Главная » СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА


16:57
СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

г. Новосибирск | 2010 г.
Редакция: Мандрик Р.А.

АРМИЯ - совокупность специально создаваемых военизированных формирований для защиты государства и обеспечения его внешней безопасности: 1) воинские части и подразделения системы Министерства обороны государства; 2) все вооруженные силы государства (части и подразделения Министерства обороны, контингент пограничных войск, внутренних войск, воинских подразделений системы службы безопасности, железнодорожные войска и т. д.).
В обиходном обороте под А. понимают сухопутные воинские подразделения и военно-морской флот. Внутри подразделений Министерства обороны отдельные крупные войсковые формирования также могут называться А. (см. также: Вооруженные Силы Российской Федерации). (С. А.)

АСИММЕТРИЧНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ - понятие науки конституционного права, используемое при характеристике федеративных государств. А. ф. называют федерацию, субъекты (члены) которой имеют неодинаковый юридический статус, т. е. у одних субъектов (членов) больше прав, чем у других.
Наглядным примером А. ф. была Российская Федерация после официального провозглашения Федеративным договором от 31 марта 1992 г., а также конституционной реформой 21 апреля 1992 г. ее субъектами республик в составе РФ, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов. Статус этих субъектов тогда существенно отличался от статуса республик, что наглядно иллюстрируют многие факты, в частности: республика самостоятельно принимала свою Конституцию, уставы же остальных субъектов подлежали регистрации в Президиуме Верховного Совета РФ; в регистрации могло быть отказано в случае несоответствия устава законам РФ; о республике федеральная Конституция говорила, что она обладает всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, о других субъектах такого сказано не было; республика имела право на свои законы, другие субъекты - нет (хотя они и поставили этот вопрос при заключении Федеративного договора, но только права не получили); Федеративный договор дал субъектам возможность своего правотворчества, однако круг его вопросов для республик был шире; законы республик центр не мог ни отменить, ни приостановить, можно было лишь их оспорить в Конституционном Суде РФ; решения Советов народных депутатов остальных субъектов мог отменить Верховный Совет РФ; систему органов власти и управления республика устанавливала самостоятельно, для других субъектов система была регламентирована Конституцией РФ, и отступления от нее были невозможны; глава республики сразу же стал избираться населением; главы исполнительной власти иных субъектов до самого последнего времени назначались Президентом РФ (лишь в некоторых субъектах он разрешил выборы) и только с 1996 г. в массовом порядке состоялись выборы глав администраций (губернаторов) этих субъектов; в отношении президента республики Президент РФ не имел никаких дисциплинарных прав, в отношении же глав исполнительной власти иных субъектов он имел их в форме замечания, предупреждения о неполном служебном соответствии, освобождения от должности; вопросы внутреннего административно-территориального деления республики были вопросом только ее ведения, для остальных субъектов - это совместное ведение с РФ; чрезвычайное положение на территории республики можно было ввести лишь с ее согласия, на территории края, области - по согласованию с их органами власти, на территории автономной области, автономного округа - с уведомлением их органов власти и др.
Конституция 1993 г, провозгласила, что субъекты РФ являются равноправными. И подавляющее большинство перечисленных проявлений асимметричности остались историей. Однако некоторые продолжают существовать. Например, федеральная Конституция предусматривает, что лишь республики имеют свои конституции, остальные субъекты - уставы. Как государства республики имеют свое гражданство, что не характерно для остальных субъектов, являющихся национально-государственными или территориально-государственными образованиями. Еще больше таких признаков асимметричности можно обнаружить в конституциях отдельных республик, которые провозглашают себя суверенными государствами, предусматривают, что земля и иные природные ресурсы являются исключительно достоянием народа республики, закрепляют за органами государственной власти республики право приостановления федеральных актов и др. Определенная асимметричность видна и в ряде двусторонних договоров между субъектами РФ и Российской Федерацией о разграничении предметов ведения и полномочий; этими документами в ведение субъектов передаются некоторые полномочия, которые согласно федеральной Конституции относятся к компетенции РФ; соответственно другие субъекты не располагают такими полномочиями. Особенно болезненным на практике является вопрос о том, что в ряде случаев при внешнем правовом равенстве субъектов фактически некоторые имеют преимущества. Например, все равны в обязанности перечислять собираемые на их территории налоги в федеральный бюджет и получать далее свою долю отчислений из последнего. Однако одни субъекты в полном объеме выполняют свои обязанности и являются донорами федерального бюджета (т. е. дают больше, чем потребляют), другие же живут на дотации из федерального бюджета. Некоторые субъекты договариваются с центром таким образом, что значительную часть собираемых налогов не перечисляют в федеральный бюджет, а сразу же оставляют в своем распоряжении. Это вызывает недовольство остальных субъектов и желание получить такую же привилегию.
Вопрос об устранении или о сохранении асимметричности является предметом острых споров ученых, практиков. Одни считают, что асимметричность резко противоречит природе федеративного государства и должна быть полностью ликвидирована. Другие полагают, что асимметричность позволяет учитывать специфику отдельных субъектов и поэтому не вредит федерации, а является одним из конструктивных диалектических средств федеративного строительства. (С. А.)

