Главная » СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА


16:58
СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

г. Новосибирск | 2010 г.
Редакция: Мандрик Р.А.

БАШКОРТОСТАН - Республика Башкортостан - состоит в Российской Федерации. Конституция принята 24 декабря 1993 г. Столица - г. Уфа.
Согласно Конституции, Б. - суверенное демократическое правовое государство, выражающее волю и интересы всего многонационального народа республики (ст. 1). Наряду с этим в ст. 69 Конституции говорится, что Б. образован в результате реализации права башкирской нации на самоопределение и защищает интересы всего многонационального народа республики. Государственный суверенитет Б. есть ее неотъемлемое качественное состояние и распространяется на всю ее территорию в пределах существующих границ. Наименования государства "Республика Башкортостан" и "Башкортостан" - равнозначны.
Высшим представительным и единственным законодательным органом Б. является Государственное Собрание - Курултай Б. Государственное Собрание состоит из двух палат: Палаты Представителей и Законодательной Палаты. Одно и то же лицо не может быть депутатом обеих палат. Депутат Законодательной Палаты не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти. Срок полномочий Государственного Собрания - 4 года.
Палаты Государственного Собрания работают раздельно. Законодательная Палата - постоянно действующий законодательный орган Б. (ст. 85 Конституции). Депутаты Законодательной Палаты работают на профессиональной постоянной основе. Заседания Палаты Представителей проводятся по мере необходимости, но не менее четырех раз в год. Депутаты Палаты Представителей освобождаются от выполнения служебных или производственных обязанностей на время осуществления депутатских полномочий.
Главой Б. является Президент Б. Он выступает гарантом прав и свобод человека и гражданина, соблюдения Конституции Б. и законов Б., а также международных договоров и соглашений Б., защищает государственный суверенитет, экономические и политические интересы Б. Президент как глава Б. является его высшим должностным лицом, представляющим Республику Башкортостан внутри нее и в международных отношениях.
Президент избирается путем всеобщих выборов сроком на о лет. Президентом может быть избран гражданин Б. не моложе 35 и не старше 65 лет, обладающий избирательным правом, проживший на территории Б. не менее 10 лет и владеющий башкирским и русским языками.
Важнейшие прерогативы Президента Б.: он обладает правом законодательной инициативы; подписывает и обнародует законы Б.; обладает правом вето; представляет не реже одного раза в год доклады Государственному Собранию о положении в республике, обращается с посланиями к народу Б. и Государственному Собранию; назначает Премьер-министра Б. с согласия Государственного Собрания, остальных членов Кабинета Министров - по представлению Премьер-министра, руководит деятельностью Кабинета Министров, принимает отставку Кабинета Министров с согласия Государственного Собрания; опротестовывает и приостанавливает самостоятельно или по заключению Конституционного Суда Б. действие актов государственных органов РФ на территории Б.; представляет Государственному Собранию кандидатуры на пост председателей и судов Б., кандидатуру для назначения на пост Прокурора Б.; назначает Председателя Национального банка Б.; формирует и возглавляет Совет безопасности Б.; назначает и освобождает глав администраций районов и городов, отменяет их постановления и распоряжения и др. Следует отметить, что некоторые из названных полномочий противоречат федеральному законодательству.
Кабинет Министров - Правительство Б. - является органом исполнительной власти, подотчетным Государственному Собранию и Президенту Б. Вновь образованный Кабинет Министров представляет на рассмотрение Президента и Государственного Собрания программу предстоящей деятельности на срок своих полномочий. Кабинет Министров не реже одного раза в год отчитывается о своей работе перед Государственным Собранием. В случае принятия Государственным Собранием решения о недоверии Кабинету Министров Президент распускает Правительство путем принятия постановления об отставке Кабинета Министров (ст. 102 Конституции Б.).
В Конституции Б. используется понятие "местная власть" применительно к местному государственному управлению и местному самоуправлению. Система местного государственного управления действует в районах и городах республиканского подчинения в лице представительного органа местной власти и местной администрации. Местное самоуправление осуществляется гражданами через формы прямого волеизъявления (референдумы, собрания, сходы), а также через выборные и другие органы местного самоуправления.
