары для продажи; 2) большой сельский базар, рынок.

ЯСАК (от тюрк.)
подать, дань которую платили северные народы (с XVII в.) и народы Поволжья (с XVIII в.) в российский бюджет. Первоначально уплачивался мехами, а затем деньгами. В XVIII в. заменен подушной податью.

ЯСЕЛЬНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ
финансовые ресурсы, инвестиции, предоставляемые, вкладываемые в частные компании в начальный период их создания.

ЯСЕЛЬНЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС
комплекс мелких мастерских, сдаваемых в краткосрочную аренду начинающим предпринимателям.

ЯЩИК
сейф в кассовом отделе фирмы, в котором временно хранятся ценные бумаги.
Теги: СЛОВАРЬ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ
Просмотров: 8 | Добавил: creditor | Теги: СЛОВАРЬ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close