АТРИБУТЫ ГОСУДАРСТВА - то же, что и официальные символы государства. дающие представление о природе (сущности) государства и тех ценностях, которых оно придерживается. А. г. являются государственные флаг, герб и гимн. Они устанавливаются конституцией государства, а их подробное описание и порядок использования определяются в специальном законе или ином акте общегосударственного значения (см.: Символы государства. Флаг. Герб. Гимн. Государственный флаг Российской Федерации. Государственный герб Российской Федерации. Государственный гимн Российской Федерации). (С. А.)

АТТЕСТАЦИЯ - понятие, используемое в конституционном, административном и трудовом праве в нескольких значениях.
1) А. - оценка профессионального уровня работника, его соответствия занимаемой должности, возможности его повышения (либо понижения) по службе, присвоения работнику квалификационного разряда или постановки вопроса о присвоении звания, свидетельствующего о высокой квалификации работника.
Например, для государственных служащих возможность А. предусмотрена Федеральным законом ''Об основах государственной службы в Российской Федерации" от 5 июля 1995 г. Согласно ст. 24, для определения уровня профессиональной подготовки и соответствия государственного служащего занимаемой должности, а также для решения вопроса о присвоении государственному служащему квалификационного разряда приводится его А. Она проводится не чаще одного раза в 2 года, но не реже одного раза в 4 года (см. также: Квалификационная аттестация судей). 2) Федеральный закон 1992 г. "Об образовании" (в редакции от 12 июля 1995 г.) предусматривает А. образовательного учреждения. Она проводится по его заявлению государственной аттестационной службой либо по ее поручению или доверенности органами государственной власти, органами управления образованием и органами местного самоуправления с привлечением ведущих образовательных учреждений, общественности. А. проводится один раз в 5 лет, если иное не предусмотрено законом. Затраты на проведение оплачиваются образовательным учреждением.
Целью и содержанием А. является установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных образовательных стандартов. Условием аттестации образовательного учреждения являются положительные результаты итоговой А. не менее чем половины его выпускников в течение трех последовательных лет.
Первая А. вновь созданного образовательного учреждения может проводиться по его заявлению после первого выпуска обучавшихся, но не ранее чем через 3 года после получения лицензии при условии положительных результатов итоговой А. не менее чем половины его выпускников. Первая А. вновь создаваемых образовательных учреждений начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования может проводиться поэтапно по ступеням образования. Образовательное учреждение может быть лишено государственной аккредитации по результатам А. Аттестационное заключение государственной аттестационной службы может быть обжаловано в суд только в части процедуры А. Образовательное учреждение вправе потребовать повторной А. не ранее чем через 12 месяцев с момента отказа ему в государственной аккредитации. 3) Федеральный закон "Об образовании" 1992 г. (в редакции от 12 июля 1995 г.) предусматривает также А. учащихся образовательных учреждений. Она проводится в виде поэтапной А., по результатам которой лицо допускается к следующему этапу обучения, а также итоговой А., по результатам которой лицо получает документ об окончании данного образовательного учреждения и получении соответствующего вида образования. (С. А.)