В Б. имеются Верховный Суд Б., Высший Арбитражный Суд Б., местные суды. В соответствии с Конституцией создан Конституционный Суд. Надзор за соблюдением законов осуществляет прокуратура Б. Для осуществления предварительного следствия согласно Конституции образуется Следственный комитет Б. (ст. 145). (С. А.)

БЕЖЕНЕЦ - категория международного права, а с определенного времени - и внутригосударственного права РФ. Имеются международная Конвенция о статусе Б. 1951 г., Протокол 1967 г., касающийся статуса Б. и распространивший Конвенцию на лиц, ставших беженцами в результате событий, имевших место после 19э1 г. Создано Управление Верховного Комиссара ООН по делам Б., действующее в соответствии с Уставом, принятым резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1950 г.
В России действует Федеральный закон "О беженцах" от 19 февраля 1993 г. в редакции от 23 мая 1997 г. Согласно Закону, Б. - это лицо, которое не является гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности. принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений либо не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.
Таким образом, категория "беженец" применяется по отношению к иностранцам и лицам без гражданства. К сожалению, межнациональные и внутринациональные столкновения на территории ряда бывших республик СССР, республик в составе РФ, а также военные действия в отдельных регионах России привели к тому, что места своего постоянного проживания вынуждены покидать лица, являющиеся гражданами РФ. Для того чтобы их отличать от Б., в российском законодательстве появилась категория "вынужденный переселенец". Принят Закон РФ "О вынужденных переселенцах" от 19 февраля 1993 г., действует в редакции Федерального закона от 22 ноября 1995 г.
Б. в России становится не любое лицо, а ходатайствующее о признании его Б. и получившее такой статус по решению компетентных властей государства. Исходя из этого Закон выделяет следующие категории лиц, ходатайствующих в России о признании их Б.: иностранные граждане, прибывшие или желающие прибыть на территорию РФ; лица без гражданства, прибывшие или желающие прибыть на территорию РФ; иностранные граждане и (или) лица без гражданства, пребывающие на территории РФ на законном основании.
Лицо, заявившее о желании быть признанным Б. и достигшее возраста восемнадцати лет, обязано лично или через уполномоченного на то представителя обратиться с ходатайством в письменной форме: 1) в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ вне государства своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства), если данное лицо еще не прибыло на территорию РФ; 2) в пост иммиграционного контроля Федеральной миграционной службы, а при его отсутствии в орган пограничного контроля Федеральной пограничной службы в пункте пропуска через Государственную границу РФ при пересечении данным лицом границы РФ; 3) в орган пограничного контроля, в территориальный орган внутренних дел или в территориальный орган Федеральной миграционной службы при вынужденном незаконном пересечении границы РФ; 4) в территориальный орган Федеральной миграционной службы по месту своего пребывания на законном основании на территории РФ. В свое ходатайство лицо вносит сведения о себе, а также о прибывших с ним членах его семьи, не достигших возраста восемнадцати лет.
Ходатайство, поданное в орган пограничного контроля, передается данным органом в пост иммиграционного контроля, а ходатайство от лица, незаконно пересекшего границу и подавшего ходатайство в орган пограничного контроля или орган внутренних дел, - в пост иммиграционного контроля или в территориальный орган Федеральной миграционной службы.
Предварительное рассмотрение ходатайства осуществляется: по лицам, находящимся вне пределов территории РФ, - дипломатическим представительством или консульским учреждением в течение одного месяца со дня поступления ходатайства; по лицам, находящимся в пункте пропуска через границу РФ или на территории РФ - постом иммиграционного контроля или территориальным органом Федеральной миграционной службы в течение пяти рабочих дней со дня поступления ходатайства. Названные органы принимают решение о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу либо от отказе от такого рассмотрения. Решение дипломатического представительства или консульского учреждения о выдаче свидетельства и материалы предварительного рассмотрения ходатайства в течение пяти рабочих дней направляются в Федеральную миграционную службу для выдачи свидетельства и рассмотрения ходатайства по существу. Если в выдаче свидетельства отказано в пункте пересечения границы РФ, лицо и члены его семьи в течение трех рабочих дней со дня получения уведомления об отказе обязаны покинуть пределы РФ. Если лицо находилось на территории РФ, при отказе оно обязано покинуть пределы РФ в течение одного месяца.
