Главная » СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
16:47
СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

г. Новосибирск | 2010 г.
Редакция: Мандрик Р.А.

АБСЕНТЕИЗМ - неучастие избирателей в голосовании при выборах депутатов и должностных лиц, а также в голосовании на референдумах, т. е. неявка в помещение для голосования. А. - оборотная сторона права избирателя на добровольное участие в выборах. При проведении свободных выборов почти неизбежен. В целях его преодоления используются методы негативного (установление штрафных санкций - применяется в отдельных странах) и позитивного (выплата избирателям за участие в голосовании из бюджета государства или прибавление дня выборов к ежегодному отпуску) характера.
Как правило, А. приводит к снижению численности избирателей, при явке которых выборы считаются состоявшимися. Например, чтобы выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ считать состоявшимися, достаточно явки на избирательные участки более 25% зарегистрированных избирателей, т. е. внесенных в избирательные списки. Выборы Президента РФ считаются состоявшимися при регистрации на избирательных участках более 50% избирателей. Однако если первый тур не выявил победителя, во втором туре выборы считаются состоявшимися при любой явке избирателей.
(С. А.)

АБСОЛЮТНОЕ БОЛЬШИНСТВО - см.: Большинство.
АБСОЛЮТНОЕ ВЕТО - см.: Вето.
АБХАЗИЯ - автономная республика в составе Грузинской ССР в годы советской власти. В настоящее время вопрос о статусе А. и перспективах ее пребывания в составе Грузии является предметом крупных разногласий между А. и Грузией. Попытки со стороны Грузии решить конфликт военным путем не принесли ей успеха. Республика Абхазия (Апсны), согласно своей Конституции от 26 ноября 1994 г., - суверенное, демократическое, правовое государство, утвердившееся на основе права народа на свободное самоопределение. Наименования Республика Абхазия и Апсны равнозначны (ст. 1). А. - субъект международного права, вступает в договорные отношения с другими государствами (ст. 3). Государственный язык А. - абхазский, наряду с которым русский язык признается языком государственных и других учреждений. А. гарантирует всем этническим группам, проживающим в А., их право на свободное использование родного языка (ст. 4). Столица А. - г. Сухум (Акуа). Согласно Конституции, А. состоит из исторических земель Садз, Бзып, Гума, Дал-Цабал, Абжуа, Самырзакан, на которых расположены 7 районов и 8 городов. Территория А, целостна, неприкосновенна и неотчуждаема (ст.4). Законодательная власть осуществляется Народным Собранием - Парламентом. состоящим из З5 депутатов. Срок полномочии Народного Собрания - 5 лет. К компетенции Парламента относятся: принятие Конституции и законов А.: толкование Конституции и законов А.; решения об административно-территориальных изменениях; заслушивание послания Президента о положении в стране. об основных направлениях внутренней и внешней политики государства и се осуществлении: утверждение государственного бюджета, контроль за его исполнением: ратификация и денонсация межгосударственных договоров: назначение и освобождение по представлению Президента Генерального прокурора, Председателя Национального банка и других должностных лиц в соответствии с законом; объявление вотума недоверия отдельным членам Кабинета Министров: выдвижение обвинения против Президента А- для отрешения его от должности; объявление амнистии: решение вопросов объявления войны и заключения мира: принятие решений о правомерности введения чрезвычайного и военного положения, о государственных наградах. почетных и воинских званиях А.: иные полномочия, возложенные Конституцией и законами А. Исполнительная власть в А. предоставляется Президенту. Он является главой государства (ст. 48 Конституции А.), избирается путем всеобщих и прямых выборов сроком на 5 лет. Президентом может быть лицо абхазской национальности, гражданин А., не моложе 35 и не старше 65 лет, обладающий избирательным правом. Одно и то же лицо не может быть Президентом А. более двух сроков подряд. На время выполнения своих полномочий Президент приостанавливает свое членство в политических партиях и общественных объединениях. Он не является депутатом парламента и не может занимать никакие другие должности в государственных и общественных органах, предпринимательских структурах. Одновременно с Президентом избирается вице-президент, кандидатуру которого предлагает кандидат в Президенты. Вице-президент осуществляет по поручению Президента отдельные его поручения, замещает его в случае отсутствия и невозможности осуществления им своих обязанностей. Для осуществления общего руководства исполнительной деятельностью на всей территории страны Президент А. руководит Кабинетом Министров. который формируется Президентом и ему подотчетен. В его состав входят премьер-министр, вице-премьеры, министры и другие должностные лица, предусмотренные законом. Правосудие в А. осуществляют Верховный Суд, суды городов и районов. Хозяйственные споры разрешает Арбитражный суд. Все судьи избираются Парламентом по пред
