Главная » СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
16:54
СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

г. Новосибирск | 2010 г.
Редакция: Мандрик Р.А.

АГЛОМЕРАЦИЯ - территория, охватывающая несколько примыкающих друг к другу населенных пунктов, где расположено большое количество промышленных предприятий и в силу этого происходит переплетение экономических, природоохранных, социальных и иных интересов. Имеющиеся в А. административно-территориальные единицы сохраняют свою самостоятельность, однако их органы должны взаимодействовать друг с другом в решении общих проблем.
А. может представлять собой один большой город и опоясывающие его относительно небольшие города, а также поселки (московская А.). Однако А. может состоять из нескольких больших и самостоятельных городов с примыкающими к ним территориями (например, район Рура в Германии). А. - прежде всего экономическая (и в определенной мере социальная) категория. Однако ее можно рассматривать и с государственно-правовой точки зрения: например, выполнение органами большого города каких-то координирующих функций в отношении всей территории А. (в частности, власти Москвы всегда претендовали на то, чтобы влиять на развитие подмосковных городов); их взаимодействие с властями примыкающих территорий (например, достаточно актуальна проблема взаимодействия государственных органов Москвы и Московской области); создание общего органа по проблемам А. и его взаимодействие с органами административно-территориальных единиц, находящихся в А. (С. А.)

АДВОКАТ - член добровольной самоуправляющейся негосударственной организации (адвокатуры), главной функцией которой является оказание юридической помощи, в том числе защита лиц, привлекаемых к уголовной ответственности. Статус российского адвоката могут приобрести граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по специальности не менее двух лет. Лица, не имеющие такого стажа работы, могут быть приняты в адвокаты после прохождения под руководством опытного адвоката стажировки, которая должна длиться от шести месяцев до одного года и обычно завершается проверкой профессиональных знаний и приобретенных практических навыков работы. Решение о принятии в коллегию адвокатов выносится коллегиально ее органом самоуправления - президиумом. Как член коллегии А. наделен рядом прав, дающих ему возможность принимать активное участие в работе органов самоуправления (избирать и быть избранным в них, обсуждать принимаемые ими решения и давать им оценку, контролировать правильность расходования денежных средств общего пользования и т. д.). Он также обладает обширными правами, реализация которых позволяет эффективно содействовать всем. кто обращается к нему за помощью, отстаивать свои права и свободы. Эти права четко определяются во многих законодательных актах, в том числе в Гражданском процессуальном кодексе. У голодно-процессуальном кодексе. Арбитражном процессуальном кодексе. Диапазон услуг, оказываемых А., широк и разнообразен: отыскание и разъяснение содержания необходимых законодательных актов, практики их применения, консультирование в связи с конкретными обстоятельствами, требующими юридического вмешательства; составление различного рода деловых бумаг (например, заявлений, ходатайств, проектов соглашений.): представительство в судах и иных государственных органах и т. д. Труд А. оплачивается, как правило, лицами и организациями, которым оказывается юридическая помощь, в размере, определяемом по соглашению, заключаемому с А. или юридической консультацией, в которой он работает. Большое значение в деятельности А. играют выработанные многолетней практикой правила адвокатской этики. Они дисциплинируют и обеспечивают надлежащее выполнение профессионального долга. Их грубые нарушения и факты неуважительного отношения к закону могут повлечь дисциплинарную ответственность (при определенных условиях - и имущественную) и даже отчисление из коллегии по решению ее президиума. (К. Г.)

