Главная » СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА


17:04
СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

г. Новосибирск | 2010 г.
Редакция: Мандрик Р.А.

ГОРОДСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ - понятие, используемое Конституцией РФ, Федеральным законом об общих принципах организации местного самоуправления в РФ 1995 г. и другими нормативными актами, в особенности при регулировании территориальной системы местного самоуправления. Например, согласно ст. 131 Конституции, местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях.
В законодательстве нет четкой расшифровки, что относить к городским, а что - к сельским поселениям. Вне сомнения, городскими поселениями являются города: они могут быть республиканского (республики в составе РФ), краевого, областного, окружного и районного значения. Помимо того что они имеют официальный статус города, важным фактором является и то, что население в подавляющем большинстве не имеет отношения к сельскохозяйственному труду.
С учетом последнего обстоятельства городскими поселениями можно считать и многие поселки, даже входящие в состав сельских районов (тем более, что и города районного значения входят в состав сельских районов), если большинство жителей поселка профессионально не занимается сельским хозяйством. Не случайно возникло понятие "поселок городского типа": к нему относят населенные пункты при промышленных предприятиях, стройках, станциях, гидротехнических сооружениях, а также населенные пункты, на территории которых расположены высшие и средние специальные учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, стационарные оздоровительные и лечебные учреждения с численностью населения, как правило, более 2 тыс. человек, из которых не менее двух третей составляют рабочие, служащие и члены их семей. Надо также иметь в виду, что есть поселки указанных видов, входящие в состав городов и представляющие собой отдельные административно-территориальные единицы и муниципальные образования. (С. А.)

ГОРОДСКОЕ СОБРАНИЕ - а) вид представительного органа местного самоуправления во многих городах РФ, избираемого населением (сходные названия - собрание представителей, собрание депутатов);
б) собрание представителей общественных ооъединений, органов местного самоуправления, муниципальных учреждений, предпринимательских структур, крупных предприятий и т.д., создаваемое для их консолидации и содействия политической стабилизации положения в городе, его комплексному экономическому и социальному развитию (сходные названия - городской форум, городская ассамблея).
(С. А.)

ГОРОДСКОЙ РАЙОН - единица административно-территориального устройства. На городские районы делятся многие крупные города, насчитывающие, как правило, более 150 тыс. жителей. В одних субъектах РФ Г. р. признаются единицами местного самоуправления, муниципальными образованиями, т. е. здесь избираются представительные органы и должностные лица местного самоуправления. В других субъектах РФ Г. р. являются лишь базой для организации управления городом, и здесь создаются только подразделения городских органов управления. Вопрос о преимуществах той или другой модели является дискуссионным. (С. А.)

ГОРОДСКОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ - по Конституции СССР 1977 г. и Конституции РСФСР 1978 г. - один из местных Советов, т. е. местных представительных органов государственной власти. Г. С. н. д. образовывались и избирались населением в городах районного подчинения (городах, входивших в состав районов в сельской местности), в городах краевого, областного, республиканского (автономных республик) подчинения (городах, входивших непосредственно в края, области, автономные республики), городах республиканского (РСФСР) подчинения (в Москве и Ленинграде).
Г. С. н. д. первых двух видов при конституционных реформах 1991- 1992 гг. были преобразованы в органы местного самоуправления и выведены из системы органов государственной власти. Г. С. н. д. Москвы и Ленинграда (21 апреля 1992 г. в Конституцию РФ включено название города - Санкт-Петербург) в связи с тем, что эти города были объявлены субъектами РФ, перестали именоваться местными Советами.
Г. С. н. д. прекратили существование осенью 1993 г. на основе указов Президента РФ. Им на смену пришли городские представительные органы в виде дум или собраний представителей. Применительно к городам слово "подчинение" изъято из нормативных актов, и теперь говорится о городах соответственно районного, республиканского, краевого, областного, окружного (т. е. по видам субъектов РФ) и федерального значения. (С. А.)