При принятии решения о выдаче свидетельства пост иммиграционного контроля или орган Федеральной миграционной службы оформляет на лицо и членов его семьи личное дело и в течение одних суток со дня принятия решения вручает или направляет данному лицу свидетельство установленной формы. Свидетельство является документом, удостоверяющим личность лица, ходатайствующего о признании его Б. В свидетельство заносятся данные о членах семьи, не достигших 18 лет. Каждый достигший 18 лет член семьи получает отдельное свидетельство. Лицу, ходатайствующему о признании его Б., не достигшему 18 лет и прибывшему на территорию РФ без сопровождения родителей или опекунов, также вручается свидетельство.
Свидетельство является основанием для регистрации в установленном порядке лица, ходатайствующего о признании его Б., и членов его семьи в территориальном органе внутренних дел на срок рассмотрения ходатайства по существу. Свидетельство является также основанием для получения лицом и членами его семьи направления в центр временного размещения, единовременного денежного пособия, питания и медицинской помощи, содействия в профессиональном обучении или трудоустройстве и др. Указанные лица обязаны соблюдать российские законы, порядок проживания, проходить обязательное медицинское освидетельствование. Они также обязаны сообщать в орган Федеральной миграционной службы достоверные сведения, необходимые для принятия решения о признании данных лиц Б.
Рассмотрение ходатайства о признании Б. по существу осуществляют: Федеральная миграционная служба непосредственно - в отношении лица, находящегося вне пределов территории РФ, в течение двух месяцев со дня принятия решения о выдаче свидетельства; территориальный орган Федеральной миграционной службы- в отношении лица, находящегося в центре временного размещения или ином месте пребывания на территории РФ, в течение трех месяцев. Решение о признании Б. вручается или направляется лицу в течение трех рабочих дней со дня принятия решения.
Решение о признании Б. является основанием для предоставления лицу и членам его семьи прав и возложения на них обязанностей, предусмотренных как Федеральным законом о беженцах, так и нормативными правовыми актами. Лицу, признанному Б. и достигшему возраста восемнадцати лет, выдается удостоверение установленной формы. Удостоверение действительно на всей территории РФ. Оно является основанием для регистрации лица, признанного Б., и членов его семьи в территориальном органе внутренних дел.
Лицо признается Б. на срок до трех лет с возможностью дальнейшего продления на каждый последующий год. Отказ в признании Б. предполагает, что лицо и члены его семьи обязаны в течение одного месяца покинуть территорию РФ.
Лицо, признанное Б., и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на: получение услуг переводчика и получение информации о своих правах и обязанностях, а также иной информации, касающейся их; получение содействия в оформлении документов для въезда на территорию РФ в случае, если данные лица находятся вне пределов территории РФ; получение содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания; получение питания и пользование коммунальными услугами в центре временного размещения до убытия к новому месту пребывания; охрану представителями территориального органа внутренних дел в центре временного размещения в целях обеспечения безопасности данных лиц; пользование жилым помещением, предоставляемым в порядке, определяемом Правительством РФ, из фонда жилья для временного поселения; медицинскую и лекарственную помощь наравне с гражданами РФ; получение содействия в направлении на профессиональное обучение или в трудоустройстве наравне с гражданами РФ; работу по найму или предпринимательскую деятельность наравне с гражданами РФ: социальную защиту, в том числе социальное обеспечение, наравне с гражданами РФ; получение содействия в устройстве детей в государственные или муниципальные дошкольные и общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения начального профессионального образования, а также в переводе их в образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования наравне с гражданами РФ; содействие Федеральной миграционной службы в получении сведений о родственниках, проживающих в государстве гражданской принадлежности Б. (его прежнего обычного местожительства); обращение с заявлением о предоставлении права на постоянное проживание на территории РФ или на приобретение гражданства РФ; участие в общественной деятельности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ; добровольное возвращение в государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства);
выезд на место жительства в иностранное государство и др.