АДВОКАТУРА - добровольная общественная организация, создаваемая в установленном законом порядке для выполнения важной конституционной функции (см.: ст. 48 Конституции РФ) - оказания квалифицированной юридической помощи, в том числе для защиты лиц, привлекаемых к уголовной ответственности. Организационно А. представляет собой совокупность образований, именуемых коллегиями адвокатов. До недавнего времени они создавались по одной в каждом субъекте РФ. В последние годы обнаружилась тенденция учреждения так называемых параллельных коллегий адвокатов, которые действуют одновременно с традиционными, выполняя по сути те же функции либо специализируясь в конкретных областях правоприменения. По закону создание коллегии адвокатов должно происходить по установленной процедуре: группа граждан-учредителей, отвечающих требованиям, которые предъявляются к адвокатам, обращается в Министерство юстиции РФ с ходатайством, которое рассматривается в Министерстве и в случае согласия направляется администрации соответствующего субъекта РФ для утверждения и регистрации вновь образованной коллегии. Органами самоуправления в коллегиях являются общие собрания (конференции), избираемые ими президиумы и их председатели, ревизионные комиссии, а также юридические консультации. Общее собрание (конференция) созывается не реже одного раза в год, Это - высший орган самоуправления коллегии. Он принимает решения по наиболее важным вопросам ее организации и деятельности. К ним относятся, например, вопросы избрания президиума и ревизионной комиссии, установления сметы расходов коллегии, утверждения отчетов президиума и ревизионной комиссии, определения порядка оплаты труда адвокатов, контроля за законностью и обоснованностью решений президиума. Основную организационную работу выполняет президиум, в состав которого избираются члены данной коллегии адвокатов. Круг его полномочий обширен. Он созывает общие собрания (конференции), принимает в члены коллегии и в состав стажеров, организует юридические консультации и назначает их заведующих. Контролирует качество работы адвокатов, обеспечивает их методической помощью и правовыми материалами, необходимыми для профессиональной деятельности, проверяет соблюдение порядка оплаты юридической помощи, оказываемой адвокатами, принимает решения по фактам недостойного поведения адвокатов и применяет меры дисциплинарного воздействия к провинившимся, представляет коллегию в центральных и местных органах государственной власти и т. д. Председатель президиума коллегии адвокатов избирается на заседаниях президиума из числа его членов либо непосредственно на собраниях (конференциях) тайным голосованием на альтернативной основе. Его функции - организация текущей работы президиума; внесение на его рассмотрение вопросов о приеме в коллегию новых членов, о допуске желающих к стажировке, о наложении дисциплинарных взысканий или об отчислении из коллегии; председательствование на заседаниях президиума и ряд других. Ревизионная комиссия - избираемый общим собранием (конференцией) из числа адвокатов орган, основное назначение которого состоит в осуществлении контроля за правильным ведением финансово-хозяйственной деятельности президиумом и юридическими консультациями. Юридические консультации создаются в районах, городах и иных населенных пунктах для содействия адвокатам в успешном осуществлении их профессионального долга (см.: юридическая консультация). Финансовые средства коллегий образуются главным образом за счет отчислений из гонораров, получаемых адвокатами за оказание юридической помощи. Размер отчислений устанавливается общими собраниями (конференциями) коллегий.
Современная российская А. - продукт многолетней эволюции и неоднократных потрясений, периодов процветания, прозябания и даже полного упразднения. Ее родоначальницей была присяжная адвокатура, учрежденная в 1864 г. (К. Г.)

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ВЛАСТЬ - понятие, наиболее часто используемое в конституционном и административном праве, причем в разных значениях. 1) В наиболее широком смысле А. в. - подвид государственной власти, деятельность органов исполнительной власти, связанная с осуществлением исполнительных и распорядительных функций. 2) Несколько уже А. в. рассматривается как деятельность только той части органов исполнительной власти, которые связаны с правоохранительными функциями государства, например, органы внутренних дел, налоговой полиции, таможни и др. Иначе говоря, решающим фактором в данном случае является право соответствующих органов на распорядительство в сфере своего ведения, в том числе на применение внесудебного принуждения к гражданам и организациям. (С. А.)

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - вид юридической ответственности. Выражается в применении к виновным гражданам, должностным лицам и юридическим лицам мор административного взыскания. Последние налагаются компетентными органами и должностными лицами государства на правонарушителей, которые им непосредственно не подчинены. Применение мер А. о. не влечет судимости гражданина, его увольнения с основного места работы. Меры А. о. налагаются в соответствии с законодательством в особом порядке, который именуется производством по делам об административных правонарушениях. Главным актом в этой сфере является Кодекс РСФСР об административных правонарушениях 1984 г. с многочисленными последующими изменениями и дополнениями, но А. о. устанавливается и многими федеральными законами РФ, а также законами субъектов РФ и некоторыми актами представительных органов местного самоуправления (см.: Административное взыскание). (С. А.)

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮСТИЦИЯ - система административных судов и иных специальных органов, рассматривающих дела и споры в сфере государственного управления. (С. А.)