ГОСПЛАН - сокращенное наименование государственных органов(входивших в систему органов государственного управления), отвечавших за подготовку и выполнение государственных планов хозяйственного и социально-культурного строительства в нашей стране в период советской власти. На уровне СССР, союзных и автономных республик действовал государственный плановый комитет (его председателем был, как правило, заместитель председателя соответствующего Совета министров), на остальных уровнях - плановая комиссия (ее председателем был член, а очень часто и заместитель председателя исполнительного комитета местного Совета народных депутатов).(С. А.)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ - понятие, во многом совпадающее с понятием "безопасность", данным в Законе РФ "О безопасности" от 5 марта 1992 г. По этому Закону безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Такие интересы, естественно, неразрывно взаимосвязаны. К ним относится совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства, другими словами, обеспечивает права и свободы личности, материальные и духовные ценности общества, а также конституционный строй, суверенитет и территориальную целостность государства.
Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. (К. Г.)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГЕРОЛЬДИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - одно из подразделений Администрации Президента РФ. Образована Указом Президента от 25 июля 1994 г. в целях обеспечения в Российской Федерации единой государственной политики в области геральдики. Указом от 12 февраля 1998 г. преобразована в отдел Управления кадровой политики Президента РФ (в настоящее время - Управление кадров). Согласно Положению о Г. г. п. П. РФ, ее основными задачами являются: геральдическое обеспечение в установленном порядке работы по созданию и использованию официальных символов РФ и субъектов РФ, созданию знамен и флагов, государственных и ведомственных наград, форменных костюмов военнослужащих и иных служащих; обеспечение согласования соответствующей деятельности федеральных органов исполнительной власти; содействие эффективному взаимодействию органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в городах РФ в области создания и использования официальных символов; участие в выработке соответствующих нормативных актов; выработка методических рекомендаций по вопросам геральдики.
Государственная герольдия: проводит в установленном порядке работу по созданию официальных символов РФ и осуществляет контроль за их использованием; осуществляет обязательную геральдическую экспертизу предлагаемых государственных, ведомственных и иных официальных символов и рассматривает проекты положений о них, а также осуществляет обязательную геральдическую экспертизу форм одежды и знаков различия федеральных государственных служащих; проводит регистрацию и учет государственных официальных символов (гербов, флагов, знамен, наград, знаков отличия и различия, форменных костюмов) и геральдических знаков общественных объединений; ведет в установленном порядке Государственный геральдический регистр. Она вправе давать заключения во вопросам геральдики, а также разъяснения о применении правовых норм по вопросам геральдики, содержащихся в актах Президента и Правительства РФ. (С. А.)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ - организованное руководство делами общества со стороны государства и его органов (органов Г. в.). Суть Г. в. выражается в принятии актов (совершении действий), имеющих государственно-обязательную силу, обеспечиваемых авторитетом, организационными мероприятиями, а при необходимости и принуждением со стороны государства. Г. в. распространяется на всех граждан.
Г. в. осуществляется или народом непосредственно, или органами Г. в. Высшим выражением непосредственного (прямого) осуществления Г. в. самим народом являются референдум (народное голосование) и выборы органов законодательной власти - Государственной Думы, представительных органов субъектов РФ, а также государственных выборных должностных лиц (Президент РФ, президенты республик и губернаторы других субъектов РФ) (см. также: непосредственная демократия).