АУДИТОР СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - должностное лицо, предусмотренное Конституцией РФ. Согласно ст. 102 и 103, Государственная Дума назначает на должность и освобождает от должности Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов, а заместителя Председателя Счетной палаты и другую половину се аудиторов назначает Совет Федерации.
В соответствии с Федеральным законом "О Счетной палате Российской Федерации" от 18 ноября 1994 г. Счетная палата РФ является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему. Счетная палата РФ состоит из Председателя, заместителя Председателя и 12 аудиторов. Они назначаются на должность соответствующей палатой на срок 6 лет.
Согласно Закону, аудиторы Счетной палаты РФ - должностные лица, возглавляющие определенные направления деятельности Счетной палаты РФ, которые охватывают комплекс, группу или совокупность ряда доходных или расходных статей федерального бюджета, объединенных единством назначения. Аудиторами Счетной палаты РФ назначаются граждане РФ, имеющие высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного контроля, экономики, финансов. Аудиторы Счетной палаты РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают все вопросы организации деятельности возглавляемого ими направления и несут ответственность за ее результаты. Аудиторы Счетной палаты РФ имеют право присутствовать на заседаниях Федерального Собрания и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, коллегий федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов. В соответствии с планом работы Счетной палаты РФ аудиторы проводят ревизии и комплексные проверки расходования государственных средств, исполнения бюджета, перечисления средств в бюджет, законности производственно-хозяйственной деятельности, достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Счетная палата РФ проводит также экспертизы и дает заключения по проекту федерального бюджет, проблемам бюджетно-финансовой политики и совершенствования бюджетного процесса в Российской Федерации, проектам нормативных актов по бюджетно-финансовым вопросам, вносимым на рассмотрение Государственной Думы, и др.
Аудиторы Счетной палаты РФ не могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью (кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности).
Председатель Счетной палаты РФ, его заместитель, аудиторы Счетной палаты РФ не могут быть задержаны, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия той палаты Федерального Собрания, которая их назначила на должность в Счетную палату РФ. Уголовное дело в отношении их может быть возбуждено только Генеральным прокурором РФ. Председатель Счетной палаты РФ, его заместитель и аудиторы Счетной палаты РФ обладают гарантиями профессиональной независимости. Они могут быть досрочно освобождены от должности решением соответствующей палаты лишь в случаях: нарушения ими законодательства РФ или совершения злоупотребления по службе (за это решение должны проголосовать не менее 2/3 от общего числа депутатов (членов) соответствующей палаты); личного заявления об отставке; признания их недееспособными вступившим в законную силу решением суда; достижения ими возраста 65 лет; формирования палаты Федерального Собрания нового созыва, причем решение палата может принять не ранее чем через 6 месяцев после начала ее работы и не менее чем 2/3 голосов. ГС. А.)

АФГАНИСТАН (Исламское Государство Афганистан) - государство в Центральной Азии. Приобрело независимость 19 августа 1913 г. Столица - г. Кабул. В административном отношении А-разделен на 31 провинцию. По форме правления А. - исламская республика (по Конституции 1964 г. - конституционная монархия, свергнута в 1973 г.). До 28 апреля 1992 г. действовала Конституция Республики Афганистан от 30 ноября 1987 г.
Конституционный строй А. фактически уничтожен в ходе войны 1979- 1989 гг. и последующих боевых действий между враждующими политико-этническими группировками.
Законодательным органом по Конституции 1987 г. являлся двухпалатный парламент - Национальный совет, - состоявший из Сената и Палаты представителей, избранных в апреле 1988 г. сроком на 5 лет и распущенных в мае 1992 г. Новыми властями в январе 1993 г. созван новый парламент в составе 205 депутатов.
Исполнительная власть осуществляется коалиционным правительством - "Кабинетом согласия".
Ввиду продолжающегося военного противостояния в стране общие для всей страны органы законодательной и исполнительной власти практически отсутствуют. (А. К.)