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ВЗЫСКАНИЕ - мера государственного принуждения. применяемая к лицу, совершившему административное правонарушение, ответственность за которое устанавливается, как правило, предписаниями действующего в настоящее время Кодекса РСФСР об административных правонарушениях. Перечень А. в. закреплен в ст. 24 КоАП. К ним отнесены: предупреждение, штраф; возмездное изъятие или конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортными средствами. права охоты и др.); исправительные работы; административный арест; административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства. Наиболее распространенным А. в. является штраф - денежное взыскание, величина которого устанавливается в пределах от одной десятой до ста минимальных размеров оплаты труда, а равно до десятикратной величины стоимости похищенного, утраченного, поврежденного имущества либо размера незаконного дохода, полученного в результате административного правонарушения. В исключительных случаях в связи с выполнением обязательств, вытекающих из международных договоров, и особой необходимостью усиления административной ответственности законами РФ может быть установлен штраф в большем размере. Например, за невыполнение законных требований должностных лиц органов охраны континентального шельфа РФ об остановке судна, а равно воспрепятствование осуществлению этими должностными лицами возложенных на них полномочий, в том числе на осмотр судна, возможно применение штрафа в размере до трех тысяч минимальных размеров оплаты труда с конфискацией судна и орудий совершения правонарушения (ст. 84-'' КоАП). Правом применения А. в.наделен сравнительно широкий круг государственных органов и должностных лиц. Среди них особо выделяются органы и должностные лица системы Министерства внутренних дел РФ. Им принадлежит право применения А. в. за большую часть административных правонарушений. В применении А. в. участвуют и суды, к ведению которых отнесено разбирательство дел (материалов) о более чем сорока видах административных правонарушений. Это, как правило, правонарушения, влекущие самые строгие меры Л. в. - административный арест сроком до пятнадцати суток, исправительные работы на срок до двух месяцев, конфискацию имущества, штраф в крупных размерах. Ежегодно районные суды рассматривают от двух до трех миллионов такого рода дел (материалов). Со временем эту функцию будут выполнять учреждаемые мировые судьи. (К. Г.)

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО - отрасль права. Регулирует общественные отношения в сфере государственного управления, иначе говоря - отношения, возникающие в связи с осуществлением исполнительной власти в государстве. Использование термина "административное" в наименовании данной отрасли права можно объяснить следующими факторами: эта отрасль права регулирует общественные- отношения, возникающие в связи с деятельностью государственной администрации. т. е. органов, осуществляющих от имени государства текущее управление всеми его делами; в деятельности соответствующих органов достаточно очевидны элементы распорядительства в целях общего и оперативного управления и достижения задач, поставленных перед ними, т. е., образно говоря, "администрирования". (С. А.)

АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНАЯ СИСТЕМА - понятие, появившееся на волне процессов демократизации советского и российского общества в 90-е годы. Использовалось (и используется) для обозначения такой политико-государственной организации, в которой политическая и социально-экономическая жизнь, управление общественными и государственными делами, пределы личной свободы человека подчинены жестким рамкам и диктату сверху. Они облекаются не столько в форму закона, сколько в систему командных правил и обыкновений, неукоснительное и даже бездумное следование которым является безусловным. А.-к. с. означает чрезмерную централизацию в управлении страной, создание иерархической вертикали, в которой нижестоящие звенья подчинены вышестоящим и последние не только отдают соответствующие указания, но и могут нейтрализовать любой неугодный шаг нижестоящих органов, лишая их тем самым всякой самостоятельности. А.-к. с. обеспечивала примат марксистско-ленинской идеологии, господствующее положение одной политической партии, исключала политический плюрализм. свободу мнений. В конце концов А--к. с. привела к кризису общества и власти, застою, на преодоление которых направлены процессы демократизации и конституционно-политические реформы в стране. (С. А.)

АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА - часть территории государства, на которой создаются и действуют органы государственной власти или органы местного самоуправления. В Российской Федерации А.-т. е. - часть территории субъекта РФ - республики. края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. А.-т. е. может представлять собой отдельный населенный пункт (город, поселок), часть населенного пункта (район в городе), несколько населенных пунктов и окружающую их местность (район, сельсовет, волость, сельский округ). В субъектах РФ существуют следующие виды А.-т.е.: 1) города республиканского, краевого, областного, окружного значения - города, входящие непосредственно в республику, край, область, автономную область, автономный округ; эти города могут быть двух видов - состоящие из территории только в пределах городской черты; состоящие из данной территория, а также территории района, 2) города районного значения - города, входящие в состав сельских районов; 3) районы в сельской местности; 4) районы в городах (городские районы); 5) сельсоветы (волости, сельские округа) - А.-т. е. в сельской местности, включающие в себя от 5-6 до 14-20 сел и деревень вместе с прилегающей к ним территорией (полями, пастбищами. лесами и т. п.); 6) поселки рабочие, курортные, дачные, которые могут входить в состав как районов, так и городов.
Такие населенные пункты сельской местности, как села и деревни, не являются А.-т. е., они входят в состав сельсоветов(волостей,сельских округов). Это относится также к хуторам, отдельно расположенным группам домов (например, на железнодорожном разъезде): обычно они не считаются отдельными населенными пунктами и приписываются к селам, деревням или поселкам. Поселки также не обязательно являются А.-т. е., это могут быть и просто географические населенные пункты в составе сельсоветов или городов. Населенные пункты у некоторых народов Кавказа - аулы - как правило являются частью сельсоветов и гораздо реже - самостоятельными А.-т. е. Станицы - населенные пункты проживания казаков в Ростовской области, Краснодарском и Ставропольском краях и др. - в зависимости от численности населения имеют статус таких А.-т. е., как города, поселки, сельсоветы или же не имеют статуса А.-т. е. и входят в состав сельсоветов (см. также: Административно-территориальное устройство). (С. А.)

АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО - деление территории государства на части - административно-территориальные единицы, - в рамках которых осуществляется управление государственными делами и(или)самоуправление населения (местное самоуправление), создаются органы государственной власти или органы местного самоуправления. В качестве равнозначного часто используется понятие "административно-территориальное деление". В Российской Федерации А.-т. у. - категория, которая относится к уровню только субъектов РФ - республик в составе РФ, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. То есть будет ошибочно сказать "А.-т. у. РФ", поскольку Российская Федерация состоит не из административно-территориальных единиц, а из государств и государственно-территориальных образований. Можно говорить лишь об А.-т. у. республики, области и т. д. Понятием А.-т. у. охватываются следующие вопросы: система административно-территориальных единиц, порядок их образования и упразднения; отнесение населенных пунктов к той или иной категории административно-территориальных единиц; установление и изменение границ административно-территориальных единиц; установление административных центров административно-территориальных единиц, включающих в себя несколько населенных пунктов; наименование и переименование административно-территориальных единиц, отдельных населенных пунктов, их улиц, площадей и других частей; регистрация населенных пунктов, учет изменений в А.-т. у. Все такие вопросы ранее регулировались актом республиканского уровня - Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 августа 1982 г. "О порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР". Конституция РФ 1993 г. не назвала вопросы А.-т. у. предметом совместного ведения РФ и ее субъектов. Последние поняли это таким образом, что А.-т. у. относится полностью к их ведению. Многие субъекты РФ приняли свои законы об А.-т. у., однако из-за разнобоя в этом регулировании выявляется необходимость в федеральном акте основополагающего характера, в котором единообразно (насколько это возможно) устанавливались бы общие правила решения вопросов А.-т. у. Тем более что к ведению РФ согласно ст. 71 Конституции РФ относится "федеративное устройство и территория Российской Федерации"', а каждая административно-территориальная единица - это, в конце концов, часть территории РФ. Виды административно-территориальных единиц были названы выше (см.: Административно-территориальная единица). Указ 1982 г. установил некоторые критерии для образования административно-территориальных единиц. Например, чтобы отнести город к категории республиканского (на то время - автономной республики), краевого, областного подчинения (теперь вместо "подчинения" используется термин "значение"), населенный пункт должен был являться экономическим и культурным центром, иметь развитую промышленность и численность населения, как правило, свыше 50 тыс. человек. К категории городов окружного подчинения можно было отнести населенные пункты, являющиеся в автономном округе промышленными и культурными центрами с численностью населения не менее 15 тыс. человек. К категории городов районного подчинения относились населенные пункты, являющиеся промышленными и культурными центрами с численностью населения не менее 12 тыс. человек, из которых рабочие, служащие и члены их семей составляли не менее 85%. Рабочие поселки - населенные пункты, на территории которых имелись промышленные предприятия, стройки, железнодорожные узлы и т.д.. с численностью населения не менее 3 тыс. человек, из которых рабочие, служащие и члены их семей составляли не менее 85%, а также населенные пункты, на территории которых находились вузы и научно-исследовательские учреждения. В курортных поселках численность населения должна была составлять не менее 2 тыс. человек при условии, что количество приезжающих ежегодно для лечения и отдыха в эт при решении этих вопросов выявлялось и учитывалось мнение населения. Более того. жители могут быть и инициаторами соответствующих территориальных изменений. В принципе так же производятся установление и изменение границ административно-территориальных единиц, установление и перенесение их административных центров. Переименование административно-территориальных единиц и населенных пунктов. присвоение им имен известных лиц производятся решением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ (необходимость последующего внесения изменений в географические карты и другие документы требует. чтобы вопрос решался на этом уровне). Следует иметь в виду, что если образование, упразднение или реорганизация административно-территориальных единиц затрагивает интересы двух и более районов и городов, решение вопроса восходит на уровень субъекта РФ. То же происходит в случае, если население не согласно с производимыми реформами. Наименование и переименование улиц, площадей и других составных частей населенных пунктов, а также предприятий, учреждений, организаций, других объектов производятся представительным органом местного самоуправления данного населенного пункта или административно-территориальной единицы, в которую он входит. Если представительного органа нет, вопросы решает глава муниципального образования. Все вновь появившиеся населенные пункты подлежат регистрации, (т. е. официально фиксируются). Населенный пункт включается в соответствующую административно-территориальную единицу. Регистрацию производит представительный орган государственной власти субъекта РФ по представлению районных, городских органов местного самоуправления и с учетом мнения исполнительной власти субъекта, при этом населенный пункт получает и свое официальное наименование. Все изменения в системе А.-т. у. подлежат учету. Его ведут главы муниципальных образований сельсоветов, районов, городов, органы исполнительной власти субъектов РФ. (С. А.)