Органы Г. в., осуществляющие власть народа, делятся на три вида: органы законодательной, исполнительной и судебной власти. А по уровням - это органы федеральные и субъектов РФ. Г. в. в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание - парламент (состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы), Правительство РФ, суды РФ (существует единая судебная система РФ; ее высшими звеньями являются Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ). В субъектах РФ действуют органы законодательной (представительной) власти (законодательные собрания, думы и др.), исполнительной власти (президенты, губернаторы, правительства) и суды (см. также: Народовластие. Суверенитет. Законодательная власть. Исполнительная власть. Политическая власть). (С. А.)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАНИЦА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - в соответствии с Законом РФ "О Государственной границе Российской Федерации" от 1 апреля 1993 г. (с изменениями 1994, 1996, 1997 и 1998 гг.) линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) РФ, т. е. пространственный предел действия государственного суверенитета РФ.
Защита Г. г. РФ как часть системы обеспечения безопасности РФ и реализации государственной пограничной политики РФ заключается в согласованной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, осуществляемой ими в пределах своих полномочий путем принятия политических, организационно-правовых, дипломатических, экономических, оборонных, пограничных, разведывательных, контрразведывательных, оперативно-розыскных, таможенных, природоохранных, санитарно-эпидемиологических, экологических и иных мер. В этой деятельности в установленном порядке участвуют организации и граждане.
Охрана Г. г. РФ осуществляется органами и войсками Федеральной пограничной службы РФ в пределах приграничной территории, Вооруженными Силами РФ в воздушном пространстве и подводной среде и другими силами (органами) обеспечения безопасности РФ в случаях и порядке, определяемых законодательством РФ. (С. А.)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДИСЦИПЛИНА - необходимость соблюдения и исполнения требований законов и иных нормативных правовых актов государства, а также указаний соответствующих компетентных органов и должностных лиц. (С. А.)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДОЛЖНОСТЬ - в соответствии с Федеральным законом РФ "Об основах государственной службы Российской Федерации" 1995 г. должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ, а также иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.
Г. д. подразделяют на 3 категории:
1) должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами (Г. д. РФ), конституциями, уставами субъектов РФ (Г. д. субъектов РФ) для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (Президент РФ, Председатель Правительства РФ. председатели палат Федерального Собрания РФ, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, депутаты, министры, судьи и др.), - Г. д. категории "А"; 2) должности, учреждаемые в установленном законодательством РФ порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории "А", - Г. д. категории ''Б"; 3) должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий, - Г. д. категории "В".
Г. д. категорий "Б" и ''В" считаются Г. д. государственной службы и подразделяются на следующие группы: высшие Г. д. государственной службы (5-я группа); главные Г. д. государственной службы (4-я группа); ведущие Г. д. государственной службы (3-я группа); старшие Г. д. государственной службы (2-я группа); младшие Г. д. государственной службы (Г-я группа).
Чтобы претендовать на должности 5-й и 4-й групп, необходимо иметь высшее профессиональное образование по специализации "Г. д. государственной службы" или образование, считающееся равноценным, с дополнительным высшим профессиональным образованием по специализации "Г. д. государственной службы"; для 3-й и 2-й групп - высшее профессиональное образование по специальности "государственное управление" либо по специализации "Г. д. государственной службы" или образование, считающееся равноценным; для 1-й группы - среднее профессиональное образование по специализации "Г. д. государственной службы" или образование, считающееся равноценным.
Другие требования к Г. д. государственной службы могут устанавливаться федеральными законами и законами субъектов РФ, а также нормативными актами государственных органов - в отношении государственных служащих этих государственных органов. (С. А.)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - одна из палат Федерального Собрания (парламента РФ). Согласно ст. 11 Конституции РФ, ГД ФС РФ участвует в осуществлении государственной власти. Она относится к законодательной ветви власти.
Впервые этот орган был предусмотрен "Положением о федеральных органах власти на переходный период", утвержденным Указом Президента РФ 21 сентября 1993 г., которым была прекращена деятельность Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. Затем существование ГД ФС РФ было зафиксировано Конституцией РФ 1993 г. Первые выборы в ГД ФС РФ проводились 12 декабря 1993 г. Затем выборы состоялись 17 декабря 1995 г. Очередные выборы назначены на 19 декабря 1999 г.