Лицо утрачивает статус Б.: после получения разрешения на постоянное проживание на территории РФ либо при приобретении гражданства РФ; если оно снова добровольно воспользовалось защитой государства своей гражданской принадлежности; если, лишившись гражданства, снова его добровольно прибрело; если приобрело гражданство иностранного государства и пользуется защитой государства своей новой гражданской принадлежности; если добровольно вновь обосновалось в государстве, которое покинуло; если обстоятельств, из-за которых оно покинуло страну, более не существует.
Кроме того, Закон предусматривает такую санкцию, как лишение статуса Б. по решению Федеральной миграционной службы или ее территориального органа, если лицо: осуждено по вступившему в силу приговору суда за совершение преступления на территории РФ; сообщило заведомо ложные сведения, либо предъявило фальшивые документы, послужившие основанием для признания Б., либо допустило иное нарушение положений Федерального закона о беженцах.
Лицо, утратившее статус Б. или лишенное этого статуса и не имеющее иных законных оснований для пребывания на территории РФ, обязано покинуть РФ совместно с членами семьи в месячный срок со дня получения уведомления об утрате статуса Б. или о лишении статуса Б.
Федеральный закон о беженцах предусматривает определенные гарантии для Б. В частности, лицо, ходатайствующее о признании Б. или признанное Б., либо утратившее статус Б. или лишенное статуса Б., не может быть возвращено против его воли на территорию государства своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства) при сохранении в данном государстве обстоятельств, из-за которых лицо покинуло территорию. Кроме того, решения и действия (бездействие) органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ, органов местного самоуправления и должностных лиц, связанные с исполнением Закона, могут быть обжалованы в вышестоящий по подчиненности орган либо в суд. До принятия решения по жалобе лицо, подавшее жалобу, и члены его семьи имеют права, гарантированные Законом о Б.
Федеральный закон о Б. предусмотрел и такую возможность, как предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища, если они: имеют основания для признания Б., но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории РФ; не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным данным Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории РФ. Решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом Федеральной миграционной службы. Закон не устанавливает конкретных сроков и определяет, что лицо утрачивает временное убежище в связи с устранением обстоятельств, послуживших основанием для его предоставления, при получении права на постоянное проживание на территории РФ, при приобретении гражданства РФ или другого государства и при выезде за пределы РФ. (С. А.)

БЕЗГРАЖДАНСТВО - правовое состояние лица, не имеющего гражданства (подданства) какого-либо государства (см.: Лицо без гражданства). (С. А.)

БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННАЯ - см.: Государственная безопасность.
БЕЛАРУСЬ (Республика Беларусь) - согласно Конституции, принятой на референдуме 24 ноября 1996 г., - унитарное демократическое социальное правовое государство. Государственными языками являются белорусский и русский языки. Столица - г. Минск.
Конституция Б. гласит, что в Б. человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Б. является народ. Он осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией. Демократия в Б. осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. Государственная власть в Б. осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. В Б. устанавливается принцип верховенства права.
Собственность в Б. может быть государственной и частной. Недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства. Законом могут быть определены и другие объекты, которые находятся только в собственности государства, либо установлен особый порядок их перехода в частную собственность, а также закреплено исключительное право государства на осуществление отдельных видов деятельности.
В Конституции Б. (раздел II "Личность, общество, государство") закреплен широкий круг прав и свобод граждан. Особенность Конституции Б. - наличие раздела III "Избирательная система. Референдум". Активное избирательное право предоставляется с 18 лет. В выборах не участвуют лица: признанные судом недееспособными; содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. В голосовании не принимают участия лица, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, в качестве меры пресечения избрано содержание под стражей.
Конституция Б. предусматривает возможность отзыва депутатов по основаниям, предусмотренным законом. Голосование об отзыве проводится в порядке, предусмотренном для избрания депутата, по инициативе не менее 20% граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории.
Республиканские референдумы назначаются Президентом Б. по собственной инициативе, а также по предложению Палаты представителей и Совета Республики (решения принимаются на их раздельных заседаниях) либо по предложению не менее 4э0 тысяч граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30 тысяч от каждой из областей и города Минска. Местные референдумы назначаются соответствующими местными представительными органами по своей инициативе либо по предложению не менее \0% граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории.
Президент Б. является главой государства, гарантом Конституции Б., прав и свобод человека и гражданина. Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Б. в отношениях с иностранными государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Б., ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти.