АВСТРАЛИЯ (Австралийский союз) - федеративное государство, входящее в Британское Содружество. Столица - г. Канберра. Состоит из 6 штатов (Виктория, Западная Австралия, Квинсленд, Новый Южный Уэльс, Тасмания, Южная Австралия) и 2-х территорий (Северная Территория, Австралийская столичная территория). Штаты делятся на графства, графства - на муниципалитеты. Каждый штат имеет свою конституцию, органы власти и управления (губернатор, назначаемый британской королевой, парламент, правительство, судебные органы). Для территории установлена специальная система управления. Конституция А. принята 9 июля
1900 г. (вступила в силу 1 января 1901 г.). По Конституции А. - конституционная монархия, главой государства является британская Королева, назначающая сроком на 5 лет генерал-губернатора. В настоящее время в стране ведется дискуссия об установлении республиканской формы правления. Законодательная власть осуществляется двухпалатным федеральным парламентом - Сенатом и Палатой представителей. В составе Сената 76 членов (по 12 - от каждого штата и по 2 - от обеих территорий), избираемых путем прямых выборов на основе пропорционального представительства, причем срок полномочий сенаторов от штатов - шесть лет при смене половины состава каждые три года, срок полномочий сенаторов от территорий - три года. Нижняя палата парламента - Палата представителей - состоит из 148 депутатов, избираемых путем прямых выборов сроком на 3 года. Число депутатов, избираемых в каждом штате, определяется пропорционально численности населения штата, но не должно быть менее 5 человек. Законопроекты, одобренные обеими палатами, передаются на утверждение генерал-губернатора. Исполнительная власть от имени британской Королевы осуществляется генерал-губернатором, имеющим право созыва и отсрочки сессий парламента, роспуска нижней палаты, возврата законопроекта на доработку, назначения на государственные должности. При генерал-губернаторе функционирует Федеральный исполнительный совет, в состав которого входят специалисты и несколько министров. Он является также Верховным Главнокомандующим. Фактически функции генерал-губернатора осуществляет правительство. Правительство - Кабинет министров - формируется из представителей партии, получившей большинство мест в нижней палате. Премьер-министр представляет состав Кабинета на утверждение генерал-губернатора. Полномочия правительства достаточно велики, включая делегирование парламентом права на издание законодательных актов по широкому кругу вопросов управления. Правительство несет коллективную ответственность за проводимую им политику перед нижней палатой парламента. Судебная система включает федеральные суды (Высокий суд, выполняющий функции конституционного правосудия, Федеральный суд, Семейный суд), суды штатов, а также специализированные суды (Трибунал административных обжалований, суды по рассмотрению происшествий на море и т. д.). (А. К.)

АВСТРИЯ (Австрийская Республика) - государство в Центральной Европе. Образовано в 1918 г. вследствие распада Австро-Венгерской империи. Столица - г. Вена. Федеральное государство: 9 федеральных земель (Бургенланд, Вена, Верхняя Австрия, Зальцбург, Каринтия, Нижняя Австрия, Тироль, Форарльберг, Штирия). Каждая из земель имеет свою конституцию, парламент (ландтаг), правительство, суды. Действующая Конституция - Федеральный конституционный закон от 10 ноября 1920 г. в редакции 1929 г. - вновь вступила в силу 1 мая 1945 г. после перерыва (1938-1945 гг.), связанного с присоединением А. к нацистской Германии. По Конституции А. - демократическая парламентская республика (ст. 1). Глава государства - Федеральный президент - избирается на шесть лет (с правом переизбрания еще на один срок) путем прямых выборов. Большую часть своих полномочий президент осуществляет на основе предложений Федерального правительства или уполномоченного правительством Федерального министра, при этом закон определяет, в каких пределах само Федеральное правительство или сам компетентный Федеральный министр в этих случаях связаны предложениями других органов (ст. 67 Конституции А.). Законодательная власть на федеральном уровне осуществляется Федеральным собранием, состоящим из двух палат. Национальный совет (Национальрат) избирается по принципу пропорционального представительства сроком на четыре года в составе 183 депутатов. Федеральный совет (Бундесрат) является органом представительства земель: каждая земля направляет число депутатов, пропорциональное численности населения земли; 63 депутата Федерального совета избирается ландтагами на срок своих полномочий (от 5 до 6 лет, в зависимости от земли). Представители земель по очереди председательствуют