ГД ФС РФ состоит из 450 депутатов. Срок полномочий ГД ФС РФ - 4 года. Депутатом может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года. Одно и то же лицо не может быть одновременно членом Совета Федерации и депутатом ГД ФС РФ; не разрешается депутату ГД ФС РФ быть депутатом иных представительных органов власти и органов местного самоуправления. Депутаты ГД ФС РФ работают на профессиональной постоянной основе, т. е. получают вознаграждение за свою работу, не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Порядок выборов депутатов ГД ФС РФ устанавливается Федеральным законом о выборах депутатов ГД ФС РФ от 2 июня 1999 г. Половина депутатов - 225 - избирается по территориальным одномандатным (т. е. один округ - один депутат) избирательным округам. Применяется мажоритарная система относительного большинства: выборы считаются несостоявшимися, если в них приняли участие менее 2590 зарегистрированных избирателей, а победителем является кандидат, набравший большее число голосов, чем его соперники. Другая половина депутатов - 225 - избирается по спискам избирательных объединений и блоков по пропорциональной избирательной системе: вся страна является единым федеральным избирательным округом; партии, движения и их блоки (обобщенное название для всех - избирательные объединения, блоки) выдвигают свои списки кандидатов (не более 270 в одном списке); избиратели голосуют за соответствующий список (или против всех списков); выборы считаются несостоявшимися при явке менее 25% зарегистрированных избирателей; к распределению мандатов не допускаются избирательные объединения, блоки, набравшие менее 5% голосов избирателей, принявших участие в голосовании; перешагнувшие 5-процентный барьер избирательные объединения, блоки получают депутатские места пропорционально количеству поданных за них голосов. В ГД ФС РФ второго созыва (созыв - очередной срок, на который избрана палата) по пропорциональной системе прошли депутаты по спискам КПРФ, ЛДПР, движений "Наш дом - Россия" и "Яблоко".
ГД ФС РФ считается нижней палатой Федерального Собрания, Совет Федерации - верхней палатой. Это не конституционные, а научные характеристики. Они связаны с тем, что законодательный процесс как бы начинается "снизу"и идет"вверх". А поскольку первой рассматривает законы ГД ФС РФ, ее и называют нижней палатой. Таким образом, никакой субординации между палатами не существует, они самостоятельны в своей деятельности.
В силу избрания народом ГД ФС РФ считается как бы более репрезентативным органом, хотя в этом есть доля условности. И все же нельзя не учитывать того, что именно в ГД ФС РФ политические партии и движения пытаются провести своих представителей, а многие депутаты баллотировались туда в качестве независимых кандидатов. В ГД ФС РФ сконцентрированы представители политических сил, как оппозиционно настроенных по отношению к Президенту и Правительству РФ, так и поддерживающих их. Депутаты ГД ФС РФ объединяются во фракции и депутатские группы. Обсуждение вопросов на заседаниях ГД ФС РФ, ее комитетов, на парламентских слушаниях нередко носит ярко выраженный политизированный характер.
Основные вопросы компетенции ГД ФС РФ отражены в Конституции РФ. К ведению ГД ФС РФ относятся: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.
Значительный объем деятельности ГД ФС РФ приходится на законотворчество. Федеральные законы обсуждаются в ГД ФС РФ по процедуре трех (бюджетные - четырех) чтений и принимаются большинством голосов от общего числа депутатов ГД ФС РФ. Далее в течение 5 дней они передаются на рассмотрение Совета Федерации. Если СФ не одобрит закон, палаты могут создать согласительную комиссию. Если ГД ФС РФ не согласится с мнением СФ, федеральный .закон будет считаться принятым, если при повторном голосовании за него проголосует не менее двух третей от общего числа депутатов ГД ФС РФ. Принятый закон поступает Президенту РФ, который его подписывает и обнародует. В течение 14 дней Президент может отклонить закон. В этом случае ГД ФС РФ и СФ повторно рассматривают закон. Для его одобрения требуется не менее двух третей голосов в ГД ФС РФ и СФ. И только в этом случае закон подлежит подписанию Президентом в течение 7 дней и его обнародованию.
Внутренняя структура и организация деятельности ГД ФС РФ регулируются в общих чертах Конституцией РФ и более подробно Регламентом ГД ФС РФ, который был принят впервые в 1994 г. и многократно корректировался впоследствии. В 1998 г. принят новый Регламент палаты.