БАГАМСКИЕ ОСТРОВА (Содружество Багамских островов) - островное государство в Атлантическом океане к северу от Больших Антильских островов. Независимость провозглашена 10 июля 1973 г. Член Британского Содружества. Столица - г. Нассау.
В административном отношении делится на 21 округ.
Действует Конституция 1973 г., выработанная на Лондонской конференции. Британская Королева назначает генерал-губернатора. Законодательная власть представлена двухпалатным парламентом: Сенатом из 16 сенаторов (все назначаются генерал-губернатором сроком на 5 лет) и нижней палатой - Палатой Собрания - в составе 49 депутатов, избираемых на 5 лет всеобщим голосованием.
Исполнительная власть осуществляется правительством, Генерал-губернатор назначает лидера партии парламентского большинства премьер-министром. (А. К.)

БАЛАНС - применительно к материально-финансовым аспектам деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления может означать: планируемое или итоговое соотношение доходов и расходов федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета; соотношение экономических показателей работы отраслей и в целом народного хозяйства на соответствующей территории; нахождение имущества в ведении (собственности) соответствующих органов (отсюда выражение "быть на балансе"). (С. А.)

БАЛАНС ВЛАСТЕЙ - соотношение общего положения и полномочий законодательной, исполнительной и судебной властей в государстве, закрепленное в конституции и(или) сложившееся фактически. (С. А.)

БАЛЛОТИРОВКА - участие в выборах в качестве кандидата в депутаты или на выборную должность. (С. А.)

БАНГЛАДЕШ (Народная Республика Бангладеш) - государство на юге Азии, образованное в 1971 г. в результате сецессии (с 1947 по 1971 г. - восточная часть Пакистана). Член Британского Содружества. Столица - г. Дакка.
Административное деление: 4 области, делятся на 19 округов.
Конституция принята в 1972 г. (поправки - в 1988, 1991 гг.).
По Конституции Б. (в редакции 1991 г.) - парламентская республика.
Президент избирается всеобщим голосованием. Одновременно избирается и вице-президент. Срок полномочий каждого - 5 лет с правом переизбрания еще на один срок.
Парламент - Джатья Сангсада - однопалатный, состоит из 330 депутатов (из них 30 мест зарезервированы за депутатами-женщинами), избираемых на 5 лет.
Исполнительная власть осуществляется Президентом совместно с правительством. (А. К.)

БАНК - кредитная организация, имеющая право осуществлять в совокупности такие банковские операции, как привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц; размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Основы банковской системы РФ и банковской деятельности в Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ закрепляются Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" (в редакции от 8 июля 1999 г.) и другими нормативными правовыми актами. Банковская система РФ включает Центральный банк РФ (Банк России), кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных Б. ГС. А.)