Президентом может быть избран гражданин Б. по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Б. не менее 10 лет непосредственно перед выборами. Президент избирается путем всеобщих выборов на о лет. Одно и то же лицо не может быть Президентом более двух сроков (ст. 81 Конституции Б.). Кандидаты на должность Президента выдвигаются гражданами Б. при наличии не менее 100 тысяч подписей избирателей.
У Президента Б. широкие полномочия. Он: назначает республиканские референдумы; назначает очередные и внеочередные выборы в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы; распускает палаты в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией; назначает шесть членов
Центральной избирательной комиссии; образует, упраздняет и реорганизует Администрацию Президента, другие органы государственного управления, а также консультативно-совещательные и иные органы при Президенте; с согласия Палаты представителей назначает на должность Премьер-министра; определяет структуру Правительства Б.,назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов; с согласия Совета Республики назначает на должность Председателя Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда Б. из числа судей этих судов; с согласия Совета Республики назначает на должность судей Верховного Суда. судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной избирательной комиссии, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка;
назначает шесть судей Конституционного Суда, иных судей Б.; освобождает от должности Председателя и судей Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя и членов Центральной избирательной комиссии, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка по основаниям, предусмотренным законом, с уведомлением Совета Республики; назначает на должность и освобождает от должности Председателя Комитета государственного контроля; обращается с посланиями к народу Б. о положении в государстве и об основных направлениях внутренней и внешней политики; обращается с ежегодными посланиями к Парламенту, которые заслушиваются без обсуждения на заседаниях Палаты представителей и Совета Республики; имеет право участвовать в работе Парламента и его органов, выступать перед ними в любое время с речью или сообщением: имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Б.; назначает руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус; назначает представителей Президента в Парламенте и других должностных лиц, должности которых определены в соответствии с законодательством, если иное не предусмотрено Конституцией; ведет переговоры и подписывает международные договоры; вводит при наличии исключительных обстоятельств чрезвычайное положение на территории Б. или в отдельных ее местностях с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики; в случаях, предусмотренных законодательством, вправе отложить проведение забастовки или приостановить ее, но не более чем на трехмесячный срок; подписывает законы, имеет право отлагательного вето; имеет право отменять акты Правительства; непосредственно или через создаваемые им органы осуществляет контроль за соблюдением законодательства местными органами управления и самоуправления; имеет право приостанавливать решения местных Советов депутатов и отменять решения местных исполнительных и распорядительных органов в случае их несоответствия законодательству; формирует и возглавляет Совет Безопасности Б.; является Главнокомандующим Вооруженными Силами Б.; вводит на территории Б. в случае военной угрозы или нападения военное положение, объявляет полную или частичную мобилизацию с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики и др.
Президент Б. на основе и в соответствии с Конституцией издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на территории Б. В случаях, предусмотренных Конституцией, Президент издает декреты, имеющие силу законов.
Президент может быть смещен с должности в связи с совершением государственной измены или иного тяжкого преступления. Обвинение выдвигается Палатой представителей, а расследование организуется Советом Республики. Решение о смещении принимается не менее, чем двумя третями голосов от полного состава каждой палаты.
Парламент - Национальное собрание Б. - является представительным и законодательным органом Б. Парламент состоит из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики.
В составе Палаты представителей - 110 депутатов, избираемых всеобщими выборами. Совет Республики является палатой территориального представительства: от каждой области и от г. Минска на заседаниях депутатов местных Советов базового уровня каждой области и г. Минска - по восемь членов Совета Республики. Восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Б. Депутатом Палаты представителей может быть гражданин Б., достигший 21 года. Членом Совета Республики может быть гражданин Б., достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области (г. Минска) не менее пяти лет. Депутаты Палаты представителей осуществляют свои полномочия на профессиональной основе. Депутат этой палаты может быть одновременно членом Правительства, а член Совета Республики - нет.
Срок полномочий Парламента - 4 года. Полномочия Палаты представителей могут быть досрочно прекращены при отказе в доверии Правительству, выражении вотума недоверия Правительству либо двукратном отказе в даче согласия на назначение Премьер-министра. Полномочия Палаты представителей либо Совета Республики могут быть также досрочно прекращены на основании заключения Конституционного Суда в случае систематического или грубого нарушения палатами Конституции. Решения по этим вопросам принимаются Президентом после официальных консультаций с председателями палат.