ГД ФС РФ избирает из своего состава Председателя ГД ФС РФ, первого заместителя и заместителей. Для предварительной подготовки организационных решений по вопросам деятельности палаты имеется Совет ГД ФС РФ, куда входят Председатель ГД ФС РФ, руководители фракций и депутатских групп. ГД ФС РФ нынешнего созыва образовала 28 комитетов: по законодательству и судебно-правовой реформе; по труду и социальной политике; по делам ветеранов; по охране здоровья; по образованию и науке; по делам женщин, семьи и молодежи; по бюджету, налогам, банкам и финансам; по экономической политике; по собственности, приватизации и хозяйственной деятельности;
по аграрным вопросам; по промышленности, строительству, транспорту и энергетике; по природным ресурсам и природопользованию; по экологии; по обороне; по безопасности; по международным делам; по делам СНГ и связям с соотечественниками; по делам национальностей; по делам Федерации и региональной политике; по вопросам местного самоуправления; по делам общественных объединений и религиозных организаций; по Регламенту и организации работы ГД ФС РФ; по информационной политике и связи;
по вопросам геополитики; по конверсии и наукоемким технологиям;
по культуре; по туризму и спорту;
по проблемам Севера и Дальнего Востока.
На постоянной основе функционирует мандатная комиссия, по мере необходимости образуются временные комиссии. (С. А.)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ - обобщенное наименование тех сфер (областей) жизни страны, которые находятся в ведении государства и его органов. (С. А.)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ - см.: Монополия государства.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАГРАДА - высшая форма поощрения граждан за выдающиеся заслуги в экономике, науке, культуре, искусстве, защите Отечества, государственном строительстве, воспитании, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной деятельности и за иные заслуги перед государством.
В соответствии с Положением о Г. н. РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 2 марта 1994 г. и действующим в редакции Указа от 6 января 1999 г., Г. н. РФ являются: звание Героя РФ; ордена, медали, знаки отличия РФ; почетные звания РФ.
В РФ учреждены следующие ордена, медали, знаки отличия:
ордена - Святого апостола Андрея Первозванного, "За заслуги перед Отечеством" четырех степеней (высшей является 1-я степень), о. Жукова, о. Мужества, о. "За военные заслуги", о. Почета, о. Дружбы; знак особого отличия - медаль "Золотая звезда": медали - м. ордена "За заслуги перед Отечеством" двух степеней, м. "За отвагу", м. "Защитнику свободной России", м. "За спасение погибавших", м. Суворова, м. Ушакова, м. Нестерова, м. "За отличие в охране государственной границы", м. "За отличие в охране общественного порядка", юбилейная м. "50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", м. Жукова, юбилейная м. "300 лет Российскому флоту", юбилейная м. "В память 850-летия Москвы"; знак отличия "За безупречную службу".
В соответствии с Положением в системе государственных наград сохраняются военный орден Святого Георгия и знак отличия - Георгиевский Крест, военные ордена Суворова, Ушакова, Кутузова, Александра Невского, Нахимова, награждение которыми производится за подвиги и отличия в боях по защите Отечества при нападении на Российскую Федерацию внешнего противника.
Г. н. РФ могут быть удостоены граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства. Награждение организаций и предприятий, практиковавшееся в советское время. Положением не предусмотрено.
Республики в составе РФ и некоторые другие субъекты РФ устанавливают свои государственные награды. (См. также: Почетное звание.) (С. А.)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РФ - единая система контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ.
Составными частями системы ГНС РФ являются: Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (до издания Указа Президента РФ от 23 декабря 1998 г. - Государственная налоговая служба РФ) и его территориальные подразделения - государственные налоговые инспекции субъектов РФ, а также районов, городов и других административно-территориальных единиц (см.: Налоговая инспекция). В случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, полномочиями налоговых органов могут обладать таможенные органы, в частности, при перемещении товаров через таможенную границу РФ.
Органы ГНС РФ выполняют свои функции в тесном взаимодействии с налоговой полицией. (К. Г.)

Ссылка на страницу: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Теги: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Просмотров: 187 | | Рейтинг: 0.0/0 Символов: 24383

ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам

Всего комментариев: 0
avatar


close