БАНК РОССИИ - Центральный банк РФ, статус которого определяется Конституцией РФ, Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" (в редакции от 8 июля 1999 г.), Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (в редакции от 4 марта 1998 г.) и другими нормативными актами.
Б. Р. - государственный орган. Основные цели его деятельности: защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы РФ; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. Получение прибыли не является целью деятельности Б. Р. Б. Р. во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля; монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение; устанавливает правила осуществления расчетов в РФ, проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций;
регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями; осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок расчетов с иностранными государствами; организует и осуществляет валютный контроль и др.
В соответствии с Законом Б. Р. подотчетен Государственной Думе. Это означает, что Государственная Дума назначает на должность и освобождает от должности по представлению Президента РФ Председателя Б. Р.; назначает на должность и освобождает от должности членов Совета директоров Б. Р.; определяет аудиторскую фирму для аудиторской проверки Б. Р.; проводит парламентские слушания о деятельности Б. Р. В свою очередь, Б. Р. представляет Государственной Думе на рассмотрение годовой отчет, аудиторское заключение, а также доклады о деятельности Б. Р. (два раза в год - по представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики). Кроме того, Б. Р. представляет Государственной Думе, Президенту и Правительству РФ информацию в порядке, установленном федеральными законами.
В остальном Б. Р. в своей деятельности независим.
По вопросам, отнесенным к его компетенции, Б. Р. издает нормативные акты, обязательные для всех органов государственной власти и органов местного самоуправления, юридических и физических лиц.
Назначение Председателя Б. Р. производится на сессии Государственной Думы, ближайшей к моменту истечения полномочий функционирующего Председателя Б. Р. Назначается он на 4 года. Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя Б. Р. более трех сроков подряд. Государственная Дума может освободить от должности Председателя Б. Р. лишь по представлению Президента и только в следующих случаях: истечение срока полномочий; невозможность исполнения служебных обязанностей, подтвержденная заключением государственной медицинской комиссии; личное заявление об отставке; совершение уголовно наказуемого деяния, установленного вступившим в законную силу приговором суда; нарушение федеральных законов, которые регулируют вопросы, связанные с деятельностью Б. Р.
Назначение 12 членов Совета директоров Б. Р. (работают в Б. Р. на постоянной основе) осуществляется Государственной Думой сроком на 4 года по представлению Председателя Б. Р., согласованному с Президентом РФ. Освобождение этих лиц от должности по истечении срока их полномочий осуществляется самим Председателем Б. Р., а до истечения срока полномочий - Государственной Думой по представлению Председателя Б. Р.
В целях совершенствования денежно-кредитной системы РФ при Б. Р. создается Национальный банковский совет, состоящий из представителей палат Федерального Собрания (по два от каждой), по одному представителю от Президента РФ, Правительства РФ, Министра экономики РФ и Министра финансов РФ, представителей Б. Р., кредитных организаций, а также экспертов. (С. А.)

БАРБАДОС - островное государство в Вест-Индии в Карибском море. Независимость предоставлена 30 ноября 1966 г. Член Британского Содружества. Столица - г. Бриджтаун. Административное деление - 11 районов (париш).
Конституция вступила в силу 30 ноября 1966 г.
Британская Королева назначает генерал-губернатора.
Парламент двухпалатный - Сенат (21 сенатор, назначаемый генерал-губернатором на 5 лет, из них 12 сенаторов назначаются по рекомендации премьер-министра, два - по рекомендации лидера оппозиции, семь - по усмотрению самого генерал-губернатора) и Палата Собрания в составе 28 депутатов, избираемых сроком на 5 лет.
Лидер партии парламентского большинства формирует правительство. хотя формально премьер-министра назначает генерал-губернатор. (А. К.)

БАХРЕЙН (Государство Бахрейн) - островное государство в Персидском заливе. Независимость Б. получил в 1971 г. Столица - г. Манама.
Наследственная абсолютная монархия (эмират) с элементами конституционной монархии. Конституция принята в 1973 г. (фактически ее действие приостановлено в 1975 г.).
Глава государства - эмир. При нем действует Консультативный Совет туры (30 членов).
По Конституции законодательные функции осуществляются Национальным собранием в составе 30 депутатов и всех членов правительства (распущено в августе 1975 г. и с тех пор не созывается).
Глава правительства - премьер-министр - назначается эмиром.
Деятельность политических партий и профсоюзов запрещена. (А. К.)

Ссылка на страницу: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Теги: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Просмотров: 167 | | Рейтинг: 0.0/0 Символов: 23696

ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам

Всего комментариев: 0
avatar


close