Палата представителей: рассматривает по предложению Президента либо по инициативе не менее 150 тысяч граждан Б., обладающих избирательным правом, проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции; рассматривает проекты законов, в том числе об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики Б., военной доктрины, ратификации и денонсации международных договоров, об основном содержании и принципах осуществления прав, свобод и обязанностей граждан и многие другие; назначает выборы Президента Б.; дает согласие Президенту на назначение Премьер-министра; заслушивает доклад Премьер-министра о программе деятельности Правительства и одобряет или отклоняет программу (повторное отклонение означает выражение вотума недоверия Правительству); рассматривает по инициативе Премьер-министра вопрос о доверии Правительству; выражает по инициативе не менее одной трети от полного состава Палаты представителей вотум недоверия Правительству; принимает отставку Президента; выдвигает обвинение против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления; принимает решение о смещении Президента с должности и др.
Совет Республики: одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции, проекты иных законов; дает согласие на назначение Президентом Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной избирательной комиссии, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка; принимает решение о смещении Президента с должности; избирает шесть судей Конституционного Суда; избирает шесть членов Центральной избирательной комиссии Б.; отменяет решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству; принимает решение о роспуске местного Совета депутатов в случае систематического или грубого нарушения им требований законодательства и в иных случаях, предусмотренных законом; рассматривает выдвинутое Палатой представителей обвинение против Президента, принимает решение о его расследовании; принимает решение о смещении Президента с должности; рассматривает указы Президента о введении чрезвычайного положения, военного положения, полной или частичной мобилизации и др.
В законодательном процессе в Парламенте Б. действует принцип нижней и верхней палат. Принятый Палатой представителей проект закона рассматривается Советом Республики. Не одобренный Советом Республики закон может быть принят Палатой представителей двумя третями голосов. Поступивший к Президенту на подпись закон может быть возвращен им в Палату представителей с его возражениями. Вето Президента может быть преодолено не менее чем двумя третями голосов в каждой из палат.
Однако в законодательном процессе Б. есть и свои особенности: если у Президента есть возражения на отдельные положения закона, он подписывается Президентом и вступает в силу, за исключением тех положений, относительно которых имеются возражения и по которым предстоит повторное голосование в палатах.
Другая особенность: палаты по предложению Президента могут делегировать ему законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона. Такой закон должен определять предмет регулирования и срок полномочий Президента на издание декретов. При этом не допускается делегирование полномочий на издание декретов, предусматривающих изменение и дополнение Конституции, ее толкование, изменение и дополнение программных законов, утверждение республиканского бюджета, изменение порядка выборов Парламента и Президента, ограничение конституционных прав и свобод граждан.
Однако согласно Конституции в силу особой необходимости Президент по своей инициативе либо по предложению Правительства может издавать временные декреты, имеющие силу закона. Временные декреты должны быть в трехдневный срок представлены для последующего рассмотрения Палатой представителей, а затем Советом Республики. Декреты сохраняют силу, если они не отменены большинством не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат.
Исполнительную власть в Б. осуществляет Правительство - Совет Министров Б. - центральный орган государственного управления. Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту Б. и ответственно перед Парламентом Б.
Судебная власть в Б. принадлежит судам.
Контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом Б., который согласно ст. 116 Конституции формируется из 12 судей, высококвалифицированных специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень: 6 судей Конституционного Суда назначаются Президентом, 6 избираются Советом Республики. Председатель Конституционного Суда назначается Президентом с согласия Совета Республики. Срок полномочий членов Конституционного Суда - 11 лет. Предельный возраст членов Конституционного Суда - 70 лет.
Единую и централизованную систему органов прокуратуры возглавляет Генеральный прокурор Б. Его назначает Президент с согласия Совета Республики.
Конституцией учрежден Комитет государственного контроля как орган, осуществляющий государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения.
(С. А.)

Ссылка на страницу: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Теги: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Просмотров: 168 | | Рейтинг: 0.0/0 Символов: 33275

ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам

Всего комментариев: 0
avatar


close