в Федеральном совете, меняясь каждые шесть месяцев. Для принятия решений по наиболее важным вопросам (объявление войны) или для приведения Федерального президента к присяге обе палаты созываются на совместное заседание - Федеральное Собрание (Бундесфер-заммлунг). Национальный совет рассматривает законопроекты, поступающие в порядке законодательной инициативы от депутатов Национального совета и членов Федерального правительства. На рассмотрение Национального совета может быть передано также в порядке так называемой народной инициативы любое предложение, направленное ста тысячами избирателей. Все федеральные законы должны быть одобрены Федеральным советом и подписаны ("удостоверены") Федеральным президентом. Представление закона на удостоверение производится главой Федерального правительства - Федеральным канцлером. По распоряжению Федерального президента законы могут быть приняты и проведением народного голосования - референдума; в этом случае решение принимается простым большинством поданных действительных голосов. По австрийской Конституции осуществление высшего управления делами Федерации, если оно не передано Федеральному президенту, поручается Федеральному канцлеру и другим федеральным министрам. Они образуют в своей совокупности Федеральное правительство, возглавляемое Федеральным канцлером. Федеральный канцлер и по его предложению остальные члены Федерального правительства назначаются Федеральным президентом. Для отставки Федерального канцлера или всего Федерального правительства не требуется соответствующего предложения, отставка же отдельных членов правительства производится по предложению Федерального канцлера. Федеральный президент обязан представить новое Федеральное правительство Национальному совету (если он не заседает - созвать его с этой целью на внеочередную сессию). Конституция А. предусматривает участие парламента в осуществлении федеральной исполнительной власти. Так, Национальный совет и Федеральный совет вправе проверять ведение дел Федеральным правительством, обращаться к его членам с запросами относительно всех аспектов исполнительной деятельности, требовать предоставить все необходимые сведения, а также формулировать
АВТОНОМИЗАЦИЯ - понятие, связанное с историей национально-государственного строительства в нашей стране в 20-е годы. До октябрьской революции 1917 г. большевики во главе с В. И. Лениным выступали за сохранение унитарного государства в России. Для областей с особым национальным составом населения и хозяйственным укладом предлагался как средство решения национального вопроса план областной автономии, т. е. превращение соответствующих территорий в автономные единицы, имеющие черты государств или государственных образований в составе единого российского унитарного государства. Перед революцией и после нее ситуация существенно изменилась, на территориях окраин стали образовываться. независимые национальные государства. Для того чтобы строить новую государственность в России, В. И. Ленин склонился к идее федерации. В январе 1918 г. Российская социалистическая советская республика была объявлена федеративным государством. Однако на какой основе будет строиться эта федерация, в каком качестве войдут в нее новые национальные республики - этот вопрос не был четко сформулирован. В Конституции РСФСР 1918 г. лишь говорилось, что Советы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, могут объединиться в автономные областные союзы, которые входят на началах федерации в РСФСР (п. 11). В 1922 г., в связи с окончанием гражданской войны и победой советской власти на территории не только РСФСР, но и других советских республик актуальным стал вопрос об их объединении в новое государство. Какую для этого государства использовать форму? И. В. Сталин и его сторонники в партийном и государственном руководстве выдвинули план автономизации, т. е. вхождения Украины, Белоруссии, республик Закавказья (создавших к тому времени свою федерацию - ЗСФСР) в РСФСР в качестве ее автономных единиц. Превращение ставших независимыми республик в автономные части РСФСР означало бы существенное понижение их статуса и могло бы негативно сказаться на настроении местного населения, довольно сильно охваченного идеями национального самосознания. Нельзя было исключать и упреков в адрес России в тяге к прежним имперским амбициям. В. И. Ленин категорически выступил против этого плана, доказывая, что в новых условиях речь может идти исключительно о вхождении и России, и всех названных республик на равных условиях в новый федеративный союз. Такое объединение юридически равных субъектов в новую федерацию было оформлено созданием 30 декабря 1922 г. Союза Советских Социалистических Республик.(С. А.)
Теги: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Просмотров: 13 | Добавил: creditor | Теги: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close