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ СУДЫ - в ряде зарубежных стран (Австрия. ФРГ, Италия, Франция, Испания, Швеция, Польша и др.) суды, рассматривающие споры, возникающие в связи с деятельностью органов управления, в том числе жалобы граждан на их решения и действия. (С. А.)

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ АРЕСТ - мера административного взыскания, применяемая в виде исключения. Его суть заключается в непродолжительном лишении свободы - на срок до пятнадцати суток. Судебные решения о назначении такой меры взыскания приводятся в исполнение милицией. А. а. не может применяться к беременным женщинам; женщинам, имеющим детей в возрасте до двенадцати лет; к лицам, не достигшим восемнадцати лет; к инвалидам первой и второй групп. (К. Г.)

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ КОДЕКС - см.: Кодекс РСФСР об административных правонарушениях.
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР - вид государственной деятельности, заключающийся в наблюдении за исполнением предписаний законов, иных нормативных актов в различных сферах государственного управления. Как правило, А. н. осуществляется в тех областях, где соблюдение соответствующих норм необходимо для обеспечения безопасности производства и защиты интересов граждан. Это - горный и промышленный надзор, пожарная безопасность, правила дорожного движения, санитарно-эпидемиологическое благополучие, торговля, архитектура и строительство и др. А.н. осуществляют органы надзора, государственные инспекции, федеральные службы и т. д. Органы А. н. по вопросам своего ведения вправе проверять поднадзорные объекты, беспрепятственно посещать их, согласовывать проведение тех или иных работ, участвовать в приемке объектов, расследований аварий, приостанавливать производство, давать обязательные для исполнения предписания и т. д. Большинство центральных органов систем А. н. обладает правом принимать нормативные акты по своему профилю, содержащие технико-юридические нормы и правила, соблюдение которых позволяет избежать аварий, несчастных случаев, обеспечить здоровье населения и т. д. Главными задачами органов А. н. является организация нормальной деятельности в поднадзорных сферах, пресечение нарушений правовых норм. Но они имеют и право привлечения к административной ответственности виновных лиц. (С. А.)

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ СОВЕТ - наименование правительства в КНДР.
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ЦЕНТР - населенный пункт, являющийся центром субъекта федерации, административно-территориальной единицы. По отношению к государству в целом или его субъекту, являющемуся республикой (т.е. государством). А. ц. именуется столицей. (С. А.)

Ссылка на страницу: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Теги: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Просмотров: 38 | Добавил: creditor | Теги: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА | Рейтинг: 0.0/0

ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам

Всего комментариев: 0
avatar
close